Как отрегулировать клапана и для чего это нужно. Как отрегулировать правильно клапана


Регулировка клапанов двигателя на автомобиле

Газораспределительный механизм (или сокращенно ГРМ) любого четырехтактного силового агрегата необходим для обеспечения полных циклов его работы: впуска, сжатия горючей смеси, рабочего хода поршня и выпуска отработанных газов. Если выполнена правильная регулировка клапанов, то у Вас не будет проблем с ГРМ: в противном случае синхронизация работы цилиндров будет нарушена и двигатель не сможет функционировать с максимальной эффективностью.

Симптомы неотрегулированных клапанов

Их достаточно много. Один из них – громкий металлический стук в двигателе. Звук становится сильнее при увеличении нагрузки на двигатель и может сопровождаться запахом гари. При неотрегулированных клапанах в цилиндрах заметно падает компрессия – это можно определить при помощи компрессометра. Двигатель «троит» — наблюдается его вибрация на малых оборотах, он не развивает полной мощности: наблюдается вялый разгон и повышенный расход горючего. Все эти признаки говорят о том, что распределительный механизм не работает правильно: надо регулировать клапана. Что это даст? Об этом – ниже.

Для чего необходима регулировка клапанов

зазор

Правильно отрегулированные зазоры гарантируют устойчивую работу силового агрегата на низких и высоких оборотах. При этом сохраняется наилучшая приемистость двигателя и оптимальный расход горючего. Но возникает вопрос: для чего нужен зазор в клапанах? Дело в том, что они закрываются благодаря специальной пружине, упирающейся в кулачок. Чтобы он не смог помешать закрыться полностью клапану, необходимо выставить определенный зазор. И здесь еще нужно учитывать нагревание стержня клапана (впускного до 300-400, выпускного до 700-900 градусов), что вызывает увеличение его длины. Если распредвал расположен сверху, то он напрямую или посредством коромысла воздействует на стержень, что вызывает его повышенный износ. Для недопущения подобного развития событий торец клапана  в некоторых моделях авто накрывают «стаканом»: между ним и кулачком распределительного вала ставят регулировочные шайбы. В других моделях авто присутствуют коромысла: тогда регулировка между металлическими деталями производится посредством винтов и контргаек.

Компенсаторы

Этими устройствами сегодня оснащается большинство двигателей авто. Гидрокомпенсаторы устанавливаются на двигатели, имеющие более двух клапанов на один цилиндр. Эти изделия сами «подбирают» нужный зазор в клапанах и гарантируют наилучшую работу ГРМ при любых условиях без регулировок. Однако некоторые автолюбители не без основания считают традиционный газораспределительный механизм с периодическими проверками величины зазора более надежным. Все дело в том, что компенсаторы имеют свойство ломаться.

гидрокомпенсатор

В случае неисправности гидрокомпенсаторов — они начинают стучать. Что вызывает стук и как с ним бороться можно почитать тут.

Как отрегулировать клапана

Все процедуры необходимо проводить только на холодном двигателе. Это делается для того, чтобы результаты нстройки остались стандартными: именно так поступают на заводах-изготовителях. Стоит отметить, что порядок регулировки клапанов на каждой машине свой: узнать его можно из инструкции к автомобилю или соответствующей литературы. Процесс осуществляется посредством вкручивания или выкручивания специальных регулировочных винтов, либо подбором плоских шайб. Каждый из этих вариантов рассматривается отдельно.

Использование специальных инструментов

Регулировка клапанов двигателя производится с помощью набора щупов или посредством специальной рейки и индикатора. Оба способа достаточно широко распространены: первый отличается простотой, доступностью и требует минимальных финансовых и временных затрат. Чтобы применить второй метод, придется купить прибор и специальное приспособление.

Регулировка с помощью щупа и контргаек

Подобный способ настройки ГРМ характерен для российских заднеприводных авто («классика»). Алгоритм действий:

  1. Демонтируйте корпус воздушного фильтра и от клапанной крышки отсоедините все трубки, тросики и рычажки. Для облегченного проворачивания коленвала двигателя выверните свечи зажигания.
  2. Снимите клапанную крышку и передний кожух ремня ГРМ (если он есть – может быть и цепь).
  3. Выставите поршень цилиндра, с которого начнется процедура (например, в жигулевской «классике» он 4-й) в положение верхней мертвой точки: клапаны окажутся в закрытом положении.
  4. Наблюдая за меткой-углублением на шкиве вала двигателя, проворачивайте его до совпадения с риской на нижней передней крышке БЦ . Точка-углубление на звездочке вала ГРМ тоже должна совпасть с меткой на его «постели» (корпусе).
  5. Рожковым ключом удерживайте регулировочный метиз и одновременно ослабьте контргайку. Далее нужно пользоваться набором щупов для регулировки клапанов. Выберете нужную тонкую пластину, вставьте ее между коромыслом и стержнем клапана. Щуп при нормальной настройке будет проходить с небольшим трением. Значение зазора необходимо отрегулировать по таблице, которая для каждой машины своя (для ВАЗ2101-07 – 0,15 мм). Теперь затяните контргайку и еще раз проверьте зазор. При необходимости операцию повторите. Соблюдайте порядок регулировки клапанов: например, для «классики» ВАЗ: 8-6, 4-7, 1-3, 5-2.

Регулировка с помощью шайб

Подобная настройка ГРМ больше характерна для переднеприводных автомобилей. Чтобы ее произвести, необходимо:

  1. Снять крышку клапанов.
  2. Найти метки на блоке мотора, шкиве ремня ГРМ и, проворачивая коленвал по часовой стрелке, добиться их совпадения. В итоге первый поршень окажется в положении ВМТ.
  3. Определите зазор между регулировочной шайбой и кулачком распределительного вала (они – первые, если смотреть со стороны шкива).
  4. При большем или меньшим зазоре подберите другую шайбу (на каждой есть соответствующая маркировка, если нет – воспользуйтесь штангенциркулем, а лучше — микрометром).
  5. После установки шайбы снова проверьте зазор: допустимое отклонение – не более 0,05 мм в обе стороны.
  6. Не забывайте, что величина зазора для впускного и выпускного клапанов разная – данный параметр необходимо выяснить из инструкции по эксплуатации конкретного авто.

Регулировка с помощью индикатора и рейки

Этот метод считается более точным и был особенно популярен во времена ССССР. Подобный способ регулировки хорош для двигателей, находящихся в эксплуатации длительное время, т. к. прибор и рейка при измерении учитывают выработки на поверхностях деталей. Ход процедуры:

  1. Снимите клапанную крышку, предварительно отсоединив от нее рычаги и тросики.
  2. Прокрутите вал двигателя до совпадения меток, точно так же, как при регулировке клапанов с помощью щупа.
  3. Возьмите рейку и зафиксируйте ее на головке блока цилиндров (крепление осуществляется к шпилькам корпуса «постели») распредвала. Есть небольшой нюанс: не нужно вкручивать полностью все 3 гайки крепления рейки, иначе она будет болтаться. Прежде всего заверните крайние метизы, далее начинайте откручивать средний болт, пока рейка не станет неподвижной.
  4. Возьмите стрелочный индикатор и закрепите его на рейке, а лапку прибора поставьте на край кулачка клапана.
  5. Захватом, входящим в комплект, уцепите кулачок и потяните его вверх: стрелка индикатора должна пройти 52 деления (при температуре воздуха +20 градусов). Если это не так, то нужно регулировать клапан одним из двух вышеописанных способов.

Последствия неправильной регулировки клапанов

Если настройка описываемых элементов ГРМ будет произведена неправильно, то эффективность работы двигателя заметно снизится. При недостаточном зазоре сами клапана и их седла будут испытывать повышенные нагрузки, что чревато прогаром. При увеличенном зазоре в салоне будет слышен неприятный металлический стук, а мощность силового агрегата упадет. В любом случае результатом неправильной или несвоевременной регулировки клапанов станет выход из строя деталей ГРМ, что ведет к значительным финансовым тратам.

Как отрегулировать клапана, если стоит ГБО

Когда двигатель работает на жидком топливе, температура клапанов достигает 350, а «тарелок» — 900 градусов. При использовании в качестве топлива газа, данный параметр вырастает на 50-70 градусов. Такое повышение само по себе неопасно: клапан не прогорит и не разрушится. Гораздо больший риск представляет неправильная регулировка системы питания, когда образуется обедненная смесь. В этом случае температура на поверхности клапанов повышается на 200-250 градусов, что ведет к прогоранию клапанов. Вывод: использование газа для ГРМ не опасно, а вот за качеством смеси нужно смотреть.

