Как работает система смазки двигателя? Авто масла двигателя


характеристики, свойства и базовая основа

1451 Просмотров

Четырехтактные бензиновые двигатели внутреннего сгорания — самый распространенный тип ДВС, применяемый для современных автомобилей. Постоянное сгорание топлива, постоянный нагрев, высокое трение и плотность расположения подвижных элементов привели к тому, что возникли системы смазки, предотвращающие сгорание и износ прокладок и преждевременный вход мотора из строя. Сегодня мы расскажем про моторные масла, их состав и базовые свойства, которые необходимо учитывать при обслуживании своего железного коня.

Назначение

Технические жидкости играют большую роль при работе как двухтактных, так и четырехтактных двигателей внутреннего сгорания. Моторное масло — это одна составляющих успешной работы ДВС во всех его режимах. Вообще говоря, именно масло благодаря своей высокой плотности, является одной из важнейших технических жидкостей.

Маслозаливная горловина

Маслозаливная горловина

Доподлинно известно, что самые первые образцы бензиновых двигателей не обладали системой смазки, а потому поршень при быстром нагреве попросту застревал в цилиндре, разрывал его, и вся система мгновенна приходила в негодность.

Моторное масло, как жидкость высокой плотности, постоянно контактирует с подвижными деталями четырехтактного ДВС: оно равномерно обволакивает распределительный и коленчатый валы, клапана с коромыслами, а также поршни и цилиндры. Так, при работе ДВС удается многократно снизить температуру бензинового мотора, износ металлических деталей, появление большого количества металлической стружки и прочих побочных продуктов.

Классификация

При выборе технических жидкостей важно обращать внимание на некоторые показатели и параметры, которые характеризуют то, насколько масло подходит для того или иного бензинового или дизельного двигателя.

Одним из понятий, которое широко применяется при подобном выборе — понятие базовой основы. По определению, это доминирующий ингредиент масла, который составляет большую часть всей технической жидкости и берет на себя роль главного смазывающего вещества с небольшим удельным весом.

Первой категорией, которая применялась, по большей части на бензиновых двигателях прошлых поколений — это минеральное заливаемое моторное масло в двигатель. В его основе лежат нефтепродукты, которые имеют достаточно высокую плотность и большой удельный вес. Это и позволяет производить весьма посредственную переработку сырья, стабилизацию плотности и окончательный выпуск готовой продукции.

Подобный состав моторного масла для бензиновых двигателей имеет массу недостатков, которые не позволяют данному типу технических жидкостей выйти в лидеры и занять верхнюю позицию в рейтинге популярности. К примеру, минеральные моторные масла имеют склонность к выпадению большого количества осадков небольшого веса. Это приводит к быстрому засорению фильтрующего элемента двигателя и масляного насоса, а впоследствии и к более серьезным проблемам.

Более современным и распространенным на сегодняшний день типом является синтетическое моторное масло, заливаемой в двигатель бензинового типа. Ошибочно можно предположить, что в составе такой технической жидкости нефтепродукты не входят, однако это не так. Нефтепродукт высокой плотности — это основной ингредиент, которым обладает масло, применяемое для автомобиля, но степень его переработки и ее методы разительно отличаются от тех, что применяются при производстве минеральных основ.

Так, при производстве синтетического масла нефть подвергается гораздо более глубокой обработке, в связи с чем изменяются ее характеристики, такие как плотность, вязкость, удельный вес и устойчивость к перепадам температур, чем обуславливается срок службы масла в двигателе внутреннего сгорания.

Особняком в данном списке стоит так называемая полусинтетика, которая не сегодняшний день является наименее популярным и относительно редко применяющимся типом масла для четырехтактного ДВС. Особенностью, которой обладает такое моторное масло, заливаемое в двигатель авто, является оригинальный способ его изготовления. Так, часть ингредиентов получаются путем перегонки чистой нефти, а дополнительные присадки применяются исключительно синтетического типа.

Требования

Ни для кого не секрет, что все высококачественные оригинальные моторные масла, поставляемые на рынок, в обязательном порядке сертифицируются и проходят проверку на соответствие международным стандартам. Эти стандарты включают в себя целый ряд требований, которые должны беспрекословно соблюдаться производителем при изготовлении своей продукции.

Самое главное требование — это моющая и очищающая способность. Так, масло должно не только выполнять функции технической смазки, но и очистителя всех подвижных и неподвижных деталей. Кроме того, смазка не должна вступать в реакцию ни с металлом, ни с резиновыми уплотнительными элементами, во избежание появления различных инородных налетов и коррозии.

Еще одно требование — высокая термическая стабильность. Это немаловажное свойство важно по той причине, что поршни и цилиндры, имеющие большой вес, ни в коем случае не должны перегреваться. Масло, применяемое для автомобилей, должно переносить тепловую энергию и равномерно распределять ее по всему двигателю, что приведет к более высокой стабильности его работы.

Также важно, чтобы масло обладало такой функцией, как высокая устойчивость к старению. Особенно это касается тех автомобилей, которые ездят сравнительно немного и зачастую вынуждены зимовать в гараже. Зачем это нужно? Прежде всего, стоит отметить, что в этом случае масло не будет терять своих свойств со временем. Это приведет к максимальной экономии средств самого владельца. Также это продлит жизнь всем подвижным деталям двигателя, которые при выходе из строя заменить будет достаточно дорого.

И, наконец, нужно, чтобы масла для автомобиля, не теряли своих функций и свойств при достаточно широком диапазоне температур. Значительное повышение плотности и удельного веса в мороз, к примеру, значительно повысит нагрузку на подвижные детали при старте или вовсе не позволит легковой машине запуститься.

Масляный фильтр Renault

Масляный фильтр Renault

Вязкость

Свойство вязкости, или плотности, является одним из тех, какими в первую очередь необходимо руководствоваться при выборе технических жидкостей для двигателя легкового автомобиля. Вязкость позволяет контролировать легкость пуска в достаточно широком температурном диапазоне.

По этой причине, к примеру, в обиход вошло такое понятие, как зимнее моторное масло, или автомобильное масло пониженной вязкости для легковых авто. Для чего оно нужно?

Прежде всего, стоит вспомнить, что с понижением температуры любая техническая жидкость, в том числе и автомасло, густеет и в значительной степени затрудняет пуск двигателя как таковой. В связи с этим требуется такое масло, которое не станет терять своих свойств в мороз и будет оставаться в достаточной степени жидким даже при экстремально низких температурах.

В маркировке автомобильного зимнего масла, предназначенного для автомобилей, всегда присутствует буква ‘W’, которая однозначно определяет принадлежность вещества. Однако зимнего автомасла для применения в абсолютно всех температурных режимах не существует: одни густеют при достаточно небольших температурах, когда как другие могут не замерзать даже при -50 градусах мороза. В этой связи была разработана классификация моторных масел в соответствии с их устойчивостью к загустению.

Чтобы понять, до какой температуры можно эксплуатировать мотор с залитым в его картер маслом, стоит обратиться к данным международного стандарта SAE, который и определяет подобную классификацию автомасел. Для чего необходима подобная маркировка?

Сравнив цифру на упаковке с табличным значением, можно делать соответствующие выводы и выбирать то или иное масло для двигателя.

Что касается автомобильного летнего масла, то здесь важным моментом является сохранение его свойств в жару. Если, к примеру, залить зимнее масло летом, то произойдет его быстрое сгорание при нагреве и активной работе двигателя, а смазывающие свойства моторного масла будут оставлять желать лучшего. Здесь аналогично применяется классификация, которая указана в виде таблиц стандарта SAE.

Нужно отметить, что в последние годы автомасло стало универсальным и имеет достаточно широкий диапазон рабочих температур. Универсальные масла можно применять в любое время года и не бояться, что мотор не заведется зимой или возникнут трудности с его повышенным расходом в теплое время года.

Моторное масло Elf

Моторное масло Elf

Резюме

Автомобильное моторное масло — это неотъемлемая составляющая двигателя любого современного автомобиля. Для максимального продления срока службы мотора необходимо руководствоваться рекомендациями производителями и советами опытных автомобилистов, а также знать характеристики моторных масел, для чего стоит обратиться к международным стандартам. Это позволит избежать досадных ошибок и необходимости ремонта, который занимает много времени и стоит недешево.

portalmashin.ru

Motul, Castrol, Shell, Mobil, Liqui Moly и других производителей

Для того, чтобы подобрать масло по марке автомобиля, необходимо понять принцип работы двигателя внутреннего сгорания и процессы, которые происходят в нем во время работы.

подбор моторного масла по марке автомобиля

Часто автовладельцы используют единственный параметр для его выбора — вязкость. Правильно ли это?

Различные мнения

Существует несколько мнений, которые формируются как продавцами, так и официальными сервисами, а также просто исходя из опыта эксплуатации.

Мнение  первое: дорогое и жидкое масло будет лучше прокачиваться масляным насосом и лучше проникать в зону смазки.

Мнение второе: в то время, когда разрабатывался мотор автомобиля, производители не выпускали на рынок таких дорогих и качественных масел, способных обеспечить максимальную защиту двигателя. Следовательно, современное масло, обладающее хорошими защитными свойствами, поможет избежать или отодвинуть капитальный ремонт двигателя.

Мнение третье: если залить более густое масло, двигатель не будет его «есть» — расхода на угар не будет, а защитные свойства повысятся.

Видео — о важности правильного выбора моторного масла:

Что такое вязкость масла

Наиболее правильной характеристикой вязкости масла будет определение его способности оставаться на поверхности работающих пар трения двигателя с сохранением заданной ему производителем текучести. Иными словами — способность масла сохранять определенную текучесть во всех режимах работы двигателя.

Однако, как известно, его текучесть изменяется в зависимости от температуры, и, соответственно, является величиной переменной. Именно поэтому классификация масел по SAE (на которые ориентируется большинство покупателей) и показывает те температурные режимы, при которых его использование будет наиболее обоснованным.

Видео — как выбрать вязкость моторного масла:

Так, например, цифра 5 в маркировке 5W-30 обозначает, что безопасный запуск двигателя будет обеспечен при условии использовании этого масла при температурах до -30 по Цельсию, а само масло сохранит текучесть до -35.

Стоит отметить, что на работу прогретого двигателя данный параметр никакого влияния не оказывает. Таким образом, если эксплуатация автомобиля происходит при температурах не ниже, скажем, -20 Цельсия, то для зимней эксплуатации подойдет практически любой масло, представленное сейчас на рынке (если оно будет укладываться в характеристики, рассматриваемые ниже).

Максимальная отрицательная температура «безпроблемного» запуска складывается из многих величин, в том числе состояния аккумуляторной батареи и стартера, а также типа двигателя, системы зажигания, подачи топлива и т.д и т. п.

В обозначении параметров вязкости моторного масла гораздо более интересным для автолюбителя и важным для двигателя будет второй параметр, показывающий на стабильность поведения смазки при рабочих температурах (так называемая «высокотемпературная вязкость»).

Вязкость масла в обязательном порядке должна соответствовать требованиям производителя и не зависит от пробега, а также стиля вождения и климатических условий эксплуатации.

Почему именно так — рассмотрим ниже.

Для примера — небольшая таблица рекомендаций ВАЗ для своих автомобилей:

рекомендации ВАЗ

Почему же производитель ограничивает вязкость параметром 40, хотя в продаже имеются и более вязкие масла, например, с индексом 50?

Дело в том, что большую роль в эксплуатационных характеристиках масел играет конструкция двигателя, точнее зазоры трущихся пар (к примеру, цилиндр-поршень). И главная задача конструкторов обеспечить тот минимальный зазор, который будет соответствовать толщине масляной пленки, что в свою очередь обеспечивает герметичность пары поршень-цилиндр, а соответственно и наиболее высокий КПД двигателя.

И здесь играет огромную роль именно верхний показатель вязкости масла.

Как известно из школьного курса физики, с повышением температуры вязкость падает. Причем при нагреве от 40 до 100 градусов Цельсия вязкость падает в среднем в шесть раз, что приводит к уменьшению соответствующей толщины масляной пленки.

Что же происходит в двигателе, если применить масло, не соответствующее по своему верхнему показателю условиям эксплуатации и предписаниям завода-изготовителя?

Более вязкое чем необходимо масло образует на поверхности более толстую пленку, что приводит к повышенному коэффициенту трения, соответственно температура масла растет, а толщина масляной пленки уменьшается. После чего наблюдается обратный эффект — коэффициент трения уменьшается, температура масла понижается.

Вроде бы и все в порядке, тем более, что повышенную температуру масла снижает система охлаждения и ДВС при средних нагрузках будет укладываться в необходимые нормы, определенные производителем.

Однако, не стоит забывать, что в целом двигатель будет работать (хотя и не намного), на повышенных температурах, что уже несколько снижает его моторесурс.

Все сказанное, как говорилось, характерно для средних оборотов и небольшой нагрузки.

Рассмотрим теперь вариант, если придется экстренно, например, во время обгона, резко увеличить обороты двигателя.

При экстренной нагрузке скорость сдвига масла резко возрастает. Соответственно, возрастает коэффициент трения, что приводит к резкому повышению температуры смазки в зоне трения. И если кратковременно такие нагрузки двигатель переживает без относительных проблем, то более затяжные и частые могут привести к перегреву деталей и их дальнейшему разрушению.

Говоря простым языком: при использовании масла, имеющего вязкость выше предписанной заводом-производителем, двигатель работает при температурах выше расчетных, что приводит к более быстрому износу.

Таким образом при выборе нижнего индекса вязкости следует учитывать в большей степени возможность запуска двигателя при отрицательных температурах, а верхнего — только исходя из рекомендаций завода-изготовителя, укладываясь в допустимые рамки.

Подбор по API

Опять же небольшая таблица — пример рекомендаций АВТОВАЗа:

Подбор масла по API рекомендации ВАЗ

Как видно, завод-изготовитель помимо вязкости указывает еще и показатель по API — применимости к мотору.

Расшифровать значения API достаточно легко. Первая буква обозначает тип двигателя — бензиновый (S) или дизельный (C). Вторая буква определяет сами эксплуатационные характеристика масел.

Существует множество градаций масел по API, однако на современном рынке присутствуют в основном, обозначающиеся как: SG, SJ, SL и SM.

Как видно из вышеприведенной таблицы, большинство рекомендуемых масел входят в классы SG и SJ, что соответствует стандартам качества, поскольку класс SG рекомендован для автомобилей, выпущенных после 1989 года, а класс SJ для автомобилей с 1996 года.

Стоит отметить, что для масла группы SG вполне аналогичны по своему составу дизельным маслам класса СС и могут являться заменителями для автомобилей с рекомендуемыми классами SF, SE, SF/CC, SE/CC.

Видео — классификация моторных масел по SAE и API:

Вообще, стоит отметить, что все масла более высокого класса вполне могут перекрывать более старые классы, однако разброс не должен превышать 2 позиций, что связано с особенностями конструкции двигателя.

Так, материалы класса SM обладают наилучшими моющими свойствами, что является несомненным плюсом. Но в то же время, применение активного пакета моющих присадок при смене масла с класса, скажем, SG на класс SM может привести к вымыванию отложений с поверхности коренных или шатунных вкладышей, что в свою очередь приводит к ускоренному износу деталей ЦПГ.

Трансмиссионные масла

Подобрать трансмиссионное масло по марке автомобиля настолько же просто, насколько и сложно, поскольку в отличие от масел, используемых в ДВС, на качество трансмиссионных масел огромное влияние оказывают условия эксплуатации.

Так, масла, используемые в механических трансмиссиях автомобилей, эксплуатируемых в условиях отрицательных температур обозначаются индексами, содержащими в своем составе W (75W, 80W, 85W — чем ниже, тем более «морозоустойчивое»).

Летние трансмиссионные таким индексом не обладают и обозначаются простыми цифрами, характеризующими вязкость масла (90, 140, 250).

Видео — как ведут себя смазочные материалы различных производителей на морозе:

Для удобства эксплуатации, трансмиссионные масла также выпускаются во «всесезонном» варианте и в таком случае обозначения принимают вид 75W-90, 80W-140 и т. д.

Помимо вязкости, которая играет не последнюю роль в применяемости трансмиссионных масел, большую роль здесь играет индекс API о котором упоминалось выше.

Ниже приведен список применяемости трансмиссионных масел в зависимости от типа трансмиссии:

  • GL-1 — простое трансмиссионное масло без каких-либо присадок;
  • GL-2 — предназначено для использования в червячных передачах за счет содержания жирных продуктов;
  • GL-3 — для любых МКПП и мостов грузовых автомобилей;
  • GL-4 — для любых МКПП и рулевых редукторов;
  • GL-5 — для любого типа механических трансмиссий за счет содержания большого количества противоизносных, противозадирных и некоторых других присадок.

Если в трансмиссии автомобиля присутствует гипоидная передача, применение масел класса ниже GL-5 недопустимо!

Подбор масла по марке автомобиля

Практически все производители моторных масел сейчас предоставляют онлайн сервисы подбора масла по марке автомобиля.

Насколько актуальна информация, отображаемая ими и соответствует ли она действительности? Попробуем разобраться.

Castrol

Онлайн сервис подбора масла Castrol для разных марок автомобилей  —  ССЫЛКА

Для ВАЗ 2110 по поиску выдал смазку с вязкостью от 5W-30 до 15W-40, что укладывается в рамки завода-производителя.

Минус — нет классификации масел по API, однако присутствует классификация по ACEA. Все найденные масла обладают индексом A3/B3 или A3/B4, что соответствует допускам производителя.

Shell

Подбор масла Shell для вашего автомобиля — одного из наиболее популярных брендов среди отечественных автолюбителей — ССЫЛКА.

Тот же самый поиск по ВАЗ 2110 выдал не только моторные, рекомендованные этим производителем, но и масла для трансмиссии, также пластичную смазку и охлаждающую жидкость.

Минус — нет больше никаких обозначений кроме индекса вязкости. Масла предлагаются только в «зимнем варианте» — 0W-40 и 5W-40.

Плюс — для каждого из масел прилагается технический паспорт, а также в виде небольшой сноски масла для других климатических условий.

Motul

Онлайн сервис подбора масла Motul по марке автомобиля — ССЫЛКА.

Mobil

Выбрать смазочные материалы Mobil — ССЫЛКА.

Liqui Moly

Еще один довольно популярный бренд — Liqui Moly — ССЫЛКА.

Аналогичные результаты, как и в предыдущих случаях — все те же индексы вязкости без каких-либо обозначений по API или ACEA.

Вывод: использование онлайн-сервисов подбора масла по марке автомобиля — хороший способ познакомиться с предлагаемой линейкой продукции,  но не во всех случаях они предоставляют полную информацию.

Производители новых моделей внедорожников отмечают важность использования качественных ГСМ при эксплуатации транспортных средств.

Те, кто пользуется автоматической коробкой передач (подробнее), знают как работа сложных механизмов зависит от качества смазочных материалов.

Из-за чего пинается коробка-автомат — http://voditeliauto.ru/stati/voditelyu-na-zametku/kogda-pinaetsya-korobka-avtomat.html

Видео — тестирование смазочных материалов различных брендов:

Может заинтересовать:

Как быстро избавиться от царапин на машине

Добавить свою рекламу

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

Защитить автомобиль от грязи поможет жидкое стекло

Добавить свою рекламу

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

Как работает система смазки двигателя?

Функцией номер один масла в двигателе является именно то, что Вы от него, собственно, и ожидаете: оно позволяет деталям двигателя двигаться. Только представьте себе двигатель без масла - звонкие скрежущие и скрипящие звуки металлических поршней, с трудом продирающихся вверх и вниз внутри сухого цилиндра... Вызывает дрожь по телу, не правда ли?!

Действительно, масло делает очень большую работу в поддержке эффективности работы двигателя. Оно значительно уменьшает трение, что означает, что двигатель должен приложить меньше усилий, чтобы раскручивать шестерни коробки и, в конце концов, колёса нашего авто. Это в свою очередь означает, что наша машина может ездить с меньшим расходом топлива и меньшим пробегом на одном баке. И всё это, не говоря уже о том, как бы двигатель нагревался при сильнейшем трении молниеносно движущегося поршня. Всё это означает меньший износ движущихся деталей двигателя. Регулярная замена масла в системе означает, что Ваш двигатель будет счастлив, что означает, что и Ваш кошелек будет счастлив, и, в конце концов, и Вы сами. Как видим, выигрывают все!

Давайте придумаем сюжет, чтобы нам легче было понять работу смазочной системы двигателя! В роли случайно выбранной молекулы масла из двигателя представим некое живое существо и назовём его Оливером и далее опишем весь его путь вокруг двигателя.

Знакомьтесь, это Оливер!

Масляный картер: Это то место, где Оливер болтается без дела и спит, когда двигатель не делает ничего... гостиная комната, если до конца ассоциировать. В большинстве легковых автомобилей этот "чан" содержит около 4-6 литров масла.

Трубка для подачи масла: Когда двигатель включается, он должен получить нужное количество масла немедленно. Оливер и его нефтяные приятели всасываются через трубку подачи масла и становятся готовы к действию.

Клапан сброса давления: Если Оливер и его друзья слишком приблизились друг к другу, то они начинают планировать бунт, а предохранительный клапан даёт им столь необходимого передышку и ослабевает пыл бунтарей. Этот компонент системы смазки двигателя будто говорит Оливеру и его друзьям: "Успокойтесь, дети".

Масляный фильтр: В то время как Оливер и его друзья могут проходить в двигатель, фильтр проверяет, чтобы те не взяли с собой ничего из запрещённых предметов: песчинки (Оливер очень любит притягивать их), стружка металла - масляный фильтр останавливает проникновение грязи и мусора в рабочее пространство двигателя, которое масло может подобрать на своём последнем этапе пути через систему.

Перфорированные отверстия: Оливер хихикает каждый раз, когда он слышит это словосочетание. Просто он очень маленький и не совсем понимает сложных слов. Это маленькие отверстия, просверленные в коленчатом вале и некоторых других частях системы смазки, которые позволяют маслу покрыть собой все подшипники и цилиндры, которые должны оставаться смазанными.

Отстойник (маслосборник): После того, как Оливер выполнил свою основную работу - позволять движущимся частям двигателя оставаться подвижными за счёт смазки, его рабочий день закончен, и Оливер скользит коротким путём в маслосборник, также известный как отстойник, чтобы снова ничего не делать, пока начальник снова не вызовет его на работу - трубка для подачи масла снова не всосёт его в рабочее пространство двигателя, где он снова начнёт свою работу.

Есть ещё ряд компонентов смазочной системы, и их проще всего увидеть:

Типы смазочных систем двигателя

Есть два основных типа смазочной системы в автомобилях, оба из которых звучат как некие подвиды моржей или что-то вроде того: система с мокрым картером и с сухим картером.

Главным преимуществом мокрой системы отстойника является его простота. Масло находится в том месте, куда оно стекает самотёком, для этого необходимо не особо много компонентов и инженерных задумок, а также простой ремонт, и всё это относительно дёшево встраивается в машину.

Некоторые автомобили, особенно, спортивные дорогие автомобили используют систему смазку с сухим картером. Это означает, что картер находится не под двигателем - на самом деле, он может быть расположен в любом месте в моторном отсеке. После того, как Оливер делает свою работу в двигателе, он не просто капает в гостиную. Он направляется в самый настоящий VIP номер.

Система сухого картера получает пару бонусов в свои преимущества: во-первых, это означает, что двигатель может быть расположен немного ниже, что дает автомобилю низкий центр тяжести и улучшает стабильность на скорости; во-вторых, он не даёт лишнему количеству масла поступать к коленчатому валу, мешая ему работать, что может сократить мощность автомобиля. А ещё, так как картер может быть расположен в любом месте, означает, что он также может быть любого размера и формы.

Существуют и иные типы систем смазки по другим критериям: так, двухтактные двигатели часто используют совершенно другой тип технологии смазки. Некоторые скутеры, многие газонокосилки и другие машины с двухтактными двигателями имеют получают смазку за счёт смешивания масла с бензином ещё до поступления в рабочее пространство двигателя. В таких двигателях когда бензин испаряется в процессе горения, остаётся масло, которое покрывает движущиеся части двигателя собой.

howcarworks.ru