История Renault (Рено). Братья рено


История успеха Луи Рено, создателя бренда Renault

Луи Рено пожертвовал собственной жизнью ради спасения компании. Когда-то он создал крошечную мастерскую, которая со временем выросла в огромную корпорацию. История семьи Рено и их знаменитой компании, со взлетами и падениями, трагедиями и триумфами.

История успеха Луи Рено

Вряд ли кто-то из бизнесменов нашего времени смог бы пожертвовать собственной жизнью ради спасения компании. Именно такой ценой сберег свое детище 67-летний Луи Рено. Преданность увлечению детства позволило крошечной мастерской Renault вырасти в огромную корпорацию.

Увлечение детства

Изобретатель, спортсмен и бизнесмен – таким был Луи Рено, сын обычных парижских буржуа. Его отец – успешный бизнесмен, а мать – дочь зажиточных владельцев магазина. С ранних лет мальчик проявлял интерес к механическим предметам и приспособлениям, включая моторы и электричество.

Семья Рено владела домом в Биланкуре, недалеко от Парижа. В саду этого дома был сарай, в котором молодой Луи обустроил свою первую мастерскую. Несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учебе, молчаливый подросток обладал двумя чрезвычайно важными качествами: интуицией и трудолюбием.

В 20 лет Луи начал воплощать в жизнь свои инженерные задумки. Первой была капитальная трансформация примитивного трехколесного транспортного средства De Dion-Bouton. Луи переделал свою трехколесную повозку в небольшой четырехколесный автомобиль, в конструкцию которого добавил собственное изобретение.

Это была первая в мире коробка скоростей, в которой крутящий момент на задние колеса должны были передавать не цепи, а вал, оснащенный карданными шарнирами. Такая схема главной передачи сохранилась неизменной до настоящего времени у автомобилей с задним приводом. Получившаяся в итоге конструкция оказалась настолько удачной, что ее можно было даже продавать, тем более что покупатели нашлись быстро.

Буквально через год, в 1989 г. Луи собрал свой первый автомобиль – легкую вуатюретку (от франц. voiturette – повозочка, тележка), обладавший мощностью всего 0,75 л. с. Именно это событие послужило началом истории компании Renault.

Cледующая машина, известная как «модель A» с двигателем «Де Дион» мощностью в 1,75 л. с. на трубчатой раме, стала результатом совместного труда Луи и двух его старших братьев и получилась очень удачной. Именно на этой машине Луи в 1898 году выиграл пари – он проехал вверх по крутой улице Ру Лепик на Монмартре в Париже, имевшей уклон в 13 градусов, и получил первые 12 заказов на изготовление авто.

Успех позволил организовать компанию «Братья Рено» (Renault Freres), полностью ее название выглядело так: Société Renault Frères in Boulogne-Billancourt, и оборудовать в предместье Парижа небольшую мастерскую. За 1899 г. Луи собрал и продал 15 автомобилей, зарегистрировал патент на коробку передач. Вскоре изобретение Рено стали использовать все автомобильные заводы того времени.

Скоростная реклама

Братья Рено увлекались автогонками и поэтому больше внимания уделяли сборке спортивных и гоночных моделей. Они не разделяли бытующего тогда мнения, что настоящая гоночная машина обязана быть многолитражным монстром мощностью в семьдесят лошадиных сил. По их мнению, легкий и маневренный автомобиль с относительно небольшим двигателем должен иметь скорость выше, чем тяжелые неуклюжие конструкции.

Доказательством их мнения стали победы в различных автогонках на протяжении трех лет. Это была отличная реклама их мастерской. Например, победа в гонке Париж-Бордо принесла 350 заказов. Компания продолжала расти вместе с победами на авто-ралли: Париж-Берлин, Париж-Вена. Автомобили Renault добиваются блестящих результатов в автоспорте.

Сам Луи Рено перестал участвовать в гонках после смерти своего брата Марселя в автокатастрофе в 1903 г., но компания продолжала успешно участвовать в многочисленных гонках. До сих пор Renault занимает одно из лидирующих мест в автоспорте, с ней сотрудничают и побеждают выдающиеся автогонщики наших дней – Найджел Мэнселл, Ален Прост, Михаэль Шумахер.

