Как ездить по бездорожью. Школа внедорожного вождения. Как называется езда по бездорожью


Виды соревнований на внедорожниках

Мы постарались собрать для вас все виды соревнований, с участием внедорожников. Для кого-то этот список покажется неожиданным, ведь мы привыкли, что внедорожники – это только офф-роуд, но, на самом деле, список состязаний для полноприводных автомобилей этим не ограничивается.

Соревнования внедорожников

  1. ТРОФИ РЕЙД — соревнования по преодолению различных видов бездорожья. Может проходить как с элементами ориентирования, так и без них. Обычно проводится в лесах и пересеченной местности.ТРОФИ РЕЙД
  2. АВТОКРОСС — гонка по замкнутой трассе произвольной конфигурации без покрытия либо с насыпным покрытием (песок, грунт, крошка и т.д.). Не допускается пересечение ручьев или других естественных или искусственных водоемов и канав. Иногда проводится с одновременным стартом нескольких автомобилей.АВТОКРОСС
  3. АВТОТУРИЗМ — туристические путешествия на автомобилях. Основными препятствиями в автопутешествиях являются горные дороги и высокогорные перевалы, броды, дороги без твердого покрытия, каменистые, песчаные и т.д. Автотуризм — одно из самых доступных и интересных мероприятий на внедорожниках. Для участия в нем не обязательно иметь специально подготовленный автомобиль, достаточно иметь лишь желание и финансовую возможность, т.к. развлечение это не дешевое.АВТОТУРИЗМ
  4. АПХИЛЛ — одиночное прохождение трассы, у которой финиш располагается выше черты старта. Извилистая трасса с множеством поворотов располагается на дорогах с асфальтовым покрытием, прямолинейная трасса располагается на земляном или песчаном холме с большим углом наклона.АПХИЛЛ
  5. ДЖИП КРОСС — групповая гонка по кольцевой трассе с короткими прямолинейными участками, расположенными на сильно пересеченной местности с большим количеством естественных преград. маршрут выбирается с использованием водных преград, лесных завалов, песчаных дюн, с участками непролазной грязи.ДЖИП КРОСС
  6. ДЖИП СПРИНТ- парная гонка по замкнутой трассе без участков тяжелого бездорожья. Трасса включает в себя бугры, резкие повороты, уклоны, колеи и другие естественные препятствия.ДЖИП СПРИНТ
  7. ДЖИП ТРИАЛ — прохождение трассы по сильно пересеченной местности с большим перепадом высот и сложными естественными или искусственными препятствиями. В данном состязании часто прибегают к использованию специальных конусов, ограничительной ленты и других обозначений пределов трассы. Довольно зрелищное соревнование, в котором нечего делать на неподготовленном «джипе».ДЖИП ТРИАЛ
  8. ДЖИП ФРИСТАЙЛ — эффектное прохождение трассы по сильно пересеченной местности с большим перепадом высот и сложными естественными или искусственными препятствиями в режиме свободного катания для демонстрации возможности автомобиля.ДЖИП ФРИСТАЙЛ
  9. ДРЭГ РЕЙСИНГ — парная гонка по прямолинейной трассе с бетонным или асфальтовым покрытием. Дистанция трассы строго регламентирована и составляет 1/4 мили (402,32 метра) или 1/8 мили (201,16 метра). Как бы это не звучало странно, но на внедорожниках тоже устраивают дрэг рейсинг. И уж поверьте, автомобили там могут «дать фору» некоторым легковушкам.ДРАГ РЕЙСИНГ
  10. ДУАЛ РЕЙСИНГ — парная параллельная гонка по кольцевой или линейной трассе с одинаковым количеством препятствий. Два экипажа стартуют одновременно.ДУАЛ РЕЙСИНГ
  11. ДЮН БАШИНГ — езда вне дорог по песчаным барханам или дюнам. Очень популярна в арабских странах.ДЮН БАШИНГ
  12. КРОСС КАНТРИ ОРИЕНТИРОВАНИЕ — определение местоположения заданных контрольных точек по легенде с помощью карты, компаса или прибора GPS за установленный промежуток времени. Контрольные точки расположены на местности, включающей в себя участки асфальтированных дорог общего пользования, участки грунтовых дорог, лесные участки и большое количество естественных препятствий (грязевые участки, броды, поваленные деревья, ямы, канавы, рытвины…).КРОСС КАНТРИ ОРИЕНТИРОВАНИЕ
  13. ЛЕДОВАЯ ГОНКА — групповая гонка по замкнутой извилистой трассе с утрамбованным заснеженным или ледовым покрытием.ЛЕДОВАЯ ГОНКА
  14. ЛОНГ ДЖАМП — выполнения прыжка в длину. Прыжок осуществляется в длину с трамплина. Часто такие соревнования проводятся в качестве шоу, вызывая восторг болельщиков.ЛОНГ ДЖАМП
  15. РАЛЛИ РЕЙД — гонка на длинные дистанции по пересечённой местности, проходящий в течение нескольких дней. Участники гонки обычно преодолевают за день 400—900 километров.РАЛЛИ РЕЙД
  16. РОК КРОУЛИНГ — прохождение трассы на скалистой местности со сложными препятствиями. Экипаж — два человека: пилот и споттер. Название данного состязания говорит само за себя – задача участников – проехать по трассе, полностью состоящей из камней и скал. Вот уж где проверяется ход подвески.РОК КРОУЛИНГ

Пожалуй, это все виды соревнований на внедорожниках. Если вы знаете другие виды, пишите об этом в комментариях. А также посмотрите видео с самыми красивыми моментами из соревнований на внедорожниках.

