Электролит: основа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов. Электролит кислотный


Приготовление электролита для аккумуляторов своими руками

В настоящее время выбор аккумуляторных батарей огромен — в продаже можно найти уже готовые к использованию источники питания, а также сухозаряженные батареи, которые требуют осуществить приготовление электролита и его заливку до начала эксплуатации. Дальнейшее обслуживание аккумуляторов многие часто осуществляют в сервисах. По разным причинам может возникнуть необходимость самостоятельно приготовить раствор. Чтобы это мероприятие увенчалось успехом, следует знать, как сделать электролит в домашних условиях.

Что такое электролит?

Электролит — электропроводящий раствор, содержащий в своём составе дистиллированную воду и серную кислоту, едкий калий или натрий в зависимости от типа источника питания.

Концентрация серной кислоты в АКБ

Этот показатель кислотности напрямую зависит от необходимой плотности электролита. Изначально средняя концентрация этого раствора в автомобильном аккумуляторе — около 40% в зависимости от температуры и климата, в которых используется источник питания. Во время эксплуатации концентрация кислоты падает до 10–20%, что сказывается на работоспособности АКБ.

Вместе с тем стоит понимать, что аккумуляторная серная составляющая — наичистейшая жидкость, которая на 93% состоит непосредственно из кислоты остальные 7% — примеси. На территории России производство этого химиката строго регламентировано — продукция должна соответствовать требованиям ГОСТ.

Отличия электролитов для разных типов аккумуляторов

Несмотря на то что принцип работы раствора одинаков для разных источников питания, следует знать о некоторых различиях составов. В зависимости от состава принято выделять щелочной и кислотный электролиты.

Щелочные АКБ

Этот вид источников питания характеризуется наличием гидроокиси никеля, окиси бария и графита. Электролит в этом виде аккумуляторов представляет собой 20% раствор едкого калия. Традиционно используется добавка моногидрата лития, которая позволяет продлить срок эксплуатации АКБ.

Щелочные источники питания отличаются отсутствием взаимодействия калийного раствора с веществами, образуемыми во время работы аккумулятора, что способствует аксимальному уменьшению расхода.

Кислотные АКБ

Этот вид источников питания является одним из самых традиционных, поэтому и раствор в них знаком многим — смесь дистиллированной воды и серного раствора. Концентрат электролита для свинцово-кислотных аккумуляторов дешёво стоит и характеризуется способностью проводить ток большой величины. Плотность жидкости должна соответствовать климатическим показателям.

Таблица 1. Рекомендуемая плотность электролита

Другие виды АКБ: можно ли приготовить электролит для них самостоятельно?

Отдельно хотелось бы обратить внимание на современные свинцово-кислотные источники питания — гелевые и AGM. Они также могут быть заправлены собственноручно приготовленным раствором, который в них находится в специфической форме — в виде геля или внутри сепараторов. Для заправки гелевых аккумуляторов понадобится ещё один химический компонент — силикагель, который загустит кислотный раствор.

Кадмиевоникелевые и железоникелевые аккумуляторы

В отличие от свинцовых источников питания, кадмиево- и железоникелевые заливаются щелочным растовром, который является смесью дистиллированной воды и едкого калия или натрия. Гидроксид лития, входящий в состав этого раствора для определённых температурных режимов, позволяет увеличить срок службы АКБ.

Таблица 2. Состав и плотность электролита для кадмиево- и железоникелевых и аккумуляторов.

Железоникелевые источники питания рекомендуется эксплуатировать в тех же условиях, что и кадмиево-никелевые. Однако стоит отметить, что они более восприимчивы к низким температурам. Поэтому их следует использовать до минус 20 градусов.

Как правильно приготовить электролит в домашних условиях: техника безопасности

Приготовление раствора — работа с кислотами и щелочами, поэтому соблюдение мер предосторожности необходимо для самых опытных людей. Перед началом действия подготовьте средства защиты:

  • резиновые перчатки
  • одежду и фартук, устойчивый химическим веществам;
  • защитные очки;
  • нашатырный спирт, кальцинированную соду или борный раствор, чтобы нейтрализовать кислоту и щёлочь.

 Оборудование

Для приготовления аккумуляторного электролита помимо самого источника питания потребуются следующие предметы:

  • ёмкость и палочка, устойчивые к воздействию кислот и щелочей;
  • дистиллированная вода;
  • инструменты для измерения уровня, плотности и температуры раствора;
  • аккумуляторная серная жидкость — для кислотной АКБ, твёрдые или жидкие щелочи, литий — для соответствующих видов АКБ, силикагель — для гелевых аккумуляторов.

 Последовательность процесса: делаем электролит для кислотно-свинцового источника питания

Перед началом работ ознакомьтесь с информацией, приведённой в таблице 3. Она позволит выбрать необходимый объем жидкостей. В аккумуляторах залито от 2,6 до 3,7 литра кислотного раствора. Мы рекомендуем разводить примерно 4л электролита.

Таблица 3. Пропорции воды и серной кислоты.

  • В ёмкость, устойчивую к едким веществам, налейте нужный объем воды.
  • Разбавлять воду кислотой следует постепенно.
  • По окончании процесса вливания замеряйте плотность получившегося электролита с помощью ареометра.
  • Дайте составу отстояться около 12 часов.

Таблица 4. Плотность электролита для разных климатов.

Концентрация кислотного раствора должна соотноситься с минимальной температурой, при которой эксплуатируется аккумулятор. Если жидкость получилась слишком концентрированной, её необходимо разбавить дистиллированной водой.

Смотрите видео, как измерить плотность электролита.

Внимание! Вливать воду в кислоту нельзя! В результате этой химической реакции может возникнуть закипание состава, что приведёт к его расплескиванию и возможности получить кислотные ожоги!

Обращаем ваше внимание, что во время смешивания компонентов выделяется тепло. В подготовленный аккумулятор следует заливать остывший раствор.

Способ развести электролит для щелочного источника питания

Плотность и количество электролита в таких аккумуляторах указана в инструкции по эксплуатации источника питания или на сайте компании-производителя.

Необходимая плотность раствора

Количество твёрдой щелочи равняется количеству электролита, разделенному на

1,17–1,19 г/см³

5

1,19–1,21 г/см³

3

1,25–1,27 г/см³

2

  • Влейте в посуду дистиллированную воду.
  • Добавьте щелочь.
  • Смешайте раствор, герметично его закройте и дайте настояться в течение 6 часов.
  • По истечении времени слейте образовавшийся светлый раствор — электролит готов.

При появлении осадка следует его перемешивать. Если к концу отстаивания он остаётся, слейте электролит так, чтобы осадок не попал в аккумулятор — это приведёт к уменьшению срока его эксплуатации.

Внимание! Во время работ температура щелочного раствора не должна превышать 25 градусов по Цельсию. Если жидкость чрезмерно нагревается, охладите её.

После приведения раствора к комнатной температуре и его заливке в аккумулятор, источник питания необходимо полностью зарядить током, составляющим 10% от ёмкости АКБ (60Ач — 6А).

