Секреты музыкального баса. Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.Сабвуферы. Настройка усилителя под сабвуфер


Пошаговое руководство, как настроить сабвуфер в машине своими руками

Благодаря сабвуферу удается получить более качественный звук и насладится хорошей музыкой в полной мере. Правда, для этого необходимо его настроить. В статье дается пошаговая инструкция, как настроить самостоятельно сабвуфер в своей машине.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Инструкция по настройке

Чтобы слушать музыку в хорошем качестве, после покупки сабвуфера нужно знать, как устанавливать и как правильно настроить усилитель в автомобиле. Сначала его следует подключить к усилителю, а затем выставить в ноль все настройки на головном устройстве (ГУ). Далее следует поэтапное выполнение действий по регулировке (aviacopTube).

Этап 1

В первую очередь на усилителе или ГУ следует включить фильтр, обозначаемый LPF, (low pass filter). Благодаря этому фильтру на динамик поступают только низкие частоты. Наиболее популярной является частота в пределах 50-70 Гц. Включение этого фильтра препятствует появлению инфразвука, который может вывести устройство из строя. Выставив частоту ее нужно подкорректировать. Причем если LPF-фильтр есть на ГУ, то лучше настраивать на нем. Иначе регулировку выполнять на усилителе.

Включение фильтра LPF

Этап 2

На этом этапе фильтр переводится на положение HPF для регулировки высоких частот. Выставляется срез в пределах от 70 до 90 Гц. При использовании пассивного деления регулировка фильтров на этом заканчиваются. Если задействовано локальное усиление, необходимо будет настроить динамики с высокими частотами. Для этого фильтр канала для каждого высокочастотника выставляется в положение HPF, при этом частота среза сабвуфера должна быть примерно 2,5 кГц.

Этап 3

Важным этапом является регулировка уровня чувствительности. Обозначается она словами GAIN или LEVEL. Используется эта функция для согласования уровня чувствительности усилителя и ГУ.

В первую очередь на ГУ устанавливается максимальная громкость. На усилителе настройки должны быть выставлены в ноль. Далее регулятор чувствительности следует поворачивать в сторону увеличения. При появлении искаженных звуков нужно вернуть регулятор немного назад.

Корректировка чувствительности на усилителе

Этап 4

Этот этап предусматривает настраивание качества звука. Если при включении акустической системы в сабвуфере возникаю щелкающие звуки, значит, в ней присутствуют какие-то помехи для сигнала. В этом случае нужно проверить, где уложены провода, при необходимости провести их в другом месте.

Если сабвуфер правильно настроен, то басы не должны появляться в задней части салона. Если это не так, нужно подключить устройство в противоположной фазе усилителю. Для этого следует регулятор фазы на устройстве повернуть на 180 градусов. Если отсутствует регулятор, то нужно плюсовой провод подключить на место минусового, а минусовой на место плюсового.

При наличии на головном устройстве процессора, нужно выполнить следующие действия:

  1. В случае, когда во фронтальных динамиках была сыграна нота, а спустя доли секунды она прозвучала на «саб», возникают временные задержки. Чтобы этого избежать, нужно откорректировать задержки по каждому каналу усилителя. Таким образом, фронтальная акустика и сабвуфер будут играть одновременно.
  2. Для того, чтобы водитель хорошо слышал музыку как с левого, так и с правого динамика, нужно установить на левом канале временную задержку.

Далее нужно выключить сабвуфер и запустить музыку. При отключенном сабе необходимо отрегулировать громкость, частоты, эквалайзер, чтобы динамики спереди и сзади при максимальной громкости звучали без искажений. Важно, чтобы трек воспроизводился правильно. Если появились искажения, следует сделать громкость меньше и запомнить место, где было самое низкое звучание в произведении.

Последняя тестовая проверка касается басов. Нужно включить музыку и прослушать басы. Если звучание не нравится, басы регулируются басбутом. При наличии задержки регулятор PHASE поворачивают до получения нужной частоты звучания.

При правильной настройке низкочастотного сабвуфера будет создаваться впечатление, что звуки исходят из середины салона. В этом случае вопрос по настройки акустической системы можно считать закрытым.

Схема оптимального распределения звука

Рекомендации экспертов

Прежде чем приступить к настройкам, рекомендуется прослушать несколько знакомых композиций, запустить тестовый диск. Только убедившись, что музыка звучит неправильно, можно вооружаться отверткой и начинать активные действия по регулировке.

Настраивая звучание, не стоит торопиться. Экспериментируйте с настройками, чтобы добиться звучания музыки, которое будет доставлять вам удовольствие. Правильно настроенный усилитель сабвуфера даст возможность наслаждаться мощным звуком.

 Загрузка ...

Видео «Настройка сабвуферного усилителя»

В этом видео рассказывается, как настроить сабвуфер в машине (автор ролика — Школа Автозвука Сергея Туманова).

avtozam.com

Автозвук своими руками - Настройка усилителя

В первые став обладателем автомобильного усилителя, можно столкнуться с недопониманием в настройке, возникают вопросы: как настроить усилитель под акустику или сабвуфер, для чего нужны разные переключатели, крутилки, кнопочки и как ими пользоваться? Выхода два, обратится к профессионалам или разобраться самому, что не так уж и сложно.

Рассмотрим несколько вариантов настройки усилителя, под разные нужды. На примере 4х канального усилителя Blaupunkt GTA-475. Методы регулировки усилителей могут отличаться, но смысл у них один. Например, в место плавной регулировки среза крутилкой, могут быть фиксированные, переключателем и др.

На панели регулировки усилителя, линия пронзающая верхние регулировки с надписью FRONT, означает, что данными регулировками настраивают фронтальные каналы (передние), регулировки REAR, настраивают каналы к которым обычно подключают задние колонки (тыл) или сабвуфер.

Настройка усилителя в системе из четырех динамиков, без сабвуфера. В данной системе проще всего произвести настройку, фильтр усилителя отключен, так как динамики воспроизводят весь диапазон частот.

