Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Как собрать своими руками зарядное устройство


Самодельные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов: простая схема :: SYL.ru

Каждому водителю интересны самодельные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, так как промышленные образцы имеют довольно высокую стоимость. А сделать самому такое устройство можно довольно быстро, причем из подручных материалов, которые имеются практически у каждого. Из статьи вы узнаете, как самостоятельно изготовить зарядные устройства с минимальными затратами. Рассмотрены будут две конструкции – с автоматической регулировкой тока заряда и без нее.

Основа зарядчика – трансформатор

В любом зарядчике вы найдете основной компонент – трансформатор. Стоит заметить, что есть схемы устройств, построенных по бестрансформаторной схеме. Но они являются опасными, так как нет защиты от сетевого напряжения. Следовательно, во время изготовления можно получить удар электрическим током. Намного эффективнее и проще оказываются трансформаторные схемы, в них имеется гальваническая развязка от сетевого напряжения. Для изготовления зарядного устройства вам потребуется мощный трансформатор. Его можно найти, разобрав непригодную микроволновую печку. Впрочем, запчасти от этого электроприбора можно использовать, чтобы сделать зарядное устройство для аккумулятора своими руками.

В старых ламповых телевизорах применялись трансформаторы ТС-270, ТС-160. Эти модели прекрасно подойдут для конструирования зарядчика. Их использовать оказывается даже эффективнее, так как на них уже имеются две обмотки по 6,3 вольт. Причем с них можно собрать ток до 7,5 ампер. А при зарядке автомобильного аккумулятора необходим ток, равный 1/10 от емкости. Следовательно, при емкости батареи 60 а*ч вам необходимо заряжать ее силой тока 6 ампер. Но если нет обмоток, удовлетворяющих условию, потребуется ее сделать. А теперь о том, как изготовить самодельное зарядное устройство для автомобиля как можно быстрее.

Перемотка трансформатора

Итак, если вы решили использовать преобразователь от микроволновой печи, то нужно убрать вторичную обмотку. Причина кроется в том, что на трансформаторы эти повышающие, они преобразуют напряжение до значения около 2000 вольт. Магнетрону необходимо питание в 4000 вольт, поэтому используется схема удвоения. Вам же такие значения не потребуются, поэтому безжалостно избавляйтесь от вторичной обмотки. Вместо нее наматываете провод с сечением 2 кв. мм. Но вы же не знаете, какое количество витков необходимо? Это нужно выяснить, воспользоваться можно несколькими способами. И это нужно обязательно делать, когда изготавливается зарядное устройство для аккумулятора своими руками.

Самый простой и надежный – это экспериментальный. Производите намотку десяти витков провода, который будете использовать. Зачищаете его края и включаете в сеть трансформатор. Производите замер напряжения на вторичной обмотке. Допустим, эти десять витков выдают 2 В. Следовательно, с одного витка собирается 0,2 В (десятая часть). Вам необходимо не менее 12 В, а лучше, если на выходе будет значение, близкое к 13. Один вольт дадут пять витков, теперь нужно 5*12=60. Искомое значение – 60 витков провода. Второй способ более сложный, придется считать сечение магнитопровода трансформатора, нужно знать число витков первичной обмотки.

Выпрямительный блок

Можно сказать, что самые простые самодельные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов состоят из двух узлов – преобразователя напряжения и выпрямителя. Если не желаете тратить много времени на сборку, то можно использовать однополупериодную схему. Но если решили собрать зарядчик, что называется, на совесть, то лучше воспользоваться мостовой. Желательно выбирать диоды, обратный ток которых 10 ампер и выше. Они, как правило, имеют металлический корпус и крепление с гайкой. Стоит также отметить, что каждый полупроводниковый диод следует устанавливать на отдельный радиатор, чтобы улучшить охлаждение его корпуса.

Небольшая модернизация

Впрочем, на этом можете остановиться, простое самодельное зарядное устройство готово к использованию. Но его можно дополнить измерительными приборами. Собрав в едином корпусе все компоненты, надежно закрепив их на своих местах, можно заняться и дизайном лицевой панели. На ней можно расположить два прибора – амперметр и вольтметр. С их помощью вы сможете производить контроль напряжения и тока зарядки. Если есть желание, то установите светодиод или лампу накаливания, которую подключите к выходу выпрямителя. С помощью такой лампы вы будете видеть, включен ли зарядчик в сеть. При необходимости дополните малогабаритным выключателем.

Автоматическая регулировка тока зарядки

Неплохие результаты показывают самодельные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов, имеющие функцию автоматической регулировки тока. Несмотря на кажущуюся сложность, эти устройства очень просты. Правда, потребуются некоторые компоненты. В схеме используются стабилизаторы тока, например LM317, а также его аналоги. Стоит отметить, что этот стабилизатор заслужил доверие у радиолюбителей. Он безотказный и долговечный, характеристики у него превосходят отечественные аналоги.

Кроме него, также потребуется регулируемый стабилитрон, например TL431. Все микросхемы и стабилизаторы, используемые в конструкции, необходимо монтировать на отдельные радиаторы. Принцип работы LM317 заключается в том, что «лишнее» напряжение преобразуется в тепло. Следовательно, если у вас с выхода выпрямителя идет не 12 В, а 15 В, то «лишние» 3 В будут уходить в радиатор. Многие самодельные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов делаются без соблюдения строгих требований к внешней оболочке, но лучше, если они будут заключены в алюминиевый корпус.

Заключение

В завершении статьи хотелось бы отметить, что такое устройство, как автомобильный зарядчик, нуждается в качественном охлаждении. Поэтому следует предусмотреть установку кулеров. Использовать лучше всего те, которые монтируются в компьютерных блоках питания. Только обратите внимание на то, что им необходимо питание 5 вольт, а не 12. Поэтому придется дополнять схему, внедрять в нее стабилизатор напряжения на 5 вольт. Еще много можно говорить про зарядные устройства. Схема автозарядчика проста для повторения, а устройство будет полезно в любом гараже.

www.syl.ru

Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

 

Что бы зарядить аккумулятор нужно напряжение превышающего его номинальное на 2 вольта, а значение тока в 10 раз меньше емкости заряжаемой АКБ, к примеру имея АКБ 12 В 55 Ач  нам потребуется зарядное устройство с напряжением на выходе 14 В и током зарядки не более 5,5 А.

Ток зарядки можно уменьшать тем самым получить более плотный заряд, но не желательно увеличивать, так как это сократит срок работы нашего АКБ. Величина тока влияет на скорость заряда аккумулятора, чем ниже тем медленней, существуют даже разрядно-зарядно восстановительные циклы АКБ, о которых нам рассказывал преподаватель на лекции. Когда заряженный АКБ разряжают слабой нагрузкой, к примеру 20 ватной лампочкой, и заряжают малым током в 50 раз меньше номинального, весь процесс этот долгий но так можно восстановить емкость АКБ естественно не во всех случаях.

И так, перейдем от теории к практике.

Простейшее зарядное устройство состоит из:

  • трансформатора для понижения напряжения,
  • диодного моста для выпрямления тока,
  • пару метров проводов для соединения,
  • штепсель для розетки,
  • крокодильчиков для удобного зажатия клемм АКБ,
  • светодиода и корпуса для сборки ЗУ.

Можно так же установить в корпус амперметр и вольтметр, сделать регулятор тока, установив мощный резистор, либо регулятор на транзисторной схеме.

Диодный мост

 

Выбираем любой понижающий трансформатор (в моем случае это трансформатор от старого телевизора ТС-27) с выходным напряжением 16 вольт  и током, зависящем от тока зарядки аккумулятора, к примеру 5,5 ампер (если на трансформаторе указана мощность, то что бы найти ток вспоминаем закон Ома и делим мощность на выходное напряжение, 88 Вт должно быть у трансформатора чтобы получить ток  5,5 А при напряжении 16 В )  так как при нагрузке трансформатора теряется напряжение, а так же на выходе с диодного моста теряется 1 вольт, то на выходе мы получаем 14 В и 5,5 А.

Припаиваем высоковольтную обмотку трансформатора к проводу со штепселем, а в разрыв одного провода подключаем выключатель. Если на трансформаторе не обозначены обмотки, то высоковольтная должна иметь большее сопротивление и меньшее сечение (толщину) обмотки, низковольтная наоборот.

Трансформатор

 

Диодный мост выбирается в зависимости от трансформатора , его тока и напряжения. Естественно диодный мост должен быть выше этих показателей, к примеру диодный с характеристиками: 25 В  10 А , вполне хватит для нашего ЗУ.

Припаиваем провода от трансформатора (низковольтной обмотки 16 В)  к диодному мосту, к тем выводам, где обозначено переменное напряжение, к оставшимся двум + и — припаиваем провода с крокодильчиками которые пойдут к аккумулятору естественно + диодного моста будет +.АКБ, — диодного моста — АКБ.

Вместо диодного моста можно использовать 4 диода которые нужно спаять по схеме. Так же размещаем в корпусе светодиод, который будет показывать правильную полярность подключения АКБ и будет служить индикатором включения, если мы перепутаем клеммы АКБ наоборот на выключенном из сети ЗУ, диод не загорится, подключим АКБ правильно светодиод загорится.

Светодиод припаиваем к + и — диодного моста через резистор 470 Ом.

Диодный мост PBL 405

 

Так как собирал из подручных материалов,то не нашел ничего мощнее чем диодный мост PBL405 

 

Зарядной устройство в разборе

 

Теперь монтируем все в корпус и готово. Мне попался в руки корпус от блока питания ПК, я все разместил в нем. Заряжаю аккумулятор 62 А вполне хватает 20 минут заряда, что бы завести авто, по замерам ток зарядки в начале заряда 2,5 А, после ток падает по мере заряда АКБ.

 

Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

На данном фото пробный вариант зарядки после подключил нормальные провода и крокодильчики, а после убрал регулятор из схемы так как сгорел транзистор, не стал заморачиваться менять просто убрал. Как говорится надежность кроется в простоте.

Спасибо за внимание и удачи.

 

 

 

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

samodelkityt.ru

Простое универсальное автоматическое зарядное устройство

Я постарался вставить в заголовок этой статьи все плюсы данной схемы, которою мы будем рассматривать и естественно у меня это не совсем получилось. Так что давайте теперь рассмотрим все достоинства по порядку.Главным достоинством зарядного устройство является то, что оно полностью автоматическое. Схема контролирует и стабилизирует нужный ток зарядки аккумулятора, контролирует напряжение аккумуляторной батареи и как оно достигнет нужного уровня – убавит ток до нуля.

Какие аккумуляторные батареи можно заряжать?

Практически все: литий-ионные, никель-кадмиевые, свинцовые и другие. Масштабы применения ограничиваются только током заряда и напряжением.Для всех бытовых нужд этого будет достаточно. К примеру, если у вас сломался встроенный контроллер заряда, то можно его заменить этой схемой. Аккумуляторные шуруповерты, пылесосы, фонари и другие устройства возможно заряжать этим автоматическим зарядным устройством, даже автомобильные и мотоциклетные батареи.

Где ещё можно применить схему?

Помимо зарядного устройства можно применить данную схему как контроллер зарядки для альтернативных источников энергии, таких как солнечная батарея.Также схему можно использовать как регулируемый источник питания для лабораторных целей с защитой короткого замыкания.

Основные достоинства:

  • - Простота: схема содержит всего 4 довольно распространённых компонента.
  • - Полная автономность: контроль тока и напряжения.
  • - Микросхемы LM317 имеют встроенную защиту от короткого замыкания и перегрева.
  • - Небольшие габариты конечного устройства.
  • - Большой диапазон рабочего напряжения 1,2-37 В.

Недостатки:

  • - Ток зарядки до 1,5 А. Это скорей всего не недостаток, а характеристика, но я определю данный параметр сюда.
  • - При токе больше 0,5 А требует установки на радиатор. Также следует учитывать разницу между входным и выходным напряжением. Чем эта разница будет больше, тем сильнее будут греться микросхемы.

Схема автоматического зарядного устройства

На схеме не показан источник питания, а только блок регулировки. Источником питания может служить трансформатор с выпрямительным мостом, блок питания от ноутбука (19 В), блок питания от телефона (5 В). Все зависит от того какие цели вы преследуете.Схему можно поделать на две части, каждая из них функционирует отдельно. На первой LM317 собран стабилизатор тока. Резистор для стабилизации рассчитывается просто: «1,25 / 1 = 1,25 Ом», где 1,25 – константа которая всегда одна для всех и «1» - это нужный вам ток стабилизации. Рассчитываем, затем выбираем ближайший из линейки резистор. Чем выше ток, тем больше мощность резистора нужно брать. Для тока от 1 А – минимум 5 Вт.Вторая половина — это стабилизатор напряжения. Тут все просто, переменным резистором выставляете напряжение заряженного аккумулятора. К примеру, у автомобильных батарей оно где-то равно 14,2-14,4. Для настройки подключаем на вход нагрузочный резистор 1 кОм и измеряем мультиметром напряжение. Выставляем подстрочным резистором нужное напряжение и все. Как только батарея зарядится и напряжение достигнет выставленного – микросхема уменьшит ток до нуля, и зарядка прекратиться.Я лично использовал такое устройство для зарядки литий-ионных аккумуляторов. Ни для кого не секрет, что их нужно заряжать правильно и если допустить ошибку, то они могут даже взорваться. Это ЗУ справляется со всеми задачами.Чтобы контролировать наличие заряда можно воспользоваться схемой, описанной в этой статье - Индикатор наличия тока.Есть ещё схема включения этой микросхемы в одно: и стабилизация тока и напряжения. Но в таком варианте наблюдается не совсем линейная работа, но в некоторых случаях может и сгодиться.Информативное видео, только не на русском, но формулы расчета понять можно.

sdelaysam-svoimirukami.ru