|
|
Прежде чем заменить датчик кислорода, нужно удостовериться, что именно он является причиной неправильной работы двигателя: провалы при разгоне, падение мощности, повышенный расход, троение двигателя. Для этого нам нужно проверить датчик кислорода. Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда (датчика кислорода):-неработающий подогрев-потеря чувствительности – уменьшение быстродействия (как отремонтировать датчик (востановить чувствительность)?)Как правило, смерть датчика чаще всего на автомобиле не фиксируется, если причина находится в чувствительности датчика. Но если произошел обрыв цепи подогрева датчика, то бортовой компьютер моментально выдаст вам ошибку. А- Контакт чувствительного элемента датчика (+) B- Контакт нагревательного элемента датчика (+) C- Контакт Чувствительного элемента датчика (-) Прежде чем заменить датчик, нужно удостовериться, что на него поступает питание и исправны все цепи. Для этого открываем капот и отсоединяем разъем датчика (он прикреплен хомутом к патрубку системы охлаждения). Полностью проверить датчик на работоспособность можно только при помощи осциллографа, чего нет у большинства автолюбителей, поэтому я не вижу смысла описывать данную ситуацию. Скажу лишь то, что для проверки нужно будет искусственно прибеднять и обогащать топливную смесь и смотреть на показания датчика. Если датчик отъездил уже не мало – более 100.000км, то его можно смело заменить. Потому что, даже если он и рабочий, чувствительность заметно ухудшилась – что ведёт к лишним затратам на бензин. Существуют так называемые «иммитаторы лямбда-зонда». Скажу сразу, что они не подойдут к нашим авто, т.к. ЭБУ не читает их сигналы. Следует точно понимать принцип работы датчика. Обратите внимание на следующие ошибки Низкий уровень сигнала датчика означает, что смесь слишком богатая. Высокий уровень датчика показывает что смесь слишком бедная. Обратите внимание, что данные ошибки показывают состояние топливной смеси, а не фиксируют неисправность датчика. Поэтому, при возникновении данных ошибок, сперва нужно смотреть на давление топлива и наличие в системе впуска подсосов воздуха, а уже потом обращать внимание на сам датчик. Главная страница lada-vaz-2114.ru Проверить сам датчик концентрации кислорода в отработанных газах (Лямбда-зонд) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно только заменив его заведомо исправным. Но, в любом случае всегда следует проверять его электрическую цепь, так как возможно неисправность имеется не непосредственно в датчике кислорода, а в его электрической цепи. Для проведения проверки необходимо иметь мультиметр (автотестер) с режимом вольтметра и смотровую яму (канаву). Порядок проверки датчика кислорода автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — Отсоединяем соединительную колодку от датчика кислорода. — Включаем зажигание. — Устанавливаем мультиметр в режим вольтметра. — Минусовой провод мультиметра на «массу», «плюсовой» на вывод «В» колодки жгута проводов к датчику кислорода (выводы в колодке помечены). Таким образом проверяем поступление электрического тока на нагревательный элемент датчика кислорода. Напряжение на выводе «В» должно составлять 12 В. Если оно меньше или вообще отсутствует, то возможен «обрыв» в проводе, либо разряжена АКБ, либо неисправен блок управления ЭСУД. — «Минусовой» провод на вывод «С» колодки жгута проводов к датчику, «плюсовой» на вывод «А». Таким образом проверяем управляющую цепь (наличие опорного напряжения с ЭБУ). Напряжение на выводах должно быть 0,45 В. Если его нет или оно отличается более чем 0,02 В – неисправна цепь питания («обрыв») или ЭБУ. Поиск провода с «обрывом» можно провести по схеме ЭСУД. См. «Схема ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 под нормы ЕВРО 2». Примечания и дополнения — Датчики кислорода имеются в ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 под Евро 2 и выше. — По цвету отложений на датчике кислорода можно определить неисправность двигателя или системы впрыска топлива. Черные отложения (сажа) — двигатель работает на