Что такое необслуживаемый аккумулятор и в чем его преимущества?
АКБ для авто, бывают двух основных видов: обслуживаемые и необсуживаемые?
Необслуживаемая АКБ — это аккумулятор закрытого типа, его корпус полностью герметичен и у владельца нет доступа к внутренностям батареи. Это означает, что вы не можете выкрутить какие-то элементы и посмотреть, что внутри. Если вы перевернёте АКБ этого типа, то из неё не выльется кислотный раствор.
Его поверхность гладкая, характеризуется наличием индикатора и нескольких отверстий для отвода газов.
Если же кроме названых элементов присутствуют пробки, которые можно выкрутить и увидеть внутренность АКБ — электролит, пластины, то это обслуживаемый аккумулятор.
Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Как видно на рисунке, необслуживаемая аккумуляторная батарея имеет такое же строение, как и обслуживаемая — пластины и кислотный раствор (электролит). Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля таково:
- отрицательно и положительно заряженные решётчатые пластины из свинца;
- электролит — кислотный раствор;
- корпус, на котором обязательно присутствуют клеммы и опционально есть индикаторы или пробки.
Внимание! В гелевых источниках питания, о которых мы скажем в другом разделе, допускается наличие спиралевидных электродов вместо привычных пластин.
Решётчатая структура пластин пропитывается электролитом и гарантирует качественную химическую реакцию. Чтобы разнозаряженные электроды не соприкасались, они разделены сепаратором. Он не мешает движению кислотного раствора, но предотвращает замыкание.
Корпус АКБ изготавливается из прочного материала, так как основная его функция — обеспечение целостности конструкции. Он характеризуется устойчивостью к внешним и химическим воздействиям.
Пробки на аккумуляторах говорят об их обслуживаемости — при необходимости вы можете их выкрутить и провести профилактику источника питания, долить воду, определить уровень электролита и пр. Отличие необслуживаемых АКБ в отсутствии пробок на корпусе.
Срок службы необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Одним из параметров выбора батареи является продолжительность её использования.
- отсутствие недозаряда и перезаряда;
- напряжение при восстановлении ёмкости с помощью устройства — не более 14,5 вольт.
Стоит учитывать, что на продолжительность срока эксплуатации батареи влияют и другие факторы:
- температурные условия;
- исправное состояние электросистемы машины;
- утечка тока;
- тип езды.
Многие тесты и проверки показали, что аккумулятор от известных производителей отличается более продолжительным сроком пользования, чем ноунеймы. Это связано с технологическими процессами изготовления.
Виды и характеристики необслуживаемых АКБ
Сейчас на рынке можно найти обслуживаемые и необслуживаемые источники питания. Развитие технологий позволило выпускать продукцию, в которой электродные решётки изготавливаются с добавлением кальция. Такой подход дал возможность уменьшить количество выкипаемой воды, а следовательно, избавил владельца автомобиля от необходимости контролировать уровень электролита. Аккумулятор герметичный свинцово-кислотный является основным видом этих батарей.
Так как потери воды всё равно оставались, в состав пластин стали добавлять сурьму (в положительные) и кальций (в отрицательные). Появилась технология гибридных источников питания для автомобиля с маркировкой Ca+ или Hybrid. Они стали золотой серединой в плане потребления воды. Обращаем ваше внимание, что гибридные аккумуляторы выпускаются также и в обслуживаемых корпусах.
Новым витком технологий стали гелевые и AGM-аккумуляторы, в которых электролит находится не в жидком виде. В AGM-батареях электролит располагается в пористом заполнителе, что исключает испарение воды. Гелевая структура кислотного раствора также минимизировала потери воды и позволила создать полностью необслуживаемый аккумулятор.
Плюсы и минусы необслуживаемых аккумуляторов

Преимущества необслуживаемых АКБ
- Не требуют повышенного внимания и периодической проверки.
- Неприхотливы в эксплуатации.
- Отсутствие потерь воды за счёт герметичности корпуса.
- Работа в любом положении — жидкость не вытекает из корпуса.
- Долгий срок службы необслуживаемого аккумулятора автомобиля.
Стоит отметить, что большинство современных машин с завода укомплектовано АКБ закрытого типа, но это не значит, что они не требуют внимания. Мы настоятельно рекомендуем периодически подзаряжать источник питания, чтобы продлить срок эксплуатации. Не устанавливайте напряжение на зарядном устройстве более 14, 5 вольт. Не всегда герметизированный аккумулятор оснащён клапанами сброса газов, поэтому мы рекомендуем заряжать автоматическим устройством, которое не даст излишнего напряжения.
Помните, что неисправная электросистема автомобиля приводит к “голоданию” аккумулятора и его более быстрому выходу из строя.
Недостатки необслуживаемых АКБ
Несмотря на довольно внушительное количество преимуществ, стоит отметить и некоторые минусы АКБ закрытого типа.
- Отсутствие возможности как-то повлиять на работоспособность аккумулятора в случае неполадок. Вы не сможете проверить плотность электролита и сульфацию пластин, добавить воды.
- Несколько более высокая стоимость по сравнению с обслуживаемыми источниками питания для авто.
- Для безопасной зарядки такой батареи нужно автоматическое устройство.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что обслуживаемый и необслуживаемый аккумуляторы не имеют существенных различий. Надеемся, наша статья помогла понять, что такое необслуживаемый аккумулятор и теперь вы сможете отличить АКБ закрытого типа.
На вопрос, какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый, можно найти много ответов. Мы рекомендуем приобретать тот, который для вас удобней.
Необслуживаемые автомобильные аккумуляторы
За последние пару десятилетий технология производства автомобильных аккумуляторов значительно продвинулась вперёд. Если раньше в аккумуляторе нужно было постоянно проверять уровень электролита, то современные модели требуют значительно меньше внимания к себе. Производители называют эти АКБ необслуживаемыми, заявляя, что они не нуждаются в постоянном контроле за уровнем электролита. Но слово необслуживаемые может ввести в заблуждение автолюбителя. Ведь эти батареи все равно нуждаются в обслуживании, о котором мы расскажем в настоящей статье.
Содержание статьи
Что такое необслуживаемый аккумулятор?
Понятие необслуживаемый аккумулятор вошло в обиход со времени появления автомобильных батарей типа Ca/Ca. В таких моделях положительные и отрицательные решётки электродов производятся из сплава свинца с кальцием. Так называемые обслуживаемые модели, которые выпускались до этого, имели решётки из сплава свинца с сурьмой. Старые автомобильные аккумуляторы имели большое содержание сурьмы и очень большой расход воды. Сейчас они уже не выпускаются, а на их место пришли модели с меньшим содержанием сурьмы. Они ещё получили название малосурьмянистых. Содержание сурьмы в пластинах менее 6 процентов. В них контроль за уровнем электролита должен быть периодическим, поскольку дистиллированная вода из него постоянно уходит. Почему? Для этого нужно рассмотреть процессы, происходящие в аккумуляторе.
Когда АКБ разряжается, то внутри автомобильного аккумулятора на аноде происходит восстановление диоксида свинца серной кислотой. Одновременно на катоде происходит окисление свинца. В процессе зарядки аккумуляторной батареи процесс идёт в противоположном направлении. Сурьму в свинцовые пластины стали добавлять для того, чтобы улучшить их прочностные характеристики.

С появлением кальциевого типа автомобильных аккумуляторов появилось понятие необслуживаемых. И само отсутствие необходимости в обслуживании касается лишь доливки воды в аккумулятор.
В продуктовых линейках производителей АКБ стали появляться модели без отверстий для доступа к банкам. Для проверки степени заряженности батареи на таких аккумуляторах часто можно встретить гидрометр или «глазок». Гидрометр предназначен для контроля за степенью заряда АКБ. На изображениях ниже можно посмотреть необслуживаемую и обслуживаемую аккумуляторную батарею.
Необслуживаемый аккумулятор
Малообслуживаемый аккумулятор
Но у аккумуляторов Ca/Ca есть одна серьёзная проблема. При глубоком разряде эти АКБ сильно теряют свою ёмкость. После нескольких глубоких разрядов их можно отправлять на свалку. В рамках решения этой проблемы были созданы гибридные автомобильные аккумуляторы. В них положительные электроды выполняются с использованием свинцового сплава с сурьмой, а отрицательные с кальцием. Расход воды в этом случае получается ниже, чем у малосурьмянистых АКБ, но выше кальциевых необслуживаемых. Получилась «золотая середина». Гибридные автомобильные батареи есть как в обслуживаемых, так и в необслуживаемых корпусах. На них часто можно встретить обозначение Ca Plus, Ca+ или Sb/Ca.
Советуем также прочитать статью про маркировку аккумуляторных батарей.
