Проверка АКБ: какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять и как это сделать? Параметры акб


какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять и как это сделать?

При использовании аккумуляторных батарей на любых объектах, особенно в системах бесперебойного питания, за их состоянием нужно следить и регулярно проводить проверки. В этом материале мы рассмотрим основные параметры АКБ, а также рассмотрим, какими приборами и как можно провести их контроль и проверку!

Проверка АКБ: какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять и как это сделать?

Основная задача при проверке состояния любой аккумуляторной батареи – выяснить, обладает ли она достаточной емкостью, может ли обеспечить заявленные производителем характеристики в течение необходимого времени. Однако непосредственно средствами измерения определяются только несколько основных параметров – напряжение, сила тока. В обслуживаемых аккумуляторах можно также замерить плотность электролита. Измерения можно проводить неоднократно, фиксируя изменение значений с течением времени. Все остальные параметры и характеристики не измеряются напрямую, а выводятся по разработанной изготовителем методике, причем она зависит и от типа АКБ, и от рекомендаций производителя, и от вида подключенной нагрузки. При этом необходимо учитывать, что многие зависимости, характеризующие работу АКБ, носят нелинейный характер. Могут сказываться и другие факторы, например, влияние температуры.

При выполнении краткосрочных измерений при использовании даже самых совершенных методик тестирование носит не точный количественный, а качественный характер. Единственный достоверный способ измерения емкости АКБ – его полная разрядка в течение многих часов с тщательной фиксацией параметров в ходе всего процесса. Но использовать столь продолжительную процедуру на практике можно далеко не всегда, особенно если батарей много. Тем не менее, и краткосрочных оценочных измерений достаточно для того, чтобы отличить работоспособный аккумулятор от изношенного, утратившего емкость, и вовремя произвести замену АКБ.

Способы проверки АКБ

1. Подключение нагрузки

К АКБ на некоторое время подключается рабочая или второстепенная нагрузка той или иной величины. Вольтметром или мультиметром измеряется падение напряжения. Если процедура выполняется несколько раз, между измерениями выжидается определенное время, чтобы батарея восстановилась. Полученные данные сопоставляются с параметрами, заявленными производителем АКБ для данного типа батареи и данной величины нагрузки.

2. Измерения при помощи нагрузочной вилки

Строение простейшей нагрузочной вилки показано на схеме:

Проверка АКБ: нагрузочная вилка

Устройство оснащено вольтметром, параллельно которому установлен большой по мощности нагрузочный резистор, и имеет два щупа. В старых моделях вольтметры аналоговые; новые модели, как правило, оснащены ЖК-дисплеем и цифровым вольтметром. Существуют нагрузочные вилки с усложненной схемой, использующие несколько нагрузочных спиралей (сменных сопротивлений), рассчитанные на разные диапазоны измерения напряжений, предназначенные для тестирования кислотных либо щелочных аккумуляторов. Есть даже вилки, которыми тестируют отдельные банки аккумуляторов. В состав продвинутых устройств помимо вольтметра может входить амперметр.

Проверка АКБ: какие параметры измеряет нагрузочная вилка?

Проверка АКБ: какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять?

Получаемые при измерениях данные также необходимо сопоставлять с параметрами, заявленными производителями для данного типа батарей и данного сопротивления.

3. Измерения при помощи специальных устройств, тестеров анализаторов АКБ

Приборы Кулон

Принципиальным развитием идеи нагрузочной вилки можно считать семейство цифровых приборов-тестеров Кулон (Кулон-12/6f, Кулон-12m, Кулон-12n и другие) для проверки состояния свинцовых кислотных аккумуляторов, а также другие подобные устройства. Они позволяют проводить быстрые замеры напряжения, приближенно определять емкость АКБ без контрольного разряда и сохранять в памяти несколько сотен, а иногда и тысяч измерений.

Приборы Кулон питаются от аккумулятора, на котором проводятся измерения. Входящие в комплект провода с разъемами «крокодил» имеют части, изолированные друг от друга, что обеспечивает четырехзажимное подключение к аккумулятору и устраняет влияние на показания прибора сопротивления в точках подключения зажимов. По заявлению разработчика, прибор анализирует отклик аккумулятора на тестовый сигнал специальной формы, при этом измеряемый параметр примерно пропорционален площади активной поверхности пластин аккумулятора и, таким образом, характеризует его емкость. Фактически, точность показаний зависит от достоверности методики, разработанной производителем.

Емкость аккумулятора – электрический заряд, отдаваемый полностью заряженным аккумулятором – измеряется в ампер-часах и представляет собой произведение тока разряда на время. Для точного определения емкости необходимо произвести разряд батареи (процесс длительный, многочасовой), постоянно фиксируя величину заряда, отдаваемого батареей. При этом относительная емкость АКБ в зависимости от времени изменяется нелинейно. Например, для аккумуляторной батареи типа LCL-12V33AP относительная емкость меняется со временем следующим образом:

Время разряда, часы Относительная емкость, %
0,1 37
1,3 48
0,7 53
1,9 76
4,2 84
9,2 92
20 100

Прибор Кулон при помощи быстрого измерения ориентировочно определяет емкость полностью заряженного аккумулятора. Он не предназначен для оценки степени заряженности АКБ, все измерения необходимо проводить на полностью заряженной батарее. Устройство кратковременно подает тестовый сигнал, регистрирует отклик от батареи и через несколько секунд выдает ориентировочную емкость АКБ в ампер-часах. Одновременно на экран выводится измеренное напряжение. Полученные значения можно сохранять в памяти прибора.

Проверка АКБ - прибор Кулон

Производитель подчеркивает, что устройство не является прецизионным измерителем, но позволяет оценочно определять емкость свинцовой кислотной батареи, особенно если пользователь самостоятельно откалибровал прибор при помощи аккумулятора такого же типа, что и тестируемый, но с известной емкостью. Процедура калибровки подробно изложена в инструкции к прибору.

Тестеры PITE

Следующая разновидность устройств для тестирования АКБ – тестеры PITE: модель PITE 3915 для измерения внутреннего сопротивления и модель PITE 3918 для оценки проводимости батарей.

Проверка АКБ: какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять: тестер Pite

Управление осуществляется при помощи цветного сенсорного экрана, но основные управляющие кнопки вынесены на клавиатуру в нижней части корпуса. Прибором можно тестировать батареи емкостью от 5 до 6000 А·ч, с элементами аккумулятора 1.2 В, 2 В, 6 В и 12 В. Диапазон измерения напряжения – от 0.000 В до 16 В, сопротивления – от 0.00 до 100 мОм. Прибор позволяет задать тип проверяемых батарей, выполнить измерение напряжения и сопротивления (модель 3915) или напряжения и проводимости (модель 3918), и на их основании судить о том, соответствует емкость батареи заявленной производителем или нет. При этом параметр Capacity (емкость батареи) выводится в процентах.

Интерфейс прибора позволяет проводить как одиночные измерения, так и последовательные (до 254 измерений в каждой последовательности, совокупное количество результатов более 3000), что удобно при проверке большого количества однотипных АКБ (в последнем случае результаты сохраняются автоматически, помимо данных в них фиксируется также порядковый номер измерения). В зависимости от настроек прибор может использовать для выдачи результата (статуса Good, Pass, Warning или Failed) собственные критерии либо значения, заданные пользователем. Результаты тестирования через порт USB могут быть перенесены на компьютер для просмотра и последующей подготовки отчетов.

Анализаторы Fluke

Более глубокое развитие той же идеи – приборы Fluke Battery Analyzer серии 500 (BT 510, BT 520, BT 521), которые позволяют измерять и сохранять в памяти напряжение, внутреннее сопротивление стационарной батареи, температуру минусовой клеммы, напряжение при разрядке. При наличии дополнительных аксессуаров можно измерять и сохранять в памяти и другие параметры. Тесты можно проводить как в режиме отдельных измерений, так и в последовательном режиме; используя настраиваемые профили. Есть возможность задать пороговые значения для различных параметров. Встроенный порт USB позволяет передавать собранные записи (до 999 записей каждого типа) на компьютер для подготовки отчетов с помощью программного обеспечения Analyze Software, входящего в комплект поставки.

Щупы прибора имеют специальную конструкцию: внутренний подпружиненный контакт предназначен для измерения тока, внешний – для измерения напряжения. Если на щуп надавить, внутренний наконечник смещается внутрь таким образом, что оба контакта каждого щупа касаются поверхности одновременно. В результате одни и те же щупы позволяют организовать как 2-проводное, так и 4-проводное подключение к полюсам батареи (последнее необходимо для измерения Кельвина).

Проверка АКБ - приборы Fluke

Какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять с помощью Fluke bt500?

  • Прибор позволяет измерять следующие параметры:

  • Внутреннее сопротивление батареи (измерение занимает менее 3 с).

  • Напряжение батареи (производится одновременно с измерением внутреннего сопротивления)

  • Температура минусовой клеммы (рядом с черным наконечником на щупе BTL21 Interactive Test Probe предусмотрен ИК-датчик)

  • Напряжение при разрядке (определяется несколько раз в ходе разрядки или во время теста на нагрузку)

Также возможно измерение пульсирующего напряжения, измерение переменного и постоянного тока (при наличии токовых клещей и адаптера), выполнение функций мультиметра. С анализаторами Fluke можно использовать интерактивный тестовый щуп BTL21 Interactive Test Probe со встроенным датчиком температуры. С приборами совместимо большое разнообразие дополнительных аксессуаров (токовые клещи, удлинители разного размера, съемный фонарик и т. п.).

Проверка АКБ: Fluke bt500

 

 

Какие параметры АКБ проверяет Fluke BT500

Хотя прибор обладает богатым функционалом, ключевым этапом в определении состояния АКБ остается сопоставление измеренных показателей с расчетными или заданными изготовителем для данного конкретного типа батарей. Устройства Fluke Battery Analyzer серии 500 удобны для массовой инспекции состояния батарей. Последовательный режим и система профилей позволяют выполнять необходимые измерения одно за другим, результаты запоминаются прибором и хранятся в упорядоченной форме, последовательно пронумерованные и разбитые на группы. Но прибор не имеет функции прямого или косвенного измерения емкости АКБ в ампер-часах – хотя бы потому, что для батарей разного типа на сегодняшний день вряд ли возможно разработать единую точную методику такого определения.

Все перечисленные выше устройства, хоть и отличаются друг от друга по размеру, относятся к классу портативных. В отдельную группу можно выделить стационарные комплексы для проверки АКБ, которые могут проводить быстрые испытания с определением внутреннего сопротивления, контролировать все параметры, включая активную и реактивную составляющие сопротивления, управлять процессом разряда/заряда и т. п. Подобные комплексы адресованы скорее исследовательским лабораториям, промышленным производителям АКБ и разработчикам нового оборудования, чем конечным пользователям.

Анализаторы Vencon

Промежуточное положение занимает анализатор Vencon UBA5, предназначенный для работы с аккумуляторными батареями, используемыми в портативных средствах связи (мобильных телефонах, носимых радиостанциях, разнообразных гаджетах и т. п.), портативных инструментах и других устройствах напряжением до 18.5 В, емкостью от 10 мА·ч до 100 А·ч. Анализатор Vencon UBA5 совмещен с зарядным устройством и может использоваться в ремонтных мастерских, центрах обслуживания компьютерной техники, мобильной электроники и других устройств.

Прибор предназначен для различных типов АКБ (никель-кадмиевых, никель-металл-гидридных, литий-ионных, литий-полимерных, свинцовых кислотных и др.), позволяет задавать токи зарядки и разрядки, изменять алгоритмы работы устройства, тестировать емкость батарей при помощи однократных и многократных измерений, сохранять результаты измерений в памяти и выводить их через порт USB, готовить графические отчеты при помощи программного обеспечения.

Характерная особенность устройства – два измерительных канала (по 2 измерительных провода каждый), причем для проведения различных измерений их можно комбинировать, в том числе и от нескольких устройств UBA5. Дополнительно могут заказываться датчики температуры.  

Проверка АКБ: анализаторы Vencon

Прибор способен генерировать зарядный ток до 2А на каждом канале, ток нагрузки – до 3А (45 Вт) на каждом канале (в комплект входит адаптер питания). Более точные характеристики зависят от конкретной модели устройства – в серию UBA5 входит 5 различных моделей приборов.  

Параметры аккумуляторных батарей - используем Vencon

В данном типе прибора, как и во всех описанных ранее, ключевым для определения состояния батареи является сопоставление измеренных показателей с параметрами, заявленными производителями АКБ.

4. Полная разрядка/зарядка

На сегодняшний день полная разрядка и зарядка – это единственный прямой и максимально достоверный способ определения емкости АКБ. Специализированные устройства контроля разряда/заряда батареи (УКРЗ) позволяют выполнить глубокую разрядку и последующую полную зарядку батареи с постоянным контролем емкости. Однако эта процедура занимает очень много времени: 15-17-20-24 часа, иногда и более суток, в зависимости от емкости и текущего состояния батареи. Хотя метод дает наиболее точные результаты, из-за временных затрат его применение ограничено.

5. Измерение плотности электролита

В обслуживаемых аккумуляторах для определения их состояния можно измерять плотность электролита, поскольку между этим параметром и емкостью АКБ существует непосредственная зависимость. Плотность электролита может меняться в силу разных причин, которые вдобавок взаимосвязаны (частый глубокий разряд батареи, сульфатация, неоптимальная плотность электролита, испарение и утечка раствора и т. д.). Аккумулятор начинает быстрее разряжаться, отдает меньше заряд. При этом необходимо понимать, что плотность электролита даже в исправном аккумуляторе, находящемся в идеальном состоянии – не константа, она меняется с температурой и степенью зарядки аккумулятора. Более того, для разных регионов рекомендованная плотность электролита отличается в зависимости от типовых климатических условий.

Результаты измерения плотности ареометром можно сопоставить со следующей диаграммой для кислотных аккумуляторов.

Проверка АКБ: измерение плотности электролита

В зависимости от того, больше или меньше плотность электролита, чем требуемая (а для батареи вредно отклонение и в ту, и в другую сторону), можно частично или полностью заменить электролит, залить дистиллированную воду или раствор необходимой концентрации, обязательно обеспечив перемешивание. Как и при использовании всех ранее описанных способов проверки состояния АКБ ключевым является сопоставление измеренных значений с рекомендациями производителя батареи и следование всем предусмотренным процедурам обслуживания.

Выводы

Каждый способ определения текущего состояния аккумуляторной батареи имеет свои преимущества и недостатки. Каким из них пользоваться – зависит от ваших задач и возможностей. Сориентироваться вам поможет эта сводная таблица.

Способ определения состояния АКБ Преимущества Недостатки
Подкл ючение нагрузки Достаточно реалистичные результаты без использования специализированного оборудования Времязатратность при многократных измерениях Измеренные параметры документируются вручную
Нагрузочная вилка, специализированные анализаторы и тестеры

Портативность устройств

Простота использования

Быстрое проведение измерений, особенно многократных

Некоторые модели способны проводить измерения без выведения АКБ из режима эксплуатации

Специализированные модели позволяют сохранять результаты и переносить их на компьютер для подготовки отчетов

Часть параметров АКБ определяется по косвенным методикам Оценочная точность измерений
Полный разряд/заряд Единственный достоверный способ оценки емкости АКБ Очень продолжительная процедура – многие часы, иногда сутки
Измерение плотности электролита ρ Непосредственное определение состояния батареи по концентрации электролита Способ применяется только для обслуживаемых батарей
 

Материал подготовлен техническими специалистами компании “СвязКомплект”.

skomplekt.com

Таблица размеров аккумуляторов для автомобилей: габариты

Одной из важнейших характеристик при выборе аккумуляторной батареи является ее габаритные размеры. На этот показатель стоит обратить особое внимание, так как могут возникнуть трудности при дальнейшем монтаже источника питания в подкапотном пространстве. Бывают случаи, когда из–за акб другого размера не удается подключить клеммы, они банально оказываются короткими. Для того чтобы не столкнуться с такого рода проблемами, ниже будет представлена таблица размеров аккумуляторов для автомобилей.

Содержание

От габаритов аккумулятора, прежде всего, зависят его мощностные и емкостные характеристики. Эти величины прямо пропорциональны размерам, а значит и емкости батареи.

Также могут отличаться своими размерами клеммы и их расположение на корпусе. Специалисты рекомендуют приобретать аккумуляторы по размерам, которые идентичны размерам первоначально установленного агрегата, желательно того – же производителя.

Современные стандарты аккумуляторов

В настоящее время типоразмеры акб строго регламентированы общепринятыми стандартами качества. Перечислим основные их виды:

  1. Европейский стандарт. По нему производятся аккумуляторы, предназначенные к эксплуатации в автомобилях европейского и нашего, российского производства (в данном случае стоит обратить внимание на полярность клемм, она обычно противоположная).
  2. Североамериканский стандарт. Токоотводы на этих батареях расположены в верхней ее части сбоку на крышке корпуса (в отличие от других акб, у которых токовыводы располагаются вдоль длинной стороны). Клеммы на данных батареях производятся с внутренней резьбой, поэтому поиск подобного экземпляра на рынке РФ будет очень затруднителен. Скорей всего, вам придется заказывать акб напрямую из США, в случае необходимости.
  3. Азиатский стандарт. Размеры аккумуляторных батарей у азиатских производителей коренным образом отличаются от европейских размеров. В автомобилях, производимых в азиатских странах, пространство под капотом намного меньше, по сравнению с остальными авто. Все подкапотное оборудование и двигатель очень плотно скомпонованы. Азиатские аккумуляторы значительно короче и уже конкурентов, но значительно выше их.

Размеры автомобильных аккумуляторов могут зависеть не только от стандарта, но и от страны – производителя. Например, азиатские источники питания, которые производятся в Европе для ее рынка, могут иметь габариты, схожие с европейским. В любом случае, всегда перед приобретением нового источника питания стоит внимательно изучить подкапотное пространство своего автомобиля и все технические нюансы, связанные с ее дальнейшей установкой.

Размеры акб и таблицы с данными

В данном разделе приведем основные цифровые данные, характерные для каждого стандарта при производстве аккумуляторных батарей для автомобилей. Также будут представлены размеры аккумуляторов для авто, таблица 1, 2, 3, 4.

Аккумуляторы европейской сборки

В Европе производят батареи, которые имеют следующие емкостные характеристики – от 40 до 225 Ач (ампер – часов). Размеры акб подразделяются на 2 группы:

  1. Батареи с емкостями 40 – 70 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 174 мм.
    • Высoтa – 174 или 189 мм.
    • Длинa – 174 – 241 мм.

Таблица размеров до 70 Ач

  1. Батареи с емкостями 70 – 225 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 174 – 239 мм.
    • Высoтa – 174 – 241 мм.
    • Длинa – 277 – 517 мм.

Таблица размеров акб

Аккумуляторы азиатской сборки

В Азии производят батареи, которые имеют следующие емкостные характеристики – от 35 до 120 Ач (ампер – часов). Они подразделяются на 2 группы:

  1. Батареи с емкостями 35 – 70 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 126 — 174 мм.
    • Высотa – 189 или 226 мм.
    • Длинa – 186 – 260 мм.

Таблица размеров до 90 Ач

  1. Батареи с емкостью 90 – 120 Ач обладают следующими габаритами:
    • Шиpинa – 174 мм.
    • Высота – 224 мм.
    • Длинa – 305 мм.

Таблица размеров до 120 Ач

Cтоит отметить, что американский стандарт полностью идентичен европейскому. Подбор аккумулятора в данном сегменте можно осуществить, изучив таблицы 1 и 2. Изменение в конструкции этих акб может зависеть от клемм.

Размерность клемм

Размер аккумулятора никак не соответствует размерам его клемм, поэтому при выборе источника питания следует также обращать внимание на них тоже. Стандартным для большинства автомобилей является диагональное расположение токовыводов. Какой аккумулятор выбрать?

Подавляющее количество источников питания европейской и отечественной сборки имеют клеммы, похожие на столбики. Они могут различаться диаметром (плюсовая клемма всегда больше минусовой!), бывают стандартные и более меньшего диаметра. Стандартные клеммы также можно встретить на азиатских авто, конкретно — на японских. В Европе и России распространены более массово клеммы с меньшим диаметром.

Стоит отметить, что на рынке присутствуют и клеммы других типоразмеров, такие как: винтовые, под болты, плоскоугольные и другие. При выборе аккумулятора намного проще обратить дополнительное внимание на клеммы, чем в последствие заменять подводящие контакты.

Одним из важных габаритных параметров источника питания является банальное соответствие посадочного места размерам самой батареи. Также стоит обратить внимание на механизм закрепления, в некоторых случаях оно отсутствует. Как правило, при эксплуатации автомобиля по нашим разбитым дорогам, срок службы незакрепленного источника питания в разы короче. Также при дтп такая батарея может вылететь в любом направлении и причинить большой ущерб.

Как выбрать подходящую акб с первого раза?

Аккумулятор

В идеале,  лучшим вариантом будет наличие под рукой вашего б/у аккумулятора. В наши дни магазины с автотоварами расположены на каждом углу, поэтому можно выбрать наиболее подходящий и подъехать прямо к нему. Далее уже сразу определится с дальнейшей покупкой.

Далее опишем пошаговый механизм действий при покупке новой акб:

  • Необходимо точно определить все технические характеристики (мощность, емкость и т. д.).
  • Далее стоит подобрать батарею аналогичного типа, что и бывшая акб.
  • Особое внимание нужно уделить габаритам, можно даже буквально измерить их линейкой.
  • Обязательно изучить клеммы.
  • Посмотреть тип крепления.
  • Выбрать акб по способу заряда. Зарядка аккумулятора должна быть в норме. Здесь можно немного сэкономить, купив «сухозаряженную» батарею и зарядить ее уже в домашних условиях.
  • Остается только внимательно осмотреть аккумуляторную батарею на предмет механических повреждений.

Подводя итоги данной статьи, можно сказать, что размер аккумулятора является одним из главных характеристик при его приобретении. Если мощностные данные обычно встречаются многократно и запоминаются легко, то габариты, форма клемм и место посадки источника питания не так уж легко запомнить. Придерживаясь инструкцй, которые были раскрыты в данном тексте, вам намного проще будет приобрести подходящую батарею для вашего авто.

С уважением, Максим Марков!

carsmotion.ru

Выбор аккумулятора по бренду и параметрам

В большинстве случаев  об аккумуляторе вспоминают лишь тогда, когда он однажды отказывается крутить стартер. Многие мотивируют свое невнимание к автомобильной батарее тем, что аккумулятор необслуживаемый и должен «отработать» вложенные в покупку средства.

Теория подбора аккумулятора

Независимо от того, кто является производителем аккумулятора, все они имеют одинаковый принцип действия и аналогичное внутреннее устройство. Отличие брендового от бюджетного аккумулятора заключается в использовании новейших технологий, материалов и самого современного оборудования. Конечно же, на первом месте для любой известной компании - качество изготовления продукта, являющееся неотъемлемой частью ее имиджа

Коротко об устройстве аккумулятора

Современный автомобильный аккумулятор имеет пластиковый корпус, состоящий из шести ячеек (банок) в каждой из которых помещены пластины из свинца или свинцово-кальциевого сплава. Пластины в банках набраны таким образом, что между положительными пластинами расположены отрицательные. Для предотвращения контакта между пластинами они упакованы в специальные конверты, так называемые сепараторы.

Каждая банка заливается электролитом до определенного уровня. Электролит представляет собой смесь серной кислоты с дисцилированной водой. При подведении к пластинам напряжения от генератора, либо зарядного устройства  внутри каждой банки начнет протекать химическая реакция. В данном случае электрическая энергия генератора перейдет в химическую, зарядив тем самым аккумулятор.

Саморазряд аккумулятора

Внутри аккумулятора постоянно идет химическая реакция, приводящая к ее саморазряду через определенное время. Это связано с тем, что в электролите происходит частичное растворение активных веществ.

Для примера.  Плотность электролита в свинцовых аккумуляторах снижается до 1.20 г/см3 за 6 месяцев его хранения.

Аккумуляторы из пластин свинцово-кальциевого сплава в этом отношении более надежные,  так как у них повышена устойчивость к химическому саморазряду. Плотность электролита в таких аккумуляторах снижается до значения 1.20 г/см3 лишь через 18 месяцев хранения. Это качество однозначно говорит о превосходстве "кальциевых" батарей.

Единицы измерения

Плотность электролита принято измерять в г/см3 и для полностью заряженного аккумулятора она должна соответствовать 1, 27-1.28 г/см3 (для большинства районов).

Общая информация

Каждый автомобиль с завода комплектуется аккумуляторной батареей, рассчитанной на суммарную мощность всех потребителей в схеме его электрооборудования. Поэтому рекомендованный в руководстве по эксплуатации авто аккумулятор и должен служить отправной точкой для владельца при покупке нового аккумулятора.

Когда же приобретенный аккумулятор не соответствует схеме электрооборудования, будь это хоть Bosch, VARTA, BAREN или им подобные бренды, он не сможет в полной мере отвечать всем предъявляемым к нему требованиям.

 Дело в том, что для запуска двигателя с одинаковым литражом, но для различных марок автомобилей необходимо различное количество потребляемой энергии. Это зависит от особенностей конструкции двигателей, где может быть различная компрессия,  два или один распредвал, различное навесное оборудование, что в целом является определяющим - какая величина тока требуется для пуска конкретного двигателя. Если не принять во внимание  эти факторы при покупке аккумулятора, то возникнут неизбежные проблемы с запуском, что особенно будет сказываться при низких температурах.

Типы аккумуляторов

Современные аккумуляторы делятся на:

  • Обслуживаемые
  • Малообслуживаемые
  • Необслуживаемые

Необслуживаемые, как следует из названия, не требуют никакого вмешательства в течение всего  срока  эксплуатации, при условии полностью исправного электрооборудования автомобиля.

Параметры аккумуляторов:

  • Габаритные размеры
  • Полярность клемм (расположение, например «+» справа или слева) и их конструкция
  • Номинальная емкость в ампер-часах: 45, 50, 55 Аh и т.д.
  • Пусковой ток

Номинальная емкость должна соответствовать выходной мощности генератора, чтобы соблюдался баланс заряда аккумулятора (не допуская при этом недозаряда или перезаряда), поэтому важно приобретать рекомендованную заводом-производителем аккумуляторную батарею. При этом необходимо учитывать и установленное дополнительное оборудование.

Пусковой ток для аккумулятора является важнейшим параметром, показывающим его возможность отдавать максимальную определенную мощность в течение 30 сек при температуре - 18˚ С. Так стартер в режиме тормозного момента потребляет ток порядка 350-400А, что является мощной нагрузкой для аккумулятора, и при проблемах с запуском, батарея может быстро разрядится.

Маркировка аккумуляторной батареи

Каждый аккумулятор снабжается необходимыми заводскими обозначениями  для ориентирования при его покупке. В маркировку входят, как пример:

  • 12V, 24V – номинальное напряжение в вольтах
  • 55 Ah – номинальная мощность в ампер-часах.
  • - 650 AEN; 420 A DIN; 650 A(EN) – пусковой ток, при - 18 градусах
  • Дата изготовления

Проверка аккумулятора при покупке

Внешний вид не должен вызывать никаких подозрений, и при визуальном осмотре должны отсутствовать следы ударов или трещин. Производится замер плотности залитого электролита, которая не должна отличаться от номинальной  ниже, чем на 0,02 г/см3. Это будет соответствовать 80% плотности полностью заряженного аккумулятора.

С помощью нагрузочной вилки проверяется характеристика мощности. При приложении нагрузки напряжение батареи не должно падать ниже 11V в течение 10 секунд.

Аккумулятор можно смело приобретать, если он отвечает всем указанным требованиям.

Не стоит при этом забывать, что аккумулятор для любого производителя - это, прежде всего, товар и его нужно продать любой ценой. Если же учесть при этом, что стоимость современных аккумуляторов достаточно высока, то выбор должен быть всегда осознанным.

Аккумуляторы от мировых производителей стоят, как правило, на порядок дороже, но это всегда оправдано, так как помимо имиджа, это еще и несомненное качество и надежность. 

blamper.ru

Электрические характеристики автомобильного аккумулятора, ток

Напряжение автомобильного аккумулятора это разность потенциалов на полюсных выводах. Для большей точности рекомендуется измерять напряжение, когда переходные процессы, вызванные током заряда или разряда, закончились. Их длительность может составлять несколько часов, а изменение напряжения на аккумуляторе может достичь 0,6—1,8 Вольта. Хотя принято считать, что стартерные автомобильные АКБ имеют в номинале напряжение 12 Вольт, в действительности напряжение новой заряженной аккумуляторной батареи находится в пределах 12,7—13,3 Вольта. 

Электрические характеристики автомобильного аккумулятора, напряжение, емкость, сила тока холодного старта, резервная емкость, внутреннее сопротивление.

Емкость аккумуляторной батареи характеризуется количеством электричества, измеренное в ампер-часах, получаемое от аккумулятора при его разряде до установленного конечного напряжения, равного 10,5 Вольта и температуре 20 градусов. При нормальной эксплуатации разряжать аккумулятор автомобиля ниже конечного напряжения не рекомендуется. В противном случае резко снижается ресурс его работы.

Значение емкости АКБ позволяет рассчитать примерное время отдачи (или работы) ею среднего тока в нагрузку. Емкость зависит от силы разрядного тока, поэтому при испытаниях условия разряда нормируются. Ток разряда установлен 0,05 Cp для 20-ти часового режима разряда и 0,1 Cp для 10-ти часов. Для аккумуляторной батареи емкостью 60 Ач он, соответственно, равен 3 Ампер и 6 Ампер. При таких токах емкость новой аккумуляторной батареи соответствует номиналу. А для тока разряда 25 Ампер типовая емкость данной АКБ составляет 40 Ач. Такая емкость обеспечит время питания электрооборудования в течение 96 минут.

40 Ач х 60 минут / 25 Ампкр = 96 минут.

Величина тока в 25 А принята в тестах не случайно. Считается, что таково потребление тока электрооборудованием типового легкового автомобиля. При стартерных токах емкость автомобильного аккумулятора может упасть в 5 раз относительно номинальной. Так, для батареи 6СТ-55А при стартерном токе в 250 А и температуре минус 18 градусов емкость составляет всего 10 Ач вместо 55 Ач. И все же эта величина обеспечит суммарное время прокрутки стартера в 2,4 минуты.

10 Ач х 60 минут / 250 Ампер = 2,4 минуты.

Емкость автомобильного аккумулятора очень резко уменьшается при отрицательных температурах и уже при минус 20 градусах уменьшается до 40—50 %

Уменьшение тока холодной прокрутки и емкости АКБ 6СТ-55 при понижении температуры.

Электрические характеристики автомобильного аккумулятора, напряжение, емкость, сила тока холодного старта, резервная емкость, внутреннее сопротивление

Изменение емкости автомобильного аккумулятора и рост крутящего момента двигателя в зависимости от температуры.

Изменение емкости автомобильного аккумулятора и рост крутящего момента двигателя в зависимости от температуры

При большей емкости автомобильный аккумулятор дает и больший ток холодной прокрутки. Например аккумулятор емкостью 55 Ач обеспечивает ток в 420—480 Ампер по стандарту EN и 250—290 Aмпер по DIN, аккумулятор с емкостью 62 Ач обеспечивает ток 510 Aмпер по стандарту EN и 340 Ампер по DIN, а аккумулятор 77 Ач уже 600 Ампер по EN и 360 Ампер по DIN.

Сила тока холодного старта (Сold Cranking Amper — CCA) автомобильного аккумулятора, требования стандартов DIN 43539 T2, EN 60095-1, SAE, IEC 95-1 (МЭК 95-1).

Сила тока холодного старта автомобильного аккумулятора определяет его максимальную пусковую способность, то есть какой ток АКБ может отдать при температуре минус 18 градусов в конце заданного интервала времени, пока напряжение аккумуляторной батареи не упадет до требуемого минимального уровня. В стандартах DIN и EN предусмотрены две проверки процесса разряда автомобильного аккумулятора до величины напряжения 6 Вольт.

Первая проверка производится через 30 секунд от начала разряда, и в ней измеряется напряжение U30 аккумулятора, которое для стандарта DIN должно быть больше 9 Вольт, а для стандарта EN — больше 7,5 Вольт. Вторая проверка состоит в измерении длительности разряда Т6v до достижения АКБ напряжения 6 Вольт, которая должна быть не менее 150 секунд.

Существует четыре стандарта, DIN 43539 T2, EN 60095-1, SAE, IEC 95-1 (МЭК 95-1), определяющих продолжительность испытательного интервала времени и допустимое минимальное напряжение автомобильного аккумулятора, требования к которым указаны в таблице ниже

Требования стандартов DIN 43539 T2, EN 60095-1, SAE, IEC 95-1 (МЭК 95-1) для определения тока холодной прокрутки автомобильного аккумулятора.

Требования стандартов DIN 43539 T2, EN 60095-1, SAE, IEC 95-1 (МЭК 95-1) для определения тока холодной прокрутки автомобильного аккумулятора

В стандартах SAE и IEC определено лишь граничное значение напряжения U30. Для удобства сравнения значения тока холодной прокрутки автомобильного аккумулятора можно пересчитать из одного стандарта в другой. Перерасчет токов происходит по следующим формулам.

Isae = 1,5Idin + 40 (A) Iiec = Idin/0,85 (A) Ien = Idin/0,6 (А) Idin = 0,6Ien (A)

Значения в стандарте EN округляют.

— При токе менее 200 А с шагом 10 А.— При токе от 200—300 А с шагом 20 А (220, 240, 260, 280 А).— При токе 300—600 А с шагом 30 А (330, 360, 390 А и т. д.).

Например, аккумулятор VARTA емкостью 55 Ач имеет ток в стандарте DIN, равный 255 Aмпер. Используя приведенные формулы, получим для Isae = 422,5 Aмпер, Iiec = 300 Aмпер, Ien = 425 Aмпер, округляя — 420 А.

Обычно величина силы тока холодного старта ССА автомобильного аккумулятора превышает численно номинальную емкость в 6,5—7,5 раз. Число возможных пусков двигателя за весь срок службы автомобильного аккумулятора составляет от 4000 для традиционных и мало обслуживаемых батарей и до 12 000 у батарей специальной конструкции, например АКБ Optima, по данным изготовителя.

Считается, что за один год при эксплуатации умеренной интенсивности производится от 1 000 до 2 000 стартов двигателя. Таким образом, срок службы автомобильного аккумулятора может составить от 4 до 2 лет. Отметим в виду важности, что ток холодного старта CCA в соответствии со стандартами нормируются каждым изготовителем автомобильного аккумулятора только для температуры минус 18 градусов. Данные для более низких температур изготовитель не приводит.

Для полностью заряженной и новой аккумуляторной батареи емкостью 50—60 Ач ток холодной прокрутки находится в пределах 300—500 Ампер. Если стартерный ток типовой АКБ 6СТ-55 при температуре плюс 25 градусов составляет 400 Ампер, то при температуре минус 30 градусов он снизится до 200 А. С каждой новой попыткой не успешного запуска его величина будет все меньше и меньше. Хотя технологии производства аккумуляторных батарей и улучшаются, но эти изменения почти не повлияли на степень снижения их стартерного тока при отрицательной температуре.

Резервная емкость (RC — остаточная емкость) автомобильного аккумулятора.

Резервная емкость или остаточная емкость автомобильного аккумулятора редко указывается в паспорте аккумулятора, но она важна для потребителя, поскольку показывает время, в течение которого аккумулятор будет обеспечивать работу автомобиля при выходе из строя автомобильного генератора. При этом потребление тока всеми системами автомобиля нормировано в 25 Ампер.

Резервная емкость автомобильного аккумулятора определена, как период времени в минутах, в течение которого АКБ может сохранить разрядный ток в 25 Ампер, пока напряжение не упадет до 10,5 Вольт. Стандартами требование к величине резервной емкости не устанавливается. Для многих аккумуляторов с емкостью в 55 Ач резервная емкость достигает 100минут, что является хорошим показателем.

Внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора.

Типовые значения внутреннего сопротивления у нового автомобильного аккумулятора составляет 0,005 Ом при комнатной температуре. Оно состоит из сопротивления между электродами и электролитом и из сопротивления внутренних соединений. К концу срока службы внутреннее сопротивление автомобильного аккумулятора многократно возрастает, что приводит к тому, что АКБ не может прокрутить стартер.

По материалам книги «Самоучитель по установке систем защиты автомобиля от угона». Найман В. С., Тихеев В. Ю.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Параметры эксплуатации при выборе АКБ

 Основные параметры АКБ

 Продолжая изучение основных параметров, напомню, что в большей степени они относятся к вопросам эксплуатации (продолжая список):

АКБЭлементы аккумуляторной батареи

 8. Нормальный ток зарядки, C(емкость)

 9. Пиковый, оптимальный ток нагрузки, (Ампер или С- относительно емкости), при этом может указываться тип нагрузки (постоянный или импульсный)

 10. Емкость, А*ч

 11. Внутреннее сопротивление, Ом/А*ч

 8) Нормальный ток зарядки, C. На некоторых зарядных устройствах есть возможность заряжать батареи «быстро». При этом источник энергии нагревается из-за происходящих внутри химических процессов. Чтобы избежать перегрева или взрыва аккумулятора, производители указывают рекомендуемые значения, используя C-рейтинг. Как при разрядке, высокое значение говорит о низком внутреннем сопротивлении. Для АКБ емкостью 20А*ч ток 1С будет равен 20А. Стандартными для свинцово-кислотных (гелевых, AGM) являются значения 0,1-0,2 — то есть для той же 20-амперной батареи необходимо зарядное устройство на 2-4А (0,5кВт).

 Следует заметить, что существуют разные методы заряда батарей (зависят от наличия свободного времени, типа батареи, возможностей зарядного устройства). Мы рассмотрим их в следующей статье о том, как лучше заряжать-разряжать АКБ.

 9) Пиковый, оптимальный ток нагрузки (разряда), (Ампер или С-рейтинг относительно емкости), при этом может указываться тип нагрузки (постоянный или импульсный). Максимальный ток разряда обычно не превышает 10C … 20C.

 10) Емкость, А*ч. 1А*ч = 3600Кл.

 По сути, один ампер-час (А*ч) — электрозаряд, проходящий через проводник в течение часа тока 1А. По теории, заряженный аккумулятор ёмкостью 10А*ч может питать нагрузку 1А на протяжении десяти часов. Но по факту есть ряд ограничений, например, высокий ток разряда приводит к неэффективной отдаче энергии — то есть сокращается время работы, батарея перегревается.

 Энергетическую емкость можно также определить как ток, которым АКБ разряжается в течении 20 часов током 1/20C. В действительности же, есть ряд ограничений — внутреннее сопротивление АКБ, происходящие химические процессы сульфатации, аккумулятору нужна “пауза” на “отдых”, чтобы электролит за счет диффузии возобновился.

 Емкость — заряд от полностью заряженной батареи при разряде до минимально допустимого напряжения.

 В документации приводится емкость относительно 20-часового цикла разряда до минимального напряжения (автомобильный — 10,8В). Маркировка батареи «65А*ч» говорит от том, что она способна питать нагрузку током 3,25А в течении 20ч., при условии поддержания напряжения выше 10,8В.

 11) Внутреннее сопротивление электролита, электродов, Ом/А*ч. Чтобы не нагружать больше относительно сложной теорией (старался максимально упростить понятия), рассмотрим последний параметр — внутренне сопротивление АКБ. Измеряется внутреннее сопротивление не в привычных для нас Омах, а в Омах относительно емкости аккумулятора в А*ч. В связи с внутренним сопротивлением внутри аккумулятора происходят потери (именно поэтому так важны условия эксплуатации и хранения батарей). Но есть еще одна проблема — при повышении тока потери возрастают квадратично. P = R*I2 — эту формулу вы могли видеть в статье про основы электротехники.

 Дополнительные параметры выбора

 Конечно, можно продолжать описывать все параметры до бесконечности (тип клеммного подключения, типоразмеры, режим работы — стартерный/буферный/тяговой и т.д.). Многие из них взаимосвязаны и напрямую влияют на выбор той или иной модели аккумулятора. Естественно нельзя забывать и о таких вещах как цена относительно емкости (у.е./Вт*ч), “эффект памяти” (проявляется не у всех типов АКБ — NiMH, NiCd, серебряно-цинковый).

 Саморазряд зависит от материалов, из которых сделаны элементы аккумулятора, процессов изготовления, конструкции, типа аккумулятора.

 Не все производители “показывают” своим клиентам разрядные кривые – напряжение зависит от глубины разряда, силы разрядного тока, температуры.

 Типы конструкций батарей

 Обслуживаемые (в основном стартерные) АКБ в системах резервного питания используются редко — предназначены для генерации пусковых токов (пуска двигателя) и разряжаются за короткое время. Кроме того они неудобны для использования, так как необходимо контролировать уровень и плотность электролита (электролит разлагается с потерей воды), чтобы избежать сульфатации свинца, которая я бы привела к разрушению пластин. Расход воды нормируется стандартами в г/А*час.

 В необслуживаемых аккумуляторах срок выкипания воды до критичного уровня объема электролита превышает срок работы батареи до разрушения пластин от коррозии решеток.

 Малообслуживаемые АКБ продаются залитыми и сухозаряженными. Последние требуют заполнения электролитом и дозарядки. Такие батареи отличаются большим сроком хранения (2-3 года).

 Различные технологические решения позволяют увеличить срок службы:

  • малый саморазряд
  • стойкость решеток к коррозии
  • малый расход воды (уменьшением доли сурьмы)
  • применение кальция
  • формирование конверт-сепараторов (для создания запаса электролита)

 Из недостатков малообслуживаемых и необслуживаемых батарей следует отметить высокую чувствительность к перезарядам и глубоким разрядам, которые приводят к появлению сульфата кальция (применяют для уменьшения газовыделения) на пластинах.

Похожие посты

invertory.com.ua

Емкость аккумулятора – основные параметры

Емкость аккумулятора

Многих покупателей аккумуляторов интересует такой важный параметр, как емкость изделия. И в этой статье мы постараемся рассмотреть самые основные моменты.

1. Емкость демонстрирует, на протяжении какого периода времени, батарея сможет питать подключенный к ней прибор. Для измерения данного параметра используется показатель ампер часов. Для маленьких аккумуляторов применяется величина миллиампер-часов. Что касается самой единицы, то она демонстрирует, что емкость каждого аккумулятора представляет собой произведение постоянного тока на время разряда (измеряется в часах). Формула выглядит так:

Е [А * час] = I [А] х T [час]

2. Зависимость энергии и емкости аккумулятора

Многие думают, что емкость в полной мере отображает энергию батареи, которая может быть накоплена. На самом деле это вовсе не так: чем выше напряжение в батарее, тем больше энергии может быть накоплено. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть формулу:

[Дж]= I [А] х U [В] х T [с]

Она характеризует произведение напряжения тока и время его протекания. Из этого следует, что энергия аккумулятора равняется произведению емкости и номинального напряжения:

W [Вт*час]= E [А*час] х U [В]

3. Энергия аккумулятора и его емкость

Если подключить несколько аккумуляторных батарей в последовательном режиме, то мы получим суммарную емкость. Она будет равна емкости всех аккумуляторов, которые входят в состав батареи. Энергия аккумулятора равна произведению энергии одной батареи на их количество.

4. Заряд и емкость аккумулятора

Многие покупатели путают такие разные параметры, как емкость аккумулятора и его заряд. Мы рассмотрим эту проблему: емкость - это не что иное, как выражение потенциала аккумуляторной батареи и демонстрирует время работы при полной заряженности. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим обычный стакан, в который налита жидкость. Емкость в данном случае равна объему стакана. Этот показатель остается неизменным, несмотря на то есть в нем жидкость или ее нет. Тоже самое можно сказать об аккумуляторной батарее: заряженная и разряженная батарея все равно обладает постоянной емкостью.

5. Рассмотрим другие характеристики емкости, которые касаются аккумулятора

В первую очередь, это емкость энергии (Вт/элемент).

Характеристика аккумуляторной батареи, которая показывает способность аккумулятора разряжаться во время постоянной нагрузки в течение определенного промежутка времени (чаще всего 15 минут). Этот параметр появился на территории США и со временем его приняли на вооружение другие производители. Чтобы провести приблизительные расчеты и оценить емкость аккумуляторной батареи в Ач по его вырабатываемой энергии в Вт/эл, достаточно воспользоваться формулой:

Е [А*час] = W [Вт/эл] / 4

Еще один параметр - запасная, или резервная емкость.

