Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя WD-615, WD-10, WP-10. Регулировка клапанов на штаере


Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя WD-615, WD-10, WP-10

 

Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя WD-615, WD-10, WP-10

Торцовый ключ на 13

Снять все 6 крышек головки цилиндра.

Понадобиться ключ на 32

 

С помощью ключа на 32 провернуть коленчатый вал двигателя так, чтобы метка на картере маховика совпала с меткой на маховике “OT”, при этом поршень первого цилиндра будет находиться в положении верхней мертвой точки ( впускной и выпускной клапаны первого цилиндра находятся в закрытом состоянии). При этом проверьте штанги впускного и выпускного клапанов, они должны свободно вращаться. Если они зажаты проверните коленвал на 180 градусов.

 

Щуп

Зазор впускного клапана 0.30мм

Зазор выпускного клапана 0.40мм

Рис. 3-6  Зазор впускного клапана в холодном состоянии 0,3 мм  

Рис. 3-6 Зазор впускного клапана в холодном состоянии 0,4 мм

Внимание: при проверке зазоров клапанов, двигатель должен находиться в холодном состоянии – температура ниже 60оС, когда щуп между головкой штока клапана и коромыслом зажмется, но не сильно, проверяемая величина зазора является правильной.

 

 

Регулировка зазоров клапанов:

1.      Открутить все гайки 1 регулировочного болта 2 (см. рис. 3-7) впускных и выпускных клапанов, коромысла не должны быть зажаты и находиться в свободном положении.

2.      Потом между коромыслом клапана 3 и торцом впускного клапана вставить щуп 0.3мм, для выпускного клапана щуп 0,4 мм и путём вращения болта 2 выполнить регулировку до зажима щупа и затянуть контргайку 1.

Рис. 3-7. Регулировка зазора клапанов.

1. Гайка для регулировки зазора клапана 2. Регулировочный болт. 3. Коромысло клапана 

 

 

Проверку или регулировку зазоров клапанов необходимо выполнять в два этапа. Сначала регулировку выполнять в порядке указанном на рис. 3-8, потом необходимо провернуть коленвал на 360о (поршень 6-го цилиндра будет находиться в ВМТ) и продолжить регулировку в порядке указанном на  рис.3-9  (I означает впуск, Е означает выпуск).

 

Отвёртка, ключ на 14

Рис. 3-8. Порядок регулировки зазоров клапанов (этап 1)

  

Рис. 3-8. Порядок регулировки зазоров клапанов (этап 2)

 

Внимание: После регулировки зазора с помощью щупа, затянуть контргайку рычага, и снова проверить зазор клапана в соответствии с требованиями

Рекомендуется на пол-оборота отпустить контргайку регулировочного болта, после чего окончательно проверить зазор щупом и затянуть контргайку.

 

Также можно выполнить регулировку зазоров клапанов используя следующую таблицу.

 

Цилиндр 1

Цилиндр 2

Цилиндр 3

Цилиндр 4

Цилиндр 5

Цилиндр 6

Такт сжатия цилиндра 1

Впускной и выпускной клапаны

Впускной клапан

Выпускной клапан

Впускной клапан

Выпускной клапан

Регулировка не выполняется

Такт сжатия цилиндра 6

Регулировка не выполняется

Выпускной клапан

Впускной клапан

Выпускной клапан

Впускной клапан

Впускной и выпускной клапаны

 

 

Торцевой ключ на 13

 

Установить прокладку крышки цилиндра и установить саму крышку.

Затянуть болты с моментом  23 N.м (величина рекомендуемая)

mahovyk.com.ua

Регулировка зазоров в клапанах

Зазоры клапанов газораспределения проверяют устройством К-9918 (рис. 2), которое состоит из корпуса 2 с закрепленным на нем индикатором часового типа 1, подпружиненной подвижной каретки 3 и отжимного кулачка.

Существуют два способа проверки и регулировки зазоров.

При первом — уточнить порядок расположения впускных и выпускных клапанов на головке блока цилиндров, используя схему на рис. 1.