переобогащенной топливной смеси, белый порошкообразный налет — датчик «отравлен» кремнием (при ремонте двигателя скорее всего применялся герметик — источник кремния), так же белые или зеленоватые отложения могут свидетельствовать о попадании охлаждающей жидкости в камеры сгорания (пробита прокладка под головку блока, либо трещины в блоке цилиндров), коричневый нагар — избыток моторного масла попадает в камеры сгорания и выпускную систему (засорена вентиляция картера, изношена поршневая группа или клапана). Еще статьи по проверке датчиков ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — Проверка датчика положения коленчатого вала (ДПКВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — Проверка датчика скорости (ДС) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — Проверка датчика положения распределительного вала (ДПРВ) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 twokarburators.ru ДК включается в работу не сразу после зажигания двигателя. Для того, чтобы устройство начало подавать сигнал на ЭБУ, чувствительному элементу датчика необходимо прогреться до температуры 360 градусов. Все современные устройства комплектуются специальными нагревателями, которые позволяют достичь рабочую температуру в кратчайшие сроки (5-7 минут, на протяжении которых мозги четырнадцатой для регулировки соотношения газа и бензина в топливной смеси используют сохраненные в памяти данные с предыдущего цикла работы двигателя). ДК расположен так, что его чувствительный элемент контактирует одновременно с выхлопными газами и чистым атмосферным воздухом. При контакте с ними на противоположных частях датчика возникает разница потенциалов (зависящая от содержания кислорода в среде, в которой расположен чувствительный элемент), на основании которой и формируется подаваемый в ЭБУ сигнал. Как понять, что пора менять датчик кислорода? Лишится работоспособности устройство может по двум причинам: либо при поломке нагревателя, либо в случае потери чувствительности из-за механических повреждений. Признаки, свидетельствующие о поломке ДК, следующие: При возникновении одного из вышеперечисленных симптомов нужно снять датчик кислорода и проверить его работоспособность посредством мультиметра. Чтобы самостоятельно поменять датчик кислорода ВАЗ 2114 вам потребуются рожковые ключи на 22 и 17, кусачки, любая жидкость для растворения ржавчины, тот же ВД40 отлично подойдет, а также пластиковые хомуты. То, как будет выполняться замена датчика кислорода, зависит от литража вашей машины, поскольку на ВАЗ-2114 с движками на 1.5 и 1.6 литра ДК расположен в разных местах. На четырнадцатых с полуторалитровым силовым агрегатом ДК расположен на приемном коллекторе выхлопной трубы. и добраться до него можно только загнав машину на ремонтную яму или эстакаду. Поэтому заранее позаботьтесь о месте, где вам будет удобно работать. Положение ДК на ВАЗ 2114 с двигателем 1.5 л У четырнадцатых с движком 1.6 литров дела с доступом к датчику кислорода обстоят получше. Расположен он в подкапотном пространстве, на корпусе выхлопного коллектора. Более того, на ВАЗ-2114 1.6 л, двигателя которых соответствует стандарту Евро-3 устанавливается два ДК (на старых движках Евро-2 — один). И если вам нужно заменить лямбда зонд, предварительно необходимо определить, который именно датчик неисправен. Положение ДК на ВАЗ 2114 с двигателем 1.6 (Евро -3) Замена лямбда зонда ВАЗ 2114 должна выполняться исключительно при холодном двигателе, поскольку в процессе работы лямбда зонд нагревается до очень высокой температуры (300-400 градусов), ввиду чего его демонтаж, даже в защитных перчатках, выполнить невозможно. И так, если вам необходимо поменять датчик кислорода ВАЗ 2114, придерживайтесь следующего алгоритма действий: Открутить датчик кислородапросто только в теории, на практике же вы скорее всего столкнетесь с тем, что фиксирующая гайка и резьба на корпусе коллектора прочно прикипели друг к другу. Если данная проблема мешает вам снять датчик кислорода, резьбовое соединение необходимо хорошенько обработать WD-40 или любым другим химическим растворителем ржавчины, подождать 5-10 минут, после чего предпринимать повторные попытки выкрутить гайку. В случае, если обработка химическими средствами результата не дала, нужно прибегать к более жестким методам. Для начала подключите питание к АКБ и заведите автомобиль. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах некоторое время, чтобы коллектор и сам ДК немного прогрелись. Далее, наденьте защитные перчатки и попробуйте выкрутить резьбу. Как открутить лямбда зонд если и это не помогает? Остается один вариант — «термический удар». Вам потребуется газовая горелка либо паяльная лампа, которой необходимо хорошо прогреть резьбовое соединение, после чего его нужно резко остудить холодной водой. При сильном нагревании металл расширится, а при резком охлаждении — сузится, в результате чего с него отслоится весь налет и соединение ослабится. Как вы понимаете, аккуратно снять ДК при использовании данного метода не получится — даже нормально функционирующее устройство после такого с вероятностью в 100% полностью потеряет работоспособность, так что делайте это только в крайнем случае. После того как резьба вам все же поддалась, установите новый датчик в посадочное гнездо, затяните соединение (не переусердствуйте, чтобы не повредить корпус устройства) и подключите к датчику питание. Пластиковыми хомутами зафиксируйте проводку на трубке системы охлаждения . Теперь вы знаете, как заменить лямбда зонд ВАЗ 2114. Удачной вам езды без поломок! Расположение датчика кислорода ВАЗ 2114 Как заменить лямбда зонд? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала разберемся, где он установлен. Лямбда зонд представляет собой небольшое устройство, которое устанавливается в отверстие на выхлопной трубе около самого двигателя перед резонатором. Именно в ней находится самое большее содержание выхлопных газов. Датчик представляет собой небольшой прибор в металлическом корпусе. На нем установлен нагревательный элемент и чувствительный, с платиновым покрытием, наконечник, который измеряет содержание кислорода в газовой смеси. Весь прибор находится в защитном кожухе, а сам же наконечник выполнен из керамики с добавлением окиси циркония. Одним из главных условий для правильного функционирования лямбда-зонда является присутствие высокой температуры, поэтому производители автомобилей предусмотрели дополнительные способы подогрева датчика. Это дает практически моментальные корректные результаты. При высокой температуре на поверхности чувствительного наконечника при попадании на него молекул кислорода возникает электрический ток. Такое же устройство имеется и со второй стороны датчика, а корпус снабжен специальными отверстиями. Через них воздух снаружи поступает в датчик и при попадании молекул кислорода на поверхность наконечника также возникает электричество. Величина напряжения между двумя измерительными наконечниками и является данными для бортового компьютера. При одинаковом содержании кислорода на обоих концах не происходит генерации тока, поэтому напряжение равно 0 В. При максимальном содержании кислорода в газах разность напряжений составляет порядка 0,1-0,2 В, при отсутствии же кислорода разность составляет 0,8-0,9 В. Датчик кислорода представляет собой весьма недешевый элемент автомобиля и его стоимость колеблется около 30 долларов. Поэтому все манипуляции с ним следует проводить максимально осторожно. Но, в принципе, сломать то в нем и нечего. Лямбда-зонд обеспечивает стабильную и бесперебойную работу двигателя. А ведь именно этого от машины и добивается каждый уважающий себя автолюбитель. К тому же датчик кислорода играет не маловажную роль в экономии топлива, это объясняется точнейшим подбором соотношения компонентов горючей смеси. Низкое содержание кислорода в отработанных газах свидетельствует о малом обогащении смеси и, вследствие, значительного повышения расхода топлива. Плюс, датчик обеспечивает эффективное сгорание топлива, тем самым способствует повышению КПД двигателя. Датчик кислорода на холодном двигателе имеет очень большое сопротивление и при включении