Для чего нужен сабвуфер. Как работает сабвуфер


Что такое сабвуфер? Довольно подробный ответ

Это веское слово "сабвуфер"

    Знаете, как работает закон подлости? Приведу пример. Истратив кучу кровно заработанных денег на систему домашнего кинотеатра, вы покупаете новейший сверхкрутой боевик. Приглашаете всех друзей и знакомых "угоститься" достижениями кинематографа и компьютерной графики... Но, увы, ваши старания оказываются тщетны.

 

      В чем же дело? Ну, хотя бы в том, что взрыв в начале "Смертельного оружия-2" больше похож на треск сухой ветки под ногой незадачливого траппера из какой-нибудь пародии на вестерн, а поступь тиранозавра из "Парка Юрского периода" - на робкие шажки младенца. И вот после очередного глотка пива один из ваших друзей в порыве хмельной откровенности признается: "Да, объемный звук прекрасен, вот только баса маловато..." И это вам как соль на рану: вы чувствуете себя полным идиотом - и готовы полжизни отдать за этот самый бас.

      Роковое влечение?      "О, бас! Как много в это звуке для сердца русского слилось!.." Именно на нем, считает большинство кинолюбов (особенно начинающих), зиждется настоящий звук. Остальное, по их мнению, - чепуха. К черту локализацию и естественный тональный баланс. Громкий, мощный, оглушительный бас - вот что "цепляет" дилетантов в полноценной системе домашнего кинотеатра. Будь то выстрел из ружья в фильме Джона By, взрыв в последней серии "Крепкого орешка", рокот взлетающего "Аполлона 13" или звуки оркестра, исполняющего гавот в "Разуме и чувствах", - по-настоящему хороший бас везде является основой звукового сопровождения, наделяя его живительным драматизмом и способностью воздействия, возможной только в лучших кинотеатрах.

      Причины этому - психоакустические (то есть связанные с тем. как ухо слышит и как мозг перерабатывает эту информацию), В процессе эволюции человеческое ухо определенным образом настроилось. Вот почему наш слух особенно чувствителен в области средних частот, к которой относится речь и другие звуки, издаваемые людьми (например, плач ребенка). В допотопные времена низкие, рокочущие звуки означали опасность (землетрясение, гроза. рычание гигантской зверюги с острыми клыками и т.д.), поэтому они и сейчас заставляют организм выделять адреналин. Таким образом, наша любовь к глубокому басу - это фактически любовь к острым ощущениям.

      Правда, есть и еще одно объяснение чрезмерного увлечения басом. Как правило, "болеть" домашним театром люди начинают после посещения соответствующей выставки или торгового салона, а там обычно саб врубают на всю катушку - чтобы произвести убойное впечатление на посетителя. Многие думают, что так же должно быть и дома.

      Танцуем от печкиЗвуки представляют собой колебания воздуха. Их вызывает все, что может привести воздух в движение - от взрыва атомной бомбы до вибрации комариного крылышка - и, разумеется, колебания диффузора громкоговорителя. Электрические сигналы заставляют его двигаться вперед или назад. При каждом движении диффузор сжимает или разрежает воздух, и это сжатие/разрежение распространяется со скоростью звука. Чем быстрее оно происходит, тем выше звук. Высота звука (или его частота) это число циклов сжатия и разрежения в секунду. Они названы герцами (в честь известного немецкого физика Генриха Герца, а отнюдь не Герцена, которого, по выражению Ленина, разбудили декабристы).

      Мы воспринимаем звуки, находящиеся в диапазоне примерно от 16 Гц до 18 000 Гц (18 кГц). Между тем, большинство производителей акустических систем приводят более легкий для запоминания диапазон 20 Гц - 20 кГц, хотя звуки выше 18 кГц улавливаются только собаками, летучими мышами и людьми, которые крайне редко покидают тишину своего жилища. К несчастью для мужчин, самая высокая часть спектра перестает быть доступной для нас в переходном возрасте, с покупкой первого тюбика крема после бритья, в то время как женщины и в среднем возрасте сохраняют способность хорошо слышать высокие частоты. Зато с противоположной оконечностью спектра у большинства людей никаких проблем нет: даже старики различают частоты ниже 20 Гц.

      Вторым, и последним, физическим фактором, значимым для охотников за глубоким басом, является логарифмическая величина - децибел (дБ). Децибелы, помимо прочего, показывают уровень звукового давления. Правда, тут есть подвох: измерения этого уровня не абсолютны, а относительны. Хуже того, при изменении уровня звукового давления наш слух меняет свою чувствительность. Однако существует общепринятая шкала децибел, в которой за ноль принимается порог слышимости, а за максимум - так называемый болевой порог (он превышает порог слышимости примерно в десять миллионов раз и составляет 140 дБ). Возможно, это слишком большое упрощение, но если вспомнить, что для самого среднего любителя домашнего кино норма - это 75 - 100 дБ и что согласно этой шкале добавление 6 дБ означает удвоение громкости, об остальном можно забыть.

      Актив или пассив?Чтобы получить настоящий бас в условиях домашнего кинотеатра, требуется сабвуфер, то есть басовый громкоговоритель. Он может быть встроен либо в две фронтальные колонки, либо в их подставки, а может представлять собой отдельное устройство, допускающее установку почти в любом месте комнаты, поскольку глубокий бас - ненаправленное звуковое излучение. Благодаря последнему фактору отпадает необходимость в стереопаре сабвуферов: для получения звука отменного качества бывает зачастую достаточно одного. Тут все ясно.

      Проблема заключается в другом. Каким должен быть сабвуфер - активным или пассивным?

      Пассивные сабвуферы обычно разрабатываются для конкретного комплекта громкоговорителей и, как правило, адресуются рынку недорогих систем. Их главные преимущества заключаются в том, что они позволяют использовать меньшие по размеру основные громкоговорители (сателлиты) и не требуют от основного усилителя наличия дополнительных выходов. Самым серьезным недостатком пассивных конструкций является их элементарная неспособность к воспроизведению достаточно глубоких басов. Впрочем, иногда винить в этом надо не сабвуфер, а усилитель, которому не хватает "силенок" для того, чтобы раскачать и сателлиты, и саб. Вот почему фирма Technics уже несколько лет выпускает не только пяти-, но и шестиканальные усилители для домашнего кинотеатра, оснащенные с расчетом на подключение именно недорогого пассивного сабвуфера (последний пример - модель SA-AX7. рассмотренная нами в №3/2000 на стр. 79).

      Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель и регуляторы, позволяющие изменять громкость и частоту среза, что дает возможность согласовать аппарат с любой парой основных громкоговорителей. Преимуществ у активного саба перед пассивным - вагон и маленькая тележка. Поскольку усилитель в данном случае встроенный, он оптимален для конкретного громкоговорителя, что избавляет от многих потенциальных проблем. Активные модели улучшают звучание любых АС, так что последние можно не менять, а имеющиеся регуляторы позволяют учесть специфические особенности вашей комнаты. Недостатков два - сравнительно высокая стоимость и необходимость наличия у усилителя отдельного выхода. Однако в последнее время цены значительно снизились, и если в вашем домашнем кинотеатре еще нет активного сабвуфера, значит, вы отстали от жизни.

      Где закладывать фундамент?      Напомню в очередной раз: сколь бы хорошо ни был акустически оформлен ваш "кинозал", он волей-неволей станет своего рода эквалайзером, усиливая одни частоты и ослабляя другие. Этот эффект определяется резонансными частотами помещения (на самом деле акустические свойства помещения определяются гораздо большим количеством факторов, но в данном случае упрощение не влияет на суть проблемы), которые, в свою очередь, зависят от ее длины, ширины и высоты. Дело в том, что в комнате при воспроизведении звука создаются постоянные области высокого и низкого звукового давления (стоячие волны). Нетрудно догадаться, что определение оптимального места для размещения сабвуфера (равно как и кресла зрителя) производится либо методом проб и ошибок, либо требует привлечения огромной компьютерной мощи и дипломированного специалиста в области акустики.

Оптимальное расположение сабвуфера.однако старайтесь отдалить его от телевизора,чтобы он не влиял на кинескоп.

      Неплохой вариант для продолговатой комнаты - если удастся поставить сабвуфер хотя бы в паре метров от места зрителей. Общий совет: ставьте саб вдали от слушателей, но не в угол (он же ни в чем не виноват!).

      Метод проб и ошибок предельно прост, но занимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только можете отыскать, и проигрывайте ее, переставляя сабвуфер с места на место. После каждой перестановки садитесь в "просмотровое" кресло и оценивайте произошедшие со звуком изменения. Если вы все же сомневаетесь, возьмите за основу рекомендации производителя. Когда придете к выводу, что лучше уже некуда, просмотрите несколько фильмов, чтобы удостовериться, что вы на верном пути, а затем насладитесь результатами.

      Однако позволю себе привести несколько "тонких жизненных наблюдений". Во-первых, большинство начинающих театралов либо врубают сабвуферы на слишком большую громкость, либо "задирают" частоту среза. Короче говоря, если окажется, что звук в фильме "Пианино" больше подошел бы для ленты "Терминатор-2" или что сабвуфер издает неистовое рычание при воспроизведении самой скромной басовой ноты, уменьшите громкость. Во-вторых, если это возможно, постарайтесь расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставьте немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, большинство рекомендаций, даваемых производителями AV-усилителей и процессоров, на мой взгляд, неверны. Эти аппараты обычно оборудуются линейным "сабвуферным" выходом, на который подается предварительно отфильтрованный посредством НЧ-фильтра сигнал. Между тем, сам активный саб оснащается на линейном входе таким же фильтром. В результате при подключении по линейному сигналу два НЧ-фильтра оказываются соединенными последовательно, и суммарная характеристика будет просто непредсказуема. Лучше всего подавать на специальный "высокоуровневый" вход саба полнодиапазонный сигнал с "колоночного" выхода усилителя. И последний совет (он касается только тех, кто совсем отчаялся): установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного "подтянуть" средние и верхние басы.

      Басовая премудрость

      Бас      Что мы понимаем под этим словом? Ответ придется поискать в Hi-Fi-области, ведь именно она является прародительницей домашнего кинотеатра. Оказывается, басы разбиты на три октавы, причем перекрывающиеся. К октаве от 20 до 40 Гц относятся глубокие басы (сюда попадают самые низкие ноты органа), октава от 40 до 80 Гц известна под названием среднебасового диапазона (их извлекают из басового барабана), а октава от 80 до 160 Гц называется диапазоном высоких басов (послушайте виолончель и фагот). Все, что ниже 20 Гц. мы скорее чувствуем, чем слышим, здесь вы уже не сможете различить высоту тона или повторить звук, если, конечно, вы не живете в кафедральном соборе.

      Атака      Фактически это причуда басовой терминологии. Слово "атака" здесь не совсем уместно, а употребляется потому, что низкие частоты отличаются более медленными переходными процессами по сравнению с верхами. Между тем, разница между "медленно" и "быстро" звучащими басовыми системами, часто по-другому не определимая, это разница между системой, "долбящей по мозгам" и заставляющей завороженно слушать.

      Большинство эпитетов, описывающих хороший бас. можно использовать как комплименты искусному барабанщику. Слова, означающие обратное, ассоциируются с понятиями тучности и неповоротливости. Так, если при звуке взрыва на ум приходят определения "быстрый", "отчетливый", "чистый", "живой", "напряженный", "тугой" или "точный", - возможно, вы имеете дело с достойной системой, Если же вспоминаются слова "гулкий", "жирный", "перегруженный", "толстый", "рыхлый", "нечеткий", "медленный", "тихий" или "глухой", - значит, пора "делать ноги".

      Весовая категория      Когда дело касается количества чего-либо, например баса, нам так и хочется применить термин "вес". Если системе недостает басов, ее называют "тощей" и "куцей". А если басы в избытке, говорят, что звук у комплекса "жирный" и "надутый". Когда басы в порядке, систему называют "подтянутой" и "мускулистой".

      Динамика      Если система способна к различению громких и тихих басовых нот, а не звучит "как из бочки", тогда применительно к ней употребляются слова "хлопок", "удар" и даже "энергия", - все в положительном значении. Удивительно, но отрицательных характеристик здесь нет. Попробую придумать что-нибудь сам. Как вам понравится, допустим, такое: "звучит. как стекло жует"?

      Глубина      Говоря о сабвуферах, обозреватели часто используют термин "глубина баса". Это означает только то, насколько "глубок" нижний предел их частотного диапазона. Система, не способная к воспроизведению самых низких басов, называется "зарезанной", а та, которая это может, носит гордое звание "расширенной".

