Заряжаем автомобильный аккумулятор правильно. Напряжение заряда автомобильного аккумулятора


Напряжение заряженного автомобильного аккумулятора | Все про аккумуляторы

Напряжение автомобильного аккумулятора, так же, как и его емкость – это основной параметр, на который должен обращать внимание автолюбитель. Напряжение может многое сказать о здоровье батареи, и может подсказать какие, при необходимости, можно внести вмешательства в её работу для устранения потенциальных неполадок.

 
График зависимости напряжения АКБ от заряженности батареи. Видно, что напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора - 12.6+ вольт.

Напряжение заряженного автомобильного аккумулятора обычно равно 12.65 В. Но оно варьирует, и это в порядке вещей. Есть некие диапазоны значений, и ориентироваться нужно именно на пороговые значения, за которые опасно заходить.

 

В этой статье речь пойдет об измерении напряжения автомобильной аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки. Это устройство состоит из двух контактов, вольтметра, сопротивления и ручки. Чтобы измерять напряжение, действуем следующим образом. Убираем весь возможный мусор с аккумулятора, очищаем клеммы, желательно до блеска. Далее подключаем наш прибор, плюс на плюс, минус на минус. Меряем каждую банку, фиксируем напряжение без сопротивления нагрузки.

Вам должно быть известно, что автомобильная аккумуляторная батарея в целом, в нормальном рабочем режиме, должна выдавать около 12,2 В на выходе. А каждая банка при этом должна выдавать около 2 В, не меньше. Если аккумулятор заряжен, или, по крайней мере, напряжение у него нормальное, то батарею можно проверить нагрузкой. Соответственно, при снижении напряжения аккумулятор требует подзарядки. При замере нагрузкой нужно на каждую банку давать нагрузочное сопротивление.

Сопротивление подбирается из расчета емкости самой аккумуляторной батареи, это важно. Для аккумуляторной батареи емкостью 100 Ач сопротивление подбирается около 0,010 Ом, для 50 Ач – примерно 0,020 Ом. Подсоединяем нашу вилку к каждой банке, замеряем значение около 5 секунд. Важно, чтобы был хороший контакт с клеммами. Напряжение каждой банки должно быть не ниже 1,8 В.

Очень важно при работе с аккумуляторной батареей соблюдать строгие меры безопасности. Нельзя допускать попадания электролита на кожу, работать нужно только в резиновых перчатках, сама батарея должна быть чистой.

 
Прибор для измерения напряжения на АКБ.

Все используемые приборы обязательно должны быть исправными, а доступ к работе с батареей максимально простым.

 

Вполне возможно, что после измерения напряжения оказалось, что батарея имеет низкий заряд. Если после зарядки напряжение не выросло, или батарея при нормальном напряжении очень быстро теряет ток, то её можно попытаться восстановить, используя специальные присадки и специальный метод зарядки. Если же батарею никак не удается раскачать, то тогда следует её заменить – её износ будет лишь увеличиваться со временем, и резко.

Итак, напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора равняется примерно 12,65 В, а вот пороговые 8 В уже могут говорить о полном (а часто и невосполнимом) разряде батареи. И перезаряд, и сильный разряд очень вредны для батареи, и такие значения с каждым циклом буквально в разы сокращают срок эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи.

Чем, собственно, так губителен сильный разряд батареи? При сильном разряде концентрация серной кислоты в электролите разительно падает, а это в свою очередь приводит к образованию осадка кристаллов сульфата свинца, а они просто выходят из дальнейшей химической реакции – они становятся нейтральным компонентом, и вернуть их в оборот уже нельзя. К тому же, низкая концентрация кислоты делает электролит очень похожим на воду, и такой электролит очень легко замерзает при низкой температуры – это практически стопроцентный разрыв аккумуляторной батареи – с такой батареей даже после запайки уже нереально что-то сделать. У перемерзшей батареи пластины закорочены практически везде.

Стоит также сказать, что особенно чувствительны к таким скачкам напряжения герметичные необслуживаемые батареи. В их нельзя влиять на плотность электролита, а значит потенциально их срок службы меньше, если служат они в суровых условиях. Рекомендуется зимой такие батареи почаще подзаряжать, и ни в коем случае не доводить их до глубокого разряда.