С какой периодичностью производится регулировка

Если говорить о пробеге, то это 20-30 тысяч км. Регулировка тепловых зазоров клапанов должна производиться, даже если у вас не наблюдается потери мощности, повышенного расхода горючего и черного дыма из глушителя (не стоит ждать появления первых симптомов). Процедуру лучше проводить в автосервисе, но если у вас имеются соответствующие инструменты, приборы и опыт, это можно сделать и в своем гараже.

djago.ru

Как отрегулировать самому клапана

Порядок регулировки зазоров клапанов

Правильная работа газораспределительного механизма влияет на расход топлива, работоспособность смежных узлов и общий ресурс деталей автомобиля. Для этого в автомобилях проводится настройка системы, в том числе регулировка зазоров клапанов. Такая операция на станции стоит недешево, потому что требует не только времени и сноровки, но и знаний с опытом.

Не все современные иномарки нуждаются в этой операции. Автоконцерны пошли по пути установки в автомобилях гидропомп, помогающих автоматизировать тепловой зазор. Но в этом случае снижается надежность системы в целом, а также сводится практически к нулю ремонтопригодность узла. Но, например, Honda не вывела из конструкции упорный винт с гайкой, притом, что установка с завода не меняется практически 100 тысяч км пробега.

Основные принципы регулировки

Для того чтобы получить правильный результат, необходимо не только знать как отрегулировать клапана по зазорам, но и соблюдать условия, при которых совершается этот процесс практически на любом авто.

Работа выполняется на остывшем двигателе. Рекомендуемый интервал температур составляет от 15 до 25 градусов.

При таком режиме измерения будут максимально объективными. Некоторые специалисты делают эту работу на более горячем авто, но допускают небольшую поправку на температуру. Такой вариант нежелателен для новичков.

Регулировка зазоров

Чаще всего зазор регулируется под винтом, а для проведения такой операции можно обойтись набором щупов, имеющих ширину 10 мм. Но, например, классические ВАЗы желательно проверять более широкими наборами. Так как узкий щуп может дать небольшую погрешность.

Нужно знать, что на автомобилях Лада с «первой» по «седьмую» моделях конструкторы установили тепловые зазоры клапанов 0,15 мм, одинаковые на впускном и выпускном.

Для такой величины можно обойтись и одним инструментом, но если он будет в руках опытного мастера. Ведь невозможность пройти в щель говорит о пережатости гайки, а слишком свободный проход может свидетельствовать о большой величине зазора. Однако, уловить тонкую грань между «слишком большим» и «достаточным» смогут лишь те, кто неоднократно выполнял такую операцию.

Набор щупов

Новичкам подойдет пара щупов. Первый должен быть максимально допустимой толщины – «непроход», а второй щуп для регулировки клапанов должен иметь минимально допустимую толщину «проход».

Как проводится регулировка клапанов

Перед началом регулировки потребуется установить поршень, над которым будет проводиться манипуляция, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. При таком положении клапаны должны быть закрыты. Рокера могут свободно перемещаться в пределах зазора.

Для удобства регулировки, можно воспользоваться выставлением первоначального положения по меткам на шкивах коленвала и распредвала.

Теперь нужно отпустить контргайку на болте или винте. Подтягивая или отпуская вторую гайку для регулировки, нужно просунуть щуп в регулируемый зазор под рокером (коромыслом) и подкрутить регулировочную гайку на нужную высоту. После выставления требуемого зазора затягиваем контргайку.

Шаг 1. Выстанавливаем шкив коленвала по меткам Шаг 2. Выбираем нужные клапана для регулировки Шаг 3. Меряем текущий зазор Шаг 4. Проводим регулировку

Нужно знать, что при сильной затяжке контргайки могут немного увеличиться зазоры. Поэтому опытные специалисты слегка ослабляют регулировочную гайку перед затягом контргайки.

Теперь снова нужно проверить в том же месте зазор. Если он неудовлетворительный, то процедура повторяется до получения требуемого результата. Зазор можно назвать отличным, когда проход щупа сопровождается небольшим усилием, но без гнущегося инструмента.

Нужно знать, что для установки коленвала в следующее положение, он должен вращаться строго по часовой стрелке исключительно ручкой стартера.

Расположение цилиндров и клапанов

Необходимо соблюдать порядок регулировки клапанов, установленный заводом изготовителем. Он может быть 1-3-4-2 или иным, но для перехода к следующему цилиндру понадобится проворачивать коленвал. На «классике» один его поворот на 180 соответствует повороту распредвала на 90.

Таблица очередности настроек на ВАЗ 2106

В качестве примера возьмем классическую модель ВАЗа. После установки меток со шкивов напротив контрольных точек, регулировка клапанов проводится в строгой последовательности. При первоначальном положении нужно настраивать зазоры у 6 и 8 клапанов.

Повернув коленвал на 180 , в верхнем положении станут доступны 4 и 7-й. Добавив еще 180 , получится полный оборот коленвала и на позиции регулировки окажутся 1 и 3-й. Прокрутив еще на полоборота коленвал, можно выставлять 5 и 2-й клапаны.

Регулировка на ВАЗ 2109

Принцип определения зазоров схож с «классическими» моделями. Однако, здесь участвуют регулировочные шайбы вместо винтов. Поэтому при неверно выставленном зазоре необходимо заменить шайбы для регулировки клапанов.

Вращать придется распредвал с помощью специального приспособления. После установки в его нужном положении на валу, утапливается толкатель, а потом ставим фиксатор. С помощью пинцета теперь вынимаем шайбу. С нижней стороны на ней будет надпись, обозначающая толщину.

Ставим на ее место нужную по толщине ремонтную шайбу и извлекаем фиксатор. После этого измеряем зазор повторно. Если он удовлетворительный, то переходим к следующему клапану. В противном случае повторяем процедуру с шайбами.

После установки необходимых параметров системы зажигания, необходимо собрать механизм в порядке обратном разборке. Желательно устанавливать узлы и детали на свои места, чтобы не разбалансировать работу двигателя и остальных систем.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Как отрегулировать зазор в клапанах самому

Как отрегулировать зазор в клапанах самому — Регулировкa тепловых зaзоров в клапанном механизме у автомобилей ВАЗ. При износе рычагов, торцов клапанов, кулачков распределительного вала и регулировочных шайб возникает увеличение зазоров, а при износе фасок клапанов и седел происходит их уменьшение.   

 

Как отрегулировать зазор в клапанах самому

Повышение температуры в двигателе происходит , в тяжелых дорожных условиях и в связи с этим зависший клапан может разрушиться. При небольшом увеличении зазоров последствия не так велики, как при их недостатке. В любом случае регулировка зазоров происходит после натяжения ремня или цепи в холодном состоянии двигателя. Для двигателей разных моделей автомобилей имеются различный нормы зазоров.

В принципе, здесь нет ничего сложного, но это на взгляд профессионала. Можете попробовать, мы предлагаем пошаговую инструкцию, как отрегулировать зазоры самому. Но если для вас это покажется сложным, то не рискуйте, а обратитесь в любой авторемонт, где все работы проведут быстро и качественно.

Как отрегулировать зазор в клапанах самому

Правила регулировки теплового зазора у заднеприводных автомобилей ВАЗ, норма зазора = +- 0.17мм.:

1.) Повернуть коленчатый вaл по часовой стрелке до совпадeния метки до совпадения на шкивe распределительного вала с мeткой на корпусe подшипников. Данное положение соответствует концу тактa сжатия в четвeртом цилиндре. При нем рeгулируется зазор у выпускного клaпана четвертого цилиндра и впускного клaпана третьего цилиндрa.

2.) У регулировочного болта ослабить контргайку.

3.) Щуп тoлщиной 0.15 мм уместить между кулачкoм распределительного вала и рычагом. Гаечным ключом завертываем или отвертываем болт, пока при зaтянутой контргайке щуп нe будет входить с лeгким натягом.

4.) После регулировки зазоров у выпускного клaпана четвертого цилиндра и впускного клaпана третьего цилиндра, поворачиваем коленчатый вaл на 180 градусов и регулировать зазоры поочередно.

Правила регулировки теплового зазора у переднеприводных автомобилей, норма зазора впускных клапанов = +- 0.2мм., а норма зазора выпускных клапанов = +- 0.3мм:

Для более точной регулировки нам помогут специальный шайбы , что находятся в гнездах толкателей двигателя. Толщину регулировочной шайбой мы подбираем по зазор. Действуем в следующем порядке:

1.) Установить на шпильки крeпления крышки головки цилиндров приспособлeние для утапливания толкатeлей клапанов.

2.)Повернуть коленчатый вал до совмeщения установочных мeток на шкиве и заднeй крышке зубчатого ремня, за потом довернуть его еще на 40 градусов. У первого цилиндра будет фаза сгорания.

3.)Сверить набором щупов зазоры у пeрвого и третьего кулачков распрeделительного вала.

4.)Если отличается от нормы зазор, то толкатель топим и фиксируем его в нижнем положeнии, установив его между краем толкатeля и распределитeльным валом фиксатор.

5.)Удаляем регулировочную шайбу и измеряем ее толщину с помощью микрометра.

6)Находим толщину следующей шайбы, с помощью формулы: Ш = С + (З — Н)

Ш — следующая толщина шайбы;

С — толщина снятой шайбы;

З — замeренный зазор;

Н — номинальный зазор.

