PostDateIcon 27.05.2010 12:58 |  PostAuthorIcon Автор: Administrator | PDF Печать E-mail
С наступлением дачного и строительного сезона не обойтись без дополнительных устройств для перевозки различных грузов – прицепов и полуприцепов. Однако, прежде чем отправиться в дорогу, автовладельцу стоит позаботиться о техническом состоянии подобных транспортных средств. О том, как подготовить прицепы и полуприцепы к техническому осмотру, мы беседуем с Виталием Ивановым, директором ПТО №11 (ООО «АВТО-ПРОФИ»).
- Виталий Петрович, какое сегодня существует разделение прицепов и полуприцепов?
- Прицепы относятся к буксируемым АТС. Буксируемые АТС классифицируются по ГОСТ Р 52051 и подразделяются на категории:
О1 – прицепы с технически допустимой максимальной массой до 0,75 т;
О2 – прицепы и полуприцепы с технически допустимой максимальной массой от 0,75 до 3,5 т;
О3 – прицепы и полуприцепы с технически допустимой максимальной массой от 3,5 до 10 т;
О4 – прицепы и полуприцепы с технически допустимой максимальной массой более 10 т.
- С какой периодичностью следует предоставлять эти ТС на техосмотр?
- Буксируемые АТС подлежат государственному техническому осмотру со следующей периодичностью:
а) прицепы для перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – каждые 6 месяцев;
б) прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 т, зарегистрированные в установленном порядке и прошедшие первый ГТО до 31 декабря года, следующего за годом изготовления, - через 36 месяцев;
- то же, с года выпуска которых прошло не более 7 лет, включая год выпуска, – каждые 24 месяца;
- то же, с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, – каждые 12 месяцев;
в) прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (за исключением ТС, указанных в подпункте «а») – каждые 12 месяцев. Сроки, предусмотренные настоящим пунктом, исчисляются с даты проведения первого государственного технического осмотра.
- Какие документы необходимо предъявить при осмотре?
- Для осмотра собственник (представитель собственника) представляет транспортное средство и предъявляет следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- водительское удостоверение с разрешающими отметками в нем на право управления ТС, представленным на осмотр;
- медицинскую справку установленной формы;
- документ, подтверждающий право владения (для собственника ТС) или пользования и (или) распоряжения транспортным средством (для представителя собственника – доверенность, договор аренды и т.п.);
- свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт транспортного средства;
- документы об уплате установленных платежей и сборов;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (ОСАГО). С 1 марта 2008 года не подлежат страхованию буксируемые АТС категорий О1, О2.
- Сколько сегодня составляет размер оплаты при прохождении техосмотра для буксируемых АТС?
- Государственная пошлина за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, составляет 300 рублей за каждую единицу АТС.
Размер оплаты за диагностику Утвержден Республиканской службой по тарифам от 09.04.2008 г. №10-4/п и составляет:
полуприцепы - 220 руб;
прицепы полной массой до 0,75 тонн - 78 руб;
то же полной массой от 0,75 до 3,5 тонн - 140 руб;
то же полной массой свыше 3,5 тонн - 177 руб.
- Какие предъявляются требования к техническому состоянию буксируемым АТС?
- Согласно ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» буксируемое АТС проверяется по следующим параметрам: тормозное управление, внешние световые приборы и светоотражающая маркировка, шины и колеса, прочие элементы конструкции, маркировка АТС. Рассмотрим их более подробно.
Основные требования к тормозному управлению
Рабочая тормозная система проверяется по показателям эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении, а запасная, стояночная и вспомогательная тормозные системы только по показателям эффективности торможения. Допускается относительная разность тормозных сил колес оси (в процентах от наибольшего значения) для осей АТС с дисковыми колесными тормозными механизмами не более 20% и для осей с барабанными колесными тормозными механизмами не более 25%.
Рабочая тормозная система автопоездов с пневматическим тормозным приводом в режиме аварийного (автоматического) торможения должна быть работоспособна. Стояночная тормозная система считается работоспособной в том случае, если при приведении ее в действие достигается для АТС с технически допустимой максимальной массой:
- или значение удельной тормозной силы не менее 0,16;
- или неподвижное состояние АТС на опорной поверхности с уклоном 16%.