Как видите, приготовление раствора электролита не такое сложное дело. Главное, следует чётко определиться с необходимым количеством ингредиентов и помнить о безопасности. Вы пробовали развести электролит своими руками? Поделитесь опытом с нашими читателями в комментариях.

akkumulyatoravto.ru

Что такое электролит? | Автоблог

Вопрос от читателя:

«Здравствуйте. У меня стала плохо заводиться машина. После поездки на станцию мне сказали: — нужно долить электролит в аккумулятор и проехать 100 км, для зарядки аккумулятора. Но не объяснили что такое электролит и зачем он нужен в аккумуляторе? Если не сложно расскажите, как вы можете, для таких как я! Заранее спасибо вам, Александра»

Ваш вопрос понятен, как обычно ничего сложного, читайте дальше …

Что такое электролит?

Большая часть аккумуляторных батарей свинцово-кислотные, конечно сейчас начинают появляться гелевые аккумуляторы для автомобилей (они мощнее, долговечнее и с ними меньше возни), однако они очень дорогие. Поэтому практически все производители, сейчас устанавливают на свои автомобили именно свинцово-кислотные, как ни крути они дешевле в разы. Есть обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы. Если с необслуживаемыми вы практически не будете возиться, то вот с обслуживаемыми вариантами всегда нужно быть внимательными! Касается это жидкости внутри аккумулятора (она всегда должна быть в норме) именно эта жидкость и называется – электролит.

Автомобильный аккумуляторный электролит – токопроводящая жидкость, состоит из серной кислоты и воды. Второе название «кислотный электролит». Для автомобильных аккумуляторов готовят из серной кислоты плотностью 1,4.

Принцип работы

Электролиты (которые выражены в расплавах и растворах), распадаются на ионы, или как можно сказать по научному – «диссоциируют», и поэтому проводят электрический ток. К электролитам в различных сферах можно отнести кислоты, соли и т.д. составы, те у которых имеются сильные полярные и ионные связи. Чем выше ионная связь, тем легче проводится ток и идет процесс «диссоциации».

Немного сложно, но на примере все просто. Даже обычная вода (не дистиллированная) является своеобразным электролитом (правда плохим, но все же), также все живые клетки также имеют составы электролитов, у людей это кровь, которая обеспечивает электропроводность для нервных импульсов, которые позволяют нам с вами двигаться и ощущать.

В автомобильном аккумуляторе без этой жидкости не было бы тока. Обычные свинцовые решетки на это не способны. Именно электролит создает нужный токопроводящий раствор.

Приготовление

Как я писал выше — делают из раствора воды и серной кислоты. Причем вода берется дистиллированная. Емкость для смешивания должна быть либо керамическая, либо фаянсовая или эбонитовая. Стекло брать опасно, потому как при смешивании двух растворов выделяется высокая температура и стекло может треснуть. Однако остывший состав хранить в стекле уже можно.

Чтобы получить состав плотностью 1,4 нужно взять серную кислоту плотностью 1,83 и вливать ее в воду. Из расчета 0.65 литра серной кислоты на 1 литр дистиллированной воды. Обязательно нужно помнить что заливать нужно серную кислоту в воду, потому как если сделать все наоборот – залить воду в кислоту, можно получить «бурлящую» жидкость которая разбрызгается в разные стороны.

Понятно, что вы не будете сами готовить электролит, его можно купить практически во всех автомобильных магазинах. И при надобности добавить в аккумулятор.

Хочу дать вам совет. Не всегда нужно покупать электролит (состав серной кислоты и воды), иногда достаточно добавить в аккумулятор дистиллированную воду.

Все дело в том, что при элетрохимической реакции (электролизе) теряется именно вода, то есть ее уровень в смеси становится ниже, а уровень кислоты остается на прежнем месте. Поэтому добавляем только воду, и 80% случаев будет все хорошо. Однако есть остальные 20 % случаев когда нужно менять – добавлять сам электролит, например из-за низкого показателя плотности.

Вот и все на сегодня, надеюсь я вам помог.

avto-blogger.ru

Аккумуляторный электролит - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Аккумуляторный электролит

Cтраница 1

Аккумуляторный электролит приготовляют из аккумуляторной кислоты путем ее разведения дистиллированной водой в стеклянной, керамической или эбонитовой посуде, которая не разъедается серной кислотой. Абсолютно недопустимо применение стальной, медной или цинковой посуды. Кислоту следует осторожно вливать тонкой струей в воду, а не наоборот. Дело в том, что при смешении серной кислоты с водой происходит интенсивное выделение тепла, а серная кислота тяжелее, чем вода; при заливке кислоты в воду она, смешиваясь с водой и образуя тяжелый раствор, опускается на дно сосуда и постепенно смешивается со всей массой жидкости, образуя равномерный раствор.  [1]

Аккумуляторный электролит разбавляют до плотности 1 12 кг / л при температуре 15 С, причем удельный вес контролируют по ареометру. Разбавленный точно до этого удельного веса электролит после охлаждения до 25 - 30 С уже может быть употреблен для заливки свинцовых аккумуляторов.  [2]

Аккумуляторный электролит приготовляют из аккумуляторной кислоты путем ее разведения дестиллированпой водой в стеклянной, керамической или эбонитовой посуде, которая не разъедается серной кислотой. Абсолютно недопустимо применение стальной, медной или цинковой посуды. Кислоту следует осторожно вливать тонкой струей в воду, а не наоборот. Дело в том, что при смешении серной кислоты с водой происходит интенсивное выделение тепла, а серная кислота тяжелее, чем вода; при залкв ке кислоты в-воду она, смешиваясь с водой и образуя тяжелый раствор, опускается на дно сосуда и постепенно смешивается со всей массой жидкости, образуя равномерный раствор. Если же наливать воду в серную кислоту, что ни при каких обстоятельствах недопустимо, горячая смесь будет в первые моменты находиться на поверхности жидкости, не будет достаточно отдавать тепло всей массе холодной жидкости и вследствие этого будет вскипать и разбрызгиваться, что может вызвать тяжелые ожоги работающих.  [3]

Аккумуляторный электролит разбавляют до плотности 1 12 кг ] л при температуре 15 С, причем удельный вес контролируют по ареометру. Разбавленный точно до этого удельного веса электролит после охлаждения до 25 - 30 С уже может быть употреблен для заливки свинцовых аккумуляторов.  [4]

Растворы серной кислоты, в том числе и аккумуляторный электролит, вызывают тяжелую и быструю коррозию металлов. При полной смене электролита приходится удалять кубометры этого раствора. Если его просто слить в заводскую или городскую канализацию, то это может вызвать повреждение системы канализации и нарушение ее работы. Поэтому перед полной сменой электролита необходимо с помощью химиков разработать порядок нейтрализации удаляемого электролита. При удалении малых количеств электролита его перед сливом в канализацию нейтрализуют раствором кальцинированной соды.  [5]

При хранении, транспортировании и разведении серной кислоты и вообще при работе с кислотным аккумуляторным электролитом и со свинцовыми аккумуляторами необходимо соблюдать исключительную осторожность, так как серная кислота является весьма едким и ядовитым веществом. При попадании на кожу человека она может вызвать весьма тяжелые ожоги. Кислота может также разъедать одежду - особенно сильно она разрушает целлюлозные материалы ( хлопчатобумажные ткани, а также бумагу, картон и пр. Недопустимо заливать пролитую серную кислоту водой, так как при этом ( выделяется тепло и кислота может разбрызгиваться.  [6]