7.)Новую шайбу устанавливаeм в толкатель маркировкой в сторону толкателя, убрать фиксатор и еще раз провернуть зазор. Если он отрeгулирован верно, то щуп тoлщиной 0.2 войдет с не сильным защемлением.

8.) Послeдовательно поворачивая колeнчатый вал на пол-оборота , что соoтветствуeт повороту мeтки на шкиве распределительнoго вала на 90 градусов.

Вращать коленчатый вал нужно только, когда регулировочная шайба в гнезде толкателя.

Между кулачком и толкателем можно уменьшить зазор, благодаря самодельной шайбы, толщина которой равна разности между фактическим зазором и его требуемой величины. Это является временной мерой, так как материал менее износостойкий.

При повторном стуке клапанов, виной служат ослабляющее крепление корпуса подшипников распредeлительного вала в связи с вытяжкой старых шпилек.Все не закаленные шпильки и гайки лучше заменять на новые.

Как отрегулировать зазор в клапанах самому:  Как отрегулировать зазор в клапанах самому:

Как отрегулировать клапана видео инструкция:

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sochi-avto-remont.ru

Почему регулируют клапаны?

Силовой агрегат каждого автомобиля построен таким образом, что он имеет по два или более клапанов на цилиндр. Один (одни) из них впускает топливную смесь, когда второй, в свою очередь, производит выпуск отработанных газов. Поэтому они так и называются: впускной и выпускной клапаны. Механизм, приводящий в действие данные элементы двигателя внутреннего сгорания, называется газораспределительным или клапанным.

По достижении двигателем высоких температур, происходит нагрев деталей и их расширение. По законам физики, следовательно, должны строго определяться зазоры на холодном двигателе между деталями с учётом их дальнейшего увеличения в объёме.

Неправильно отрегулированные клапаны могут привести к тому, что силовой агрегат будет работать не на сто процентов своих возможностей, при этом ещё значительно снижая свой ресурс. Например, если выставленные зазоры слишком малы, тогда и клапаны будут подвержены постоянному подгоранию. В противном случае, когда зазоры слишком большие, а клапаны открываются не полностью, будет заметно значительное снижение мощности автомобиля, сопровождающееся характерным металлическим стуком в подкапотном пространстве.

Как часто нужно выполнять проверку клапанов?

Рекомендуемая проверка клапанов двигателя должна проводиться через каждые 25 000 – 30 000 километров. При необходимости нужно будет провести их регулировку. Сначала проверьте, остыл ли двигатель. Только после этого приступайте к проверке клапанов. Изначально в мёртвую точку сжатия установите поршень цилиндра. В таком положении клапаны будут закрыты. Далее отпустите контргайку на регулировочном болте либо винте. При помощи регулировочного болта настройте зазор и затяните гайку. После данной процедуры зазор может быть изменён. Поэтому будьте очень внимательны, проделывая эту операцию. Если плоскому щупу удаётся пройти в него с неким усилием, тогда настройка выполнена верно. Если же необходимо приложить большие усилия или щуп проскальзывает легко, тогда стоит продолжить регулировку.

Как будут работать клапаны при неправильно выставленном зазоре?

В таком случае, как было написано выше, функционирование клапанов будет нарушено. Клапаны будут либо открываться больше положенного, либо останутся в постоянно открытом положении, в результате чего цилиндр утратит свою герметичность.

Как избавиться от регулировки клапанов?

Вы никогда не задавали себе вопрос: «Почему на современных 16-клапанных двигателях нет необходимости проводить регулировку клапанов?» А потому, что в таких моторах вместо толкателей, за счёт которых кулачок распредвала толкает клапан, устанавливаются гидрокомпенсаторы. Они находят оптимальный зазор между собой и кулачками за счёт высокого давления моторного масла, в результате чего работа клапанов всегда происходит при оптимальных зазорах.

Хорошей новостью будет то, что гидрокомпенсаторы устанавливаются практически на каждый автомобиль, следовательно, о регулировке клапанов можно позабыть, если бы не одно НО! Данные элементы системы силового агрегата можно устанавливать только в те автомобили, в которых механизм газораспределения состоит из распределительного и коленчатого валов, клапанов и поршневой группы. Это, по сути, основная часть автомобиля.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Регулировка клапанов своими руками: инструкция с видео

Сегодня, в век технического прогресса, с каждым днем все совершеннее становится автомобиль, улучшаются практический все его конструктивные элементы. Но сейчас речь пойдет не об усовершенствованных элементах авто, а о регулировке зазоров между клапанами и распредвалом в газораспределительной системе автомобиля, кстати, что лучше 8 клапанов или 16 читаете по ссылке. Почему же я начал статью с технического прогресса, спросите вы? Дело в том, что многие современные автомобили в силу своих технических улучшений лишены этой процедуры. В них за вас эту работу выполняет такой элемент как гидрокомпенсаторы.

Но поскольку по нашим дорогам все еще колесят авто, в которых такого улучшения нет, и автовладелец выполняет регулировку клапанов своими руками, рассмотрим данную процедуру. А расскажу я, как  регулировать тепловые зазоры клапанов, на примере автомобиля Honda Accord 1998 года выпуска с двигателем F20Z1. У кого автомобили другой марки, в которых также требуется регулировка клапанов, не расстраивайтесь, процесс практический аналогичен. Среди особенностей будет лишь размер выставляемого зазора и порядок работы цилиндров в двигателе. Хотя у многих он будет идентичным.

Подготовительный процесс.

Для регулировки клапанов нам понадобятся два щупа: толщиной 0,3 мм для выпускных клапанов и 0,26 для впускных (в реальности проще найти щуп 0,25 мм, его использование допустимо).  Так же понадобится ключик на «10» и плоская отвертка. Все это поможет в регулировке клапанов.

Однако чтобы до них добраться, сперва необходимо снять клапанную крышку. Этот процесс, я думаю, не составит у вас особых сложностей. Все просто. Сначала отсоединим шланги системы рециркуляции картерных газов – два шланга выходящих из клапанной крышки, на одном из них вы обнаружите клапан PVC (проверьте, кстати, заодно его работоспособность). Далее отсоединяем возможные подходящие провода нулевого провода автомобиля и снимем высоковольтные провода свечей зажигания. После этого вам останется лишь открутить четыре болта, на которых держится клапанная крышка.

Инструкция по регулировке клапана.

Теперь приступим непосредственно к делу. Кстати, регулировка клапанов допустима при нормальной температуре, как заявляет производитель, не выше 38° (хотя, пожалуй, и в 20-градусный мороз на улице этим тоже не стоит заниматься). Порядок регулировки происходит от клапанов первого цилиндра (самый первый от ремня ГРМ), затем идет третий, четвертый, и завершается процедура регулировкой клапанов второго цилиндра.

Итак, для регулировки первого цилиндра выставляем метку “UP” на шкиве коленвала в  верхнее положение. Учтите, так как двигатель немного повернут, это верхнее положение не будет вертикальным по отношению к вам. Для правильного нахождения точки стоит также ориентироваться на дополнительные метки, нанесенные через каждые 90°, на шкиве. Честно говоря, когда вы выставите первую метку  — “UP” — в ближайшее к верхнему положение, вы увидите дополнительные метки  и сразу поймете, о чем я говорю.

Кстати, один нюанс: двигатель автомобиля, по крайней мере данного, вращается против часовой стрелки, имейте это ввиду, когда в дальнейшем я буду говорить о повороте распредвала на определенный угол вращения, который должен происходить от предыдущей точки строго против часовой стрелки.

Теперь по поводу того, чем и как его вращать. Сразу скажу, что не нельзя его вращать за болт на шкиве распредвала, последний может попросту открутиться. Для вас есть два варианта: один описан выше (вращать за болт на шкиве коленвала), является крайне ненадежным; второй — вывесить одно колесо, включить пятую передачу и вращать двигатель колесом. Но здесь есть еще один небольшой нюанс – не забудьте вывернуть свечи, без них вращать двигатель гораздо легче.

Ну, а когда шкив выставлен в первоначальное положение метка «UP» вверху, начинается самое главное. Берем щупы и проверяем требуемые зазоры между клапанами и толкателями. Сначала впускные клапана  — щупом 0,26 мм, затем выпускные – щупом 0,3 мм. Щуп должен плотно проходить в данную щель с небольшим усилием. Если так, то все в порядке. Если щуп вовсе не пролазит либо, наоборот, чувствуется больший, чем требуется,  зазор – регулируем его до необходимой величины. Для этого ключом на «10» приотпускаем контргайку на толкателе, а отверткой производим регулировку, вращая в необходимую сторону винт. После регулировки, удерживая отвёрткой винт, ключом затягиваем контргайку и еще раз проверяем зазор. Если все в порядке, то приступаем к проверке следующего клапана.

