Как классифицируются автомобили по их назначению. Форма машины


Типы кузовов легковых автомобилей с фото

В своем стремлении к совершенным формам и их наполнению автоконцерны периодически создают новые типы кузова автомобилей. Кроме простого разнообразия форм для модельного ряда, эти типы конструкций выполнят практические задачи. Ведь модели различаются по клиренсу, форме крыши, количеству мест для пассажиров и другим характеристикам. Все это накладывает отпечаток на условия эксплуатации.

Нередко разработки одного автогиганта берутся на вооружение другими автопроизводителями. Таким образом в отрасли формируются определенные стандарты, которые позже обретают свои узнаваемые потребителями черты. Однако, бывают и неудачные модели, которые либо забываются, либо перерождаются в обновленном образе после некоторых доработок.

Общая классификация

Кроме конкретных отличительных особенностей существуют общие виды кузовов автомобилей. Их принято делить на трехобъемные, двухобъемные и однообъемные модификации.

какие популярные типы кузова автомобилей

  1. Для однообъемных конструкций характерно отсутствие существенно выступающих за общие габариты багажника и капота. Инженеры любят этот тип кузова за немалое количество возможных трансформаций салонного пространства. Багажный отсек практически совмещен с салоном. Характерными представителями этого варианта компоновки являются минивэны.
  2. В двухобъемных компоновках моторный отсек вынесен вперед, в подкапотное пространство, а сзади отсутствует выступающий багажный объем. Там располагается дверь, открывающаяся вместе со стеклом, а не крышка багажника. Узнать двухобъемник можно в универсале.
  3. Трехобъемный кузов включает в себя кроме салона явно выступающий багажник и вынесенное подкапотное отделение. Конструкция имеет существенные ограничения по трансформации салона и багажного пространства, хотя большое количество трехобъемных седанов ездит по отечественным и зарубежным дорогам.

По степени нагруженности авто подразделяются на машины с несущим кузовом, полунесущим и с рамной конструкцией.

Популярные типы автомобильных кузовов

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся на наших дорогах типы кузовов легковых автомобилей с фото для каждой из разновидностей.

Седан

На сегодня широкое распространение среди автомобилистов получили транспортные средства с типом кузова седан. У таких автомобилей присутствует два ряда кресел и четыре двери. Сзади имеется изолированное пространство багажного отсека, закрываемое горизонтальной крышкой.

на чем строится классификация легковых автомобилей по типу кузова

Седан

Данный тип кузова предоставляет преимущества в большей степени для пассажиров. Перевозить в нем габаритный груз будет достаточно проблематично. Местом обитания седанов являются городские улицы и загородные трассы. Относительно невысокий клиренс не даст возможности покорять бездорожье. Также и парковка для седана будет на первых порах проблематичнее, чем для хэтчбека либо универсала, габариты которых молодые водители чувствуют легче.

В разных странах классификация легковых автомобилей по типу кузова может иметь отличия в названиях. Например, седаны в некоторых европейских странах имеют свои названия:

  • Франция – Berline;
  • Италия – Berlina;
  • Англия – Saloon.

К плюсам этого типа кузова можно отнести то, что машина не нуждается в дополнительном дворнике для заднего стекла, а также в салоне меньше шума со стороны багажника, нежели чем у хэтчбека и универсала.

Купе

Трехобъемный автомобиль с двумя дверями имеет внешность схожую с седаном. Отличие также кроется в наличие двух кресел в транспортном средстве. Однако, есть версии с расположением 2+2, но второй ряд достаточно узкий и не предназначен для длительных поездок. Размеры обеих дверей увеличены, что добавляет комфорта водителю и переднему пассажиру.

как отличать типы кузова автомобилей

Купе

Машины этого типа чаще оснащают более мощными моторами, чем у седанов. Средняя стоимость их также немного выше. Так как покупателями такого транспортного средства чаще являются молодые люди, предпочитающие эксплуатировать авто на хороших дорогах с высокими скоростными режимами, то подвеска ставится более жесткая, дорожный просвет конструкторами занижен, а жесткость кузова повышена.

Хэтчбек

Основное достоинство такой компоновки – компактность. Габаритные параметры у этого типа авто меньше, чем у популярных седанов и универсалов. Это обеспечивает облегченную маневренность водителю, особенно во время парковки. При этом страдает конструкция багажника, который остается не слишком объемным. Бывают трех- и пятидверные машины данной конструкции.

чем похожи типы кузова автомобилей между собой

Хэтчбек

Минимальное количество передних и задних свесов делает незаменимой конструкцию при подъездах к бордюрам или другим невысоким ограничениям. Чаще всего эти авто выпускаются в бюджетном классе. За позитивные качества хэтчбек любят молодые водители и представительницы слабого пола.

Лифтбек

Гибридная конструкция лифтбека визуально напоминает седан, когда угол наклона заднего стекла сохраняется и присутствует конструкционная выступающая горизонталь как у седанов на крышке багажника. Но при открытии задней двери поднимается и стекло, и вся дверь вместе.

где найти типы кузовов легковых автомобилей с фото

Лифтбек

Разницу между ним и седаном выдает задний дворник. Преимущества конструкция переняла у обоих своих «родителей»: огромный проем для погрузки багажа как у хэтчбека и просторный багажник как у седана.

Универсал

Подобные конструкции автопроизводители выпускают на одной и той же платформе, что и седаны, поэтому длина у них часто совпадает. Разница заключается в продолженной крыше для универсала и наличии вертикальной задней двери. Такая компоновка максимально повышает объем полезного пространства в багажнике.

на чем основывается классификация легковых автомобилей по типу кузова в мире

Универсал

Практичная конструкция доказала свою надобность в быту. Если потребуется перевести крупный холодильник или стиральную машину, то станут заметны все прелести этого кузова автомобиля. При этом все двери будут закрыты.

Кроссовер

Универсал или хэтчбек, посаженный на базу с большим клиренсом и более мощным мотором, даст представление о современных кроссоверах. Появившиеся во второй половине 90-х годов, они активно завоевывают популярность у современных водителей.

как выглядят типы кузовов легковых автомобилей с фото

Кроссовер

Автомобили обладают большим комфортом, чем внедорожники и способны выдавать отличный мощностные характеристики на трассе. Иногда их называют «паркетниками», вероятно, за обманчивую внедорожную внешность.

Внедорожник

По конструкционной сути внедорожники являются в своем большинстве универсалами, но за счет таких характеристик, как большой клиренс, высокая проходимость, наличие полного привода, повышенная мощность, значительные габаритные параметры их принято обосабливать в отдельную категорию.

какими бывают типы кузовов легковых автомобилей с фото

Внедорожник

Большинство из внедорожников имеет рамную конструкцию и клиренс от 200 мм. Длина автомобиля на узких городских улочках и ограниченных местах для парковки создает трудности для городских условий. Также большинство узлов не рассчитано на высокие скоростные нагрузки для загородных трасс. Средняя стоимость их выше, чем кроссоверов.

Компактные внедорожники бывают с тремя дверями, для полноразмерных характерны пять дверей. В некоторые модели инженеры включают третий ряд кресел. За вместительность и проходимость придется расплачиваться повышенным расходом топлива и слабой устойчивостью во время резких поворотов.

Минивэн

Эти автомобили в европейских или североамериканских странах называют семейными. Их вместительность превосходит универсалы, схожие с ним по конструкции. Широко используется конструкционная возможность установки третьего ряда кресел в эти авто. При этом инженеры предусматривают возможность раскладывания задних рядов в «ровный пол», что дает большое преимущество при перевозке грузов по сравнению с другими кузовами.

чем разнятся виды кузовов автомобилей

Минивен

Боковая дверь обычно выполнена не распашной, а скользящей вдоль корпуса. Водитель обеспечен высокой посадкой с хорошим обзором, что повышает безопасность вождения. В городских условиях минивэн будет не слишком удобен, зато его оценят и водитель и пассажиры в дальних поездках.

Недостатком является высокий центр тяжести, что потребует внимательного обращения с машиной во время резких маневров.

Пикап

Смесь легкового авто и небольшого грузовика принято называть пикапом. Открытый багажный отсек с жесткими бортами является характерной чертой этих авто. Такая модель кузова очень популярна на североамериканском континенте. Изолированная комфортная кабина дает возможность насладиться вождением. Часто она имеет два полноценных ряда с двумя или четырьмя дверями.

как отличаются виды кузовов автомобилей

Пикап

Конструкторы снабдили заднюю часть подвески не стандартными для легковушек пружинами, а более мощными рессорами. Полноприводные авто по проходимости легко тягаются с внедорожниками. Для защиты груза обычно предусматриваются специальные крышки или покрытия из плотного материала.

