Энцо Феррари и его «жеребцы». Чья марка феррари


История бренда Ferrari в журнале 5Колесо

В минувшем марте исполнилось ровно 70 лет с тех пор, как Энцо Феррари впервые выехал за ворота своего завода в Маранелло на автомобиле носящем его имя. Так в крошечном никому не известном городке на обочине древней римской дороги Виа Эмилия родилась главная автомобильная легенда XX века – легенда по имени Ferrari

текст: Владимир Маккавеев  /  фото: Scuderia Ferrari  /  31.03.2017

Мог ли кто-то из местных крестьян тогда весной 1947-го года предположить, что рев 12-цилиндрового мотора, разносившийся далеко над просторами полей Эмильи Романии – лишь первый раскат грома будущих побед Scuderia Ferrari?! Побед, которые обессмертят имя своего создателя и принесут крошечной деревушке Маранелло славу главной гоночной «Мекки» планеты!

Впрочем, справедливости ради, следует признать, что первые раскаты этого грома прозвучали в Эмилии Романии почти на полвекараньше, когда холодным февральским днем 1898 года, в семье Альфредо и Адальгизы Феррари появился на свет второй сын. Рождение младенца сопровождалось небывалой по силе бурей со снегом: столь яростной, что Альфредо Феррари лишь через два дня решился наконец выйти из дома, чтобы добраться до муниципалитета Модены и зарегистрировать сына, которого нарекли Энцо. Так в его метрике появилась дата рождения 20 февраля, хотя на самом деле будущий Коммендаторе (хотя ему самому больше нравилось более интеллигентное обращение Инженьере) родился 18 февраля 1898 г.

С юности он увлекался техникой и автомобилями. Энцо было пять лет, когда в их семье появился первый автомобиль – один из всего лишь пары дюжин, что числились тогда в Модене. В 10 лет он вместе с братом впервые побывал на гонках... Затем была смерть отца, война, большую часть которой Энцо провалялся на больничной койке, перенеся две операции и едва не умерев от плеврита. Но он все-таки стал гонщиком, «сбежав» после войны в Турин – вотчину набиравшего обороты FIAT. Впрочем, несмотря на огромное желание Энцо, особым гоночным талантом Бог его все-таки не наделил, зато сполна восполнил этот пробел недюжими организаторскими способностями. Их вполне хватило, чтобы несмотря на неуемную тягу к скорости, Энцо быстро осознал, что его местоне за рулем, а на командном мостике.

Вскоре он вернулся в Модену уже в качестве дилера Alfa-Romeo, затем основал в родном городе и базу ее гоночной команды. Естественно, когда в конце 1929-го Alfa-Romeo подписывала контракт с Феррари, в Милане и подумать не могли, что через 17 лет он решится на выпуск автомобилей под собственным брендом. Автомобилей, успехи которых вскоре затмят гоночную славу великой итальянской марки. Возможно это произошло бы даже намного раньше, если бы не война... Но нет худа без добра. Именно благодаря Второй мировой войне, Феррари, вынужденно переключившийся на производство авиационных моторов, нашел для фирмы ее новый дом. В 1942-м году, спасаясь от бомбежек американской авиации, Феррари перевел большую часть производства на 20 км к югу от Модены в крошечную никому не нужную со стратегической точки зрения деревушку с красивым названием Маранелло. Именно из ворот этой фабрики пять лет спустя 12 марта 1947 года Энцо вывел на виа Абетоне прототип Ferrari 125S, чтобы проехать первые 10 километров 70-летнего пути своей команды к 225 победам в Гран-при, 15 титулам чемпиона мира и 16 Кубкам Конструкторов Формулы-1.

Цифры эти, конечно, поражают воображение! Однако легенда Ferrari родилась не столько благодаря им, сколько - самому Энцо. Будучи очень приличным, хотя и весьма своеобразным, маркетологом-самоучкой Коммендаторе не просто создал марку, которая впоследствие стала легендой благодаря своим победам на гоночных трассах. Нет, он изначально создавал команду-легенду, статус которой позднее был подкреплен ее успехами. Подчас легенды которые окружают его «конюшню», Коммендаторе выдумывал сам, да так мастерски, что сегодня уже трудно отделить правду от вымысла. Чего стоит хотя бы история cо знаменитым cavallino rampamte – «гарцующем жеребцом» из Маранелло – всемирно известным символом Scuderia Ferrari. Если верить версии самого Коммендаторе, нанести это изображение на борт машины ему, тогда еще молодому 25-летнему гонщику, предложила в 1923-м году графиня Паолина Баракка – мать самого успешного итальянского аса Первой мировой войны (34 победы, в т.ч. – первая победа в истории итальянских ВВС) Франческо Баракки, погибшего в бою в июне 1918-го. Может оно конечно и так, хотя многие современники считали, что историю с графским благословением Феррари мог выдумать для усиления романтического образа, а «гарцующего жеребца» - позаимствовать как один из символов авиаполка Баракки, в котором во время войны в наземном обеспечении служил старший брат Феррари Дино.

Как бы то ни было, но куда интереснее вопрос как эта лошадь появилась на борту самолета самого Баракки... Поклонники спорткаров не раз подмечали, что на логотипах Ferrari и Porsche присутствуют практически одинаковые «гарцующие жеребцы». В случае с Porsche его родословная понятна – это часть герба города Штутгарт.

Но и на машинах из Маранелло жеребец скорее всего той-же «штутгартской породы». Перекочевал он туда транзитом через эмблему на физюляже самолета Баракки вероятно с аэроплана штутгартского летчика-разведчика, сбитого итальянцем. Франческо скорее всего просто срезал перкаль с конем со своего первого трофея и перенес изображение на свой самолет. Так что Ferrari и Porsche в какой-то степени побратимы, несмотря на то, что их основатели являли собой пример полной противоположности характеров...

Характер Коммендаторе – еще одна из ярких легенд итальянского бренда. Тяжелый сварливый тиран-затворник, презиравший своих пилотов и боготворивший только собственные автомобили – такой образ Энцо рисуют большинство изданий, бравшихся писать его биографии. При этом все они сходятся в одном: Коммендаторе – самый одиозный и харизматичный человек в истории автоспорта XX-го века!

Так каким он был на самом деле?! Пожалуй, на этот вопрос мог ответить только один человек на свете – сам Феррари. Отчасти он и ответил на него, пусть и в несколько идеалистической форме... Когда весной 1966-м года Джон Франкенхеймер готовился к съемкам своего гениального фильма «Гран-при» - лучшей картины о Ф-1 всех времен с Ивом Монтаном и Джеймсом Гарднером в главных ролях, он обратился в Коммендаторе с просьбой о помощи. Прочитав сценарий и внеся в него пару поправок, Энцо не только бесплатно предоставил для съемок машины и имя команды, но и разрешил съемки на базе в Маранелло. Сам он сниматься, правда, отказался, но остался очень доволен образом жесткого, но человечного Коммендаторе Монетто, созданным на экране Адольфо Чели. Именно таким или почти таким Энцо и видел самого себя. В его экранном кинообразе отражены многие черты характера Феррари, включая и отношения с гонщиками. Коммендаторе действительно разругался практически со всеми своими чемпионами. Фархио, Хилл, Сертиз, Лауда... все они покидали Маранелло со скандалами и обидами. Но виной тому был не только сварливый характер самого Феррари... Создавая образ тираничного затворника из Маранелло, большинство историков забывают о двух вещах. Во-первых, в отличие от довоенных времен работы на Alfa-Romeo, с созданием заводской «конюшни» Ferrari, Коммендаторе практически перестал ездить на Гран-при (исключение делалось, как правило, лишь для Большого Приза Италии в Монце). Командой управляли его менеджеры, которые, боясь гнева Энцо, подчас своими закулисными играми и провоцировали его ссоры с гонщиками. Во вторых - Коммендаторе не терпел пилотов, которые ставили себя выше его автомобилей. Автомобили были его детьми. А гонщики... В отличие от миллионов поклонников по всему миру, для Коммендаторе Феррари они были не звездами автоспорта, а лишь персоналом, нанятыми для «воспитания» его детей. Потому он никогда не терпел, чтобы пилоты ломали, а тем более – критиковали ЕГО машины.

Справедливости ради, следует признать, что именно эта идеализация автомобилей в свое время разрушила и собственную гоночную карьеру Коммендаторе: несмотря на неуемную волю к победе, Энцо всегда слишком любил машины и не мог убивать их на трассе (а по другому в гонках начала XX-го века выиграть было просто невозможно) даже ради того, чтобы подняться на высшую ступень пьедестала почета. Впрочем, он на нее таки поднялся, покорив Гоночный Олимп и создав не просто самую успешную команду в истории автоспорта, а настоящую легенду! Forza Ferrari!

5koleso.ru

Как был создан бренд Ferrari

Как был создан бренд Ferrari

17мая 2011

Какая марка автомобилей вам первой приходит на ум, при упоминании автоспорта? Нам - Ferrari. Вся история компании - часть истории мира гонок. Невозможно представить, например формулу 1 без этой команды, и все знают ее лидера - Михаэля Шумахера, по прозвищу "красный барон", как раз в честь фирменного цвета болидов Ferrari.

Началась история Ferrari конечно же с автогонок, когда в 1908 году 10-летнего Энцо Феррари впервые привели на автосоревнования. Уже через 3 года отец обучал Энцо мастерству вождения. Но вскоре занятия автоспортом пришлось отложить, началась мировая война. Энцо пришлось работать на заводах. Надо отметить, что даже в такое непростое время, семья Феррари не бедствовала.

После окончания войны, в 1918 году молодому Энцо улыбнулась удача, компания Costruzioni Meccaniche Nazionali (CMN) взяла его на место гонщика-испытателя. И в 1919 году Феррари впервые выступил в гонках в Parma-Berceto. На призовые места он не попал, но выступил достойно. А через 2 года Энцо Феррари переходит из CMN в малоизвестную в то время команду Alfa-Romeo. На то время машины, от Alfa-Romeo были на порядок совершеннее болидов CMN. К тому же политика Alfa-Romeo была такова, что гонки считались приоритетным направлением, а участие в спортивных соревнованиях автоматически рекламировало компанию.

Отметим, что в 20-е годы правительство Италии поставило цель - создать и развить национальную автомобильную промышленность. У автопроизводителей было достаточно средств и на развитие, и на участие в гонках.

Феррари тоже принимал активное участие в гонках. Ничем особенным он не выделялся - средний гонщик. Да и не было у него цели побеждать. А была мечта - создать свою гоночную команду "Черный жеребец".

Однажды, после одной из побед, Энцо встречался с семьей Баракки, прославленных на всю страну после войны летчиком Франческо Баракки. Он погиб геройски во время одного из боев, а самолет его украшал черный жеребец. И именно после встречи с семьей летчика Энцо создал логотип, дошедший и до нас - гарцующий черный жеребец на желтом фоне.

В конце 20-х годов Alfa-Romeo решила на время отказаться от гонок, всвязи с экономическим кризисом. Время действовать самому, решает Энцо. И начинает организовывать свою команду под названием Scuderia Ferrari. И в последующем работает с Alfa-Romeo как с партнером. В итоге, в 1929 году Scuderia Ferrari основывается в городе Модена. На открытие команды Энцо помогли его друзья, и сама Alfa-Romeo, как партнеру.

А в 1933 году Alfa-Romeo заявляет, что Scuderia Ferrari отныне официально представляет ее в мире автогонок. У Ferrari было уже достаточно много успешных выступлений ( 8 из 22 гонок выиграла команда в первом сезоне). Инновационная была и система оплаты гонщикам в команде. В те времена гонщики получали доваольно небольшие фиксированные оклады, а Феррари предложила им заработную плату плюс призовые от участия в гонках. Естественно, лучшие гонщики Италии с удовольствием переходили в новую команду.

В конце 30-х годов Энцо Феррари решил, что команде нужна независимость от Alfa-romeo. Не успев наладить производство, так как наступила Вторая Мировая война. На время войны завод переноится в город Маранелло, и работает над военными заказами (довольно выгодными). Работают до момента, пока армия союзников не взорвала завод.

И только после окончания войны начинается независимая история Ferrari. В 1946 году завод под управлением Коменданте(директор) Энцо Феррари выпускает первый автомобиль Ferrari, разработанный самим Энцо. И в то же время была основана еще одна компания - Auto Avia Construzione Ferrari, которая должна была заниматься производством спортивных автомобилей для продажи. И в 47 году выходит первый автомобиль, с черным жеребцом на капоте. Продавались автомобили достаточно успешно по двум причинам: гонки сделали свое дело - имя Феррари было на слуху, и качество автомобилей было на высоком уровне.

Середина XX века запомнилась тем, что акцент делается на гонках «Формула 1». Впрочем, в других гонках команда тоже принимает участие, таких как 24 часа Ле-Мана и других. Постепенно город Маранелло становится столицей автоспорта. Во многом, за счет того, что для Феррари строят полноценную гоночную трассу!

Были и потери у команды Феррари. В середине 50-х годов на тестах в Монце разбивается первый чемпион в гонках "формула 1" Альберто Аскари. За ним последовала смерть Дино Феррари, единственного сына Энцо. И через несколько лет разобьются пилоты Луиджи Муссо и Фил Коллинз на болидах Ferrari-246.

В 50-х годах машины поставляются на экспорт в США. Ferrari произвела к тому времени 250 гоночных автомобилей и 200 обычных. В 60-ч годах компания становится открытым акционерным обществом, и каждый мог купить акции Феррари. Знаменательный год, 1969, в котором Джанни Аньели из Fiat приобретает 50% акций. Спустя 19 лет Фиат получит контрольный пакет акций.

Начало 60-х годов добавило Ferrari отмечено появлением достойных конкурентов, - Lamborgini, Lotus, Mazeratti и более дешевый Porsche. Как бы то ни было, ни одна из вышеперечисленных марок не добилась ощутимого успеха в гонках, а потому слово «скорость» по-прежнему оставалось за Ferrari. И до сих пор марка остается роскошью для избранных.

Понравилась статья? Рекомендовать друзьям Добавить в закладки

Как был создан бренд Ferrari

realcommerce.ru

13 фактов об автомобильной марке Ferrari

67 лет назад, 30 мая 1947 года, появилась одна из самых известных автомобильных марок — итальянская Ferrari. Она была основана в 1928 году Энцо Феррари и по сей день выпускает спортивные автомобили премиум-класса. Компания на протяжении всей своей истории была тесно связана с автоспортом, и сегодня она принимает участие в различных гоночных чемпионатах, в числе которых и «королева автоспорта» Формула-1. В честь 67 дня рождения мы подобрали самые интересные факты о легендарной марке.

1. К первому автомобилю Ferrari косвенное отношение имеет диктатор Муссолини. Автомобиль Tipo 125, представленный в 1947 году, собирался на фабрике в Маранелло, финансируемой Муссолини с целью дальнейшего выпуска на ней военной техники.

2. Первая гоночная победа Ferrari досталась компании в незначительном состязании на треке Caracalla в Риме. Автомобилем управлял Франко Кортесе. А свою первую победу на Гран-При марка отпраздновала в 1949 году в Швейцарии, где Альберто Аскари выступал на Ferrari 125.

3. Логотип гарцующей лошади Феррари получил от баронессы Баракка, чей погибший сын был летчиком-асом Первой Мировой Войны и использовал эту лошадь на белом фоне, как свою летную эмблему.

4. Название Testa Rossa (в переводе с итальянского «красная голова») впервые было использовано в 1958 году. Такое имя досталось 3,5-литровому двигателю V12, чьи клапанные крышки были выполнены в ярко-красном цветовом решении. Такое же название в 1984 году получил среднемоторный суперкар, ставший культовой моделью марки.

5. В 1963 году Ford пытался приобрести марку Ferrari за $18 млн, однако Энцо отказался по причине того, что американцы не собирались отдавать ему полный контроль над гоночным подразделением. В качестве ответного жеста Форд создал GT40.

6. Тракторный магнат Ферруччо Ламборгини построил собственный суперкар назло Феррари после того, как все его советы относительно качества сборки нескольких моделей Ferrari были встречены полным безразличием со стороны Энцо Феррари, посчитавшим ниже своего достоинства обращать внимание на критику со стороны «тракториста».

7. Модель Daytona, она же Ferrari 365GTB/4, представленная в 1968 году, произвела настоящий фурор, поскольку являлась переднемоторной моделью во время повальной моды на среднемоторную компоновку. При этом ее смело можно было называть самой быстрой машиной — ее максимальная скорость составляла 278 км/ч. 8. В 1969 году Fiat приобрел 40% акций Ferrari, увеличив в дальнейшем пакет до 90%. Энцо Феррари при этом не потерял своих прав и остался полновластным руководителем гоночного подразделения, а Fiat, в свою очередь, взял под контроль дорожные машины марки.

9. Появившаяся в 1987 году юбилейная модель F40 стала самой дорогой машиной, когда-либо продаваемой в Великобритании. Заявленная цена составляла 193299 фунтов стерлингов. Самой дорогой оригинальной новой запчастью, в свою очередь, на данный момент в каталоге Ferrari является двигатель для 599GTB Fiorano — он стоит $70 тысяч.

10. Спустя два года Ferrari представила полуавтоматическую коробку для Формулы 1 в Tipo 640. На рулевой колонке были установлены лепестки для переключения передач. В первой же гонке с такой коробкой Найджелу Мэнселлу удалось выиграть Гран-При Бразилии.

11. В период 1997-2005 гг. другой производитель суперкаров, компания Maserati, находилась под управлением Ferrari, позднее концерн Fiat перевел марку в подразделение Alfa Romeo.

12. Наименования моделей Ferrari не берутся с потолка и у каждого своя история. Так, первая модель 125 получила свое название благодаря объему одного цилиндра ее мотора в 125 куб.см. 246 Dino означало 2,4 литра и 6 цилиндров, а F355 означает 3,5 литра и 5 клапанов на цилиндр.

13. Энцо Феррари любил создавать ареол загадочности вокруг своей персоны. Начиная с 50-х годов он постоянно носил солнечные очки, не снимая их даже в помещении. При всех его достоинствах, Энцо обладал довольно вспыльчивым характером. Главный инженер Ferrari Мауро Форгьери как-то охарактеризовал его одной фразой: «Как бизнесмен он превосходен, но как человек — он полное ничтожество».

dev.infox.ru