Как проверить ток утечки мультиметром? И спасти аккумулятор! Проверка тока утечки мультиметром


Как проверить ток утечки мультиметром? И спасти аккумулятор!

Часто ли у Вас была ситуация, когда аккумулятор после некоторого простоя не заводит автомобиль? Приходится просить кого то прикурить или вовсе менять батарею. Особенно такая ситуация характерна для зимнего периода, когда к АКБ предъявляются  повышенные требования.

Такую неприятную ситуацию можно попробывать предупредить. Для этого Вам не нужно никаких вложений, но многих неожиданностей в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей Вы избежите. А может и спасете аккумулятор. Просто нужно проверить ток утечки мультиметром. То есть, какое потребление тока автомобилем от аккумулятора, когда авто просто стоит на парковке.

Как правильно измерять ток утечки?

Мы не будем сразу снимать клемму с батареи, а потом в разрыв между клеммой и токовыводом АКБ подключать мультиметр. Так привыкли делать «по старинке». Люди, которые занимаются ремонтом и восстановлением аккумуляторных батарей, ко всему должны подходить основательно. Поэтому, чтобы не сбивались настройки компьютера автомобиля и не было разрыва электроцепи ни на секунду, нужно осуществить проверку тока утечки аккумулятора следующим образом и инструментами.

С инструмента нам понадобится аж 2 метра провода (желательно медного многожильного) и мультиметр.

Итак, взяли 2 метра провода, разрезали на два одинаковых куска. Зачищаем ножом изоляцию каждого куска с обеих сторон. С одной стороны сантиметра на 4, а с другой сантиметров на 10. Концы проводов, оголенных на длину около 4 сантиметров слегка скручиваем между собой. Нужна именно легкая временная скрутка, которую после будет несложно разомкнуть, просто потянув в разные стороны.

Далее, вынимаем ключ из замка зажигания. Ослабляем ключом на 10 гайку затяжки минусовой клеммы. Потом, не снимая клемму токовывода, а только чуть-чуть её приподнять, чтобы можно было намотать провод на токовывод аккумулятора. И накручиваем зачищенную на 10 сантиметров часть красного провода на токоотвод батареи, под клеммой. См.фото.

Затем, защищенную часть черного провода накручиваем на оголенную часть клеммы. На фото видно, что красный провод на токовыводе под клеммой, а черный на самой клемме.

Далее, выводим провода со скрученными концами за пределы капота и  снимаем минусовую клемму с минусового токовывода аккумулятора. См. рис. Отводим клемму в сторону, чтобы она не касалась токоотвода батареи. Я понимаю что проверка тока утечки мультиметром может показаться Вам на первый взгляд очень сложной и муторной, но поверьте это может иногда спасти аккумулятор.

Эти провода мы подключаем, чтобы не разрывать цепь электропитания автомобиля. Наша электросистема авто все время находилась и находится подключена к аккумуляторной батарее.

Итак, Вы же не забыли про нашу скрутку на другом конце, которая уже выведена за пределы капотного пространства? Следующим шагом проверки тока утечки будет закрытие капота до конца и постановка автомобиля на охранную сигнализацию. Теперь лучше оставить автомобиль на полчаса в покое.

Нам нужно время чтобы наверняка дать выключится всем электронным модулям авто, они за пол часа все уже закончат свою работу. Ведь они во время работы потребляют ток и не дадут нам четко померять ток утечки.

Итак, когда все электронные модули автомобиля «заснули» можно переходить к проверке тока утечки мультиметром. Включаем прибор и ставим на измерение тока. Присоединяем щупы мультиметра к концам проводов, которые у нас смотаны между собой и торчат из под капота машины. Потом разматываем нашу временную скрутку и видим показания прибора.

Высокое потребление при простое - гарантия разряженного аккумулятора

Вы спросите ну и что значат эти цифры? Давайте разберем по подробнее, какой ток утечки аккумулятора считается нормальным.

Допустим, что на Вашем автомобиле из внештатных модулей установлена только сигнализация, тогда нормальным током утечки считается 20-30 мА. Такое авто может стоять на стоянке без заводки несколько недель. Потом Вы легко заведете автомобиль без серьезного ущерба для аккумуляторной батареи.

Если на авто установлены ещё какие то нештатные приборы например, нештатная аудио система, то ток утечки может составлять 50-80 мА. Такой ток может разрядить не новую аккумуляторную батарею за несколько дней. И Вы не сможете запустить двигатель. Потребуется прикурить автомобиль. Следует всегда учитывать нештатные приборы машины. Такой режим работы уже более рискованный с точки зрения долговечности АКБ, так как после простоя ей уже тяжело прокрутить стартер авто, ведь она сама подсажена. В таком случае рекомендую снимать клемму с аккумулятора, если планируется стоянка несколько дней.

Если же мультиметр показал ток утечки более 100 мА, то это серьезный сигнал к неисправности электрооборудования или установлено слишком много нештатных «девайсов». Нужно обратится к автоэлектрику и в сервис аккумуляторов. Работая в таком режиме АКБ могла серьезно пострадать, так как повышенный ток утечки приводи к серьезным разрядам. Но Вы можете   спасти аккумулятор если вовремя выявите причину чрезмерного потребления.

После измерений одеваем клемму обратно на токоотвод аккумуляторной батареи. Далее, снимаем все намотанные проводки. И хорошенько зажимаем клемму. Цепь так и осталась замкнутой на протяжении всего времени, а значит компьютер не сбился.

Следует отметить, что процедуру измерения тока утечки аккумулятора можно провести при помощи токовых клещей. Это делается намного проще и быстрее, так как не нужно снимать клемму с токоотвода батареи. Но этот инструмент есть далеко не у всех авто владельцев, в отличии от обычного мультиметра.

Надеюсь данная статья помогла Вам. Нужно всегда беречь аккумулятор, ведь без него Вы не заведете автомобиль в нужный момент. А утечка тока - это серьезная угроза для напряжения на батарее.

Также на эту тему:

blog-avto.com

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

Иногда, после того как автомобиль долгое время не использовался, при попытке завести можно услышать лишь слабые щелчки доносящиеся из реле стартера. В этом случае наиболее вероятной причиной может стать разраженная аккумуляторная батарея. Саморазряд может произойти лишь в ряде случаев, но при этом должно пройти несколько месяцев, чтобы прошли необходимые процессы. Поэтому, если прошло лишь несколько дней необходимо как можно скорее произвести проверку и найти утечку тока в автомобиле.  Произвести такую проверку по силам каждому автовладельцу. Для этого нужно начать с диагностики цепей и устройств, которые наиболее ответственны за заряд АКБ.

Основные причины, вызывающие утечку тока в автомобиле.

Сначала необходимо проверить саму аккумуляторную батарею. Для начала проверяется ее внешний вид. Если она выработала свой ресурс то клеммы начинают покрываться окалиной, нарушается изоляция проводки.

Кроме состояния батареи необходимо вспомнить, может быть автомобиль был оставлен с включенными фарами или не сработал какой-то датчик, отвечающий за подсветку салона. Так же причиной разряда может стать установленная магнитола с сабвуфером. Такие системы обычно используют дополнительные источники питания, поэтому неправильно подключенная аудиосистема может постепенно разряжать аккумулятор. При этом даже не обязательно слушать музыку на полной громкости. Достаточно лишь повышенного потребления энергии, чтобы постепенно снизить емкость батареи.

Но, если автомобиль эксплуатируется согласно регламенту, в его конструкцию не вносятся никакие изменения и постоянно проводиться проверка его состояния, то возможно повреждение проводки, в результате чего происходит утечка тока.

Проверка нештатных устройств.

Чтобы исключить утечки тока необходимо проверить оборудование, которое может быть дополнительно установлено на автомобиль. В данный перечень может входить большое количество устройств. К ним можно отнести аудиосистемы с сабвуфером, дополнительную автосигнализацию, навигаторы, антирадары и прочее. Необходимо проверить проводку этих устройств на наличие повреждений. После ДТП, или при использовании некачественных материалов возможно появление трещин.

Так же часто при подключении нештатных устройств провода прокладываются наиболее удобные участки. При этом могут не учитываться механические воздействия других деталей на проводку или воздействие высоких температур, если происходит монтаж вблизи двигателя или системы охлаждения. В этом случае возможно повреждение изоляции, и как следствие появление короткого замыкания.

Нормы потребления тока.

Каждый автомобиль укомплектован большим количеством штатных систем, которые являются потребителями энергии. Это центральный замок, часы, память электронного блока управления. Эти компоненты запитаны постоянно. Иначе при каждом запуске необходимо было бы производить проверку каждого компонента системы, производить настройку. Сигнализация могла бы работать только в тот момент, когда автомобиль находиться в движении.

Поэтому вполне нормально, что автомобиль постоянно расходует часть энергии аккумулятора. Чтобы узнать нормы потребления приборов необходимо просчитать сумму всех компонентов. Например для ЭБУ необходимо около 1мА, а для сигнализации от 20-30мА. Общая сумма потребления энергии авто в выключенном состоянии должна быть в пределах 50-80мА. Это достаточно малый ток, недостаточный для полного разряда аккумулятора. Например, одна лишь фара ближнего света может потреблять до 500мА. Поэтому становится понятно, что в нормально функционирующем автомобиле не существует потребителей энергии способных разрядить его в течение небольшого времени, даже при низкой температуре окружающей среды. Но как произвести точную проверку авто, чтобы понять, в чем причина? Для этого проводиться проверка утечки тока в автомобиле мультиметром.

Основные способы проверки цепей авто мультиметром.

Чтобы найти потребитель энергии, который потребляет ток или установить место замыкания в проводке необходимо использовать мультиметр. Он позволяет выяснить какая сеть находиться под нагрузкой, чтобы проследить путь к конечному прибору. Для этого мультиметр необходимо перевести в режим амперметра. Это объясняется тем, что автомобиль работает на постоянном токе. Максимальный диапазон должен быть выставлен на 10А. Измерения необходимо производить при заглушенном двигателе, при этом необходимо отключить все возможные потребители энергии, такие как фара, магнитола и прочее. При измерении результат должен быть в диапазоне от 15 до 70Ма.

Особенности подключения.

Обычно тестер подключается в разрывы цепи. Чтобы искусственно создать обрыв необходимо отключить плюсовую клемму аккумулятора, затем подключить прибор между этой клеммой  и аккумулятором.

Важно! Нельзя подключать тестер к плюсовой и минусовой клемме аккумулятора. Это приведет к короткому замыканию, в результате которого может сгореть предохранитель мультиметра или само устройство.

При правильном подключении на дисплее прибора должно появиться число, обозначающее потребление тока. Если цифра превышает указанный диапазон, то необходимо искать место короткого замыкания. Чтобы выяснить, в каком месте необходимо искать замыкание или повышенное потребление поочередно вытаскиваются предохранители и производятся замеры. Если после удаления предохранителя показатели пришли в норму, значит, на данном отрезке цепи существуют проблемы с проводкой.

Как найти место замыкания

Для начала визуально проверяются приборы в той части автомобиля, за которую отвечает предохранитель, показавший пробой. Если осмотр ничего не показал, то каждый прибор подключенный к данной цепи проверяется мультиметром.

Возможно, что какие-то провода подверглись механическому воздействию. Особенно это актуально для частей сигнализации.

Еще одним вариантом диагностики является контроль предохранителей. Их по очереди отключают и визуально следят за тем, чтобы не появлялись искры на контактах. Если появляются вспышки необходимо проверить на цепь на предмет целостности. Для этого необходимо перевести мультиметр в режим измерения сопротивления.

Так же необходимо проверить стартер и генератор. Если они неправильно работают, то возможно появление недостаточного заряда или чрезмерный разряд при запуске.

Почему необходимо вовремя проверять цепь на наличие утечки заряда.

Если сразу не устранить проблему с проводкой то это не только сказывается на работе аккумулятора. Помимо снижения мощности батареи возможно перегорание проводки.

expertniva.ru

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

Продолжительная стоянка автомобиля без движения и периодического прогрева мотора иногда может негативно сказаться на возможности его завести. В ответ на прокручивание ключа в замке будут слышаться щелчки от замыкания цепи реле, но прокручивания движка не будет происходить.

Подобная ситуация говорит о том, что произошла полная либо частичная (в большой степени) разрядка источника питания в транспортном средстве. Саморазрядом такое назвать нельзя, если АКБ была полностью исправна, и период стоянки не исчислялся несколькими месяцами. Причина может быть в нежелательном процессе, связанном с утечкой. О том, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, стоит знать владельцам ТС.

Наиболее распространенные случаи

Чтобы не допустить такой ситуации, важно своевременно и качественно ухаживать за своим автомобилем. Особого внимания требуют батареи, обладающие значительным эксплуатационным стажем. Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром должна проводиться чаще для электрических систем, в которых установлена старая АКБ. Возможно некачественное состояние клемм (окалина или наличие солей), проводка находится в негодном виде.

К наиболее популярным причинам, из-за которых заряд уходит в ноль, относятся:

  • работающая длительное время в гараже или на парковке невыключенная головная оптика;
  • оставленные включенными противотуманки;
  • работающее на минимальной громкости радио или магнитола, особенно если имеется сабвуфер.

Если же все системы своевременно выключены, то остается воспользоваться измерительной электроаппаратурой, но при этом стоит заранее узнать, какая утечка тока должна быть в автомобиле. Важно скорее избавиться от такого фактора, так как он способен привести не только к порче электропроводки, но и к возгоранию авто в целом. Среди атволюбителей существует несколько способов для реализации мониторинга.

Допустройства в электроцепи

Превышать норму тока утечки аккумулятора автомобиля могут помогать всевозможное внештатное оборудование, которое собственник авто подключал самостоятельно или с помощью сторонних автосервисов (нефирменных). Ежегодно таких устройств становится все больше на отечественном рынке. Однако, стоит обращать внимание на их качество.

При попытке выявить проблему рекомендуется уделять в первую очередь внимание таким приборам. К ним могут относиться:

  • портативные ТВ-аппараты;
  • нефирменная сигнализация;
  • мощные иностранные усилители для аудиосистем;
  • дополнительная подсветка в салоне;
  • комплект нештатных колонок;
  • навигатор.

«Родные» автомобильные кабеля производитель надежно защищает, поэтому короткие замыкания с ними возможны лишь вследствие существенного повреждения изоляции или их целостности. Таким примером служит ДТП с деформацией корпуса авто.

К сожалению, укладываемая проводка от сторонних элетроприборов монтируется не всегда добросовестно и без соблюдения норм безопасности. Стоит при этом учитывать (избегать) все эксплуатационные возможности, способные приводить ее в негодность. Подобные кабели приводят к короткому замыканию и из-за несоответствия пропускным нагрузкам, так как на недорогих устройствах могут сэкономить, оснащая их проводами с недостаточным сечением.

Замерить утечку тока в автомобиле мультиметром необходимо в первую очередь на таком оборудовании. Проводка может быть проложена слишком близко к нагревающимся в течение работы элементам, способным повредить изоляцию и создать КЗ.

Допустимая утечка тока в автомобиле

Важно учитывать, что любое транспортное средство содержит в конструкции постоянных электропотребителей. Они остаются в цепи с АКБ даже после полного отключения остальных источников. К таким элементам относятся:

  • часы на приборной панели;
  • подключенная сигнализация;
  • электронный блок управления и пр.

Такая эксплуатация связана с особенностью их работы. Если их отключать от батареи, то необходимо каждый раз перенастраивать оборудование заново. В таком случае необходимо знать, что существует определенная разрешенная норма утечки тока в автомобиле, постепенно разряжающая АКБ.

Однако, это значение небольшое, его может определить каждый пользователь самостоятельно, просуммировав ток потребителей. Обычно сигнализация требует во включенном режиме примерно 20 мА, часы «съедают» не более 1-2 мА. Более точные значения можно узнать из инструкции по применению.

Нужно знать, что исправный автомобиль с качественной батарей расходует не более 40-80 мА.

Такие показания являются вполне приемлемыми, ведь даже одна современная фара способна отнимать порядка 500 мА. При допустимом значении «уйти в ноль» даже в самую морозную зиму достаточно тяжело при соблюдении показаний.

Самостоятельные поиски

Бывалые автомобилисты знают две наиболее популярные причины:

  • замыкание в сети;
  • некачественный сторонний прибор.

Благодаря наличию современного недорогого диагностического оборудования можно самостоятельно выявить проблему. Разберемся, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром. Сначала переключаем прибор в режим амперметра. Важно помнить, что ток будем выявлять постоянный (не переменный!). Достаточным максимумом окажется 10 А, поэтому перещелкиваем ручку в нужную позицию.

Все измерения проводятся на выключенном двигателе. Имеющиеся потребители отключаются по возможности. Прибор иногда приходится подключать в разрыв цепи. Для этого откидываем отрицательную (минусовую) клемму и в этот разрыв закрываем мультиметром (один контакт на откинутый провод, а второй на свободный контакт АКБ).

Не нужно замыкать измеритель на контактах батареи, так как это приведет к КЗ и в нем сгорит предохранитель. Если пользователь сделал все правильно, то на монохромном дисплее появится изображение с числом. Это будет текущий ток утечки.

Определяем, попадает ли значение в необходимый интервал (до 80 мА). Когда прибор покажет больше, стоит продолжить поиски потребителя.

Выявляем неполадки

На первоначальной стадии мониторинга проводим визуальный контроль целостности проводов. Если имеются нештатные ситуации, то их осматриваем тщательней на выявление пробоев. Тестируем все концевики.

Когда осмотр дал положительный результат по выявлению коррозии или оплавления, то переходим к следующей стадии. Для этого переводим мультиметр в режим омметра (мониторинга сопротивления). Проверяем выбранный участок кабеля на перекрещивание проводов в авто.

Вынимая поочередно предохранители необходимо проследить на наличие искры в контактах. Если она присутствует, то это свидетельствует о прохождении тока. Проверяем зависящий от него прибор.

Виновником проблемы может быть генератор. Он может не только не заряжать АКБ, но и разряжать батарею в нерабочем положении двигателя. Стоит его протестировать. Для этого красный провод соединяем с плюсом, а черный – с минусом на генераторе. Предварительно переводим тестер в режим вольтметра.

На выключенной батареи должны быть показания 12,6—12,9 В. Запускаем мотор, включаем свет, радио и печку. Максимум должен быть не более 14,3 В, а норма – 12,8—13,4 В. Пониженные значения – свидетельства проблемы.

Такие несложные тесты можно проводить самостоятельно. Это поможет следить за состоянием своего аккумулятора.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Как мультиметром проверить утечку тока на автомобиле: тестирование АКБ, устранение неисправностей

Расход энергии бортовой системой автомобиля даже при выключенном зажигании – нормальная ситуация для современного «умного» оборудования. Но если наутро или через неделю стоянки практически новый аккумулятор садится «в ноль», то самое время обратиться в сервисный центр или решить проблему самостоятельно, предварительно разобравшись, как мультиметром проверить утечку тока на автомобиле.

Что такое утечка и как она проявляется

Утечка – это незапланированный ток, который протекает в электрической цепи. В бортовой сети автомобиля он может быть вызван двумя причинами:

  • неисправность проводки и оборудования, нарушение их рабочего режима;
  • ошибки в монтаже проводки, оборудования или неправильная его настройка.

К первому пункту можно отнести перетирание проводки, замыкание оголенных проводов и контактов оборудования токопроводящими жидкостями (вода, пыль, электролит и пр.), поломка и выход из строя электроприборов. Причем поломка может быть частичной, лишь вызывающей повышенный потребляемый ток, к примеру, охранной системой или магнитолой. При этом визуально неисправность может и не проявляться или проявляться слабо.

Второй пункт обычно вызван неумелым монтажом или неправильной эксплуатацией электрооборудования. К примеру, при выключении зажигания не отключается обогрев стекол или музыкальный центр не переходит в спящий режим, продолжая питать усилитель мощности.

Во всех вышеперечисленных случаях происходит незапланированная утечка, которая вызывает ускоренный разряд аккумуляторной батареи. При этом скорость разряда может быть достаточно высокой. Нередки случаи, когда уже через сутки – двое, а то и наутро водитель не может завести автомобиль. А если оставить машину с такой неисправностью на неделю, то глубокий разряд АКБ может полностью вывести батарею из строя.

Основная причина, дающая повод бить тревогу, – подозрительно быстрый разряд аккумулятора при выключенном зажигании. Если автомобилист заметил, что наутро или даже через неделю стоянки аккумулятор плохо «крутит» или «не крутит» вовсе, то самое время проверить электрооборудование своего автомобиля на ток утечки. При этом найти и устранить проблему нужно как можно скорее, поскольку утечка – не только сложности с пуском двигателя, но и большая вероятность серьезной аварии – короткого замыкания, выхода из строя дорогостоящего оборудования, а то и возгорания.

Поиск и устранение неисправности

Самостоятельно проверить ток утечки на аккумуляторе автомобиля мультиметром несложно. Для этого совсем не обязательно обращаться в сервисный центр, поездка в который потребует и времени, и денег. Для проверки бортовой сети своими силами понадобится лишь гаечный ключ на 10 и мультиметр, способный измерять токи величиной не менее 3-5 А. Таким пределом измерения обладают если не все, то большинство авометров (тестеров), включая китайские.

Эти приборы могут измерять постоянный ток до 10 А (слева) и 3 А (справа).

Измерение общего тока

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром производится путем измерения потребляемого от аккумулятора тока оборудованием авто при отключенном зажигании. Для этого необходимо произвести все манипуляции, которые выполняются при постановке автомобиля на стоянку: отключить потребители (фары, обогреватели, кондиционеры и пр.), выключить зажигание, активировать систему охраны, если она есть, и плотно закрыть все двери. Перед этим, конечно, нужно открыть крышку моторного отсека, где установлен аккумулятор. Дополнительно стоит опустить стекло в одной из дверей на случай, если манипуляции с АКБ вызовут случайное срабатывание дверных замков.

Прежде всего, необходимо правильно настроить мультиметр. От этого будет зависеть не только успех операции, но и жизнь измерительного прибора. Тестер включается в режим измерения постоянного тока, при этом предел измерения выбирается максимальным:

Этот тестер имеет максимальный предел измерения тока в 10 А, его и нужно выбрать.

Далее от АКБ отсоединяется одна из клемм, между сброшенным проводом и клеммой включается уже настроенный мультиметр. Чтобы не держать щупы тестера руками, их можно оснастить зажимами «крокодил». После подключения мультиметра включать какое-либо бортовое оборудование нельзя, поскольку ток, потребляемый этим оборудованием, может превысить максимальный предел измерения тестера. В результате тестер просто сгорит.

Зажимы типа «крокодил», надетые на щупы тестера, оставляют руки свободными.

На фото выше прибор показывает 0,33, что на пределе измерения 10 А соответствует току 0,33 А или 330 мА. Теперь самое время выяснить, какой ток утечки вообще допустим. Согласно рекомендациям специалистов, нормальным током утечки в автомобиле считается:

  • до 50 мА — авто со штатным электрооборудованием;
  • до 80 мА — авто с дополнительным оборудованием (сигнализация, магнитола, навигатор и пр.).

Так, 330 мА, которые отображает прибор, очень много. При таком токе утечки 60-ти амперный аккумулятор с трудом провернет стартер после выходных и полностью разрядится менее чем через неделю стоянки.

Теперь нужно оставить все как есть и, не отключая прибор, подождать минут 5-10. Дело в том, что современное оборудование авто достаточно интеллектуально, некоторые узлы его могут переходить в режим пониженного энергопотребления не сразу после выключения зажигания. Прошло 10 минут, но ток не уменьшился? Похоже, с током утечки проблемы, и причину придется искать.

Поэтапное отключение потребителей

Прежде чем начинать разносить автомобиль на куски, имеет смысл проверить нештатное оборудование – то, что было установлено не на заводе-изготовителе. Это могут быть магнитолы, обогреватели, навигаторы, охранная система, дополнительные осветители и пр. Для локализации проблемы все нештатное оборудование поочередно отключается, при этом показания мультиметра постоянно контролируются.

Почему имеет смысл начинать поиск именно с нештатного оборудования? Просто потому что для него чаще всего не предусмотрено штатных мест подключения, а значит, каждый мастер «прикручивает» его туда, куда считает нужным. Прикрутили, к примеру, обогрев сидений или навигатор до замка зажигания и получили проблему. Соединили основное питание магнитолы с дежурным, питающим часы той же магнитолы, – еще одна проблема.

Но все нештатное оборудование отключено и проверено, а утечка есть. Придется продолжать поиски, но теперь надо отключать оборудование, установленное производителем. Работа довольно кропотливая, но необходимая. Впрочем, если знать, как проверить потребление тока на автомобиле без серьезных монтажных работ, то можно обойтись «малой кровью».

Оказывается, проще всего это сделать при помощи колодки предохранителей, которая есть в каждом автомобиле. Конечно, колодки на различных авто выглядят по-разному, но принцип работы у них один. Каждый из предохранителей отвечает за несколько вполне определенных потребителей. Каких конкретно, можно узнать, взглянув на электрическую принципиальную схему нужной модели авто.

Вот так выглядит предохранительная колодка у LADA Kalina.

Определив, снятие какого предохранителя устраняет утечку, остается выяснить, какие узлы к этому предохранителю подключены и проверить исправность каждого из них. При этом нужно иметь в виду, что неисправность может крыться не только в самих узлах и оборудовании, но и в проводке (перетерлась о кузов изоляция проводов, соединительные колодки забиты пылью или залиты, ослаблены винтовые колодки и пр.).

Другие причины разрядки АКБ

Что делать, если водитель замерил потребляемый ток, и он не превышает нормы? Как было сказано выше, затрудненный пуск после длительной стоянки может быть вызван совсем не токами утечки. Среди самых распространенных причин этой проблемы могут быть:

  1. Большой саморазряд АКБ.
  2. Неисправность генератора.

Тестирование аккумулятора на саморазряд

Для выяснения состояния батареи ее нужно снять с автомобиля, начисто вытереть ветошью, смоченной сначала в растворе пищевой соды, потом в воде. Если батарея обслуживаемая, необходимо проверить плотность и уровень электролита в каждой секции (их всего 6). Затем аккумулятор полностью заряжается сетевым зарядным устройством до нормального напряжения (12,7 В без нагрузки).

Осталось оставить неподключенный аккумулятор на несколько суток и затем снова померить напряжение на клеммах. Если потеря напряжения составит более 0,2 В, то проблема в аккумуляторе. Придется покупать новую батарею или попытаться восстановить испорченную хотя бы на время, обратившись к соответствующим специалистам. Если же АКБ «держит», то либо проблема устранена (к примеру, была долита в полусухие банки вода), либо вопрос в другом.

Проверка работоспособности генератора

Проблема может оказаться и в генераторе, который просто не заряжает батарею при запущенном двигателе. Конечно, практически каждый автомобиль имеет аварийный индикатор, который загорается, если батарея не заряжается. Но он может и обмануть, если, к примеру, ток зарядки есть, но он слишком мал. В этом случае АКБ не в состоянии восполнить энергию, затраченную на пуск мотора, а при включении мощной нагрузки (фары, обогреватели и т.п.) может даже начать разряжаться.

Для проверки исправности генератора понадобится все тот же тестер (мультиметр), но теперь работающий в режиме вольтметра постоянного тока.

Переключатель мультиметра нужно установить на постоянное напряжение, предел измерения – не ниже 20 В.

Прежде всего, необходимо замерить напряжение на клеммах АКБ при выключенном зажигании. Для примера пусть оно будет равно 12,7 В (батарея полностью заряжена).

Напряжение на АКБ при выключенном зажигании (используется мультиметр другого типа).

Теперь нужно запустить двигатель на холостых оборотах, а все потребители (фары, магнитола, обогреватели и пр.) выключить. Напряжение на клеммах аккумулятора должно подняться до 13,8 – 14,5 В (зависит от степени заряженности батареи).

Напряжения на батарее достаточно для ее зарядки при отключенных потребителях.

Теперь нужно подключить энергоемкие потребители – фары, печку/кондиционер, обогрев стекол/сидений, магнитолу и т. д. напряжение на клеммах АКБ должно «просесть» до отметки 13,5-13.7 В.

Генератор справляется с нагрузкой и продолжает заряжать АКБ.

Если оно ниже, то генератор не справляется с нагрузкой, и придется заняться его ремонтом. Но это уже совсем другая история.

Никогда не проверяйте исправность генератора отключением АКБ при запущенном двигателе. Этот метод годился лет 30 назад, когда все электрооборудование машины состояло из километра провода и пяти реле. Современная электроника автомобиля такого эксперимента не простит. Кроме того, простое «скидывание» клеммы не укажет на неисправность, если генератор работает, но его напряжения недостаточно для зарядки аккумулятора.

proakkym.ru

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и устранить

Когда аккумулятор быстро разряжается, возникают вопросы: как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром и как устранить утечку тока в автомобиле.

Утечка тока – частая неприятность старых автомобилей. Электропроводка изнашивается, клеммы приходят в негодность, изоляция плавится или протирается. Иногда это приводит к короткому замыканию и даже пожару.

Случаются такие проблемы и у более современных автомобилей. Проблема часто в нештатном оборудовании, не предусмотренном производителем.

Главный признак, по которому автолюбитель замечает утечку тока и задумывается, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром – быстрый разряд аккумулятора.

Утечка тока даже в 200 мА может привести к полной разрядке батарее за один день простоя. Прежде чем заподозрить утечку, проверьте состояние АКБ, генератора и стартера.

Если батарея исправна, генератор и стартер в норме, это означает, что ток из АКБ при выключенном двигателе потребляют узлы автомобиля.

Причины утечки тока

После выключения двигателя автомобиля электроснабжение поступает из аккумуляторной батареи. Некоторые системы продолжают потреблять энергию и при стоянке машины.

Например, бортовой компьютер, часы, магнитола: при включении зажигания часы показывают правильное время, а память магнитолы не приходится настраивать заново.

Современные автомобили, «напичканные» электроникой потребляют энергии больше. Но и в этом случае до полной разрядки аккумулятора при исправности всех систем автомобиль простоит без движения 2-3 месяца.

Если вы подозреваете утечку тока, то причины две: какие-то потребители энергии и короткое замыкание в цепи.

Помочь диагностировать существование проблемы может специальный прибор и знание, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром.

Косвенно о причинах вы можете догадаться, если знаете, что в автомобиле:

  1. Самостоятельно или не на заводе-производителе установлено дополнительное электрическое оборудование: сигнализация, подогрев, телевизор, сабвуфер, навигатор, автоматическое опускание стёкол.Плохо уложенные и недостаточно защищённые провода таких систем плавятся от близости к горячим деталям автомобиля, перетираются, загрязняются.Подключение может быть выполнено неправильно или небезопасно. В этих случаях можно действовать самостоятельно, если знать, как устранить утечку тока в автомобиле.
  2. Постоянно присутствует прибор, подключенный в прикуриватель или розетку.Он может потреблять электричество даже в выключенном состоянии (например, навигатор или видеорегистратор).
  3. Старая проводка, повреждённая изоляция проводов.Они могут привести к короткому замыканию и возгоранию автомобиля.
  4. Окислившиеся или грязные клеммы, грязь, соль, частая влага на проводах.

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

В первую очередь необходимо проверить исправность АКБ и генератора. Если они исправны и нареканий нет, можно перейти к следующему шагу.

Для диагностики нам понадобится измеритель – мультиметр. Это универсальный прибор, который включает в себя амперметр, вольтметр и омметр.

Если у вас его нет, зато есть амперметр, для измерения силы тока можно взять его. Посмотрим, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром.

  1. Заглушите автомобиль.Представьте, что вы поставили автомобиль на стоянку и выключите фары, магнитолу и т.д, вытащите ключ из замка зажигания.Откройте водительское окно на случай, если при проверке заклинит центральный дверной замок.
  2. Поставьте автомобиль на охрану.
  3. Подождите 1-2 минуты.Сигнализационная система войдёт в нормальный режим своей работы и можно будет точнее измерить утечку тока.
  4. Переведите мультиметр в режим измерения тока, он обозначен латинскими буквами DCA (Direct Current Amperage – сила тока постоянного напряжения в амперах). Нам нужен режим 10 А.
  5. Чёрный провод мультиметра – минус – подключается в разъём COM, красный – плюс – в разъём с надписью 10 ADC.
  6. Снимите с минусовой клеммы аккумулятора провод.Минусовой, т.е. чёрный провод подсоедините к клемме АКБ, второй, красный – к отсоединённому проводу.
  7. На экране прибора появится значение тока, проходящего по этой цепи.

Нормальные значения на современных автомобилях – 15-70 мА. Сюда включены расходы бортового компьютера, магнитолы, часов, сигнализации и т.д.

Вставьте ключ зажигания в автомобиль и поверните, но не заводите двигатель! На экране мультиметра отобразится значение 1-2 А. Если оно выше – происходит утечка.

Как устранить утечку тока в автомобиле самостоятельно

Если вы увидели на мультиметре значения выше нормы, поочерёдно отключайте узлы автомобиля. После каждого действия проверяйте не изменилось ли значение на мультиметре.

  1. Осмотрите все лампочки внутри салона.Если при открытии дверей, бардачка или багажника ток в цепи не меняется, а лампочки горят, это означает, что они подключены неправильно и светят постоянно, но вы этого не видите, потому что не замечаете при закрытых крышках.
  2. Отключите приборы, которые влияют на потребление тока: навигатор и видеорегистратор, включенные в розетку, видеосистема, встроенный телефон.
  3. Отключите сигнализацию.
  4. Поочерёдно отключайте и включайте все внештатные приборы, предохранители и реле (и сразу же после проверки возвращайте обратно, чтобы не перепутать).

Если вы нашли систему, которая даёт утечку тока, её необходимо правильно переподключить, отремонтировать или заменить. Чаще всего утечка происходит из-за неправильного подключения, но возможны и поломки.

Если проверка не дала результатов, проведите визуальный осмотр. Осмотрите провода, нет ли где-то признаков нарушения изоляции или расплавления.

Отнеситесь внимательно к этому этапу, короткое замыкание – очень опасно, оно может привести к пожару! Так же необходимо тщательно проверить все соединения и клеммы. Нет ли на них окислов, грязи, воды.

Если проверка показала утечку, а самостоятельно причину обнаружить не удалось, обратитесь на станцию технического обслуживания, где вам помогут провести тщательную диагностику автомобиля.

К сожалению, даже зная, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, не всегда возможно быстро и правильно выявить причину неполадки.

Читайте также:

avtohomenew.ru

Утечка тока в автомобиле как проверить мультиметром

Сегодня мы поговорим про утечку тока в автомобилях, причину данного явления, как провести замеры мультиметром и как устранить неисправность.

Потребление электроэнергии современным автомобилем

Современный автомобиль оснащается большим количеством электрооборудования — куча лампочек, электродвигатели привода стеклоподъемников, или система мультимедиа.

А также электродвигатели системы кондиционирования и отопления салона, сигнализация и многое другое.

И пока двигатель не заведен, все это запитывается от аккумуляторной батареи.

Стоит отметить, что некоторые электроприборы, включенные в бортовую сеть, потребляют электроэнергию АКБ даже тогда, когда, вроде бы и выключены.

Та же оборудована памятью, где хранятся ее настройки, электронный блок управления тоже для сохранения настроек обладает памятью, и это, не говоря о сигнализации, которая и вовсе включается в работу после постановки авто на парковку или стоянку.

То есть, даже во время стоянки аккумулятор отдает свою энергию.

В исправной бортовой сети потребление энергии АКБ во время стоянки незначительно, и особо повлиять на работу батареи не может.

А вот если после ночной стоянки выяснилось, что аккумулятор сел и не в состоянии запустить мотор, то, скорее всего, где-то происходит утечка.

Еще одним вариантом такой неисправности может быть то, что аккумулятор исчерпал свой ресурс, и уже неспособен длительное время удерживать в себе энергию.

Но, если АКБ новое, и все же за период даже недлительной стоянки разряжается – следует искать место утечки.

Из-за чего может быть утечка?

Утечка тока в бортовой сети автомобиля может быть из-за разных причин:

  • Длительная эксплуатация машины привела к тому, что изоляция на проводке в каком-то месте протерлась, разрушилась и т. д. В таком случае оголенный провод касается кузова авто, являющегося массой, из-за чего происходит «переполюсовка» и потеря тока;
  • Потери возможны из-за некачественного соединения проводки в результате окисления;
  • В авто установлено дополнительные электроприборы, подключение которых произведено с нарушением, из-за чего в каком-то месте происходит утечка;
  • Неисправность электроприборов.

Как уже сказано, даже на поставленном на стоянку автомобиле, производится потребление тока АКБ рядом электроприборов, но значение потребления тока – небольшое, и на работу АКБ этот расход практически не влияет. К примеру, работает видеорегистратор в режиме ожидания.

А вот если машины каждый раз утром не заводится или заводится с трудом из-за разряженного аккумулятора, то следует проверить ее электросеть на утечку тока.

Проверка сети на наличие утечки

Для проведения проверки потребуется не так уж и много – достаточно под рукой иметь амперметр или мультиметр с возможностью измерения силы тока до 10 А, набор ключей рожковых, перчатки хлопчатобумажные.

Что касается автомобиля, то перед проверкой бортовой сети, на нем глушится двигатель, и отключаются все потребители энергии.

То есть обязательно нужно отключить магнитолу, кондиционер, проверить, не включены ли какие-либо лампы.

В общем, нужно сделать все, как будто авто ставится на стоянку, но при этом нужно обеспечить доступ к АКБ.

Важно перед замерами еще раз проверить, не осталось ли включенных потребителей энергии.

Проверяют утечку тока обычно по «минусовому» выводу с аккумулятора. Следует послабить крепление «минусового» клеммника от АКБ и снять его с клеммы.

Плюсовой провод остается подключенным. Далее производится подключение прибора.

Одним щупом мультиметра или амперметра следует коснуться «минусовой» клеммы АКБ, а вторым – снятого клеммника.

Полярность прибора при проведении проверки через «минусовой» вывод роли не играет. После подсоединения на дисплей выведется значение потребляемого тока.

Нормальное потребление тока из АКБ находится в диапазоне 15-70 мА, в некоторых авто допускается ток утечки на уровне 70 — 80 мА.

Такой диапазон обуславливается количеством электроприборов – если оно минимальное, к примеру, на карбюраторном авто только с базовым электрооборудованием и без сигнализации, то и расход тока будет малым.

А вот если в авто используется инжектор, имеются охранные мультимедийная системы, то и потребление тока будет больше.

Если при проверке замеры утечки тока оказались в норме, то следует тогда уже обращать внимание на состояние АКБ.

А вот если прибор показал увеличенный расход, то следует продолжать проверку.

Дальнейшие замеры производятся достаточно просто, но потребуется доступ к блоку предохранителей.

Из предохранительного блока следует поочередно вытаскивать предохранители, причем после каждого проводить замер утечки.

Если после извлечения очередного предохранителя, утечка снизилась до нормального показания, значит, повышенное потребление тока происходит именно по той ветке, за которую отвечал извлеченный предохранитель.

Остается только при помощи схемы электрооборудования определить, какие приборы запитывались под данной «ветки», после чего уже тщательно осмотреть проводку, а также проверить работоспособность электроприборов.

Проверка некоторых элементов сети

Если извлечение предохранителей не помогло определить, что стало виной утечки тока, то возможно, что потеря происходит в элементах, которые не подключаются через предохранители.

К таким элементам относится:

  1. Стартер;
  2. Генератор;
  3. Элементы системы зажигания.

Чтобы выявить, какой из них поврежден и из-за этого потребляется ток АКБ, нужно тщательно осмотреть проводку, идущую к данным элементам, а затем поочередно отсоединять провода от них, пока такое действие не даст результат – потребление тока снизится до необходимых пределов.

При помощи того же мультиметра можно сразу проверить один из ключевых элементов бортовой сети – генератор.

Если он неисправен, то не только будет недозаряжать АКБ, но еще и расходовать ток во время стоянки.

Но при проверке генератора потребуется использование мультиметра в режиме вольтметра с диапазоном измерения до 20 В.

Для проверки нужно щупы мультиметра закрепить на клеммниках проводов, подходящих к аккумулятору.

При подключении на дисплей выведется значения заряда батареи.

После этого нужно запустить силовую установку, выставить средние обороты и включить ближний свет фар.

Далее следует проверить показания вольтметра. Если генератор – рабочий, то при созданных условиях мультиметр должен показывать 13,5-14,5 В.

Если данное значение ниже – потребуется более тщательная проверка генератора.

Следует также произвести проверку потребления тока сигнализацией.

Для этого нужно авто поставить на сигнализацию, после чего сразу проверить потребление тока, и запомнить значение.

После еще раз произвести замер, но не раньше, чем через 5 минут. Именно столько нужно, чтобы сигнализация стала в режим ожидания.

В таком режиме она потребляет меньше энергии, поэтому при замере после 5-минутного ожидания расход тока должен снизиться.

Если утечка тока не снизилась, следует проверить правильность подключения сигнализации.

Пара советов от бывалых автолюбителей

Совет 1.

Необязательно производить замеры утечки по «минусовому» выводу, протестировать бортовую сеть можно и по «плюсовому».

Алгоритм действий примерно тот же – отсоединяется клеммник от «плюсовой» клеммы АКБ.

К ним подсоединяются щупы и производится замер. Но если при замере на «минусовой» вывод полярность подключения прибора неважна, то при проверке по «плюсу» важно правильно подсоединить прибор – «минусовой» щуп прибора подсоединяется только в клеммнику с проводом, а «плюсовой» щуп – к клемме АКБ.

Здесь важно не перепутать полярность, иначе можно испортить прибор.

Совет 2.

Перед проведением замеров лучше окна в авто открыть, да и не стоит ключи оставлять в зажигании.

Дело в том, что при отключении клеммника от АКБ возможно срабатывание центрального замка, в результате чего авто закроется.

Открытые окна и ключи в кармане позволят избежать такой неприятности, как закрытый автомобиль с ключами внутри.

Подводим итоги

Напоследок следует указать, что при малейших признаках увеличенной утечки тока следует сразу произвести все замеры, выявить и устранить причину такой неприятности.

Иначе систематический разряд батареи может значительно сократить ее ресурс, да и каждое утро «мучится» с не запускающийся двигателем тоже невеселое действие.

portalvaz.ru

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

Продолжительная стоянка автомобиля без движения и периодического прогрева мотора иногда может негативно сказаться на возможности его завести. В ответ на прокручивание ключа в замке будут слышаться щелчки от замыкания цепи реле, но прокручивания движка не будет происходить.

Подобная ситуация говорит о том, что произошла полная либо частичная (в большой степени) разрядка источника питания в транспортном средстве. Саморазрядом такое назвать нельзя, если АКБ была полностью исправна, и период стоянки не исчислялся несколькими месяцами. Причина может быть в нежелательном процессе, связанном с утечкой. О том, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, стоит знать владельцам ТС.

Чтобы не допустить такой ситуации, важно своевременно и качественно ухаживать за своим автомобилем. Особого внимания требуют батареи, обладающие значительным эксплуатационным стажем. Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром должна проводиться чаще для электрических систем, в которых установлена старая АКБ. Возможно некачественное состояние клемм (окалина или наличие солей), проводка находится в негодном виде.

К наиболее популярным причинам, из-за которых заряд уходит в ноль, относятся:

  • работающая длительное время в гараже или на парковке невыключенная головная оптика;
  • оставленные включенными противотуманки;
  • работающее на минимальной громкости радио или магнитола, особенно если имеется сабвуфер.

Если же все системы своевременно выключены, то остается воспользоваться измерительной электроаппаратурой, но при этом стоит заранее узнать, какая утечка тока должна быть в автомобиле. Важно скорее избавиться от такого фактора, так как он способен привести не только к порче электропроводки, но и к возгоранию авто в целом. Среди атволюбителей существует несколько способов для реализации мониторинга.

Превышать норму тока утечки аккумулятора автомобиля могут помогать всевозможное внештатное оборудование, которое собственник авто подключал самостоятельно или с помощью сторонних автосервисов (нефирменных). Ежегодно таких устройств становится все больше на отечественном рынке. Однако, стоит обращать внимание на их качество.

При попытке выявить проблему рекомендуется уделять в первую очередь внимание таким приборам. К ним могут относиться:

  • портативные ТВ-аппараты;
  • нефирменная сигнализация;
  • мощные иностранные усилители для аудиосистем;
  • дополнительная подсветка в салоне;
  • комплект нештатных колонок;
  • навигатор.

«Родные» автомобильные кабеля производитель надежно защищает, поэтому короткие замыкания с ними возможны лишь вследствие существенного повреждения изоляции или их целостности. Таким примером служит ДТП с деформацией корпуса авто.

К сожалению, укладываемая проводка от сторонних элетроприборов монтируется не всегда добросовестно и без соблюдения норм безопасности. Стоит при этом учитывать (избегать) все эксплуатационные возможности, способные приводить ее в негодность. Подобные кабели приводят к короткому замыканию и из-за несоответствия пропускным нагрузкам, так как на недорогих устройствах могут сэкономить, оснащая их проводами с недостаточным сечением.

Замерить утечку тока в автомобиле мультиметром необходимо в первую очередь на таком оборудовании. Проводка может быть проложена слишком близко к нагревающимся в течение работы элементам, способным повредить изоляцию и создать КЗ.

Важно учитывать, что любое транспортное средство содержит в конструкции постоянных электропотребителей. Они остаются в цепи с АКБ даже после полного отключения остальных источников. К таким элементам относятся:

  • часы на приборной панели;
  • подключенная сигнализация;
  • электронный блок управления и пр.

Такая эксплуатация связана с особенностью их работы. Если их отключать от батареи, то необходимо каждый раз перенастраивать оборудование заново. В таком случае необходимо знать, что существует определенная разрешенная норма утечки тока в автомобиле, постепенно разряжающая АКБ.

Однако, это значение небольшое, его может определить каждый пользователь самостоятельно, просуммировав ток потребителей. Обычно сигнализация требует во включенном режиме примерно 20 мА, часы «съедают» не более 1-2 мА. Более точные значения можно узнать из инструкции по применению.

Нужно знать, что исправный автомобиль с качественной батарей расходует не более 40-80 мА.

Такие показания являются вполне приемлемыми, ведь даже одна современная фара способна отнимать порядка 500 мА. При допустимом значении «уйти в ноль» даже в самую морозную зиму достаточно тяжело при соблюдении показаний.

Бывалые автомобилисты знают две наиболее популярные причины:

  • замыкание в сети;
  • некачественный сторонний прибор.

Благодаря наличию современного недорогого диагностического оборудования можно самостоятельно выявить проблему. Разберемся, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром. Сначала переключаем прибор в режим амперметра. Важно помнить, что ток будем выявлять постоянный (не переменный!). Достаточным максимумом окажется 10 А, поэтому перещелкиваем ручку в нужную позицию.

Все измерения проводятся на выключенном двигателе. Имеющиеся потребители отключаются по возможности. Прибор иногда приходится подключать в разрыв цепи. Для этого откидываем отрицательную (минусовую) клемму и в этот разрыв закрываем мультиметром (один контакт на откинутый провод, а второй на свободный контакт АКБ).

Не нужно замыкать измеритель на контактах батареи, так как это приведет к КЗ и в нем сгорит предохранитель. Если пользователь сделал все правильно, то на монохромном дисплее появится изображение с числом. Это будет текущий ток утечки.

Определяем, попадает ли значение в необходимый интервал (до 80 мА). Когда прибор покажет больше, стоит продолжить поиски потребителя.

На первоначальной стадии мониторинга проводим визуальный контроль целостности проводов. Если имеются нештатные ситуации, то их осматриваем тщательней на выявление пробоев. Тестируем все концевики.

Когда осмотр дал положительный результат по выявлению коррозии или оплавления, то переходим к следующей стадии. Для этого переводим мультиметр в режим омметра (мониторинга сопротивления). Проверяем выбранный участок кабеля на перекрещивание проводов в авто.

Вынимая поочередно предохранители необходимо проследить на наличие искры в контактах. Если она присутствует, то это свидетельствует о прохождении тока. Проверяем зависящий от него прибор.

Виновником проблемы может быть генератор. Он может не только не заряжать АКБ, но и разряжать батарею в нерабочем положении двигателя. Стоит его протестировать. Для этого красный провод соединяем с плюсом, а черный – с минусом на генераторе. Предварительно переводим тестер в режим вольтметра.

На выключенной батареи должны быть показания 12,6—12,9 В. Запускаем мотор, включаем свет, радио и печку. Максимум должен быть не более 14,3 В, а норма – 12,8—13,4 В. Пониженные значения – свидетельства проблемы.

Такие несложные тесты можно проводить самостоятельно. Это поможет следить за состоянием своего аккумулятора.

btf.su