зажигания нагревательный элемент сразу же начинает нагревать его. Это необходимо, чтобы максимально ускорить время до первого измерения напряжения. Контроллер же на лямбда-зонд сперва подает опорное напряжение не высокой амплитудой 0,8 В. И при появлении сигнала на выходе, приблизительно равной опорному, блок управления начинает реагировать на качество смеси и подавать команды на устройства и агрегаты инжектора. Замена датчика кислорода ваз 2114 задача не из легких и затребует достаточно много времени и терпения, чтобы не загнать себя в большие денежные растраты на замену части выхлопной трубы, которая также стоит не малых денег. Как открутить лямбда зонд на ВАЗ 2114 Для снятия лямбда-зонда понадобятся следующие инструменты: Приступаем непосредственно к демонтажу датчика. Это можно осуществить при помощи ключей на 17 и 22. Но, зачастую, открутить его не удается с первого раза, потому что постоянные резкие изменения температуры способствуют завариванию двух типов металлов, что в итоге приводит к применению дополнительных средств для отмачивания и растворения ржавчины и коррозии. Одним из самых распространенных химических веществ для удаления ржавчины является WD-40. Она представляет собой реактивное вещество, которое активно взаимодействует с молекулами окиси металла и растворяет их до полного уничтожения. Но при работе с подобными средствами следует соблюдать технику безопасности, надевать резиновые перчатки и избегать попадания в глаза. Если же просто обильная обработка химикатами не помогает, то можно прогреть систему, запустив двигатель. И после ее нагрева обильно смочить холодной водой и пробовать откручивать, если и это не помогает, то можно прибегнуть к прогреву датчика паяльной лампой и резко его остужать. Но тогда лямбда-зонд придет в негодность. Такие кардинальные меры, как правило, применяются в последнюю очередь, потому что частые подобные способы расслабления резьбовых соединений не только ухудшают качество металла, но осуществляют вероятность риска возгорания около ремонтного пространства. Поэтому используйте все меры для предотвращения возникновения неожиданного огня. Этот способ является самым продуктивным, потому что при интенсивном нагревании металла происходит его расширение, а резкое охлаждение к закалке. Тем самым осуществляется отслаивание всех инородных и производных тел, возникших на поверхности и расслаблению соединения. Если даже вы и воспользовались данным методом, то второй раз вряд ли придется это повторять, потому что к тому времени потребуется замена выхлопной системы. Это связано с прогоранием металла насквозь под постоянным воздействием высоких температур и едких газовых образований изнутри, и коррозии снаружи. Что такое датчик кислорода, или как его еще называют лямбда зонд можно узнать из статьи Датчик кислорода или что такое лямбда зонд. В данной же публикации речь пойдет о том, как заменить этот датчик в случаи его поломки на автомобиле ВАЗ 2114. Технологический процесс замены лямбда зонда на всех автомобилях ВАЗ не представляет особой сложности, так что даже самый рядовой автовладелец сможет выполнить демонтаж и впоследствии монтаж ДК на своем авто. Замена датчика кислорода (Лямбда зонд) на ВАЗ 2114 Если датчик не поддается, рекомендуем использовать следящую инструкцию: Установка датчика кислорода происходит следующим образом: Обратите внимание, жгут проводов кислородного датчика не должен соприкасаться с металлическими предметами двигателя Еще записи по ремонту автомобилей ВАЗ, LADA Источники: http://autovaz-2114.ru/electrical-equipment-in-the-car/menyaem-datchik-kisloroda-na-vaz-2114-svoimi-rukami-osobennosti-snyatiya-lyambda-zonda/, http://nadomkrat.ru/elektrooborudovaniye/zamena-datchika-kisloroda-na-vaz-2114, http://remontauto-vaz.ru/page/zamena-datchika-kisloroda-ljambda-zond-na-vaz-2114 ladafakt.ru Очень часто на форумах и сайтах автомобильной тематики можно встретить целые "ветки" посвященные проблемам связанным с кислородным датчиком или как его еже называют лямбда зондом. Мне стало интересно, и я решил немного разобраться в этом вопросе, пополнить базу знаний Интернета, так сказать...