Проточка каналов головки блока двигателей ВАЗ. Проточка двигателя


Расточка двигателя - из-за чего она может понадобиться?

В жизни каждого автовладельца рано или поздно наступает момент, когда его железный конь исчерпал все свои ресурсы и не может больше верой и правдой служить. Иногда такие неприятности обходятся без каких-либо серьезных процедур, но бывает и такое, что расточка двигателя – единственный способ вернуть его к жизни. Случается, когда шлифовке подвергаются только шейки коленчатого вала. Такие меры предпринимаются в случае падения давления в системе смазки, а также в случае люфта в нижней головке шатуна. Еще придется заменить вкладыши.Расточка двигателя

Но это самый безобидный случай ремонта двигателя с применением «хирургического вмешательства». Бывает, что цилиндры двигателя изнашиваются, теряют округлую форму и становятся овальными. Более длинная ось имеет направление вращения коленчатого вала и обратное ему, поскольку именно в таком направлении испытываются наибольшие нагрузки на металл, а значит, именно здесь он больше всего изнашивается.

Расточка блоков цилиндров – это неправильное, некорректное выражение, поскольку сам блок расточке не подвергается. Эта операция проводится исключительно с цилиндрами. Все они имеют номинальные и ремонтные размеры. Если износ слишком велик, то проводится расточка до ближайшего ремонтного размера. Если же овальность чересчур большая, то снимается сразу два или даже три размера, что, естественно, подразумевает и замену поршней. Расточка блоков проводится опытными специалистами на точном оборудовании, поскольку величины здесь сравнимы с 0,001 миллиметра. Надо полагать, что простой человек с улицы не сможет провести такую операцию. Однако даже профессионал без надлежащего оборудования также не способен на это.Расточка блоков цилиндров

Еще один случай, при котором может потребоваться расточка двигателя – это преднамеренное увеличение рабочего объема, а именно – тюнинг. Конечно же, из 2-литрового мотора 2,5 не сделать, но все складывается из мелочей. Расточка двигателя - довольно действенный, но не волшебный способ. Здесь нужно еще более точное оборудование, а также и сам мастер-золотые руки.

Но бывает все не настолько сложно и страшно. Возможно, что износились не цилиндры, а поршневые кольца. Естественно, первые тоже его не могут избежать, но ремонт может ограничиться последними, что, разумеется, гораздо дешевле.

Для того чтобы узнать, что же нужно ремонтировать, следует провести замеры, которые называют дефектовкой. Для определения износа колец используется щуп, а также микрометр либо штангенциркуль. Ими замеряется толщина кольца и расстояние в замке, то есть в стыке его концов. Это расстояние называется тепловым зазором и для разных двигателей является разным.Расточка блоков

Овальность цилиндров определяется нутромером, которым измеряется диаметр цилиндра в шести точках: в трех – по длине и перпендикулярно оси замеров. Дефектовка – это единственно верный способ определить, требуется ли расточка двигателя или нет. Но здесь тоже есть небольшие подводные камни, которые могут вызвать немало хлопот и проблем. Одна из них - неточность измерительного инструмента, поэтому подбирать его нужно тщательно. Если внимательно не подбрать требуемое, то это чревато разными размерами в цилиндрах после расточки, а значит, двигатель выйдет из строя.

fb.ru

Проточка блока цилиндров двигателя иномарок

В процессе эксплуатации транспортного средства его двигатель, особенно цилиндропоршневая группа, сильно изнашивается. Этот процесс можно несколько замедлить, применяя качественные моторные масла и противоизносные присадки, но сила трения делает свое «черное дело».

Рано или поздно двигатель потребует капитального ремонта. Это касается любых автомобильных двигателей, как отечественного, так и импортного производства. Всем известно, что изношенные цилиндры принято растачивать, а затем хонинговать под ремонтный размер.

Содержание статьи:

Зачем нужна проточка цилиндров двигателя?

Прежде всего, цилиндры двигателей иномарок протачивают для того, чтобы восстановить геометрию каждого цилиндра и величину зазора между стенками цилиндра и поршнем.

Однако, следует понимать, что каждый двигатель в процессе эксплуатации изнашивается по своему, величина и характер износа могут существенно различаться. Бывает совсем необязательно растачивать блок цилиндров даже сильно «походившего» силового агрегата.

Принято определять величину износа блока цилиндров по следующим параметрам:

  1. По износу в области остановки верхнего поршневого кольца в верхней мертвой точке;
  2. По величине эллипсности в зоне контакта юбки поршня со стенкой цилиндра.

Критическая величина первого параметра составляет 0,05 мм, второго – 0,03 мм. Если износ превышает допустимый, то из-за «ступеньки», образовавшейся в результате выработки на стенке цилиндра в его верхней части, происходит нарушение нормальной работы поршневых колец, возникает их вибрация и возможны удары о край выступа. Все это приводит к ускоренному износу поршневых колец и их посадочных канавок на поршнях.

Появление эллипсности приводит к нарушению плотности прилегания поршневых колец к цилиндру и к появлению увеличенного зазора между поршнем и стенками цилиндра. В итоге снижается компрессия, возрастает расход масла, возможен прорыв газов в картер.

Как происходит восстановление цилиндров двигателя при проточке?

Геометрические характеристики блока цилиндров условно можно поделить на макрогеометрические и микрогеометрические.

К макрогеометрическим характеристикам относятся форма, размеры и взаимное расположение ремонтируемых и прочих поверхностей. Восстановить зазор между поршнем и цилиндром проще всего, достаточно расточить диаметр цилиндра под размер соответствующего ремонтного поршня.

Сложнее обстоит дело с формой отремонтированной поверхности. Нужно добиться, чтобы величина конусности и эллипсности цилиндра не превышали 0,01 мм.

Нельзя забывать о взаимном расположении поверхностей, прежде всего о  перпендикулярности осей коленчатого вала и цилиндра, так как данный параметр оказывает большое влияние не только на ресурс силового агрегата в целом, но и на некоторые менее важные характеристики, например, шумность работы.

К микрогеометрическим характеристикам относят, прежде всего, микропрофиль зеркала цилиндров. От качества отремонтированной поверхности зависит уровень трения и скорость износа деталей двигателя. Микропрофиль поверхности должен быть гладким и одновременно шероховатым. Эти два противоречащих друг другу требования позволяют уменьшить трение и удерживать масло.

Лучше всего этим требованиям соответствует поверхность, которая имеет впадины основной шероховатости глубиной до 0,005-0,010 мм и сглаженные вершины. Сформировать такую поверхность можно в процессе плосковершинного хонингования.

Процесс проточки блока цилиндров двигателя + видео

Так как количество контролируемых параметров при проточке блока цилиндров двигателей иномарок  достаточно велико, а их размеры на разных стадиях обработки могут меняться, добиться высокого качества работы можно только в том случае, если будет грамотно выстроена последовательность всех операций механической обработки с непременным контролем геометрии блока на каждой стадии.

Кроме того, большое влияние на результат оказывает оборудование. В последнее время широкое распространение получили хонинговальные станки, к примеру, CV616 американской компании Sunnen. Их преимущество заключается в точности, надежности, высокой производительности, простоте управления. Такие станки позволяют хонинговать цилиндры в нужный размер без предварительной проточки. Как говорится: дешево и сердито, и все геометрические параметры в норме. Но двигатель, отремонтированный на таком оборудовании, уже через несколько десятков тысяч километров пробега начинает подбирать масло и более шумно работать. А всему виной тот факт, что хонинговальные станки не способны соблюсти такой параметр, как взаимное расположение поверхностей, что приводит к такому плачевному результату. Особенно это важно при проточке и ремонте блока цилиндров двигателей иномарок, где цена работы и комплектующих деталей достаточно высока. В данном случае, действительно, «новое – враг хорошего». И ремонтировать блок лучше по старинке – сначала протачивать, а потом хонинговать.Процесс растачивания блока цилиндров длительный по времени и трудоемкий: нужно тщательно выверить положение блока на станине расточного станка, растачивание вести на малой подаче, чтобы получить высокое качество обрабатываемой поверхности. Но только это может гарантировать соблюдение параллельности цилиндров друг другу по всей длине с точностью до 0,01 мм и одновременно перпендикулярности базе – верхней или нижней плоскости блока.

Протачивая блок обязательно необходимо оставлять припуск под хонингование – 0,1-0,15 мм. Такая величина гарантирует удаление всего дефектного слоя металла, оставшегося после процесса растачивания, и не позволит во время хонингования перекосить оси блока цилиндров.

Только правильное соблюдение технологического процесса при протачивании блока цилиндров двигателя иномарок позволит добиться отличного конечного результата.

Смотрите, также, профессиональный ремонт ГБЦ в автосервисах Автопрайд.

www.autopride.ru

Проточка каналов головки блока двигателей ВАЗ

Цель: поднятие мощности двигателя.

Для доработки требуется снять головку с машины и разобрать ее. После разборки ГБЦ необходимо ее очистить от загрязнений. Для этого можно использовать современные химические средства которые легко приобрести в любом втомобильном магазине , а можно по-старинке – керосин, бензин, растворитель.

Необходимый инструмент:

1. дрель с возможностью регулировать обороты2. сверло3. гибкая штанга4. шарошки5. шкурки от грубой до самой мелкой6. тряпки, ветошь7. штангенциркуль8. выпускной клапан и набор шайб — если Вы растачиваете свыше 32мм9. графитная смазка10. тески

Проточка каналов

Сначала стоит определиться с тем в каком порядке будем все делать. Рекомендуем начинать с коллектора т.к. при его совмещении с ГБЦ проще снять чуть в последней, чем покупать в итоге новый коллектор.

Собираем рабочий инструмент: наматываем на сверло тряпку, а сверну на неё шкурку, причём наматываем внахлёст и побольше. Для удобства выполнения операции рекомендуем зажать коллектор в тиски.

Теперь вставляем сверло с наждаком в дрель и приступаем к пропиливанию. Самым трудным будет преодолеть первые 5см. Как только их прошли меряем выпускным клапаном.

Коллектор имеет изгиб поэтому нужно соорудить такой-же инструмент и на штанге. Толкать сильно не стоит т.к. шкурка может сползти. Оно и само должно неплохо продвигаться.

Коллектор до обработки:

Коллектор после обработки:

Не лишним будет отполировать коллектор и в районе установки карбюратора. Это удобно делать щёткой на дрели.

Для того чтобы потоку топливно-водушной смеси было максимально легко поступать в цилиндры нужно убрать выступающий переход на стыке впускного коллектора и ГБЦ. В случае с моторами классики этот переход может иметь ступеньку (выступ) до 3мм. Для начала нам нудно идентифицировать где именно стачивать. Для этого вкручиваем в ГБЦ все шпильки для крепления коллектора, берем смазку, намазываем ею на поверхность вокруг канала и одеваем на шпильки впускной коллектор.

Этот способ позволяет наглядно увидеть где нужно стачивать. Можно попытаться пощупать пальцем со стороны седла, но у многих может не хватить длины пальцев.

Сначала также чуть проходим чтобы влез клапан. После чего продвигаемся вглубь. Как только доходим до направляющих втулок сматываем чуть шкурку и спиливаем её. Должно получиться примерно как на фото ниже. Слева обработанный канал, справа заводской

Разница буквально бросается в глаза.

После того как мы прошли все каналы и спилили в них втулки – нужно отполировать канал и со стороны седла. Делать это нужно предельно аккуратно чтобы не повредить сёдла. Для этого можно надеть на дрель шарошку. Необходимо также сделать так, чтобы перед седлом канал был чуть-чуть шире, чем его остальная часть

Должно получиться примерно так, разница очевидна

Таким образом мы получили каналы, через которые свободно можно просунуть клапан

С выпуском операции те же. С той лишь разницей, что при стандартных клапанах нужно точить не более 31мм.

Начинаем с коллектора. В отличие от впуска здесь перепад между ГБЦ и коллектором должна быть: коллектор должен быть большего диаметра, чем канал на ГБЦ.

Многие ограничиваются расточкой и полировкой впускного коллектора, а выпускной не трогают т.к. он чугунный и поэтому его трудно точить. Трудно но возможно.

Если средства позволяют, что можно купить паук 4-1, стоит примерно 150 долларов.

Выпускной канал в ГБЦ идёт под иным углом нежели впуск поэтому тут сложнее стачивать втулки. Не стоит пугаться если тяжело идет.

Полученный результат: слева проточенный канал, справа нет.

В идеале желательно сточить втулки на конус. Если их не трогать то они вот так выступают в канал:

Поэтому идеальным вариантом будет сделать их в виде конуса:

razvar.ru

как и для чего ее проводят

Расточка коленвала

Коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания представляет собой один из основных элементов кривошипно-шатунного механизма, являясь деталью достаточно сложной формы. К коленчатому валу (в области шеек коленвала) реализовано крепление шатунов. Через шатун от поршня на коленвал передается усилие, что позволяет преобразовать возвратно поступательное движение поршней в цилиндрах во вращательное движение коленчатого вала.

Необходимо отметить, что коленвал в процессе работы двигателя испытывает значительные нагрузки, так как давление газов в результате сгорания топливно-воздушной смеси воздействует на весь КШМ, параллельно на него воздействует инерционная нагрузка и т.д. В совокупности все силы, оказывающие воздействие на элемент, переменные по своей величине и направлению. По этой причине к детали выдвигаются особые требования касательно прочности и материалов изготовления, что необходимо для способности успешно противостоять таким нагрузкам. При этом деталь, как и любой другой нагруженный элемент, рано или поздно выходит из строя. В этой статье мы поговорим о том, что такое расточка коленвала, когда нужна данная ремонтная процедура, а также как проводится расточка и шлифовка коленвалов.

Читайте в этой статье

Почему и в каких случаях нужна расточка коленчатого вала

Шлифовка коленвала

Так как коленвал является нагруженной деталью, о его неисправностях водитель может узнать по появлению стука в двигателе. Если коленвал начал стучать, силовой агрегат нуждается в неотложном ремонте. В блоке цилиндров сам коленвал лежит в так называемой постели, закреплен посредством коренных подшипников скольжения (коренные вкладыши). Также в месте крепления шатунов к валу имеются шатунные подшипники (шатунные вкладыши). Материалы для изготовления вкладышей используются такие, чтобы элемент был прочным и имел гладкую поверхность. Это необходимо для минимизации трения в месте контакта вала и вкладыша, а еще позволяет валу свободно вращаться. На вкладыши в обязательном порядке дополнительно подается моторное масло из системы смазки, что и обеспечивает бесперебойную работу механизма.

Становится понятно, что идеальные поверхности вкладышей и шеек коленвала, полученные при изготовлении деталей благодаря тщательной полировке, подвержены износу в процессе эксплуатации двигателя. Со временем происходит увеличение зазоров, появляются люфты, коленвал начинает стучать. В результате сильно возрастает общий износ ЦПГ и КШМ. Также в случае проблем с коленвалом может возникнуть снижение давления в системе смазки, что приводит к загоранию сигнальной лампы аварийного давления масла на приборной панели.

В подобной ситуации простой заменой вкладышей на новые обойтись не удается. Следует устанавливать вкладыши ремонтного размера. Например, толщина стенки ремонтного вкладыша будет на 0. 2 мм толще, чем у стандартного или же установленного до этого ремонтного. По указанной причине установить ремонтные вкладыши возможно только после расточки коленчатого вала. Такая расточка означает, что наружный диаметр шеек будет подогнан под размеры вкладышей. Для каждого ДВС имеются различные комплекты ремонтных вкладышей, которые отличаются по размерам. Чем больше размеров выпускается для того или иного мотора, тем большее количество раз коленвал можно растачивать под конкретный ремонтный размер при ремонте. Для многих моторов предполагается 4 ремонтных комплекта. В процессе  окончательной подгонки также может потребоваться такая операция, как расточка вкладышей коленвала, что будет зависеть от определенных индивидуальных особенностей устанавливаемых деталей.

Шлифовка фрезеровка головки блока цилиндровРекомендуем также прочитать статью о том, что такое шлифовка головки блока цилиндров. Из этой статьи вы узнаете о причинах, по которым возникает необходимость фрезеровать ГБЦ, а также об особенностях шлифовки головки блока.

Необходимость ремонта вала возникает и в том случае, если вкладыши рабочие, но на самом валу имеются производственные дефекты (брак). Эта ситуация возникает естественным образом, проявляясь в процессе эксплуатации. Другими словами, расточку проводят тогда, когда пострадали шейки коленчатого вала. Возникновение задиров, канавок, износ шеек коленвала более 0.03 мм. уже принято считать основанием для расточки, так как полное восстановление гладкой поверхности шеек попросту невозможно без этой процедуры. Вкладыши после расточки также нужно будет менять. В конечном итоге, при ремонте получается добиться того, что коленвал после расточки и новые вкладыши имеют абсолютно гладкую и ровную поверхность в местах сопряжения, позволяя нагруженному механизму нормально работать.

Если суммировать полученную информацию, общее состояние поверхности шеек коленчатого вала сильно зависит от того, в каком состоянии находятся вкладыши коленвала. Указанные элементы должны быть подогнаны друг к другу с филигранной точностью, чтобы сопряженная пара (шейка-вкладыш) могла нормально работать при условии значительных и постоянно меняющихся нагрузок.  Добавим, что частой проблемой многих ДВС является проворачивание вкладышей коленвала. Нужно помнить, что если вкладыш провернуло, заменить один или все вкладыши без расточки коленвала будет недостаточно. По этой причине для проведения квалифицированного ремонта двигателя необходимо:

  • определить износ вкладышей коленчатого вала;
  • выявить дефекты коленвала;
  • реализовать предварительную расточку коленвала;
  • осуществить установку вкладышей соответствующего ремонтного размера;

Другими словами, во время капремонта мотор полностью разбирается, после чего двигатель дефектуют, проводятся различные замеры при помощи нутромера, микрометра и другого оборудования. Затем на основании полученных результатов при необходимости проводится расточка блока цилиндров, коленвала, фрезеруется и шлифуется ГБЦ, осуществляется расточка постели коленвала и т.д. Только после выполнения всех этих операций подбираются ремонтные поршни и кольца, а также вкладыши коленвала и другие детали.  Отметим, что заранее приобретать ремонтные запчасти не рекомендуется, так как во многих случаях расточка может производиться специалистами не в следующий, а сразу через один ремонтный размер или даже более. Это зависит от характерных особенностей имеющейся выработки, глубины повреждений и т.п.

Как растачивается коленвал

Расточка шлифовка коленчатого вала

Начнем с того, что расточка и шлифовка коленвала своими руками в гаражных условиях под силу только опытным специалистам, которые имеют соответствующий набор специального оборудования. Прежде всего, в наличии должен быть станок для расточек коленвала, так как вся процедура должна выполняться с высокой точностью. Нужно учитывать и то, что от качества работ с коленвалом будет напрямую зависеть и сложность дальнейшей подгонки ремонтных вкладышей.

Также некоторые автолюбители в целях максимальной экономии умудряются шлифовать коленвал в гараже подручными средствами, но выполнять данную процедуру настоятельно не рекомендуется, так как результат может быть абсолютно непредсказуемым.

Добавим, что перед началом работ специалист должен обязательно проверять коленвал на предмет осевого смещения шатунных шеек, искривления коленчатого вала и т.д. При этом все равно получается, что хотя ремонт вала представляет собой сложную токарную операцию, купить новую деталь все равно получится в среднем на 50-60% дороже сравнительно с тем, сколько стоит расточка коленвала опытным мастером.

Подведем итоги

Для экономии денежных средств во время проведения капитального ремонта двигателя владелец автомобиля при желании всегда может взять разборку агрегата на себя. Самостоятельное снятие навесного оборудования, демонтаж ДВС и его извлечение из подкапотного пространства, а также мойка мотора позволит ощутимо уменьшить общую стоимость затрат. Если имеются навыки и инструменты, сам двигатель также можно разобрать у себя в гараже, доставив для дефектовки и расточки только отдельные элементы (например, ГБЦ, БЦ или коленвал). Последующую сборку мотора также можно провести самостоятельно.

При этом следует помнить, что замена вкладышей и расточка коленчатого вала является сложной процедурой. Если вы не уверены в своих силах, лучше полностью доверить весь процесс разборки, ремонта и сборки двигателя специалистам. Дело в том, что в автосервисе с хорошей репутацией имеется нужное оборудование, стенд для ремонта двигателя и т.д. В таких условиях мотор тщательно промывается изнутри, очищаются масляные каналы, труднодоступные полости. После ремонта на двигатель обязательно должны дать гарантию, так как в процессе сборки все детали перед установкой проверяются мастером и подгоняются при необходимости прямо на месте. Это позволяет упростить процесс сборки и экономит время, возможные дефекты обнаруживаются и устраняются до того момента, когда мотор уже стоит на автомобиле.

Также добавим, что после расточки коленвала и замены вкладышей, расточки цилиндров, замены поршней и колец, а также целого ряда других операций, которые входят в список работ в рамках частичного или капитального ремонта двигателя, бензиновому или дизельному мотору необходима обкатка. Дело в том, что новые или восстановленные нагруженные узлы и агрегаты всегда требуют определенной притирки, что не позволяет сразу эксплуатировать ДВС в привычном режиме.

Не следует забывать и о том, что от качества моторного масла и своевременной замены смазочного материала и фильтров напрямую будет зависеть ресурс отремонтированного ДВС. Обратите внимание, шатунные и коренные вкладыши являются теми деталями, которые первыми выходят из строя в случае проблем с системой смазки двигателя. По этой причине следует следить за уровнем масла, использовать соответствующие данному типу силовой установки ГСМ, избегать активной езды на холодном моторе и т.д.

Читайте также

krutimotor.ru

Как расточить двигатель

❶ Как расточить двигатель

Автор КакПросто!

Перечень работ, связанных с капитальным ремонтом двигателя, предусматривает расточку блока цилиндров и коленвала. Иногда подобная процедура выполняется при форсировании мотора с целью увеличения его мощности. Например, перед участием в различных соревнованиях.

Вам понадобится

  • - набор слесарного инструмента,
  • - комплект поршней.

Инструкция

Признаками необходимости проведения капитального ремонта двигателя являются: повышенный расход моторного масла и топлива, а также неустойчивая работа двигателя в различных режимах. Как правило, подобные явления сопровождаются чрезмерным появлением дыма в отработавших газах.

Для проведения указанного ремонта, двигатель демонтируется со своего штатного места и помещается на верстак. После чего он подвергается детальной разборке.

Разобрав мотор, проводится дефектовка всех его деталей. Изношенные – подлежат обязательной замене, а дефекты, обнаруженные в блоке цилиндров, на коленвале и распредвале, устраняются путем расточки на специальных станках квалифицированными специалистами, к которым доставляется коленвал, распредвал и блок двигателя вместе с новыми поршнями, заранее приобретенными и предназначенными для дальнейшей установки в мотор. Не забудьте прикрутить на место нижние опоры коренных шеек коленвала. После выполнения работ, связанных с расточкой и хонингованием блока цилиндров двигателя и коленчатого вала, специалист обязан проинформировать владельца о ремонтных размерах вкладышей, предназначенных для установки на коренных и шатунных опорах коленвала.

Восстановленный путем расточки блок цилиндров подвергается дальнейшей сборке, но теперь уже форсированного двигателя.

Распечатать

Как расточить двигатель

www.kakprosto.ru

Расточка двигателя - из-за чего она может понадобиться?

В жизни каждого автовладельца рано или поздно наступает момент, когда его железный конь исчерпал все свои ресурсы и не может больше верой и правдой служить. Иногда такие неприятности обходятся без каких-либо серьезных процедур, но бывает и такое, что расточка двигателя – единственный способ вернуть его к жизни. Случается, когда шлифовке подвергаются только шейки коленчатого вала. Такие меры предпринимаются в случае падения давления в системе смазки, а также в случае люфта в нижней головке шатуна. Еще придется заменить вкладыши.

Но это самый безобидный случай ремонта двигателя с применением «хирургического вмешательства». Бывает, что цилиндры двигателя изнашиваются, теряют округлую форму и становятся овальными. Более длинная ось имеет направление вращения коленчатого вала и обратное ему, поскольку именно в таком направлении испытываются наибольшие нагрузки на металл, а значит, именно здесь он больше всего изнашивается.

Расточка блоков цилиндров – это неправильное, некорректное выражение, поскольку сам блок расточке не подвергается. Эта операция проводится исключительно с цилиндрами. Все они имеют номинальные и ремонтные размеры. Если износ слишком велик, то проводится расточка до ближайшего ремонтного размера. Если же овальность чересчур большая, то снимается сразу два или даже три размера, что, естественно, подразумевает и замену поршней. Расточка блоков проводится опытными специалистами на точном оборудовании, поскольку величины здесь сравнимы с 0,001 миллиметра. Надо полагать, что простой человек с улицы не сможет провести такую операцию. Однако даже профессионал без надлежащего оборудования также не способен на это.

Еще один случай, при котором может потребоваться расточка двигателя – это преднамеренное увеличение рабочего объема, а именно – тюнинг. Конечно же, из 2-литрового мотора 2,5 не сделать, но все складывается из мелочей. Расточка двигателя - довольно действенный, но не волшебный способ. Здесь нужно еще более точное оборудование, а также и сам мастер-золотые руки.

Но бывает все не настолько сложно и страшно. Возможно, что износились не цилиндры, а поршневые кольца. Естественно, первые тоже его не могут избежать, но ремонт может ограничиться последними, что, разумеется, гораздо дешевле.

Для того чтобы узнать, что же нужно ремонтировать, следует провести замеры, которые называют дефектовкой. Для определения износа колец используется щуп, а также микрометр либо штангенциркуль. Ими замеряется толщина кольца и расстояние в замке, то есть в стыке его концов. Это расстояние называется тепловым зазором и для разных двигателей является разным.

Овальность цилиндров определяется нутромером, которым измеряется диаметр цилиндра в шести точках: в трех – по длине и перпендикулярно оси замеров. Дефектовка – это единственно верный способ определить, требуется ли расточка двигателя или нет. Но здесь тоже есть небольшие подводные камни, которые могут вызвать немало хлопот и проблем. Одна из них - неточность измерительного инструмента, поэтому подбирать его нужно тщательно. Если внимательно не подбрать требуемое, то это чревато разными размерами в цилиндрах после расточки, а значит, двигатель выйдет из строя.

fb.ru

Расточка блока цилиндров. Зачем нужно двигателю и можно ли сделать своими руками + подробное видео

Ко мне на блог часто приходят вопросы касательно силового агрегата, а именно его расточки. Новичкам не совсем понятно — зачем вообще происходит этот процесс, что он дает и сколько раз можно делать. Лично я, когда то сам лично перебирал мотор, нам приходилось точить блок и после этого «гильзовать», все это было на моем МОСКВИЧЕ 2140. В современных же реалиях при совершенно другом уровне смазывающих и охлаждающих жидкостей, такие ремонты ОЧЕНЬ редки, сейчас это делается больше для тюнинга, однако все по порядку …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Для начала небольшое определение

Расточка блока – это процесс физической проточки стенок цилиндров двигателя (на специальных станках) для восстановления правильной (почти идеальной) геометрической формы.

Делается при капитальных ремонтах мотора, либо для тюнинга в основном для увеличения мощности.

Для чего делается

Как я писал раньше (лет так 20 – 30 назад), основная задача это был ремонт. Стоит отметить, что силовой агрегат и все его основные части испытывают постоянные нагрузки, это – цилиндры, поршни, кольца, коленвал, распределительный вал (валы), клапана, вкладыши и т.д.

Особенно сильные нагрузки у поршня, он трется об цилиндр блока, причем этот процесс повторяется сотни — тысячи раз всего за одну минуту. Здесь идет максимальный износ, металл стенок стачивается, блок начинает терять свою первоначальную круглую форму. Если утрировать он становится — овальный, а не круглый. Прилегание поршней (а именно его колец) к стенкам начинает ухудшаться, соответственно горючая смесь или отработанные газы начинают поступать в картер, а масло наоборот в рабочую камеру – падает мощность, силовой агрегат начинает «жрать масло»! Из глушителя начинает лететь сизый (синеватый) дым. Это первые звоночки.

Справедливости ради, иногда залегают компрессионные кольца, тут также упадет компрессия и повалит дым, однозначно нужно будет вскрывать мотор и разбираться

Раньше не было нормальных масел, зимой они дико густели, летом пригорали, смазывающие способности были низкие — моторы приходилось «капитались» уже через 30 – 50 000 пробега, а грузовые итого чаще. Зимой (как ни странно) агрегаты перегревались, все потому что опять же не было нормальных ТОСОЛОВ или антифризов, лили воду которая замерзала, образовывала пробки тут и до перегрева недалеко, пусть локального, пусть не на долго – НО ЭТОГО ХВАТАЛО.

Сейчас технологии шагнули ДАЛЕКО вперед. Есть различные полусинтетические или синтетические составы, не только масел, но и охлаждающих жидкостей. Поэтому сейчас двигатель ходит долго! Ресурс от ремонтов увеличился в разы, если не в десятки раз.

Конечно через 250 000 (в среднем) километров все равно предстоит ремонт, но просто вдумайтесь какой это пробег! В средних городах редко когда наезжают 15 000 в год, таким образом 250 000 хватит примерно на 15 лет.

Первая причина – как вы догадались ремонт, если есть возможность (про это чуть ниже) овальную форму или задиры внутри цилиндра убирают путем расточки, ставят больше поршни и мотор живет еще долгие тысячи километров.

Вторая причина – это банально увеличения объема. Опять же если позволяет блок (а точнее его стенки) происходит расточка, устанавливаются поршни больше диаметра, они имеют большую способность засасывать воздушно-топливную смесь. Если утрировать поршень диаметром в 79,8 мм, засосет гораздо меньше, чем с диаметром в 82 мм. Топливо сгорает больше, а соответственно давление воспламененной смеси на поршень выше, вот вам и увеличение мощности. ДЕЛАЮТ в основном тюнеры для прокачки своих «железных» коней.

Алюминий и чугун

Прежде чем вам рассказывать про сам процесс, стоит упомянуть — есть различные материалы для изготовления блоков. Это чугун (он появился первым) и алюминий. Про них у меня будет отдельная статья, сегодня же я просто расскажу какие можно ТОЧИТЬ, А КАКИЕ НЕТ!

Чугун – практически идеальный вариант, дешевый, надежный, долговечный. Ходят долго, причем зачастую поддаются проточке. Снимаем нужный размер, ставим новые ремонтные поршни, и мотор опять в строю. Однако они имеют и существенные минусы – это вес (он в три раза тяжелее, чем алюминий), теплоотвод (нужно больше ходов и каналов, чтобы эффективно его охлаждать), и коррозия (от длительного простоя стенки могут ржаветь).

Алюминий – он легкий, лучший теплоотвод, не подвержен коррозии. Большой плюс это его вес, сейчас многие производители гонятся за понижением веса своих авто, алюминиевый вариант дает им большую экономию, а значит и меньший расход топлива автомобиля. НО этот металл мягкий и недолговечный по сравнению с чугуном. Для лучшей износоустойчивости внутренние стенки покрываются специальным налетом с большим содержанием кремния. ТОГДА и только тогда моторы могут работать достаточно длительное время.

ПОЭТОМУ алюминиевые моторы – зачастую не протачиваются, многие мастера их называют одноразовыми! Потому что нельзя снимать прочный верхний слой в цилиндрах

Как происходит процесс растачивания

Он проще, чем кажется на первый взгляд. ОДНАКО своими руками сделать у вас вряд ли что-то получится. Двигатель разбирается полностью, РАСТАЧИВАТЬ на машине не получится. Блок снимается и крепится на станину специального станка, причем крепят его по уровню!

Если процесс расточки выполняется для ремонта, то есть присутствует большой износ (образовался эллипс), тогда производится ряд измерений, при помощи микрометрических стрелочных приборов — сколько нужно снимать со стенок. И ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО или сразу же нужно настраиваться на «ГИЛЬЗОВКУ».

Далее на вертикально – расточном станке выполняются работы. ЗАПОМНИТЕ НУЖНО ИСКАТЬ высококвалифицированного мастера с хорошим оборудованием, а не которое разваливается на части и не может держать нужный ТОЧНЫЙ размер.

Далее мастер набивает — либо зеркало внутри цилиндра, либо делает хонингование (это финишная обработка стенок, чтобы убрать все риски и задиры, для того чтобы стенки и кольца быстрее притерлись друг к другу), делается сначала крупным абразивом, затем мелким. И у того и у другого метода есть свои поклонники, какой из них выбрать дело каждого, споры не утихают до сих пор.

И заключительный этап это сборка. Уже под ремонтные размеры покупаются запчасти, а именно поршни, кольца все это в последующем устанавливается, подсоединяется к коленчатому валу и собирается двигатель целиком.

Все так просто когда нет необходимости гильзования, а вот тут то не все так просто.

Гильзы как способ ремонта

И в чугунных и алюминиевых блоках, есть такое понятие как «ГИЛЬЗОВКА», то есть устанавливаются специальные гильзы – это цилиндрические (как правило — чугунные) полые части похожие на большой кусок трубы.

Они запрессоваются в блок мотора под температурой и прочно сидят на своем месте. Основное назначение сделать мотор прочнее (в случае с алюминиевым вариантом), придать конструкции ремонтопригодность, увеличить ресурс. Гильзы могут быть из высокопрочного легированного серого чугуна, а также из обычного (стоит отметить варианты с тонкими стальными гильзами такое тоже есть, пример — машины фирмы ISUZU), есть и алюминиевые варианты, но они не так часто распространены.

Большим плюсом является то — что при износе гильзы, она как бы берет весь удар на себя. Вы ее просто вытаскиваете (вытачиваете), ставите ремонтную, или даже такую же по размерам. Меняете поршни и кольца (скорее всего, нужен будет ремонт). И мотор опять работает в штатном режиме.

Однако есть двигатели, которые не «гильзуются» с заводов как алюминиевые, так и чугунные. Если чугунный блок мы можем расточить, а также «прогильзовать» вариантом серого чугуна — поставить поршни больше (или такие е же) и кататься дальше — потому как нет разницы теплового расширения металла. То вот алюминий из-за своей сложной технологии изготовления такому зачастую не подвластен. Возникает справедливый вопрос – а можно ли поставить в него гильзы?

Алюминиевый блок и гильзы

Ребята это ОЧЕНЬ обширная тема, возможно, я напишу про нее чуть позже. А пока дам вам понять несколько основных постулатов.

Алюминиевые варианты, действительно зачастую не рекомендуется растачивать (хотя не все) и дело тут вот в чем. Для начала разберем технологию изготовления современных блоков:

  • При отливке на заводе устанавливаются тонкостенные тонкие чугунные гильзы, толщина стенки 2 – 3 мм. Такие варианты получили название «сухие с чугунными гильзами». Расточка такого варианта допустима, причем под них выпускаются ремонтные поршни и кольца. Устанавливаются на такие машины как – VOLVO, Land Rover, HONDA, SUBARU, NISSAN, SUZUKI и некоторые другие.
  • Цельноалюминиевые моноблоки по технологии SILUMAL (разработана фирмой MAHLE). Здесь идет литой алюминиевый корпус, но стенки изнутри подвергаются сложной химико-термической обработке, после которой на стенках образуется высокая концентрация кремния, этот материал не дает кольцам и поршням быстро изнашивать стенки и ресурс вырастает до 150 – 200 000 км. Слой достаточно толстый и его также можно НЕМНОГО растачивать, для таких моторов выпускается ремонтные комплекты с увеличение размера цилиндра на 0,5 – 1мм. Такие варианты устанавливаются на многие модели Mercedes, BMW, AUDI, PORSCHE и некоторые другие авто.
  • Моноблочная технология NICASIL. Здесь также на поверхность стенок цилиндра наносится прочное покрытие только из смеси никеля и карбида кремния. Оно намного тоньше, чем предшественник, а поэтому не ремонтируется! Производитель не заложил ремонтных возможностей, также не предоставляет ремкомплектов. Устанавливаются на некоторые модели BMW и другие.

«Сухие гильзы» и SILUMAL достаточно ремонтнопригодны, то есть если у вас упала компрессия в виду износа от большого пробега, то вы легко можете снять 0,5 – 1 мм поставить ремонтную поршневую группу и кататься дальше. ТАКЖЕ для некоторых вариантов SILUMAL производители выпускают ОРИГИНАЛЬНЫЕ алюминиевые гильзы, нужны они, когда расточка будет больше 1мм. Правда стоимость их просто зашкаливает до 200 ЕВРО за одну, зато исключительное соотношение металлов и возможность полного восстановления (также в некоторых случаях можно купить одну штуку в один цилиндр). ИСКЛЮЧЕНИЕМ может быть только то, что стенка блока очень сильно повреждена, на глубину большую, чем возможна ремонтная расточка. Однако такие блоки бывает уже ничем не спасти, бывают фатальные повреждения, например повернуло поршень.

NICASIL – восстановить фактически не возможно! То есть как заверяет производитель это фактически одноразовый мотор. Как писал — выше у него нет одобренных заводом-изготовителем запчастей. Но в какой стане мы живем, есть куча компаний которая делает именно для Nicasil гильзы, причем чугунные с малой стенкой (2 – 3 мм), есть и мастера которые могут все это дело совместить! Правда при этом нужно помнить о тепловых расширениях и различных металлах. Скорее всего, дядя Вася в гараже сделать качественно, это не сможет. Однако цены на новые блоки, если взять топовые BMW могут доходить до 5000 – 7000 ЕВРО, заставляют искать таких мастеров.

Вот такой вот большой материал, если сложно читать, то посмотрите видео версию, в ней более подробно и просто.

НА этом заканчиваю, думаю было полезно ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР

avto-blogger.ru

Расточка двигателя: фото и видео

Расточка двигателя — сложный технологический процесс, который направлен на ремонт или доработку силового агрегата. Зачастую, говоря народным языком, расточка необходима при проведении капитального ремонта или проведению тюнинга.

Для чего нужна расточка мотора

Расточку мотора широко применяют при проведении капитальных работ по двигателю. Так, для установки ремонтного комплекта поршневой группы понадобиться расточить внутренние поверхности цилиндров. Что же касается тюнинга, то этот процесс выполняется — для все того же увеличения диаметра цилиндров, чтобы установить необходимые поршни.

Процесс расточки двигателей, а точнее блоков цилиндров выполняется на специальном оборудовании. Существует несколько видов проточки мотора, которые по принципу мало чем отличаются друг от друга, но имеют разные технологические процессы. Также, в операцию расточки входит хонинговка цилиндров. Эти два понятия не стоит разделять между собой.

Само технологическое назначение расточки достаточно простое. Вследствие эксплуатации мотор подвергается износу, а цилиндры блока подвержены постоянным тяжелым нагрузкам, особенно температурным. Так, в процессе эксплуатации появляется много изъянов, таких как царапины, раковины и прочие повреждения. Именно при процессе расточки можно убрать все эти недочеты и восстановить поверхность до рабочего состояния.

При помощи чего проводится расточка

Расточка и хонинговка проводятся при помощи разных станков. Для каждого такого спецоборудования требуется свой специалист, который научен, проводить расточку моторов. Итак, рассмотрим несколько вариантов расточных механизмов для автомобильных блоков цилиндров.

Пожалуй, самые распространенными являются вертикально-расточные станки для расточки блока цилиндров. Популярными они сталь, за счет того, что простые в работе и обслуживании, а также стоимость относительно других довольно низкая. Для примера приведем станок 2Е78П и его конструкцию.

  1. Шпиндель 0,48 мм — 2Е78П.71.000
  2. Шпиндель 0,78 мм — 2Е78П.72.000
  3. Шпиндель 0,120 мм — 2Е78П.73.000
  4. Шпиндель универсальный — 2Е78П.74.000
  5. Шпиндель специальный — 2Е78П.75.000
  6. Пульт управления — 2Е78П.83.000
  7. Электроаппаратура панели — 2Е78П.81.000
  8. Колонна — 2Е78П.30.000
  9. Стол — 2Е78П.40.000
  10. Основание 2Е78П.10.000
  11. Отсчетное устройство — 2Е78П.40.020
  12. Коробка скоростей и подач — 2Е78П.50.000
  13. Шпиндельная бабка — 2Е78П.23.000
  14. Электрооборудование сценка — 2Е78П.80.000
  15. Панель пульта — 2Е78П.82.000
  16. Пульт управления — 2Е78ПН.83.000
  17. Электроаппаратура панели — 2Е78ПН.81.000
  18. Основание — 2Е78ПН.10.000
  19. Электрооборудование станка — 2Е78ПН.80.000
  20. Панель пульта — 2Е78ПН.82.000

Следующим вариантом является — координатно-расточные станки. Эти стенды считаются точным оборудованием, что позволяет достаточно точно провести операции по растачиванию главного силового агрегата автомобиля.

Для наглядного примера возьмем стенд 2Л450АФ4.

  1. I — станина
  2. II — стойка
  3. III — блок направляющих
  4. IV — шпиндельная коробка
  5. V — шпиндель
  6. VI — пульт управления
  7. VII — стол и салазки
  8. VIII — механизм предварительного набора координат
  9. IX — привод перемещения стола
  10. X — привод перемещения салазок
  11. XI — коробка скоростей

Последняя группа станков для расточки блока цилиндров — горизонтально-расточные. Это самый дорогой вариант, который представляет собой возможность растачивать двигатель не только горизонтально, но и вертикально. Так, В этом случае можно даже проводить процесс шлифовки поверхности блока. Ярким представителем данной категории является — AMC-SCHOU L 2500.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИСтанок L 2500 V
Максимальная длина блокамм2540
Максимальное расстояние от встроенных параллелей до борштангимм850
Шпиндельные скоростиоб/мин750
Быстрая подача в обе сторонымм/мин1000
Переменная подача в обе сторонымм/мин1000
Скоростная подача в обе сторонымм/мин1000
Максимальный ход борштангимм680
Двигатели станка
Шпиндельный двигателькВт1.5
Двигатель подачи шпинделякВт0.37
Размеры
Высотамм2200
Полная длинамм5100
Полная ширинамм800
Требуемое рабочее местомм7600×800
Вес NETTO приблизительно.кг2700
Вес с упаковкой приблизительно (деревянная паллета)кг3140
Объем упаковкикуб.м12.82

Технологический процесс расточки

Как расточить двигатель? Этот вопрос задавали себе многие автолюбители. Технологический процесс расточки достаточной простой, но требует внимательности и понимания. Расточка внутренний части мотора, а точнее цилиндров, задача точная, поэтому такую работу желательно доверить профессионалам, которые разбираются. Рассмотрим основные позиции проведения расточки ДВС на аналоговом и цифровом оборудовании.

Аналоговая расточка требует постоянного вмешательства специалиста, поскольку именно он определяет, какой будет размер цилиндров после окончания проведения работ. Рассмотрим, последовательность действий:

  1. Блок цилиндров устанавливается на станину так, чтобы шпиндель размещался по центру цилиндра.
  2. В шпиндель устанавливается резец, которым собственно и будет проводиться расточка.
  3. Включается станок и шпиндель начинает опускаться, при этом режущим резцом растачивает цилиндр.
  4. Таким самым способом проводится расточка остальных цилиндров.
  5. После проведения процесса расточки, расточенной мотор, нужно будет хонинговать, а именно доведение поверхности до зеркального состояния.

Стоит учитывать, что при неправильно проведенном процессе, описанном в пункте 1, цилиндр расточиться не правильно и двигатель можно будет, попросту, выкинуть. Поэтому растачивать блоки стоит доверять профессионалам.

Цифровая расточка — это расточка при помощи электроники, а именно ЧПУ. Так, специалисту необходимо ровно установить на станину, чтобы цилиндры стоили в один ряд, а первый был посредине станины. Далее задается необходимая программа, и стенд все делает самостоятельно, под четким руководством специалиста.

В современных развитых странах можно найти стенды с умной электроникой, которые имеют в своем арсенале сканер. Именно он позволяется точно и четко попасть в цилиндр, а также провести расточку с точностью до микрона. К сожалению, такие стенды на территории СНГ недоступны, так как стоимость данных агрегатов начинается от 100 000 евро, и автосервисы не могут себе позволить такой станок.

Показания и противопоказания к расточке

К показаниям к проведению расточки являются:

  • Износ внутренней части цилиндров, наличие раковин и царапин.
  • Возможность восстановления.
  • Отсутствие трещин и других похожих повреждений.
  • Возможность установки ремонтного комплекта поршневой группы.
  • Проведение точных операций по расточке.

А вот к противопоказаниям можно отнести:

  • Невозможность восстановить поверхность цилиндров.
  • Отсутствие возможности расточки под ремонтный размер (случаи с гильзовкой блока).
  • Другие факторы, в которых растачивать блок не целесообразно.

Вывод

Расточить двигатель, а точнее блок цилиндров, в большинстве случаев возможно, но автомобилисту рекомендуется обращаться к профессионалам, которые обладают достаточными знаниями и умениями, чтобы сделать все верно. Процесс расточки достаточно простой, но может выполняться как на аналоговом, так и цифровом оборудовании.

Поэтому, не стоит придумывать велосипед, и для проведения процесса рекомендуется обратиться к специалистам, а в противном случае, можно лишиться одного из главных узлов двигателя внутреннего сгорания.

avtodvigateli.com

autofluids.ru