      Перекрытие      У каждого комплекта громкоговорителей, включающего в себя "пищалку", СЧ-динамик и сабвуфер, имеются точки частотного диапазона, где происходит наложение звучания одного динамика на звучание другого. Они называются точками перекрытия. Так, если динамик средних частот "обрезается" на частоте 90 Гц. а сабвуфер работает в диапазоне от 40 до 150 Гц, то где-то в районе 100 Гц большая часть звука переходит от динамика средних частот к сабвуферу. Эта частота носит название частоты перекрытия. Большинство громкоговорителей оснащены схемой, компоненты которой выдают сигнал, позволяющий сделать плавным переход от одного динамика к другому. Эта схема называется разделительным фильтром или кроссовером.

     Бас - по вкусу

      Без качественного баса невозможен ни домашний кинотеатр, ни достойная внимания аудиосистема...

      Если вы решили приобрести саб, подойдите к его выбору со всей ответственностью. Неудачная модель оказывается практически бесполезной, когда дело доходит до воспроизведения басов, - лучше уж потратить деньги на пару больших по размеру и лучших основных громкоговорителей. К счастью, сегодня магазины просто завалены прекрасными сабвуферами на любой вкус и за любую цену, только протяни руку.

      Модели дешевле $400      Energy e:XL16 ($300). Несмотря на не очень высокую цену, в нем установлен 40-сантиметровый вуфер и 300-ваттный усилитель на MOSFET. Кроссовер перестраивается на любую частоту в диапазоне 50 - 100 Гц. причем при желании можно подключить внешний эквалайзер или активный фильтр, для чего существует отдельный вход. Для облегчения согласования с остальной акустикой предусмотрен регулятор фазы в очень широких пределах (от 0 до 180 град.). У этого сабвуфера не много конкурентов, да и те либо создавались для миди-систем (Aiwa TS-W5), либо стоят примерно на 35% дороже (Velodyne CT-80). Тем, кто ограничен в средствах, я бы посоветовал купить основные громкоговорители максимально возможного размера, однако если у вас маленькая комната и вы недавно приобрели новые компактные громкоговорители, e:XL16 - то, что нужно в большинстве случаев.

      <$600      REL Q-50 ($500). На сегодня это самая недорогая модель производства REL. Она непритязательна, однако воспроизводит глубокие басы очень неплохо. Ее ближайший соперник, более элегантный на вид KEF 20В (тоже $500), оснащается встроенным 70-ваттным усилителем и в отличие от 0-50 имеет магнитную защиту. Неплохой бас демонстрирует также PSW120 фирмы Polk ($480). Он несколько предпочтительнее благодаря лучшему соотношению качество/цена, поскольку заставит грохотать во всю мощь любую систему домашнего кинотеатра.

      <$900      REL Q-100 ($850). Прекрасный, глубокий бас, хорошее соотношение качество/цена, приемлемый внешний вид и громкое имя - вот что сочетает в себе этот аппарат. Он способен достигнуть таких басовых глубин, что ваша система домашнего кинотеатра зарычит и загрохочет. Однако следует предупредить REL что у нее здесь имеются грозные соперники в лице изысканного Tannoy 625 ALFie ($900), простенького, но басовитого Mission 75AS ($800) и небольшого по размеру, но великолепного во всем остальном М&К VX-7B ($675). Каждая из этих моделей является вполне достойной альтернативой.

      Когда цена не имеет значения      Будьте осторожны, очень осторожны. "Цена не имеет значения" - эти четыре коротеньких слова могут значить для конструктора больше всего на свете. Если вам непременно нужен лучший в мире сабвуфер, внимательно изучите возможности REL Studio ($4000), М&К МХ-100 ($2200), KEF AV1 ($3500), Revel Sub 15 ($2800 - 5200), а также моделей сабвуферов фирм B&W, Bag End, Linn, Meridian и Muse. Самый дешевый из этих сабвуферов облегчит ваш кошелек как минимум на $2000, однако если вам очень хочется сорить деньгами, можно истратить и в два раза больше. В том случае, если вам необходимо сэкономить не деньги, а место, обратите внимание на EnergyMicrostar 12.1 ($1600). Этот кубик со стороной 40 см может рявкнуть так, что мало не покажется - его мощность полтора киловатта! Кевларовый вуфер, цифровой усилитель плюс всевозможные звуковые и пользовательские навороты делают его крайне привлекательным для театров высокого класса.

      REL'яция на REL

      В Великобритании среди мастеров баса одна фирма занимает особое положение - она не на одну, а на несколько голов выше остальных. Это REL. Возможно, ни один производитель сабвуферов не был встречен здесь так же радушно и не завоевал столько призов. Почему это так и кто является творцом успехов REL?

      Заглянем в конец восьмидесятых годов. Человек по имени Ричард Лорд получает отставку со всеми почестями. И вместо того, чтобы начать размеренную жизнь и почивать на лаврах, Ричард Лорд пускает свои сбережения на разработку и создание простейших басовых громкоговорителей для Hi-Fi-систем. Так на свет появились первые сабвуферы REL.

      Разумеется, консервативная по своей природе Hi-Fi-индустрия отказывалась признать полезность таких устройств, и сформировалось мнение, что они хоть и не дьявольское отродье, но лишь немногим лучше. Поэтому еще в начале 1990 года мечта Ричарда Лорда о басе, о басе везде и всюду, казалась несбыточной. К счастью, в жизнь внезапно ворвался домашний кинотеатр, нуждающийся в океанах баса, и место сабвуферов REL в истории было определено.

      Формула REL проста, но убийственно эффективна. Каждый сабвуфер имеет большой басовый динамик, тяжелый, "крепко сбитый" корпус и усилитель мощности MOSFET. способный принимать сигнал либо с соответствующего линейного выхода усилителя, либо непосредственно с "колоночных" выходов. Регуляторов у сабвуфера совсем немного - они управляют лишь громкостью, частотой среза и фазой. Про последний можно смело забыть после первичной установки. Имеются также четыре "каблучка", препятствующие шатанию аппарата, что бы ни стояло на нем сверху. - так что сабвуфер с виду больше похож на импровизированный столик, чем на часть AV-системы. Формула остается неизменной на всех уровнях REL-иерархии: просто каждая "вышестоящая" модель больше по размеру, мощнее и качественнее.

      В большинстве сабвуферов других компаний опущен, по крайней мере. один из элементов формулы REL и часто это сделано в попытке удержать в узде розничную цену. Такой подход неизбежно ведет к снижению качества и превращает продукт в очередную посредственность. Отказываясь от подобных компромиссов, REL обеспечивает своему семейству все большую и большую популярность.