Многие автовладельцы недопонимают или заблуждаются в своих убеждениях относительно лямбда зонда, с принципом его работы и способом диагностики. Именно об этих вопросах мы сегодня с вами и поговорим. В качестве подопытного я решил взять циркониевый лямбда зонд, который устанавливается на "наши" автомобили марки ВАЗ. Это позволит более подробно понять принцип работы и способ диагностики лямбда зонда, при этом вам не придется погружаться во все ненужные обычному обывателю детали. Датчик кислорода — это пожалуй самый популярный среди всех остальных датчиков автомобиля с которым диагностам приходится иметь дело. Первый лямбда зонд представлял собой чувствительный элемент, не имеющий подогревателя, подогрев осуществлялся посредством выхлопных газов, а для самого процесса требовалось довольно много времени. Ухудшение экологии в Мире стали поводом для ужесточения нормы токсичности предъявляемых к транспортным средствам. Именно тогда кислородный датчик стал эволюционировать, в нем появился встроенный подогреватель, к примеру, современный лямбда зонд ВАЗ имеет 4 вывода: один из них — масса, второй — сигнал и два остальных — подогреватель. По большому счету нас, простых автолюбителей чаще всего интересует исключительно сигнальный. Для того чтобы увидеть его форму напряжения можно воспользоваться следующими способами: Вариант №2 более популярный, потому что при помощи мотортестера можно оценить не только пиковые и текущие значения, но еще и форму самого сигнала, а также скорость его изменения. Последний критерий, собственно и позволяет определить исправность датчика. Для тех, кто заблуждается относительно кислородного датчика, хочу сообщить, что главным для него является именно кислород, не состав смеси и не угол опережения зажигания или еще что-нибудь как некоторые считают. Принцип такой: с ЭБУ (электронный блок управления) на сигнальный вывод датчика поступает опорное напряжение мощностью 0.45 В. Чтобы окончательно убедиться в этом можно отключить разъем датчика и произвести замер напряжения при помощи сканера или мультиметра. Если все соответствует вышеуказанным значениям делаем вывод — с датчиком все окей и подключаем его обратно. Между прочим... В старых иномарках опорное напряжение может со временем «улетучиваться», как результат — нарушение правильной работы зонда и системы в целом. Нередко при измерении опорного напряжения, оно может превышать необходимые 0.45 В, решается проблема посредством установки резистора, который подтягивает напряжение к «массе», возвращая тем самым опорное напряжение к необходимому уровню. При увеличении количества кислорода в выхлопных газах, которые обволакивают кислородный датчик — его напряжение снижается где-то до — 0.1В, что намного меньше необходимых — 0.45 В. При нехватке кислорода напряжение наоборот увеличится до — 0.8-0.9 В. Преимущество циркониевого лямбда зонда заключается в том, что его «перескок» с низкого напряжения к высокому происходит содержании кислорода в выхлопных газах соответствующим стехиометрической смеси (соотношение 14,7:1) то есть таким, которое все же позволяет топливно-воздушной смеси воспламеняться. Акутально: Самостоятельная чистка форсунок ВАЗ 2110. Как промыть форсунки своими руками Читайте также: Замена свечей зажигания Лада Приора 16 valve своими руками Когда понимаешь как работает лямбда зонд можно запросто освоить методику и принципы его диагностики. К примеру, ЭБУ выдает ошибку, которая связана с этим датчиком кислорода, пускай это будет — Р0131, то есть «Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1». Необходимо понимать тот факт, что датчик мониторит состояние системы, поэтому если смесь и в самом деле "бедная", то он обязательно об этом сообщит. В данном случае замена датчика кислорода — не имеет смысла! Возникает вопрос: "Как тогда быть? В чем тогда проблема – в системе или в "лямбде"? Для этого предлагаю рассмотреть следующие примеры. 