Гибридный автомобильный аккумулятор
Стоит отметить ещё одну категорию необслуживаемых аккумуляторов – гелевые. В гелевых аккумуляторах электролит находится в связанном состоянии. Это может быть пропитка стекловолокна или гелеобразное состояние. В большинстве случаев такие модели выполняются в необслуживаемых корпусах, и им не требуется доливка воды. Хотя в ряде случаев в AGM аккумуляторы добавляют дистиллированную воду. Например, при восстановлении гелевых аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
Обслуживание необслуживаемых аккумуляторов
Несмотря на своё название, необслуживаемые аккумуляторы всё-таки нуждаются в обслуживании. Больше того, в ряде случаев необслуживаемое исполнение, что называется, «выходит боком».
Ниже приведены основные недостатки необслуживаемых автомобильных АКБ:
- Затруднён контроль уровня электролита;
- Невозможен контроль плотности электролита;
- Требуют безупречной работы электрической сети автомобиля и стабильности выдаваемых характеристик.
Что касается уровня электролита, то на некоторых моделях необслуживаемых автомобильных аккумуляторов имеется отметки минимума и максимума. Подробнее о том, что такое аккумуляторная кислота, читайте в статье по ссылке.
Метки для проверки уровня электролита
В этом случае задача контроля уровня электролита облегчается. Но с другой стороны, что вам даёт знание уровня электролита? А если его меньше необходимого? Долить все равно нельзя. Конечно, расход воды незначительный. И крышки необслуживаемых аккумуляторов выполняются специальной конструкции, чтобы обеспечить рециркуляцию электролита. Но дистиллированная вода все равно уходит, а вот долить уже не получится. А если уровень упал до оголения пластин, то срок жизни аккумулятора начнёт стремительно сокращаться. Если в так эксплуатировать АКБ, то очень скоро понадобиться ремонт аккумулятора автомобиля или он отправиться на свалку.
Ещё одной проблемой необслуживаемых автомобильных аккумуляторных батарей является отсутствие возможности измерить плотность электролита. А эта характеристика очень важна и даёт объективную оценку состояния батареи.
Хотя бы просто измерить плотность после процесса зарядки АКБ для контроля. Ведь без этого понять степень заряженности крайне сложно и напряжение здесь не может быть объективным показателем. Для оценки степени заряженности аккумулятора производители встраивают в необслуживаемые автомобильные аккумуляторы гидрометр. Автолюбители часто называют его «глазок».
Гидрометр в автомобильном аккумуляторе
Гидрометр устанавливается в одну из центральных банок автомобильного аккумулятора и контролирует плотность. Его действие основано на том, что поплавок поднимается при увеличении плотности (зарядке) и опускается при уменьшении плотности (разряде). Для удобства контроля делается соответствующая цветовая индикация. Но и здесь не все так безоблачно.
Проблемы при использовании гидрометра:
- Если верить отзывам владельцев необслуживаемых автомобильных батарей, такие гидрометры часто выходят из строя вне зависимости от модели и производителя. И такой гидрометр начинает показывать данные, оторванные от реальности;
- Специалисты также говорят о том, что информация о заряженности батареи гидрометром выдаётся только при достижении 65 процентов ёмкости АКБ.
А когда она достигает 100 процентов выяснить не удастся, поскольку поплавок не даёт точных значений;
- Гидрометр измеряет плотность только в одной из банок и что творится в других неизвестно. Получается, что контроль заряда выполняется только по одной банке.
Теперь о зарядке необслуживаемых автомобильных аккумуляторов. Периодически её делать необходимо по ряду причин. Главная, заключается в том, что при эксплуатации аккумулятора, в том числе необслуживаемого, на автомобиле, он не заряжается полностью. Кроме того, из-за неисправности может случиться так, что генератор не заряжает аккумулятор. В этом случае автомобиль нужно показать автомобильному электрику.
В момент запуска двигателя АКБ отдаёт мощный ток и разряжается. Чтобы восполнить заряд, требуется проехать достаточно большое расстояние. При этом обороты коленчатого вала должны превышать 2000 оборотов в минуту. Тогда генератор вырабатывает достаточное количество электроэнергии и для потребителей в сети, и для зарядки аккумуляторной батареи. При езде в городских условиях такой режим обеспечить сложно и постоянно автомобильный аккумулятор подвергается кратковременному поверхностному заряду.
То есть, в процессе такой подзарядки работают лишь поверхностные слои электродов. Чтобы заряд проник на всю глубину электродов, требуется малый ток и длительное время зарядки (до суток). В бортовой сети автомобиля такие условия обеспечить нереально. Поэтому периодически (желательно раз в 3─4 месяца) нужно ставить аккумулятор заряжаться от сетевого зарядного устройства. Какой установить режим зарядки, сказано ниже.
Вернуться к содержанию
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор?
В подавляющем большинстве автомобилей регулятор напряжения в бортовой сети устанавливает ограничение в 14,4─14,8 вольта. Выбор этого значения неслучаен, поскольку при больших значениях начинается активный гидролиз воды и увеличивается её расход. При зарядке от сетевого ЗУ также следует избегать превышения напряжения больше этого значения. На практике нужно держать напряжение на АКБ не более 15,5 вольт. Подробнее о напряжении аккумулятора автомобиля можно узнать в статье по ссылке.
Что касается зарядного устройства, то для зарядки необслуживаемого аккумулятора лучше использовать ЗУ с автоматическим управлением. Тогда процесс зарядки обеспечивает специальное программное обеспечение, зашитое в зарядном устройстве. В этом случае команды на изменение тока или напряжения будет давать алгоритм, ориентируясь на электрические характеристики АКБ.
Вам останется только подключить «крокодилы» ЗУ к выводам аккумулятора с соблюдением полярности и включить устройство в сеть. Дополнительно можете прочитать о том, что это такое прямая полярность аккумулятора.
Зарядка автомобильного аккумулятора
Не забывайте о том, что при зарядке аккумуляторной батареи в ней идут химические реакции и выделяются вредные вещества. Поэтому заряжать АКБ следует в хорошо проветриваемом помещении.

Если вы будете пользоваться зарядным устройством с ручной регулировкой тока и напряжения, то советуем придерживаться следующей схемы зарядки необслуживаемого аккумулятора. После подключения ЗУ к аккумулятору выставите ток в размере 0,1 от ёмкости АКБ. То есть, при ёмкость 55 А-ч это значение будет 5,5 ампер. После этого выставляете напряжение 14,5 вольт и включаете зарядное устройство. Подробнее о том, что такое ампер-час.
В процессе зарядки следите за параметрами. Напряжение в процессе зарядки будет постепенно расти, а ток будет уменьшаться. Когда напряжение на аккумуляторной батарее вырастет до 14,4 вольта, ток должен уменьшиться примерно до 200 мА, что соответствует току саморазряда батареи. Процесс зарядки будет закончен.
Здесь стоит сделать оговорку по поводу зарядки АКБ после глубокого разряда. Процесс зарядки в этом случае стоит начинать с током 1─2 ампера. Напряжение заряда лучше установить где-то 12─13 вольт, а ток в процессе заряда держать не более 5 процентов от номинальной ёмкости аккумулятора. Читайте подробнее о том, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
В таблице ниже вы можете посмотреть зависимость степени заряженности автомобильной аккумуляторной батареи и плотности электролита. Также приводится температура замерзания электролита при различной плотности. Также советуем прочитать о том, как заряжать гелевый аккумулятор.
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
---|---|---|---|---|
1,11 | 11,7 | 8,4 | 0 | -7 |
1,12 | 11,76 | 8,54 | 6 | -8 |
1,13 | 11,82 | 8,68 | 12,56 | -9 |
1,14 | 11,88 | 8,84 | 19 | -11 |
1,15 | 11,94 | 9 | 25 | -13 |
1,16 | 12 | 9,14 | 31 | -14 |
1,17 | 12,06 | 9,3 | 37,5 | -16 |
1,18 | 12,12 | 9,46 | 44 | -18 |
1,19 | 12,18 | 9,6 | 50 | -24 |
1,2 | 12,24 | 9,74 | 56 | -27 |
1,21 | 12,3 | 9,9 | 62,5 | -32 |
1,22 | 12,36 | 10,06 | 69 | -37 |
1,23 | 12,42 | 10,2 | 75 | -42 |
1,24 | 12,48 | 10,34 | 81 | -46 |
1,25 | 12,54 | 10,5 | 87,5 | -50 |
1,26 | 12,6 | 10,66 | 94 | -55 |
1,27 | 12,66 | 10,8 | 100 | -60 |
Плотность электролита, г/см.![]() | Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) | Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) | Степень заряда АКБ, % | Температура замерзания электролита, гр. Цельсия |
Вернуться к содержанию
Суммируем
Итак, вы стали обладателем необслуживаемого аккумулятора. Но обслуживать его всё-таки необходимо. Как это делать и на что обратить внимание. Ниже представлены некоторые рекомендации:
- Не эксплуатируйте аккумулятор, если напряжение бортовой сети выходит за пределы 13,9─14,4 вольта;
- Следите за работой генератора, реле-регулятора напряжения;
- Нужно поддерживать в исправном состоянии все элементы бортовой сети авто, чтобы не было утечек тока;
- Периодически подзаряжайте необслуживаемый аккумулятор, как было описано выше;
- Если батарея стоит на хранении, то по возможности держите её в холодном месте, чтобы снизить саморазряд и потерю ёмкости.
