PostDateIcon 11.03.2011 11:20 |  PostAuthorIcon Автор: Корвин | PDF Печать E-mail

Автомобильные пробки стали настоящим бедствием для жителей многих городов России. «Благодаря» дорожным заторам мы опаздываем на работу, не успеваем на важные встречи, теряем драгоценное время. Но в пробках страдают не только люди. Частые запуски двигателя, длительная работа на холостом ходу, интенсивные разгоны и торможения стремительно старят «сердца» наших машин. Как это происходит? Попробуем разобраться.

 

 Факторы износа

По результатам исследований, более 70% автомобилистов, живущих в крупных городах, каждый день проводят в пробках от 30 минут до 1 часа. Этот временной отрезок составляет 30-40% ежедневного времени пробега транспортного средства. При этом длительность работы двигателя, как отмечают многие производители автомобилей, на холостых оборотах не должна превышать 20 минут. И здесь возникает первая причина интенсивного износа основного узла автомобиля. Дело в том, что работа двигателя при минимальных нагрузках неразрывно связана со снижением температуры рабочего цикла. Такие условия способствуют ухудшению параметров сгорания топлива. В результате на рабочих поверхностях двигателя образуются лаки и нагары, которые, набрав определенную толщину, отделяются от стенок камеры сгорания и попадают в моторное масло. Дальше – больше. Изза попадания загрязнений в систему смазки происходит абразивное изнашивание деталей трения: начинается интенсивный износ цилиндропоршневой группы, увеличивается прорыв газов в картер, ускоряется окисление моторного масла.

Вырвавшись из пробки, водители, как правило, до упора давят на педаль газа, пытаясь компенсировать упущенное время. Однако через несколько сотен метров они снова упираются в затор на очередном светофоре. В такой ситуации «сердце» автомобиля работает на пределе своих возможностей.

Связано это с тем, что после остановки, когда теплоотвод и нагрев деталей минимален, мощный разгон требует повышенной цикловой подачи топлива. В этот момент резко подскакивает температура деталей и моторного масла. Столь частые перепады губительно сказываются на двигателе. Поэтому любители скоростной езды по городу изнашивают силовые агрегаты своих автомобилей в 2 раза быстрее. Отдельно стоит поговорить и о запуске двигателя. Во время этого процесса происходит выход пар трения шейки коленчатого вала – вкладыш подшипника на гидродинамический режим, нагрев топливовоздушной смеси, повышенная теплоотдача в стенки цилиндров, максимальные потери на трение в узлах и на приводах механизмов. Рассмотрим эти параметры по отдельности.

При гидродинамическом режиме трения или «масляном клине» вал на большой скорости заносит в опорную зону «клина» такое количество масла, что его давление начинает превышать нагрузку. В зависимости от вязкости смазки и состояния шеек – вкладышей подшипников коленчатый вал «всплывает» при частоте вращения 300-500 об./мин. Однако до «всплытия» вала здесь образуется трение между шейкой и вкладышами. И этот износ может длиться от долей секунды до нескольких минут.

Далее переходим к нагреву топливовоздушной смеси. Во время старта здесь сталкиваются две «противоположности»: низкая температура смеси и повышенная теплоотдача. В итоге – неполное сгорание топлива и нагарообразование. При этом стенка цилиндра прогревается в течение минуты, а антифриз и смазочное масло - за 3-7 минут. Поэтому по истечении этого времени увеличивайте нагрузку на двигатель, двигаясь на небольшой скорости, а не прогревайте двигатель дальше на холостых оборотах. Также нежелательно через 5 минут после запуска силового агрегата ехать на большой скорости. В противном случае двигатель окажется под воздействием повышенного перепада температур, а в его элементах активизируются процессы термоциклической усталости и повышенного нагарообразования. Дальнейшее движение машины с большой скоростью уже благоприятно сказывается на состоянии двигателя, так как после наступления теплового баланса высокие температуры способствуют выгоранию отложений и их удалению вместе с выхлопными газами.

Остановка в пробке после такого движения – процесс резко нестационарный, потому что связан с отводом большого количества тепла только потоком вентилятора. А это в 2-3 раза менее эффективно, чем при движении. С таким воздействием справится только исправная система охлаждения. Достаточно малейшей разгерметизации системы, понижения давления из-за неисправности клапана, отложений в радиаторе - и двигатель «закипает». Ошибочно думать, что остановка двигателя приведет к быстрому снижению температуры. Как только помпа перестает качать охлаждающую жидкость, сразу же прекращается теплосъем с блока, головки, выпускной системы. В результате все эти детали получают «тепловой удар». Затем следует охлаждение, и термоцикл завершается. Чем больше перепад температур и циклов нагрева-охлаждения, тем ощутимее усталостные процессы. По этой же причине нельзя сразу останавливать двигатель после скоростной езды. Необходимо либо снизить скорость, либо дать поработать ему на холостых оборотах в течение 5 минут. Термоциклическая усталость, как и перегрев двигателя, приводит не только к снижению ресурса, но и к изменению геометрии деталей, зазоров в сопряжениях, прогару прокладок и т.д.

«Супротек» - надежный защитник

Вот такого рода опасностям подвергаются двигатели наших автомобилей в «пробках». Как решить проблемы городского цикла эксплуатации? Уехать в деревню? Пересесть на троллейбус? Проложить маршрут по кольцевой дороге? Конечно, нет. Существует более эффективный и простой способ. Воспользуйтесь инновационными технологиями, которые нашли свое воплощение в смазочной композиции «Супротек». Данный материал не является присадкой к моторному маслу. «Супротек» можно охарактеризовать как специально подобранный состав, позволяющий минимизировать трение в деталях двигателей, коробок передач и других агрегатах. В процессе эксплуатации состав образует в проблемных местах новую прочную структуру, которая отличается высокой износостойкостью, маслоудерживающей способностью, антифрикционными свойствами.

Давайте рассмотрим, как работает «Супротек». Например, при пуске холодного двигателявал, получивший новый маслоудерживающий слой, «всплывает» в подшипниках на 100–200 оборотов раньше и на столько же позже «садится» при остановке силового агрегата. Как следствие снижается интенсивность изнашивания вкладышей и шеек вала.

Высокие антифрикционные характеристики слоя, образованного смазочной композицией «Супротек», уменьшают потери на трение, что улучшает не только экономические показатели двигателя, но и пусковые характеристики. В результате старт двигателя происходит быстрее и с меньшей цикловой подачей топлива.

«Супротек» также компенсирует отрицательное влияние движения автомобиля на больших скоростях. Связано это с повышением как механического, так и индикаторного коэффициента полезного действия двигателя. Первый вид КПД растет из-за снижения механических потерь (антифрикционные свойства сформированного составом «Супротек» защитного слоя). Второй – благодаря повышению компрессии. В результате уменьшится расход топлива, масла на угар, сократится нагарообразование. Но самое главное, после обработки составом «Супротек» вновь образовавшиеся слои будут реагировать на любые значимые изменения, возникающие в процессе эксплуатации. Например, локальное повышение температуры и нагрузки приведет к формированию новой структуры уже с другими характеристиками – толщина слоя увеличится, изменится пористость, шероховатость, микротвердость. Поэтому «Супротек» можно смело назвать универсальным защитником, который даже в самой сложной ситуации поможет водителю и его автомобилю.

Подготовил Дмитрия Абрамов


Обновлено 15.03.2011 09:10