Понятие «Чрезвычайные происшествия» - это... Значение, виды и последствия. Пример происшествия


понятие, классификация, примеры. Причины техногенных аварий и катастроф. Личная безопасность при техногенных авариях

На какой бы стадии развития ни находилось человеческое общество, оно всегда и неразрывно связано с окружающей средой. В начале 21 века наша цивилизация все сильнее ощущает на себе те изменения на планете, инициаторами которых стала она сама. Чем опаснее вмешательство человечества в природу, тем более непредсказуемыми и страшными становятся ее ответы. Впрочем, далеко не всегда в чем-то виновата окружающая среда: техногенные аварии в 70% случаев возникают по вине самого человека.

С каждым годом число таких событий только растет, катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно. Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза. К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии – это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди, погибшие или оставшиеся калеками.

Основные сведения

Кстати, а что конкретно понимается под этим термином? Все просто: пожары, авиакатастрофы, автомобильные аварии, прочие события, произошедшие по вине человека. Чем в большей степени наша цивилизация опирается на технические средства хозяйствования, тем чаще происходят техногенные аварии. Это, увы, аксиома.

Стадии формирования

Всякое событие в мире происходит не «абы как» и не сразу. Даже извержению вулкана предшествует определенная фаза накопления расплавленной магмы. Так и в этом случае: катастрофы техногенного характера начинаются с возрастания количества негативных изменений или в отрасли, или на конкретно взятом объекте. Любая катастрофа (пусть даже и техногенная) происходит под влиянием децентрализующих, разрушающих факторов на сложившуюся систему. Технологи различают пять фаз развития ЧС:

  • Первичное накопление отклонений.
  • Инициация процесса (теракт, техническая неполадка, халатность).
  • Непосредственно авария.
  • Действие последствий, которое может быть очень продолжительным.
  • Меры по ликвидации произошедшей аварии.

Так как мы рассматриваем техногенные аварии, разберем основные их причины и предрасполагающие факторы:

  • Перенасыщенность и излишняя усложненность производственного процесса.
  • Изначально допущенные ошибки в проектировке и изготовлении.
  • Износ оборудования, устаревшие средства производства.
  • Ошибки или умышленный вред от обслуживающего персонала, теракты.
  • Недопонимание при совместных действиях различных специалистов.

Вот каковы основные причины техногенных аварий. Нужно сказать, что еще 100-150 лет назад их разновидностей было крайне мало: кораблекрушение, авария на фабрике и т. д. К сегодняшнему же дню многообразие производственных и технических средств таково, что потребовалась отдельная классификация техногенных аварий. Ее мы и разберем.

Транспортные аварии

Так называется какое-то экстремальное событие с участием транспортных средств, возникшее в результате технических неисправностей или внешних воздействий, вследствие которого произошла порча имущества, был нанесен значительный ущерб, погибли или пострадали люди. Чтобы был лучше понятен масштаб такого рода событий, приведем несколько примеров:

  • 1977 год, аэропорт Лос-Родеос (Канарские острова). Страшная авария, когда столкнулись сразу два «Боинга-747». В результате катастрофы погибли 583 человека. На сегодняшний день это наиболее крупная и жуткая авария в истории всей гражданской авиации.
  • 1985 год, японский «Боинг-747» рейса JAL 123 врезался в гору из-за ошибки навигационной системы. Катастрофа унесла жизни 520 человек. Вплоть до сегодняшнего дня это считается наиболее крупной аварией гражданского самолета.
  • Сентябрь 2001 года, США. Печально известное столкновение самолетов с башнями Всемирного торгового центра. Точное количество погибших до сих пор неизвестно.

Таким образом, гибель людей – вот самое страшное, что несут техногенные аварии. Примеры аналогичных катастроф есть и в СССР:

  • 16 ноября 1967 года при вылете из Екатеринбурга (тогда Свердловск) разбился Ил-18. Все 130 человек, которые находились в тот момент на борту, погибли.
  • 18 мая 1972 года в Харьковском аэропорте разбился Ан-10, развалившись на куски при посадке. Всего погибло 122 человека. Впоследствии выяснилось, что причиной столь нелепой катастрофы оказались глубокие конструктивные недостатки самой машины. Более самолеты этого типа не эксплуатировались.

А сейчас поговорим о том, какие техногенные аварии и катастрофы могут угрожать каждому: как-никак, шанс погибнуть в авиакатастрофе чрезвычайно мал, чего не скажешь, к примеру, о пожарах.

Пожары и взрывы

Это одна из наиболее распространенных катастроф природного и техногенного происхождения в мире, начиная с древнейших временен и по сегодняшний день. Наносят огромный материальный ущерб, колоссальный вред природе, гибнет большое количество людей. Выжившие испытывают психологический стресс, справиться с которым самостоятельно им зачастую не удается, так как требуется помощь квалифицированного психолога.

Когда в недавнем прошлом происходили такие техногенные аварии? Примеры из недавнего прошлого:

  • 3 июня 1989 - страшное событие в истории нашей страны: неподалеку от городка Аша загорелись подвижные составы сразу двух пассажирских поездов. Предположительно, случилось это из-за протечки газа на магистральном газопроводе. Всего погибло 575 человек, среди них – 181 ребенок. Точные причины произошедшего до сих пор не ясны.
  • 1999 год, тоннель Мон-Блан. Загорелся пассажирский автомобиль. Огонь настолько разошелся, что потушить его удалось только через двое суток. Погибло 39 человек. Виновными были признаны компании, управляющие обслуживанием тоннеля, а также погибший шофер грузовика.

Какие еще существуют техногенные аварии? Примеры, к сожалению, многочисленны.

Аварии с выбросом (или угрозой) сильнодействующих ядов

В этом случае во внешнюю среду выбрасывается большое количество веществ, которые по своему действию на живые организмы равносильны сильным ядам. Многие из этих соединений не только обладают высокой степенью токсичности, но и весьма летучи, быстро попадают в атмосферу при нарушении производственного цикла. Такие техногенные аварии и катастрофы действительно страшны, так как в их ходе погибает очень много людей, еще больше – остаются инвалидами, у них рождаются дети с ужасающими генетическими отклонениями и уродствами.

Одним из наиболее ужасных примеров такого рода аварий является случай, как-то раз произошедший в филиале американской компании "Юнион Карбайд". С тех пор индийский город Бхопал по праву считается синонимом ада на земле. Произошла катастрофа в 1984 году: в результате невероятной по своей глупости халатности обслуживающего персонала в атмосферу попали тысячи тонн метилизоционата, сильнейшего яда. Произошло все это глубокой ночью. Под утро трупами были завалены целые квартиры и улицы: яд буквально сжигал легкие, и люди, обезумев от страшной боли, старались выбежать на воздух.

