PostDateIcon 10.02.2011 16:05 |  PostAuthorIcon Автор: Корвин | PDF Печать E-mail

До Великой Отечественной войны новые автомобили, как, впрочем, и другие промышленные товары, не продавались. Изредка ими награждались за какой-либо действительный или мнимый подвиг, либо «успех в социалистическом соревновании».

 

 Кроме того, автомобиль можно было выиграть в государственную лотерею. Во всяком случае, в списках выигрышей присутствовал даже роскошный по тем временам «ЗиС-101». Ещё могли купить перед войной списанные «эмки» М-1 некоторые высокопоставленные военные. Так или иначе, число частных автовладельцев на весь СССР исчислялось сотнями, а с началом войны почти все их автомобили и мотоциклы были безвозвратно изъяты. Последнее касалось любых радиоприёмников и жилых домов вблизи «стратегических» объектов.

После войны около 50 тысяч легковых автомобилей попали в страну в качестве трофеев. Некоторые из них оказались в частных руках. А на рубеже 40 - 50-х годов началось массовое производство «Москвичей-400», «Побед» и «ЗиМов». Большинство «Москвичей» продавалось населению. «Победы» и тем более «ЗиМы» в основном использовались государственными учреждениями. Однако до 1953 года все 3 перечисленные модели можно было свободно купить за 8000, 16000 и 40000 рублей соответственно. Здесь следует отметить, что цены приведены в рублях образца 1949 года (в результате денежной реформы 1961 года рубли потеряли один нолик и оставались в таком виде вплоть до распада СССР в 91-м году).

Потом на «Москвичи» и «Победы» образовалась очередь, а ЗиМы остались продаваться всем желающим гражданам. Однако их никто не покупал - слишком дорого. Ведь зарплата квалифицированого рабочего или инженера находилась тогда в пределах 500 – 1000 рублей в месяц, а всякие отхожие промыслы жестоко преследовались. Если кто-либо и набирал этим путём нужную сумму, светиться покупкой машины никакого резона не было - можно было запросто загреметь в места не столь отдалённые.

Рассказывают такую байку. В единственный харьковский автомагазин на углу площадей Тевелева и Розы Люксембург, где были выставлены все три тогдашние модели автомобилей, пришёл невзрачно одетый человек. Посмотрел на «Москвич».

- Можно купить?

- Нет, очередь.

- А «Победу»?

- Тоже очередь.

-А «ЗиМ»?

- Ну, вообще-то, можно... Но вы же видите, сколько он стоит?

- Ничего, заверните...

Поскольку таких прецедентов в истории магазина не было, его директор позвонил в КГБ. Там разобрались и ответили: «Это академик такой-то. Он весь ваш магазин купить может. Продавайте. Так академик стал ЗиМовладельцем. Ещё один ЗиМ купил председатель успешного колхоза. Больше желающих не нашлось.

Очереди на «Победу» и «Москвич» составлялись самими покупателями, с «десятниками», «сотниками» и ежемесячными перекличками в соседнем дворе. Не явившиеся на перекличку безжалостно отсеивались. Что за это имело «начальство», сказать трудно, но, вероятно, его деятельность не была совсем бескорыстной. В 60-е годы очереди составлялись уже непосредственно в магазине. Сроки были такие: записавшиеся в 1956-м году на 401-й «Москвич» получали в 59-м уже 407-й, а записавшиеся в 1959-м на «Волгу» могли выкупить её в 66-м за немалые 5500 рублей.

В процессе производства одной модели её стоимость не менялась. Зато в момент смены моделей происходил резкий скачок цен. Так, «Москвич-401» стоил 9000 рублей, «Москвич-402» - 15000 рублей, а отличавшийся от него только двигателем с повышенной на 10 лошадиных сил мощностью «Москвич-407» - уже 25000 рублей.

В конце 50-х - начале 60-х годов прекратилось производство «ЗиМов». Место «Победы» заняла «Волга». Также появился «Запорожец-965», первоначально оцененный в 16000 рублей. Само собой, грузовые автомобили и фургоны на базе легковых машин «частникам» не продавались. Запрет распространялся и на микроавтомобили –мотоколяски C3А производства Серпуховского завода. Их выдавали инвалидам бесплатно, сроком на 5 или 7 лет. Некоторые категории инвалидов бесплатно получали «Запорожцы» с ручным управлением, а с небольшой доплатой даже «Москвичи».

Многолетние очереди приводили к тому, что реальная цена автомобиля становилась в 2-3 раза выше государственной. Но... продавать машины можно было только государству через комиссионный магазин, который оценивал транспортное средство исходя из госцены с учётом износа. Конечно, были кое-какие схемы обхода. Но такие действия были связаны с немалым риском. Поэтому очень часто автомобиль находился у одного и того же хозяина десятилетиями. Это положение было отменено в 70-х годах. Однако вплоть до распада СССР часть суммы передавалась продавцу через кассу комиссионного магазина, который с этого имел 7%, а другая часть - «в конверте», что приводило к массе случаев «кидания». Жаловаться в милицию продавец не всегда решался - его могли обвинить в спекуляции. Поэтому многие предпочитали продавать свои старые машины родственникам и знакомым по ценам ниже рыночных.

Начиная с 70-го года, продажи автомобилей стала расти. Вступили в строй ВАЗ и Ижевский завод, реконструировались заводы в Москве и Запорожье. В то же время в связи с повышением уровня жизни резко возросло и число желающих стать «автолюбителями». Очереди достигли такой длины, что получить по ним машину можно было лет через 10. В такой ситуации подавляющее большинство железных коней стали продавать через производственные и прочие предприятия, которые распределяли автомобили между своими сотрудниками. Естественно, было «где густо, а где пусто». Скажем, на оборонный завод поступали десятки автомобилей в год, а в какой-нибудь второстепенный НИИ – одна машина в несколько лет. Люди ряда профессий и пенсионеры вообще не могли легально купить новое транспортное средство. Зато без проблем можно было совершить покупку за валюту.

Цены в середине 70-х годов были такие: «Волга» ГАЗ-24 (их, правда, продавалось очень мало) - 9200 рублей, «Жигули» ВАЗ-2101 - 5500 рублей, «ВАЗ-21011» - 6000 рублей, «ВАЗ-2103» - 7500 рублей, «Москвич-412» - 4990 рублей, а «Запорожец» ЗАЗ-968 – 3500 рублей. Полноприводный ЛуАЗ-969 на «запорожских» агрегатах стоил 4000 рублей. Средняя зарплата нормально зарабатывающего мужчины составляла тогда около 200 рублей в месяц.

Многолетний выпуск легковых автомобилей в количестве, намного превышающем миллион в год, и сокращение экспорта в связи с моральным старением выпускаемых моделей принесли свои плоды. В первой половине 80-х некоторые машины появились в свободной продаже. В Харькове, например, это была «Нива» (10300 рублей), «Москвич-2140 Люкс» (8000 рублей) и «Запорожец ЗАЗ-968М» (5000 рублей). Получила распространение обезличенная комиссионная торговля подержанными автомобилями по реальной цене. Конечно, это был большей частью металлолом, но для человека, располагавшего руками и временем, появился шанс обзавестись своим железным конем. Например, 7-летние ручные «Запорожцы», сданные инвалидами после получения нового, стоили в основном 600 рублей. Однажды в Москве в середине 80-х в комиссионном магазине в Южном порту появилась партия новых «Побед», хотя их выпуск прекратился ещё в 1958 году. Всё это время они простояли на каком-то военном складе. И хотя цена «Побед» была сравнима с ценой новых «Жигулей», желающих их приобрести нашлось с избытком.

Со второй половины 80-х и почти до конца существования СССР новые автомобили практически пропали из свободной продажи из-за резко усилившейся инфляции.

Закупались ли легковые автомобили за границей? Про масштабные закупки можно говорить лишь по отношению к «гэдээровским» BMW конца 40-х - начала 50-х годов и чехословацким «Skoda-1201». Но информации, что они продавались в новом виде в частные руки, найти не удалось. Единичные экземпляры для Брежнева не в счёт. С мотоциклами ситуация была значительно лучше. Кроме продукции Киевского и Ирбитского заводов и периодически чехословацкой «Явы», их можно было купить свободно. Вот примерные цены на новую мототехнику второй половины 70-х годов:

- рижские и львовские мопеды – 180 рублей;

- мотороллер «Электрон» – 270 рублей,

- мотороллер «Турист» - 450 рублей;

- мотоцикл «Минск» - 330 рублей;

- мотоцикл «Восход» - 420 рублей;

- мотоциклы «Иж» разных модификаций - 600-1000 рублей;

- чехословацкие мотоциклы «Ява» и «ЧЗ» - 900 рублей,

- тяжёлые мотоциклы с коляской около полутора тысяч рублей.

Еще одна немаловажная деталь. Например, до конца 80-х годов в полуторамиллионном Харькове число магазинов, торгующих запчастями, не превышало десятка. И наиболее ходовых запчастей там не было. За ними приходилось ходить на авторынок и переплачивать в несколько раз по сравнению с госценой.

Что касается количественных показателей продаж легковых автомобилей и мотоциклов, то здесь можно привести только отдельные цифры. В 1965 году населению было продано (включая продажу подержанных машин через комиссионные магазины) всего 64 000 легковых железных коней. В 1970-м – 123 000. В 1977-м - 1 107 000.



Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 10.02.2011 16:15