Стоит помнить, что напряжение заряженного автомобильного аккумулятора составляет 12,65 В, а дальнейший перезаряд ничего хорошего батарее не даст. Если вы не отключаете зарядное устройство после того, как аккумуляторная батарея уже около двух часов практически не принимает ток, то вполне может закипеть электролит, а это приведет к осыпанию пластин, а теоретически батарея и вовсе может взорваться, ведь при закипании электролита газ начинает выделяться особенно бурно.

Рекомендуется использовать автоматическое импульсное зарядное устройство. С таким устройством Вы не будете привязаны к процессу зарядки, оно само определит конец зарядки и отключит подачу энергии на батарею. Так Ваша батарея прослужит Вам дольше, а срок работы современных батареи равен 5-7 лет.

akkumulyator.reglinez.org

Ток зарядки автомобильного аккумулятора

Чтобы зарядить аккумуляторную батарею (АКБ) не нужно каких-либо профессиональных знаний, так как этот процесс не представляет особых трудностей. Для этого необходимо всего лишь внимательно прочитать руководство по эксплуатации зарядного устройства (ЗУ), иметь данные об аккумуляторе, а также понимать, какой ток предпочтительнее для зарядки аккумулятора. От этого зависит продолжительность срока службы АКБ.

Правильное подключение зарядного устройства

Правильное подключение зарядного устройства

Во избежание потери информации блоком управления двигателем, сбоя настроек дополнительного оборудования и прочих неприятностей, вызванных снятием аккумулятора и отключением всех систем от питания, заряжать АКБ рекомендуется непосредственно на авто. Для этого необходимо следовать некоторым правилам:

  • все электроприборы при подготовке и непосредственно зарядке, следует отключить либо перевести в режим сна;
  • ЗУ рекомендуется подключать к клеммам АКБ только в выключенном состоянии и при минимальном токе;
  • в процессе зарядки АКБ автомобиля, ток зарядки аккумулятора необходимо постепенно добавлять;
  • -контакт на клеммах должен быть максимально качественным.

Если при зарядке падает ток, то это значит, что схема ЗУ привязана к напряжению. При зарядке аккумулятора уровень заряда поднимается, и ток соответственно тоже растет.

Способов зарядки существует несколько и каждый из них имеет свои особенности.

Зарядка током постоянной силы

При таком способе сила тока выступает как постоянная, а рассчитать средний ток зарядки аккумулятора можно следующим образом:

  • для кислотных АКБ – емкость аккумулятора согласно паспорту разделить на 10;
  • для щелочных – разделить на 4.

Кислотные АКБ для авто являются более чувствительными к условиям эксплуатации и режимам в процессе зарядки, а также такие АКБ являются наиболее распространенным видом. Ток зарядки аккумулятора на автомобиле подбирается в соотношении общей его емкости произведенной на 0,1. Т.е. если эта емкость составляет 60А/ч, то ток устанавливается 6А.

Для зарядки аккумулятора мотоцикла, емкостью 6А/ч, достаточно тока 0,6 Ампер. Такой ток может дать портативное зарядное устройство импульсного типа «Аида УП-12».

При зарядке АКБ постоянным током нужно контролировать температуру и плотность электролита а также напряжение на АКБ

При этом способе нужно контролировать температуру электролита, его плотность и напряжение аккумулятора. О том, что АКБ зарядился полностью, свидетельствует неизменное напряжение и плотность электролита, а также бурное выделение газов. Но за процессом нужен периодический контроль (хотя бы каждый час), так как для качественной зарядки ток необходимо регулировать и не пропустить газовыделение в период окончания зарядки.

Чтобы увеличить уровень заряда АКБ, ток, при увеличении напряжения до 14,4В, должен быть уменьшен вдвое. Зарядка аккумулятора малым током продолжается до тех пор, пока не начнется выделение газов.

Ускоренная зарядка

Данный способ применяется для ускоренного восстановления рабочего состояния АКБ за счет зарядки на повышенных значениях тока. Отличается он от вышеописанного метода лишь тем, что в этом случае сила тока для зарядки аккумулятора немного больше. Ее значение устанавливается в зависимости от максимально возможного тока, который способно выдавать ЗУ.

