Что такое авто катализатор и для чего нужен? Катализатор автомобильный что это


Что такое автомобильный катализатор? Для чего нужен?

Одной из систем очистки выхлопных газов автомобиля является каталитический нейтрализатор отработавших газов, который называют и катализатором и нейтрализатором, хотя это одно и то же. Расскажем что такое автомобильный катализатор и для чего нужен, рассмотрим основные причины, если он забит.

Что это такое?

Катализатор - это устройство, которое располагается в выхлопной системе для очистки выхлопных газов. С помощью химических реакций вредные вещества, которые загрязняют атмосферу, превращаются в менее пагубные, которые и выходят наружу. Катализатор начинает работать только после нагревания, т.е. при пуске холодного двигателя нейтрализатор бездействует.

В паре с катализатором работают кислородные датчики, которые определяют состав смеси и соотношение воздуха и бензина в горючей смеси. Ведь от этого соотношения зависит, какая будет смесь: обогащённая или обеднённая. Кислородные датчики, в зависимости от показаний, управляют работой катализатора.

Располагается катализатор в выхлопной трубе между двигателем и глушителем, закрытое снизу (обязательно!) дополнительным экраном, потому что при сильном нагреве катализатора он раскаляется почти докрасна.

Как проверить: работает или нет?

У катализатора бывает ТРИ состояния: рабочее, полу рабочее и нерабочее. Рассмотрим эти три состояния и как ведет себя машина (двигатель) при каждом из них. В рабочем состоянии машина работает нормально, лампочка перегрева катализатора на панели приборов не загорается при работе двигателя, претензий ни к чему нет.

В «полу рабочем» состоянии начинаются проблемы. Машина ведет себя как-то не так:

  • Временами (или всегда) пропадает тяга и «приемистость» на больших оборотах; вчера вот «тянула» нормально, а сегодня ее вроде бы что-то «за зад держит».
  • По утрам и в состоянии «на горячую» машина стала заводиться хуже, двигатель приходится долго «гонять» стартером, что бы завелся.
  • Иногда «куда-то пропадают обороты»: давите на педаль газа, а стрелка тахометра с трудом добирается до двух или четырех тысяч и там останавливается. Машина начинает чрезмерно потреблять бензин.

Возможна еще такая проверка катализатора - подтверждение «полу рабочего» состояния. Когда у Вас начались подобные проблемы, надо завести двигатель и «утопить» педаль до упора. Если двигатель начнет медленно поднимать обороты и остановится где-то на двух-трех тысячах, а дальше - ни в какую - возможны проблемы с катализатором.

В «нерабочем» состоянии машина ведёт себя таким образом:

  • Заводится долго, а когда заведется – то глохнет почти сразу же или не заводится вообще, т.е. даже не «схватывает».

«Третье состояние» проверить просто: надо в момент заведения машины подойти к выхлопной трубе и посмотреть (почувствовать, например, приложенной рукой) – идут оттуда выхлопные газы или нет.

Как удалить катализатор?

Вопросы экологии и покупки нового катализатора мы не рассматриваем – 99% автолюбителей просто удаляют его, а не покупают новый, т.к. новый катализатор стоит дорого из-за содержания в нем платины.

Хочется предостеречь от распространенной ошибки при удалении катализатора: всегда удаляйте его полностью, а не пробивайте только отверстие. Кто даст гарантию, что время это отверстие не забьется? После удаления внимательно осмотрите внутренность той емкости, в которой находился катализатор и увидите «прикипевшую» к поверхности металлическую сеточку, одну или несколько. Ее удаляйте тоже.

Можно вырезать катализатор и вварить гофровую трубу. Это даст не жесткое соединение двигателя и выпускной системы, а также дополнительное охлаждение газов.

Статьи по теме
Комментарии

Возможно ли почистить катализатор? И да, и нет - в зависимости от степени и вида загрязнения. Если он забился серой и парафином после заправки плохим бензином - то тут ничего не поможет. В этом случае меняют на новый/ставят обманку. Другое дело, если забился серой. При помощи специальной автохимии и мойки высокого давления его можно очистить.

amastercar.ru

Катализатор автомобильный - что это такое? Автомобильный катализатор: принцип работы, цена, отзывы

Для снижения вредных токсических выбросов в атмосферу при сжигании топлива в системе выхлопа автомобильного транспорта предусмотрена установка такого устройства, как катализатор автомобильный. Что это такое? Если говорить химическими терминами, то катализатор является веществом, которое ускоряет процессы химических реакций, но в тот же момент оно само не вступает в реакцию. Основными катализаторами выступают металлы: никель, родий, медь, хром, палладий и золото. Основой принципа работы автомобильного каталитического устройства является способность катализирующих материалов к ускорению химических реакций.

Устанавливается автомобильный катализатор на выхлопной трубе сразу после выпускного коллектора, реже на самом коллекторе. Это связано с рабочими температурными параметрами устройства, которое работает намного эффективнее при трех сотнях градусов. Недостатком же такого места расположения является короткий срок службы катализатора, по причине той же высокой температуры.

Вредные вещества

В процессе горения топлива в цилиндрах двигателя в выхлопных газах образуются вредоносные и токсичные вещества. При этом они негативно воздействуют на организм человека и природу в целом. К основным вредным компонентам относятся: углеводород (главная составляющая выхлопа), оксид азота (дополнительный компонент выхлопных газов), окись углерода (ядовитые газы, не имеющие запаха и цвета).

Катализатор автомобильный — что это такое?

Как правило, современный катализатор — это устройство трехкомпонентного типа. А значит, он оснащается преобразователями в количестве трех штук, каждый из которых снижает выброс в атмосферу определенного вещества. Деталь авто представляет собой металлическую колбу, изготовленную из нержавейки, внутри которой размещен ряд сот или же керамических бусин.

Соты катализатора изготовлены из металла или керамического материала и имеют напыление катализирующим веществом. В основном для напыления используют родий, платину и палладий. В данный момент стали чаще применять для напыления золото, так как оно дешевле других материалов для такой детали, как катализатор автомобильный. Что это такое — конструкция из керамики? Она имеет большее распространение из-за своей дешевизны, но у нее есть один минус – хрупкость. Достаточно незначительного удара для того, чтобы соты повредились. Преодолевая большие неровности дорожного полотна или препятствия в виде бордюр, можно повредить деталь. При этом водители часто не замечают факт повреждения катализатора.

Принцип работы

В преобразователе используют два типа – это вещества восстанавливающего и окислительного свойства (оба устанавливаются на катализатор автомобильный). Драгметаллы, нанесенные на соты, имеют восстанавливающее свойство. Таковыми являются родий и платина, которые снижают количество выбросов оксида азота. Этот процесс происходит следующим образом: в момент столкновения молекул двуокиси или оксида азота с молекулами платины происходит отделение атома азота и высвобождение кислорода. Далее атом азота соприкасается с иным атомом азота, в результате образуется азот газообразного состояния.

Окислительный процесс осуществляется за счет применения палладия. В свою очередь этот катализатор снижает объем не догоревшего топлива и окиси углерода в выхлопных газах методом их сжигания. К тому же данный катализатор способствует образованию углекислого газа после реакции между оксидом азота и кислородом, который не успел сгореть. Проще говоря, в результате этих реакций вредные вещества сгорают и преобразуются в обычную воду, углекислый газ и азот.

Основные причины поломки катализатора

В зависимости от конструкции и применяемых материалов катализаторы имеют свои характерные повреждения и влияющие на поломку причины.

  • Повреждения от ударных нагрузок.
  • От воздействия воды, которая попадает на горячее устройство.
  • Повреждение от взрыва в катализаторе. Как правило, происходит из-за неисправной системы зажигания – позднее воспламенение.

Иные типы устройств:

  • Топливо низкого качества.
  • Чрезмерный износ поршневых колец.
  • Возможность попадания в выхлопную систему различных химических жидкостей.
  • Некачественное смесеобразование топлива с воздухом.
  • Перегрев устройства катализатора.

Признаки неисправного устройства

О том, что в машине неисправный автомобильный синтезатор катализатора, отзывы автомобилистов сходятся к одному, и обычно очень похожи. Во-первых, это посторонние звуки в корпусе, которые говорят о том, что соты детали имеют механические повреждения. Следующее — это заметное падение мощностных характеристик двигателя авто и его неустойчивая работа на холостых оборотах. Также существует вероятность сильного перегрева устройства по причине забитых со

tradesmarter.ru

Катализатор автомобильный - что это такое

Порой у неискушенного автолюбителя может возникнуть вопрос: катализатор автомобильный — что это такое и зачем он нужен? Возникают подобные вопросы обычно после того, как  на табло панели приборов высветится надпись «Неэффективная работа катализатора» или «CHECK».

Сразу суть: затрагивается тема, напрямую связанная с экологией, точнее, с контролем и способами уменьшения токсичности отработанных (выхлопных) газов машины. Именно с целью минимизации токсичности на авто монтируются устройства, называемые катализаторами.

Основная их цель — свести вредность выхлопа (соединений  NO, СН и СО) к европейским нормам.

Теперь подробнее разберем ответ на запрос: автомобильный катализатор – что это такое, какова его конструкция и что делать в случае выхода его из строя.

Данные устройства обычно бывают 3-х типов:

  • керамические;
  • химические;
  • магнитнстрикционные.

Наиболее популярен первый вид.

Автомобильный катализатор представляет собой конструкцию, в которой внутри корпуса смонтирована ячеистая керамическая (как вариант — металлическая) структура, покрытая тончайшим слоем платиноиридиевого сплава. Ячейки (соты) увеличивают площадь контакта катализатора с выхлопными газами. Что происходит в результате этого контакта? Обычная реакция окисления, после которой мы получаем в выхлопе нейтральные газы N2 и CO2 вместо агрессивных CH и CO.

Такого рода катализаторами укомплектованы почти все современные иномарки.

На сколько их хватает? Согласно паспортным данным — на 100000-120000 километров пробега. А дальше? А вот дальше начинается самое интересное, индивидуальное «хождение по мукам».

Во-первых, 99% вероятности, что дилер попросту откажет в замене, мотивируя отказ тем, что заправлялись вы отечественным топливом. И будут, кстати, абсолютно правы, кто из нас не знает, как наши умельцы бодяжат бензин? Не ослиной мочой — и на том спасибо.

Во-вторых, само устройство то, оказывается, весьма хитро устроено. Автолюбитель с удивлением узнает, что в понятие «катализатор» входит сам его корпус с начинкой, плюс приемная труба, включая фланцевые гофрированные соединения, выпускной коллектор и пр. Естественно, стоит все это удовольствие нехило. Ну и плюс слой драгоценных металлов, здесь и говорить не о чем.

В итоге, в-третьих, вся операция по замене катализатора выливается в кругленькую сумму. Есть ли варианты? Есть. Замену прибора на универсальный катализатор или на пламегаситель мы рассмотрим в другой статье. Данный пост должен дать ответ на вопрос – что же такое автомобильный катализатор.

 

8 декабря 2015Teor21

avtotuningg.ru

Автомобильный катализатор - что это такое? Описание принципов работы, а так же видеоинструкция по замене.

Сегодня практически все автомобильные производители вовлечены в битву за сохранение окружающей среды. Делается это различными методами. К примеру, Европейский Союз ввёл норму по выхлопным газам, если автомобиль превышает эту норму, он не может реализовываться на территории ЕС.

Катализаторы — это специальные узлы, которые находятся между двигателем внутреннего сгорания и глушителем автомобиля. О принципах их работы и возможных неполадках пойдёт речь в нижеприведённой статье.

Как устроен катализатор?

Суть заключается в том, что отработанные газы из ДВС извлекаются из него. Однако, если их сразу выбрасывать в окружающую среду, то вред будет весьма значительным. Внутри катализатора происходит химическая реакция, которая в несколько десятков раз снижает вредность газов.

Далее происходит их фильтрация, и только после этого выхлопные газы попадают в глушитель. Специалисты настоятельно рекомендуют постоянно проверять защищённость катализатора.

Пока автомобиль «холодный», катализатор не работает. С его нагреванием, раскаляется и сам катализатор. При длительной работе он может раскаляться докрасна.

Возможные неполадки у катализатора

Отметим, что полное название означенного технического узла следующее — каталитический нейтрализатор. Поэтому если Вы ищете эту деталь на замену, и Вам продавец говорит, что катализатор нет, есть только нейтрализатор, будьте уверены в том, что Вы и продавец имеете в виду одно и тоже.

Катализатор может находиться в трёх состояниях:

  • рабочий;
  • частичное функционирование;
  • сломан.

Нужно подчеркнуть, что катализатор достаточно сложно починить. По стоимости это будет сопоставимо с новой аналогичной деталью. Безответственные водители попросту снимают катализатор.

Автомобиль от этого не станет работать хуже, скорее даже наоборот. Но при этом в окружающую среду будет постоянно выбрасываться не только парниковые газы (CO2), но и токсичные вещества (канцерогены).

Глупо указывать на безрезультатную борьбу «зелёных» организаций с глобальным потеплением, если сам постоянно вносишь вклад в его увеличение. Если автомобиль на гарантии, катализатор заменят абсолютно бесплатно. Делается это в течение получаса.

Смотрите также:

На видео будет продемонстрирована замена катализатора на Kia Ceed:

euroelectrica.ru