PostDateIcon 04.04.2017 13:58 |  PostAuthorIcon Автор: svetlanam | PDF Печать E-mail

– Попал на дороге в яму и повредил колесо. Как и с кого мне теперь взыскать ущерб?

– Каждый год в начале весны можно наблюдать одну и ту же картину. На дорогах, которые всего несколько месяцев назад были в неплохом состоянии, появляется огромное количество ям и выбоин.
Самым распространенным повреждением автомобиля при попадании в яму является пробитое колесо, на втором месте идет поврежденный колесный диск. Реже встречаются повреждения подвески и кузова.
В первую очередь рассмотрим, что представляет собой попадание в яму юридически. Вот что гласит пункт 1.2 ПДД: «Дорожно-транспортное происшествие» – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Поскольку до попадания в яму автомобиль двигался, а в результате получил механические повреждения, попадание в яму является дорожно-транспортным происшествием. Поэтому для фиксации повреждений нужно вызывать не участкового сотрудника полиции, как в случае падения снега, а сотрудников ГИБДД.
Если вы хотите впоследствии отсудить деньги за ремонт автомобиля у дорожников, то нужно отнестись к оформлению дорожно-транспортного происшествия с особым вниманием. Именно доказательства, собранные сразу же после происшествия, позволят рассчитывать на удачный исход дела.
В данном случае самостоятельное оформление ДТП невозможно, так как в происшествии участвует только один автомобиль. Поэтому в первую очередь вызовите сотрудников ГИБДД. До приезда патрульного автомобиля у вас будет достаточно времени на самостоятельный сбор доказательств.
Если у происшествия есть свидетели, то поторопитесь записать их координаты. Обычно свидетели очень быстро расходятся, поэтому через несколько минут найти их уже не удастся.
Сфотографируйте место происшествия. На фотографиях должны быть зафиксированы:
– Адрес места происшествия (фотография автомобиля на фоне таблички с названием улицы и номером дома).
– Автомобиль вместе с его государственным регистрационным знаком.
– Видимые повреждения авто-мобиля.
– Яма, которая стала виновником повреждений.
– Отсутствие дорожных знаков и ограждений, предупреждающих о наличии ямы.
После этого ожидайте приезда сотрудников полиции для оформления документов о ДТП.
При оформлении места дорожно-транспортного происшествия следите за тем, чтобы сотрудник зафиксировал на схеме наличие ямы, а также ее размеры. Кроме того, должно быть зафиксировано отсутствие ограждений и предупреждающих знаков.
Обратите внимание, требования к размерам ям на дороге регламентированы ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»:
3.1. Покрытие проезжей части
3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
Если автомобиль получил повреждения в яме, которая хотя бы по одному из параметров не соответствует приведенным выше величинам, то в последующем будет возможность обратиться в суд для взыскания полученных повреждений.
На кого подавать в суд при получении повреждений в такой ситуации? В первую очередь нужно определить организацию, ответственную за обслуживание конкретного участка дороги. Данную информацию проще всего получить непосредственно у сотрудника ГИБДД, оформляющего ДТП.
Как провести независимую экспертизу? Для взыскания стоимости ремонта следует провести независимую техническую экспертизу повреждений транспортного средства. В результате экспертизы будет определена стоимость ремонта.
Обратите внимание, на экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика. Сделать это нужно в письменной форме, например, с помощью заказного письма. При этом не имеет значения, придет представитель на экспертизу или нет. Главное уведомить о ее проведении.
После получения результатов экспертизы вы можете направить организации-ответчику требование о добровольном возмещении ущерба. В письмо необходимо вложить копии документов о дорожно-транспортном происшествии, а также копию документа с результатами независимой экспертизы. На данном этапе следует требовать возмещения не только стоимости ремонта, но и стоимости проведения независимой экспертизы.
На практике ущерб от попадания в яму на дороге довольно редко возмещают добровольно. Поэтому не стоит расстраиваться, если на этом этапе вы получите отказ или не получите ничего.
Как показывает практика, водители, которые оформили дорожно-транспортное происшествие, а затем решили довести дело до суда, в большинстве случаев возвращают деньги за ремонт автомобиля. То есть в финансовом плане справедливость можно восстановить. Однако имейте в виду, что процесс может отнять приличное количество времени на хождение по различным организациям. Поэтому, если повреждения небольшие и ремонт обошелся недорого, то нет смысла тратить время на хождения по судам.