В российской армии свыше 410 тыс. военных автомобилей . Автомобили россии в армии


Автомобильные войска России

Автомобильные войска РФ (официальное сокращение АВ ВС России) представляют собой объединение в Вооруженных Силах. Они предназначены для транспортировки личного состава, подвоза продовольствия, горючего, боеприпасов и прочих материальных средств, которые необходимы для ведения боевых действий. Кроме того, автомобильные войска используются для эвакуации больных, раненых, техники. Также они перевозят другие подразделения, не имеющие своего транспорта.

Состоят автомобильные войска России из соединений, частей, учреждений, управления. Они могут входить в состав частей и структур общевойскового характера, видов вооруженных сил, родов войск либо составлять отдельные автомобильные соединения и части.автомобильные войска

История автомобильных войск: царская Россия

Первые автомобильные команды русской императорской армии появились в 1906 году. Они вошли в состав инженерных войск. Именно они послужили прообразом современного автобата. Четыре года спустя, 29 мая 1910 года, в Санкт-Петербурге была создана первая учебная авторота. Сегодня эта дата отмечается как День автомобильных войск. Спустя несколько месяцев создается автомобильное отделение Отдела военных сообщений Главного управления Генерального Штаба. Первые регулярные автороты появились весной 1911 года, тогда же был организован первый автопробег грузового транспорта, который планировалось принять на вооружение. В следующем году испытали легковые автомобили.

Первая мировая война

Перед началом войны, в 1914 году, российская армия насчитывала пять авторот, на вооружении которых состояли 418 грузовых и 259 легковых автомобилей. Несмотря на свою малочисленность, а также отвратительные дороги, автотранспорт сыграл большую роль в этой войне. В результате автомобильные войска смогли доказать свою состоятельность. Их использовали для доставки военных грузов, раненых, личного состава, а также подвижных пулеметных и артиллерийских точек. В это же время автотранспорт начали одевать в броню. Так появились первые бронеавтомобили. В русской армии их насчитывалось 400 единиц, они были сведены в 50 бронеотрядов, которые с успехом воевали на полях сражений. К началу Октябрьской революции в армии насчитывалось порядка десяти тысяч единиц автотранспорта, которые составили 22 автороты.день автомобильных войск

Советское время: гражданская война

Автотехника широко применялась в период гражданской войны. Так, в августе 1918 года Советом народных комиссаров принимается специальное постановление, в результате которого половина автомобилей страны были переданы военному ведомству. Уже к концу года Красная армия насчитывала четыре тысячи автомобилей, а в 1920 году – семь с половиной тысяч. Часть из них составили автомобильные отряды, а часть была передана в войска. Пополнение автопарка происходило за счет трофеев. Основной задачей этого рода войск была транспортировка грузов на дальние расстояния и для оперативной переброски личного состава. Кроме того, часто на автомобили монтировали вооружение – пушки и пулеметы. Помимо этого, автотранспорт использовался в качестве санитарного, штабного и для радиосвязи.автомобильные войска России

Красная армия: перед ВОВ

После окончания военных действий в Красной армии начинается обновление изношенной автотехники. Первый отечественный автомобиль, который поступил в войска – это грузовик АМО Ф-15. В этот же период начинают формироваться учебные автотранспортные батальоны (состоят из пяти рот) при каждом военном округе. В 1933 году создается первый механический корпус, ставший первым в мире подвижным соединением, все вооружение и техника которого имели механическую тягу. По штату в нем было предусмотрено более двухсот автомобилей. А к 1936 году в составе РККА уже было сформировано четыре таких корпуса.

Индустриальная революция

Быстрыми темпами в молодом советском государстве проходила индустриализация, в числе прочего реконструировались старые и строились новые автозаводы. После обновления технической базы АМО и его переименования в завод им. Сталина на нем производят трехтонные грузовые автомобили ЗИС-5. В это же время на новом Горьковском заводе начинается выпуск легендарных полуторок ГАЗ-АА. В результате автомобильные войска оснащаются современной техникой, кроме того, в них совершенствуется управление службой. Изначально они были подчинены Главному военному инженерному управлению, в 1924 году ГВИУ преобразуется в Военное техническое управление снабжения РККА, а в 1929 году создается Управление моторизации и механизации при Наркомате обороны. В 1935 году происходит очередная реорганизация УММ в автобронетанковое управление, а в 1939 году - в Главное автобронетанковое управление.эмблема автомобильных войск

Великая Отечественная война

Новым этапом развития автомобильных войск стала Великая Отечественная война. Быстрое изменение оперативной обстановки, нарастающий динамизм ведения боевых действий вызвали необходимость переброски в кратчайшие сроки большого объема материальных средств и личного состава армии. Все это требовало увеличения числа автомобильных войск и более совершенной формы их организации. В результате в июле 1941 года создается автодорожное управление, которое подчиняется тылу РККА. Такие отделы создаются при управлениях всех фронтов. Количество автотранспорта в рядах Красной Армии в этот период составило 272 600 единиц. Их основу составили легковые ГАЗ-61 и ГАЗ-М1, а также грузовые и специальные автомобили на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-6 и ЗИС-5. В первые месяцы войны автомобильные войска понесли катастрофический урон как в личном составе, так и в материальной части. Частично эти потери были компенсированы за счет мобилизации техники из отраслей народного хозяйства, а частично – за счет производства новых, однако из-за оккупации промышленных районов страны общее производство было невысоко. Кроме того, комплектование отрядов происходило и в результате поставок техники из-за рубежа. Помимо этого, широко использовалась трофейная автотехника (в период с 1942 по 1943 года РККА досталось в качестве трофеев 123 тысячи автомобилей). Все это позволило существенно увеличить возможности военных перевозок. Сразу после окончания военных действий в армии насчитывалось более 664 тысяч автомобилей, из них 33 процента составила ленд-лизовская техника, а 10 процентов - трофейная. В период ВОВ десятки тысяч бойцов автобата были удостоены государственных наград, а многие - высокого звания Героя Советского Союза.история автомобильных войск

Послевоенное время

После окончания ВОВ остро стал вопрос об оснащении армии полноприводным автотранспортом, в том числе и специального назначения. В связи с этим с конца сороковых годов советская промышленность начала выпуск армейских автомобилей, которые имели колесную платформу 6х6 ЗИС-151. В 1953 году с конвейеров завода имени Лихачева сходят первые ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, а Горьковский завод начинает выпуск ГАЗ-53. В период шестидесятых - семидесятых годов двадцатого века продолжается работа по оснащению автомобильных войск новыми видами техники. Так, на вооружение поступают УАЗ-469, Урал-375, ГАЗ-66, ЗИЛ-131. В 1975 году в Советской армии создается автомобильная служба, которая в просторечии практически сразу была прозвана «автобат». В этом же году в войска поступают первые представители Камского автозавода – КАМАЗ-5310.

Афганская война

В начале этого военного конфликта транспортировка материальных средств в войска сороковой армии производилась тринадцатью автомобильными батальонами. Так, доставка осуществлялась автомобильными колоннами, в которые входили бортовые грузовики (до пятидесяти единиц) и автомобили обеспечения (до десяти единиц). Кроме того, в их состав входили и рефрижераторы. Движение осуществлялось только в светлое время суток. Охрану колонн осуществляли БМП, БТР и ЗСУ. В период военных действий в Афганистане автобатом было перевезено множество грузов, общий вес которых составил более десяти миллионов тонн. В 1987 году происходит очередная реорганизация, и автомобильные войска переходят в подчинение Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства обороны (ЦАДУ). Они имеют довольно разветвленную структуру. Теперь войсковые подразделения разных родов войск получили свои части, обеспечивающие перевозку личного состава и военных грузов. Самыми мощными средствами, осуществляющими автоперевозки в оперативных и стратегических масштабах, стали специальные автомобильные бригады, которые находятся во фронтовом, армейском и центральном подчинении.автомобильные войска РФ

Новое время

В 2000 году приказом министра обороны Российской Федерации учреждается День военного автомобилиста. Этот праздник отмечают военнослужащие автобатов по всей стране. В Питере, в Москве и других городах России автомобильные войска поздравление принимают 29 мая. В этот день солдаты-автомобилисты слышат слова благодарности от своих близких и командования. Кроме того, с Днем военного автомобилиста принято поздравлять офицеров запаса и ветеранов, которые прошли службу в автобате Российской Федерации. В 2010 году этому роду войск исполнилось сто лет. К празднику приурочили выставку в городе Бронницы (Московская область). Здесь были представлены автомобили, которые сегодня находятся на вооружении современных частей автобата.

Легка ли служба в автобате?

На сегодняшний день множество призывников стремятся попасть в эту службу, причем большинство из них почему-то считают ее более легкой по сравнению с другими войсковыми подразделениями. Однако отдавать долг Родине в автобате ничуть не легче, а временами гораздо сложнее, чем иных войсках. Частые маршевые переходы военно-транспортных колонн сможет выдержать далеко не всякий, помимо этого, следует учитывать главное направление того рода войск, к которому прикреплена данная автомобильная часть. Например, автобат в составе инженерных войск принимает постоянное участие в наведении понтонных переправ, а это является весьма нелегкой задачей.

Подготовка офицеров для автомобильных войск осуществляется в Военно-инженерных училищах и академиях, ведь специального училища автомобильных войск попросту не существует. Кроме этого, в шести гражданских вузах России есть военные кафедры, специализирующиеся на данном направлении.эмблема автомобильных войск России

Эмблема автомобильных войск России и прочая атрибутика

Форма у этого рода войск – общевойсковая. Отличительным знаком являются шевроны и петлицы и эмблема автомобильных войск. Фото, предоставленное в этой статье, демонстрирует данный атрибут. Флаг автомобильных войск представляет собой чёрное полотнище, на которое нанесен шеврон-эмблема, обрамлённая георгиевской лентой, а также девиз: «Автомобильные войска всегда готовы для броска».

fb.ru

На смену «КамАЗам» и «Уралам» в войска придут новые автомобили

В 2018 году в Вооруженные силы России начнут поступать новые автомобили «Торнадо», рассказал в эфире радио Эхо Москвы начальник Главного автобронетанкового управления МО РФ, генерал-лейтенант Александр Шевченко.

По словам генерала, этот год станет переломным для оснащения автомобильных войск. Ожидается поступление абсолютно новых, продвинутых машин, которые в перспективе заменят знаменитые «КамАЗы» и «Уралы».

Это машины семейства «Торнадо», которые уже прошли испытания, и Минобороны начинает закупку первой партии. Ранее Генштаб принял решение о переоснащении тактического звена защищенными автомобилями «Тайфун».

Шевченко сообщил, что автомобили «Торнадо», вобравшие всё лучшее от «КамАЗов» и «Уралов», отвечают всем современным требованиям, имеют грузоподъемность 16-20 тонн, оснащены мощной силовой установкой, новой трансмиссией и подвеской.

Он отметил также, что военная кампания в САР показала необходимость создания такого автомобиля, который способен обеспечить своему экипажу наибольшую защиту. По словам генерала, этим требованиям полностью соответствуют машины семейства «Тайфун». Это абсолютно новый тип автомобиля, о котором раньше приходилось только мечтать. Сегодня «Тайфуны» массово идут в войска.

По мнению Шевченко, в ближайшие 2-3 года автомобильные войска кардинально поменяют свой облик: военные «Уралы» и «КамАЗы» станут редкостью, на дорогах появятся совсем другие машины – «Торнадо» и «Тайфун».

Ранее сообщалось, что автомобили «Торнадо» прошли испытания в песках Астрахани и на Эльбрусе, показав превосходные результаты.

Использованы фотографии: Минобороны РФ, https://ru.wikipedia.org

topwar.ru

В российской армии свыше 410 тыс. военных автомобилей — Рамблер/новости

Военные автомобили являются наиболее массовым видом военной техники в современной армии, сообщает Минобороны РФ. «Общий парк военной автомобильной техники в Вооруженных силах России составляет более 410 тысяч единиц», — говорится в в поступившем в RNS сообщении, посвященном Дню военного автомобилиста, который отмечается в России 29 мая.

В Вооруженных силах РФ в целом количество военных автомобилей многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники. Военная автомобильная техника является главным средством обеспечения подвижности войск и основным средством обеспечения их боевой деятельности. Важнейшей задачей автомобильных войск является транспортировка подвижных систем вооружения и оборудования.

В современной общевойсковой бригаде численность автомобилистов достигает 20% от численности всего личного состава. Практически все наземное вооружение смонтировано на автомобильных базовых шасси.

Подготовкой офицеров-автомобилистов занимается Омский автобронетанковый институт, также специалистов автомобильной отрасли готовят и гражданские вузы и их военные кафедры. Водителей готовят Учебный центр подготовки водителей (Острогожск, Воронежская область) и Центр контраварийной подготовки (Солнечногорск, Московская область), учебные центры военных округов, видов и родов вооруженных сил, а также ДОСААФ. Первоначально автомобили стали поступать на вооружение армии Франции (1898 год). Затем примеру французского военного ведомства последовала Германия. Третьей державой, которая начала заниматься применением автомобилей в армии, стала Россия. 29 мая 1910 года на основании Указа Императора России Николая II была сформирована первая автомобильная учебная рота, которая впоследствии была преобразована в военную автомобильную школу. К началу Первой мировой войны армия насчитывала 711 автомобилей, а к ее окончанию автомобильный парк превышал 10 тыс. автомобилей.

К началу Великой Отечественной войны армейский парк превышал 272 тыс. единиц всех типов. Важную роль сыграли поставки американских грузовиков и джипов. Летом 1945 года числилось 664 тыс. автомобилей, треть которых составляла техника, полученная по ленд-лизу, а около 10% были трофейными.

Читайте также

news.rambler.ru

Новый облик армейского автомобиля | Армейский вестник

Тактический защищенный автомобиль «Тайфун»

Значительную часть автомобильного парка Вооруженных Сил России составляют машины марки КАМАЗ. В армии их насчитывается свыше 50 тысяч единиц. На шасси отечественного автогиганта монтируется более 350 образцов вооружения и военной техники. Сегодня ОАО «КАМАЗ» предлагает войскам ряд принципиально новых машин, отличающихся повышенными ТТХ.

Военная карьера КАМАЗов началась в Афганистане, где на долю этих машин выпало большинство грузовых перевозок. Имеющиеся на тот момент грузовые автомобили «Урал-375», ЗИЛ-131, ГАЗ-66 были оснащены бензиновыми двигателями, которые отличались не только высоким расходом топлива, но и неустойчивой работой на высокогорье. В 1976 году в Набережных Челнах начали сходить с конвейера грузовики КАМАЗ-5320 (6х4), и практически сразу было принято решение направить их в зону конфликта.

Одним из недостатков этого автомобиля, как и всех остальных, стоящих на вооружении, стала малая для преодоления горных и других сложных участков мощность. Разработчики решили эту проблему, создав в 1981 году полноприводную модель КАМАЗ-4310 (6х6) грузоподъемностью шесть тонн.

Тактический защищенный автомобиль «Тайфун»

Но оставалась нерешенной главная задача – защита водителя и пассажиров. За годы афганской кампании наши войска потеряли 11.369 автомобилей всех типов. Сколько при этом погибло личного состава, доподлинно неизвестно. В этот период бронезащитой впервые начала заниматься отечественная промышленность. Разработанные специальные экраны массово устанавливались снаружи автомобилей. Эти меры хоть и позволили увеличить защищенность, но по опыту первой и второй чеченской кампаний оказались недостаточными.

Броня для личного состава

Первой камской машиной с наружной экспериментальной бронезащитой стал КАМАЗ-4350. Работы по проекту начались после Постановления правительства № 721-161 от 24 июня 1987 года. Семейство получило обозначение «Мустанг». Это КАМАЗ-4350, КАМАЗ-5350 и КАМАЗ-6350 с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8 соответственно. Прототипы созданы в начале 90-х, а пилотная партия выпущена в 1995 году. Автомобили получили 10-ступенчатую КПП, модернизировали сцепление, усиленные раздаточную коробку, карданные валы и многое другое. Доработали шасси под установку фитинговых креплений для использования сменяемых кузовов контейнерного типа. Проходимость удалось существенно увеличить за счет применения межколесных блокируемых дифференциалов и новых широкопрофильных шин.

В январе 1999 года эти КАМАЗы, получив одобрение ГАБТУ МО РФ, были объявлены приоритетным видом автомобильной техники для подразделений МО и МЧС России и рекомендованы межведомственной комиссией к серийному производству. Приказом министра обороны РФ № 340 от 28 августа 2002 года указанные модели приняли на снабжение Вооруженных Сил. В 2003-м автомобили получили новые двигатели стандарта «Евро-2» и в том же году в войска поступила первая партия из семи комплектов машин.

Семейство «Мустанг» стало первым, на котором по требованию заказчика устанавливалась кабина со скрытым бронированием с уровнем бронезащиты класса 3 или 5а. Кроме этого в 2005-м начат выпуск бронированного КАМАЗ-5350 с комплектом дополнительной защиты и защищенным многофункциональным модулем ММ-501. Автомобиль предназначен для перевозки личного состава с обеспечением защиты от средств поражения по 5-му классу. Он также оборудован комплектом дополнительной защиты (КДЗ), прошедшим ходовые испытания в 21-м НИИ и выдержавшим испытания на противопульную стойкость от осколочно-фугасного воздействия в 38-м НИИИ МО РФ. КДЗ – надежный экран от пуль ЛПС и ПС с ТУС калибра 7,62 миллиметра.

Кроме этого реализована защита аккумуляторных батарей, топливных баков, агрегатов и узлов двигателя от фугасного воздействия и осколков ручных гранат типа Ф-1, в том числе при наземном подрыве под днищем машины.

Тактический защищенный автомобиль «Тайфун»

Также на агрегатной базе КАМАЗ-4350 был создан специальный бронированный по 6-му классу КАМАЗ-43269 «Выстрел», рассчитанный на перевозку десяти военнослужащих. Это защищенное транспортное средство массово в Российскую армию не поставлялось, однако пользуется стабильно высоким спросом у ФСИН в качестве замены БТР-80.

Следующим этапом развития военных КАМАЗов стало появление семейства автомобилей повышенной грузоподъемности. Эти многофункциональные шасси предназначены для монтажа вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) массой от 15 до 24 тонн, а также буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов массой до 85 тонн по дорогам с твердым и грунтовым покрытием, отдельным участкам местности. Этим машинам разработчики присвоили неофициальное обозначение «Торнадо». Проведенные ОКР показывают возможность применения «Торнадо» для замены устаревших транспортных баз под монтаж как вновь разрабатываемых, так и модернизируемых ВВСТ.

Перспективные машины

Вооруженный конфликт августа 2008 года стал негласной отправной точкой начала работ по поиску технического облика и разработке принципиально иного подхода к созданию военной автомобильной техники (ВАТ) нового поколения. Концепция развития ВАТ на период до 2020 года предусматривает уменьшение номенклатуры армейских машин, повышение защищенности специальной техники и создание на базе коммерческих автомобилей тыловых.

Определены также основные направления создания перспективной военной техники. В новых моделях следует резко повысить мобильность, обеспечивая тем самым высокие максимальные и средние скорости при движении по всем типам дорог и местности. Необходимо в полтора-два раза увеличить надежность за счет внедрения встроенных систем диагностики и предупреждения о предельном состоянии.

Иные правила устанавливаются в отношении живучести – она должна вырасти в два раза. Достичь этого планируется за счет повышения скрытности и защищенности. Помимо технических требований возрастают и эксплуатационные: будущая техника позволит сократить время на подготовку к применению, а также снизить затраты на техническое обслуживание.

Если перейти к конкретным цифрам, то требования к новому поколению машин выглядят следующим образом:— мобильность должна обеспечиваться максимальной скоростью 100–105 км/ч;— средние скорости движения по грунтовым дорогам – 40–45 км/ч;— запас хода – 1000…1200 км.

Высокая проходимость реализуется за счет регулируемого дорожного просвета 400–550 мм, углов свеса 40–45 градусов, шин с рисунком высокой проходимости и системы регулирования давления.

Защищенность будущего военного автомобиля достигается комбинированной броней с уровнем защиты от стрелкового оружия по 4–6 классам, минной стойкостью 2-4 классов, а также боестойкими колесами.

Для большей безопасности вводится обязательное наличие антиблокировочной (АБС) и противобуксовочной (ПБС) систем. Типаж ВАТ нового поколения должен быть представлен машинами поддержки боевых действий (защищенные), автомобилями и шасси для решения логистических задач, а также специальными шасси под монтаж и обеспечение боевого применения вооружения.

Прорывные решения

15 марта 2013 года на заводском полигоне в Набережных Челнах был представлен весь модельный ряд КАМАЗов, поступающих в Вооруженные Силы. Наибольшее внимание привлек первенец нового поколения российских специальных автомобилей – «Тайфун-К», об особенностях которого рассказал заместитель главного конструктора предприятия Юрий Кухаренко.

Тактический защищенный автомобиль «Тайфун»

Тактические защищенные автомобили нового поколения серии «Тайфун» могут иметь как модульную конструкцию, так и однообъемный корпус. Они предназначены для выполнения боевых задач, в том числе со смонтированными ВВСТ, а также для тылового и других видов обеспечения: перевозки личного состава и грузов. Семейство включает машины с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8.

В настоящее время для оценки правильности конструкторских решений созданы опытные образцы «Тайфун-К» 6х6. Многие характеристики этой разработки остаются секретными, но некоторые подробности узнать все же удалось.

Известно, что агрегатная база новинки не имеет ничего общего с выпускаемыми в настоящее время автомобилями. Полностью независимая подвеска всех шести колес позволила реализовать требования к повышению скорости движения по грунтовым дорогам и увеличить проходимость за счет применения системы изменяемого дорожного просвета. Однако такое решение помимо улучшения характеристик влечет за собой и рост инвестиций в проект, потому как организация серийного производства потребует создания новых производственных мощностей. Этот недостаток конструкторы принимают во внимание, но просят военных ответить на вопрос: в какую сумму армейское руководство оценивает жизнь солдата?

Известно также, что в разработке бронезащиты перспективной модели принимал участие и саровский ядерный центр. Впервые в практике российского автомобилестроения применяется керамическая броня, производство которой необходимого количества и качества успешно организовано в Новосибирске. Это решение, по словам генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когонина, позволило достигнуть такого уровня защищенности машины, который превосходит требования, заложенные в ТТЗ.

Еще одним обязательным условием стало использование автоматической трансмиссии. К такому выводу специалисты предприятия пришли, проанализировав уровень профессиональной подготовки солдат и сержантов. Применение АКПП позволит снизить вероятность ошибки водителя и риск поломки дорогостоящей техники. Неизвестно, кто станет поставщиком трансмиссии, но по всей вероятности, выбор будет сделан в пользу продукции ООО «ЦФ КАМА» – совместного предприятия германского концерна Zahnrad Fabrik и ОАО «КАМАЗ».

Открытым остается вопрос и о силовом агрегате. Опытные образцы оснащены дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 550 лошадиных сил, но каких-либо подробностей о нем не сообщается. Разработка двигателя для автомобилей будущего является ключевым моментом, от которого зависит, удастся ли реализовать все высокие характеристики, заложенные в проект. Выпускаемые сегодня силовые агрегаты не удовлетворяют предъявляемым требованиям по максимальной скорости и мобильности.

Тактический защищенный автомобиль «Тайфун»

Проблему прекрасно понимают конструкторы. Поэтому они активно работают над созданием перспективного семейства дизельных двигателей с мощностным диапазоном 750–1500 л.с. Целью данного проекта является формирование линейки силовых агрегатов R6, V8 и V12, включая разработку документации, изготовление опытных образцов, проведение комплекса испытаний, а также управление и выбор поставщиков, подготовку и организацию производства двигателей. Это семейство предназначено для применения на автомобильной технике специального назначения, на колесных транспортерах большой грузоподъемности для решения задач по перевозке наиболее громоздких технологических агрегатов массой 20 и более тонн, а также высокофорсированных версий для транспортных средств многоцелевого назначения.

Вряд ли предприятию удастся реализовать этот грандиозный проект в одиночку. Для решения этой амбициозной и масштабной задачи необходимо придать программе статус государственной, что позволит сконцентрировать необходимые финансовые и интеллектуальные ресурсы.

Помимо силовой установки и АКПП для армейского автомобиля потребуется организация производства многих других агрегатов и узлов, которые в настоящее время отечественной промышленностью серийно не выпускаются. Это гидропневматическая независимая подвеска, ведущие мосты с центральным и колесным редуктором, лебедка с гидравлическим приводом и многое другое.

Отдельная проблема – производство бронестойких шин. До сих пор российская промышленность даже не приступала к их разработке. Предприятия не хотят вкладывать собственные средства, что легко объясняется невысоким спросом, а проведение НИОКР и организация серийного выпуска сделают эти шины «золотыми».

Российская армия нуждается в современных и надежно защищенных автомобилях. На лето 2013 года запланировано начало производства на ОАО «КАМАЗ» опытной партии подобных машин по заказу Минобороны. Это позволяет надеяться, что Вооруженные Силы уже в ближайшем времени пополнятся новыми моделями, в создании которых использован не только мировой опыт, но и последние достижения отечественных автомобилестроителей.

/Евгений Друзин, vpk-news.ru/

army-news.ru

Что ждет автомобили в армии?

Кандидата в «новобранцы» тестируют в климатической камере, где нестерпимый зной чередуется с арктическим холодом. А еще неминуемы испытания под шквальным ветром с дождем, «высокогорьем» и пыльной бурей. Затем машине предстоит выдержать тяжелейшие нагрузки на трассе полигона. Скажем, на так называемом косоволновом участке металлическую конструкцию будет скручивать, словно полотенце. И все ради того, чтобы убедиться в заданных возможностях и высокой надежности новой военной техники. Опытные образцы автомобилей, успешно прошедшие через подобные передряги, могут попасть в оборонный заказ. Но всегда ли попадают, и какими становятся в серийном исполнении — об этом разговор особый.

Военные считают, что Российскую армию нужно оснащать автомобилями только отечественного производства. Более того, техника и собираться должна полностью из наших деталей. Чтобы боеготовность армейского транспорта, а значит Вооруженных сил в целом, не подорвалась бы прекращением поставок каких-нибудь сальников или реле из страны, ставшей вдруг недружественной. При этом отечественные производители, предлагая военным новые образцы, скажем, командирских автомобилей, едва ли не каждый из них именуют заносчивым титулом «русский Hummer». Словно доказывая, что в состоянии дотягивать свою продукцию до уровня зарубежного эталона армейской машины. Их амбиции особенно понятны после быстротечной войны в Ираке. Там вездесущие Hummer в самом разнообразном оснащении и различного назначения стали едва ли не главными «героями» телерепортажей, символами чрезвычайно мобильной, наступающей, по-настоящему современной армии. Так неужто и мы, опираясь исключительно на собственные силы, тоже можем располагать чем-то подобным?

В Главном автобронетанковом управлении (ГАБТУ) Министерства обороны РФ, куда я пришел с этим вопросом, меня познакомили с грустной статистикой. Она очень наглядно показывает, в каком состоянии пребывает сегодня автопарк Российской армии. К примеру, за рубежом строго выдерживается норма, при которой не менее 60% военных автомобилей имеют срок службы до 6 лет. В этом — подтвержденная практикой гарантия работоспособности транспортных средств, без которой невозможно поддерживать высокую боеготовность войск. У нас же ситуация диаметрально противоположная. Почти 60% автомобилей служат в армии более 12 лет, то есть с советских еще времен. И лишь 3% машин — в возрасте до 6 лет.

— Больше половины военного автопарка требует незамедлительного обновления, — рассказывает начальник ГАБТУ генерал-полковник Сергей Маев. — В войсках, конечно, стараются поддерживать каждую штатную машину в работоспособном состоянии. Но, продлевая лишь на год службу автомобиля, который по всем нормам эксплуатации давно пора отправлять в утиль, мы вынуждены всякий раз увеличивать расходы по его содержанию на 10%. Получается замкнутый круг. Выделяемые из госбюджета средства позволяют удовлетворить не более 3% потребности Вооруженных сил в закупках новой автотехники, а сохранение старья обходится все дороже. А чем измерить моральное старение автомобилей, про большую часть которых можно сказать, что это не просто вчерашний день, но и прошлый век? Ладно, было бы нечем их заменить, так есть же немало хороших разработок. И даже готовых к массовому производству автомобилей, ничуть не уступающих лучшим образцам зарубежной военной техники. Кстати, создавали их по заказу Министерства обороны, но с обязательной ориентацией на так называемое двойное применение — как военное, так и гражданское. Каждая из этих машин может стать для отечественного автопрома той продукцией, что принесет немалую коммерческую выгоду.

«Козлов» заменят «Барсы»

Вообще у нас в стране давно имеется собственный автомобильный символ армии, тот самый, что по традиции зовется «козлом». Тридцать лет назад Ульяновский автозавод начал выпускать довольно простой в обслуживании и относительно дешевый внедорожник УАЗ-469, ставший действительно главным средством передвижения для командиров и офицеров штабов всех уровней — от полкового звена до военных округов.

В 80-х годах Вооруженные силы еще могли всерьез обновлять автопарк и начали заменять УАЗ-469 на его модернизированную версию. Обозначенный новым индексом, УАЗ-3151 располагал уже не 75-сильным мотором, как у предшественника, а верхнеклапанным двигателем мощностью 92 л.с. И, собственно, машины этой модели, претерпев еще ряд модернизаций, дошли в большом количестве до наших дней, составляя ныне основу командирского транспорта Российской армии. Они хорошо послужили, но в годы экономических передряг и тотального сокращения расходов государства на оборону выработали свой ресурс почти до предела. Заменять их чем-то все равно придется.

В 21-м Научно-исследовательском испытательном институте МО РФ, который занимается составлением технических заданий на разработку автомобилей для армии, а затем определяет пригодность готовых образцов к использованию в войсках, говорят, что вновь тиражировать пусть и проверенную временем машину, по меньшей мере, не рационально. Крайне ограниченные средства, выделяемые сейчас на закупки военной техники, конечно же, лучше тратить на перспективные модели. Жизнь ведь предъявляет все новые требования к автомобилям, в том числе армейским. Но с учетом все тех же экономических трудностей в стране проблему обновления автопарка Вооруженных сил не решить без компромисса. Выпускать принципиально новые модели для армии с использованием самых передовых технологий, намечено с 2010 года. А до конца текущего десятилетия придется закупать основательно модернизированные машины, чье производство не потребует немедленного и радикального изменения технологических процессов, замены оборудования на заводах и, стало быть, чрезмерных затрат. Речь о модели УАЗ-3159 «Барс», выпуск которой наладил Ульяновский автозавод.

Примечательно, что машина эта — коммерческая, хотя фактически полностью разработана по заданию военных. В ней ульяновцы воплотили целый набор рекомендаций 21 НИИИ. Расширили мосты до 1600 мм, чтобы внедорожник мог без проблем ходить в колонне с грузовиками по одной колее. Базу увеличили, чем повысили плавность хода. «Барс» оснащен пятиступенчатой коробкой передач и гидроусилителем руля. Передняя подвеска выполнена пружинной, задняя — рессорная. На машине установлен двигатель нового поколения — 133-сильный ЗМЗ-409 с электронным впрыском топлива. К слову, многие элементы конструкции «Барса» были опробованы еще в начале 90-х в рамках оборонного проекта «Вагон», который вылился в добротную модель УАЗ-3172. На конвейер ее так и не поставили опять же из-за острых финансовых проблем того периода. Зато по сей день и в ГАБТУ, и на Ульяновском заводе, вспоминая тот автомобиль, утверждают, что он бы стал очень выгодным товаром «народного потребления», пойди в серию. Да, судьба «семьдесят второй» не сложилась, но машина все же передала свои лучшие части «Барсу», который, похоже, начал приносить неплохую прибыль. И помог приблизить выпуск сугубо армейского варианта этой модели под индексом УАЗ-2966. В более простом исполнении, без всяких там «наворотов», вроде мягкой обивки салона и люка в крыше, но с сохранением всех заложенных в конструкцию технических возможностей. Скажем, теперь максимальная скорость у машины — 140 км/ч. Новинка начнет поступать в войска и в другие силовые структуры еще до конца текущего года.

Контрольные заезды

Ну а что потом, после 2010 года? Что будут представлять собой «принципиально новые военные автомобили»? В ГАБТУ определили, что все без исключения автомобили по основным характеристикам должны превзойти ныне используемые в войсках машины на 15-25%. По максимальной скорости движения, по проходимости, по средней скорости на смешанном маршруте (асфальт, грунтовая дорога, бездорожье), что для военной техники — важнейший показатель. Сейчас он держится где-то на уровне 45 км/ч. Нужно поднять до 60 км/ч, к чему, между прочим, вплотную приблизился УАЗ-2966. На этой же модели в ближайшее время будет выполнено еще одно принципиальное требование: постепенный перевод армейских автомобилей малой грузоподъемности на дизельные двигатели. Летом завершатся государственные приемочные испытания такой машины с силовым агрегатом Заволжского моторного завода ЗМЗ-514. Военные хотят полностью отказаться от использования бензина. Так будет проще обеспечивать войска однотипным топливом, заметно сократить номенклатуру применяемых масел и смазок. Ведь армейский парк автомобилей большой грузоподъемности давно уже дизельный — по причинам боевого характера. Пуля или осколок снаряда, пробивая топливные баки с разным содержимым, и последствия вызывают разные. Бензин очень часто взрывается, а солярка только вытекает сквозь пробоину, в худшем случае начиная медленно гореть.

Требования военных к автотехнике вообще в значительной мере продиктованы тем, что она должна использоваться в боевой обстановке. При постоянной угрозе поражения огнем противника. Поэтому, кроме привычных технических характеристик, от армейских автомобилей требуется еще и скрытность, защищенность, живучесть… Простейший пример учета военных требований — обязательно плоское лобовое стекло в машине. Чтобы оно, разбившись, легко заменялось, скажем, куском плексигласа. Автомобиль в целом должен быть максимально прост в обслуживании и, если понадобится, в ремонте. Но в тоже время — отнюдь не примитивной телегой. Ведь на автомобильных шасси ныне монтируются почти все виды — 95% — современных вооружений и военной техники. А в Ракетных войсках стратегического назначения, наземных частях ВМФ и ВВС этот показатель приближается к 100%. Под ракетные комплексы используют многоосные тягачи, автомобильные базовые шасси средней грузоподъемности несут системы самого разнообразного назначения, а легковые машины возят не только офицеров, но также легкое вооружение и порой сложнейшее электронное оборудование, аппаратуру связи. Подобная ноша требует не превышать на ходу допустимый для нее уровень ускорений и вибронагрузок. В противном случае чувствительные системы выйдут из строя. Иными словами, высокотехнологичный груз нуждается в соответствующем транспортном средстве. Военные объективно должны добиваться, чтобы для них делались автомобили с очень хорошими показателями по плавности хода, эффективности торможения, шумо- и виброизоляции. Выдвигая свои нормативы производителям, они ориентируются на самые высокие показатели, достигнутые сейчас в мире.

Когда-то первый УАЗ-469 создали, по сути, творчески использовав лучшее из западных образцов техники такого класса. Обкатали, обмерили со всех сторон Land Rover, Willys, итальянскую Campanola и еще несколько натовских машин, затем раскрутили их до винтиков и снова все тщательно исследовали. Наш автомобиль сделали, как некую обобщенную конструкцию. И для того времени совсем неплохую. Мне самому приходилось слышать восторженные отклики о ней от никарагуанских, вьетнамских, египетских военных. Имея возможность пользоваться западными автомобилями, они часто отдавали предпочтение советской машине. За ее неприхотливость и выносливость. В горах, в джунглях, в песках УАЗ тогда фактически выигрывал у своих конкурентов. Жаль, впоследствии российские внедорожники развивались гораздо медленнее. Впрочем, так ли уж сильно мы тут отстали?

Сравнительные испытания наших и зарубежных автомобилей военные практикуют поныне. Не так давно 21 НИИИ совместно с НАМИ и КБ ГАЗа взяли на тестирование сразу несколько иностранных машин: Nissan Patrol, Land Rover Defender, Grand Cherokee и Hummer M998. Запустили их по трассам полигона в Бронницах, на которых испытываются все без исключения опытные образцы российских военных автомобилей. Ежедневные нагрузки на жестокой череде препятствий выявили, например, что с комфортом у иномарок все в порядке, и они отлично защищают водителя и пассажиров от чрезмерной тряски, а вот по проходимости уступают нашим внедорожникам. Правда, все модели были представлены коммерческими версиями. Поэтому, наверное, проверка военной трассой оказалась для них слишком жесткой, вызывая регулярные поломки. В том числе и у новенького Hummer, который без проблем прошел лишь 5 тысяч км. Сначала у него сломался передний мост. Затем дважды треснула раздаточная коробка. В конце концов, подвеска развалилась буквально на части, не дав машине преодолеть и половину пути до контрольной отметки в 30 тысяч км, которые в основном благополучно проходят те же «Барсы».

Надо оговориться: технически сравнивать УАЗ и Hummer все же не совсем корректно. Да, они оба внедорожники, но относятся к разным классам и, соответственно, назначениям. УАЗ скорее сопоставим с версией Land Rover грузоподъемностью 750 кг или с Mercedes-Benz 290 GD, которые как раз и выполняют в войсках НАТО функцию командирских автомобилей. А Hummer — полуторатонник, приспособленный, помимо перевозки отделения солдат, под установку многих видов вооружения и специального оборудования. В Российской армии такого типа автомобилей до недавнего времени вообще не было. Теперь будет.

Чужого нам не надо

По большому счету, потребность в таких автомобилях возникла на исходе ХХ века у военных многих стран. Глобальной войны больше никто не ждет. А в локальных конфликтах войска то и дело вынуждены принимать участие. Без сплошных фронтов, в непредсказуемых очаговых столкновениях. Мелким группам военнослужащих нередко приходится действовать в отрыве от своих частей, абсолютно самостоятельно. В таких условиях крайне необходим сравнительно небольшой, легкий и все же способный нести достаточно оружия и боеприпасов автомобиль. Выяснилось, что лучше всего этим требованиям отвечает внедорожник грузоподъемностью от 1,5 до 2,5 тонн. Операция в Ираке стала тому очередным подтверждением. Как и действия Российской армии в Чечне, где прошли войсковые испытания десять первых образцов высокомобильного транспортного средства ГАЗ-39371 «Водник».

Задач, которые он способен выполнять, множество. Это и просто перевозка десяти военнослужащих (с учетом водителя и командира экипажа). И превращение в узел управления или связи, в станцию радиоэлектронного подавления или наведения. На автомобиль можно устанавливать башню с крупнокалиберным пулеметом или безоткатное орудие, зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) или противотанковую управляемую ракету (ПТУР). Корпус автомобиля бывает легким или бронированным. Короче, многочисленные специальности «Водник» обрел благодаря примененной в его компоновке модульной конструкции и быстроразъемным соединениям. На машине даже в полевых условиях восьмиместный десантный отсек легко заменить грузовым модулем, контейнером с какой-нибудь аппаратурой или системой оружия. Прямо сказать, к столь быстрому изменению своей конфигурации Hummer, например, не способен, и подобного трансформера нет вообще ни в одной армии мира. Однако и Вооруженные силы РФ располагают пока очень ограниченным количеством «Водников».

Главная проблема уникальной машины — отсутствие штатного двигателя, которым ее должны оснащать на конвейере. Сперва нижегородцы вроде бы гарантировали установку трехлитрового 175-сильного дизеля ГАЗ-5621 (лицензионный Steyr). Но сейчас вопрос о дальнейшем производстве этого силового агрегата, что называется, повис в воздухе. К автомобилю адаптировали японский пятицилиндровый двигатель Hino мощностью 170 л.с. Однако этот вариант предусматривается на случай экспортных поставок «Водника»: мобилизационное требование обеспечивать Российскую армию техникой целиком отечественного производства пока никто не отменял. Поэтому все надежды военных сейчас связаны с ярославским дизелем ЯМЗ-Э534. Он немного слабее двух других(160 л.с.), но и с ним требование по максимальной скорости — 112 км/ч — машина выполняет. Сложность в том, что решение о серийном выпуске двигателя, считающегося экспериментальным, в Ярославле пока не принято.

Кстати, моторные «заморочки» осложняют перспективы другой машины того же класса, созданной на ГАЗе в инициативном порядке. Армейский автомобиль разработали в России по заказу частной фирмы из Объединенных Арабских Эмиратов. Причем, ГАЗ-29751 «Тигр» очень сильно смахивает внешне на Hummer. Эмираты даже показали его недавно в своей национальной экспозиции на выставке военной техники и вооружений IDEX-2003 в Абу-Даби. То ли хотели подразнить американцев возможностью выгодно приобрести русских «двойников» М998, то ли имели какие-то резоны на перепродажу… Тем не менее, крупных закупок этих автомобилей пока никто не сделал. Как признался генеральный директор ОАО «ГАЗ» Алексей Баранцев, завод выпустил всего 9 «Тигров». И предложил теперь испытать их в 21 НИИИ, чтобы определить возможное место машины в рядах Вооруженных сил РФ. Военные заказ приняли, но, насколько известно, без особого энтузиазма. Хотя двигатель Cummins (180 или 215 л.с.) и позволяет «Тигру» развивать максимальную скорость до 135 км/ч, что, между прочим, на 20% превышает показатели Hummer и «Водника», импортный мотор и ряд других узлов и агрегатов, использованных в конструкции ГАЗ-29751, делают его непригодным к строевой службе. Пока заграничным деталям не будет найдена альтернатива отечественного производства.

Бери, что дают

— Достаточно сравнить нормативы НАТО и российские военные стандарты, чтобы убедиться: наши требования к технике ничуть не ниже «тамошних», а по некоторым позициям даже выше, — говорит генерал-полковник Маев. — Например, по плавности хода автомобилей, по устойчивости и управляемости, по эксплуатационной технологичности. Если их выдерживают производители, то нам грех жаловаться на качество техники, поступающей в войска. Но это «если», к сожалению, сказывается очень часто: низкое качество конвейерной сборки на российских заводах стало уже притчей во языцех. В результате заложенные изначально в конструкцию машины действительно хорошие возможности оборачиваются в массовом исполнении посредственными. И не такая ли судьба ожидает новые разработки армейских автомобилей, когда они все-таки пойдут в серию?

В 21 НИИИ как-то пришел на испытание опытный образец «УАЗа», который перестал вдруг трогаться с места через 3000 км пробега. Когда разобрали сцепление, обнаружилось, что фрикционные накладки в нем превратились в нечто похожее на войлок. Ну, совершенно ясно, что материал для них изготовлен с грубейшими технологическими нарушениями. Можно ли ждать соблюдения стандартов, нормативов, требований заказчика в серийном производстве, если их не выдержали даже на опытном автомобиле?

В ГАБТУ разводят руками: «Выбора у нас нет. Можете назвать второго производителя в стране, который бы тоже выпускал машины того же класса как, например, „УАЗ“? Вот поэтому мы должны работать и решать все проблемы с теми, кто имеется. От них будем добиваться выполнения наших требований».

Между тем попытку создать альтернативный проект командирского автомобиля предпринял еще в 70-е годы Волжский автозавод. Его плавающий джип ВАЗ-2122 прошел все испытания, официально был принят на вооружение, да в армию так и не попал. Хотя он и был целиком отечественным, но и в те времена оказался дороговат для крупных военных закупок.

Есть пример непродуктивной конкуренции и в наши дни. Одна питерская фирма сделала командирский автомобиль, внешне очень напоминающий ГАЗ-69, преемником которого и стал УАЗ-469. Имя ему дали боевое — «Комбат». Но в армии машину не ждут. Начинка — современная, да стандарты — не те, не военные. Опять же цена кусается, и даже о предварительном заказе внедорожника пока ничего не слышно.

В общем, в исторически сложившейся системе производства автомобилей такие традиции, как соперничество заводов, тендер на выпуск определенной машины под заказ, у нас фактически не развились. Каждому привычнее работать строго в своей нише. И тут уж воля производителя: насколько он готов соблюдать (или игнорировать) требования заказчика. В подобных условиях могла бы выручить система военной приемки, некогда разветвленная и наделенная большими полномочиями. Однако сейчас отряд военпредов малочислен и функционально ограничен. В былые времена военные представители на входном контроле завода отслеживали качество едва ли не всех деталей, идущих на сборочный конвейер. Теперь — очень незначительную часть. Ведь заказ Минобороны, других силовых ведомств сократился по объему в сотни раз. Пропорционально ему убавился контроль. И самое интересное, нет никаких гарантий, что даже проверенные военпредами компоненты попадут именно на армейские машины.

Я спросил генерала Маева, как же сегодня можно добиться от производителей строгого выполнения требований заказчика?

— Только убеждением руководителей заводов в пользе соблюдения российских военных стандартов, — ответил генерал. — Мы ведь предлагаем им выдерживать технический уровень, который делает автомобили не только пригодными для наших Вооруженных сил, но и конкурентоспособными на внешнем рынке. Возьмите «КамАЗы» — серию «Мустанг», разработанную по нашему заданию и при непосредственном участии военных специалистов. Полноприводные двух-, трех-, четырехосные автомобили стали основной многоцелевой колесной базой для монтажа многих видов современных вооружений и военной техники. И вместе с тем, находят высокий спрос у гражданского потребителя, в том числе и за рубежом. «КамАЗы» побеждали в ралли Париж-Дакар, срывали аплодисменты на выставке в Абу-Даби. А все потому, что армии нужны были машины с такими возможностями…

Надо думать, пример «КамАЗа» и впрямь вдохновляет производителей армейских автомобилей других классов. Во всяком случае, генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто» Вадим Швецов недавно заметил: «Поставки автомобилей для Минобороны РФ — это серьезное и престижное направление сбыта, в развитии которого мы, безусловно, заинтересованы». В 2003 году военному ведомству поставят из Ульяновска 400 командирских автомобилей. Количество, может, и не потрясающее, но все-таки вдвое большее, чем в прошлом году. Хорошо, конечно, когда ситуация позволяет государству дополнительно подпитывать отечественного производителя. Но сумеет ли он адекватно ответить своей продукцией?

Олег Владыкин

Фото 21 НИИИ МО РФ

От редакции

Глубокоуважаемый генерал может убеждать автомобилестроителей в чем угодно. Более того, он абсолютно прав, утверждая, что по техническому уровню, надежности военная продукция выше гражданской. Так оно, во всяком случае, было, когда соотечественники гонялись за списанными армейскими «УАЗами».

Думается, впрочем, производители и сами отлично понимают, что качественный автомобиль быстрее найдет покупателя. К примеру, генеральный директор ОАО «УАЗ» Виктор Клочай считает, что «вопросы качества — это не только требования военных, но и требования жизни и современного рынка». Беда лишь в одном: качество — тот же товар и также стоит денег. Но в отличие от «коммерческих» покупателей изрядно стесненным в средствах клиентам из Минобороны он не по карману.

Не хочется повторять избитых истин, но конкурентоспособный автомобиль — это современное оборудование и технологии, квалифицированный персонал, кондиционные запчасти. Все, а в особенности, комплектующие, в России — проблема. Нет, блох мы ковать умеем, выставочные образцы по обходным технологиям изготавливаем — закачаешься. Но вот постоянно, серийно, на самом высоком уровне, да еще и по приемлемой цене, увы, не можем (поскольку для масштабного производства качественных комплектующих также необходимо современное оборудование… далее по списку). Можно, конечно, закупать компоненты за границей, что зачастую даже выгоднее. К примеру, на том же УАЗе подсчитали, что новые приборные панели для «Симбира» предпочтительнее импортировать из Ирана (главными аргументами «за» стали дешевая рабочая сила и стабильное качество поставщика Porsche). Но в случае с военными эти фокусы не проходят: как помнит читатель, автомобиль до последнего винтика должен быть отечественным.

Между тем, предпосылок для кардинального обновления производственной базы в национальном автопроме сегодня нет: рынок просто не готов за это платить. И менее всего — государство. Так что в обозримом будущем военным, похоже, придется довольствоваться нынешним соотношением цены и качества.

carclub.ru

Армейские внедорожники России. Документальный фильм

Автомобили в погонах (документальный сериал)Студия "Крылья России" подготовила еще один сериал о военной техники СССР и России. Откуда пошли УАЗики, так ли они проходимы? Почему военные УРАЛы поменяли в современной Российской армии на КАМАЗы. И чем же отечественная автомобильная промышленность хороша?

Лишний раз повторюсь - никакие псевдо научные программы от Дискавери или НейшнГеорграфик и рядом не стоят с подобными сериалами. В общем всячески рекомендую.

Сериал приурочен к 100-летнему юбилею автомобильных войск России.Фильм рассказывает о драматической и увлекательной истории появления, развития и совершенствования транспортных средств и боевых колесных машин для нашей армии. Эта история наполнена различными интересными событиями и фактами. Они иллюстрируются уникальной кинохроникой, фотодокументами, компьютерной графикой и «цитатами» из художественных кинофильмов.

История военных автомобилей началась в мае 1910 года. Именно в те дни была сформирована первая автомобильная рота в составе Российской армии. Героями сериала «Автомобили в погонах» стали более двух сотен армейских автомобилей самого разного назначения - от легких штабных до тяжелых бронированных.

Автомобили в погонах. Фильм первый

Конь или мотор? «Бронетрибуна» Ильича. АМО -- всем машинам мама!

- Рутьера - бронеавтомобиль Шаррон- Руссо-балт

броневики- Гарфорд- Броневик Фиат- Броневик Austin- Остин-Путиловский

- Промбронь БТАЗ 1- Фиат 15Д

АМО (автомобильное московское общество)- АМО Ф15- БА 27 (бронемашина)

грузовики- Я 3- Я 4- Я 5

- НАМИ 1

Автомобили в погонах. Фильм второй

Сколько «лошадок» у «Кобы Джугашвили»? Как Захара Иваныча призвали в армию. Советский Форд бьет рекорд!

Проектировка ЯГАЗ-Дизель- Коджу

- ЯГ 10- ЯГ 12

- Морланд- Оттакар- АМО 2- АМО 3

- ЗИС 5- ЗИС 12- ЗИС 6

- Форд АА- Форд Тимкен

НАЗ переименован в ГАЗ- ГАЗ А- ГАЗ 4- ГАЗ АА

- НАТИ 2- ЗИС 101- ГАЗ М 1- ГАЗ М 415- КИМ

броневики - Д 8- Д 12- БИ (бронеавтомобиль Ижорский)- БА 3- БА 6- БА 10- ФАИ (Форд А Ижорский)- БА 20- ЗИС БА 11

Автомобили в погонах. Фильм третий

Гусеница или колесо? СССР - родина «джипа»! Русский след американского «Студебеккера»!

- ЗИС 33- ГАЗ 65- ЗИС 22 (ГАЗ 60)- ЗИС 42 (полугусеничный грузовой автомобиль)

- НАТИ К2- ЗИС 32- ГАЗ 62 и ГАЗ 33- ГАЗ 4А- ГАЗ 21- ГАЗ 61- ГАЗ 64- НАТИ АР (автомобиль разведчика)- ГАЗ 67- БА 64 (бронемашина)- Урал ЗИС 5В- ГАЗ 0330- ГАЗ 05193- ЗИС 8 и ЗИС 16- ГАЗ 55

Лендлиз- Виллис- амфибия Ford JPA- додж 3/4- Студебейкер US-6

- PBC 15- ЯГ 7

Автомобили в погонах. Фильм четвертый

Вместо бензина -- дрова! Как «козлик» стал «буханкой». О чем мечтал суперагент Джеймс Бонд?

Автозаводы СССРМосква- ЗИС 5В- ЗИС 150- ЗИС 151

Миасс- Урал ЗИС 352 (на дровах)

Ярославль- ЯАЗ 200- ЯАЗ 210- ЯАЗ 214

Горький- ГАЗ 51- ГАЗ 63

Ульяновск- ГАЗ 69 Козлик- УАЗ 69А- УАЗ Р125 (командно-штабная машина)- ГАЗ 19 - УАЗ 450 Буханка

- Москвич АПК (аэродномный предпусковой агрегат)- ПАЗ 651

амфибии:- ГАЗ 46 МАВ - НАМИ 055в- БАВ (большой автомобиль водоплавающий)

Бронетранспортеры:- БА 64- БТР 40 - БТР 152

Автомобили в погонах. Фильм пятый

Кто такая «шишига»? История сверхсрочника Бобика. Вездеход на ракетном топливе!

упоминаемая техника

церемониальные машины- ЗИС 110Б- ЗИС 115 (броне лимизуны Сталина)- ЗИЛ 111Б- ЗИЛ 117В- ЗИЛ 41044

ТПК (транспортеры переднего края)- НАМИ 049- ЛуАЗ 967- трехосный дизельный ТПК "Геолог"

УАЗ 469- командирская машина- дорожный индукционный миноискатель (ДИМ)- УАЗ ГАК- УАЗ 3151- УАЗ Барс- УАЗ Ягуар (пограничный вариант: УАЗ Баклан)

Двухосный двухтонник- ГАЗ 62- ГАЗ 66 Шишига- ГАЗ 33097 Садко

Трехосные грузовики- ЗИЛ 157- ЗИЛ 131 - КрАЗ 255- КрАЗ 260- КрАЗ "Открытие"- КрАЗ 6322- КрАЗ 6316 "Сибирь"

Гражданские машины в армииЗИЛ 130 ГАЗ 52ИЖ 412

Автомобили в погонах. Фильм шестой

«Мустанг»! Встать в строй! Что любил «кушать» УРАЛ? Гипервездеходы инженера «Грачева»

- КАМАЗ 4310- КАМАЗ 6350 "Мустанг" - КАМАЗ 43501 (для ВДВ)- КАМАЗ "Выстрел"

- БТР 80- БТР 80А- ГАЗ 3937 "Водник"

- Изделие 020- Урал 375- Урал 375Д- Урал 379 и 395- Урал 43206- Урал "Медведь"

СКБ Грачева- ЗИЛ 134- ЗИЛ 135Б- ЗИЛ 135П- ЗИЛ 135Л и 135ЛМ- ЗИЛ 135К - ЗИЛ ПЭУ (поискова эвакуационная установка)- ЗИЛ 4906 Поисково спасательный комплекс "Синяя Птица»

- БАЗ 5938- ПММ (паромно мостовая машина)- БАЗ 6944 «Ока»

- МАЗ ТЗ200- МАЗ 502- МАЗ 529 (одноосный тягач)- МАЗ 527- МАЗ 535 "Циклоп"- МАЗ 537 - МАЗ 543- МАЗ 7310 - МАЗ 547- МЗКТ 79221- МЗКТ 7930

- ГАЗ 2975 Тигр

Все шесть серий фильма одним плейлистом на Youtube

Для так-сказать "ценителей" прямые ссылки на конкретные страницы ТыТюбика

http://www.youtube.com/watch?v=dKM6Y3gxbmkhttp://www.youtube.com/watch?v=oepS2d9LUB0http://www.youtube.com/watch?v=uLlEEKgieSchttp://www.youtube.com/watch?v=WcQBq-umHV0http://www.youtube.com/watch?v=jmDvb3dQxgEhttp://www.youtube.com/watch?v=6ofMWbWbsxg

chuyakov.ru

Автомобиль и армия — журнал За рулем

АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ НИКОЛАЕВ

Родился в 1949 году в Москве. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР. Служил в Сухопутных войсках командиром взвода, роты. В 1976-м окончил Военную академию им. М. В. Фрунзе. Занимал должности командира батальона, командира полка в Южной группе войск в Венгрии, затем начальника штаба и командира дивизии. В 1988-м окончил Военную академию Генштаба, служил первым заместителем командующего армией, затем — командующим армии. С 1992 года — первый заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба, затем — первый заместитель начальника Генштаба. С 1993-го — Главнокомандующий пограничными войсками РФ, в 1994- 1997 гг. — директор Федеральной пограничной службы. С 1998 года. — депутат Государственной Думы.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ:

«МЕРСЕДЕСЫ» — НЕ ДЛЯ АРМИИ!

Об армии и пограничной службе, об автомобилях и промышленности с главным редактором «За рулем» Петром Меньших беседует председатель комитета Государственной Думы РФ по обороне Андрей Иванович НИКОЛАЕВ.

— Андрей Иванович! Насколько автомобильные подразделения армии отвечают современным требованиям?

— Есть такое выражение: по Сеньке и шапка. Наши автомобильные войска соответствуют вооруженным силам. Эти подразделения — не худшая часть армии, но, конечно, далеко и не самая современная. Есть образцы, вполне соответствующие мировым стандартам. Скажем, на ралли «Париж-Дакар» КамАЗы выглядят неплохо. КамАЗ стоит и на вооружении, и это вполне приличная машина. А многоосные тягачи под ракетные установки, под зенитные комплексы? Белорусские автомобили — прекрасные! За границей еще должны поучиться делать такие. Я могу сказать доброе слово и об «уралах». Нам есть чем гордиться. Но сегодня в войсках уникальные образцы, которым другие страны могут позавидовать, соседствуют с машинами, полностью изжившими себя.

— Как в связи с этим вы оцениваете научно-технический, производственный потенциал наших НИИ и заводов?

— Главная проблема автомобилестроения — двигатели. Нет легкого дизеля, а гамма бензиновых моторов слишком узка. Высокий вес, малая удельная мощность, крайне низкий ресурс... Вторая проблема — электроника. Она пока не столь важна для военного автомобилестроения. На первом месте ремонтопригодность, необходимость учитывать низкий уровень обслуживающего персонала. Но надо смотреть в будущее. Можно иметь прекрасную ракету, но если шасси под нее не будет...

Надо вкладывать деньги в отрасли, где Россия продолжает доминировать или идет на мировом уровне. Эти направления будут локомотивом, который потянет все остальное.

— А как вы относитесь к сотрудничеству с иностранными компаниями? Мне кажется, они сами не придут и не сделают за нас нашу работу. Первый шаг — за нами. Тем более, если речь идет о военной технике, ведь это — государственная задача.

— Что касается легковых автомобилей, на мой взгляд, мы уже не догоним Запад или Восток никогда. Вот космические ракеты пока еще можем выпускать. Это было настолько приоритетным в СССР, что мы до сих пор сохраняем потенциал. Если сегодня не можем делать современные автомобили, нужно купить лицензии. Так когда-то поступали и в Советском Союзе: купили «Автокар» и «Форд», приобрели конструкции танков. Мы должны входить в мировую систему производства, выпуская автомобили у себя, налаживая изготовление комплектующих. Нельзя заниматься лишь сборкой. Кадры, конечно, должны быть российскими, но на каком-то этапе можно привлечь наемников. Петр I ведь привозил иностранцев.

Автомобилестроение — визитная карточка государства. Чтобы быть сильной страной, нужно бороться, пусть и кооперируясь с другими странами. Не надо этого стесняться.

— Многие государственные структуры, в том числе силовые, используют иномарки...

— Армия не может себе этого позволить. В войсках должна быть российская техника, для которой массово выпускают запчасти. Это относится и к колоннам войскового типа, формируемым в особый период, то есть во время мобилизации.

— Кстати, ведь автомобили юридических лиц до сих пор ставят на учет в военкоматах...

— Да, причем фирма, купившая, например, " Ауди А6", должна поставить машину на учет.

Чепуха! Это откровенный обман государства и самих себя. Автомобили, для которых на армейских складах есть запчасти, наверное, надо приписывать. Но ставить на учет «Мерседес» — профанация!

— А как быть с физическими лицами, владельцами вседорожников? Эти машины ведь тоже нужно ставить на учет.

— Я думаю, мы это законодательно отрегулируем.

—Интересует ли армию продукция СП: " Шевроле Нива", "КИА-Спортидж", "Хаммер", который планируют делать в Калининграде?

— Если Главное автобронетанковое управление проведет испытания и, скажем, " Шевроле Нива" подойдет армии, ее возьмут на оснащение. Никакой проблемы в том, что часть капитала у иностранцев, нет, главное — производитель наш.

— Вопрос, подсказанный читателями: навигационные системы в автомобилях. Их продвижение тормозит Министерство обороны, с иномарок устройства приходится демонтировать. Не устарели ли нормы секретности?

— Даже отечественную систему ГЛОНАСС Министерство обороны до предела засекретило. Конечно, это надо менять! Убежден: системы GPS должны выйти на рынок.

— Вернемся к армейским будням. Я видел в Ханкале, как 19-летние пацаны ремонтировали танки в кустарных условиях: на полу в грязи запчасти, рядом автомат... Но эти танки шли в бой и возвращались! Армия сегодня держится на умельцах Левшах или все же создана профессиональная система обучения, подготовки?

— Период, когда говорили, что русский мужик все выдержит, мы проехали. Нужен профессионализм. Но я против наемничества.

www.zr.ru