порядок расположения впусных и выпускных капановРис. 1. Порядок расположения впускных и выпускных клапанов на двигателе Д-260

Проворачивая рукояткой коленчатый вал и наблюдая за указателем на блоке двигателя и шкалой на цилиндрической поверхности гасителя крутильных колебаний, добиться совпадения указателя с меткой ВМТ на шкале, что соответствует ВМТ поршня 1-го цилиндра (концу такта сжатия в этом цилиндре). Отжимным кулачком устройства КИ-9918 (рис. 4.14) перевести подвижную каретку 3 в нижнюю позицию. На корпус устройства установить и закрепить стопорным винтом индикатор / с натягом 0,2-0,3 мм. Устройство КИ-9918 установить на тарелку пружины клапана и отжимным кулачком переместить тарелку в верхнюю позицию. При этом устройство должно быть зажато между тарелкой пружины клапана и коромыслом, а усики подвижной тарелки прижаты к бойку коромысла. Нажать пальцем на коромысло до упора бойка в торец штока клапана (рис. 4.14) и установить отметку «0» шкалы индикатора напротив стрелки, после чего освободить коромысло. Нажать на коромысло до упора в штангу толкателя, заметить показания индикатора и сравнить их с номинальными значениями зазоров: выпускной — 0,40-0,45, впускной — 0,25-0,30.

При отсутствии устройства КИ-9918 зазоры между клапанами и коромыслами проверяют щупами. Для этого используют набор № 2 из 17 пластин различной толщины от 0,02 до 0,5 мм.

После проверки и регулирования зазоров клапанов первого цилиндра зазоры клапанов других цилиндров проверяют в соответствии с порядком их работы: 1-5-3-6-2-4, — проворачивая коленчатый вал перед каждой регулировкой на 120 град. При ТО-3 перед регулированием тепловых зазоров механизма газораспределения проверяют и, сняв крышки, подтягивают гайки крепления головки цилиндров. Сначала проверяют затяжку гаек, к которым возможен доступ. Если при значении момента затяжки 160-180 нм гайки проворачиваются — подтягивают все гайки, сняв с головки механизм газораспределения, а гайки подтягивают динамометрическим ключом с середины головки, поочередно затягивая накрест лежащие гайки и равномерно удаляясь от середины к краям головки.

Рис. 2. Измерение зазора между штоком клапана и бойком коромысла устройством КИ-9918: « 1 — индикатор часового типа; 2 — корпус: 3 — подпружиненная подвижная каретка; 4 — коромысло

Зазоры клапанов можно регулировать другим способом. Для этого необходимо добиться перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной начинает открываться, выпускной заканчивает закрываться). В этом положении зазоры регулируют в следующем порядке: 3, 5, 7, 10, 11, 12 (считая от вентилятора двигателя — рис. 4.13). После поворота коленчатого вала на один оборот — отрегулировать зазоры в 1, 2, 4, 6, 8, 9 клапанах.

Крепление головки необходимо проверять:

-    при первом ТО-3;

-    при замене прокладки головки цилиндров.

belagrotorg.ru

Проверка и регулировка автомобиля. Регулировка клапанных зазоров двигателя

Методы регулировки клапанов двигателя делятся на 2 вида: т. е. регулировка клапана каждого цилиндра и двукратная регулировка. Метод двукратной регулировки приведен ниже: нажмите на педаль сцепления, поверните маховик с помощью большой отвертки, чтобы нацелить отметки на маховике на отметку на отверстии проверки маховика для испытаний коромысел 2 клапанов 1-ого и 6-ого цилиндров, если коромысло определенного цилиндра имеет зазор, это обозначает, что данный цилиндр находится в верхней мертвой точке сжатия. Если 1-ый цилиндр находиться в верхней мертвой точке сжатия, допускается регулировка 6 клапанов - 1, 2, 3, 5, 7, 10, а затем поверните двигатель на 1 оборот, отрегулируйте остальные 6 клапанов; если 6-ой цилиндр , находиться в верхней мертвой точке сжатия, допускается регулировка 6 клапанов - 4, 6, 8, 9, 11, 12, а затем поверните двигатель на 1 оборот. Отрегулируйте остальные 6 клапанов.

При регулировке клапана, сначала затяните регулировочный винт коромысла с помощью отвертки, ослабьте контргайку, затем поверните регулировочный винт по часовой стрелке для уменьшения зазора, для увеличения зазора поверните регулировочный винт против часовой стрелки (зазор впускного клапана 0,30 мм, зазор выпускного клапана 0,40 мм). Отрегулируйте до момента вытаскивания щупа, находящегося между коромыслом и клапаном, чувствуя легкое сопротивление, наконец, затяните контргайку.

Клапанные зазоры дизельного двигателя WP10: зазор впускного клапана (в холодном состоянии) 0,3 м;

зазор выхлопного клапана (в холодном состоянии) 0,4 м.

Регулировка клапанных зазоров показана на рис. 4-2, 4-3, 4-4а, 4-4 b, на рис. 4-4а, 4-4 b показана регулировка зазора выхлопного клапана системы WEVB.

Метод регулировки зазора выхлопного клапана после оснащения системой WEVB:

f2000-132.jpg

f2000-133.jpg

Зазор впускного клапана в холодном

состоянии 0,3 мм

Зазор выхлопного клапана в холодном

состоянии 0,4 мм

1.    Поршень регулируемого цилиндра находится в верхней мертвой точке сжатия;

2.    D положении ослабления регулировочного болта в сборе (2) от поверхности сальника коромысла выхлопного клапана, отрегулируйте регулировочный винт клапанного зазора регулировочного толкателя (10), доведите общий клапанный зазор до 0,4 мм, затяните контргайку.

f2000-134.jpg
Общий зазор выхлопного клапана в холодном состоянии 0,4 мм

Клапанный зазор со стороны выхлопногоклапана в холодном состоянии 0,25 мм

Примечание: В процессе регулировки следует повернуть регулировочный винт клапанного зазора до момента закрепления щупа, чтобы нажать поршень коромысла клапана (5) до требуемого положения и обеспечить отсутствие зазора межу поршнем и нижней плоскостью установочного отверстия для поршня коромысла выхлопного клапана.

3.    Как показано на рис. 4-4b, вставьте щуп толщиной 0,25 мм между поршнем омысла клапана (5) и концом штока клапана или колпаком штока клапана, отрегулируйте регулировочный болт в сборе (2), доведите клапанный зазор до 0,25 мм, затяните контргайку.

Примечание: В процессе регулировки следует повернуть регулировочный винт клапанного зазора до момента закрепления щупа, чтобы нажать поршень коромысла клапана (5) до требуемого положения и обеспечить отсутствие зазора межу поршнем и нижней плоскостью установочного отверстия для поршня коромысла выхлопного клапана.

Фаза распределения (при зазоре впускного клапана 0,3 мм, зазоре выхлопного клапана 0,4 мм)

открытие впускного клапана: угол поворота коленвала 34-39° относительно передней верхней мертвой точки;

закрытие впускного клапана: угол поворота коленвала 61-67° относительно задней нижней мертвой точки;

открытие выхлопного клапана: угол поворота коленвала 76-81° относительно передней нижней мертвой точки;

закрытие выхлопного клапана: угол поворота коленвала 26-34° относительно задней верхней мертвой точки.

При измерении клапанного зазора, следует измерить зазор между поверхностью R головки коромысла клапана и концом штока клапана или колпаком штока клапана, регулировка зазора осуществляется с помощью регулировочного винта коромысла.

После разборки, сборки или при выполнении работ по техническому обслуживанию второй категории и выше, следует проверить клапанные зазоры, при проверке клапаны должны находиться в положении полного закрытия. В связи с этим, порядок проверки клапанных зазоров каждого цилиндра делятся на 2 вида: первый порядок проверки: поверните коленвал по последовательности зажигания цилиндров (1-5-3-6-2-4), чтобы данный цилиндр находился в верхней мертвой точке рабочего хода, при этом впускной клапан и выхлопной клапан находятся в положении полного закрытия, отрегулируйте клапанные зазоры, после завершения регулировки поверните коленвал 720°. Второй порядок проверки: только нужно повернуть коленвал 360°, в верхней мертвой точки начинания рабочего хода поршня 1-ого цилиндра отрегулируйте верхнюю мертвую точку начинания рабочего хода 1-ого цилиндра, отрегулируйте зазор впускного клапана и зазор выхлопного клапана 1-ого цилиндра, в то же время отрегулируйте зазор впускного клапана 2-ого цилиндра, зазор выхлопного клапана 3-его цилиндра, зазор впускного клапана 4-ого цилиндра, зазора выхлопного клапана 5-ого цилиндра, затем поверните коленвал до верхней мертвой точки начинания рабочего хода 6-ого цилиндра, отрегулируйте зазоры впускного клапана и выхлопного клапана 6-ого цилиндра, зазор выхлопного клапана 2-ого цилиндра, зазор впускного клапана 3-его цилиндра, зазор выхлопного клапана 4-ого цилиндра, зазор впускного клапана 5-ого цилиндра.

inter-servis.su

Регулировка зазоров клапанов МАЗ

Тепловые зазоры в клапанном механизме предназначены для обеспечения герметичной посадки клапана на седло, при расширении деталей привода клапанов во время работы двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25.. .0,30 мм. При повторной проверке зазоров после прокрутки коленчатого вала отрегулированного двигателя возможно изменение их до пределов 0,20.. .0,35 мм из-за погрешности формы и расположения поверхностей деталей распределительного механизма, что является допустимым.

рис. 1

При слишком больших тепловых зазорах уменьшается высота подъема клапанов, вследствие чего ухудшаются наполнение и очистка цилиндров, растут ударные нагрузки и увеличивается износ деталей газораспределительного механизма. При очень малых зазорах в результате теплового расширения деталей газораспределительного механизма не обеспечивается плотное прилегание клапанов к седлам, нарушаются газодинамические процессы в цилиндрах двигателя, ухудшаются мощностные и технико-экономические показатели двигателя. Кроме того, уменьшение зазора в приводе выпускных клапанов может привести к перегреву клапанов и их прогару.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или не ранее, чем через 1 час после его остановки.

При регулировке тепловых зазоров и повторной их проверке коромысла клапанов рекомендуется прижать:

• на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов — к упорной шайбе;

• на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к упорной шайбе, впускных клапанов — к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.

Последовательность регулировки:

1. Выключить подачу топлива.

2. Отвернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.

3. Проверить момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120... 150 Нм (12... 15 кгсм).

4. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (при виде со стороны вентилятора) спереди ключом за болт крепления шкива или сзади ломиком за маховик через люк в нижней части картера маховика, используя отверстия в маховике (рис. 1), установить момент, когда впускной клапан первого цилиндра полностью поднимется (то есть закроется). Продолжая вращать коленчатый вал, провернуть его еще примерно на ⅓  оборота (120°). Это положение коленчатого вала соответствует такту сжатия в первом цилиндре и оба клапана этого цилиндра будут закрыты.

рис. 2

5. Проверить щупом зазор между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, при необходимости, отрегулировать.

6. для регулировки зазоров отвернуть гайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой (рис. 2), установить зазор 0,25.. .0,30 мм. Придерживая винт отверткой, затянуть гайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,30 мм — с усилием.

7. для регулировки зазоров клапанного механизма остальных цилиндров провертывать коленчатый вал в том же направлении до полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно еще на ⅓  оборота. Зазоры регулировать как указано выше (см. п. 6).

Регулировку зазоров по цилиндрам рекомендуется проводить в соответствии с порядком их работы 1—4—2—5—3—6. Схема нумерации цилиндров приведена в разделе «Особенности двигателя».

8. После окончания регулировки зазоров запустить двигатель и прослушать его работу. Стуков в клапанном механизме не должно быть. В случае наличия характерного стука клапанов остановить двигатель и регулировку зазоров повторить.

9. Поставить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

autoruk.ru

3.1.5. Регулировка зазоров клапанов

3.1.5. Регулировка зазоров клапанов

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Предупреждение

Клапаны регулируются на холодном двигателе. Запрещается уменьшать зазоры клапанов против нормы, допускается только небольшое увеличение зазоров.

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ НА 4-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите крышку головки цилиндров.
2. Убедитесь, что головка цилиндров и болты распредвала затянуты с заданными моментами.
3. Выставьте поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия (определяется по нарастанию компрессии при закрытии пальцем отверстия для свечи), совместив метку на шкиве коленвала с указателем.
4. Отрегулируйте зазор в последовательности, указанной в прилагаемых таблицах.
5. Для регулировки зазора отпустите контргайку и вращайте регулировочный болт. После выставления нужного зазора (щуп должен перемещаться между кулачком распредвала и стержнем клапана под небольшим усилием) затяните контргайку.
6. Выставьте в ВМТ такта сжатия поршень 4-го цилиндра, для чего поверните коленвал на 360&deg.
7. По окончании регулировки установите крышку, заменив прокладку и смазав ее герметиком.
Для бензиновых двигателей
Номер цилиндра

1

2

3

4

Впускные

*

*

**

**

Выпускные

*

**

*

**

* - регулируется, когда в ВМТ такта сжатия находится поршень 1-го цилиндра; ** - регулируется, когда в ВМТ такта сжатия находится поршень 4-го цилиндра.

Для дизеля С223

Номер цилиндра

1

2

3

4

Клапаны

E

I

I

E

E

I

I

E

Этап 1

*

*

*

*

Этап 2

**

**

**

**

I - впускные, E - выпускные

РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ НА 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Регулировка зазоров на 6-цилиндровом двигателе (V6)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите крышку головки цилиндров (см. подраздел 3.1.3).
2. Выставьте поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия (риска на шкиве коленвала должна совместиться с меткой "0", коромысла 1-го цилиндра не могут свободно перемещаться).
3. Отрегулируйте зазоры в следующих клапанах:       - выпускные: 1, 2 и 3-го цилиндров.       - впускные: 1, 5 и 6-го цилиндров.
4. Отпускайте регулировочную гайку до тех пор пока ощущается люфт.
5. Заворачивайте регулировочную гайку до тех пор, пока люфт не исчезнет. Доверните гайку на полтора оборота для центровки толкателя.
6. Поверните коленвал на 1 оборот и снова совместите риску на шкиве коленвала с меткой "0" (поршень 4-го цилиндра при этом выставляется в ВМТ такта сжатия) .
7. Отрегулируйте зазоры в следующих клапанах:       - выпускные: 4, 5 и 6-го цилиндров.       - впускные: 2, 3 и 4-го цилиндров.
8. Отпускайте регулировочную гайку до тех пор, пока ощущается люфт.
9. Заворачивайте регулировочную гайку до тех, пор пока люфт не исчезнет. Доверните гайку на полтора оборота для центровки толкателя.
10. По окончании регулировки установите крышку, поменяв прокладку и смазав ее герметиком.

carmanz.com

3.1.2.1.2. Проверка и регулировка зазора клапанов

3.1.2.1.2. Проверка и регулировка зазора клапанов
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Зазор клапанов следует регулировать только в случае обнаружения неправильной регулировки, замены или притирки клапанов, замены толкателей или распределительного вала.

Проверка

МОДЕЛИ 1905 см3 И 1998 см3 C 16 КЛАПАНАМИ

Модели 1905 см3 и 1998 см3 с 16 клапанами имеют автоматическую регулировку зазоров клапанов.

ОСТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ

Зазор клапанов проверяется щупом между кулачком и толкателем.

Перед проверкой зазора двигатель при открытом капоте должен остывать по крайней мере 2 часа.

Пример вычисления толщины регулировочной пластинки клапана

I - впускной клапан, E - выпускной клапан, 1 - измеренный зазор, 2 - различие между 1 и 3, 3 - необходимый зазор, 4 - толщина установленной пластинки, 5 - толщины новой пластинки
Расположение клапанов
ADM - впускные клапаны,

ECH - выпускные клапаны,

1 - маслопровод смазки подшипников распределительного вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снять крышку головки блока цилиндров.
2. Нарисовать схему двигателя на бумаге. Показать положение каждого клапана вместе с указанным клапанным зазором. Выше каждого клапана нарисовать две линии для записи (1) действительного зазора и (2) величины требуемой регулировки.
3. Повернуть коленчатый вал до полного закрытия впускного клапана цилиндра 1 (со стороны маховика), т.е. кулачок распределительного вала должен быть направлен вверх. Щупом измерить зазор между кулачком и толкателем и записать его на линии 1.
4. Повторить измерение для остальных семи клапанов, поворачивая коленчатый вал по мере необходимости так, чтобы рассматриваемый кулачок всегда был направлен вверх.
5. Вычислить разницу между каждым измеренным зазором и необходимым зазором и записать его на линии 2.
6. Если измеренный зазор не соответствует необходимому, необходимо произвести регулировку.
Рабочий зазор клапанов (холодный двигатель):

 - впускной клапан: 0,20 мм;  - выпускной клапан: 0,40 мм;  - допуск: ∓0,05 мм.

Один из методов последовательности проверки зазора клапанов

Довести до полного открытия выпускной клапан цилиндра

Отрегулировать зазор следующих клапанов

1

впускной 3 цил., выпускной 4 цил.

2

впускной 4 цил., выпускной 2 цил.

3

впускной 2 цил., выпускной 1 цил.

4

впускной 1 цил., выпускной 3 цил.

Регулировка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверить зазор клапанов в соответствии с вышеописанным методом и записать измеренные величины зазоров.
2. Снять приводной ремень распределительного вала.
3. Снять маслопровод смазки подшипников распределительного вала, распределитель, болт крепления подшипника 1 и фланец распределительного вала.
4. Вставить стальной специальный стержень диаметром 10 мм (длиной 70 мм) в шкив распределительного вала и отвинтить болт крепления этого шкива.
5. Отвинтить болт под скобой крепления трубопровода охлаждающей жидкости (жидкость из системы охлаждения сливать не следует) и извлечь листовой кожух.
6. По порядку отвинтить гайки крепления крышек подшипников распределительного вала.
7. Отделить крышку 1 (около распределителя) от ее бокового уплотнения и снять остальные крышки (крышки 2 и 4 обозначены).
8. Извлечь распределительный вал с правой стороны.
9. Извлечь толкатели и установить их в ряд по порядку (толкатель показан стрелкой).
10. Снять регулировочные пластинки и измерить их толщину.
11. Определить необходимую толщину регулировочных пластинок:       - если измеренная величина зазора слишком мала, то следует установить пластинку меньшей толщины, на величину, записанную на линии 2;       - если измеренная величина зазора слишком большая, то следует установить пластинку большей толщины, на величину, записанную на линии 2.
12. Провести на рисунке еще три линии ниже каждого клапана.
13. На линии (4) нанести измеренную толщину пластинок, которые были сняты с двигателя, затем добавить или вычесть разницу с линией (2), чтобы получить необходимую толщину пластинок, и записать на линии (5). Предупреждение

После замены одной из деталей системы газораспределения или после притирки клапанов следует установить 8 регулировочных пластинок толщиной, по крайней мере, 2,15 мм.

14. Установить толкатели с пластинками необходимой толщины.
15. Установить распределительный вал и крышки подшипников. Следует соблюдать порядок установки. Затянуть крышки подшипников моментом 15 Нм.
16. Провернуть распределительный вал при помощи болта шкива и проверить зазор клапанов. В случае обнаружения неправильного зазора регулировку необходимо повторить.
17. Проверить, находится ли коленчатый вал в положении установки системы газораспределения.
18. Заменить боковое уплотнение крышки подшипника 1, смазать герметизирующей пастой две поверхности уплотнения и нижнее соединение.
19. Установить фланец крепления распределительного вала.
20. Установить новое уплотнение распределительного вала со стороны привода (приспособление 7.0153 Е вместе с болтом и прокладкой шкива).
21. Установить листовой кожух без затягивания крепежных элементов.
22. Отцентрировать кожух при помощи стержня диаметром 10 мм.
23. Установить шкив распределительного вала и вставить в соответствующее место стержень установки системы газораспределения.
24. Затянуть болт крепления шкива моментом 80 Нм.
25. Ввинтить болты крепления кожуха.
26. Установить канал смазки подшипников распределительного вала, распределитель, крышку головки блока цилиндров и подсоединить провода.
27. Установить приводной ремень распределительного вала.
28. Отрегулировать угол опережения зажигания.

carmanz.com

Регулировка клапанных зазоров Vtec

Прежде чем приступить к описанию нудной процедуры регулировки клапанов Vtec, пару слов скажем о том, как это работает.

Идея Хондовских инженеров гениально проста: рядный 4-хцилиндровый ДВС, оснащенный Vtec, сочетает в себе достоинства и 8-клапанника, и 16-клапанника. На низких оборотах работают 2 клапана на цилиндр (впускной и выпускной), на высоких – 4 (2 впускных и 2 выпускных). В результате – ровная мощностная характеристика во всем диапазоне, хорошая эластичность.

Но как это часто и случается (особенно у Хонды!), простая и красивая инженерная идея воплощается в металле через… весьма сложные конструкторские решения. Причем сложные как в реализации, так и в обслуживании, увы.

Итак, каким же образом функционирует Vtec? При достижении определенной частоты оборотов блок управления подает сигнал электромагнитному клапану специальной масляной магистрали. По ней масло подается на исполнительный механизм: подпружиненный плунжер (о нем еще будет много и подробно), установленный внутри специальной втулки, вложенной в специфический втэковский стакан. Давлением масла плунжер сдвигает шторку, шторка блокирует стержень клапана, клапан начинает открываться-закрываться в полном соответствии с профилем кулачков распредвала.

 

 

Нет давления масла – пружина возвращает плунжер на исходную, шторка открывается, и как бы не старался распредвал, движение клапанного стакана на стержень клапана не передается. Как видите, все просто! Жаль только, что для регулировки зазора клапанов Vtec распредвалы придется снимать 3 (!) раза…

Все, теоретическая часть закончена, приступаем к описанию технологии регулировки клапанов на Honda CB 400 SF. Движок с мотоцикла снимать не надо – это плюс. Но для того, чтобы добраться до клапанной крышки и натяжителя моторной цепи, придется демонтировать следующие детали: бак, катушки зажигания, радиатор (частично, но антифриз желательно слить) и (последний штрих!) линейку карбюраторов. Пожалуй, это жирный минус…

 

 

Снимаем правую боковую крышку (под ней масла нет, а через смотровые окошки при вертикальном положении байка оно не выливается), ловим TDC на коленвале…

 

 

Для начала нам нужна та TDC 1, которая соответствует положению кулачков распредвала в 1-ом цилиндре в виде буквы “V”…

 

 

Контролируем по меткам на шестернях распредвалов. Смотреть надо, естественно, в плоскости разъема клапанной крышки…

 

 

Замеряем зазоры клапанов по стандартной процедуре.

 

1

2

3

4

TDC 1

Ex, In

Ex

In

TDC 2

In

Ex

Ex, In

Даже до снятия распредвалов втэковые клапана от обычных отличить легко: зазор втэковых так просто измерить не получится. Дело в том, что как уже описано ранее, в отсутствие давления масла стакан втекового клапана скользит по стержню клапана вхолостую, его (стакан) прижимает к кулачку распредвала исключительно силой специальной возвратной пружины (не путать с клапанной пружиной, хотя внешне они похожи). В результате сначала возникает иллюзия, что все клапанные стаканы равномерно прижаты к кулачкам распредвалов и мы вот-вот без особых усилий выясним величину тепловых зазоров… Увы, вставляем щуп 0,25… и не чувствуем характерного сопротивления; 0,3; 0,4 – все пролетает «со свистом». Поздравляем, Вы обнаружили втековый клапан. Почему так происходит? Дело в том, что возвратная пружина втэкового стакана достаточно слабая, она легко отжимается щупом. Так что выяснить величину тепловых зазоры Vtec без проведения предварительных хитрых манипуляций не удастся…

Результаты измерений заносим в вот такую табличку (пока только для обычных клапанов, на фото представлен ее окончательный вид).

 

 

Едем дальше… Демонтируем натяжитель моторной цепи, верхний успокоитель моторной цепи, моторную цепь фиксируем витой парой, снимаем распредвалы. На следующем снимке хорошо видны клапана Vtec, они выступают над обычными примерно на 5 мм. 4 из 8 отмечены стрелками.

 

 

Вынимать стаканы из колодцев удобно с помощью неодимового магнита, добытого из старого винчестера.

 

 

Извлекаем 8 «нормальных» (не Vtec) стаканов (даже у тех клапанов, чьи зазоры не «ушли»), записываем номиналы регулировочных шайб в таблицу, устанавливаем обратно. Ни в коем случае не вынимайте сразу все 8 стаканов, только по одному! Вынул – записал размер – поставил обратно. Только так.

Начинаем колдовать с Vtec. Магнитом вынимаем стакан вместе со втулкой (она «сидит» плотно, под своим весом не выпадет). Под стаканом та самая возвратная пружина V-стакана, о которой писали выше, ее тоже извлекаем с помощью магнита.

 

 

Пружинки складываем в органайзер, он незаменим при работе с ГБЦ.

 

 

Пользуясь случаем, измеряем длину возвратных пружин.

 

 

На следующем фото запечатлен V-стакан в собранном состоянии, именно так он выглядит, будучи извлеченным из колодца.

 

 

Вынимаем втулку с плунжерным механизмом из стакана. Как уже отмечали, она установлена плотно, потребуется приложить усилие… но аккуратно, не допуская ее перекоса в стакане.

 

 

Вот мы и добрались до регулировочной шайбы (думаю, стрелочки рисовать не обязательно). Записываем ее в таблицу.

 

 

 

Чтобы выяснить величину зазора, нам потребуется имитировать давление масла, т.е. заблокировать плунжер в нажатом положении, в котором шторка закрыта и блокирует стержень клапана относительно втулки. Мозги вскипают, но попробуйте сами объяснить проще… Ничего, когда разобранный стакан будет в руках, все станет понятнее.

Итак, колхозим обманку для Vtec. Для этого мы использовали пластиковую трубку диаметром 5 мм (идею нагуглили на сайте Сержика, за что большое ему спасибо!).

 

 

От трубочки столярным ножом отрезаем колечко толщиной порядка 2,5-3 мм, вставляем его в колодец, в котором движется плунжер. Удерживая колечко пальцем (возвратная пружина плунжера стремится его вытолкнуть его обратно), устанавливаем втулку в стакан.

 

 

Вот так выглядит клапанный стакан установленным имитатором. Шторка закрыта и будет давить на стержень клапана.

 

 

С одной стороны, кто-то скажет: «колхоз», но возложенную ответственную задачу сей девайс решает надежно и эффективно, а сведений об «ориджинал тул’с» для этой процедуры найти нам все равно не удалось. Так что «за неимением гербовой, пишем на туалетной».

Все описанные манипуляции проводим с каждым Vtec-стаканом поочередно: вынимаем стакан, устанавливаем обманку, ставим стакан на место без возвратной пружины (они остаются спокойно лежать в органайзере). Следующее фото наглядно демонстрирует итог этой работы: все клапанные стаканы (и Vtec и обычные) выступают из колодцев на одинаковый уровень. Можно устанавливать распредвалы и измерять зазоры зловредного Витэка.

 

 

Устанавливаем распредвалы и натяжитель моторной цепи. О последнем скажем несколько слов адресно. Тем, кто планирует самостоятельно отрегулировать зазоры Vtec, мы бы посоветовали предварительно обзавестись следующей приспособой (можно изготовить самостоятельно):

 

 

Без этого волшебного ключика процедура снятия установки распредвалов превращается в сущее мучение. Как известно, натяжитель моторной цепи нужно устанавливать во взведенном (сжатом) состоянии, а легко и непринужденно заблокировать его в таком положении способен именно этот девайс. Нет, можно, конечно, воспользоваться коротенькой отверточкой или загнутым под 90 град. обточенным под шлиц гвоздем… Но в условиях жесткого дефицита места (в лучших традициях Honda) эти акробатические этюды напрягают.

Итак, распредвалы установили, постели протянули с моментом (в нашем случае 12 Н*м), поставили натяжитель, проверили метки, прокрутили коленвал на 360 град., проверили метки вторично. Теперь можно измерить зазоры Vtec и окончательно заполнить таблицу.

 

 

Для красоты и удобства тепловые зазоры отмечены черным шрифтом, номиналы установленных регулировочных шайб красным. В принципе, все зазоры в лимиты уложились, но учитывая объем проведенной работы, 5 шайб мы все же решили заменить (зеленый шрифт), есть шансы, что до следующей регулировки (еще через 25000 км) они не дотянут. Подобрать шайбы можно с помощью таблицы или путем нехитрых арифметических операций вычислить самостоятельно.

Опять (второй раз) снимаем распредвалы, в соответствии с таблицей меняем шайбы (обманки Vtec остаются на месте), устанавливаем распредвалы обратно (не забудем сказать себе спасибо за изготовленный блокиратор натяжителя). Прокручиваем коленвал, контролируем получившиеся зазоры.

Если все ОК, в третий раз снимаем распредвалы, извлекаем стаканы Vtec (по одному!), разбираем их, удаляем обманки Vtec, устанавливаем возвратные пружины стаканов, монтируем распредвалы… и так далее, как принято писать в мануалах: сборка в обратном порядке.

Всё!!!

Уф-ф, писать о процедуре регулировки тепловых зазоров Vtec оказалось ничуть не менее сложно, чем проделать эту работу, так что строго не судите! Если что-то на Ваш взгляд можно сделать проще, технологичней или рациональней, обязательно пишите, внесем коррективы в статью. Спасибо всем, кто осилил до конца!

Похожие статьи

depoanalgin.com