- переключатель CROSSOVER SELEKTOR в положении FLAT (фронт, тыл)

- LEVEL в положение 8V (фронт, тыл)

- BASS BOOST на 0dB (фронт, тыл)

На магнитоле выставляем громкость на 80-90%, что бы был запас по мощности, так как некоторые композиции играют громко, а другие наоборот тихо. Хорошо если эквалайзер магнитолы уже настроен, если нет ставим все по нулям или выбираем из списка предустановленных настроек (POP, ROCK, CLASSIC и тд.) исходя из интересов. Включаем музыку и не спеша поворачиваем LEVEL по часовой стрелке до максимального значения, при котором звук максимально громкий и чистый. При необходимости можно добавить BASS BOOSTа.

Настройка усилителя под сабвуфер и колонки. Предположим к фронтальным каналам подключены колонки, а на тыл сабвуфер.

- FRONT - CROSSOVER SELEKTOR в положение HP, регулятор FI PASS в диапазоне от 60 до 80Hz

- REAR - CROSSOVER SELEKTOR в положение LP, регулятор LOW PASS в диапазоне от 65 до 85Hz

- LEVEL на 0, то есть 8V (Фронт, тыл)

- BASS BOOST на 0dB (Фронт, тыл)

Настраиваем чувствительность регулятором LEVEL как в первом случае регулировки усилителя, с одним но, система должна звучать гармонично, по этому чувствительность (фронт, тыл) подстраиваем друг под друга. BASS BOOST, при необходимости и по вкусу.

Настойка усилителя под поканальное усиление. Обычно поканальное усиление применяется для передних колонок, где по отдельности усиливаются динамики (мидбасы) и пищалки.

- Мидбасы воспроизводят весь диапазон, CROSSOVER SELEKTOR в положении FLAT

- Для пищалок включается HP, регулятор HI PASS в положении 250Hz

При использовании продвинутых головных устройств (магнитол), выше перечисленные способы регулировки усилителя, могут не применятся, так как сама магнитола, способна фильтровать частоты и регулировать BASS BOOST, остается только настроить LEVEL на усилителе. 

xn----7sbbce1bhcohohb2cfm1mqa.xn--p1ai

Секреты музыкального баса. Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.Сабвуферы.

05.09.2013

САБВУФЕРЫ.Настройка сабвуферов.

Посмотреть САБВУФЕРЫ у нас в каталоге.

Источник: журнал "Тюнинг автомобилей" (при участии Car&Music), апрель 2012

Про автомобильные сабвуферы в нашем журнале рассказано уже немало - и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. Но один важный вопрос упоминался лишь вскользь - это настройка. К нам нередко приходят письма вроде "я все сделал, а оно все равно как надо не играет". Итак, давайте разберемся, что нужно переключить и подкрутить, чтобы саб заиграл как надо.

Что такое бас вообще?Но перед тем, как сразу же кидаться крутить ручки и щелкать переключателями, давайте немного проясним, а что же вообще представляет собой бас как таковой. Динамик своим колеблющимся диффузором создает чередование сжатий и разрежений воздуха. Принято считать, что среднестатистический человек воспринимает такие воздушные колебания именно как звук, если они происходят с частотами от 16-20 раз в секунду до 14-18 тысяч раз в секунду. То есть, от 16-20 герц до 14-18 килогерц. Так вот, басом считается самый нижний диапазон этих звуковых колебаний — примерно от 20 до 150 Гц. Именно с такими частотами колеблются диффузоры сабвуферов и мидбасовых динамиков. Обычно говорят, что колебания до 50 Гц — низкий бас, 50-100 — средний бас, а 100-150 — верхний бас (хотя деление это весьма условное и приблизительное).ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАДАЧА САБВУФЕРА - НЕ ПЕТЬ ГОЛОСОМ, А ВОСПРОИЗВЕСТИ ЛИШЬ САМЫЕ НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ. МУЗЫКУ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ОСНОВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ФРОНТАЛЬНЫЕ ИЛИ ВМЕСТЕ С ТЫЛОВЫМИ), А САБ - ЛИШЬ ПРИДАВАТЬ ЗВУКУ НЕОБХОДИМУЮ МАССИВНОСТЬ И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬКСТАТИНастраивая бас, полезно знать, какая область частот в звуке за что отвечает. Для примера возьмем ударную установку: область частот в районе 40 Гц определяет глубину и мягкость удара, в районе 63 Гц — увесистость, тяжесть удара, область около 80 Гц — твердость удара. В звуке бас-гитары или контрабаса частоты в области 40 —50 Гц определяют массивность инструмента, а в области 100 Гц — плотность, упругость баса.

Что мы слушаем?Но физика процесса, давайте теперь посмотрим на все это дело с музыкальной стороны. Для начала возьмем рэп, хип-хоп или дабстеп. Чернокожие парни особенно любят низкий, утробный бас на грани инфразвука, заставляющий вибрировать все потроха. Так вот, такой „кишкотряс" — это звуки с частотами в районе 30-50 Гц. Возможно, вы удивитесь, но это, пожалуй, единственные жанры, которые требуют полноценного воспроизведения столь низких частот, во всех остальных музыкальных жанрах такой глубокий бас не несет какой-то серьезной информативности.Например, если взять музыку с „живыми" инструментами, то в ней практически вся информативная составляющая и энергетика баса сосредоточена в области частот выше 40 Гц. К примеру, бас-гитара. Звук ее струн состоит не только из основных тонов, но и из обертонов — гармоник от основного тона, которые имеют более высокие частоты. Именно по их характеру мы и отличаем звучание, например, бас-гитары Маркуса Миллера от, скажем, бас-гитары Клиффа Бертона, даже если они попытались бы наиграть одну и ту же мелодию в одинаковой тональности. Именно обертона имеют в звуке большинства инструментов самую высокую информативность. Или взять, к примеру, динамичную электронную музыку — бодрый клубнячок. Классика хауса и транса — это звук драм-машин Roland TR-909 и TR-808, и их частотный спектр тоже лежит отнюдь не в самой глубокой басовой области — 40-100 Гц.