Американская администрация до сих пор говорит, что тогда погибло 2,5 тысячи человек, вот только плотность населения в городе тогда была такова, что, скорее всего, умерло не менее 20 тысяч. Еще 70 тысяч человек остались инвалидами. В той местности и по сей день рождаются дети со страшными уродствами. Какие техногенные аварии могут соперничать с утечками сильнодействующих ядов?

Катастрофы с выбросом радиоактивных веществ

Одна из наиболее опасных разновидностей катастроф техногенного происхождения. Радиация не только убивает живые организмы, но и провоцирует лавинообразное нарастание клеточных повреждений и мутаций: животные и люди, подвергшиеся облучению, практически наверняка остаются бесплодными, у них развиваются многочисленные раковые опухоли, а их потомство, даже если оно может появиться на свет, очень часто поражено генетическими дефектами. Первые техногенные аварии и катастрофы такого рода стали происходить в то время, когда была начата массовая эксплуатация АЭС и реакторов, производивших оружейный уран и плутоний.

Не так давно все следили за событиями в японском городке Фукусима: станция эта, судя по творящемуся там сейчас, будет отравлять Тихий океан радиоактивной водой еще многие сотни лет. Ликвидировать последствия японцы до сих пор не могут, да и вряд ли им это удастся, так как расплавленное ядерное топливо ушло далеко в прибрежный грунт. Если описывать «радиоактивные» техногенные аварии в России и бывшем СССР, то на ум приходят сразу два случая: Чернобыль и комбинат «Маяк» в Челябинской области. И если о ЧАЭС знает едва ли не каждый, то авария на «Маяке» известна немногим. Произошло это в 1957 году.

За десять лет до этого, в 1947 году, стало окончательно понятно, что стране срочно требуется огромное количество оружейного урана-235. Для решения этого вопроса в закрытом городе Озерске было построено крупное предприятие по производству компонентов ядерного оружия. В процессе образовывалось грандиозное количество радиоактивных отходов. Они сливались в специальные «банки», расположенные в полостях, вырубленных в скальной породе. Охлаждение их производилось при помощи стального змеевика. К концу 1956 года одна из трубок прохудилась, емкости охлаждаться перестали. Через год объем активных отходов достиг критической массы и все это взорвалось…

Другой пример

Но далеко не всегда понятие техногенной аварии подразумевает взрывы, пожары и/или теракты. Идеальным примером является американский медицинский (!) препарат Therac-25, пошедший в серийное производство в 1982 году. Изначально это был триумф американских медиков: сложнейшее средство для лучевой терапии было создано исключительно посредством компьютерных расчетов! Вот только впоследствии выяснилось, что «лекарство» это исключительно радиоактивно, точных данных о количестве его жертв до сих пор нет. Учитывая, что с производства его сняли только через год, число пострадавших наверняка впечатляющее…

В обоих вышеописанных случаях причины техногенных аварий банальны – просчеты в изначальном проектировании. В момент создания «Маяка» люди практически не знали о том, что обычные материалы в условиях повышенного радиационного фона деградируют с невероятной скоростью, а американцев подвела уверенность в искусственном интеллекте и жадность глав фармакологических компаний.

Выброс биологически опасных веществ

Под этим термином чаще всего понимается попадание во внешнюю среду биологического оружия: боевые штаммы чумы, холеры, оспы и т. д. Понятно, что о подобных происшествиях власти во всем мире предпочитают не распространяться. Случались ли такие техногенные аварии в России? Сложно сказать. Но в СССР такое точно было. Случилось это в апреле 1979 года в Свердловске (Екатеринбург). Тогда сразу несколько десятков людей заболели сибирской язвой, причем штамм возбудителя был весьма необычен и не соответствовал природному.

Версий произошедшего две: случайная утечка из секретного НИИ и диверсионный акт. Вопреки мнению о «шпиономании» в среде советского руководства, вторая версия имеет право на жизнь: эксперты неоднократно отмечали, что вспышки заболевания охватывали место предполагаемого «выброса» неравномерно. Это позволяет предположить, что источников утечки было несколько. Более того, в самом «эпицентре», около злосчастного НИИ, количество заболевших было мизерным. Основная часть пострадавших жила намного дальше. И еще. Радиостанция «Голос Америки» рассказала о произошедшем еще утром 5 апреля. В это время была зафиксирована только пара случаев заболевания, причем проходили они под диагнозом «пневмония».

Внезапное обрушивание зданий

Как правило, причины техногенных аварий и катастроф этого типа – грубые нарушения на стадии проектирования и возведения зданий. Инициирующим фактором служит деятельность тяжелой техники, неблагоприятные метеорологические условия и т. д. Загрязнение окружающей среды при этом минимальное, но зачастую авария сопровождается гибелью большого количества людей.

В качестве идеального примера можно привести "Трансвааль Парк". Это развлекательный комплекс в Москве, обрушение крыши которого произошло 14 февраля 2004 года. В здании в этот момент находилось не менее 400 человек, причем не менее 1/3 из них – дети, пришедшие с родителями в детский бассейн. Всего погибло 28 человек, восемь детей. Общее количество раненых – 51 человек, не менее 20 детей. Первоначально рассматривалась версия теракта, но все оказалось куда хуже: проектировщик максимально сэкономил на строительстве, в результате чего опорные конструкции являлись скорее декоративной, нежели реальной поддержкой крыши. Под сравнительно небольшим грузом снега она рухнула на головы отдыхающих людей.

Коллапс энергетических систем

Эти происшествия можно поделить на две категории:

  • Аварии на электростанциях, сопровождающиеся долговременным перерывом в энергоснабжении.
  • Аварии на сетях электроснабжения, в результате которых потребители опять-таки оказываются лишены подачи электричества или иных энергетических ресурсов.

К примеру, 25 мая 2005 года в городе Москва произошел такой коллапс, в результате чего без электричества остались не только несколько крупных районов мегаполиса, но и многие подмосковные районы, а также некоторые населенные пункты близ Калуги и Рязани. Несколько тысяч человек какое-то время были блокированы в поездах метрополитена, многие врачи проводили ответственные операции буквально при свете фонариков.

Что делать, если вы оказались в эпицентре техногенной катастрофы

А сейчас нами будет рассмотрена личная безопасность при техногенных авариях. Точнее, меры по ее сохранению. Что делать, если вы оказались не в том месте и не в то время? Прежде всего, как бы банально это ни звучало, постарайтесь не поддаваться панике, так как в таком состоянии люди гибнут прежде всего. Овладев эмоциями, вы должны попытаться или выбраться в более-менее безопасное место, или же пробираться к аварийному выходу (при пожаре, к примеру). Следует избегать вдыхания воздуха, насыщенного пылевыми частицами, газами или дымом. С этой целью необходимо использовать ватно-марлевые повязки или же просто разорвать ненужные предметы одежды, смочить их водой и дышать через эти куски тканей. Очень важно, чтобы импровизированная повязка была сделана из натуральных материалов!

