Психология потока: агрессия на дорогах отражает состояние общества. Агрессия на дорогах


Психология потока: агрессия на дорогах отражает состояние общества

Все чаще в последнее время мы слышим истории конфликтов на дороге. Почему человек за рулем проявляет агрессию? Портал «Милосердие.ru» поговорил со специалистами в этой теме

Фото с сайта rsrussia.org

Недавно в Москве случился очередной скандал: водитель белой «Тойоты Камри» набросился с кулаками на женщину с ребенком. По версии автомобилиста, ему не уступили дорогу, а по версии женщины-пешехода, водитель и не думал останавливаться.

У пострадавшей зафиксированы гематомы и подозрение на сотрясение головного мозга, а малышу потребовалась помощь психологов.

А вот другая история: 26-летний счастливый отец вез супругу с новорожденным из роддома. Таксист ехал неосторожно и чуть не попал в ДТП. Пассажир сделал замечание, в ответ водитель с кастетом напал на мужчину и избил. Пострадавшего госпитализировали с многочисленными ушибами, переломом лицевой кости и открытой черепно-мозговой травмой головы.

Откуда в участниках движения появляется агрессия? Почему общение на дорогах доходит до драк, а то и до убийств?

Все болезни от нервов

В подавляющем большинстве случаев конфликты на дорогах не имеют реальных причин – они возникают не из-за дорожно-транспортных происшествий, а из-за мнимых обид и «неуважения».

«В первую очередь, конфликты на дорогах связаны с повышенной нервозностью водителей, вызванной бешеным ритмом жизни современных крупных городов, – замечает Алена Ал-Ас, психолог. – Большинство водителей, особенно на дорогих автомобилях, много работают, спешат по своим делам. Пробки и любые промедления на дороге они воспринимают близко к сердцу, или, точнее – “близко к нервам”. Начинают переживать, что не смогут вовремя прибыть на работу или встречу, будут вынуждены объясняться с коллегами, руководителями, партнерами, а то и потеряют свои деньги.

Это одна из первых причин агрессии за рулем. Как ни странно, она прямо связана и с таким “материальным” фактором как низкий уровень логистической организации в крупных российских городах, вечные проблемы и с дорожным покрытием, и с управлением дорожным движением, которые порождают пробки, нерациональность в направлении транспортных потоков, многочисленные дорожно-транспортные происшествия».

Алексей Козлов, автогонщик, водитель с огромным опытом, соглашается с этой мыслью. Первопричина агрессивного поведения за рулем – состояние общества. «Счастливый, довольный жизнью человек, скорее, будет добр, нежели агрессивен. А когда у тебя проблем много, денег мало, все вокруг нервные, – отсюда конфликты и скандалы, и на дороге в том числе. Если сравнивать нас и Европу в плане агрессии за рулем, то это земля и небо. Там люди успешнее, а поэтому спокойнее».

Алексей Козлов

А вот Андрей Путято, директор Центра совершенствования водительского мастерства «Штурман», чемпион КГБ СССР по автоспорту, полагает, что водители везде одинаковые, в какой бы стране мы ни оказались. И напоминает, что дорога – фактически зеркало нашего общества.

«Из кого состоит транспортный поток? Заметьте, что это не зал кинотеатра, допустим, и не музей, где собирается определенная аудитория. Мы думаем, что рядом с нами в других машинах едут адекватные и воспитанные люди. Но это то, как мы хотим видеть ситуацию. А на самом деле так думать неправильно.

Этот поток – единственная общность людей, где есть представители всех социальных групп, и мы с этой общностью сталкиваемся ежедневно.

Здесь люди, разные и по интеллекту, и по образованию. И мужчины, и женщины, и нервные, и спокойные. Кто-то только что стал отцом, а кто-то, допустим, только что кого-то убил. Люди с ножами, с пистолетами, с бейсбольными битами. Поэтому вряд ли стоит удивляться агрессивному поведению».

Вообще, замечает эксперт, психология потока, дорожного движения изучается не так активно, как следовало бы. Возможно, при должном внимании к этой теме психологов и психиатров мы бы реже сталкивались с проблемами на дорогах, а возможно, и ДТП бы случались реже.

Машина как фетиш?

Фото с сайта spokoino.ru

Есть разные точки зрения на то, может ли сам автомобиль провоцировать нас на агрессивное поведение. Ездил человек себе на трамвайчике и вдруг стал владельцем машины. А если еще и модной, дорогой, престижной? Неужели это не сбивает с толку, не дает повода для пафоса? Все ли проходят эти «медные трубы» и способны не позволить себе загордиться и считать себя круче остальных?

В машине, замечают психологи, человек часто ощущает себя «в домике». То есть защищенным от остального мира. А еще этот «домик» красив и быстр! И появляется самоуверенность, иногда ложная.

«Когда ты сидишь в машине – в этаком железном ящике, создается дополнительное ощущение надежности. И если человек изначально настроен на агрессию, это его провоцирует», – полагает Алексей Козлов.

Причем, замечает эксперт, чаще агрессия проявляется к тому, кто не может ответить. И обычно в этой ситуации страдает пешеход – он заведомо слабее. «Представьте: вы – на машине, а на дороге бабушка, или ребенок, или женщина, или просто слабый человек. На них проще вылить гнев, который на самом деле вызван иными причинами. Это та самая стандартная ситуация, знакомая нам всем: когда начальник отругал человека на работе, а тот дома набросился на жену, а та на ребенка и так далее», – говорит Алексей.

И действительно, этот жизненный эпизод, отраженный в ироничном рисунке Херлуфа Бидструпа, все чаще случается в нашей жизни – и на дорогах в том числе.

«Сам факт вождения машины может делать человека более агрессивным. Какой-нибудь профессор философии или этики будет у себя на работе спокойным человеком, а на дороге он вдруг превращается в агрессора, а скорее, становится самим собой. Пробки, стрессовые ситуации провоцируют нас на то, что из нас выходит наружу наша резкость, агрессивные черты характера», – полагает Андрей Путято.

Хотя, замечает эксперт, иногда такое поведение за рулем объяснимо и нашей физиологией. Скажем, молодых водителей бесполезно ругать за скорость – они горячи, им хочется быть быстрыми, это естественное поведение. Это, скорее, лихачество молодости, не негативная агрессия. «Я тоже любил быстро ездить в молодости, но в какой-то момент задумался: а как это выглядит со стороны? С тех пор я уже давно задумываюсь, не повредит ли мой маневр другим водителям», – приводит специалист в пример собственный опыт.

