Калильное зажигание и самовоспламенениеПричины, признаки и выбор свечей. Калильное зажигание это


Причины, признаки и выбор свечей – Основные средства

А.Дмитриевский, к.т.н., ГНЦ РФ НАМИ

В предыдущем номере нашего журнала было дано описание признаков и причин появления детонации. Но наиболее опасным аномальным процессом сгорания является калильное зажигание, возникающее еще до появления искры от перегретого источника воспламенения. Так начинается неуправляемый процесс сгорания. Преждевременное воспламенение приводит к увеличению давления и температуры в цилиндре. Из-за этого воспламенение в следующих циклах начинается все раньше и раньше и так до тех пор, пока что-то не выйдет из строя. В лучшем случае сгорит электрод свечи или расколется изолятор (при этом на короткий промежуток времени может появиться стук в двигателе, затем поршень раздробит осколок изолятора и стук прекратится). В худшем случае произойдет "задир" поршня или прогорит его днище (рис.1 и 2).

рис.1 «Задир» поршня рис.2 Прогорание днища поршня

Вероятность появления калильного зажигания, так же как и других видов аномального сгорания, зависит от химического состава бензина, наличия в нем ароматических углеводородов, его фактического октанового числа (ФОЧ), степени сжатия конкретного двигателя, угла опережения зажигания, температурного режима двигателя, температуры и состава рабочей смеси. В отличие от детонации калильное зажигание возникает при высокой частоте вращения (конечно при большой нагрузке) и сопровождается глухими стуками, которые даже опытный водитель обычно не слышит из-за общего высокого уровня шума при движении с высокими скоростями. При этом на 10–15% снижается мощность. По падению мощности установить появление калильного зажигания можно только при движении с полностью открытой дроссельной заслонкой (при подъеме, движении с максимальной скоростью, когда скорость автомобиля неожиданно уменьшается). Но при движении по ровной дороге установить начало калильного зажигания сразу не удается.

Зависимость температуры электрода свечи от мощности двигателя

К числу аномальных процессов сгорания в бензиновых двигателях относится и работа двигателя с самовоспламенением всего заряда рабочей смеси при выключении зажигании (процесс аналогичен дизельному). Его часто неправильно называют калильным зажиганием (калилкой). Из-за низкой частоты вращения коленчатого вала (100-200 об/мин) работа происходит с резкими рывками и стуками. Появление такого рода воспламенения может косвенно свидетельствовать об ухудшении теплоотдачи, например из-за чрезмерного отложения нагара в камере сгорания или повышенной склонности топлива к самовоспламенению. Для устранения этого явления большинство зарубежных карбюраторов и некоторые отечественные (ДААЗ-2103, 2106) снабжены специальными электромагнитными клапанами (Антидизель), отключающими подачу топлива через систему холостого хода при выключении зажигания. Большинство отечественных карбюраторов, таких как К-131, К-151 ( малотоннажные автомобили ГАЗ и УАЗ), ДААЗ-2105, 2107, 2108 и их модификации оснащены экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ) для отключения подачи смеси при торможении двигателем. При выключении зажигания клапан ЭПХХ также отключает подачу смеси, предотвращая работу двигателя с самовоспламенением. Если двигатель, оснащенный этой системой, все же работает с самовоспламенением, необходимо ее проверить (обычно заедает клапан ЭПХХ или бывает прорвана мембрана). В двигателях без клапана ЭПХХ или Антидизеля самовоспламенение иногда удается устранить путем регулирования карбюратора. Необходимо уменьшить частоту вращения на холостом ходу. За счет уменьшения количества подаваемой смеси ее температура и давление в цилиндре падают и самовоспламенения при работе на нормальном бензине не происходит.

Ну а теперь вернемся к калильному зажиганию. Чтобы предотвратить появление калильного зажигания, важно не допускать работы на топливе с октановым числом ниже рекомендованного инструкцией, систематически проверять, правильно ли установлено зажигание, устанавливать свечи, соответствующие только данному двигателю.

рис.3. Свеча с сгоревшим электродом рис.4. Свеча с треснутым изолятором

При слишком раннем зажигании во время разгона на низкой частоте работы двигателя появляется детонация, которую водитель хорошо слышит и переходит на понижающую передачу. Но это является одновременно предупреждением о низком качестве бензина, перегреве двигателя или неправильно установленном зажигании, что при высоких числах оборотов может привести к появлению калильного зажигания. Поэтому необходимо установить более позднее зажигание. Бывают случаи неожиданного перехода на слишком раннее зажигание, например, если отваливается контактная пластина у прерывателя, угол опережения зажигания увеличивается на 10–15 градусов, а двигатель может продолжать работать некоторое время, достаточное для сгорания свечи или прогара поршня.

Определение появления калильного зажигания в лабораторных условиях производится специальным прибором, фиксирующим изменение сопротивления искрового промежутка свечи за счет ионизации при воспламенении смеси еще до появления искры от катушки зажигания. Но в отличие от датчика детонации таких приборов в эксплуатации еще нет.

Одной из наиболее вероятных причин появления калильного зажигания является слишком высокая температура центрального электрода свечи или ее изолятора. Их температура зависит прежде всего от поверхности (длины) юбки изолятора - чем больше поверхность, тем "горячее" свеча. В двигателях с высокой литровой мощностью, особенно с турбонаддувом, а также в двигателях с воздушным охлаждением и в двухтактных двигателях приходится ставить более "холодные" свечи.

рис 5. Свеча соответствует двигателю рис.7. Двигатель требует ремонта (масло попадает в камеру сгорания)

Для надежной работы двигателя необходимо устанавливать свечи в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя двигателя. Но при эксплуатации автомобиля часто возникают ситуации, требующие квалифицированного подбора ее марки. Прежде всего – это желание поставить более надежные свечи специализированных зарубежных фирм. Второе – это вынужденная необходимость использовать время от времени бензин с пониженным против рекомендованного октановым числом. Наконец, нельзя не учитывать эксплуатационные условия, приводящие к работе двигателей длительное время на повышенных оборотах.

Причиной появления калильного зажигания может быть производственный разнобой в фактических степенях сжатия. Степень сжатия часто увеличивается в процессе капитального ремонта двигателей, например, при расточке цилиндров, при фрезеровании нижней плоскости головки цилиндров. Кроме того, за счет появления накипи в системе охлаждения повышается температурный режим поверхности камеры сгорания. Все это приводит к увеличению вероятности появления не только детонации, но и калильного зажигания. А следовательно, необходимо установить и более «холодные» свечи.

Как же разобраться во всем многообразии свечей, появившихся последнее время в продаже? Для выбора свечи следует воспользоваться каталогом ведущих фирм, в котором приводятся марки свечей для всех основных моделей автомобилей (включая и отечественные), мотоциклов, двигателей для сельхозтехники и даже для снегоходов и моторных лодок. Ну а если каталога нет, можно воспользоваться приведенной ниже таблицей 1 и расшифровкой обозначений свечей отечественного и зарубежного производства, приведенной в конце статьи.

рис 6. Свеча слишком холодная рис.8. Слишком горячая свеча

Основным параметром, характеризующим тепловой режим работы свечи, а, следовательно, и склонность к калильному зажиганию, является ее калильное число. Наиболее удобное обозначение калильного числа, которое раньше было принято большинством европейских фирм, по времени в секундах, после которого начинается калильное зажигание при испытании свечи на специальной одноцилиндровой установке. Чем больше калильное число, тем свеча "холоднее" и может устанавливаться на форсированные двигатели. Последние годы большинство фирм все запутало, перейдя на условные обозначения свечей. Калильное число отечественных свечей маркируется по среднему индикаторному давлению в цилиндре специальной установки, при котором начинается калильное зажигание (от 9 до 26 кгс/см2). Это число примерно в 10 раз меньше, чем старое обозначение в секундах.

Как проверить, соответствует ли поставленная свеча вашему двигателю? После пробега примерно 1000 километров, следует вывернуть свечи, пометив, из какого цилиндра каждая из них. Они много расскажут вам о состоянии двигателя. Когда изолятор светло-коричневый, бурый или светло-серый – значит калильное число выбрано правильно (рис.5). Черный матовый нагар на изоляторе и корпусе (рис.6) – признак работы на переобогащенной смеси или калильное число свечи слишком высокое. В этом случае необходимо проверить регулировку карбюратора или системы впрыска (например по газоанализатору). Если с регулировкой все в порядке – вашему двигателю требуется более «горячая» свеча. Блестящий маслянистый черный нагар (рис.7) свидетельствует о попадании в цилиндр смазки через поршневые кольца, направляющие втулки впускного клапана или систему вентиляции картера. Увы! Двигателю необходим ремонт. Изолятор снежно-белой окраски (рис.8) – признак работы свечи на предельно допустимом тепловом режиме. Причина: слишком раннее зажигание, очень горячая свеча или переобеднение смеси. Проверьте регулировки системы питания, характеристики автомата опережения зажигания и, если они в норме, подберите более холодную свечу.

Таблица 1 Момент затяжки свечей Диаметр резьбы Материал головки   Чугун Алюминий мм Нм кгсм фунт•сила•фут Нм кгсм фунт•сила•фут
18 35-45 3,5-4,5 25,3-32,5 25-35 2,0-3,5 14,5-25,3
14 25-35 2,5-3,5 18,0-25,3 25-30 2,5-3,0 18,0-21,6
12 15-25 1,5-2,5 10,8-18,0 15-20 1,5-2,0 10,8-14,5
10 10-15 1,0-1,5 7,2-10,8 10-12 1,0-1,2 7,2-8,7
18 20-30 2,0-3,0 14,5-21,6 20-30 2,0-3,0 14,5-21,6
14 10-20 1,0-2,0 7,2-14,5 10-20 1,0-2,0 7,2-14,5

Но даже в одном двигателе свечи могут оказаться в различном состоянии. Это бывает от неравномерного распределения смеси по цилиндрам, повышенного износа в одном из цилиндров, перегрева (обычно последнего цилиндра), "разброса" между цилиндрами углов опережения зажигания и фактической величины степени сжатия. Чтобы иметь запас по калильному числу, можно посоветовать иметь два комплекта свечей: для лета – более холодные, для зимы – горячие.

А почему бы не поставить заведомо более «холодные» свечи? Дело в том, что у «холодной» свечи, имеющей короткий конус изолятора и, следовательно, низкую температуру, не происходит его самоочищения. Постепенно изолятор покрывается нагаром, при пуске, прогреве и после длительной работы на режиме торможения двигателем, например при спуске с горы, на нем выпадает конденсат, он шунтируется, и начинаются перебои зажигания. Результат – повышенный выброс углеводородов и увеличенный расход топлива.

Температура центрального электрода свечи, вызывающего калильное зажигание, зависит от длины конуса изолятора, длины резьбы, материала головки (алюминий или чугун), способа охлаждения (жидкостное или воздушное) и особенностей конструкции свечи. Последнее время большинство фирм выпускают свечи с биметаллическим центральным, а иногда и боковыми электродами свечи (медный электрод, покрытый жаростойким материалом)(рис.9). Это позволяет снизить температуру электрода при достаточно большой поверхности конуса изолятора и его повышенной температуре, обеспе-чивающей самоочищение при работе. В результате одна марка такой свечи охватывает по тепловым характеристикам две-три марки свечей старой конструкции. Другим оригинальным решением является изготовление миниатюрного центрального электрода из платины, не выступающего из изолятора. Особо холодные свечи с калильным числом от 300 и выше для форсированных двигателей изготавливаются с серебряным (а иногда и золотым) электродом и очень короткой юбкой изолятора.

Рис.9 Свечи различных конструкций: а - свеча для экранированной проводки и водонепроницаемая; б - свеча с платиновым электродом; в - свеча с биметаллическими электродами;

Зачем делают несколько боковых электродов? Дело в том, что при этом упрощается обслуживание двигателя за счет увеличения пробега между регулировками искровых промежутков свечей. Например, при исходном искровом промежутке 0,5 мм перебои в зажигании начинаются лишь при его увеличении до 0,9–1,0 мм. У свечей с несколькими электродами пробег до достижения такого же зазора увеличивается в несколько раз. Поэтому можно сразу устанавливать больший исходный зазор (0,8 мм), что улучшит работу двигателя на режимах пуска и прогрева. Заметных улучшений мощностных и экономических показателей не наблюдается.

При боковом расположении электрода массы, его рабочая поверхность часто выполняется цилиндрической, чтобы искровой промежуток имел постоянную величину.

Несколько практических советов

Не рекомендуется очищать свечи в пескоструйном аппарате, так как при этом разрушается поверхность изолятора. Лучше опустить ее на некоторое время в растворитель, бензин или применить специальный аэрозоль. Затем деревянной палочкой очистить изолятор, электроды, корпус и продуть их сжатым воздухом.

При регулировке искрового промежутка свечей следует пользоваться только круглыми щупами, ведь из-за неравномерного выгорания электродов или при цилиндрической поверхности электродов от пользования плоскими щупами фактический зазор может оказаться больше замеренного (рис.10).

Не стоит слишком сильно затягивать свечу. Для свечей с резьбой 14х1,25, устанавливаемых в алюминиевую головку цилиндров, момент затяжки должен быть в пределах 20–30 Н•м (2–3 кгс•м) – при плоском седле и 10–20 Н•м – при коническом. При короткой резьбе (9,5–12,7 мм) момент затяжки берут ближе к нижнему пределу, при длине резьбы 19 мм – ближе к верхнему. Если нет под рукой динамометрического ключа, то свечу с новой прокладкой заворачивают до упора без усилия, а затем поворачивают ключом с усилием на 80–90 градусов. При старой прокладке угол поворота ключа с усилием должен быть меньше. У свечей с коническим уплотнением поворот ее с усилием производится только на 15 градусов. При затягивании и отворачивании свечей желательно пользоваться ключами, имеющими приспособления для захвата ее за верхний контакт и карданное сочленение, предупреждающее поломку изолятора.

Рис. 10. Проверка и регулировка искрового промежутка свечей: 1 – щуп; 2 – приспособление для регулировки искрового промежутка; 3 – бородок для уменьшения искрового промежутка; ØS – диаметр цилиндрического щупа

Длина резьбы корпуса свечи и способ его уплотнения (по торцу с прокладкой или по конической поверхности) должны соответствовать конструкции головки цилиндров.

При покупке следует опасаться свечей, выпускаемых "по лицензии ведущих фирм" в других странах или просто подделок под известные марки. Как правило, такие свечи имеют меньший ресурс работы и большой разброс по калильным числам, что может привести к выходу из строя всего двигателя.

По внешнему виду отличить подделку можно по плохо выполненной упаковке, смазанному рисунку на ней, плохо обработанному шестиграннику свечи, чуть перекошенной надписи. Но лучше всего покупать свечи в "солидных" магазинах и всегда иметь пару надежных свечей в запасе.

Таблица 2

os1.ru

Что значит калильное зажигание

Само калильное зажигание возникло раньше, чем искровая система. Большинство владельцев автотранспорта его путают, и думают что это детонация, в связи с этим могут возникнуть неприятности. В нынешнее время данная система зажигания очень старая, и встретить только ее можно на автомобилях оборудованных дизельным двигателем. Но некоторые число специалистов уверены, что такое зажигание дает отрицательный результат воспламенения задействованного топлива.

Данное зажигание использовалось на движках внутреннего сгорания. Зажигание в камере сгорания создавалось с помощью соединения поверхностей раскаленной составляющей детали, с основным рабочим топливом. За счет такого принципа воспламенение самой системы происходит раньше, нежели в обычной. Очень большая опасность может быть на авто при калильном зажигании, так как в этот момент образуются искра возле самих электродов. Конечно, на сегодняшний момент нужно устанавливать именно такую систему для искрового зажигания, особенно на самые встречаемые бензиновые моторы.  Зачастую возникает калильное зажигание из-за перегревания свечей.  Еще такое может произойти из-за поршневой, которая имеет выпускной клапан, так как нагревание клапана и поршня происходит ниже, чем у самих свечей. Зажигание, получается, из-за масштаба участков нагретой той, или иной детали. Профессионалы говорят, что перегревание выпускного клапана очень часто возникает из-за неверной регулировки ГРМ. И тогда сам клапан не может закрыть пространство в головке мотора до конца.  Происхождение калильного зажигания происходит при помощи большой мощности мотора.

 

 

Паразитное зажигание и его эффект

Встречаются такие моменты на машинах с искровым зажиганием, когда заводишь его, а от искры может, возникнуть через мерное нагревание деталей мотора. В основном к этой детали относится изолятор, или же сама свеча. Также мотор будет выполнять функцию работы после потери зажигания. И работа будет выполняться, до того момента, пока не прекратится поступление бензина.

Конечно, детонацию многочисленное количество водителей могут перепутать с калильным зажиганием, однако это не правильно. Такой процесс детонации чем-то похож на зажигание, но несет в себе некоторые отличия. Возникает калильное зажигание за счет безупречной работы мотора на больших оборотах. А вот процесс детонация происходит по-другому, за счет колебания в режимах. По работе мотора практически невозможно узнать причину детонации. Но конечно основанием детонации можно с легкостью считать, бесполезное сгорание бензина, при котором образуется взрывной звук. И этот звук образуется вследствие ударных волн, который охватывает весь блок мотора. Таким образом, из-за мощной детонации, ударные колебания могут образовать те пробки в самом блоке цилиндра. Значит взрыв (ДЕТОНАЦИИ) происходит вследствие тепловой подачи газов к поршню автомобиля, и может способствовать прогоранию. Маленькая детонация может испортить поршневые, и способствовать высокому уровню сжигания смеси.

 

 

Часто встречаемые причины, раннего зажигания или большое сжигание смеси, у транспорта, имеющего пробег, происходит калильное зажигание за счёт скопления углерода в камере для сгорания. Значит необходимо почистить детали мотора от накопившихся налётов. Большое количество автомобилистов узнают калильное зажигание за счет запуска автомобиля. И также мотор не прекращает свою работу, из-за больших оборотов холостого движения.

В случае возникновения каких - либо признаков калильного зажигания, нужно обратиться в ремонтные сервисы для капитального ремонта мотора. Таким образом, ремонтируя мотор, вам обязаны заменить маслосъемные крышки и кольца на поршне. Но самому такое сделать сложно,  поэтому люди и обращаются на СТО или к частным специалистам. Финансовые вложения, отталкиваются от состояния мотора и износа запчастей. И как произведете капитальный ремонт, забудете об этой проблеме, и почувствуете сразу спокойную работу мотора.

bilety-pdd.com

Калильное зажигание – причины и его устранение.

Продолжаем нашу познавательную рубрику. Сегодня мы обсудим такое понятие, как “калильное зажигание”. Но, перед тем, как мы начнем вас знакомить с этим понятием, стоит рассмотреть типы этого явления. Благо, их всего два.Первый вид зажигания подразумевает собой воспламенение рабочей смеси с цилиндре движка.Второй тип зажигания более опасным для функционирования двигателя. Именно поэтому нужно изучить оба процесса, чтобы выяснить все возможные причины для возникновение не безопасного калильного зажигания. Нужно уметь правильно определять первичные признаки его появления, чтобы потом не возникало проблем с двигателем. Особенно неприятно, когда такие проблемы возникают в самом неподходящем месте.

О газообмене.

Скажу сразу, что воспламенение топливной смеси в цилиндрах давно изменилось. Сейчас используют для этого искровые свечи. А раньше использовалась калильная трубка, она же головка. Предварительно она разогревалась до определенной температуры. Сегодня такую системы нигде не встретиться. Разве что на самых слабых дизельных моторах. Искровое зажигание после своего появления, моментально вытеснило калильное. Некоторые неопытные водители путают понятие детонация и калильное воспламенение смеси.Процесс детонации заключается в том, что топливо начинает гореть из-за взрыва, и процесс несет в себе ударную волну. Калильное зажигание ничем таким не отличается, смесь просто сгорает. Да и при калильном воспламенении смесь загорается предварительно.

К чему приводит неправильное зажигание.

Хотя капельный тип зажигания и детонация это разные понятия, между ними существует определенная связь, которую нельзя не заметить. Практически всего процесс детонации, который происходит в следствии повышения тепловой нагрузки на детали двигателя, способствует появлению калильного зажигания. А как вы уже знаете, для этого явления свойственно предварительное воспламенение топлива. А это уже не считается хорошим показателем. Поскольку предварительное воспламенение снижает мощность двигателя и способствует его перегреву. К тому же, процесс калильного зажигания способен продолжать работу мотора, даже когда его заглушить. Так что необходимо вовремя устранять все неполадки подобного рода, чтобы не пришлось производить капитальный ремонт двигателя.

Произвольное возникновение калильного зажигания.

Первая причина, по которой происходит самопроизвольное появление калильного зажигания, это перегрев свечей. Происходит это по причине низкого калильного числа свечей. Радует то, что с этой проблемой очень легко справиться. Просто нужно заменить свечи на более качественные, а лучше выбрать те, которые рекомендует производитель вашего автомобиля. Если и этого мало, то установите свечи, у которых калильное число выше.Подбирать свечи следует по таблице. В интернете вы найдете необходимую информацию или воспользуйтесь для этого автомобильным справочником. С помощью такой таблицы можно подобрать свечи под определенный тип мотора, что уменьшает возникновение калильного зажигания в несколько раз.Но кроме неисправности свечей, причина может быть и в перегреве выпускного клапана или поршня. Перегрев этих деталей наступает, когда:Используется топливу, у которого низкое октановое число.Выпускной клапан работает неисправно.Поршневая часть повреждена.Двигатель с небольшой мощностью.Выпускной клапан отрегулирован неправильно.Перегрев клапана или поршня может наступить, если у вас угол опережения зажигания долгое время был отрегулирован неправильно или мотор часто работает на максимально допустимых нагрузках. Забитая система охлаждения тоже может повлиять на возникновение данной неисправности.Говоря простыми словами, если есть факторы, которые негативно влияют на двигатель или способствуют его перегреву, могут послужить причинами для возникновение калильного зажигания.

Как распознать калильное зажигание?

На машинах, двигатель которых имеет большие рабочие ресурсы, появление калильного воспламенения объясняется углеродистыми отложениями, которые образовываются на стенках камеры сгорания. Чтобы уберечь двигатель от подобного происшествия, необходимо просто следить за чистотой детали. В случаи появления налета, камеру нужно чистить.Для более опытных водителей, чтобы определить появления калильного зажигания даже не нужно выходить из салона. Опасный момент можно определить после выключения зажигания. В этот момент двигатель продолжает работу, поскольку топливная смесь внутри цилиндров не перестает детонировать. В этот момент тахометр будет показывать холостые обороты. Их число будет повышено. Иногда это сопровождается характерными хлопками из-под капота. При этом двигатель работает нестабильно.kalilnoe-zazhiganie-posledstviya

Безопасность двигателя.

Если в вашем автомобиле наблюдаются вышеперечисленные “симптомы”, то ваш двигатель требует капитального ремонта. При его проведении в обязательном порядке необходимо заменить маслосъемные колпачки и кольца поршней. Если вы не обладаете специальными знаниями, навыками и инструментами, самостоятельно не стоит браться за ремонт двигателя. Процедура ремонта двигателя процесс не простой и дорогостоящий. Более того, на него может уйти много времени. Цена и время проведенных работ будет зависеть от износа деталей силового агрегата. Проведение капитального ремонта не только устранит появление калильного зажигания, но и поможет выявить другие неисправности, если они есть.Чтобы уберечь свой двигатель и не допускать появление калильного воспламенения, необходимо придерживаться некоторых правил.Первое, это правильно подбирать свечи зажигания. Ссылайтесь лишь на рекомендации производителя вашей машины. Обязательно проверяйте калильное число свечей.Следите за работой системы охлаждения. Она выполняет очень важную функцию. Кроме ее чистоты, проверяйте и целостность всех механизмов. Простыми словами – система охлаждения должна быть чистой и исправной.Помните о предельной температуре двигателя. Ни в коем случае нельзя допускать его перегрева. Продолжительная работа на максимальных оборотах тоже может плохо сказаться.Топливо. Оно должно быть с необходимым октановым числом.Выпускной клапан и поршневые кольца должны быть в полном порядке. Отслеживайте их состояние.

mir-avto-moto.ru

Калильное зажигание | In-Drive.Ru

altКалильное зажигание —это явление, при котором топливовоздушная смесь воспламеняется не отискры свечи зажигания, а от перегретых деталей или раскаленных частицнагара в камере сгорания.

Калильноезажигание даже может вызвать продолжение работы двигателя после еговыключения. Причин перегрева несколько. Наиболее распространенная изних — низкокачественный бензин с заниженным октановым числом, которыйпровоцирует появление детонационного (взрывного характера, с повышеннойтеплоотдачей) сгорания топливовоздушной смеси. Перегрев бывает вызван инеправильным углом установки зажигания или неисправностями системыохлаждения — например, низкой производительностью водяного насоса илиотложениями накипи в рубашке охлаждения двигателя.

Наконец,калильное зажигание может возникать из-за перегрева свечей принесоответствии их тепловой характеристики данному типу мотора. Свечаработает нормально, если керамический конус ее изолятора имееттемпературу порядка 500—600°С. Поскольку двигатели каждой моделиотличаются конструкцией головки блока цилиндров и системы охлаждения,температурный режим в камере сгорания у них будет разным. Поэтомукерамический конус, в котором располагается центральный электрод,должен иметь соответствующие размеры и геометрию, чтобы отводитьразличное количество тепла.

Данная способность зашифрована вкалильном числе, которое присваивается каждой свече зажигания. При этомсвечу, керамический конус которой способен отводить наружу большетепла, называют холодной (ее конус — более короткий). Чем большекалильное число, тем холоднее свеча. Свечи с более длинным конусомотводят меньше тепла и называются горячими. У них калильное числообычно меньше 15.

Если на двигатель установлены более горячиесвечи, чем требуется, они нагреваются сверх положенной температуры — до700—900°С. Электроды при этом раскаляются до такой степени, что смесьот них воспламеняется и даже при выключенном зажигании мотор продолжаетработать. Еще одно негативное проявление калильного зажигания — в том,что оно происходит несколько раньше, чем положено. Это может статьпричиной появления стуков и перебоев в работе двигателя.

Дляостановки двигателя при возникновении калильного зажигания нужновключить первую или вторую передачу и, нажав на педаль тормоза, плавноотпустить сцепление. // www.domlv.eu

Обсудить на форуме

in-drive.ru

Калильное зажигание.Калильные свечи зажигания.

Свеча работала в режиме калильного зажигания.Рассматривая такое явление, как калильное зажигание, нужно понимать, что существует два основных типа такого зажигания – в одном случае, калильное зажигание целенаправленно применяется в системе зажигания двигателя, для воспламенения топливовоздушной смеси, а в другом случае, такое зажигание считается ненужным, и довольно опасным для двигателя явлением. Давайте подробнее разберемся в этом вопросе.

Итак, в старых двигателях, когда еще не существовало искровой системы зажигания, топливовоздушную смесь в цилиндрах мотора воспламеняли с помощью специальной калильной головки, или калильной трубки, которую предварительно нагревали. Такое зажигание называлось калильным. На более поздних моделях двигателей, так же как и на современных бензиновых двигателях, применяется искровая система зажигания, в которой топливная смесь воспламеняется в строго определенный момент, с помощью искрового разряда между электродами свечи зажигания.

Сегодня при упоминании калильного зажигания, обычно понимают крайне нежелательное явление воспламенения топливной смеси в цилиндрах в произвольный момент, от соприкосновения смеси с чрезмерно нагретыми деталями в камере сгорания, или от раскаленных частичек нагара. Следует различать детонацию и калильное зажигание. Детонация, это, по – сути, взрывное горение смеси, с возникновением ударной волны, в то время как при калильном зажигании скорость сгорания смеси остается нормальной, но, воспламеняется она, что называется «не вовремя». Правда, некоторая связь детонации топлива и калильного зажигания все – же есть. При детонации, то есть при самопроизвольном взрывном горении топлива, из-за его сжатия в камере сгорания (например, при использовании топлива с низким октановым числом), наблюдается повышенное выделение тепла, перегрев деталей в камере сгорания, и появление, все того же калильного зажигания.

Обычно, при калильном зажигании, воспламенение происходит несколько раньше, чем это требуется, то есть так, как если бы угол опережения зажигания был установлен слишком большим. При этом мощность мотора снижается, он перегревается, и в некоторых случаях, он может продолжать работать даже после выключения зажигания. Если вовремя не снизить нагрузку на двигатель, то это может привести к его серьезным поломкам.

Почему возникает калильное зажигание? Возможной причиной может быть использование в двигателе свечей, с низким калильным числом, то есть слишком «горячих». Если свеча имеет более низкое калильное число, чем рекомендовано производителем двигателя, она будет перегреваться, что, в конечном счете, может привести к возникновению калильного зажигания.

Также, причиной калильного зажигания, может быть перегретый выпускной клапан или поршень, например, из – за того, что использовалось топливо с меньшим, чем рекомендовано, октановым числом, или, из – за неправильной регулировки клапанного механизма, когда выпускной клапан не закрывается полностью. Кроме того, калильное зажигание может возникать при неправильно установленном угле опережения зажигания, при длительной работе мотора на максимальной мощности, когда полностью открыта дроссельная заслонка, а так же при плохой работе системы охлаждения и т.д. Другими словами, все факторы, которые могут вызвать перегрев двигателя, могут также вызвать калильное зажигание.

Теперь, когда мы знаем, что вызывает появление калильного зажигания, мы также знаем, как избежать этого негативного явления. Для этого, в двигателе нужно использовать только такие свечи зажигания, которые имеют соответствующее, рекомендованное производителем автомобиля калильное число, нужно заправлять автомобиль качественным топливом, с рекомендованным октановым числом, следить за нормальной работой системы охлаждения двигателя, не допускать его перегрева, периодически проводить рекомендованные операции по его обслуживанию и регулировке.

yamotorist.ru

Что такое калильное число свечей зажигания

Данная статья призвана объяснить начинающему автолюбителю значение термина «калильное зажигание», причины возникновения такого явления  и характер процессов, его сопровождающих. Итак, «калильным зажиганием» называют процесс, в ходе которого топливная смесь воспламеняется от нагретой до высоких температур поверхности одного из элементов камеры сгорания.

Калильное зажигание

Центром процесса воспламенения топливной смеси является свеча зажигания, между контактами которой и возникает искра, вызывающая воспламенение.  Несмотря на небольшие размеры и простоту конструкции, свеча – это элемент, отсутствие или неисправность которого, приводит к невозможности эксплуатации всего силового агрегата транспортного средства. А, главным эксплуатационным параметром, кардинально влияющим на работоспособность автомобильного двигателя, является не что иное, как калильное число свечей зажигания. Более детально данную характеристику мы рассмотрим во второй части нашей статьи, а сейчас проанализируем причины возникновения и последствия «калильного зажигания».

Причины калильного зажигания

Физическая картина данного явления выглядит следующим образом. Процесс сгорания топливной смеси аналогичен процессу сгорания характерному для искрового режима работы свечи, однако ее (смеси) воспламенение происходит до момента возникновения искрения между электродами, либо после него. Эффект, создающийся при этом, идентичен несанкционированному росту угла опережения зажигания, что приводит к внезапному и резкому падению мощности силового агрегата. В этом случае рекомендуется незамедлительно снизить уровень нагрузки на автомобильный двигатель. В противном случае вам вряд ли удастся избежать повреждения деталей, подвергшихся перегреву.

Причины возникновения «калильного зажигания»

Основные причины возникновения «калильного зажигания»:

  • Перегрев свечей зажигания. Это наиболее типичная причина создания данного процесса и предшествует ей, как правило, установка, так называемых, «горячих» свечей. То есть, свечей, обладающих минимальными значениями калильного числа и применяемых при эксплуатации транспортного средства в условиях низких температур.

Нагрев свечи зажигания в процессе функционирования двигателя абсолютно неизбежен и обусловлен достаточно высокой температурой сгорания топливной смеси и искровым режимом ее (свечи) работы. В этом существуют, как положительный момент, так и отрицательный. 

Плюс заключается в том, что нагрев свечи до определенной температуры способствует удалению нагара, образующегося в процессе сгорания масла и примесей, содержащихся в автомобильном топливе.

А отрицательный момент заключается как раз в том, что в результате чрезмерного нагрева свеча становится источником возникновения «калильного зажигания». 

  • Очень раннее зажигание. Некорректная настройка зажигания приводит, в том числе, и к перегреву элементов силового агрегата.

  • Продолжительная эксплуатация силовой установки в режиме максимальных оборотов, что обуславливает недостаточность охлаждения блока цилиндров и обогащение используемой топливная смеси.

  • Перегрев поршня или выпускного клапана. Возникновение этого процесса предопределено, как правило, некорректной регулировкой механизма газораспределения, в результате которого происходит нарушение герметичности при закрытии отверстия выпуска отработанных газов. Ввиду большой площади поверхности этих элементов, эффект «калильного зажигания» возникает при температуре, значительно меньшей, нежели температура свечи зажигания. 

Причины кального зажигания 

Последствия калильного зажигания

Основная опасность «калильного зажигания» заключается в неуправляемости процесса воспламенения и последующего сгорания топливной смеси. В результате преждевременного возгорания топлива возрастает уровень давления и температуры в камере сгорания, что способствует смещению фазы (в сторону более раннего) воспламенения в последующих циклах работы силового агрегата. 

При непринятии адекватных мер к прекращению этого процесса элементы двигателя получают механические повреждения и выходят из строя.

Вот перечень основных неисправностей, возникающих в результате долговременного воздействия «калильного зажигания»:

  • нарушение целостности изолятора или электрода свечей зажигания;

  • образование задиров поршня или зеркала цилиндра;

  • прогорание днища поршня;

  • заклинивание элементов поршневой группы силовой установки. 

 Последствия эффекта «калильного зажигания»

Калильное число свечей зажигания

После анализа вышесказанного, у большинства автолюбителей возникнет логичный вопрос: «Как избежать возникновения этого негативного процесса?». Ответ на этот вопрос заинтересовал и производителей силовых установок внутреннего сгорания и ими были предприняты определенные шаги для создания свечи, нагревающейся до температуры, обеспечивающей процесс самоочищения, но недостаточной для возникновения эффекта «калильного зажигания». 

Главной характеристикой такой свечи стало калильное число. В физическом плане это термин означает промежуток времени, необходимый для возникновения «калильного зажигания» на свече, находящейся в специальных условиях работы. Оно увеличивается пропорционально величине нагрузки, испытываемой автомобильным двигателем. 

Отечественная методика определения калильного числа устанавливает равенство его значения и величине среднего индикаторного давления цикла, вызывающего «калильное зажигание».

Калильное число свечей зажигания 

Калильное число свечей зажигания позволяет достаточно точно определить степень соответствия свечи силовому агрегату. Выглядит это примерно так (отечественная маркировка):

  • С 11 до 14 – диапазон калильного числа «горячих» свечей, применяемых на дефорсированных и маломощных силовых агрегатов.

  • Калильное число от 17 до 19  указывает на принадлежность свечи к группе «средних» элементов зажигания, устанавливаемых на двигателях, конструктивное исполнение которых не предусматривает их форсирования.

  • С 20 до 26 единиц – калильное число «холодных» свечей, рекомендованных к применению на форсированных и высокооборотистых автомобильных двигателях.

vipwash.ru

Калильное зажигание причины, свечи зажигания калильное число

Многие водители, наверное, слышали о таком явлении, как калильное зажигание, да что там слышали — знают, что это такое не понаслышке.

Причины калильного зажигания и методы устранения

Какие же бывают основные причины калильного зажигания? Давайте выясним:

1. Оно характеризуется тем, что топливо – воздушная смесь в цилиндрах двигателя воспламеняется не с помощью искры свечи зажигания в точно заданный момент, а произвольно, например, от раскаленных частичек нагара или от перегретого корпуса свечи, вернее, ее изолятора.

причины калильного зажигания

2. Также, появление калильного зажигания бывает от применения низкооктанового числа топлива и сбитого угла опережения зажигания.

Существуют конструкции двигателей внутреннего сгорания, в которых используется не искровая система зажигания, а именно калильное зажигание. Свечи в таких двигателях так и называются – свечи накаливания.

Правда, такие схемы встречаются довольно редко, а для традиционного двигателя возникновение калильного зажигания чревато самыми негативными последствиями и серьезными поломками двигателя, из-за неуправляемого процесса воспламенения смеси.

Хорошо если просто рассыпается изолятор свечи или сгорит электрод, а если случится задир поршня или он прогорит.

поршень прогоревший

Так что лучше заранее предотвращать возникновение калильного зажигания. Для этого следует заправлять топливо с рекомендованным октановым числом для конкретного мотора, почаще проверять установку зажигания и эксплуатировать двигатель автомобиля с рекомендованными свечами зажигания.

Калильное число свечей зажигания

Чтобы избежать возникновения такого негативного явления, необходимо строго подбирать свечи по так называемому калильному числу, в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.

свечи зажигания по калильному числу

Калильное число свечей зажигания, показывает их тепловую характеристику. Известно, что свеча может нормально работать, если её изолятор имеет температуру около 600°С. Если температура свечи будет выше и приблизится к 900 градусам, может возникнуть калильное зажигание.

В свою очередь, недостаточный нагрев свечи также нежелателен, так как при низкой температуре свеча утрачивает способность самоочищаться от нагара и тогда отложившийся на электродах свечи нагар, помешает искрообразованию, и свеча перестанет нормально работать.

Так как двигатели имеют разную конструкцию и режимы работы, то температурный режим в камерах сгорания у них также будет отличаться. В соответствии с этим тепловые характеристики используемых в двигателях свечей, то есть их калильные числа так же отличаются.

Обычно свечи принято делить на горячие, у которых калильное число лежит в пределах 11 – 14, средние с калильным числом от 17 до 19 и холодные от 20. Можно считать, что чем больше калильное число свечи, тем она «холоднее».

Горячие свечи используются в тихоходных, малооборотистых и малофорсированных моторах, с относительно невысокой температурой в камерах сгорания, в свою очередь, холодные свечи рассчитаны на использование в высокофорсированных, высокооборотистых двигателях с большой температурой в камерах сгорания.

Нельзя самостоятельно «экспериментировать» с подбором свечей зажигания по калильному числу для двигателя автомобиля — в этом вопросе нужно руководствоваться только инструкцией по эксплуатации автомобиля, где указывается рекомендуемых тип свечей.

рекомендованные свечи производителем

В случае работы двигателя при выключенном зажигании, необходимо включить вторую передачу, затормозить автомобиль с помощью тормоза и отпустить плавно педаль сцепления. Таким способом вы избавитесь от (дизелинга), такая неисправность возникает от самовоспламенения рабочей смеси и это не калильное зажигание, как думают ошибочно многие.

Потому что калильное зажигание может быть только у двигателя, который работает под нагрузкой, то есть, при высокой частоте оборотов.

Загрузка...

avto-i-avto.ru