Устройство автомобиля для начинающих водителей. Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля


Читать Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - Бранихин Георгий - Страница 1

Громаковский А., Бранихин Г

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей

Введение

Уважаемые будущие, настоящие и вчерашние курсанты автошкол! Из личного опыта знаем: каждому, кто готовится к нелегкому жизненному испытанию под названием «водительские курсы», очень уж хочется как-нибудь «опустить» теорию и поскорее сесть за руль автомобиля, пусть даже учебного. Равно как и тем, кто уже ерзает на стуле, сидя за партой, и с тоской изучает, что такое гужевая повозка или чем велосипед отличается от мопеда.

Однако же в теоретической части есть немало полезной и интересной информации. Проблема в том, что часто в стандартных учебниках она изложена сухо и непонятно. По этой причине и родилась книга, которую вы держите в руках.

Поверьте, все, что в ней содержится, пригодится не только для сдачи зачетов и экзаменов на пути к заветной цели, но и послужит вам в будущем хорошим подспорьем. Ведь гораздо лучше «опустить» не теорию, а звание «чайника» в водительской карьере. Для этого необходимо обладать знаниями, чтобы не тратить пол-стоимости автомобиля на замену целого узла вместо одного подшипника.

К сожалению, подобный «развод на деньги» происходит сплошь и рядом.

Так что читайте, запоминайте, усваивайте, переваривайте, сдавайте экзамены, покупайте машину и становитесь настоящим водителем!

1. Общее устройство автомобиля

К транспортным средствам категории «В»

относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг

с количеством сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми.

Любой легковой автомобиль состоит из следующих элементов (рис. 1.1):

¦ двигателя;

¦ трансмиссии;

¦ ходовой части;

¦ механизмов управления;

¦ электрооборудования;

¦ дополнительного оборудования;

¦ кузова.

Двигатель — это «сердце» машины. Он сжигает топливо и преобразует тепловую энергию в механическую: заставляет вращаться коленчатый вал, затем вращение через трансмиссию передается на колеса (составляющую ходовой части).

Так машина приводится в движение.

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_001.jpg

Рис. 1.1. Общий вид легкового автомобиля:

1 — фара; 2 — вентилятор системы охлаждения двигателя; 3 — радиатор системы охлаждения двигателя; 4 — распределитель зажигания; 5 — двигатель; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — катушка зажигания; 8 — воздушный фильтр; 9 — телескопическая амортизаторная стойка передней подвески; 10 — бачок омывателя ветрового стекла; 11 — коробка передач; 12 — ручка стеклоподъемника; 13 — внутренняя ручка двери; 14 — рычаг задней подвески; 15 — элемент обогрева заднего стекла; 16 — основной глушитель; 17 — задний амортизатор; 18 — задний тормоз; 19 — балка задней подвески; 20 — поперечная штанга задней подвески; 21 — топливный бак; 22 — рычаг стояночной тормозной системы; 23 — дополнительный глушитель; 24 — вакуумный усилитель тормозной системы; 25 — вал привода передних колес; 26 — передний тормоз; 27 — штанга стабилизатора передней подвески

Во время движения водитель управляет автомобилем с помощью рулевого колеса и педалей, представляющих собой механизмы управления. Он включает свет фар и указатели поворотов, то есть пользуется электрооборудованием.

При этом водитель пристегнут ремнем безопасности, ему тепло (работает обогреватель) — задействовано дополнительное оборудование.

Кузов среднестатистического легкового автомобиля состоит из моторного отсека (там находится двигатель), пассажирского салона и багажного отделения. Он же является несущей конструкцией для узлов и агрегатов автомобиля.

Современные автомобили можно классифицировать по нескольким признакам: по типу кузова, типу и рабочему объему двигателя, типу привода колес и габаритным размерам.

Классификация по типу кузова

Кузова современных легковых автомобилей разнообразны и многофункциональны, хотя, конечно, их основное предназначение — перевозка пассажиров и небольшой поклажи.

В зависимости от формы кузова и количества посадочных мест легковые автомобили делятся на следующие типы.

Седан — машина с двумя, четырьмя или даже шестью боковыми дверями. Характерные черты — моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, то есть изолированы от салона (рис. 1.2). Седаны, имеющие шесть боковых дверей и перегородку, отделяющую водительскую секцию салона от пассажирской, называют лимузинами.

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_002.jpg

Рис. 1.2.Седан — самый распространенный тип кузова

Купе — двухдверный кузов с одним или двумя рядами полноразмерных или укороченных сидений (есть варианты, в которых задние сиденья — детские) (рис. 1.3).

Универсал — автомобиль с дверью в задней стенке кузова. Отличается от остальных типов тем, что имеет постоянный грузовой отсек, не отделяющийся от пассажирского стационарной перегородкой (рис. 1.4).

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_003.jpg

Рис. 1.3. Купе

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_004.jpg

Рис. 1.4. Универсалы любят дачники и путешественники

Хетчбэк — гибрид седана и универсала.

В наше время довольно популярный тип кузова. Как и в универсале, в хетчбэке задний ряд сидений складывается (рис. 1.5).

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_005.jpg

Рис. 1.5. Хетчбэк

Вагон — он же мини-вэн. Характерные признаки — моторный отсек и багажное отделение не выступают за пределы кузова (рис. 1.6).

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_006.jpg

Рис. 1.6. Мини-вэн удобен для семейных поездок

Кабриолет — автомобиль со складывающимся верхом и опускающимися боковыми стеклами окон (рис. 1.7).

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_007.jpg

Рис. 1.7. Кабриолет

Джип — все более популярный тип кузова: вытянутый вверх хетчбэк (рис. 1.8).

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_008.jpg

Рис. 1.8. Джип

Пикап — закрытая кабина (одно— или двухрядная) и открытая платформа для грузов с откидным задним бортом (может иметь мягкий или жесткий верх) (рис. 1.9).

Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей - i_009.jpg

Рис. 1.9. Пикап удобен при перевозке грузов

Классификация по типу и рабочему объему двигателя

Большинство современных автомобилей оснащено двигателями, работающими на бензине или на дизельном топливе. Следовательно, по типу двигателя автомобили делятся на бензиновые и дизельные.

По рабочему объему двигателей машины классифицируются следующим образом:

¦ особо малый класс (так называемые малолитражки) — до 1,1 литра;

¦ малый класс — от 1,1 до 1,8 литра;

¦ средний класс — от 1,8 до 3,5 литра;

¦ большой класс — 3,5 литра и более.

Классификация по типу привода колес

В зависимости от того, на какую колесную ось (переднюю или заднюю) передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные, переднеприводные и полноприводные.