После проверки и регулировки клапанов  первого цилиндра,  поворачиваем двигатель до того момента, пока шкив распредвала не провернется на 90° (ориентируемся по меткам на нем), далее приступаем к работе над клапанами второго цилиндра, после чего вновь  поворачиваем двигатель на очередные 90° по шкиву распредвала, затем проверяем и регулируем четвертый цилиндр. После последнего поворота вам останется только завершить данную работу проверкой и регулировкой второго цилиндра.

Вот в принципе и все. Для своего успокоения можно еще раз прогнать все по кругу, убедившись в правильности проделанной работы. Ну, а далее проводим сборку в обратном порядке. Вроде, как вы сумели убедиться, ничего сложного. Владельцев других марок автомобилей процедура ожидает подобная, но с характерными нюансами, которые можно уточнить в инструкции по эксплуатации.

Видео

 

Рекомендую прочитать:

autoepoch.ru

www.allanda-auto.ru

Как правильно отрегулировать клапана? — Здесь ОТВЕТЫ

Правильная работа клапанов является фундаментов для всех требуемых выполняемых регулировок имеющихся систем двигателя. Чтобы можно было наладить работу двигателя, необходимо уметь правильно отрегулировать клапана, чтобы они работали просто отлично.

Инструкции

1. Чтобы правильно отрегулировать клапана совершенно не обязательно обращаться за помощью в автосервис, достаточно только иметь определенные навыки работы с автомобилем. Изначально нужно проверить цилиндры двигателя, кроме того стоит тщательно прислушаться к работе двигателя и убедиться в отсутствие шумов при его работе.

2. Чтобы отрегулировать работу клапанов, необходимо взять щуп, ключи, а также новую прочную прокладку, устанавливаемую под крышку самих клапанов, которая даст возможность предотвратить утечку масла, потому как старая прокладка со временем потребует обязательной замены.

3. После того как все инструменты будут подготовлены непременно нужно измерить температуру всего двигателя, которая непременно должна быть не больше двадцати градусов, то есть двигатель должен полностью остыть.

4. Регулировать клапана нужно при помощи специального регулировочного винта, вращая регулировочный винт до тех пор, пока не будет отрегулирован зазор. Зазор постоянно нужно регулировать при помощи щупа, а по окончании регулировки нужно тщательно затянуть контргайку и еще один раз тщательно проверить зазор.

Полезные советы

Обслуживание и ремонт автомобиля требует от его владельца очень много сил и времени, именно поэтому совершенно каждый должен знать, как правильно отрегулировать клапана, чтобы обеспечить превосходную работу двигателя. От регулировки клапанов полностью зависит работа всего двигателя.Все детали клапана должны очень плотно прилегать друг к другу, потому, как только таким образом можно обеспечить достаточную компрессию. Прежде всего, обязательно нужно проверить уровень компрессии в цилиндрах при помощи специального регулировочного щупа

Обратите внимание

Отрегулировать клапан можно при помощи специальных приспособлений, а также нужно соблюдать определенную последовательность регулировки, потому как только таким образом можно добиться желаемого результата

qalib.net

Регулировка клапанов двигателя ВАЗ 2106 своими руками

Некоторые виды работ с силовым агрегатом можно производить в своём гараже. Регулировка клапанов ВАЗ 2106 своими руками улучшит работу двигателя.

Снятая головка блока цилиндров ВАЗ 2106.

Перед началом работ необходимо узнать как правильно регулировать клапана и переписать себе на листик последовательность регулировки.

Причины для регулировки

Вмешательство в работу силового агрегата Лада 2106 может иметь отрицательный эффект. Для вскрытия крышки ГБЦ и регулировки тепловых зазоров должны быть веские причины.

Очевидными причинами для регулировки являются:

  • характерный шум из-под капота при работе мотора на холостом ходу;
  • очевидное уменьшение мощности силового агрегата и динамик разгона.

Состояние клапанов имеют прямую связь с работоспособностью и динамикой, расходом топлива и степенью износа деталей ГРМ Vaz 2106.

Периодичность процедуры

В руководстве по эксплуатации ВАЗ 2106 рекомендуется производить регулировку клапанов после 30 000 км пробега. Также необходимо выполнять эту процедуру после каждого снятия ГБЦ. При демонтаже ГБЦ каждый раз меняется прокладка и при установке новой требуется регулировка зазоров клапанов.

Специалисты рекомендуют проверять зазоры после 10 000 км пробега.

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2106

Инструмент

При выполнении операции без СТО необходимо иметь следующий набор для регулировки:

  • набор торцовых ключей;
  • плоскую отвёртку;
  • ключи на 17;
  • ключ для проворота коленвала;
  • щуп для двигателей ВАЗ или микрометр.

Стандартными щупами невозможно выполнить точную регулировку самостоятельно — они уже нормы и не перекрывают ширину зазоров. Толщина специального щупа для двигателей ВАЗ равна величине оптимальной норме зазоров — 0,15 мм. На чехле таких щупов обычно изображена схема регулировки клапанов.

При подготовке инструментов необходимо определиться каким устройством будет проводиться регулировка — щупом или микрометром. В процессе эксплуатации двигателя изнашиваются клапана и детали головки двигателя. Погрешность регулировки клапанов щупом увеличивается по мере износа деталей силового агрегата.

При регулировке клапанов щупом на двигателе с пробегом обязательно будет погрешность. Чем больше пробег, тем больше погрешность регулировки клапанов щупом.

Для точной регулировки специалисты советуют использовать микрометр. Погрешность регулировки этим прибором равна нулю и не изменяется от износа деталей движка Lada 2106.

Инструкция

Перед началом работ необходимо дать полностью остыть двигателю. Проверить метки ГРМ и натяжку цепи — исправить при несоответствии стандартам. В инструкции будет описан метод настройки с помощью микрометра.

Кастрюля карбюратора ВАЗ 2106

Регулировка дедовским способом (щупом) выполняется в такой же последовательности, за исключением пункта про измерение зазоров.

  1. Демонтировать кастрюлю карбюратора и снять с неё шланг.
  2. Отцепить привод педали акселератора.
  3. Демонтировать клапанную крышку силового агрегата Шестёрки.
  4. Демонтировать крышку распределителя зажигания.
  5. Провернуть двигатель за маховик. Проворот производится специальным ключом. Снятие свечей облегчит процедуру проворота. В результате проворачивания силового агрегата метки на звёздочке распределительного вала должны совместиться с меткой на корпусе подшипников. Для полной достоверности можно проверить совпадение меток на шкиве коленчатого вала и двигателя.
  6. Отметить маркером метки на звёздочке распределительного вала. Метки наносятся поверх заводских через каждые 90 градусов.
  7. Прикрутить рейку на крепление постели распределительного вала. Она должна быть надёжна зафиксирована.
  8. Надеть индикатор на рейку.
  9. Поставить индикатор на край кулачка регулируемого клапана.
  10. Зацепить кулачок с помощью специального захвата и потянуть вверх. Должно произойти изменение показателей на 52 деления.
  11. Если есть отклонение показателя — требуется регулировка зазора. Ключом на 17 необходимо на 1–2 оборота открутить контргайку и с помощью ключа 13-го размера отрегулировать зазор. После этого провести ещё одну проверку регулировки микрометром. Если всё правильно — затянуть контргайку. После этого нужно провести повторную проверку зазора — возможно произошло уменьшение зазора после затяжки контргайки. Регулируя зазор нужно оставлять запас.

Таким образом регулируются все клапаны двигателя. Чтобы добраться до клапанов необходимо провернуть двигатель. Существует чёткий порядок регулировки клапанов. Он указан в таблице регулировки.

Таблица зазоров для правильной регулировки клапанов двигателя.

В конце процедуры желательно прокрутить двигатель и ещё раз проверить зазоры. Конструкция собирается в обратном порядке. Обязательно заменить одноразовую прокладку под клапанную крышку.

Ремонтируем автомобиль ВАЗ 2106 самостоятельно:

bezsto.ru

Как правильно регулировать клапана на автомобиле?

Каждый автомобиль нуждается в периодической регулировке клапанов. Если это не сделать вовремя, машина начнет терять свою тягу, станет шуметь привод и возрастет нагрузка на остальные детали ДВС. Чтобы этого не произошло, необходимо своевременно регулировать клапана. Как это сделать, узнаете в сегодняшней статье.

Регулировка зазоров клапанов своими руками

В первую очередь нужно уяснить один нюанс. Проверка и регулировка зазора клапанов должна производиться только на остывшем двигателе. Рекомендуемая экспертами температура для выставления зазора составляет не более 38 градусов.

После того как наш мотор остыл, можно приступать к регулировке. Для начала нам необходимо снять крышку ГБЦ, затем повернуть двигатель до тех пор, пока первый цилиндр не войдет в положение BMT. При этом следует обратить внимание на метки. Важно, чтобы они совпадали со штифтом на шкиве масляного насоса.

Также следует обратить внимание на толкатели впускного и выпускного клапанов. Устройства на первом цилиндре должны иметь небольшой зазор, а на 4-м – быть плотно зажатыми. Если такого не произошло, поверните мотор еще на один оборот.

Теперь берем специальный щуп и замеряем зазор между клапанами. В идеале он не должен сильно проскакивать или застревать. Щуп должен проходить расстояние с небольшим усилием. Ежели устройство спокойно пролетает сквозь зазор или, наоборот, застряло на полпути, значит, необходимо регулировать клапана. В таком случае берем два рожковых ключа (обычно на 13 и 17 миллиметров) и отпускаем контргайку на регулировочном винте. Теперь можно спокойно выставлять необходимый зазор.

Какой зазор должен быть?

Стоит отметить, что абсолютно на всех автомобилях данное значение составляет 0.15 миллиметров. Причем данная величина не зависит от того, как устроен газораспределительный механизм автомобиля.

С какой периодичностью необходимо регулировать клапана?

Выставлять зазор нужно сразу после того, как были замечены явные признаки. Это потеря мощности, динамики, характерные «выстрелы» из выхлопной трубы и так далее. Если говорить о цифрах, то регулировать клапана нужно каждые 20-30 тысяч километров. Если на последней отметке у вас не произошло ни выхлопов, ни потери мощности, все равно проверьте зазор между клапанами. Так вы будете уверены, что ваш железный друг находится в исправном состоянии.

Также после выставления необходимого зазора можно заменить регулировочные шайбы с верхней стороны толкателей. Для этого проворачиваем коленчатый вал и прижимаем толкатель внутрь при помощи специального инструмента. После этого вытаскиваем шайбу. Это можно сделать небольшой отверткой или магнитом. Но перед тем как обратно прижать его, поворачиваем устройство до обращения его к свечам с верхней стороны. В идеале должны прижаться сразу два толкателя.

После того как зазор был выставлен, собираем все в обратном порядке и проверяем работу двигателя. Он не должен издавать каких-либо щелчков во время работы и других характерных звуков.

hochyvseznat.ru

Как регулировать клапана

Зазоры клапанов двигателя - регулировка тепловых зазоров + Видео

Работа любого двигателя внутреннего сгорания зависит от четкой работы газораспределительного механизма (ГРМ), частями которого являются распределительный вал (распредвал), привод и клапаны. Прочитав статью, вы узнаете, почему тепловой зазор важен, как его измеряют и регулируют, а также что бывает, если он выставлен неправильно.

Как работает ГРМ

Коленчатый и распределительные валы двигателя соединены с помощью ременной, зубчатой или цепной передачи с соотношением 2:1. За один оборот распредвала, коленчатый вал (коленвал) проворачивается дважды. Форма кулачков распредвала обеспечивает открытие и закрытие клапанов в соответствии с положением коленвала, такта двигателя и фазы газораспределения. Подробней эти процессы описаны в статье про фазы и механизм газораспределения двигателя.

Во время работы двигателя все детали ГРМ нагреваются и увеличиваются в размерах. В результате меняется расстояние между толкателем клапана и распределительным валом. Когда мотор прогрет до рабочей температуры, толкатель вплотную прилегает к распредвалу и клапану. Это обеспечивает наиболее эффективную работу двигателя. Если торец полностью закрытого клапана оказывается выше толкателя, между тарелкой и седлом клапана появляется зазор, который снижает компрессию двигателя. Если торец полностью закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время соответствующей фазы газораспределения он откроется чуть меньше, чем необходимо. В результате упадет мощность мотора, ведь чем меньше открыт клапан, тем сложней через него входить воздуху или выходить выхлопным газам.

Регулировка зазоров клапанов

На серийных автомобилях используют три способа регулировки теплового зазора:

 

  1. С помощью винта;
  2. С помощью подбора шайб;
  3. С помощью гидрокомпенсаторов.

Привод клапана с регулировкой винтом был популярен в начале и середине ХХ века. У этого привода было лишь одно неоспоримое достоинство – простота регулировки. Его главный недостаток – необходимость регулировать тепловой зазор каждые 10 тысяч километров. Регулировка теплового зазора с помощью шайб использовали на высокооборотных моторах с 80-х годов ХХ века до первого десятилетия ХХI века. Для регулировки теплового зазора необходим комплект шайб различной толщины.

Повторную регулировку теплового зазора проводят через 20-50 тысяч километров. С появлением гидрокомпенсаторов появилась возможность проводить регулировку клапанов с промежутком 100-300 тысяч километров.

Как и чем измеряют тепловой зазор клапанов

Величину теплового зазора проверяют на холодном двигателе. Для этой операции понадобится щуп и дополнительные инструменты, которые зависят от типа толкателя клапанов:

Для винтовой регулировки:

 

  • накидной ключ, соответствующий гайке толкателя;
  • рожковый ключ, соответствующий регулировочному болту;
  • молоток.

Для регулировки с помощью шайб:

  • набор шайб;
  • микрометр;
  • съемник;
  • специальный инструмент для замены шайб;
  • пинцет.

Для регулировки с помощью гидрокомпенсатора:

  • штангенциркуль.

Для измерения теплового зазора на толкателе с винтовой регулировкой, коленчатый вал поворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен в противоположную от толкателя сторону. Молотком несильно ударяют по толкателю над клапаном, затем пальцами несколько раз качают его влево и вправо.

 

С помощью щупа измеряют зазор между толкателем и клапаном и сверяют со значением, указанным в инструкции по эксплуатации автомобиля (мануале). Если величина зазора отличается от рекомендованной, то, придерживая регулировочный болт, откручивают контргайки. Затем с помощью болта устанавливают правильный зазор и придерживая болт ключом, затягивают контргайки. После чего снова проверяют зазор.

Для измерения теплового зазора на двигателе с регулировкой шайбами, коленвал проворачивают так, чтобы кулачок распредвала выбранного клапана был направлен вверх. Затем с помощью щупа измеряют зазор и сравнивают с указанным в мануале. Если зазор отличается, то с помощью съемника утапливают толкатель (стальной цилиндрик) и пинцетом достают шайбу. На шайбах написана толщина в миллиметрах с точностью до одной сотой. Если надпись стерта, необходимо измерить толщину шайбы посередине с помощью микрометра. Для этой операции нельзя применять штангенциркуль, потому что он покажет толщину по краям. После этого необходимо подобрать шайбу подходящего размера, установить ее на место и еще раз проверить зазор.

Регулировка теплового зазора гидрокомпенсаторов проводят во время ремонта или проверки двигателя. Для этого снимают направляющую толкателей или распредвал, после чего вытаскивают гидрокомпенсаторы и с помощью штангенциркуля измеряют высоту ножки клапана. Если ее высота соответствует допуску гидрокомпенсатора, который написан на нем, то регулировка не требуется. Если не соответствует, то компенсатор меняют на подходящий. После этого устанавливают на место направляющую толкателей или распредвал.

Симптомы изменения теплового зазора

Если исправный двигатель стал издавать негромкое постукивание, частота которого меняется вместе с оборотами двигателя и не исчезает после прогрева, возможно незначительное увеличение теплового зазора. Если в дополнение к стуку исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости или экономичности, возможно сильное увеличение теплового зазора. Если исправный двигатель начал терять в мощности, приемистости и экономичности, но стука клапанов нет, а свечи, топливный фильтр, угол опережения зажигания, компрессия в цилиндрах и давление в шинах в норме, возможно сокращение теплового зазора (зажатые клапаны).

Чем опасно изменение теплового зазора двигателя

Если клапан зажат, то горячие газы, образующиеся во время сгорания топлива, нагревают не только нижнюю, но и верхнюю часть тарелки, то температура клапана увеличивается, что может привести к его прогоранию. Это особенно опасно, если мотор работает под большой нагрузкой или неправильно выставлен угол опережения зажигания.

Прогар клапана приведет к резкому падению мощности мотора, росту расхода топлива и перегреву двигателя. Если клапаны начали стучать, то никакой угрозы для мотора нет. Проблема в том, что на ранней стадии проворачивание вкладыша коленвала проявляет себя аналогичным стуком, поэтому их легко спутать.

vipwash.ru

Регулировка клапанов двигателя современного автомобиля

Бесперебойная работа двигателя внутреннего сгорания предполагает периодическое проведение регулировки его клапанов. Они находятся в головке блока цилиндров и относятся к газораспределительному механизму. Мы расскажем, как отрегулировать клапаны самостоятельно.

Подготовка к регулировке клапанов двигателя

Операция по регулировке зазоров клапанов входит в техническое обслуживание вашего авто. На отечественных автомобилях она проводится каждые 15 тыс. км, для иномарок — каждые 30 тыс. или 45 тыс. км. Дело в том, что при изменении просветов сдвигаются фазы газораспределения. Двигатель в этом случае начинает работать с перебоями из-за недостатка или избытка топлива. В наиболее запущенных случаях пропадёт компрессия (мотор просто не заведётся) или клапаны встретятся с поршнями (потребуется капитальный ремонт устройства). Последнее справедливо как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.

