В сторону заноса! Как это руль в сторону заноса


В сторону заноса! — Блоги — Эхо Москвы, 18.12.2014

Меня убивает, когда хорошенькие женщины с неподдельной наивностью спрашивают: а куда руль крутить при заносе авто? Эта статья для них! Статья о повороте руля в сторону заноса.

Как это делать? Незнание и неумение ведёт к вылету с дороги, авариям, а у спортсменов — к потере драгоценных секунд. Бороться с заносом можно и нужно, но непременное условие: руки должны находиться на руле в исходном положении, когда колёса смотрят прямо «без пятнадцати три». Не меняя это положения рук на руле (то есть без перехватов и перебирания по рулю или без передавания руль из руки в руку) на современном легковом автомобиле проходят повороты, совершают перестроения. Это важно.

Когда автомобиль заносит, он встаёт под углом к движению и водитель должен очень быстро повернуть колёса снова по движению автомобиля (то есть в сторону заноса), чтобы компенсировать скольжение. Важно успеть повернуть руль как можно быстрее и не перестараться с углом поворота!

Важно: повернуть голову в сторону дороги и смотреть туда, где вы желаете оказаться. Ещё важно, не застыть с повёрнутыми в сторону заноса колёсами. Иначе, авто внезапно послушается этому повороту колёс и начнётся занос в противоположную сторону. Скорее всего при таком развитии событии машину новичка развернёт не только поперёк дороги, но и на 180 градусов в кошмарном вальсировании.

Начнём с начала. Опытный водитель повернёт руль синхронно с движением задней части автомобиля в сторону, то есть вовремя «поймает» её, как говорят автоспортсмены. А автоспортсмен прекрасно знает, что резкий поворот руля, а иногда и плавный, то есть изменение траектории движения, когда машина находится на скользком покрытии тут же отзовётся заносом. Поэтому, он готов к нему, он ждал его. Не занос подловил водителя в этом случае, а наоборот.

Итак, ещё раз и откажемся от слова внезапно (водитель должен чувствовать ситуацию, когда возможен занос): машину заносит. Всё это происходит в доли секунды! Ещё не поздно взять всё под контроль. Здесь потребуется глубокий молниеносный поворот руля в сторону заноса. Это важно, когда занос глубокий! Поворот головы особенно важен, так как иначе водитель потеряет ориентацию в пространстве и его поворот руля в сторону заноса ничего не даст, так как авто неминуемо вылетит с дороги или начнётся ритмический занос с возрастающим углом заноса.

Итак, ваш автомобиль идёт боком, вы смотрите в сторону уходящей вперёд дороги, что дальше? А дальше, водитель должен, что очень важно, быстро повернуть руль обратно, причём не дожидаясь реакции автомобиля. Почему?

Сейчас объясню, но сначала повторю, что обязательно вместе с выравниванием автомобиля поворотом головы необходимо, отслеживать взглядом желаемое направление движения. Если с упреждающим возвратом руля помедлить, то скользящий боком автомобиль резко потеряет скорость, и передние шины внезапно обретут сцепление, и его буквально выстрелит в сторону повёрнутых колёс, и он попадёт в глубокий занос уже в другую сторону. Начнётся ритмический занос, который побороть ещё сложнее и машина неминуемо вылетит с дороги. Это, увы, печальный сценарий многих аварий на дорогах в реальной жизни.

Итак, в сторону заноса руль поворачиваем молниеносно быстро, обратно медленней, но так же довольно быстро. Причём, часто в первое мгновение, если водитель успел подловить первую стадию заноса, даже лучше не вертеть руль в сторону заноса, а сделать несколько быстрых движений рулём «туда-сюда». Как странно, что об этом никто из известных гуру науки о мастерстве вождения ни где ни разу не написал.

Я нигде этого не слышал. Пришёл к этому приёму методом проб и ошибок, но он отлично работает! Об этом отлично знают автогонщики. Этот приём особенно эффективен при заносе на прямом участке дороги. На прямом участке зимней дороги, занос может случиться из-за ледяной кочки, бокового ветра, наледи, ледяной колеи, перестроения с попаданием на лёд и так далее.

Можно ли научиться действовать при заносе факультативно, то есть без автомобиля и без практики? Нельзя! Нужно непременно пробовать не на дороге, а на безопасной площадке. Потому что правильные действия вырабатываются с чувством автомобиля в скольжении.