При хранении, транспортировании и разведении серной кислоты и вообще при работе с кислотным аккумуляторным электролитом и со свинцовыми аккумуляторами необходимо соблюдать исключительную осторожность, так как серная кислота является весьма едким и ядовитым веществом. Кислота может также разъедать одежду - особенно сильно она разрушает целлюлозные материалы ( хлопчатобумажные ткани, а также бумагу, картон и пр. Недопустимо заливать пролитую серную кислоту водой, так как при этом выделяется тепло и кислота может разбрызгиваться.  [7]

Участок для подзарядки аккумуляторных батарей оснащают высокоэффективным преобразовательным оборудованием и системами вентиляции, а также оборудованием для приготовления необходимого для работы аккумуляторного электролита.  [8]

Белый кристаллический порошок, сильная щелочь, хорошо растворимая в воде. Литий едкий предназначен в качестве облагораживающего добавления в аккумуляторный электролит для увеличения зарядной емкости аккумулятора и удлинения срока его службы. Литий едкий аккумуляторный упаковывают в железные барабаны или мешки из пластиката.  [9]

Интересным оказался прибор, использующий пьезоэлектрический эффект - специалисты фирмы VDO считают его весьма перспективным [2] и надеются применить для контроля уровня охлаждающей и омывающей жидкостей, масла, бензина и даже таких агрессивных жидкостей, как тормозная смесь и аккумуляторный электролит. Подробностей конструкции фирма, как обычно, не освещает, однако догадаться, как датчик действует, можно.  [10]

При разрушении стеклянных сосудов, течи деревянных баков, неаккуратной замене пластин и откачке шлама электролит разливается по полу аккумуляторного помещения. Ходить по лужам электролита в кожаной обуви нельзя - кожа кислотой разрушается. В аккумуляторном хозяйстве должен быть запас сухих древесных опилок. Разлитый электролит засыпается опилками. После того как электролит впитается, опилки собирают и удаляют из аккумуляторного помещения. Пол, где был разлит электролит, и стеллажи, если они были загрязнены электролитом, нейтрализуют раствором кальцинированной соды, промывают водой и досуха вытирают тряпкой. Растворы серной кислоты, в том числе и аккумуляторный электролит, вызывают тяжелую и быструю коррозию металлов. При полной смене электролита приходится удалять кубометры этого раствора. Если просто слить его в заводскую или городскую канализацию, то это может вызвать повреждение системы канализации и нарушение ее работы. Поэтому перед полной сменой электролита необходимо с помощью химиков разработать порядок нейтрализации удаляемого электролита. При удалении малых количеств электролита его перед сливом в канализацию нейтрализуют раствором кальцинированной соды.  [11]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Электролит кислотный - Энциклопедия по машиностроению XXL

Сопротивление электролита зависит от его состава, температуры и концентрации. Например, электролит кислотного аккумулятора имеет наименьшее сопротивление при удельном весе 1,225 й/сж при температуре -М5°. Если температура электролита будет ниже, то его сопротивление будет больше, так как вязкость электролита повышается.  [c.150]

Согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей , электролит кислотных аккумуляторов должен отвечать требованиям табл. 45.  [c.242]

Низкая кислотность Малая концентрация палладия в электролите  [c.62]

Фосфатные электролиты. Ойи позволяют получить тонкие и блестящие покрытия коэффициент отражения покрытий, полученных из них, выше, чем у сульфатных. Приготавливают их растворением свежеосажденной гидроокиси родия в фосфорной кислоте и доводят кислотность раствора до 11. Растворение ведут при 80° С, что затрудняет регенерацию электролита, поэтому существует еще один метод приготовления электролита. К нагретому до 30 С раствору хлористого родия по каплям при перемешивании добавляют 30 %-ную щелочь переход розовато-желтой окраски в светло-желтую указывает на окончание реакции. Выпавший желтый гидрат отфильтровывают, промывают. Кислотность раствора во избежание гидролиза поддерживается на высоком уровне. Для получения покрытий с хорошей степенью отражения применяют следующий электролит (г/л) при режиме электролиза  [c.65]

Электролиты твердого никелирования применяются различных составов. Приборостроительные заводы для получения высокотвердых блестящих покрытий используют электролит следующего состава 140 г/л сернокислого никеля и 300 г/л щавелевокислого аммония, кислотность электролита составляет pH = 7,5 -г- 8 при плотности тока 10 А/дм и температуре 75— 80° С. Скорость осаждения никеля в таком электролите 50— 60 мкм/ч, а получаемые осадки имеют микротвердость Н 550—650.  [c.333]

Сернокислый нагреваемый электролит имеет следующий состав, г/л сернокислого железа 150, сернокислого натрия 100, серной кислоты 1. Режим осаждения температура раствора 60—70 °С, плотность тока 5—10 А/дм , кислотность раствора pH 2,4—2,5.  [c.194]

Концентрация водородных ионов (pH) должна быть около 4. При недостаточно кислом электролите (рН> >4,5) покрытие получается темным и крупнокристаллическим при кислом (рНавтоматического регулирования кислотности в электролит вводят сернокислый аммоний или алюминиевые квасцы.  [c.217]

Влияние условий электролиза на свойства осадка. Получение осадков электролитического железа в хлористых электролитах допускает широкие изменения условий электролиза по содержанию в электролите хлорист/э-го железа от 200 до 680 г/л, по плотности тока — от 5 до 60 а/дм , по температуре электролита от 40 до 90°С и, наконец, по кислотности электролита — от 0,6 до 5,0 г/л НС1.  [c.13]

Электролит ванны анодного травления. Электролит содержит поваренную соль в количестве 100—200 г/л, соляную кислоту в количестве до 5 г/л и воду. Электролит этих концентраций удобен тем, что может хорошо работать при комнатной температуре, работает долгое время, корректировки его заключаются в пополнении компонентов — воды и кислоты. Кислотность его определяют так же, как и кислотность электролита осталивания.  [c.28]

Кислотность приготовленного раствора доводят до pH = 12,8 натриевой щелочью. Температуру рабочего раствора поддерживают в интервале от 20 до 40° С. После обработки изделий их без промывки погружают под током в пирофосфатный электролит меднения с добавкой щавелевокислого аммония или в пирофосфатный электролит для нанесения желтой оловя-нистой бронзы.  [c.208]

Кислотность электролита является третьим главнейшим фактором, влияющим на качество катодного осадка степень кислотности обычно измеряется при помощи показателя концентрации водородных ионов в электролите, обозначаемым через pH .  [c.21]

Кроме того, так же как и в хлористой ванне, при нерастворимых анодах кислотность электролита будет увеличиваться, а при растворимых анодах кислотность будет уменьшаться. Электролит непрерывно обедняется кислотой, если анодный выход тока будет больше катодного выхода тока. В качестве нерастворимых анодов в сернокислой ванне можно употреблять свинцовые пластины, но при этом нужно иметь в виду, что ионы хлора в электролите не должны присутствовать, чтобы не портить осадка. Реакция соединений на катоде  [c.82]

