Автомобили, изменившие мир. Внедорожники. Первый внедорожник в мире


Первым комфортабельным внедорожником в мире стал Jeep Wagoneer — Журнал «4х4 Club»

Принято считать, что в 50–60-е  годы прошлого столетия американцы меняли автомобили как перчатки. В принципе это так, однако именно в 60-х появился автомобиль, продержавшийся на конвейере 28 лет  с одной и той же подвеской и почти неизменным дизайном. Более того, именно благодаря этой выдающейся конструкции и появилась концепция комфортабельного внедорожника в том виде, в каком мы ее понимаем.

В первые полтора десятка послевоенных лет мировой автопром не предлагал ничего похожего на современные комфортабельные внедорожники.  Покупатель мог выбрать либо  спартанский вездеход, созданный на основе или по мотивам военной машины, либо полноприводный пикап или трехдверный универсал на его базе. Небольшими тиражами выпускали автомобили с легковым кузовом, поставленным на шасси «армейца» (например, довоенные творения Ford совместно с Marmon-Herington, а также незабвенный ГАЗ-72).  Увы, по динамическим характеристикам и, главное, управляемости они не шли ни в какое сравнение даже с самыми заурядными легковыми авто.

Первый: Jeep Wagoneer, 1963 г.

ГЛАВНОЕ – ДИЗАЙНВсе изменилось в 1963 модельном году, когда небольшая фирма Willys – отделение Kaiser Motors – выпустила революционную модель Jeep Wagoneer (серия J), которую по праву считают предшественником и идейным вдохновителем всех современных SUV. Основное, что отличало новый джип, – это свежий линейный дизайн, решенный в канонах нового американского увлечения спокойной симметрией. Особенно смело это смотрелось на фоне пикапов (а также универсалов на их базе) производства GM и частично Chrysler и International, которые все еще донашивали аэростиль образца 1959–1960 модельных годов.

Любопытно, что дизайн нового Jeep создавали в два этапа. Сначала группа под руководством директора по дизайну фирмы Kaiser Джима Анджера проработала общий вид машины и интерьер. А потом перешедший из Studebaker дизайнер Брукс Стивенс нарисовал переднюю часть  с необычной «короткой» радиаторной решеткой с вертикальными полосами.

С 1969 года на Jeep Wagoneer ставили V8 от GM

Модельный ряд включал в себя пятидверный и трехдверный универсалы, фургон Panel Delivery, смонтированный на той же раме пикап с собственным именем Gladiator и шасси для спецкузовов. Трехдверная версия и фургон на ее основе продавались вяло и были сняты с производства уже в 1968 году. Кроме того, с 1967 по 1969 год специально для армии  выпустили 33 тысячи полноприводных пикапов семейства M715 (грузоподъемность 1.25 т) с шестицилиндровым двигателем. Они отличались от обычных Gladiator кабиной с мягким верхом и откидывающимся вперед прямоугольным лобовым стеклом, круглыми расширителями колесных арок, электрооборудованием 24 В и рядом других нюансов. На базе M715 выпускали M724 (шасси для спецкузовов), М725 – санитарный фургон и М726 – прокладчик телефонных линий.

Трехдверный брат Wagoneer – Jeep Cherokee, 1978 год

ПО БЕЗДОРОЖЬЮ С ВЕТЕРКОМДля начала 60-х годов конструкция Wagoneer и Gladiator  была сверхсовременной. Впервые на рынке появился гражданский внедорожник с закрытым кузовом и независимой подвеской передних колес (правда, ее предлагали как опцию, за отдельную плату). Причем подвеска была оригинальной конструкции – на продольных торсионах с одним верхним рычагом.  Роль нижнего рычага выполняла хитро закрепленная полуось в стальном кожухе. В стандарте же спереди стояла зависимая подвеска на рессорах.

Кроме того, новые Jeep стали первыми полноприводными автомобилями  с АКПП – гидромеханической трансмиссией на три ступени фирмы Borg-Warner. Для многих американских водителей, привыкших к автоматическим коробкам, это был весьма серьезный аргумент. Раздаточная коробка была двухступенчатой, передний мост — жесткоподключаемым.

С 1979 года пикапы серии J (на фото J20) получили прямоугольные фары

Поначалу Wagoneer-Gladiator оснащали только рядным шестицилиндровым двигателем Tornado рабочим объемом 3.8 литра и мощностью 140 л. с. при 4000 об/мин с верхним распредвалом (SOHC). С таким мотором достаточно тяжелый (1671 кг) внедорожник разгонялся от 0 до 60 миль в час (96 км/ч)  за 18 секунд. Максимальная скорость составляла 140 км/ч. Как показали многочисленные тесты, двигатель Tornado  отличался самым низким удельным расходом топлива из всех серийных бензиновых двигателей на рынке США. Однако для тех, кто хотел сэкономить еще больше, в 1964 году представили слегка дефорсированную версию мощностью 133 л. с. (степень сжатия 1:7.5). Ну а для самых  бережливых  выпускали заднеприводный вариант с дополнительной передачей в трансмиссии – аналогом овердрайва.

Jeep Cherokee Chief, 1981 год

НА КОГО ПОХОЖА «ВОЛГА»За дополнительную плату автомобиль оснащали усилителями руля и тормозов, блокируемым задним дифференциалом и лебедкой, а с 1964 года и кондиционером. В 1965 году Wagoneer и Gladiator обзавелись новым двигателем V8 (OHV) рабочим объемом 5.4 литра производства American Motors (AMC) с гидротолкателями клапанов. Мощность его составляла 250 л. с. при  4700 об/мин. С мотором в паре работала самая надежная на тот момент коробка-«автомат» – GM Turbo-Hydro-Matic 400. Ирония заключалась в том, что одновременно с установкой мощного мотора, позволявшего развивать более 170 км/ч, сняли с производства независимую подвеску, дабы снизить издержки. Но покупатели не возражали. Наоборот, и без того отлично продаваемая машина стала настоящим бестселлером.

На фоне Jeep Wagoneer (на фото1986 года) Range Rover выглядел сиротливо

Одновременно дизайн Wagoneer существенно доработали. Новая клиновидная радиаторная решетка теперь тянулась на всю длину передней части машины. Забавно, что советский ГАЗ-24 «Волга», появившийся в 1968 году, имел почти такое же оформление передней части.  К слову, Gladiator до самого конца производства оставался со старым дизайном.

В 1966 году, развивая успех, Kaiser-Jeep выпустил новую версию – Super Wagoneer, отличавшийся богатой стандартной комплектацией. В нее входили виниловая крыша, хромированный багажник, усилители всего и вся, коробка-«автомат», двигатель V8 и многое другое. Салон щеголял «ценными» сортами пластмассы под дерево, был оснащен кондиционером, электроприводами, в том числе и окна задней двери, селектором АКП на отделанном все тем же «деревом» трансмиссионном тоннеле. Кроме того, рулевая колонка нового Jeep регулировалась по углу наклона. Из важных технических новшеств появилась двухконтурная система тормозов, которую вскоре внедрили и на обычных Jeep. Внешне Super Wagoneer отличался широкой декоративной полосой сбоку , ограниченной хромированными молдингами, и «спортивными» колесными колпаками. Выпускали такую версию до 1969 года.

С конца 60-х  Kaiser потихоньку начинает отказываться от собственных моторов. Армейская эксплуатация  показала их недостаточную надежность. На новые Wagoneer начали ставить шестицилиндровый рядный двигатель AMC рабочим объемом 3.8 литра, развивавший 145 л. с. при 4300 об/мин. В 1969 году несколько неожиданно V8 AMC был заменен на V8 от GM. Новый мотор имел рабочий объем 5.7 литра и выдавал несколько меньшую, чем у предшественника, мощность – 230 л. с. при 4400 об/мин. Зато отличался большим крутящим моментом – 475 Нм при 2400 об/мин против  461 Нм при 2600 об/мин у старого. К сожалению, Kaiser начал испытывать финансовые трудности, из-за чего в 1970 году был вынужден продать свое автомобильное отделение компании American Motors.

Один из первых пикапов для отдыха – Jeep J10 Honcho, 1977 год

CHEROKEE, PIONEER И ДРУГИЕНовый хозяин первым делом подкорректировал дизайн. Wagoneer обзавелся новой радиаторной решеткой с крупными горизонтальными и мелкими вертикальными полосками и повторителями поворотов на крыльях. А его старая решетка перешла «по наследству» к Gladiator, переименованному в 1972 году в просто J с цифрами 10 или 20 в зависимости от грузоподъемности. 

Специально для армии: Jeep M715, 1967 г.

К 1972 году конструкцию существенно доработали с целью уменьшения уровня шума, вибрации и повышения плавности работы подвески (хотя сами рессоры решили оставить). Внешние изменения выразились в новой отделке кузова «под дерево» (под заказ).

В 1973 году на Wagoneer начали ставить новую систему постоянного полного привода Quadra-Trac c раздаточной коробкой, оснащенной блокируемым межосевым дифференциалом.  В 1974 году все большие Jeep получили передние дисковые вентилируемые тормоза, 4-скоростные механические коробки передач и электронное зажигание. Тогда же в серию пошли версии пикапа J10 под названием Pioneer, отличавшиеся в основном улучшенной отделкой салона и виниловыми накладками «под дерево» по бортам.  Предназначалась подобная машина, естественно, для активного отдыха. В 1977 году была выпущена еще одна подобная «игрушка для больших» – J10 в исполнении Honcho, отличавшийся литыми дисками и дугой безопасности за кабиной.В 1974 году AMC вернула двухдверную версию Wagoneer, но под новым названием – Cherokee. Вплоть до появления наследника с несущим кузовом в 1984 году Cherokee играл роль недорогой комплектации Wagoneer. Ситуация несколько запуталась в 1977-м, когда появилась четырехдверная версия Cherokee. В  отличие от более дорогого собрата на ней стояла старая решетка радиатора с вертикальными полосами родом из 1965-го. Причем с 1979 года, когда семейство J получило прямоугольные фары, ее часто делали черной, с хромированной окантовкой.

Удивительное дизайнерское совпадение – ГАЗ-24 «Волга», 1968 год

Стандартным двигателем теперь стал рядный шестицилиндровый OHV рабочим объемом 4.2 литра и мощностью 110 л. с. Кроме того, все модели и модификации серии J можно было за доплату оснастить V8 рабочим объемом 5.0 литра и мощностью 150 л. с. или 5.9 литра и мощностью 175 л. с. Этот же мотор предлагали до 1979 года в форсированной версии мощностью 195 л. с. А еще был двигатель  объемом 6.6 литра мощностью 235 л. с., который производили с 1974 по 1979 год.

Постоянный полный привод к 1975 году вошел в базовую комплектацию  Jeep Wagoneer

Именно он украсил первый в мире внедорожник высшего класса – Jeep Wagoneer Limited, появившийся в 1978 году и продававшийся по цене не самого дешевого Cadillac – 12 485 долларов.  Машина представляла собой  некий аналог уже подзабытого Super Wagoneer, то есть в стандартную комплектацию входили все выпускавшиеся AMC приспособления для повышения комфорта. Кроме того, Limited первым из внедорожников получил кожаный салон, кожаную оплетку руля, сиденья с электроприводом и климат-контроль. Кованые колесные диски, радиаторная решетка с выступом посередине и прямоугольные фары (с 1979 года), а также модная отделка кузова «под дерево» создавали иллюзию абсолютно новой модели. 

Wagoneer не нуждался в сложной рекламе. Покупателя зазывали просто: классическим дизайном и полным приводом

Впрочем, американцам даже нравилось, что Wagoneer внешне почти не меняется, превратившись в нечто вроде полноприводного Rolls-Royce. Тем более никто в мире на тот момент еще не предлагал роскошных вездеходов – английский  Range Rover на фоне своего американского собрата смотрелся как бедный родственник. В итоге, несмотря на топливный кризис, Wagoneer продавался даже лучше, чем классический Jeep CJ7.

ВМЕСТЕ С CHRYSLERВ 80-х годах AMC пошла по рукам. Сначала компания с гордым названием «Американские моторы» была куплена Renault, затем в 1987-м ее приобрел Chrysler, причем исключительно ради отделения Jeep. Производство легковых авто AMC взято «в нагрузку» и вскоре свернуто.

Jeep Wagoneer Limited, 1978 год

Герой нашего рассказа — Wagoneer – по случаю появления среднеразмерного Wagoneer на базе нового Cherokee стал называться Grand Wagoneer. В 1986 году он претерпел последнюю серьезную модернизацию. Grand отличался радиаторной решеткой с двумя крупными хромированными горизонтальными полосами, передним спойлером (все-таки максимальная скорость составляла 160 км/ч), прозрачным люком в крыше, новым интерьером, «бронещитком» запаски и некоторыми другими деталями. Моторы с 1981 года и до самого конца были карбюраторными: 4.2 литра (112 л. с.) и V8 объемом 5.9 литра (150 л. с.), который с 1987 года стал основным и единственным.  Машину продавали только с «автоматом» и системой полного привода Quadra-Trac.

Несмотря на топливный кризис, комфортабельный Wagoneer продавался даже лучше, чем классический Jeep CJ7

Специалисты Chrysler постарались вытянуть максимум из старого Wagoneer. Не меняя конструкции, они  максимально унифицировали  интерьер с минивэнами, еще раз улучшили отделку и поставили самую дорогую стереосистему из тех, что были под рукой, а также максимально повысили качество изготовления и сборки.  Все это позволило продержать машину на конвейере еще четыре года. Однако время взяло свое. Пикапы перестали выпускать в 1988 году. А 21 июня 1991 года со сборочного конвейера Chrysler в городе Толедо сошел самый последний Grand Wagoneer — наступало время совсем других грандов. 

Идея универсального  комфортабельного автомобиля – и для рутины, и для активного отдыха – оформилась в конце 60-х

media.club4x4.ru

Внедорожник - это... Что такое Внедорожник?

Внедоро́жник (англ. off-road vehicle) — обобщенное название для транспортных средств повышенной проходимости всех категорий, в том числе и предназначенных для эксплуатации только вне дорог (например в карьерах). К внедорожникам также относятся транспортные средства специального назначения на колесах низкого давления, гусеницах, шнеках и пр. Внедорожники не следует путать с вездеходами, поскольку термин «внедорожник» является более широким. Легковые внедорожники в просторечии называют джипами.

Определение в словарях

В Большой советской энциклопедии термин внедорожник упоминается в статье «Автомобиль»:

По проходимости Автомобили разделяются на дорожные, внедорожные (карьерные) и Автомобили повышенной и высокой проходимости.

… Внедорожные, имеющие увеличенные габаритные размеры и осевые нагрузки, могут использоваться только на специальных дорогах, например в карьерах.[1]

Поэтому, по мнению журнала «За рулём», называть обычные транспортные средства «внедорожниками» не совсем корректно, так как настоящим внедорожникам не разрешено передвижение по дорогам общего пользования[2]. Однако в энциклопедической статье говорится, что могут использоваться только на специальных дорогах внедорожники, «имеющие увеличенные габаритные размеры и осевые нагрузки», про ограничение для внедорожников с обычными габаритами и осевыми нагрузками не упомянуто.

В ПДД даётся определение только понятию «транспортное средство»:

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.[3]

В ПДД не определяется понятие внедорожник и не говорится о каких-либо ограничениях их использования. Вместе с тем любое механическое транспортное средство должно быть «зарегистрировано в установленном порядке»; если транспортное средство не соответствует некоторым стандартам, то оно попросту не будет зарегистрировано, и, следовательно, не сможет легально выезжать на дороги общего пользования.

В современных словарях слово «внедорожник» определяется как «автомобиль повышенной проходимости»[4][5].

На использовании слова «allroad» вместо устоявшегося термина «джип» настаивает корпорация Крайслер, по причине владения одноименной торговой маркой.

Существует близкий термин «вседорожник», более точно определяющий направленность части автомобилей, именуемых «автомобилями повышенной проходимости» или «внедорожниками»: движение как по дорогам с улучшенным покрытием, так и по дорогам вовсе без покрытия, но все же по дорогам.

Термин «внедорожник» для русскоговорящих подразумевает возможность эксплуатации транспортного средства не только на дорогах, но и при их отсутствии.

История

Bantam BRC 40
Название "Джип" появилось в годы Второй мировой войны как прозвище легких многоцелевых военных автомобилей "Виллис-МВ" (Willys) и однотипных с ними машин "Форд GPW" (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы "Виллис" из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г.[6]

Перед началом Второй мировой войны на вооружении армий мира было несколько автомобилей с колесной формулой 4×4, а именно: американский полноприводый «Мармон-Херрингтон», японский «Курогане» (1935 г.), немецкий «средний внедорожный» автомобиль «Хорьх-91» (1937 г.), и советский ГАЗ-61 на базе «Эмки» (1938 г.). Все эти машины выпускались мелкими сериями и были, по сути, легковыми командирскими машинами[7].

Первый массовый армейский полноприводный автомобиль-внедорожник с зависимой подвеской всех колёс и упрощённым открытым кузовом с вырезами вместо дверей (тип ранэбаут — runabout) был создан в США уже после начала Второй мировой войны фирмами American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor по тендеру американской армии. Машины, выпускавшиеся Ford получили наименование GPV (General Purpose Vehicle), то есть, «Автомобиль общего назначения». По первым буквам («Джи-Пи») солдаты окрестили их джипами. Существует и другая версия, согласно которой, прозвище Jeep связано с армейским сленгом, согласно которому обозначает «трудяга», «работяга» и восходит к довоенному мультфильму про морячка Попая. Стоит отметить, что в Советском Союзе во время войны все легковые американские автомобили такого типа назывались «виллисами» (вне зависимости от того кем были реально произведены: Willys или Ford), а после войны за таким типом автомобилей закрепилось удобное в произношении и написании слово джип, а термин «внедорожник» (вариант «вседорожник») был придуман и внедрён в обиход в начале 90-х рядом популярных автомобильных изданий, чтобы не создавать проблем с корпорацией «Крайслер», владеющей торговой маркой Jeep.

В СССР в 1941—1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года — первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «иван-виллис» за сходство с Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях Союзников, а общий тираж их выпуска достиг 620 тыс. экз.

После войны к конверсионной версии внедорожника, получившей торговую марку Jeep CJ2A (индекс CJ от Civilian Jeep — гражданский джип), во всём мире проявили интерес силовые структуры, включая военных, полицию, пожарных, лесников, а также гражданский сектор в лице фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов и проч. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца 1948 года. Одной из отличительных черт автомобиля был материал: в 1947 году выпуск истребителей и бомбардировщиков резко снизился, на складах скопилось огромное количество алюминия, который стоил дешевле стали. Этот алюминий, отличавшийся коррозийной стойкостью, и стал первым материалом для машин Land Rover. Таким образом, машина с самого первого дня существования стала ассоциироваться с выносливостью и прочностью. Постепенно конструкция внедорожника становилась более зрелой. Так, в США с 1947 года на базе Jeep CJ3 начали выпуск цельнометаллического трёхдверного универсала Jeep 463, а также 3/4-тонного пикапа Jeep Truck. На рубеже 50-60-х годов в США появились полноприводные версии комфортабельных универсалов (англ. station wagon) с рамными шасси от пикапов, например, Chevrolet Suburban 1958 года и Jeep Wagoneer 1962 года.

В СССР и Западной Европе в конце 1950-х была мода на создание полноприводных моделей повышенной проходимости на базе обычных легковых седанов и универсалов с усиленными несущими кузовами: ГАЗ-М72, МЗМА-410 и −411 «Москвич», Citroen 2CV Sahara (кстати, двухдвигательный), Renault Nomad и т. д.

Автомобиль Toyota с увеличенными колёсами и модифицированной подвеской

В конце 1960-х в США появился первый «спортивно-утилитарный автомобиль» (SUV) — Chevrolet Blazer 1969 года, отличавшийся несколько более компактными размерами в сравнении с универсалом Suburban и съёмной пластиковой крышей.

Первый европейский комфортабельный рамный внедорожник Range Rover с постоянным полным приводом, получивший прозвище «фермер во фраке» за свою престижность и проходимость, был представлен фирмой Land Rover в 1970 году.

В 1977 году в СССР был запущен в массовое производство первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом ВАЗ-2121 «Нива». Эта революционно недорогая, экономичная и комфортабельная модель стала весьма популярной во всём мире (см. «Нива». Мировое признание и экспорт.) и фактически вызвала появление нового класса компактных внедорожников в Японии и США.

С середины 1980-х до середины 2000-х гг. на североамериканском рынке доля автомобилей типа SUV, классифицируемых в США как Light Truck, то есть «легкие грузовики», постоянно увеличивалась, но в последние годы их вытесняют более экономичные и безопасные кроссоверы. В настоящее время на мировом рынке лишь единичные известные автобрэнды не предлагают автомобили типа SUV или SAV.

См. также

Литература

  • Каталог «Вседорожники 2008» — M.:Издательство «За рулем», 2008.-192 стр.-[с CD диском]
  • Каталог «Внедорожник» — М.: «Издательский Дом „Третий Рим“», 2000—2005
  • Л. М. Шугуров «Автомобили России и СССР», ч.1-2 — М.:ИЛБИ, 1993—1994

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Внедорожник — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Внедоро́жник (англ. off-road vehicle) — автомобиль, обладающий повышенной проходимостью по бездорожью за счёт высокого клиренса, ведущих передних и задних колёс[1][2]. Легковые внедорожники в просторечии называют джипами.

Определение в словарях

В Большой советской энциклопедии понятие внедорожный упоминается в статье «Автомобиль»:

По проходимости Автомобили разделяются на дорожные, внедорожные (карьерные) и Автомобили повышенной и высокой проходимости. … Внедорожные, имеющие увеличенные габаритные размеры и осевые нагрузки, могут использоваться только на специальных дорогах, например в карьерах.[3]

Называть обычные транспортные средства «внедорожниками» не корректно, так как настоящим внедорожникам не разрешено передвижение по дорогам общего пользования[4].

В ПДД даётся определение только понятию «транспортное средство»:

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.[5]

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. В ПДД также даётся определение "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств.

В ПДД не определяется понятие внедорожник и не говорится о каких-либо ограничениях их использования. Вместе с тем любое механическое транспортное средство должно быть «зарегистрировано в установленном порядке»; если транспортное средство не соответствует некоторым стандартам, то оно попросту не будет зарегистрировано, и, следовательно, не сможет легально выезжать на дороги общего пользования.

На использовании слова «allroad» вместо устоявшегося термина «джип» настаивает корпорация Крайслер по причине владения одноименной торговой маркой.

Существует близкий термин «вседорожник», более точно определяющий назначение автомобилей повышенной проходимости: движение как по дорогам с улучшенным покрытием, так и по дорогам вовсе без покрытия, но все же по дорогам.

Слово «внедорожник» для русскоговорящих подразумевает возможность эксплуатации транспортного средства не только на обустроенных дорогах, но и на бездорожье. Но синонимия понятий внедорожный и бездорожье является кажущейся, т.к. согласно определению дороги, полоса земли, являющаяся бездорожьем, при езде по ней превращается в дорогу. Поэтому слово «внедорожник» является оксюмороном.

История

Название "Джип" появилось в годы Второй мировой войны как прозвище легких многоцелевых военных автомобилей "Виллис-МВ" (Willys) и однотипных с ними машин "Форд GPW" (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы "Виллис" из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г.

Джип — Энциклопедия военных автомобилей

Перед началом Второй мировой войны на вооружении армий мира было несколько автомобилей с колесной формулой 4×4, а именно: американский полноприводый «Мармон-Херрингтон», японский «Курогане» (1935 г.), немецкий «средний внедорожный» автомобиль «Хорьх-91» (1937 г.), и советский ГАЗ-61 на базе «Эмки» (1938 г.). Все эти машины выпускались мелкими сериями и были, по сути, легковыми командирскими машинами[6].

Первый массовый армейский полноприводный автомобиль-внедорожник с зависимой подвеской всех колёс и упрощённым открытым кузовом с вырезами вместо дверей (тип ранэбаут — runabout) был создан в США уже после начала Второй мировой войны фирмами American Bantam, Willys-Overland и Ford Motor по тендеру американской армии. Машины, выпускавшиеся Ford получили наименование GPV (General Purpose Vehicle), то есть, «Автомобиль общего назначения». По первым буквам («Джи-Пи») солдаты окрестили их джипами. Существует и другая версия, согласно которой, прозвище Jeep связано с армейским сленгом, согласно которому обозначает «трудяга», «работяга» и восходит к довоенному мультфильму про морячка Попая. Стоит отметить, что в Советском Союзе во время войны все легковые американские автомобили такого типа назывались «виллисами» (вне зависимости от того кем были реально произведены: Willys или Ford), а после войны за таким типом автомобилей закрепилось удобное в произношении и написании слово джип, а термин «внедорожник» (вариант «вседорожник») был придуман и внедрён в обиход в начале 90-х рядом популярных автомобильных изданий, чтобы не создавать проблем с корпорацией «Крайслер», владеющей торговой маркой Jeep[7].

В СССР в 1941—1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года — первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «иван-виллис» за сходство с Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях Союзников, а общий тираж их выпуска достиг 620 тыс. экз. После войны к конверсионной версии внедорожника, получившей торговую марку Jeep CJ2A (индекс CJ от Civilian Jeep — гражданский джип), во всём мире проявили интерес силовые структуры, включая военных, полицию, пожарных, лесников, а также гражданский сектор в лице фермеров, геологов, медиков, охотников, туристов и проч. В ряде стран начался выпуск собственных моделей-подражаний, например, английского Land Rover образца 1948 года. Одной из отличительных черт автомобиля был материал: в 1947 году выпуск истребителей и бомбардировщиков резко снизился, на складах скопилось огромное количество алюминия, который стоил дешевле стали. Этот алюминий, отличавшийся коррозийной стойкостью, и стал первым материалом для машин Land Rover. Таким образом, машина с самого первого дня существования стала ассоциироваться с выносливостью и прочностью. Постепенно конструкция внедорожника становилась более зрелой. Так, в США с 1947 года на базе Jeep CJ3 начали выпуск цельнометаллического трёхдверного универсала Jeep 463, а также 3/4-тонного пикапа Jeep Truck. На рубеже 50-60-х годов в США появились полноприводные версии комфортабельных универсалов (англ. station wagon) с рамными шасси от пикапов, например, Chevrolet Suburban 1958 года и Jeep Wagoneer 1962 года.

В СССР и Западной Европе в конце 1950-х была мода на создание полноприводных моделей повышенной проходимости на базе обычных легковых седанов и универсалов с усиленными несущими кузовами: ГАЗ-М72, МЗМА-410 и −411 «Москвич», Citroen 2CV Sahara (кстати, двухдвигательный), Renault Nomad и т. д. В конце 1960-х в США появился первый «спортивно-утилитарный автомобиль» (SUV) — Chevrolet Blazer 1969 года, отличавшийся несколько более компактными размерами в сравнении с универсалом Suburban и съёмной пластиковой крышей. Первый европейский комфортабельный рамный внедорожник Range Rover с постоянным полным приводом, получивший прозвище «фермер во фраке» за свою престижность и проходимость, был представлен фирмой Land Rover в 1970 году.

В 1977 году в СССР был запущен в массовое производство первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом ВАЗ-2121 «Нива». Эта революционно недорогая, экономичная и комфортабельная модель стала весьма популярной во всём мире (см. «Нива». Мировое признание и экспорт.) и фактически вызвала появление нового класса компактных внедорожников в Японии и США.

С середины 1980-х до середины 2000-х гг. на североамериканском рынке доля автомобилей типа SUV, классифицируемых в США как Light Truck, то есть «легкие грузовики», постоянно увеличивалась, но в последние годы их вытесняют более экономичные и безопасные кроссоверы. В настоящее время на мировом рынке лишь единичные известные автобрэнды не предлагают автомобили типа SUV или SAV. Доля внедорожников в России, среди проданных в 2012 году автомобилей, составила 30.6% или примерно 843 100 автомобилей. Класс SUV показал положительную динамику роста продаж - плюс 4.5%.

См. также

Напишите отзыв о статье "Внедорожник"

Литература

  • Каталог «Вседорожники 2008» — M.:Издательство «За рулем», 2008.-192 стр.-[с CD диском]
  • Каталог «Внедорожник» — М.: «Издательский Дом „Третий Рим“», 2000—2005
  • Л. М. Шугуров «Автомобили России и СССР», ч.1-2 — М.:ИЛБИ, 1993—1994

Примечания

  1. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/273674/внедорожник Современный толковый словарь русского языка Ефремовой]
  2. ↑ [dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/6442/внедорожник Толковый словарь русского языка Кузнецова]
  3. ↑ Автомобиль — статья из Большой советской энциклопедии.
  4. ↑ [www.zr.ru/a/6361 ВСЕВЕДУЩИЕ НА ВСЕХ ВЕДУЩИХ]
  5. ↑ [www.gazu.ru/pdd/?page=1 ПДД РФ: 1. Общие положения]
  6. ↑ [www.4x4info.ru/obzory/legkovoj-polnoprivodnyj-armejskij-avtomobil-amerlcan-bantam.html Легковой полноприводный армейский автомобиль «Amerlcan Bantam»]
  7. ↑ [4x4ru.com/istoriya/763-vozniknovenie-polnoprivodnogo-avtomobilya-dzhip.html Возникновение полноприводного автомобиля – ДЖИП]. Внедорожники России и мира. Проверено 23 ноября 2015.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Внедорожник

В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь. В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы. Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся. В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены. «Никто не прав, никто не виноват, стало быть и она не виновата», думал он. – Ежели Пьер не изъявил тотчас же согласия на соединение с женою, то только потому, что в состоянии тоски, в котором он находился, он не был в силах ничего предпринять. Ежели бы жена приехала к нему, он бы теперь не прогнал ее. Разве не всё равно было в сравнении с тем, что занимало Пьера, жить или не жить с женою? Не отвечая ничего ни жене, ни теще, Пьер раз поздним вечером собрался в дорогу и уехал в Москву, чтобы повидаться с Иосифом Алексеевичем. Вот что писал Пьер в дневнике своем. «Москва, 17 го ноября. Сейчас только приехал от благодетеля, и спешу записать всё, что я испытал при этом. Иосиф Алексеевич живет бедно и страдает третий год мучительною болезнью пузыря. Никто никогда не слыхал от него стона, или слова ропота. С утра и до поздней ночи, за исключением часов, в которые он кушает самую простую пищу, он работает над наукой. Он принял меня милостиво и посадил на кровати, на которой он лежал; я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима, он ответил мне тем же, и с кроткой улыбкой спросил меня о том, что я узнал и приобрел в прусских и шотландских ложах. Я рассказал ему всё, как умел, передав те основания, которые я предлагал в нашей петербургской ложе и сообщил о дурном приеме, сделанном мне, и о разрыве, происшедшем между мною и братьями. Иосиф Алексеевич, изрядно помолчав и подумав, на всё это изложил мне свой взгляд, который мгновенно осветил мне всё прошедшее и весь будущий путь, предлежащий мне. Он удивил меня, спросив о том, помню ли я, в чем состоит троякая цель ордена: 1) в хранении и познании таинства; 2) в очищении и исправлении себя для воспринятия оного и 3) в исправлении рода человеческого чрез стремление к таковому очищению. Какая есть главнейшая и первая цель из этих трех? Конечно собственное исправление и очищение. Только к этой цели мы можем всегда стремиться независимо от всех обстоятельств. Но вместе с тем эта то цель и требует от нас наиболее трудов, и потому, заблуждаясь гордостью, мы, упуская эту цель, беремся либо за таинство, которое недостойны воспринять по нечистоте своей, либо беремся за исправление рода человеческого, когда сами из себя являем пример мерзости и разврата. Иллюминатство не есть чистое учение именно потому, что оно увлеклось общественной деятельностью и преисполнено гордости. На этом основании Иосиф Алексеевич осудил мою речь и всю мою деятельность. Я согласился с ним в глубине души своей. По случаю разговора нашего о моих семейных делах, он сказал мне: – Главная обязанность истинного масона, как я сказал вам, состоит в совершенствовании самого себя. Но часто мы думаем, что, удалив от себя все трудности нашей жизни, мы скорее достигнем этой цели; напротив, государь мой, сказал он мне, только в среде светских волнений можем мы достигнуть трех главных целей: 1) самопознания, ибо человек может познавать себя только через сравнение, 2) совершенствования, только борьбой достигается оно, и 3) достигнуть главной добродетели – любви к смерти. Только превратности жизни могут показать нам тщету ее и могут содействовать – нашей врожденной любви к смерти или возрождению к новой жизни. Слова эти тем более замечательны, что Иосиф Алексеевич, несмотря на свои тяжкие физические страдания, никогда не тяготится жизнию, а любит смерть, к которой он, несмотря на всю чистоту и высоту своего внутреннего человека, не чувствует еще себя достаточно готовым. Потом благодетель объяснил мне вполне значение великого квадрата мироздания и указал на то, что тройственное и седьмое число суть основание всего. Он советовал мне не отстраняться от общения с петербургскими братьями и, занимая в ложе только должности 2 го градуса, стараться, отвлекая братьев от увлечений гордости, обращать их на истинный путь самопознания и совершенствования. Кроме того для себя лично советовал мне первее всего следить за самим собою, и с этою целью дал мне тетрадь, ту самую, в которой я пишу и буду вписывать впредь все свои поступки». «Петербург, 23 го ноября. «Я опять живу с женой. Теща моя в слезах приехала ко мне и сказала, что Элен здесь и что она умоляет меня выслушать ее, что она невинна, что она несчастна моим оставлением, и многое другое. Я знал, что ежели я только допущу себя увидать ее, то не в силах буду более отказать ей в ее желании. В сомнении своем я не знал, к чьей помощи и совету прибегнуть. Ежели бы благодетель был здесь, он бы сказал мне. Я удалился к себе, перечел письма Иосифа Алексеевича, вспомнил свои беседы с ним, и из всего вывел то, что я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку столь связанному со мною, и должен нести крест свой. Но ежели я для добродетели простил ее, то пускай и будет мое соединение с нею иметь одну духовную цель. Так я решил и так написал Иосифу Алексеевичу. Я сказал жене, что прошу ее забыть всё старое, прошу простить мне то, в чем я мог быть виноват перед нею, а что мне прощать ей нечего. Мне радостно было сказать ей это. Пусть она не знает, как тяжело мне было вновь увидать ее. Устроился в большом доме в верхних покоях и испытываю счастливое чувство обновления».

Как и всегда, и тогда высшее общество, соединяясь вместе при дворе и на больших балах, подразделялось на несколько кружков, имеющих каждый свой оттенок. В числе их самый обширный был кружок французский, Наполеоновского союза – графа Румянцева и Caulaincourt'a. В этом кружке одно из самых видных мест заняла Элен, как только она с мужем поселилась в Петербурге. У нее бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению. Элен была в Эрфурте во время знаменитого свидания императоров, и оттуда привезла эти связи со всеми Наполеоновскими достопримечательностями Европы. В Эрфурте она имела блестящий успех. Сам Наполеон, заметив ее в театре, сказал про нее: «C'est un superbe animal». [Это прекрасное животное.] Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера, потому что с годами она сделалась еще красивее, чем прежде. Но удивляло его то, что за эти два года жена его успела приобрести себе репутацию «d'une femme charmante, aussi spirituelle, que belle». [прелестной женщины, столь же умной, сколько красивой.] Известный рrince de Ligne [князь де Линь] писал ей письма на восьми страницах. Билибин приберегал свои mots [словечки], чтобы в первый раз сказать их при графине Безуховой. Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде. Пьер, который знал, что она была очень глупа, с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, где говорилось о политике, поэзии и философии. На этих вечерах он испытывал чувство подобное тому, которое должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот вот обман его откроется. Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна была глупость, или потому что сами обманываемые находили удовольствие в этом обмане, обман не открывался, и репутация d'une femme charmante et spirituelle так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости, и всё таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала. Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей, светской женщины. Он был тот рассеянный чудак, муж grand seigneur [большой барин], никому не мешающий и не только не портящий общего впечатления высокого тона гостиной, но, своей противоположностью изяществу и такту жены, служащий выгодным для нее фоном. Пьер, за эти два года, вследствие своего постоянного сосредоточенного занятия невещественными интересами и искреннего презрения ко всему остальному, усвоил себе в неинтересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем, который не приобретается искусственно и который потому то и внушает невольное уважение. Он входил в гостиную своей жены как в театр, со всеми был знаком, всем был одинаково рад и ко всем был одинаково равнодушен. Иногда он вступал в разговор, интересовавший его, и тогда, без соображений о том, были ли тут или нет les messieurs de l'ambassade [служащие при посольстве], шамкая говорил свои мнения, которые иногда были совершенно не в тоне настоящей минуты. Но мнение о чудаке муже de la femme la plus distinguee de Petersbourg [самой замечательной женщины в Петербурге] уже так установилось, что никто не принимал au serux [всерьез] его выходок.

wiki-org.ru

Автомобили, изменившие мир. Внедорожники - Колеса.ру

Willys (1941 г.)

После «самобеглого экипажа» Даймлера и Бенца и «жестянки Лиззи» Генри Форда легендарный «Уиллис» – третье великое изобретение в автомобильной сфере. Причем только по времени, но ни как не по значимости. Ибо именно Willys стал первым легковым автомобилем массового производства, предназначенный для езды по «пересеченке». Все современные внедорожники – это, по сути, его дальние родственники.

Land Rover 80 (1948 г.)

«Восьмидесятый» – самый первый внедорожник Land Rover, прямой потомок которого (Defender) производится до сих пор. Кроме того, это был первый автомобиль повышенной проходимости, который изначально создавался не по заказу армии, а для гражданских целей. Что не исключало таких качеств, как надежность и «неубиваемость».

Range Rover I (1970 г.)

В свое время Range Rover изменил само представление о внедорожнике как таковом. Именно после его выхода стало ясно, что: проходимость и комфорт – не взаимоисключающие качества; внедорожник по уровню оснащения, материалам и качеству отделки может не уступать бизнес-седану; наконец, внедорожник может быть красивым внешне. Не случайно «Рэйндж» стал экспонатом музея «Лувра»…

Nissan Patrol Y60/GR (1988 г.)

Уважением джиперов всего мира Patrol пользовался всегда. Но живой легендой автомобиль стал в середине 90-х: когда стал основным транспортным средством миротворцев ООН и, соответственно, телевизионным символом ооновских миссий в странах так называемого «третьего мира».

Toyota Land Cruiser 80 (1989 г.)

Не являясь «первопроходцем» в какой-то конкретной сфере, «80-й» Land Cruiser предложил покупателям уникальную совокупность качеств: эталонные проходимость и «живучесть» на бездорожье, простота управления «внедорожным арсеналом» (например, включение блокировки дифференциала кнопкой на приборной панели) и комфорт.

Mitsubishi Pajero II (1991 г.)

Компания Ferrari сделала себе имя на гонках Формулы-1, а компания Mitsubishi сделала имя своему внедорожнику Pajero на ралли «Дакар». Гонщики «Трех бриллиантов» завоевали в общей сложности двенадцать титулов в легендарном ралли-марафоне. Ну, а в конструкции серийных Pajero появились многие решения, «обкатанные» именно на «Дакаре».

Hummer I (1992 г.)

Что общего между Второй мировой войной и операцией «Буря в пустыне»? Оба этих военных конфликта явили миру внедорожники, ставшие в последствии легендарными. Hummer, как и Willys, первоначально создавался исключительно для армии США. Но после того, как автомобиль стал звездой репортажей CNN, концерну GM пришлось в срочном порядке налаживать его серийное производство.

Mercedes ML (1999 г.)

Будучи не самым сильным покорителем бездорожья, ML вошел в историю, как первый внедорожник, построенный по принципу полного отхода от принятых в классе канонов. Вместо рамы – несущий кузов, вместо неразрезных мостов – независимые подвески, вместо жестких блокировок – обилие управляющей электроники. Мерседесовцы первыми рискнули объединить все это «в одном корпусе».

Toyota RAV4 (1998 г.)

О том, что большинство владельцев внедорожников практически не съезжает с дорог, к концу 90-х знали абсолютно все производители техники «4х4». Однако первыми рискнули сделать «сверхоблегченный» внедорожник именно тойотовцы. И явились первооткрывателями класса «кроссовер»: уже не легковых автомобилей, но еще не внедорожников.

Porsche Cayenne (2003 г.)

Компания Porsche до той поры внедорожников не строила. Но имела опыт постройки полноприводных спортивных автомобилей. И когда появился подходящий кузов (от VW Touareg), первая модель класса «Off-road» от Porsche не заставил себя долго ждать. Да еще какая! Cayenne – первый автомобиль, сочетающий управляемость спортивного автомобиля на асфальте с проходимостью внедорожника.

www.kolesa.ru

Внедорожник — тип кузова

Во многих специализированных словарях термином «внедорожник» называются только транспортные средства, предназначенные для движения «вне дорог». Однако в обиходе это понятие используется более широко и обозначает полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости. Нередко внедорожники называют «джипами» − пример превращения бренда в имя нарицательное.

История внедорожника: из армии на «гражданку»

Создателем первого в мире внедорожника считается американский промышленник Артур Херрингтон. Еще в Первую Мировую войну он думал о создании принципиально нового транспортного средства, которое проедет по любому бездорожью. Херрингтон экспериментировал с четырех- и шестиколесными грузовиками.

Land Rover Land Rover

С началом Второй Мировой войны работы по созданию автомобиля повышенной проходимости активизировались. Вооруженные силы объявили конкурс, который выиграла компания Willys. Предложенный ею проект соответствовал всем требованиям − дешевизна, мощность, проходимость и простота в эксплуатации. Компания Ford, которая помогала Willys выполнять масштабный заказ вооруженных сил, в 1940 г. начала производство модели Ford GP (general purpouse − общего назначения). По первым буквам солдаты прозвали машину «джипом», а, впоследствии, стали называть так же и другие модели повышенной проходимости. Еще одна версия происхождения названия заключается в том, что «jeep» на армейском сленге означает «трудяга».

В СССР в годы войны выпускался первый советский внедорожник ГАЗ-64, получивший прозвище «Иван-Виллис» по аналогии со своим заморским «собратом».

С окончанием войны выпуск армейских джипов в США не закончился, ими заинтересовались полиция, скорая помощь, фермеры, охотники, рыбаки. Началось производство гражданских внедорожников. Название Jeep было зарегистрировано как торговая марка, а для обозначения класса автомобилей стало внедряться название «внедорожник».

Land Rover Range Rover Land Rover Range Rover

Постепенно внедорожники начали появляться в модельных рядах других марок: в 1946 г. Nissan выпустил «клон» американского джипа, а в 1948 г. появился первый британец - Land Rover. Кстати, последний был изготовлен из алюминия, так как сталь после войны была большим дефицитом.

Первые гражданские внедорожники были практически точными копиями армейских. У горожан они интереса не вызывали, потому что маркетологи позиционировали машину как  «гибрид» легковушки и трактора. Поворотным моментом принято считать 1963 г., когда на рынок вышел Jeep Wagoneer, отличавшийся свежим дизайном, удобным салоном и АКПП.

В конце 1960-х по мотивам Wagoneer публике был представлен первый в мире Sport Utility Vehicle (SUV) Chevrolet Blazer, который выделялся более компактными размерами и съемной пластиковой крышей.

В 1970 г. была создана модель Range Rover, которая могла похвастаться не только проходимостью, но и повышенным уровнем комфорта. Поначалу машину назвали «фермером во фраке», однако постепенно она завоевывала популярность.

Land Rover Land Rover

1977 г. стал еще одной важной вехой в истории внедорожника: в СССР был создан первый в мире компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом - ВАЗ-2121 "Нива". Компактная, бюджетная и проходимая модель завоевала популярность по всему миру и, фактически, положила начало новой разновидности внедорожников.

Интересен факт, что в 30-е годы в США выпускались автомобили в кузове, называемом «кэриолл». Это были фургоны с 2 или 3 дверьми, внешне наиболее близкие к современным полноразмерным внедорожникам. Они были очень популярны у американских семей и впоследствии стали любимы коллекционерами. Современными кэрриолами можно назвать, например, Chevrolet Suburban и Ford Excursion.

Первые автомобили с типом кузова «внедорожник» – это небольшие угловатые машины, зачастую, без крыши и дверей. Формально их можно было отнести к типу кузова «фаэтон» Ни о каком комфорте для водителя и пассажиров речи не шло.

Со временем конструкция внедорожников становилась совершеннее, внешность – привлекательнее, а салон − удобнее. Современный кузов «внедорожник» с точки зрения функциональной принадлежности ближе всего к трехдверному или пятидверному универсалу. Как и универсал, внедорожник − это двухобъемный кузов, имеющий распашную или подъемную заднюю дверь и грузовое пространство, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой. Обычно внедорожник также имеет большие колеса, рельефные арки и мощную переднюю часть с массивным бампером и крупной решеткой радиатора. Салон чаще всего пятиместный, однако некоторые модели имеют 7-местные версии с тремя рядами сидений.

Примечательно, что на учет внедорожники в России ставят именно как универсалы. Об этом свидетельствует соответствующая запись в регистрационных документах.

Одна из основных тенденций в эволюции салона внедорожников – это, как ни странно, уменьшение пространства. Связано это с тенденциями в дизайне кузовов: окна становятся уже, крыша, соответственно, ниже. Площадь крыши уменьшается из-за «заваленных» к ее центру стоек. Все это неизбежно приводит к уменьшению внутреннего пространства.

BMW X6 BMW X6

Все популярнее становятся внедорожники, созданные по принципу четырехдверных купе. Примером могут служить BMW X6, Nissan Juke, Acura ZDX и Range Rover Evoque.

Классификация и особенности современных кузовов внедорожников

Все современные внедорожники можно разделить на две большие категории: рамные и с несущим кузовом. Автомобили из первой группы имеют в своей основе жесткую металлическую раму, на которую крепятся элементы шасси и сам кузов. В противовес им, вторые рамы не имеют, а ее функции берет на себя кузов. В последнее время набирает популярность третий тип конструкции, объединяющий черты первых двух: так называемая интегрированная рама, которая по строению похожа на обычную раму, но при этом неотделима от кузова.

Еще одно обязательное условие для настоящего внедорожника – это полный привод.

Кроме того, современные внедорожники по размеру условно делятся на компактные, среднеразмерные и полноразмерные.

blamper.ru

Внедорожник Википедия

Внедоро́жник — автомобиль, обладающий повышенной проходимостью по бездорожью за счёт высокого клиренса, ведущих передних и задних колёс[1].

Автомобиль Toyota с увеличенными колёсами и модифицированной подвеской

Определение в словарях[ | код]

В Большой советской энциклопедии понятие внедорожный упоминается в статье «Автомобиль»:

По проходимости Автомобили разделяются на дорожные, внедорожные (карьерные) и Автомобили повышенной и высокой проходимости. … Внедорожные, имеющие увеличенные габаритные размеры и осевые нагрузки, могут использоваться только на специальных дорогах, например в карьерах.[2]

Называть обычные транспортные средства «внедорожниками» не корректно, так как настоящим внедорожникам не разрешено передвижение по дорогам общего пользования[3].

В ПДД даётся определение только понятию «транспортное средство»:

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. В ПДД также даётся определение «Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств.

В ПДД не определяется понятие внедорожник и не говорится о каких-либо ограничениях их использования. Вместе с тем любое механическое транспортное средство должно быть «зарегистрировано в установленном порядке»; если транспортное средство не соответствует некоторым стандартам, то оно попросту не будет зарегистрировано, и, следовательно, не сможет законно выезжать на дороги общего пользования.

На использовании слова «allroad» вместо устоявшегося термина «джип» настаивает корпорация «Крайслер» по причине владения одноимённой торговой маркой.

Существует близкий термин «вседорожник», более точно определяющий назначение автомобилей повышенной проходимости: движение как по дорогам с улучшенным покрытием, так и по дорогам вовсе без покрытия, но все же по дорогам.

Слово «внедорожник» для русскоговорящих подразумевает возможность эксплуатации транспортного средства не только на обустроенных дорогах, но и на бездорожье. Но синонимия понятий внедорожный и бездорожье является кажущейся, так как согласно определению дороги, полоса земли, являющаяся бездорожьем, при езде по ней превращается в дорогу. Поэтому слово «внедорожник» является оксюмороном.

История[ | код]

Название „Джип“ появилось в годы Второй мировой войны как прозвище легких многоцелевых военных автомобилей „Виллис-МВ“ (Willys) и однотипных с ними машин „Форд GPW“ (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы „Виллис“ из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г.

Джип — Энциклопедия военных автомобилей

Перед началом Второй мировой войны на вооружении армий мира было несколько автомобилей с колесной формулой 4×4, а именно: американский полноприводый «Мармон-Херрингтон», японский «Курогане» (1935 г.), немецкий «средний внедорожный» автомобиль «Хорьх-91» (1937 г.), и советский ГАЗ-61 на базе «Эмки» (1938 г.). Все эти машины выпускались мелкими сериями и были, по сути, легковыми командирскими машинами.

Первый массовый армейский полноприводный автомобиль-внедорожник с зависимой подвеской всех колёс и упрощённым открытым кузовом с вырезами вместо дверей (тип ранэ

ru-wiki.ru

5 советских внедорожников, ставших символами эпохи

Нашёл на Фрешере:

История о том, как привод на все колеса стал национальной идеей

Так уж повелось, что в российском менталитете слово «джип» вызывает ассоциации с толстыми шеями, кожаными куртками и прочими стереотипами. Мало кто смотрит на внедорожники как на рабочих лошадок, способных провезти в своем чреве тело хозяина по болотам, лесам и прочим препятствиям. Да и сами производители отнюдь не позиционируют свои детища как автомобили для глухого бездорожья. И уж, конечно, продукция советского и российского автопрома в нашем сознании совсем не ассоциируется с героическим покорением пересеченной местности. Тем не менее именно благодаря советской инженерной мысли у человечества появилось немало машин, способных дать фору всяческим Ленд-Роверам и Гелендвагенам. Итак — самые популярные советские внедорожники.

ГАЗ-67. Он же Иван-Виллис, он же Отец

Незадолго до войны в великих советских умах заскреблась мысль о необходимости создания качественного внедорожника для военных целей. Все передовые военные державы в то время уже имели налаженную систему производства вездеходов, и за основу для отечественной разработки решено было взять американский Willys МВ Jеер.

Как известно, достопамятный Виллис по праву считается отцом всех джипов, выпускаемых сейчас мировым автопромом. С небольшими изменениями он выпускался до 2004 года, под маркой Jеер Wrangler. Советская вариация Виллиса получила наименование ГАЗ-67. На автомобиле был установлен четырехцилиндровый двигатель, объемом 3280 кубических сантиметров, развивающий мощность в 54 лошадиных силы. Сразу нужно оговориться, что вплоть до распада СССР внедорожники проектировались не только для передвижения вне дорог, но и как тягачи для легких артиллерийский установок. ГАЗ-67 с этой задачей справлялся великолепно и мог буксировать прицеп весом до одной тонны. Успешно потрудившись во время великой отечественной, ГАЗ-67 немало помог и дружественным державам СССР. В огромных количествах автомобили поставляли в Северную Корею, где машина широко использовалась во время войны 50-х годов.

ГАЗ-69. Он же «козёл»

Вскоре после войны начались изыскания, посвященные новой модели внедорожника, призванной заменить надежный, но устаревший ГАЗ-67. Первые опытные модели были выпущены ещё в 1948 году, а серийное производство ГАЗ-69 началось в 1953, на заводе ГАЗа в Ульяновске, ранее занимавшимся выпуском легендарных «полуторок». С самого начала «козел» стал выходить в двух модификациях. Первая имела две двери и кузов на восемь мест, а вторая, выходившая под названием ГАЗ-69А, имела пять дверей и пять посадочных мест. Силовой агрегат мощностью 50 ло-шадиных сил был позаимствован у только что освоенной «Победы».

Правда, по тяговитости он немного уступал мотору Ивана-Виллиса, но в условиях мирного времени на это никто не обращал внимания. Автомобиль активно экспортировался в 56 стран мира. В Румынии и в Китае он даже самостоятельно производился местными заводами, правда, без лицензии и под местным брендом. Особую популярность ГАЗ-б9 приобрел в жарких странах Африки и Латинской Америки. «Тропическое» исполнение внедорожника снискало нежную любовь военных, плантаторов и рабовладельцев из стран третьего мира. До сих пор по дождевым лесам ездят русские «козлы», хотя и несколько видоизмененные стараниями местных умельцев.

УАЗ-469

Вдохновляясь громким лозунгом «Догнать и перегнать Америку», советские автомобилестроители решили перегнать все страны вместе взятые. Желая утереть нос и английским Ленд-Роверам и американским Хаммерам, конструкторы принялись за проектирование принципиально нового внедорожника, одинаково подходящего как для военных, так и для гражданских нужд. Проект был готов уже в 1961 году, но серийное производство началось только в 72.Несмотря на вялый старт, автомобили УАЗ сейчас считаются одними из самых популярных в мире. Вы наверняка не раз замечали УАЗики в голливудских боевиках, действие которых разворачивается на Ближнем Востоке или в Африке. Всего наш главный внедорожник экспортировался более чем в 100 стран мира и до сих пор производится в России в модернизированном виде под маркой «Хантер».

ЛуАЗ-969

Мнения об этом автомобиле всегда были крайне противоречивыми. Некоторые восхваляют «охотничий Запорожец», называя его лучшим народным автомобилем, а некоторые брезгливо морщатся, заметив несуразный силуэт в автомобильном потоке. Тем не менее автомобиль, созданный на базе ЗАЗ – 969, знаменитого «ушастого», в 1978 году на международном салоне в Турине вошел в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 на Чехословацкой выставке получил золотую медаль как лучший автомобиль для села. И действительно подлинную любовь и признание ЛуАз снискал именно у деревенских жителей, а также у охотников и рыболовов.

Нива. Она же Лада-2121

В истории советского автомобилестроения эта машина навсегда останется как первый внедорожник без военного прошлого, предназначенный исключительно для гражданского пользования. Еще пребывая в зачаточной стадии опытного автомобиля, «Нива» приняла участие в конкурсе на проходимость, в котором участвовали опытные модели полноприводных «Москвичей», УАЗы, ЛуАзы и Ленд-Роверы. Специально для испытаний были выбраны такие труднодоступные места, как пашня с растаявшим снегом, карьерный песок, подмоченный дождем и прочие коварные места.

Все маститые вездеходы немедленно увязли в плодородной отечественной земле, а «Нива» продолжила свое движение, ни разу не завязнув в поставленных препятствиях. Ко всему прочему, «Нива» стала единственным легковым автомобилем, который официально экспортировался в Японию. Ходят слухи, что один из самых популярных джипов в мире «Сузуки Витара» проектировался с использованием наработок Волжского автозавода. Как и вся история отечественного автомобилестроения, советский опыт создания был неоднозначным, но, безусловно, удачным. Грубость сборки оправдывалась форм-фактором, а конструктивные решения по сей день находят своих ценителей по всему миру.

visualhistory.livejournal.com