Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости — проверка и замена. Датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости


Датчик перегрева ТМ111 и датчик электровентилятора ТМ108 на УАЗ

Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 сигнализирует водителю о перегреве охлаждающей жидкости, а датчик ТМ108 включает исполнительное устройство устраняющее этот перегрев — электровентилятор системы охлаждения двигателя УАЗ. 

В отличие от датчиков контрольных приборов, выходные сигналы которых пропорциональны изменению измеряемых физических величин, датчики перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 и включения электровентилятора ТМ108 реагируют лишь на пороговое, максимально или минимально допустимое, значение физической величины.

Датчик перегрева охлаждающей жидкости ТМ111, устройство и характеристики разных исполнений датчика.

В датчике перегрева охлаждающей жидкости ТМ111 используется свойство термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве. Такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различные значения температурного коэффициента линейного расширения. Один слой пластины выполнен из инвара, сплава железа с 36% никеля, и имеет очень малый коэффициент линейного расширения, а второй стальной слой пластины имеет больший коэффициент линейного расширения.

Функциональная схема работы датчиков аварийных режимов.

В корпусе датчика термобиметаллическая пластина может быть неподвижно закреплена либо одним концом, либо двумя. В первом случае подвижный контакт размещается на свободном конце пластины, во втором — при прогибе пластины перемещается толкатель, а вместе с ним подвижный контакт. Прогиб термобиметаллической пластины при нагреве зависит от разности коэффициентов линейного расширения стали и инвара, толщины их слоев, длины нагреваемого участка и температуры перегрева пластины.

Принцип действия датчиков перегрева охлаждающей жидкости.

Основные характеристики датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111.

— Номинальное напряжение, В : 12/24— Ток, А : 0,25/0,15— Вес, г : 40— Размер под ключ : S19— Резьба : К 3/8

В зависимости от варианта исполнения датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111, пороги его температуры срабатывания могут различаться, так :

— На датчиках ТМ111 и ТМ111-01 температура включения +104, температура выключения +98 градусов.— На датчиках ТМ111-02 и ТМ111-03 температура включения +109, температура выключения +102 градусов.— На датчиках ТМ111-04 и ТМ111-05 : +118 и +110, соответственно.— На датчиках ТМ111-06 и ТМ111-07 : +124 и +117, соответственно.— На датчиках ТМ111-08 и ТМ111-09 : +98 и +91, соответственно.— На датчике ТМ111-10 : +80 и +74, соответственно.

Принцип работы датчика перегрева охлаждающей жидкости ТМ111.

Датчик ТМ111 автоматически включает контрольную лампу на панели или комбинации приборов, когда температура охлаждающей жидкости превысит допустимое значение. Термобиметаллическая пластина жестко закреплена в корпусе, но изолирована от него. На свободном конце пластины помещен подвижный контакт, а неподвижный контакт расположен на регулировочном винте, соединенном с корпусом датчика.

Пока температура охлаждающей жидкости не достигнет предельно допустимого значения, контакты датчика разомкнуты и контрольная лампа в комбинации приборов не горит. Активный слой (сталь) биметаллической пластины расположен со стороны, противоположной контакту, поэтому по мере повышения температуры охлаждающей жидкости пластина изгибается и контакты сближаются.

Как только температура охлаждающей жидкости достигает предельно допустимого значения, контакты замыкаются и контрольная лампа в комбинации приборов загорается. При снижении температуры пластина остывает, ее прогиб уменьшается, контакты размыкаются и контрольная лампа гаснет.

Датчик ТМ108 включения электровентилятора системы охлаждения двигателя УАЗ.

Датчик включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108 состоит из биметаллической пластины в латунном корпусе, которая при превышении температуры охлаждающей жидкости предельно допустимого значения прогибается и перемещает толкатель и подвижный контакт. Контакт соединяется с неподвижным контактом, что обеспечивает включение злектровентилятора системы охлаждения.

При снижении температуры охлаждающей жидкости биметаллическая пластина остывает, ее прогиб уменьшается и толкатель с подвижным контактом перемещается в исходное положение, размыкая цепь питания злектровентилятора охлаждения.

Основные характеристики датчика включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108.

— Номинальное напряжение, В : 12— Ток, А : 1— Вес, г : 60— Размер под ключ : SW29— Резьба : M22х1,5

В зависимости от варианта исполнения датчика включения электровентилятора системы охлаждения двигателя ТМ108, пороги его температуры срабатывания могут отличаться, так :

— На датчике ТМ108 температура включения электровентилятора находится в пределах 96,5-101,5 градусов, а температура его выключения в пределах 89-95 градусов.— На датчике ТМ108-10 температура включения электровентилятора находится в пределах 91-97 градусов, а температура его выключения в пределах 84-90 градусов.

Диагностика и устранение неисправностей аварийных датчиков ТМ108 и ТМ111.

Неисправности сигнализирующих аварийных ламп и приборов могут быть следствием неисправностей датчиков, обрыва или короткого замыкания соединительных проводов, перегорания ламп-сигнализаторов и предохранителей. Общий алгоритм и схема поиска неисправностей сигнализирующих приборов и сигнализаторов аварийных режимов приведены ниже. При этом датчик проверяется в комплекте с сигнализатором непосредственно на автомобиле.

Общий алгоритм и схема поиска неисправностей аварийных датчиков ТМ108 и ТМ111, и сигнализаторов аварийных режимов.

Неисправности электрических цепей вентиляторов системы охлаждения двигателя проявляются в том, что электродвигатель вентилятора либо не включается, либо не выключается. Одна из возможных причин — выход из строя датчика ТМ108 или его аналога. При этом датчик проверяется в комплекте с электрооборудованием вентилятора. Датчики аварийных режимов ТМ108 и ТМ111 не ремонтируют, а заменяются исправными.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807, проверка

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 электромагнитный, логометрического типа. Предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Оснащен сигнализатором перегрева. На автомобилях УАЗ входит в состав щитка приборов 14.3805 или КП116-3805010. Работает совместно с датчиком температуры ТМ100. 

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807, характеристики.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 представляет собой электромагнитный логометр с неподвижными катушками и подвижным постоянным магнитом связанным со стрелкой. Кроме автомобилей семейства УАЗ-31512, фургонов УАЗ-3741 и УАЗ-3909, санитарных УАЗ-3962, автобусов УАЗ-2206, грузовых УАЗ-3303 и УАЗ-39091, указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 применяется на автомобилях ГАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, ЛУАЗ, и автобусах ПАЗ, ЕРАЗ, КАВЗ.

Основные характеристики указателя 14.3807 :

— Диапазон показаний, градусов Цельсия : 40-120— Цена деления, градусов Цельсия : 20— Тип измерительного механизма : магнитоэлектрический— Номинальное напряжение, В : 12— Посадочный диаметр кожуха, мм : 60— Посадочный диаметр для ламподержателя подсветки и сигнализатора, мм : 11,5— Конструкция электрического соединения : штекер 6,35 мм— Масса, кг : 0,18

Датчик температуры охлаждающей жидкости ТМ100, характеристики.

Указателя 14.3807 получает показания от датчика температуры ТМ100, который установлен в головке блока цилиндров двигателя. Рабочим элементом датчика является термистор помещенный в металлический корпус.

Основные характеристики датчика температуры ТМ100 :

— Пределы измерения температуры, градусов : 40-120— Номинальное напряжение, В : 12, 24— Ток нагрузки, А : 0,1— Присоединение : винт М3— Размер под ключ : S19— Резьба : K3/8— Вес, г : 45

Схема подключения указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Контрольная лампа предельной температуры охлаждающей жидкости в радиаторе и датчики температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Контрольная лампа расположена на панели приборов УАЗ и работает совместно с датчиком температуры ТМ104 или ТМ111-09, который расположен в верхней части радиатора. Биметаллическая пластина внутри датчика замыкает контакты и контрольная лампа загорается при температуре охлаждающей жидкости в радиаторе в пределах 91-98 градусов.

Во время эксплуатации автомобиля не допускается значительное понижение уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и как следствие обнажение трубок в верхнем бачке радиатора, так как от перегрева датчик температуры может выйти из строя.

Перестановка местами датчика ТМ100 указателя температуры охлаждающей жидкости и датчика ТМ104 или ТМ111-09 контрольной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости не допускается, так как указатель и лампа в таком случае работать не будут.

Схема подключения и работы аварийного датчика температуры ТМ104 или ТМ111-09.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ104 в автомобилях семейства УАЗ-31512.

Расположение датчиков температуры ТМ100 и ТМ111-09 в автомобилях семейства УАЗ-3741.

Проверка исправности указателя температуры 14.3807 и датчика температуры ТМ100.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 проверяется путем сравнения его показаний с показаниями термометра. Для этого надо вывернуть датчик температуры ТМ100, при необходимости удлинить его провод, соедините датчик отдельным проводом с массой автомобиля и поместите вместе с термометром в середину сосуда с водой нагретой до кипения. Клемму датчика погружать в воду не следует.

Затем остается сравнивать показания указателя температуры 14.3807 и термометра. Температура воды до требуемой величины доводится путем долива в сосуд холодной воды. При температуре воды в 100 и 80 градусов погрешность показаний указателя не должна превышать +-5 градусов, а при температуре воды в 40 градусов погрешность не должна превышать +4 или -12 градусов.

Если показания указателя превышают указанные пределы, то сначала надо попробовать заменить датчик ТМ100, а если это не даст положительных результатов, то заменить указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807.

Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика указателя и соединить его наконечник с массой. Если стрелка отклонится, то следовательно неисправен датчик и его необходимо заменить. Если стрелка не отклоняется, снять щиток приборов и при включенном зажигании соедините с массой клемму «Д» указателя. Отклонение стрелки в этом случае укажет на его исправность и на повреждение провода, соединяющего датчик с указателем. Если стрелка не отклоняется, то неисправен сам указатель.

Если стрелка указателя постоянно находится в конце шкалы.

То при включенном зажигании отсоединить провод от датчика. При неисправном датчике стрелка должна вернуться в начало шкалы. Если стрелка остается в конце шкалы, то провод имеет замыкание на массу или неисправен указатель. Его исправность можно проверить, отсоединив провод от клеммы «Д». При включенном зажигании стрелка должна находиться в начале шкалы.

Проверка указателя температуры 14.3807 при помощи контрольного реостата.

Для проверки указателя 14.3807 таким способом, его надо подсоединить к контрольному реостату. При сопротивлении контрольного реостата в 400-530 Ом стрелка должна находиться около отметки 40 градусов. При сопротивлении 80-95 Ом — около отметки 80 градусов. При сопротивлении 51-63 Ом — около отметки 120 градусов.

Диагностика исправности датчика температуры ТМ100 по его сопротивлению.

При температуре 40 градусов сопротивление на датчике должно быть в пределах 400-530 Ом, при температуре 80 градусов — в пределах 130-157 Ом, при температуре 100 градусов — в пределах 80-95 Ом, а при температуре 120 градусов — в пределах 51-63 Ом.

Ремонт указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 14.3807 и датчики ТМ100, ТМ104 и ТМ111-09 ремонту не подлежат. Поэтому в случае их неисправности следует проверить только электрические соединения и исправность проводки, и если они в порядке, то заменить указатель или датчики на новые. Рекомендуется сначала попробовать заменить датчики, так как они обычно чаще выходят из строя.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Проверка датчиков контрольных приборов, аварийных ламп Уаз Хантер

Датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла выводят текущие показания на стрелочные указатели контрольных приборов Уаз Хантер.

Датчики аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла замыкают электрическую цепь и включают соответствующие лампы на левом блоке контрольных ламп 43.3803-10 при критических значениях температуры охлаждающей жидкости или давления масла. 

Проверка датчиков контрольных приборов и аварийных ламп Уаз Хантер.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ100, ТМ106-10 или ТМ106-11.

В датчиках установлен терморезистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Датчик ТМ100.

Работает совместно с указателем температуры охлаждающей жидкости 14.3807. Исходные данные для его проверки :

— температура 40 градусов соответствует сопротивлению на датчике 400-530 Ом,— температура 80 градусов : 130-157 Ом,— температура 100 градусов — 80-95 Ом,— температура 120 градусов — 51-63 Ом.

Датчики ТМ106-10, ТМ106-11.

