PostDateIcon 25.05.2010 11:22 |  PostAuthorIcon Автор: Administrator | PDF Печать E-mail

Сегодня автомобильные аудиосистемы можно разделить на несколько типов, начиная от простых бюджетных и заканчивая продвинутыми, разветвленными дорогостоящими установками. Поэтому каждый человек может выбрать для себя тот автозвук, который подходит именно под его музыкальные предпочтения. Конечно, у каждого варианта построения car-audio можно выявить свои достоинства и недостатки. Но их определение – удел профессионалов. Мы же остановимся на основных принципах построения современного звучания в машине.


Схемы построения

 

1 схема - начального уровня или стандартная. Она включает в себя головное устройство (магнитолу), 4 канала и столько же колонок. Например: магнитола Pioneer DEH-2220UB, фронтальная акустика Autofun AS-62, тыловая акустика Soundstatus SDX609.

2 схема - среднего уровня или молодежная. Этот вариант сложнее первого. Здесь дополнительно к элементам начального уровня устанавливается усилитель исабвуфер (низкочастотный громкоговоритель). По такой схеме комплектуется аудиосистема современных иномарок прямо на заводе. Также автозвук этого типа предпочитают молодые водители. При относительно небольших финансовых затратах он позволяет насладиться мощным звучанием популярной музыки. Например: магнитола Pioneer DEH-3110UB, фронтальная акустика Soundstatus SМX16.2, тыловая акустика DLS M1369, Сабвуфер Nitech TB 12.2R, усилитель на Сабвуфер Calcell POP 300.1.


3 схема - высокого уровня. При реализации аудиосистемы высокого уровня головное устройство выходит на четырехканальный усилитель и непосредственно с усилителя все колонки получают электропитание. Подобная схема в основном применяется людьми в возрасте, которые добиваются чистого музыкального звучания. Например: магнитола Pioneer DEH-5200SD, фронтальная и тыловая акустика – Mac Audio Mac Iron 2.16, усилитель Soundstatus SA-4200A.


4.1 схема – начальный аудиофильский вариант. Позволяет с минимальными затратами в будущем дополнить систему усилителем и сабвуфером. Например: магнитола Clarion DX2-788RUSB, фронтальная акустика Cerwin Vega 2726.


4.2 схема - аудиофильский вариант. На сегодняшний день это стандартное подключение профессионального авто-звука. Например: магнитола Pioneer DEH-88RSII, фронтальная акустика Cerwin Vega 2726, сабвуфер MTX RT-1244, усилитель Soundstatus SA-4200A.