Не допускаются подтекания тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе, перегибы, видимые места перетирания гибких тормозных шлангов, коррозия, грозящая потерей герметичности или разрушением, механические повреждения тормозных трубопроводов, наличие деталей с трещинами или остаточной деформацией в тормозном приводе. Гибкие тормозные шланги, передающие давление сжатого воздуха или тормозной жидкости колесным тормозным механизмам, должны соединяться друг с другом без дополнительных переходных элементов (для АТС, изготовленных после 01.01.1981 г.). Набухание шлангов под давлением, трещины и наличие на них видимых мест перетирания не допускаются.
Расположение и длина соединительных шлангов пневматического тормозного привода автопоездов должны исключать их повреждения при взаимных перемещениях тягача и прицепа (полуприцепа).
Основные требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке
Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства. Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей и световозвращателей допускается только в случаях, когда комплектация АТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с таблицей «Требования Правил ЕЭК ООН к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах».
Отсутствие рассеивателей внешних световых приборов не допускается. Габаритные, контурные огни, а также опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме. Сигналы торможения должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме. Фара заднего хода должна включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.
Указатели поворотов должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах 90 проблесков в минуту или 1,5 Гц. Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме. Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.
Основные требования к шинам и колесам
Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
- для прицепов, буксируемых легковыми автомобилями, - 1,6 мм;
- для прицепов и полуприцепов, буксируемых грузовыми автомобилями, - 1,0 мм.
Шина не пригодна к эксплуатации при наличии участка беговой дорожки, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной и появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин), при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.
Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора не допускаются.
АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правилами эксплуатации автомобильных шин.
Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускается.
Не допускаются наличие трещин на дисках и ободьях колес, следы их устранения сваркой и видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колёс.
Основные требования к прочим элементам конструкции
Запоры бортов грузовой платформы должны быть работоспособны. На АТС категорий О3 и О4 демонтаж или изменение места размещения установленного изготовителем заднего защитного устройства (ЗЗУ) не допускается. ЗЗУ по длине должно быть не более длины задней оси и не короче ее более чем на 100 мм с каждой стороны.
Ручная и автоматическая блокировки седельно-сцепного устройства должны предотвращать самопроизвольное расцеплениетягача и полуприцепа. Деформации, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепного шкворня, гнезда шкворня, опорной плиты, тягового крюка, шара тягово-сцепного устройства, разрушение, трещины или отсутствие деталей крепления сцепных устройств не допускаются.
Одноосные прицепы (кроме роспусков) и прицепы, не снабженные тормозами, должны быть оборудованы работоспособными предохранительными приспособлениями (цепями, тросами). Длина предохранительных цепей (тросов) должна предотвращать контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и при этом обеспечивать управление прицепом в случае обрыва (поломки) тяговосцепного устройства. Предохранительные цепи (тросы) не должны крепиться к деталям тягово-сцепного устройства или деталям его крепления.
Прицепы (кроме одноосных и роспусков) должны быть оборудованы устройством, поддерживающим сцепную петлю дышла в положении, облегчающим сцепку и расцепку с тяговым автомобилем. Деформации сцепной петли или дышла прицепа, грубо нарушающие положение их относительно продольной центральной плоскости прицепа, разрывы, трещины и другие видимые повреждения сцепной петли или дышла прицепа не допускаются.
Тягово-сцепные устройства легковых автомобилей должны обеспечивать беззазорную сцепку сухарей замкового устройства с шаром. Самопроизвольная расцепка не допускается. Демонтаж опорного устройства полуприцепов не допускается.
- Какие характерные неисправности буксируемых АТС наиболее часто встречаются при прохождении ТО?
- Таковыми, в первую очередь, являются неудовлетворительное состояние гибких тормозных шлангов. Из-за плохого качества резиновые шланги часто имеют трещины, а из-за неправильной установки шланги перетираются или обрываются. На многих буксируемых АТС неисправен или отсутствует стояночный тормоз, что тоже недопустимо. Иногда на прицепах и полуприцепах, конструкция которых не предусматривает наличие тормоза, отсутствуют предохранительные приспособления (цепь, трос и т.п.).
Также нередко встречается износ протектора шин, отсутствие амортизаторов, брызговиков, световозвращателей. Буксируемые АТС не пройдут государственный технический осмотр также при неудовлетворительном состоянии сцепных устройств, при отсутствии рассеивателей и несоответствии цвета источников света внешних световых приборов.
Подготовила Ольга Кашаева


Обновлено 16.07.2010 09:56