Как определить, требуется ли регулировка

Профессионалы выделяют следующие симптомы неправильно отрегулированных зазоров:

  1. Двигатель троит, компрессия в цилиндрах заметно различается или полностью отсутствует. При слишком маленьких просветах клапаны до конца не закрываются, поэтому нарушается герметичность камеры сгорания.
  2. Наблюдается посторонний стук в верхней части двигателя. Это может быть вызвано как слишком большими (стук толкателей по клапанам), так и слишком маленькими (клапаны упираются в поршни) зазорами.

Если присутствует какой-либо из перечисленных симптомов, необходимо проверить промежутки в клапанном механизме.

Регулировка зазоров всегда проводится на холодном двигателе. При этом головка блока цилиндров с распредвалом установлены и плотно затянуты. Зависимость величины просветов от температуры приведена в таблице.

Таблица: зависимость величины зазоров от температуры

Из таблицы следует, что оптимальная температура для регулировки — 20 градусов.

В обязательном порядке регулировка зазоров требуется:

  • после переборки двигателя;
  • после снятия и установки головки блока цилиндров.

При замене оборудования на газобаллонное регулировать клапаны необязательно.

Регулировка клапанов на отечественных автомобилях

Наиболее просто регулировка осуществляется на отечественных автомобилях семейства ВАЗ.

Видео: как регулировать зазоры клапанов на ВАЗ 2106

Регулировка просветов производится с помощью плоского щупа. Сначала следует выставить поршень первого цилиндра в верхнюю мёртвую точку (ВМТ). Затем регулируем зазоры согласно таблице.

Таблица: последовательность регулировки зазоров клапанов

Процесс регулировки различается в зависимости от модели ВАЗ. Так, на ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкой.

На ВАЗ 2106 зазоры в клапанном механизме регулируются с помощью винта с контргайкой

На ВАЗ 2108–09 для этого используются регулировочные шайбы, а величина просвета определяется с помощью плоских щупов.

На ВАЗ 2108–09 величина зазора определяется с помощью плоских щупов

Раньше, во времена СССР, для точной настойки зазоров клапанов использовалась специальная рейка с индикатором.

Раньше для контроля зазора клапанов использовалась рейка с индикатором

Регулировка зазоров двигателя ВАЗ 2106 выполняется сразу, без промежуточных измерений. На ВАЗ 2108–09 следует использовать набор регулировочных шайб. После измерения просвета старая шайба вытаскивается, а на её место, с учётом проведённых измерений, подбирается новая.

На ВАЗ 2108–09 для нсстройки зазоров клапанов используются регулировочные шайбы

Для замены шайб нужен специальный съёмник.

Для замены регулировочных шайб на ВАЗ 2108–09 требуется специальный съемник

При регулировке зазоров сначала снимается клапанная крышка, а затем устанавливается съёмник.

Замена регулировочных шайб с помощью специального съёмника

При регулировке зазоров клапанов тип двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) абсолютно не важен. Значение имеет лишь конструкция узла «клапан — толкатель — распредвал». Изменяя зазоры, можно на несколько градусов сдвинуть фазы газораспределения (моменты открытия и закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала).

Меняя зазоры клапанов, можно сдвинуть фазы газораспределения

Сдвиг фаз происходит при смещении распредвала относительно коленчатого вала путём перестановки цепи или ремня ГРМ. Обычно такая регулировка нужна только при форсировании двигателей или чип-тюнинге, поэтому здесь мы её рассматривать не будем.

В современных двигателях часто используются гидрокомпенсаторы. С их помощью происходит регулировка клапанов под действием пружины и подача масла из системы смазки двигателя. Другими словами, гидрокомпенсаторы автоматически регулируют зазоры на работающем двигателе.

Как отрегулировать клапанные зазоры на иномарках

Прежде всего, с помощью инструкции по ремонту и обслуживанию вашего авто определяем тип двигателя. Дело в том, что на некоторых иномарках может быть до десяти видов моторов на одной модели автомобиля. Там же указан инструмент, необходимый для регулировки и установки меток ГРМ. Однако, в большинстве случаев достаточно набора гаечных ключей и плоских щупов. Рассмотрим особенности регулировки зазоров на Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым и дизельным двигателем.

Бензиновый двигатель
Так выглядит двигатель Mitsubishu ASX 1.6 с бензиновым двигателем

Для этого следует выполнить следующие действия:

  1. Снимаем пластмассовый кожух двигателя (держится на резиновых защёлках).
  2. Демонтируем катушки зажигания и клапанную крышку.
  3. Выставляем по меткам оба распредвала (здесь же указаны номинальные зазоры впускных и выпускных клапанов). Выставляем метки распредвала двигателя
  4. Измеряем с помощью щупов зазоры «Второй и четвёртый цилиндр — впускные клапаны», «Первый и третий цилиндр — выпускные клапаны». Записываем результаты измерения.
  5. Проворачиваем коленчатый вал на 360 градусов. Затем совмещаем метки на распредвалах и замеряем зазоры других клапанов. Проверяем величину клапанных просветов двигателя
  6. Снимаем оба распредвала, вытаскиваем регулировочные стаканчики и по приведённой формуле высчитываем размер новых стаканчиков. Регулируем зазоры клапанов
  7. Устанавливаем новые стаканчики и устанавливаем распредвалы в головку блока цилиндров.
  8. В указанные места наносим герметик и закручиваем клапанную крышку. Наносим герметик и закручиваем клапанную крышку двигателя
Дизельный двигатель

Иногда Mitsubishu ASX 1.6 может быть укомплектован дизельным двигателем. В этом случае регулировка клапанов осуществляется с помощью болтов в толкателях.

Так регулируются зазоры клапанов на Mitsubishu ASX 1.6 с дизельным мотором
Основные признаки неправильно проведённых работ

Если зазоры клапанов установлены правильно, двигатель будет работать тихо и ровно. При увеличенных промежутках он будет издавать посторонние стуки и шумы, при уменьшенных — будет работать неравномерно. Дальнейшая эксплуатация такого автомобиля невозможна, необходимо выполнить ремонт самостоятельно или обратиться в сервисный центр. В противном случае вы можете лишиться автомобиля.

Беспроблемная эксплуатация вашего автомобиля во многом определяется регулярными операциями по настройке зазоров клапанного механизма. Периодичность этих операций устанавливается производителем, а технология регулировки довольно проста и не требует специальных знаний и умений. Удачи на дорогах!

  • Автор: Владислав Кизин

autozam.ru

Регулировка теплового зазора клапанов

Эта тема поможет Вам понять для чего это необходимо, последствия несвоевременной регулировки, периодичность и как определить необходимость, самостоятельно выставить тепловые зазоры клапанов. Многие понимают важность этого мероприятия и своевременно проводят регулировку собственными силами или же доверяют эту работу специалистам автосервисов.

 

В процессе работы двигателя трущиеся детали изнашиваются, установленные зазоры изменяются. В клапанном механизме важную роль имеет тепловой зазор клапанов. Для нормальной работы двигателя, важно соблюдать время открытия, закрытия клапанов и сохранить герметичность в закрытом состоянии.

Когда двигатель еще не прогрет между торцом клапана и коромыслом, или толкателем и распределительным валом должен быть определенный заводом зазор. Рассчитан он исходя из температурного расширения металла, то есть когда двигатель прогрет до рабочей температуры многие детали газораспределительного механизма нагреваются и по закону физики имеют свойство расширяться, удлиняться, увеличиваться в размере. Разные металлы имеют разное тепловое расширение, разная длинна и форма деталей, поэтому на разных двигателях будет различаться рекомендуемые тепловые зазоры.

 

Тепловой зазор впускных и выпускных клапанов отличается по причине разной температурной загруженности и отличающихся свойств металлов, из которых изготовлены клапаны.

 

Если зазоры выставлены правильно, после прогрева они уменьшаются до минимальных значений обеспечивая своевременное регулирование фаз газораспределения и продолжительный срок службы деталей. Пока двигатель холодный можно заметить повышенный шум, не следует прогревать двигатель на больших оборотах, чтобы избежать ударных нагрузок на торец клапана.

В процессе работы, клапаны и седла постепенно расклепываются, увеличивается глубина посадки клапана в седле, это приводит к уменьшению теплового зазора. Более подробно о седле клапана на сайте есть статья. Изнашиваются кулачки распределительного вала, коромысла, плоскость толкателей и торцы клапанов, что приводит к увеличению зазора. Мощность двигателя падает из-за нарушения фаз газораспределения, увеличивается износ многих сопутствующих деталей, в результате чего запускается цепная реакция, приходят в негодность целые детали, они в свою очередь влияют на следующие.

Если зазор больше рекомендуемого производителем, постоянная ударная нагрузка на клапаны уменьшает их срок службы, расклепывает, скалывает торец постепенно увеличивая зазор, повышается шумность. Уменьшается мощность из-за нарушения фаз газораспределения, так как ухудшается наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью и эффективность сгорания.