Никто, ни один инструктор вам не скажет, в какой момент и на сколько поворачивать руль и когда крутить его обратно. Водитель должен чувствовать угол, на который «поставило» машину, и какой поворот руля, то есть на какой угол, как влияет на стабилизацию машины. И, конечно, водитель должен точно знать, при каком положении руля колёса смотрят прямо.

Финский профессор по ралли Руано Алтонен, отличившийся в ралли Monte Carlo в 1967 году на Мини Купере, одним из первых наклеивал на верхнюю часть руля полоску. Не все понимали тогда, зачем он это делает. А вы, надеюсь, понимаете!

На этом ролике 1977 года я сначала прохожу повороты с контролируемым заносом, затем делаю полицейский разворот. Учтите, зимних шин тогда в СССР не было.

echo.msk.ru

Как при помощи руля преодолеть опасные заносы

Занос, это очень опасное явление для транспорта, а также водителя, и случается в основном при гололёде в зимнее время. Об этом мы сегодня и расскажем в нашей статье. Что делать, и как себя вести ели вы попадёте в занос.

 

 

Действия автомобилиста при заносе

При заносе транспорта с передним приводом, необходимо выжимать педаль акселератора. То есть в случаи такого заноса с передним приводом необходимо снова учиться справляться с управлением, если перед этим вы передвигались на авто с задним приводом, необходимо быть готовым к разному развитию событий. Иными словами, машина с передним приводом намного лучше реагирует в случаи такой ситуации на дорожном покрытии, а в основном на скользком и мокром покрытии. Даже маленький оборот руля и незначительное нажатие на тормоз может способствовать заносу машины. Но стоит учесть, что задняя часть авто ведет себя спокойнее, а когда происходит прокручивание колёс на месте, то управлять таким транспортом становится очень не просто. Знайте когда подъезжаете к повороту на машине с передним приводом, советуют перед поворотом уменьшить скорость передвижения и входить в него на достаточно большом расстоянии.

Теперь об авто с задним приводом, и когда такой транспорт заносит необходимо тоже выжимать педаль акселератора. Но неправильное выполнение таких действий могут привести к наворачиванию вокруг оси и переворачиванию вашего или иного транспортного средства. Когда транспорт имеет задний привод, и идет в занос, то вам необходимо урезать топливо в системе.  Иными словами, автомобилист не резко, а спокойно обязан попустить педаль акселератора, а при помощи руля, колёса направить в правую или левую сторону. Помимо всего, когда происходит занос при большой скорости, то в такой ситуации необходимо медленно снизить подачу. Если машина лишена передвижения из-за быстрого нажатия на тормоз, тут нужно стремительно попустить педаль тормоза. Но все что указано выше, вам помогут всего лишь самую малость. Вы сможете только снизить действие поперечной силы, но это уже хоть что-то.

В случае занос на автомобиле с полным приводом, необходимо для начала попустить, а потом снова нажать на гашетку. Когда ведете передвижение, на машине с полным приводом, то доминирует в таком - вектор тяги, но не рулевая колонка. И тогда при каких либо обстоятельствах отпускать гашетку не нужно. А в случаи сброса педали газа, вам грозит скольжение всех шин, из-за закрывшихся заслонок.

Когда крутите руль в направлении заноса, то тогда можно его избежать. Огромная центробежная сила, образующаяся в подобных ситуациях, способствует поворачиванию транспорта в сторону, делая эффективней скольжение колес на машине. При возвращении машины в стандартное положение, с помощью руля. Автомобилист должен следить за направлением шин, дабы транспорт не смог перевернуться. Адекватное и грамотное управление транспортным средством в момент заноса, очень поможет вам это предотвратить.

Итак, асы управления транспортом могут предотвратить возникновение такой ситуации одним верным способом. Они дают совет, такой: если после постановки транспорта в нормальное положение он начинает поворачиваться в другую сторону, снова нужно при помощи вращения руля контролировать ситуацию и предотвратить занос. А истинные профи гласят, не поддаваться паники и вести себя спокойно. Только так можно предотвратить разворачивание.

И вот эти обстоятельства, которые способствуют заносу:

· наезжание шинами на фрагменты инородных предметов, кусочков льда и камней;

· частое и резкое манипулирование на кривом дорожном полотне, особенно распространяется на высокий транспорт;

· неравномерно изношенный протектор резины на колёсах;

· неправильное расположение груза на крыше авто или багажнике, что за собой ведет нагрузку на ту или иную сторону;

· большая скорость передвижения на кривом и неровном автодорожном полотне;

· нажатие тормозов, прерывисто и быстро;

· повреждение шин.

Естественно, причина данных нарушений передвижения, его смысл, может быть понятен при помощи теории, но такие действия держать и отрабатывать только в голове невозможно. Необходимо совершать тренировки, которые помогут на автомате находить решение с экстренных ситуаций. Как вы думаете, почему у начинающих водителей, при попадании в занос на автомате нога, зажимает гашетку? А ведь они владеют такими знаниями, что так поступать ни в коем случае нельзя! Всё это происходит за счёт растерянности. Так как и тут, автомобилист обязан быть готовым к любой возможной ситуации случившейся на дороге, и с помощью практики смочь все сделать как надо. Не думайте что все это просто, ведь опыт приходит не за один день. Но когда вы его обретёте, то будете спокойны, в любых ситуациях. Но все - таки, самому основному чему стоит обучиться автомобилисту — это перебороть себя и свой страх перед тем, как вас стало заносить. И это поспособствует вам действовать спокойно в любой ситуации. Вы обязаны следить и удерживать баранку, когда машина вас абсолютно не слушает, а скользит. Конечно в такие суровые обстоятельства не до руления. Но знайте, на кону стоит жизнь — самое лучшее, чем одарил нас бог.

 

 

Теоретическое понятие о заносе

Таким образом, заносом является движением транспортного средства, из-за которого осуществляется скольжение всех четырёх колес. Возникает оно от того, что пропадает сцепление шин с дорожным покрытием, а причин таковых много.

Во многих случаях встречается проворачивание задних шин транспортного средства. Каркас (кузов) машины меняет свою траекторию во - время продвижения, и способствует поворачиванию на пути следования. При всём этом передние два колеса направлены прямо и продолжают передвижение, а задняя ось словно танцует из одной стороны в другую. И из-за того, что две оси направлены в противоположные стороны, создаётся такое движение как вращательное. Тем самым мощность двигателя, имеет эффект сливания с боковыми силами, по той причине по которой вас занесло. И одной из самых известных причин данного нарушения передвижения машины, является быстрое использование педали тормоза. Автомобилист, применивший интенсивный тормоз блокирует шины. И в такой момент можно не ехать по скользкой дороге. Даже при наличии сухого грунта, при использовании резкого торможения, на большой скорости передвижения, вас занесёт. Следующей причиной может быть плохая резина и неравномерный прокат, нечастое обращение на сервис для диагностики автомобиля. Конечно, есть такие случаи, когда автомобилисты, обувая своего любимца, ставят на колёса разную резину. И такое действие тоже сопутствует заносу. Также по ППД такое действие не разрешено. Запрещается резко крутить рулевую колонку. Не нужно при большой скорости совершать маневрирование в левую или правую сторону, особенно это касается обледеневшего дорожно-транспортного полотна. Познавательно, что машины с полным приводом не часто попадают в заносы на ровной дороге, по сравнению с иными приводами. И рулевую баранку транспорта в таком случае необходимо подкрутить на угол, дабы величина самого заноса была одинакова.

 

 

Тяжело в учении - легко в бою

Для того чтобы повысить знания управления при подобных внезапных ситуациях советуем тренироваться. Конечно, участок для таких тренировок необходимо выбрать подальше от города и с минимальным передвижением машин. Тем самым вы сможете проводить различные эксперименты с заносами и контролировать их. Также для лучшего усвоения необходимо задачу усложнить, и попробовать исправить ситуацию при управляемом заносе.  И для этого звучит такая поговорка «Тяжело в учении, но потом легко в бою».

 

 

Как можно совершить искусственный занос

Такое деяние сделать не сложно совершая езду 20-25 км/ч. Необходимо просто быстро зажать педаль тормоза, и руль выкрутить в любую сторону. И таких действий масса и мы вам о них расскажем. Итак, рассмотрим их:

1.Самое первое чему необходимо научиться - чувствовать, когда становится все хуже и хуже сцепление шин с грунтом. Таким образом, сцепление становится таким маленьким, что шины находятся на волоске от скольжения. И что даст такое умение? Оно даст возможность почувствовать эту грань, когда необходимо уменьшить обороты или отпустить тормозную педаль, и не попасть в занос.

2.Далее изучаем быстро обращать внимание на занос. И такое умение, будет после прохождения тренировки, и отложится у вас навсегда в голове.

3.Изучаем далее, когда в момент поворота колёс создаётся ответное воздействие, и тем самым создаем занос.

4.Не ждем конца завершения заноса, крутим баранку в иную сторону. Но такое умение должно неоднократно прокатываться, дабы создать все на автомате.

5.Следующее что нужно, это следить за скоростью машины, для беспрепятственного гашения заноса. И такие действия в момент заноса транспорта, также запоминаются в будущем на автомате.

И пройдя тренировки по этим 5 пунктам, можно неплохо набраться навыков для дальнейшей жизни. А самое главное это обязаны знать все автомобилисты, потому что это не редкость особенно на наших местных дорогах. Таким образом, возникновение заноса на автомобиле оборудованным задним приводом, в основном случается из-за некачественного дорожного покрытия.

Даже уверенный в себе автомобилист, отказавшийся от тренировок и практики, не сможет в экстремальной ситуации сориентироваться и преодолеть её. Часто в чрезвычайных случаях даже рисковые лихачи и профессионалы своего дела паниковали и бросали управление. Многие владельцы транспорта и сейчас при заносе зажимают педаль тормоза, с надеждой, что это все-таки поможет. Но самый опасный момент, когда водитель замирает и не может нечего сделать.

Итак, вывод таков: дабы не попадать в нелепые ситуации и находить с них выход изучите нашу статью, которая вам поможет, как реагировать и что предпринять в том или ином случае. И помните всегда, сидя за рулём транспорта, вы несёте ответственность, за свою жизнь и окружающих!

 

bilety-pdd.com

ВНИМАНИЕ ЗИМА

Вывод автомобиля из заноса. В практике обычного, не спортивного вождения, занос является критической ситуацией, избежать которую стремиться каждый водитель, и для того, чтобы не попасть в занос существуют специальные приемы речь, о которых пойдет далее. Попасть в занос можно при повороте или резком торможении на скользкой дороге, на заднеприводном автомобиле занос возможен при интенсивном разгоне и  множество других косвенных причин по которым может произойти неадекватное поведение автомобиля, перечислять которые не имеет смысла, это не важно.

Первое о чем должен помнить водитель: повороты на скользкой дороге проходим только на включенной передаче, при этом, чем более скользкая дорога или круче поворот, тем меньше должна быть скорость движения и более низкая передача должна быть включена до входа в него.

Выжимать сцепление при прохождении поворота нельзя категорически, так как это резко ухудшает сцепление ведущих колес с дорогой и может вызвать занос, тем более нельзя включать нейтральную передачу, так как в этом случае для того, что бы вывести машину из заноса мы должны будем включать нужную передачу, потеряв при этом доли секунды которые необходимы для своевременного начала вывода автомобиля из заноса.

Вероятность попадания в занос переднеприводного автомобиля значительно ниже, чем заднеприводного, это обусловлено тем, что у переднеприводного автомобиля центр распределения масс смещен вперед и максимальная масса, масса двигателя находится непосредственно над ведущими колесами, впереди автомобиля, что делает его более устойчивым, колеса тянут его вперед.

У заднеприводного – напротив основная масса находится впереди ведущих колес и они как бы толкают перед собой большую несбалансированную массу. Кроме этого на заднеприводном автомобиле загрузка ведущих задних колес в большей мере зависит от общей загрузки ( количества пассажиров или груза ) и при незначительной пробуксовке ведущих колес автомобиль тут же попадает в занос.

У полноприводных автомобилей все зависит от распределения крутящего момента между  осями: при распределении в соотношении 60 к 40 полноприводный автомобиль ближе по поведению к переднеприводному автомобилю, при соотношении 40 к 60 к заднеприводному.Исходя из этих особенностей, существуют свои приемы вывода из заноса различных типов автомобилей.

Первое, что водитель любого автомобиля должен сделать при заносе, это повернуть руль в сторону возникшего заноса, при этом следует понимать, речь идет о заносе задней части автомобиля. При этом угол поворота рулевого колеса зависит от глубины заноса, т.е. чем  сильнее занос, тем больше приходится поворачивать руль, в некоторых случаях даже до упора. Руль надо поворачивать как можно быстрее, с опережением, в сторону заноса и обратно. Необходимо использовать методы скоростного руления, но при этом точно дозировать поворот руля так как если руль будет  больше чем надо то произойдет занос в другую сторону с большей амплитудой и в дальнейшем, неправильно работая рулем, остановить раскачку автомобиля будет практически не возможно, и занос закончится разворотом или вращением. Не случайно спортсмены говорят что надо «поймать машину в заносе», то есть отработать рулем очень быстро и на нужный угол. Очень важно чувствовать нейтральное положение руля, при котором колеса направлены прямо, чтобы после серии движений руля влево-вправо суметь поставить руль в нейтральное положение. Если Вы будете работать рулем правильно, то каждое следующее движение автомобиля в сторону будет меньше предыдущего, и амплитуда колебаний будет уменьшаться, если не правильно, то будет увеличиваться и все закончится разворотом.Не менее важно правильно работать педалью газа, помня о том, что выжимать сцепление или тормозить нельзя категорически. При этом действия водителей на переднеприводном и заднеприводном автомобилях различны.

На переднеприводном автомобиле мы должны нажать на педаль газа, добавляя оборотов двигателю, но сделать это очень аккуратно, так чтобы ведущие колеса не начали пробуксовывать, что вызовет снос передних колес. Если мы сумеем поймать момент заноса и дозировано добавим обороты двигателю, то ведущие колеса, направленные в сторону заноса как бы вытащат автомобиль на нужную траекторию и после прекращения заноса, притормозив двигателем, мы можем продолжить движение на безопасной скорости. На заднеприводном автомобиле мы должны при заносе сбросить газ, при этом произойдет торможение двигателем, т.е. торможение задними колесами и задние колеса будут возвращать автомобиль в прямолинейное направление, при этом, если руль повернут на нужный угол, колебания будут гаснуть. Если газ будет сброшен слишком резко,  то торможение двигателем может слишком увести заднюю часть автомобиля в противоположном направлении и вызовет лишнюю раскачку автомобиля. Исходя из вышесказанного, можно дать следующие рекомендации: проходя поворот на переднем приводе, следует снижать скорость до входа в поворот и проходить его, увеличивая обороты, при этом ведущие колеса тащат машину в поворот, снижая вероятность заноса,на заднем приводе – наоборот, в повороте необходимо скидывать газ, тормозя двигателем, при этом машина будет более устойчива и менее склонна к попаданию в занос. В настоящее время эксплуатируется большое колличество полноприводных автомобилей и безусловно они имеют значительные преимущества перед другими типами машин, но специфика их поведения при рпохождении поворотов определяется распределением крутящего момента по осям. Это необходимо помнить и понимать водителям эксплуатирующим такие типы автомобилей.

  Если у Вас возникли вопросы пишите нам. Вопросы можно задать в виде сообщении на главной станице или просто звоните.

Приходите к нам учиться.Удачи Вам на дорогах!  

 

cpvm.ru

как выйти из заноса победителем

В Приморье пришел очередной циклон. Синоптики прогнозируют обильное выпадение осадков в виде снега. Большинство водителей, которые не умеют справляться с экстремальными ситуациями за рулем, совершают, казалось бы, нелепые ДТП, собирая километровые пробки.

Корреспондент PRIMPRESS решил попытаться исправить сложившуюся ситуацию и побеседовал с главным тренером, преподавателем и генеральным директором ДВ центра высшего водительского мастерства «Лига-М» Александром Борисюком.

– Чаще всего во Владивостоке встречаются машины с передним и полным приводом. Что делать, если машины с таким приводом потащит на льду?

–Тут важно понимать, что значит «потащит», какие колеса будут скользить. Если скользят передние колеса – это снос (потеря управляемости), если задние, то это занос (потеря устойчивости автомобиля), если скользят все четыре колеса – это боковое скольжение или вращение, и каждая «болезнь» по-разному лечится. Самое опасное - это не уйти в занос, а потерять сцепление передних колес с дорогой. Занос возможен, только когда передние колеса хорошо держат дорогу, то есть это скольжение задней оси автомобиля. При заносе вы не теряете управляемость, так как передние колеса имеют сцепление с дорогой, и они же, на любом приводе могут вытащить вас из заноса. Гораздо страшнее, если вы потеряли сцепление передних колес, то есть потеряли управляемость, это многими недооценивается. Как происходит потеря управляемости? Во-первых, это сильное торможение, то есть нажатие на педаль тормоза с избыточным усилием. Именно это приводит к блокировке передних колес, то есть к потере управляемости. Это все равно что разогнаться, встать ногами на лед и скользить по инерции. Да, нас будет крутить, разворачивать куда угодно, но ехать-то мы будем туда, куда разогнались. То же самое происходит с автомобилем: если передняя ось автомобиля потеряла сцепление с дорогой, начала скользить, у нас неуправляемая машина. А кто сделал машину неуправляемой? Водитель, который с испугу, скажем, двумя ногами нажал на педаль тормоза и теперь молится, куда же нелегкая принесет. Это первая причина возникновения сноса.

«Гораздо страшнее, если вы потеряли сцепление передних колес»

Вторая причина – это завышенная скорость на дуге поворота. Все водители знают: чем круче поворот, тем ниже должна быть предварительная скорость для вхождения в него. А если водитель понимает, что он зашел в поворот, а скорость завышена, грубейшей ошибкой будет тормозить в этот момент. Конечно, есть приемы торможения на дуге, но это приемы высшего водительского мастерства. Это очень сложно. К сожалению, так часто и бывает: завышенная скорость, руль в поворот, тормоз в пол. А потом получаем заносы, неуправляемый автомобиль, скольжение передних колес и оказываемся на встречной полосе или в кювете.

В зимнем вождении прежде всего – это скорость. Скользкая дорога - значит, скорость должна быть ниже. Также необходимо отказаться от рывковых приемов руления. Все делать плавно, чтобы не «поскользнуться» передними колесами. Также плавно воздействуйте на педали газа и тормоза, чтобы не вызвать пробуксовку или блокировку колес. Такие движения, надо отрабатывать еще и летом, чтобы зимой уже быть готовым к этим дорожным условиям. Для некоторых людей это очень сложная задача, особенно для тех, кто холерик по темпераменту. Но это необходимость.

«К сожалению, так часто и бывает: завышенная скорость, руль в поворот, тормоз в пол»

Потом нужно понимать, что нет идеальных автомобилей. Люди считают, что если они на полноприводной машине, то это не 4ВД, а «четыре везде». Автомобиль с полным приводом действительно один из самых проходимых. Но ведь не зря русская поговорка гласит: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Не все может «вэдовый» джип преодолеть, какой бы он там ни был. А у нас в городе бывают такие препятствия, с которыми не справится ни один автомобиль: наши сопки, например. Кстати, не только подъем может быть непреодолимым, но и спуск.

– Как вывести машину из заноса?

– Общие советы всем известны. Если машина потеряла управляемость из-за резкого поворота рулем, значит, нужно уменьшить угол поворота передних колес. Если произошел занос на переднеприводном автомобиле, ну, собственно, как и на любом приводе, нужно повернуть руль в сторону заноса. Это знакомо всем со школьной скамьи, но, к сожалению, это правило еще ни разу никого не спасло, ведь никто не говорит, когда именно поворачивать руль, с какой скоростью и на какой угол. Я вот как скажу: на переднем приводе надо повернуть руль в сторону заноса и нажать на педаль газа. Как бы страшно ни было, но газ спасает передний привод. Причем пробуксовка передних колес приводит к разрушению любого заноса. Да, может немного потянуть в сторону, но из заноса машина выйдет. Конечно, страшно нажать на газ, когда машина и так потеряла управляемость, именно поэтому нужны тренировки. Но не на дорогах общего пользования, а там, где нет ни людей, ни машин. Необходимо специально бросать машину в занос, чтобы почувствовать и понять, что педаль газа – ваше спасение. Только такие тренировки надо делать под присмотром опытного водителя.

«У нас в городе бывают такие препятствия, которые не преодолеет ни один автомобиль»

На заднем приводе надо вывернуть руль в сторону заноса, уменьшить газ. А полный привод – это отдельная песня. Там меньше всего времени на исправление ошибки – буквально одна сотая секунды, и то надо действовать с опережением. Полноприводный автомобиль – очень строгая машина – не прощает ошибок. Справляться с заносом нужно не так, как на переднем или заднем приводе, выкручивая руль до упора в какую-либо сторону. Если мы так сделаем, машина окончательно потеряет управление. На полном приводе у нас есть только 360 градусов для поворота руля. То же самое и с педалью газа: ее нельзя отпускать, на нее нельзя давить сильнее – на все четыре колеса должна идти хотя бы минимальная тяга. А дальше самое сложное – ждать, когда машина справится с предъявленными к ней требованиями. Тут тоже все в общих чертах. Каждую автомобиль нужно исследовать и проверять где-то на полигоне. Только так можно узнать, на что способна именно ваше транспортное средство.

Нам известно более 60 моделей полноприводных автомобилей, и у каждой из них свой характер! К сожалению, общими рекомендациями здесь не обойдешься. Нет волшебного секрета, который узнаешь и всегда выйдешь из заноса, к сожалению. Даже «руль в сторону заноса» – не панацея. Лучше всего не попадать в эти условия, не переоценивать собственных возможностей.

– Многие люди не понимают: «повернуть руль в сторону заноса» - это как? Куда нужно повернуть руль? Например, мы входим в левый поворот, и машину начинает заносить, то есть задняя ось смещается вправо, что мы должны сделать? Повернуть руль в ту сторону, куда уходит задняя ось авто, или в сторону, куда уходит поворот?

– Сейчас я попытаюсь вам объяснить. Действительно, люди не понимают, почему руль нужно вращать в сторону заноса. Мы, собственно, не руль вращаем, мы стараемся сохранить управляемость на передних колесах. Если ничего не делать, то вокруг вертикальной оси начнет «поскальзываться» переднее колесо. Объясню подробнее: если колеса будут направлены прямо или в сторону изначального движения, не важно, в какую сторону выполняется занос, то произойдет вращение, то есть потеря сцепления передней оси и, как следствие, потеря управляемости. Поэтому наша цель эту управляемость сохранить, для этого нужно поддерживать заданное направление колес. С какой скоростью вращать руль, думаю, тоже понятно - если занос быстрый, тогда корректировки рулем должны быть быстрыми, если занос происходит плавно, корректировки тоже должны быть плавными, а дальше в зависимости от типа привода добавить газа либо убавить.

Если произошел снос, то есть вы поворачиваете руль, а машина не поворачивает, откажитесь от тормоза! Нужно вернуть колеса обратно и постараться более медленно, более плавно «вкатываться» в поворот. Есть такое упражнение, называется «вкатывание». Если мы резко повернем, то машина «поскользнется», если медленно будем поворачивать, то, как бы скользко ни было, машина будет маневрировать. Бывает такой гололед на дороге, что даже на ногах не устоишь, но у автомобиля четыре резиновых колеса, и если не мешать ему тормозом, то он не потеряет управляемость. Остановиться он, конечно, не сможет, но маневрировать, объехать какое-то препятствие, затор машин получится. Не важно, сколько колес у вас снесло, передние или же все четыре, тут важен следующий принцип, если, конечно, он у кого-то без тренировки получится, – не совмещать руление с торможением. На скользкой дороге, особенно на скользких спусках, эти вещи несовместимы. Нужно корректировать направление движения на фазу роспуска тормоза. Допустим, вы подтормозили, почувствовали, что начинается скольжение на передних или на задних колесах, отпустили тормоз, скорректировали машину, выровняли, дальше можно подтормаживать. Снова почувствовали скольжение, опять отпустили тормоз, скорректировались, но ни в коем случае нельзя совмещать торможение с рулением, тормоз и руль – вещи несовместимые!

«Если не мешать машине тормозом, то она не потеряет управляемость»

Не знаю, стоит ли говорить о торможениях, действительно, есть много приемов торможения, но их нужно отрабатывать. Существует более 200 способов! И мастер выбирает именно тот прием, который обеспечит его безопасность и безопасность его автомобиля в данных, конкретных условиях. Человек, который не обладает таким арсеналом действий, для него есть панацея в каком-то роде, это система ABS – антиблокировочная система. Это на самом деле тоже «палка о двух концах», у нее есть свои плюсы и минусы, но отказываться от нее нельзя. Она помогает сохранить некоторую устойчивость и управляемость автомобилем во время экстренного торможения. Но! С нашим рельефом нужно иметь в виду, что ABS не работает на скоростях ниже 10 км/ч, а при спуске с сопочки на скорости ниже допустимой для работы системы машину может сорвать в скольжение, и можно также потерять устойчивость и управляемость автомобилем. Поэтому лучше применять тот «импульсный» прием: торможение, корректировка, торможение. И так чем чаще, тем лучше.

Также, если МЧС передает предупреждение о буране, стоит десять раз подумать: стоит ли мне сегодня выезжать на собственном автомобиле за рулем? Если ситуация такая, что деваться некуда, надо ехать, будьте готовы, что вы где-то посреди дороги можете встать, быть обездвиженными и можете бросить свою машину и пойти дальше пешком до дома или просто туда, где тепло. Если вы не готовы бросать свое транспортное средство, то важно убедиться в том, что у вас в авто есть элементарно плитка шоколада, термос,  плед. В конце концов, достаточно ли заправлена ваша машина, чтобы вам хватило работы двигателя на ночь, чтобы не замерзнуть. Об этом не стоит забывать, ведь были же трагедии подобные.

– Какие есть контраварийные меры, чтобы безопасно спуститься с горки в том случае, если у вас не получилось с ходу преодолеть подъем?

– Тут стоит заметить, что не важно, как вас тащит вниз, задним ходом или передним. Принцип тут один и тот же – не блокировать колеса, давать им вращаться. Если колеса вращаются, вы можете менять направление движения, а если вы с испуга все-таки нажмете на тормоз, то машина начнет соскальзывать, вращаться и попросту станет неуправляемой. Поэтому не мешайте машине тормозом.

«Тормоз и руль – вещи несовместимые!»

Насчет подъема. Если вы понимаете, что успеете разогнаться, что вам хватит динамики ускорения, полученного до подъема, чтобы хотя бы с ровным газом, а еще лучше на прикрытие газа, преодолеть горку, то можно попытаться в нее заехать.

 Если же вы понимаете, что вам разгона не хватит, что вам придется нажать на газ на ледяном подъеме, то лучше туда не лезть. Объясню почему. Потому что, какой бы привод у вас ни был, машина в любом случае будет пробуксовывать. Малейшая пробуксовка вызывает таяние льда, и под колесом образуется водяная прослойка. Это все равно что подлить масло под колеса. И чем сильнее вы будете нажимать на газ, тем больше воды будет под ними, толка в этом нет. Или вам хватило инерции, полученной при разгоне для преодоления горки, и на прикрытие газа доезжать до вершины, рассчитывая свои силы, или лучше туда не лезть.

– Какие вы можете дать рекомендации для того, чтобы не попадать в экстремальные ситуации, когда машину начинает заносить, теряется управляемость?

– Двигаясь по зимней дороге, лучше использовать ручное управление. Сейчас во многих машинах на автоматических коробках передач есть функция ручного управления типа «типтроник», названия таких систем разные у каждых производителей. Рекомендуем использовать на таких снежных «кашах», опасных дорогах именно этот прием, для того чтобы у вас в арсенале была не только педаль тормоза, но и торможение двигателем. Двигайтесь на пониженной передаче, на более высоких оборотах, к примеру, три тысячи на тахометре. При этом педаль газа у вас будет очень чувствительной, вы на нее только «дыхнете», и машина поедет вперед, хотя бы на миллиметр отпустите педаль газа, и ваш автомобиль начнет очень уверенно тормозить, хотя вы не давите на тормоза, это называется торможение двигателем. При этом колеса не блокируются, но скорость снижается.

Если у вашего автомобиля нет такой функции, просто заблаговременно выберите пониженную передачу, например двоечку, и двигайтесь на ней. Не бойтесь, что двигатель работает на повышенных оборотах, он рассчитан на работу в таких условиях. Да, при этом расход топлива будет повышен, но сейчас речь идет о безопасности. Если получаемого торможения не хватает и нужно еще сильнее снижать скорость, тогда переключайте передачу вниз. В этом случае переключение должно быть последовательным, нельзя перепрыгивать через передачу, например с четвертой («D») сразу на вторую («2»), в таком случае мы рискуем получить скольжение. Торможение двигателем – это не экстренное торможение, а плавное, поэтому следует переключать передачи последовательно и выдерживать дистанцию, если вы решили использовать этот способ снижения скорости. Можете совмещать торможение двигателем с «импульсным» торможением, о котором мы говорили ранее.

На автомобилях с механической коробкой переключения передач хорошо было бы вспомнить старый, дедовский способ, без которого раньше и вовсе переключаться нельзя было, – это перегазовка. Этот прием уравняет валы, и включение сцепления будет не таким резким и жестким. Торможение двигателем при переключении с перегазовкой будет более плавным.

primpress.ru