Заднеприводные — автомобили, у которых крутящий момент от двигателя передается на задние колеса (рис. 1.10).

online-knigi.com

Как работает двигатель

Добрый день, уважаемые подписчики! Сегодня команда SomeTimes приготовила для Вас тест об устройстве двигателя автомобиля. Мы знаем, что автомобиль есть практически у каждого и решили создать тест, который подтвердит или опровергнет ваши знания о сердце автомобиля — двигателе. В любом случае Вы получите удовольствие и дополнительные знания о том, какие интересные факты о двигателях существуют :)

Первым делом хотелось бы отметить, что устройство ДВС достаточно сложное, хотя практически каждый мужчина (или даже женщина) знает основные аспекты в этом направлении. Многие задаются вопросом, а как же работает двигатель? существует огромное количество теории в этом направлении, но простой факт мы озвучим: в двигателе сгорает топливо, приводя в движение маховик. Маховик передает усилие на коробку передач, которая в свою очередь приводит в движение привод, который в свою очередь движет колёса. Вот так вот просто :)

Устройство работы двигателя мы покажем в тесте, поэтому предлагаем незамедлительно перейти к вопросам :) Там вы сможете узнать, на что похожа турбина, как работает охлаждение и почему у многих деталей существуют другие названия :) Поехали!

 

Как называется деталь, отвечающая за поджигание топлива в двигателе?

Пламягаситель

Свеча

Топливный насос

Замок зажигания

Именно свеча подает искру, и за счет нее происходит поджигание смеси :)

Далее >>

Как в простонародье называется приемная труба выпускного коллектора?

Шорты

Штаны

Юбка

Брюки

Когда многие слышат слово "штаны", то они никак не представляют себе кусок выхлопной системы. Но в реальности, приемная труба очень похожа на штаны: начинается с более толстого одиночного начала (типа талия), а потом происходит раздвоение (типа штанины) :) Вот такой вот гардероб под капотом :)

Далее >>

Двигатель состоит из нескольких основных частей. Как называется часть, находящаяся сверху?

Головка

Коробка

Блок

Картер

Всего три части: блок цилиндров, головка блока цилиндров и картер, так называемый поддон. Головок может быть две в случае, если у вас V-образный двигатель :) Ну и логично: голова всегда сверху - как у людей, так и у двигателей :)

Далее >>

Как в простонародье называется турбина в двигателе?

паук

улитка

крендель

завитушка

Замысловатая форма турбины напоминает улитку :) Многие владельцы турбированных автомобилей даже покупают брелки в виде улитки, но вместо панциря у нее турбина :)

Далее >>

Что вырезают из выхлопной системы, чтобы увеличить мощность двигателя?

Резонатор

Катализатор

Глушитель

Коллектор

Многие автолюбители знают, что существуют в выхлопной системе катализаторы, которые очищают выхлопной газ. При очистке пропускная способность падает,и автомобилисты вырезают данную деталь, что дает возможность двигателю "дышать" полной грудью, к сожалению, в ущерб экологии...

Далее >>

Как называется деталь, с помощью которой искусственно обогащают топливную смесь в старых двигателях?

Насос

Свеча

Подсос

Турбина

На старых карбюраторных двигателях отсутствовала электронная регулировка топливной смеси, поэтому использовалась механическая, так называемый подсос :) Можно было открыть заслонку так, чтобы обороты поднимались. Часто, это помогало завести автомобиль в сильный холод :) эх, были же времена... :)

Далее >>

Как называется деталь, в которой находится парафиновый наполнитель, который отвечает за распределение охлаждающей жидкости по двигателю?

Реостат

Термостат

Радиатор

Интеркулер

Всем известный термостат :) Очень интересная деталь, которую создали много лет назад, но до сих пор она используется в новых автомобилях. Суть в том, что когда двигатель холодный, антифриз не нагревается до такой температуры .чтобы растопить парафин. Но как только в жаркое время антифриз достигает температуры в 93 градуса, парафин начинает таять и открывает тем самым заслонку, направляющую жидкость по длинному пути с заходом в радиатор, в котором происходит охлаждение. Вот такая незамысловатая система :)

Далее >>

Как называется деталь, отвечающая за подачу топлива в цилиндр?

Маслоуловитель

Шатун

Поршень

Форсунка

С приходом эры инжекторов, за подачу топлива в цилиндр начали отвечать топливные форсунки. Существует множество различных способов распыления топлива, но суть остается прежней: данную функцию выполняет форсунка :)

Далее >>

Какой детали нет в современных двигателях?

Радиатор

Клаксон

Карбюратор

Вариатор

На картинке изображен карбюратор, который уже давно перестали ставить на автомобили. Многие помнят время, когда его необходимо было чистить, промывать и постоянно ухаживать. Сейчас же все проще: ездишь себе и не думаешь ни о чем, автомобиль додумывает все за нас :)

Далее >>

Как называется тип двигателя, в котором цилиндры расположены параллельно поверхности земли?

Рядный

V-образный

Оппозитный

Роторный

Оппозитный двигатель славится именно тем, что ход поршня в цилиндре происходит параллельно земле. Это дает возможность сделать центр тяжести ниже, что приводит к улучшению управляемости. Правда ремонт такого двигателя чуть сложнее, потому как доступ ко всем необходимым агрегатам ограничен :) Владельцы Субару нас поймут :)

Далее >>

Тест об устройстве двигателя

Авто-гений!

Вы знаете строение двигателя автомобиля идеально, поздравляем! Вам достается звание "Авто-гений" :)

Поделитесь результатом с друзьями:

Facebook Twitter VK Тест об устройстве двигателя

Авто-мастер

Практически идеальные познания в области двигателя автомобиля :)

Поделитесь результатом с друзьями:

Facebook Twitter VK Тест об устройстве двигателя

Бывалый автомобилист

Половина ответов на вопросы говорит о том, что Вы многое знаете и ни раз чинили свой автомобиль самостоятельно:)

Поделитесь результатом с друзьями:

Facebook Twitter VK Тест об устройстве двигателя

Автолюбитель

К сожалению, сегодня вы не дотянули до авто-эксперта, но мы уверены, чем дольше Вы водите автомобиль, тем больше Вы о нем узнаете :)

Поделитесь результатом с друзьями:

Facebook Twitter VK

 PLAY AGAIN !

Еще интересные тесты:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

smtimes.ru

Как движется автомобиль — Энциклопедия журнала "За рулем"

Многие из нас встречали картинку: улица прошлого века, и на мостовой — экипаж без лошадей. Такими примерно были «самобеглые коляски» русских изобретателей Шамшуренкова и Кулибина. Катил «самобеглую» стоявший на педалях человек. Его «механическая энергия » передавалась на ведущие колеса, которые и толкали коляску. Этот же принцип лег в основу другого «самодвижущегося экипажа», появившегося позднее, — автомобиля. Только источником механической энергии у него стал двигатель внутреннего сгорания. Как же его энергия приводит в движение автомобиль?

Где толкающая сила?