Новые горизонты

В 1901 г. кампания начинает выпуск более мощных автомобилей модели AG1, с элегантными и удобными кузовами «капуцин», «дубль-фаэтон», «ландо», а также редких тогда закрытых лимузинов. Позже Renault расширяет модельный ряд, осваивая модели D и E, заключает международный лицензионный контракт со сборочным заводом в Бельгии.

В 1904 г. Renault развивает свою коммерческую сеть, которая теперь насчитывает 120 дилеров во Франции и за рубежом. Производство достигает 948 автомобилей в год. В этом же году Renault Freres становится самой прибыльной европейской автомобильной компанией, а ее владельцы – миллионерами.

Луи расширяет производство: помимо гоночных и серийных моделей, начинают выпускаться автобусы, грузовики и даже сельскохозяйственная техника. Количество рабочих на заводах компании исчисляется уже тысячами человек.

В 1905 г. «Братья Рено» одними из первых выпустила автомобили-такси с кузовом «ландоле». Эти машины, прозванные «браунингами» из-за черного цвета и дизайна кузова, прославились во время Первой мировой войны, когда 600 парижских такси Renault в кратчайшие сроки были мобилизованы для переброски 5 тыс. солдат к реке Марна. Этому автомобилю даже поставлен памятник.

Для нужд французской армии компания поставляла и другую технику: суда, авиационные двигатели (первый самолетный двигатель собран в 1908 г.). Луи Рено сконструировал даже довольно удачные для того времени танки.

На авто выставке 1906 г. в Берлине братья представляют свой первый автобус. В 1908 г. на международной автомобильной выставке в Москве компании Renault была присуждена золотая медаль за лучшие шасси для городских автомобилей. К 1913 г. на предприятиях Renault работают 5200 сотрудников, выпускающих около 10 тыс. авто в год.

Опережая время

В 1919 г. Луи Рено становится первым промышленником Франции, на его заводе установлено самое современное оборудование, постоянно изыскиваются возможности снижения себестоимости продукции, а главная стратегия компании – доступный по цене товар.

1925 г. алмазный символ становится логотипом Renault, и впервые устанавливается на 40CV, который приносит ряд рекордов по дальности пробега, экономии горючего и побеждает в гонке Монте-Карло.

Именно Рено принадлежит идея устанавливать тормоза на всех четырех колесах. Тестировалось это изобретение на модели Renault NN. Именно она была выбрана Джорджом Естиенном для путешествия через пустыню Сахара в январе 1927 г. Поездка протяженностью в почти 17 тыс. км прошла без каких-либо механических неисправностей.

Позже, в середине 30-х годов очередным новым словом в конструировании стала модель Жюва 4 с независимым передним приводом. Также, Рено принадлежит изобретение и патент на приспособление для размещения багажа, а также изобретение раскладных кресел.

Крах и возрождение

Во время Второй мировой войны компания, насчитывающая более 45 тыс. работников, оказалась в руках немецких оккупантов. Чтобы уберечь свои заводы, Луи Рено идет на сговор с оккупантами. Производство находилось под управлением немцев и выпускало военную продукцию.

Это менеджерское решение, казалось бы во благо компании, в дальнейшем слишком дорого ему обойдется. Заводы в Бийанкуре были разрушены бомбардировками союзников, сам Луи Рено был обвинен в сотрудничестве с нацистскими оккупантами и умер, опозоренный, в тюрьме. Позже заводы Renault были национализированы, и остаются такими и по сей день.

Новое имя компании зазвучало так Regie Nationale des Usines Renault, а большинство разработок проводилось совместно с Citroёn – автомобили выпускались на одинаковых платформах. В 1946 г. появляется массовая модель 4CV, вместе со знаменитым Citroen 2CV, «вернувшие колеса Франции».

К 1949 г. французское правительство реконструировало разрушенные заводы, и к 1954 г. с конвейера сошло более 500 тыс. Renault 4CV, это была массовая модель, которая должна была удовлетворить спрос на недорогие и неприхотливые автомобили.

В 1960-х годах было возобновлено сотрудничество с Россией, точнее с СССР. В 1970 г. компания продала часть своих разработок, и примерно 25% автомобилей в Советском Союзе выпускались по французским технологиям. С целью развития производства в 1966 г. компания подписала договор о совместном использовании технических мощностей с производителями Volvo и Peugeot.