Советуем также прочитать статью про зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов.
Как видите, с необслуживаемыми АКБ не все так просто. С одной стороны, такие аккумуляторы действительно не требуют доливки дистиллированной воды, но в остальном они нуждаются в обслуживании. Их нужно периодически заряжать от сетевого ЗУ, содержать в чистоте, следить за исправностью бортовой сети авто, в которой эксплуатируется аккумулятор.
Суммируя все сказанное, можно заключить, что необслуживаемые АКБ подойдут для использования в иномарках среднего ценового диапазона со стандартным набором опций. В этом классе авто исправное электрооборудование и АКБ будет функционировать в нормальных условиях. Если ваш автомобиль достаточно старый, изношенный, возможны скачки напряжения в бортовой сети, то лучше возьмите обычный малосурьмянистый обслуживаемый автомобильный аккумулятор.
Вернуться к содержанию
Опрос
Примите участие в опросе!
Загрузка …Вернуться к содержанию
6 мифов о необслуживаемых аккумуляторах
Необслуживаемый аккумулятор не нужно обслуживать
Это не так. Даже если аккумулятор не имеет доступа к электролиту — это не значит, что его не нужно обслуживать. Нужно, только провести полный комплекс не выйдет. Здесь необходимо проводить периодическую подзарядку и контролировать уровень электролита.
Зарядку желательно проводить 2 раза в год. До зимы и после зимы. И в тех случаях, если произошел разряд или вы почувствовали слабость аккумулятора.
Плотность замерить физически не получится. Поэтому необходимо полагаться на косвенные признаки: напряжение, напряжение под нагрузкой, динамику зарядки.
Если есть индикатор заряженности, то можно проверить электролит через него, но только в одной банке.
Индикатор заряженности достать можно, но сложно.Также уровень электролита можно определить покачивая аккумулятор из стороны в сторону и ощущая волну пальцами.
Но обычно дело ограничивается простой подзарядкой.
Кто-то скажет – я вообще ничего не делаю, как поставил, так и проездил 5 лет. Это относится к положительным эксплуатационным факторам. Значит у вас все в порядке с электрооборудованием, правильные пробеги, и вы не допускали разряда АКБ. Но не у всех так.
Миф №2
Пробки на самом деле есть, просто их нужно найти
Это тоже миф. В таких аккумуляторах используется двойная крышка дуплекс лабиринта. И хоть и сверху визуально видно, что имеются контуры под пробки, на самом деле это контуры лабиринта.
Некоторые пользователи часто ищут эти пробки, при этом обламывают лабиринтную крышку. После этого эксплуатировать АКБ невозможно.
Миф №3
Аккумулятор без пробок можно ставить в любом положении
Многие думают, что, если в аккумуляторе нет пробок, значит он полностью герметичен и его можно положить набок.
Так как мы рассматриваем аккумулятор с жидкостным электролитом – это не так. У аккумулятора имеется система газоотвода. Именно оттуда польется электролит. Залить обратно через газоотвод равномерно не выйдет. Да и пластины, которые не в электролите от перегрева будут ускоренно осыпаться.
Аккумуляторы, которые можно ставить в любом положение действительно есть, и они без пробок, но они изготовлены другой технологии – AGM. Они полностью герметичны и там нет электролита в жидком виде.
AGM технологияМиф №4
Производители специально делают аккумуляторы без пробок, чтобы они быстрее выходили из строя
Многие неохотно покупают аккумуляторы без пробок, так как думают, что производитель специально пошел на этот шаг, чтобы он быстрее вышел из строя и его невозможно было отремонтировать.
Действительно в профессиональном обслуживание это вызывает некий дискомфорт. Невозможно измерить плотность, проверить состояние электролита и его уровень. Ну и здесь возможно это обойти
Уровень можно проверить без пробок, покачивая аккумулятор из стороны в сторону или просвечивая корпус.
Просвечиваем корпус АКБСостояние косвенно можно определить при помощи специальных приборов, даже простой нагрузочной вилкой.
Потеря воды из электролита может быть только из-за перезаряда, а виной этому неправильная зарядка или неисправный генератор в авто. Аккумуляторы без пробок делают по кальциевой технологии, что обеспечивает низкий расход воды. К тому же, с завода электролита заливают немного выше, чем в АКБ с пробками, да и специальная лабиринтная система уменьшает потерю влаги из аккумулятора.
Благодаря этому и ряду других технологий электролит к таких АКБ рассчитан на весь срок службы, и в 95% так и происходит, а 5% это неисправность электрооборудования и ряд отрицательных эксплуатационных факторов.
На практике аккумуляторы без пробок ходят дольше, чем аккумуляторы с пробками.
Миф №5
Если электролит залить в одну банку, через индикатор, то он равномерно распределиться по всему АКБ
Это не так. Вытащить или даже выкрутить индикатор можно, и даже можно залить воды, только распределяться равномерно ничего не будет. Аккумулятор на 12В состоит из 6 банок и все они абсолютно герметичны между собой. И по электролиту не сообщаются.
Миф №6
Если заряжать аккумулятор без пробок, то он лопнет
Многие знают, что когда заряжаешь аккумулятор, то необходимо выкрутить пробки и оставить их в горловине, чтобы лишние газы выходили наружу и не создавалось избыточное давление, но как быть, если в аккумуляторе нет пробок, ведь он лопнет?
На самом деле это не так, акб без пробок обычно изготавливается по кальциевой технологии. И при зарядке идет минимальное газовыделение. Штатный газоотвод с этим вполне справляется.
Единственный и очень очень редкий случай, когда действительно может лопнуть на зарядке, это если заряжать на высоком напряжении, а газоотвод должен быть наглухо забит грязью. Но это действительно единичный случай.
Купить необслуживаемый аккумулятор в Томске
Купить аккумулятор в Томске — проще чем во многих других городах!
Наша компания предоставляет доставку и установку аккумулятора в автомобиль клиента. Теперь не нужно тащиться по пробкам, ехать на такси за аккумулятором, или вовсе тратить время в свой выходной, а потом еще возиться с заменой —мы все сделаем сами. Бесплатно подберем, доставим и установим аккумулятор прямо на месте стоянке вашего автомобиля!
Как определить обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор?
Время прочтения: 5 мин
Дата публикации: 23-11-2020
Аккумулятор является одним из самых, с позволения сказать, вредных автомобильных узлов, который то и дело требует внимания. Все начинается с проблем, вызванных постепенным старением источника питания. Чем старше батарея, тем чаще следует контролировать ее текущее состояние, измеряя напряжение и подзаряжая. Зимой проблемы только усугубляются. Рано или поздно требуется купить новый аккумулятор, выбирать который тоже не очень просто.
Трудность выбора связана с большим разнообразием, которое предлагает современный рынок. Неправильный выбор может привести к довольно быстрому исчерпанию ресурса АКБ и скорой покупке новой батареи. Поэтому при отсутствии соответствующих знаний данный вопрос, как правило, лучше доверить специалисту.
Во многом решение в пользу того или иного аккумулятора зависит от способа его эксплуатации. В этот раз мы рассмотрим, как определить, обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор, а также основные преимущества и недостатки этих решений.
Разновидности аккумуляторов по степени обслуживаемости и их преимущества
Самыми популярными у автомобилистов являются стандартные обслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы. Пластины этих аккумуляторов легированы сурьмой. В таких АКБ электролиз воды начинает происходить уже при напряжении порядка 12,2В, в связи с чем их периодически приходится обслуживать. Процесс обслуживания заключается в доливе дистиллированной воды, компенсирующем ее потери при испарении.
И так, что такое необслуживаемый аккумулятор? Необслуживаемые АКБ могут отличаться как составом свинцовых пластин, так и электролита, позволяя тем или иным образом предотвратить выход испарений. Одним из привлекательнейших типов необслуживаемых аккумуляторов является AGM (Absorbent Glass Material). Особенность таких батарей заключается в герметичном корпусе и пористых прокладках из стекловолокна, которые абсорбируют жидкий электролит. Перемещаясь по порам этих прокладок, испарения снова рекомбинируют в воду, не выходя наружу. Это позволяет избежать потери воды в течение всего срока службы аккумулятора. Технология AGM отличается более длительным сроком службы, а также хорошей переносимостью глубоких разрядов. Недостатком можно назвать повышенную чувствительность к перезаряду. В случае перезаряда электролит начинает кипеть. Избыточное давление, при этом, выпускается через предохранительные клапаны. В процессе неправильного заряда пользователь может слышать внутри бурление и легкий свист выходящих через клапаны испарений.
Другой технологией, которая из года в год понемногу приобретает популярность у автолюбителей, является GEL. Принцип технологии схож с AGM за тем лишь исключением, что здесь электролит не пропитывает поры прокладок, а сам имеет густую пористую структуру. Циклический ресурс и переносимость глубоких разрядов еще лучше, чем у AGM, однако сам источник питания куда более прихотлив к неправильному заряду. Батарея GEL может вздуться и, при этом, восстановлению не подлежит.
