|
|
Всем привет! С вами Кулик Илья и сегодня расскажу о выборе, который предоставляется по ОСАГО выплата или ремонт, при наступлении страхового случая. Не так давно у автомобилистов появилась возможность вместо выплаты денежного возмещения автогражданки воспользоваться предложением восстановления страховщиком повреждений застрахованного транспорта. Но стоит ли пользоваться новым вариантом и в каких случаях это может быть оправдано? Какие плюсы и минусы имеются при выборе выплат или ремонтно-восстановительных работ? Новичок, столкнувшийся с подобными вопросами, может понести значительные убытки, если не будет знать ответы, особенно когда страховая компания использует нечестные схемы ради своей выгоды. Прочитав этот материал, вы уже не примете опрометчивых решений и поступите в соответствии с вашей выгодой. Предоставление водителям выбора между восстановлением повреждений автомобиля и денежным возмещением, при наступлении страхового случая, возможность новая и она является следствием внесения поправок в закон Об ОСАГО (№ 40-ФЗ) в 2014 г. ОСАГО с подобными условиями начали выдавать с 1 сентября 2014 г., но в полном масштабе нововведение заработало с 2015 года, когда такими полисами обзавелось большое количество водителей. С этого периода и появилась дилемма о том, что лучше: взять возмещение деньгами, или вместо этого отдать машину на ремонтно-страховое восстановление. Давайте более детально разберемся в обновленном законодательстве. За варианты возмещения отвечает ст. 12 закона Об ОСАГО, имеющая 25 пунктов. BMW 1 series Купе. Взял тут: drive2.ru/r/bmw/1647841/ Пункт первый теперь гласит, что потерпевшая сторона имеет право требовать от страховой компании (СК) возмещения вреда: жизни, здоровью, имуществу по соответствующему заявлению на имя страховщика о страховой выплате или же прямом покрытии ущерба. Вот это прямое покрытие, кроме прочего, предполагает возмещение ущерба в натуральной форме – ремонтом ТС. Где конкретно это прописано? В пункте 15 данной статьи, в первом абзаце, говорится, что возмещение может быть осуществлено посредством организации и оплаты ремонтных работ ТС. Вот тут вы должны обратить внимание на два ключевых слова: организация и оплата. То есть страховщик не сам ремонтирует поврежденное авто, а организует и оплачивает этот ремонт у третьего лица-подрядчика – СТО. Причем только на тех станциях, с которыми у СК имеется соответствующий договор. Для чего вообще в практику ОСАГО был введен вариант со страховым ремонтом-восстановлением? Только ли ради большего разнообразия для водителей? Конечно, нет. Главным лоббистом внесенных поправок в закон № 40 является РСА (Российский союз автостраховщиков) и данные изменения имели основной целью внедрение страхового восстановления авто как юридического факта с заделом на будущее, а не как реального улучшения на сегодняшний день. Поэтому, на данный момент, особенных плюсов в страховом ремонте нет. Не потому, что сама затея плоха, а ввиду того, что процесс реформации еще не завершен. По идее, те водители, чей выбор пал на страховой ремонт, должны быть в более выгодном положении, нежели те, кто взял денежное возмещение: Но это все пока auto21rus.ru По договорам ОСАГО, заключенным после 1 сентября 2014 года. Урегулирование убытка возможно двумя вариантами: в натуральной форме (направление транспортного средства на ремонт) или в денежной форме (выплата на основании калькуляции). В случае направления транспортного средства на ремонт страховщик должен иметь соответствующий договор со станциями технического обслуживания. Так же страховщики обязаны опубликовать список ремонтных станций, с которыми у них заключены договора в рамках ОСАГО. Ответственность за качество и сроки ремонта возлагаются на страховщика. Наши комментарии: Эффект от данного изменения начнет проявляться лишь с 2015, когда рынок хоть немного наполнится «свежими» полисами ОСАГО (проданными после 01.09.2014), а заработает на 100% лишь с 01.09.2015. Что лучше выбрать ремонт по направлению страховщика или выплату деньгами? Страховщики в любом случае будут любыми способами