      И наконец, не следует забывать, что REL пользуется таким успехом в России, поскольку реальную конкуренцию ее продукции могут составить главным образом американские аппараты, а путешествие столь солидной персоны, как сабвуфер, через океан обходится недешево. Между тем, в США выпускается много очень классных сабов (фирмами Miller&Kriesel, Bag End. Muse и другими), и если бы не транспортные расходы, мы бы рекомендовали их вам более настойчиво.

      Вячеслав САВВОВСалон AV

Адрес администрации сайта: [email protected]   

НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПОГУГЛИ:

Google

              СТРОКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ПОИСКА

soundbarrel.ru

Как работает сабвуфер — SpeakeR RepaiR

Сейчас много всяких статей, в основном они или переведены с английского (зачастую, людьми не компетентными в конструкции сабвуферов) или написаны любителями. Я же предлагаю вам свою точку зрения, точку зрения инженера-практика, человека разработавшего целую линейку высокоэффективных, высокомощных сабвуферов, своими руками собравшего более 200 сабвуферов. Более 100 из них, легендарные UFO. Лишь один сабвуфер сравним с UFO.4 в «мощности» мотора, во всём мире. В настоящее время, мои сабвуферы поступили в серийное производство под брендом Pride caraudio.Так как же это работает? Начнём с главного.Самая главная часть сабвуфера это конечно мотор, и это именно та часть, которой я считаю главной и уделяю много времени. Мотор включает в себя магнитную систему и катушку. На данный момент я сделал более 20 различных конструкций моторов в более чем 40 модификациях, отличающихся деталями, такими как зазоры, пассивные и активные концентраторы поля, короткозамкнутые витки (кольца Фарадея), различные материалы магнитов и многое другое. Но почему мы называем это мотором? По тому, что он толкает диффузор, который в свою очередь создаёт звуковую волну. Мотор, это и есть электрическая машина, как электродвигатель, только электрическую энергию он преобразует в возвратно-поступательное движение, а не в вращение. Именно здесь и кроется один из главных мифов, он гласит «КПД динамика меньше 1%, и 99+% выделяется в катушке в виде тепла. Это делает динамик близким утюгу». Но КПД электродвигателя переваливает за 70%, а у технологичных двигателей за 90%. Так почему КПД динамика так мал? По тому, что это акустический КПД, то есть меньше процента идёт в звук, а КПД мотора динамика вполне сравним с КПД электродвигателя. Сколько мощности идёт в тепло звуковой катушки, думаю рассчитать не трудно, процентов 20-40, и зависит это от эффективности преобразования энергии, от эффективности этого мотора. То есть, мотор динамика определяет его эффективность.Мы разобрались, что мотор нужен сабвуферу, чтобы толкать диффузор. Как и в автомобиле, в сабвуфере мотор задаёт его характеристики, чем мотор эффективнее и мощнее, тем характеристики выше. Различие в том, что в автомобиле нам не так важна эффективность, нас больше волнует мощность. В сабвуфере, эффективность важнее, ведь неэффективному сабвуферу нужен мощный усилитель, мощному усилителю мощное питание, а это дорого и порой очень тяжело .Давайте просто отбросим нудные правила «На проводник, помещённый в магнитное поле…». Всё просто F=BLI* где F – сила действующая на катушку (которая приводит в движение диффузор) B – индукция в зазоре, действующая на проводник, L – длина проводника, I – ток, текущий через проводник. Мы видим, что просто увеличивая BL, мы можем создать большую силу при неизменном токе. Даём столько же, а получаем больше. Значит, эффективный мотор это мотор, который имеет много индукции в зазоре, в котором помещается провод большой длины, и большого сечения, чтобы пропустить много тока. Всё просто, нужно сделать большой магнит высокого качества, оптимизировать концентрацию магнитного поля в зазоре, за счёт конструкции магнитопровода и засунуть много толстого провода в зазор. Но большой магнит высокого качества дорого стоит. А в обычный зазор влезает или мало толстого провода или много тонкого, что, в конечном счёте, одно, и тоже в плане эффективности, так как много тонкого провода дадут высокое сопротивление, и не большой ток при заданной мощности. Если увеличим зазор, мы потеряем индукцию. Тут-то нам и нужны инженерные решения, которые позволяют максимально эффективно использовать магниты и создавать эффективные моторы.Продвинутым известно, что эффективность мотора определяется как (BL)^2/Re**, где Re сопротивление катушки постоянному току. Итак, рассмотрим 2 реальных мотора имеющих одинаковый внешний габарит магнита и катушку 2,5” с одинаковой высотой намотки, сопротивление 2+2. Первый имеет 12мм высоту зазора, при диаметре проволоки 0,65мм, мы получаем 74 витка в зазоре. Второй мотор (Pride LC) имеет зазор высотой 14мм, при диаметре проволоки 0,65мм, мы получаем 86 витков в зазоре. Средняя длина одного витка для катушки 2,5” 0,214м, намотка в 4 слоя. Значит, первый мотор имеет 15,8м провода в зазоре, LC 18,4м. Теперь измерим индукцию, SA 0,65Тл, LC 0,8Тл. Итог расчётный BL^2/Re для первого 26,4***, для второго 54.2***. Так же мы можем сравнить расчетный BL так как катушки одинаковые по сопротивлению. Это 10,27*** для первого и 14,72*** для второго. Как мы видим разница 42%. Это серьёзный плюс к эффективности мотора сабвуфера, он будет лучше преобразовывать электрическую энергию в движение диффузора, меньше выделять тепла на катушке и иметь более высокую чувствительность. Принимая во внимание, что магнитные системы имеют равный внешний диаметр магнита, мы можем установить, что вторая магнитная система более технологична, чем первая. При её разработке и изготовлении использованы более качественные и дорогие материалы, проделано больше работы по созданию магнитного поля и его концентрации в зазоре.

Заранее спасибо всем за распространение этой информации!

* Проводник перпендикулярен магнитному полю.**Объективное сравнение может быть только при одинаковом линейном ходе.***Фактические значения пропорционально выше в обоих случаях.142910964814291096661429109679

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

This entry was posted in Без рубрики.

« РАЗМИНКА САБВУФЕРА ПОСЛЕ ПОКУПКИ И РЕМОНТА Soundstream RBW-15 после ремонта » View more posts from this author

speakerrepair.ru

Как устроен МОТОР сабвуфера » Теория автозвука » Бас Клуб

Сегодня в разделе Теория Автозвука, мы постараемся вместе разобраться, как устроен мотор сабвуфера (магнитная система и звуковая катушка), а так же узнаем с какими сложностями сталкиваются производители при проектировании магнитной системы и звуковой катушки сабвуфера.

Основа привода динамика осталась практически без принципиальных изменений со времен выдачи первого патента в 1925 г. Пять основных частей привода неизменны и незыблемы: магнит, полюсный наконечник, передний и задний магнитопроводы и звуковая катушка. Задача первых четырех элементов – создать по возможности мощное магнитное поле и сконцентрировать его в зазоре между полюсным наконечником и верхним магнитопроводом. А “пятый элемент” – звуковая катушка, обязан в этом поле двигаться при протекании по обмотке тока. Все вроде бы просто. Однако подробностей за эти годы выяснилось немало.

Самая консервативная часть привода – материал магнитопроводов. Ничего, кроме магнитомягких материалов, а проще говоря – отожженной малоуглеродистой стали, почти чистого железа, здесь не применяется. С материалами для магнитов колдовали долго, вначале перепробовав разнообразные литые магниты из специальных сплавов, а затем, с разработкой ферритовых композиций, вопрос практически закрылся. Металлические магниты теперь применяются практически исключительно в пищалках, где масса магнита мала и можно использовать значительно более эффективные редкоземельные сплавы – почти всегда на основе неодима. Крупных магнитов из неодимовых сплавов не делают лишь потому, что элемент этот в самом деле редкий, и большая часть выпуска идет, на изготовление микродвигателей.

Момент истины в проектировании привода – как обеспечить эффективное взаимодействие магнитного поля и звуковой катушки, которая в него погружена. Геометрия и пропорции рабочего зазора магнитной системы и звуковой катушки – необъятный простор противоречий и компромисов. Основной параметр, определяющий результаты этого взаимодействия – так называетмый силовой фактор B x L, часто приводимый в технических характеристиках породистых динамиков. Силовой фактор – произведение индукции в зазоре на длину провода звуковой катушки, находящуюся в пределах этого зазора. Чем больше силовой фактор, тем более контролируемым становится движение диффузора и тем больше его электрическое демпфирование. Ясно, что чем массивнее магнит, тем силовой фактор будет больше, поскольку будет больше индукция. Но последняя величина зависит также и от размеров зазора: чем шире кольцевая щель в магнитной системе, чем она большего диаметра и чем она глубже (чем толще верхний магнитопровод), тем меньше будет индукция в зазоре, поскольку магнитное поле окажется “размазанным” в пространстве. Сделать зазор узким, маленьким и неглубоким – и негде будет поместить звуковую катушку, намотанную достаточно толстым проводом. Уменьшить сечение провода – возрастет сопротивление и упадет отдача. И так далее. А если принять во внимание, что диаметр звуковой катушки небезразличен и для поведения диффузора, ситуация еще усложняется.

Существует два основных типа геометрии звуковой катушки в зазоре: короткая катушка и длинная катушка. Длинной звуковая катушка по длине существенно превышает глубину зазора в магнитной системе и в каждый момент “работает” только часть витков, находящаяся в пределах его глубины. Эта часть, а следовательно, длина пповода, находящаяся в зазоре, будет оставаться неизменной пока внутрь зазора не войдет край катушки. Динамик считается работающим в линейном диапазоне перемещений диффузора, именно до этого момента. То, насколько катушка длиннее зазора и будет определять максимальный линейный ход диффузора – знаменитый X max.

Но, поскольу только те витки, что попали “в поле” реально работают, плотность намотки стараются сделать наибольшей и именно за этим придумали в свое время ленточную намотку плоским проводом, уложенным на ребро. Сейчас многослойные катушки, выполненные обычным круглым проводом, мирно уживаются с однослойными ленточными, а высший пилотаж в смысле плотности намотки показала датская компания Dynaudio, которая использует провод шестиугольного сечения, полностью заполняющий медью сечение обмотки. В результате, правда, каждую звуковую катушку наматывают вручную в течение 30 минут (по норме), что потом соответственно отражается в цене готовой продукции.

Привод с длинной звуковой катушкой применяется в подавляющем большинстве сабвуферных динамиков и любим производителями за возможность получить большую индукцию в коротком зазоре, сделать звуковую катушку большой и хорошо охлаждаемой, получить большой ход дифузора. Короткая катушка в пределах линейного диапазона находится полностью внутри магнитного зазора. Сам зазор при этом приходится делать длиннее, а катушку – короче, поэтому типичные значения силового фактора B x L у таких динамиков – меньше. Казалось бы, при таких делах можно эту конструкцию и похоронить, но именно она обеспечивает наименьшие искажения при больших ходах диффузора.

Типичная картина изменения силового фактора со смещением звуковой катушки для двух типов привода выглядит следующим образом:

У длинной звуковой катушки поведение в пределах линейной области пристойное, а за его пределами – значение силового фактора (а, значит, вносимые искажения) меняется довольно плавно. При выходе короткой катушки из зазора искажения нарастают быстро, зато пока этого не случилось, линейность – идеальная.

Здесь есть одна тонкость: различные сочетания длины звуковой катушки и глубины зазора определяют разное поведение динамика на границе его линейного диапазона (и за ней). Возьмем два динамика – у одного глубина зазора (толщина верхней плиты магнитной системы 8 мм, а длина звуковой катушки – 12 мм. У другого – 4 мм и 8 мм соответственно. Максимальный рабочий ход диффузора у обоих будет одинаковым – 2 мм (12-8)/2 = (8-4)/2 = 2.

Однако у первого, с большим отношением глубины зазора к X max за пределами линейного диапазона, нелинейность будет нарастать относительно плавно, а второй = захрипит уже при незначительном превышении X max. Так что есть прямой смысл смотреть не только на величину X max из документации, но и на толщину переднего магнитопровода на самом динамике – чем больше, тем лучше.