Описанные выше гелевые аккумуляторы (AGM также часто называют гелевым. Это заблуждение стало привычным) благодаря улучшенным свойствам при циклической эксплуатации нашли свое применение не только в автомобилях, но и в сфере резервного питания. Такие АКБ позволяют собрать доступный источник постоянного тока для электроснабжения потребителя как в бытовых, так и в промышленных масштабах.
Теперь перейдем к аккумулятором, свойства которых приобретены за счет изменений в составе свинцовых пластин. В автомобильной отрасли неплохую репутацию имеют необслуживаемые кальциевые аккумуляторные батареи (Ca/Ca). Разумеется, пластины здесь все еще сделаны из свинца, но легированы они не сурьмой, а кальцием. Применение такого состава позволило значительно увеличить напряжение, при котором происходит электролиз воды. Как результат, в процессе эксплуатации напряжение аккумулятора не достигает того показателя, при котором начнется электролиз, и, соответственно, испарения не происходит. В течение всего срока службы обслуживать Ca/Ca АКБ не требуется. Такие аккумуляторы не смогли заменить стандартные сурьмяные по двум причинам: более высокая цена и сильная чувствительность к глубоким разрядам. Буквально парой глубоких разрядов (а здесь глубоким считается разряд ниже 12В) приводят к безвозвратной потере значительной части емкости из-за образующегося на пластинах сульфата кальция.
Для тех, кого не устраивают характеристики ни сурьмяных АКБ, ни кальциевых, существует альтернатива в виде малообслуживаемых аккумуляторов Pb/Ca. Это буквально что-то среднее между кальциевой и сурьмяной батареей. В таких аккумуляторах испарения происходят, но в меньшей степени.
Какой аккумулятор выбрать
Исходя из описанного выше, попробуем разобраться, что лучше: обслуживаемый аккумулятор или нет. Если рассматривать только традиционные АКБ, исключив гелевые варианты, все зависит от способа эксплуатации автомобиля. Если Вам часто приходится ездить на большие расстояния, кальциевый аккумулятор прослужит долго и безотказно. В случае с традиционным городским вождением на малые расстояния вполне допустимы вредные для Ca/Ca глубокие разряды, поэтому надо либо регулярно проверять степень заряда, либо рассматривать к покупке обслуживаемые Pb/Pb или малообслуживаемые Pb/Ca.
Если средства позволяют, отличным вариантом станет гелевый аккумулятор, который одновременно не требует обслуживания, нормально переносит сильные разряды и имеет внушительный ресурс. Конечно, трудно сказать, сколько служит необслуживаемый аккумулятор, однако при соблюдении требований по эксплуатации Вы можете рассчитывать более чем на 5 лет.
Визуальные отличия необслуживаемых АКБ
Определить, является ли аккумулятор необслуживаемым, можно и без бирки с описанием технологии производства. Раз обычный аккумулятор требуется обслуживать, логично предположить, что на его корпусе должны быть элементы, позволяющие удобно залить воду. Для этого на верхний торец каждой ячейки вынесена пробка, которая откручивается, как правило, фигурной отверткой. В необслуживаемых аккумуляторах на поверхность подобные элементы не выведены. Однако они есть. Если, допустим, из-за неправильного заряда электролит выкипел, к ячейкам можно подобраться путем вскрытия крышки. Под ней также располагаются пробки, через которые можно получить доступ к содержимому ячеек.
Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля: Правила и Ошибки
Содержание:
Необслуживаемый аккумулятор автомобиля отличается от обслуживаемого конструкцией. Вы не можете заглянуть внутрь и отрегулировать плотность — устройство работает полностью автономно и не требует вашего вмешательства. Почти. Для того чтобы продлить ресурс, а в некоторых случаях с целью восстановления ресурса необходимо периодически выполнять несложные технические действия.
В этой статье расскажем, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля правильно.
Варианты устройств с автономным принципом работы
Необслуживаемые аккумуляторы делятся на следующие типы:- Кальциевые (часто обозначают Ca или Ca/Ca): оба электрода изготавливают из материала, в составе которого присутствует кальций.
- Гибридные (маркируют значком Ca+ либо Hybrid): в составе отрицательного электрода есть кальций, положительные пластины производят по технологии обслуживаемых аккумуляторных батарей с применением свинца и сурьмы.
- Гелевые (GEL): электроды изготавливают из свинца с повышенной степенью чистоты. В качестве рабочей среды — электролита — применяют гель.
- AGM: электролит заполняет капиллярную сеть абсорбирующей прокладки из стекловолокна.
Обратите внимание! Если применять неподходящий режим зарядки, высока вероятность прикончить вполне рабочую АКБ.
Необслуживаемый аккумулятор: вредные советы и реальность
Вокруг варианта АКБ с необслуживаемым типом работы успело накопиться немало сомнительной информации. Приведём главные «страшилки», благодаря котором можно сформировать собственное мнение, стоит или нет связываться с этим устройством.
-
Необслуживаемую аккумуляторную батарею достаточно поставить и забыть. Процесс эксплуатации автомобиля сопровождается непрерывной разрядкой и подзарядкой АКБ любого типа. Поскольку восстановление потраченного заряда в большинстве случаев не происходит на 100%, требуется периодически пополнять заряд. Помимо этого придётся следить за чистотой контактов, зачищая клеммы от накапливающихся солей и оксидов.
- АКБ необслуживаемого типа быстрее умирают, поскольку доступ к электролиту закрыт. Аккумуляторы выходят из строя раньше времени не потому, что это выгодно производителям (согласитесь, немного найдётся желающих купить повторно некондиционный товар), а по причине нарушения условий эксплуатации. Необслуживаемый аккумулятор необходимо периодически подзаряжать в рекомендованном режиме.
- Уровень электролита невозможно контролировать. Это ошибочное мнение, так как, во–первых, есть модели с визуальным индикатором, а во–вторых, во многих типах АКБ можно увидеть объём на просвет.
- Аккумуляторные батареи необслуживаемого типа можно переворачивать. Это верно только для моделей со связанным электролитом, то есть для гелевых и AGM. Если же неосторожно обращаться с вариантами, где электролитом служит жидкость, такие вольности ускорят конец АКБ. Информация о правилах пользования приведена в инструкции, то есть и в этом случае производители ничего не пытаются утаить.
- Процесс зарядки необслуживаемой аккумуляторной батареи непредсказуем. Устойчивое мнение возникает у пользователей, которые не до конца понимают процесс, а потому выдумывают ужасы, которых нет. Например, герметичный корпус препятствует отведению пара и газов, поэтому если за устройством не уследить, в определённый момент оно просто взорвётся. На самом деле система сброса избыточного давления есть, и она работает. Если же в процессе подзарядки АКБ раздувает, то это происходит в результате грубого нарушения рекомендованного цикла по причине перегрева, вызвавшего деформацию пластин.
- Пробки для доливки электролита хитро спрятаны. В некоторых моделях на просвет действительно можно увидеть некое подобие пробок. На самом деле это не то, что кажется, а вышеупомянутая система сброса избыточного давления — никаких встроенных хитростей.
- Долить рабочую жидкость всё–таки можно через контрольный индикатор. Необслуживаемый аккумулятор имеет 6 отсеков, у одного из которых есть окошко с контрольным индикатором. При условии, что вам удастся его снять, а потом вернуть на место без катастрофических последствий, в этот отсек долить электролит действительно получится. Остальные пять отделены друг от друга перегородками.
АКБ необслуживаемого типа требуют только соблюдения инструкции и ничего больше. Эксперименты и небрежность приводят к необратимому разрушению устройства.
В каких случаях появляется необходимость для зарядки
Обратите внимание! Если необслуживаемый автомобильный аккумулятор несколько раз разрядить практически до нуля, то есть использовать в режиме глубокого разряда, устройство выйдет из строя.
Реальная эксплуатация автомобиля далека от идеальных условий, поэтому часто АКБ не получают зарядки до нужных 100%. Недозаряд может происходить в следующих случаях:
- Редкие поездки или передвижения на малые расстояния оказываются недостаточными по времени, чтобы генератор успел зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля полностью.
- В зимний период времени, когда устанавливаются затяжные холода, заряд аккумулятора падает, и его не хватает для прокрутки стартера.
- Значение напряжения на клеммах отличается от номинального. Для нормальной зарядки необходимы 12,7 В, если показатель упал ниже указанной отметки, требуется срочно восполнить заряд.
Способы зарядки необслуживаемых аккумуляторов
Существуют два способа пополнения заряда для АКБ любого типа:- Постоянным напряжением: регулировка процесса осуществляется изменением подачи тока по убывающей, при этом напряжение выставляется на одном уровне.
- Постоянным током: в данном случае происходит всё наоборот. Выставляют постоянный показатель по току, а напряжение снижается в процессе зарядки.
Рекомендация! Обычно производители рекомендуют раз в 3-4 месяца производить зарядку аккумулятора внешними зарядными устройствами!
Как оценить время на восстановление потерянного заряда
У аккумуляторной батареи необслуживаемого типа на время восстановления влияют несколько факторов:- Реальная ёмкость.