минимизировать свои убытки – Ваш ремонт или выплату. Так же не забывайте, что в случае ремонта по направлению страховщика Вам придется доплатить за «износ» автомобиля и разумно предположить, что стоимость запчастей будет существенно завышена. В случае если Вы выбрали ремонт. Возможные моменты, на которых страховщики смогут экономить: Ремонт детали, которая требует замены. Например, у Вас поврежден бампер с разрывом материала и значительной деформацией, а сервис по направлению страховщика его восстанавливает. Да, при приеме автомобиля с ремонта все будет вполне достойно, но при незначительных внешних воздействиях (сильная вибрация/кочка, немного прижали бампер) возможно отслоение шпаклевки или разрыв сварного шва. Так же хочу отметить, что в случае повторного повреждения данного бампера отслоение шпаклевки или разрыв сварного шва будет считаться как «следы некачественного ремонта» и на возмещение затрат на восстановление бампера по новому случаю можно будет и не надеется. Так же возможно использование неоригинальных и б/у запчастей, и оставление без ремонта скрытых повреждений, которые возможно увидеть, только в случае разбора автомобиля. Да и вопрос качества ремонта стоит очень остро, так как страховщику интересны СТО, работающие за минимальную цену, а хорошие СТО, кому Вы бы без проблем доверили бы свой автомобиль, не будут подписывать договор со страховой компанией за «копейки». Если Вы выбрали ремонт, но качество ремонта Вас не удовлетворило, здесь бороться со страховщиком будет гораздо сложнее. Во-первых, Вам нужно доказать, что ремонт выполнен действительно некачественно. Учитывайте, что в окраске есть допустимый разнотон. Во-вторых, нужно определить сумму иска. Определяется сумма необходимая для устранения выявленных недостатков предыдущего ремонта. Так же учитывайте, что при сложном ремонте, будет довольно проблематично добраться и зафиксировать, как проведен ремонт скрытых повреждений, без разборки автомобиля. Считаем, что ремонт по направлению страховщика несет за собой очень много рисков и не дает пострадавшему уверенности в решении проблем по ОСАГО. Касаемо выплаты деньгами, все останется на своих местах, страховщики как занижали выплаты, так и будут продолжать это делать. Но при получении выплаты деньгами, бороться со страховщиком гораздо проще и эффективнее. Для начала Вам нужно будет провести независимую экспертизу автомобиля после ДТП. После того как экспертиза определила размер реального ущерба Вашему автомобилю, необходимо предоставить страховщику досудебную претензию с приложением копии экспертного заключения и ждать реакции страховой компании. Кстати, в последних имениях закона об ОСАГО есть положительный момент на тему досудебной претензии. А именно – Страховщик должен отреагировать на претензию в течении 5 дней, а не в течение 30 дней как было до 01.09.2014. Если страховщик удовлетворил Вашу претензию – УРА! ПОБЕДА! Если нет, то это лишь немного увеличит Ваш путь до получения выплаты. Придется обращаться в суд и, поверьте, суд Вы выиграете! Таким образом, урегулирование по ОСАГО путем направления автомобиля на ремонт полезно лишь на словах и добавлено в закон об ОСАГО только для того, что бы хоть как-то обосновать повышение тарифов по ОСАГО. www.nezavisimaya-expertiza.ru То есть теперь закон предоставил право выбора пострадавшему – либо денежная компенсация, либо ремонт машины на станции технического обслуживания, выбранной самим потерпевшим и с которой у страховщика заключен договор. А делается это так: пострадавший в ДТП на сайте или в самом офисе страховой компании имеет право ознакомиться со всем перечнем СТО, имеющих договор с компанией, и выбрать понравившийся ему сервис. Список СТО, с которыми работает страховщик, должен находиться на сайте компании и поддерживаться в актуальном состоянии. Однако хочу обратить ваше внимание, что закон вовсе не обязывает все страховые компании заключать договор с СТО, он лишь предоставляет такое право. Воспользоваться этим правом или нет, решают уже сами страховые. Если ваш страховщик не заключил договор с автосервисом, то, соответственно, и