Если тепловой зазор меньше, после прогрева, клапаны не герметично закрывают камеру сгорания, уменьшается компрессия, часть поступившей топливовоздушной смеси выбрасывается через щели между клапаном и седлом при такте сжатия. Во время рабочего хода раскалённые отработанные газы так же прорываются и приводят к прогару клапанов. Тарелки клапанов не касаются седел нарушается теплоотдача, отсюда следует нагрев клапана до температур при которых увеличивается износ (окисление, коррозия) вероятность заклинить в направляющей втулке или подвергнуть ее быстрому износу, обрыв тарелки, повышенная нагрузка на ремень ГРМ.

· Впускные клапаны в большей степени охлаждаются свежей поступающей топливовоздушной смесью и имеют лучшее охлаждение.

· Выпускные основную часть тепла передают на седло клапана. В случае зависания или зажатия (отсутствия теплового зазора) высокая температура разрушает клапан и направляющую втулку.

 

Определить необходимость регулировки в первую очередь следует по графику ТО и ТР установленного производителем, ознакомьтесь с примером ниже. Данную информацию можно получить из мануалов по конкретному автомобилю, двигателю.

Операции технического обслуживания: П = Проверка и исправление. З = Замена.

Список работ

10 000 км

20 000 км

30 000 км

40 000 км

50 000 км

60 000 км

70 000 км

80 000 км

90 000 км

100 000 км

1

Проверка клапанного зазора

             

П

   

2

Проверка, регулировка, замена (при необходимости) приводных ремней

 

П

 

П

 

П

 

П

 

П

3

И так далее, ниже пойдет список основных работ

З

З

З

З

З

З

З

З

З

З

Так же потребуется регулировка при внеплановом ремонте двигателя или при любом удобном случае.

Следует проверить тепловой зазор при наблюдении некоторых характерных симптомов: снизилась мощность, посторонний шум (шелест, звон) низкая компрессия, увеличенный расход топлива, масла, прострелы в глушитель или впускной коллектор, по сигналу Check богатая бедная смесь, по состоянию свечей зажигания. Любая из перечисленных неисправностей как в единичном случае, так и несколько одновременно, может говорить о неисправной работе газораспределительного механизма, возможно и других узлов.

Самостоятельная регулировка теплового зазора клапанов.

Перед началом работы необходимо подготовиться, для этого следует разобраться с типом клапанного механизма, какие потребуются инструменты и приспособления, возможно запасные части.

Подходящий инструмент зависти от необходимости разбирать сам клапанный механизм. Самый главный конечно набор щупов, которым будем проводить замер, могут потребоваться специальные плашки в виде звездочек или шестигранников, головки и отвертки для того, чтобы снять крышку и вообще добраться до механизма газораспределения. На некоторых двигателях снимается впускной коллектор, дроссельная заслонка, интеркуллер и др., при этом возникает необходимость заменить уплотнительные прокладки (после демонтажа часто портятся) сливать охлаждающую жидкость. Настоятельно рекомендую ознакомиться с инструкцией по вашей модели, благо в интернете можно найти.

Позаботьтесь о запасных частях заранее, прокладки, уплотнительные резинки, герметик могут вам пригодятся, когда придет время собирать все обратно. Незабываем обезжиривать места нанесения герметика, ацетон лучшее средство. Старые прокладки удаляйте правильно, без повреждения поверхности рекомендую использовать средство для удаления прокладок экономит ваше время и терпение, перед покупкой не забываем читать инструкцию на баллончике.

Процесс регулировки производится на холодном двигателе 20-30 градусов и начинается с выставления распределительных валов по меткам и положения поршня в верхней мертвой точке такта сжатия. В таком случае на проверяемых цилиндрах клапаны будут полностью закрыты и с помощью щупа, располагаемого между кулачком и толкателем или в ином случае коромыслом и торцом клапана, определяется размер. Записываем все показания на бумагу, удобно схематично изобразить головку и расположение клапанов, под каждым записать значение измерений. Это поможет наглядно увидеть всю картину и оценить общее состояние, определиться с расчетом регулировочных шайб если таковые применяются. После завершения измерений приступайте к регулировке, подкручиванием винтов или заменой шайб.

Оцените состояние деталей механизма, размер кулачков, задиры и сколы на распределительных валах недопустимы. По возможности измерьте усилие клапанных пружин. Черный нагар на внутренней стороне клапанной крышке в районе расположения клапанов говорит о плохом состоянии маслосъемных колпачков.

 

 

 

 

В случае, когда зазор совсем маленький или вообще нет и в механизме предусмотрены регулировочные шайбы, некоторые идут другим путем, не подбирая подходящие шайбы. Для этого шлифуется торец клапана под необходимый размер. Никому не рекомендую делать это самостоятельно, тем более без специального оборудования способного отшлифовать правильную плоскость. Не стоит забывать о технологии производства клапанов, что иногда подразумевает, как нанесение специальных покрытий, так и создания особой структуры в металле, которые можно нарушить.

Еще небольшой совет, если вы проводите полный ремонт головки, проточили фаски седел клапанов или выполнили притирку, сделайте тепловые зазоры максимально большими по допуску. Это позволит избежать поджатия клапанов после приработки, так как клапан и седло немного расклепаются и размер изменится в меньшую сторону.

Дефектовка клапанов, основные требования

enginepower.pro

Регулировка зазоров клапанов. Тест драйвы и обзоры на Autolenta.ru

Регулировка клапанов - операция ответственная, стоит недешево. Владельцы многих современных авто избавлены от расходов благодаря гидроопорам (гидрокомпенсаторам) - они поддерживают нужный зазор автоматически. Но усложнение системы снижает ее надежность (пусть даже теоретически) и ремонтопригодность. Скажем, "Хонда", известная супернадежными моторами, не спешит отказываться от привычного упорного винта с контргайкой, тем более что заводская регулировка зачастую сохраняется и через 100 тыс. км. Из отечественных машин подобной стабильностью зазоров могут похвастать лишь отдельные экземпляры "самар" и "десяток".

В механизме с регулировочными шайбами (переднеприводные ВАЗы) при отсутствии посторонних звуков проверять зазоры достаточно раз в 30 тыс. км. На отечественных машинах с рычагами в приводе ГРМ ("Жигули", "Москвич", "Волга", "Запорожец") это желательно делать при каждом ТО. Подобный привод в иномарках требует меньше внимания (например, на "Хонде" - раз в 40 тыс. км).

Основные принципы регулировки

Основные принципы регулировки большинства моторов схожи. Прежде всего дайте двигателю остыть. Чем ближе будет его температура к указанной в руководстве по ремонту (обычно 15-25°С), тем точнее измерения. С увеличением температуры зазоры растут, и многие мастера регулируют их "на горячую", внося поправку. Однако для разных двигателей эта зависимость неодинакова, да и остывают детали с разной скоростью. Поэтому лучше не торопиться, а, пока остывает, сменить масло, фильтры, проверить работу светотехники и т. п.

На многих автомобилях зазор измеряется под регулировочным винтом и для его контроля достаточно обычного набора щупов шириной около 10 мм. Для "классики" понадобится широкий щуп (фото 1). Узкий может дать ошибку из-за перекоса рычага клапана. В "Жигулях" зазоры для впускных и выпускных клапанов одинаковы и равны 0,15 мм (допустимый разброс 0,14-0,17 мм). Измерить зазор с такой точностью одним щупом непросто, но подходящих наборов в продаже не встретишь, поэтому приходится тренировать чувствительность мышц. Если щуп 0,15 мм гнется, но в зазор не входит, клапан "пережат". Если щуп проходит почти без усилия, зазор велик.

Иногда точно выставить зазор не удается - при затяжке контргайки он "уходит". В этом случае его можно оставить больше, но ни в коем случае не меньше положенного. Многих вводит в заблуждение поправочная таблица, в которой указаны зазоры для "горячей" регулировки - они тем больше, чем горячее двигатель. Но не стоит забывать, что они даются для остановленного двигателя. На работающем моторе зазоры не увеличиваются, а, наоборот, уменьшаются, так как клапаны нагреваются (и удлиняются) намного сильнее других деталей газораспределительного механизма.

Мотор с "перетянутыми" клапанами работает тише, но на некоторых режимах клапан может перестать закрываться, его тарелка не сможет отдать тепло головке цилиндров, начнет перегреваться еще больше и т. д. Кончается этот процесс прогаром клапана; двигатель троит, не тянет. Иногда осколок тарелки повреждает поршень и цилиндр. Убедиться, что клапаны были перетянуты, можно, сняв распредвал: на тыльной (нерабочей) стороне кулачков увидите следы износа.

Как показывает опыт, нерабочая поверхность кулачков распредвала "Жигулей" не всегда идеальна: эксцентриситет (биение) порой достигает 0,04 мм. Это выяснится, если проверить зазор при разном положении кулачка - после закрытия клапана и перед его открытием. Так, установив распредвал в положение, когда метка (лунка) на его шестерне направлена вверх, проверяем зазоры у клапанов 6, 7, 8, 4. Повернув коленвал на 180° (распредвал повернется на 90°), проверяем клапаны 7, 4, 3, 1. Еще один поворот - 3, 1, 2, 5 и, наконец, 2, 5, 6, 8. Если результаты измерений совпали для всех клапанов - вам повезло. Иначе при выставлении зазора придется ориентироваться на наиболее "зажатое" место.