5 схема – кинотеатр. Такой вариант позволяет реализовывать звук стандарта 5.1 в автомобиле. При этом становится доступен формат DVD-audio. Например: головное устройство Varta 711DN, фронтальная и тыловая акустика Soundstatus SM2.16, центральный динамик Varta V-CC100, сабвуфер Cerwin Vega HED 15, усилитель Kicx KAP5.1.
Аудиофильская система. Основные определения
Остановимся на аудиофильском варианте реализации car-audio более подробно. Одной из важнейших характеристик профессиональной автомузыки является способность правильно передавать звуковую стереокартину. Чтобы достичь такого результата, приходится прибегнуть к некоторым хитростям. При построении аудиофильских систем колонки располагаются только спереди. Сабвуфер настраивается таким образом, что никто из слушателей и не догадывается, что этот динамик находится в багажнике. Создается ощущение, что это играют только передние колонки. В системах этой категории «звуковая сцена» не должна блуждать по салону автомобиля, а находится перед водителем. Под этим термином понимается результат пространственного восприятия слушателем воспроизводимого музыкального сигнала. Для качественной передачи сцены важно не только формирование переднего плана, но и создание эффекта присутствия. Таким образом, у человека, расположившегося на одном из передних сидений, возникает чувство реалистичности происходящего. Голос певца должен находиться посередине приборной панели, а инструменты располагаться по бокам, как на настоящем концерте. Также существуют такие понятия как высота и глубина сцены.
Идеальная высота сцены - на уровне глаз слушателя. Слишком низкая сцена словно направляет взгляд слушателя в пол, слишком высокая же заставляет поднимать взгляд наверх. Однако помимо просто высоты есть ещё понятие ее стабильности. Ощущение высоты кажущихся источников звука не должно меняться в зависимости от положения источника звука - слева, справа, в центре. Например, играет гитарист слева, ударник - в центре, трубач - справа. В системе с низкой, но стабильной сценой все исполнители будут находиться на уровне спидометра. Все трое. В системе с нестабильной по ширине высотой сцены гитарист и трубач могут оказаться ниже ударника. Глубина сцены характеризует расположение музыкантов на импровизированной площадке по мере их удалённости от слушателя.
Чаще всего ударник находится за гитаристами, а вокалист располагается между ними. Системы с отличной глубиной сцены дают слушателю ощущение пространства между музыкантами, и Вы легко сможете определить, как они расположились на сцене. Варианты исполнения этих схем бывают процессорные и безпроцессорные. В первом случае задержки и расстояния регулируются в самом головном устройстве или отдельном процессоре. Во втором - сцена настраивается расположением и направленностью динамиков (подиумы).
Головные устройства
Современные магнитолы тоже подразделяются на несколько видов. Определенная категория проигрывает только CD-диски. Это либо устаревшие аппараты, которые не читают формат МР3, или, наоборот, дорогостоящие - аудиофильские. Дело в том, что расширение МР3 не обладает качеством CD-звучания. Поэтому в среде профессионалов car-audio такие головные устройства не пользуются популярностью. Другой класс магнитол, помимо компакт-дисков, проигрывает треки МР3. Сюда же можно отнести современные головные устройства с разъемом USB, SD. В наше время такое конструктивное решение становится стандартной практикой. Третий вариант – ресиверы, которые воспроизводят помимо CD, МР-3 еще и DVD-формат. Также существуют ресиверы без CD-транспорта. В своей работе они используют только USB, SD/MMC карты или управляют iPOD. К следующему виду головных устройств причисляются DVD-проигрыватели со встроенным монитором. Они бывают 2 типов: выезжающие, когда монитор располагается внутри корпуса (1 DIN), и с экраном на панели магнитолы (1 DIN, 2 DIN). Бывают приставки и 0,5 DIN. Это обычные DVD-приставки без приемника и усилителя.
Акустика
Автомобильные музыкальные колонки делятся на коаксильные и компонентные. Коаксильная акустика стандартная, недорогая. Устанавливается в обычные комплектации автомобилей на заводах. В таких колонках твиттер («пищалка») размещена в одной корзине с мидбасом (динамик, воспроизводящий диапазон среднего баса). Эти компоненты располагаются внутри диффузора динамика. В «коаксиалах» частоты налагаются друг на друга, потому что специальный фильтр не делит их на различные звуковые потоки. Классический пример – обычные «блины» размером 6.9 дюймов.
Конструктивно компонентная акустика сделана совершенно по-другому. В этих колонках все элементы разделены: мидбас, твиттер, кроссовер выполнены отдельно. Наложения звука здесь не происходит. Компонентная акустика всегда дороже аналогичного класса «коаксиалов».
Помимо всего прочего колонки различаются по размеру. Бывает типоразмер 10, 13, 16,5 и т.д. сантиметров. Также эта величина может быть выражена в дюймах. В отдельный ряд акустики можно выделить сабвуферы. Их мощность пропорциональна площади диффузора и может начинаться с отметки в десятки Ватт и заканчиваться несколькими Киловаттами. Различают сабвуферы размером 8, 10, 12, 15, 18 и т.д. дюймов.
Электропитание системы
Хорошая музыка в машине требует значительных затрат электроэнергии бортовой сети автомобиля. Начнем с проводки. Для подключения усилителей используются наборы специальных кабелей. В их комплект обычно входят силовой, сигнальный, акустические и межблочные провода.
Из-за мощного потребления электричества усилителями без установки конденсаторов тоже не обойтись. Конденсатор в современном автозвуке выполняет роль сглаживающего фильтра, который защищает усилитель от скачков напряжения. Так как штатный автомобильный аккумулятор не в состоянии моментально отдать электричество на пиках нагрузки, то возникает нехватка энергии в бортовой системе электропитания. В такт ритмичным ударам музыки начинает мигать магнитола, фары и т.д. В этом случае конденсатор становится своего рода батареей, но меньшей емкости по сравнению с аккумулятором. Он моментально заряжается и разряжается. За счет этой особенности в тех случаях, когда «родной» аккумулятор не способен обеспечить в полном объеме систему электричеством, его отдает конденсатор. За счет этого питание становится ровным, без скачков. В результате все электроприборы получают стабильное питание. Дилетанты думают, что установка этой детали поможет избежать разрядки штатного аккумулятора машины. На самом деле конденсатор на емкость аккумуляторной батареи не влияет. В некоторых случаях для питания развитой системы автозвука ставится гелевый аккумулятор.
От обычных он отличается скоростью передачи электроэнергии и высокой пиковой мощностью. Такие батареи не боятся полного разряда. Минус таких аккумуляторов - высокая цена. Стоят они в 4-6 раз больше обычных. Когда все эти меры не спасают, то на автомобиль устанавливают дополнительный генератор. Но это уже удел автозвуковых спортсменов.

Подготовил Дмитрий Абрамов


Обновлено 16.07.2010 10:10