права выбора у вас нет – только денежная компенсация. Поэтому перед тем, как оформлять полис ОСАГО, поинтересуйтесь у страховой, зайдите на ее сайт и посмотрите, а заключен ли у нее договор с СТО и большой ли выбор автосервисов. Заранее «обрадую»: такую страховую вам придется еще поискать. Если в Москве и Петербурге это в принципе реально, то, например, в Нижнем Новгороде еще пока нет ни одного страховщика, который имел бы договор с СТО. Более того, представители некоторых компанией, таких как «Согаз», и вовсе не слышали ничего подобного. Если же вам повезло, ваша страховая компания имеет ряд договоров с СТО и вы выбрали ремонт автомобиля? Тогда ваш страховщик в течение 20 рабочих дней со дня получения вашего заявления обязан вам выдать направление на ремонт. В этом направлении будет указан автосервис, который вы выбрали и которому страховщик оплатит восстановительный ремонт вашей машины. В указанном выше документе должен быть прописан порядок урегулирования вопросов, связанных с выявленными скрытыми повреждениями авто, согласованный со страховщиком и потерпевшим. Обязательство страховой по ремонту машины считается исполненным надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного автомобиля. В случае нарушения сроков ремонта машины или же некачественного ремонта ответственность несет страховщик, следовательно, ему и предъявлять претензии. Поэтому перед тем, как где-либо расписываться в получении, внимательно осмотрите ваш автомобиль и проверьте качество его ремонта. Если у вас возникнут какие-либо претензии, то их следует предъявлять непосредственно страховой компании. Напомню, что в Законе об ОСАГО сказано, что страховая обязана потерпевшему произвести выплату или выдать направление на ремонт в течение 20 рабочих дней. При этом срок проведения ремонта указывается в самом направлении. За несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или ремонта машины страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 1% от определенного размера выплаты. Для этого потерпевший должен подать страховщику соответствующее заявление. Уточню, что при оплате ремонта страховщиком на взаимоотношения автовладельца и СТО не распространяются положения Закона о защите прав потребителей. Поэтому в случае претензий потерпевшего по качеству или срокам ремонта, следует обращаться не в Роспотребнадзор, а в вашу страховую компанию. К тому же Закон об ОСАГО контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страховых выплат возлагает на Банк России. Страховая компания отказывает в удовлетворении претензий? Пишите в прокуратуру, а лучше сразу обращайтесь в суд. В нашей стране всё может быть. Но такие действия будут неправомерными и незаконными. Для начала вам нужно получить письменный отказ, а для этого напишите заявление в адрес вашей страховой о вашем желании воспользоваться правом по восстановительному ремонту машины. Как получи auto21rus.ru На сегодняшний день, потерпевший при ДТП автолюбитель, после подачи заявления о возмещении ущерба в страховую компанию виновного водителя, может на свое усмотрение выбрать: либо денежную компенсацию, либо проведение ремонтных работ на СТО, с которой страховщик заключил соглашение. Проблема выбора активно обсуждается на различных форумах. Мы постараемся рассмотреть оба варианта решения, а также показать их плюсы и минусы. Дополнение относительно ремонта машины потерпевшего при автоаварии в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 № 40-ФЗ вступило в законную силу 01.09.2014 года. Законодатель предусмотрел, что ремонт автомобиля возможен только в том случае, когда не наступила полная его гибель и еще возможны восстановительные работы. В противном случае машину следует утилизировать, а потерпевшему автовладельцу компенсировать его убытки. Потерпевший водитель обращается в страховую компанию виновника происшествия с заявлением о компенсации ущерба на протяжении 15 рабочих дней после аварии, оформлением которой занимались инспекторы ГИБДД. К заявлению должны быть приложены следующие документы: Если автоаварию оформили по упрощенной