Комплекс Наполеона на дорогах

Фото с сайта automix.atlas.sk

Психолог Алена Ал-Ас отмечает, что важную роль играют индивидуальные психологические факторы. «Например, многим людям свойственно “зазнаваться”, если они получают более или менее высокий доход или занимают руководящие должности. Особенно это характерно для молодых людей, которым повезло устроиться на престижную работу, или работу, дающую определенные преимущества. У них быстро развивается «комплекс Наполеона», который характеризуется пренебрежительным отношением к менее обеспеченным людям».

Впрочем, признает эксперт, иногда скандалы на дорогах устраивают и люди в годах, но это уже привычное поведение. «Тут надо сказать, что многие из них действительно агрессивны, так как долгие годы и даже десятилетия ритм жизни в России предполагал необходимость агрессивного поведения по модели “если не ты, то тебя”. Поэтому те, кто не хотел оставаться внизу социальной иерархии, были вынуждены становиться агрессивными, даже вырабатывать в себе эту агрессию искусственно».

Ну а если возвращаться к идее о том, что дорога отражает нашу жизнь, то стоит признать: часто отсутствие должного воспитания у участников движения, уровень действительного (а не формального) образования и общей культуры не позволяет им понимать абсурдность и негативность своего агрессивного поведения.

«Такой агрессивный водитель считает, что именно такое поведение и есть главный признак солидного и уверенного в себе человека. Однако пререкания и драки на дорогах не имеют никакого отношения к “здоровой” агрессивности и целеустремленности человека-победителя, соревнующегося с конкурентами на политическом, экономическом, спортивном, культурном пространстве», – напоминает Алена Ал-Ас.

Крутая BMW или ржавая «восьмерка» – кого бояться?

Фото с сайта unicomweb.ru

Очень часто встречаются исследования, по данным которых владельцы определенных марок машин более агрессивны, а на других ездят водители спокойные и миролюбивые. К примеру, часто к «агрессивным» причисляют BMW и «восьмерки», а еще джипы и прочие «большие машины». Так ли это? Эксперты с таким подходом не согласны.

Не всегда агрессия провоцируется появлением у человека дорогой машины. Грубый невоспитанный человек может быть и бедным, и богатым. «Есть люди, имеющие дорогие автомобили, но ведущие себя на дорогах вежливо. А бывают, к примеру, всяческие “кавказские свадьбы” с гонками на дорогах в Москве – там даже полиция опасается вмешиваться, хотя сейчас уже, кажется, с такими агрессивными водителями, нарочито не соблюдающими ПДД, начинают бороться, – подчеркивает Андрей Путято. – Я знаю водителей машин, марки которых считаются “агрессивными”, но они совершенно спокойны за рулем, а бывает и наоборот. То есть привязка агрессии к каким-то маркам машины не носит массовый характер».

Как рассказывает Алексей Козлов, в 1990-е годы он заметил интересную тенденцию – тогда наш рынок наводнили иномарки, и люди на престижных иностранных автомобилях стали вести себя даже вежливее, чем водители на старых «Жигулях».

«Они стали пропускать машины, пешеходов. Конечно, были и бандиты на дорогих машинах, но все же была такая тенденция: состоявшиеся, успешные люди добрее», – полагает эксперт.

Кстати, многие психологи считают, что поведение на дороге часто маскирует скрытые проявления сексуальной агрессии. «Бешеный» водитель пытается подавить соперника, показывая свою жесткость. На самом деле, такой человек и без автомобиля вел бы себя подобным образом, а автомобиль становится лишь дополнительным инструментом в его руках. В то же время, спокойные люди, не имеющие подобных отклонений и комплексов, остаются дружелюбными и адекватными и за рулем дорогого автомобиля, и на высокой должности.

Больше знаний – сохраннее нервы

Одной из важных причин неадекватного поведения водителей становится и общая неразбериха на наших дорогах. Алена Ал-Ас замечает, что сейчас нет полноценной проверки психического здоровья водителей. В большинстве случаев прием у психиатра перед получением прав – это чистая формальность.

Фото с сайта vesti.ru

«Если человек не находился на учете у психиатра или невропатолога, он получает права без проблем. Но количество психически нездоровых людей отнюдь не равно количеству зарегистрированных сумасшедших, – напоминает психолог. – В действительности психические отклонения имеют многие люди, которые в повседневной жизни кажутся нам нормальными. Прибавим сюда людей с изменениями в психике после травм – это действующие и бывшие сотрудники силовых структур с контузиями и ранениями, спортсмены, особенно контактных видов спорта (единоборств). Свою роль в агрессивности играют и особенности биографии людей, например, отбывание наказания в местах лишения свободы, занятие преступной деятельностью и так далее».

А Андрей Путято замечает, что водители сами друг друга провоцируют, не умея себя вести на дорогах. Да и Правила дорожного движения на самом деле знает от силы половина участников этого движения. В итоге часто агрессия – это реакция на неправильное поведение другого водителя, или наоборот – мы за агрессию принимаем ошибочные действия водителя, замечает эксперт.

«Вот пример: один водитель перестраивается с помощью сферического зеркала – оно дает больший обзор, но уменьшает объекты, и кажется, что задние машины далеко. А водитель, следующий сзади, считает, что его намеренно подрезали. Так возникают конфликты.

Кстати, американцы провели интересное исследование. В ходе изучения причин аварий они убедились, что чаще это не нетрезвый водитель, а просто незнание техники вождения. Элементарные ошибки приводят к агрессии», – говорит Андрей Путято.

Почему еще проявляется в нас на дорогах нервозность и раздражительность? Это и сами условия: безобразное качество дорог в том числе, плохая пропускная способность, бесконечные ремонты, сужения проезжей части. Во многих европейских странах, напоминает Андрей Путято,  на всех перекрестках есть знаки «главная дорога» и «уступи дорогу». У нас этого нет, в итоге – пробки из-за частых аварий на ровном месте. Ну а ДТП, опять же, вызывает стрессы у всех участников движения. Или вот еще частая ошибка водителей – выезд на перекресток, занятый другими машинами. Это тоже приводит к пробкам и каше на дорогах.

Правда, сейчас появляются сдерживающие факторы. Например, камер на дорогах все больше – и водители вынуждены сдерживать скорость. Как замечает эксперт, если бы жители городов приучили себя всегда двигаться равномерно и в рамках указанной скорости, то пробок – и стресса! – было бы в разы меньше.

«Знаете, когда Москва движется с наибольшей пропускной способностью улиц? Оказывается, во время сильного гололеда, – замечает Андрей Путято.

РИА Новости / Владимир Сергеев

– Потому что все едут аккуратно, друг за другом, и это монотонное упорядоченное движение сильно влияет на пропускную способность города».

Принципы вождения в крупных городах не соблюдают таксисты-приезжие, которые не знают ни Москвы и ее улиц, ни того, как себя вести. Наглость и неумение ездить таких водителей тоже провоцируют окружающих водителей на ответное хамство.