- Степень разряженности.
- Применяемый ток для зарядки.
- Окружающая температура.
Поскольку факторов слишком много, то само время можно оценить только приблизительно, тем не менее, для удобства его полезно знать.
Для того чтобы понять, насколько просела ёмкость, необходимо выполнить несложный расчёт. Напряжение на клеммах на уровне 12,7 В равно 100% зарядке. Если показатель упал до 11,7 В, значит, ваш АКБ практически полностью разряжен. Промежуточные значения соответствует определённому проценту от полного заряда.
Ёмкость АКБ учитывается в Ампер–часах и показывает, сколько Ампер АКБ передаёт в единицу времени. Таким образом, если в вашем распоряжении есть 60–Амперный аккумулятор, у которого напряжение на клеммах показывает 12,3 В, значит, что ушло 40% заряда и осталось 40 Ампер.
Если попытаться восстановить ёмкость за короткий промежуток времени, то есть подать 20 недостающих Ампер за час, АКБ выйдет из строя. Для того чтобы сохранять работоспособность устройства, следует подавать не более 10% от номинальной ёмкости или 6 Ампер в нашем случае. Таким образом, на восстановление заряда уйдёт 20:6 или около 3,5 часов.
Обратите внимание! Если на вашей аккумуляторной батарее указана ёмкость в 60 Ампер–часов, но вы её уже эксплуатируете пару лет, не торопитесь выставлять ток зарядки в 6 Ампер (10%). Скорее всего, такой ёмкости больше нет, поэтому лучше выбрать ток зарядки немного меньше.
Для того чтобы понять величину этого «немного», если не представляется возможным измерить реальную ёмкость, можно ориентироваться на усреднённые показатели: за каждый год службы после первого АКБ снимайте по 10% с номинальной ёмкости. Так, АКБ на 60 Ампер–часов в первый год эксплуатации заряжают током 6 А, а на следующий лучше брать 5,4–5,5 А.
Как понять, что АКБ необслуживаемого типа зарядился
О завершении процесса восстановления заряда можно узнать, наблюдая за показаниями по току. Если при пороговом значении напряжения в 14,4 В ток не меняется 2 часа подряд, АКБ необслуживаемого типа полностью заряжена.
Особенности подзарядки аккумуляторов гибридного типа
У необслуживаемого автомобильного аккумулятора лучшее соотношение цены и качества, благодаря чему этот тип устройств наиболее распространён. Для того чтобы восполнить ёмкость, необходимо выполнить практически ту же процедуру, которую проделывают владельцы авто со стандартными АКБ.- Подключить ЗУ к клеммам.
- Выставить напряжение в интервале от 14,4 до 13,8 В.
- Выбрать подаваемый ток (напоминаем, его значение не должно превышать 10% от ёмкости вашей аккумуляторной батареи).
- Начать зарядку.
Обратите внимание! Важно ограничивать напряжение на отметке 14,4 В без превышения. Если показатель уйдёт за эту отметку, электролит начнёт кипеть и испаряться. В случае необслуживаемого аккумулятора восстановить исходный баланс не удастся, поэтому вы испортите АКБ безвозвратно.
Перед началом процесса нужно проверить чистоту клапанов, через которые отводится избыточное давление. Зарядку ведут при напряжении не выше 14,4 В до тех пор, пока падение по току будет оставаться неизменным в течение 2–х часов.
Как восполнить заряд устройств с кальциевыми электродами
Принцип работы АКБ типа Ca/Ca основан на снижении интенсивности процесса электролиза. Для того чтобы вывести плотность электролита на необходимый уровень в 1,27 г/см3, на одном из этапов подзарядки следует поднимать напряжение до 16,2–16,5 В.Чтобы выбрать зарядное устройство правильно, следите, чтобы его опционал был рассчитан на кальциевый тип устройств. В этом случае останется только выбрать нужный режим, всю остальную работу выполнит зарядник, чередуя нужные этапы. Он же вовремя остановит процесс, предотвратив закипание электролита.Обратите внимание! Если проигнорировать эту процедуру и оставить напряжение на уровне 14,4 В на протяжении всей процедуры, восполнить заряд до 100% отметки не получится — необслуживаемый аккумулятор Ca/Ca хоть и пополнит заряд, но останется недозаряженным.
Значения выше 16 В могут показаться чрезмерными и вообще недостижимыми для нормальной эксплуатации АКБ необслуживаемого типа с кальциевыми электродами, поскольку автомобильный генератор выдаёт не больше 15 В. Здесь нет противоречия. Если эксплуатировать авто практически в ежедневном режиме, напряжения генератора достаточно, чтобы подзаряжать АКБ Ca/Ca до полной ёмкости. Если пользоваться редко, понадобиться дозаряжать в указанном алгоритме.
Кипятить или не кипятить — вот в чём вопрос
АКБ с жидким электролитом подвержен стратификации. Явление заключается в расслоении рабочей жидкости, когда кислота, имеющая большую плотность, опускается ко дну, а вода уходит вверх. Кипячение приводит к выравниванию состава по всему объёму, но и ускоряет разрушение пластин.В данном случае, как и во всех остальных, правильнее положиться на мнение производителя: если рекомендуется кипятить, то это и следует делать. Если информация не содержит подобных инструкций, самодеятельностью заниматься не нужно.
Гелевые и AGM: заряжаем правильно
Данный тип устройств отличается от предыдущих типов свойствами электролита — рабочая жидкость находится в так называемом связанном виде, благодаря чему полностью меняется алгоритм восстановления заряда. Заряжая необслуживаемый аккумулятор автомобиля, следует выполнить следующие действия:- Первоначально ток устанавливают на уровне 20% от номинальной ёмкости. Процесс зарядки приводит к росту напряжения до предельных значений. Для каждого типа аккумуляторных батарей устанавливают собственные ограничения: 14,4–14,8 В для AGM и 14,2–14,5 для гелевых.
- Процесс зарядки ведут, поддерживая напряжение в рекомендованном интервале. В результате ток начинает постепенно уменьшаться и доходит до значений, близких к 0.
- После этого напряжение снижают до интервала 13,6–13,8, что помогает предотвратить саморазряд АКБ.
Обратите внимание! Для гелевых и AGM–батарей важно выставлять напряжение в указанных пределах. Выход за рекомендованный уровень приводит к необратимому разрушению электролита и выходу АКБ из строя.
Желательно применять специальные ЗУ группы Smart с предустановленными алгоритмами работы. Устройство само определяет длительность каждого из периодов на основании сбора и анализа информации о состоянии аккумуляторной батареи.
Какие зарядные устройства оптимальны для АКБ необслуживаемого типа
Поскольку режим зарядки любой модели необслуживаемых аккумуляторов требует точного выставления параметров по напряжению и току, в целом нужно ориентироваться на следующие условия:- Система имеет опцию ограничения и регулировки напряжения.
- Ток заряда настраивается.
- Промежуточные отсечки по регулируемым параметрам контролируются.
Можно немного сэкономить и взять ЗУ без третьей функции, но тогда нужно контролировать текущие значения самостоятельно с помощью мультиметра, что не так уж и сложно. Для тех, кто желает облегчить себе жизнь, лучше купить специальный умный зарядник для необслуживаемых АКБ. Он дороже, но и проще в обслуживании.
Для того чтобы необслуживаемая аккумуляторная батарея прослужила свой срок, необходимо следить за её состоянием и при необходимости пополнять заряд указанным для вашего типа способом. Никаких секретов — только следование инструкции!Статьи
В этом выпуске мы расскажем о том, как правильно выбрать аккумулятор при замене.
Для начала неплохо убедиться, что замена действительно нужна.
Для этого мы рекомендуем посмотреть наше видео «Менять или заряжать», где подробно обо всём рассказано. Текстовый вариант этого материала можно найти на нашем сайте в разделе «Блог» в статье с тем же названием.
Но если всё же требуется замена, то придётся вооружиться некоторыми новыми знаниями.
Тема достаточно большая, поэтому мы решили разделить её на три части.
Итак, часть первая. Для начала выясним, что установлено на автомобиле сейчас. А для этого познакомимся с основными характеристиками аккумуляторов.
Ёмкость – это главная характеристика, влияющая на продолжительность «жизненного цикла» батареи без подзарядки, надёжность запуска при низкой температуре, количество попыток запуска и прочие параметры. Измеряется ёмкость в Ампер-часах.
Имейте ввиду, что это величина достаточно условная. Поэтому при покупке аккумулятора не стоит уж слишком усердно бороться за обозначенную в паспорте автомобиля ёмкость. Можно купить и чуть бо́льшую на 5-10%. Тем более, что частенько штатные аккумуляторы, которые ставят автопроизводители, имеют заниженную ёмкость.
Пусковой ток
Связанный с ёмкостью параметр – пусковой ток. Правильное название – «ток холодной прокрутки». Глубоко в физику процесса мы вдаваться не будем, но заметим, что по большому счету собственно для старта интересует скорее ток, чем ёмкость. Так что при равных ёмкостях предпочтение стоит отдать варианту с бо́льшим током. Это позволит увереннее запускать двигатель, особенно зимой, когда ёмкость неизбежно падает из-за низкой температуры.