Резервная емкость - это параметр автомобильного аккумулятора, который показывает возможность питать электричеством всю энергосистему автомобиля без включенного генератора. Параметр измеряется в минутах разряда батареи током в 25 Ампер. Чтобы приблизительно выяснить этот параметр, существует специально разработанная формула. Она использует резервную емкость в минутах:

Е [А*час] = T [мин] / 2

6. Еще один важный вопрос - какие параметры влияют на емкость аккумуляторной батареи? В первую очередь это касается тока разряда. Каждый производитель определяет номинальную емкость свинцовых аккумуляторов при разрядах большой длительности (10,20 и 100 часов). В результате емкость моделей обозначается маркировкой С10, С20 или С100. Исходя из этого, можно рассчитать ток, который протекает через нагрузку при 20 часовом разряде: I20

I20 [А] = Е20 [А*час] / 20[час]

И сразу возникает встречный вопрос: правда ли, что при 15-минутном разряде, ток аккумулятора будет равняться Е20 х 4? Нет, это утверждение в корне неверно. При разряде, который длится на протяжении 15 минут, емкость аккумуляторной батареи равняется половине его номинальной емкости. А потому указанные параметры тока I0.25 не могут превышать Е20 х 2. Простыми словами, ток разряда батареи и время разряда не пропорциональны между собой.

Время разряда и ток разряда находится в степенной зависимости. Для этих целей используется специальная формула, которая была разработана Пекертом. Она гласит:

I p * T = const

При этом р - представляет собой число Пекерта и является показателем степени. Оно постоянное для указанного типа аккумуляторных батарей. Формулу можно применять для всех герметичных, свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Если мы говорим о свинцовых аккумуляторах, то число Пекерта равняется 1.15 - 1.35. Величину, которая располагается правой части уравнения, легко можно установить по емкости аккумулятора. Всего несколько вычислений позволяют получить формулу, которая характеризует емкость батареи Е при показателях тока разряда I:

Е = Eн * (Iн / I)p-1

При этом Eн является номинальной емкостью аккумулятора, а показатель Iн - это ток разряда, который находится в зависимости от заданной номинальной емкости (20 или 10 часов разряда).

Еще один важный параметр - конечное напряжение разряда аккумулятора.

По мере того, как батарея разряжается, падает ее напряжение. После достижения конечного напряжения разряда, батарея полностью отключается. Существует определенная зависимость: чем ниже конечное напряжение разряда, тем выше показатель емкости аккумулятора. Производители батарей устанавливают минимально допустимый параметр напряжения разряда. Если напряжение в аккумуляторной батарее становится меньше этой величины (так называемый глубокий разряд), то батарея может полностью выйти из строя.

Температурный режим оказывает влияние на показатели емкости

Если температура возрастает с 20 до 40°С, емкость батареи увеличивается на 5 процентов. Снижение температуры в диапазоне от 20°до 0° С приводит к снижению емкости на 15 процентов. Снижение температуры до -20°С еще больше снижает параметры емкости.

Что касается износа аккумуляторной батареи, то существуют следующие моменты.

Емкость свинцовой аккумуляторной батареи при поставке может отличаться от номинальных показателей. Всего несколько циклов разряда и заряда приводит к тому, что емкость увеличивается. К сожалению, при дальнейшей эксплуатации или при долгом хранении батареи, емкость уменьшается. Со временем батарея нуждается в замене.

7. Проверка емкости свинцового аккумулятора. Классическим способом проверки емкости является проведение контрольного разряда. Для этих целей батарею заряжают постоянным током и проводят регистрацию показателей до конечного напряжения разряда. Остаточная емкость легко вычисляется по формуле:

Е [А*час]= I [А] * T [час]

Ток разряда должен быть таким, чтобы время разряда равнялось 10 или 20 часам работы. После этого можно сравнить полученные показатели остаточной емкости с номинальными значениями. Если полученные данные составляют меньше 80 процентов номинальных показателей, нужна замена аккумулятора. Это делается для того, чтобы дальнейшее старение основных элементов батареи не привело к ее выходу из строя.

Обычные методы измерения емкости аккумуляторов имеют целый ряд недостатков:

  • сложность процесса и трудоемкость,
  • приходится выводить аккумулятор из строя на продолжительный период времени.

Если нужно провести быстрые тесты, то применяют современные приборы. Они проводят измерения за несколько секунд.

evex.com.ua

Размеры аккумуляторов для авто и другие важные критерии выбора АКБ

Выбор АКБ для авто – очень ответственное мероприятие. Наряду с главными параметрами батареи нельзя забывать и о ее габаритах. Несоответствие размеров аккумулятора установочным может привести к невозможности его использования.

Основные параметры аккумуляторов

Основные параметры аккумуляторов, определяющие возможность их использования на том или ином автомобиле, следующие: напряжение на клеммах, емкость АКБ, пусковой ток (мощность). С напряжением все понятно – его значение должно соответствовать той величине, на которую рассчитана бортовая сеть авто (12 В или 24 В).

Электрическая емкость полностью зараженной АКБ соответствует тому количеству электроэнергии, которое аккумулятор способен отдать в процессе длительного разряда. Или, по-другому – способность батареи давать ток определенной величины в течение определенного промежутка времени (емкость 40 Ah (или А·ч) означает, что АКБ может снабжать током в 1 А на протяжении 40 часов либо в 2 А – 20 часов и так далее).

Номинальная электроемкость АКБ – емкость 20-тичасового разряда. Именно ее в настоящее время регламентируют в большинстве европейских нормативных документов, в российском ГОСТ и указывают в паспорте и на этикетке батареи. Для АКБ на 80 А·ч величина тока разряда равна 4 А.

Фото электроемкости АКБ на этикетке, subaru-sochi.ru

Резервная емкость – параметр, показывающий промежуток времени (в минутах), на протяжении которого АКБ способна снабжать током 25А (то есть, сколько времени она сможет снабжать электричеством все потребители авто при неработающем генераторе). У батареи емкостью 55 Ah этот параметр может достигать 85–90 минут (при отказе генератора машина сможет двигаться за счет энергии только АКБ еще около 1,5 часов).

Пусковая мощность – максимальная мощность, выдаваемая АКБ в течении 30 с при –18 °C. Этот параметр характеризует способность батареи запускать холодный двигатель, а выражают его для аккумуляторов в амперах – пусковом токе при холодной прокрутке. Чем больше пусковой ток (стартерный разряд), тем больше мощность АКБ. Стартерный разряд в зависимости от производителя определяется по разным методикам: SAE, EN, DIN, ГОСТ, IEC и другим. Соответственно, и указанные на батарее величины пускового тока могут быть разными, с пометкой к какому стандарту они относятся.

На фото - измерение мощности АКБ, insidecarelectronics.com

Пусковой ток новой АКБ должен быть равен или выше, чем у заменяемой батареи. Нельзя брать батарею с меньшей емкостью (А·ч). Это продиктовано тем, что некоторые режимы работы мотора (низкие и холостые обороты) сопровождаются разрядом аккумулятора (особенно в ночное время), потому что выдаваемой генератором энергии недостаточно. При этом в условиях малых пробегов автомобиля и при частых стоянках с заведенным двигателем АКБ «помогает» генератору снабжать электропитанием включенные потребители, а сам разряжается. В случае малой собственной емкости АКБ глубина ее разряда при этом превысит 40–50 %, что впоследствии приведет к ощутимому снижению работоспособности автомобильной батареи в режиме запуска двигателя авто. Такие глубокие разряды, имеющие повторяющийся характер, вызовут сокращение ресурса АКБ. Таким образом, при выборе АКБ автовладелец в первую очередь должен учитывать значения ее пускового тока и номинальной электрической емкости.

Габариты АКБ – почему выбранный аккумулятор не подходит?

Многие автолюбители при выборе аккумулятора не придают значения такому его параметру как габаритные размеры. Но это до поры до времени – пока они, казалось бы, идеально подобранную по основным критериям, батарею не смогут установить на предусмотренное для нее в подкапотном пространстве место. А еще бывает, что почему-то для новой АКБ провода подключения к сети авто оказываются короткими и их клеммы не достают до контактов аккумулятора.

Помимо того, что размеры аккумулятора зависят от его мощности и емкости, а также в незначительной степени от технологии изготовления и типа, существует несколько стандартов соответствия стране-изготовителю авто, которые тоже определяют габариты АКБ.

Фото габаритов АКБ, natapku.ru

Кроме того, могут быть другими клеммы аккумулятора и их расположение. Поэтому, выбирая батарею, нельзя забывать по каким стандартам был изготовлен автомобиль (проще говоря – в какой именно стране его произвели) и, соответственно, его «родной» аккумулятор, с которым он сошел с конвейера.

Рассмотрим действующие в настоящее время стандарты АКБ. Европейский стандарт подходит для европейских и отечественных машин.

Североамериканский отличается тем, что выводы АКБ располагаются на верхней ее крышке не вдоль длинной стороны, а сбоку корпуса. Мало того, так еще эти клеммы конструктивно выполнены с «резьбой вовнутрь». Таким образом, если стать счастливым обладателем «чистого американца», предназначенного для рынка США, то скорее всего предлагаемые в отечественных магазинах аккумуляторы окажутся несовместимыми с его проводами и клеммами. В этом случае следует искать или заказывать оригинальную батарею американского стандарта и лучше не стараться изобретать, а затем «лепить» какие-нибудь «самопальные» переходники.

На фото - североамериканский АКБ, drive2.ru

В основе южноамериканского заложены принципы европейского стандарта, поэтому между ними нет существенной разницы.

Азиатский (на самом деле японский, но принятый некоторыми азиатскими производителями) – главное отличие от европейского состоит именно во внешних размерах АКБ. Японские конструкторы так плотно упаковали подкапотное пространство различным оборудованием, что АКБ стала уже и короче, но, при этом, и выше, чем европейские и американские аналоги. Поэтому, приобретая «настоящее» японское или корейское авто (не европейской сборки), следует иметь в виду то, что скорее всего на положенное для АКБ место сможет встать только «фирменная» батарея. А оригинальный японский аккумулятор может не подойти по высоте для европейских авто – капот будет упираться в его клеммы.

Другие размеры аккумулятора, влияющие на его выбор

Другие важные характеристики, которые влияют на возможность установки и быстрого подключения АКБ к бортовой сети – это расположение клемм и их размер. Первый параметр отражает взаимное расположение клемм АКБ относительно ее корпуса. Основные типы:

  • прямая полярность – «плюс» слева, а «масса» справа;
  • обратная – наоборот.

АКБ при определении полярности должно быть повернуто лицевой стороной (с этикеткой) на себя. Если выбрать аккумулятор с полярностью, не предусмотренной конструкцией авто, то можно столкнуться с ситуацией, когда провода для подсоединения бортовой сети окажутся недостаточной длины (оба или только один). В этом случае придется наращивать кабели, что в принципе несложно, но нежелательно.

Фото выбора аккумулятора, news.ykt.ru

Встречаются также аккумуляторы с комбинированным расположением клемм: по диагонали; посередине вдоль длинной стороны корпуса АКБ. Эти обычно подходят на все авто соответствующего стандарта. И американского стандарта АКБ: с прямой и обратной полярностью.

Размер и форма клемм автомобильных батарей тоже бывают разные, что может существенно усложнить процесс подсоединения АКБ к бортовой сети. На отечественных и многих импортных авто установлены аккумуляторы с клеммами в виде столбика и соответствующие этим клеммам по размеру и форме контакты проводов электрической сети машины. Такие клеммы АКБ отличаются между собой – диаметр «массы» чуть меньше, чем у «плюса». Помимо этого, «столбиковые» контакты делятся по диаметру на стандартные и маленькие. Последние обычно встречаются на японских автомобилях, а стандартные больше знакомы по отечественным авто. Встречаются также АКБ с другими типами клемм: под болт, винтовые, в виде плоского уголка с болтовым креплением. Если при выборе аккумулятора не придавать форме и размеру его клемм значения, то придется в итоге менять контакты на подсоединяющих проводах электрической сети авто.

На фото - типы клемм АКБ, aktis.su

Еще один немаловажный размерный параметр АКБ – насколько его габариты соответствуют штатному фиксирующему креплению для него. Конечно, очень многие ездят вовсе никак не закрепляя батарею, а просто поставив ее в аккумуляторное гнездо (нишу). Вес АКБ и плюс работа подвески обеспечивают относительную устойчивость аккумулятора и безопасность его эксплуатации. Однако неизбежные вибрации и «подпрыгивания» на ухабах вряд ли способствуют продлению срока службы автомобильных батарей. Кроме того, в случае возникновения какой-либо аварийной ситуации не известно где и в каком состоянии окажется незакрепленная АКБ и ее кислота. Поэтому лучше все-таки обмерить предварительно либо размеры под крепеж «родного» аккумулятора, либо контуры и формы самого крепления.

Как не ошибиться в выборе аккумулятора при его покупке?

Лучше всего приобретать новый аккумулятор имея при себе старый, то есть, подъехав к магазину на автомобиле, для которого предназначена «обновка».  Тогда все вопросы можно будет разрешить «не отходя от кассы». Все можно будет тут же уточнить, проверить и в итоге подобрать оптимальную модель аккумулятора.

Фото выбора модели аккумулятора автомобиля, hotparts.by

В общем случае при покупке АКБ следует:

  1. Уточнить электрические показатели, тип, габариты и способ крепления заменяемого (старого) аккумулятора.
  2. Подобрать новую АКБ – желательно того же типа и обязательно с электрическими показателями, которые не ниже, чем у заменяемой. При равном значении емкостей (старой и новой АКБ) величина пускового тока у приобретаемого аккумулятора может быть даже больше (если стандарты его определения одинаковы), что будет способствовать более быстрому и надежному пуску двигателя зимой.
  3. Проверить выбранную батарею на соответствие с старой по: габаритам; расположению, форме и размерам присоединительных клемм; способу крепления.
  4. Если предлагаемый ассортимент магазина позволяет, то определиться с исполнением батареи: сухозаряженная АКБ (нуждается в заливке электролита и последующей зарядке) или с электролитом и заряженная. В случае срочной замены следует брать вторую – в отличие от первой она готова к эксплуатации.
  5. Выбранную АКБ необходимо на прилавке освободить от упаковки, а затем осмотреть на предмет целостности ее корпуса, наличия этикеток с соответствующими обозначениями и показателями.

В случае покупки аккумулятора, готового к работе, следует сразу попросить продавца выполнить следующие действия. В батареях, оснащенных заливными горловинами с пробками, проверить плотность и уровень электролита (в паспорте большинства аккумуляторов для плотности указано значение 1,28 г/см3). Измерить напряжение на выводах АКБ при разомкнутой цепи (НРЦ). Проверить на разряд под нагрузкой специальным устройством (нагрузочной вилкой), дающем информацию о степени работоспособности батареи.

На фото - проверка аккумулятора автомобиля при покупке, youtube.com

Эти операции позволят убедиться в необходимой работоспособности и заряженности АКБ: плотность электролита в банках аккумулятора не должна быть ниже 1,25 г/см3; НРЦ при плюсовой температуре должно быть равно не менее 12,5 В; предусмотренное напряжение во время разряда нагрузочной вилкой должно оставаться неизменным на протяжении 5–10 с (это время зависит от технических возможностей вилки).

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru