Как подключить музыку в машине через смартфон? Как сделать в машине музыку


Самостоятельная установка аудиосистемы

Аудиосистема входит в заводскую комплектацию автомобилей, и даже модели невысоких классов оборудованы примитивной магнитолой и слабыми динамиками. Но штатные устройства не обеспечивают звучание высокого качества. Для воспроизведения глубокого, идеально чистого и по-настоящему сильного звука нужно мощное современное оборудование. 

Аудиосистема современного автомобиля

От чего зависит качество звука автомобильной аудиосистемы?

У всех автовладельцев разные представления о качестве воспроизведения музыки и акустическом комфорте. Кому-то достаточно простого тюнинга автозвука, другим требуется установка мощной аудиосистемы. Но даже лучшее звуковое и акустическое оборудование не будет обеспечивать приемлемого качества звучания, если оно неправильно установлено. Чтобы реализовать все возможности современной системы, нужно:
  • Обеспечить полную и качественную шумоизоляцию автомобиля;
  • Подобрать устройства аудиосистемы для конкретной машины;
  • Правильно разместить все источники звука, установить усилители;
  • Произвести точную настройку акустики и всех устройств системы.
Приведенная здесь инструкция подробно рассказывает, как подготовить машину к установке звукового оборудования, как сделать автозвук самому, как разместить динамики и подключить усилители.

Устройство современной автомобильной аудиосистемы

Звуковое и акустическое оборудование для автомобилей

Для качественного воспроизведения музыки в салоне машины используется разная аппаратура. Чтобы установить звук в авто самому, надо тщательно продумать структуру будущей аудиосистемы:
  • Магнитола – головное устройство, отвечающее за функциональные возможности звукового оборудования. Именно с замены автомагнитолы начинается построение системы.
  •  

    Автомобильная магнитола

  • Динамики – акустическая аппаратура, которая устанавливается на разных уровнях в нескольких местах и служит для воспроизведения звука. От количества, качества и размера динамиков напрямую зависит сила и чистота звука.
  • Автомобильные динамики

  • Сабвуфер – устройство, обеспечивающее воспроизведение чистых и по-настоящему мощных басов. Он увеличивает силу звука и делает его объемным.
  •  

    Сабвуфер

  • Усилитель интегрируется в систему для расширения частотного диапазона. Он придает звуку нужную глубину и делает воспроизведение качественным.
  •  

Усилитель звука для авто

Тюнинг штатной аудиосистемы своими руками

Заводская аудиосистема автомобиля среднего класса – это самая простая магнитола и четыре дешевых динамика. Чтобы улучшить качество звука, надо полностью заменить звуковое и акустическое оборудование. Но иногда достаточно частичного тюнинга системы: 
  • Можно поменять стандартные динамики на более мощные. Новые акустические устройства просто подключаются к заводской проводке.
  • Самостоятельная замена штатных динамиков в автомобиле на более мощные

  • Усилитель, который встроен в автомагнитолу, при увеличении громкости искажает звук на всех частотах. А для подключения внешнего усилителя нужен линейный выход. О том, как доработать штатную магнитолу, рассказывается ниже. Подключить по этой схеме автоусилитель своими руками несложно.
  • Самостоятельное подключение внешнего усилителя

  • Дополнительно можно выполнить установку сабвуфера.
  •  

Самостоятельная установка сабвуфера

Самостоятельная доработка штатной магнитолы

  Чтобы понять, как сделать усилитель для авто самому, нужно немного разбираться в устройстве звуковой аппаратуры. Для подключения внешнего усилителя в плате магнитолы надо выпаять линейный выход:
  • Сначала нужно снять магнитолу, вскрыть ее корпус, на плате найти контакты микросхемы усилителя.
  • Поиск микросхемы для самостоятельной доработки магнитолы

  • Вот как выглядит распиновка этой микросхемы.
  • Распиновка микросхемы магнитолы

  • Далее надо выпаять «массу» и четыре линейных выхода.
  • Распайка

  • Готовое устройство с линейными выходами.

Автомагнитола с линейными выходами

Как самому подготовить машину к установке автозвука?

Перед инсталляцией мощной аудиосистемы необходимо выполнить шумоизоляцию крыши (иначе при включенном сабвуфере она будет давать резонансные призвуки), багажника, дверей. Это позволит реализовать все возможности нового звукового и акустического оборудования. 

Подготовка автомобиля к самостоятельной установке нового звукового и акустического оборудования

Установка магнитолы своими руками

Даже если машина не оборудована штатной аудиосистемой, в ней заложена проводка для магнитолы и динамиков, что упрощает установку автозвука своими руками. Итак, чтобы установить головное устройство, надо:
  • Извлечь заглушку. Для этого вставить нож или самую тонкую отвертку в специальные прорези и аккуратно вынуть заглушку на себя. Не нужно прилагать усилий, она должна легко сниматься.
  •  

    Самостоятельное снятие заглушки под магнитолу

    Самостоятельное снятие заглушки под автомагнитолу

  • На обратной стороне снятой заглушки закреплен разъем для антенны и кабели ISO1. Их нужно вынуть из заглушки, нажав на фиксаторы.
  • Снятие антенного разъема с заглушки автомагнитолы

    Снятие кабелей ISO1 с заглушки магнитолы

  • Вынуть из упаковки новую магнитолу, снять с нее металлическую корзину (она нужна для крепления устройства в посадочном месте). Чтобы не повредить декоративную накладку и избежать ремонта автомагнитолы, ее также лучше демонтировать.
  • Подготовка автомагнитолы к самостоятельной установке

    Демонтаж корзины магнитолы перед ее установкой своими руками

  • Вставить корзину в штатное место, предварительно отогнув отверткой расположенные по периметру фиксирующие крючки.
  •  

    Установка корзины автомагнитолы своими силами в штатное место

    Закрепление корзины автомагнитолы в штатном месте

  • Прикрутить на заднюю стенку автомагнитолы специальную опору.
  • Закрепление опоры на заднюю стенку автомагнитолы

  • Подключить кабели в соответствующие разъемы автомагнитолы. Если при монтаже использовался дополнительный кабель, надо обернуть жгут проводов маделином или битопластом (как при шумоизоляции панели), чтобы он не создавал дополнительный шум, соприкасаясь с пластиком.
  •  

    Самостоятельное подключение кабелей автомагнитолы

    Подключенная к разъемам магнитола

  • Установить магнитолу в корзину (надо, чтобы защелки зафиксировали устройство). Длинной отверткой расправить в нише провода.
  • Самостоятельная установка автомагнитолы в подготовленное штатное место

  • Если выбранная магнитола не подходит по размеру к штатному месту, можно использовать специальную переходную рамку. Она скроет технологические щели и упростит монтаж.

Самостоятельная установка нестандартной авто магнитолы

Установка антенны своими руками

Одна из самых простых операций – монтаж на крышу внешней антенны для FM-Радио:
  • В комплекте с устройством, как правило, есть кабель и два уплотнителя.
  • Комплект антенны для установки на крышу автомобиля

  • Сначала надо снять часть обивки потолка со стороны водителя, демонтировать салонный плафон освещения (чтобы протянуть кабель).
  •  

    Снятие обивки потолки и салонного плафона для протяжки проводов под антенну

  • Просверлить крышу.
  • Сверление крыши под самостоятельную установку антенну

  • Установить антенну. Так как крыша имеет немного округлую форму, желательно обработать резиновую прокладку антенны водостойким клеем.
  • Установка антенны автомагнитолы своими руками на крышу авто

  • Подключить к антенне кабель и установить на место плафон освещения.

Самостоятельное подключение антенного кабеля

Установка динамиков своими руками

Штатные динамики воспроизводят звук очень плохо. Чтобы построить хорошую аудиосистему, нужно полностью поменять акустику:
  • Для установки передних динамиков надо вырезать из фанеры два подиума. Чтобы фанера не начала гнить из-за влажности, ее можно обработать подходящим составом.
  • Самостоятельное вырезание подиумом из фанеры для динамиков

  • Мягкую прослойку на подиумы можно взять от старых колонок.
  • Вставка мягкой прокладки на подиумы для колонок

  • Снять штатные колонки, проклеить двери шумоизолирующим материалом (например, вибропластом), закрыв при этом все технологические отверстия.
  • Самостоятельная поклейка шумоизоляции на дверь авто, куда будут врезаны колонки

  • Просверлить в подиумах отверстия и прикрутить их к дверям.
  • Установка подиума под колонки своими руками на дверь автомобиля

  • Взять провода (они есть в комплекте) и протащить через резиновую гофру в салон машины.
  • Протаскивание проводов от колонок в салон авто

  • Подключить провода к динамикам и прикрутить их к подиумам саморезами.
  • Самостоятельное подключение и установка автомобильных колонок на дверь авто

  • Вернуть обивку дверей на место.
  •  

    Восстановление обивки автомобильной двери после установки колонок

  • Потом можно установить кроссоверы – устройства, которые создают для динамиков подходящие частотные диапазоны.
  • Самостоятельная установка кроссоверов

  • Подключить провода.
  • Подключение проводов к кроссоверам

  • Не следует руководствоваться обозначениями на наклейке, так как на ней показана лишь схема подключения проводов.
  • Схема подключения проводов к кроссоверам

  • Надо снять крышку, под ней есть обозначения.
  • Подключение проводов к кроссоверу согласно схеме

  • Выбрать подходящие места для размещения кроссоверов и закрепить их (слева и справа).
  • Закрепление кроссоверов на кузове авто

    Самостоятельное крепление кроссоверов на кузове авто

  • Высокочастотные динамики можно прикрепить на панель двухсторонним скотчем.
  • Установка высокочастотных динамиков своими руками в салоне автомобиля

  • Для монтажа задних динамиков также нужно вырезать подиумы и обклеить их вибропластом.
  • Подготовка подиума для самостоятельной установки задних динамиков

  • С крышек может потребоваться спилить выступы, чтобы не мешали монтажу.
  • Подготовка крышек для самостоятельной установки задних динамиков

  • Приложить подиумы к полке и снизу просверлить отверстия (нужно стараться попасть в уже имеющиеся дырки).
  • Сверление отверстий под задние динамики

  • Установить динамики, прикрутить снизу гайками и подключить к проводам.

Самостоятельная установка задних динамиков

Самостоятельное подключение задних динамиков

Как установить сабвуфер самому

  Сабвуфер можно разместить в багажном отделении, это упрощает процесс установки:
  • Снять клеммы, подключить силовой кабель.
  • Самостоятельное подключение силового кабеля к автомобильному аккумулятору

  • Чтобы протянуть к багажнику силовой кабель, надо снять заглушку (она находится немного левее бачка с тормозной жидкостью) и сделать отверстие. Для защиты кабель желательно обтянуть гофрой.
  • Протяжка кабеля к багажнику через специальное отверстие

  • В салоне кабель можно протянуть по левой стороне, под порогом. После установки порога проводку видно не будет. Акустический кабель также протягивается под порогом.
  • Протяжка кабеля к багажнику под порогом автомобильной двери

  • Чтобы подключить сабвуфер, достаточно соединить входы (RCA) с линейными выходами магнитолы. Внешний усилитель можно прикрепить к полке или разместить в самом багажнике.

Самостоятельное подключение сабвуфера к магнитоле

Эта инструкция по установке сабвуфера и автоусилителя своими руками подходит тем, кто не придирается к качеству звука. Но при использовании такой схемы снижается мощность баса. Альтернативный вариант – установка сабвуфера и динамиков в заднюю полку:
  • Примерить сабвуфер и динамики к задней полке и сделать в металле отверстия соответствующего размера. Если сабвуфер не помещается, полку придется подрезать.
  • Сверление отверстия в задней полке под установку сабвуфера

  • Сделать на куске фанеры разметку.
  • Разметка места на фанере под сабвуфер

  • Части фанеры можно склеить или скрепить саморезами.
  • Скрепление частей фанеры с помощью саморезов

  • Вырезать в фанере отверстия, установить сабвуфер и динамики.
  • Прорезание отверстий в фанере под сабвуфер и динамики, их установка

  • Проклеить заднюю полку шумоизоляционным материалом.
  • Самостоятельная установка шумоизоляции на заднюю полку

  • Установить полку с аппаратурой в багажник. Потом ее можно будет обшить карпетом под цвет обивки салона. Подключение сабвуфера выполняется так же.

Установка полки со звуковой аппаратурой в багажник

Как сделать усилитель звука для авто своими руками?

