|
|
Современный автомобильный двигатель – это сложное высокотехнологичное устройство. Стабильное функционирование всех его систем обеспечивают десятки электронных устройств и контрольных датчиков. Выход из строя любого управляющего прибора может привести к серьезным нарушениям режимов работы силового агрегата. Одним из контрольных устройств является лямбда-зонд (датчик содержания кислорода или кислородный регулятор). Лямбда-зонд оценивает содержание кислорода в выхлопных газах и генерирует сигнал в блок управления для регулировки количества топлива, подаваемого карбюратором или инжектором в камеры сгорания. Датчик кислорода состоит из металлического корпуса, внутри которого в керамическом изоляторе находится электрический нагревательный элемент и контактная группа. Рабочий конец датчика оснащен керамическим наконечником и защитным экраном с отверстием для отработавших газов. Из ответной части прибора выходит проводка, которая подключается к соответствующему разъему электросистемы автомобиля. На корпус нанесена резьба для герметичной установки на выпускном коллекторе. Лямбда-зонд эффективно выполняет измерения при минимальной температуре в 300 градусов, поэтому в конструкцию современных датчиков входит спираль накаливания для быстрого прогрева контрольного устройства после пуска двигателя. Лямбда-зонд устанавливается на выпускном коллекторев непосредственной близости от блока двигателя. Некоторые производители устанавливают два анализатора уровня кислорода: один на выпускном тракте до нейтрализатора, а второй за нейтрализатором. В современном автомобилестроении применяют электрохимические лямбда-зонды с изолятором из диоксида циркония, который создает разность электрических потенциалов при изменении концентрации кислорода: Для оптимальной работы современных двигателей в камеры сгорания должна подаваться смесь, с массовым отношением топлива к воздуху как 1 к 14,7. При использовании некачественного бензина, повреждении корпуса датчика или его перегреве лямбда-зонд функционирует некорректно, что сказывается на работе автомобиля следующим образом: Все эти признаки указывают на возможную неисправность лямбда-зонда. Чтобы убедиться в необходимости замены устройства, необходимо провести проверку его работоспособности с применением специальных измерительных приборов. Для проверки работоспособности датчика кислорода следует визуально оценить его состояние, а также замерить напряжение, генерируемое регулятором при различных оборотах двигателя. При проверке лямбда-зонда следует оценить целостность корпуса прибора и соединительных проводов, а также состояние разъемов для подключения. Наличие на датчике следов сажи свидетельствует о выходе из строя нагревателя лямбда-зонда и избыточном обогащении топливной смеси. Это приводит к искажению показаний контрольного прибора. Блестящий налет на рабочей части кислородного регулятора означает сверхдопустимое содержание свинца в используемом топливе. Следует задуматься о смене заправочной станции, иначе в ближайшем времени понадобится замена катализатора. Серые или грязно-белые отложения на корпусе лямбда-зонда появляются при использовании моторного масла неподходящего типа, а также после неправильного применения различных топливных присадок. Для проверки лямба-зонда мультиметр требуется переключить в режим измерения напряжения. Минусовой щуп крепится к корпусу двигателя, а положительный щуп подключается к сигнальному проводу кислородного регулятора. Проверка выполняется на заведенном и прогретом до рабочей температуры моторе. При работе двигателя в режиме от 3500 до 3000 оборотов в минуту (по тахометру) исправный датчик кислорода должен срабатывать каждую секунду и генерировать напряжение 0,2–1 вольт. При имитации изменения насыщенности топливно-воздушной смеси показания мультиметра должны резко возрастать. При закрытии дроссельной заслонки напряжение на датчике должно стремиться к нулю. Примечание!