Ускоренная зарядка АКБ, при постоянном использовании, сокращает срок его службы

Основным недостатком ускоренного способа зарядки (при его частом повторении) является сокращение длительности эксплуатации АКБ. Поэтому применять этот метод нежелательно. Поскольку форсированная зарядка не предполагает заряд АКБ до полного восстановления ее емкости, то его необходимо в ближайшее время дозарядить более приемлемым методом.

Зарядка АКБ при стабильном напряжении

Уровень заряда, в случае использования этого метода, зависит непосредственно от напряжения, которое в состоянии обеспечить ЗУ. Например, если самое большое напряжение на выходе ЗУ составляет 14,4В, то при непрерывном заряде на протяжении суток, АКБ зарядится максимум на 85%, при этом значении напряжения в 15В – до 90%, при 16В – до 97%. Полной зарядки можно достичь только при использовании ЗУ с напряжением на выходе 16,4 В.

Полная зарядка АКБ при постоянном напряжении требует не менее 24 часов

Этот способ позволяет заряжать АКБ автоматически, в наблюдении за процессом здесь нет необходимости. Окончание зарядки определяется по напряжению на выводах АКБ, оно должно равняться напряжению на выходе ЗУ плюс 0,1В. Но для 95% заряда, если зарядка выполняется при помощи ЗУ с выходящим напряжением 14,4В, потребуется больше 24 часов.

Зарядка аккумулятора импульсным током

Импульсная зарядка – это применение ЗУ с непостоянным током либо напряжением, т.е. их величины увеличиваются и уменьшаются с определенным интервалом. Импульсный ток подразделяется на ассиметричный и пульсирующий.

При зарядке на ассиметричном токе в каждом цикле происходит изменение его полярности. Но электрический заряд больше при прямой полярности, нежели при обратной (соотношение заряда к разряду 10/1, а продолжительности их импульсов 1/2). Благодаря этому и заряжается АКБ.

Пульсирующий ток заряжает батарею за счет изменения своей величины, а полярность при этом остается неизменной.

Зарядка АКБ с использованием стабилизатора тока

Стабилизатор тока для зарядки аккумулятора представляет собой устройство с безтранформаторной схемой с конденсаторами. Этот прибор позволяет заряжать стабильным током 130мА одновременно до 4 АКБ. Ток можно уменьшить до 65мА, если удалить 1 конденсатор.

При использовании стабилизатора напряжения можно одновременно заряжать до 4 АКБ

Аккумуляторы необходимо подключать параллельно размещению стабилитронов в схеме, соблюдая при этом полярность. Именно стабилитроны позволяют одновременно без переключателя производить зарядку 4 батарей, за счет того, что во время зарядки он находится в закрытом положении, а когда АКБ отсутствует в ячейке – стабилитрон открывается, что способствует пропусканию тока.

Аккумуляторные батареи подключаются к стабилизатору тока непосредственно перед его включением в сеть. При его эксплуатации следует быть предельно внимательным, потому что его выходные клеммы связаны с сетью, а одно неосторожное движение может привести к поражению электрическим током.

avtofirst.ru

Заряжаем автомобильный аккумулятор правильно

Зарядка разряженного аккумулятора пугает многих начинающих водителей, между тем, в ней нет ничего сложного, с чем не мог бы справиться типичный автолюбитель.

Содержание:

  1. Проверка уровня заряда
  2. Снятие аккумулятора
  3. Процесс зарядки аккумулятора
  4. После зарядки

Разряженный аккумулятор представляет серьёзный риск в далёком и не очень далёком пути, поскольку в определённый момент машина может просто-напросто не завестись. Существенно влияет на быструю разрядку аккумулятора стойкий мороз, в подобным условиях ёмкость устройства снижается, а химические реакции идут медленнее. Осуществлять непрерывный мониторинг уровня заряда практически нереально, а затраты энергии могут резко подскочить по многим непредвиденным причинам. Именно поэтому АКБ периодически нужно проверять, благо это не так сложно.

Проверка уровня заряда

Один из наиболее очевидных способов контроля предполагает применение вольтметра, которым нужно измерить напряжение у предварительно отключенного устройства. Для повышения точности в этой процедуре желательно подождать некоторое время после отключения батареи, кроме того, производить фиксацию показаний прибора только в тёплом помещении. В стандартных условиях в случае с наиболее распространённым оборудованием максимальный заряд аккумулятора будет соответствовать напряжению на контактах в 12,7 Вольт, а, к примеру, 12,2 Вольта — это уже только половина заряда. Для АКБ обслуживаемого типа иногда используют проверку уровня электролита, откручивают все пробки заливных отверстий, специальную стеклянную трубку опускают до упора в батарею и вынимают. Далее фиксируется показатель высоты столбика вещества в этой трубке. Аналогично практикуется измерение плотности электролита. Все эти процедуры нужно проводить в перчатках, поскольку идёт работа с едкими веществами.

Снятие аккумулятора

Качественная зарядка автомобильного аккумулятора должна начинаться с подготовки всех необходимых инструментов. Помимо зарядного устройства, которое питается от постоянного тока, потребуются пассатижи, для того чтобы снять АКБ, иногда могут быть необходимы гаечные ключи различных размеров, всё зависит от специфики креплений. Также для эффективной и долговечной фиксации клемм их следует зачистить: для этого подойдёт, к примеру, наждачная бумага плюс не лишней будет и тугоплавкая смазка типа «Литол», окисление клемм в данном случае АКБ не грозит.

Перед тем как зарядить аккумулятор, нужно правильно снять его. Иногда суровые российские автолюбители обходятся без этого момента, а некоторые ухитряются даже не снимать клеммы, но чаще всего лучше им не пренебрегать. Отключаем освещение и зажигание автомобиля. Обратим внимание на то, что в некоторых авто процедура снятия АКБ повлечёт за собой сброс ряда ошибок и настроек. Далее снимаем клеммы: рекомендуется изначально отсоединить «минус», а затем и «плюс».

Процесс зарядки аккумулятора

Задаваясь вопросом о том, как правильно зарядить аккумулятор, стоит учитывать ряд специфических нюансов. Выпрямитель (зарядное устройство) подсоединяется «плюсом» к «плюсу» и «минусом», соответственно, к «минусу». Дальше идёт собственно заряд, причём существует несколько базовых способов. Выпрямитель можно включать только после того, как всё уже правильно собрано, а клеммы не касаются никаких частей кузова.

Первый вариант воздействует при постоянстве тока. Зарядный ток должен составлять по величине одну десятую от итоговой ёмкости АКБ. Ток нужно поддерживать на заданном уровне в течение всей процедуры, поэтому раз в два часа или чуть реже нужно проверять этот показатель и оперативно регулировать его, иначе заряд будет неэффективным. В конце всего цикла произойдёт обильное газовыделение, что является ощутимым минусом такого алгоритма. Когда ток и напряжение будут стабильны в течение двух часов, АКБ можно считать полностью заряженной.

Второй вариант связан с напряжением, которое выдаёт зарядное устройство, логика заряда здесь будет находиться в чёткой функциональной зависимости от этой переменной. К примеру, 12-вольтовая батарея за сутки без перерывов при подаче напряжения 14,4 Вольта зарядится примерно на три четверти, при 15 Вольтах — примерно на 85-90%, а полностью — при 16,4 В. Когда ток только включается, его сила может подскакивать до 40 и даже 50 Ампер, поэтому в любом зарядном есть особая схема ограничений этой величины, удерживающая переменную в районе 20 или 25 А. Плюс данного метода — в отсутствии необходимости непосредственного присутствия в процессе зарядки.

Среди рисков, типичных для процедуры зарядки АКБ, особое значение имеет выделение газов, в частности, водорода. Запрещено проводить подобные манипуляции в любых плохо проветриваемых помещениях и тем более в домашних условиях. Длительный процесс заряда также теоретически может создать перегрузку электрической сети, поэтому будьте осторожны, оставляя АКБ на сутки в гараже.

После зарядки

После того как заряд восполнен, у АКБ обслуживаемого типа стоит проверить уровень и плотность электролита, если показатели не дотягивают до нужных значений, дозарядить. У полностью заряженного АКБ напряжение должно зафиксироваться на отметке 14,4 В. Устанавливаем батарею обратно, цепляем «минус», потом «плюс» и пробуем запустить двигатель, если напряжение сохраняется — значит всё в порядке. Соблюдайте строго все инструкции, и ваша АКБ прослужит вам максимально долго.

drivershelp.ru