В 1979 г. начинается завоевание быстро растущего и перспективного рынка в Америке. Тогда было заключено соглашение с American Motors Corporation, согласно которому стороны обязывались продвигать свои автомобили на внутренних рынках. Так, в 1982 году в США начинаются продажи «Рено 9» (там модель носила название Alliance), получившего премию «Автомобиль года».

Заслуженное признание

В 1991 г. Renault получает общемировое признание – модели Clio присуждается звание «Автомобиль года», Renault Ligne – «Грузовик года», Renault FR1 – «Автобус Года». Тогда же, в 90-х был презентован ряд абсолютно новых моделей, олицетворявших французское автомобилестроение. Renault Sport Spider, Renault Safrane, Renault Laguna и Renault Kangoo возглавили список наиболее рейтинговых разработок компании.

Последующие годы приносят компании мировую славу. В 1995 г. Renault одним из первых выпускает гибридный автомобиль. Им стал концепт-кар Renault Next, бензиновый двигатель которого работал в паре с электродвигателем.

После заключения договора о сотрудничестве с Nissan увидела свет модель Avantime на базе Renault Espace. С этим автомобилем французы действительно опередили время (а именно так переводится название автомобиля), решив из минивэна сделать машину представительского класса.

В начале XXI века Renault Laguna II становится первой в мире машиной, безопасность которой была удостоена высшей оценки по результатам краш-тестов EuroNCAP2003.

Сегодня Renault – это государственная компания, производящая автомобили и другую технику, крупнейший автопроизводитель Франции. Группа Renault объединяет три торговые марки: Renault, Dacia (с 1999 г.) и Renault Samsung Motors (с 2000 г.). Также Renault является обладателем почти половины акций Nissan и четверти акций АвтоВАЗ.

Представительства Renault работают в 118 странах, численность персонала превышает 125 тыс. человек. Все 39 заводов компании имеют экологический сертификат ISO 14001.

© Олег Лялюшко, еИзвестия

bbf.ru

История Renault (Рено)

Логотип Renault (Рено) png

История Renault, французской автомобильной компании, как впрочем, и любого автомобильного гиганта, началась с появления сильной и уникальной личности. В данном случае – Луи Рено. Сын галантерейщика увлекся автомобилизмом, ведь это был конец 19 века. Появилось множество автомобилей. Молодому Рено все было интересно. Он не просто интересовался техникой, но и пытался разобраться в принципах работы многих механизмов. Он выпросил у отца небольшой сарай в их родовой усадьбе, в котором возился со стареньким авто Де Дион, пытаясь его всячески доработать. Сам того не подозревая, он изобрел нововведение, ставшее революционным: у авто тех времен от двигателя крутящий момент передавался на колеса посредством цепной передачи. Рено впервые для передачи момента использовал карданный вал, усовершенствовав коробку передач собственного автомобиля. Автомобиль получил название «Вуатюретт».

Renault Voiturette Вуатюретт 1898 история Вуатюретт 1898 года. Первый автомобиль Луи Рено

В 1899 году Луи Рено оформил патент на свою коробку, имеющую третью «прямую передачу». А поскольку машин выпускалось все больше и больше, жилось ему совершенно не плохо. Но скучно. Посоветовавшись с братьями, Луи решил основать собственную компанию, назвав ее своей фамилией. Так в 1899 году появилась новая автомобильная компания «Рено».

Для рекламы своей компании братья Рено избрали оригинальный способ – они стали принимать участие в гонках. Это не только приносит компании рекламу, но и дает конструктору стимул совершенствовать технику. И в 1902 году Рено получает патент на турбокомпрессор.

История Renault AGИстория RenaultAG

Автомобили «Renault» стали настолько популярны, что компания получила заказ на 250 авто для парижского такси. Был разработан специальный автомобиль, получивший название Renault AG. Модель стала настолько популярна, что такие такси закупили Лондон, Нью-Йорк, Берлин, Будапешт.

Во время Первой мировой войны эти такси использовались для переброски войск. Компания «Рено» не только выпускала автомобили для нужд армии. Она изготавливала корабли, авиационные двигатели и даже танки собственной конструкции.

ft 17 renault легкий танк компании РеноFt-17 renault легкий танк компании Рено

В 1906 году компания Renault продемонстрировала на автосалоне в Берлине свой автобус.

Первый автобус компании Renault 1906 год.

В 1919 году компания «Рено» стала ведущей французской компанией. Заводы компании оснащаются новейшим оборудованием, и Луи Рено перед конструкторами и технологами ставит задачу – разработать автомобиль, доступный каждому человеку.

История Renault NN 1926 годRenault NN 1926 год

В 1926 году компания начала выпуск автомобиля Renault NN, который вновь стал революционным – у него тормоза были установлены на всех четырех колесах. С это момента все модели Рено имели тормоза на каждом колесе.

Настоящей трагедией в истории Renault и лично для Луи Рено стала Вторая мировая война. Заводы компании были полностью разрушены. А после окончания войны Луи Рено был обвинен в сотрудничестве с нацистами и попал за решетку. Такого отношения конструктор не смог перенести, и вскоре скончался. А его заводы были национализированы в 1945 году и стали государственными.

Renault 4CV 1949 год

В 1949 году было завершено восстановление завода, и начался выпуск модели Renault 4CV. К 1959 году компания Renault занимает шестое место среди мировых производителей авто, продавая тысячи своих 4CV и Renault Dauphines.

Renault Dauphines 1959 год

А уже в 1965 году начался выпуск модели Renault 16, имеющий передний привод.

Renault 16 1965 год

В короткой статье невозможно описать все вехи жизни компании, потому что по старой традиции, еще заведенной Луи Рено каждые два года компания либо выпускает принципиально новый автомобиль, либо обновляет линейку существующих авто. Как всегда, все автомобили Renault оригинальны, красивы и надежны. Ведь недаром компания регулярно побеждает в конкурсах конструкторов, а для всех призов пришлось построить специальный музей.

motorbreath.ru

Луи Рено | Военное оружие и армии Мира

Луи Рено — изобретатель кардана, гидроамортизатора, коробки передач. Удачливый бизнесмен и локомотив автомобильной промышленности Франции. «Спаситель Франции» в Первую мировую войну и изменник родины во Вторую мировую.

Этот человек своей работой и изобретениями определил развитие автомобильной промышленности в XX веке. Многие узлы, без которых теперь трудно представить автомобиль, были изобретены Луи Рено и впервые использованы на его автомобилях. Но он был не только гениальным инженером, но и отличным бизнесменом, сделав в 30 лет первый миллион на производстве и продаже машин.

ШКОЛЬНИК

Луи Рено родился 12 сентября 1877 года. Он был младшим сыном в семье богатого потомственного галантерейщика Альфреда Рено. У семьи была своя галантерейная фабрика, магазины в Париже и Лондоне. Маленький Луи должен был продолжить дело отца, но с юных лет его интересовала исключительно техника. В 11 лет он оборудовал свою детскую электрическим освещением, а в 12 сбежал из дома, чтобы прокатиться на паровозе с целью изучения его устройства. Отец поощрял увлечения Луи. Он купил ему двигатель «Панард» для экспериментов, познакомил с Леоном Серполе — изобретателем парового автомобиля. Луи должен был поступить в престижную Высшую техническую школу, но завалил вступительные экзамены и отправился в армию.

КОНСТРУКТОР

По возвращении из армии в 1898 году Рено приобрел трицикл «Де Дион-Бутон» с двигателем мощностью 0,75 л. с. Используя его в качестве основы, он создал свой первый автомобиль: добавил к трем колесам четвертое, и, главное, снабдил экипаж новой трансмиссией собственной конструкции. Рено отказался от системы цепей и шестеренок и установил трехвальную коробку скоростей и карданный вал. Коробка передач решала важную задачу: возможность подъема по крутому склону экипажа, снабженного маломощным двигателем. Это гениальное изобретение до сих пор используется в автомобилях.

Модифицированный автомобиль Рено 24 декабря 1898 года, на спор, преодолел парижскую улицу Лепик с уклоном 13°. Луи выиграл не только 60 луидоров, он получил заказ сразу на 12 машин. Через год Рено запатентовал коробку переключения скоростей.