Работают совместно с указателем температуры охлаждающей жидкости 39.3807. Исходные данные для проверки датчиков :

— температура 40 градусов соответствует сопротивлению на датчике 880-1220 Ом при напряжении 7.8 Вольт,— температура 50 градусов : 585-820 Ом при 7.6 Вольт,— температура 70 градусов : 280-390 Ом при 6.85 Вольт,— температура 90 градусов : 155-196 Ом при 5.8 Вольт,— температура 120 градусов : 66-84 Ом при 4.15 Вольт.

Датчики давления масла ММ-358, 23.3829 или 3902-3829.

В датчике давления масла встроен резистивный элемент, при изменении давления масла меняется сопротивление датчика.

Датчик ММ-358.

Работает совместно с указателем давления масла 15.3810. Исходные данные для проверки датчика ММ-358 :

— при давлении масла 0 кгс/см2 сопротивление датчика 159-173 Ом,— при давлении масла 4 кгс/см2 : 54-66 Ом.

Датчик 23.3829.

Работает совместно с указателем давления масла 152.3810. Исходные данные для проверки датчика 23.3829 :

— при давлении масла 0 кгс/см2 сопротивление датчика 290-330 Ом,— при давлении масла 1.5 кгс/см2 : 171-200 Ом,— при давлении масла 4.5 кгс/см2 : 51-79 Ом.

Датчик 3902-3829.

Работает совместно с указателем давления масла 341.3810. Исходные данные для проверки датчика 3902-3829 :

— при давлении масла 0 кгс/см2 сопротивление датчика 290-330 Ом,— при давлении масла 2.5 кгс/см2 : 171-200 Ом,— при давлении масла 7.5 кгс/см2 : 51-79 Ом.

Датчик ТМ111-03 или ТМ111-09, контрольной лампы аварийной температуры охлаждающей жидкости.

Является дублирующим на случай отказа стрелочного прибора. Установлен на верхнем бачке радиатора. Контакты датчика ТМ111-09 замыкаются при температуре охлаждающей жидкости — 91-98 градусов, ТМ111-03 — 102-109 градусов Цельсия.

Датчик ММ111В (Д), 6012.3829, 6202.3829 или 30.3829, контрольной лампы аварийного давления масла.

Является дублирующим на случай отказа стрелочного прибора. Установлен на блоке цилиндров. Контакты датчика должны замыкаться при давлении масла 0,4-0,8 кгс/см2.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Проверка исправности указателя УК145 и датчика температуры системы

Указатель температуры охлаждающей жидкости УК145-3807010 с встроенной сигнальной лампой перегрева жидкости работает совместно с датчиком температуры ТМ106 или ТМ100 находящемся в крышке корпуса термостата.

В датчике установлен терморезистор изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Пределы температуры измеряемой датчиком ТМ106 от 20 до 120 градусов, а датчика ТМ100 — от 40 до 120 градусов. Указатель температуры и датчик не разборные и ремонту не подлежат. 

Проверка исправности указателя и датчика температуры охлаждающей жидкости.

Проверить исправность указателя температуры охлаждающей жидкости и его датчика можно тестером с функцией измерения температуры или термометром с пределом шкалы измерений от 0 до 100 градусов Цельсия. Для этого датчик необходимо снять с двигателя, а его провод удлинить так, чтобы датчик на нем можно было опустить в емкость с водой. Корпус датчика следует соединить проводом с «массой» автомобиля.

В емкость налить кипяток и опустить в него термопару тестера или термометр, а затем погрузить датчик в воду так, чтобы его вывод оставался сухим. По мере остывания воды, контролируется ее температура и сравнивается с показаниями указателя на щитке приборов. Погрешность показаний при температуре 100 и 80 градусов не должна превышать +-5 градусов, а при температуре воды 40 градусов допускается погрешность не более чем на 12 градусов в большую сторону.

Если стрелка указателя температуры постоянно находится в начале шкалы.

То для проверки его исправности надо замкнуть вывод датчика на «массу». Если неисправен датчик, то стрелка указателя отклонится в конец шкалы. Если стрелка не отклонилась, то сняв щиток приборов, соединить вывод «Д» указателя температуры с «массой». Если стрелка отклонилась, то значит прибор исправен, но поврежден провод соединяющий его с датчиком.

Если стрелка указателя температуры постоянно находится в конце шкалы.

Отсоединить наконечник провода от датчика температуры. Если стрелка вернется в начало шкалы, то датчик температуры неисправен. В противном случае снять щиток приборов и отсоединить от вывода «Д» указателя температуры наконечник провода. Если стрелка вернется в начало шкалы, то прибор исправен, а провод, соединяющий его с датчиком замкнут на «массу».

Проверка аварийного датчика перегрева охлаждающей жидкости.

Аварийный датчик ТМ111-09 перегрева охлаждающей жидкости выдает сигнал на встроенную в указатель температуры сигнальную лампу перегрева жидкости. Проверка исправности датчика производится по аналогии с датчиком температуры. Контакт аварийного датчика должен замыкаться при температуре жидкости в 92-98 градуса. Для проверки исправности сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости надо включить зажигание и замкнуть вывод датчика на «массу».

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Принцип работы и неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Для контроля работы двигателя внутреннего сгорания используются разнообразные сигнализаторы. Предлагаем рассмотреть, как работает датчик температуры охлаждающей жидкости, как производится его проверка и замена, если он неисправен.

Что это такое

Стандартный датчик охлаждающей жидкости – это устройство, которое используется для измерения антифриза, находящегося в двигателе внутреннего сгорания. Зафиксированные параметры датчика при помощи сигналов возвращаются в блок управления двигателем, который в свою очередь использует эти данные, чтобы отрегулировать нужное количество топлива и определенный угол зажигания.

В некоторых моделях автомобилей сигнализатор может применяться для переключения на элекровентиляционную систему охлаждения. Скажем, так работает датчик температуры автомобильной охлаждающей жидкости в ВАЗ-1117 (и номер 1119) Лада Калина, Лада Приора и Гранта, Ланос, Тойота Камри (Toyota).

Фото — датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2010

На многих иностранных машинах, показания прибора также выводятся на приборной панели. Например, в Volkswagen Golf (Фольксваген Гольф), Subaru (Субару), Mazda (Мазда), Opel Vectra (Опель Вектра) и Passat (Пассат), BMW (БМВ), Ford Focus (Форд Фокус), Daewoo Nexia (Дэу Нексия), Fiat (Фиат), Audi (Ауди) и прочих.

По мере измерения температуры датчика, его уровень сопротивления может меняться. Существует два вида таких датчиков в зависимости от изменения сопротивления:

  1. Датчики с отрицательным температурным коэффициентом, работают по принципу: внутреннее сопротивление уменьшается при росте температуры и наоборот;
  2. Датчики с положительным температурным коэффициентом. При росте температуры они увеличивают сопротивление.

У практически всех автомобилей установлены сигнализаторы с отрицательным коэффициентом. Датчики отрицательной температуры охлаждающей жидкости есть в Газель, ГАЗ, МАЗ, Камаз, Мерседес, Ниссан, Нива, Мицубиси, ОКА, Пежо, Вольво, Renault Logan (Рено Логан), OPEL Astra (Опель Астра), Geely, ЗМЗ.

Фото — температурный датчик

Принцип работы датчика

Блок управления автомобилем отправляет регулируемое напряжение (9-вольтовое) непосредственно в датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. В зависимости от падения вольтажа на контактах сигнализатора, будет падать сопротивление, что сразу же зафиксирует блок управления.

В таком случае, автомобильная компьютерная или механическая система сможет вычислить температуру двигателя, а затем (используя данные других приборов) применить справочные таблицы для выполнения корректировки приводов двигателя, т.е. изменить уровень и поступления топлива или угол опережения зажигания.

Фото — схема датчика температуры охлаждающей жидкости

Сопротивление датчика охлаждающей жидкости очень зависит от внешних факторов. Это температура воздуха вне автомобиля, различные особенности привода. Для наиболее корректной работы сигнализатора нужно использовать охлаждающую жидкость, рекомендованную для определенного времени года, она стоит дорого, но продлевает жизнь Вашему авто.

Видео: проверка датчика температуры двигателя

Замена датчика

Чтобы начать ремонт датчика охлаждающей жидкости, нужно определить его расположение. Чаще всего он установлен возле термостата или радиатора, в некоторых случаях бортовой компьютер использует показания с обоих датчиков или одного из них, в зависимости от марки авто и его модели. Например, так датчик расположен в Рено, Шевроле, Ситроен, Шкода, Чери, КИА, Субару Импреза.

Есть несколько способов, которые помогут узнать, что датчик нужно поменять. Если у Вас рабочие все остальные системы в авто, то на приборной панели о неисправности сообщит при помощи светового сигнала. Если в автомобиле компьютерное управление, то определить проблему можно будет при помощи расшифровки комбинации на мониторе.

Фото — датчик температуры на приборной панели

Зависимо от года выпуска машины, а также её марки, многие автолюбители отмечают возрастание затрат топлива у двигателя. Но при этом нужно понимать, что дизель так не определишь (УАЗ, ПАЗ и прочие). Если у Вас механика, а не компьютерная система управления, то вот сигналы того, что нужно купить новый датчик температуры охлаждающей жидкости:

  1. Автомобиль стал потреблять топлива больше, чем обычно;
  2. Когда машина заводится, и двигатель достигает своей максимальной температуры, он глохнет;
  3. Появились проблемы с запуском;
  4. Из трубы глушителя выходит черный дым.

Рассмотрим, как осуществляется замена датчика температуры охлаждающей жидкости типа G62 на автомобиле Kia Sportage с двигателем объемом 2 литра. Аналогичная инструкция также пригодится при ремонте Acura, BMW, Buick, Chevrolet, Ford, Toyota, Volkswagen, Ваз 2110/2112 инжектор, Рено Гранд Сценик и прочих.

Фото — разные датчики температуры охлаждающей жидкости

В этой модели при поломке датчика охлаждающей жидкости, поступает аварийный сигнал 117, который говорит о том, что дальнейшая работа прибора невозможна и необходима установка нового сигнализатора. В Шевроле номер PO118 это высокий сигнал. Общая схема работы выглядит так:

Совет от автолюбителей на форумах: если по какой-то причине Вы не можете сразу при поломке понять датчик температуры охлаждающей жидкости, то вместо него можно подключить допол

levevg.ru

Чем опасна поломка датчика температуры охлаждающей жидкости - Водителю на заметку - Журнал

Датчик температуры охлаждающей жидкости — копеечная деталь, поломка которой может не только изрядно потрепать нервы автовладельцу, но и вывести из строя двигатель автомобиля. Рассказываем о коварстве устройства и учимся вовремя обнаруживать его неисправность.

Зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости относится к наиболее важным элементам электронной системы любого автомобиля, при этом его нельзя назвать надёжным вне зависимости от того, на машине какой марки и модели он установлен. Именно этот датчик отвечает за работу системы принудительного охлаждения двигателя, а также за показания температуры на приборной панели (если это предусмотрено производителем). От его корректной работы зависит запуск двигателя, смесеобразование и даже расход топлива.

Как устроен температурный датчик

Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет компактные размеры и располагается таким образом, чтобы контактировать непосредственно с антифризом в двигателе. Данные, которые получает это устройство, в виде электрического сигнала поступают в электронный блок управления мотором. Тот, в свою очередь, использует их для приготовления правильной топливной смеси и корректировки зажигания, а также управления системой принудительного охлаждения двигателя, по необходимости включая и выключая первую или вторую скорость вентилятора и поддерживая тем самым постоянную рабочую температуру. Данные, которые снимаются с датчика, отображаются на приборной панели и помогают водителю вовремя заметить недогрев или перегрев силового агрегата.

Принцип работы устройства основан на способности материалов датчика изменять электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Датчик состоит из рабочего элемента из чувствительного материала и контактов, которые подключены к электросистеме автомобиля. При некорректной работе устройства «мозги» машины получают неверную информацию, что приводит к подготовке неправильной (слишком богатой или бедной) смеси, а также к некорректной работе системы охлаждения. Это нередко становится причиной закипания антифриза и коробления головки блока цилиндров, а также к переходу автомобиля в так называемый аварийный режим (двигатель не развивает полную мощность, повышается расход топлива).

Признаки поломки

О существовании датчика температуры охлаждающей жидкости водители вспоминают обычно лишь тогда, когда мотор уже «закипел», либо вот-вот достигнет критической температуры. Насторожить водителя может активация сигнализатора «неисправность двигателя», либо слишком большое (или напротив низкое) значение указателя температуры на «приборке». Нередко поломка датчика длительное время остаётся незамеченной (особенно на машинах без указателя температуры, которых год от года становится всё больше). Косвенными признаками неисправности являются неуверенный запуск и «троение» двигателя, повышение расхода топлива и ухудшение динамики автомобиля. В случае обрыва электрической цепи датчика температуры охлаждающей жидкости или короткого замыкания вентилятор охлаждения двигателя начинает работать на полную мощность и перестаёт отключаться. Подтёки антифриза из-под резьбового соединения датчика — также сигнал к необходимости ревизии устройства или его замены.

Как проверить и заменить датчик температуры

Проверить работоспособность датчика температуры довольно просто. Для этого нужно вооружиться мультиметром и «прозвонить» устройство на обрыв цепи, а также снять показатели омметром при разной температуре, воспользовавшись таблицей параметров (найти эту информацию можно в Интернете). При увеличении температуры детали сопротивление между выводами датчика должно уменьшаться. Если устройство не реагирует на изменение температуры или наблюдается обрыв цепи, либо параметры расходятся с заведомо правильными, смело отправляйтесь в магазин за новым датчиком.

Заменить его самостоятельно не составит никакого труда. Для этого достаточно разомкнуть электрический разъём и выкрутить старый датчик, а затем завернуть на его место новый. Важно помнить, что устройство должно хорошо уплотняться (не помешает использовать герметик и прокладку). Помните, что при выкручивании датчика неизбежна утечка антифриза.

Срок службы этого электронного компонента невелик, при этом он оказывает прямое влияние на ресурс мотора. Пренебрегать работоспособностью устройства, особенно учитывая невысокую стоимость детали, нецелесообразно.

quto.ru

Авто зона - Ремонт Honda CR-V - Электрооборудование - Контрольно-измерительные приборы и датчики

Для выполнения работы потребуется термометр и мультиметр.

Термометр можно заменить цифровым мультиметром с режимом измерения температуры. Предварительную проверку датчика можно выполнить, не снимая его с двигателя.

Последовательность выполнения

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).2. Отсоединяем наконечник провода 1 от вывода датчика указателя температуры охлаждающей жидкости 2.3. Для проверки работоспособности датчика указателя температуры охлаждающей жидкости включаем зажигание и замыкаем на «массу» наконечник провода (при этом стрелка указателя должна отклониться в крайнее положение красного сектора Н).4. Запускаем двигатель.5. По мере прогрева двигателя мультиметром (в режиме омметра) регулярно измеряем электрическое сопротивление датчика.

На холодном двигателе (при температуре окружающего воздуха не выше 25 °С) сопротивление датчика должно быть не менее 700 Ом. По мере прогрева двигателя сопротивление должно снижаться. Когда двигатель прогреется до рабочей температуры сопротивление датчика должно быть в пределах 46-30 Ом. Неисправный датчик следует заменить, как и указатель температуры охлаждающей жидкости (см. «Щиток приборов — ремонт»).

6. Для замены датчика сливаем охлаждающую жидкость (см. «Система охлаждения двигателя — замена жидкости»).7. Накидным ключом или торцовым ключом с глубокой головкой на 12 мм выворачиваем датчик из головки блока цилиндров. Извлекаем его из головки блока цилиндров.8. Наносим на резьбовую часть датчика герметик типа Loctite-574.9. Заворачиваем датчик в головку блока цилиндров моментом 9 Н-м.10. Подсоединяем наконечник провода к выводу датчика.11. Заполняем систему охлаждения двигателя жидкостью (см. «Система охлаждения двигателя — замена жидкости»).12. Запускаем двигатель и убеждаемся в отсутствии утечек охлаждающей жидкости из-под датчика. При необходимости следует переустановить датчик, нанеся на его резьбовую часть термостойкий герметик.

www.auto-zone.by