Притирка клапанов на примере автомобилей ВАЗ. Правильная притирка клапанов


Притирка клапанов своими руками

Новенькие клапана

Притирка клапанов является очень важным этапом капитального ремонта автомобильного двигателя. Автомобилист должен четко понимать, как притереть клапана к сёдлам ГБЦ. С этой задачей сталкиваются многие владельцы отечественных автомобилей. Наиболее часто речь идет об автомобилях ВАЗ. В нашей статье вы сможете найти информацию о том, для чего вообще притирают клапана, и какие методы выполнения этой процедуры являются наиболее эффективными.

Зачем это делать?

Силовой агрегат автомобиля не может правильно работать, если на такте сжатия не будет достаточной компрессии. Она, в свою очередь, зависит от таких факторов:

  • состояние гильзы цилиндра, поршня и поршневых колец;
  • уровень герметичности запирания просветов впускным и выпускным клапанами;
  • состояние уплотнения прокладки, установленной между головкой блока цилиндров и самим блоком.

Уровень компрессии должен быть почти идентичным во всех цилиндрах. Поскольку составляющие поршневой группы подвержены приблизительно одинаковому износу, компрессия может быть разной по причине, связанной с состоянием клапанов.

Нанесение пасты

Суть процедуры заключается в том, чтобы притереть рабочую поверхность каждого клапана на тарелке к специальному посадочному седлу. Эту задачу необходимо решать в случае установки новых клапанов либо ГБЦ.

Ручной режим

Притирка тарелок клапанов может осуществляться разными способами. Наиболее простым методом является ручной. При этом он же и самый трудоёмкий и продолжительный. В качестве приспособления для притирки клапанов необходимо использовать трубку с Т-образной ручкой и отверстием, в которое сможет войти стержень клапана.

Для того чтобы клапан не болтался, необходимо сделать отверстие в боковой части приспособления, нарезать соответствующую резьбу и вкрутить болт, обеспечивающий надежное удержание притираемого клапана. Также нам понадобится специальная паста. Её необходимо время от времени наносить на поверхности элементов, которые притираются.

Приспособление

Как правильно притереть клапана вручную:

  1. Установить разобранную головку блока цилиндров на верстак и надежной зафиксировать её.
  2. Вставить клапан в предназначенное для него место и прикрепить к его концу наш инструмент.
  3. Нанести немного пасты для притирки на клапан в зоне контакта с седлом.
  4. Переместить клапан так, чтобы полностью закрыть просвет, используя приспособление.
  5. Выполнять круговые движения в разные стороны.
  6. Через некоторое время перевернуть клапан на 180°, открыть, нанести протирочную пасту и снова продолжать движения.
  7. Притирка должна выполняться до появления однородной матовой 1,5-миллиметровой полоски на седле клапана и его тарелке.

Конечно же, этот метод является довольно утомительным. В то же время он позволяет тщательно следить за качеством полученного результата. Да и сэкономленные деньги лишними для автолюбителя точно не будут.

Применение инструмента

Поскольку не у всех есть возможность выделять много времени для выполнения поставленной задачи, многие мастера рекомендуют применять другой метод. Необходимо найти шуруповерт (встречаются варианты с использованием дрели, но она работает на более высоких оборотах, поэтому является не самым лучшим выбором). Если обзавестись этим инструментом не удалось, можно найти дрель с функциями реверсного вращения и настройки числа оборотов. Притирать клапана можно двумя методами – сверху либо со стороны камеры сгорания.

Использование инструмента

Если притирать от камеры сгорания, то процедура выглядит следующим образом:

  1. Понадобятся стальные пятаки, диаметр которых будет меньшим размера тарелки клапана. В центре пятаков необходимо сделать прорезь, такую же как на головках болтов под плоскую отвёртку.
  2. Приклеить эти пятаки на тарелку клапана с помощью небольшого количества расплавленного битума.
  3. Установить головку блока цилиндров камерами сгорания вверх, установить клапан и смазать участок притирки, используя специальную пасту.
  4. Установить в патрон шуруповерта (дрели) металлический стержень, конец которого выглядит как отвертка.
  5. Вставить окончание стержня в соответствующее место на пятаке и приступить к работе, установив небольшие обороты.
  6. В каждом из направлений клапан следует провернуть примерно 10 раз, причем перед изменением направления вращения не забываем нанести новую пасту.
  7. Надеть пружину на стержень клапана, чтобы она поднимала его. Сопротивление не должно быть существенным.
  8. Для снятия металлического пятака придётся нагреть клапан.
  9. Удалить следы битума с помощью растворителя либо бензина.

Если выполнять работу сверху, то этот метод почти идентичен ручному. Правда, вращать клапан необходимо с помощью шуруповерта. В патрон инструмента устанавливается стержень примерно того же диаметра, что и размер стержня клапана. Также надо найти кусок резиновой трубки, чтобы соединить клапан со стержнем. Окончания трубки желательно обжать с помощью хомутов, чтобы соединение было хорошо зафиксированным.

Клапан

Дополнительные нюансы

По сути, в реализации поставленной задачи нет ничего сложного. В любой момент вы можете связаться с опытным мастером и проконсультироваться по тем вопросам, которые могут возникнуть в процессе работы. Советуем обязательно посмотреть видео о притирке клапанов своими руками.

Если вы решили притереть клапана самостоятельно, обязательно придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • каждый из клапанов имеет своё место, поэтому менять элементы местами после выполнения притирки запрещается;
  • во время выполнения работ желательно применять пасты разной – от наиболее крупной до наиболее мелкой;
  • в конце старательно промойте клапана и головку блока цилиндров, чтобы избавиться от абразивных частиц.

Прежде чем монтировать головку блока, необходимо убедиться в герметичности клапанов. Для этого берем немного керосина и заливаем его в каналы. Если всё сделано правильно, керосин не должен попасть в камеру сгорания.

Читайте также: Как отрегулировать клапана на 402 двигателе

avtopub.com

Притирка клапанов на примере автомобилей ВАЗ

Каждый владелец автомобиля марки ВАЗ, предпочитающий собственноручно заниматься ремонтом своего автомобиля, рано или поздно столкнётся с необходимостью притереть клапаны газораспределительного механизма. Вопрос для многих насущный и требующий внимательного изучения, после чего вполне можно будет справиться с задачей собственными силами, не прибегая к помощи автомастеров.

Для чего нужно притирать клапаны

Приведённые ниже способы решения задачи ориентированы в большей мере на владельцев ВАЗовской классики (ВАЗ 2101–2106), но и в случае с моделями ВАЗ 2108–2109 процесс мало чем будет отличаться. Во многих пунктах он вообще универсален.

Чаще всего с необходимостью притирки клапанов сталкиваются при капитальном ремонте двигателя. Заменены поршневые кольца с прокладками, установлены прочие важные компоненты, так что теперь самое время проверить клапаны на герметичность: так выявляется необходимость их притирки.

Следует также помнить, что эта процедура будет нелишней и при проведении иных ремонтных работ. В частности, тех, при которых происходит демонтаж блока цилиндров. Всегда лучше перестраховаться.

Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе

Одной из важнейших качественных характеристик работы мотора является наличие в камерах сгорания цилиндров рекомендуемого производителем уровня компрессии. Зависит эта характеристика от:

  • степени износа самого цилиндра, его поршневых колец, а также поршня;
  • качества и целостности уплотняющей прокладки, находящейся между ГБЦ и непосредственно блоком цилиндров;
  • насколько плотно впускные клапаны, а вместе с ними и выпускные прилегают к своим посадочным сёдлам во избежание пропуска газов через зазоры.

В идеале во всех цилиндрах компрессия должна быть на одном уровне. А так как износ компонентов поршневой группы практически одинаков, то факт обнаружения в цилиндрах отличной друг от друга компрессии может свидетельствовать о плохой работе клапанов.

Компрессия и степень сжатия двигателя

По величине компрессии можно предварительно судить о состоянии двигателя: если в цилиндах она неодинакова, пора притирать клапаны

Когда пора задуматься о притирке

Признаки появления неисправности может заметить даже начинающий автолюбитель:

  • двигатель начинает «троить»;
  • мотор машины работает неравномерно;
  • обрастание нагаром свечей;
  • пониженный уровень компрессии.

Сам же процесс притирки состоит в том, что рабочая область клапана на тарелке притирается к своему посадочному седлу.

Как проверить клапаны ВАЗа на герметичность прилегания

Опытные автомеханики рекомендуют проверять герметичность соединения следующим образом:

  1. Для начала головка блока цилиндров переворачивается таким образом, чтобы камеры сгорания смотрели вверх.
  2. Затем берётся шприц и впрыскивается немного солярки или керосина (лучше — керосина) в каждую из камер.
  3. Если при закрытом клапане жидкость начинает убывать, то делается вывод о том, что клапан к своему седлу прилегает недостаточно плотно.

Основные методы притирки

Притирать клапаны можно с использованием специализированного оборудования или подсобного инструмента:

  • Первым вариант — использование автоматизированного станка. В этом случае даже притирки как таковой нет: просто нарезается фаска клапана и седла, чем обеспечивается максимально жёсткая центровка и точность сопряжения. На выходе получаем высокопрочный профиль, способный обеспечить отличную работу мотора.
Станок для притирки клапанов

Автоматизированный процесс притирки клапанов на станке

  • Притирать клапаны можно на ручном фрезерном станке. Есть немало станков, в том числе и предназначенных для двигателей определённых модификаций. Здесь тоже всё делается достаточно быстро и точно.Фрезерный станок

    Если в гараже есть ручной фрезерный станок, притирка клапанов может быть выполнена качественно и оперативно

  • Притирка клапанов своими руками. Распространённый в народе способ, но, в то же время, наиболее трудоёмкий и продолжительный. Все дефекты и неровности поверхности удаляются при помощи специальной абразивной пасты, а в качестве основного инструмента применяется специальное Т-образное приспособление с отверстием для вставки ножки клапана.
Ключ для притирки клапанов

Специальный ключ для ручной притирки клапанов упростит ручную работу

Притираем клапаны в домашних условиях

Чтобы провести работу быстро и получить качественный результат, необходимо соблюдать такую последовательность действий:

  1. Разобранная ГБЦ устанавливается на верстак и надёжно закрепляется.
  2. Нужный клапан размещается на своём месте, а в инструменте фиксируется его стержень.
  3. На контактную зону клапана со своим седлом наносится слой притирочной пасты.
  4. Затем клапан размещается таким образом, чтобы полностью отсутствовали просветы.
  5. Делаются круговые движения по часовой стрелке и против.
  6. Спустя некоторое время клапан переворачивается, новым слоем наносится абразивная паста и возобновляется вращение.
  7. Процесс притирки продолжается до тех пор, пока на седле клапана и его тарелке не образуется матовая однородная полоска толщиной 1,5–2,0 миллиметра.

Видео: притирка клапанов вручную без инструментов

Метод сам по себе довольно утомительный. Зато позволяет полностью контролировать процесс притирки и отслеживать получаемый результат.

Берём в руки шуруповёрт

Так как далеко не все располагают нужным количеством свободного времени, терпения и усидчивости, народными умельцами был внедрён ещё один метод с использованием шуруповёрта.

Ещё часто рекомендуют дрель, но у её патрона значительно выше обороты вращения, что не лучшим образом может сказаться на итоговом результате. Так что если всё же останавливаться на дрели, то брать нужно инструмент с возможностью регулировки оборотов и функцией реверса. Притирать клапаны в данном случае можно либо через камеры сгорания, либо просто сверху.

Притирка клапанов со стороны камеры сгорания

Работа выполняется в такой последовательности:

  • Первым делом изготовливаются из металла небольшие сплошные шайбы диаметром чуть меньше, чем у клапанных тарелок. По центру этих шайб прорезаются отверстия, как для плоской отвёртки.
  • Используя расплавленный битум (или его аналоги), шайбы с прорезями прикрепляются на тарелки клапанов.
  • ГБЦ переворачивается камерами сгорания вверх, ставится на своё место необходимый клапан и на притираемый участок наносится слой пасты.
  • В патрон дрели крепится стержень с окончанием, как у плоской отвёртки.
  • Плоское окончание стержня вставляется в разрез шайбы и на малых оборотах дрели начинается притирка клапана.
  • В каждую сторону клапан проворачивается около десяти раз. Надо также помнить, что при изменении направления вращения следует заново наносить абразивную пасту.
  • После процедуры на клапан цепляется его пружина.
  • Снять шайбу с клапана можно путём его нагрева.
  • Оставшийся битум удаляется растворителем, бензином или схожими средствами.

Как притереть клапаны сверху

Весь процесс практически полностью идентичен методу вручную. Главное отличие здесь в том, клапан вращается при помощи инструмента. Кое-кто стержень клапана напрямую крепит в патроне дрели, но для большей эффективности и безопасности в патрон лучше вставить стержень диаметром близким с таковым у стержня клапана. Затем берётся примерно 10-сантиметовый отрезок резиновой трубки и с её помощью соединяются упомянутые стержни. Для пущей надёжности следует резиновую трубку обжать на концах хомутами.

Притирка клапанов дрелью

Минимально-необходимый инструмент для притирки клапанов дрелью

Видео: как притереть клапаны дрелью

Нюансы, о которых стоит знать

Опытному ремонтнику приведённые ниже советы могут показаться излишнимися, но начинающему мастеру стоит обязательно запомнить следующее:

  1. Все рокеры (стоящие на клапанах кулачки) лучше сразу не снимать. Необходимо, чтобы каждый клапан получил обратно свой же рокер. Во время работы двигателя кулачок распредвала и соответствующий ему рокер притираются и если их «разлучить», то могут появиться неприятные щелчки при работе клапанов, несмотря на то, что они перед этим были как следует отрегулированы.
  2. И также надо понимать, что каждый клапан должен вернуться на своё место. Менять их местами даже после притирки будет не самой лучшей идеей.
  3. В работе можно использовать различные абразивные пасты. Начать можно с самых крупных и закончить самыми мелкими. Это позволит улучшить получаемый результат.
  4. Для лучшего прилегания на финишном этапе иногда предлагается использовать машинное масло.
Притирка клапанов с пастой

Притирка клапанов осуществляется с использованием различных абразивных паст

Проверка качества выполненной работы

Проверить, насколько герметично прилегают клапаны можно, как уже говорилось вначале, при помощи керосина. Это самый распространённый метод. Клапаны собираются, на них устанавливаются пружины, затем блок головок переворачивается так, чтобы камеры сгорания смотрели вверх. После этого головка цилиндра, где надо проверить притёртые клапаны, заполняется керосином. Если по прошествии 10–15 минут протечек не произошло, то можно переходить к притирке следующих «клиентов».

Не менее надёжным будет использование вакуум-тестера. Прибор подключается к отверстиям со стороны впускного и выпускного коллекторов. Если показания манометра ниже необходимых, значит, плотность прилегания клапанов недостаточна и нужно повторить их притирку.

Есть ещё метод с применением карандаша. Для этого на рабочую кромку седла клапана вдоль всей окружности наносятся линии. Следующим шагом будет установить клапан на своё место, прижать его и провернуть пару раз по часовой стрелке и обратно. После этого достаём клапан и смотрим на сделанные карандашом отметки. Всё в порядке, если линии исчезли и поверхность закрасилась равномерно. При наличии неровностей притирку следует продолжить.

Притёртый клапан

Наглядное сравнение притёртого и непритёртого клапанов

Небольшое отступление о притирочных пастах

Как ни притирай клапаны, но нужно ещё понимать, что двигатель автомобиля всё равно «доведёт их под себя». Можно потратить кучу времени и сил, добиваясь идеального результата, а после запуска мотора (спустя несколько часов) герметичность клапанов станет хуже. А можно всё небрежно и по-быстрому сделать, а через некоторое время плотность прилегания клапанов только улучшиться.

В итоге окажется, что двигатель приработал клапаны до некоего своего «удобного» состояния. Вследствие этого бытует мнение, что возня с разными пастами и прочей финишной доводкой до идеального результата является не чем иным, как пустой тратой времени.

Вовремя и правильно проведённая притирка клапанов обеспечит чёткую и выверенную работу двигателя. При капитальном ремонте эта процедура одна из обязательных к исполнению. Задача не является особо сложной, кроме того, всегда можно обратиться за советом к более опытным товарищам или мастерам.

Александр Черноморченко Приветствую! Зовут меня Александр. Мне 34 года. По образованию - инженер морского транспорта. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

carnovato.ru

Как притереть клапана: лечим двигатель сами

В автомобиле бывают неисправности. Во многих случаях их можно устранить самостоятельно. Одна из таких проблем, которая не представляет особой трудности для автовладельца – это замена или притирка клапанов. Процесс притирки клапанов головки цилиндров – самый ответственный момент в ходе ремонта ГБЦ. Нам необходимо разобраться что необходимо, чтобы заняться притиркой клапанов самостоятельно.

1. Зачем необходима притирка клапанов

Многие автолюбители, покупая авто в салоне, либо на вторичном рынке, пытаются «познакомиться» с компрессией, пытаясь ее проверить. Это правильно, поскольку хороший водитель всегда должен знать состояние двигателя, поинтересовавшись его основными узлами.

Следует обратить внимание на следующий показатель: чем выше бывает уровень компрессии, тем четче должна работать шатунно-поршневая группа. Работа этого показателя зависит от двух основных факторов – состояния головки и качества притирки клапанов. Насколько плотнее клапан прижать к гнезду, тем меньше будет зазор, и естественно, лучше уровень компрессии. Правда, существуют проблемы со сжатием. Они обычно возникают на этапе капитального ремонта, то есть тогда, когда заменили большую часть деталей. Самый лучший выход из ситуации — пусть эту проблему дорабатывают специалисты.

Освоив секреты притирки клапанов и хорошо понимая технологию работы, затруднения должны не закаться такими сложными. Важно ко всеиму подготовиться, выделив часть своего времени и проявив максимальное внимание. Основная цель притирки клапана – их идеальное прилегание к седлам на головке, то есть на блоке цилиндров.

2. Как правильно притереть клапана

Существует сразу несколько способов притирки тарелок клапанов. Они разные. Самый доступный и очень простой – это ручной. Однако, ручная притирка – трудоёмкий процесс работы. Необходимо иметь специальное приспособление в виде трубки, на одном конце которого Т-образная рукоятка. Стержень клапана входит в отверстие с противоположной стороны. Притирают клапан вручную обычно те люди, кто планирует самостоятельно заняться ремонтом двигателя.

Чтобы удержать клапан в боковой стенке трубки, необходимо выполнить отверстие. Поэтому нарезают резьбу, вкручивая болт, которым потом нужно будет зажать стержень. Другой важный компонент процесса - притирочная паста. Она представляет собой смесь смазочных материалов с мелким абразивом. Наносят ее периодически на притираемые поверхности. Что касается порядка притирки клапанов ручным способом, пошаговые действия следующие:

- в разобраном виде головку блока цилиндров укладывают на верстак, закрепляя;

- на штатное место ставят клапан, закрепляя на его конце приспособление. Сидеть он должен очень прочно;

- на клапан, место контакта с седлом, наносят по всей окружности маленькое количество пасты;

- присобление удерживают за рукоятку, потягивая клапан на себя. Это необходимо повторять до тех пор, пока не закроется просвет, одновременно выполняя круговые движения то влево, то вправо, насколько вам позволяют возможности вашего кистевого сустава;

- выполнив нескольких таких движений, клапан проворачивают на 180 градусов, открывая, обновляя пасту и повторяя притирку;

- притирать необходимо до тех пор, пока на седле и тарелке не появится однородная матовая полоса. Ее ширина должна быть не менее 1,5 мм.

Ручная притирка немного утомительна, но зато самостоятельна. Она помогает сэкономить существенную суму в ходе оплаты услуг моториста. Кстати, это наиболее правильный способ притирки, поскольку он позволяет контролировать ее качество, и в принципе, производится постоянно. Работая таким образом, человек через тактильные ощущения способен проконтролировать правильность прижима, таким образом не допуская ударов и скачков.

3. Как правильно притереть клапана с использованием средств механизации

Желая ускорить процесс притирки клапанов, существует способ, который позволит существенно уменьшить физический труд, сократив время работы. В этих целях необходимо иметь механическую либо электрическую дрель. Главное, чтобы она отвечала всем определённым критериям, то есть, имела возможность регулировать количество оборотов патрона и в наличии было реверсное вращение. Притирка клапанов с использованием средств механики более актуальна. Используя дрель, притирку можно выполнить сразу двумя способами: сверху либо со стороны камеры сгорания. Более детально рассмотрим притирку клапана обеими способами.

Первый способ:

1. В целях работы нужно изготовить металлические пятаки на размер меньше нежели диаметр тарелки клапана. В центре этого пятака деляется прорезь. Она похожа на ту, что на головках винтов под отвёртку;

2. Дальше расплавляется битум с целью приклеить пятаки на тарелку клапана;

3. Укладываем ГБЦ камерами сгорания вверх, вставляя клапан и смазывая пастой место притирки;

4. Металлический стержень, расплющенный на конце, так же, как и конец веревки, вставляется в патрон дрели;

5. Конец стержня вставляют в разрез пятака, дальше притирают клапан, при этом вращают его дрелью. Обороты маленькие;

6. Проворачивая приблизительно 10 раз в одном направлении, нужно обновить пасту, притирая в обратном направлении;

7. Прежде как установить клапан, на его стержень необходимо надеть пружину, задача которой – поднять его. Сопротивление пружины незначительное; Снимают пятак в том случае, если клапан нагреть; Смыть остатки битума реально растворителем либо бензином.

Второй способ по технологии ничем не отличается от притирки вручную. Разница в том, что вращение производится тоже дрелью. Поэтому, в патрон дрели вставляют стрежень, диаметр которого идентичен диаметру стержня клапана. Следующий этап – необходимо подобрать отрезок резиновой трубки, длина которого приблизительно 10 см. Это такой отрезок, который надевают на стержень на патроне, либо на клапан. Чтобы было надёжно, концы трубки принято обжимать хомутами.

4. Несколько секретов правильной притирки клапанов

Процесс притирки клапанов – это несложный процес и его абсолютно не сложно усвоить. Вопросы исчезают на том этапе, когда на тарелке первого клапана появляется заветная полоса. За помощью можно обратиться к специалистам, полезно посмотреть видеоролик в интернете о том, как притереть клапана. Важно обратить внимание на следующие аспекты работы: решив взяться за ремонт ГБЦ, в частности, пытаясь заняться притиркой клапанов, необходимо неукоснительно соблюдать следующие правила: - каждый клапан имеет своё место, поэтому нельзя их менять местами после притирки;

- необходимо использовать в работе различные по абразивности пасты: как самые мелкие, так и самые крупные;

- обязательно тщательно после притирки промываются клапаны для удаления абразивных частиц и головка.

Прежде как установить головку блока, необходимо проверить собранные клапаны на герметичность. С этой целью в каналы необходимо залить немного керосина, так, чтобы тот не просочился в камеру сгорания.

Татьяна Сокот специально для Auto.today

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Притирка клапанов: как правильно притереть клапана

После замены клапанов надо обязательно выполнить их притирку. Если вы устанавливаете клапана без притирки, есть риск, что они будут пропускать воздух или бензин в закрытую камеру сгорания. Кроме того, иногда может потребоваться и притирка старых клапанов: основной признак того, что клапана требуют притирки, – это разная компрессия в цилиндрах, при которой автомобиль дергается на холостых оборотах. 

Обратите внимание: прежде чем приступать к притирке старых клапанов, их нужно очистить от нагара с помощью металлической щетки, после чего проверить на биение с помощью специального прибора.

Для притирки клапанов необходимы следующие инструменты и материалы:

1. Притирочная паста. В автомагазинах можно найти много вариантов притирочной пасты. Основная характеристика притирочной пасты – это степень обработки. Опытные автомобилисты советуют брать мелкозернистую пасту, так как с ней притирка клапанов будет гораздо быстрее и эффективнее. 

2. Инструмент для притирки клапанов. Если специального инструмента у вас нет, приспособление для притирки клапанов можно изготовить своими руками с помощью дрели и резинового шланга. 

3. "Шарошка" для клапанного гнезда. Она понадобится в том случае, если седло клапана повреждено или прогорело – в таком случае, прежде чем притирать клапан, нужно обработать седло с помощью "шарошки". 

Притирку клапанов следует проводить на разобранной ГБЦ. Выполняется она следующим образом:

1. На фаску клапана наносится притирочная паста по кругу.

2. На стержень клапана надевается пружина, клапан вставляется в направляющую втулку со стороны камеры сгорания.

3. Чтобы в направляющую втулку не попала притирочная смазка, стержень клапана следует предварительно смазать графитовой смазкой.

4. На стержень клапана надевается инструмент для притирки. Если речь идет о самодельном инструменте из дрели – натянуть резиновый шланг.

5. Притирать клапан, попеременно прижимая его к седлу, а потом ослабляя усилия. Если речь идет о притирке с помощью дрели, следует включить ее на минимальные обороты в реверсивном режиме, если о ручном инструменте – вращать по очереди в обе стороны на пол-оборота. 

6. Притирку клапана следует проводить до тех пор, пока на фаске не появится "поясок" серого цвета шириной 1,5 мм. В то же время на седле клапана должен появиться блестящий "пояс" такой же ширины – около 1,5 мм. 

7. После притирки клапан и седло клапана следует протереть чистой тряпкой и промыть бензином, чтобы удалить остатки притирочной пасты.

8. Процедуру притирки следует повторить для каждого клапана. 

После того как притирка клапана завершена, можно проверить его герметичность. Для этого необходимо поставить клапан с пружинами и сухарями, положить головку набок и налить керосина в канал, закрытый клапаном. После этого следует подождать несколько минут: если керосин не поступает в камеру сгорания, значит, клапан герметичен. 

blamper.ru

Как притереть клапана двигателя своими руками + видео

Притирка клапанов

В ходе ремонта двигателя любой из классических моделей ВАЗа, у автовладельца, привыкшего всё делать своими руками, возникает вопрос о том, как притереть клапана к сёдлам головки блока цилиндров. Данная проблема известна владельцам других авто, разработанных советским автопромом. Новые отечественные и зарубежные машины не позволяют освоить этот процесс, так как посадочные места клапанов: либо идеально притёрты на заводе, либо притираются автоматически в ходе работы.

Зачем необходима притирка клапанов

Притирка клапанов нехитрым способом

Одним из ключевых показателей стабильной работы двигателя является наличие на такте сжатия в камерах сгорания компрессии достаточного уровня. На данный показатель влияют такие факторы:

  • состояние поршня, поршневых колец и гильзы цилиндра;
  • качество уплотнения прокладки между блоком и головкой БЦ;
  • степень герметичности запирания впускным и выпускным клапаном просветов.

Кроме того, что компрессия должна соответствовать определённым параметрам, её показатель для всех цилиндров должен быть одинаковым. Элементы поршневой группы изнашиваются примерно одинаково, и оказать влияние на разность компрессии в цилиндрах могут клапана.

Для того, чтобы каждый клапан максимально надёжно перекрывал канал в закрытом состоянии, проводится притирка рабочей поверхности на его тарелке к посадочному седлу. Указанную процедуру следует проводить каждый раз при замене головки блока или клапанов.

Как правильно притереть клапана – ручная притирка

Различные способы притирки клапанов

Для того, чтобы выполнить притирку тарелок клапанов, можно использовать несколько способов. Самый простой, доступный, но очень трудоёмкий – ручная притирка. Для работы необходимо обзавестись специальным приспособлением в виде трубки, на одном конце которой имеется Т-образная рукоятка, в отверстие с противоположной стороны должен входить стержень клапана.

Для удержания клапана в боковой стенке трубки выполняют отверстие, нарезают резьбу и вкручивают болт, которым зажимают стержень. Другим важным компонентом процесса является притирочная паста. Это смесь смазочных материалов с мелким абразивом, которая наносится периодически на притираемые поверхности.

Порядок притирки клапанов ручным способом:

  • головка блока цилиндров в разобранном виде укладывается на верстак и закрепляется;
  • на штатное место вставляется клапан и на его конце закрепляется приспособление;
  • на клапан в месте контакта с седлом наносится небольшое количество пасты по всей окружности;
  • удерживая приспособление за рукоятку, следует потянуть клапан на себя до закрытия просвета и выполнять круговые движения вправо и влево, насколько позволяют возможности кистевого сустава;
  • после нескольких движений клапан проворачивается на 180 градусов, открывается, обновляется паста и повторяется притирка;
  • притирать следует до тех пока на тарелке клапана и седле не появится однородная матовая полоса шириной не менее 1,5 мм.

Таким образом, зная, как притереть клапана самостоятельно, можно сэкономить значительную суму на оплате услуг моториста. Ручной способ, хотя и приводит к утомлению, но он считается наиболее правильным, так как контроль качества притирки производится постоянно, а человек через тактильные ощущения контролирует правильность прижима, не допуская скачков и ударов.

Как правильно притереть клапана с использованием средств механизации

Для тех, кто желает ускорить процесс притирки клапанов, есть способ, позволяющий при значительном уменьшении физического труда сократить и время работы. Для этого необходимо обзавестись механической или электрической дрелью, которые должны отвечать определённым критериям: возможность реверсного вращения; регулирование количества оборотов патрона. С использованием дрелей притирка возможна двумя способами: со стороны камеры сгорания или сверху.

Рассмотрим, как правильно притереть клапана первым способом:

  • для работы необходимо изготовить металлические пятаки по размеру меньше, чем диаметр тарелки клапана, в центре которых делается прорезь, как на головках винтов под отвёртку;
  • расплавив немного битума, пятаки приклеиваются на тарелку клапана;
  • после этого ГБЦ укладывается камерами сгорания вверх, вставляется клапан и смазывается место притирки пастой;
  • в патрон дрели вставляется металлический стержень, который на конце расплющен, как конец отвертки;
  • вставляя конец стержня в разрез пятака, начинаем притирать клапан, вращая его дрелью. Обороты должны быть небольшими;
  • после проворачивания около 10 раз в одном направлении, необходимо обновить пасту и притирать в обратном направлении;
  • перед установкой клапана на его стержень надевают пружину, которая будет поднимать его, но при этом её сопротивление должно быть незначительным;
  • снять пятак можно, если нагреть клапан;
  • остатки битума смываются бензином или растворителем.

Способ второй по технологии не отличается от ручной притирки, с той лишь разницей, что вращение производится также дрелью. Для этого необходимо в патрон дрели вставить стрежень, который по диаметру схож с диаметром стержня клапана, а также подобрать отрезок резиновой трубки длинной около 10 см., который можно надеть на клапан и стрежень на патроне. Для надёжности концы трубки обжимаются хомутами.

Несколько секретов правильной притирки клапанов

Освоить процесс притирки клапанов абсолютно не сложно. После того, как на тарелке первого клапана появится заветная полоса, вопросов больше не возникнет. Современные средства коммуникации позволяют обратиться за помощью к специалистам, ведь о том, как притереть клапана видео ролики, размещенные в сети Интернет, насчитываются тысячами.

Принимаясь за ремонт ГБЦ, в частности за притирку клапанов, следует неукоснительно соблюдать определённые правила:

  • у каждого клапана своё место, после притирки клапаны местами менять нельзя;
  • в работе следует использовать разные по абразивности пасты: от самой крупной до самой мелкой;
  • после притирки обязательно необходимо тщательно промыть головку и клапаны для удаления абразивных частиц.

Перед установкой головки блока собранные клапаны проверяются на герметичность, для чего в каналы заливают небольшое количество керосина, который не должен просачиваться в камеру сгорания.

cartore.ru

Как правильно притереть клапаны двигателя.

В статье ремонт двигателя, которую можно почитать, кликнув вот по этой ссылке, я описал капитальный ремонт двигателя (а ремонт двигателя японского мотоцикла, можно найти вот здесь). Но на многих двигателях потеря компрессии возникает не из-за износа поршневой группы, а всего лишь от не герметичности или прогара клапанов, ну или от неправильных тепловых зазоров (если зазор маленький, то клапан не полностью закрывается). И многие начинающие водители не знают, как правильно и легко сделать притирку клапанов. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Перед тем как разбирать двигатель (снимать головку цилиндров), убедитесь сначала, что на вашем моторе нормальные зазоры клапанов, так как если зазор большой, то в моторе будет неприятный стук, клапан будет закрываться с опозданием и детали будут интенсивно изнашиваться. А если зазор наоборот меньше нормы, то клапан при нагреве двигателя будет закрываться не полностью, и естественно от этого нормальной компрессии в моторе не будет.

Кстати, из-за неправильных зазоров и происходит потеря герметичности клапана и седла или их прогар, поэтому советую следить за зазорами (если конечно на вашем двигателе нет гидрокомпенсаторов зазоров). Как отрегулировать зазоры на обычных моторах, а так же определить отчего пропала компрессия — от не герметичности клапанов или всё же от износа поршневой, можно почитать вот здесь, а как отрегулировать зазоры клапанов на более современных моторах- читаем вот тут.

Если всё таки вы определили, что причина плохой компрессии от не герметичности клапанов, то тогда смело демонтируйте головку цилиндров, для последующей притирки. Сняв головку с двигателя, закрепляем её на верстаке так, чтобы можно было залить в впускной патрубок (или патрубки, если мотор многоцилиндровый) керосин, но при этом должно быть  хорошо видна камера сгорания головки (или головок).

Закрепив головку в нужном положении, начинайте потихоньку заливать керосин во впускные патрубки. Те клапаны, которые негерметичны, сразу же потекут, а те которые герметичны, должны быть сухими в течении 5 минут. Пять минут проверки обычно хватает, и больше терять время нет смысла, так как керосин имеет свойство проникать везде. Определившись какие клапаны негерметичны, помечаем их для дальнейшей притирки. Те клапаны которые не текут, не потеют и абсолютно сухие в течении 5 минут проливки керосином, желательно не трогать и не притирать лишний раз, так как притирка снижает немного ресурс ремонтопригодности клапана.

рассухариватель

самодельный разсухариватель клапанов

Далее те клапаны, которые следует притереть, необходимо рассухарить, то есть освободить их от пружины (или двух пружин) и тарелки пружины. Для этого существуют множество приспособлений, но я сделал очень простое, которое можно использовать в разных моторах, только отверстия крепления к плоскости головки пересверливаются на площадке (та, что из 10 мм стальной пластины) для конкретного двигателя (см. фото слева).

Этот рассухариватель можно использовать, если снят распредвал и его постели. К тому же, чтобы рассухарить клапана, нужно приложить к рычагу усилие и держать его в нажатом положении, пока помощник не извлечёт сухарики.

Но есть более удобный рассухариватель, с которым можно работать без помощника. Как изготовить такой своими руками, я подробно написал вот в этой статье.

Закрепляем на головке разсухариватель, надеваем на него стальную трубку-рычаг и надавив на тарелку пружины клапана,  подцепляем шилом или пинцетом сухарики и извлекаем их. Затем переставляем разсухариватель на другой клапан, и так далее. Процесс сборки (засухаривание) будет происходить так же, но в обратной последовательности.

Разсухарив необходимые для притирки клапаны (советую пометить где какой был, и впоследствии вернуть их на свои места при сборке — это важно), остаётся их притереть к седлу. Для этой цели многие пользуются обычным куском резинового шланга, одетого на стержень клапана и зажатого между ладонями. Или используют деревянную палочку с присоской (стрелу с присоской от игрушечного лука), которую прилепляют к тарелке клапана. Но ребята, вообще то 21 век на дворе, и глупо пользоваться для работы способом, натирающим мазоли на ладонях, которым наши далёкие предки добывали огонь. Некоторые могут предложить использовать шруповёрт, но работать им не получится, так как ниже вы узнаете почему клапан при притирке нельзя крутить вкруговую постоянно.

коловорот для притирки клапанов

Рис.№1Коловорот в сборе: 1 — рукоятка, 2 — стальной шарик, 3 — упругое стальное колечко, 4 — коленчатый стальной стержень, 5 — стальной штифт.

Предлагаю изготовить очень простую приспособу для притирки, называемую коловорот (см. рисунок №1 слева), который можно изготовить за часик-полтора. Коленчатый стержень коловорота изгибаем из подходящего стального прутка, диаметром примерно 10 мм. Упорная рукоятка коловорота может быть выточена из текстолита, полипропилена, твёрдого дерева, а может быть использована готовая, от какого то старого инструмента (например отвёртки-матрёшки или от  бытовой закаточной машинки для консервирования).

Что бы упорная рукоятка вращалась легко, не забудьте смазать её Литолом, и между ней и стержнем коловорота, вставить металлический шарик (см. рисунок№1 слева). Ещё, что бы рукоятка не слетала при работе, на стержне и в отверстии рукоятки, желательно сделать кольцевые проточки (канавки), в которые при сборке нужно будет вставить колечко из пружинной проволоки.

При сборке, колечко сначала вставьте в отверстие и проточку рукоятки, и оно там защёлкнется (если диаметр колечка выгнут и подобран правильно). Затем при надевании рукоятки на стержень, колечко защёлкнется и в проточке стержня, и рукоятка зафиксируется на стержне (неразъёмное, но подвижное соединение).

Ручку для вращения коловорота (в средней части), можно очень быстро изготовить из куска полипропиленовой сантехнической трубки. Трубку разрезаем вдоль, одеваем и затем обматываем изолентой. Полипропилен сам по себе скользкий материал, поэтому здесь смазка не нужна, к тому же она может впоследствии пачкать руки. Теперь нужно будет в самом низу стального стержня коловорота просверлить радиальное отверстие, диаметром примерно 3 мм. Затем в это отверстие запрессовываем стальной штифт, отрезанный от куска 3 миллиметровой стальной проволоки.

насадка переходникЧтобы передать при притирке клапанов крутящий момент от коловорота к клапану, советую выточить стальную насадку переходник, изображённую на рисунке №2 . А в трубчатой части насадки нужно будет сделать продольную прорезь для штифта коловорота, шириной примерно 3,5 мм. На рисунке  №2 показана насадка с формой пятака диаметром 30 мм, под крепление насадки к тарелке клапана с помощью жидкого гудрона. То есть гудрон размягчают нагреванием, затем обмазывают пятак насадки жидким гудроном и точно устанавливают её на тарелку клапана, слегка прижимают.

Всё это дело охлаждаем и получаем систему клапан и насадка как одно целое. А когда клапан и насадку нужно будет разделить, то их нужно будет просто немного нагреть. Опять же это один из вариантов, так как можно ещё выточить насадку не с пятаком на конце насадки, как на рисунке №2, а с штырём на конце насадки, или вообще не точить насадку (если найдёте такую присоску, которая наденется на стержень вашего коловорота) На штырь можно будет надеть присоску, а саму присоску прилепить к тарелке клапана. Каким способом вы воспользуетесь, выбирать вам, отмечу только, что и тот и тот способ нормально работает.

Присоски для притирки клапанов.Кстати, у кого есть токарный станок, то присоски можно выточить самому, из куска эластичной резины, по чертежам помещённым слева. Только диаметр на 11 мм, куда будет вставляться стержень вашего коловорота, точите согласно диаметру вашего стержня или насадки.

С правильным инструментом разобрались, теперь нужно будет разобраться с правильной притиркой. Перед притиркой, советую вначале удалить с тарелки клапана, с седла, да и с камеры сгорания грязь и нагар, с помощью мягкой проволочной насадки на дрель или болгарку.

Далее на плоскость тарелки (которая прилегает к седлу) уже чистого клапана, наносим притирочную пасту, которая может состоять из двух флакончиков, один грубый образив, другой более мелкий. Естественно пользуемся сначала грубым, а в конце работы — мелким. Паст для притирки сейчас в продаже очень много, но советую использовать современные пасты для притирки — на водной основе.

собранная система для притирки клапанов

собранная констркуция для притирки клапанов: 1 — насадка переходник, 2 — слой гудрона, 3 — тарелка клапана, 4 — пружина.

В процессе притирки, клапан не должен постоянно соприкасаться с седлом, и для этого можно подложить под клапан слабую пружину, которая поможет периодически поднимать клапан над седлом в процессе работы.

Усилие пружины должно быть небольшое (можно использовать пружину от старого зонтика). Опять же, пружина поможет в работе начинающим, многие, в том числе и я, пружиной не пользуются, а периодически приподнимают клапан с помощью самого коловорота (если клапан приклеен).

Нельзя вращать коловорот (естественно и клапан) вкруговую, иначе можно сделать кольцевую канавку на рабочем пояске (тот который соприкасается с седлом), и эту канавку потом очень трудно будет вывести, а ресурс ремонтопригодности клапана устремится к нулю.

 

 

Под тарелку клапана надеваем слабую пружину (например от зонтика). Поэтому проварачивать клапан при притирке следует не более чем на 90 градусов, а затем приподнять клапан и слегка провернуть его в холостую (в воздухе). То есть, при работе получится, что одни и те же точки на пояске тарелки клапана, не будут дважды подряд попадать на одни и те же точки на пояске седла. Это всё также благоприятно действует на эффективность притирочной пасты, которую периодически необходимо обновлять (удалять ветошью старую пасту и наносить свежую).

проверка притирки клапанаВ итоге, на рабочем пояске (который соприкасается с пояском седла) тарелки клапана, должен получиться круговой матовый след, шириной примерно 0,5 мм, и этот след должен быть абсолютно сплошной (без разрывов) по всему периметру пояска тарелки клапана.

Если у вас не достаточно опыта и вы не можете определить на глаз, сплошной у вас притирочный след на клапане или с разрывами, то советую прочертить по кругу матового следа карандашом (см. фото), а затем вставить клапан на своё место и прокрутить рукой клапан в седле. Прочерченный графитом след от карандаша должен полностью стереться.

Если вы делаете притирку клапанов в первый раз и не уверены в качестве своей работы, то после притирки советую собрать клапана (засухарить) на свои места в головке, и затем пролить керосином клапаны ещё раз. Это позволит вам проверить качество и эффективность своей работы, и только после этого устанавливать головку назад, на ваш двигатель. Удачной работы!

suvorov-castom.ru

как притереть шуруповертом, дрелью, машинкой

После капремонта двигательной системы, снятия нагара с клапанов или при их замене на новые обязательно проводится притирка клапанов.

Благодаря процедуре удаляются мелкие неровности и повреждения, возникшие в процессе эксплуатации, а также повышается герметичность ДВС.

Для чего нужно притирать клапаны

Новые клапаны притираются для лучшего прилегания к посадочному месту. В процессе эксплуатации на клапанной системе образуется нагар, вследствие чего герметичность прилегания тарелки клапана к седлу нарушается.

Это приводит к нарушению работы топливной системы. Когда выпускной коллектор утрачивает свои первоначальные характеристики, это провоцирует прогар клапанной системы, падение мощности двигателя, износ направляющей втулки, повреждения посадочного седла и другие неприятности. Чтобы наладить четкую работу ГБЦ и снизить риск образования нагара, после очистки клапанов проводится их притирка – как следствие, клапаны и седла хорошо прилегают один к одному.

Когда пора задуматься о притирке

Чтобы понять, необходима ли притирка, можно использовать разные методы проверки – с их помощью можно уточнить степень разгерметизации клапанной системы.

Как проверить притирку:
  1. Производится демонтаж ГБЦ.
  2. Головка очищается от сажи, маслянистой пленки и загрязнений.
  3. Проводится проверка головки БЦ и подшипников. Они должны быть без каких-либо деформаций и механических повреждений.
  4. Проверяются опоры распределительного вала. Они также не должны иметь повреждений, заусенцев и металлических наплывов.
  5. Для контроля герметичности клапанной системы необходимо установить ГБЦ на ровную поверхность, налить в камеры сгорания немного керосина или бензина и оставить на некоторое время. Если уровень керосина начнет понижаться, значит, есть утечка и герметичность клапанной системы нарушена.

При появлении утечки (то есть разгерметизации) мотор работает неравномерно, поэтому необходимо провести притирку.

Стандартный набор инструментов для притирки

Самым важным инструментом является абразивная, или алмазная паста. Ее необходимо наносить на кромку клапана – паста создаст эффект наждачки и позволит быстрее притереть тарелку к седлу.

По типу обработки пастообразный состав отличается размером абразивных элементов – от крупнозернистого до мелкозернистого. Крупноабразивная используется для первичной притирки. Финишная притирка осуществляется с помощью мелкозернистой пасты – тогда головка компонента будет плотно установлена на посадочное место.

Пасты различаются и по цене – от недорогих для личного использования до фирменных составов для профессиональной притирки. Провести самостоятельную обработку можно составом средней стоимости. Важно следить за состоянием самих клапанов и корректностью процесса притирки.

Следующим шагом будет выбор инструмента для работы. Притирка может осуществляться посредством:

  • Электродрели.
  • Деревянного приспособления с присосками.
  • Пневматического инструмента.
  • Специальной пневмомашинки для пристукивания.

У мастером-любителей наибольшей популярностью пользуется электродрель для притирки - из-за своих доступности и универсальности. В ремонтных мастерских может быть использован специальный станок для шлифовки фаски.

Обработка седел и их восстановление требуют применения особого инструмента. Это шарошка для удаления выработки – приспособление, сделанное по форме посадки клапана. Шарошка надевается на дрель, так как сверло обычно имеет некрупные размеры.

Инструмент используется в том случае, если головки клапанов повреждены вследствие прогара.

Также потребуется рассухариватель, чтобы снять «сухари» – детали, соединяющие тарелки пружины с клапаном.

Как правильно притереть клапаны: основные методы

Существует четыре основных метода обработки.

Способ 1. Притирка клапанов дрелью

Для проведения работ потребуется кусок шланга. Один его «хвост» закрепляется на стержне клапана, а второй — на дрели. На сам клапан и посадочное место следует нанести небольшое количество притирочного состава, после чего деталь устанавливается на свое рабочее место в ГБЦ.

Процесс имеет несколько особенностей:

  • Притирка осуществляется на малых оборотах – рекомендуется использовать дрели, способные работать на таких оборотах, или шуруповерты.
  • В момент соприкосновения тарелки и седла необходимо сделать сброс – отпустить курок электродрели.
  • В процессе притирки нельзя прикладывать усилия – это может спровоцировать повреждение элементов клапанной системы.
  • Притирку рекомендуется проводить в несколько этапов – сначала крупнозернистой пастой, затем средне-, а в конце провести финишную обработку мелкозернистым составом.

Важна практика – если такого рода работы будет выполнять любитель, есть риск, что его неквалифицированные действия приведут к тому, что машине понадобится дорогой ремонт.

Метод 2. С помощью ручного инструмента

Такой способ представляет собой что-то вроде процесса добывания огня первобытными людьми – на деревянную палочку крепятся присоски, ими фиксируется стержень, а сама палочка вращается руками. Этот так называемый «дедовский» метод был в ходу, когда не было электроинструмента. Его плюс – минимальный риск испортить клапанную систему. Но времени занимает очень много – до получаса на каждый клапан.

Метод 3. С помощью пневматического инструмента (вращательный метод)

Притирка клапанов своими руками при использовании пневмоинструмента проходит быстро, просто и с минимальными затратами сил. Устройство представляет собой двигатель, соединенный со штифтом. На последний крепится специальная присоска, которой фиксируется клапан. В рабочее состояние система приводится с помощью сжатого воздуха.

Достоинство способа в том, что риск сделать ошибку практически отсутствует, даже если вы не имеете опыта. Инструмент контролирует весь процесс – угол вращения, частоту оборотов и их интенсивность. И все это происходит даже быстрее, чем при использовании электродрели – на один клапан уходит всего пара минут.

Метод 4. С помощью пневмомашинки (метод пристукивания)

Отличие пневмомашинки от предыдущего инструмента – технология притирки. Инструмент работает не вращательными движениями, а имитирует работу клапанов в реальных условиях.

Инструмент прост в использовании и делает притирку наиболее точной и качественной.

Важно! После притирки абразивный состав должен быть тщательно удален. Если он попадет в двигатель, то это выведет из строя цилиндры и другие детали.

Как проверить работоспособность

После того как клапаны были притерты, следует проверить качество притирки. Существует несколько вариантов.

Самый простой и распространенный способ проверки – это положить ГБЦ на ровную поверхность тарелками кверху и налить в камеру сгорания бензин или керосин. Клапан должен удерживать жидкость собственным весом. Засухаривать компонент в этом случае не нужно.

Второй метод аналогичен первому, только клапаны необходимо засухарить, перед тем, как наливать керосин.

Проверка качества притирки третьим способом проводится несколько иначе. Клапаны засухаривают, ГБЦ укладывают на бок, в камеры наливают керосин/бензин. Правильно притертый компонент будет удерживать жидкость только усилием пружины.

Сделать притирку самостоятельно не так уж и трудно – главное, правильно рассчитать усилие при работе с дрелью и частоту вращений. Если же вы опасаетесь нанести вред топливной системе автомобиля, обратитесь к квалифицированным мастерам автосервиса DDCAR. Вам не придётся переживать по поводу того, что вашему любимому «железному коню» будет причинён непоправимый ущерб!

ddcar.ru