Луи Рено решил выпускать собственные автомобили. С помощью старших братьев Марселя и Фернана Луи в 1899 году открыл автомобильную фирму «Братья Рено». Старшие братья Рено занялись коммерческой стороной дела, а Луи полностью посвятил себя инженерной работе.

За первый год было выпущено 76 автомобилей и 15 машин продано.

АВТОГОНЩИК

Братья Рено прекрасно понимали, что самый лучший способ рекламы — это победы в автомобильных гонках, которые были чрезвычайно популярны в начале века. В своей первой гонке Париж — Трувиль Луи побеждает уже в августе 1899 года. Затем череда побед продолжается. Продажи росли. Победа в гонке Париж — Бордо принесла сразу 350 заказов.

Череда побед братьев Рено заканчивается трагически. В «кровавой гонке» Париж — Мадрид, унесшей жизни десяти гонщиков, погибает старший брат Марсель. Луи, пораженный смертью брата, прекращает участие в гонках. Но сами автомобили «Рено», под управлением других пилотов, продолжают побеждать.

БИЗНЕСМЕН

Луи принимает стратегическое решение о производстве собственных двигателей. Для серийного автомобиля «Рено Н» создается двухцилиндровый ДВС мощностью 14 л. с, а для гоночного «Рено К» — четырехцилиндровый мощностью 24 л. с. В дальнейшем фирма «Рено» будет выпускать не только автомобильные, но и авиационные двигатели.

В 1905 году «Рено» получает большой заказ на производство 250 автомобилей такси. «Рено» становится «законодателем мод» в этом виде транспорта. Такси «Рено» экспортируются в Великобританию, США, Бразилию. В 1906 году Луи становится кавалером ордена Почетного легиона.

Средний брат Фернан в 1908 году отходит от дел, а в 1909-м умирает. Луи становится единственным собственником компании. В 1911 году он посещает заводы Форда, после чего решает резко повысить производительность труда на своих предприятиях. Жесткие меры привели к массовым забастовкам рабочих в 1913 году. К этому времени на заводах Рено работало 5200 человек. Выпуск составлял около тысячи автомобилей в месяц.

«Рено» выпускает практически весь модельный ряд автопродукции на 10 базовых платформах: недорогие и представительские автомобили, такси, грузовики и автобусы.

«СПАСИТЕЛЬ НАЦИИ»

К началу Первой мировой войны «Рено» была готова выпускать технику для французской армии. Тяжелые грузовики, санитарные машины, авиамоторы и даже пушки и артиллерийские снаряды теперь сходили с конвейеров компании.

Самый известный эпизод, связанный с продукцией «Рено», произошел в сентябре 1914 года. В ходе битвы у р. Марна возникла угроза захвата Парижа. Для срочной переброски 3 тыс. солдат было мобилизовано 600 парижских таксомоторов модели «Рено» AG-1, которые ночью за два рейса успешно выполнили задачу.

Одним из символов победы Франции становится легкий танк «Рено» FT-17. Во Франции было выпущено ок. 3500 танков. Кроме того, его делали по лицензии в США и России. Конструкция оказалась настолько удачной, что FT-17 находился на вооружении Франции до начала Второй мировой войны. Он стал прототипом для создания танков в Италии, СССР и других странах.

За вклад в победу Луи получает неофициальный титул «Спасителя Нации». В 1918 году ему присваивают звание офицера ордена Почетного легиона.

МЕЖДУ ВОЙНАМИ

Война позволила компании «Рено» окончательно окрепнуть. После ее окончания Рено работает над развитием международной сети компании. В течение короткого времени открываются 31 филиал в разных странах. В 1922 году Рено запускает свой первый современный сборочный конвейер. Новые изобретения Рено, такие как барабанные тормоза и раскладные сиденья, становятся стандартом промышленности. В 1932 году он уже Великий Офицер Почетного легиона.

В 1936 году производство достигло рекордных 61 146 машин. В том же году Луи был награжден высшей наградой Франции — Большим крестом ордена Почетного легиона.

СМЕРТЬ

В июне 1940-го большая часть территории Франции, включая заводы «Рено», оказывается в руках немцев. Луи Рено отказывается оставить свое детище. Это решение привело его к гибели.

После освобождения Франции в 1944-м Луи арестован по обвинению в сотрудничестве с нацистами и отправлен в тюрьму Френ. Вскоре с проломленным черепом и отбитыми почками его доставили в госпиталь Вилль-Эврар, где он скончался 24 октября 1944 года. Никакого расследования не производилось. Луи Рено похоронили в деревне Эреквиль, где у него был дом. Три месяца спустя компания «Рено» была национализирована.

    818      

warfor.me

Луи Рено. Человек, который так и не стал легендой : Brand Report

louis-renault-3

За каждой легендарной компанией обязательно стоит легендарная личность, чаще всего эту компанию и основавшая. Личность талантливейшая, трудолюбивая, с незаурядными способностями. Именно такие люди вершили судьбы знаменитых брендов. Именно таким человеком и был Луи Рено.

Его часто называют «французским Фордом», намекая на то, что он посадил за руль Францию, как Генри Форд посадил за руль Америку. Но если имя Форда любой американец произносит с гордостью, то имя Рено французы постарались забыть, насколько это возможно. И это при том, что во время Первой Мировой войны он получил в народе почетное звание «спаситель Франции».

Родился Луи 21 февраля 1877 года в Париже. Семья его была из довольно зажиточных, владеющих собственным делом — фабрикой по производству различной галантерейной продукции. Но маленького Луи куда больше чем «тряпки», привлекала техника. Он не был единственным ребенком в семье и рос под присмотром любящих старших — двух братьев и двух сестер. Отец постарался дать сыну превосходное по тем временам образование, но тщетно — Луи учиться не желал. В результате, его забрали в армию. Трудно сказать, пошла ли армейская дисциплина на пользу будущему создателю легендарных автомобилей. О том, как он служил, мало что известно (да и мало кому интересно).

Отслужив, Луи возвращается домой и тут же приобретает себе автомобиль «Де Дион-Бутон». Откровенно сказать, автомобилем в полном смысле этого слова творение сие назвать можно было лишь с определенной натяжкой. Этакая самоходная трехколесная тележка. Луи с жаром взялся за ее переделку. Талантливый француз, не имеющий ни одного диплома, сумел не просто переделать покупку, но, по сути, создать принципиально новое устройство. Прежде всего, получившееся творение было четырехколесным. А самое главное — в нем впервые была применена прямая передача, когда взамен ненадежных цепей использовался карданный вал. Этим изобретением Луи совершил настоящую революцию в деле автомобилестроения. Чудо техники успешно выдерживает «испытания» на довольно крутой улице Монмартр, чем привлекает к себе пристальное внимание потенциальных покупателей. В результате Луи решает основать собственную компанию. В этом ему помогают братья, уже имеющие богатый опыт в бизнесе. В результате мир узнает о компании «Братья Рено», главным лицом в которой был Луи.

1898-renault-voiturette-tipo-aRenault Voiturette — первый серийный автомобиль компании

Всего Рено получил более 500 патентов. Он впервые применил полностью закрытый кузов, а также рулевое колесо, взамен громоздких и не слишком удобных рычагов. Именно на его машинах был впервые применен турбонагнетатель. Проще говоря, переоценить роль, которую сыграл этот человек в деле автомобиле строения невозможно.

Победы на поприще бизнеса следуют одна за другой. Компания стремительно развивается, выпуская все новые и новые модели, одна лучше другой. Немалую роль сыграли и победы этих экипажей в автогонках. Хотя именно автогонки и унесли жизнь старшего брата Марселя, они обеспечили Renault превосходной рекламой и отличной репутацией. В 27 лет Луи становится богатейшим автопромышленником Европы; славу его продукции поют как во Франции, так и за рубежом. К примеру, филиал компании появляется и в России. Начинается «золотая эра» Renault.

Еще большую роль в деле становления компании сыграла Первая Мировая война. Будучи человеком прозорливым, Луи предвидел вероятность войны и начал расширять свое производство и в направлении военной техники заранее. Когда же война началась, производство полностью переключаются на фронтовые нужды — двигатели, грузовики, танки. Танки Renault FT-17 зарекомендовали себя просто великолепно. А история, когда благодаря сотне машин парижского такси (а это были модели Renault) удалось перебросить внушительное количество войск и остановить наступление кайзеровских войск на Париж, стала настоящей легендой. Именно тогда простые обыватели назвали Луи «спасителем Франции». Доля истины в этих словах есть — ведь падение Парижа повлекло бы за собой падение всей Франции. Но думается, что Луи размышлял не только с точки зрения патриота. Ведь война приносила колоссальные доходы. Хотел ли он победы над Германией? Естественно! Но помимо патриотических чувств в нем говорил и голос промышленника, причем полностью преданного своему делу. Что и говорить, после войны Renault меняет свой логотип — теперь на нем горделиво изображен танк.

P_reno_2Renault FT-17

Период между войнами мало интересен. Луи, ставший миллионером, постоянно находится в поисках земных развлечений. Его любовные похождения удивляли даже видавших виды парижан. Основатель компании уже не был молод, но всё ещё обладал достаточным здоровьем, позволявшим ему подобные выходки. Так продолжалось до начала Второй мировой войны.

Поражение Франции во Второй Мировой войне произошло столь стремительно, что многих повергло в шок. Молниеносным ударом гитлеровские войска, фактически, прошлись победным маршем, нигде не встречая серьезного сопротивления. Хорошо скоординированные немцы проходили до полсотни километров в день, не оставляя никаких шансов французам, чьи командиры не могли договориться между собой и организовать сколь-нибудь приемлемую оборону. На захват страны и почти полное уничтожение ее армии потребовалось около двух месяцев.

По некоторым сведениям, Луи еще до начала войны не верил в то, что Франция сумеет устоять. Есть сведения, что он уже тогда начал переговоры о том, что оккупанты не тронут его заводы. Так оно и вышло. До освобождения Франции, заводы Renault активно работали на гитлеровскую военную машину. Руководящие должности получили немцы, до этого трудившиеся во славу Mercedes. Танки, некогда служившие символом героической обороны страны, теперь использовались немцами для патрулирования городов и подавления восстаний.

После крушения фашистского режима и прихода к власти легендарного генерала Шарля де Голля, ненависть народных масс обернулась не только против вчерашних поработителей, но и против тех, кого они считали предателями. А таковых было немало, и подавляющее число из них — люди высшего света. В число таких попал и Луи Рено. Престарелого изобретателя бросили в тюрьму, где он провел несколько месяцев, пока не скончался в 1944 году, ещё до окнчания войны. Причиной его смерти называют жестокие избиения, которым подвергался вчерашний спаситель родины. По другой информации, Луи все же был освобожден, однако его здоровье было сильно подорвано тюремной камерой и прожив на свободе несколько дней, он скончался. На похоронах вчерашнего миллионера присутствовали лишь его близкие родственники.

Но стоило ли так сурово осуждать этого человека? Упаднический дух французской правящей верхушки, чуть ли не восхищавшейся гитлеровским режимом, тогда витал над страной. Святая вера в непреодолимость линии Мажино и страх перед собственным народом (призрак коммунизма в те годы не был пустым звуком) сыграли свою роль, уничтожив их волю к серьезному сопротивлению. Знающие люди наверняка прекрасно понимали, чем для Франции закончится война. Луи лишь хотел сохранить своё производство, свою империю, на которой трудилось тогда около 30.000 человек. Постаревший, он не мог бросить все и бежать или просто наблюдать за крушением дела всей своей жизни. Договор с фашистами обеспечил ему и его заводам неприкосновенность. Впрочем, заводы все равно подвергались бомбардировкам. Но вот только со стороны союзников (после одного из таких налётов у Луи Рено случился нервный припадок, после которого он уже не мог нормально разговаривать). К моменту окончания войны, уцелела лишь незначительная их часть. Компания была национализирована. При этом никто из родственников Рено не получил никакой денежной компенсации.

4cv-2Renault 4CV (1947 год) — первый послевоенный серийный автомобиль компании

На официальном сайте Renault основателю компании посвящено минимум информации — ровно столько, сколько этого требуют исторические факты. Полностью стереть память о таком человеке невозможно, но освободители постарались сделать это насколько возможно. И, как мне кажется, совершенно напрасно.

Ставший государственным предприятием, Renault не только устоял, но и превратился в одного из ведущих производителей авто в мире. Но это уже совсем другая история, в которой нет места для Луи Рено.

www.brandreport.ru