Для регулировки зазоров на "Жигулях" продаются специальные приспособления с часовым индикатором. Теоретически они обеспечивают большую точность, чем щуп, и позволяют регулировать зазоры на неостывшем двигателе. На практике не все гладко. Так, в нашем приспособлении для одновременной регулировки пары клапанов (фото 2) оси отверстий под индикатор не совпадают с осями регулировочных болтов. В результате ножка индикатора смещается от середины рычага (в кружке на фото 2). В свободном состоянии рычаг нередко слегка перекошен, что вносит ошибку в измерения, хоть и небольшую. Другое приспособление (фото 3) мы вообще не смогли без доработки установить на двигатель: головка винта упиралась в индикатор. Пришлось сточить ее, как показано стрелкой на фото 4.

В двигателях, подобных ВАЗ-2108, где зазоры регулируют подбором шайб, точность регулировки обеспечить намного легче. Да и допуск для "Самары" втрое больше, чем для "классики". Зазоры впускных клапанов - 0,20±0,05 мм, выпускных - 0,35±0,05 мм. Если у впускных клапанов щуп 0,15 мм не входит в зазор между шайбой и распредвалом или же проходит щуп 0,25 мм (для выпускных - 0,3 и 0,4 мм соответственно) - регулировка обязательна. Для этого понадобится специальное приспособление (фото 5). Его закрепляем на шпильках крепления крышки головки цилиндров штатными гайками с шайбами.

Поворачиваем коленвал так, чтобы кулачок регулируемого клапана был направлен вверх. Маленьким шприцем отсасываем масло из углублений вблизи толкателей (фото 6) - так удобнее ориентировать толкатель и извлекать шайбу. Шилом или тонкой отверткой поворачиваем толкатель так, чтобы прямоугольный вырез "смотрел на нас" (фото 7). Нажимая рукой на рычаг приспособления, утапливаем толкатель и устанавливаем между его бортиком и распредвалом фиксатор (фото 5). Шилом подцепляем шайбу и пинцетом извлекаем ее (фото 8). Не суйте под распредвал пальцы - если фиксатор толкателя вдруг выскочит, серьезной травмы не избежать. Толщину новой шайбы (она маркирована на ее поверхности) подбираем с учетом фактической толщины старой, измеренной микрометром (фото 9). Если последняя несильно изношена, ее можно использовать повторно, при регулировке других клапанов. Для хранения шайб очень удобна касса с кармашками из полиэтиленовой пленки. Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз, после чего приспособлением вновь утапливаем толкатель и извлекаем фиксатор.

Владельцы иномарок иногда переделывают "восьмерочное" приспособление, а порой обходятся и без него - фиксатором толкателя подходящего размера. Для этого, вывернув свечи, поворачивают коленвал, пока толкатель не утопит кулачок распредвала, вставляют фиксатор и аккуратно вращают валы дальше, пока кулачок не сойдет с шайбы. После замены шайбы вращают распредвал назад специальным ключом за его шестерню. За коленвал вращать нельзя, иначе ремень нагружается неправильно.

Использовать шайбы меньшего диаметра или обтачивать большие не стоит. Эрзац-шайба в таком ответственном и высоконагруженном узле быстро износится, а то и хуже - испортит другие детали. К тому же порой удается обойтись вообще без покупки шайб, просто поменяв их местами.

Чтобы измерить зазоры клапанов точнее:
  1. Дайте двигателю остыть до температуры 15-25°С.
  2. Замеры проводите не менее двух раз, провернув распредвал на полный оборот. Если результаты не совпадают, измерьте зазоры еще раз.
  3. По возможности используйте пару щупов - "проходной" и "непроходной".

Также посмотрите инструменты для ремонта автомобиля

autolenta.ru

Регулировка клапанов двигателя своими руками

Часто спрашивают, как отрегулировать клапаны двигателя самостоятельно. Если есть опыт ремонта автомобилей, то лучший вариант — регулировка клапанов дедовским способом.

Необходимо изучить инструкцию по регулировке клапанов и наличие необходимых инструментов.

Система управления подъемом впускных клапанов двигателя.

Двигатель — сердце автомобиля. Если во время его работы слышен стук или заметно упала мощность, автовладельцы отправляются в автосервис для проведения диагностики либо стараются найти причину неисправной работы двигателя самостоятельно без СТО. В 70% случаев причина в неисправности клапанов.

Зачем регулировать клапана

Автомобиль имеет 8 или 16 клапанов (один или два клапана на один цилиндр). Один из них запускает горючую смесь в камеру сгорания, другой открывает пути отвода отработанных газов. Механизм регулирования работы элементов системы носит название газораспределительный. На дизеле устанавливается определенная система газораспределения, а на инжекторе — совсем другая.

Нагрев металла приводит к его расширению. Невооруженным взглядом это не заметишь — изменение линейных размеров происходит постепенно и измеряется в сотых долях миллиметра. При изготовлении мотора точность подгонки всех деталей очень высока. На холодную двигатель должен иметь установленные производителем зазоры.

Признаки изменения зазора

Существуют различные признаки изменения зазора между элементами газораспределительной системы. Маленький зазор приведет к подгоранию седла и выходу из строя после некоторого времени работы. Регулировка зазора клапанов позволит устранить проблему.

Большие зазоры клапанов приводят к тому, что они открываются не полностью. Значительно снижается мощность, появляется звук металлического стука во время работы на холостом ходу и под нагрузкой.

Любое изменение работы мотора приводит к повышению износа элементов.

Неправильная регулировка клапанов приводит к уменьшению ресурса работы двигателя и понижению мощности.

Проверка клапанов должна проводиться через 20-30 тысяч километров. Прохождение названного километража не говорит о том, что нужно в обязательном порядке проводить регулировку тепловых зазоров. Многие производители используют на автомобилях современные системы, которые не нуждаются в выполнении подобной процедуры.

Что дает регулировка клапанов

Учитывая вышеуказанные особенности, регулировка клапанов дает стабильность работы двигателя.

Как регулировать клапана

Согласно установленным правилам, точный способ регулировки клапанов может происходить только при холодном двигателе. Это связано с тем, что заводские настройки проводятся при нормальной температуре металла, когда он имеет стандартные линейные размеры. Порядок регулировки клапанов довольно прост, но последовательность всех действия должна выполняться согласно рекомендациям.

Некоторые автовладельцы на протяжении многих лет проводят регулировку самостоятельно. Дедовским способом можно назвать использование щупа, который выступает в роли приспособления для регулировки клапанов. Для этого используется регулировочная шайба или головка регулировочного болта, который поворачивается для получения определенного результата.

Установить поршень цилиндра, зазор которого будет выставлен щупом для регулировки, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В подобном положении оба клапана закрыты, а коромысло будет качаться в пределах установленного зазора. Это позволит провести регулировку клапанов двигателя. Установить в подобное положение можно по меткам, нанесенным производителем.

Поворот коленвала по звездочке следует проводить по часовой стрелке. Регулировка клапанов под газ или другой тип топлива требует совпадения метки на подшипнике и коленвале. Можно нанести собственные метки, что позволит по зубьям звездочки определять положение каждого цилиндра.

Следующий пункт в очередности регулировки — отжать контргайку на винте или болте, который используется для установки зазора. Установить зазор, когда плоский щуп выступает в качестве предела поворота болта. После этого следует затянуть контргайку. Нужно регулировать и силу затяжки контргайки — она может сбить установленные параметры.

После затяжки следует проверить зазор: щуп должен проходить с небольшим усилием. Если условия не выполнены, следует повторить процедуру.

Проводим регулировку 16 клапанов или другого количества поочередно, соблюдая ранее приведенные правила.

Этот способ выполнения регулировки клапанов реализовать без щупа нельзя. Однако, если есть специальное приспособление, можно добиться большой точности.

Описание регулировки клапанов (данные тепловых зазоров) можно узнать из руководства по ремонту автомобиля. Стоит отметить, что регулировка впускных клапанов отличается от выпускных величиной устанавливаемого зазора. В некоторых случаях показатель может быть разным для цилиндров.

Регулировка зазоров должна проводиться после уточнения показателей, которых нужно достигнуть.

Набор инструментов

Пластины регулировки клапанов могут использоваться вместо щупа при правильном их подборе. Также может использоваться рейка для регулировки клапанов. С помощью рейки можно добиться большей точности, чем при использовании щупа или пластин. Процесс выполнения работы при использовании этого приспособления отличается от приведенного выше.

Индикатор — специальное измерительное приспособление для выполнения регулировки с высокой точностью. По индикатору можно выставить зазор с максимальной точностью.

Регулировка клапанов на ГБО проводится другим способом, а показатель величины зазора нельзя использовать из рекомендаций по ремонту автомобиля на бензине.

bezsto.ru

www.allanda-auto.ru