Кабриолет, родстер

Машины с открытым верхом более популярны в странах с жарким климатом. Хотя для прохладной погоды можно подобрать кабриолет со складывающейся крышей. Это авто имеет два ряда кресел, но второй обычно заужен, как у купе.

какие бывают популярные виды кузовов автомобилей

Родстер

Схожей конструкцией кузова обладает и родстер, но эти автомобили выпускаются исключительно с одним рядом кресел. Скоростные характеристики авто со складывающимися крышами дают возможность ощутить прелести вождения на загородных трассах.

Лимузин

Слабая модель кузова для практических целей. Чаще выполняет декоративную или представительскую миссию. Неудобный на маленьких городских улочках длинный автомобиль отличается тем, что в нем есть стеклянная перегородка, отделяющая водительскую зону от остальной части салона.

как делается классификация легковых автомобилей по типу кузова

Лимузин

Модель может выпускаться на завод в качестве самостоятельного авто или в виде удлиненной версии какого-либо седана, внедорожника или хэтчбека. Авто обладает невысокой жесткостью кузова и очень слабой маневренностью.

Фургон

Большинство фургонов имеет один ряд кресел, за которым располагается закрытое со всех сторон корпусом авто грузовое отделение без боковых окон. Часто стекла стоят в задней двери. Положительными качествами комплектации машины являются высокая грузоподъемность, достаточная вместительность, защищенность груза от внешних факторов.

какие бывают типы кузова автомобилей

Фургон

Отрицательными сторонами можно считать расход топлива, слабую жесткость конструкции, завышенный центр тяжести, который может приводить к переворотам во время резких маневров.

Заключение

В современных моделях четкие границы между типами кузовов постепенно стираются. Автопроизводители перемешивают стили и отменяют условности, характерные для определения авто. В результате появляются все более комфортные транспортные средства для потребителей.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Форма автомобиля - Как отремонтировать ВАЗ

Форма всех транспортных средств со временем существенно изменялась. И легковые автомобили в данном случае не являются исключением. Изменение формы легковых машин связано со множеством различных весомых и не очень весомых факторов. Основные причины изменения формы автомобиля заключаются в научных открытиях, совершенствовании производства и возникновении новых технологий. И, конечно, следует отметить, что форма автомобиля нередко менялась из-за веяний моды. К примеру, именно под влиянием моды легковые автомобиля 2-ой половины 30-ых годов 20 века, которые были оснащены и которые не были оснащены мощным двигателем, в любом случае имели чрезвычайно длинный капот.

Эволюция формы автомобиля Первые автомобили по форме очень напоминали кареты. Машины продолжали напоминать своими очертаниями кареты примерно до 20-ых годов минувшего века. И это вполне объяснимо. Дело в том, что на заре автомобилестроения изобретатели еще не понимали, какая она — адекватная форма для только-только изобретенного средства передвижения. И действительно, изобретатели в то время мало представляли, каким внешним видом должны обладать «безлошадные» колесницы. Целенаправленная разработка внешнего облика транспортного средства началась только в 1926 году. Именно в этом году автомобильный концерн General Motors обзавелся дизайнерской группой, в задачу которой входило создание адекватной формы машины. Дело в том, что к 1926-ому году потребители уже предъявляли требования не только к характеристикам автомобиля, но и к его внешнему виду. Именно это заставляло конструкторов и дизайнеров искать новые решения и совершенствовать очертания машины.

По тому, как изменялась форма транспортного средства с начала прошлого века и до настоящего времени, вполне можно проследить основные для каждого десятилетия тенденции автомобильного дизайна.

  • В дизайне автомобилей 20-30-ых годов прослеживается стиль Art Deco.
  • Для автомобилей 30-40-ых годов характерен Streamline Modern.
  • В дизайне машин 50-ых годов прослеживаются «космические мотивы» футуристический стиль.
  • Для автомобилей 60-ых — начала 70-ых годов характерен «клиновидный» кузов, который навеян внешним видом сверхзвуковых самолетов.
  • В дизайне автомобилей 70-ых годов господствует неоклассический стиль.

Середина 80-ых годов минувшего века стала переломным моментом, так как именно с этого времени разработка формы автомобиля стала осуществляться на основе «аэродинамического» дизайна. Иными словами, с середины 80-ых годов 20 века главным в форме машины стала обтекаемость силуэта. Таким образом, острая и даже, пожалуй, «рубленая» форма кузова транспортного средства, которая была свойственна автомобилям в прошлых десятилетиях, с этого времени остается в прошлом.Какая форма автомобиля предпочтительнее?Наиболее широкое распространение в настоящее время получили такие формы кузова легковушек как седан и хэтчбек. Отличительной особенностью хэтчбека является укороченный задний свес кузова. Лидером в отечественном автомобильном парке является седан. Лидерство седанов в нашей стране обусловлено тем, что так сложилось исторически. Однако в последнее время российский автомобильный рынок претерпевает существенные изменения, следствием которых становится то, что темпы продаж хэтчбеков неуклонно увеличиваются и в скором времени, возможно, догонят седаны.

Форма кузова — седанСедан является традиционным и самым распространенным типом легковой машины, багажник которого отделен от салона. Данный тип автомобиля наиболее востребован среди потребителей. В седане имеется 2-3 ряда сидений. Внешний вид седана можно охарактеризовать словами «консервативность» и «солидность». И этими словами, пожалуй, невозможно дать характеристику хэтчбеку.

Плюсы седана в сравнении с хэтчбеком очевидны. В частности, из основных преимуществ этого типа автомобиля можно выделить:

  • большой размер багажника, позволяющий вместить больший объем груза;
  • небольшой объем салона, благодаря которому автомобиль быстро прогревается.

Кроме того, такая форма автомобиля, безусловно, обладает существенно лучшими аэродинамическими свойствами. Опытные автомобилисты также могли заметить, что заднее стекло седана пачкается значительно меньше, чем заднее стекло хэтчбека. Следует также отметить, что данный тип автомобиля представлен больше. Данный факт обуславливается тем, что именно седаны лидировали на автомобильном рынке в течение нескольких десятилетий. В течение этого времени так сложилось, что в глазах общества владелец седана предстает в качестве обстоятельного и серьезного человека, разделяющего традиционные ценности. Удобный и вместительный седан, благодаря грамотному позиционированию, в настоящее время представляется оптимальным выбором для тех, кто хочет приобрести семейный автомобиль.

Вместе с тем, такая форма автомобиля (седан) обладает и определенными недостатками. В частности, выполнить трансформацию салона седана довольно-таки затруднительно. Помимо прочего, стоимость седана несколько выше стоимости хэтчбека, который относится к такому же классу, что седан. Впрочем, недостатки формы целиком и полностью нивелируются комфортностью передвижения, обусловленной наличием более мягкой подвеской и солидным внешним видом.

Форма кузова — хэтчбекВ сравнении с седаном хэтчбек имеет определенные преимущества. В частности, к преимуществам можно отнести и компактность, и управляемость, и «шустрость», и маневренность. Помимо прочего, салон хэтчбеков вполне можно трансформировать путем снятия задних сидений, что позволит объединить салон с багажником. И хотя седан имеет багажник большего размера, после трансформации в багажник хэтчбека можно вместить такие габаритные предметы, как, например, детская коляска либо горный велосипед. Предметы таких габаритов сложно и даже почти невозможно уместить в багажнике седана. Таким образом, автомобиля такой формы следует выбирать тем, кто осуществляет не только транспортировку пассажиров, но и перевозку габаритных грузов. Однако следует понимать, что вследствие трансформации, т.е. вследствие объединения салона с багажником, салон хэтчбека приходится прогревать значительно дольше. По словам владельцев хэтчбеков, воздух в таких автомобилях зимой или в холодную погоду остывает крайне быстро. Для этого достаточно открытия багажника, через который, помимо прочего, в салон машины проникают и ненужные запахи, и дорожная пыль.

Наличие жесткой по сравнению с седанами подвески является основным недостатком хэтчбеков. Но даже при наличии перечисленных недостатков такая форма автомобиля пользуется достаточно устойчивым спросом, который обусловлен, прежде всего, спортивным и несколько «дерзким» внешним видом.

Форма кузова — универсалУниверсал — это еще одна из популярнейших форм кузова. В качестве примера автомобилей, обладающих таких кузовом, можно привести Toyota Corolla Fielder, Opel Astra Caravan. Салон автомобиля, имеющего такой кузов, объединен с багажником, объем которого существенно выше, чем, скажем, у седана. Крыша такой машины продлена до заднего габарита. Доступ в багажное отделение обеспечивается дополнительной дверью. Автомобили, обладающие универсальной формой, имеют задний свес, длина которого сопоставима (либо длиннее) с длиной заднего свеса седана в базовой комплектации. Среди преимуществ таких автомобилей можно выделить достаточно большое пространство внутри салона, которое может оказаться очень полезным. А к недостаткам можно отнести наличие жесткой подвески, которое обуславливается большой грузоподъемностью универсала. Подвеска у таких автомобилей значительно жестче подвесок и седана, и хэтчбека.

Автомобили, обладающие универсальной формой, довольно-таки часто сравнивают с внедорожниками. В этом отношении универсалы по грузоподъемности вполне сопоставимы с внедорожниками. Более того, в некоторых случаях универсалы обладают даже большей грузоподъемностью, чем внедорожники. При этом универсалы отличаются низкой по сравнению с внедорожниками стоимостью обслуживания, превосходящей стильностью и большей маневренностью. В салоне таких автомобилей с неплохим комфортом можно разместить семью, состоящую из четырех-пяти человек. Таким образом, автомобилистам, предпочитающим путешествовать совместно с членами семьи, можно порекомендовать остановить свой выбор именно на универсале. Заметим, что в данном случае речь идет не о спортивных универсалах, так как любому водителю очевидно, что эксплуатация такой машины обойдется, конечно, дороже, нежели обслуживание внедорожника в период эксплуатации.

Резюмируя все выше изложенное, скажем, что автомобиль любой формы обладает и недостатками, и преимуществами. Чтобы не ошибиться с выбором, автомобиль должен приобретаться с учетом тех целей, для которых он будет использоваться. Тем автомобилистам, задающимся вопросом о том, какая форма автомобиля предпочтительнее, следует ответить, что выбор в конечном итоге определяется не преимуществами и недостатками той или иной формы, а исключительно индивидуальными предпочтениями автовладельца.

portalvaz.ru

Форма - машина - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Форма - машина

Cтраница 1

Форма машины, ее тектоника должны быть ясными, легко читаться, наглядно отображать техническую структуру, содержание и назначение ( функцию) как отдельных частей, так и машины в целом, облегчать оператору ориентацию на рабочем месте.  [1]

Форма машины не должна быть источником излишней информации, чтобы не отвлекать внимание оператора. Все нефункциональные и декоративные элементы, если они и вызваны технологией изготовления, должны быть исключены. Формы основных объемов машины в целом должны быть просты, лаконичны, с нормальными очертаниями без замысловатых конфигураций, так как резкие изменения основных линий контуров объемов невольно притягивают взгляд человека, являясь постоянными узлами зрительного напряжения.  [2]

Производит ли форма машины впечатление единого целого.  [3]

Выражает ли форма машины ее функционально-конструктивное назначение.  [4]

Анализ конструкций и форм машин, аппаратов, приборов, устройств, механизмов с точки зрения человеческого фактора дает основание построить следующую межотраслевую классификацию, которая может принести пользу при создании машин.  [5]

Не слишком ли расчленена форма машины. Не нарушает ли расчлененность впечатления цельности машины.  [6]

Процесс становления зрительного образа формы машины, как показывают экспериментальные исследования, имеет несколько фаз. На первой фазе происходит грубое различение общих пропорций машины и ее положения в цехе. Затем наступает вторая фаза - мерцающей формы.  [7]

При решении вопроса о форме машин, станков, инструментов следует принимать во внимание их конструкт тивные особенности, наличие унифицированных узлов и деталей, максимальное удобство в эксплуатации, сочетание с формами интерьера и окружающих агрегатов.  [8]

По способу уплотнения формовочной смеси в форме машины делятся на прессовые, встряхивающие ( с подпрессовкой, или без нее), пескодувные, пескометы. По способу удаления модели из формы делятся на машины с штифтовым подъемом опок, с протяжной модельной плитой, с поворотной плитой и с перекидным столом.  [10]

По способу уплотнения формовочной смеси в форме машины делятся на прессовые, встряхивающие ( с подпрессовкой, или без нее), пескодувные и пескометы. По способу удаления модели из формы формовочные машины бывают с штифтовым подъемом опок, с протяжной модельной плитой, с поворотной плитой и с перекидным столом.  [12]

Рациональность, новизна, оригинальность и художественная выразительность форм машины в настоящее время также важны, как и высокие технико-экономические показатели. Внешний вид промышленных изделий является одним из решающих факторов, так как в значительной мере способствует повышению культуры производства, играет важную воспитательную роль, обусловливает конкурентноспособность продукции на внешнем рынке. Машины, имеющие современную эстетическую форму, и отвечающие другим потребительским качествам, имеют повышенный спрос.  [13]

По взаимному расположению осей узлов впрыска и запирания формы машины делятся на горизонтальные, вертикальные и угловые.  [14]

Площадь и форма верхней плоскости фундамента определяются размерами и формой машины. Для прочности краев фундамента верхняя его плоскость должна быть на 100 - 200 мм больше с каждой стороны станины машины.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

звания, машины, форма, оружие :: SYL.ru

Во все времена охранять правопорядок считалось почетной обязанностью, поэтому для данных целей отбирались только лучшие представители своего времени. Сегодня образцом служения народу является полиция США. Вот о ней мы и поговорим в нашей статье.

Полиция: начало начал

Слово "полиция" очень знакомо для современного человека, но практически никто не знает, что имеет оно довольно глубокие исторические корни. Впервые этот термин был применен в Древней Греции, он стал производным от греческого произношения слова "город" - "полис". В те времена "полития" обозначала общественное устройство, и только с течением времени видоизменилось само слово и его значение.

В структуру полиция оформилась только в первой половине девятнадцатого века, когда житель Лондона организовал специальную группу, которая должна была охранять порядок в городе и задерживать мелких правонарушителей для доставки их в суд. Только с этого мгновения, можно сказать, началась история полиции.

США: история возникновения полицейского ведомства

Полиция США обязана своим появлениям рейнджерам из Техаса. Они стали первыми добровольцами в стране, которые объединились для защиты своих территорий от нападения индейцев. Первая группа состояла из десяти человек и только вырабатывала четкую структуру и иерархию.

Чуть позже рейнджеры стали принимать участие в различных военных столкновениях внутри страны, где показали себя с лучшей стороны. Это послужило поводом передать им полномочия по охране границ и внутреннего правопорядка. К началу двадцатого века рейнджеры превратились в официальное ведомство, пользующееся невероятной популярностью среди молодых американцев.

Впервые название "полиция" было применено в 1917 году. Тогда в Нью-Йорке было сформировано подразделение, которое должно было заниматься правоохранительной деятельностью, и имело широкий круг обязанностей. Опыт Нью-Йорка оказался успешным и многие штаты стали организовывать подобные подразделения. Через несколько лет полиция США была полностью сформирована.

Интересные факты о полиции США

Несмотря на то, что практически в каждом американском боевике актер изображает полицейского, мы почти ничего не знаем о том, как функционирует данное ведомство. Удивительно, но полиция США не имеет единой структуры в пределах страны. Каждый штат формирует свои полицейские управления и вводит собственные правила. Они могут кардинально отличаться в разных регионах страны, что затрудняет работу полицейских по поиску преступников. Ведь различные управления плохо взаимодействуют между собой.

Несмотря на то, что в США мужчины и женщины имеют равные права, на должность полицейского женщину взяли только в начале двадцатого века. Причем отсутствие форменной одежды никого не смутило, первая женщина - сотрудник полиции самостоятельно разработала вариант формы, которую использовали в качестве образца практически пятьдесят лет.

Российские полицейские, имеющие возможности для быстрого карьерного роста, существенно отличаются от работников полиции США. Они зачастую выходят на пенсию в звании, присвоенном при поступлении на службу. Полученные за годы службы звания в полиции США аннулируются при переводе в другое полицейское управление. На новом рабочем месте сотрудник вынужден снова подтверждать свою квалификацию, чтобы, возможно, когда-нибудь получить повышение.

Звания в полиции США

Гражданин США, поступив на службу в полицию, получает звание офицера. Это самая низкая категория, для которой не нужно даже иметь высшее образование. При удачном стечении обстоятельств новичок может дорасти до детектива. Это считается более престижным званием, но по статусу оно не слишком отличается от офицера. Детектив не имеет никаких привилегий и не может похвастаться большой зарплатой. Звание детектива делится на три категории, они присваиваются в зависимости от выслуги лет, но серьезных различий не имеют.

Если детектив проработал в полиции не менее пяти лет, он получает допуск к экзамену на звание сержанта. Экзамен является крайне сложным, его проваливают около 95% соискателей. Подобная схема действует для получения следующих званий - лейтенанта и капитана. Единственным нюансом является тот факт, что лейтенантом может стать только американец, имеющий высшее образование. Это является серьезным препятствием для повышения многих полицейских.

Дальнейшие звания не зависят от выслуги лет, их присваивают только при наличии серьезных личных достижений. Высшим является звание шефа полиции. Если мы говорим о целом штате, то можно дослужиться до шерифа.

Форменная одежда американских полицейских

Форма полиции США не имеет единого стандарта. Каждый штат в праве самостоятельно разрабатывать дизайн формы. Конечно, в американских боевиках вы этого не заметите. Там практически все полицейские одинаково одеты, что невероятно далеко от реальности. Единственное, что есть у всех служителей закона - это значок американского полицейского. Он дает широкие права и возможности, поэтому его носят с собой даже во внерабочее время.

Во многих штатах форма разрабатывалась около ста лет назад и с тех пор не менялась. Хотя в последние годы в США возникла тенденция к переменам и экспериментам, что еще больше увело полицию от единого стандарта форменной одежды.

Табельное оружие полиции США

Отсутствие единства в полицейских управлениях страны повлияло и на оружие американского полицейского. Каждый штат утверждает список вооружения на региональном уровне. Но в нескольких словах схема выбора табельного пистолета выглядит следующим образом:

  • на уровне штата утверждается список видов и марок огнестрельного оружия, которые должны использоваться органами полиции;
  • каждый полицейский имеет право использовать два вида пистолета - обязательное и по выбору;
  • оружие по выбору может быть заменено на другое с течением времени.

Чаще всего табельным оружием американских полицейских становится "Кольт". Он относится к обязательным видам. С начала двадцатого века данный ствол встал на вооружение американских войск и полицейских управлений. Конструкция пистолета до сих пор считается классической.

Вторым пистолетом, покорившим сердца полицейских Америки, является "Глок". Эта модель относится к новейшим разработкам и отличается укороченным стволом. Магазин вмещает пятнадцать патронов и обладает высокой огневой мощью.

На каких машинах патрулируют улицы полицейские США?

На рубеже девятнадцатого и двадцатых веков в американской полиции была предпринята попытка создать автономное средство передвижения. Такой "автомобиль" был безумно дорогим и не мог проезжать более пятидесяти километров. Далеко не каждый штат мог себе позволить такую роскошь.

До восьмидесятых годов полиция США перепробовала различные марки автомобилей. Многие не соответствовали списку требований и не могли работать в условиях жесткой эксплуатации. Последние тридцать шесть лет машины полиции США представлены марками "Шевроле" и "Форд". Они составляют более восьмидесяти процентов всего автопарка американской полиции.

Срок службы такого автомобиля в среднем составляет пять лет. Перед каждым выходом на смену авто подвергается тщательному осмотру. В случае малейших неполадок машина снимается со смены и отправляется в мастерскую.

Мотоциклы на улицах Америки

Мотоциклы уже более ста лет занимают свое место на службе в полицейских управлениях Америки. Впервые мотоциклы попали в автопарк в начале двадцатого века и сразу же стали фаворитами американских полицейских. Их использование имеет ряд плюсов:

  • маневренность;
  • умение развивать высокую скорость в кратчайшие сроки;
  • низкий расход топлива.

Требования к двухколесной технике предъявляются весьма лояльные. Мотоцикл должен иметь звуковые сигналы, площадку для ног и обязательное ветровое стекло. Этому списку соответствует достаточно много моделей, но чаще всего в полиции используется техника марки "Харлей-Дэвидсон" и "Хонда".

Надеемся, что в нашей статье вы нашли множество интересных фактов о полиции США. Теперь вас не смогут ввести в заблуждение всевозможные сериалы и художественные фильмы о буднях полицейских. Ведь вы владеете всеми нужными знаниями, чтобы отличить вымысел от реальности.

www.syl.ru

Классификация автомобилей по назначению

Классификация автомобилей появилась как следствие стремительно расширяющегося автопарка и появления все новых типов автотранспортных средств. Чтобы автолюбители могли быстро получить представление о каком-либо автомобиле, были созданы системы, позволившие унифицировать все машины и разделить их на основные типы по назначению, габаритам, типу кузова, объему двигателя и другим признакам.

Существуют различные типы автомашин

Существуют различные типы автомашин

Одна из наиболее общепринятых — классификация машин по назначению.

Типы автотранспорта

Все автотранспортные средства подразделяются на следующие типы:

  • легковые;
  • грузовые;
  • грузопассажирские;
  • автобусы;
  • спецтранспорт.

Рассмотрим подробнее каждый тип авто.

Виды автотранспортных средств

Виды автотранспортных средств

Легковые машины

В числе легковых автомобилей — машины, перевозящие пассажиров (до 8 человек) или негабаритные грузы, а также спецавтомобили (буксировщики и пр.). Внутри этой категории также существует классификация по типу кузова, его габаритам, объему и мощности мотора и другим параметрам. Наиболее часто для определения типа легкового авто используют европейскую систему.

В основу европейской классификации положено разделение машин по габаритам. Все автотранспортные средства получают буквенное обозначение.

  • А — компактные малолитражки, предназначенные для поездок по городу. В 3-х или 5-дверный хэтчбек обычно помещается 2-4 человека и малогабаритный груз. Максимальная длина машин класса «А» достигает 3,6 м, ширина — 1,6 м.
  • В — автомобили длиной до 3,9 м и шириной до 1,7 м. Привод — передний, компактные размеры и экономный двигатель идеально подходят для использования в городе.
  • С — группа легковых автомобилей, наиболее распространенных в Европе. Также имеет второе название — «гольф-класс», по названию популярной среди представителей среднего класса машины «Volkswagen Golf». Параметры кузова машин этой категории — до 4,3 м в длину и до 1,8 м в ширину.
  • D — седаны и хэтчбеки с длиной кузова до 4,6 м и шириной от 1,8 м. Надежные и вместительные автомобили для всей семьи.
  • Е — авто высшего среднего или бизнес-класса. Параметры кузова — от 4,6 м в длину и от 1,8 м в ширину. Отличаются повышенным уровнем комфортности, безопасностью, стильным дизайном и престижностью.
  • F — представительские автомобили класса «люкс» с длиной кузова от 5 м и больше.

Видео о классах машин:

Еще одна популярная классификация легковушек — по типу кузова.

  • Седан — классика автомобилестроения. Четырехдверный кузов имеет конструктивно отделенные друг от друга багажный и моторный отсеки.
  • Хэтчбек — «задний люк», 3-х или пятидверные машины, в которых одна дверца относится к багажному отсеку.
  • Универсал — машина с объединенным пассажирским и багажным отсеками. В народе носит название «семейный автомобиль».
  • Кабриолет — авто с открывающимся мягким верхом. Может также носить название «родстер».
  • Кроссовер — машина, сочетающая в себе вместительность «универсала» и проходимость внедорожника.
  • Купе — спортивные компактные двухдверные автомобили с отделенным отсеком для багажа.
  • Лимузин — длиннокузовные машины премиум-класса с вместительным и богато отделанным салоном. Пассажирский отсек можно отделять от водительского перегородкой.

Видео о различных типах кузова:

Грузовые машины

Различают три основные группы грузовых машин:

  1. Бортовые — к ним относятся грузовые фургоны.
  2. Специализированные — самосвалы, рефрижераторы, балластные и седельные тягачи, контейнеровозы.
  3. Автоцистерны.

Помимо этого, классификация грузовых авто выполняется по типу кузова, грузоподъемности, количеству осей и т.д.

  • По типу кузова грузовые машины делятся на закрытые и открытые, тентованные, бортовые, самосвалы, изотермические фургоны, краны, микроавтобусы, лесовозы, контейнеры, седельные тягачи и пр.
  • Разделение грузовых авто по количеству осей выделяет 2-х, 3-х, 4-х и 5-осные модели. Количество осей в некоторых случаях может превышать 5 штук.
  • По типу мотора грузовики делятся на дизельные и бензиновые.
  • По грузоподъемности различают малые грузовики, средние, большие, грузоподъемностью 1,5-16 тонн и от 16 тонн.
Грузовой автомобиль с цистерной

Грузовой автомобиль с цистерной

Грузопассажирский транспорт

К ним относят автомобили, сконструированные:

  • на базе легковых моделей — микроавтобусы, минивэны, пикапы;
  • на базе грузовых моделей — вездеходы, «вахты», автомобили спецназначения.

Минивэн — сочетание небольшого автобуса и легковушки. Основные приметы: короткий капот, просторный пассажирский отсек с тремя рядами сидений и высокие потолки.

Микроавтобус — транспорт для перевозки 8 и более пассажиров. Длина кузова обычно не превышает 5 метров.

Пикап — симбиоз легковушек и грузовых автомобилей. Полный привод, повышенная проходимость и возможность транспортировки крупных грузов делают эти машины незаменимыми для фермерских, лесных и других хозяйств.

Пример пикапа

Пример пикапа

Автобусы

Автопарк автобусов насчитывает самые разнообразные модели, которые создавались с учетом особенностей эксплуатации. Есть автобусы туристические, школьные, пригородные, междугородные, двухуровневые и одноуровневые городские, автобусы для перевозки пассажиров в аэропортах, перронные и другие.

Двухэтажный автобус

Двухэтажный автобус

Спецтранспорт

К этой категории автомобилей относятся автокраны, автолавки, строительная техника, гоночные машины, амфибии. Также в эту группу входят машины скорой помощи, бронированная автотехника, катафалки, агрегаты для уборочных работ и т.д.

Специальный транспорт

Специальный транспорт

В различных странах действуют свои системы классификации.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Последние и актуальные новости из автомобильного мира!

avtomobilabc.ru

Эволюция формы технологических машин

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Разное

Эволюция формы технологических машин

Эстетическое осмысление формы технологических машин не является достижением последних десятилетий. Рассматривая эволюцию формы машин, прототипы которых восходят к тем временам, когда наши предки только начинали производственную деятельность (к таким машинам относится токарный станок), можно проследить определенную закономерность смены функциональной, конструктивной формы на форму декоративную, пластичную, подобно смене стилевых форм в архитектуре соответствующих эпох. Сопоставление формы станка и архитектурных сооружений определенного периода обнаруживает их стилевое единство, принадлежность к одному этапу развития техники и культуры.

Обычно в трудах по истории техники эволюция токарного станка рассматривается с точки зрения совершенствования его конструкции и технологии резания. От камня и палки до контрольно-управляющих, логических и кибернетических машин — таков путь прогресса в развитии конструкции машин и механизмов. Представление о первой конструкции токарного «станка», пришедшего на смену простому вращению палки в ладонях первобытного человека, дает экспонат Веймарского музея. Перетягиванием тетивы лука «токари» приводили во вращение закрепленную в осях деталь. Эта конструкция, получившая название лучковой, просуществовала не одно столетие. Форма такого станка имеет много общих черт с формами первобытных орудий, мебели, утвари. Труд, выделивший человека из животного мира, положил, как известно, начало искусству. Орудия труда с древнейших времен несут на себе эстетическое начало и стилевую печать времени. Римский архитектор Витрувий неоднократно упоминает в своем трактате о токарных станках. К сожалению, мы не располагаем их изображениями.

В эпоху средневековья токарные станки изготовлялись ремесленниками и предназначались для выточки бытовых изделий из дерева. Сами станки тоже были деревянными. Формы их функциональны и конструктивны, как и строгие формы романской архитектуры. Изображения средневековых токарных станков на гравюрах показывают, что они были лишены каких-либо украшений. В XIII в. лучковая конструкция уступила место деревянной пружине (очепу), закрепленной отдельно от станка. Появился ножной привод, увеличился диаметр обрабатываемых деталей. Токарное ремесло выделялось в самостоятельную профессию. Для форм станков средневековья характерны строгая утилитарность и ясность. Их деревянные брусы имеют четкую геометрическую форму, чему способствовал некоторый прогресс в обработке дерева. Формы этих машин монолитны и функциональны. Как и для средневековой архитектуры, для них характерны устойчивость, четкое разделение объемов, предельная конструктивная ясность каждой детали, неразрывное стилевое единство.

Эпоха Возрождения ознаменовалась высоким взлетом культуры и важными научными открытиями. В основе производительных сил по-прежнему лежал труд ремесленников. Сохранился рисунок токарного станка Леонардо да Винчи, в котором наметился переход к использованию махового колеса и коленчатого вала. Это позволило устранить холостой обратный ход изделия, ввести поддержки для резца. Позже отделили ножной привод и маховое колесо от станка. Сначала маховик вращал другой человек, затем стали использовать силу воды или ветра.

В XV в. токарное дело стимулировалось развитием артиллерии, для которой требовалось большое число деревянных пыжей. Конструктивные новшества и внедрение металлических деталей постепенно изменили средневековый токарный станок, хотя его форма по-прежнему оставалась функциональной. Конструктивную ясность купола Брунеллески можно сравнить с конструктивной формой машин этого периода. Но увеличение количества деталей и приспособлений постепенно делает форму станка более дробной и измельченной. Появилась тенденция к украшению машины резьбой и приданию станине и деталям форм, заимствованных из архитектуры. Декоративные аксессуары позднего Возрождения постепенно переносились на формы рабочих машин. Однако в станках ремесленников еще долго сохранялись традиционные простые конструктивные формы. Необходимо отметить единство стилевых черт станков и интерьеров, в которых они использовались.

Рис. 6. Характерные формы орудий, труда и архитектуры первобытных народов. Мебель и орудия труда африканских племен. Прототип токарного станка (реконструкция музея в Веймаре). Пещерные «фрески» в Испании. Кромлех в Стон-хендже (Англия). Львиные ворота в Микенах (XX в. до н. э.)

Рис. 7. Архитектурные формы и формы колесниц Древнего Египта. Пирамида Хеопса. Строительство пирамиды (реконструкция амер. худ.). Выезд Эхнатона и Нефертити (рельеф из гробницы Панесхи, роспись из гробницы Усерхета XIV в. до н. э.)

В XVIII в. в эпоху Петра I форма токарных станков заметно изменилась в сторону ее декоративности и пластичности. В этом отношении характерно творчество выдающегося станкостроителя Андрея Константиновича Нартова, которого, выражаясь современным языком, можно назвать художником-конструктором своего времени. Его станки предназначались для изготовления художественных изделий из кости, твердых пород дерева и металла. Возросший в XVIII в. спрос знати на предметы внутреннего убранства, барельефы, табакерки стимулировал их развитие. Станки эти имели ряд сложнейших приспособлений и механизмов, многие из которых и сегодня не потеряли своего значения. Применение механического суппорта и копировального устройства, подвижного шпинделя, шестеренных передач позволяло на таком токарном станке копировать рельефные изображения. Изготовлялся станок из дерева и металлических деталей, требующ тонкой и искусной технологии. Характерно, ч ранние станки Нартова созвучны суров’ и строгой архитектуре петровских постро и заметно отличаются от его же поздних, б гато декорированных машин, изображен которых мы находим в его книге «Театр; махинарум». В них уже заметно влияние уте ченного и вычурного рококо.

Рис. 8. Пример стилевой общности архитектурных и «транспортных» форм ассиро-вавилонской культуры. Ворота Иштар в Вавилоне. Майоликовый фриз в Ниневии. Охота на львов. Рельефы из дворца Ассурбанипала и Куюнджика VII в. до н. э.

Рис. 9. Античные архитектурные формы и формы колесниц. Храм Посейдона в Пестуме. Реконструкция строительства Парфенона. Античная колесница. Фреска из Тиринфа. Гравюра Епифанова к сОдиссее»

Зимнего дворца или павильона «Эрмитаж» Растрелли с декором поздних станков Нартова, можно обнаружить одни и те же волюты и гирлянды. И дворец, и станок предназначались для императорского двора. Иногда такие станки-произведения инженерного искусства использовались как царский подарок. Интересно заметить, что декорировке здесь подвергались не только станина, но и сугубо функциональные детали — суппорт, режущии инструмент, маховое колесо. Машины этого периода наглядно показывают, что они осмысливались эстетически и что их форма была неотъемлемой частью господствовавшего стиля.

В начале XIX в. изменился социальный заказ. Необходимость в станках для художественных работ резко сократилась. Промышленный переворот в Англии и других странах раннего капитализма ознаменовался внедрением машин во все виды производства. Для капиталистических фабрик требовалось массовое производство прочных и надежных машин, рассчитанных на малоквалифицированного рабочего и предназначенных для массового изготовления деталей машин простой геометрии, но точных размеров. Многие тонкие и сложные конструкции станков XVIII в. не могли быть здесь использованы. Ручное изготовление сами машин стало невыгодным. Станок, удовлетвс рявший спрос знати, стал сдерживать разви тие производительных сил. Существенным услс вием для изготовления строго геометрически форм (цилиндра, шара, конуса) было создг ние паровой машины и изобретение механического суппорта. Станки первой половин XIX в. просты и лаконичны по форме.

Рис. 10. Изобретенная в глубокой древности колесная повозка послужила прототипом самоходных колесных машин, изменивших облик современных городов. Римская четырехколесная повозка

Рис. 11. Характерные-функциональные формы архитектуры, станков и колесных повозок средневековья. Токарный станок XIV в., станок 1250 г. (по гравюрам из немецкой и французской рукописи). Ростовский кремль (XVII в.). Романский собор XIII в. во Франции. Средневековые повозки (с гравюры XV в.)

И строгая красота возникает не за счет дополнительных декоративных аксессуаров, а за счет ясности и логичности функционально-конструктивных элементов — прямолинейных балок станины, строгих геометрических форм подвижных частей станка. Тяжелый токарный станок Черепановых отличается строгостью и ясностью форм. Но все же и он имеет строгую геометрическую декор.чровку, органично вписанную в полосу станины. Она явно отвечает формам классицизма. Пилястры по краям станины и в центре ее как бы повторяют традиционную схему фасада здания с центральным и боковыми портиками. Для станков этого периода, как и для архитектуры классицизма, характерны конструктивная ясность, четкий ритм членений, геометризм плоскостей, отсутствие чисто украшательских декоративных элементов. На

Рис. 12. Конструктивные формы архитектуры и машин эпохи Возрождения. Токарный станок, 1615 г. (Франкфурт), рисунок токарного станка с маховым колесом Леонардо да Винчи. Купол Брунеллески во Флоренции (XV в.) Капелла Медичи в Риме (XV в.).

Кареты и повозки (XVI в.). С гравюры новом технологическом уровне возрождались характерные черты конструктивных станков средневековья и раннего Возрождения.

Однако в последней четверти XIX в. в форме токарных станков вновь обнаруживаются барочные влияния, созвучные с формами периода модерна и псевдорусского стиля. Конструкция промышленных станков постепенно усложнялась, увеличивалось число функционально необходимых деталей, трансмиссий и т. п. И если в станках начала века основной силуэт и характерный образ составляли простые по форме направляющие станины, суппорт, задняя бабка и другие функциональные элементы, то теперь с ростом числа и раздробленности этих элементов, сливающихся в нагромождения неопределенного силуэта, станкостроители старались перенести запоминающийся силуэт на станину вычурных криволинейных форм. Стала заметной тенденция придавать опорам станины криволинейные формы, характерные для архитектурных сооружений в так называемом псевдорусском стиле. В некоторых случаях станины станков украшались объемным орнаментом. Машина к этому времени сама становится товаром. Капиталист-хозяин старался сделать машину более привлекательной для капиталиста-покупателя часто за счет удобства работы рабочего. С переходом на электрическую энергию отпала необходимость в традиционных трансмиссиях и приемных шкивах. Станок вновь становится самостоятельным объемом. Нагромождение шестерен коробки скоростей еще более усложнило форму станка. Декоративные приемы украшения стали тормозом для развития конструкции, усложняли процесс проектирования и не соответствовали массовой промышленной технологии изготовления машин. Тогда станкостроители отказались от декоративных украшений машины, продолжая развивать их конструктивно и технологически уже вне попыток эстетического осмысления. Спроектированная по отдельным узлам и затем собранная машина часто представляла собой нагромождение деталей без сколько-нибудь организованного силуэта и пластики.

В конце прошлого века технологические машины, их непривычные «колючие» формы исключались некоторой частью художественной интеллигенции из круга эстетических понятий. Отряды так называемых «машиноборцев» призывали вообще отказаться от дальнейшего развития техники. Особый мир «художественной промышленности» сохранял кустарный способ производства рукотворных вещей, культивируя эстетику прошлых столетий. Развитие искусства и техники пошло разными путями. Машина стала «апофеозом пошлости и грубости реального мира, его печальной неизбежностью, от которой художественно воспитанный человек тщательно сторонился» [56]. Этот кризис формы исключил машину и ее продукцию из круга факторов художественной культуры. Восторжествовала точка зрения, что сама природа рабочих машин якобы противоречит природе красивого. Художники-станковисты со своей стороны осуждали своих собратьев, пытавшихся эстетически осмыслить машину и ее продукцию.

Собранные в цехах рабочие машины неопределенно-грязного цвета и раздробленной формы часто представляли собой нагромождение случайных форм в закопченном помещении. Рабочие видели в них материальные символы капиталистической эксплуатации, поэтому нередки были случаи поломки машин. Тем не менее технологические машины, сама логика их целесообразного формообразования становились фактором, заставляющим критически пересмотреть практику безудержного копирования стилей различных эпох в архитектуре периода эклектики и раннего модерна. Речь, конечно, шла не только о станках, но и о других машинах, проникавших во все сферы общг-ственной жизни. Их ажурные формы, функционализм конструкции создавали определенные предпосылки для развития функционализма и конструктивизма в архитектуре, о чем писали сами теоретики и практики нового направления в архитектуре XX в.

После Великой Октябрьской социалистической революции, в 20-х годах, остро ощущалась необходимость восстановления союза

Рис. 13. Декоративные элементы и характерные формы архитектуры барокко. Проекты станков Л. К. Нартова из книги «Театрум махинарум» (первая половина XVIII в.). Павильон «Эрмитаж» и Зимний дворец. архит. Растрелли. Декоративная пластика карет (XVIII в.)

искусства и промышленности, эстетического освоения объектов техникн как полноправных элементов окружающей нас предметной среды, понималось значение машин и машинного производства для пересмотра традиционных архитектурных представлений и концепций, для выработки нового функционального и конструктивно целесообразного направления в архитектуре. Один из ведущих теоретиков конструктивизма в архитектуре писал тогда: «Машина, которой мы сначала пренебрегали и от которой затем постарались изолировать искусство, теперь, наконец, может научить нас строить эту новую жизнь. Все, что может принести техника, должно быть организовано зодчим. Ибо его цели не в свободном отыскании самодовлеющей формы, не в неясностях вдохновенной руки, а в ясном осознании своих задач, средств и способов их осуществления. Одной из основных особенностей машины как самостоятельного организма является ее до чрезвычайности четкая и точная организованность… Таким образом, машина прежде всего наталкивает нас и в других родах человеческой деятельности на крайнюю организованность творчества, на четкость и точность в оформлении творческой идеи. Под влиянием машины выковывается в нашем представлении понятие о прекрасном и совершенном, как о наилучше отвечающем особенностям организуемого материала, наиболее экономичном его употреблении для достижения определенной цели, наиболее сжатом по форме и наиболее точном в движении. Есть ли картина, более ярко отражающая действенный быт современности? Если разобраться в том, что именно придает остроту и напряженность этой картине, то, конечно, легко понять, что это прежде всего и больше всего машина. Заберите из современной фабрики машину, и сейчас же вы увидите потерянным и этот ритм, и эту организованность, и весь этот пафос труда. Именно машина — главный обитатель и хозяин современной фабрики, вышедшая из ее пределов и заполнившая постепенно все углы нашего быта, изменившая нашу психику и эстетику, является крупнейшим фактором, повлиявшим существенным образом на наше формопонимание. Машина вызвала к жизни фабрику, которая ее объемлет, инженерные сооружения, которые являются ее следствием, а все они вместе создают новый характер города».

А ведь тогда речь шла о фанерных бипланах и примитивных с теперешней точки зрения станках и паровозах.

Рис. 14. Рациональные формы станков, карет и архитектуры классицизма. Токарный станок Ижевского завода, 1840 г. Тяжелый токарный станок фирмы *Люис», 1845 г. Станок Черепановых (первая половина XIX в.). Адмиралтейство в Петербурге (архит. А. Д. Захаров, начало XIX в.). Усадьба «Архангельское» под Москвой (конец XVIII в.). Кареты первой половины XIX в.

«Все машины крупной техники назначаются для работы на них специальных рабочих, которые должны думать только о том, чтобы наилучшим образом ухаживать за машиной и работать на ней, и для таких рабочих «красота» машины совершенно не нужна и была бы даже вредной, так как развлекала бы внимание рабочих, отчего ухудшилась бы работа и увеличилась вероятность увечий при обращении с машиной. Машины эти находятся в специальных фабрично-заводских помещениях, куда посторонняя публика не допускается и не должна допускаться, так как мешала бы работе и рисковала бы сама пострадать от машины». Под воздействием таких «теорий» техника многие годы развивалась без всяких попыток ее эстетического освоения.

В послевоенные годы необходимость художественного осмысления форм технологических машин стала очевидной для многих архитекторов, художников и самих производственников. Но для пересмотра традиционных технических форм необходим был новый тип проектировщика, способного овладеть хаотически развивающейся формой, подчинить многочисленные функциональные и конструктивные детали определенной пластике и порядку. Первые попытки избавиться от раздробленной и угловатой технической формы нашли выражение в так называемом «стилизме», стремившемся придать машине обтекаемость. На примере токарного станка фирмы «Гильдемейстер» хорошо видна эта тенденция к целостной пластичной форме. Здесь художникам удалось собрать все ненужные непосредственно при работе части станка в кожух, имеющий определенный пластический образ, контрастный с сухой геометрией цеха. На «спокойной» и чистой станине и всей поверхности станка хорошо видны рукоятки управления, выделена рабочая зона обработки деталей. Рукоятка, марка фирмы, решетки охлаждения стали декоративными элементами, украшающими объем машины. Много сделали в этом направлении чешские художники, рассматривавшие станок как своеобразную скульптуру. Они даже выдвинули тезис: «техника + скульптура = художественное конструирование». Однако изготовление цельнолитого кожуха сложной двоякой кривизны и пластики связано с большими технологическими трудностями, преодолеть которые может только крупное предприятие при массовом выпуске станков. Сложность формы увеличивает сроки проектирования и изготовления машины. Кроме того, обтекаемость, необходимая аэродинамическим формам скоростных самолетов и доугого скоростного транспорта, не оправдана в технологической машине. Все это послужило причиной последующей смены «скульптурной» формы станка — геометрической.

Рис. 15. Конец XIX в. В архитектуре и формообразовании машин вновь доминируют декоративно-пластичные формы. Первые автомобили унаследовали традиционные формы карет. Токарный станок Селероа, 1873 г. Токарный станок, 1984 г. Русский токарный станок, 1890 г. Государственная дума в Москве (конец XIX в.). Торговый дом Елисеева в Петербурге, 1903 г. Паровая повозка Кюньо. Формы первых автомобилей (Англия, Франция)

В 1961—1962 гг. в журнале «Декоративное искусство СССР» была проведена дискуссия на тему: «Может ли машина быть произведением искусства?» Возникла она не случайно. Многие художники, искусствоведы и сами станкостроители искренне считали, что форма станка не может быть объектом художественного творчества и что «граница эстетического проходит перед воротами завода» [47]. Однако практика дизайна, интенсивно развивавшегося с 50-х годов (в Англии и некоторых других странах служба дизайна существовала еще с 40-х годов), на деле доказала, что все машины (в том числе, а может быть, и прежде всего технологические) могут и должны быть эстетически совершенными и удобными для человека (эргономичными).

Сегодня автоматические линии станков и комплексно-автоматизированные цеха-авто-маты приходят на смену универсальным станкам и отдельностоящим станкам — полуавтоматам. Технологические системы автоматов конденсируют в себе представление о производственной мощи современного общества не в меньшей мере, нежели объемлющие их здания цехов. Это обусловливает основную тенденцию и качественный скачок в технологическом машиностроении: переход от отдельной машины, обслуживаемой человеком, к системе машин, работающих автоматически по программе и управляемых дистанционно из диспетчерского центра.

Какой должна быть форма этих систем? Одно дело, согласиться с тем, что машину сегодня нужно делать удобной и красивой. Другое — выявить определенные закономерности создания такой машины, направленность, тенденцию дальнейшего развития ее формы. Чтобы представить форму машины будущего, необходимо знать, что формировало ее в прошлом. Знание причинных факторов смены форм машины поможет более уверенно судить о направлении ее дальнейшего развития. Цеха-ав-томаты 1-го Государственного подшипникового завода могут служить примером современного производства. Здесь деталь-заготовка по транспортировочному устройству подается к рабочим органам автоматов. Тысячи заготовок перед каждым технологическим участком накапливаются в барабанах-накопителях. Цех-автомат — прообраз завтрашнего производства. Однако рассматривая форму современного токарного автомата, встроенного в линию, нетрудно заметить, что она кажется собранной из случайных объемов, зрительно плохо связанных между собой. И хотя машина вся закрыта кожухами, она не образует четкого объема, тем более необходимого потому, что автоматы воспринимаются нами в большом количестве совместно с транспортировочными системами передач, накопителями, шинами электропитания, вентиляционной системой и т. п. Сам станок-автомат представляет собой в таком цехе структурную частицу среди сотен и даже тысяч автоматов, встроенных в технологические участки автоматических линий.

Решая вопрос, должна ли быть форма автомата геометричной или пластичной, надо, по-видимому, отдать предпочтение первому. Предельно простые геометрические формы автоматов будут более технологичны при их серийном изготовлении, будут четко восприниматься в паутине транспортировочных систем, систем вентиляции и энергоснабжения. Поэтому только при геометрически простой форме станков-автоматов можно добиться в таком цехе технологической и архитектурной ясности, созвучности современному интерьеру цеха. Это важно также и потому, что управление цехом-автоматом, как правило, дистанционное. Операторы из пункта управления с помощью видеоконтрольного устройства и мнемосхем могут свободно ориентироваться среди бесконечной массы автоматов. Если на традиционных универсальных станках все управление осуществлялось вручную, что неизбежно вело к обилию открытых деталей и рукояток, то станки-автоматы можно компоновать в простые и понятные геометричные объемы, что поможет организовать промышленный интерьер цеха-автомата. Автоматизация коренным образом изменит функции рабочего, превратив его в квалифицированного наладчика. Для удобства дистанционного наблюдения за автоматом и быстрого его обнаружения на экране телевизора на кожухе станка обычно ставят большие порядковые номера.

Рис. 16. Функциональный ееометризм архитектуры 20-х годов во многом сложился под влиянием машин и машинного производства. Триплан и монорельс 20-х годов. Вал с трансмиссией. Проект башни Интернационала (архит. В. Е. Татлин, 1919 г.). Проект института имени В. И. Ленина (архит. В. Леонидов, 1927 г.).

Оглядываясь на многовековый путь эволюции токарного станка, можно проследить диалектическую закономерность смены прямолинейных и криволинейных, орнаментальных, пластичных форм. Причем в периоды господства геометричной формы станки, как правило, конструктивны. В станках средневековья, эпохи первой промышленной революции и в современных станках, как и в архитектуре соответствующих периодов, красота машины достигалась за счет хорошо найденных пропорций, четко выраженной функции, конструкции и материалов, из которых сделана машина И наоборот, пышно украшенные станки XVIII в., станки конца XIX в., пластичные, обтекаемые станки 50-х годов имеют криволинейные формы и снабжены декоративными элементами, характер которых делает особенно очевидной их связь с господствующим в это г период архитектурным стилем. Можно предположить, что прямолинейные конструктивные формы станков появлялись в периоды активного прогресса в станкостроении. Возможен вопрос: если следовать закономерности смены геометрических форм пластичными, то можно-предположить, что со временем вновь восторжествуют формы сложной кривизны.

По-видимому, такое предположение не лишено основания. В ближайшее десятилетие конструктивно и технологически оправданной будет все же форма геометрически простая. Однако со временем развитие конструктивной мысли, совершенствование технологии и применение новых материалов, возможно, будет способствовать появлению пластичных форм или же смешанной пластичной и геометричной формы станков.

В результате развития и распространения автоматических систем станет возможным серийное изготовление типовых, рассчитанных на выполнение определенных технологических операций взаимозаменяемых агрегатов,, которые изменяют само понятие «станок». Вероятно, при этом произойдет разделе-, ние станины и рабочих органов автоматической, линии. Станина в этом случае может изготовляться из новых материалов (каменного литья, струнобетона). Такая станина может быть-общей для всей автоматической линии и иметь.

Рис. 17. Архитектура 30-х годов и пластика ее форм находились в определенном единстве с формами транспортных и технологических машин этого периода. Токарный гидро-копировальный полуавтомат фирмы «Гильдемей-стер» и ЭНИМСа. Дом культуры (архит. Мельников). Здание ЦСУ в Москве (архит. Jle Корбюзье). «гЦельнометаллические.» автомобили 30— 40-х годов

Эволюция формы токарного станка позволяет увидеть, что даже в периоды торжества конструктивной и функциональной формы любая функциональная деталь станка содержит в своем силуэте и пластике характерные для своего времени черты. Например, такая деталь как задняя бабка токарного станка также конденсирует в себе особенности стиля времени. Сравнивая американские, русские, английские, немецкие, венгерские, японские и другие станки в процессе их эволюции, нетрудно заметить некоторые специфические черты, присущие формопониманию каждого из этих народов. Это проявляется в характере пластики машины, ее окраске, расстановке функционально-декоративных пятен. Эти признаки будут, по-видимому, сохраняться (а возможно и подчеркиваться) несмотря на растущий обмен технической информацией и так называемый «космополитизм техники». Эволюция станка показывает также, что изменение его формы происходило вслед за прогрессом конструкции и технологии, которые в свою очередь являлись следствием определенных социальных условий и предпосылок, связанных с развитием производительных сил и изменением социально-экономических потребностей общества. Определяющим в этом процессе было непрестанное стремление людей повысить производительность своего труда и облегчить его. Это было основной причиной конструкторской мысли на базе новых материалов и технологии. Но не меньшее влияние оказывало стремление максимально приспособить машину к человеку и сделать ее красивой. Причем это представление о красоте менялось в зависимости от изменения социально-экономических условий, преломляясь через национальный характер того или иного народа.

Форма машины, как и всякого другого объекта материальной культуры, обусловлена многими факторами, которые необходимо учитывать в процессе проектирования. И если учесть, что между началом проектирования и выпуском машины в свет проходит обычно несколько лет, то необходимо знать не только с:е формообразующие причинные факторы в их взаимодействии, но и направление их возможных изменений. Еще в большей мере это относится к перспективному проектированию как самих станков, технологических автоматизированных систем, так и необходимых для них помещений. Эволюция формы токарных станков показывает также, что по мере превращения отдельных машин в системы автоматов увеличиваются их пространственные связи с архитектурой промышленных зданий. Причем можно заметить, что связь между системами машин и архитектурой не просто возрастает, но и происходит их интеграция. Увеличивается пространственная взаимообусловленность компоновки автоматических комплексов и конструкций промышленных зданий.

Если говорить о более отдаленной перспективе формообразования технологических комплексов, то можно предположить, что по мере достижения полной автоматизации технологических процессов произойдет и полное пространственное разделение управляющих и исполнительных функций и соответствующее разделение сегодняшнего цеха на диспетчерские (операторские) центры управления производством и автоматическое оборудование, требующее минимального участия человека. Для размещения последнего может быть активно использовано подземное пространство. Это намного повысит компактность производственных комплексов и позволит компоновать их на минимальных территориях.

Рис. 18. Для архитектуры и машин 50-х годов характерно увлечение внешними декоративными средствами для достижения выразительности. Примеры «стайлинга» в автомобилестроении и «скульптурной» тенденции в формообразовании станков. Станки-скульптуры. П. Тучны. Токарный станок Фирмы «Гильдемейстер» 50-х годов. Токарный полуавтомат (дипломная работа автора). Автомобили 50-х годов («Победа», Фиат, автомобили США)

Рассмотренные вопросы стилеобразующего взаимовлияния технологических машин и архитектуры во времени и усиление их взаимообусловленности в пространстве могут представить интерес для проектировщиков промышленных комплексов. Разумеется, этот экскурс в историю одной машины и попытка рассмотреть форму станка в историческом аспекте не претендует на обстоятельный анализ формообразования станка на каждом историческом этапе и тем более на точные прогнозы его развития. Безусловным остается вывод, что технологические машины, как и архитектурные сооружения, должны проектироваться в соответствии с потребностями общества. Их форма не должна отставать от развития социальных отношений, уровня конструкторской мысли, возможностей экономики и технологии, наличия современных материалов, соответствовать эстетическим идеалам современников, уровню их культуры.

Читать далее: Эволюция формы колесных экипажей

Категория: - Разное

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Форма - машина - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 3

Форма - машина

Cтраница 3

Каждая конструктивная форма рабочих машин и транспортных устройств третьего класса имеет свою область применения. В настоящее время наиболее распространенной и конструктивно разработанной формой машин этого класса является роторная форма рабочих машин и транспортных устройств.  [31]

Фазы отчетливо обнаруживаются при постепенном сок / ращении дистанции наблюдения. Фаз-ность восприятия отвечает в значительной степени складывающимся методам архитектурно-художественного анализа форм машины: от общего к частному, от проблемы цельности последовательно к проблемам масштабности, гармоничности, пропорциональности.  [32]

Эстетические качества не придаются, а формируются с первых стадий проектирования, и красота машины не может быть создана за счет каких-то дополнительных элементов, вводимых специально для красоты. Под целесообразностью машины подразумевается ее полезность на современном уровне развития общества; соответствие формы машины функциональным и эстетическим требованиям - это максимальные удобства, безопасность и положительные эмоциональные воздействия на человека в процессе эксплуатации; рациональность формы машины - это логичность конструкции, удачные конструктивные решения, технологичность ее деталей и узлов.  [33]

Выполнить все требования по измерению шума крупногабаритного оборудования не представляется возможным. Поэтому измерения проводят на расстоянии 1 м от корпусов агрегата, а измерительная поверхность повторяет форму машины в общих чертах и не учитывает отдельных несущественных деталей источника шума.  [35]

Экономическое развитие ( economic development) обычно связывают с индустриализацией ( industrialization) и аграрной революцией. Последняя может потребовать такого изменения общественных или правовых отношений, как отмена общинной собственности на землю и капиталовложений в форме машин, более производительных пород скота и сортов растений. Рост производительности труда ( productivity) работников делает возможным получение излишков продуктов питания для продажи в растущие города или за границу и получения денежных средств, а также высвобождает рабочую силу для промышленного сектора.  [36]

Понятие оригинальности не исключает, а предполагает сохранение определенных признаков формы: национальных, отраслевых, фирменных; гармоничность - свойство формы машины быть органично согласованной с элементами формы, что достигается определенными соотношениями яркости, цвета, размеров и расположением различных элементов; требование гармоничности распространяется также на согласованность машины с помещением, где она эксплуатируется, в том числе когда машина является частью ансамбля или функционально связанной системы; требование стилевого единства предъявляют к признакам формы машины, которые отражают исторически сложившиеся социально-экономические и идейно-эстетические принципы, а также художественно-конструкторские методы и средства их воплощения; современность стиля - согласованность между общим стилем машины и уровнем развития стиля мира материальной культуры. Ведущими принципами социалистического стиля формообразования являются: предельная общественная целесообразность, гуманность, демократизм, общий мажорный тон, чистота, ясность, изящество.  [37]

Если тектоническая форма в архитектуре выражает связи между отдельными элементами конструкции, то в художественном конструировании технологического оборудования тектоническая форма, наряду с отражением механических характеристик, призвана выражать основную эксплуатационно-технологическую функцию, главные внутренние связи системы человек - машина. Тектонические особенности станка проявляются в распределении основных масс, их величи - не, компоновке основных объемов-суппорта, передней бабки, задней бабки, планшайбы и др. Форма машины должна строиться так, чтобы в процессе восприятия раскрывалась ее внутренняя логика, ее объемно-пространственная, структура. Этому способствует зрительное единство формы. Одним из основных условий единства формы является зрительное выделение главного функционального элемента, совмещение его с композиционным центром.  [39]

Эстетические качества не придаются, а формируются с первых стадий проектирования, и красота машины не может быть создана за счет каких-то дополнительных элементов, вводимых специально для красоты. Под целесообразностью машины подразумевается ее полезность на современном уровне развития общества; соответствие формы машины функциональным и эстетическим требованиям - это максимальные удобства, безопасность и положительные эмоциональные воздействия на человека в процессе эксплуатации; рациональность формы машины - это логичность конструкции, удачные конструктивные решения, технологичность ее деталей и узлов.  [40]

Понятие оригинальности не исключает, а предполагает сохранение определенных признаков формы: национальных, отраслевых, фирменных; гармоничность - свойство формы машины быть органично согласованной с элементами формы, что достигается определенными соотношениями яркости, цвета, размеров и расположением различных элементов; требование гармоничности распространяется также на согласованность машины с помещением, где она эксплуатируется, в том числе когда машина является частью ансамбля или функционально связанной системы; требование стилевого единства предъявляют к признакам формы машины, которые отражают исторически сложившиеся социально-экономические и идейно-эстетические принципы, а также художественно-конструкторские методы и средства их воплощения; современность стиля - согласованность между общим стилем машины и уровнем развития стиля мира материальной культуры. Ведущими принципами социалистического стиля формообразования являются: предельная общественная целесообразность, гуманность, демократизм, общий мажорный тон, чистота, ясность, изящество.  [41]

В социалистических условиях эстетическим требованиям необходимо уделять особое внимание. Для этого на станкостроительном заводе имеется специальный художник-конструктор по станкам, который не только разрабатывает архитектурную форму станка, но и участвует во всех фазах проектирования. Взгляды на красоту форм машин изменяются с развитием техники. Высокие скорости современных машин, их автоматизация, та окружающая обстановка, в которой находятся машины, накладывают отпечаток на их формы.  [43]

Видя перед собой привлекательную машину, еще нельзя сказать, красива ли она. Для этого требуется тщательный анализ соответствия данной формы содержанию. О подобной проверке соответствия формы машины ее содержанию рассказывал еще Теодор Амадей Гофман: Предстояло выдумать такую машину, которая, занимая возможно меньше места, могла бы одной своей силой поднимать самые тяжелые грузы.  [44]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru