Управление машиной с прицепом и с чего начинать. Машины с прицепом


правила безопасной езды с легковым прицепом

Управление легковым автомобилем с прицепом требует соблюдения определенных правил, которые существенно облегчат езду с прицепом. Если вам предстоит отправиться в поезду с прицепом, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с данной статьей.

Не каждый груз можно перевезти в багажнике автомобиля. Дачники, сельские жители, любители активного отдыха и многие другие категории автовладельцев пользуются одноосными легковыми прицепами для того, чтобы расширить возможности своей машины. Кроме удобства, использование прицепа выгодно с экономической точки зрения. Удельная стоимость перевозки груза с прицепом уменьшается в среднем на одну треть, что немаловажно при высоких ценах на горючее.

Автомобиль с легковым прицепом

Чтобы ощутить все преимущества применения прицепа, необходимо соблюдать определенные правила эксплуатации, так как вождение в этом случае имеет свои особенности и требует подготовки как водителя, так и транспортного средства.

Как подготовить прицеп ?

• Подготовка должна начинаться с проверки технического состояния прицепа• Прицепное устройство должно быть исправным. Для этого проверяется надежность фиксации замка в закрытом положении и крепление тросиков и цепей к автомобилю• Для снижения трения и улучшения электрического контакта между машиной и прицепом шар сцепного устройства (фаркоп) необходимо смазать (можно использовать графитовую смазку или любую другую аналогичную ей)

Шар фаркопа требует периодической смазки

• Колесные подшипники должны вращаться свободно. Для того, чтобы это проверить достаточно приподнять борт прицепа и прокрутить колесо• Давление в шинах колес прицепа должно быть одинаковым• При неисправных амортизаторах прицеп будет неустойчивым на дороге• Если фары прицепа не работают или горят не в полный накал, проверьте контакт с “массой”. Соединение кузова автомобиля и дышла прицепа с помощью медного провода часто решает эту проблему• Борта на прицепе должны надежно закрываться, а тент хорошо крепиться.

Как правильно разместить в прицепе груз ?

Особенности распределения груза в прицепе

От размещения груза в прицепе зависит его устойчивость на дороге. Чтобы прицеп не затруднял движение, необходимо следить за тем, чтобы основная нагрузка приходилась на ось (с небольшим перевесом в сторону дышла). При этом центр тяжести должен находиться как можно ниже. Для этого тяжелые грузы необходимо размещать на дне прицепа с небольшим смещением к передней части.

При неравномерной загрузке прицепа управляемость автомобиля будет ухудшаться. При перегруженной корме снижается сцепление заднего моста с дорожным покрытием, а при перегруженной передней части прицепа машина перестает слушаться руля (кроме этого, переднеприводные автомобили начинают пробуксовывать даже на ровной дороге с хорошим покрытием).

Особенности движения на автомобиле с прицепом

Прицеп не только увеличивает общие габариты и вес транспортного средства, но из-за наличия сцепки делает траекторию маневра более сложной. Чтобы не создавать на дороге аварийные ситуации, водителю следует соблюдать некоторые правила:

• Соблюдать увеличенную дистанцию, так как такому автомобилю требуется больше места не только для разгона, но и для торможения• Обгон следует выполнять только в условиях хорошей видимости, участок дороги должен полностью просматриваться (без подъемов и поворотов)• При обгоне автомобиля с прицепом большим грузовиком создается резкий перепад давления, при котором прицеп сначала резко отбрасывается в сторону, а затем – наоборот прижимается. Поэтому, если вы видите, что вас обгоняет тягач с полуприцепом, примите максимально вправо и максимально уменьшите скорость• При резких поворотах и движении по неровной дороге (особенно, на спуске) прицеп теряет поперечную устойчивость и начинает раскачиваться в стороны• Габаритный коридор для поворота автомобиля с прицепом значительно увеличивается. Поэтому, чтобы прицеп при повороте не вылетел на тротуар (это справедливо и для объезда препятствий на дороге) необходимо оставлять на 1,5 – 2,0 м больше места, чем обычно

Особенности объезда препятствий с прицепом

• При необходимости движения по проселочной дороге с колеями следует сразу же двигаться по колее, чтобы автомобиль и прицеп не попали в разные колеи;• Проезд труднопреодолимых участков или препятствий следует выполнять на пониженной передаче, которую необходимо включать заранее, так как позднее переключение передач приводит, как правило, к тому, что машина забуксует• Особенно сложно управлять автомобилем с прицепом при движении задним ходом. Это связано с тем, что прицеп будет поворачивать в противоположную сторону от направления поворота руля

Особенности маневрирования задним ходом с прицепом

• Если во время движения задним ходом прицеп “сложился” (т.е. стал перпендикулярно машине), необходимо остановиться и выровнять прицеп. Продолжение маневра может просто согнуть дышло прицепа• В особо сложных случаях при необходимости движения задом прицеп следует отцепить и переместить его вручную

Ниже представлен видеоурок об управлении автомобилем с прицепом:

Заключение

Для управления легковым автомобилем с прицепом категории “В” достаточно в том случае, если масса загруженного прицепа не превышает полной массы автомобиля, а общая масса машины с прицепом не превышает 3,5 т. В противном случае водителю необходимо получить категорию “Е”.

www.allcarz.ru

Управляем машиной с прицепом

Очень полезным навыком является умение буксировать прицеп. В будущем это умение может пригодиться, все зависит от ситуации. Нельзя недооценивать подобный способ управления, ведь от вашего опыта зависит то, насколько успешно вы преодолеете путь. Умение закрепить буксир на фаркопе – это самый первый шаг, обязательный к выполнению в процессе обучения. Есть еще несколько моментов, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно доехать до пункта назначения, не столкнувшись с препятствием или другим автомобилем.

Езда на машине с прицепом требует здравого смысла и способности быстрого изменения рулевого управления. То есть, на такой машине нужно ездить на скорости в два раза меньше, чем скорость езды на авто без прицепа. Нужно помнить о том, что сначала такая машина будет ехать достаточно медленно, скорость будет расти постепенно.