Кстати, рассказывает Андрей Путято, умения правильно водить и вести себя на дорогах недостает, как ни странно, и водителям карет скорой помощи: «Скандалы и конфликты водителей с водителями скорой помощи, которые все чаще случаются на наших дорогах, нередко происходят не только из-за агрессии других автовладельцев, а еще и по причине неумения водителей скорой грамотно ездить. Я бы, например, с удовольствием бесплатно обучал их. Водителям скоропомощных машин не хватает спецподготовки. Они, например, не могут объехать машину. Да, они наталкиваются на хулиганов за рулем или на грубиянов – такие не пропустят никого, но умелый водитель обошел бы это препятствие».

Андрей Путято уверен: спасет только повышение культурного уровня – как общего, так и каждого водителя. «Раньше я пытался объезжать пробки, у меня хорошая техника, знание Москвы. Но сейчас я спокойно встаю в пробку, это меня не раздражает. И оказывается, что не так это и страшно. Я приучил себя быть великодушным».

Тенденция быть великодушным на дороге возвращается. Водители стали пропускать друг друга, чаще проявляют вежливость, мы стали понимать, скажем, что такое пропускать машины в пробке через одну, а пропустить пешехода на «зебре» – это вообще в порядке вещей. По мнению эксперта, постепенно агрессии на дорогах будет все меньше.

www.miloserdie.ru

Как вести себя с агрессивными водителями

Агрессия стала настоящим бичом российских водителей, многие из которых садятся за руль только для того, чтобы продемонстрировать окружающим свою крутость. Правительство взялось за борьбу с опасным вождением, которое всё чаще становится причиной тяжёлых ДТП. Впрочем, не менее редко опасное вождение порождает волну агрессии, которая выливается в дорожные разборки. В ход идут газовые баллончики с перцовкой, бейсбольные биты, ножи, травматическое оружие, домкраты монтировки и, кончено же, тренированные кулаки. Лайф попросил экспертов рассказать, как избежать конфликта с неадекватными водителями. Психологи утверждают, что любым агрессивным водителем движут внутренние комплексы и желание самоутвердиться за счёт других. Неважно, шныряет хулиган из ряда в ряд, желая ехать быстрее потока, или пытается "учить" более спокойного водителя — всё дело в желании показать своё преимущество за счёт более слабого и неуверенного в себе человека. — Люди, которые пытаются выяснять отношения на дорогах, агрессивны не только за рулём, но и в обычной жизни. Они вычисляют жертву по внешности, классу автомобиля и стилю вождения. Им важно сразу же понять, что противник не окажет сопротивления. Причина такого поведения — низкая самооценка, — рассказывает психолог Ольга Скорова, преподающая курсы адаптации за рулём новичкам. Если вы кого-то подрезали или не пропустили при перестроении, необходимо найти в себе силы (для некоторых это большая проблема) и извиниться. Это мгновенно снимает условия для эскалации жестоких побуждений агрессора. Он будет ждать, чтобы ему дали шанс раскачать ситуацию. Возможны даже провокации, но именно настойчивое желание подавить конфликт мирным путём обязательно сработает. — Когда человек проявляет агрессию, то он подсознательно ждёт ответных эмоций. А если он слышит извинения, то теряется весь запал, — рассказала Скорова. Многое зависит от статуса автомобиля. Владельцу таких массовых автомобилей как Renault Logan, Lada Granta, Hyundai Solaris куда проще попасть в неприятный конфликт с агрессивным водителем, нежели обладателю, к примеру, Mercedes-Benz G-class. Хуже всего, когда на дороге появляется так называемый учитель. — Этот типаж водителя зависим от адреналина. Он не может контролировать своё состояние. Если вы видите подобного персонажа, который пытается задирать вас, — просто уступите ему дорогу или отпустите педаль газа и досчитайте до пяти. Взъерошенные нервы такого человека просто не позволят ему ехать рядом с вами в таком неторопливом темпе. Он уйдёт вперёд, — рассказывает Алексей Колонтай, руководитель Центра контраварийной подготовки водителей "Мастер-класс". Быстро моргающий свет фар в заднем зеркале — верный признак, что за рулём едет человек с расшатанной неровной системой. И тут важно не кормить его эмоциональный голод. — Для так называемых учителей, которые обгоняют не пропустившего их водителя и резко тормозят, существует своя методика. При первой же возможности такой человек стремится обогнать своего "обидчика", именно в этот момент нужно слегка нажать на педаль тормоза. Обгоняющий уже рассчитал свой манёвр, он намерен перестроиться и резко затормозить, чтобы "проучить" неторопливого водителя. В зеркала заднего вида такой хулиган, как правило, не смотрит. Поэтому нужно, слегка притормозив, перестроиться правее и дальше продолжать движение в спокойном режиме. Агрессивный водитель поймет, что за ним никого нет, только когда будет тормозить. Скорее всего, после этого он уедет вперёд, — делится опытом Колонтай. Эксперт советует всегда помнить о том, что закон всегда на стороне водителя, соблюдающего ПДД. Более того, агрессивные водители также понимают, что их действия по прессингу неугодных участников движения противоречат правилам и могут обернуться аварией. А это означает, что хулигану придётся ждать экипаж ДПС, платить штраф и ремонтировать свой автомобиль. Если виновник ДТП уедет, то его ждёт лишение прав на срок до 1,5 года и административный арест на 15 суток. Поэтому ни в коем случае нельзя реагировать на провокации, которые сделают вас виновником ДТП. — Бывает, когда "быкующие" люди пытаются выдавить вас из ряда или прижать к обочине, чтобы "поговорить" — помните о правилах дорожного движения и том, что, согласно им, в случае аварии вы будете правы. Сами дорожные хамы тоже прекрасно это знают, поэтому вряд ли будут в открытую таранить ваш автомобиль. Попугать они могут, а вот сознательно портить свою машину и платить штраф за ДТП вряд ли захотят. Такие люди играют на психологической неустойчивости некоторых водителей, — говорит руководитель. Если же агрессивному водителю удалось заблокировать ваш автомобиль, то не нужно пытаться уехать, главное — не паниковать. — Если вы начнёте удирать, то тем самым спровоцируете погоню, показав себя жертвой. Дорожный хам заведётся от чужого страха. Необходимо остановиться и просто заблокировать двери. В дневное время суток на конфликт непременно обратит внимание кто-то из проезжающих мимо водителей или сотрудников полиции, — считает Виктор Тишаков, инструктор школы повышения водительского мастерства Extrim Drive. Хуже всего, когда конфликта не избежать. В таком случае нужно действовать оперативно. — Есть категория натурально больных людей с водительскими правами, у них эмоциональная разрядка происходит только после того, как они выплеснут свой гнев на жертву. Тут уже ничего не поможет. Самая большая проблема людей, непривычных к стрессам, решиться на превентивные действия. Ждать, когда тебя ударят первого в такой ситуации — провал, потому что после сильного удара человек может потерять физические и эмоциональные силы для сопротивления, — говорит тренер по рукопашному бою Мусса Мурадов. Чаще всего в таких ситуациях водители предпочитают отбиваться от драчунов с помощью крайне эффективных газовых баллончиков. — Водители чаще всего покупают у нас газовые баллончики. Электрошокеры приобретают намного реже, так как в условиях дорожного конфликта их сложнее применить. Баллончик выбрасывает струю газа на расстояние от двух до четырёх метров, поэтому им можно без проблем остановить агрессивного гражданина, даже не выходя из машины. Также баллончик очень эффективен, если направить струю в салон автомобиля, находясь при этом на улице. В этом случае все люди, находящиеся в замкнутом пространстве, будут поражены газом, — рассказал Лайфу продавец магазина средств самообороны. В руках агрессора перцовый баллончик будет бесполезен, если его оппоненты заблокируют двери автомобиля и закроют окна. Есть вероятность, что злоумышленник распылит газ на воздуховоды вентиляции, но тут спасёт функция перекрытия забора воздуха с улицы. Об этом нужно позаботься сразу. — Если носите что-то для защиты, будь то баллончик, травмат или шокер. Важно, чтобы это же оружие не повернулось против вас. Поэтому перед применением надо потренироваться. К примеру, понять на каком расстоянии от себя лучше держать руку с "перцовкой", как доставать, чтобы не спалиться. И конечно же, лучшая драка — эта та, которая не состоялась, — резюмирует Мурадов.