Увеличение концентрации активных солей в электролите повышает допустимую плотность тока, а следовательно, и скорость наращивания, что дает возможность работать с большей кислотностью.  [c.92]

Чтобы обеспечить более высокие значения прочности сцепления, необходимо производить тщательную подготовку, загружать детали в ванну всегда под током, начинать электролиз на пониженной плотности тока в течение 30—40 мин., добавлять в ванны железнения небольшие количества солей никеля, кобальта, марганца или цинка (в целях образования сплава, у которого сцепление выше сцепления железа) и, наконец, вести электролиз в чистом электролите и несколько повышенной кислотности. Все эти требования относятся к начальному периоду электролиза, когда начинается и заканчивается электрокристаллизация первых, нижних  [c.99]

В процессе железнения приходится часто регулировать кислотность электролита. Если регулировку производят периодически, добавляя некоторую порцию кислоты в электролит, то в осадке будет образовываться слоистость, причем каждый слой будет соответствовать моменту резкого изменения кислотности среды. Лучше постепенно добавлять кислоту в электролит из расчета 1 грамм в час на 1 литр, через капельницу.  [c.105]

Чтобы получить гладкие покрытия (настолько гладкие, что последующая механическая обработка не потребуется), нужно работать на возможно низкой плотности тока, возможно высокой температуре электролита и несколько повышенной кислотности электролита. Чтобы избежать крупнокристаллической структуры, В хлористую ванну следует ввести вместо поваренной соли хлористый аммоний (нашатырь) в количестве 75—100 г/.л. В результате введения в электролит хлористого аммония, осадок становится более плотным, и главное, более гладким, чем при введении поваренной соли. Наши исследования такой замены прово-.дящей соли позволили выявить преимущества этой замены (см. ниже).  [c.109]

Электролит, находящийся в железной ванне, как по первому, так и по второму вариантам, будет растворять материал стенок с той интенсивностью, которая определяется кислотностью раствора в силу этого желательно толщину стенок железной ванны брать не менее 6 мм.  [c.112]

При ожоге кислотой пораженные места нужно быстро обмыть больщим количеством воды, водой с мылом или растворами соды, мела (зубного порощка). Электролит, попавший на кожу, надо быстро вытереть насухо и место ожога нейтрализовать 10-процентным раствором соды (если электролит кислотный) или 5-процентным раствором борной кислоты (если электролит щелочной), затем смыть сильной струей воды.  [c.331]

Сравнительные данные кислотных и щелочных аккумуляторов. К и с-лотные аккумуляторы имеют более высокое, чем щелочные аккумуляторы, разрядное напряжение (напряжение их при зарядке составляет 2,4 в, щелочного—1,6 в). В связи с этим на тепловозе ТЭЗ кислотная батарея собирается из 32 последовательно соединенных аккумуляторов, а щелочная из 46. Электролит кислотных батарей прп правильном уходе своего химического состава не изменяет.  [c.109]

Следует отметить, что растворимость килорода и водорода в электролите кислотного аккумулятора (36,8% 1 2804), составляющая соответственно 6,5 Ю" и 3,76 10 моль/л, заметно превышает растворимость этих газов в щелочном электролите (30% КОН), равную соответственно 10 и 0,94-10 моль/л [3-11 ]. Коэффициент диффузии растворенного водорода составляет в кислотном электролите 2,5-10" см7с, а в щелочном — 0,7-10 см с [3-11]. Значения коэффициента диффузии кислорода в кислотном электролите 10 см7с, а в щелочном 0,6-10 см с. Однако непосредственное участие электролита в разрядном процессе, составляющее характерную особенность свинцового аккумулятора, существенно затрудняет возможность рекомбинации газов в связи с необходимостью иметь достаточный запас электролита, т. е. достаточное расстояние между электродами разного знака.  [c.90]

Нейтральные цианистые электролиты имеют pH 6,5—7,5, содержание свободного цианида в них невелико (1—2 г/л). Для получения осадков золота большой чистоты нейтральная ванна используется мало, так как при таком содержании цианистого калия возможно включение в осадок неблагородных металлов, которые могут накапливаться в электролите при работе. Нейтральные электролиты обычно широко используются при покрытии сплавами золото — медь для получения блестящих осадков толщиной до 20 мкм и более. Кислотность этих электролитов поддерживается добавлением фосфорной кислоты. В этих электролитах золото находится в виде одновалентного дициаиаурата K[Au( N)2 . Работа в них проводится с нерастворимыми анодами. Эти электролиты более производительны, так как выход по току в них близок к 100 %, в то время как у щелочных всего 70—80 %. В нейтральных электролитах можно получать более толстые покрытия без промежуточного крацевания. Недостатком нейтральных электролитов является их нестабильность.  [c.32]

Кислые электролиты, имеющие распространение в настоящее время, обычно работают при pH 3—б. Из этих растворов получаются блестящие осадки, особенно при добавке таких металлов, как никель, кобальт, цннк, олово и др. Кислотность в них поддерживается с помощью органических кислот (лимонной, винной, щавелевой и др.). Свободного цианида в электролите нет. Золочение в таких ваннах возможно ввиду того, что цианистый комплекс трехвалентного золота очень прочный и не разрушается при названных значениях pH.  [c.32]

Наиболее надежными в работе являютея сернокислые электролиты они имеют высокую рассеивающую способность, допускают применение растворимых индиевых анодов, причем анодный выход по току превышает катодный, поэтому наряду с растворимыми анодами завешивают свинцовые нерастворимые, что способствует стабилизации кислотности электролита. Выход по току в этом электролите повышается с увеличением значения pH, при оптимальном pH (2—2,7) выход по току составляет 60—80 %, рекомендуется перемешивание электролита.  [c.80]

При использовании борогидридных ванн, чтобы избежать непроизводительного расхода восстановителя важно соблюдать порядок приготовления раствора Сначала в водный раствор соли никеля добавляют лиганд и сильно подщелачивают раствор Затем добавляют борогидрид, предварительно растворенный в небольшом количестве концентрированного раствора щелочи Полученный раствор перемешивают и нагревают до необходимой температуры, чтобы осуществить нанесение покрытия Иногда рекомендуют вводить борогидрид в нагретый электролит перед нанесением покрытий Показателем израс ходования борогидрида является прекращение выделения водорода Перед проведением процесса химического нанесения Ni—В-покрытий поверхность металлических деталей подвергается обычной обработке принятой для гальванических процессов (механическая очистка обезжиривание кислотное травление)  [c.49]

В зависимости от кислотности среды сероводород может находиться в электролите в форме h3S, HS и В нейтральных и щелочных средах содержится больше всего ионов гидросульфидов, в кислых средах — молекулярный сероводород, в сильнощелочных электролитах появляются в небольших количествах ионы сульфидов.  [c.42]

Для упрочнения матрицы и увеличения ее сопротивления ползучести, исходя, в частности, из того, что металлургический сплав РЬ—РЬО [1,5—4% (масс.)] обладает улучшенными показателями, пытались соосадить частицы РЬО, РЬОг, РЬз04, но частицы эти растворялись в электролите и уменьшали его кислотность, в результате чего получались грубые покрытия.  [c.214]