С такой же скоростью будет ехать и прицеп, даже если вы затормозили. Посему нужно выделить гораздо больше места для остановки. Аналогичным правилом нужно руководствоваться при смене ряда или во время обгона. Обязательно нужно учитывать один существенный аспект – сможет ли машина вообще тянуть прицеп, причем не только на ровной дороге, но и на уклоне.

Далее нужно уделить внимание самому прицепу. Замок и предохранитель на нем должны функционировать исправно, в закрытом положении все должно держаться надежно. Фаркоп на авто не должен «болтаться», а шар на нем нужно смазать графитной смазкой для уменьшения трения и улучшения контакта между машиной и прицепом. Уделите внимание колесным подшипникам. Поднимите борт прицепа и прокрутите его колесо рукой.

Чтобы езда была безопасной, шины на колесах одной оси должны быть одинаковыми. Осмотрите амортизаторы. В случае их неисправности прицеп будет «водить» из стороны в сторону. Худший вариант – сильные колебания прицепа, вследствие чего машина сойдет с дороги. Не забудьте о фонарях. Очень часто лампы в фарах на прицепах горят вполсилы, а, к примеру, при включении стоп-сигнала загорается поворотник. Происходит это из-за плохого контакта с «массой». Исправить эту ситуацию можно посредством соединения кузова и дышла прицепа через медный провод.

Еще один важный аспект – это правильная укладка груза в прицеп. Он должен располагаться так, чтобы его центр тяжести был расположен как можно ближе к оси и как можно ниже. Сместите груз немного вперед, иначе возникнет перегруз кормы тележки. Дышло полного прицепа в любом случае не должно давить на фаркоп сильнее, чем 50 кг.

Если корма прицепа перегружена, то будет приподниматься задняя часть машины, то есть сильно снизится эффективность заднего тормоза, а передняя подвеска будет перегруженной. Если перегружена передняя часть прицепа, то дышло будет давить на фаркоп, а приподниматься будет передок машины. Такой автомобиль не будет слушаться руля, а переднеприводная машина и вовсе будет буксовать на асфальте.

Следующий этап – обучение непосредственно вождению, а именно правильной езде по прямой, на поворотах, на шоссе, обгону и парковке.

Прямая дорога

Управление машиной с прицепом по прямой – дело достаточно легкое. Но водитель постоянно должен следить за позицией прицепа на протяжении всего пути. Особенно это важно, если буксир по ширине больше тягача. Именно на прямой дороге нужно тренироваться в торможении.

Но езда по прямой может осложняться в условиях города, где на дорогах большое количество машин, переходов. Езда с прицепом по городу – процесс довольно сложный. Посему нужно именно за городом на прямых трассах до автоматизма отточить навыки маневрирования.

Повороты с прицепом

Все понимают, что машина без прицепа более маневренная, нежели авто с прицепом. При поворотах всегда есть опасность столкновения с другими машинами. Также велика вероятность съезда машины в кювет, так как колеса машины и прицепа идут по кривым с разными радиусами. Поэтому повороты нужно выполнять очень осторожно. Из-за разности радиусов вы должны выбирать наименее крутые повороты, а иначе колеса прицепа наедут с внутренней стороны на бордюр.

Не должно быть никаких препятствий, с которыми мог бы столкнуться прицеп при повороте. Также нужно учитывать длину прицепа, чтобы можно было рассчитать траекторию движения передних колес машины, а от этого будет зависеть, попадут ли колеса прицепа на встречную полосу или в кювет.

Обязательно предупреждайте остальных участков движения о том, что вы собираетесь выполнить широкий поворот, нельзя открывать дорогу для обгона. Опасным будет движение на машине с прицепом по скользкой дороге, так как прицеп может заносить, он может слишком приблизиться к тягачу или вовсе остановиться. Поэтому на повороте нужно держать постоянную скорость, снизить частоту оборотов, нельзя нажимать на педаль тормоза. Поворачивать нужно плавно, без рывков.

Выезжаем на шоссе

Перед выводом машины с прицепом на многополосные дороги с оживленным потоком нужно приспособиться к более быстрой езде. В этом случае одной из самых больших проблем являются боковые воздушные потоки, которые формируются вследствие передвижения других машин. Это явление непременно повлияет на прицеп. То есть эти ветра будут влиять и на машину, и на стабильность прицепа в целом.

Если вы почувствуете, что машину «вертит» в разные стороны, то резко реагировать на это нельзя. Все, что нужно, это незначительные изменения в рулевом управлении по направлению к соседним машинам. То есть вы, как управляющий тягача, должны постоянно смотреть в боковые зеркала при обгоне, чтобы можно было как-то спрогнозировать те боковые воздушные потоки, которые повлияют на вашу машину.

Обгон с прицепом

Сам по себе обгон – маневр достаточно опасный, а если вы едете на машине с прицепом, то обгон становится еще опаснее, поэтому и выполнять его нужно, только если это действительно нужно, причем обгонять нужно только те машины, которые движутся на минимальных скоростях. Подобное маневрирование скрывает под собой несколько проблем. Первая – у машины-тягача не будет достаточного ускорения. Также временные затраты будут больше.

Помните, что чем меньше будет разница в скоростях между вашим автомобилем и тем, который вы хотите обогнать, тем больше должен быть участок, который нужен для маневрирования. К тому же нельзя забывать и о том, что во время езды на машине с прицепом область возврата в предыдущую полосу увеличивается в два раза. То есть, вы должны взвесить все «за» и «против», прежде чем обгонять другую машину. Обгон можно начинать только в тех случаях, если вы хорошо видите дорогу, и она свободна; не нужно сильно увеличивать скорость.

Парковка

Езда на машине с прицепом зачастую предполагает остановку для передышки или ночевку. Но для начала нужно научиться тормозить на таком транспортном средстве. Этот процесс достаточно сложный, так как такой автомобиль весит больше и склонен к заносам. То есть начинать тормозить на тягаче нужно заранее, причем это должно проходить плавно и желательно на прямых участках дороги.

Из-за увеличенной массы тормозной путь тягача будет больше, поэтому важно правильно выбрать интенсивность этого процесса. Нельзя тормозить резко, так как от этого может пострадать и машина, и прицеп. Если машину занесло, то вы должны плавно увеличивать скорость и выравнивать тягач, после чего можно продолжать торможение. Если нужно снизить скорость на длинных и крутых спусках, то маневр лучше выполнять на пониженных передачах. Благодаря этому тормозная система не будет перегружена и не перегреется.

Парковаться же нужно в таких местах, где ни одна другая машина не смогла припарковаться перед вами, то есть у вас должна быть возможность выехать непосредственно на дорогу. Вы можете припарковаться под углом или же разместите машину с прицепом вдоль нескольких парковочных мест.

Итак, езда на машине с прикрепленным сзади прицепом – задача очень сложная, даже на первых этапах. Но как только вы освоите это искусство, то начнете чувствовать себя увереннее, сможете справиться и правильно отреагировать на любую ситуацию на дороге. Не забывайте о том, что две машины с прицепами отличаются друг от друга, поэтому подходить к такому передвижению нужно индивидуально и осторожно.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Как ездить на автомобиле с прицепом

Наверняка те автолюбители, у которых есть дом в деревне, задумывались о покупке для своей машины прицепа. Да и те, кто загородной недвижимостью не обзавелся, а по роду деятельности вынуждены перевозить грузы или затеяли ремонт, тоже не раз вспомнили об этом чрезвычайно полезном изобретении человечества. Допустим, вы принадлежите к одной из указанных категорий или только собираетесь к ним присоединиться. Сотни объявлений просмотрены, подходящая вам по грузоподъемности модель прицепа выбрана, деньги уплачены – «тележка» становится вашей собственностью. Можно поздравить с полезным приобретением, и, параллельно задать вопрос – а ездить на автомобиле с прицепом умеете? Ведь это только кажется, что ничего особенного в езде с «повозкой» нет – на самом деле, прежде чем отправиться в путь, нужно усвоить некоторые знания и отточить навыки, которые понадобятся при езде на машине с прицепом.

Что касается знаний, то каждый автолюбитель перед покупкой прицепа должен удостовериться, что его водительское удостоверение позволяет управлять машиной с «тележкой». Для автовладельцев, в чьих правах стоит категория «В», нужно помнить, что суммарный вес его прицепа вместе с автомобилем не должна превышать 3.5 тонн, а масса прицепа не должна быть больше снаряженной массы «тягача». На водителей категории «С» и «Д» распространяются те же правила. Если же масса прицепа намного больше снаряженной массы машины, то тогда придется открывать дополнительную категорию «Е».

Audi A4 с большим прицепом

Прежде чем начать эксплуатировать прицеп, необходимо провести ряд технических операций. Первая – установить на машину тягово-сцепным устройством (фаркопом). В любом автомагазине вы можете найти такие устройства, подходящие именно к вашему авто и прицепу. Затем необходимо вывести электропроводку, при помощи которой будут запитаны габаритные огни, стоп-сигналы и указатели поворота прицепа. Не стоит забывать, что прицеп является таким же транспортным средством, как и автомобиль, поэтому он будет подпадать под такие же действия ПДД. Единственное исключение, о котором должен знать владелец автомобиля с «тележкой» — у него всегда должны быть при себе подкладные клинья для каждого колеса – в случае, если вы припаркуете машину на спуске или подъеме. При отсутствии таких клиньев инспектор ГИБДД может с полным правом выписать вам соответствующий штраф.

Фаркоп

Положим, вы учли все рекомендации, подсоединили прицеп к автомобилю и собираетесь его загружать. Стоит помнить раз и навсегда: груз необходимо распределять по «тележке» равномерно, а его центр тяжести должен быть над осью прицепа, или, если осей у прицепа две – между осями. Так, если расположить груз в передней части прицепа, возрастет нагрузка на сцепное устройство, что может привести к его поломке. Расположение основной части груза в задней части прицепа, то есть, перемещение его центра тяжести за ось, может привести к тому, что при движении задняя часть автомобиля будет терять сцепление с дорогой. Не стоит грузить прицеп, накладывая поклажу высокой горкой, лучше разложить груз равномерно. В противном случае ваша «повозка» при движении будет подвержена продольной и поперечной раскачке, что однозначно ухудшит сцепление автомобиля с дорогой и может привести к неприятным последствиям.

Перед непосредственным выездом на маршрут следует соблюсти несколько обязательных пунктов.

1. Проверяем, есть ли достаточное количество смазки в механизме узла сцепки.

2. Проверяем, заправлен ли автомобиль (расход топлива у машины с прицепом вырастает на 15-20 процентов).

3. Проверяем величину люфта между узлом сцепки и сцепным шаром фаркопа. Если люфт большой – регулируем его до необходимых параметров.

4. Проверяем давление в колесах – нужно учитывать, что с возросшей нагрузкой шины автомобиля-тягача должны быть накачаны на 0.5 атмосфер больше.

5. Проверяем надежность страховочных тросов или ремней, которыми закреплен груз на прицепе.

6. Проверяем работу всей светотехники прицепа – габаритов, стоп-сигналов, поворотников.

Когда все подготовительные действия совершены, можно отправляться в путь. Каждый водитель должен учитывать, что езда с прицепом отличается от обычной, ведь теперь масса вашего транспортного средства (вернее, двух) увеличилась, что влияет на разгонную динамику машины и ее тормозной путь. Первая, как нетрудно догадаться, уменьшается, второй – увеличивается. Поэтому ездить с прицепом нужно плавно разгоняясь и так же плавно тормозя. Нужно помнить, что на загородных трассах максимальная скорость для авто с «тележкой» составляет 90 км/час, а на всех остальных – не более 70 км/час. ПДД запрещают перевозку в прицепе людей, что, в принципе разумно – комфорта от такого способа путешествия точно не испытаешь. Да и в специальных прицепах-дачах при движении людей тоже быть не должно – они обязаны находиться в салоне машины. При прохождении поворотов лучше снижать скорость заранее, иначе можно не выдержать траекторию движения, машину занесет, а прицеп попросту «сложится», задев или сам автомобиль, или, что страшнее, зацепив другое транспортное средство. Важно помнить, что траектория движения колес прицепа короче, чем у автомобиля – и это обстоятельство тоже надо учитывать при прохождении крутых виражей. Перестраиваться из полосы в полосу и совершать другие маневры на дороге надо очень аккуратно, рассчитывая время перестроения – с прицепом оно увеличивается в полтора раза. Очень важно соблюдать безопасную дистанцию и интервал.

Наконец, одним из самых сложных маневров для машины с прицепом является езда задним ходом. Тут необходимо раз и навсегда запомнить правило: когда вы при реверсивной езде поворачиваете руль вправо, то прицеп поворачивает влево. Поэтому при заезде во двор задним ходом, если заезд расположен справа от водителя, нужно сперва повернуть руль влево. При начале движения прицеп начнет поворачивать вправо и вот тогда надо вывернуть руль вправо, автоматически повторяя движение прицепа. В этот момент задняя часть прицепа уже заезжает в поворот, и водителю необходимо держать руль прямо. Когда прицеп уже войдет в поворот до оси, нужно снова повернуть руль вправо, входя в траекторию движения прицепа, а когда он выровняется – держать руль прямо и осторожно сдавать задним ходом до полной остановки. Естественно, такой сложный маневр за один раз не осилишь, поэтому советуем несколько раз потренироваться на закрытой площадке, ограничив пространство конусами или бутылями с водой.

Внедорожник Nissan с прицепом

avtoexperts.ru

Как управлять машиной с прицепом

На сегодняшний день буксировать прицеп очень актуально, и к тому же он полезен в самых непростых ситуациях. Не стоит также недооценивать езду автомобиля с буксиром. Любой автомобилист должен знать, как крепится прицеп к фаркопу его транспорта. Но существуют, конечно, и другие нюансы, которые необходимо рассмотреть, пред тем, как отправиться в поездку с прицепом.

 

 

С чего начинать

Во – время вождения авто с прицепом, прежде всего, необходимо иметь здравый смысл, и умение исправлять рулевое управление. Если говорить иными словами, то скорость езды автотранспорта с буксиром должна быть в несколько раз меньше, чем скорость на автомобиле без него. Стоит также учитывать, что как только вы начнете свое движение, автомобиль с прицепом будет ехать медленно, но при этом постепенно увеличивая скорость. Прицеп будет двигаться с такой же скоростью, и в тот момент, когда вы начнете использовать тормоза. По этой причине и для вашей безопасности, оставляйте себе побольше пространства для выполнения остановки. Аналогичное правило будет действовать, даже если вы захотите обогнать другое авто или сменить ряд на дорожном полотне.

 

 

Собираясь в поездку, возьмите во внимание не одни лишь ПДД в разделе буксировка механических транспортных средств, но и такой нюанс, что машина должна быть мощной для транспортировки буксира на уклон, и по ровной дороге.

После того, как выбрали интересующий вас прицеп, обязательно просмотрите содержимое багажника. Всё что перевозите в автоприцепе необходимо надежно закрепить немного выше пола, дабы при остановке и маневре не допустить инцидентов.

 

 

Чтобы научиться правильно водить авто с буксиром, необходимо пройти некоторые этапы. В основном, эти шаги выглядят следующим образом:

· реверсивное движение;

· парковка автотранспорта с прицепом;

· обгоны автомобилей;

· езда по прямой линии;

· маневры вправо и лево;

· движение по автобану.

 

 

Для выезда с прицепом на дорогу с оживлённым движением, автомобилист обязан приспособиться к более высоким скоростям. Но существует один нюанс при быстрой езде — сильный ветер, а в нашем случае боковой.  Возникает он от едущих рядом автомобилей и в любом случае, влияющем на трейлер. Из этого следует, что боковой ветер будет воздействовать на машину с прицепом и непосредственно на стабильность автоприцепа.

В тот момент, когда водитель, замечает странные колебания машины в разные стороны, ни в коем случае не нужно паниковать. Все, что необходимо предпринять — это сделать минимальную поправку в управлении (по направлению проезжающих автомобилей). Такое явление может происходить часто, не стоит об этом забывать. Все автомобилисты должны контролировать ситуацию на дороге при помощи боковых зеркал и оценивать возможное воздействие ветра.

 

 

Каждый автомобилист даже начинающий прекрасно знает, что совершать повороты на авто с прицепом нужно осторожно, а особенно если это происходит на перекрестке. Для избегания столкновений с бордюром колесами буксира, необходимо чтоб автомобилист занимал широкий радиус поворота.

Помимо этого, необходимо поставить в известность иных участников движения, о том, что вы совершаете объемный поворот, а не оставляете свободное пространство для обгона!  При совершении такого манёвра автомобилист обязан с помощью боковых зеркал убедиться, в том, что для прицепа и его колес нет опасности. Навыки вождения автомобиля с прицепом нужны и тем автомобилистам, которые буксируют автофургоны, так называемые дома на колесах. Прежде чем начать движение, необходимо убедиться в том, что верхней части вашего фургона ничего не грозит, и не мешает.

 

 

Любой обгон с трейлером и прицепом не так прост, как кажется на первый взгляд. Он создает некоторые трудности. Одна, из которых, состоит в том, что транспорт с прицепом не движется с большой скоростью. Помимо этого, любые манёвры забирают достаточно много времени, не то, что при обыкновенном обгоне.

Временами автомобилисты включают маячки в виде мигающих огней, чтобы сообщить другим водителям, что буксир успешно проехал их автотранспорт. Такое действие часто практикуется в западных странах. Но, к сожалению, в нашей стране подобная практика не распространена. Как бы там не было, автомобилист обязан совершать обгон на пониженных скоростях и контролировать все действия с помощью зеркал.

 

 

Езда на автотранспорте с прицепом, в основном заканчивается ночевкой или остановкой для того чтобы отдохнуть. Большинство придорожных хостелов предоставляют такие услуги, и даже выделяют место для машины с прицепом. Но в основном, о месте для парковки необходимо заботиться самому. Целесообразно было бы, припарковать свой транспорт так, чтобы иные автомобили не остановились впереди вас, и не перекрыли выезд. Действие такого рода можно совершить, если разместить авто с прицепом вдоль парковочного места или припарковать его под углом, чтоб позже произвести беспрепятственный выезд.

 

 

Езда по прямой линии на авто с буксиром – очень простая часть обучения. Но каждый автомобилист обязан контролировать положение автоприцепа, до окончания поездки. Особенно, это касается тех прицепов, которые шире или больше тягача. Еще очень важно научиться тормозить на данном этапе, а делать это нужно в момент приближения к условным знакам или перед иным автотранспортом.

 

 

На сегодняшний день, езда задним ходом на авто с буксиром считается наиболее проблематичной. Практика в этом деле играет значительную роль. Так что, если вам в первый раз придется сесть за рулевое колесо автомобиля с прицепом, потренируйтесь совершать маневры на большом участке.

Совершая первые попытки, тщательно контролируйте месторасположение прицепа относительно машины (с помощью зеркал) по прямой дороге. Потом необходимо попробовать придерживаться этому же радиусу в противоположном направлении и поправлять с помощью руля, если прицеп отклоняется от задуманного курса.

Конечно для начинающего автомобилиста, вождение машины с буксиром очень непростая задача. Но когда автомобилист изучит все азы, он будет уверенней себя чувствовать и сможет справляться со многими ситуациями на дороге.

И вот мы рассмотрели все основные правила, как нужно вести себя на дороге, имея автомобиль с прицепом или фургоном. Надеемся, что наша статья вам очень поможет, и вы без труда получите необходимые навыки.

 

bilety-pdd.com

Как вести автомобиль с прицепом

Способность буксировать прицеп является движущим навыком, который станет чрезвычайно полезным в самых различных ситуациях. Однако не стоит недооценивать управление авто с прицепом. Вы должны иметь практические навыки езды, чтобы поездка оказалась удачной. Знать, как прикрепить буксир к фаркопу вашего автомобиля — это пройти только один шаг в процессе обучения. Есть некоторые другие моменты, которые нужно рассмотреть, прежде чем отправиться в путь в тандеме.

Автомобиль с прицепом

С чего начать

Управление авто с прицепом подразумевает использование таких важных вещей, как:

Другими словами, вести авто с прицепом нужно приблизительно в половине скорости по сравнению с вождением без буксира. Учитывайте, что в начале езды автомобиль с прицепом будет двигаться медленно, плавно набирая скорость. Такую же скорость тягач-буксир будет поддерживать, даже когда вы начнёте тормозить. Поэтому оставляйте себе намного больше места для остановки. То же правило действует, когда вы решите сменить ряд на дороге или обогнать другую машину.

Хорошо приготовьтесь

На видео рассказано, как управлять автомобилем с прицепом:

Отправляясь в путь, примите во внимание не только правила дорожного движения в пункте буксировки механических транспортных средств, но и тот факт, что автомобиль должен иметь достаточно сил, чтобы тянуть прицеп как на ровной местности, так и под гору.

После выбора подходящего тягача обратите внимание на содержимое багажника. Всё содержимое в автоприцепе должно быть хорошо закреплено чуть выше пола. Таким образом, это поможет избежать свободного перемещения предметов во время резкого торможения или поворотов.

Учимся водить

Вождение авто с прицепом достигается небольшими этапами. Как правило, эти шаги включают в себя:

  • вождение по прямой линии;
  • повороты;
  • езду по шоссе;
  • обгоны;
  • парковку;
  • реверсивное движение.

Прямая дорога

Управлять авто с прицепом по прямой линии — довольно лёгкая часть практики. Однако водитель должен быть в курсе позиций автоприцепа на всём пути следования. Это особенно важно, когда буксир шире тягача. Также важно на этом этапе попробовать тормозить, например, перед другими транспортными средствами или при приближении к знакам остановки.

Повороты с прицепом

Поворот с автоприцепом

Повороты с буксиром, например, на перекрёстке, требуют осторожности. Водитель должен занять очень широкий радиус поворота, если он хочет избежать наезда на бордюр колёсами автоприцепа с внутренней стороны. Кроме того, важно предупредить других участников дорожного движения, что вы делаете широкий поворот, а не открываете дорогу для обгона!

В процессе поворота водитель должен проверить через боковое зеркало заднего вида отсутствие препятствий для колёс автоприцепа. Вождение авто с прицепом в поворотах станет полезным и для тех, кто буксирует автофургоны. Перед началом движения обязательно нужно проверить, нет ли препятствий для верхней части дома на колёсах.

Выезжаем на шоссе

Перед тем как ездить с прицепом на больших многополосных дорогах, водитель должен адаптироваться к более высоким скоростям. Одна из самых больших проблем при такой езде — это боковой ветер от мимо проехавших автомобилей, который обязательно повлияет на трейлер. Следовательно, он будет влиять на автомобиль-тягач и на стабильность автоприцепа в целом.

Водитель, который почувствует, как автомобиль колеблется из стороны в сторону, должен в этот момент не слишком резко реагировать. Как правило, всё, что требуется — это небольшая коррекция в рулевом управлении (по направлению к проходящим автомобилям). Из-за такого известного явления водитель должен постоянно проверять свои боковые зеркала на момент обгона и спрогнозировать вероятное влияние бокового ветра.

Обгон с прицепом

На видео рассказано, как выполнять основные манёвры на автомобиле с прицепом:

Обгон с прицепом также представляет собой ряд проблем. Первая из них заключается в том, что автомобиль-тягач не имеет достаточного ускорения. Кроме этого, сам манёвр занимает больше времени по сравнению с обычным обгоном.

Иногда водители включают мигающие главные огни, чтобы показать, что прицеп благополучно проехал мимо их автомобиля. Эта практика является обычным делом в Европе. К сожалению, в России она не получила должного распространения. Тем не менее водитель должен обеспечить обгон более медленного автомобиля своим транспортом с прицепом, смотря в зеркала заднего вида.

Парковка

Парковка с прицепом

Вождение авто с прицепом, как правило, включает в себя ночёвку или остановку для отдыха. Некоторые мотели и рестораны у дороги предлагают специальные парковки для автомобилей с буксирами. Однако чаще всего водителям придётся самостоятельно найти место для стоянки. Желательно делать это так, чтобы никакие другие транспортные средства не смогли припарковаться впереди, то есть с возможностью выехать прямо на дорогу. Это может быть достигнуто путём размещения автомобиля и прицепа вдоль парковочных мест или если припарковаться под углом, который позволит чёткий выезд.

Реверсивное движение

Задний ход и разворот с прицепом

Самой большой проблемой управления авто с прицепом является езда задним ходом. Как и в других случаях езды с буксиром, практика имеет большое значение. Поэтому, если вам необходимо впервые сесть за руль автомобиля, на буксире которого находится прицеп, обязательно попрактикуйтесь на открытом пространстве.

Первый урок должен включать следующие определения: радиус и угол. На начальном этапе нужно внимательно следить за месторасположением прицепа по отношению к автомобилю (через зеркала заднего вида) по прямой линии. Затем нужно попытаться следовать тому же радиусу в обратном направлении и вносить небольшие корректировки, если автоприцеп отклоняется от выбранного курса.

Определённо, вождение авто с прицепом является сложной задачей на начальном этапе. Но после того как водитель освоит основы, он может чувствовать себя более уверенно, чтобы справиться с любыми дорожными ситуациями.

Наконец, хотя в статье описаны основы вождения, которые можно применить к большинству прицепов, читатель должен знать, что каждая комбинация «автомобиль — автоприцеп» немного отличается. Поэтому каждая из них требует особой осторожности. Это актуально для перехода от езды с двухколёсным прицепом к езде с четырёхколёсным автоприцепом.

365cars.ru

Особенности движения автомобиля с прицепом

Многие владельцы легковых автомобилей эксплуатируют различные прицепы — грузовые платформы, дома на колесах, автовозы и т. п. Естественно, вождение автомобиля с прицепом имеет свои особенности, о которых я и хочу поговорить в этом разделе.

Самое главное, о чем нужно помнить перед началом езды с прицепом, как ни странно, — о том, что прицеп нужно надежно прикрепить к автомобилю. Я в своей жизни не раз становился свидетелем, как некачественные прицепные устройства становились причиной того, что прицеп отрывался на ходу автомобиля (рис. 5.19). И хорошо, если в такой ситуации прицеп просто улетает куда-нибудь в кювет, никого не задев. Поэтому первое, о чем нужно позаботиться перед началом эксплуатации прицепа, — это правильные и исправные прицепные устройства и страховочные цепи или тросы. Прицеп должен крепиться к автомобилю в строгом соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

Эксплуатация прицепаРисунок 5.19 Первое, о чем нужно позаботиться перед началом эксплуатации прицепа, — это правильные и исправные прицепные устройства и страховочные цепи или тросы, чтобы прицеп не отрывался на ходу автомобиля.

Следующий, не менее важный момент, — это проверка световых приборов прицепа. То есть, если прицеп оборудован стоп-сигналами и указателями поворотов, они непременно должны быть подключены к бортовой сети автомобиля, чтобы своевременно информировать всех участников движения о намерениях водителя (рис. 5.20). Казалось бы, это всё банальные вещи, но именно от них зависит безопасность людей. И нужно понимать, что всё начинается именно с момента подсоединения прицепа к автомобилю.

Стоп-сигналы на прицепеРисунок 5.20 Если прицеп оборудован стоп-сигналами и указателями поворотов, они непременно должны быть подключены к бортовой сети автомобиля, чтобы своевременно информировать всех участников движения о намерениях водителя.

Как известно из Правил дорожного движения, водитель с правами категории «В» имеет право на вождение автомобиля с прицепом с максимальной разрешенной массой 750 кг. Как правило, это небольшие прицепы с не более чем двумя осями. Почему выбрана именно эта цифра? Дело в том, что для вождения автомобиля с прицепом большей массы (рис. 5.21) необходимы специальные навыки и понимание многих процессов движения, для которых требуется отдельное обучение (на права категории «Е») — мы не будем углубляться в этот вопрос.

Максимально разрешенная масса прицепаРисунок 5.21 Водитель с правами категории «В» имеет право на вождение автомобиля с прицепом с максимальной разрешенной масс ой 750 кг. Для вождения автомобиля с прицепом большей массы необходимы специальные навыки и отдельное обучение (на права категории «Е»).

Итак, вы подсоединили прицеп к автомобилю и теперь собираетесь его чем-то загрузить (ведь не просто же так болтаться ему за машиной). В связи с этим, следующий важный момент, о котором необходимо помнить, — это правильная загрузка прицепа. В любой инструкции по эксплуатации прицепа вы можете встретить такую характеристику, как максимальная нагрузка на сцепное устройство. И, как правило, это значение не слишком велико — где-то в пределах от 30 до 70 кг (в зависимости от размеров прицепа и грузоподъемности самого автомобиля).

Дело в том, что можно загрузить только заднюю часть прицепа (рис. 5.22 c), вследствие чего он, как рычаг, будет приподнимать заднюю ось буксирующего автомобиля, тем самым ухудшая его управляемость, вплоть до того, что на какойто неровности дороги машина с прицепом может запросто улететь в кювет. Если же, наоборот, весь груз в прицепе будет сосредоточен в передней его части (рис. 5.22 b), то задняя ось буксирующего автомобиля будет прижиматься к дороге сильнее, чем нужно, отчего на этот раз будут приподниматься передние колеса, которые, как известно, являются управляемыми — машину будет сильно «болтать» из стороны в сторону, причем зачастую в такой ситуации удержать автомобиль на дороге просто невозможно. Кроме того, из-за ослабления сцепления с дорогой на передних колесах при торможении не создается достаточное тормозное усилие, особенно необходимое при движении с прицепом, а ведь именно на передних колесах образуется значительно больший тормозной эффект, чем на задних. Именно поэтому крайне важно, чтобы груз равномерно размещался в прицепе (рис. 5.22 a).

Равномерное размещение груза в прицепе Равномерное размещение груза в прицепе Равномерное размещение груза в прицепеРисунок 5.22 Крайне важно, чтобы груз равномерно размещался в прицепе.

Итак, вы подсоединили прицеп, правильно его загрузили и поехали. Нужно понимать, что прицеп — это еще одно транспортное средство со своей собственной подвеской и своей способностью к сопротивлению различным неровностям дорожного покрытия, вследствие чего он оказывает своё влияние на буксирующий его автомобиль. Поэтому нужно помнить и о тех колесах, которые на прицепе. То есть, если вы объехали яму на автомобиле, нужно умудриться сделать так, чтобы колеса прицепа её тоже объехали.

Особенно важно помнить о прицепе в поворотах. Не секрет, что повороты зачастую приводят к опрокидыванию прицепа, который, сваливаясь в кювет, увлекает за собой автомобиль (рис. 5.23 а). Как вариант, при прохождении поворота на высокой скорости прицеп по инерции продолжает двигаться прямо, в то время как автомобиль уже поворачивает, что приводит к складыванию автопоезда с последующим опрокидыванием (рис. 5.23 b). Поэтому, входя в поворот с прицепом, совсем нелишне сбрасывать скорость.

Вход в поворот с прицепом Вход в поворот с прицепомРисунок 5.23 Входя в поворот с прицепом, сбрасывайте скорость, чтобы избежать опрокидывания прицепа.

Еще одной особенностью прохождения поворотов с прицепом является то, что колеса прицепа срезают углы еще больше, чем задние колеса автомобиля. То есть, если при движении без прицепа нужно дождаться, пока средняя стойка автомобиля поравняется с препятствием, то, поворачивая с прицепом, нужно закладывать еще более размашистые траектории и не забывать следить в зеркалах за тем, чтобы прицеп не задел препятствие, расположенное внутри поворота (рис. 5.24).

Въезд в поворот с прицепом Възд в поворот с прицепом Въезд в поворот с прицепом Въезд в поворот с прицепомРисунок 5.24 Если при движении без прицепа нужно дождаться, пока средняя стойка автомобиля поравняется с препятствием, то, поворачивая с прицепом, нужно закладывать еще более размашистые траектории и не забывать следить в зеркалах за тем, чтобы прицеп не задел препятствие, расположенное внутри поворота.

Иногда прицеп может иметь несколько большую ширину, чем буксирующий его автомобиль. Поэтому, если вы буксируете, например, автодом, то, соответственно обзорность в зеркалах заднего вида будет значительно ограничена. Следовательно, любые перестроения нужно будет совершать гораздо аккуратнее, либо нужно установить дополнительные зеркала заднего вида на удлиненных стойках (рис. 5.25), чтобы иметь возможность видеть дорожную обстановку позади своего автопоезда. Кроме того, не стоит забывать, что в узком месте, где может пройти ваш автомобиль, ширина прицепа может оказаться слишком большой.

Буксировка автодома Буксировка автодомаРисунок 5.25 Если вы буксируете, например, автодом, то обзорноСть в зеркалах заднего вида будет значительно ограничена. Любые перестроения нужно будет совершать гораздо аккуратнее, либо же нужно установить дополнительные зеркала заднего вида на удлиненных стойках.

Наконец, самая большая сложность в управлении автомобилем с прицепом заключается в движении задним ходом. Ни для кого не секрет, что «запихивать» прицеп (особенно одноосный) куда-то на парковку или в гараж, сидя просто за рулем, — задача очень непростая, а иногда и вовсе невыполнимая. Поэтому, если вы не часто ездите с прицепом, то, как минимум, старайтесь выбирать свой маршрут таким образом, чтобы по возможности ехать только вперед. Если же вам приходится включать задний ход, помните о следующем: в движении задним ходом при повороте руля, например, влево, задняя часть автомобиля также начнет поворачивать влево, а прицеп при этом начнет уходить вправо; и наоборот — при повороте руля вправо прицеп поедет влево (рис. 5.26).

Вход в поворот с прицепомРисунок 5.26 Помните о следующем: в движении задним ходом при повороте руля, например, влево, задняя часть автомобиля также начнет поворачивать влево, а прицеп при этом начнет уходить вправо; и наоборот — при повороте руля вправо прицеп поедет влево.

Если же вы собираетесь, двигаясь задним ходом, ехать длительное время прямо, то это вряд ли получится — прицеп начинает «убегать» влево или вправо. Соответственно, нужно совершать рулем предупредительные воздействия, в результате которых траектория движения вашего автомобиля будет напоминать микроскопическую волнистую линию (рис. 5.27). То есть, специально поворачивая руль немножко вправо, вы заметите, что задняя часть машины также уходит вправо, а прицеп при этом начинает уходить влево. Как только вы почувствуете начало этого увода, незамедлительно поворачивайте руль немножко влево — задняя часть машины пойдет влево, а прицеп выровняется и продолжит движение назад, пока не станет смещаться вправо. Таким образом, мелко маневрируя рулем, можно изначально воздействовать на прицеп с пониманием того, что он будет делать в следующий момент. Это похоже на то, как удерживать на открытой ладони вертикальную палочку — если мелко водить ладонью из стороны в сторону, можно достаточно долго удерживать эту палочку, предотвращая её падение; если же держать ладонь неподвижно и пытаться бегать за палочкой всем телом, то для этого понадобится очень большая территория. То же самое и с прицепом — если пытаться вращать рулем размашисто, в определенный момент прицеп просто «сложится», то есть двигаться задним ходом дальше станет просто невозможно, а нужно будет ехать только вперед, чтобы снова выровнять прицеп.

Предупредительное воздействие рулемРисунок 5.27 Если вы собираетесь, двигаясь задним ходом, ехать длительное время прямо, то это вряд ли получится — прицеп начинает «убегать» влево или вправо. Соответственно, нужно совершать рулем предупредительные воздействия, в результате которых траектория движения вашего автомобиля будет напоминать микроскопическую волнистую линию.

В связи с такими особенностями управления я настоятельно рекомендую тем, кто собирается водить автомобиль с прицепом, выехать куда-нибудь на достаточно просторную площадку и там хорошо потренироваться ездить прямо назад с прицепом, а также научиться разворачиваться задним ходом с прицепом, заставляя его повернуться на 90 градусов. Как только вы освоите эти базовые навыки, управлять автопоездом станет значительно проще и понятнее.

СоветЕсть и более простой вариант, которым пользуются многие владельцы прицепов — прицеп просто отцепляют от машины и разворачивают вручную в нужную сторону, после чего разворачиваются на машине и снова подсоединяют прицеп. Если вы по какой-либо причине не хотите утруждаться тем, чтобы научиться ездить правильно, этот вариант является вполне приемлемым решением.

К слову сказать...В интернете имеется большое количество видеороликов, демонстрирующих мастерство вождения автомобилей с прицепом. Иногда им удается развернуться на таком пятачке, что кажется, что это просто волшебство. Однако нужно понимать, что волшебства на дороге не бывает, и всё, что делает водитель, — это результат долгих тренировок и наработанных навыков и рефлексов. Езда с прицепом — это тоже отдельный навык и отдельный опыт. Поэтому для начала, как минимум, нужно понимать, куда и как прицеп едет. Начинать практическое знакомство следует с учебной площадки.

monolith.in.ua

Как правильно ездить на автомобиле с прицепом / Автобегиннер.ру

В жизни нередко случаются ситуации, когда необходимо быстро перевезти груз. Багажник машины, особенно малогабаритной, часто неспособен вместить необходимые вещи, поэтому многие водители решают приобрести прицеп.

Он позволяет увеличить функциональность легкового автомобиля и открывает новые возможности для перевозки грузов. Управление транспортного средства с прицепом требует определенной сноровки. Наша статья поможет разобраться во всех нюансах и особенностях поездки на автомобиле с этим устройством.

Подготовка прицепа

Для безопасного и комфортного вождения машины с прицепом необходимо оценить техническое состояние и исправность последнего. На какие моменты стоит обратить внимание при проверке:

  1. Одинаковое давление во всех шинах.
  2. Надежное крепление прицепа к автомобилю.
  3. Хорошее рабочие состояние амортизаторов. Если они неисправны, то прицеп будет «болтать» на дороге.
  4. Исправные подшипники. Они должны свободно и легко вращаться при прокручивании колес.
  5. Прочное крепление тента и бортиков прицепа.
  6. Фаркоп должен быть смазан графитовой смазкой. Она обеспечит хорошее скольжение соединения и закрепит электрический контакт между прицепом и транспортным средством.
  7. Скорость движения автомобиля с прицепным устройством на асфальтированной дороге не должна превышать 60 км/ч. По грунту разрешено двигаться с ускорением всего 20 км/ч.

Размещение груза в прицепе

Правильное размещение груза в прицепе обеспечит безопасность водителя и прочих участников дорожного движения. В первую очередь необходимо ознакомиться с максимально допустимым весом багажа. Эта информация представлена в техническом паспорте. Сам груз нужно размещать как можно равномернее. Центр тяжести багажа должен находится над осью прицепного устройства. Наиболее тяжелые грузы располагают на дне спецтехники, немного сдвигая их к передней части.

Если длина перевозимых материалов превышает длину прицепа, можно приобрести специальное тяговое устройство. Такое приспособление называется удлинителем дышла. Однако управлять таким автомобилем нужно крайне осторожно, поскольку устройство значительно снижает маневренность.

Грузы, которые не полностью вмещаются в спецустройство и выступают за его пределы более чем на 0.6 метров, должны обозначаться определенными знаками. Кроме этого, необходимо следить за тем, чтобы обзору водителя ничего не препятствовало.

Равномерное и правильное распределение вещей в прицепе обеспечит лучшее управление автомобилем.

Особенности вождения автомобиля с прицепом

Прицепное устройство снижает маневренность легкового автомобиля, делает его более тяжелым и габаритным. Управлять таким транспортным средством становится сложнее. Для избежания аварийных ситуаций водителю с прицепом необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Соблюдать дистанцию. Она должны быть длинее, чем у не груженных транспортных средств, поскольку автомобилю с прицепом требуется больше времени на торможение и разгон.
  2. Совершать обгон разрешается на открытом участке дороги с отличной видимостью. Машина с прицепом набирает скорость медленнее, поэтому перед тем, как объехать автомобиль, нужно быть уверенным в отсутствии машин на встречной полосе. Нельзя совершать обгон на подъемах или перед поворотом.
  3. Нужно быть предельно внимательным и осторожным при движении по бугристой дороге, а также при совершении маневра на крутых поворотах. Прицеп в этих случаях может стать менее устойчивым. Для того, чтобы спецустройство и автомобиль двигались по одной траектории, при наличии колеи необходимо сразу спуститься и ехать по ней.
  4. Если вы заметили, что вас обгоняет большегруз, необходимо снизить скорость и максимально сдвинуться в правую сторону проезжей части. В противном случае прицеп может отбросить в сторону или резко прижать к автомобилю.
  5. Угол поворота машины с прицепом заметно увеличивается — это значит, что для совершения маневра следует оставлять на один-два метра больше запасного места.
  6. Чтобы автомобиль не забуксовал на неровной дороге, необходимо заранее позаботиться о включении пониженной передачи.

Особенности вождения легкового авто с прицепом задним ходом

Несомненно, самым сложным маневром при управлении машины с прицепом является передвижение задним ходом. Нижеприведенные советы пригодятся как новичку, так и водителю со стажем:

  1. Начинать ехать задним ходом нужно лишь в том случае, когда прицепное устройство и автомобиль стоят на одной линии.
  2. Если вы хотите повернуть прицеп вправо, то следует сдавать влево и, наоборот, для разворота спецтехники в левую сторону необходимо крутить руль вправо. Это основа вождения машины с прицепом задним ходом.
  3. Совершая маневр, необходимо двигаться равномерно, без скачков и рывков. Поскольку прицеп не имеет собственных тормозов, в случае резкой остановки он продолжит движение по инерции.

Прицеп — это уникальное транспортное средство, которое помогает перевозить негабаритные грузы. Управление машиной с прицепом имеет свои особенности и правила, следуя которым, вы обеспечите себе безаварийную и комфортную езду. Соблюдая скоростной режим и зная принципы поведения спецтехники при различных маневрах, вы без проблем довезете нужный груз до места назначения.

www.avtobeginner.ru