Чем отличается литье от художественной ковки? Как отличить ковку от литья


Ковка или литье? - Автоцентр.ua

Чем отличаются легкославные диски от кованых.

В ходе поисков в автомагазинах и на авторынках кованых дисков из легких сплавов обнаружился интересный факт – некоторые продавцы под видом кованых дисков предлагают литые. Как же не попасть на крючок и есть ли смысл переплачивать за кованые диски?

Рынок колесных дисков из легких сплавов переполнен: предлагают и литые, и кованые; и российского производства, и турецкого, и немецкого. Словом, выбирать есть из чего. Более того, огромный ассортимент заметно усложняет выбор, да и продавцы иногда попадаются недобросовестные.

Автовладельцы ожидают, что диски из легких сплавов решат две задачи – улучшат ходовые характеристики автомобиля и его внешний вид. Однако после покупки и установки «красивых» колес изменений в поведении машины многие не обнаруживают. Почему? Причина очень проста – иногда автовладельцы выигрывают только в дизайне, так как вес «легкосплавных» дисков оказывается такой же, как и у стальных штампованных. Ходовые характеристики при «родном» вылете (как и при штатных дисках) остаются прежними, поэтому улучшения разгонной динамики, работы подвески и тормозной системы вы вряд ли ощутите. А вот если вылет изменился, некоторые характеристики могут даже ухудшиться (см. «АЦ» № 4'2006).

Увлекаясь тюнингом, автовладельцы часто стремятся поставить шины с более низким профилем и большим диаметром дисков из легкого сплава. Нередко колесо в итоге получается значительно тяжелее родного, что влечет за собой целый ряд негативных последствий:

Как же отличить кованое колесо от литого? Внешне, по характеру обработки поверхности, найти разницу между современными литыми и коваными дисками очень сложно. Безошибочный вариант только один – сравнить вес дисков. Кованые независимо от размера весят в 1,5 и даже в 2 раза меньше стальных, а литые легче стальных всего на одну треть. Хотя наш обзор рынка показал, что иногда литые диски оказываются тяжелее стальных штампованных. Так что если важен не только дизайн, за покупкой лучше идти с кантором, предварительно взвесив родной диск вашего авто.

Ударопрочность

К дискам колес, эксплуатируемых на отечественных разбитых дорогах, предъявляется еще одно требование – они должны иметь высокую ударопрочность. Особенно это важно в случае установки низкопрофильных шин.

Проигрывают по этому параметру литые диски из алюминиевого сплава. Технология литья не может исключить образование раковин внутри структуры диска, поэтому в случае повышенной нагрузки именно на этот участок диск легко разрушается. Кроме того, повышает хрупкость литого диска и ячеистая структура сплава.

Стальные штампованные диски имеют низкую ударопрочность, поэтому деформируются легче. Тем не менее они не разрушаются и в 90% случаев поддаются рихтовке на специальном оборудовании.

Кованые диски при фронтальном ударе благодаря волокнистой структуре металла, полученной во время штамповки, в основном деформируются, как и стальные. А так как вязкость алюминия выше, чем стали, деформация будет направлена внутрь диска, не затрагивая посадочного места покрышки. Это позволяет сохранить давление в шине или хотя бы исключить его резкое падение, которое ведет к потере управляемости автомобиля.

Что же покупать?

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Любителям быстрой езды и дальних путешествий на незнакомых трассах, особенно ночью, желательно вооружить автомобиль коваными дисками. Если вы спокойный водитель и машину в основном эксплуатируете в городе, можно сэкономить, купив литые. Однако в этом случае вероятность обращения к ремонтникам значительно выше.

Кованые диски дороже литых в 1,3–2 раза (в зависимости от производителя), и найти их в продаже сложнее. Кроме того, дизайн литых более разнообразный, что позволяет сделать внешность машины индивидуальнее.

 Комментарий спортсмена   

Александр Салюк-старшийМногократный чемпион Украины по ралли. Ездит на Mitsubishi Lancer Еvolution VIII

Выбирая колесные диски, можно исходить из разных соображений. Например, для спорта очень важно, чтобы диск был легким и прочным, так что выбор делается в пользу кованых. Кому важнее внешний вид, тот останавливается на литых дисках. Вот только наши дороги ненамного лучше раллийных допов. Поэтому, наверное, стоит один раз заплатить больше и купить качественные крепкие диски. «Красивые» не выдерживают сильных ударов и требуют дополнительных затрат на ремонт, а то и замену.

 Комментарий эксперта   

Василий РоманецДиректор фирмы «Колонель». Стаж работы с легкосплавными дисками – 7 лет

Производителей кованых дисков в мире не так уж много. В основном их выпускают российские (ВСМПО, СМК (Авиатехнологии), КраМЗ, БКМПО) и несколько зарубежных компаний. Обусловлено это огромными затратами на оснащение производства многотонными прессами, которые в несколько этапов придают отливке нужную форму и свойства. Некоторые зарубежные диски получают по обходной технологии, хотя и декларируют их как кованые. Ее суть – упрочнение диска методом прокатки обода.

Кованые диски получают методом горячей штамповки с последующей термической и механической обработкой деталей. Производство начинается с обработки давлением отлитой заготовки на механизированной линии вертикальных гидравлических прессов. В состав линии входят четыре вертикальных гидравлических пресса усилием 1600, 6000, 20000, 40000 т, где последовательно происходит изменение формы исходной заготовки. Затем полуфабрикат отправляется на термическую обработку, после чего заготовка обрабатывается на высокоточных станках с числовым программным управлением. Более высокая цена кованых дисков объясняется множеством этапов производства, а также большими отходами дорогого сплава. Так, заготовка 15-дюймового диска весит 50 кг, а на выходе после поковки вес готового диска составляет всего 6,5 кг. Кованые диски практически не подвержены коррозии, поэтому иногда их даже не покрывают защитным слоем лака.

Литые диски из алюминиевых сплавов получают методом литья под низким регулируемым давлением или литьем с противодавлением. Главная причина их популярности – относительная дешевизна. Себестоимость дисков, полученных по литейной технологии, приблизительно в 2-3 раза меньше кованых. А выпусткает их не один десяток производителей.

 Комментарий ремонтника   

Евгений ГолубевМастер СТО по ремонту дисков. Стаж работы с легкосплавными дисками – 5 лет

Нашим разбитым дорогам не могут противостоять ни литые, ни кованые диски, поэтому ремонтировать приходится и те, и другие. Конечно же, более надежные и ударопрочные – кованые, и ремонтировать их к нам привозят в основном автоспортсмены. При обычных режимах эксплуатации повредить такие диски намного сложнее, чем литые. Из последних же более надежны оригинальные диски, которыми комплектуются машины на конвейере. Дать однозначную оценку литым дискам, представленным на рынке, сложно. Есть более-менее достойная продукция, а есть очень слабые диски, которые боятся любых перегрузок.

Что касается ремонтопригодности, то восстановлению поддаются и те, и другие диски. Стоимость ремонта зависит от сложности повреждения и стартует от 100 грн. Обычно не ремонтируются только два вида повреждений – при разрушении ступицы и спиц диска.

 Только сплавы

Практически все продаваемые литые и кованые диски изготовлены из алюминиевого сплава, т. е. в их основе лежит алюминий, в который добавлено множество других элементов из таблицы Менделееева, в том числе и металлов. Различные добавки позволяют придать сплаву, соответственно и диску, требуемые свойства.

Диски из магниевых сплавов – большая редкость. История применения магния для изготовления дисков насчитывает, по меньшей мере, 26 лет (Alfa Romeo Spider 1980 года выпуска оснащалась именно такими дисками). Однако до сих пор магниевые диски являются экзотикой. Целесообразность использования магниевых сплавов (как правило, магния с алюминием и добавками марганца и циркония) определяется существенным снижением веса диска и, как следствие, уменьшением массы неподрессоренных частей автомобиля. Один диск среднего размера из магниевого сплава может весить на 3,0-3,5 кг меньше, чем аналогичный литой алюминиевый. Главным недостатком таких сплавов является их низкая коррозионная стойкость, что определяет очень высокие требования к защите поверхности диска специальными красками и лаками.

Так называемые титановые диски, по утверждению некоторых ведущих специалистов, – миф. Изготовление дисков из титанового сплава – достаточно трудоемкий и многостадийный технологический процесс, что обусловливает их очень высокую стоимость. Теоретически с точки зрения эксплуатации такие диски практически лишены недостатков. Они имеют высокие прочностные и пластические свойства в сочетании с высокой коррозионной стойкостью. Однако из-за большой удельной массы данного сплава толщина металла у титановых дисков получается еще меньше, чем у стальных. Поэтому привлекательный дизайн у них практически невозможен.

 Разница в весе стальных, кованых и литых
Диаметр, дюйм / вес, кг Стальной Литой Кованый
13 6,0–6,5 5,5–6,3 3,9–4,1
14 6,5–8,0 6,0–7,5 4,5–5,2
15 7,5–9,0 7,1–8,5 4,8–6,5

Юрий Дацык Фото Андрея Яцуляка и автора

www.autocentre.ua

Народ, объясните в чем отличие кованых дисков от литых?

основное отличие это производство кованых под большим давлением(во время литья)поэтому в структуре аллюминия остается минимум воздуха,а значит и пустотелых раковин,которые в процессе эксплуатации могут дать основу вля микротрещин! поэтому они и легче и дороже и прочнее на порядок.внешне их легко определить по острым краям лучей.у всех литых они округлые.если ты ездишь не в экстремальных режимах,то достаточно и литых.кованые обычно используют спортсмены и просто понтари у кого деньги лишние.решать тебе.

Кованные такие же как литые просто метод изготовки другой их различать проше по дизайну потому что кованные обычно острые края а у литья все более гладко!!! Кованки на порядок лучше обычно особенно сборные не надо после встречи с бардюром менять весь диск!!!

Ну эт две разные вещи кованные крепче и легче литые наоборот

Кованные прочней, и они хуче гнуться, они скорей лопнут

Кованные дороже литых... но они по теории крепче а главное легче....Но подверженны корозии...

Разница - в структуре металла. При ковке происходит упрочнение металла за счет того, что исчезают мелкие трещины и раковины, неизбежные при отливке. Так например, крюки грузоподъёмных механизмов делаются исключительно с применением ковки. Ну а литые - ширпотреб. Поэтому сами выбирайте. Удачи!

Чесно не знаю....

Литые диски "льются" из сплавов алюминия, кованные "куются", из чего правда не могу сказать, но помоему тоже из алюминия... Кованные диски прочнее, но литые легче... Кованный диск можно исправить если помнешь, литой сложнее, чаще с ним ни чего нельзя сделать, т.к. он просто крошится... Внешне их тяжело отличить, разве что по цвету, т.к. литые диски красятся серебристой краской, она явно серебрянная, а кованные скоро просто серые, даже грязносероватого оттенка, чем серебристые... А вообще кому что - если собриаешся эксплуатировать машину в жестких условиях (гонки, ямы и т.п.) то лучше кованные, а если просто для красоты, то я предпочту литые... Кстати еще кованные дороже, чем литые...

Кованые диски в большинстве своем имеют хромированное покрытие, может видел, на джипы ставят такие, так вот это кованые. Они дороже литых, и отличаются степенью жесткости или коэфф-том энергопоглащения. У штампованых 75%, на них машина идет мягче всего, у литых 50%, а у кованых 25-30%, поэтому ставят их в основном на джипы, где профиль резины большой, иначе через сезон зубов лишишься)))

На кованом диске влетел в открытый колодец, и он даже не погнулся (литой раскололся бы).

touch.otvet.mail.ru

Чем отличается литье от художественной ковки? - ГОСТы

Чтобы разобраться в отличиях ковки от литья, давайте обратимся к процессам их изготовления.

Литье — это одни из древнейших методов обработки металлов и занимает особенное место. Это весьма тяжелый и трудоемкий способ. В каждом этапе задействованы опытные мастера различных специальностей. Начинают работу конструкторы и дизайнеры, которые осматривают объект и беседуют с клиентом. Конструктор делает замеры, а дизайнер общается с заказчиком. Основной задачей специалистов является четкое понимание того, что хотят и требуют клиенты от будущего изделия, потом отображают все на чертежах и эскизах. Конструктор и дизайнер являются посредниками между производителем и заказчиком, от них зависит практически вся дальнейшая работа всего производства литья. Если происходит малейшее недопонимание, весь процесс может пойти по неправильному пути.

Подбор способа литья технологом

Следующим за работу принимается технолог, он знакомится с чертежами, подбирает способ литья, который присущ именно данному изделию. Далее уже скульпторы и модельщики начинают творить первый шедевр, они воплощают эскизы дизайнера в реальные формы. Потом формовщик создает по выполненной модели форму для того, чтобы залить метел. За расплавление и заливку необходимого металла в заранее изготовленную форму отвечают плавильщик и заливщик. Правильность изготовления изделия в данном случае зависит от оптимально выбранной температуры, от того, что входит в состав металла, и от скорости заливки. В процессе работы заливщика и плавильщика большое значение имеет чутье, которое основано на многолетнем опыте, умениях и знаниях. Когда все остынет, к работе приступает обрубщик, он полученную отливку вынимает из формы, и с идеальной точностью начинает обрезать ненужные детали. Малейшая ошибка может привести к непоправимому. Обрубщик отвечает за труд большего количества людей, и главное за окончательный результат продукта.

Вот теперь наступает очередь слесаря-сборщика и сварщика, они собирают изделие в одно целое. После этого маляр красит изделие грунтом цинкообразующим, чтобы увеличить срок стойкости против коррозии. Чтобы художественное литье отвечало всем необходимым стандартам качества и требованиям клиента, между специалистами-литейщиками должно царить полное взаимопонимание. Все мастера должны работать согласованно и слаженно, понимать друг друга с полуслова. Литейное производство – это сложный механизм, он может выйти из строя из-за ошибки даже в малейшей детали.

Художественная ковка. В данной технологии кузнец изменяет форму металлической заготовки ударами молота, работая в специальных рукавицах. Существует холодная и горячая ковка. Распространенным способом является горячая ковка, им пользуются для создания разнообразных предметов интерьера. Прежде чем начинать работу, кузнецы разогревают металл в горне, а только потом приступают к процессу творчества, то есть превращают обычную стальную болванку в шедевр искусства. Способ холодной ковки обычно применяется в ювелирном деле, потому что кузнечная работа возможна лишь без повреждений с золотом, медью и серебром. Заканчивает процесс холодного способа ковки является отжига полученного кованого изделия.

Каждый из перечисленных выше способов обладают своими плюсами и минусами. Кузнецы и литейщики во всем мире пришли к одному решению, совместно сотрудничать, это поможет в полной мере воплотить себя в творчестве.

mlzavod.ru

Литье и ковка – в чем разница?

      Для того чтобы понять, чем отличается художественное литье от ковки, необходимо обратиться к самим процессам изготовления. В истории декоративно-прикладного искусства литье, как один из древнейших способов художественной обработки металла, занимает особое место. Этот тяжелый и трудоемкий процесс состоит из нескольких этапов, на каждом из которых задействовано большое количество умелых и опытных мастеров своего дела. От слаженности работы специалистов зависит конечный результат произведения художественного литья. Получится ли это банальный, рядовой продукт либо высокохудожественный шедевр, радующий своей изысканной пластикой многие последующие поколения его обладателей. Первыми в работу вступают конструктор и дизайнер, они выезжают на осмотр объекта и беседу с клиентом. Конструктор выполняет замеры, дизайнер в свою очередь общается с заказчиком. Основная задача специалистов заключается в четком понимании желаний и требований клиента к будущему изделию для последующего отображения их на чертежах и эскизах. От конструктора и дизайнера зависит дальнейшая работа всего литейного производства, они являются посредниками между заказчиком и мастерами. Малейшее недопонимание и весь процесс производства пойдет по неверному пути. Ознакомившись с чертежами и рисунками, технолог подбирает метод литья, присущий данному виду изделия. Скульпторы и модельщики приступают к творению первого шедевра – воплощению эскизов дизайнера в реальные пластические формы, будь то глиняная скульптура или деревянная модель. Далее формовщик изготавливает по выполненной модели литейную форму для заливки металла. Такие специалисты, как плавильщик и заливщик отвечают за расплавление и заливку металла в созданную ранее форму. Здесь важен единственно правильный выбор температуры, состава металла и скорости его заливки. В работе плавильщика и заливщика огромное значение имеет профессиональное чутье, основанное на многолетнем опыте и знаниях. После остывания обрубщик извлекает из формы полученную отливку и с идеальной точностью обрезает лишние детали: литники, облой. Любая случайная ошибка, неверное движение мастера - и деталь невозможно будет исправить. Обрубщик несет ответственность за труд большого количества людей и конечный результат продукта. Далее наступает черед сварщика и слесаря-сборщика, которые и собирают изделие в единое целое. Маляр покрывает изделие цинкообразующим грунтом для увеличения срока его коррозионной стойкости. Грамотное осуществление декоративной покраски дает возможность выделить все значимые элементы и линии, из которых собирается единый эстетический образ изделия.  Кроме природного таланта и отточенных со временем профессиональных навыков, для создания достойного образца художественного литья, отвечающего всем стандартам качества и индивидуальным творческим задачам клиента, необходимо полное взаимопонимание между специалистами-литейщиками. Мастера должны согласованно и слаженно работать, понимая друг другу с полу слова. Литейное производство художественных изделий представляет собой сложный механизм, который способен остановится в случае выхода из строя даже самой малейшей его детали. 

     Технология художественного литья основана на всем известном свойстве расплавленного металла повторять и сохранять форму той емкости, в которую его заливают. Первым шагом на пути к созданию любого изделия является работа над моделью, которая воссоздает облик и размеры будущего художественного продукта. Для изготовления таких образцов используют различного рода материалы, начиная от дерева и заканчивая пластмассой. Далее следует наиболее важный и ответственный момент приготовления литейной формы, который осуществляется при помощи уже созданных моделей отливаемых предметов. После чего в готовую форму заливают необходимый металл: чугун, бронзу, латунь или же иной спав и получают архитектурную отливку. Существует несколько видов художественного литья. Одним из наиболее распространенных способов считается литье в земляные формы. Подготовленную ранее модель засыпают формовочным песком, уплотняют прессованием, извлекают и полученную полость заливают металлическим расплавом. Отличным от одноразового литья в земляные формы является отлив в кокиле, который можно повторять многократно. Литье в кокиле  осуществляется двумя способами: методом свободной заливки и при помощи давления. Кокиль – это твердая, разъемная форма, в которой и производится литье. Изготавливается кокиль, как правило, из такого высокопрочного и термостойкого металла, как чугун. Перед каждой новой заливкой кокиль покрывают антипригарным средством. Лидирующее место по качеству поверхности отливки занимает художественное литье под давлением. В чугунную разборную емкость под давлением подается расплавленный металл. Такой прием гарантирует отличную заполняемость формы и исходя из этого более качественную поверхность литого изделия. Технология литья в кокиле под давлением обеспечивает гарантированную повторяемость качества и размера изделия. Чугунныйкокиль применяется для выполнения больших тиражей. Для производства штучной продукции этот метод является невыгодным, так как стоимость изготовления подобной разборной формы очень высока. Нельзя не упомянуть и о таких разновидностях, как литье по выплавляемым и выжигаемым моделям. Эти технологии подразумевают под собой изготовление моделей из воска, пластмассы или других легко плавящихся, сгорающих материалов. Парафиновую копию будущего изделия покрывают специальным порошком с силикатным связующим до образования плотной оболочки, после чего модель погружают в ванну с горячей водой. В результате модельный восковой состав (МВС) плавится и покидает твердую оболочку. Полученную емкость прокаливают в печи до температуры свыше 850 градусов. Оболочка спекается и становится твердой, как керамика. Затем осуществляется заливка металла в образовавшуюся форму. Второй метод отличается от первого лишь тем, что для получения необходимой литейной формы модель выжигают, а не выплавляют, как в предыдущем случае. После остывания металлическая отливка извлекается из литейной модели и подвергается термообработке и покраске. Способ художественного центробежного литья применяется для создания мелких интерьерных скульптур. Он имитирует технологию литья под давлением. Сущность метода заключается в заливке расплавленного металла во вращающийся резиновый кокиль. Под действием центробежной силы расплав распределяется по внутренней поверхности формы, затвердевает и образует нужную отливку. Кристаллизация расплава в подвижной резиновой емкости помогает под воздействием центробежной силы изготовить более плотные и прочные  литые изделия с максимально проработанными мелкими деталями рисунка. В этом процессе используют в основном оловянные сплавы из металлов с низкой температурой плавления. Данный процесс осуществляется на специальных центробежных машинах.

     Теперь обратим внимание на такую технологию обработки металла, как художественная ковка. Кузнец деформирует металлическую заготовку посредством ударов молота и получает тем самым желаемую форму. Существует два основных вида: холодная и горячая ковка. Первую чаще всего применяют в ювелирном деле, так как кузнечная работа с холодными металлами без их дальнейших повреждений возможна лишь с золотом, серебром и медью. Завершает процесс холодной ковки отжиг полученного кованого предмета. Способ горячей ковки является наиболее распространенным и чаще всего используется при изготовлении различных предметов интерьера и экстерьера. Перед началом работы кузнецы разогревают железо в горне, а уже потом приступают к творческому процессу, превращению обычной стальной болванки в шедевр кузнечного искусства. Преимуществом ручной ковки, несомненно, является уникальность и неповторимость каждого произведения, что нельзя сказать о машинной, в процессе которой происходит однообразная штамповка изделий. Такая сложная и физически тяжелая профессия, как кузнечное дело, подвластна лишь искусным и сильным рукам настоящих мастеров, которые знают главные секреты владения огнем и металлом. Кузнец утолщает, удлиняет, пробивает, гнет, скручивает, выглаживает, наносит рисунок и все это он делает вручную при помощи простых орудий труда, которые способны творить чудеса только в умелых руках. Работа кузнечного мастера делится на две части: процесс заготовки нагретого до нужной температуры железа и окончательная его отделка. Период заготовки представляет собой уплотнение исходного материала, а также придание ему необходимых форм и размеров. Окончательная обработка включает в себя процессы очищения и выравнивания поверхности кованого изделия. Машинная ковка - это обычная  штамповка стандартных деталей, которые впоследствии свариваются между собой в различные типовые узоры. Создание кованых изделий происходит на гидравлическом прессе. Набор форм для штамповки изделий, как правило, стандартен и не столь разнообразен. Эти формы производятся из высокопрочных легированных металлов и обычно предоставляются одним изготовителем. Для создания кованого изделия на кузнечно-штамповочной машине необходимо использовать два типа штамповочных форм: матрицу и пуансон. Матрицу устанавливают на нижней части пресса, пуансон – на верхней. Между матрицей и пуансоном помещается заготовка в виде металлического листа, прутка либо болванки иной формы. Под воздействием давления пресса заготовка деформируется и принимает заданные очертания.

 

1. Таблица различий художественного литья и ковки:

 

ПлюсыМинусыПлюсы ручной ковкиМинусы ручной ковки
Механическая прочность Хрупкость (не совсем пригодно для изготовления защитных решеток, например оконных) Пластичность, (прекрасно подходит для производства защитных решеток) Пластичность (такие пространственные конструкции, как лестницы заметно вибрируют при постоянной нагрузке - литью это не свойственно)
Твердость на износ (идеально подходит для создания ступеней, напольных плиток)      
Долговечность, длительная коррозионная стойкость (более 300 лет) При механических повреждениях утраченный элемент, как правило, подлежит замене  Легко подвергается ремонту при механических повреждениях Недолговечность (от 15 до 50 лет при постоянной обработке и покраске)
Стопроцентная повторяемость деталей   Все изделия получаются разными Отсутствует возможность создавать абсолютно идентичные изделия
При больших тиражах меньшая стоимость изделий Единичные изделия, связанные с созданием новых моделей стоят дороже   В связи с трудоемким процессом, цена индивидуального изделия резко повышается. Стоимость становится выше, чем на литую продукцию
Возможность передать любое пластическое решение, заложенное скульптором или дизайнером (в ковке этого сделать невозможно)      
Быстрое тиражирование по уже готовым моделям Долгий и затратный процесс подготовки к производству нового изделия   Долгая ручная работа над изделием
  Достаточно высокая себестоимость    
  В производстве задействовано большое количество специалистов различных областей Для осуществления полноценного процесса работы требуется лишь кузнец и подмастерье  
      Качество изделия полностью зависит от человеческого фактора (настроения, физического состояния мастера)

  

2. Плюсы и минусы машинной ковки.

 

Плюсы машинной ковкиМинусы машинной ковки
Большие тиражи за короткие сроки
Разумная цена, повсеместная доступность (в любых сетевых строительных магазинах) Не является престижным товаром (есть у всех, и может приобрести каждый)
В отличие от ручной ковки повышенная повторяемость Ограниченное разнообразие эстетических решений с лимитированной элементной базой
Влияние человеческого фактора на качество конечного изделия сведено к минимуму
Массовость Бездушность

   

3. Таблица специалистов, занятых в процессе художественного литья и ковки:

 

Литье Ковка 
Конструктор (разрабатывает конструкцию будущего изделия) Конструктор (у индивидуальных кузнецов отсутствует)
Дизайнер (создает эскизы) Дизайнер
Технолог литейного производства (подбирает технологию литья)  Кузнец (вырабатывает метод ковки)
Скульпторы/Модельщики (разработка и изготовление моделей) Подмастерье (помощник кузнеца)
Формовщик (формует заливаемую модель)  
Плавильщик (расплавляет металл)  
Заливщик (заливает металл в форму)  
Обрубщики (извлекают отливки и обрезают лишние детали: литники, облой)  
Восковщик (работает с восковыми моделями)  
Обсыпщик (обсыпает восковые модели)  
Сварщики  Сварщики 
Слесарь-сборщик (сборка изделий)  Слесарь-оператор молота (задействован в процессе машинной ковки) 
Маляр (грунтом покрывает продукцию, осуществляет декоративную покраску)  Маляр 

 

     Как уже стало понятно, художественное литье и ковка – это две абсолютно разные технологии обработки металлов, которые никак нельзя сравнивать между собой. Конкуренция возможна лишь в кругу самих кузнецов и между литейщиками с различным подходом к работе, опытом и уровнем подготовки, что, несомненно, влияет на качество производимой продукции. Сопоставлять можно лишь свойства металлов, которые используются в процессе ковки и литья. Сталь, которую применяют в кузнечном деле, менее прочна и долговечна, нежели чугун. Поэтому, если первостепенными задачами  являются надежность и долгая служба изделий, то свое внимание стоит обратить на работы из чугунного литья. Предметы из чугуна способны служить вам вечно, практически не подвергаясь коррозии и деформации. Каждый способ обработки металла по-своему не прост, тем не менее, технология изготовления продукта художественного литья занимает больше времени, ввиду высокого уровня сложности и большого количества выполняемых операций в процессе его создания. Литью подвластно воспроизведение неограниченного количества идентичных копий одного изделия, которые воссоздаются по единой для них литейной форме. Художественная ковка, к сожалению, не обладает подобным свойством, так как, работая вручную, кузнец не способен четко повторить линии и образ предыдущего произведения. При машинной ковке это, непременно, возможно, но качество здесь, как правило, страдает. Достойным высоким качеством обладают лишь работы созданные искусными руками кузнецов, а не бездушными машинами. С эстетической точки зрения литье более пластично и предоставляет мастерам-литейщикам больше возможностей проявить себя в художественном плане, нежели ковка. Здесь ярким примером могут стать различного рода памятники архитектуры и литые монументы, которые никоем образом нельзя повторить, используя технологию художественной ковки.

     Каждый из описанных выше способов обработки металлов обладает своими преимуществами и недостатками, но для того чтобы сотворить настоящее произведение искусства необходимо объединить усилия мастеров различных направлений и возможности обеих технологий. Только тогда создание идеального и совершенного возможно, коим и является истинный шедевр. Литейщики и кузнецы всего мира давно пришли к решению о совместном сотрудничестве, которое помогает им в полной мере воплощать себя в творчестве. А такой подход к работе – это верный путь к самосовершенствованию и наивысшим результатам.

www.ironst.ru

Что такое кованые диски? - Все, что нужно знать про автомобильные шины и диски

Что такое кованые диски?

Кованые диски - прерогатива богатых автовладельцев?

Во всем мире это действительно так, поскольку себестоимость (а соответственно и цена) кованых дисков в разы превышает аналогичные показатели литых дисков. Именно поэтому, кованые диски традиционно производятся для автомобилей премиум-класса, а также для дорогих спортивных авто.На российском рынке же ситуация пока еще несколько отличается: несколько предприятий, получивших очень дорогостоящее оборудование в наследство от советского ВПК пока еще могут позволить себе производство относительно дешевых кованых дисков, продажная цена на рынке которых иногда в десять раз ниже западных аналогов.

В любом случае, при принятии решения о выборе кованых дисков для своего автомобиля нужно понимать, что реальные характеристики диска (в том числе надежность и целостность геометрии) слишком сильно зависят от качества сплава и фармацевтической точности в выдержке технологии, поэтому от дисков никому не известных производителей, даже если они кованые, лучше воздержаться. С практической точки зрения, а также с точки зрения безопасности гораздо надежнее купить заведомо качественные литые диски, чем ковку неизвестного качества.

Дополнительно читайте:

Что такое кованые диски и чем они отличаются от литых?

Кованые диски делают из тех же материалов (сплавов), что и литые, только отличается сама технология производства: кованые диски производятся путем промышленной горячей штамповки, после чего, также как и литые, проходят процесс закалки и искусственного старения.

Исходя из технологии производства, такие диски несколько легче своих литых аналогов, но при этом они имеют гораздо более высокую прочность, меньшую хрупкость и в некоторых случаях они вполне ремонтопригодны. На сильные удары такие диски реагируют почти также, как стальная штамповка, т.е. они могут деформироваться, не разрушаясь при этом, только сама сила удара, необходимая для деформации, нужна гораздо большая, нежели для стального диска.

Именно в ударопрочности кроется основной недостаток кованого диска - на большой яме и на высокой скорости кованый колесный диск, скорее всего, останется целым, но передаст при этом всю силу удара на подвеску автомобиля, которая на такую нагрузку в большинстве случаев не рассчитана. Поэтому, "поймав" яму на скорости на кованых дисках настоятельно рекомендуется при первой же возможности заехать на СТО и проверить состояние подвески.

В целом, кованый диск можно считать оптимальным соединением эксплуатационных преимуществ литого и стального дисков, за исключением такого немаловажного потребительского свойства, как цена. Кованые диски в разы дороже литых, а поэтому позволить их себе могут лишь немногие автолюбители, кроме того, кованые диски предназначены, в основном для эксплуатации на автомобилях с усиленной подвеской.

 

Как отличить кованый диск от литого?

На самом деле есть всего несколько косвенных признаков, по которым можно внешне различить кованые и литые диски в магазине. Абсолютно точно определить, ковку Вам предлагают или литье Вы, без сложных исследований и оборудования, никак не сможете. Поэтому, полагаться придется на собственную логику, а также компетентность и честность продавца.

Итак, наиболее распространенный "в народе" способ отличия - по маркировке. Если речь идет о дисках серийного производства, то служебная маркировка, которая в большинстве случаев наносится на внутренние поверхности дисков, в литом диске выпуклая (вылитая), а в кованом - вдавленая (выштампованная). В большинстве случаев такой способ отличия работает (это связано с технологией производства обоих типов дисков), но из этого правила существует достаточно много исключений (в обе стороны), поэтому полагаться только на этот признак не следует. Особенно часто исключения касаются кованых дисков, произведенных тюнинговыми ателье и серьезными производителями на заказ.

В спецификациях от производителя кованые диски обозначаются словом FORGED , литые - CAST, но эти обозначения крайне редко наносятся на сам диск, кроме того, если речь идет о дешевой продукции из Китая или Турции, исключить нанесение, к примеру надписи FORGED на поверхность литого диска нельзя никак.

Следующий признак, по которому можно косвенно отличить кованый диск от литого - форма и вес. Кованые диски обязательно проходят специальную обработку на фрезерном и токарном оборудовании, поэтому, как правило имеют более ровные (точеные) формы. Однако, следует признать, что в последние годы эта разница становится все менее заметной. Кроме того, хороший кованый диск существенно (на 20-30%) легче своего литого аналога. Последняя характеристика (вес) касается только действительно дорогих и качественных дисков, ибо вес литых и кованых дисков, к примеру, российского производства, практически одинаков.

Ну и последний признак, по которому Вы сможете косвенно оценить, какие шансы у предлагаемого диска оказаться кованым - цена. Качественные кованые диски намного дороже литых, если речь идет о дисках иностранного производства.

 

avtoshyna.info