Свинцовые (кислотные) аккумуляторы, анод—перекись свинца (РЬОг), катод - чистый свинец (РЬ) Электролит — раствор серной кислоты (h3SO4).  [c.357]

Простейший свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины — положительную и отрицательную,— опущенные в электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде). Пластины в виде решеток отлиты из свинца. Ячейки peuieTOK заполнены активной массой. У положительных пластин это свинцовый сурик, у отрицательных — свинцовый глет. Между разноименными пластинами устанавливаются пористые перегородки — сепараторы. Электролит в заряженной батарее должен иметь плотность в пределах 1,26—1,28 г/см летом и 1,29—1,30 г/см зимой. При этом напряжение на каждом элементе не должно быть ниже 2 В.Если плотность электролита составляет 1,17—1,19 г/см — батарея разряжена наполовину. При плотности 1,10—1,12 г/см аккумулятор можно считать разряженным полностью и его следует зарядить. При заряде,т. е. при пропускании через аккумулятор постоянного тока, происходит электрохимическая реакция, приводя-  [c.45]

Основное свойство электролитического железа — его твердость — возрастает с повышением плотности тока и с понижением температуры электролита. Повышая плотность тока и понижая температуру электролита, повышают, как принято говорить, жесткость режима электролиза. Концентрация хлористого железа в электролите также заметно влияет па твердость осадка, причем при повышении концентрации твердость осадка снижается. Кислотность электролита б пределах 0,6—5,0 г/л НС1 существенного влияния на твердость осадка не оказывает. Наиболее наглядно влияние условий, электролиза выражено в графиках проф. М. П. Мелкова (см. рис. 1).  [c.14]

Электролит рекомендованной кислотности окрашивает бумагу Конго в ярко-синий с голубоватым оттенком цвет, а его водородный показатель pH меньше единицы. Поэтому при пользовании бумагой Рифан следует покупать бумагу со значениями pH от 2,2 до 0,3. Определять кислотность следует при помощи индикаторной бумаги при недостатке опыта 3—4 раза в смену, а когда появится опыт, окажется, что бумажка потребуется только раз в неделю после выходных дней или после других перерывов в работе продолжительностью не меньше двух дней.  [c.19]

Электролит следует прорабатывать током во всех случаях длительного простоя ванны, например, после выходных и праздничных дней. В этом случае достаточно проработать его в течение 1—2 часов. Такую еженедельную проработку электролита можно проводить при нор мальной кислотности и нормальном соотношении активных поверхностей катодов и анодов (1 2).  [c.25]

Операция 12. Осталивание. К моменту помещения деталей в ванну осталивания электролит ее должен быть доведен до рабочих температур и кислотности. Если кислота добавляется вручную в перазведепном виде, то добавлять ее следует заранее. Генератор включается перед первой гальванической операцией и не выключается до конца цикла, то есть до того времени, когда детали будут извлечены из ванны осталивания. При пользовании выпрямителями, не допускающими холостого хода, их выключают каждый раз, когда с них снимается нагрузка.  [c.48]

Заключение о порче электролита осталивания можно делать только после неоднократных попыток осталить детали из разнородных марок стали при полной уверенности в нормальных параметрах электролитов всех ванн. При порче электролита осадок иногда меняет цвет, например, при попадании в электролит олова и свинца появляются мыльно-радужные оттенки. Прочность сцепления в этом случае настолько мала, что весь осадок легко снимается рукой. При окислении электролита в результате продолжительного бездействия применяют проработку электролита током, для чего на катодную штангу завешивают стальные стержни и осталивают их на большом токе. Рекомендуемая плотность тока (объемная) для проработки — порядка 1 а/л. Кислотность рекомендуется также повышенная (порядка 5—6 г/л НС1). Делать попытку исправления электролита, испорченного каким-либо веществом, с помощью проработки током следует всякий раз, так как известны случаи, когда это удавалось. Если в течение двух смен проработки признаков исправления электролита не появляется (при пробном осталивании деталей), то электролит подлежит уничтожению.  [c.115]

Рыхлый, непрочный осадок получается при остали-вании в долго бездействовавшем электролите, окисленном воздухом атмосферы. Такой же осадок наблюдается при недостаточной кислотности электролита. При этом может оказаться, что в начале электролиза осталивания кислоты было достаточно, а затем кислотность снизилась, создались условия для защелачивания прикатодного слоя электролита, в результате чего в осадок включается гидроокись железа и снижается его прочность.  [c.116]

Ванна травления. Характерной неполадкой этой ванны является неравномерная скорость травления, что имеет большое значение при работе в размер. Следует помнить, что скорость травления зависит от температуры электролита, от его кислотности, от его электрической пров0димости, которую в основном определяет количество соли в электролите, и от анодной плотиости тока. Следует знать также, что скорость травления окислов меньше, чем чистого металла.  [c.119]

Очищенный электролит нагревают до 70° и пропускают через, электролитические ванны с такой скоростью, чтобы кислотность уменьшилась до pH 1,8. Аноды изготоааяются в форме сетки из сплава свинца с сурьмой, плотность тока на них составляет 0.021 а/см° катоды делаются из мягкой стали, плотность тока на катоде равна 0,016 щсм .  [c.287]

На рисунке 8 приведены потенциалы, которые мы сняли при различных значениях кислотности. Электролит На2304 100 г/л -(--(-Н2304 анод—свинцовый, катод из малоуглеродистой стали,, температура 60° С.  [c.24]

Хромировочные ванны изготовляются двойными (наружная и внутренняя ванны),. между которыми обычно находится водяная рубащка. Электролит размещается во внутренней ванне, стенки которого от кислотного разъедания защищаются свинцовой облицовкой. Эта облицовка изготовляется непроницаемой для электролита из листового свинца, толщиною 3—4. мм. В некото-  [c.70]

mash-xxl.info

Кислотный электролит - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Кислотный электролит

Cтраница 3

В борфторидных растворах, в которых растворимость солей олова весьма высокая, концентрация их, по сравнению с другими кислотными электролитами, может быть повышена. Один из таких электролитов имеет состав ( г / л): 180 - 200 Sn ( BF4b, 45 - 60 HBF4 ( своб.  [31]

В этих конденсаторах первой обкладкой является тантал, а диэлектриком - оксидная пленка на нем; вторая обкладка конденсатора - кислотный электролит. Танталовые-электролитические конденсаторы выпускаются в обычном исполнении - ЭТ и в малогабаритном - ЭТО-I и ЭТО-П.  [33]

При применении электролитической ванны с различными металлическими катодами, низких плотностей тока ( например, 0 02 а / дм2) и разбавленного кислотного электролита достигнуты почти теоретические выходы перекиси водорода.  [34]

Понижая т к и смещая стационарные потенциалы осаждения олова, Na4P207 при прочих равных условиях электролиза способствует получению покрытий с более мелкой кристаллической структурой, чем из щелочных или кислотных электролитов.  [36]

Электролит в процессе разбавления водой сильно нагревается, в связи с этим для его приготовления нельзя использовать стеклянную тару: она может лопнуть, причинив увечья работающему. Кислотный электролит разводят в освинцованной, эмалированной посуде или специальных банках, вливая кислоту в дистиллированную воду тонкой струей из кружки емкостью 1 - 2 л и непрерывно помешивая раствор стеклянной палочкой. Вливать воду в кислоту нельзя: взаимодействуя с водой, кислота сразу вскипает и сильно разбрызгивается.  [37]

Основой кислотного электролита служит серная кислота. Ее хранят в бутылях на складе, помещая в специальные корзины с ручками или в прочные деревянные ящики, наполненные стружками, или соломой.  [39]

Гальванические ванны представляют собой прямоугольные резервуары ие листовой стали. Для кислотных электролитов ванны внутри футеруются материалом, не вступающим во взаимодействие с электролитом, например свинцом, винипластом, резиной. Ванны изготовляют также из полистирола.  [40]

Гальванические ванны представляют собой прямоугольные резервуары, изготовленные из листовой стали. Для кислотных электролитов ванны внутри футеруются материалом, не вступающим во взаимодействие с электролитом, например свинцом, винипластом, асбо-винилом, пластикатом, резиной, полиизобутиленом, кислотоупорными плитками. Стальные ванны, предназначенные для щелочных и цианистых растворов, защитной футеровки не требуют. Гальванические ванны изготовляют также из полистирола.  [41]

Бутыли с кислотным электролитом закрывают стеклянными притертыми пробками, а бутыли со щелочным электролитом - резиновыми. На каждой бутыли должна быть соответствующая надпись: Дистиллированная вода, Раствор кислоты, Раствор щелочи, Электролит...  [42]

Запрещается переливать испорченную серную кислоту и кислотные электролиты в стальные бочки, бидоны и другую металлическую тару, а также в посуду, ранее содержавшую щелочи или щелочные электролиты. Для уменьшения разбрызгивания кислотного электролита при его кипении во время заряда батарей банки открытых аккумуляторов необходимо прикрывать стеклянными пластинками.  [43]

Практически оксидная изоляция алюминия получается посредством электрохимической анодной обработки этого металла. Если в ванну с кислотным электролитом погрузить два электрода, один из которых выполнен из алюминия, и подать на них постоянное напряжение так, чтобы алюминиевый электрод являлся анодом и на нем выделялся бы кислород, то сила тока, идущего через ванну, будет быстро уменьшаться, а на поверхности алюминиевого электрода, погруженного в ванну, будет образовываться все более толстая оксидная пленка. Возможно применение для оксидирования алюминия и переменного напряжения, причем оба электрода или большее их число ( при многофазном напряжении) изготовляются из алюминия.  [44]

Практически оксидная изоляция алюминия получается посредством электрохимической анодной обработки этого металла. Если в ванну с кислотным электролитом погрузить два электрода, один из которых выполнен из алюминия, и подать на них постоянное напряжение так, чтобы алюминиевый электрод являлся анодом и на нем выделялся бы кислород, то сила тока, идущего через ванну, будет быстро уменьшаться, а на поверхности алюминиевого электрода, погруженного в ванну, будет образовьшаться все более толстая оксидная пленка. Возможно применение для оксидирования алюминия и переменного напряжения, причем оба электрода или большее их число ( при многофазном напряжении) изготовляются из алюминия.  [45]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Электролит кислотной батареи - Энциклопедия по машиностроению XXL

Электролитом для кислотных батарей служит раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Электролит приготовляется в кислотостойкой посуде —керамической, эбонитовой или стеклянной. Плотность электролита, т. е. соотношение серной кислоты и воды, замеряется кислотомером или ареометром. В зависимости от районов эксплуатации автопогрузчиков плотность электролита должна быть разной (табл. 9). Размерность плотности электролита — г/смз.  [c.30] Плотность электролита. У нормально заря женной работающей кислотной батареи плотность электролита при температуре 30 °С поддерживают в пределах 1,24—1,25. Зимой в районах с низкой температурой, чтобы уменьшить вероятность замерзания электролита, его плотность искусственно повышают до 1,26—1,27. У нормально заряженной работающей щелочной батареи плотность электролита при температуре 20° С должна находиться в пределах 1,19—1,21. Плотность электролита измеряют ареометром (рис. 4.43, б) чем ниже плотность, тем глубже погружается поплавок ареометра 3 в электролит, набранный в стеклянный сосуд. Плотность отсчитывают по шкале поплавка ареометра. При отсчете следят, чтобы поплавок не прилипал к стенке сосуда. По величине плотности электролита судят о степени заряженности элементов батареи.  [c.248]

Один из сепараторов, разделяющих разноименные пластины, изготовлен из листового пористого полихлорвинила толщиной 0,45 мм, другой — из стекловойлока или винипласта. Сверху на сепаратор уложен защитный щиток 3, предохраняющий электролит от расплескивания. В кислотной батарее тепловоза электролитом служит раствор аккумуляторной серной кислоты (плотность ее  [c.94]

Рекомендуется один раз в год подвергнуть батарею контрольно-тренировочному циклу на зарядной станции. Один раз в 2 года следует менять электролит. Промытые водой аккумуляторы оставлять без электролита не разрешается. Батареи можно хранить в заряженном и разряженном состояниях как с электролитом, так и без него. Промывать аккумуляторы водой перед хранением их без электролита не разрешается. Хранить аккумуляторы нужно в неотапливаемом, сухом, вентилируемом помещении. Совместное хранение щелочных и кислотных батарей в одном помещении не допускается.  [c.308]

Железо-никелевые аккумуляторные батареи имеют более высокий саморазряд, усиливающийся при повышении температуры поэтому при хранении в заряженном виде их необходимо подзаряжать током нормального заряда. Нельзя хранить щелочные аккумуляторы в одном помещении с кислотными, так как даже ничтожно малое количество кислоты разрушает щелочные аккумуляторы. Новые батареи выпускаются заводом в готовом для хранения виде без электролита требования к помещениям те же, что и для свинцовых батарей температура может быть и ниже 0°, но без резких колебаний. При переводе на длительное хранение батарей, бывших в эксплуатации, их разряжают, выливают электролит и плотно закрывают пробки. Промывать аккумуляторы перед постановкой на хранение запрещается.  [c.101]

Формовка из новых или отремонтированных элементов. Кислотная батарея. После проверки герметичности банок снимают вентиляционные пробки с резиновыми шайбами и банки до самых горловин заливают электролитом, температура которого не должна превышать 30° С. При этом между заливкой первой и последней банки должно проходить не более 1 ч. Пролитый электролит с поверхности банок тщательно вытирают. Начинать заряд батареи надо через 6 ч после окончания заливки электролитом. Если это сделать раньше, активная масса пластин не успеет пропитаться электролитом, если позже — начнется сульфатация. Температура электролита перед началом зарядки не должна превышать 30° С.  [c.403]