ЕСЛИ САБВУФЕР БУДЕТ ПЛОХО СОГЛАСОВАН С МИДБАСОМ, ПРОИЗОЙДЕТ „РАСЛОЕНИЕ" БАСА, ЗВУЧАНИЕ ПОТЕРЯЕТ И ДРАЙВ, СОЧНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ. ЕСЛИ ЭТО „ЖИВОЙ" ИНСТРУМЕНТ, ТО ПОСТРАДАЕТ НАТУРАЛЬНОСТЬ ЕГО ЗВУЧАНИЯ. В ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКЕ МЫ ПОЛУЧИМ НЕ ПЛОТНЫЙ БАСОВЫЙ РИТМ, А ЛИБО ВЯЛОЕ УХАНЬЕ, ЛИБО НАПРОТИВ - ГУЛКУЮ КОЛОТУШКУ, ОТ КОТОРОЙ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ НАЧНЕТ БОЛЕТЬ ГОЛОВА. В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ САБ БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ВООБЩЕ ИГРАЮЩИМ ОТДЕЛЬНО, КАК БЫ САМ ПО СЕБЕ.

Первый этап: включаем фильтр нижних частотИтак, нам нужно в сигнале сабвуфера ослабить средние и высокие частоты, и оставить лишь низкие. Это умеет делать частотный фильтр, в данном случае — фильтр нижних частот (ФНЧ, он же Low Pass Filter, обозна чается как LPF или просто LP). Он пропускает все, что ниже частоты настройки и ослабляет все, что выше. Таким фильтром может быть оснащено, к примеру, головное устройство, усилитель, или же он может быть и там, и там одновременно.

 

Второй этап: выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфераТеперь найдите регулятор, отвечающий за частоту настройки фильтра. В усилителе — это обычная „крутилка", обозначается как Frequency или что-то в этом роде. Выставьте ее пока на частоту 80 Гц. При такой настройке на сабвуфер беспрепятственно будут проходить только низкие частоты, а все что выше 80 Гц, будет заметно ослабляться. Отыщите другую „крутилку" — чувствительности (может обозначаться как Level или Gain), отрегулируйте ей громкость сабвуфера относительно основных динамиков. Не переборщите с уровнем, саб не должен перекрикивать все остальное!

ЕСЛИ УРОВЕНЬ САБА БУДЕТ СЛИШКОМ ВЕЛИК, ТО БАС ПОТЕРЯЕТ В СВОЕЙ НАТУРАЛЬНОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ „ЖИВЫХ" МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ), ЧЕТКОСТИ И УПРУГОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ ЛЮБОЙ МУЗЫКИ). ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ „КИШКОТРЯСНОЙ" И „ВОЛОСОШЕВЕЛИТЕЛЬНОЙ" ЭЛЕКТРОНИКИ, ВСЕ РАВНО " УМЕРЬТЕ СВОЙ ПЫЛ, МНОГО ПЛОХОГО БАСА - ЭТО ХУЖЕ, ЧEM В МЕРУ ХОРОШЕГО.

Третий этап: подбираем полярность включения сабвуфераСуществует распространенное, но ошибочное мнение, что динамики можно подключать только строго соблюдая полярность, обозначенную на усилителе, мол, плюс к плюсу и минус к минусу. Иначе они будут работать якобы „не в ту сторону" и быстро выйдут из строя. На самом же деле диффузор динамика всегда ходит одинаково и в „плюс", и в „минус" относительно своего положения покоя, а полярностью подключения всего лишь определяется, в какую сторону он пойдет „сначала", а в какую „потом". Это, понятное дело, никак не сказывается на самочувствии динамика, но зато сказывается на его звучании. Так что на этом этапе мы будем определять правильную полярность включения сабвуфера.

Поставьте музыку, в которой есть хорошо различимые низкочастотные инструменты и постарайтесь выбрать такой вариант подключения саба, при котором он будет максимально сливаться своим звучанием с основной акустикой, будет максимально четким и собранным. Поскольку звуковая картина с передних и задних сидений будет отличаться, вам придется побегать: поменяли на сабвуфере полярность — сели за руль послушали, потом опять к багажнику: поменяли, послушали, выбрали лучший вариант. Помните, что слушать нужно при закрытых дверях.В идеале не должно быть слышно, что бас идет сзади. Когда вы сидите впереди, должно создаваться впечатление, что басят передние, основные динамики. Если добиться такого цельного и слитного звучания не получается, то, возможно, вы немного перестарались с громкостью сабвуфера (в этом случае просто убавьте чувствительность на усилителе), допустили какие-то промахи при изготовлении корпуса (он издает паразитные призвуки) или у вас просто что-то дребезжит в багажнике (эти звуки, кстати, не обязательно должно быть отчетливо слышны, они могут успешно маскироваться сабвуфером).

Четвертый этап: регулируем сабсоник

Многие басовые усилители оснащены так называемым „подтональным фильтром", сабсоником. Это на самом деле обычный фильтр верхних частот, который ослабляет в сигнале все, что ниже частоты его настройки, то есть убирает самые-самые низкие частоты. Вот тут, наверняка, может возникнуть вопрос — зачем он нужен, разве ж саб не предназначен для того, чтобы воспроизводить нижние частоты?Просто все дело в том, что чем ниже частота, тем выше ход у динамика, и на сверхнизких частотах он может оказаться настолько большим, что там недалеко и до порванного подвеса, изломанного диффузора или заклинившей звуковой катушки. Мне нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда диффузор сабвуфера ходит ходуном, а бас при этом вялый и гулкий. И напротив, действительно громкий, сочный и упругий бас зачастую может издавать сабвуфер, диффузор которого вроде бы едва шевелится. А ведь мы уже говорили, что в реальной-то музыке частот ниже 30 Гц практически нет, причем даже в самом забойном гангста-рэпе. А посему мы можем ослабить малоинформативные сверхнизкие частоты абсолютно без ущерба для музыки. Будучи же освобожденными от них, сабвуфер заиграет гораздо лучше — он будет басить четче иупруже, повысится предел максимальной громкости. Настройте сабсоник на частоту около 20 Гц. Если вы любите очень громкий бас, то можете поднять его настройку до 30, а в экстремальных случаях и вовсе до 40 Гц. Не переживайте, вы при этом нисколько не потеряете в сочности и мясистости баса, зато сохраните динамик целым. Кстати, если у вас сабвуфер в корпусе с фазоинвертором, то сабсоник вообще из разряда must have. Дело в том, что в закрытом корпусе объем воздуха, заключенный внутри, придерживает динамик и не дает ему слишком разбалтываться. А вот в фазоинверторном это происходит только выше частоты настройки порта, а на более низких частотах диффузор болтается практически ничем не сдерживаемый, и очень быстро доходит до своих физических пределов хода со всеми, как говорится, вытекающими.

Пятый этап: „сращиваем" звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательноНа этом этапе настройки вам предстоит найти оптимальную частоту настройки фильтра нижних частот (ФНЧ, LPF, LP) и громкость сабвуфера. Эти две регулировки всегда нужно выставлять в комплексе. Принцип примерно такой:

  • Если мы уменьшаем частоту среза LP и одновременно увеличиваем громкость, то бас при этом становится более мягким и глубоким. Но если перестараться, то может получиться эффект, когда фронт басового удара отделится от самого низкочастотного наполнения — саб будет звучать как бы сам по себе.
  • Если увеличиваем частоту среза LP, то бас становится жестче, приобретает большую ударность. При этом громкость нужно убавлять, иначе можно получить чрезмерную „колотушечность", и это будет уже не бас, а долбежный гулкий звук как палкой по пустой бочке, этого нам тоже никак не нужно. В хорошо настроенной системе сабвуфер не должен восприниматься играющим отдельно. Он должен сливаться с звучанием основной акустики так, будто это басит она. Старайтесь добиться, чтобы инструменты звучали наиболее естественно. И тогда вы сможете с уверенностью сказать: „Да, у меня в машине очень хороший качественный бас".

ЧТО ДАЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ ФИЛЬТРА ВЕРХНИХ ЧАСТОТ В ОСНОВНЫХ КАНАЛАХ?

Если вы просто добавляете сабвуфер в штатную систему, то все, чем вы располагаете для настройки — это лишь регулировки на нем самом (точнее, на сабвуферном усилителе). Если же у вас более развитая система, в которой от усилителя работают и основные каналы, то наверняка кое-какие регулировки есть и в нем.

 

В данном случае нам нужен фильтр верхних частот (ФВЧ, Low Pass Filter, LPF, LP). Работает он, как вы наверное уже поняли, прямо противоположно фильтру нижних частот — пропускает все, что выше частоты настройки и ослабляет все, что ниже.Если вы его включите, то ослабите в сигнале для основных динамиков самый низкий бас. И неважно, что небольшие 6,5-дюймовые мидбасы (или какие у вас там) и без того низкий бас толком не воспроизводят, будучи освобожденными от низкочастотных сигналов, динамики заиграют намного легче, в звуке появятся упругость и четкость, уйдет гудение и призвуки двери, срастить звучание мидбасов с сабом станет намного легче.Если вам доступна настройка ФВЧ в основных каналах, то настройте сначала этот фильтр, не включая сабвуфер. Слишком высокая частота настройки лишает звук основательности, весомости, а при слишком низкой ходу диффузора может быть слишком большим. Найдите компромисс, при котором диффузоры динамиков будут иметь небольшой ход, но при этом еще не пропадет басовитость. После этого приступайте к настройке сабвуфера.

ЕСЛИ ДИФФУЗОР ХОДИТ ХОДУНОМ, ЧУТЬ ЛИ НЕ ВЫПРЫГИВАЯ ИЗ ДИНАМИКА, ТО ЭТО, ВООБЩЕ-ТО, ЕЩЕ НЕ ПРИЗНАК КРУТОСТИ. ЧАСТО КАК РАЗ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ.

Многие усилители оснащены фазовращателем. Он нужен для более точного согласования звучания сабвуфера и мидбасовых динамиков. На этапе номер 3 мы подобрали наилучшую полярность включения простым перекидыванием проводов на клеммах сабвуферного динамика. Это, по сути, соответствует крайним положениям фазовращателя, которые обозначаются как "0" и "180 градусов". Сам же фазовращатель позволяет выставлять еще и промежуточные значения. Вы можете воспользоваться им при финишной настройке системы.

ЧАСТАЯ ОШИБКАМногие ставят сзади одновременно овальные динамики и сабвуфер, наивно полагая, что, мол, чем больше, тем лучше. Это ошибочное суждение. Овалы, если их грамотно установить, сами по себе достаточно басовиты, так что получается, что они будут воспроизводить одновременно с сабом один и тот же участок звукового спектра. Но делать то они это будут по-разному (не станем сейчас вникать в детали, виной тому в разнице фазовых, импульсных характеристик), и в итоге получится как в той поговорке: кто в лес, кто по дрова. Получите ли вы при этом нормальный бас? Конечно же, нет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

 

Из реальных, неэлектронных ударных инструментов самый глубокий бас дают японские барабаны Тайко. Тайко по-японски означает „большой барабан, который наполняет воздух ударами, похожими на раскаты грома и нежное журчание ручейка одновременно". Не лишено романтизма, однако.

 

Самый глубокий бас вообще из всех реальных инструментов может дать орган. Этот инструмент может звучать не просто в слышимом диапазоне, но и даже в инфразвуке.

КАКУЮ МУЗЫКУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ НАСТРОЙКИ САБВУФЕРА?

Для настройки подберите музыку с хорошо записанным басом. Но это должен быть не электронный бас, а какие-нибудь „живые" инструменты. Когда вы будете их слушать, вам будет легче представить их, а это значит, что вы сможете настроить систему точнее. Один из самых каверзных и сложных инструментов для любой аудиосистемы — это контрабас. Даже если вы не слушаете такую музыку, настроив систему по записям контрабаса, вы можете быть уверенными, что все остальное уж точно отыграет как надо. Хороший пример — диски Superbass и Superbass II, записанные студией Telarc.

 

Посмотреть САБВУФЕРЫ у нас в каталоге.

Все новости >>

sale.tomsk.ru

Настройка усилителя - как настроить усилитель в машине под сабвуфер

Вы приобрели автомобильный усилитель и сомневаетесь, как быть? Подключить его самостоятельно, сэкономить деньги и приобрести новый опыт, или же обратится к специалисту по автозвуку? Настройка усилителя совершенно не сложная процедура, которую без особых проблем можно провести самому. Надо только вникнуть, какие функции выполняют различные кнопочки, переключатели и регулировочные колесики. Разобраться, как осуществляется настройка усилителя под сабвуфер и под простую четырехканальную систему, проще простого.

Принципы настройки разных усилителей одинаковы, но могут отличаться различным исполнением управления системой (кнопочки, крутилки, переключатели).В нашем примере, рассмотрим прибор известного производителя Blaupunkt, модель GTA-475.

В верхней части данной модели располагаются регулировочные механизмы, соединенные белой линией, с надписью FRONT. Они отвечают за регулировку передних динамиков.Ниже, аналогично, расположены регулировки с обозначением REAR, отвечающие за тыльные динамики или сабвуфер.

Аудиосистема из четырех динамиков без сабвуфера

Настройка автомобильного усилителя в этой конфигурации наиболее проста. В данном случае, нет необходимости прибегать к частотному фильтру, так как динамики звучат во всех диапазонах.Порядок действия:— Переключатель фильтра (Crossover selector) в положении AP(фильтр отключен)— Уровень мощности (Level) фронт и тыл выставляем на 8V, что означает 0— Усилитель басов (Bass boost) ставим 0dB— На магнитоле ставим уровень звука 80-90%, настройки эквалайзера сбрасываем на ноль, или выставляем предустановки по предпочтению (ROC, POP, FLAT).— Слушаем музыку и выкручиваем Level до максимальной громкости, при которой звук будет чистым— При желании, можно увеличить Bass boost

Аудиосистема с сабвуфером

Рассмотрим, как настроить усилитель для сабвуфера. В нашей системе динамики подключены к FRONT, сабвуфер к REAR.Прядок действий:— Crossover selector FRONT выставляем в HP. Задаем диапазон 60-80Hz c с помощью FIPASS— Crossover selector REAR выставляем в LP. Задаем диапазон 65-85Hz с помощью LOW PASS— Level фронт и тыл ставим на ноль (8V)— Bass Boost выставляем 0dB— Далее делаем все, как при настройке системы в конфигурации без сабвуфера, подстраивая фронт и тыл регулировкой Level, друг под друга, для гармоничного звучания— При необходимости можно добавить BASS BOOTS.

Усиление звучания по отдельным каналам

Рассмотрим, как настроить усилитель в машине для поканального усиления.— Crossover selector выберем позицию FLAT, при этом среднечастотные динамики воспроизводят весь диапазон.— Регулятором HI PASS выставляем 250Hz при включенном HP для высокочастотников.

Как видите, настройка автоусилителя дело не хитрое. Следует иметь в виду, что в продвинутых магнитолах, достаточно настроить Level для всех выше перечисленных примеров. Все остальное настраивается автоматически.

emex52.ru

Как настроить усилитель

"Как настроить усилитель"

​Как правильно настроить автомобильный усилитель? Расскажу про настройку автомобильного усилителя поэтапно. Принцип настройки усилителя.

Настраиваем мидбас.

Необходимо обратить внимание, что твитеры нужно будет отключить, и если установлен сабвуфер, то и его тоже, либо с головного устройства, или вручную. Мидбасы сверху не подрезаем фильтрами.Наш тракт разбиваем на две части:1. Головное устройство;2. Усилитель.Каждая из этих частей тракта вносит в сигнал свои искажения, в том числе и искажения по ограничению сигнала (КЛИППИНГ). По этому нам, для конечной точной настройки согласования головного устройства и усилителя этот процесс следует начинать с определения их возможностей . Мы не станем ориентироваться на отвлечённые понятия о положении максимума..., или столько то процентов от максимально допустимого...Настройка производится с помощью трека 315 Гц.Нам потребуется настроечный (тестовый) диск Denon Audio Technical CD.Скачать диск можем тут:

Код:

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2258371 Нам потребуются следующие треки:

46. 40Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30)48. 315Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30)50. 3149Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30) - купольные твитеры51. 6301Hz Sine Wave (0 dB L+R) (0:30) - рупорные твитеры

Зелёным для САБВУФЕРАКрасным для МИДАСиним для ТВИТЕРА

Для записи диска, скачиваем с интернета программу Burrrn.

Вы можете сами создать необходимые синусы при помощи программы SoundForgeAudioStudio, но при этом обязательно нужно обратить внимание, что бы их уровень был НОЛЬ дБ.

Обращаю Ваше внимание, что длительно динамики на тестовом синусе не прослушивать!!!

- Регулятор Gain (Level) на усилителе устанавливаем против часовой стрелки в минимум . Этим мы предотвращаем возможность внести им искажения по ограничению сигнала.Все дополнительные (выставленные нами) настройки на ГУ отключаем !!!-Ставим трек с частотой 315 Гц (по диску дорожка №48) и регулируя ручкой громкости определяется тот уровень усиления сигнала, когда ступенчато появится тон в районе 1 кГц (1000 Гц). Это будет тот уровень, выше которого крутить ручку просто нет смысла, так как дальше уже просто идут одни искажения. Ориентироваться всё же нужно не на этот уровень (уже слышимые искажения), а на шаг или два ниже, регулятора громкости, в зависимости от сетки шага регулировки уровня на головном устройстве.

Если в процессе определения максимально возможного чистого уровня сигнала с ГУ , где-то будут появляться частично подтональное изменения тона частоты 315 Гц, то это повод задуматься о качестве ГУ.

Всё! С максимально возможным чистым (с минимум искажений) уровнем усиления головного устройства разобрались, и можно будет переходить к согласованию выявленного максимального уровня выходного сигнала головного устройства (ГУ) с уровнем усиления, которое может обеспечить усилитель.- Ставим так же трек с частотой 315 Гц, и ручку уровня громкости ГУ устанавливаем в положение, которое уже выяснено на первом этапе настройки, и изменяя положение регулятора GAIN (Level) усилителя находим тот уровень максимально возможного (чистого) усиления сигнала усилителем, без искажений, который способен выдать данный усилитель. Ориентируемся опять по появлению слышимого перехода на частоту в 1 кГц (1000 Гц).

Напоминаю! Длительно не использовать синусоидальные сигналы, во избежании механического повреждения динамика!!!

Вот теперь Головное устройство и Усилитель согласованы между собой. !!!

А происходило следующее.Вот пример графика зависимости искажений от мощности. Видим, что до 100 ватт искажения были в пределах 0.01%, а после 100 ватт резкий скачок вверх. Это мы и слышим на представленных видео.

Следующее, настраиваем громкость головного устройства на максимальное значение громкости без искажений, уже в согласованном тракте.

Настраиваем твитер.

Твитеры, в большинстве своём, громче мидбасов. Точнее даже не так. В связи с особенностями их установки и направления они громче. По этому их Мы подгоняем по уровню громкости под мидбасы.

Можно так же по синусоидальному треку 3149 Гц (по диску дорожка №50) для купольных твитеров и по треку 6301Hz (по диску дорожка №51) для рупорных твитеров. И по выше описанной методике весь процесс повторяем. Но без полного понимания процесса (что мы в итоге делаем) возможен выход твитеров из рабочего состояния! Так как максимальные искажений сигнала, как правило, приходятся на их диапазон.

Для настройки купольных твитеров ставим фильтр второго порядка в районе 2,5 - 3 кГц, а для рупорных твитеров ставим фильтр второго порядка в районе 5-6 кГц. Что бы избежать повреждения твитеров.

Настраиваем сабвуфер.

Берём синусоидальный трек 40 Гц (по диску дорожка №46) и по описанной выше методике для мидбасов согласуем сабовый усилитель с головным устройством.

При наличии дополнительного оборудовании возможно согласовывать и без звука.Пример такой настройки:

Искажения синуса 1 кГц 0,03% ссылка для прослушивания

Код:

http://music.privet.ru/user/eterskov/file/310328286?backurl=http://music.privet.ru/user/eterskov/album/310327806

Искажения синуса 1 кГц 3% ссылка для прослушивания

Код:

http://music.privet.ru/user/eterskov/file/310328814?backurl=http://music.privet.ru/user/eterskov/album/310327806 Тут я на простом анализаторе спектра показал, что уже появляется вторая гармоника

Искажения синуса 1 кГц 10% ссылка для прослушивания

Код:

http://music.privet.ru/user/eterskov/file/310329118?backurl=http://music.privet.ru/user/eterskov/album/310327806 Третья гармоника

На музыке.

Искажения 0,03% на музыке, ссылка для прослушивания

Код:

http://music.privet.ru/user/eterskov/file/310332574?backurl=http://music.privet.ru/user/eterskov/album/310327806 Искажения 10% на музыке, ссылка для прослушивания

Код:

http://music.privet.ru/user/eterskov/file/310333070?backurl=http://music.privet.ru/user/eterskov/album/310327806 Набор синусов в формате wav

Код:

http://www.asalab.net/node/56

clippu.net

Как настроить усилитель (моноблок) для сабвуфера своими руками.

Всем привет, в этой статье речь пойдет о грамотной настройке моноблока или усилителя , который воcпроизводит ваш сабвуфер. Настройка не так сложна, как кажется на первый взгляд.На каждом усилителе есть несколько «Крутилок». Это и есть основные настройки . О них и пойдет речь.

1) Параметр который есть на всехусилителях называется GAIN или он же Level. На простом языке это громкость вашего сабвуфера. В некоторых усилителях комплектуется отдельный регулятор громкости.

2) Фильтр LPF.

Этот фильтр отвечает за срез ВЫСОКИХ частот например от 50 Гц  до 40000 ГцЧасто этот параметр выставляют на 70-90 Гц. (То есть если выставить на 70 Гц, то ваш сабвуфер не будет забираться выше 70 Гц)

3) Фильтр SUBSONIC .

Этот фильтр Срезает все низкие частоты. Ваш сабвуфер не играет ниже 15 Гц. Вернее он играет(без сабсоника) , но человек этих частот просто не слышит, а Моноблок забирает энергию на воспроизведение этих не эффективных в нашем случае частот. Да и не каждый сабвуфер готов воспроизводить частоты ниже 20гц без последствий.

Например наш сабвуфер запилен в короб с настройкой 35 Гц. Я бы сделал срез на 10 Гц ниже.  Выставил параметр на 25 Гц. Получается что мы срезали все частоты от 0 до 25 Гц ( сабвуфер не будет их воспроизводить , а Моноблок перестает тратить бесполезную энергию) В отдельном случае сабсоник режут на 10 а то и 15 Гц, Это любители мощных аудиосистем, и с ураганом в салоне.

4)Phase — это параметр переключения фаз.

Предположим Сабвуфер начинает свою работу с первого движения вверх или вниз. Phase переключает первое движение ВВЕРХ или ВНИЗ.

Нужен он для подключения сабвуферов в мостовом режиме через несколько моноблоков. (в одном коробе 2 сабвуфера, каждый подключен к своему моноблоку.  Параметр фаз выставляем на двух моноблоках так, чтобы сабвуферы начинали свое движение в ТАКТ друг с другом.

5) Параметр BASS BOOST.

Самая любимая «крутилка» неопытных любителей громкого басса. Они выставляют ее на MAX и радуются «Искаженному» пердежу (Прошу прощения, но по другому я это назвать не смогу)Bass boost это усилитель басса, но мало кто знает что при повышении низких частот усилитель теряет свой КПД и начинает воспроизводить грубые искажения .

Сабвуфер принимает эти искажения в виде хрипа и залипания, и получается КЛИП сабвуфера. А КЛИП разрушает сабвуфер. То же самое касается любых усилителей баса этого параметра на различных магнитолах, и других устройств типа смартфонов , планшетов и тд.

BASS BOOST это вред вашим динамикам!Всегда выставляем этот параметр на MIN

Всем громкого Басса!

xn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai

Настройка автомобильного усилителя под сабвуфер. Настройка усилителя в автомобиле — практические советы

 

Автомобильные усилители звука бывают нескольких видов

Двухканальный усилитель для автомобиля предполагает подключение двух фронтальных или двух тыловых динамиков. Также используется для подключения сабвуфера. Очень редко подключают 4 динамика.

Четырёхканальный автомобильный усилитель звука даёт возможность подключить два передних и два задних динамика. Возможен другой вариант: в два канала — два динамика, а два других канала соединены мостом к сабвуферу. В случае с сабвуфером трудно добиться хорошего звукового давления. Предпочтительнее использовать два двухканальных усилителя.

Если прибор пятиканальный, четыре канала предназначаются для динамиков, а пятый — для сабвуфера. Как и в предыдущем варианте, при подключении сабвуфера на воспроизведение низких частот будет уходить большая часть мощности усилителя. Её может не хватить для средних и высоких частот. Пятиканальный усилитель — хороший вариант для нетребовательных к уровню громкости слушателей.

Моноблок — усилитель с одним каналом для сабвуфера.

На усилителях для автомобиля разъёмы объединяют в группы в зависимости от предназначения:

1. Силовые разъёмы (питание).

1.1 Три контакта, обозначенные — +12V. Подается питание от плюсовой клеммы аккумулятора. Питающий провод не должен быть тонким. На расстоянии 40 см (или меньше) от аккумулятора желательно установить предохранитель. Он предназначен для защиты электропроводки автомобиля.

1.2 REM. Подключается управляющий провод от головного устройства (магнитолы). Межблочный провод обычно имеет третий тоненький проводок, который и используется как управляющий. Нужен для того что бы усилитель включался и выключался вместе с головным устройством.

1.3 GND(земля), подключается на массу автомобиля. Провод должен иметь сечение не меньше питающего и быть как можно короче.

2. Разъёмы для акустических систем (динамики или сабвуфер). Подключаются провода от динамиков. Важно подключить контакты“+” и “-“ на усилителе к соответствующим контактам “+”, “-“ на динамиках. Как подключить сабвуфер мостом на два канала? Один провод от сабвуфера подключаем к положительной клемме одного канала на усилителе, а второй провод от сабвуфера к отрицательной клемме другого канала усилителя. Свободные положительную и отрицательную клеммы на усилители соединяем коротким проводом между собой (требуется не для всех усилителей, смотрите инструкцию).

3. Линейный вход (lineinput), иногда есть ещё выход (output). Представляет собой разъёмы стандарта RCA («тюльпаны»), предназначен для подключения к линейным выходам головного устройства через межблочный кабель. Если есть линейные выходы, то их используют для подключения еще одного усилителя.

Инструменты и материалы для установки усилителя в машину

Усилитель;

Межблочный кабель;

Питающий провод, достаточно длинный и небольшой отрезок для подключения к массе;

Провода для динамиков. Те, что идут в комплекте с динамиками обычно не подходят, так как очень тонкие;

Отвёртка;

Набор шестигранников, нужны для некоторых усилителей;

Кусачки для проводов;

Нож;

Саморезы для крепления усилителя.

Установка усилителя для автомобиля

Выбираем место в машине. Там должна быть хорошая вентиляция — усилитель довольно хорошо греется. Также место должно давать возможность в дальнейшем добраться до усилителя для настройки.

Крепим усилитель с помощью саморезов или болтов.

Крепим основной предохранитель двумя саморезами возле аккумулятора.

Протягиваем к усилителю все провода (динамики, межблочный провод, питание) и подключаем их. Следует заметить, что силовой провод лучше вести подальше от проводов динамиков и межблочного провода, чтобы минимизировать помехи.

Подаем питание на головное устройство, усилитель. Проверяем на наличие замыканий. На большинстве усилителей есть светодиод, сигнализирующий о проблемах. Если он горит зеленым или голубым, то все в порядке. Если красным – значит, что-то неправильно подключено или коротит на массу. Если два провода, идущих к динамику, замыкают между собой (например, на клеммах динамика), также срабатывает защита. В более дешёвых усилителях защиты может не быть, поэтому следует тщательно всё проверять перед подачей питания.

 

 

Настройка усилителя в автомобиле — практические советы

 

 

Впервые задумавшись об установке на автомобиль качественной акустической системы, пользователь обычно приходит к покупке отдельного усилителя. Все дело в том, что только использование усилительной техники в состоянии обеспечить должное качество звучания и выходную мощность сигнала. Однако, после приобретения довольно часто наступает разочарование, так после установки и подключения система требует и правильной настройки. Для этого можно как воспользоваться услугами специализированных магазинов и сервисных центров, так и настроить аппаратуру собственными силами. К слову сказать, последнее вовсе не сложно.

Настройка усилителя в автомобиле подразумевает установку правильной чувствительности на входах и выходах, настройке необходимых частот среза для акустики и перестройка звукового процессора (если таковой имеется). Для примера настройки мы будем использовать 4-х канальный усилитель Rockford Fosgate R300-4:

Настройка усилителя на примере

Хотя зависимо от модели порядок настройки и может отличаться, но не существенно.Органы управления.

Настройка усилителя передняя панель

Взглянем на панель настройки нашего усилителя. По бокам видим два светодиодных индикатора – это индикаторы включения и защиты (левый горит (зеленая лампочка), когда усилитель включен, правый (красная лампочка) – при срабатывании защиты, когда происходит автоматическое отключение). Далее следует переключатель дя выбора уровней усиления Punch Bass – с его помощью можно устанавливать уровни усиления 0, +6 или +12 дБ при частоте 45 Гц. Рядом с ним располагается переключатель для регулирования частоты среза фильтра нижних частот (ФНЧ) в пределах от 50 до 250 Гц. Тут же находится переключатель для выбора используемого фильтра LP-AP-HP, при помощи которого можно выбрать необходимый фильтр (в положении LP работает ФНЧ, в положении HP – ФВЧ, в положении AP фильтры отключены). Около данных переключателей находятся установки для регулирования уровня громкости.

Настройка усилителя – коэффициент усиления.

 

Начнем с настройки необходимого коэффициента усиления для аппаратуры, так как именно от выбора этого показателя будет в дальнейшем зависеть не только громкость, но также качество звучания и соотношение сигнал/шум на выходе. Для качественной и правильной настройки следует выполнить следующий перечень операций:

Установите на минимум все переключатели на усилители (крайнее левое положение, за исключение переключателя фильтров, здесь необходимо выбрать положение AP – для отключения фильтров).После этого включаете воспроизведение композиции на магнитоле (желательно использовать один трек – так проще всего избежать перепадов громкости в разных композициях).Начинаем добавлять громкость на магнитоле до тех пор, пока в колонках не появятся явные искажения. При достижении эффекта можно слегка приглушить звук – до пропадания искажений (обычно достигнутое положение регулятора составляет 80-90 % от максимального).Начинаем увеличивать коэффициент усиления нашего усилителя (делаем это при помощи регулировок громкости для задних и передних колонок) до тех пор, пока не достигнем необходимого уровня громкости.После выполнения данной операции убираем громкость на магнитоле до начального уровня, при этом оставив регулировки на усилителе в достигнутом положении.

После произведения настройки коэффициента мощности для усилителя можно по желанию подстроить уровень усиления басов (для этого воспользоваться переключателем 0-12дБ, подобрав на нем положение соответственно вашим предпочтениям).Настройка автомобильного усилителя для поканального усиления.

Для настройки поканального усиления (обычно используется для фронтальных динамиков, где отдельному усилению подвергаются пищалки и мидбасы) необходимо воспользоваться переключателем выбора фильтров для нужной группы динамиков (FRONT или REAR). Если установить его в положение AP, то весь диапазон частот будет воспроизведен мидбасами, если HP – пищалками.

В инструкции прибора, как правило, есть описание включения прибора. Определитесь с диапазоном частот или каналом, в котором вы собираетесь работать. В инструкции на антенну приведен диапазон частот, в котором данная антенна может работать и соответственно может быть настроена. Отключите дополнительный усилитель, если таковой имеется. Перед началом измерения КСВ прибор нужно откалибровать, если этого требует данная модель прибора. Выставляем нужную частоту на радиостанции или канал, на котором будет преимущественно работать рация. Переводим переключатели прибора в режим калибровки, согласно инструкции, включаем радиостанцию на передачу и выставляем максимальное значение на шкале прибора ручкой калибровки. Калибровку нужно производить при каждом изменении параметров антенны.

Важно помнить, что рабочая мощность КСВ-метра должна быть выше выходной мощности радиостанции!

Переводим переключатели прибора в режим измерения КСВ согласно инструкции. Включаем рацию на передачу на минимальное время и смотрим по шкале прибора значение КСВ. Если значение КСВ лежит в пределах 1.1 – 1.3 вам повезло и дальнейшая настройка антенны не требуется, но так бывает редко. Чаще значение КСВ будет далеко от идеального. Берем бумагу и ручку и записываем полученное значение. Далее переключаем частоту радиостанции с кратностью 10 каналов вверх или вниз. Предположим, что при увеличении частоты значение КСВ начинает уменьшаться. Для приведения КСВ в норму следует выдвинуть штырь антенны. Для этого нужно открутить винт крепления штыря  к катушке и выдвинуть его не небольшое расстояние. Проверить значение КСВ, как это было описано выше. Повторить процедуру до получения минимального значения КСВ. Не забывайте каждый раз хорошо фиксировать штырь антенны в катушке после изменения его длины. Если не удается добиться приемлемых результатов, вам следует выбрать рабочий канал в более высоких сетках частот.

В случае, если значение КСВ падает при уменьшении частоты следует укоротить длину антенны. Это делается способом  описанным выше. Если штырь антенны максимально задвинут в катушку, а минимального значения КСВ добиться не удается, следует физически обрубить штырь антенны. Прежде, чем это делать следует изменением частоты передачи рации найти частоту или канал, на котором значение КСВ будет минимальным. Следует отвести частоту вверх и вниз на несколько каналов и убедиться, что КСВ начинает увеличиваться. Укорачивать антенну следует аккуратно — 0,5 – 0,7см за раз, так как, обрубив слишком много, вы можете проскочить нужное значение рабочей частоты.

Добившись минимального значения КСВ (для некоторых антенн он может достигать 1,5-1,6), следует проверить диапазон частот, в котором может работать на передачу ваша радиостанция. Сдвигая диапазон частот вверх и вниз нужно запомнить частоты или название каналов, за пределами которых значение КСВ превышает допустимую норму 2,0 – 2,2. Работа на передачу при таких значениях КСВ может привести к выходу из строя вашей радиостанции или усилителя.

Несколько полезных советов.

Антенну следует настраивать только на ее постоянном месте нахождения.Не следует укладывать кольцами свободный кабель внутри вашего автомобиля. Постарайтесь уложить кабель не скручивая.При настройке антенны значение КСВ больше 5,0 – это свидетельствует об обрыве кабеля или катушки антенны.Значение КСВ 2,1 – 5,0 – неисправность антенны, плохое заземление, неправильная установка или антенна другого частотного диапазона.Значение КСВ 1,6 – 2,0 – плохие контакты в разъемах, потери в ВЧ-разъемах, либо требуется согласование фидерного тракта.При установке антенны на «гронду» (крепление на желоб) проконтролируйте, чтобы был хороший контакт с кузовом автомобиля.

http://www.cbgrad.ru/catalog/statiya/index.php?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=55147http://bass-auto.ru/content/nastroika_usilitelya.html

blog.reglinez.org