Измеряется ток в Амперах и указывается прямо на корпусе аккумулятора. Если таких данных нет, например, стёрлись от времени, то их можно найти в Интернете по названию модели аккумулятора.
Особенности производства аккумуляторов разными заводами привели к созданию различных стандартов тока холодной прокрутки. Основные три: EN, DIN и CCA. Поэтому, когда будете сравнивать этот параметр, обратите внимание, что его нужно сравнивать для каждого стандарта.
Полярность
Полярность – это последовательность расположения положительной и отрицательной клемм. Полярность бывает прямой, обратной и универсальной.
Как определяется полярность аккумулятора
Смотрим на аккумулятор так, чтобы обе клеммы были развёрнуты на нас.
Если плюс находится слева, а минус справа, то полярность именуются прямая, и в названии аккумулятора после ёмкости иногда можно увидеть «единичку».
Если минус слева, а справа плюс, то это обратная полярность, и в названии аккумулятора после ёмкости иногда можно увидеть «ноль».
Как вы понимаете, универсальная полярность получила своё название не случайно – клеммы будут располагаться либо по центру, либо по диагонали
Всё, о чём мы рассказали, относится к аккумуляторам сравнительно малых ёмкостей.
Начиная с ёмкости 120 Ампер-часов, выводы контактов на батарее чаще всего делаются с короткой стороны, как иногда говорят «с торца». В этом случае полярность будет считаться в обратную сторону.
Снова смотрим на аккумулятор так, чтобы обе клеммы были развёрнуты на нас.
Если плюс находится слева, а минус справа, то полярность именуются обратной, и в названии аккумулятора можно увидеть «троечку».
Если минус слева, а справа плюс, то полярность именуются прямой, и в названии аккумулятора можно увидеть «четвёрку».
Полярность никак не влияет на работу аккумулятора, здесь принципиальна только длина подсоединяемых кабелей. Если полярность перепутана, то этой самой длины может просто не хватить.
Стандарт батареи
Стандарт батареи определяется конструктивным оформлением контактов. По этому признаку аккумуляторы делятся на три вида: европейский, азиатский и американский стандарты. Казалось бы – мелочь, но это крайне важное обстоятельство, которое может влиять на безопасность. А именно: замыкание металлическими частями корпуса автомобиля контактов аккумулятора. Такая ситуация может вывести из строя батарею, а может закончиться и пожаром.
На европейском стандарте клеммы находятся сверху, и они утоплены, не возвышаются над верхней панелью.
У «азиатов» клеммы торчат вверх над всем аккумулятором.
Как понимаете, именно в этом случае контакты могут коснуться капота, если поставлен «азиатский» стандарт вместо «европейского».
А «американцы» и вовсе имеют выводы на боковую поверхность.
Стандарт батареи и полярность могут комбинироваться в любых вариантах.
Стоит обратить внимание и на то, что диаметры положительной и отрицательной клеммы, разные.
Кроме того, диаметры клемм у азиатского стандарта малых ёмкостей (до 50 Ампер-часов) могут быть двух вариантов. Условно: тонкие и толстые.
Габариты аккумуляторов
Для восстановления батареи нужно хотя бы 30-40 минут работы двигателя, чтобы генератор успел восполнить заряд.
Каждый аккумулятор имеет размеры – габариты – длину, ширину и высоту. Именно в таком порядке они всегда и указываются в паспорте.
В зависимости от модели и даже модификации автомобиля штатное место аккумулятора может позволять ставить либо батарею только жёстко заданных размеров, либо допускает некоторые отклонения.
Дело в том, что разные производители могут выпускать одну и ту же ёмкость аккумулятора в разных габаритах.
Кроме того, встречаются обратные варианты, когда в одном и том же корпусе завод делает разные ёмкости.
Крепление аккумулятора
Вопрос вроде совсем мелкий, но ошибка в нём может свести на нет все усилия и затраты. Если ваша батарея крепится прижимной планкой сверху, то, как правило проблем не бывает.
Сложнее, если крепёжные элементы расположены внизу и должны захватывать выступы аккумулятора, так называемую «юбку». Разумеется, в этом случае закрепить штатно батарею без таких выступов просто не реально.
Встречаются варианты, когда на аккумулятор крепится не просто пара клемм, а целая клеммная колодка приличных размеров. Чаще всего такая колодка будет требовать ровной поверхности крышки аккумулятора. Ряд конструкций батарей имеют выступающие над крышкой различные конструктивные элементы, которые не позволят такую клеммную колодку закрепить. Обратите на это внимание!
Вот, казалось бы, и всё! Мы рассказали обо всех параметрах, по которым нужно будет выбирать аккумулятор. Можно начинать поиск в Интернете или ехать в магазин.
Не торопитесь
Без точного понимания того, какая именно машина, в каких условиях она эксплуатируется и как, какое дополнительное электрооборудование на ней установлено, грамотного выбора не сделать. Ответам на эти вопросы и будет посвящена вторая часть выпуска «Выбор аккумулятора».
Материалы этой статьи размещены в видеоролике, с которого начинается эта статья, как и другие тексты нашего Руководства.
Следите за нашими новыми публикациями, подписывайтесь на наш канал на Youtube и группу Вконтакте!
Как восстановить старый необслуживаемый аккумулятор
Водители старой закалки еще помнят, что такое ручное обслуживание АКБ. Когда приходилось каждые 3-6 месяцев брать в руки ареометр и измерять плотность электролита каждой секции батарейного блока. Если плотность была низкой, ее нужно было поднимать методом частичной замены старого электролита новым … Это дело не только хлопотное, а еще и опасное, ведь приходилось иметь дело с очень едкой кислотой.
Современные же водители уже успели отвыкнуть от рутины обслуживания АКБ, ведь новое поколение аккумуляторов является необслуживаемым. Да, батарейные блоки этого типа и эффективны, и надежны, и очень-очень практичны, как и любые другие запчасти на китайские машины. Но живут необслуживаемые АКБ недолго, примерно до 5 лет. Старые же свинцово-кислотные аккумуляторы, с открытой конструкцией корпуса, не имеют конкретного срока годности. Если старые АКБ грамотно обслуживались, то они смело отрабатывали по 10-15 лет, а в некоторых случаях и больше.
Слабое место необслуживаемых АКБ
Если не брать во внимание необслуживаемые автомобильные аккумуляторы AGM и GEL, то между старыми обслуживаемыми и современными необслуживаемыми свинцово-кислотными АКБ разницы практически нет никакой.
Необслуживаемая конструкция предполагает лишь использование герметичного корпуса, что позволяет свести к минимуму испарение электролита.
Но электролит испаряется и из необслуживаемых батарей. Испарения выходят через клапан сброса лишнего давления. Это одна из причин, по которой необслуживаемые жидкостные АКБ свинцово-кислотного типа теряют со временем емкость заряда. Все бы ничего, ведь старый АКБ можно легко заменить новым, да только стоят новые аккумуляторы, из числа необслуживаемых, весьма и весьма ощутимо. За простенький (емкостью на уровне 60-70 А*ч) необслуживаемый АКБ свинцово-кислотного типа в автомагазине просят около $ 100.
Из-за высокой стоимости АКБ народные умельцы наловчились восстанавливать рабочий ресурс необслуживаемых свинцово-кислотных АКБ. Суть ремонта автомобильных аккумуляторов сводится к восполнению уровня и плотности электролита в каждой из ячеек батарейного блока.
Внизу страницы есть видеоролик, автор которого наглядно показывает весь процесс восстановления необслуживаемого АКБ. А ниже по тексту дано описание данной процедуры.
Пошаговая инструкция как восстановить рабочий ресурс необслуживаемого АКБ
Следует сразу сказать, что восстанавливать рационально только те аккумуляторы, которые еще не полностью выжаты. Дело в том, что при снижении уровня и плотности электролита свинцовые пластины подвергаются так называемому сульфатированию, из-за чего впоследствии пластины АКБ полностью разрушаются. Результатом разрушения пластин является заметное уменьшение выходного напряжения и силы тока. То есть аккумулятор физически перестает генерировать оптимальное для бортовой сети напряжение, которое в идеале должно составлять не менее 14 (В).
Итак, схема восстановления АКБ:
- Для начала нужно полностью зарядить АКБ. Максимально возможный заряд позволит объективно оценить реальную плотность электролита.
- Снимаем все наклейки, как боковые, так и верхние. Наклейки нужно снять для того, чтобы обеспечить возможность просвета батареи.
- Определяем границы внутренних ячеек аккумуляторного блока. Как правило, внутренние перегородки видны невооруженным глазом. Во многих аккумуляторах есть запаянные отверстия ячееку, они обычно размещаются под верхней наклейкой. Пример на фото ниже.
- Размечаем места под сверление. Для разметки подойдет обыкновенный маркер.
- Высверливаем отверстия в каждой из ячеек батарейного блока. Диаметр сверла нужно подбирать с тем расчетом, чтобы в отверстие пролезла трубка ареометра.