Рычаг-помощник

Откуда же она возникает, если автомобиль не толкают как тележку и его не тянет лошадь?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберем способ, которым можно тележку передвигать, — при помощи рычага. А чтобы нижний конец его не скользил, — забьем в землю клин.Первый вариант — толкаем рычагом непосредственно тележку. Она сдвинется и в том случае, когда рычаг воздействует прямо на ось колеса, причем плечо, на которое действует рука, получается вдвое большим. Эту работу можно облегчить — придавить рычаг с такой силой, чтобы, опираясь на дорогу, его нижний конец не проскальзывал. Останется лишь непрерывно переставлять его.А если прилагать силу к верхней части колеса по касательной к окружности? Тогда полоску, выделенную на рисунке посредине пунктиром, можно рассматривать как такой же рычаг, вес машины прижимает ведущее колесо к дороге — оно не пробуксовывает, значит, нижний конец нашего «рычага» как бы удерживается колышком и ось колеса переместится под действием силы F.Когда ось продвинется несколько вперед — колесо провернется и «конец рычага» — точка 1 уже не будет соприкасаться с дорогой. Ее место займет точка 2, затем точка 3 и так далее.Таким образом, колесо можно рассматривать как бы состоящим из бесконечного числа рычагов, непрерывно и последовательно сменяющих один другой. Оно удобнее рычага — ничего не нужно переставлять. Способ перекатывания повозки за обод колеса применяют, когда надо помочь лошади. Подобным образом поступают и артиллеристы, выкатывая вручную орудия на огневые позиции: это легче, ибо усилие на оси получается вдвое большим, чем в том случае, если толкать за станину.Однако лучше не толкать и не тянуть колесо, а вращать. Так нельзя ли найти такой способ, чтобы не толкать и не тянуть колесо, перехватывая его все время за обод? Можно. Для этого достаточно передавать на колесо через ось вращающее усилие, или, как принято говорить в технике, подвести к нему крутящий момент. Крутящий момент стремится провернуть колесо, но этому препятствует сила трения, возникающая между ним и дорогой. Колесо как бы отталкивается от земли и начинает катиться. Здесь главный помощник — трение, без него движение невозможно. Известно, как беспомощен автомобиль, например, на льду.

Разные дороги и разные силы

Все — «против»

По асфальту тележка катится легко. Но вот колеса попали на мягкий грунт или песок. Толкать ее,стало труднее. B чем дело? Возросла сила, которую в теории автомобиля называют силой сопротивления качению.А если встретится подъем? Добавляется сила, стремящаяся скатить тележку.А встречный ветер? Каждый из нас знает, как трудно двигаться, когда он сильный. Но мчащийся автомобиль сам '«устраивает» себе искусственный встречный ветер, и тем сильнее, чем больше скорость.Кроме того, при разгоне тележку приходится толкать намного сильнее, чем при. равномерном движении: нужно преодолевать силы инерции.Итак, автомобиль равномерно движется по хорошей горизонтальной дороге: нужна умеренная толкающая сила — лишь для того, чтобы преодолевать трение и сопротивление воздуха.Но ведь сначала надо тронуться с места. А для этого требуется самая большая толкающая сила. Хотим ускорить движение — надо преодолеть инерцию, опять, же необходимо увеличение толкающей силы. Съехали на плохую дорогу или поднимаемся в гору. И здесь толкающая сила должна намного возрасти. Обычно в зависимости от условий движения она меняется в несколько раз. Соответственно должен меняться и подводимый к колесам крутящий момент. Мы видим: чтобы автомобиль мог двигаться по различным дорогам и с разной скоростью, надо иметь возможность увеличивать и уменьшать крутящий момент на его колесах в широких пределах.

Упрямый характер

От двигателя — и колесам

Скорость вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания может изменяться примерно от пятисот, когда он работает на «холостом ходу», до нескольких тысяч оборотов в минуту. Казалось бы, можно двигаться с различной скоростью, даже если мотор непосредственно соединить с колесами: быстрее вращается вал двигателя — и, пожалуйста, с большей скоростью идет машина.

У бензинового «характер» хуже

Но вот дорога пошла в гору, и сразу автомобильный двигатель показывает свой «характер». Он значительно снижает обороты (труднее стало тянуть), но крутящий момент увеличивается недостаточно: на десять процентов, на тридцать, самое большое — на пятьдесят. У дизельных двигателей такая «приспособляемость» еще хуже. Давайте взглянем на график. Он показывает, как меняется величина крутящего момента бензинового автомобильного двигателя. Видно и самое худшее: с какого-то числа оборотов (в этом месте поставлена галочка) крутящий момент непрерывно уменьшается.Действительно, при снижении числа оборотов с 4500 до 3000 крутящий момент возрос с 7 до 9 кгм. Но если подъем, допустим, потребовал большего, двигатель внутреннего сгорания не может справиться с этой задачей: необходимо увеличение момента, а он начинает уменьшаться, скорость движения резко падает — обороты двигателя идут на убыль... крутящий момент становится еще меньше...В том же диапазоне чисел оборотов современного тягового электродвигателя крутящий момент увеличивается примерно в четыре раза.В этом отношении для автомобиля больше подошли бы двигатели паровые или электромоторы, как бы отвечающие золотому правилу механики: при большой нагрузке они сбавляют обороты, а тянут сильнее. Но двигатель плюс котельная установка слишком громоздки для автомобиля, а возить на нем электростанцию просто невозможно. Двигатель же внутреннего сгорания обладает пока многими другими преимуществами. А на его «дурной характер» можно найти управу.

Выход есть!

Можно и быстро и медленно

Силы человека, работавшего на педалях «самобеглой» коляски, хватало на движение по ровной дороге. А на подъеме? Для его преодоления между «двигателем» и ведущими колесами был помещен специальный зубчатый барабан. Он позволял увеличить крутящий момент, подводимый к колесам, за счет скорости их вращения, — а следовательно, и скорости движения коляски. Крутящий момент увеличивался, когда ведущая шестерня соединялась с рядом зубьев барабана, расположенных дальше от оси (наибольшее плечо) и, наоборот, — уменьшался при укорочении плеча.Так же меняется величина крутящего момента и в шестеренчатой передаче, распространенной в современной технике.