1. Ситуация первая. Есть "жалоба" на то, что смесь "бедная" и напряжении на сигнальном выводе низкое. Делаем проверку — для этого увеличиваем подачу топлива, посредством пережатия шланга обратного слива, если такового не имеется можно брызнуть бензина шприцом во впускной коллектор и посмотреть на реакцию датчика. Если показал обогащенную смесь, тогда замена лямбда зонда — не имеет смысла и причина кроется в системе подачи топлива, она скорее всего недодает топливо. 2. Ситуация вторая. Зонд сообщает о богатой смеси. Сделайте искусственный подсос, для этого снимите один из вакуумных шлангов, если напряжение на кислородном датчике снизилось — делаем заключение - он полностью исправен. 3. Ситуация третья — довольно редкая, но не менее неприятная. Сделайте подсос, пережав «обратку» — если сигнал датчика не изменился и находится в пределах 0.45 В, либо данные очень медленно меняются и в малых пределах — констатируем «смерть» лямбда зонда. Такое поведение недопустимо, в идеале он должен быстро и четко реагировать на любые изменения в составе смеси, своевременно изменяя напряжение на сигнальном выводе. Для тех, кому еще "мало", кто жаждет более глубоких познаний хочу добавить, имея минимум опыта можно без труда определить степень износа кислородного датчика. Принцип основан на крутости фронтов перехода с богатой смеси к бедной и обратно. Рабочий датчик моментально реагирует на почти вертикальный переход, если смотреть мотортестером. Изношенный или "отравленный" датчик медленно реагирует, поэтому фронты переходов будут пологие, вывод — кислородный датчик нужно заменить. Плохая реакция лямбда зонда на кислород позволяет понять еще один довольно распространенный момент. Пропуски воспламенения, сопровождаются выпуском из выпускного тракта смесь большого кол-ва воздуха и топлива, следовательно "лямбда" расценивает это как увеличенное содержание кислорода в отработанных газах. Поэтому иногда замена датчика кислорода ни к чему не приводит и новый лямбда зонд продолжает показывать ошибки. Рекомендуем к прочтению: Причины закоксованности двигателя. Раскоксовка двигателя ВАЗ 2109 своими руками Следует учитывать также и еще один важный момент: подсос воздуха в выпускную систему перед кислородным датчиком. Как вы помните, лямбда зонд реагирует на кислород, не сложно догадаться, что будет в случае воздушного свища возле него. Все правильно он сообщит о переизбытке кислорода, то есть о "бедной" смеси. При этом на самом деле смесь может быть наоборот переобогащенной. В это время ЭБУ учитывая то, что "лямбда" кричит о бедной смеси обогатит ее, результатом этого "испорченного телефона" станет парадоксальная ситуация: ошибка «бедная смесь», при этом газоанализатор сообщает о "богатой" смеси. В данном случае, кстати именно газоанализатор, становится хорошим помощником диагноста. Читайте также: Регулировка клапанов ВАЗ 2101 своими руками vaz-remont.ruПроверка датчика кислорода (ДК) ЭСУД 2108, 2109, 21099. Как проверить датчик кислорода мультиметром ваз 2114
Как проверить датчик кислорода (лямбда-зонд)?
Распиновка датчика кислорода
Схема датчика кислорода (лямбда-зонда)
Проверка питания датчика (напряжение на датчике кислорода)
Ошибка Р0131 Низкий уровень сигнала датчика кислорода 1 Ошибка Р0132 Высокий уровень сигнала датчика коленвала 1 Проверка датчика кислорода (ДК) ЭСУД 2108, 2109, 21099
Замена датчика кислорода ваз 2114
Меняем датчик кислорода на ВАЗ 2114 своими руками: особенности снятия лямбда зонда
Принцип работы и признаки неисправности датчика
Технология замены ДК
Замена датчика кислорода на ВАЗ 2114
Принцип действия
Достоинства датчика
Взаимодействие с ЭБУ
Демонтаж датчика
Порядок выполнения работы
Как открутить лямбда зонд? Если он прикипел «намертво»
Как снять датчик кислорода, если WD-40 не помогает?
Замена датчика кислорода (Лямбда зонд) на ВАЗ 2114
Инструкция по снятию датчика кислорода (лямбда зонд)
Порядок выполнения работ по замене лямбда зонд на ВАЗ 2114
Что делать если датчик кислорода не выкручивается
Установка кислородного датчика
Что такое кислородный датчик. Как проверить лямбда зонд
Лямбда зонд — предыстория...
Дальше, схема работы лямбда зонда
Подведем итоги