Изменение состава смеси при проверке можно имитировать впрыском во впускной коллектор небольшого количества бензина или снятием шланга с регулятора давления топлива. Если при всех манипуляциях напряжение на датчике устойчиво составляет 0,45 вольта, лямбда-зонд неисправен. www.autonastroy.ru k или кислородный датчик — это датчик, который контролирует содержание кислорода в автомобильном выхлопе, то есть в отработанных газах. Лямбда зонд имеет непосредственное отношение к топливной системе, так как влияет на регулировку соотношения кислорода и топлива при образовании топливовоздушной смеси, которая подается в камеру сгорания. Датчик кислорода устанавливается на выходе коллектора или непосредственно перед катализатором, бывает, что «лямбду» располагают в катализаторе. У этого датчика на самом деле большое количество назначений. Помимо того, что он контролирует соотношение воздуха и топлива, он ко всему прочему влияет на токсичность выхлопа, которая в последнее время на жестком контроле у экологов, а также позволяет получить от мотора максимальный КПД. Принцип работы кислородного датчика заключается в том, чтобы следить за количеством воздуха (кислорода) в выхлопных газах. Почему именно кислорода? Потому, что научно доказано — полное сгорание топливной смеси происходит при жестком соотношении топлива и воздуха в пропорции 1:14,7. Для оценки этого соотношения, состава смеси, было введено понятие «коэффициент избытка воздуха», которое определяется как соотношение поступающего в цилиндры воздуха к количеству воздуха, содержащееся в оптимальной топливовоздушной смеси, которую принято обозначать греческой буквой «λ» (лямбда). Формула следующая, если «λ» равна «1» — смесь бедная. Из-за постоянного ухудшения экологии во всем мире, требования к выбросам вредного CO постоянно ужесточаются, поэтому практически все современные двигатели оснащаются кислородными датчиками, катализаторами и прочими системами, нацеленными на то, чтобы сделать выхлоп менее токсичным. Блок управления производит регулировку подачи топлива посредством форсунок, а также следит за корректной работой лямбда зонда. В случае неисправности, отчет в виде ошибки будет записан в соответствующий журнал, а водитель при этом увидит на панели приборов всем ненавистную надпись «Check Engine». О том, как проверить исправность лямбда зонда и пойдет речь в моей сегодняшней статье. Вы узнаете о признаках неисправности, о причинах, а также способах проверки кислородного датчика в домашних условиях. Датчики кислорода бывают различных видов, среди которых встречаются одно-, двух-, трех-, а также четырехпроводные, все зависит от конфигурации (наличия подогревателя и схемы подачи питания). Практически все современные «лямбды» оснащены подогревом. Прежде всего необходимо произвести визуальный осмотр. Обратите внимание на разъемы подключения датчика, на целостность проводов и самого датчика кислорода. Как правило, во всех руководствах по эксплуатации проверка датчика кислорода сводится к тому, чтобы при помощи мультиметра произвести измерение напряжения, которые выдает датчик при разных режимах работы мотора. Проверка «лямбды» на разных автомобилях может существенно отличаться, ввиду отличия самих датчиков. Данный способ проверки описан на примере проверки лямбда зонда производства «BOSCH». Чаще всего «слабое звено» в лямбда зонде — цепь накала, обычно проблемы возникают именно с нею. Чуть реже встречается неисправность наконечника, у которого снижается чувствительность. Для того, чтобы понять целая накальная спираль или нет, необходимо выполнить «прозвон», для этого можно использовать омметр. Электроды прибора подсоединяются к зажимам двух белых проводов датчика — контакты 3-4 разъема (иногда — белый и коричневый провода), предварительно отсоединяются от колодки питания. Сопротивление спирали не должно быть меньше 5 Ом. Что до чувствительности наконечника, то она может ухудшиться в результате налета, о котором я рассказывал выше. Если налет, о котором я рассказывал есть, то датчик кислорода необходимо менять. Чтобы проверить термоэлектрические параметры датчика, подсоедините электроды вольтметра к контактам 1-2 разъема, или к зажимам черного и серого проводов «лямбды». Сама проверка должна выполняться на прогретом работающем двигателе. Для того чтобы проверить датчик кислорода вольтметром необходимо завести мотор и повысить обороты двигателя до 3 тыс. после чего проверить показания прибора при максимуме 2 В. Вольтметр должен показывать напряжение порядка 0,55 В. Ваша задача при этом, то увеличивать, то уменьшать обороты. Вольтметр при этом должен показывать до 0,8-1 В или понижаться до 0,4 В и ниже. Если данные будут изменяться динамически, «лямбда», скорее всего, рабочая. Если колебаний нет или они несущественны, скорее всего, зонд неисправен и требует замены. Чтобы проверить богатая или бедная смесь, необходимо взять вакуумную трубку и сымитировать подсос воздуха. В случае исправности кислородного датчика, вольтметр покажет 0.2 Вт или ниже. Для более точной проверки работоспособности и исправности кислородного датчика потребуется осциллограф. qrx.com.ua Все водители заботятся о своем автомобиле и очень огорчаются, когда он выходит из строя. Вот только не у всех есть средства, что бы проводить дорогостоящую диагностику неисправностей. Поэтому расскажем в данной статье о том, как проверить лямбда зонд в гаражных условиях, не прибегая к помощи специалистов. Для полной отработки смеси в камере сгорания требуется 14,7 частей кислорода и 1 часть топлива. Принцип работы лямбда зонда (также называется датчиком контроля кислорода) заключается в сравнении количества кислорода находящегося в воздухе и в выхлопной системе автомобиля. Если горючее полностью сжигается в камере двигателя, то в выхлопных газах будет содержаться кислород. В противном случае, горение продолжится в катализаторе (впоследствии может привести к выходу его из строя), а в системе кислорода не будет. За соблюдением оптимального соотношения частей и следит лямбда зонд, своевременно изменяя количество топлива в смеси. Перед тем, как проверять лямбда зонд, необходимо определить его тип. Различают простые (одно, двух, трех, и четырех жильные) зонды и широкополосные (устанавливаются уже почти на всех новых автомобилях, а на выходе имеют не менее 5 проводов). Если в первом случае, для тестирования потребуется только вольтметр (осциллограф) и немного сноровки, то во втором – специализированное оборудование и без автосервиса тут не обойтись. Все дело в том, что широкополосные, кроме стандартных зависимостей, выдают еще и численное значение качества смеси, а, следовательно, и проверять такой лямбда зонд достаточно сложно. Итак, перед проверкой работы датчика, необходимо разобраться с расположением сигнального провода. В одножильных датчиках, сигнальный провод идет в блок управления, а масса на корпусе. Двухжильный – сигнальный и масса. А в остальных идет еще и система подогрева лямбда зонда. Но и здесь все очень просто: провода подогрева будут иметь сопротивление. Также, датчики контроля кислорода отличаются и по своему составу: elhow.ruКак проверить лямбда зонд? Как проверить исправность лямбда зонда
Как проверить лямбда-зонд своими руками — автонастрой
УСТРОЙСТВО ЛЯМБДА-ЗОНДА
ТИПЫ ЛЯМБДА-ДАТЧИКОВ
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ
ПРОВЕРКА ИСПРАВНОСТИ ЛЯМБА-ЗОНДА
ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР
ПРОВЕРКА ДАТЧИКА МУЛЬТИМЕТРОМ
Related posts:
Как проверить лямбда зонд? Проверка кислородного датчика разными способами
Как работает лямбда зонд?
Для начала о том, почему лямбда зонд выходит из строя.как проверить датчик кислорода Причины могут быть следующие:
Признаки неисправности кислородного датчика:
Проверить лямбда зонд можно разными способами, при помощи:
Перед тем, как проверить «лямбду» приборами, производим визуальный осмотр.
Недопустимо наличие:
Как проверить лямбда зонд при помощи омметра
Как проверить лямбда зонд при помощи вольтметра
Как проверить кислородный датчик на бедную смесь?
Рекомендую посмотреть видео о том, как проверить лямбда зонд
как проверить датчик кислорода
Неисправный кислородный датчик (лямбда зонд )
Как проверить лямбда зонд?
Принцы работы лямбда зонда
Классификация и проверка работоспособности