Если трубка ареометра все же не будет пролазить в отверстия, то можно воспользоваться переходником, у которого хвостовик имеет меньший диаметр. При сверлении нужно хорошо выдувать из воронки стружку.
Первое и последнее отверстие лучше сверлить подальше от сапунов, через которые сбрасывается излишек давления. Дело в том, что перед вытяжными отверстиями стоит фильтр. Как понятно, сверлом можно банально повредить фильтр.
- Измеряем плотность электролита в каждой из ячеек. Оптимальная плотность электролита должна составлять 1,25-1,127 (г/см3).
В случае на видео, которое выложено в конце страницы, плотность электролита составила 1,33 (г/см3). Это превосходный показатель, свидетельствующий о хорошей концентрации кислоты в электролите. В данном случае нужно просто разбавить имеющийся электролит обыкновенной дистиллированной водой.
В практике специалистов часты случаи, когда плотность электролита составляет в районе 1,1 (г/см3). При недостаточной плотности к имеющемуся в ячейках электролиту нужно подлить жидкость с более высокой концентрацией кислоты, в районе 1,40 (г/см3).
- Измеряем уровень электролита в каждой ячейке. Для определения точного уровня можно воспользоваться тонкой полоской картона.
- Доливаем недостающий уровень жидкости. При этом следует учитывать, что в конечном итоге плотность электролита должна вписываться в поле допуска 1,25-1,27 (г/см3). Как понятно, если изначально но плотность была повышенной, как в случае на видео, то поднимать уровень жидкости нужно простой дистиллированной водой. А если плотность электролита изначальна была понижена, то необходимо восполнять уровень жидкости концентрированным электролитом.
Создание оптимальной плотности электролита является одним из самых сложных и ответственных этапов восстановления АКБ. Плотность должна быть одинаковой во всех ячейках. Иной раз куда проще приготовимть новый электролит в отдельной общей емкости. А затем нужно просто откачивать старую и повторно заливать новую жидкость поочередно в каждой из ячеек.
Уровень жидкости должен быть таким, чтобы электролит не достигал перелива ячеек. При этом нужно учесть, что электролит будет плескаться в ячейках во время передвижения.
- Контролируем плотность электролита повторно. Этот этап можно пропустить, если жидкость каждой из ячеек была полностью заменена.
- Подвергаем АКБ 3-ем циклам разряда-заряда. Для разряджки аккумулятора можно воспользоваться лампочкой габаритного света, мощность которой слегка превышает 20 (Вт). Зарядку батареи следует начинать с силой тока на уровне 6 (А). Когда электролит начнет кипеть, нужно убавить ток до 3 (А), затем ток постепенно нужно убавлять до 1 и 0,5 (А).
Восстановление аккумуклятора можно считать успешным в том случае, когда предварительно заряженный аккумулятор подвергался разрядке 20-ваттной лампочкой на протяжении 2 часов, а плотность электролита при этом не опустилась ниже 1,25 (г/см3).
- Конечным этапом ремонта автомобильного аккумулятора является герметизация корпуса. То есть нужно заплавить/заклеить высверленные отверстия. Проще всего для герметизации воспользоваться термоклеевым пистолетом.
Дополнительная информация
Касательно восстановления рабочего ресурса автомобильных аккумуляторов класса AGM и GEL, батареи этого типа не получится восстановить кустарным методом. Дело в том, что батареи AGM абсорбируют электролит. Проверить уровень и плотность электролита, который находится в связанном состоянии, невозможно. Касательно GEL-аккумуляторов, этот тип батарей и вовсе использует густой электролит, с который не получится работать подручными бытовыми средствами.
Не получится восстановить и аккумуляторы, использующие технологию Li-Ion.
Обратите внимание, в прошлом материале было рассказано как грамотно заменить старый автомобильный аккумулятор, а также какие параметры необходимо учитывать при выборе нового АКБ.
Необслуживаемый аккумулятор AGM | Подвал Сторожевой
ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА:
- Не нужно добавлять аккумуляторную жидкость или дистиллированную воду
- Включает наш резервный отстойник с перебоями в течение 9000 дней.
- Дольше работает в режиме ожидания
- Приобретите батарею Basement Watchdog AGM с резервной или комбинированной системой Basement Watchdog ** и получите БЕСПЛАТНУЮ расширенную гарантию на 1 год на обе модели .
** Системы Big Dog, Special, Big Combo, которые включают Remote Terminal , совместимы с Basement Watchdog Maintenance Free / AGM Battery
Загрузить : Брошюра о необслуживаемых / AGM-аккумуляторах
Характеристики Краткий обзор
Не нужно добавлять жидкость
Длиться дольше
Резервные батареи
Расширенная гарантия с системой BW
Высокая резервная емкость
Ограниченная гарантия сроком на 1 год
Не требует обслуживания |
Если вы не знакомы с традиционными свинцово-кислотными аккумуляторами, вы можете быть удивлены, узнав, что они требуют регулярного обслуживания для эффективного удержания заряда.Батареи, которые не обслуживаются должным образом, быстро разряжаются и не могут поддерживать свою номинальную емкость. Это часто случается с автомобильными аккумуляторами. С другой стороны, теперь доступны необслуживаемые батареи, чтобы свести к минимуму объем работы, необходимой для поддержания здоровья батареи. Вот что вам нужно знать.Без добавления жидкости Основная форма технического обслуживания свинцово-кислотных аккумуляторов заключается в замене электролита, который теряется с течением времени.Когда жидкость испаряется или удаляется из батареи, отдельные элементы батареи начинают высыхать и перестают функционировать. Хотя этот процесс относительно прост, он может показаться сложным для тех, кто не знаком с тем, как разбирать батареи. Новые системы, не требующие обслуживания, полностью герметичны. Это позволяет жидкому электролиту оставаться на месте, даже когда он меняет форму, так что аккумулятор никогда не протекает или не теряет жидкость. Как только батарея остынет, электролит снова конденсируется и возвращается в свои ячейки.
Как это работает Необслуживаемые батареи отличаются использованием специальных клапанов, которые могут сбрасывать давление внутри батареи в случае перегрева или избыточного давления. Эти клапаны предохраняют аккумулятор от взрыва, позволяя электролиту расширяться в газообразной форме. Кроме того, необслуживаемые батареи позволяют конденсированной воде возвращаться в систему и повторно смешиваться с другими ингредиентами электролита. В старых батареях не было эффективной системы преобразования конденсированной воды обратно в полезный электролит.В этих современных батареях используется наполнитель, чтобы удерживать электролит на месте, чтобы он мог эффективно реабсорбироваться.
Практическое применение Необслуживаемые батареи особенно полезны в тех случаях, когда извлечение батареи для добавления жидкости было бы трудным или требовало много времени. Они особенно полезны в медицинском оборудовании и системах резервного питания, потому что они могут работать в течение продолжительных периодов времени без сбоев. Наполнители, используемые в этих батареях, также делают необслуживаемые герметичные батареи идеальными для применений, где батарея может быть наклонена или установлена боком, потому что они не протекают.MK Battery предлагает полный набор необслуживаемых аккумуляторов для любого типа применения. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы увидеть наш каталог.
Объяснение 5 типов батарей — герметичные, AGM, гелевые
Из-за того, что на рынке представлены все типы батарей, может быть сложно выбрать правильный тип для вашего приложения. Мы рекомендуем вам уделить немного времени, чтобы узнать больше о 5 наиболее распространенных типах батарей.
1. Залитые батареи
Это традиционный аккумулятор для запуска двигателя, трактора и глубокого цикла.Жидкий электролит может свободно перемещаться в отсеке ячейки. Пользователь имеет доступ к отдельным элементам и может добавлять дистиллированную воду по мере высыхания батареи. Популярные применения — запуск двигателя и конструкции с глубоким циклом.
Для этого типа аккумулятора типичный диапазон напряжения поглощения от 14,4 до 14,9 вольт; типичный диапазон плавающего напряжения от 13,1 до 13,4 вольт.
Залитые батареи широко распространены и используются во многих приложениях, например, в автомобильных пусковых батареях, батареях для мотоциклов, батареях для квадроциклов, батареях для тележек для гольфа, а также залитых батареях для солнечных и аварийных систем резервного копирования.
2. Герметичные батареи
Этот термин может относиться к ряду различных конструкций, включая лишь небольшую модификацию стиля затопления. В этом случае, даже если у пользователя нет доступа к отсекам элементов, внутренняя структура в основном такая же, как у залитой батареи. Единственное отличие состоит в том, что производитель обеспечил наличие в батарее достаточного количества кислоты для поддержания химической реакции при нормальном использовании в течение гарантийного срока батареи.Другие типы свинцово-кислотных аккумуляторов также герметичны, как описано ниже. Очень популярны такие применения, как запуск двигателя и приложения с ограниченным запуском / глубоким циклом.
Для этого типа аккумулятора типичный диапазон напряжения поглощения от 14,2 до 14,7 вольт; типичный диапазон плавающего напряжения от 13,1 до 13,4 вольт.
3. Аккумуляторы VRLA
Это означает свинцово-кислотную батарею с регулируемым клапаном. Это тоже герметичный аккумулятор. Механизм регулировки клапана позволяет безопасно удалять водород и кислород во время зарядки.
Для этого типа аккумулятора типичный диапазон напряжения поглощения от 14,2 до 14,5 вольт; типичный диапазон плавающего напряжения от 13,2 до 13,5 вольт.
БатареиVRLA широко распространены и используются во многих приложениях, например, в аккумуляторах для медицинских скутеров, игрушечных батареях и батареях для сигнализации.
4. Аккумуляторы AGM
Конструкция абсорбированного стеклянного мата позволяет суспендировать электролит в непосредственной близости от активного материала пластин. Теоретически это увеличивает эффективность разряда и перезарядки.Фактически, аккумуляторы AGM — это вариант аккумуляторов Sealed VRLA, только более совершенный дизайн. Популярное использование включает запуск двигателя с высокими характеристиками, силовые виды спорта, глубокий цикл, солнечные батареи и аккумуляторные батареи.
Для этого типа батарей типичный диапазон напряжения поглощения от 14,4 до 15,0 вольт; типичный диапазон плавающего напряжения от 13,2 до 13,8 вольт.
АккумуляторыAGM широко распространены и используются во многих областях, таких как аккумуляторы для жилых автофургонов, лодочные аккумуляторы, аккумуляторы для мотоциклов, аккумуляторы для квадроциклов, а также аккумуляторы для ИБП и телекоммуникаций для генераторов.
5. GEL аккумуляторы
Гелевый аккумулятор похож на аккумулятор AGM, потому что электролит находится во взвешенном состоянии, но отличается, потому что технически аккумулятор AGM по-прежнему считается мокрым элементом. Электролит в гелевых батареях содержит добавку диоксида кремния, которая заставляет его затвердеть или затвердеть. Напряжение перезарядки у этого типа элементов ниже, чем у свинцово-кислотных аккумуляторов других типов. Вероятно, это наиболее чувствительный элемент с точки зрения побочных реакций на зарядку от перенапряжения.Гелевые батареи лучше всего использовать при ОЧЕНЬ ГЛУБОКОМ цикле и могут работать немного дольше в жаркую погоду. Использование неправильного зарядного устройства с гелевой батареей может привести к снижению производительности и преждевременному выходу из строя. Зарядные устройства с гелевым профилем будут иметь информацию о совместимости с гелем либо на устройстве, либо в руководстве.
Для этого типа аккумулятора типичный диапазон напряжения поглощения от 14,0 до 14,2 вольт; типичный диапазон плавающего напряжения от 13,1 до 13,3 вольт.
Примечание о гелевых батареях: люди очень часто используют термин «гелевый элемент», когда относятся к герметичным, необслуживаемым батареям, так же, как при использовании Kleenex, когда речь идет о салфетках для лица или «Xerox machine», когда речь идет о копировальном аппарате. .Будьте очень осторожны при выборе зарядного устройства. Чаще всего то, что кто-то считает гелевым элементом, на самом деле представляет собой герметичную, необслуживаемую батарею типа VRLA или AGM. Узнайте больше о различиях между гелевой ячейкой и батареей AGM.
Гелевые аккумуляторыне так распространены, как аккумуляторы AGM, но часто встречаются в условиях глубокой разрядки, например, в аккумуляторах для инвалидных колясок и медицинских мобильных, аккумуляторных батарей для троллинговых двигателей и аккумуляторов глубокого разряда для жилых автофургонов.
Нужна новая высокопроизводительная батарея?
Выберите аккумулятор
Была ли эта информация полезной? Подпишитесь, чтобы получать обновления и предложения.
Написано 31 октября 2019 г. в 10:17
Коммерческая сверхмощная аккумуляторная батарея Centennial C-8DMF (группа 8D), необслуживаемая
Centennial Commercial Batteries справится с задачей, когда вам потребуется мощный пусковой механизм и надежная долговечная мощность. Centennial Commercial Аккумуляторы созданы для того, чтобы удовлетворить или даже превзойти ваши самые высокие требования.
Коммерческие аккумуляторы Centennial обладают мощностью для дальних перевозок от коммерческих грузовиков до тяжелого оборудования! Мы предлагаем полную линейку аккумуляторов для тяжелых условий эксплуатации, которые подойдут для вашего применения и выполнят свою работу. Centennial Commercial Batteries спроектирована так, чтобы выдерживать ежедневные нагрузки, которые требуются коммерческим машинам. Доступны в неприхотливом или полностью необслуживаемом состоянии. НИКОГДА НЕ ДОБАВЛЯЙТЕ ВОДУ!
Артикул | C-8DMF |
---|---|
Производитель | Centennial Battery |
Масса | 112.000000 |
Длина | 20,75 |
Ширина | 11,13 |
Высота | 9,88 |
Тип батареи | Пусковая батарея |
Размер (а) группы | 8D |
DIN | 8D |
JIS | 190H52,210H52,245H52 |
Напряжение | 12 Вольт |
Номинальный ток холодного пуска при -18 ° C (0 ° F) | 1100 |
Резервная мощность 25 А при розыгрыше | 370 |
Номинальный ток пуска при 0 ° C (32 ° F) | 1375 |
Номинальный ток горячего пуска при 26 ° C (80 ° F) | 1845 |
Химия | Свинцово-кислотный завод, не требующий обслуживания |
Гарантия (месяцев) | 12 |
Пропорциональная гарантия | 30 |
UPC | 703624468569 |
Core Артикул | E-CORE |
Артикул | C-8DMF |
---|---|
Производитель | Centennial Battery |
Масса | 112.000000 |
Длина | 20,75 |
Ширина | 11,13 |
Высота | 9,88 |
Тип батареи | Пусковая батарея |
Размер (а) группы | 8D |
DIN | 8D |
JIS | 190H52,210H52,245H52 |
Напряжение | 12 Вольт |
Номинальный ток холодного пуска при -18 ° C (0 ° F) | 1100 |
Резервная мощность 25 А при розыгрыше | 370 |
Номинальный ток пуска при 0 ° C (32 ° F) | 1375 |
Номинальный ток горячего пуска при 26 ° C (80 ° F) | 1845 |
Химия | Свинцово-кислотный завод, не требующий обслуживания |
Гарантия (месяцев) | 12 |
Пропорциональная гарантия | 30 |
UPC | 703624468569 |
Core Артикул | E-CORE |
AC Освещение Очистители воздуха Альтернативная энергия Зарядные устройства
Доступ к сотовому телефону. Аксессуары постоянного тока Устройства постоянного тока Освещение постоянного тока Аккумуляторы глубокого разряда Счетчики электрические Фонарик / Фонарь Блоки предохранителей
Газовые обогреватели Сохранение тепла Инверторы Морские принадлежности Наружный декор Портативное / дистанционное питание Панели солнечных батарей Солнечное отопление бассейна Преобразователи напряжения
Водосбережение Наборы для проверки воды Очистка воды Ветромеры
|
|
Необслуживаемые аккумуляторы или аккумуляторы глубокого разряда?
Джек
(США)
В чем разница между «необслуживаемыми» и «глубокими элементами»?
Привет, Джек!
Посмотрим.
«Не требует обслуживания» означает, что он герметичен. Это означает, что вам не нужно постоянно добавлять в него воду, и вы можете установить его в перевернутом виде, если хотите. Есть подкатегория этого типа, которая вентилируется, но также герметична; поэтому, когда он заряжается, он выпускает немного газа, но не требует постоянной проверки и заполнения, как это делают «затопленные» или затопленные свинцово-кислотные батареи.
Глубокая ячейка?
Похоже, вы имеете в виду батареи «глубокого разряда». Это тип батареи, который вы используете в таком приложении, как хранилище, где у вас есть солнечные батареи.Истинные аккумуляторы «глубокого разряда» слишком чувствительны к толчкам для использования в автомобилях, тележках для гольфа или морских приложениях; им нравится сидеть совершенно неподвижно и размышлять об обмене электронами; )
В наших электромобилях мы используем аккумуляторы для гольф-каров «глубокого цикла»; вы можете получить их в запечатанном виде — вы часто будете видеть их как AGM. Вы заметите, что «необслуживаемые» батареи для гольф-каров AGM тоже дороже. Наводнения, как правило, служат немного дольше и дешевле, но компромисс заключается в том, что вам нужно смотреть, где вы их устанавливаете, потому что вы будете их часто посещать.
Батареи для гольф-каров привыкли к тому, что их подбрасывают, и они довольно хорошо справляются с поставкой большого количества ампер в течение длительного периода времени.
С уважением,
Линн
Цех |
|
Посмотреть больше |
Основная мастерская
|
Зарядка батареи
|
Производственная линия
|
Упаковка и доставка |
|
Посмотреть больше |
Картонная упаковка
|
Батарейный слой
|
20 футовый контейнер
|
Наша Сертификация |
|
Посмотреть больше |
Сертификат компании
|
Сертификат ISO
|
Паспорт безопасности материалов и транспорт
|