Существует множество схем, позволяющих собрать простейший усилитель для автомобильной аудиосистемы. Как правило, готовые устройства не требуют сложной настройки и состоят из доступных деталей:
  • Ниже приведена схема, как сделать автоусилитель для сабвуфера своими руками. Он охватывает большой диапазон частот и дает на выходе 100-200 Ватт.
  • Схема автоусилителя для сабвуфера

    Плата авто усилителя для сабвуфера

  • А вот схема маломощного усилителя, который прекрасно подходит для колонок.

Схема маломощного автоусилителя для колонок

Плата маломощного авто усилителя для колонок

Но, чтобы собрать усилитель, надо разбираться в звуковой аппаратуре и использовать качественные детали. Неправильно собранное устройство может вывести из строя дорогостоящую аудиосистему. 

Самостоятельная установка усилителя

  Подробнее о том, как сделать в машину усилитель звука для сабвуфера своими руками, можно посмотреть на различных форумах радиолюбителей, а здесь речь пойдет о монтаже устройства:
  • Усилитель лучше поместить сзади, на полке багажника. Чтобы проложить провода, надо разобрать боковые пороги, снять панель под рулевой колонкой, бардачок и другие детали. Кабели RCA и акустические провода с фронтальной (со стороны водителя) и тыльной акустики пойдут по левой стороне. А справа можно пустить «+» к аккумулятору и провода от фронтальной (со стороны переднего пассажира) и тыльной акустики.
  • Самостоятельный монтаж автоусилителя на полку багажника автомобиля

    Снятие порогов для самостоятельной прокладки проводов автоусилителя

    Самостоятельная прокладка проводов усилителя через пороги авто

    Самостоятельная прокладка проводов автоусилителя

    Установка порогов на место после прокладки проводов усилителя

    Снятие передней боковой панели под провода усилителя

    Протяжка проводов усилителя к приборной панели

    Снятие крышки приборной панели для подключения проводов автоусилителя

    Протяжка проводов усилителя к автомагнитоле

    Подключение проводов усилителя к автомагнитоле

    Подключение проводов автоусилителя к магнитоле

  • Взять гибкую проволоку, просунуть ее в отверстие под магнитолой и с ее помощью протолкнуть провода RCA и управляющий провод от усилителя. Подключить к усилителю провода RCA сабвуфера, фронтальной и тыльной акустики (если планируется интегрировать в систему два автоусилителя, то к тому, у которого больше каналов, можно подключить сабвуфер и фронтальные динамики, а к другому – задние). Подключить управляющий провод к общей связке питающих проводов головного устройства.
  • Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

    Самостоятельное подключение проводов усилителя к автомагнитоле и сабвуферу

  • Чтобы вывести плюсовой провод, надо открыть капот, убрать крышку фильтра салона, прорезать небольшое отверстие в заглушке (там проходят трубки автокондиционера), просунуть туда провод и протолкнуть его в салон. Подсоединить к плюсовой клемме соответствующий провод. Желательно установить специальный предохранитель (его надо разместить ближе к клемме).
  • Вывод плюсового провода к аккумулятору в капоте авто

    Вывод плюсового провода к аккумулятору в капоте авто

    Вывод плюсового провода к аккумулятору в капоте авто

  • Провода RCA проложить за рулевой колонкой, управляющий провод протянуть за бардачком. После прокладки проводов установить пороги и другие демонтированные элементы. При этом важно не повредить саморезами провода.
  •  

    Прокладка провода RCA и управляющего провода автоусилителя своими руками

    Прокладка провода RCA и управляющего провода автоусилителя своими руками

    Прокладка провода RCA и управляющего провода автоусилителя своими руками

    Прокладка провода RCA и управляющего провода автоусилителя своими руками

  • Вывести все провода к усилителю и подключить.
  •  

    Подключение проводов к усилителю

    Самостоятельное подключение проводов к усилителю

  • Самостоятельная установка автоусилителя завершена.

Схема подключения автомобильной аудиосистемы

Чтобы организовать в машине качественный звук, недостаточно приобрести дорогую аппаратуру. Надо правильно проложить акустическую проводку и выбрать оптимальную схему размещения динамиков в салоне.

Схема подключения автомобильной аудиосистемы

mv-avto.ru

Как в машине слушать музыку через телефон

12 июля 2017г.

Мануал для гурманов: как в машине слушать музыку через телефон

Вы садитесь в машину, на улице прохладно и капельки росы блестят на травинках. Вы вставляете ключ в зажигание, и нажимаете кнопку магнитолы. Любимая музыка заполняет салон и повышает настроение. Вспомнили себя перед походом на работу? Тема очередной статьи – музыка. Точнее ее воспроизведение в условиях автомобиля. Часто радио надоедает, а вот в телефоне есть пару годных треков. Но как проиграть их на всю мощь? Мы расскажем, как в машине слушать музыку через телефон разными способами.

Как в машине слушать музыку через usb

USB в 2017 году считается довольно древним способом соединения автомобиля и телефона. Но это не умаляет его популярность, ведь USB — самый простой вариант, не требующий усилий со стороны водителя. Чтобы послушать музыку, следуйте инструкции:

  1. Убедитесь, что в штатной магнитоле присутствует нужный разъем, купите USB-шнур.
  2. Соедините два устройства.
  3. Если у вас не смартфон, магнитола воспримет его, как флешку. Чтобы начать проигрывание, зайдите в настройки телефона, выберете USB – подключение, нажмите кнопку «Передача данных». Название пунктов меню может варьироваться в зависимости от модели мобильника. Также возможно, что телефон сразу передаст данные и не потребует ручных манипуляций.

Управлять музыкой вы сможете только с магнитолы. Поэтому запомните порядок песен, чтобы не искать их среди файлов.

Как в машине слушать музыку через блютуз

Блютуз открывает перед владельцем автомобиля расширенные возможности. Вы сможете слушать музыку и разговаривать по телефону без использования рук по громкой связи. Это возможно, если в машине установлена медиасистема, которая поддерживает формат сопряжения по блютузу. Чтобы соединить устройство, сделайте следующее:

  1. Включите блютуз на магнитоле и телефоне.
  2. Выберите на телефоне название вашей системы воспроизведения звуков и дайте добро на сопряжение.
  3. Спрячьте мобильный в карман, и наслаждайтесь музыкой.

Bluetooth адаптер

Если в машине отсутствует штатный блютуз, приобретите адаптер. Вставьте его в разъем aux. Активируйте видимость для всех устройств на телефоне. Не переживайте, что к вам кто-то подключиться – времена, когда школьники сторожили чужой блютуз, прошли лет 10 назад. Адаптер высветится на экране смартфона, как DL—Link. Сопрягите устройства и включите музыку на телефоне: управление только с мобильного.

Как в машине слушать музыку через aux

Этот способ подключения телефона к штатке даже древней, чем USB. Ведь разъем использовался еще во времена кассет. Инструкция по подключению настолько проста, что даже стыдно ее выкладывать, дабы не задеть чувства автомобилистов. Но мы рискнем:

  1. Приобретите шнур aux. Он тоненький с миниатюрными штекерами. Продается в любом магазине китайской техники. Можно купить в бело-розовом гиганте, однако, по неясной причине, цена на такие шнуры здесь зашкаливает.
  2. Подключите шнур к телефону в разъем для наушников. Второй штекер соедините с магнитолой.
  3. Включите воспроизведение файлов на телефоне. Готово!

Как в машине слушать музыку через фм-модулятор

Модулятор – небольшое устройство с экраном и пультом. Оно служит для трансляции музыки на FM-приемник. Во многих машинах премиум-класса, выпущенных в начале двухтысячных, имеются шикарные встроенные медиасистемы, которые не поддерживают usb или aux разъемы. Они заточены под проигрывание дисков или кассет. ФМ-модулятор призван исправить эту несправедливость, и наложить музыку с телефона на радиоволну. Как отмечают пользователи, качество звучания при этом хуже, чем в рассмотренных выше способах.

Подключить телефон к трансмиттеру можно следующим образом:

  1. Воткните модулятор в прикуриватель. Настройте на одну волну с радио. Например, 98.6.
  2. Подключите телефон шнуром к трансмиттеру через разъем для наушников.
  3. Включите нужную песню.

Управляется дискотека с модулятора.

Как в машине слушать музыку через айфон

Для айфона справедливы все описанные способы. Новым является использование функции CarPlay. Она активируется при подключении смартфона проводным способом или по блютузу. В последнем случае, удерживайте кнопку голосового управления на руле, чтобы автомобильная система и айфон смогли соединиться.

Надеемся, вы получили исчерпывающую информацию о том, как в машине слушать музыку через телефон. Приятной поездки!

 

auto-vigoda.ru

Как сделать музыку в машине максимально качественной

Как сделать музыку в машине максимально качественной

Усовершенствование звука в машине – несложная процедура. Но требует определенных познаний в акустике. Для любителей же музыки, создание хорошего звука в машине, одна из важнейших задач. Попробуем разобрать, что может помочь нам в этом вопросе.

Что влияет на акустику в машине

Первое, что влияет на хороший звук в авто – звукоизоляция. У всех машин, она разная, а потому здесь надо индивидуально позаботиться об этом. Так вы не только защитите автомобиль от посторонних шумов, но и обустроите пространство для качественного воспроизведения музыки. Установить в машине шумоизоляцию можно собственными руками или же обратиться в специализированный технический центр.

Второй шаг – выбор акустической системы. В данное понятие входит выбор колонок, усилителей и магнитофона. Здесь все тоже индивидуально. Так, если брать большие колонки в маленький автомобиль, то они будут занимать пространство авто. А это уже неудобство. Кроме того, звук в этом случае вряд ли улучшиться, а только станет громче, заглушая реальную музыку. Потому следует рассчитать соответствующий размер колонок. Подбирать их следует в зависимости от типа машины и пожеланий в области воспроизведения музыки того или иного типа. Тем, кому важен низкий басс в треках подойдут сабвуферы. Любителям инструментальной музыки стоит уделить внимание стандартным колонкам, с возможность регулировки.

В то же время у магнитолы учитывайте выходную мощность усилителя. Чем выше ее показатели, тем лучше будет звучание в автомобиле. Различают номинальную и максимальную мощность. В первом случае, определяется качество звучания при длительном прослушивании. Максимальная мощность – это качество звука при перепадах громкости. Оптимальной номинальной мощностью считается 50 Вт. Сама акустика должна в три раза превышать заданные характеристики.

При выборе магнитолы учитывайте и фирму производителя. Чем лучше модель устройства, тем выше вероятность того, что воспроизведение будет качественным.

Важнейший шаг в создании хорошего звука – установка и настройка акустики. Конечно, зафиксировать автомагнитолу не так уж и сложно. А вот установка колонок занимает гораздо больше времени, что логично. Дело в том, что для качественного звучания в автомобиле они должны правильно располагаться. Потому в машине ставят акустические полки, которые помогают зафиксировать устройства на нужной высоте. Их установка помогает настроить продукцию на нужную частоту, в соответствии с персональными запросами автовладельца.

К тому же, здесь важно учитывать мощность динамиков и их месторасположение. Сбоку авто они будут звучать по одному, сзади – по-другому.

Как сделать музыку в машине максимально качественной

osoko.ru

Как подключить музыку в машине через смартфон?

Как подключить музыку в машине через смартфон

Если в вашем автомобиле есть более-менее современная магнитола, значит к ней можно подключить телефон. В этой статье мы расскажем о том, как подключить музыку в машине через смартфон. Выберите способ, который подходит именно вам.

Подключить смартфон можно следующим образом:

  • Через Bluetooth (наиболее предпочтительный способ)
  • Через AUX
  • Через USB

Рассмотрим их по порядку.

Bluetooth

Данный способ хорош тем, что для соединения не нужно никаких проводов. Поэтому, если ваша магнитола поддерживает Блютуз, выбирайте именно его.

Для подключения смартфона необходимо:

  1. Включить в нем функцию Bluetooth и разрешить другим устройствам его обнаруживать. Если ваш телефон работает на Андроид, то сделать это можно в меню “Настройки”, раздел “Беспроводные сети”
  2. включить блютуз в магнитоле и приступить к поиску устройств
  3. нажать на название смартфона в списке найденных устройств, чтобы начать подключение
  4. если потребуется, ввести пин-код “0000” (четыре нуля)

После этого устройства соединятся, и музыка со смартфона заиграет из колонок машины.

AUX

Подключение смартфона к машине через AUX подразумевает использование специального кабеля, который выглядит вот так:

Инструкцию по соединению устройств данным способом вы можете прочитать вот тут.

USB

Преимущество USB перед AUX заключается в возможности управлять музыкой с экрана автомагнитолы, что очень  удобно, ведь не придется отвлекаться от дороги.  О том, как подключить смартфон по USB вы можете прочитать в этой инструкции.

Если вам известны другие способы подключения – пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

(4105)

Поделиться с друзьями:

www.lumias.ru

Музыка в машине своими силами. - Советы бывалых

18 июля 2006

Прошу данную статью не считать обличающей действия фирм-установщиков. Просто я живу по принципу «не Боги горшки обжигают», поэтому считаю, что любому человеку, обладающему минимальными знаниями в области электроники, по силам провести самостоятельную установку музыки в свой автомобиль. В большинстве случаев получится не хуже, а сэкономленные деньги можно пустить на аппаратуру классом повыше. Сразу хочу предупредить – лучше один раз потратиться на музыку, пусть поэтапно, но получить то, что хотели, чем добиваться желаемого периодичной сменой компонентов. Кроме времени, это также потребует больших материальных затрат.

Процесс построения музыкальной системы в автомобиле состоит из следующих этапов: прослушивание и выбор компонентов, шумовиброизоляция автомобиля, установка выбранных компонентов в машину, настройка установленной системы. Рассмотрим каждый этап поподробнее.

1. Прослушивание и выбор компонентов.

Для начала, необходимо определиться в Ваших музыкальных предпочтениях, а также на бюджете самой покупки. На практике существует мало систем, способных отыграть материал любого жанра, и стоят они немало. Мы же будем ориентироваться на среднебюджетные системы, стоимостью до 1500 $, поэтому претендовать на универсальность сможем с натяжкой.

Идеальным считается прослушивание в безэховой камере, лишенной призвуков и резонанса. На практике такое встретить маловероятно, поэтому слушатель должен быть готов к тому, что звучание одних и тех же компонентов будет разительно отличаться, например, при прослушивании на стенде и в машине. Машина, если это не дырявая насквозь «копейка», является подобием акустически замкнутого пространства, поэтому ей присущи определенные нюансы передачи звукового тракта. Но об этом поговорим позже.

Стоит упомянуть также, что наиболее ушлые продавцы частенько набивают стенды акустическим синтепоном, при этом даже дешевый динамик начинает играть более красочно. Еще одна уловка – подключение магнитолы к динамикам через высоковольтные входы усилителя. При этом продавцы демонстрируют покупателю свободные линейные выходы, и уверяют его, что магнитола подключена напрямую, без усилителя. Не верьте. Реальная мощность встроенного усилителя магнитолы редко превышает 20 Вт, этого не достаточно для создания мощного, качественного звучания.

[admitadGoods img_size=’item-img-thumbnail-medium’ img_pos=’img-pull-left’ txt_align=’cpa-text-left’ id=’10171′]

Главным в выборе компонентов остается так называемая «сыгранность». Т.е. головное устройство одной фирмы может великолепно сочетаться с акустикой и усилителями других фирм. Есть так называемые наработанные «связки», заранее обеспечивающие хороший результат звучания.

Я рекомендую прослушивание и выбор компонентов проводить как на стенде, так уже и в готовых инсталляциях, с учетом собственных музыкальных предпочтений. Только так Вы можете услышать различные нюнасы звучания компонентов.

К выбору компонентов надо подходить не менее основательно, чем к их прослушиванию. Кроме фирменных черт звучания того или иного бренда, существует масса других критериев, по которым следует отбирать ту или иную аппаратуру. Кроме банальных габаритных размеров, желательно обратить внимание на наличие как минимум двух пар линейных выходов, наличия диммера, а также на внешний вид самого аппарата, его сочетание с общим дизайном салона и приборной панели. Я осознанно не перечисляю особенности звучания тех или иных головных устройств, акустики и усилителей, т.к. восприятие звукового тракта у каждого человека индивидуально и, следовательно, моё мнение не может претендовать на объективность.

Следующий вопрос – наличие декодеров MP3 и WMA. Основным преимуществом этих форматов является сжатость музыкальных композиций, исходя из этого, на обычный диск удается записать в 8-10 раз больше композиций. Основной недостаток прослушивания музыки в данном формате – при сжатии с любым, пусть даже самым высоким битрейтом, композиции теряют в качестве. Полоса частот при этом сильно урезается и на выходе слушатель получает сильно измененную композицию. Чтобы услышать разницу, достаточно просто сравнить качество звучания музыкального произведения при воспроизведении компакт-диска и радио. Как известно, все радиостанции FM-диапазона, кроме частоты 100.9, осуществляют вещание в формате MP3.

Выбору акустики надо уделять не меньшее, если не большее внимание. Кроме музыкальных предпочтений, при её выборе надо определиться как с размером покупаемой акустики, так и с местом её установки. В настоящее время наиболее популярной является установка акустики в подиумы на двери, все большую популярность набирает установка в напольные ящики под сидения. При установке в двери главным плюсом является относительная простота данной инсталляции. При установке в ящики, слушатель получает более сильный фронтальный бас, однако расчет и изготовление ящика – довольно-таки трудоемкое дело. По этому при выборе акустики, будем априори ориентироваться на то, что она будет играть во “freeair” – т.е. в открытом пространстве, каким, по сути, и является дверь. Не меньшую роль при покупке играет типоразмер и установочная глубина акустики – нередко бывает, что дверь, её внутреннюю начинку и обшивку приходится долго и мучительно подгонять под купленные компоненты.

Мои рекомендации при выборе акустики – хорошие 2-компонентные динамики, известного бренда. Выбор сабвуфера осуществляется по тем же критериям, наиболее значимые из которых – особенность звучания, диаметр и установочная глубина.

Усилитель – неотъемлемое звено любой, грамотно построенной системы. В продаже имеется большое количество усилителей, поэтому приведу основные критерии, по которым его следует выбирать:

1. Цена за канал не должна быть ниже 45-50$

2. Желательно наличие развитых ребер охлаждения на лицевой панели (радиатора) и/или встроенного вентилятора.

3. Желательно наличие плавной регулировки ФНЧ и ФВЧ, регулировки фазы, дистанционной регулировки уровня баса.

4. Габаритные размеры усилителя.

[admitadGoods img_size=’item-img-thumbnail-medium’ img_pos=’img-pull-left’ txt_align=’cpa-text-left’ id=’10174′]Выбирать усилитель следует только среди продукции именитых фирм-производителей. Такие, как правило, сделаны из более качественных комплектующих, имеют защиту от перегрузки и перегрева, обеспечивают более качественное звучание. Также стоит обратить внимание на упоминавшиеся ранее «связки», т.к. зачастую грамотно подобранным усилителем и акустикой удается исправить огрехи звучания головного устройства.

Не менее важную роль играют и провода, которыми Вы собираетесь подключать компоненты Вашей системы. Они подразделяются на силовые, акустические и межблочные. Силовые провода обеспечивают питанием головное устройство и усилитель. Сечение силового провода должно быть приблизительно 4 Ga, акустического – 8 Ga, однако это не является стандартом, а скорее зависит от предполагаемой номинальной мощности инсталлируемой системы. Межблочные провода продаются стандартного сечение, различаются лишь длиной и наличием/отсутствием управляющего провода. Бытует мнение, что дорогие провода лучше передают те или иные фрагменты музыкального тракта. Это актуально только для проводов высшей ценовой категории, которую мы по понятным причинам рассматривать не будем. Хорошо зарекомендовали себя провода Daxx, Stinger, Belsis.

Многие добавляют в свою систему конденсатор. При выборе конденсатора нужно учитывать, что на 500 Вт номинальной мощности системы, достаточно конденсатора емкостью 0,5 Ф. Ориентироваться лучше на модели с автоматикой, для того чтобы избежать проблем при подключении. В принципе, конденсатор в систему устанавливают для того, чтобы избежать просаживания баса при пиковых нагрузках, когда энергии аккумулятора и генератора становится недостаточно. Я лично такого не встречал и явных преимуществ использования конденсатора в системе не заметил.

Перед приобретением компонентов необходимо выбрать схему, по которой вы будете осуществлять установку выбранных компонентов. Приведу наиболее распространенные схемы:

1. Головное устройство – фронт – сабвуфер – 4-канальный усилитель на фронт и сабвуфер. Это классическая схема подключения, по которой осуществляется приблизительно 80% всех инсталляций. В её основе лежит бюджетность, простота настройки и установки. Немаловажен и тот факт, что такая инсталляция экономит место в автомобиле за счет компактности расположения компонентов. Особенностью звучания является невысокая мощность системы. Однако качество звучания при этом теряет несильно, и на слух неискушенного меломана абсолютно незаметно.

2. Головное устройство – фронт – тыл – сабвуфер – 5-канальный усилитель на фронт, тыл и сабвуфер. В основе этой схемы подключения, лежит описанная выше, сохраняя её достоинства и недостатки. Сюда добавлена подзвучка тыла, на отсутствие которой часто жалуются пассажиры, сидящие сзади. Отмечу, что в настройке такая система сложнее, чем первая и не всегда удается добиться желаемого результата. Я не рекомендую такую установку для легковых машин малого и среднего (бизнес) классов.

3. Головное устройство – фронт – сабвуфер – 2-канальный усилитель на фронт – 2-канальный усилитель на сабвуфер. Данная схема подойдет любителям мощного, напористого баса. Включив мостом на сабвуфер двухканальный усилитель, мы получим заведомо большую мощность, чем в вышеописанных вариантах.

4. Головное устройство – фронт – сабвуфер – 4-канальный усилитель на фронт – 2-канальный усилитель на сабвуфер. В данной ценовой категории эта схема будет стоять на вершине, как по стоимости, так и по качеству звучания. Она позволит отказаться от кроссоверов, входящих в комплект фронтальной акустики и использовать кроссоверы внешнего усилителя. Т.е. осуществить так называемое поканальное усиление. Это заметно отразится на качестве и мощности звучания системы.

После того, как выбранные компоненты приобретены, перед установкой их в машину, следует произвести её шумовиброизоляцию.

2. Шумовиброизоляция.

Не секрет, что со временем многие детали интерьера автомобиля разбалтываются и начинают жить своей собственной жизнью. Если установить музыку в машину, не произведя перед этим комплекс шумовиброизоляционных работ, очень скоро обивка дверей, приборная панель и вообще, все элементы интерьера, начнут привносить в музыкальный тракт посторонние призвуки. Причиной этого будет являться увеличившееся звуковое давление, особенно в области низких частот. Для избежания этого, существуют определеные материалы, как российского, так и зарубежного производства. Лично мне больше подходит по соотношению цена/качество продукция ивановской фирмы «Стандартпласт».

Нам понадобится два вида материалов: «Вибропласт» – для виброизоляции и «Визомат» – для шумоизоляции. Толщину материалов выбираем исходя из конструктивных особенностей дверей. Проклейку можно проводить при температуре окружающей среды +15, либо при использовании строительного фена. Разбираем дверь. На внутреннюю поверхность внешней панели двери наклеиваем вибропласт, кусками приблизительно по 15х30 см. Швы располагаем встык. Тяги кнопки блокировки, открывания двери, можно заглушить, надев на них разрезанную вдоль трубочку форсунок стеклоомывателя. После того, как вся внутренняя поверхность проклеена, сверху кладет слой визомата. Швы также располагаем встык.

После этого, приступаем к проклейке части двери, расположенной непосредственно под обшивкой. Заклеиваем вибропластом все технологические отверстия, при этом тяги открытия дверей должны перемещаться свободно. Визомат сверху наклеивать не надо. Затем приступаем к проклейке внутренней части обивки двери. Наклеиваем визомат, швы располагаем встык. Собираем дверь в обратной последовательности.

Аналогично проклеиваем вторую дверь, крышу, багажное отделение, пол. Собираем весь салон и наслаждаемся заметной тишиной.

3. Установка музыкальных компонентов.

Установка системы сводится к установке головного устройства в штатное место, изготовлении подиумов под динамики, размещении сабвуфера и усилителя.

Установка обычно начинается с прокладки силовых проводов из подкапотного пространства в салон. Подобрав по таблице сечение провода, соответствующее суммарной мощности усилителя и головного устройства, тянем плюсовой и минусовой провод от аккумулятора в салон, сквозь технологические отверстия в моторном щите. Провода, проходя через металл, должны быть одеты в кусочек пластиковой или резиновой трубки, во избежание короткого замыкания на массу. Плюсовой провод должен быть подключен через колбу с предохранителем, по номиналу соответствующему предохранителю на усилителе, сама колба должна располагаться на расстоянии не далее 30 см от аккумулятора.

Проведя силовые провода в салон, через распределитель питания пускаем их на головное устройство и усилитель. Припаиваем силовые провода к жгуту проводки головного устройства, плюсовой провод пускаем через вилочный предохранитель, место спайки защищаем термоусадочным кембриком. Подсоединяем колодку к головному устройству, межблочные кабели к линейным выходам головного устройства и устанавливаем его в штатное место согласно прилагаемой инструкции. Обжимаем клеммами концы силового провода, идущие к усилителю.

Приступаем к изготовлению подиумов. В интернете приведено множество способов самостоятельного изготовления подиумов. Лично я делаю так:

Из фанеры, толщиной 10-12 мм выпиливаю основание будущего подиума, которое потом будет жестко прикреплено к обшивке дверей или к металлу двери сквозь обшивку. Затем изготавливаю установочное кольцо, внутренний диаметр которого равен диаметру резинового подвеса динамика. Закрепляю проставочное кольцо на основании таким образом, чтобы ось, проходящая через центр полученной конструкции, была направлена на противоположного слушателя. Заливаю полученную конструкцию монтажной пеной, жду её полного высыхания. Затем ножом и наждачной бумагой придаю заготовке требуемую форму. Для придания крепости, получившуюся деталь сверху обклеиваю стеклотканью, пропитанной эпоксидным клеем. После высыхания неровности выравниваю шпатлевкой со стеклотканью, зашкуриваю до получения гладкой поверхности.

Дальнейшая отделка – дело вкуса и соответствия общей стилистике оформления салона. Полученную заготовку можно покрасить, обклеить карпетом или винилом. Для обклеивания карпетом или винилом, удобно использовать специальный клей, выпускаемый в аэрозольных баллончиках. Очень удобен в работе клей фирмы “Permatex”. Клей тонким слоем наносим на обе поверхности, ждем минуту и плотно прижимая материал к заготовке, клеим его, раскатывая неровности и воздушные пузыри обойным валиком.

Жестко закрепляем полученный подиум на двери, аналогично делаем другой подиум. Устанавливаем мидбасовые динамики в подиумы, пропускаем провода в двери. Если в двери и стойке нет соединительных резиновых муфт, сверлим два отверстия, причем отверстие в стойке располагаем выше. В отверстия закрепляем специальные резиновые муфты, сквозь них пропускаем провода.

Начинаем установку высокочастотных динамиков. Высокочастотные динамики вкупе с мидбасовыми формирую так называемую «звуковую сцену». Располагаем их на облицовке стоек ветрового стекла, примерно на уровне глаз, с разворотом в центр лобового стекла. Таким образом, мы заставляем динамики играть на отражение, формируя ширину и высоту звуковой сцены. Иными словами левый высокочастотник играет на правое пассажирское сидение, левый – на водительское. Изготавливаем подиумы для высокочастотников по технологии, аналогичной изготовлению подиумов для мидбасовых динамиков. Подсоединяем акустические провода.

[admitadGoods img_size=’item-img-thumbnail-medium’ img_pos=’img-pull-left’ txt_align=’cpa-text-left’ id=’10182′]

[admitadGoods img_size=’item-img-thumbnail-medium’ img_pos=’img-pull-left’ txt_align=’cpa-text-left’ id=’10180′]

[admitadGoods img_size=’item-img-thumbnail-medium’ img_pos=’img-pull-left’ txt_align=’cpa-text-left’ id=’10176′]Начинаем вести к усилителю акустические, межблочные и силовые провода. Силовые провода должны быть проложены отдельно от акустических и межблочных. Допускается их взаимное пересечение под углом в 90 градусов. Желательно вообще каждую группу проводов проложить отдельно, в том числе и от штатной проводки автомобиля.

Подсоединяем провода к усилителю, подключаем сабвуфер. Если сабвуфер предполагается использовать в корпусе, и он был куплен вместе с готовым корпусом, то для машин с кузовом «седан» разворачиваем сабвуфер динамиком к спинке заднего сидения, а для машин с кузовами «хетчбек» и «универсал» – в сторону пятой двери. Если была куплена отдельно сабвуферная головка и планируется самостоятельное изготовление корпуса, то важно знать, что корпуса для сабвуферов бывают двух типов: «стеллс» – корпус, повторяющий очертания багажного отсека, обычно встраиваемый в нишу, и «ящик» – корпус произвольной формы, формой напоминающий куб или трапецию. Размеры ящиков, их внутренний объем рассчитываются в специальной программе JBL Speakershop, доступной к скачиванию в сети Интернет. В ней же можно рассчитать длину и диаметр порта, если предполагается изготовление фазоинверторного корпуса. Корпус «стеллс» изготавливается по той же технологии, что и подиумы для фронтальных динамиков, исключение составляют продольные ребра жесткости, служащие для усиления конструкции. Корпус «ящик» изготавливается из двух слоев 10 мм фанеры, скрепленной между собой. Стенки ящика собираются на саморезах с шагом 5 см, внутренние швы промазываются силиконовым герметиком. Если внутренний объем сделанного корпуса отличается от необходимого, то его можно уменьшить, положив внутрь куски пенопласта необходимого объема, или увеличить, засунув внутрь распушенный акустический синтепон из расчета 10-15 гр на литр объема. Получившийся корпус, аналогично подиумам для фронтальной акустики, можно обклеить карпетом или винилом с помощью специального аэрозольного клея.

Подсоединив все провода, убедившись в правильности их подключения, включаем головное устройство и приступаем к настройке инсталлированной системы.

4. Настройка системы.

После подключения, инсталлированную систему необходимо грамотно настроить. Под настройкой подразумевается установка на усилителе частот среза для акустики и сабвуфера, установка входящей и исходящей чувствительности, настройка звукового процессора (если такой имеется).

Априори будем считать, что фильтры в усилителе намного лучше, чем в головном устройстве, поэтому настройку будем проводить при выставленных на головном устройстве настройках в «0».

Шаг первый. Устанавливаем на усилителе фильтр для сабвуферного канала в положение «LPF». Частоту среза кроссовера устанавливаем в диапазоне 50-70 Гц.

Шаг второй. Устанавливаем на усилителе фильтр для фронтального канала в положение «HPF». Частоту среза кроссовера устанавливаем в диапазоне 70-90 Гц.

На этом настройки фильтров при использовании пассивного деления, т.е. при участии кроссоверов, входящих в комплект, закончены. Если на фронт использовано поканальное усиление, то отдельно производим настройку высокочастотных динамиков. Устанавливаем на усилителе фильтр канала высокочастотников в положение «HPF», а частоту среза кроссовера устанавливаем приблизительно на 2,5 кГц.

Шаг третий. Настройку чувствительности производим следующим образом: на усилителе ставим настройку в «0», на головном устройстве увеличиваем громкость до максимального значения. Затем поворачиваем регулятор чувствительности на усилителе в сторону увеличения, до появления заметных искажений в звучании системы. Немного убавляем – чувствительность настроена.

Садимся в машину, слушаем. Если при включении магнитолы в сабвуфере раздаются щелчки, а в динамиках треск – значит, имеют место наводки. Смотрим, как проложены все провода, при необходимости прокладываем их в другом месте. Если бас локализован сзади, т.е. привязан к сабвуферу, то подключаем сабвуфер в противофазе. Для этого, если на усилителе имеется плавная регулировка фазы, поворачиваем регулятор на 180 градусов. Если таковой нет – меняем местами «+» и «-» провода подключения сабвуфера на его колодке.

Если что-то не устраивает, указанные диапазоны регулировок можно немножко подкорректировать с учетом личных предпочтений.

Если в инсталлированной системе имеется звуковой процессор (отдельное устройство или встроенный в головное устройство), приступаем к его настройке. Настройка будет сводится к регулированию временных задержек для каждого канала (особенно актуально при поканальном усилении фронтальной акустики, однако имеет смысл и при пассивном делении).

Рассмотрим на примере, для чего это надо. Водитель сидит в машине слева от центральной осевой линии. Соответственно звук левого канала до него доходит быстрее чем от правого. Исправить данную ситуацию можно лишь задав временную задержку левому каналу, таким образом, давая время сигналу правого канала дойти до слушателя. При правильно проведенной настройке, звук должен исходить из центральной части приборной панели на уровне лобового стекла.

Таким же образом можно «вытянуть бас на себя». Если способ устранения локализации баса, описанный выше, не справился с ней, то устранить локализацию можно, задав одинаковые задержки левому и правому каналу фронтальной акустики. Таким образом, сигнал будет приходить на них позже, соответственно бас потеряет привязку к задней части автомобиля.

На этом настройки инсталированой системы закончены. Приятного прослушивания.

www.oavto.ru

— Музыка в машине. Дешево и сердито.

Автомобилей появляется все больше, и уже каждый из нас имеет четырехколесного друга или задумывается о его приобретении. Молодым людям, которые находятся только в начале своего карьерного пути,  достаются автомобильчики поддержанные или бюджетные, со старыми кассетными или CD-магнитолами или вообще без них. При всеобщей избалованности  музыкальным разнообразием Интернета, вполне понятно, что никто не собирается мириться с тишиной в машине.

Так что же делать, если неохота тратиться на дорогое аудио-оборудование или идти в авто-салон,  и оборудовать свою машину колонками и магнитолой?

1. Портативные колонки

Самый бюджетный и легкий способ доставить музыку в вашу машину. Сам воспользовался им после того, как мне досталась моя первая машина без магнитолы,  и передвигаться в ней на большие расстояния было весьма и весьма скучно. Способ хорош тем, что не требует всяких технических знаний. Вы просто берете свой телефон или плеер и подсоединяете ее к одной или нескольким портативным колонкам, которые в свою очередь,  как правило,  имеют подзарядку через USB-порт.

Таким образом, озаботившись еще и зарядным устройством от прикуривателя – вы существенно продлите время прослушивания. Всю легкость бытия в данном случае подпортит качество звучания, которое даже при условии, что вы купите не самые дешевые портативные колонки, останется весьма и весьма низким, к тому же,  при прослушивании тяжелых композиций будет начисто сжирать басы.

  • Цена: от 250 руб
  • Качество звучания: минимум

2. FM-трансмиттер

Весьма полезный девайс,  который при втыкании в прикуриватель  обеспечит вам в машине как музыку с телефона или флешки,  так и даст возможность прослушивать радио.  Представляет весьма средних размеров приборчик, и удобен тем, что вы можете прицепить к нему практически любого размера флешку с музыкой, которую заблаговременно накачали дома. А совместив это чудо техники с таким девайсом,  как разветвитель прикуривателя и подсоединив таким же образом зарядку для телефона – вы получите аппарат, который снабдит вас музыкой на многие и многие километры пути.

Качество звучания при этом будет получше,  чем у портативных колонок, особенно при проигрывании радиочастот. Добавлю, что тем товарищам, которые все- таки соорудят неубиваемую версию девайса из разветвителя прикуривателя и зарядки, придется мириться с габаритами и тем фактом, что при переключении скоростей надо будет стараться все это не задеть, ведь чаще всего прикуриватель расположен рядом с КПП.

  • Цена: от 1000 руб
  • Качество звучания: среднее

3. Портативный Интернет-радиоприемник

Если вы подумали, что я вас отсылаю назад в 20 век, где за музыку в вашем авто будет отвечать пыхтящая мыльница с выдвижной антенной, которую мы так часто видим у дачников и провинциальных таксистов, то вы ошибаетесь. Современный, стильный девайс, который будет ловить большинство интернет-радио каналов – вот наш ответ тишине в машине. Как правило,  он снабжает весьма неплохой акустикой и выдает вполне приемлемое чистое звучание, так что даже самые притязательные меломаны останутся довольны.

Не секрет, что сейчас количество радиостанций в интернете перевалило за стотысячную отметку, и при таком многообразии выбрать музыку вам будет достаточно легко. Единственная ложка дегтя – наличие сети, которую можно обеспечить либо хорошим сигналом общественного wi-fi, либо используя трнаслятор wi-fi сигнала у себя в телефоне,  что, к сожалению,  негативно отразится на балансе вашего счета.

  • Цена: от 3000
  • Качество звучания: высокое

xage.ru