Другой источник искажений, определяемых конструкцией привода – его ассиметрия. В идеальном случае сила, действующая на звуковую катушку при движении в одну и другую сторону, то есть внутрь магнитной системы и наружу, должны быть одинаковы по величине. Не будет этого – искажения сигнала неизбежны. Для этого магнитное поле, создаваемое в зазоре, должно быть максимально симметричным. Так бы оно и случилось, без особых ухищрений, если бы все магнитное поле оказывалось в зазоре. На деле этого не происходит и силовые линии поля “выплескиваются” из зазора и образуют поле рассеяния. Но, поскольку выше зазора – воздух, а ниже – сталь полюсного наконечника, рассеяние происходит существенно несимметрично.

Чтобы как-то навести симметирию, некоторые фирмы применяют более сложную геометрию рабочего зазора магнитной системы. Некоторые, например, просто удлинняют полюсный наконечник (в сабвуферах Kicker, например, очень это любят)

В результате магнитная обстановка сверху и снизу существенно выравнивается, но дается это в результате увеличения общего рассеяния – силовые линии “лезут” вверх по стволу удлинненного полюсного наконечника, а место им – в зазоре, все остальное – нежелательные побочные поля. Для компенсации возросшего рассеяния приходится ставить более мощные магниты. Другие фирмы идут “от противного” и уменьшают рассеяние ниже магнитопровода, для чего полюсный наконечник делается ступенчатым.

Более “тощий” ствол замыкает на себя меньше силовых линий и они поневоле скапливаются в зазоре, но возрастает общее магнитное сопротивление системы и падает индукция в зазоре. Вообще, магнитное сопротивление стараются сделать возможно меньшим, для этого часто полюсный наконечник выполняют заодно с нижним магнитопроводом, чтобы не было лишнего стыка, хотя это намного хлопотнее, чем сделать их по отдельности и соединить при сборке. Еще одно, довольно эфективное, но не очень распространенное решение – полюсный наконечник с выемкой, можно найти в довольно пафосных марках динамиков. Здесь, помимо усложнения технологии, возрастает чувствительность к разбросу характеристик магнита, поэтому менее притязательные изготовители головок на такое решение идут неохотно.

Особняком стоят радикальные решения – вывернутые “наизнанку” магнитные системы, у которых магнит – внутри звуковой катушки, а все, что вокруг – магнитопровод, замыкающий магнитную цепь.

Такие “обращенные” магнитные системы сделаны главным образом для того, чтобы улучшить линейность работы диффузора, а с точки зрения их функционирования как “мотора” – сплошная головная боль для разработчиков – оттого они и редки. Оссобого внимания заслуживают моторы tohatsu.

Привод динамика, как любая машина постоянного тока – обратим, то есть одновременно работает и как своего рода трансформатор. При движении звуковой катушки в мощном магнитном поле в ней наводится ЭДС и протекает ток, поскольку катушка закорочена практически нулевым выходным сопротивлением усилителя. Этот ток приводит к модуляции магнитного поля в зазоре, а поскольку звуковая катушка то “надета” на полюсный наконечник, то вылезает наружу, характер этой модуляции тоже ассиметричен и приводит к дополнительным искажениям. Для снижения этих нежелательных эффектов необходимо сделать так, чтобы, оставаясь эффективным двигателем, привод динамика перестал быть эффективным трансформатором. Известно, что злейший враг трансформатора – короткозамкнутые витки. Вот их-то и поставили на службу обществу в усовершенствованных магнитных системах. Чаще всего такие короткозамкнутые витки делаются в виде покрытия медью верхнего торца полюсного наконечника,

установки медного (реже – алюминиевого) наконечника…

…или с помощью так называемого “стабилизатора магнитного потока” – проводящего кольца, установленного у основания полюсного наконечника, подобная конструкция замечена в сабвуферах марки Fi Audio.

Побочным эффектом от короткозамкнутых витков в различных вариантах является уменьшение индуктивности звуковой катушки, из-за влияния которой с повышением частоты растет импеданс сабвуфера. Поэтому косвенно о наличии описанных устройств в конструкции динамика можно судить по величине индуктивности звуковой катушки. Если величина этой индуктивности 5-6 дюймового мидбаса не превышает 0,3-0.4 мГн, а у сабвуферов 10 – 12 дюймов 0,6-1,0 мГн, можно дать голову на отсечение, что создатели динамика позаботились о стабилизации потока, за что им можно быть только признательными.

по материалам журнала Автозвук

www.bassclub.ru

Как работает сабвуфер, установка сабвуфера в авто - Справочник потребителя | Справочник потребителя

Автомобильный сабвуферАвтомобильную аудиосистему более-менее приемлемого уровня сложно представить без сабвуфера, будь то простой апгрейд штатной «балалайки» или установка крутого мультимедиа, это практически азбучная истина. Но что на самом деле представляет собой внешняя звуковая карта (http://elmir.ua/sound_cards/_1lI-D9l/) или автомобильный сабвуфер и как он работает, знают далеко не все. Это мы сегодня и попробуем выяснить.

Как заставить динамик басить?

Итак, ты наконец — то решился и купил себе сабвуферный динамик. Разочарую, но в том виде, в каком ты достал его из коробки, толку от него пока еще ровно ноль. Потому что если ты подключишь его к усилителю, то он будет излучать и передней, и тыльной стороной своего диффузора одновременно. Причем когда перед диффузором создается давление, позади него будет разрежение, и наоборот. То есть он будет гонять вокруг себя воздух и баса ты не услышишь. Что же делать? Без паники, все не так уж и сложно: надо изолировать друг от друга излучение передней и задней сторон диффузора, установив динамик, например, в корпус. Это называется «обеспечить динамику акустическое оформление». Самое простое — закрытый ящик. Такой сабвуфер считается одним из самых «правильных», потому как кроме диффузора звук в нем больше ничто не излучает.

Поющие дырки

В сабвуфере типа «закрытый ящик» динамик сжимает и разжимает воздух внутри корпуса, можно сказать, впустую. А как заставить его работать? Оказывается, это возможно, если, например, в стенке корпуса сделать отверстие и вставить в него трубу. Это станет называться фазоинверторным акустическим оформлением, а сама труба будет именоваться портом. Работает все это хозяйство примерно так: когда динамик сжимает внутри корпуса воздух, то он устремляется через порт наружу. Но поскольку порт заметно меньше корпуса, воздух внутри него будет обладать заметной упругостью, и наружу этот фронт высокого давления выйдет с запозданием. За это время диффузор динамика уже снова пойдет вперед, его излучение сложится с «выхлопом» из порта, и мы получим самое настоящее акустическое усиление. Большое преимущество такого сабвуфера в том, что от одного и того же усилителя он будет играть громче, чем саб в закрытом корпусе. Но есть у него и недостаток: раз уж излучает в нем не только диффузор динамика, но еще и порт фазоинвертора, то идеальное совпадение будет только в очень узкой области частот, а значит, при малейшем просчете велик риск получить нечеткий «ухающий» бас.

Где поставить?

Интересно, как бы все отреагировали, если бы ты пришел на какой-нибудь концерт и уселся спиной к сцене? Ручаюсь, как минимум удивились бы, но, скорее всего, просто покрутили бы пальцем у виска. Потому что какой кайф слушать музыку спиной? А вот в машине почему-то большинство считают, что динамики далеко в задн…, нет, не там, а в задней полке — это вполне нормально. Ладно, пускай так считают, но ты знай, что основная акустика всегда должна быть расположена впереди. Сзади же можно поставить либо тыловую подзвучку, которая будет лишь дополнять фронтальную акустику, либо сабвуфер.

Про то, как расположить динамики, мы еще при случае поговорим, а пока кое-что проясним про сабвуферы, раз уж начали про них.

Задача любого сабвуфера — излучать только самые низкие частоты, могучий и громоподобный бас. А на низких частотах, если еще не забыл школу, длина звуковой волны самая большая. Но вся фишка в том, что начиная с определенной частоты звуковая волна перестает «умещаться» внутри салона, и сабвуферный динамик начинает не просто излучать звуковые волны как большая колонка на стадионе, а работает как поршень в цилиндре, «качая басы» практически одновременно по всему объему салона. Это и есть главная причина, по которой саб обычно хорошо приживается в багажнике, но при этом звучит не отдельно сам по себе, а удачно «встраивается» в звучание системы.

Итак, сегодня мы рассказали, как работают автомобильные сабвуферы. В следующий раз поговорим о том, как правильно выбрать, подключить сабвуфер, а самое главное — настроить его так, чтобы он не истошно колотил в багажнике сам себе на уме, а добавлял бы в музыку сочного низкочастотного драйва.

potrebitel.org.ua

Что такое сабвуфер? | HamLab

1. Что такое сабвуфер ?

Сабвуфер (subwoofer) представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона (обычно 20-120Гц).

2. Зачем нужен сабвуфер ?

Для того, чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) обычно требуются довольно большие и мощные колонки. К тому же колонки с хорошими "низами" будут стоить довольно дорого. Применение сабвуфера позволит вам разгрузить АС по низким частотам. А поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить вы его можете практически в любом удобном месте комнаты. Качество звука при этом несколько повысится, поскольку вам не придется перегружать колонки басами большой мощности, и следовательно уменьшится количество искажений. К тому же АС получатся намного меньше в размерах, поскольку высокочастотному динамику (т.н. "пищалке") обьeма вообще не требуется, а среднечастотнику его нужно совсем мало.

Сабвуфер можно использовать и с уже имеющимися у вас колонками, которые, наверняка, не дают вам насладится мощным бассом :).Думаю вам уже захотелась его сделать. Тогда, для начала, немного теории.

Про головки

Прежде чем делать ящик для саба нужно выбрать головку, под которую, собственно, и будут рассчитаны его физические параметры.

Для выбора динамика необходимо знать как можно больше его электромеханических параметров.

Абсолютный минимум данных это:

- Резонансная частота динамика Fs- Полная добротность Qts - Эквивалентный обьем Vas

Если же вы не знаете хотя бы одного из этих параметров а самому их измерить у вас нет возможности -браться за этот динамик не стоит. Ничего путного вы сделать, скорее всего, не сможете.

Резонансная частота. (Fs)

Резонансная частота - это частота резонанса динамика без какого-либо акустического оформления. Она так и измеряется - динамик подвешивают в воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов, так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных характеристик - массы подвижной системы и жесткости подвески.

Бытует мнение, что чем ниже резонансная частота, тем лучше выйдет сабвуфер. Это верно только отчасти, для некоторых конструкций излишне низкая частота резонанса - помеха. Для ориентира: низкая - это 20 - 25 Гц. Ниже 20 Гц - редкость. Выше 40 Гц - считается высокой, для сабвуфера.

Полная добротность. (Qts)

Добротность в данном случае- не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор - источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это - как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больий, чем выше полная добротность системы. Самая высокая добротность, измеряемая тысячами - у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.

Популярный метод диагностики подвески машины покачиванием - не что иное как измерение добротности подвески кустарным способом. Если теперь привести подвеску в порядок, то есть прицепить параллельно пружине амортизатор, накопленная при сжатии пружины энергия уже не вся вернется обратно, а частично будет загублена амортизатором. Это - снижение добротности системы. Теперь опять вернемся к динамику. Ничего, что мы туда-сюда ходим? Это, говорят, полезно-С пружиной у динамика все, вроде бы, ясно. Это - подвеска диффузора. А амортизатор? Амортизаторов - целых два, работающих параллельно. Полная добротность динамика складывается из двух: механической и электрической.

Механическая добротность определяется главным образом выбором материала подвеса, причем в основном - центрирующей шайбы, а не внешнего гофра, как иногда полагают. Больших потерь здесь обычно не бывает и вклад механической добротности в полную не превышает 10 - 15%. Основной вклад принадлежит электрической добротности.

Самый жесткий амортизатор, работающий в колебательной системе динамика - это ансамбль из звуковой катушки и магнита. Будучи по своей природе электромотором, он как и полагается мотору, может работать как генератор и именно этим и занят вблизи частоты резонанса, когда скорость и амплитуда перемещения звуковой катушки - максимальны.

Двигаясь в магнитном поле, катушка вырабатывает ток, а нагрузкой для такого генератора служит выходное сопротивление усилителя, то есть практически - ноль. Получается такой же электрический тормоз, каким снабжены все электрички. Там тоже при торможении тяговые двигатели заставляют работать в режиме генераторов, а нагрузка их - батареи тормозных сопротивлений на крыше. Величина вырабатываемого тока будет, естественно, тем больше, чем сильнее магнитное поле, в котором движется звуковая катушка. Получается, что чем мощнее магнит динамика, тем ниже, при прочих равных, его добротность. Но, конечно, поскольку в формировании этой величины участвуют и длина провода обмотки, и ширина зазора в магнитной системе, окончательный вывод только на основании размера магнита было бы делать преждевременно. А предварительный - почему нет?- Базовые понятия - низкой считается полная добротность динамика меньше 0,3 - 0,35; высокой - больше 0,5 - 0,6.