Не пытайтесь изображать из себя героя, выходя из эпицентра бедствия самостоятельно: следует скооперироваться с прочими пострадавшими и ждать подхода спасательных групп. В случае, когда аварий произошла в холодное время года, необходимо стараться сохранять энергию, собрав все доступные продукты питания и теплую одежду. Если вы находитесь на открытой местности, привлекайте внимание спасателей, зажигая сигнальные костры или пользуясь специальными ракетницами (если они есть).

fb.ru

это ситуация, в которой может оказаться любой человек

Место происшествия - это тот участок, где были найдены следы совершения преступления. Например, похищено имущество, обнаружен труп, спрятано оружие. При этом происшествие это может быть не связано с самим преступлением.

Варианты бедствий

Происшествие - это какое-то чрезвычайное событие, которое связано с серьезными последствиями. К примеру, происходит серьезное наводнение, землетрясение, иные стихийные бедствия. Любое происшествие - это боль, беда, которая касается одного человека либо связана с угрозой для всего населения страны.

Способ осмотра

Так как часто происшествие - это совершение противоправных действий по отношению к другому лицу, существует определенная последовательность действий, связанная с осмотром местности (помещения). Рабочий этап изучения места происшествия предполагает подбор способа анализа.

Это линейный осмотр, анализ по концентрическим кругам, по квадратам, по архимедовой спирали. Во время изучения места происшествия они могут комбинироваться, либо выбирается один из них, оптимальный для конкретной ситуации.

Специфика мероприятий

В случае совершения противоправного действия при осмотре места происшествия совершают оперативно-следственные мероприятия, направленные на выявление, запись, последующее изучение обстановки и местности. Предполагается поиск следов преступления, поиск иных фактов, которые связаны с рассматриваемым делом.

Именно эти действия считают важным способом получения первичной информации по анализируемому делу.

Часто именно от того, насколько качественно проведена процедура осмотра, зависит результативность последующего расследования. Собранные факты в ходе последующих мероприятий будут подтверждаться либо опровергаться. Существует отличие между местом преступления и самим местом происшествия. В первом случае идет речь о том участке, на котором было совершено преступление, а второй термин связан с обнаружением следов подобного происшествия.

Заключение

Общей задачей при осмотре места происшествия считают выявление обстоятельств, связанных со сложившейся ситуацией. Существуют и частные задачи, которые должны быть решены в процессе анализа места происшествия. Например, изучается обстановка места происшествия, устанавливается связь между преступлением и мотивами его совершения. Во время осмотра могут быть обнаружены объекты: следы, трупы, предметы, непосредственно связанные с самим происшествием.

fb.ru

Что такое протокол осмотра места происшествия: пример и правила составления

Осмотр места происшествия

Порою случаются неблагоприятные ситуации, после которых происходят разбирательства с полицией.

Это может быть убийство, нападение, кража или просто ДТП.

Местом происшествия является определенный участок, на котором произошел факт нарушения права человека.

Как следствие, обязательно происходит расследование и составляет соответствующий документ, фиксирующий все обстоятельства дела.

После обследования участка, на котором было совершено преступление, полицейский оформляет протокол осмотра места происшествия. Пример этой бумаги не регламентирует законодательство. Но, существует определенный порядок его составления.

Когда происшествие завершилось несчастным случаем, протокол считается основанием для открытия уголовного дела. Этот документ считается основным документальным доказательство с места происшедшего.

Навигация по статье

Как происходит освидетельствование участка происшествия

Когда случается неприятность, требующая участия полиции, на место произошедшего вызывается полиция. Первым практически всегда приезжает следователь. Именно он руководит мероприятием осмотра участка преступления.

Участок преступления или происшествия обязательно осматривается с помощью специальных технических средств. Делают это для того, чтобы:

  • найти улики
  • выявить новые обстоятельства
  • убедиться в предоставленных сведениях
  • для выявления следов преступления, а также обстоятельств произошедшего

В процессе обследования территории следователь заполняет специальный документ. Общий порядок освидетельствования места происшествия регламентируется статьей 179 УК. После его проведения составляется специальный документ, который содержит все нюансы, обнаруженные при осмотре.

Для чего нужен протокол

Протокол освидетельствования участка случившегося обстоятельства считается своеобразным актом, выступающим в роли документального подтверждения. Это описание ситуации в целом, а так же результат освидетельствования. Этот документ включает ряд требований:

  • достоверности
  • относимости
  • допустимости

Последний пункт относится законности проведения освидетельствования. Признаками допустимости являются:

  • поводы проведения
  • обозначение данных
  • список людей, участников процедуры
  • порядок ознакомления с документом
  • учет замечаний
  • визы участников

Достоверность бумаги заключается в реальности обозначенных данных. Степень ее увеличивается, когда в освидетельствовании использовались:

  • специальная техника
  • измерительные приборы
  • все виды съемки
  • схемы
  • знания специально вызванных специалистов

Достоверность этой бумаги подтверждается осмотром доказательств, а также участком их обнаружения.

Также степень достоверности сильно зависима от состава участников мероприятия. Здесь возможно присутствие:

  • прокурора
  • начальника следственного отдела
  • начальника органа дознания

Дополнительно в освидетельствовании принимают участие:

  • жертва
  • понятые
  • эксперты

При этом свидетель и потерпевший предупреждаются об ответственности за предоставление лживых сведений.

Все замечания помогают установить картину происшедшего, приближенную к реальности. Даже противоречивость и несоответствие данных помогают понять в полной мере обстановку на участке преступления.

Относимость документа выражена в описании участка происшествия. Здесь играет роль:

  • время проведения мероприятия
  • погодные условия
  • освещение

Все, что изымается на участке преступления, опечатывается следователем.

Этот документ включает подробную информацию с места происшествия и считается основным доказательством освидетельствования. Протокол осмотра места происшествия пример убийство или другое направление не устанавливается законодательством. То есть, нет определенной формы документа. Но, он должен содержать обязательные блоки и информацию согласно закону.

Составление документа

Осмотр места ДТП

Протокол с участка происшествия готовит следователь, уполномоченный заниматься текущим делом.

Он обязан как можно скорее приехать по вызову.

Освидетельствование места преступления считается самым первым действием.

До приезда следователя нельзя ничего трогать и перемещать без экстренной необходимости.

Вся информация, которую содержит документ: достоверная, допустимая и относительная. Обязательным считается обозначение в этом документе всех действующих людей на участке преступления. Следователь обязательно изымает все вещи, предположительно имеющие отношение к преступлению. Когда присутствуют какие-либо запахи на месте осмотра, их следует максимально достоверно описать в протоколе.

Заполняется бланк документа по мере осмотра, то есть постепенно. При этом точная формулировка и внимательность играют довольно важную роль. В этом деле категорически нельзя спешить. Когда работает опытный специалист, он всегда знает: какие именно факты следует отразить в протоколе.

Сам протокол осмотра места происшествия, пример, кража, состоит из 3 основных блоков:

  • вводная
  • описательная
  • заключительная часть

Дополнительно к основному документу может составляться приложение.

Все оформление протокола регламентируется статьей 166 УК. В этом документе отражается полная информация того, что следователь нашел на участке происшествия. Предположения, выводы и заключения не отображаются в протоколе, здесь должны быть только голые факты.

Вводная часть этого документа должна включать следующие сведения:

  • Число, месяц, год и точное время осмотра.
  • Полная информация о лицах, осуществляющих осмотр.
  • Обозначение основание проведения процедуры. К примеру, кража.
  • Данные свидетелей и иных людей, участвующих в освидетельствовании.
  • Обозначение статей, на основании которых происходил осмотр.
  • Точное местоположение участка обследования.
  • Условия, при которых происходило освидетельствование.
  • Также здесь требуется обозначить, что до понятых донесена информация об ответственности. Эта запись должна заверяться.

Описательная часть документа содержит характеристику осмотренного места происшествия. А также описание всех отдельных деталей и составляющих. Предметы необходимо характеризовать при их обнаружении. Если нет возможности на участке произвести осмотр вещи, об этом делается соответствующая отметка. Когда есть покойник, он может осматриваться совместно.

Описательный блок дополнительно содержит:

  • Расположение, характеристики и границы территории. Последний показатель значим, если готовится протокол по ДТП.
  • Полное описание местоположения участков и помещений.
  • Все возможные ходы. Подобные данные крайне важны при воровстве.
  • Подробное описание обстановки и отдельных элементов, их расположения, габаритов, средств и методов.

Завершающий блок обязательно включает составление различных схем. Дополнительно здесь обозначается перечень вещей, изъятых при освидетельствовании. Подробно описываются методы производство слепков, оттисков и других копий. Дополнительно рекомендуется обозначить, как использовались в ходе проведения процедуры видео и фотосъемки. Если подобная информация присутствует необходимо написать:

  • название объекта
  • марка аппарата
  • способ съемки
  • обозначение факта уведомления о проведении съемки
  • визы всех участников освидетельствования

Протокол места происшествия. Требуется оформлять внимательно и без ошибок. Он должен включать все требуемые пункты, включая подписи и дату.

Образец осмотра места ДТП

Методика оформления документа

Когда оформляется протокол, во внимание берется судебная перспектива, то есть факт того, что этот документ принимается судом как доказательство. Поэтому эта бумага должна полностью и наглядно содержать всю информацию с места происшествия. Описание протокола должно ясно обрисовывать ситуацию произошедшего. Соответственно:

  • В документ требуется включить максимально полную информацию о процедуре освидетельствования.
  • Рекомендуется подзаголовками выделять основные блоки. К примеру, «поза трупа», « осмотр оружия» и тому подобное.
  • Документ должен содержать не длинные предложения, точно описывающие объекты.
  • Местоположение одного объекта рассматривается минимум с двух сторон.

Не нужно писать отдельным разделом противоречивые сведения.

На видео представлен осмотр места происшествия:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyborprava.com

Понятие «Чрезвычайные происшествия» - это... Значение, виды и последствия

Чрезвычайным происшествием (ЧП) называют состояние, в результате которого на любой объект оказывается механическое или другое воздействие. Примером такового может быть нарушение нормальных условий существования на определенной территории или акватории. Такие изменения мешают деятельности людей. Помимо этого, над их здоровьем и комфортными условиями жизни возникает угроза. Имущество населения получает ущерб, также нарушается ведение народного хозяйства и окружающая природная среда.

Источники чрезвычайных ситуаций

Под источниками принято называть какое-либо природное явление, аварию или техногенный инцидент. Также понятие «чрезвычайное происшествие» объединяет инфекционные болезни людей, животных и растений. Помимо этого, если будет применено массовое средство поражения, то его воздействие можно назвать именно данным случаем.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируются по большому количеству признаков. Наиболее распространенными считаются варианты по происхождению. Делятся на техногенные, антропогенные и природного характера. Также чрезвычайные ситуации разбиваются на типы и виды событий, которые лежат в основе происшествия.

Помимо этого, их классифицируют по масштабу распространения, сложности самой ситуации и тяжести результатов. В нашей стране первое условное разделение стало известно еще в 1992 году. Тогда техническим комитетом, на тот момент Советского Союза, была принята инструкция. Она регламентировала порядок обмена информацией в Российской Федерации о произошедших чрезвычайных ситуациях.

В 1994 году был принят особый закон. Он подразумевает под собой защиту населения и территорий от каких-либо ситуаций, которые произошли в результате природных и техногенных происшествий.

Чрезвычайные инциденты также классифицируются в зависимости от множества пострадавших, количества умерших, тех, у кого нарушились условия жизнедеятельности. Также по размеру причиненного материального ущерба. Еще классификация осуществляется по количеству пострадавших субъектов России. Чрезвычайные ситуации можно разделить на локальные, местные, территориальные, федеральные, региональные, трансграничные виды.

Локальные ЧП

Локальное чрезвычайное происшествие – это то, в результате которого пострадало не более 10 человек. К ним относятся также ситуации, где лишь 100 городских жителей получили ущерб или же у них нарушились жизненные условия. К локальным еще относятся инциденты, в которых убыток составляет не более 1 тыс. от минимального размера оплаты труда. При этом зона распространения происшествия не должна выходить за пределы объекта либо производственного, либо социального назначения.

Местные чрезвычайные ситуации

Местные чрезвычайные происшествия – это те ситуации, в которых пострадало не менее 10 человек, но также их общее количество не превысило 50. Что касаемо нарушения условий жизни, то данный показатель должен быть выше 100 и ниже 300 горожан. При этом материальный ущерб может составлять от 1 тыс. до 5 тыс. от минимального размера оплаты труда. Происшествие не должно распространяться за пределы города, района или же населенного пункта.

Территориальные ЧП

Территориальные чрезвычайные происшествия – это те, в которых пострадало не более 500 человек. Причем нарушены условия жизни могут быть лишь у 300-500 жителей. Материальный ущерб не выше показателя 0,5 млн от минимальных размеров оплаты труда. При этом проблема не должна выходить из зоны субъекта государства.

Региональные и федеральные чрезвычайные ситуации

Обзор чрезвычайных происшествий продолжим региональными проблемами. К данным видам можно отнести те ситуации, при которых пострадало более 500 человек. Нарушение условий жизнедеятельности должно исчисляться свыше 1 тыс. жителей, материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн и свыше 5 млн от минимального размера оплаты труда. При этом данная чрезвычайная ситуация может даже выходить за пределы Российской Федерации. Однако она не должна охватывать более двух ее субъектов.

Трансграничная чрезвычайная ситуация

Трансграничные чрезвычайные происшествия – это те, которые настолько масштабны, что выходят за пределы Российской Федерации. Причем такой же глобальной проблемой можно назвать ситуацию, произошедшую за рубежом, но при этом каким-то образом распространяющуюся на территорию государства.

Ликвидация последствий

Ликвидация последствий совершается определенными силами и предприятиями, а также учреждениями и организациями. При этом вне зависимости от органов местного самоуправления, исполнительной власти, а также значения правовой формы любого заведения, на территории которых была совершена чрезвычайная ситуация, все юридические лица должны принимать участие в спасательных работах под руководством комиссии, созданной для ликвидации последствий.

Помимо этого, к устранению всех неприятных ситуаций могут привлекаться также войска, формирования и другие серьезные лица, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Нужно заметить, что ликвидация проводится благодаря определенному списку работ. Все они выбираются в зависимости от того, какая ситуация произошла на конкретной территории.

Спасательные работы

К спасательной операции можно причислить многие неотложные работы. Следует заметить, что все они выполняются в зависимости от степени поражения. Например, если необходимо спасти людей от пожара, то нужно провести полную локализацию, нанять бригаду для тушения огня. Соответственно, сразу же следует эвакуировать жителей из горящего здания. Помимо этого, необходимо разведать полный очаг поражения. Делается это в самую первую очередь. Только так можно получить все данные о той ситуации, которая произошла. Далее следует провести розыск и полное вскрытие всех развалившихся зданий, на случай, если под ними находятся пострадавшие. Людям, которые получили травмы, необходимо оказать медицинскую помощь. Пораженных следует эвакуировать во временное жилье или больницы. Если же произошло затопление или заражение вирусным заболеванием, то нужно перевести население в район, где данная чрезвычайная ситуация не локализована.

После проведения описанных мероприятий необходимо осуществить санитарную обработку пострадавших и, если есть нужда, обеззаразить транспорт, а также все затрагиваемые объекты. Если речь идет о промышленных зданиях и их поражении, то следует провести аварийно-восстановительные работы.

Последствия

Последствия чрезвычайных происшествий – это небольшие разрушения или даже огромные ущербы. Все зависит от масштабов, причин и скорости реакции администрации города. Например, может погибнуть большое количество людей, пострадать здания, социальные объекты. Если речь идет о промышленных помещениях, то следует упомянуть о состоянии экологии. Может сильно нарушаться баланс окружающей среды. Можно хотя бы вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС. Уровень радиации по сей день в некоторых близких районах зашкаливает. Эта чрезвычайная ситуация (происшествие) до сих пор заставляет многих людей содрогаться от страха.

fb.ru

Как правильно написать обстоятельства ДТП в извещении?

Довольно часто, подписывая важные документы, мы полагаемся на волю случая, либо делаем это на эмоциях. Но опытные юристы всегда нас предупреждают, что нужно внимательно читать документы, а особенно те части, которые написаны мелким шрифтом.

Так, в Правилах ОСАГО написано, что в случае ДТП водители должны заполнить Извещение о дорожно-транспортном происшествии вне зависимости от того, осуществлялся ли вызов ГИБДД или оформление было только по процедуре Европротокола.

Поэтому, актуальным является не только вопрос, нужно ли заполнять этот документ, а и то, как правильно написать все обстоятельства, которые сопутствовали ДТП.

Заполнять или не заполнять Извещение?

Тип страхования
  • Электронное ОСАГО
  • Калькулятор КАСКО
  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы <= 16 мест
  • Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто <= 16 тонн
  • Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
Количество водителей
  • 1 водитель
  • 2 водителя
  • 3 водителя
  • 4 водителя
  • 5 водителей
  • Мультидрайв
Марка автомобиля Модель автомобиля
  • Сначала выберите марку
Начать расчет ОСАГОКАСКО

Моментальный расчет и сравнение цен

Как известно, существует два варианта оформления дорожно-транспортного происшествия: стандартное, при котором участники вызывают работников полиции и они занимаются составлением протоколов, справками, а также упрощенное или Европротокол.

Есть несколько обстоятельств, при которых водители могут не вызывать работников ГИБДД, а составить все документы для страховой компании самостоятельно.

Какие были обстоятельства при аварии?

Европротокол оформляется, когда:

  • в ДТП участвуют два транспортных средства, водители имеют страховые полисы ОСАГО;
  • ущерб нанесен только автомобилям участников, при этом имеются небольшие повреждения;
  • виновник ДТП определен однозначно, а сами участники согласны со всеми обстоятельствами происшествия.

Во всех остальных случаях участникам ДТП необходимо вызывать полицию.

Однако, даже вызвав полицию, правила ОСАГО обязывают водителей заполнять Извещение о ДТП. В п.41 правил договора сказано, что водители, чьи автомобили попали в дорожно-транспортное происшествие, обязаны заполнить бланк извещения вне зависимости от того, какой способ оформление был избран. Все обстоятельства нужно тщательно и подробно описать.

Кроме того, в п.44 сказано, что потерпевшему следует обращаться в страховую компания свою или виновника, при этом в списке документов фигурирует документ, который называется Извещение о ДТП.

Учитывая то, что страховая компания имеет право отказать в выплате на основании того, что каких либо документов не будет хватать в вашем комплекте бумаг и справок, то лучше, если вы заполните это Извещение на месте дорожно-транспортного происшествия.

На многих форумах автовладельцы ведут горячие споры, о том, надо ли это делать или нет, при условии, что водители вызывали работников ГИБДД. Лучше, если этот документ будет.

Если же второй участник ДТП не хочет его заполнять, то вы можете заполнить свою половину самостоятельно и сделать объяснительную запись, что водитель такого-то транспортного средства заполнить бланк извещения отказался.

Данные обстоятельства не повлияют на вашу выплату, так как заполненный потерпевшей стороной бланк будет приложен к списку документов.

Заполняем извещение правильно

Каждый страхователь, он же ответственный автовладелец, оформляя страховой полис ОСАГО, получил на руки бланк «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Этот документ представляет собой сложенный вдвое лист бумаги с вложением.

Лицевая сторона самокопирующаяся, и разделена на несколько разделов:

  • шапка – куда необходимо вписать всю информацию о месте происшествия, дате, времени, пострадавших;
  • раздел с данными о транспортных средствах А и В – тут водители пишут информацию о своих автомобилях, указывают госзнаки, марку, модель и год выпуска ТС, серию и номер водительского удостоверения, серию и номер ПТС или СТС, серию и номер полиса ОСАГО, а также название и адрес нахождения страховой компании;
  • полоса посередине – обстоятельства ДТП, где водители галочками отмечают все моменты произошедшей аварии, тут же необходимо схематично изобразить само дорожно-транспортное происшествие, где нужно обозначить привязки к местности;
  • там же, в средней полосе, есть место, куда нужно вписать список видимых повреждений, а также подписи обоих водителей.

После заполнения лицевой стороны, водители должны раскрепить листы и заполнить раздел, который находится на обратной стороне «Обстоятельства ДТП». Сюда необходимо максимально подробно писать все, что произошло. Об этом поговорим подробнее.

Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия

Этот пункт часто вызывает множество вопросов у водителей. Дело в том, что существует общепринятая терминология, благодаря которой страховые агенты, работники ГИБДД, суды и другие компетентные органы делают выводы о тех или иных событиях.

И если вы, заполняя извещение о ДТП, будете изъясняться не общепринятыми терминами, то у вас очень низкие шансы на получение страховки.

К обстоятельствам дорожно-транспортной аварии относятся такие пункты в бланке извещения, как п.13 (Место первоначального удара), п. 16 (Обстоятельства ДТП), п. 17 (Схема ДТП), а также вся обратная сторона бланка.

И если на лицевой стороне вы можете кратко изложить весь ход событий, приведя в пример схематично изображенные транспортные средства, то на обратной стороне вы должны будете максимально подробно и точно излагать все произошедшее.

Очень часто водители в состоянии шока или растерянности допускают ошибки. Так, например, они пишут, что ДТП могло произойти во время обгона одного транспортного средства другим, тогда, как на самом деле имело место смена полосы движения.

Если вы напишите так в Извещении, то страховая компания сверит данные со схемой и увидит несовпадение. Обгон подразумевает пересечение сплошной полосы и выезд на встречную полосу движения, тогда, как опережение с перестроением на другую полосу движения – это уже совсем другие обстоятельства.

Также, водители часто путают понятия стоянка и остановка. Если автомобиль находился на стоянке, то это подразумевает то, что он стоял на парковке, а не на светофоре. Если же в Извещении о ДТП вы напишите, что вашу машину ударили на стоянке, а на схеме аварии будет изображен светофор, то страховая компания вполне может отказать в выплате компенсации.

Для того, чтобы не возникло таких «трудностей перевода», необходимо вспоминать все специальные термины, которым вас учили в автошколе.

Типичные ошибки автовладельцев

Многие автовладельцы часто во время ДТП совершают ошибки, которые приводят к тому, что страховая компания отказывается платить.

  1. Если вы примете решение разъехаться сразу после ДТП, обязательно заполните на месте Извещение. Если виновник будет оставлять вам номер телефона, не соглашайтесь, скорее всего, он по нему вам не ответит.
  2. В средней полосе извещения водители часто не указывают количество отмеченных клеток, в результате чего могут быть не точные сведенья или имеет место подтасовка фактов. Это недопустимо, не забывайте заполнять этот пункт.
  3. В п.18 подписи ставятся только после раскрепления листа – то есть на скопировавшемся листе извещения должны стоять оригинальные подписи обоих водителей (а не копии).

Куда обращаться с бланком Извещения?

Заявление о выплате от страховой компании должен подавать только владелец транспортного средства.

Также, это может сделать лицо, у которого имеются на это законные основание на это. Под этим имеется ввиду, что у человека, который обращается за выплатами в страховую компанию имеется генеральная доверенность, либо если машина зарегистрирована на юридическое лицо, то в полис ОСАГО этот водитель должен быть вписан.

Пострадавший может писать заявление в свою страховую компанию по поводу прямого урегулирования либо в страховую компанию виновника. Сделать это нужно в течение 5 рабочих дней, а также в самые короткие сроки предоставить автомобиль на осмотр, либо организовать независимую экспертизу с соблюдением всех тонкостей процедуры.

detepe.ru

АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ -ЭТО НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ - О небе и полете - Статьи

АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ -ЭТО НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ

Доклад капитана Отто Ренча, Советника по безопасности АОПА Швейцарии

Я чрезвычайно благодарен за возможность побывать во второй раз здесь в Москве и надеюсь, что мой доклад будет для вас полезным.

Первоочередная цель каждого полета - остаться в живых!

Я думаю, мы все можем согласиться с этим тезисом. Тогда почему 70-80% всех происшествий или инцидентов случаются по вине человека?

Согласно статистике это справедливо не только в отношении АОН, но и для авиакомпаний. Однако в авиакомпаниях человеческий фактор как причина происшествия имеет гораздо более широкое значение нежели в АОН. Здесь также учитываются случаи, причиной которых послужили действия женщин и мужчин, занятых в области организации, руководства и процедур. Коммерческие эксплуатанты имеют множество различных средств управления и регулирования, как, например, независимый департамент по безопасности, которых в частном секторе не требуется.

С другой стороны в АОН происшествие или инцидент более непосредственно связаны с ошибками, допущенными единичным пилотом. Вероятно, в этом случае мы все же можем назвать это ошибкой пилота.

Пилоты АОН пользуются намного большей свободой с меньшим количеством правил. Это налагает на пилота в гораздо более высокой степени индивидуальную ответственность.

Ты сам управляешь собственной безопасностью!

Что же это означает?

Рассмотрение причин происшествия говорит нам о том, где мы допускаем ошибки.

Я не имею информации о происшествиях АОН в России. Однако я полагаю. она не слишком отличалась бы от той , что касается других регионов мира. Нижеследующая схема была взята из отчета Фонда авиационной безопасности АОПА США за 1997 год.

Причины происшествий, имевших место в связи с действиями пилота

Больше всего происшествий, повлекших человеческие жертвы, случаются в следующих трех видах обстоятельств:

Маневрирование в полете -50%- при выполнении неразрешенных фигур пилотажа, полетах на малой высоте, раскрутке двигателя, посещении дома родственников или подружек.

Превентивная мера в таких случаях проста. Не надо стараться показать, что ты “еще тот летчик”. Такая бравада - всего лишь переоценка собственных, возможностей и отсутствие самодисциплины.

Погодные условия - 68 % - большинство происшествий из-за метеоусловий - результат неграмотного принятия решения перед полетом или в полете.

Выполнение полета по ПВП, когда условия соответствуют ППП. Полеты при недостаточном естественном освещении и ночью повышают потенциальную возможность происшествия.

Не летное мастерство, а неправильное решение лежит в основе многих фатальных происшествий.

Заход на посадку - 60% -проблемы главным образом возникали из-за разворотов с чрезмерным креном, срыва и несоблюдения процедур захода по приборам.

Это особенно характерно для полетов одного пилота на самолете со сложным двигателем или с несколькими двигателями. Для предотвращения таких происшествий пилотам необходим высокий уровень подготовки и постоянное знание процедур.

Базовая статистика

Анализ, проведенный австралийским бюро безопасности полетов, подтверждает мой тезис о том, что в других частях земного шара процент ошибок пилота примерно один и тот же.

Этапы полета - процент происшествий

Процентное соотношение между временем на различных этапах полета и количеством происшествий дает наглядную картину того, где нам необходимо соблюдать осторожность. Следует отметить, что всего лишь в 6% летного времени (взлет / начальный набор высоты / заход / посадка) мы совершаем почти 60% происшествий в так называемом окне безопасности.

Окно безопасности Важным фактором является готовность к изменению ситуации в полете.

Знать, что происходит вокруг и думать, упреждая поведение самолета. Статистика авиакомпаний (Боинг)

Возможно для вас будет интересно сделать некоторые сравнения с положением вещей в коммерческой авиации. Примерно за то же время, которое приходится в АОН на этап крейсерского полета, мы насчитываем на 10% больше происшествий. У нас дела обстоят лучше на этапе захода / посадки, где у нас происшествий на 16% меньше.

Причинами более высокого процента происшествий в АОН на крейсерском участке полета являются полеты на малой высоте, метеоусловия, неполадки в работе двигателя и даже недостаточный запас топлива, тогда как для авиакомпаний более характерны столкновения с препятствиями на земле исправного ВС (CFIT) на этапе захода на посадку и при посадке тяжелого самолета, возможно, на скользкую ВПП.

Несмотря на поговорку, гласящую, что нужно верить только такой статистике. где мы в разумных пределах способны влиять на конечный результат. нижеследующие примеры происшествий наглядно показывают, что мы как пилоты можем и действительно оказываем на него влияние.

Примеры происшествий

Пример 1: Самолет Пайпер ПА 32 Саратога, нехватка топлива

После промежуточной посадки в аэропорту Сион самолет вылетел в пункт назначения Базель. По прибытии в зону Базеля пилот узнает, что по причине плохих метеоусловий посадка невозможна. После консультации с УВД он решает следовать обратно в Сион.

На снижении останавливается двигатель, так как кончилось топливо, несмотря на показания топливомера о том, что баки еще на 1/4 полны. Запас высоты не позволяет дотянуть до аэродрома, и самолет падает на крышу дома. Пилот получил тяжелые ранения, а три пассажира легкие.

Причины:

Неудачная вынужденная посадка из-за нехватки топлива. Самолет был не пригоден к полету, поскольку о технической ненадежности топливомера было известно до полета, и это лишало пилота возможности контролировать расход топлива в полете. Неквалифицированная помощь УВД. Неадекватная подготовка к полету.

Пример 2; Самолет КАП 10Б, визит в родной дом

Видели, как самолет кружил на малой высоте над родным селом пилота и его пассажирки. В процессе нескольких правых виражей он опускался все ниже на малых оборотах двигателя. На высоте примерно 60 метров от поверхности был выполнен крутой разворот влево на 180, обороты двигателя резко возросли и самолет начал набор с уходом в сторону, свалился в правый штопор и упал в близлежащий лес. Пилот и пассажирка погибли.

Причины:

Ослабление внимания пилота при кружении над домом. Отсутствие опыта и недостаточная подготовка для полетов на данном типе самолета.

Пример 3: Самолет Муни М20К, ПМУ с переходом в СМУ

После длительного переезда в автомобиле из Швейцарии в Гренобль, Франция, чтобы забрать находившийся там на ремонте самолет, два пилота и один пассажир взлетели на Лугано в южной части Швейцарии. После 3-часового делового совещания в Лугано они вылетели обратно через Альпы. Им пришлось изменить маршрут из-за ухудшения метеоусловий, и возникла необходимость выполнить промежуточную посадку для дозаправки в аэропорту на линии маршрута. В 19.10 местного времени, находясь в пути (включая поездку на автомобиле) уже 16 часов, они поспешно взлетели, чтобы лететь домой.

Домой они не вернулись.

Один из очевидцев наблюдал, как самолет вошел в низкую облачность. Самолет врезался в гору.

Все трое находившиеся на борту погибли.

Причины:

Продолжение визуального полета при изменившихся метеоусловиях, требовавших выполнения полета по ППП.

Примечание: Было известно, что пилот имел при себе аппаратуру GPS и, вероятно, стремясь сократить время полета, решил лететь по прямой до аэродрома назначения.

Пример 4: Планеры, столкновение в воздухе, Австралия

Погода была отличная при видимости более 15 км, когда пилот одноместного планера, возвращавшийся из длительного полета, подошел к аэродрому на повышенной скорости. Несмотря на то, что планер имел оборудование радио, никаких передач с планера не велось, на кругу он столкнулся с двухместным планером. Все трое погибли при ударе о землю.

Причины:

Вход в круг на повышенной скорости без связи, без докладов о местоположении, без сообщений о намерениях.

Это лишь несколько примеров типичных отчетов о расследовании происшествий.

К сожалению, к ним можно было бы добавить множество других, и как руководитель по безопасности я полностью согласен с высказыванием Пола Мэйеса, вице-президента ISASI:

Что меня больше всего удручает и расстраивает, это слишком короткая память в вопросах безопасности. Нет новых происшествий, есть только повторяющиеся.

Мы все знаем, что полеты не обходятся без риска. Это сказал Вилбур Райт в 1901 году.

Абсолютная безопасность может быть обеспечена, если сидеть на заборе и любоваться птичками.

Как пилоты, мы предпочли не сидеть на заборе. Но, по-видимому, мы неспособны учиться на ошибках других, но тогда возникает вопрос, проживем ли мы достаточно долго, чтобы совершить самим все эти ошибки?

Марк Твен попытался несколько иначе объяснить наши недостатки:

Человеческое существо было создано Богом в конце недели, когда Бог очень устал.

Я более согласен с Сент-Экзюпери, который писал:

Авиация не таит в себе изначальной опасности, но подобно грозному морю не прощает небрежности или беззаботности.

Чак Йигер, летчик-испытатель, пятьдесят лет назад впервые превысивший скорость звука, выразился таким образом:

Если хочешь состариться, оставаясь пилотом, ты должен знать, когда нужно нажать, а когда воздержаться.

А мой инструктор в летном училище ВВС предельно просто изрекал:

Сомневаешься - не лезь

Неоднократно в течение моей жизни, и не только в летном деле, я вспоминал это. Много раз это влияло на мое решение в различных ситуациях, когда я не был уверен в конечном результате. Это в значительной мере связано с внутренним голосом и вниманием к тому, что говорит твое “нутро”.

Чтобы снизить уровень происшествий и обеспечить безопасное производство полетов, в авиакомпаниях с недавнего времени практикуется так называемая концепция CRM - оптимизация действий в кабине экипажа или обучение навыкам, не связанным с техникой. Есть ли что либо подобное для одиночного пилота? Нет, пока нет. В будущем правилами JAR будет предписываться для членов ЕКГА изучать вопросы человеческого фактора или человеческого поведения в качестве базового курса обучения.

Но как сейчас, так и тогда безопасное пилотирование есть и всегда будет только вашим личным делом - делом оптимизации ваших собственных действий как пилота.

Помните: Лучше проявить осторожность тысячу раз, чем потерять жизнь один раз.

Дамы и господа! Если этот доклад поможет предотвратить хотя бы одно происшествие в будущем и, возможно, спасет чью-то жизнь, я буду очень, очень рад.

С сайта www.avion.ru

Источник: http://www.avion.ru

planerist.ru

Протокол осмотра трупа и места происшествия: образец

Расследование убийств для следователя не представляет сложностей, если в деле нет особых обстоятельств. Тем не менее исследование места преступления, а также осмотр и эксгумация трупа должны проводиться по установленному законом порядку. В частности, необходимо оформить протокол осмотра трупа.

Статья 178 УПК РФ указывает основные моменты осмотра тела, а статья 176 того же кодекса содержит такие основания, которые позволяют осмотреть место происшествия, о чем пойдет речь далее.

Для любого следственного действия составляется документ: протокол осмотра трупа и места происшествия. Это процессуальный документ, который имеют юридическую силу только в том случае, если составлен по определенным правилам.

Деятельность следователя

Для того чтобы не нарушать процессуальный порядок, который имеет место при получении сообщения о преступлении, следователь должен выполнить следующие действия:

  • Осмотреть место преступления, а также обеспечить охрану территории, где предположительно было совершено убийство.
  • Поручить охраняющим место происшествия лицам установить свидетелей убийства, показания которых могут оказаться важными.
  • Дать указание обеспечить помощь пострадавшим.
  • Уточнить, были ли приняты меры по задержанию подозреваемых и обеспечению предотвращения негативных последствий.
  • Проверить наличие необходимых инструментов в следственном портфеле для производства следственных действий на месте.

В первую очередь следователь составляет протокол осмотра места трупа, то есть места, где непосредственно находится убитый, а также выясняет обстановку и расположение предметов вокруг.

Виды убийств

Основные моменты осмотра места происшествия заключаются в обстоятельствах, которые имели место во время убийства. Преступление, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, может быть разных видов. Можно выделить основные:

  • Автомобильная авария или железнодорожное происшествие (то есть с участием транспорта).
  • Бытовое убийство.
  • Массовое убийство с наличием множественных трупов (например, расстрел или террористический акт).
  • Убийство по неосторожности.
  • Убийство с расчленением трупа.

Необходимо отметить, что во всех вышеперечисленных вариантах следователь должен составить протокол осмотра места обнаружения трупа. При одиночном убийстве или, проще говоря, при убийстве, когда труп находится в целом виде непосредственно на каком-либо одном месте, следователю удобнее осматривать убитого. В том случае, если произошло расчленение трупа, необходимо отыскать все его части. При этом местом преступления будет считаться то, в котором нашли последнюю часть тела.

Осмотр трупа

После того как следователь произвел осмотр места происшествия, выявив все существенные обстоятельства, он приступает к осмотру тела и составляет протокол осмотра трупа.

Образец заполнения представлен далее.

Последовательность действий может быть нарушена только в том случае, если задерживать труп на месте преступления или на месте обнаружения не представляется возможным.

Орудия преступления

При осмотре убитого следователь руководствуется статьей 178 УПК РФ, как уже было отмечено ранее. При этом должны быть осмотрены не только ранения на теле убитого, но и его одежда, а также количество крови вокруг трупа.

Также отмечаются предметы, которые могли быть орудием убийства – пилы, ножи, бритвы, ножницы, огнестрельное оружие и другие. Характер повреждений соответствует виду орудия преступления, что должно быть отмечено, когда составляется протокол осмотра трупа.

Пример записи в протоколе

Описание может выглядеть следующим образом (резано-колотая или сочетанная рана): «Спереди, на левой половине тела, в III межреберье, в 5 см от срединной линии и на 141 см выше уровня подошвы, находится рана продолговатой формы размером 2,5 x 2,1 см. При сдавливании краев линия раны становится длиной 2,8 см. Нижний конец раны остроугольный, верхний — П-образный, краевые участки раны ровные. В рану выступает гиподерма. Кожа вокруг находится в воспаленном состоянии. От верхнего конца раны вверх и вправо идет потек засохшей крови длиной 9 см и шириной 1,5 см». Выводы по описанию содержатся в этом же документе. Из примера можно увидеть, что рана была нанесена в тот момент, когда потерпевший находился в перевернутом состоянии, об этом же говорит и характер вытекания крови.

При расчленении необходимо выяснить, явилось ли это причиной смерти или же преступник совершил это после того, как убил потерпевшего другим способом.Результаты данного анализа существенно влияют на квалификацию преступления. Если было совершено убийство путем расчленения, данное деяние квалифицируется как убийство с особой жестокостью, если расчленение было произведено после смерти – как надругательство над телом умершего.

Вопросы к эксперту

На данной стадии к осмотру привлекается судебно–медицинский эксперт или врач. Совместно со следователем специалист должен дать ответы на следующие вопросы (а также внести ответы в протокол осмотра трупа):

  • Являются ли травмы прижизненными, или же они нанесены после смерти потерпевшего.
  • Имеются ли на земле следы подтаскивания трупа к месту, где его обнаружили.
  • Характерны ли повреждения на трупе для ситуации, в которой он был найден. Например, для автомобильной аварии со смертельным исходом на трупе могут присутствовать явно выраженные ранения, нанесенные при столкновении с транспортным средством.
  • При расследовании убийств, где имеет место расчленение трупа, необходимо выяснить, все ли части тела найдены и принадлежат ли они одному телу.
  • При убийстве каким-либо орудием эксперт выясняет характерные ранения - посмертные или прижизненные, а также положение потерпевшего во время нанесения ударов по отношению к нападавшему.

В том случае, если тело уже захоронено, производят эксгумацию трупа, предварительно оповестив об этом родственников умершего. При их несогласии извлечение тела происходит по решению суда.

Дополнительные доказательства и экспертизы

Протокол осмотра места происшествия и трупа включает в себя также описание одежды пострадавшего. Этот процесс имеет такое же значение, как и осмотр непосредственно самого тела. По характеру повреждений на одежде и обуви эксперт не только определяет способ нанесения ранений, но и использует их в качестве дополнительного способа для определения обстоятельств происшедшего.

Например, наличие на трупе ранения в области груди спереди, причиненного острым колющим предметом, и отсутствие в ране волокон ткани, а также отсутствие характерного отверстия на одежде свидетельствует о том, что труп при жизни был раздет как минимум по пояс. Кроме этого, одет пострадавший был уже после смерти. Все эти данные необходимо указать тогда, когда составляется протокол осмотра трупа.

При наличии факта расчленения, когда на теле нет видимых ранений, которые послужили бы причиной смерти, судебно–медицинской экспертизой должно быть выявлено при вскрытии и исследовании трупа наличие в организме отравляющих веществ, а также внутренних кровотечений, которые могли привести к гибели.

fb.ru