Работникам, связанным с обслуживанием аккумуляторных батарей, необходимо соблюдать правила личной безопасности, не пользоваться открытым огнем в аккумуляторных помещениях и на тепловозе, не выполнять каких-либо работ на батарее во время ее заряда все механические работы выполнять, инструментом, имеющим изолированные ручки. Случайные короткие замыкания инструментом могут привести к взрыву. Нельзя пользоваться одной посудой, ареометрами, мерными трубками, грушами для обслуживания кислотных и щелочных батарей. Поднимая и опуская щелочной аккумулятор в резиновом чехле, нужно быть особенно внимательным, так как в чехле часто скапливается электролит и при резком опускании аккумулятора он фонтаном выбрасывается из-под аккумулятора и может попасть в лицо. Кожу рук и одежду следует защищать от попадания кислоты, щелочи и электролита.  [c.121]

Примерный график работы в режиме непрерывного подзаряда изображён на фиг. 428 При использовании буферных батарей, составленных из кислотных аккумуляторов, напряжение каждого аккумулятора должно поддерживаться равным 2,15 в при допустимых пределах колебания от 2,1 до 2,2 в. При уменьшении напряжения ниже 2,1 в батарея сильно разряжается, а при увеличении выше 2,2 в электролит в аккумуляторах непрерывно кипит, что сокращает срок их службы.  [c.897]

Как указывалось выше, вследствие низкого внутреннего сопротивления случайные короткие замыкания гибельны для аккумуляторов. Перегрузки токами выше номинальных также приводят к короблению пластин, высыпанию активной массы и короткому замыканию внутри аккумулятора. В процессе разрядки необходимо тщательно контролировать напряжение на зажимах батареи, а также состояние ее изоляции. Разряжать батарею до напряжения ниже 1,8 В на аккумулятор запрещается, так как это ведет к сульфатации, т. е. к появлению на пластинах сульфата свинца, нерастворимого в электролите, вследствие чего уменьшается активная поверхность пластин, а следовательно, и емкость аккумулятора. Кислотный аккумулятор, ввиду наличия на его поверхности следов кислоты, имеет повышенный саморазряд по сравнению со щелочным. В связи с этим длительно неработающие аккумуляторы должны храниться в заряженном состоянии, и напряжение на их зажимах должно ежемесячно контролироваться.  [c.239]

Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи поступают потребителям в основном (за исключением батарей, установленных на автомобилях) в сухозаряженном исполнении. Значительное влияние на состояние, работоспособность и срок службы батарей оказывают объем и качество работ, производимых при приведении батарей в рабочее состояние. Для этого необходимо приготовить электролит требуемой плотности, залить его в аккумуляторы и после пропитки зарядить их.  [c.34]

Сравнительные данные кислотных и щелочных аккумуляторов. К и с-лотные аккумуляторы имеют более высокое, чем щелочные аккумуляторы, разрядное напряжение (напряжение их при зарядке составляет 2,4 в, щелочного—1,6 в). В связи с этим на тепловозе ТЭЗ кислотная батарея собирается из 32 последовательно соединенных аккумуляторов, а щелочная из 46. Электролит кислотных батарей прп правильном уходе своего химического состава не изменяет.  [c.109]

Электролитом для кислотных батарей служит раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде. Электролит приготовляется в кислотостойкой посуде (керамической, збонитовой или стеклянной). Плотность электролита, т. е. соотношение серной кислоты и воды, замеряется кислотомером  [c.31]

Простейший свинцово-кислотный аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины — положительную и отрицательную,— опущенные в электролит (раствор серной кислоты в дистиллированной воде). Пластины в виде решеток отлиты из свинца. Ячейки peuieTOK заполнены активной массой. У положительных пластин это свинцовый сурик, у отрицательных — свинцовый глет. Между разноименными пластинами устанавливаются пористые перегородки — сепараторы. Электролит в заряженной батарее должен иметь плотность в пределах 1,26—1,28 г/см летом и 1,29—1,30 г/см зимой. При этом напряжение на каждом элементе не должно быть ниже 2 В.Если плотность электролита составляет 1,17—1,19 г/см — батарея разряжена наполовину. При плотности 1,10—1,12 г/см аккумулятор можно считать разряженным полностью и его следует зарядить. При заряде,т. е. при пропускании через аккумулятор постоянного тока, происходит электрохимическая реакция, приводя-  [c.45]

Активными материалами кислотной аккумуляторной батареи являются перекись свинца (РЬОг) на положительных пластинах, чистый губчатый свинец (РЬ) на отрицательных пластинах и серная кислота (Н2804) в электролите. При разряде батареи активные материалы пластин, вступая в реакцию с серной кислотой, постепенно превращаются в сернокислый свинец (РЬ504). Активные материалы пластин имеют пористое строение и пропитаны электролитом. В химические реакции в первую очередь вступает серная кислота, находящаяся в порах. Это обстоятельство, как мы увидим ниже, оказывает существенное влияние на некоторые эксплуатационные характеристики аккумуляторной батареи.  [c.9]

Лучшая механическая прочность, меньшая чувствительность к перезарядкам и недозарядкам, менее агрессивный электролит делают эксплуатацию щелочных батарей более предпочтительной, чем кислотных.  [c.251]

В вагонные де о поступают цельномоталлические вагопь с кислотными, например ВНЦ-400, или с щелочными ТЖН-250 батареями [1]. Около 90 % ремонтируемых вагонов имеют щелочные батареи. При большом периодическом к подъемочном ремонтах промывают аккумуляторы и заменяют электролит.  [c.114]

Поддерживать батарею в достаточно заряженном состоянии. Допускается степень разряда батареи летом не брлее 50%, зимой — не более 25%. Проверка степени разряда в свинцово-кислотных аккумуляторах производится по плотности электролита (денсиметром) и по напряжению при определенном токе разряда (нагрузочной вилкой). Эти проверки проводят летом один раз в три месяца, зимой — один раз в месяц. Величины, определяющие ту или иную степень разряда батареи, приведены в табл. 5. Аккумуляторные батареи, разряженные сверх допустимых величин, подлежат заряду от зарядного агрегата. Как видно из табл.. 5, электролит полностью заряженной батареи замерзнуть практически не может. Однако при переходе на осенне-зимнюю экс-  [c.39]

mash-xxl.info

Электролит: основа свинцово-кислотных автомобильных аккумуляторов

В качестве стартерных батарей в автотранспорте используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Функционирование аккумулятора обеспечивается специальным раствором серной кислоты — электролитом. О том, что такое аккумуляторный электролит, каких типов он бывает, и как его использовать — читайте в статье.

Что такое электролит?

Аккумуляторный электролит — водный раствор серной кислоты, предназначенный для использования в свинцово-кислотных аккумуляторных батареях (АКБ). Электролит готовится путем растворения концентрированной серной кислоты в дистиллированной воде, молекулы кислоты в данном растворе диссоциируют (распадаются) на ионы — это явление наделяет электролит электропроводящими свойствами.

Аккумуляторный электролит имеет следующее назначение:

  • Изготовление аккумуляторных батарей;
  • Ввод в эксплуатацию сухозаряженных батарей;
  • Восстановление АКБ при загрязнении или утечке электролита, коротких замыканиях между пластинами и других неисправностях.

Но прежде, чем применять электролит для той или иной цели, необходимо разобраться в его характеристиках и особенностях применения.

Зачем в аккумуляторе электролит?

Электролит, свинцовые пластины и пористый диоксид свинца (PbO2) — три основных компонента свинцово-кислотного аккумулятора. Именно в присутствии кислотного электролита протекают электрохимические реакции, делающие возможным накопление и отдачу аккумулятором электрического заряда.

Во время разряда АКБ металлический свинец и оксид свинца вступают в реакцию с серной кислотой (точнее — с ее отрицательными ионами SO4 и положительными ионами H), образуя сульфат свинца (PbSO4) и воду, при этом на анодных пластинах выделяются избыточные электроны. На катодных пластинах, напротив, наблюдается недостаток электронов, благодаря этому при замыкании анода и катода между ними возникает электрический ток. Во время заряда АКБ проходят обратные реакции — под действием тока от стороннего источника из сульфата свинца образуются чистый свинец, диоксид свинца и кислота.

В ходе данных реакций количество серной кислоты и воды в электролите изменяется, что приводит к изменению его плотности и объема. При разряде АКБ концентрация кислоты понижается, а концентрация воды немного увеличивается, что приводит к падению плотности и к некоторому увеличению объема электролита. В процессе заряда плотность повышается, а объем несколько понижается.

Типы и характеристики электролитов

Электролит изготавливается смешиванием концентрированной серной кислоты и дистиллированной воды в строго определенных пропорциях. Для изготовления электролита используется специальная аккумуляторная серная кислота (по ГОСТ 667-73) и дистиллированная вода (по ГОСТ 6709-72). Данный раствор используется во всех типах современных свинцово-кислотных аккумуляторов.

Главная характеристика электролита — плотность. Для нормальной работы АКБ плотность электролита должна лежать в пределах 1,23-1,4 г/куб. см, так как именно при такой плотности раствор имеет максимальную электропроводность. Однако плотность концентрированной серной кислоты составляет 1,83 г/куб. см, поэтому для достижения необходимой плотности кислота смешивается с водой.

Плотность электролита в значительной степени зависит от двух параметров: температуры и степени заряда аккумулятора.

О зависимости плотности электролита в зависимости от заряда АКБ мы сказали выше: при заряде плотность повышается, при разряде — понижается. Зависимость плотности электролита от температуры простая: при снижении температуры плотность падает, при повышении — возрастает. Поэтому нормальная плотность определяет при температуре +25°C, а чтобы верно измерять плотность при любой температуре, используют таблицу поправок к показаниям ареометра:

Температура электролита,°C Поправка к показаниям ареометра,г/куб. см
-55 … -41-0,05
-40 … -26-0,04
-25 … -11-0,03
-10 … +4-0,02
+5 … +19-0,01
+20 … +300
+31 … +45+0,01
+46 … +60+0,02

Например, если электролит при температуре +25°C имеет плотность 1,28 г/куб. см, то при температуре -15°C он имеет плотность 1,25 г/куб. см, а при нагреве до +50°C (что часто бывает в подкапотном пространстве автомобиля) плотность повышается до 1,3 г/куб. см.

Чтобы компенсировать изменение плотности электролита в АКБ транспортных средств, эксплуатируемых в различных климатических поясах, применяются электролиты большей или меньшей плотности:

  • Летние и для жаркого климата — плотностью 1,23-1,24 г/куб.см;
  • Для умеренного и холодного климата — 1,27-1,28 г/куб.см;
  • Зимние и для холодного климата — 1,3-1,34 г/куб.см.

Кроме того, при повышении плотности электролита повышается его морозоустойчивость — более плотные электролиты устойчивы к замерзанию, поэтому они лучше подходят для эксплуатации в холодное время года и в холодных климатических поясах.

Сегодня можно купить электролит необходимой плотности, освободив себя от непростой процедуры приготовления правильного по характеристикам электролита из кислоты и воды. Электролит продается в тарах емкостью от 1 до 20 литров, поэтому всегда можно приобрести нужный для работы объем.

Использование аккумуляторного электролита

Сразу нужно отметить, что электролит не используется для текущего обслуживания аккумулятора. Наиболее часто в АКБ снижается уровень электролита и падает его уровень, в этом случае обслуживание выполняется добавлением воды. Дело в том, что в процессе работы аккумулятора из электролита испаряется вода, а кислота остается на месте. Также потеря воды может возникать в случае перезаряда аккумулятора — при достижении определенной плотности концентрация серной кислоты в электролите снижается и ее уже не хватает для нормального протекания указанных выше электролитических реакций. В этих условиях начинается процесс электрохимического разложения воды на водород и кислород — это проявляется «кипением» электролита, а образовавшиеся газы улетучиваются. В обоих случаях — при испарении и разложении воды — плотность электролита повышается, для ее восстановления необходимо использовать воду.

Наиболее часто электролит применяется для восстановления работы аккумулятора в случае замерзания электролита с последующей потерей его характеристик. Если электролит в АКБ замерз, то, прежде всего, необходимо занести его в теплое помещение и дождаться оттаивания. После этого аккумулятор следует поставить на зарядку с малым током — рекомендуется ток около 1 ампера и срок зарядки до 2 суток. В ходе зарядки нужно измерять плотность электролита, если она начнет повышаться, то его можно нормально зарядить и эксплуатировать.

Если же ни при каких условиях плотность не повышается, то следует произвести замену электролита. Это выполняется следующим образом:

  1. Слить электролит из всех банок батареи;
  2. Промыть банки дистиллированной водой;
  3. Добавить новый электролит до указанного уровня;
  4. Оставить аккумулятор на 2-3 часа для пропитки пластин электролитов;
  5. Зарядить АКБ малым током 0,5-1 ампер в течение 2 суток.

Зарядку следует остановить, когда плотность электролита и напряжение на клеммах будут стабильными в течение хотя бы двух часов.

Но если замерзание аккумулятора вызвало деформацию или разрушение пластин, то менять электролит уже бесполезно — нужно покупать новую батарею.

Аналогично устраняются и другие проблемы с аккумулятором — утечка или загрязнение электролита, ремонт АКБ после короткого замыкания и т.д. Но в этих случаях прежде нужно проверить аккумулятор на целостность и ремонтопригодность, при обнаружении трещин и других физических повреждений батарея ремонту не подлежит, ее нужно утилизировать.

Особый случай — ввод в эксплуатацию сухозаряженных аккумуляторов, которые поставляются без электролита. Обычно для подготовки такого аккумулятора его нужно заполнить электролитом и дождаться достижения необходимой плотности — все эти действия обязательно прописаны в инструкции к аккумулятору. Предварительную зарядку сухозаряженного АКБ проводить не нужно!

Во всех случаях необходимо правильно рассчитывать объем электролита, чтобы сделать правильную покупку. Объем электролита в АКБ зависит от его напряжения и электрической емкости. Наиболее распространенные 12-вольтовые аккумуляторные батареи емкостью 55-60 А·ч вмещают 2,5-3 литра, емкостью 75-90 А·ч — от 3,5 до 5 литров. Большие 24-вольтовые АКБ емкостью свыше 100 А·ч могут содержать 10 и более литров электролита. При покупке рекомендуется брать электролит с небольшим запасом, так как в процессе работы возможны непредвиденные потери и утечки.

www.avtoall.ru