Виды соревнований на внедорожниках

5 (100%) 1 vote

mybigcars.ru

10 лучших автомобилей для езды по бездорожью

В последнее время большой популярностью пользуются кроссоверы и так называемые «паркетники», которые предназначены в основном для езды по асфальту, ну максимум по грунтовой дороге. А как же настоящие, брутальные внедорожники? Неужели они вымерли, подобно мамонтам, в борьбе за экономичность расхода топлива? Ничего подобного, на современном рынке еще осталось немало отличных автомобилей, которым нипочем любые дороги, равно как и их отсутствие. Итак, представляем вам десять лучших современных внедорожников.

10 ФОТО

1. Jeep Wrangler Rubicon Hard Rock Edition.1. Jeep Wrangler Rubicon Hard Rock Edition. 1. Jeep Wrangler Rubicon Hard Rock Edition.

Вряд ли кто упрекнет Jeep Wrangler в недостатке внедорожных качеств, ведь это настоящий монстр для покорения каких угодно природных ландшафтов. Однако модель Rubicon Hard Rock Edition, вышедшая ограниченной серией, еще больше похожа на своего предшественника – легендарный армейский джип Willys MB.

 

2. Toyota 4Runner TRD Pro.2. Toyota 4Runner TRD Pro. 2. Toyota 4Runner TRD Pro.

Полноприводный внедорожник, который отличается очень высокой подвеской, позволяющей ему преодолевать самые крутые склоны и передвигаться в любых условиях. Специальная версия TRD Pro имеет усиленную подвеску, защиту днища и другие атрибуты настоящего внедорожника. Мощность двигателя составляет 270 л.с.

 

3. Nissan Xterra Pro-4X.3. Nissan Xterra Pro-4X. 3. Nissan Xterra Pro-4X.

Отличный внедорожник, сочетающий в себе повышенную проходимость и высокий уровень комфорта в салоне. Автомобиль одинаково хорош как для настоящего бездорожья, так и для плохого асфальта, который у нас, к сожалению, не редкость. Тем не менее в городе такой автомобиль будет очень комфортен не только зимой, но и летом. Главное купить летнюю резину в Алматы, Москве или Владивостоке, не важно где. Nissan Xterra Pro-4X в любом месте станет королем дорог. Xterra Pro-4X оборудован системой автоматического контроля устойчивости на спуске и другими хитроумными электронными примочками, сильно облегчающими жизнь водителю.

 

4. Toyota Land Cruiser.4. Toyota Land Cruiser. 4. Toyota Land Cruiser.

Современный внедорожник, оснащенный 5,7 литровым двигателем V8 мощностью в 380 л.с. Этот автомобиль отличается прекрасной отзывчивостью рулевого управления и наличием вспомогательных электронных систем. Land Cruiser, без сомнения, способен справиться с преодолением любых препятствий.

 

5. Dodge Ram Power Wagon.5. Dodge Ram Power Wagon. 5. Dodge Ram Power Wagon.

В отличие от предыдущих моделей, Ram Power Wagon был создан именно как автомобиль для покорения бездорожья. Мощный и прочный пикап оборудован всем необходимым для передвижения по труднодоступным местам – здесь присутствует и электронная блокировка дифференциала и мощный 410-сильный двигатель и лебедка, рассчитанная на нагрузку до 5,5 тонн.

 

6. Chevrolet Colorado Z/71.6. Chevrolet Colorado Z/71. 6. Chevrolet Colorado Z/71.

Еще один пикап, на котором можно без проблем свернуть с гладкой асфальтированной трассы и поехать по пересеченной местности.  Может быть на звание короля бездорожья Colorado Z/71 и не тянет, однако он вполне может составить достойную конкуренцию другим авто в этом списке.

 

7. Ford Raptor.7. Ford Raptor. 7. Ford Raptor.

Ford Raptor – это специальная версия пикапа Ford F-150, адаптированная для передвижения по пересеченной местности. Высокий клиренс, 6,8-литровый двигатель на 410 л.с. и 35-дюймовые шины позволяют ездить на этом авто практически везде, где душа пожелает.

 

8. Land Rover Range Rover.8. Land Rover Range Rover. 8. Land Rover Range Rover.

За модным дизайном Range Rover скрывается настоящий монстр, который не испугается даже самых серьезных испытаний на бездорожье. Помимо высокого дорожного просвета, этому способствует также 5-литровый двигатель V8, мощность которого составляет целых 510 л.с.

 

9. Ford Super Duty9. Ford Super Duty 9. Ford Super Duty

Еще один серьезный пикап, обладающий повышенной проходимостью и грузоподъемностью. Автомобиль имеет 6,7-литровый дизельный двигатель с турбонагнетателем. Отличительной чертой модели являются сдвоенные задние колеса.

 

10. Mercedes-Benz G500.10. Mercedes-Benz G500. 10. Mercedes-Benz G500.

Мощный, брутальный и очень популярный представитель семейства «гелендвагенов». G500 заслуженно считается одним из самых «суровых» автомобилей и отлично подходит для езды по любому виду пересеченной местности.

 

fullpicture.ru

Как ездить по бездорожью. Школа внедорожного вождения.

Покупая кроссоверы или внедорожники, их владельцы самонадеянно считают, что защищены от всех возможных невзгод на дорогах и за их пределами. Но это мнение ошибочно. Любая машина может вести себя непредсказуемо вне асфальтового покрытия, в самых безобидных ситуациях. Чтобы справиться с возникающими проблемами, необходим опыт и знание правил езды по бездорожью.

Что необходимо знать перед выездом.

Первое, о чём должен помнить обладатель кроссовера – это величина дорожного просвета, именуемого клиренсом. У некоторых моделей он лишь на несколько миллиметров превышает клиренс обычных легковушек. А некоторые производители эти данные вообще не афишируют.

Зато величину дорожного просвета легко вычисляют с помощью тест-драйвов, а потом представляют результаты на сайтах и форумах. Нужно поинтересоваться значением клиренса автомобиля, на котором планируется выезд в условия бездорожья.

Теперь надо отделить мухи от котлет. Это значит, что кроссовер «нежнее» внедорожника, джип может пройти кочки на скорости, паркетник со своими тонкими рычагами не вынесет грубостей. Плюс уязвимости под днищем, а заводская металлическая защита двигателя устанавливается не на все модели. Плюс низкие крашеные бамперы, выпирающие бензобаки, торчащие элементы выхлопной системы, уязвимый задний редуктор – всё это после езды по бездорожью может обернуться в необходимость дорогого ремонта. Спасительницей в бездорожных ситуациях является экспедиционная манера, предполагающая достижение пункта назначения без повреждений машины, её содержимого, и, конечно, пассажиров. Нужно это чётко понимать.

Ещё надо учитывать не только клиренс и систему полного привода, но и возможности шин. От этого тоже зависит проходимость кроссовера. Зачастую предназначенные для него покрышки практически ничем не отличаются от покрышек, предлагаемых для легковых автомобилей. Они даже в условиях лёгкого бездорожья могут моментально забиться грязью, и машина засядет.

Читайте также нашу статью: 10 вещей автовладельцу, которые пригодятся зимой

Как правило, электроника сама решает, когда при начале пробуксовки подключить привод на вторую ось, и когда его отключить.

Но нынче выпускают паркетники, на которых подключение возможно и вручную, принудительной блокировкой межосевой муфты. Нажать клавишу и повернуть ручки на центральной консоли следует перед тем, как въезжать на сложный участок дороги. И отключить, выезжая с него. На некоторых моделях муфта может быстро перегреться, и система может её отключить, превратив машину в моноприводную. А если это произойдёт в самый неожиданный момент? Поэтому нужно выяснить, сколько может выдержать установленная в автомобиль муфта без перегрева.

Как правильно двигаться по бездорожью.

Во время спуска по скользкому склону лучше положиться на электронику. Во многих кроссоверах есть специальная система. Она поможет в опасных ситуациях. При поддержке безопасной скорости тормозами можно потерять

www.cars-life.org

Езда по бездорожью: практические советы -

Для водителя нет ничего хуже, чем в пути наткнуться на бездорожье. Езда на бездорожье чревата серьезными последствиями. В первую очередь – для автомобиля. Потом уже страдает психика самого водителя, хотя случаи бывают разные.

Для начала давайте выясним, что такое бездорожье. А именно – что оно может из себя представлять. 1. Ямы, выбоины на асфальте. 2. Лужи. 3. Грязевая дорога. Пожалуй, с этими тремя видами дорог чаще всего встречается автомобилист на своем пути. Разберем методы безопасного вождения на каждом типе дороги.

Ямы, выбоины на асфальте. Это наиболее часто встречающийся вид дорог. Рано или поздно с ним сталкивается каждый автомобилист. Тем не менее, далеко не все умеют правильно ездить по ямам. Последствия от неправильной езды - повреждения ходовой части машины. Также ямы могут являться причинами ДТП. Поэтому не стоит игнорировать такую опасность – ямы не такие безобидные, какими могут казаться. Как же правильно ездить по дороге с ямами? 1. Если есть возможность, то лучше яму объехать. 2. Если яму невозможно объехать, то существует два способа безопасного преодоления этого препятствия – проскакивание и переползание.

Проскакивание. Этот метод основан на принципе устройства самой машины. Когда автомобиль тормозит, то вся его масса сосредотачивается на передней части. Понятно, что под таким весом капот как бы «клюет носом». Из этого следует, что если нажать педаль тормоза перед въездом на опасный участок, то машина получит два сильнейших удара - на въезде (из-за разжимания пружины за счет потери устойчивости) и на выезде. Причем на выезде и возникают основные повреждения - пробиваются диски и шины. Поэтому, попадая на участок дороги с выбоинами, нельзя нажимать педаль тормоза. Снижение скорости необходимо осуществлять при помощи сцепления и коробки передач. Поэтому перед въездом в яму нужно, как это не странно звучит, увеличить скорость. Таким образом нагрузка на элементы передней подвески уменьшится, и перейдет на заднюю часть. Из-за этого свойства автомобиль имеет возможность буквально пролетать ямы. Однако здесь не все так просто. Нужно помнить о том, что необходимо разгрузить заднюю часть. То есть, как только автомобиль передней частью проехал, то нужно разгрузить кузов, нажав на тормоз.

Переползание. Если предыдущий способ больше подойдет для водителей со стажем, то этот вариант передвижения создан для новичков. Он заключается в том, что перед ямой нужно сбавить скорость, но не за счет педали тормоза. Если не успели понизить скорость – проезжайте с такой скоростью, которая была. Как минимум, ходовая часть останется целой. Безопаснее всего по ямам ездить на первой или второй скорости. Все зависит от вида дороги и профессиональных навыков водителя.

Лужи. Мелкие лужи не несут серьезной опасности. А вот большие лужи – это серьезный повод не только задуматься, но и вовсе отменить поездку. Но после дождя на дорогах могут образовываться целые реки. В решении такой задачи нужен особый подход. Для обычного легкового автомобиля безопасная высота воды составляет 20-25 см. Для кроссоверов эта цифра может увеличиваться до 30 см. Внедорожники могут спокойно бороздить лужи, высотой от 50 до 70 см. Сами по себе такие лужи опасны по нескольким причинам: 1. Неизвестно, какие повреждения дороги скрываются за лужей. Возможно, там глубокая яма или выбоина. 2. Вода может попасть под капот, что чревато не только сокращением срока службы трансмиссии, но и более явным признаком - глушением двигателя. Длительное нахождение в воде может еще больше усугубить ситуацию. После такого происшествия можно настраиваться на серьезный ремонт. При переезде через лужи нужно трезво оценить ситуацию. Если клиренс не позволяет безопасно переехать воду, то лучше отказаться от этой затеи и найти пути объезда. Если путей объезда нет, перенести поездку невозможно, времени ждать, пока вода спадет, тоже нет, то следует помнить о том, что: - скорость движения должна составлять 10 км/ч. Это поможет безопаснее проехать ямы и не создавать волны. Именно из-за волны вода может попасть под капот; - обороты двигателя – 2500 об/мин. При меньших оборотах существует риск попадания воды в выхлопную трубу. Последствия мало кого порадуют.

Грязевая дорога. Это самый опасный и непредсказуемый вид бездорожья. Лучше всего вообще не ехать по грязевой дороге, а дождаться лучших времен, когда грязь засохнет. Но если времени ждать нет, то необходимо подключить свои аналитические и творческие способности. Но сперва – проанализировать ситуацию. А вариантов может быть два. 1. Перед вами - небольшой участок грязи (около 10 м). Такой участок можно попытаться проехать за один присест, разогнавшись до 60 км/ч на второй передаче. Скорость сбавлять нельзя ни в коем случае, иначе можно застрять, а эта ситуация небезнадежная, но и в ней мало чего приятного. 2. Перед вами – участок дороги, на котором грязи так много, что конца края не видно. Здесь уже не получится быстро прошмыгнуть. Ситуация требует более деликатного подхода. Первое, что нужно сделать - пометить траекторию движения. Для этого надо взять обычную длинную палку и протыкать ею весь опасный промежуток, сделав выводы про высоту грязи и почву, ее составляющую. Причем палка должна плотно упираться в землю под слоем грязи. Определив высоту, нужно сравнить ее клиренсом машины. Если он позволяет, то можно ехать. О чем говорит тип почвы? Песчаная почва увеличивает шансы на выезд в случае, если машина загрязнет. А вот глина и чернозем опасны тем, что засасывают автомобиль, он начинает скользить, поэтому выбрать будет трудно. Обычно машина не может выбраться по двум причинам. Первая - если буксуют ведущие колеса. Но с этой проблемой не так сложно справиться. Если колеса «сели на брюхо», то здесь нужно капитально повозиться. Но не все так безнадежно, если есть в наличии цепи для ведущих колес. Эта великая вещь, с которой не страшны ни снег, ни гололед, ни грязь. Одевать их нужно перед проездом опасного участка.

Что делать, если машина все-таки застряла? 1. Если буксуют передние колеса, то нужно их откопать, а также очистить от грязи участок радиусов 50 см с каждой стороны колес. Этот участок нужно присыпать песком, галькой или положить ветки деревьев – что под руку попадет. Выбираться этим способом нужно аккуратно, не нажимая педаль газа – на сцеплении. После того, как выкарабкаетесь, остановиться можно будет только на твердой поверхности. 2. В случае, если машина села на брюхо, то поможет только домкрат. Машину нужно будет приподнять. Но для того, чтобы это сделать с помощью домкрата, его нужно установить на устойчивую и не скользкую поверхность. Здесь нет универсального рецепта – нужно смотреть по ситуации. Если удалось выбраться из грязи, то первый делом необходимо хорошо обмыть автомобиль. Особое внимание нужно уделить внутренним элементам – грязи в них не должно остаться. Зная качество и отношение к работе на автомойках, лучше помыть машину самостоятельно. Для автомобиля страшнее грязи нет ничего. Поэтому лучше все-таки избегать грязевой дороги.

windigo.ru

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожьюКак вести себя и свой автомобиль там, где дорог нет и никогда не было.Итак, мы находимся в глубинах Карпат, местное бездорожье которых необходимо покорить.

Для такого приключения или экспедиции оптимальное количество участников составляет 8-12 авто. Об этом пишет Хроника.инфо со ссылкой на auto RIA.

И первым должен идти лидер - тот, кто обладает необходимыми навыками и имеет самый подготовленный внедорожник.

Слабые звенья и новичков лучше поставить в колонне между «силачами», чьи внедорожники оснащены всеми необходимыми инструментами. Новичку же нужно двигаться по принципу «делай как я». Прохождение каждого спецучастка нужно копировать у впереди идущего автомобиля.

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Инструменты

Инерционка

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Инерционный буксировочный тросс — обязательный атрибут, ведь с его помощью можно выдернуть застрявшую машину. Чаще всего он используется на болотистой местности, где для продолжения движения нужен один небольшой рывок. При этом, иногда можно «дернуть» машину и назад, чтобы дать ей второй шанс преодолеть сложный участок с разгона. Также инерционка используется в тех случаях, когда машина «сидит» на мостах и не может самостоятельно двигаться, а впереди идущий автомобиль стоит на достаточно твердом грунте. Если же машина-ассистент на довольно большом расстоянии (более 30 метров), можно использовать специальный удлинитель. Хотя в такой ситуации лучше воспользоваться лебедкой.

Лебедка

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Лучшая подруга джиперов — это лебедка. Однако пользоваться ей нужно с умом. Не раскручивайте лебедку своего автомобиля больше, чем нужно. После каждого использования аккуратно накрутите ее обратно на барабан или же, если предвещается новый этап буксировки, намотайте на передний бампер, да только так, чтобы не запутать. В процессе буксировки нужно отойти подальше и спрятаться за дерево. В любой момент трос может лопнуть и плетью задеть находящихся рядом людей.

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Крепить лебедку нужно за деревья, но обязательно использовать корозащитную стропу, иначе после вас на дереве останется неприятный шрам. Стропа также поможет, если нет достаточно устойчивого дерева. Ею можно обмотать кусты или взять в связку несколько мелких деревьев.

СпецучасткиТрава и роса

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Утренняя и вечерняя роса, либо дождь в совокупности с альпийской травой — один из самых подлых и сложных элементов бездорожья. В такой ситуации даже тронуться с места уже является серьезной проблемой. Трава, которая веками растет в горных Карпатах, сильно держится за свой грунт, и автомобиль, несмотря на наличие самой серьезной резины, просто по ней скользит. Такие вещи опытные водители должны предусматривать и не останавливаться на склоне или подъеме. Тронуться с места будет уже невозможно, хотя просто продолжать ход вполне легко. Разворот на скользком склоне категорически недопустим. Так как внедорожник — машина не их легких, ее может просто перевернуть.

Болото

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Еще один из сложнейших рельефов — влажная болотистая местность. Опасна она по тем же причинам — легко загрузнуть и крайне сложно тронуться с места. Брать лучше всего с разгона, интенсивно пользуясь «газом» и оперируя рулем. Впрочем, если участок длинный, весь его проскочить практически невозможно, так что придется доставать лебедку или инерционку.

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Warning: В нашей экспедиции на болотистом участке один из «заряженных» Nissan Patrol спалил себе сцепление. Когда груженую машину весом более 4 тонн тянули лебедкой, водитель, само собой, помогал колесами, но ошибка состояла в том, что он еще и подтравливал сцеплением. Этого делать категорически нельзя — шины подгрызали почву и топили машину еще глубже, а само сцепление в результате сгорело от перегрузки.

Река

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Перейти реку вброд не так сложно, как кажется. Главное, чтобы ее основание было каменистым (меньше шансов застрять). Все, что нужно — это отправить пешего разведчика. В разведке лень не уместна — если вы намерены ехать прямо по реке, стоит пройти пешком весь маршрут, убедившись, что нет опасной глубины или подлых камней. Перед каждым автомобилем или хотя бы перед ведущим колонны, также должен находиться пеший инструктор, который корректирует движение машины, остерегая водителя от больших валунов. И никаких скоростей!

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожьюЕзда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Точка, на которой вы будете «выныривать» из реки, скорее всего, будет на подъеме, так что грунт также должен быть каменистый, иначе вы рискуете застрять на влажной почве.

Подъемы/спуски

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

На крутом каменистом подъеме активно пользуемся рулем, чтобы машина не скатывалась вниз. Скорее всего, придется доставать лебедку (инерционка здесь не помощник, так как впереди идущий автомобиль не сможет находиться на устойчивом прямом участке). Толкать машину крайне небезопасно — камни из-под колес будут лететь прямо в людей, также есть большая вероятность, что машина в любой момент может покатиться вниз.

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

В процессе подъема на такой участок резина на внедорожнике будет стираться в считанные минуты. Так что стоит задуматься над альтернативным маршрутом хотя бы в целях экономии ресурсов.

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

На спуске не всегда нужно тормозить, в некоторые моменты стоит добавить «газ». Если машина начинает крениться, стоит увеличить давление на педаль акселератора, чтобы не перевернуться. Спускаться на тормозе также нельзя — нужно подключать пониженную передачу и потихоньку катиться вниз.

Ни шагу назад?

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Помните, что существуют проблемы, которые развернут колону назад и, возможно, даже положат конец вашему путешествию. Учитесь отступать — это сэкономит время. У профессионалов всегда есть свой критический минимум. Если в колоне четыре машины с лебедками и три из них выведены из строя — это точка невозврата. В такой ситуации стоит менять маршрут или разворачиваться домой.

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Также обращайте внимание на время суток. Заигравшись с непроходимыми участками, легко забыть о надвигающемся вечере, а ведь еще нужно найти место под лагерь. В таком положении часть экипажа уходит на поиски подходящей территории и приступает к приготовлению ужина, пока основной пелотон не закончит с транспортировкой оставшихся машин.

Как уложить машину спать?

Езда на внедорожниках: правила передвижения по бездорожью

Прежде чем садиться у костра с гитарой убедитесь, что ваш автомобиль тоже в полном порядке после дня приключений. Важно посмотреть состояние подвески, ведь на бездорожье Карпат вполне могла вылететь защита поддона автомобиля или защитные болты. Проверьте, не оборваны ли кабеля датчиков ABS и в каком состоянии тормозные трубки, так как их могли повредить ветки и камни.

Читайте также: Язык дороги: зачем мигать фарами, гудеть и показывать фигу?

Убедитесь в корректности работы рулевых тяг, ну а затем уже можете наслаждаться красотой местной природы, сиянием звезд и душевной компании.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

hronika.info

Вождение по грунтовым дорогам и бездорожью

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Управление автомобилем

Вождение по грунтовым дорогам и бездорожью

Грунтовые дороги характеризуются наличием большого количества неровностей, поворотов, малых, часто весьма примитивных, мостов и других неожиданно возникающих препятствий. Полевые грунтовые дороги проходят по открытой местности и, в отличие от лесных, более ровные и сухие. В летнее время на твердых грунтах они часто бывают хорошо накатаны и позволяют двигаться с достаточно высокой скоростью. После дождей состояние полевых дорог резко ухудшается. Однако при ветреной теплой погоде они быстро просыхают и становятся вновь пригодными для движения.

Намного хуже лесные грунтовые дороги. На них много непросыхающих даже летом больших луж с тяжелым глинистым грунтом, крутых закрытых поворотов, много высоко выступающих корневищ. Вероятность застревания на лесной дороге обычно в несколько раз больше, чем на полевой. Эти обстоятельства надо учитывать при выборе маршрута движения и по возможности избегать лесных дорог.

Равномерно выбитая грунтовая дорога позволяет двигаться с примерно постоянной скоростью без переключения передач, но требует непрерывной работы рулевым колесом. Небольшие неровности объезжаются или пропускаются между колесами. Если есть возможность выбора: пропустить между колесами или объехать, то выбирается последнее, так как безобидный на первый взгляд ком глины или снега может оказаться камнем, льдиной, куском металла или иным твердым предметом, попадание которого под машину крайне нежелательно.

В дождливую погоду или распутицу на сравнительно ровных грунтовых (обычно полевых) дорогах скапливается местами большое количество воды, образуя длинные неглубокие лужи. Такие лужи преодолеваются без снижения скорости с закрытыми жалюзи (если они есть). Однако при преодолении глубоких луж вода может достать до концов лопастей вентилятора. При этом она разбрасывается в подкапотном пространстве двигателя и попадает на приборы системы зажигания. Двигатель в этом случае глохнет. Если пустить его не удается, необходимо открыть капот и удалить влагу с приборов электрооборудования. Затем просушить подкапотное пространство, оставив капот открытым на 10— 15 мин. После просушки двигатель, как правило, вновь работает нормально. Дальнейшее движение производится с большей осторожностью.

При движении по глубокой колее автомобиль направляется строго по ее середине. Водитель постоянно следит за глубиной колеи. Если она превышает величину дорожного просвета, то возможно задевание низшими точками автомобиля за грунт. Очень глубокая колея пропускается между колесами, для чего колеса одного борта направляются по гребню колеи, а второго — по обочине (при движении с прицепом этого делать нельзя). Вывод автомобиля из колеи производится быстрым поворотом рулевого колеса в месте, где глубина колеи наименьшая. Для облегчения выезда можно в колее прорыть направляющие канавки для колес.

На мокрых профилированных дорогах без колеи, имеющих крутой профиль, очень велика вероятность заноса автомобиля. Двигаться здесь надо равномерно по самому гребню дороги на малой скорости в постоянной готовности к быстрому гашению возникающего заноса.

Дороги и участки бездорожья с мягкими грунтами {(глинистые, болотистые, песчаные, покрытые снегом) имеют две характерные особенности: они обладают большим сопротивлением качению колес и в то же время не всегда обеспечивают необходимое для движения сцепление колес с дорогой. Частицы грунта слабо связаны Между собой и под воздействием веса автомобиля раздвигаются в стороны. При этом колеса глубоко погружаются в грунт и для движения необходима большая тяга. Однако нередко грунт не способен обеспечить реализацию необходимой силы тяги на колесах, хотя она и может быть создана автомобилем. Возникает проблема: для обеспечения движения на ведущих колесах необходимо создавать наибольшую тягу, а она вследствие слабых сил сцепления не может быть реализована. При таком соотношении сил автомобиль, естественно, теряет способность двигаться. Но опытные водители преодолевают все-таки эти тяжелые участки. Как им это удается? Разумеется, прежде всего созданием на колесах наибольшей тяги, которая достигается включением пониженных передач в КП и созданием режима работы двигателя с наибольшим крутящим моментом в диапазоне АБ. Но это еще не все. Сопротивление движению на мягких грунтах не остается постоянным, оно по пути движения автомобиля непрерывно меняется. Рыхлый грунт, песок, дорожная грязь не лежат ровной массой, обычно это весьма неравномерные по сопротивлению слои. Для преодоления участков с повышенным сопротивлением движению нужна еще какая-то дополнительная сила. Такой силой является сила инерции. Она создается водителем за счет скорости движения. Чем больше скорость движения, тем большей кинетической энергией обладает автомобиль и возникает большая сила инерции, которая и помогает преодолевать с ходу участки с повышенным сопротивлением качению.

Большое значение имеет правильный выбор направления движения через отдельные препятствия и тяжелые участки. На любой местности всегда имеются определенные признаки, зная которые водитель может выбрать наиболее верное направление движения. Основным из них являются следы прошедших ранее машин. Правда, следы, оставленные грузовыми автомобилями, еще не дают полной уверенности в преодолении этих участков на легковом автомобиле; к ним надо относиться осторожно. Но там, где есть следы легковых автомобилей, можно смело по ним двигаться; чем следы отчетливее и свежее, тем двигаться увереннее.

Еще несколько рекомендаций по вождению автомобиля по тяжелым грунтам.

Во-первых, следует избегать остановок на этих участках, так как при этом теряется инерция и последующее трогание затруднительно, а иногда и невозможно.

Во-вторых, в движении надо делать как можно меньше поворотов, особенно крутых. Каждый поворот вызывает добавочное сопротивление качению, что опять-таки гасит скорость, а с ней и инерцию машины.

В-третьих, нельзя допускать буксования ведущих колес. Длительное буксование на месте приводит лишь к еще более глубокому погружению колес в грунт и усугубляет положение. Если буксование началось, но автомобиль еще двигается и частота вращения коленчатого вала не меняется, надо продолжать движение, не переключая передачи. Следует лишь несколько уменьшить частоту вращения коленчатого вала и буксование при этом, как правило, прекращается.

Совершенно неправильно при начавшемся буксовании увеличивать частоту вращения коленчатого вала или, что еще хуже, переходить на более высокую передачу. Почти всегда это приводит к усилению буксования, и автомобиль останавливается.

Переключение передач в тяжелых дорожных условиях нежелательно. Оно неизбежно вызывает потерю скорости, которой так надо здесь дорожить. На пониженную передачу переходят заблаговременно, до въезда на тяжелый участок. Но если условия все-таки потребуют перейти на более низкую передачу непосредственно на тяжелом участке, то делают это очень быстро, с наименьшей потерей скорости.

На автомобилях с задними ведущими колесами подъемы на грунтах с большим сопротивлением качению лучше преодолеваются при движении передним ходом. Но бывает так, что водитель съехал с крутого берега к реке или спустился с холма в лощинку, где развернуться негде, поэтому пытается выехать обратно задним ходом. Нередко на песчаном или другом мягком грунте это ему не удается. Колеса на подъеме начинают буксовать, и автомобиль останавливается. Буксованию обычно способствует перераспределение массы автомобиля по осям: при движении на подъем задним ходом ведущие .колеса разгружаются, сцепная масса уменьшается и уже не может обеспечить реализацию создаваемой на колесах силы тяги. При движении на подъем передним ходом задние ведущие колеса, наоборот, загружаются, сцепная масса увеличивается и на колесах реализуется значительно большая сила тяги.

Поэтому надо сделать все, чтобы развернуться внизу и подниматься передним ходом. Если же развернуться не удается, рекомендуем посадить на заднее сиденье пассажиров и максимально загрузить багажник. Эти меры могут помочь выехать и задним ходом.

Болотистая местность и мокрый луг характеризуются слабым поверхностным дерновым покровом и очень малым коэффициентом сцепления колес с грунтом. При нарушении (срыве) поверхностного слоя колеса попадают в находящийся под дерном полужидкий слой, теряют сцепление, начинают буксовать и при этом быстро погружаются в грунт. Перед преодолением болотистого участка водителю лучше выйти из машины, осмотреть его и выбрать путь движения, избегая открытых луж. низких, покрытых водой или заросших высокой травой мест. В то же время намеченный маршрут должен быть по возможности прямым. По следу прошедших ранее машин двигаться опасно, так как в следу уже поврежден поверхностный слой и сильно возрастает вероятность буксования. Трогание с места производится плавно с постепенным увеличением скорости. По выбранному направлению двигаются без поворотов, на первой или второй передаче при частоте вращения коленчатого вала выше средней. На болотистых местах, как нигде, надо дорожить скоростью. При появившемся незначительном буксовании движение продолжается в установленном режиме, не следует пытаться увеличить скорость. Буксование на месте на топких участках недопустимо: это приведет к неизбежному погружению колес в грунт и глубокому застреванию автомобиля. Особенно осторожно нужно двигаться по замерзшим болотам. Они обычно замерзают очень неравномерно; достаточный для прохождения машины ледяной покров имеется, как правило, только у кромки.

Рис. 1. Силы, действующие на автомобиль при движении на подъем: а — передним ходом; б — задним ходом, Ра — сила сопротивления подъему, Рк — сила тяги; ЦМ — центр масс автомобиля; Qa — сила тяжести автомобиля; Zu Z2—сила реакции дороги на опоры колес; М — опро-кйдывающий момент

Применение цепей противоскольжения на болотистых участках недопустимо. Они разрушают поверхностный слой грунта и лишь способствуют застреванию автомобиля.

Для движения по песку используется колея ранее прошедших машин, в ней песок уже уплотнен и сопротивление качению колес меньше, чем при движении по песчаной целине. Выезд из колеи нежелателен: он вызывает дополнительное сопротивление и потерю скорости. Цепи противоскольжения в песках применять также нельзя: даже при незначительном буксовании они способствуют погружению колес в песок. Мокрый песок, как правило, плотнее сухого и условия движения по нему лучше.

Если началось буксование, автомобиль останавливают, подают назад строго по своей колее и пытаются вновь пройти участок с разгона. Если это не удается, расчищают образовавшиеся под колесами валы песка, укладывают под ведущие колеса подручные материалы.

По пашне двигаются вдоль борозды или под острым углом к ней. Движение поперек борозды, особенно по мокрой пашне, приводит, как правило, к буксованию и застреванию автомобиля. Двигаются на первой передаче в КП при средней частоте вращения коленчатого вала. Переключения передач и остановок лучше не делать.

На пыльных дорогах рекомендуем плотно закрыть все окна, открыть крышку люка воздухопритока и включить электродвигатель отопителя. Это создаст в салоне некоторое избыточное давление и уменьшит его запыленность.

Рис. 2. Схема перекатывания колес автомобиля через яму: 1 —путь, пройденный задним колесом, 2 — путь, пройденный передним колесом

У легковых автомобилей повышенной проходимости (УАЗ-469, ВАЗ-2121, ЛуАЗ-969) все колеса ведущие. У них сцепной массой является вся масса автомобиля, что позволяет реализовать значительно большую силу тяги на колесах. Кроме того, если колеса имеют разное сцепление с дорогой, то наибольшую тягу создают те, которые в данный момент имеют большее сцепление. Эти обстоятельства значительно повышают проходимость автомобилей и позволяют им уверенно двигаться по таким тяжелым участкам дорог и бездорожью, которые для легковых автомобилей с колесной формулой 4X2 являются просто непроходимыми.

При движении автомобилей повышенной проходимости по сухим дорогам блокировка межосевого дифференциала (на автомобиле УАЗ-469 — включение переднего моста) не допускается. При этом передний мост системой валов и шестерен жестко связывается с задним, тоже ведущим мостом. Но при движении по неровной дороге колеса мостов очень часто в определенный момент проходят разные по величине участки пути. Например, при проезде через небольшую яму по ней сначала проходят колеса переднего моста, в то время как колеса заднего еще катятся по ровной поверхности (рис. 2). Естественно, что в этот момент колеса переднего моста, прокатываясь по яме, пройдут несколько больший путь, чем колеса заднего моста. Но так как мосты жестко связаны между собой трансмиссией, число оборотов колес всегда должно быть равным. Поэтому при проезде через яму неизбежно произойдет проскальзывание по дороге колес одного из мостов. На скользких грунтах это не приводит к нежелательным последствиям. На сухих же дорогах такая пробуксовка вызывает большие напряжения в трансмиссии, износ покрышек, перерасход горючего. При разблокированном дифференциале (отключенном переднем мосте) таких явлений не возникает, так как мосты не имеют жесткой механической связи.

Читать далее: Преодоление препятствий на автомобиле

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Как ездить по бездорожью - Автопортал Tvoe-avto.com

Любой водитель рано или поздно попадает на бездорожье. Это не всегда связано с качеством пресловутых российских дорог, которое не отличается своим высоким уровнем. 

Любой водитель рано или поздно попадает на бездорожье. Это не всегда связано с качеством пресловутых российских дорог, которое не отличается своим высоким уровнем. Зачастую вопрос о езде по бездорожью возникает при поездках за город: на шашлыки, на природу, в деревню. В большинстве поселков и деревень асфальтовое покрытие есть лишь на центральных дорогах, все второстепенные дороги либо асфальтированы силами хозяев ближайших домов, либо не асфальтированы вовсе.

Навыки езды по бездорожью нужны даже тем, кто не выбирается из города на собственном авто, ведь никто не знает, как может измениться жизненная ситуация.

Важнее всего для водителя, выезжающего на плохую дорогу, быть уверенным в своем авто, знать его возможности. Высокие скорости здесь не имеют никакого значения, поэтому владельцам машин на механике мы советуем оставаться на низких передачах, а тем, кто ездит на «автомате» — принудительно ограничить передачу (D2, D3).

Как ездить по грунтовой дороге

Основное отличие грунтовой дороги от асфальтированной — это неровное покрытие. Водитель должен быть готов к большому количеству ухабов, ям, кочек. И, соответственно, ему стоит быть подготовленным и к последствиям подобных препятствий: машина может резко уйти в сторону при наезде на кочку, например.

На грунтовой дороге старайтесь внимательно следить за тем, что ждет вас впереди, по-возможности объезжать препятствия. Не советуем вам ехать по таким дорогам при плохой видимости и на большой скорости. Держать руль одной рукой на такой дороге тоже не стоит, вы должны полностью контролировать машину.

Если по дороге часто ездят машины, то, ввиду особенностей покрытия, на дороге формируется колея. У движения по колее есть свои особенности, о которых мы вам расскажем.

  • Характерная особенность движения по колее — боковые толчки, на низкой скорости они создают дискомфорт для водителя и пассажиров. А на высокой скорости есть риск перевернуть авто.
  • Актуальна также проблема выезда из глубокой колеи: автомобиль просто возвращается обратно. В этой ситуации нужно «раскачать» машину маятниковыми движениями руля, резко повернуть руль в сторону выезда и добавить газ. Выезд из колеи лучше всего совершать под углом 45-60 градусов.
  • Объезжайте крупные камни, которые часто встречаются на грунтовых дорогах. Если нет возможности объехать, то лучше выйти из машины и проверить, сможет ли он безопасно пройти между колес. Иногда намного проще убрать камень с дороги, чем позже чинить тормозные шланги или поддон картера.

 

Как ездить по грязи

У езды по грязи также есть свои секреты.

  • Машина часто отказывается поворачивать и продолжает ехать прямо, не слушаясь руля. Поэтому лучше всего снизить скорость и начать поворачивать заранее, через 10 метров скольжения машина начнет следовать за рулем.
  • Если вы едете по колее и видите на дороге небольшую лужу, то в большинстве случаев верным решением будет движение прямо. Если же лужа или зыбкая грязь занимает большую площадь, то вам лучше выйти из машины и проверить глубину лужи палкой. Въезжайте в лужу очень медленно, проверяйте почву передними колесами. Если вы почувствуете, что машина начинает погружаться, то лучше дать задний ход и искать объездную дорогу.
  • Размытую грязь лучше преодолевать, не снижая скорости, иначе есть риск завязнуть в грязи. Однако не стоит преодолевать такие участки на высокой скорости, потому что колеса могут забуксовать. Если вы чувствуете, что колеса начали увязать в грязи, ни в коем случае не давите на педаль газа, колеса зароются в грязь. Лучшим выходом из ситуации станет путь назад по своим же следам. Если машина увязла так, что не едет и назад, то придется подкладывать под колеса плотный материал, что появилось сцепление с покрытием, а машина смогла выехать.

 

tvoe-avto.com