fishki.net

Агрессия за рулём: причины и методы борьбы - Good-Tips.Pro

  Юрий Зубов  |  2015-08-19 Агрессия за рулемАгрессия за рулем - выигравших не бывает. Источник: www.nbcphiladelphia.com

Большинство водителей, со стажем и не очень, прекрасно знают, что стоит сесть за руль автомобиля, так сразу проявляются все темные стороны натуры злость, нетерпимость, суетливость и др. Словно какие-то темные механизмы включаются в нас вместе с поворотом ключа в замке зажигания. Откуда это безумство эмоций и поступков?

Недавно я гостил у друзей, приехав без машины, — мы договорились, что домой меня, потом подбросит их дочь. Признаться, я немного беспокоился за водительские навыки 19-летней барышни. Как оказалось, зря: водит она очень прилично. А вот выражается при этом не очень.

Не то чтобы я ничего подобного не слышал раньше — слышал, но в основном из уст младших сержантов и ефрейторов во время службы в армии, а не от второкурсницы МГУ. Девушка сама очень переживала, явно пыталась сдерживаться, а на прощание попросила меня не все рассказывать родителям. Я пообещал, но поделился с женой. Та иронически на меня посмотрела и хмыкнула: «А ты себя-то за рулем хоть раз слышал?»

Дорожная ярость

По данным социологов, 47% российских водителей считают главной проблемой на дорогах крайне низкий уровень культуры участников движения. При этом само наличие автомобиля как будто бы подразумевает определенный уровень образования или квалификации, которые просто необходимы, чтобы на него заработать. Так что же происходит с нашим образованием, воспитанием и культурой, когда мы садимся за руль?

В английском языке есть понятие «road rage». На русский его можно перевести примерно как «агрессивное поведение на дороге». Но будет это слишком неуклюже и нейтрально. Road rage — это гнев, ярость, нетерпимость, которые буквально захлестывают многих водителей. И эти чувства знакомы нам ничуть не хуже, чем англичанам и американцам.

Любопытно, что этот свирепый зверь просыпается в нас не просто в машине, а именно за рулем. Согласитесь, на пассажирском сиденье мало кому приходит в голову ругать последними словами зазевавшихся пешеходов или «играющих в пятнашки» водителей. Видимо, агрессия приходит вместе с пониманием того, что ситуацию контролируем именно мы.

Это абсолютно верно, убежден психолог Леон Джеймс (Leon James), посвятивший многие годы исследованию поведения агрессивных водителей. Ведь когда мы беремся за руль, автомобиль, по сути, становится продолжением нас самих. «Он позволяет нам осуществлять непосредственный контроль над окружающим миром, — объясняет психолог. — Машина мощна и послушна, она мгновенно реагирует на наши приказы, и это рождает удовольствие, связанное с ощущением власти».

А ведь психоанализ неустанно напоминает: стремление к младенческому чувству всемогущества живет в каждом из нас. И за рулем мы оказываемся очень к нему близки. Стоит ли удивляться, что любые помехи на пути к его достижению вызывают в нас бурю гнева? Наглец, втиснувшийся в поворотный ряд перед нами, не вовремя вспыхнувший красный свет, едва ползущий впереди грузовик безжалостно возвращают нас к реальности из мира сладкой иллюзии, в которой нам подвластно все.

Тяга к всемогуществу

Детская тяга к всемогуществуИсточник: www.cnbc.cmu.edu

Леон Джеймс отмечает и другую причину неприятных перемен за рулем: «Даже очень сдержанные в обычной жизни люди могут при вождении становиться раздражительными. Во многом это объясняется своеобразным эффектом анонимности: мы не знаем, кто управляет другой машиной, и склонны приписывать этим неизвестным водителям самые негативные черты, резко критикуя их(хотя эта критика и не достигает их ушей)».

Вряд ли мы обрушим тот же гнев на человека, случайно задевшего нас плечом в метро или на улице. По крайней мере, не убедившись сначала, что не имеем дело с угрюмым здоровяком. Машина снимает этот сдерживающий барьер. Она создает иллюзию защищенного и безраздельно принадлежащего только нам пространства.

Металлический кузов служит броней (надежность которой, увы, все мы, как правило, переоцениваем). А комфортабельный салон настраивает на благостный и беззаботный лад: удобно регулируемые кресла, подголовники и рулевая колонка, магнитола с отличным качеством звука и большим экраном, а в последнее время даже возможность доступа в интернет прямо из-за руля — все это притупляет нашу бдительность. «В каком-то смысле, — добавляет психолог, — это чувство комфорта и безопасности роднит автомобиль с материнской утробой, еще более усиливая в нас тягу к младенческому всемогуществу».

Стресс — причина агрессии

Привычка сквернословить за рулем никого из нас, мягко говоря, не красит. Однако это вовсе не худшее проявление того самого road rage. Гораздо опаснее, когда агрессия воплощается не в слове, а в деле. А по части агрессивного вождения мы вполне можем поспорить с лихачами из Турции или Египта. Тяга к полному контролю, и иллюзия защиты, и притупленная комфортом бдительность могут проявляться не только в потоках ругательств, но и во вжатой в пол педали газа. Есть у безрассудства за рулем и другие причины.

Агрессивная езда может быть бессознательной уловкой, стремлением защитить себя от постоянной экзистенциальной тревоги, считает психолог Жан-Паскаль Ассайлли (Jean-Pascal Assailly), научный сотрудник Национального института исследования проблем транспорта и безопасности Франции. «Явная опасность лучше „неосязаемого“ стресса, причины которого нам не ясны, — объясняет он. — Подобная замена, кстати, происходит и при фобиях, когда непонятная человеку тревога воплощается в страх пауков или закрытого пространства. Он сам создает себе убедительный повод для ужаса: то, что мучает изнутри, обретает имя и облик».

Таким образом, повседневный стресс вполне способен превратить тихого офисного клерка, которого никто и не заподозрит в агрессии, в настоящего монстра на дороге. Наконец, наше стремление к острым ощущениям имеет и физиологические основания: в ситуации опасности мозг выделяет особое вещество дофамин, которое вызывает чувство мало с чем сравнимого возбуждения и удовольствия.

Словом, причин агрессивного поведения за рулем у нас достаточно. Можно ли, вопреки всем этим причинам, усмирить в себе «дорожного зверя»?

Безопасное вождение — это...

Безопасное вождение - это...Это безопасное вождение? Источник: www.news.com.au

При желании — да, отвечает психолог Эрнест Лайт. В прошлом наш соотечественник, он уже многие годы работает в Канаде. В этой стране многие программы страхования предусматривают для участников ДТП курс психотерапии. Именно этой работой он и занят.

«Когда в 1991 году я получал водительские права в Сан-Франциско, требовалось пройти тест на знание правил дорожного движения, — рассказывает психотерапевт. — Среди всех вопросов мне запомнился один, которого я просто не мог вообразить себе в СССР. Звучал он так: „Безопасное вождение — это...“ И варианты ответов:

a) соблюдение правил дорожного движения;

b) учет дорожной обстановки и выбор правильной дистанции;

c) искусство оставаться живым.

Вариант „c“ отпал сразу как не имеющий отношения к делу, и я выбрал, кажется, „а“. Тест я тогда прошел, но среди нескольких ошибок оказался и ответ на этот вопрос. Правильно было: „Безопасное вождение — это искусство оставаться живым“. И моя многолетняя практика работы с людьми, побывавшими в автомобильных авариях, постоянно подтверждает мудрость этого ответа».

Лекарство от агрессии

Психолог Эрнест Лайт предлагает несколько простых советов тем, кто хотел бы снизить собственный уровень агрессии за рулем и меньше страдать от агрессивности других участников движения.

Совет № 1. Презумпция невиновности. В случае странного или агрессивного поведения другого водителя постарайтесь найти ему объяснение. Например, человек торопится в больницу к внезапно заболевшему родственнику. Или мать везет ребенка и отвлекается на общение с ним, меньше обращая внимание на дорожную обстановку. Исходите из презумпции невиновности. Уважительных причин, почему люди не очень хорошо ведут машину, гораздо больше, чем каких-то злонамеренных действий.

Совет № 2. Дорогу дураку. Попадая в дорожную ситуацию, которая вас раздражает или злит, исходите из простого правила «умному поклон, дураку — два». То есть старайтесь как можно чаще уступать. Лучше пропустить втискивающуюся перед вами машину, чем поцарапать свою за правое дело. Даже самое пустяковое дорожно-транспортное происшествие отнимает столько времени и нервов, что, на секунду вспомнив об этом, лучше притормозить и избежать неприятностей.

Совет № 3. Помните о людях. Если вы везете пассажиров, будьте особо осторожными, потому что люди доверили вам свою жизнь. Садясь в машину, каждый раз напоминайте себе, что безопасное вождение — это искусство оставаться живым.

Рекомендуем почитать

Сохранить на память!

Источники:

  1. Ну кто так ездит! - Есть что почитать... 

Ссылки по теме

good-tips.pro

Причины агрессии за рулем

Нервные, стрессовые ситуации уже давно стали частью жизни современного человека. Не обошла эта негативная сторона и область поведения на дороге. С увеличением количества машин становится больше агрессивных водителей, хамов и просто лихачей, которые создают аварийные ситуации во время вождения. Нарушение правил не значит смелость и своеволие в поведении, зачастую это просто проявление агрессии и гнева. В чем причина подобного поведения? Инструкторы по вождению попытались разобраться в этом вопросе.

Причины агрессии за рулемПричины, вызывающие агрессию

Итак, основных причин, которые вызывают агрессивное поведение водителей за рулем, несколько, и все они кроются в нашем подсознании. Даже самый спокойный человек может стать неуравновешенным типом, садясь за руль. Причинами такого отрицательного «преображения» могут быть следующие психологические аспекты:

  1. Подсознательное разделение водителей на «своих» и «чужих».
  2. Мнимое чувство безопасности за рулем и анонимность.
  3. Частые и долгие пробки.
  4. Плохие дороги.
  5. Производители авто и реклама.

 

«Свой» — «чужой»

Рассмотрим подробнее первую причину, а именно бессознательное разделение на категории всех водителей. Каждый водитель неосознанно разделяет всех людей на тех, которые вызывают симпатию и тех, которые не вызывают ее.

Если мы видим водителя, непохожего на нас или не вызывающего симпатию, то мы сразу, на подсознательном уровне, начинаем испытывать чувство неприязни к нему.

Хотя эта неприязнь может быть иллюзорной, ведь одна модель поведения может быть неприменима к разным людям, даже если они из одной социальной категории. А мы в это время стараемся делить людей на классы, группы, «вешать ярлыки» и поддаваться  стереотипам, что в корне неверно и может пагубно сказаться на дорожной ситуации. Необходимо абстрагироваться от стереотипных суждений и попробовать непредвзято взглянуть на каждого автомобилиста, чтобы сохранить свои нервы и здоровье окружающих.

Мнимая безопасность и анонимность за рулем

Следующей немаловажной причиной является мнимая безопасность и анонимность за рулем. Данное обстоятельство может стать причиной агрессии, когда вы ругаетесь на проезжающий мимо автомобиль, который совершил объезд не по правилам, сидя у себя в машине. Либо нервничаете, пропуская пешеходов, и начинаете тихо выругиваться на них, хотя они вас даже не слышат.

Именно это ощущение, что вы в безопасности, что вы внутри своей машины, и никто не сможет вас идентифицировать, и вызывает причину ругани за рулем, а также отпускания весьма не лестных слов в адрес окружающим водителям и пешеходам.

И опять же здесь роль играет наше неуемное подсознание, выводя наружу потаенные действия, кажущиеся с точки зрения морали неприемлемыми. Особенно это касается мегаполисов: здесь водитель оказывается среди множества незнакомых ему людей, и чувство анонимности только возрастет. Сейчас немного исправляет ситуацию запрет тонировки, так как человек уже не чувствует себя анонимной личностью, и желание сквернословить, а также нарушать ПДД «по-тихому» пропадает. Также для ликвидации «анонимных» нарушителей предлагается ввести специальную программу, согласно которой граждане, заметившие нарушителя, смогут информировать о нарушении органы власти и государственного контроля.

Что касается чувства защищенности, то здесь напрямую играет роль размер автомобиля. Чем крупнее по размерам ваша «ласточка», тем вы будете больше чувствовать себя «выше» окружающих. Поэтому хамов и нарушителей на больших авто можно чаще увидеть раздраженными, чем водителей на небольших машинах.

Пробки на дорогах

Итак, третья причина — это, без сомнения, пробки на дорогах. Изнурительное и долгое нахождение в пробке, может стать причиной стресса и даже нервного срыва. Однако, специалисты утверждают, что основная причина кроется в том, что пробка похожа на очередь, и люди начинают вести себя так, будто долго находятся в этой самой очереди. Отсутствие точной информации о длительности и причине пробки, а также отсутствие общей картины дорожной ситуации перед глазам может привести к стрессовой ситуации. Водитель начинает ворчать на окружающих и мысленно «поторапливать», чтобы автомобили двигались быстрее.

Раздраженность автомобилистов только увеличивается с приближением к окончанию пробки.

Вносит свою лепту и двойственность мышления, возникающая из-за того, что водитель необъективно рассматривает себя и окружающих, то есть всегда считает себя правым на дороге, а окружающих — виноватыми. В такой ситуации важно посмотреть на себя со стороны и подумать: может быть, это вы нарушили правило, а не окружающие вас водители?

Плохие дороги

Состояние и уровень качества дорог также являются немаловажным фактором стресса водителей. Неуравновешенность психологического состояния могут вызвать недостатки самой трассы. Ширина дороги влияет на повышение скорости, а ее качество — на качество самого автомобиля.

Эксперты предлагают устанавливать светофоры и островки безопасности, чтобы водители не разгонялись.

Реклама автомобильной тематики

И последняя причина, но не самая маловажная — это поведение самих производителей машин и содержание рекламных носителей автомобильной тематики. Зачастую реклама сама провоцирует нас быть «быстрее, выше, сильнее» на автомобиле, тем самым подвергая опасности на дороге и делая нас раздражительными. Поэтому воспринимать такую рекламу всерьез не стоит, советуют автоинструкторы, это просто коммерческие компании играют с нашим воображением, чтобы получить свою заветную прибыль.

Можно отнестись к агрессивной рекламе с юмором, ведь ситуация на дорогах постепенно меняется, и в перспективе лихачей, разъезжающих на необъятных автомобилях, может совсем не остаться.

Сейчас многие водители приобретают небольшие по размеру авто для повышения маневренности и снижения затрат.

Видеоматериал на тему причин агрессии за рулем:

Желаем вам спокойного вождения!

Изображение для статьи взято с сайта www.auto.mail.ru.

spokoino.ru

Агрессия на дороге: зачем, почему и как бороться - Психология

Анонимная дорожная агрессия – удел людей, которые в реальной жизни свою агрессию подавляют.

Может, в снег что-то подсыпали? Потому что последние три дня агрессии на дорогах стало в разы больше, чем в обычное, "безснежное" время. Даже небольшое недопонимание быстро перерастает в серьезный конфликт, а мелкая проблема воспринимается как глобальная катастрофа.

Какая вообще бывает агрессия и что это такое? Агрессия бывает паталогической и нормальной. Агрессия бывает прямой, косвенной, физической и вербальной, защитной и захватнической, нормально-здоровой и деструктивной. На дорогах чаще всего конфликт заканчивается вербальной агрессией – матами и оскорблениями. Однако я за три дня видела несколько случаев, когда люди выходили из машины и начинали драку или стучали по соседним машинам.

Агрессивное поведение – это форма реагирования на ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию. Занять территорию, получить место в нужном ряду – это тоже формы агрессии, но они бывают нормальными, в границах нормы, как в зоообществе – когда нужно занять место под солнцем. А вот когда на дороге все напряжены, все в стрессе, все опаздывают, чаще проявляется патологическое агрессивное поведение. Все начинается с оскорбительного жеста, ругательства или угрозы одного из водителей, и мелкий инцидент перерастает в серьезный конфликт, с применением силы. Обругать проезжающего мимо незнакомого водителя – вообще легкое дело. На дороге у людей появляется чувство анонимности, и кажется, что можно делать все что угодно. Поэтому иногда за рулем люди теряют человеческий облик. Анонимная дорожная агрессия – удел людей, которые в реальной жизни свою агрессию подавляют.

Анонимная дорожная агрессия – удел людей, которые в реальной жизни свою агрессию подавляют.

Люди используют агрессию на дороге не только чтобы влиять на окружающих и достигать нужные цели, но и чтобы получить адреналин от новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией, сбросить напряжение. А часто – просто для того, чтобы отстоять и поднять свой статус. Ну и чтобы получить доступ к дефициту на плохо чищенной дороге во время пробок – проезду.

Агрессия может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессия опасна как для и окружающих, так и для самого человека, поскольку он может полностью потерять контроль над своими действиями. Управляемая агрессия может быть полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, когда, например, стукнули машину, перегородили проезд, а попытки решить "по-хорошему" ни к чему не приводят. Агрессивность иногда нужна тем водителям, которых несколько раз подряд "испытывают на прочность", постоянно тормозя перед ними или без предупреждения вскакивая в ряд. Это тот случай, когда стоит продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить, открыв окно.

Как реагировать на чужую неконтролируемую агрессию, если агрессор уже вышел к вам из машины?

- Если есть возможность, переместитесь – встаньте рядом, сбоку, но не напротив друг друга, не смотрите в глаза. Ведите себя как собака, которая хочет избежать боя, обойдясь рычанием. По возможности поменяйте ваше общее местоположение, сделайте как минимум пару шагов с того места, на котором вы стоите вместе с заряженным на агрессию партнером.

- Лучше говорить медленнее, тише, однако без сильного контраста. Начало разговора лучше начать в тоне собеседника, на "его волне", а затем потихоньку снижать темп и громкость своей речи. При такой тактике собеседник бессознательно начнет успокаиваться.

- Переключите внимание на что-то другое. ("у тебя есть ручка и бумажка?", "прости, что перебиваю, у меня вопрос, а это тюнингованная машина? ")

Читайте также: Как перестать жить на бегу

- Нужно уметь выражать свое недовольство без агрессии. И обязательно от первого лица: "я думаю", "я чувствую", "я понимаю, что…". Вооружившись этими знаниями, расскажите агрессору, в чем дело; скажите или покажите, что чувствуете; объясните, почему (четко назовите причины).

- Сами также соблюдайте правила дорожного движения, чтобы не провоцировать агрессию на дороге.

- Вспомните про свое агрессивное поведение критично. Вы ведь тоже иногда обгоняете других водителей или не уступаете им дорогу, вы бросаете им вызов, вы тоже агрессивны. Или, возможно, вы случайно сделали что-то неприятное для другого водителя, например, подрезали его или проехали слишком близко, и это спровоцировало вспышку гнева. В таком случае лучше сразу извиниться жестом или фарами.

- Объезжайте тех, кто едет слишком быстро, медленно или опасно.

- Если к вам направляются с угрозами, заприте двери, не опускайте стекло и не выходите из машины. Запишите номер и марку машины агрессивного водителя и по мобильному вызовите полицию.

- Если вы на дороге встретили водителя, представляющего реальную угрозу, который ведет себя как нетрезвый или слишком нервный, сообщите о нем в полицию до того, как он проявил агрессию (хотя нас и учили, что стучать – некрасиво), но нужно это делать с профилактической целью, иначе вы позже сами пострадаете.

- Думайте о текущей ситуации c точки зрения главного в вашей жизни. Если кто-то обогнал вас, подрезал, задержал вас, обругал в окно, показал непристойный жест, будет ли это иметь для вас значение через месяц? Стоит ли ради этого рисковать своей и чужой жизнью?

Спокойных вам поездок!

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

 

ru.tsn.ua

Как себя вести при встрече с агрессивным водителем?

С каждым годом все больше водителей выезжают на дороги страны. И все они имеют совершенно разные стили езды, которые порой не очень способствуют установлению нормальной ситуации на автомагистрали. Практически каждый владелец транспортного средства нашей страны когда-либо сталкивался с агрессией со стороны других участников дорожного движения. И не только нашей. Проблема неадекватного поведения на дорогах — мировая заноза. Ибо чем выше уровень агрессии на автострадах, тем более вероятны различные происшествия. За рубежом именно в целях повышения всеобщей безопасности и создаются различные организации и предлагаются курсы, на которых водителей учат быть более сдержанными, внимательными и приветливыми по отношению к другим людям, особенно другим водителям. Но чаще всего достойные практические советы дают инструкторы по вождению, благодаря которым можно понять основные принципы и правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Практически каждый день на дороге можно встретить агрессивного водителя

Практически каждый день на дороге можно встретить агрессивного водителя

Решение проблемы за рубежом

В развитых странах пик негативных взаимоотношений шоферов пришелся еще на 90-е годы прошлого столетия. Но власти быстро нашли выход из сложившейся ситуации. Во-первых, антипропаганда агрессивного поведения началась через все средства массовой информации, что немного утихомирило водителей. Ведь никому не нравилось быть уличенным в несоблюдении морали, а еще и быть высмеянным в ТВ-шоу, если совсем не повезет.

За рубежом СМИ активно содействовали антипропаганде агрессивного поведения на дороге

За рубежом СМИ активно содействовали антипропаганде агрессивного поведения на дороге

Во-вторых, в закон о правилах дорожного движения были внесены некоторые поправки, которые гарантировали более суровое наказание в случае противоправных действий на дороге. А любые судебные разбирательства были не только неприятны, но и пагубно сказывались на карьере нарушителей. Именно в связи с этим такое явление, как агрессия на магистрали, пошло на спад. Но и, конечно же, нельзя сказать, что неадекватных водителей за границей не стало вовсе. Сейчас их просто не так много.

Корень зла

Как говорят специалисты в области психологии, агрессивное поведение на дороге таит в себе разные причины. Это может быть и плохое настроение, и какое-либо происшествие, и врожденная сварливость автомобилиста, и плохое качество дорожного покрытия, и бесконечные пробки, и многое другое.

Так, известный психолог Леон Джеймс в течение нескольких лет изучал феномен агрессивного поведения на дорогах и пришел к выводу, что наиболее частыми причинами, его вызывающими, являются следующие:

  1. Стрессовые ситуации в процессе езды и не только. Дело в том, что даже для водителя, который находится за рулем двухзначное число лет, вождение — это все равно постоянный стресс. А все потому что этот процесс нельзя контролировать на все сто процентов. Со своей стороны вы можете делать все правильно и аккуратно, но это не убережет вас от других ни таких добросовестных участников дорожного движения. Поэтому водитель находится в постоянном внутреннем напряжении, даже если сам он уверен в обратном. Также и различные ситуации в повседневной жизни могут вносить свою лепту в поведение на дороге. Постоянное внутреннее напряжение приводит к стрессу

    Постоянное внутреннее напряжение приводит к стрессу

  2. Привычка или особенность характера. В первом случае при постоянном нарушении правил дорожного движения и неуважительном отношении к окружающим водителям человек постепенно теряет совесть, что заставляет такое поведения превращаться в норму. Если же агрессия — это часть взбалмошного и неуравновешенного характера человека, то неадекватное поведение на дороге и вовсе воспринимается им как что-то абсолютно нормальное.
  3. Менталитет и культура. В странах, где люди изначально приучены уважать друг друга, культура вождения, как правило, выше, чем в странах, где каждый считает себя лучше других.

Распознать агрессора

Но как же должен вести себя на дороге водитель, чтобы можно было отнести его в разряд агрессивных? Абсолютно все агрессивные водители проделывают как минимум один трюк из нижеприведенного списка. Причем происходит это с завидной регулярностью. Конечно, если агрессия не является разовой, спровоцированной определенными обстоятельствами.

Итак, список «плохих дел» потенциально агрессивных шоферов:

  • Превышение скоростного режима;
  • Стремительное и необоснованное торможение;
  • Резкая смена полосы движения;
  • Резкое начало движения на светофорах и перекрестках;
  • Несоблюдение дистанции между автомобилями;
  • Нежелание пропускать транспортное средство для перестройки в другую полосу;
  • Нежелание применять сигналы поворотов; Агрессор при возможности пренебрегает правилами дорожного движения

    Агрессор при возможности пренебрегает правилами дорожного движения

  • Езда в полосе, предназначенной для передвижения общественного транспорта;
  • Остановка в запрещенных местах или местах, где автомобиль может мешать другим участникам движения;
  • Нежелание учитывать дорожные знаки и разметку;
  • Постоянное использование клаксона;

И так далее. Этот список можно продолжать еще очень долго. Но портрет отсюда вырисовывается один. Любой агрессивный водитель несет потенциальную опасность для других владельцев средств передвижения. Именно поэтому знать простые правила взаимодействия с такими шоферами необходимо каждому, кто владеет правами.

Важно знать

Если на вашем пути встретился агрессивный водитель, то следует максимально держать себя в руках. Желание воздать такому ездоку по заслугам может сыграть с вами злую шутку и подвергнуть немалой опасности. Гораздо более правильным в такой ситуации будет пропустить горе-шофера, а не вызвать у него еще более негативную реакцию собственной агрессией. Старайтесь воспринимать ситуацию максимально спокойно, не обращать внимания на значимости того, что произошло. Эксперты рекомендуют в такие моменты слушать спокойную музыку, которая помогает расслабиться и взглянуть на мир проще.

Желание поставить агрессивного водителя на место может привести к печальным последствиям

Желание поставить агрессивного водителя на место может привести к печальным последствиям

Если же неправильные действия агрессора реально угрожают жизни или здоровью, то в таком случае нужно немедленно обратиться в полицию, чем можно не только пресечь дальнейшее негативное развитие событий, но и получить руководство к действию.

Хотя агрессия может быть пассивной (возникающей при определенных обстоятельствах) или активной (практически постоянной и беспричинной), это отнюдь не умаляет ее негативного влияния на окружающих людей. Ведь кроме водителей под такое воздействие попадают даже пешеходы. В любом случае известная фраза «спокойствие, только спокойствие» как никогда актуальна именно в подобном случае.

365cars.ru

Как избежать агрессии на дорога. Советы эксперта

Не так давно в столице вынесли приговор минчанину, который избил другого водителя из-за мелкого ДТП. К счастью, далеко не каждый автомобильный конфликт заканчивается рукоприкладством, но злости и нетерпимости на наших дорогах немало. Как быть? Легендарному Брюсу Ли приписывают фразу «Лучший бой — это тот, которого удалось избежать». Примерно так же обстоит дело с агрессией на дороге. Лучший исход любого конфликта — избежать его. Именно этого принципа придерживается руководитель Центра контраварийной подготовки Сергей Овчинников. Он рассказал о том, как распознать агрессивного водителя и избежать последствий его действий.

Фото: youtube

Смотрите, что происходит вокруг авто, каждые 8 секунд

— У нас есть две основные категории учащихся: это опытные водители, которые проходят курс контраварийной подготовки, и есть курс «70» для начинающих водителей. И вот именно они чаще всего сталкиваются с таким понятием, как агрессия на дорогах. Большей частью это женщины. Обычно они едут медленно, возможно, кому-то мешают, произвольно или непроизвольно, и тем самым вызывают резко негативную реакцию у определенной части водителей.

Эту тему в Центре контраварийной подготовки проходят обязательно, потому что важно не только умение распознать агрессию и избежать ее. Сюда же входит и умение взаимодействовать на дороге с другими водителями. Как же распознать «агрессора»?

— Есть такая рекомендация: контролировать обстановку вокруг автомобиля каждые 8 секунд. Если водитель будет придерживаться этого правила, то всегда заранее сможет определить агрессивного водителя. Если кто-то из участников движения постоянно дергается, резко разгоняется и тормозит, то я стараюсь уйти в сторону, остаться позади. Мне так будет спокойнее. Если такой нетерпеливый лезет на обгон, я создаю безопасную дистанцию, чтобы он мог в случае чего влезть передо мной, но не в меня. Но самое главное — от явно агрессивного водителя нужно просто быть подальше.

Оставайтесь в машине при любом конфликте

Эксперт убежден, что на дороге не нужно провоцировать агрессию. Одним из таких действий Сергей Овчинников считает езду в левой полосе при свободных правых. В большинстве случаев при трех полосах в одном направлении занимать крайнюю левую нет необходимости. Если уж так случилось, что вы заняли третью полосу, и видите, что сзади кто-то нагоняет, мигает фарами, то лучше уступить. Но не нужно резко метаться вправо с риском создать аварийную ситуацию. Нужно включить правый поворотник, показать, что вы видите догоняющего и готовы в любой момент уступить.

— В этой ситуации конфликт возникает по той причине, что едущий в третьем ряду задается вопросом: «Я еду по ПДД, а он едет с превышением. Почему я должен ему уступать?» Но ситуации бывают разные, поэтому я считаю, что позиция «я сдерживаю, потому что еду по ПДД, а он нарушает» неправильная. Наказывать за нарушения у нас может только ГАИ, и брать на себя роль карающей десницы, намеренно сдерживая более быстрый автомобиль, неправильно. Если такой спешащий ехал за вами довольно долгое время и был явно недоволен, то можно предположить, что он начнет, говоря по-простому, «учить». Обычно в таких случаях опережают справа, резко перестраиваются перед вами и тормозят. К такому повороту событий нужно быть готовым.

Фото: youtube

Если ситуация доходит до варианта, когда агрессивный водитель подрезает автомобиль, перекрывает дорогу, вынуждая остановиться, и выходит из машины, эксперт рекомендует оставаться в машине с заблокированными замками. Разговаривать с агрессивно настроенным водителем нужно через слегка приоткрытое окно. Лучше держать при себе телефон, чтобы зафиксировать происходящее, или сделать вид, что уже вызываешь ГАИ или милицию. В большинстве случаев пыл у такого агрессивного водителя спадает, потому что такое поведение может привести к лишению прав и даже варианту дальнейших разбирательств уже в суде. Воинственность быстро улетучивается, когда за агрессивную выходку светит реальный срок или огромный штраф. Хотя у нас не так часто за подобные выходки следует неизбежное наказание.

Вспомним наиболее громкие дорожные конфликты за последнее время, которые закончились судебными разбирательствами и реальными сроками.

Выпускайте пар и извиняйтесь аварийкой

Фото: youtube

Психологи часто советуют не держать негативные эмоции в себе, а выплескивать их наружу. Иначе отрицательные эмоции будут скапливаться, и их выход в итоге обернется не лучшим образом. Это касается и ситуаций на дороге.

— Если нас кто-то подрезал, что-то сделал не то, я считаю не зазорным сказать что-то такое… выплеснуть негативную энергию. Это же советуют и психологи. Не надо желать водителю чего-то плохого, но дать выход плохой энергии необходимо, иначе она будет скапливаться, как пар в пароварке. Для себя нужно постараться принять мысль о том, что человек сделал это не нарочно. Если это получится, то ситуация воспринимается уже не так агрессивно. И, конечно, необходимо учиться коммуницировать на дороге, взаимодействовать с другими водителями. Если вы что-то не так сделали: опасно перестроились, выехали перед быстро движущимся автомобилем, — нужно как минимум извиниться, помигать аварийкой. Это сбрасывает напряжение в ситуации.

auto.tut.by