процедуре без вызова сотрудников ГИБДД, а только заполнили Европротокол, то согласно п. 48.1 Правил ОСАГО потерпевший автовладелец имеет право на прямое возмещение убытков. Для этого ему нужно обратиться в свою страховую компанию, а в пакет документов приложить свою часть извещения о ДТП. На протяжении 5 рабочих дней после получения заявления о компенсации ущерба полученного при ДТП, страховщик обязан организовать осмотр поврежденного авто или независимую экспертизу. В результате таких мероприятий будет составлен отчет о стоимости восстановительного авторемонта. Пострадавшего водителя ознакомят с актом, и он должен принять решение: Если автолюбитель выбирает второй вариант, то страховщик обязан перечислить деньги указанные в акте на счет СТО, которая будет проводить полное восстановление транспортного средства. Автолюбитель имеет право выбрать из этого списка автосервис, которому он доверяет восстановить его поврежденную машину. Конечно, следует внимательно изучить отзывы бывших клиентов СТО, поинтересоваться наличием современного оборудования и квалифицированных специалистов. Получить страховые выплаты на руки потерпевший при автоаварии водитель, может на протяжении 20 рабочих дней после обращения в страховую компанию с соответствующим письменным заявлением. Именно такой же период имеет страховщик для оформления направления на ремонт. Непосредственно в самом направлении указывается срок проведения всех ремонтных работ. Законом об ОСАГО предусмотрено, что страховая компания должна за каждый день сверх, предусмотренного срока осуществления страховой выплаты, выплачивать потерпевшему автолюбителю неустойку в размере 1% от рассчитанной суммы причиненного ущерба. Для получения неустойки за просрочку выплат автовладельцу необходимо подать в страховую фирму соответствующие заявление. При выполнении авторемонта по ОСАГО его продолжительность законодательством не регулируется. Поскольку, ремонт поврежденной машины оплачивает страховая компания, то взаимоотношения между владельцем транспортного средства и автосервисом не регулируются Законом о защите прав потребителей. Все претензии по срокам, а также его качеству следует направлять только к страховщику. Если страховая компания не реагирует на ваши обращения, то необходимо писать жалобу в Центральный Банк Российской Федерации, который является регулятором страхования по ОСАГО. Эксперты советуют, что положительный результат дает жалоба на действия страховой фирмы в прокуратуру. Также, можно обращаться в суд. Когда пострадавшая при дорожно-транспортном происшествии сторона выбирает ремонт машины по ОСАГО, то между ней, страховой компанией и станцией технического обслуживания заключается договор. В этом документе обязательно прописываются такие аспекты: Закон об ОСАГО предусматривает, что восстановление транспортного средства должно происходить без контакта между автовладельцем и автомеханиками. Это предусмотрено для предотвращения сговора между ними. Автолюбитель после подписания договора и получения от страховщика направления на ремонт доставляет авто в СТО, адрес которого указан в документах. На СТО приемка поврежденного автомобиля сопровождается оформлением специальных документов. Машину осматривают и в документах о приемке указывают выявленные повреждения и дефекты, которые не имеют отношения к ДТП и не указаны в договоре. Об окончании ремонта автолюбителю сообщат по телефону, номер которого он укажет в документах. Если владелец транспортного средства желает провести ремонт повреждений, не имеющих отношения к аварии, то ему необходимо дождаться окончания восстановительного ремонта и принять машину по акту. После этого заключить еще один договор с СТО от своего имени о проведении ремонтных работ в определенном объёме. Автовладелец, который пришел забирать свою машину, прежде чем подписывать акт приемки транспортного средства, должен осмотреть авто. Если он недоволен качеством выполненного ремонта, то имеет право не подписывать акт до устранения всех замечаний. Только, обязательно нужно уведомить страховую компанию о факте некачественного ремонта. Это делается для того чтобы страховщик не перечислил заблаговременно деньги. Следует знать, что страховая компания перечисляет СТО средства за проведение ремонта, только после его окончания и соответственно удовлетворения его качеством владельца машины. Поэтому может возникнуть ситуация, когда ТС уже отремонтировали, а страховщик не перечислил деньги за ремонт и автовладелец не может забрать свою машину. Если водитель подписал акт приемки машины, а в ходе эксплуатации обнаружил некие «недочеты» проведенного ремонта, то он может обратиться непосредственно на станцию технического обслуживания, которая проводила ремонт. Когда СТО отказалась признать факт некачественно проведенных работ, то автолюбитель может обратиться в независимую экспертную организацию для проведения экспертизы качества ремонтных работ. Результаты экспертизы будут оформлены актом. Эксперты укажут в акте выявленные факты вины сотрудников автомастерской, проводивший ремонт. Имея на руках акт независимой экспертизы можно подавать исковое заявление в суд на страховую компанию с требованием исправить некачественно выполненный ремонт автомобиля. Рассмотрим сначала недостатки ремонта по ОСАГО: Преимущества восстановления машины через страховую компанию: По традиции сначала рассмотрим минусы получения денежной компенсации: Плюсы получения страховых выплат: Получение компенсационных выплат дает больше свободы автовладельцу, но вместе с тем не гарантирует, что денег хватит закончить полностью ремонт. Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что после 1 сентября 2014 года по страховке ОСАГО выплата или ремонт поврежденного автомобиля зависит только от выбора пострадавшего водителя. Мы рассмотрели преимущества и недостатки обоих способов, а окончательный выбор остается за владельцем машины. auto-for-you.ru Сегодня страховщики предлагают потерпевшим ремонт по ОСАГО вместо страховой выплаты. Стоит ли выбирать ремонт? Почему стоит брать деньгами?: Почему не стоит выбирать «ремонт по ОСАГО»?: *Выявив нарушение, можно поменять «ремонт по ОСАГО» на «деньги по ОСАГО», то есть, изменить способ возмещения на страховую выплату. ВЫВОДЫ: Страховщик всегда стремиться минимизировать свои расходы. Будь то страховая выплата или ремонт. Соглашаясь на ремонт вы теряете возможность контролировать размер, сроки и качество возмещения. Выбрав деньги, вы получаете более сильную позицию в отношениях со страховщиком: не нужно доплачивать, можно обратится в знакомый сервис и сэкономить. Обратившись к независимым экспертам можно быстро выяснить - занизил ли страховщик выплату? Выбирайте деньги. «И пусть никто не уйдет обиженный» (с). Если Вы всё же выбрали ремонт, следует: P.S. Не забывайте требовать УТС. УТС возмещается, если автомобиль не старше 5 лет. Если вы отремонтировали авто или получили деньги, а страховая удержала УТС, обратитесь в Службу Страхового Контроля – мы вернем Ваши деньги. Вернуть удержанные деньги по ОСАГО возможно в течение 3 лет. Это может быть как УТС или недоплата, так и неустойка за просрочку.
Сергей Шерстюк
ведущий юрист Службыстрахового контроля
xn----7sbg2aggndbdbojdpk6b8i.xn--p1aiЧто выбрать по полису ОСАГО: ремонт или деньги? Ремонт или выплата по осаго. Что выбрать деньги или ремонт по осаго
Что лучше ремонт или выплата по осаго. По ОСАГО выплата или ремонт: что лучше выбрать
По ОСАГО выплата или ремонт: что лучше выбрать
Когда появилась возможность выбора между ремонтом и деньгами?
Что дает выбор варианта со страховым ремонтом авто?
Ремонт по ОСАГО или выплата деньгами по калькуляции. Что лучше?
что выбрать при компенсации – ремонт или деньги?
ОСАГО: что выбрать при компенсации – ремонт или деньги?
Что делать, если ремонт на СТО затягивается? И каким должен быть срок восстановительного ремонта автомобиля?
Может ли страховая отказать в ремонте автомобиля даже при наличии договоров с автосервисами?
Страховые выплаты или ремонт по ОСАГО - что лучше
Что говорит закон
Срок ремонта
Что нужно для ремонта
Плюсы и минусы ремонта
Преимущества и недостатки страховых выплат
Ремонт или деньги? какой вид возмещения выбрать?