Эквивалентный объем. (Vas)

Большинство современных головок громкоговорителей основано на принципе "акустического подвеса". Концепция акустического подвеса заключается в установке динамика в такой объем воздуха, упругость которого сопоставима с упругостью подвеса динамика. При этом получается, что в параллель к уже имеющейся в подвеске пружине поставили еще одну. Эквивалентным объемом будет при этом такой, при котором веновь появившаяся пружина равна по упругости уже имевшейся. Величина эквивалентного объема определяется жесткостью подвеса и диаметром динамика. Чем мягче подвес, тем больше будет величина воздушной подушки, присутствие которой начнет беспокоить динамик.

То же происходит с изменением диаметра диффузора. Большой диффузор при одном и том же смещении будет сильнее сжимать воздух внутри ящика, тем самым испытывая большую ответную силу упругости воздушного объема. Именно это обстоятельство зачастую определяет выбор размера динамика, исходя из имеющегося объема для размещения его акустического оформления. Большие диффузоры создают предпосылки для высокой отдачи сабвуфера, но требуют и больших объемов. У эквивалентного объема интересные родственные связи с резонансной частотой, без осознания которых легко промахнуться. Резонансная частота определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем - диаметром диффузора и той же жесткостью.

В результате возможна такая ситуация: предположим, имеется два динамика одинакового размера и с одинаковой частотой резонанса. Но только у одного из них это значение частоты получилось вследствие тяжелого диффузора и жесткой подвески, а у другого - наоборот, легкого диффузора на мягком подвесе. Эквивалентный объем у такой парочки при всей внешней схожести может различаться очень существенно, и при установке в один и тот же ящик результаты будут драматически различны.

Итак, установив, что означают жизненно важные параметры, начнем наконец выбирать...

Софт.

Из разнообразного софта, который в изобилии имеется в internet я выбрал старенькую, ДОСовую но вполне работоспособную программу Blaubox (225kb). И именно ей я собираюсь воспользоваться.

По мнению многих опытных людей она даeт наиболее точные (с точностью до1Гц) расчеты для фазоинверторов.

К тому же, она позволяет рассчитывать сразу две аккустические системы. Что очень удобно, например, для сравнения двух головок или одной головки но в разном аккустическом оформлении.

Но поскольку эта программа довольно старая и маленькая, база головок в ней никакая. Поэтому готовтесь вводить в эту базу все головки, с которыми вы собираетесь работать.

На примере видно, что я сравниваю закрытый язщик и простой фазоинвертор для одной и той же головки Peerless 850140, которую я заранее ввeл в базу. С таким же успехом я могу посмотреть как будут себя вести разные головки в одинаковом аккустическом оформлении и выбрать наиболее эффективную.

Типы ящиков, которые вы можете рассчитать можно посмотреть нажав F2:

Согласитесь, довольно внушительный список.

Сравнить параметры выбранных вами аккустических систем можно нарисовав график:

Здесь я сравниваю две головки: Peerless 850140 и 850130 в фазоинверторе.

Пусть вас не пугает что все размеры даны в кубических футах и дюймах: программа имеет встроенный калькулятор для перевода в литры, сантиметры и обратно.

в подготовке материала использовласьстатьи с сайта www.caraudio.ru, которые, в свою очередь, взяты из журнала "Салон AUDIO VIDEO"

hamlab.net

Для чего нужен сабвуфер

Для чего нужен сабвуфер

Опубликовано: 28 Июня 2012

Сабвуфером принято называть акустические системы, которые состоят из одного или нескольких динамиков низкочастотных, с размерами в диапазоне от 15, 18 и более дюймов. Эти динамики используются там, где есть необходимость в получении мощного низкочастотного сигнала, к примеру, в ночных клубах или на дискотеках.

Поскольку порядка 80 % от всей мощности, как правило, сосредоточено в низкочастотном диапазоне до 300-500 Гц, то для нормальной работы именно в этом диапазоне лучше всего подойдёт для работы пассивный или активный сабвуфер. Обычно для высоких и средних частот, которые находятся в диапазоне от 300-500 Гц до 20 кГц рационально использовать широкополосную акустическую систему, которая имеет в два-три раза меньшую мощность, если её сравнивать с мощностью сабвуфера. Наличие сабвуфера в звуковой системе в значительной мере усложняет ее настройку. Однако благодаря наличию сабвуфера воспроизведение широкополосного сигнала дает намного больший и качественный эффект звучания. По отношению к усилителю мощности, сабвуферные системы классифицируют на пассивные и активные.

Активный сабвуфер имеет в наличие уже встроенный усилитель мощности, позволяющий снимать низкочастотную нагрузку с самого усилителя. Кроме этого в активной сабвуферной системе есть активный кроссовер. Это позволяет хорошо отфильтровывать высокие частоты, также значительно упрощается согласование сабвуфера с используемыми широкополосными акустическими системами.

Кроме этого, сабвуфер способен получать сигнал линейного уровня с удаленными высокими частотами и с отдельного канала источника. Возможно также подключение между широкополосной АС и основным источником сигнала. Такой тип подключения называют сквозным. Активный сабвуфер имеет в большинстве случаев дополнительные возможности, которые крайне удобны для подстройки в конкретных условиях применения. Возможна регулировка АЧХ, поворота фазы, положения точек среза кроссовера или крутизны среза.

Пассивный сабвуфер, в отличие от активного, не оснащён усилителем мощности, по этой причине пассивные сабвуферные системы он подключают «параллельно» с основными стерео колонками. Кроме этого, допускается подключение к отдельному каналу усилителя мощности. Главным недостатком сквозного подключения пассивного сабвуфера принято считать тот момент, что пассивный сабвуфер дополнительно «нагружает» выходные усилители для стереоканалов. Довольно часто это способствует снижению общей громкости, проявляются дефекты и в динамичности звучания всей аудиосистемы. Кроме этого, наличие в пассивной сабвуферной системе пассивного кроссовера на пути сигнала от усилителя мощности к акустической системе не способно оказывать положительное влияние на эффективность и качество звука. По причине отсутствия средств для настройки на борту пассивные сабвуферные системы весьма требовательны при их размещении в различных помещениях, для настройки сабвуфера потребуется всё передвигать и перенастраивать до тех пор, пока не «найдётся» хороший бас, что крайне неудобно при некоторых обстоятельствах.

www.zvuko.ru