И вперед и назад

Менять величину крутящего момента двигателя может механизм, в котором будет несколько пар зацепленных одна с другой шестерен, — допустим, три — с различными передаточными числами: 1:4; 1:2 и 1:1. Первые два позволяют увеличить крутящий момент (толкающую силу) в четыре или в два раза.Схема такого механизма — коробки передач — показана на рисунке. В общем корпусе находятся три пары шестерен с разными передаточными числами. Шестерни ведомого вала, через который вращение передается к колесам, могут передвигаться вдоль него, все время вращаясь с ним. Действуя рычагом переключения, водитель может соединить любую пару и двигаться на любой из трех передач. Это первая услуга коробки.Вторая услуга. На рисунке коробка показана в положении «включена первая передача». Если расцепить и эту пару — вращение от двигателя к колесам передаваться не будет. Такое положение называется нейтральным.При нейтральном положении двигатель не соединен с колесами, и поэтому его легко пустить, прогреть, не надо выключать при остановке перед светофором и т. п.Третья услуга. Даже мотоцикл случается подать назад. Автомобилю — это просто необходимо. Надо и развернуться и встать под погрузку, подъехать к прицепу...В общем, ведущие колеса должны вращаться и назад. А двигатель? Его коленчатый вал вращается только в одну сторону. Значит, коробка должна иметь передачу заднего хода. Между ведущим и ведомым валами в зацепление вводится «лишняя» шестерня или две на общей оси, как показано на рисунке. Она и меняет направление вращения ведомого вала.

Чтобы трогаться плавно

Вот теперь плавно!

Просто соединить шестерни первой передачи не удастся — одна вращается, другая неподвижна. А если включить передачу принудительно — машина «прыгнет» вперед или заглохнет двигатель, да и для зубьев шестерен это небезопасно.Избавиться от таких неприятностей и плавно тронуться с места позволяет особый механизм — «сцепление», которое располагают между двигателем и коробкой. Оно имеет два положения: сцепление включено — крутящий момент передается на коробку; сцепление выключено — она отсоединена от двигателя.Для передачи вращения здесь используется сила трения между маховиком и ведомым диском. Расположенные по окружности пружины прижимают диск к маховику, и он вращается вместе с ним — сцепление включено. В таком положении оно находится при движении автомобиля. Пружины обеспечивают такую силу трения, которая необходима для передачи крутящего момента двигателя, без пробуксовки между маховиком и ведомым диском.Когда водитель нажмет ногой на левую педаль (так принято на автомобилях всего мира), диск, преодолевая усилие пружин, отходит от маховика. Мы говорим: сцепление выключено. Передача крутящего момента от двигателя прекращается, хотя его коленчатый вал и маховик продолжают вращаться.В таком положении — педаль нажата — водитель включает передачу и, плавно отпуская педаль, постепенно приближает ведомый диск к гладкой поверхности маховика. В это время общая сила давления пружин все увеличивается и сила трения возрастает. Маховик постепенно, плавно увлекает диск, который со все уменьшающимся проскальзыванием начинает вращаться, и... машина плавно трогается. Успех этого процесса зависит от искусства водителя, поначалу частенько он проходит не совсем гладко.Когда нужно переключить передачу — «перейти», например, при разгоне с первой на вторую или со второй на третью — водитель каждый раз нажимает на педаль сцепления.

wiki.zr.ru

Устройство автомобиля для начинающих водителей

Знание устройства автомобиля поможет начинающему водителю понять азы управления транспортным средством!Основные трудности обучения начинающих водителей (особенно, если речь идет о машине с механической коробкой передач) заключаются в запоминании целого ряда действий, которые следует выполнить, чтобы тронуться с места, затормозить, остановить автомобиль или перестроиться в другую полосу для движения. Все эти действия связаны с ускорением или наоборот — замедлением, а значит сопровождаются необходимым, для плавной езды, переключением передач и манипулированием педалями сцепления, тормоза и газа.

Есть определенная очередность действий, которые необходимо осуществить, чтобы тронуться с места. Опытный водитель делает это все на полном автомате — даже не задумываясь о своих действиях. Если попросить его детально объяснить, как он управляет автомобилем, как чувствует, когда нужно сделать то или иное действие, скорее всего, он не сможет этого объяснить в двух словах. По крайней мере так, чтобы было понятно новичку. Заучивать последовательность, не понимая, что происходит «внутри» автомобиля — как минимум не очень разумно. И, конечно же, гораздо сложнее.

Всем начинающим водителям стоит ознакомиться, хотя бы, с основными элементами автомобиля, даже если перед водительскими курсами вы решили ограничить свое общение с автомобилем рулем и педалями, а обслуживание авто предоставить мастерам на СТО. Никто не хочет превращать вас а автомеханика. Необходимость знания устройства машины продиктована упрощением запоминания и реальным пониманием того, что вы делаете, как водитель. Почему работаете с педалями именно так, а не иначе? Какую роль в этом процессе выполняет коробка передач?

  Устройство автомобиля

В самом примитивном виде внутреннее строение автомобиля можно описать следующим :

  • двигатель (именно его вы заводите, когда поворачиваете ключ зажигания)
  • колеса (обороты двигателя передаются на колеса, а их движение, в свою очередь, разгоняет автомобиль)
  • сцепление — первый «мост» между двигателем (ДВС) и колесами. Управляется педалью сцепления. По сути — это соединительный элемент, который может находиться в двух положениях: соединенном и разобщенном. Когда педаль сцепления отпущена — «мост» соединен и «крутящий момент» от ДВС передается на колеса. Когда педаль сцепления выжата — «мост» разобщен и «крутящий момент» от работающего двигателя не идет на колеса. Иными словами двигатель работает вхолостую. Зачем это нужно будет понятно далее.
  • коробка передач — второй «мост» между ДВС и колесами. Он также может разъединить связь между двигателем и ведущими колесами. При этом, если эта связь разобщена хотя бы одним из методов (сцеплением или коробкой) — усилие с двигателя на ведущие колеса не передается. Иначе говоря, двигатель работает, но машина не едет (или движется по инерции, если до этого была разогнана).

Но основная функция коробки передач другая — в ней есть несколько шестерен, которые могут передавать крутящий момент на колеса с разной скоростью. Собственно номер передачи и указывает, во сколько раз будет увеличен крутящий момент ДВС. Условно говоря, на первой передаче каждый оборот двигателя отвечает обороту колес, на второй оборот двигателя отвечать двум оборотам колес, на третьей — трем оборотам и так далее.

Легче всего представить эту связь будет владельцам велосипедов с передачами. Здесь действует принцип, похожий на тот, который используется в подобных велосипедах: несколько шестерен разного размера и цепь, которая «перескакивает» между ними. Чем выше передача — тем большее количество раз крутиться колесо велосипеда всего при одном обороте педалей. Но и усилия нужно прилагать куда больше.

Это объясняет, например, почему автомобиль не трогается с места сразу после того, как вы его заводите. Потому, что поворачивая ключ зажигания вы заводите двигатель. При этом коробка передач, обычно, находится на нейтральной передаче, а это значит, что второй «мост», соединяющий двигатель и колеса, разобщен. Для того, чтобы можно было тронуться с места, нужно включить первую передачу.

Более того, лучше перед тем, как повернуть ключ зажигания выжать сцепление — этим вы разъедините второй мост между двигателем и ведущими колесами. Это страхует вас от того, чтобы машину не бросило вперед, когда она заводиться (такое может произойти, если завести ее с включенной передачей и с отпущенным сцеплением). Есть еще одна причина, почему перед включением зажигания нужно выжать сцепление, ведь для того, чтобы тронуться, вам нужно будет включить первую передачу. А это сделать вы можете только с выжатым сцеплением. Так почему бы не выжать его еще до того, как поворачивать ключ?

Примечание: Видео предоставлено нашим автоинструктром Зубковым Дмитрием

Если вы поймете строение автомобиля (по крайней мере связи между ДВС и колесами), то сразу получите ответ на вопрос, зачем выжимать сцепление при торможении, когда планируете остановиться. Если вы попытаетесь остановиться не выжимая сцепления — то все «мосты» между двигателем и ведущими колесами будут соединении. И тормозя (а тормозные колодки действуют непосредственно на колеса) вы остановите не только колеса, но и двигатель. Результат — машина заглохнет. Если же заранее разъединить первый «мост» сцеплением, то тормозя вы остановите только колеса. Двигатель продолжит работать, готовый в любой необходимый момент снова сдвинуть ваш автомобиль с места, когда возникнет такая необходимость и вы отпустите сцепление.

Так же понятен становится процесс трогания. Сначала вы выжимаете сцепление (разъединяете первый «мост»), затем включаете первую передачу (соединяете второй «мост») и затем вам остается только отпустить сцепление, чтобы система замкнулась и крутящий момент начал передаваться с двигателя на колеса. Делать это нужно очень плавно и медленно, чтобы машину не бросило вперед. Вы же можете представить, что происходит, если резко присоединить подвижную часть к неподвижной. А именно это происходит, если вы «бросаете» сцепление вместо того, чтобы плавно его отпускать.

Стоит только разобраться с принципом функционирования двигателя, сцепления, механической (ручной) коробки передач и передачей крутящего момента на ведущие колеса — и вы поймете, насколько простым, на самом деле, является управление автомобилем.

avtocursant.by

В чём отличие опытного водителя от новичка? | Авто-мото

Я работаю старшим инструктором по вождению в одной из автошкол города Иркутска. Старший, скорее, не по возрасту, а по должности. Провожу собеседования при приёме на работу с потенциальными инструкторами по вождению. Сложное это дело — выбрать подходящего специалиста. Конечно, инструктор должен быть, прежде всего, опытным водителем с большим стажем работы без аварий.

Дальше одни вопросы:

1. У опытного водителя могут отсутствовать навыки рефлексии собственного опыта. Ещё вопрос, чему проще научить: навыкам управления или выражать словами собственный опыт.

2. Управленческий опыт может быть слишком индивидуальным, зависеть от личностных характеристик и уникальных ситуаций, в которых он сложился у инструктора. Даже превосходная рефлексия окажется здесь бесполезной.

И самое главное3. И у новичка без малейшего опыта уже существует в голове своё представление, как управлять автомобилем. Мы не знаем, как появился его первичный опыт: собственные наблюдения, где-то прочитал или кто-то сказал. Может быть, в генах сохранился опыт управления оленями. В этих собственных представлениях взрослого человека-ученика опыт инструктора может «буксовать».

Недавно проводил опрос инструкторов из разных автошкол: в чём отличие опытного водителя от новичка? Ответы не отличаются большим разнообразием, но всё же приведём несколько:

• «Опытный водитель расслаблен и уверен в себе. Новичок нервничает и всегда чего-то ждет, опасается, старается предусмотреть всё». • «Водитель со стажем не суетится, спокойно и адекватно оценивает свои возможности».• «Движения все отработаны, можно думать о чем-то другом во время движения. Поэтому водителя со стажем видно сразу, он не мечется, техника отработана».• «Новичок всегда напряжен и сосредоточен на том, чтобы все сделать по правилам».На мой взгляд, самое интересное мнение, объединяющее предыдущие:• «Водитель со стажем управляет автомобилем „на автопилоте“. Опытный водитель не обращает внимания на мелочи; важно, чтобы в целом было комфортно и безопасно».

Никто из инструкторов по вождению не сказал, что опытного водителя отличает более глубокое знание правил дорожного движения. В правилах дорожного движения нет разделения на мелочи и комфортное управление. Получается, это и на самом деле не самое важное, что позволяет понять причину аварий на дороге среди опытных водителей. Значимость информации о ситуации на дороге определяется не объективными причинами, а устройством руководящего «автопилота» у водителей.

Если объяснять причину аварий «человеческим фактором», то, кроме самого водителя, нужно представлять за рулём автомобиля достаточно многочисленную команду его инструкторов, создавших «автопилот». Многих из инструкторов уже нет в реальном мире по старости, но их голос звучит внутри водителя. У новичка ещё есть шанс стать опытным водителем, но водитель со стажем лишён даже малейшего шанса получить роль новичка.

Учёными проведён ряд экспериментов, доказывающих принципиальную неспособность людей правильно оценивать впечатление, производимое ими на окружающих. Каждый человек, обладая своим собственным уникальным опытом, невольно вкладывает в других эту «закрытую» информацию, когда пытается взглянуть на себя чужими глазами.

Проецирование управления автомашиной в условиях интенсивного движения через призму современных экспериментов позволяет сделать вывод: в попытке оценить ситуацию на дороге опытные водители совершают систематическую ошибку. Чем более уникальной является практика управления автомашиной у водителя, тем выше величина ошибки.

Изменяются дороги, плотность движения, мощности автомобилей, но устройство «автопилота» в основном остаётся таким, каким оно было создано на первых пяти десятках тысяч километров. Мы замечаем, как быстро в последнее время обновляются технологии, и тем актуальнее проблема обновления руководящего «автопилота».

В загадочной области изменения «автопилота» выделим только один из способов — необходимость присутствия внешнего наблюдателя. Прислушайтесь к мнению попутчика о ваших навыках вождения, не стесняйтесь и сами высказывать своё мнение, оказавшись пассажиром. Конечно, когда это будет уместным.

Уникальный опыт или стандарты? Искусство. Следовать стандартам, обладая опытом.

shkolazhizni.ru

Основы управления автомобилем | Теория

Движение автомобиля подчиняется не только определенным законам, но и прежде всего — воле водителя. Собственно говоря, законы движения автомобиля вступают в силу только после того или иного, правильного или неправильного, действия водителя. Водитель и конструктор должны учитывать и правильно применять законы движения автомобиля.

Водитель - Основы управления автомобилем

Органы управления автомобилем

Для управления движением автомобиля и работой его механизмов в распоряжение водителя даны:

  • рычаги
  • педали
  • рукоятки
  • кнопки

которые посредством тяг, рычажков, тросов, жидкостных, электрических или воздушных приводов связаны с соответствующими механизмами автомобиля.

В настоящее время, перед водителем может иметься только два органа управления: руль и педаль скорости. На некоторых автомобилях сейчас часть органов управления либо устранена и заменена автоматами, либо пользование ими не обязательно в обычных условиях движения. Однако типовое устройство автомобиля, в особенности устройство грузового автомобиля, такое, что для изменения данного качества движения автомобиля приходится приводить в действие несколько органов управления.

В конечном счете водитель должен изменять только три особенности движения автомобиля:

  • скорость
  • развиваемое усилие
  • направление

В изменении скорости и развиваемого усилия участвуют:

  • педаль подачи топлива (акселератор)
  • кнопки управления воздушной заслонкой (кнопка «подсоса») и дроссельной заслонкой карбюратора (кнопка «постоянного газа»)
  • педаль сцепления
  • рычаг переключения коробки передач
  • педаль тормоза
  • а также для пуска и остановки двигателя — замок зажигания, кнопка или педаль стартера

В изменении направления движения участвуют:

  • рулевое колесо
  • педаль сцепления
  • рычаг переключения коробки передач

Особую группу органов управления составляют приборы:

  • контрольные
  • освещения
  • сигнализации

Но эти приборы вспомогательные, не связанные непосредственно с движением автомобиля.

В изменении скорости движения и крутящего момента участвуют

Рис. В изменении скорости движения и крутящего момента участвуют три педали, рычаг и две кнопки — вверху. В изменении направления движения участвуют рулевое колесо, одна педаль и один рычаг — внизу.

Пуск двигателя

Если источник энергии — карбюраторный двигатель, то он может начать работать только после того, как включено зажигание. Для этого ключ в замке зажигания поворачивают. О включенном зажигании свидетельствует не только положение ключа в замке, но и показания некоторых приборов на щите перед водителем или движение стрелок указателя уровня бензина, амперметра, термометра и манометра давления масла, которые до этого были неподвижными.

Чтобы двигатель заработал, в нужно нажать на кнопку стартера (ножную, ручную или объединенную с ключом зажигания). Электродвигатель передает вращение шестерне стартера, входящей в этот момент в зацепление с зубчатым венцом маховика, и маховик, а вместе с ним и вал двигателя начнут вращаться. Когда после одного-двух (иногда нескольких) оборотов вала двигателя в цилиндрах произойдут вспышки рабочей смеси и рабочие ходы, кнопку стартера нужно отпустить. Теперь двигатель работает сам. Если двигатель холодный или продолжительное время бездействовал, приходится прогревать его на богатой рабочей смеси, пользуясь при этом кнопкой управления воздушной заслонкой. После того как двигатель прогреется и начнет устойчиво работать на малых (холостых) оборотах, кнопку вдвигают в гнездо до отказа. Кнопкой управления воздушной заслонкой иногда пользуются и во время движения автомобиля, когда хотят путем кратковременного обогащения рабочей смеси резко увеличить эффективность работы двигателя, однако это не рекомендуется, так как в результате возможен преждевременный износ двигателя и нарушение нормальной работы системы питания двигателя.

Кнопкой управления дроссельной заслонкой пользуются еще реже — только если водителю по тем или иным причинам нужно оставить рабочее место, но необходимо поддерживать сравнительно высокие числа оборотов вала двигателя (например, если неисправен стартер).

Набор скорости, переключение передач

Как известно, в системе силовой передачи имеется несколько ступеней, чаще всего пять у легковых автомобилей и больше у грузовых. После небольшого разгона автомобиль может двигаться по ровной дороге на высшей (обычно так называемой прямой) передаче с различными скоростями, от минимальной до наибольшей. Для регулирования скорости водителю достаточно изменять подачу топлива и тем самым мощность и число оборотов вала двигателя; это достигается большим или меньшим нажимом на педаль подачи топлива. Можно представить себе автомобиль с двигателем, развивающим такую большую мощность и такой большой крутящий момент, что необходимость в понижающих передачах отпадает. Примером такого автомобиля может служить германская конструкция Майбах 1928 года, имевшая двигатель с рабочим объемом около 9 л, мощностью около 150 л. с. и крутящим моментом около 100 кгм. На таком автомобиле число органов управления, участвующих в изменении скорости, сводится к двум-трем: педали подачи топлива и тормозу (с приводом от педали и от рычага). Но размеры и вес двигателя, а следовательно всего автомобиля, резко возрастают с увеличением рабочего объема двигателя, автомобиль становится чрезмерно тяжелым, дорогостоящим. Поэтому подавляющая часть советских автомобильных двигателей рассчитана для движения автомобиля без понижающих передач только по ровной дороге и после разгона, а для разгона, движения на крутой подъем, преодоления плохих дорог приходится передаваемое от двигателя к колесам усилие увеличивать с помощью понижающих передач, что сопровождается соответственным уменьшением числа оборотов колес и снижением скорости.

Эти операции производит водитель, пользуясь рычагом переключения коробки передач. Если в конструкции отсутствуют специальные устройства для уравнивания числа оборотов (синхронизаторы), переключение передач невозможно (во всяком случае — бесшумное и безударное) без предварительного или одновременного отсоединения коробки передач от двигателя с помощью сцепления и регулирования числа оборотов ведущих шестерен посредством педали подачи топлива. Поэтому-то при переключении передач водитель вынужден не только выводить из зацепления и вводить в зацепление те или иные шестерни коробки передач, но и пользоваться при этом педалями сцепления и подачи топлива. На первый взгляд все эти действия могут показаться постороннему весьма сложными, но автомобилисты настолько освоились с ними, да и в конструкции современного автомобиля все устроено так целесообразно, что переключение передач не представляет ничего сложного, по крайней мере на легковых автомобилях и небольших грузовых. Доказательством тому служит широкое распространение среди водителей метода езды накатом, при котором без особой, казалось бы, нужды систематически в процессе движения по ровной дороге то выключают, то включают передачу. Это делается для получения некоторой экономии в расходе топлива и для снижения шума при движении. Если бы переключение передач было слишком сложным, водители не стали бы к нему прибегать ради малосущественных факторов.

Следует подчеркнуть, что переключение передач и все, что с ним связано, служит главным образом для регулирования тягового усилия в широких пределах. Изменение скорости только сопутствует изменению усилия. Регулирование скорости осуществляется в основном (кроме случаев разгона и очень медленного движения) регулированием оборотов вала двигателя различной подачей топлива.

Число оборотов при наибольшем крутящем моменте двигателя примерно вдвое меньше числа оборотов, соответствующих наибольшей мощности. Это значит, что при полном открытии дроссельной заслонки карбюратора крутящий момент наибольший при сравнительно небольших мощности двигателя и скорости движения автомобиля, а при уменьшении или увеличении числа оборотов величина момента снизится.

Пропорционально моменту изменяется и тяговое усилие на ведущих колесах автомобиля. При езде с неполностью открытой дроссельной заслонкой всегда можно увеличить мощность, а следовательно момент двигателя, сильнее нажав на педаль, т. е. увеличив подачу топлива.

Наибольший крутящий момент двигатель развивает при сравнительно небольшом числе оборотов

Рис. Наибольший крутящий момент двигатель развивает при сравнительно небольшом числе оборотов

До сих пор говорилось об увеличении скорости или о сохранении постоянной скорости. Но бывают обстоятельства, при которых скорость автомобиля должна быть снижена. Для этого водитель может использовать разные приемы.

Снижение скорости автомобиля

Первый прием — уже упомянутый накат, т.е. движение по инерции с выключенной передачей. Если дорога ровная, автомобиль постепенно замедляет ход, пока не остановится, причем вначале скорость мало отличается от той, что была перед накатом. Накатом пользуются, помимо уже упомянутого, перед заранее предусмотренной остановкой автомобиля, при приближении к перекрестку. Попутно отметим, что накат не рекомендуется применять на скользкой дороге, так как при этом устойчивость автомобиля может нарушиться, а также на крутых, в особенности, неполностью обозреваемых спусках, так как в этих условиях автомобиль развивает иногда скорость, большую, чем первоначальная, и движение становится небезопасным.

Второй прием — торможение двигателем, т.е. движение по инерции, но с включенной передачей и малой нагрузкой двигателя (без нажатия на педаль подачи топлива). Смысл торможения двигателем сводится к тому, что накопленная энергия теперь тратится на преодоление трения в механизмах силовой передачи и особенно двигателя. Это очень надежный прием замедления движения, в особенности важный на скользкой дороге и на спусках. Наибольший эффект торможения получается, если включить понижающую передачу и уменьшить подачу топлива. Здесь переключение передач на понижающую служит не для увеличения момента, а для увеличения числа оборотов вала двигателя и потерь на трение в нем. Преимуществом торможения двигателем является еще и то, что оно может продолжаться длительное время, не нагревая тормозов и не изнашивая тормозных накладок. Кроме того, при торможении двигателем (не считая случаев перехода на низшую передачу) водителю нужно только уменьшать подачу топлива.

Повороты рулевого колеса передаются передним колесам через вал, рулевой механизм и систему тяг

Рис. Повороты рулевого колеса передаются передним колесам через вал, рулевой механизм и систему тяг

Третий прием замедления хода — торможение с помощью колесных тормозов, которые приводятся в действие от педали. Торможение применяется чаще всего для кратковременного и вместе с тем достаточно резкого замедления хода — при появлении опасности, для остановки автомобиля после замедления хода иными средствами и т. д. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, неподвижные тормозные колодки прижимаются к вращающемуся тормозному барабану или диску. Между колодками и барабаном (или диском) возникает трение; колодки и барабан (или диск) от трения нагреваются. Накопленная движущимся автомобилем энергия расходуется уже не на дальнейшее движение, а в значительной мере на трение и образование тепла, и автомобиль замедляет ход.

Наконец, кроме перечисленных приемов, водитель может пользоваться рычагом ручного стояночного тормоза, привод от которого осуществляется на тормоза задних колес или на тормоз на валу силовой передачи.

Движение задним ходом

Для включения заднего хода водитель, после остановки автомобиля, с помощью рычага переключения коробки передач и педали сцепления вводит между шестернями промежуточного и вторичного валов коробки передач дополнительную шестерню и этим изменяет направление вращения ведомого вала. Тем самым изменяется и направление вращения колес.

Изменение направления движения

Изменения направления движения, т. е. поворота автомобиля, водитель достигает вращением рулевого колеса. Механизмы рулевого привода передают вращение штурвала левому и правому передним колесам, поворачивая их на некоторый угол и тем самым направляя автомобиль влево или вправо.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Водитель автомобиля

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Управление автомобилем

Водитель автомобиля

Кто может быть водителем индивидуального автомобиля? Кому можно доверить руль этого дорогостоящего источника повышенной опасности? На первый взгляд ответ крайне прост и всем известен: водителем индивидуального автомобиля может быть любой гражданин, прошедший обучение по соответствующей программе подготовки водителей транспортных средств категории В, имеющий заключение медицинской комиссии о годности по состоянию здоровья к управлению автомобилем и сдавший экзамены в Госавтоинспекции.

Однако практически это не совсем так. Иной может и получить удостоверение водителя, но водитель из него окажется очень плохой. Он сам быстро убеждается в этом и в конечном счете покидает руль. А настоящий водитель, кроме водительского удостоверения, должен обладать еще многими качествами, без которых управление автомобилем будет для него сплошными муками.

Что же это за качества?

Прежде всего водитель должен чувствовать высокую ответственность за управление таким средством повышенной опасности, каким является находящийся в его руках автомобиль. От изученных в автошколе Правил дорожного движения и других дисциплин до глубокого внутреннего сознания, когда чувство ответственности становится равнозначным совести, еще немалая дистанция. Водитель всегда должен помнить, что он отвечает за безопасность движения и за сохранность перевозимых пассажиров и окружающих людей. Опрометчивые действия водителя могут привести к аварии, к гибели и увечью людей.

Водитель, понимающий это и обладающий чувством ответственности, как правило, самый дисциплинированный, самый профессионально подготовленный и самый надежный. Дорожные происшествия с ним — крайняя редкость.

Безответственным людям за руль садиться нельзя.

Неотъемлемым качеством водителя является умение предвидеть возможные события на дороге. А предвидение слагается из точного расчета, наблюдательности, интуиции. Умение предвидеть создание, развитие и последствия возможных ситуаций — один из самых важных элементов водительского мастерства.

Водитель должен обладать такой реакцией, которая обеспечивала бы ему своевременное принятие решений и выполнение необходимых действий по управлению автомобилем в критических ситуациях в кратчайший срок. Время реакции — это промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности до начала воздействия на тормозную педаль, рулевое колесо или другие органы управления автомобилем. Оно слагается из времени обнаружения объекта, представляющего опасность, времени, необходимого для оценки ситуации и принятия решения, и, наконец, времени, до начала двигательной реакции. Время реакции находится в прямой зависимости от темперамента водителя, его физиологического и психического состояния и, конечно, от внимания, сосредоточенности на управлении автомобилем.

Исследования показывают, что у водителя собранного, постоянно готового к действиям времени реакция может быть до 0,25—0,2 с.

Находясь за рулем, водитель всегда должен быть предельно собран и сосредоточен только на управлении автомобилем. Внимание водителя постоянно направляется на просмотр дороги и примыкающих к ней полос справа и слева, на действия других участников дорожного движения, на техническое состояние и поведение своего автомобиля. Невнимательность, недостаточная осмотрительность водителя, особенно при выполнении различных маневров, является одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий.

При высоких интенсивности и скоростях движения в общем потоке транспортных средств иногда достаточно отвлечься на долю секунды от наблюдения за дорогой, чтобы попасть в аварийную ситуацию. Всемирно известный хоккейный вратарь В. Третьяк, реакции которого может позавидовать любой водитель, твердо убежден, что, управляя автомобилем, надо быть всегда предельно внимательным и собранным на любой скорости движения. К этому выводу он пришел на собственном опыте и. в частности, после аварии, в которую он однажды попал. Вот как он об этом вспоминает.

«Я ехал в Дмитров. Передо мной шел грузовик. И вдруг у меня со стекла упал термометр. Я на долю секунды отвлекся, чтобы поднять его с пола, и врезался в грузовик, который резко затормозил, потому что перед ним, как выяснилось, черная кошка перебежала дорогу».

Из большого объема информации, которую водитель получает при управлении автомобилем, он должен сосредоточить свое внимание на главном, определяющем в данный момент дорожную обстановку или мешающем движению и грозящем наездом или столкновением. При этом совершенно недопустимо пропустить информацию, регламентирующую режим движения на дороге, основными носителями которой являются регулировщики, светофоры, дорожные знаки и дорожная разметка.

Наконец, водитель должен быть доброжелательным по отношению к другим участникам движения, уважать их права, быть терпимым к ошибкам других. Водители, не обладающие такими качествами, как правило, часто нарушают Правила дорожного движения, причем идут на это сознательно. Это опасная категория водителей. И причины таких действий нарушителей надо искать в психологии, в нравственных установках каждого, кто садится за руль. Их поведение за рулем почти всегда совпадает с поведением в обыденной жизни. Недаром говорят: «Хочешь узнать характер человека — посади его за руль». Для нарушителей Правил и в жизни характерны такие черты, как эгоизм, агрессивность, неуживчивость с людьми, склонность к антиобщественным поступкам.

По темпераменту требованиям, предъявляемым к водителям, наиболее полно отвечают сангвиники. Эти жизнерадостные, доброжелательные люди в качестве водителей универсальны во всех условиях движения. Их отличает большая работоспособность. Они, правда, обладают несколько худшей реакцией, чем холерики, и иногда запаздывают с принятием решений. Но и имеющаяся у них реакция обеспечивает безопасность движения, и в целом сангвиники — это сильный тип водителя.

Холерики — горячий, очень подвижный, но неуравновешенный тип. Они имеют отличную реакцию и как водители наиболее хороши для условий интенсивного движения с частыми остановками и со сменой обстановки. Но за рулем в часы пик у них неожиданно могут сдать нервы, появляется раздражительность, неоправданный риск, исчезает самоконтроль. В дальних поездках они нередко проявляют беспокойство, спешку, устраивают гонку.

Флегматики отличаются уравновешенностью, малоподвижностью, инертностью, хладнокровием, невозмутимостью. Имеют замедленную восприимчивость и сложные, внезапно возникающие ситуации для них опасны. Как водители наиболее подходят для загородных поездок, характерных однообразием и редкой сменой обстановки.

Наконец, меланхолики как водители — слабый тип. Они склонны к грустным переживаниям и любые неудачные осложнения дорожной обстановки могут надолго вывести их из строя, хотя внешнее выражение чувств у них незначительное. За рулем ненадежны.

В ходе подготовки водителя в автошколе и в первые месяцы самостоятельного вождения формируется надежность его работы. При этом под надежностью работы водителя понимается профессиональная подготовка, наличие устойчивых навыков по управлению автомобилем, любовь к водительскому делу, вера в технические возможности своего автомобиля.

Одной из основных обязанностей водителя является обеспечение исправности своего автомобиля.

Для водителя индивидуального автомобиля это весьма ответственная обязанность, ибо она возлагается только на него. Перед выездом в рейс у него на пути нет контролеров в виде автомехаников, диспетчеров и других должностных лиц, которые несут ответственность за выпуск из парка технически неисправного автомобиля. Водитель — владелец автомобиля все решает сам. Сам обязан перед выездом проверить исправность и комплектность автомобиля, сам обязан найти и устранить имеющиеся недостатки, сам — следить за техническим состоянием автомобиля в пути.

Напомним, что выезд в рейс на технически неисправном автомобиле наказуется в административном, а при чрезвычайных обстоятельствах и в уголовном порядке.

Водитель должен уметь проверять техническое состояние автомобиля, соответствие его систем и механизмов условиям, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, уметь выполнять несложные работы по техническому обслуживанию автомобиля и, наконец, уметь обнаруживать и устранять простейшие путевые неисправности. Естественно, что для выполнения всех этих работ водителю надо знать устройство автомобиля, особенно системы электрооборудования, топливной системы и ходовой части, представлять себе физический смысл происходящих в машине процессов.

Управлять автомобилем водитель должен с пониманием своих действий. Для этого ему нужны знания некоторых вопросов теории движения машин, элементарных законов физики. Он должен представлять себе, какие силы действуют на автомобиль в тех или иных условиях движения (например, при трогании, торможении, на повороте) и уметь разумно использовать эти силы для уверенного управления автомобилем. Особенно важно понимать физический смысл сил сцепления и уметь варьировать сцепной массой для повышения проходимости автомобиля, знать о перераспределении сил по осям автомобиля при торможении и не допускать предельных нагрузок на элементы подвески автомобиля, знать условия появления боковых сил и уметь уменьшать их воздействие в условиях, грозящих потерей устойчивости автомобиля.

Водителю надо знать технические возможности своего автомобиля, габаритные размеры и основные показатели проходимости и руководствоваться ими при движении по ограниченным проездам, при преодолении препятствий и труднопроходимых участков дорог.

Мастерство вождения автомобиля — это комплекс навыков и знаний водителя, обеспечивающих полную безопасность движения и высокую эффективность использования эксплуатационных качеств автомобиля. Мастером можно назвать такого водителя, который умеет правильно и быстро оценить обстановку, предвидеть дальнейшее развитие дорожной ситуации и никогда не попадать в аварийную ситуацию, а если ее создал кто-то другой — максимально разрядить ее. Такой водитель при усложнении обстановки как бы ставит себя на место другого участника движения и задается вопросом, а что будет делать он, если я продолжу движение (поверну, остановлюсь).

Сам себе ответив на этот вопрос, он на несколько секунд раньше другого принимает решение и тем самым предотвращает аварийную ситуацию. Уровень мастерства определяется совершенством техники и тактики вождения.

Характерными признаками мастерского вождения являются спокойное движение без резких ускорений и торможений, уважительное отношение к своим коллегам по рулю и к пешеходам, твердое знание Правил дорожного движения и пунктуальное выполнение их требований, содержание автомобиля в отличном техническом состоянии.

Совокупность указанных признаков должна стать эталоном для каждого водителя, и начинающий водитель должен стремиться к этому эталону.

Читать далее: Трогание автомобиля

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru