|
|
Примечание:Эта операция не выполняется на двигателях с гидравлическими компенсаторами зазоров клапанов. Зазоры в механизме привода клапанов можно проверять как на холодном, так и на горячем двигателе, но следует обратить внимание на то, что их значения зависят от температурного состояния двигателя. Если планируется контроль/регулировка зазоров в механизме привода клапанов на горячем двигателе, необходимо запустить и прогреть двигатель, затем остановить его. Внимание: Если зазоры проверяются на горячем двигателе, следует принять дополнительные меры безопасности, чтобы избежать возгораний. Поворотом коленчатого вала установить поршень цилиндра № 1 в ВМТ конца такта сжатия. Проверить зазор в клапане цилиндра № 1. Обычно зазоры в механизме привода клапанов проверяются в соответствии с порядком работы цилиндров. Значения зазоров в механизме привода клапанов, так же как и операции и условия проверки можно найти в Руководстве по ремонту. Двигатели с коромыслами клапанов: Для измерения зазора вставить щуп определенной толщины между торцом стержня клапана и коромыслом с регулировочным эксцентриком. Щуп должен входить и выходить с легким защемлением. Если зазор слишком большой или недостаточный, отпустить контргайку, вставить крючок из металлического провода большого диаметра и вращать эксцентрик до получения правильного значения зазора (см. рисунок). Как только зазор отрегулирован, удерживая эксцентрик крючком, затянуть контргайку. Снова проверить зазор — иногда он немного меняется при затяжке гайки. Если это произошло, следует повторить регулировку зазора. Двигатели с механическими компенсаторами зазоров клапанов: Для измерения зазора вставить щуп определенной толщины между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. Щуп должен входить и выходить с легким защемлением. Если зазор слишком большой или недостаточный, повернуть коленчатый вал так, чтобы кулачок распределительного вала клапана, который необходимо отрегулировать, был обращен вверх. Специнструментом нажать на толкатель клапана и вставить стопор между распределительным валом и толкателем. Извлечь регулировочную шайбу с помощью отвертки и магнита. Измерить толщину снятой шайбы микрометром (см. Руководство по ремонту). Следует знать, что уменьшенные зазоры приводят к прогоранию клапанов. Увеличенные зазоры клапанов, с другой стороны, могут привести к повышенному шуму в газораспределительном механизме, преждевременному износу регулировочных винтов коромысел и стержней клапанов. Как отрегулировать зазор в клапанах самому. Регулировка зазора
Регулировка зазора в механизме привода клапанов
Похожие статьи:
poznayka.org
Наличие ровных зазоров кузова предполагает правильно отрегулированные кузовные панели. Если машина имеет светлый цвет, то не ровные и не симметричные зазоры между панелями особенно заметны.
Неровные зазоры и, соответственно, неправильно отрегулированные панели кузова влияют на:
На заводах и в профессиональных мастерских используют специальные линейки, позволяющие легко измерить зазоры между панелями. Такую линейку не сложно изготовить самому. Ей можно быстро сравнить разные зазоры, даже не запоминая значений.
Совпадение прилегающих панелей по плоскости можно проверить, приложив линейку ребром одновременно к двум краям разных панелей. Между линейкой и кузовом допускается зазор в 2 мм.
Рекомендации размера зазоров между панелями кузова от производителя варьируются для разных панелей кузова. Могут быть разные параметры для переднего крыла и капота в сравнении с передним крылом и передней дверью. Обычно размер зазоров между панелями варьируется от 3 до 8 мм. В некоторых случая зазоры могут быть больше.
Важно правильно понять причину неровного расположения панелей и зазоров между ними.
Желательно удостовериться, что все структурные элементы кузова, на которых, собственно, крепятся панели, имеют правильные геометрические параметры. Если есть смещения и перекосы, то добиться ровных и симметричных зазоров будет не возможно, за исключением минимальных изменений, которые можно компенсировать регулировками креплений кузовных панелей. К примеру, если подкапотная планка, на которой крепится верхняя часть радиатора и замок капота, смещена, то зазоры капота с передними крыльями будут неровными и неодинаковыми.
Нужно сделать диагональные измерения симметричных точек и, при необходимости, устранить смещение вытягиванием в нужном направлении.
Более простыми причинами могут быть износ шарниров дверей и их провисание, отсутствие одного или нескольких болтов креплений, не настроенные замки или просто неправильно установленная кузовная панель.
При регулировке зазоров, нужно чтобы машина стояла без перекосов, на ровной поверхности, не поддомкраченная.
Перед началом регулировки зазоров конкретной панели, нужно внимательно изучить конфигурацию и размеры имеющихся зазоров, чтобы понять, куда нужно сдвинуть эту кузовную панель.
Некоторые панели кузова могут регулироваться за счёт хода болтов. Продолговатые болтовые отверстия позволяют регулировать положение панелей. Они позволяют, до полного закручивания болта, изменять положение панели в небольших пределах. Некоторые гайки, интегрированные в кузов, имеют небольшой свободный ход и, также, позволяют регулировать положение кузовной панели.
Рёбра жёсткости панелей (канты) должны совпадать друг с другом. Они должны составлять одну линию от панели к панели.
Двери
При регулировке зазоров начните с панели, прилегающей к несъёмной части кузова. Обычно начинают с задних дверей. Они вплотную подходят к задним крыльям, которые приварены и их положение не будет меняться. Нужно выставить дверь так, чтобы все зазоры были ровными (боковой, верхний и нижний), а также петлёй замка отрегулируйте «вылет» двери относительно заднего крыла. Дверь не должна выступать и не должна быть утоплена в проём.
На старых машинах шарниры могут иметь износ, и дверь может провисать. Это можно компенсировать поднятием той части шарнира, которая крепится к кузову, либо нужно заменить шарнир на нормальный.
Ненормально узкий зазор между дверьми может быть из-за неправильного расположения центральной стойки кузова. Её могли не дотянуть или вообще не вытягивать после аварии, просто заменив двери. В этом случае задняя дверь может плохо закрываться и немного выпирать относительно заднего крыла.
Регулировать зазоры удобнее вдвоём. Один человек держит панель, а другой корректирует и прикручивает. Особенно это важно, когда осуществляется замена тяжёлой панели кузова (двери, капот). Можно регулировать и одному, что будет сложнее, но вполне осуществимо. Для удобства самостоятельной установки дверей существуют приспособления, крепящиеся к домкрату. Что-то подобное, при желании, можно изготовить самому.
При открывании и закрывании двери, она не должна подниматься вверх или опускаться вниз. Если такое происходит, то петлю замка в проёме нужно отрегулировать. Если петля не слишком сильно затянута болтами, то её можно сместить вверх или вниз резким ударом молотка. Дверь должна открываться и закрываться легко и не изменять своего положения.
Иногда нужно дверь «перегнуть» по месту. К примеру, рамку двери отогнуть в сторону проёма, а нижнюю часть двери от проёма или, наоборот, в зависимости от того, как дверь расположена в проёме.
Если возникает необходимость снять переднее крыло для доступа к болтам шарниров передней двери, то край двери лучше заклеить малярной лентой, чтобы не поцарапать лакокрасочное покрытие двери при снятии и установке крыла.
Передние крылья
Крылья нужно настраивать после настройки дверей. У крыла есть несколько креплений, каждое из которых влияет на его расположение относительно передней двери и капота. Нужно, также, учитывать расположение крыла относительно фары с поворотником.
Начните выравнивать крыло и затягивать болты креплений с его задней верхней части, рядом с верхним краем передней двери. Необходимо будет прикручивать крепления, которые находятся за дверью. Таким образом, нужно добиться ровного зазора по всей длине, учитывая выпуклость двери, которую должно повторять крыло. Далее можно переходить к части крыла, которая идёт вдоль капота.
Капот и крышка багажника
Капот регулируется шарнирами, резиновыми упорами и замком. Шарниры позволяют регулировать расположение капота влево-вправо, вперёд-назад и по высоте.
Кроме одинаковых ровных зазоров с крыльями, капот должен быть ровно выставлен по длине крыльев. Если он сдвинут в сторону лобового стекла или к фарам, то его положение необходимо изменить. Для этого нужно пометить маркером текущее положение капота относительно шарниров с внутренней стороны капота и немного ослабить болты, так, чтобы капот не болтался, но мог перемещаться вперёд и назад. Пометки помогут ориентироваться относительно предыдущего положения капота. Лучше регулировать попеременно каждую сторону отдельно. Далее затяните болты и закройте капот для проверки его положения. При необходимости повторите процесс.
Если зазоры капота и крышки багажника ровные по длине с обеих сторон, но разные по ширине, то можно открыть капот (или крышку багажника) и, удерживая с двух сторон, резко, с усилием толкнуть капот/крышку багажника в бок, где зазор шире. Так можно воздействовать на шарниры и сдвинуть капот/крышку багажника на несколько миллиметров. Если капот примет необходимое положение, то и замок капота нужно отрегулировать, так как он тоже влияет на положение капота. Неправильно отрегулированный замок может «уводить» капот в сторону при закрывании.
Регулируемые резиновые упоры (отбойники) устанавливаются на внутреннюю сторону капота, на подкапотную планку и на внутреннюю часть крышки багажника. Они могут регулироваться и влиять на расположение капота по высоте, а также на плотность закрывания и высоту открывания капота.
kuzov.info
Практически все современные автомобили оснащены системой гидрокомпенсаторов (гидроопор), благодаря которой владельцы этих автомобилей избавлены от такой весьма недешевой и очень ответственной операции как регулировка клапанов. Однако при усложнении систем надежность и ремонтопригодность значительно снижается. Даже славящаяся своими моторами, которые считаются одними из надежнейших в мире «Хонда», все еще сохраняет свою «верность» упорному винту с контргайкой, поскольку надежное качество заводской регулировки остается практически неизменным даже при пробеге в сто тысяч километров. А если говорить о российском автопроме, то лишь немногие автомобили неклассической серии марки «Жигули» радуют своих хозяев стабильностью зазоров.
В переднеприводных автомобилях ВАЗ (то есть в механизме, которых присутствуют регулировочные шайбы), проверку зазоров достаточно делать при прохождении 30 тыс. километров при условии отсутствия посторонних звуков. Автомобили с рычажными приводами в ГРМ, такие как «Москвич», «Запорожец», «Волга», «Жигули» желательно проверять зазоры при каждом прохождении ТО. Те же самые «Хонды» требуют подобной проверки чуть реже – раз в сорок тысяч километров.
Вид на «постель» и поверхности гидрокомпенсаторов 16 клапанного двигателя ВАЗПринципы регулировки многих моторов практически идентичны. Проводится она при остывшем моторе, поскольку точность измерений напрямую зависит от температуры, указанной в мануале к автомобилю (примерно 15-25 С⁰). Увеличение температуры приводит к росту зазоров, поэтому мастера, регулирующие на неостывшем двигателе, вносят соответствующую поправку, но так как у всех двигателей такая зависимость индивидуальна, то время, в течение которого двигатель остывает можно использовать для других работ по обслуживанию транспортного средства.
Так как у многих автомобилей измерение зазора производится под регулировочным винтом, то для контроля обычно достаточно набора стандартных щупов шириной около сантиметра. В «классике» необходимо регулировать только широким щупом, поскольку узкий, по причине перекоса в рычаге клапана может выдать ошибку. Так как с точностью измерить зазоры в «Жигулях», где они равны 0,15 мм (с разбросом от 0,14 до 0,17 мм) используя один щуп очень сложно, то мастеру приходится полагаться на свой опыт и интуицию: если щуп шириной 0,15 мм с легкостью входит в зазор, то его размер слишком велик, а если гнется и не входит, то налицо пережатие клапана.
Набор щупов для измерения зазоровПри затяжке контргайки зазор может «уходить», поэтому выставить зазор точно не всегда удается. При этом размер зазора может быть увеличен по сравнению с идеальным, тогда как уменьшение его строго запрещено. Стоит учитывать, что в поправочной таблице показатели установлены для статичного двигателя, а в работающем двигателе наблюдается уменьшение зазоров, поскольку по сравнению с другими деталями газораспределительного механизма клапаны удлиняются за счет нагрева намного больше.
При «перетягивании» клапана мотор будет работать тише, однако он может перестать закрываться при некоторых режимах работы, головка цилиндров не будет получать тепло от его тарелки, и будет перегреваться все больше и больше, что, в конце концов, приведет к прогоранию клапана — двигатель начнет троить и перестанет тянуть. В некоторых случаях осколок тарелки может повредить цилиндр и поршень. Если при снятии распределительного вала на нерабочей стороне кулачков будут видны следы износа, значит, имело место «перетягивание клапана».
Клапанный механизм классического двигателя ВАЗПрактика показывает, что нерабочая поверхность кулачков распределительного вала на а/м «Жигули» зачастую неидеальна и биение достигает 0,04 мм. Это можно узнать, если проверять зазоры в разных положениях кулачка – непосредственно до открытия и сразу же после закрытия. Делается это следующим образом: при таком расположении распредвала, когда метка, расположенная на его шестерне направлена вверх, проверяются клапаны 4,6,7,8. При повороте коленчатого вала на 180 градусов, что будет соответствовать повороту распределительного вала на 90 градусов, проверяются клапаны 1,3,4,7. Следующий поворот дает возможность проверить клапаны 1,3,2,5, затем 2,5,6 и 8 клапаны. Идеальным результатом будет совпадение измерений во всех клапанах, в ином случае ориентиром при выставлении зазора будет служить самое «зажатое» место.
Большую точность, чем щуп при проверке и регулировке зазоров на горячем двигателе «Жигулей» обеспечат специально предназначенные устройства с часовым индикатором. Хотя практика показывает, что эти устройства не всегда подходят при регулировке одновременно двух клапанов, так как индикаторные отверстия не соответствуют осям регулировочных болтов, следствием чего является смещение от середины рычага ножки индикатора. Вследствие того, что рычаг в свободном состоянии зачастую имеет небольшой перекос, в измерениях может быть небольшая, но ошибка. Некоторые приспособления требуют дополнительной доработки, например небольшого стачивания, так как головки винта могут упираться в индикатор.
Вид на 8ми клапанный механизм переднеприводного ВАЗаТочность регулировки в двигателях автомобилей наподобие вазовской «восьмерки», где зазор легко регулировать подбором шайб, обеспечивается гораздо легче, причем допускная возможность на «неклассических» моделях в 3 раза больше, чем на «классике». Для них размеры зазоров следующие: на впускных клапанах 0,2 миллиметра с погрешностью в 0,05 миллиметра, и на выпускных 0,35 миллиметра с той же погрешностью. Регулировка зазоров обязательна, при условии того, что на выпускных клапанах щуп в 0,3 мм не проходит в зазор между распредвалом и шайбой, или щуп в 0,4 мм свободно проходит. Размеры щупов на впускных клапанах соответствуют 0,15 и 0,25 миллиметра. В этом случае необходимо другое приспособление, которое крепится штатными гайками с шайбами на шпильках крепления крышки на головке цилиндров.
Устанавливаем коленвал в такое положение, когда кулачок клапана, который вы регулируете, смотрит вверх. Из углубления, находящегося вблизи толкателей маленьким шприцом отсасываем машинное масло, чтобы было удобнее извлечь шайбу и сориентировать толкатель. С помощью тонкой отвертки или шила нужно повернуть толкатель в такое положение, чтобы прямоугольный вырез «смотрел» прямо на вас. Утопим толкатель и устанавливаем между распредвалом и его бортиком фиксатор, предварительно нажав на рычаг приспособления, затем пинцетом извлекаем шайбу, подцепив ее шилом. Будьте аккуратны при этом действии, иначе при случайном выскакивании фиксатора толкателя можно получить очень серьезную травму. Чтобы подобрать новую шайбу (ее размер вымаркирован на поверхности), нужно измерить толщину установленной с помощью микрометра. Если старая изношена не очень сильно, то она вам может пригодиться в ремонте других клапанов автомобиля. Устанавливать новую шайбу в толкатель следует маркировкой вниз, затем с помощью приспособления снова утапливаем толкатель и достаем фиксатор.
Для наибольшей точности замеров необходимо дождаться остывания двигателя до 15-25 градусов, использовать два вида щупов – «непроходной» и «проходной» и проводить замеры не менее двух раз при повернутом на полный оборот распредвале.
autoshas.ru
Чтобы обеспечить плотное прилегание головки клапана к седлу, необходим определенный тепловой зазор между стержнем клапана и носком (влитом) коромысла или болтом толкателя.
Тепловые зазоры в клапанах изменяются в следствии их нагрева, изнашивания и нарушения регулировок. Когда зазор в клапанах увеличен, они открываются не полностью, в результате чего ухудшается наполнение цилиндров горючей смесью и очистка их от продуктов сгорания, также повышаются ударные нагрузки на детали клапанного механизма.
При недостаточном зазоре они плотно садятся на седла, вследствие чего происходят утечки газов, образование нагара с обгаранием рабочих поверхностей седла и клапана. Из - за неплотной посадки клапанов, при такте сжатия рабочая смесь может попадать в выпускной газопровод, а в процессе такта расширения газы имеющие высокую температуру, могут прорываться во впускной газопровод, вследствие чего в этих газопроводах возможны хлопки или вспышки, что является признаком неплотной посадки клапанов. Для плотного прилегания головки клапана к седлу тепловой зазор устанавливают между носком коромысла (рис 3,1) и торцом стержня клапана 2 при нижнем распределительном валу. Для регулировки зазора в клапанах (рис 3,7) служит регулировочный винт 3 с контрогайкой, ввернутый в коромысло 1.
Под фазами газораспределения понимают моменты открытия и закрытия клапанов относительно мертвых точек, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала. Из общей групповой диаграммы фаз газораспределения (рис 3,8 а) видно что при такте впуска выпускной клапан 1 (рис 3,8 г) начинает открываться с опережением, т.е. до подхода поршня в верхнюю мертвую точку. Угол «а» опережения открытия впускного клапана для двигателей различных моделей находится в пределах 10- 32о. Закрывается впускной клапан с запозданием после прохождения поршнем нижней мертвой точки (во время такта сжатия). Угол запаздывания закрытия впускного клапана в зависимости от модели двигателя составляет 40 - 85о.
Выпускной клапан 2 (рис 3,8) начинает открываться до подхода поршня к нижней мертвой точке (во время такта рабочего хода) Угол Y опережения открытия выпускного клапана для различных двигателей колеблется в пределах 40 - 70о. Закрывается выпускной клапан после прохождения поршнем верхней мертвой точки (во время такта впуска). Угол запаздывания закрытия выпускного клапана равен 10 - 50о. Общая круговая диаграмма показывает, что в определенный период времени одновременно открыты впускной и выпускной клапаны. Угловой интервал а + б вращения коленчатого вала, при котором оба клапана открыты называется перекрытием клапанов, которое необходимо для своевременной и качественной очистки цилиндров от продуктов сгорания.
Существует четыре вида ТО: ЕО - ежедневное обслуживание, ТО-1 - техническое обслуживание 1, ТО-2 - техническое обслуживание 2 и СО - сезонное обслуживание. При ТО-1 проверяют посадку клапанов в седлах, нет ли изгиба стержня, клапана, трещины тарелки клапана, состояние пружины. Если стержень клапана изогнут, то его правят под прессом, при трещине тарелки клапан заменяют, при слабом действии пружины она также подлежит замене. При ТО-2 проделывают выше перечисленные процедуры и плюс к этому проверяют распределительный вал - нет ли изгиба; износ опорных шеек и кулачков. Если есть изгиб, то его правят под прессом, а изношенные шейки и кулачки шлифуют до одного из ремонтных размеров. Определяют нет ли изгиба штанги, износ толкателя. При изгибе штанги ее правят, а толкатель растачивают до одного из ремонтных размеров. Проверяют состояние коромысел.
После всех вышеприведенных операций выполняют регулировочные работы. Проверяют и регулируют тепловые зазоры между толкателями и носиками коромысел. Зазоры регулируют пластинчатым щупом при полностью закрытых клапанах на холодном двигателе. Регулировку зазоров в клапанах выполняют начиная с первого цилиндра в последовательности соответствующей порядку работы цилиндров двигателя.
Зазор регулируют до нужной величины, вращая регулировочный винт толкателя или винт коромысла, отпустив контргайку. Зазор должен соответствовать заводским данным. Например, для двигателей ЗАЗ-53, ЗИЛ-130, ЯМЗ-236 зазор должен быть равен 0,25 - 0,30 мм.
Для установки поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке при также сжатия используют установочные метки двигателя.
Цилиндр, головка цилиндра, штанга и другие механизма привода клапанов нагреваются по мере прогрева двигателя до 80 - 150 оС, а клапаны до 300 - 600 оС. При этом тепловой зазор между деталями уменьшается, что не гарантирует плотной посадки клапана на седло при температурных деформациях деталей.
Например, при работе двигателя с чрезмерно малым тепловым зазором выпускного клапана происходит перегрев тарелки, на ней появляются трещины, размягчается седло клапана и ускоряется его износ вследствие прорывов газов. С другой стороны, если тепловой зазор больше необходимого, появляется сильный стук при работе клапанов, возникает интенсивный износ деталей механизма газораспределения.
На практике тепловой зазор обычно определяют с помощью стального щупа при 20 - 25 оС (рис 2,6). Если температура стальных деталей привода клапана и алюминиевых деталей, в которых они установлены, отличается от указанной, то необходимо вводить поправку, так как при уменьшении температуры деталей измеренный зазор будет меньше, а при увеличении - больше. Следует также учитывать, что при износе контактных поверхностей фактический зазор будет больше измеренного щупом из - за не учета канавок 4, которые оказываются под нижней полостью щупа (рис 2,6 а). Поэтому лучше пользоваться индикатором для изменения хода рычага привода в зоне его контакта с клапаном.
Ремонт
Основными дефектами распределительного вала являются изгиб, износ опорных шеек и шейки под распределительную шестерню, износ кулачков. Биение промежуточных опорных шеек проверяют при установке вала в призмы на крайние опорные шейки. Допустимое биение определено техническими условиями. Если биение превышает допустимое значение, то вал правят под прессом. Изношенные шейки шлифуют под меньший диаметр до одного из ремонтных размеров. После шлифования шейки полируют абразивной лентой или пастой ГОИ. При этом осуществляют замену изношенных опорных стоек на новые. Внутренние диаметры новых запрессованных втулок обрабатывают разверткой или расточкой резцом под размер перешлифованных шеек распределительного вала. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров можно восстанавливать хромированием или осталиванием под номинальный или ремонтный размер.
Небольшой износ кулачков устраняют шлифованием на шлифовальном станке. При значительном износе вершину кулачка можно восстановить наплавкой сормайтом №1 с последующим предварительным шлифованием на электро - шлифовальной установке и окончательной обработкой на шлифовальном станке.
Наиболее часто встречающимися дефектами клапанов являются износ и обгарание рабочей фаски, деформации тарелки, износ и изгиб стержня. Клапаны с небольшим износом рабочей фаски восстанавливают притиркой к седлу. При значительном износе или наличии глубоких раковин и рисок осуществляют шлифование и притирку. После шлифования фаски высота цилиндрической части головки клапана должна быть не менее установленной техническими условиями. Все клапаны притирают одновременно на специальном станке.
Допускаемое биение стержня клапана и рабочей фаски предусмотрено техническими условиями. При большом биении стержень клапана правят. Изношенный стержень клапана можно восстановить хромированием или осталиванием с последующим шлифованием до номинального размера. Изношенный торец стержня клапана шлифуют до получения гладкой поверхности.
У толкателей клапанов изнашиваются сферические и цилиндрические поверхности. Стержень восстанавливают шлифованием до ремонтного размере или хромированием. При этом отверстие у направляющих толкателей обрабатывают разверткой под размер устанавливаемых стержней или для запрессовки втулки. Втулки изготавливают из серого чугуна и запрессовывают с натягом 0,02 - 0,03 мм. После запрессовки внутренний диаметр втулок обрабатывают разверткой, обеспечивая необходимый зазор в соединении. Износ сферической поверхности стержня устраняют шлифованием по шаблону, выдерживаю установленную техническими условиями высоту.
В коромыслах клапанов изнашиваются втулки, которые заменяют на новые и растачивают отверстие в них до номинального или ремонтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сферическую поверхность носка коромысла обрабатывают шлифованием. Износ и раковины на фасках седел клапанов устраняют шлифованием или осуществляют замену седла. Производят притирку седла с клапаном или зенкование с последующим шлифованием и притиркой. При зенковании (рис 11,6) применяют комплект из четырех зенковок, имеющих углы наклона режущих кромок 30 или 45, 75 и 15о. Зенковки с углами 75 и 15о вспомогательные - их применяют для получения необходимой рабочей фаски.
Рабочие фаски седел клапанов шлифуют абразивными кругами под соответствующий угол. При больших износах седла клапана, когда утопание калибра превышает допустимое значение, указанное в тех условиях, седло клапана заменяют новым. Для этого изношенное клапанное седло растачивают, а затем запрессовывают вставное седло клапана, расчеканивая с помощью специальной оправки. Далее шлифуют и зенкуют рабочую фаску до получения требуемого размера. Затем осуществляют притирку с рабочей поверхностью клапана.
Притирку выполняют на специальных станках, которые полностью механизируют процесс и позволяют выполнять обработку всех клапанов одновременно. Для притирки применяют притирочную пасту или пасту ГОИ. Рекомендуется вначале притирку проводить более грубой пастой. Тонкая паста применяется для получения окончательной чистовой поверхности. Притирка должна обеспечивать плотное, герметичное соединение рабочих фасок клапана и седла, исключающее возможность проникновения газов. Притертые клапан и седло должны иметь по всей окружности фаски ровную матовую полоску «а» определенной ширины (рис 11,7). Качество притирки проверяют прибором (рис 11,8) с помощью которого создают над клапаном избыточное давление воздуха 0,07 МПа. Давление устанавливают по манометру, и оно не должно заметно снижаться в течение одной минуты.
При ослаблении посадки седла клапана в гнезде его выпрессовывают, а отверстие растачивают для установки седла ремонтного размера. При выпрессовке применяют различные съемники (рис 11,9)
studfiles.net
Как отрегулировать зазор в клапанах самому — Регулировкa тепловых зaзоров в клапанном механизме у автомобилей ВАЗ. При износе рычагов, торцов клапанов, кулачков распределительного вала и регулировочных шайб возникает увеличение зазоров, а при износе фасок клапанов и седел происходит их уменьшение.
Как отрегулировать зазор в клапанах самому
Повышение температуры в двигателе происходит , в тяжелых дорожных условиях и в связи с этим зависший клапан может разрушиться. При небольшом увеличении зазоров последствия не так велики, как при их недостатке. В любом случае регулировка зазоров происходит после натяжения ремня или цепи в холодном состоянии двигателя. Для двигателей разных моделей автомобилей имеются различный нормы зазоров.
В принципе, здесь нет ничего сложного, но это на взгляд профессионала. Можете попробовать, мы предлагаем пошаговую инструкцию, как отрегулировать зазоры самому. Но если для вас это покажется сложным, то не рискуйте, а обратитесь в любой авторемонт, где все работы проведут быстро и качественно.
Правила регулировки теплового зазора у заднеприводных автомобилей ВАЗ, норма зазора = +- 0.17мм.:
1.) Повернуть коленчатый вaл по часовой стрелке до совпадeния метки до совпадения на шкивe распределительного вала с мeткой на корпусe подшипников. Данное положение соответствует концу тактa сжатия в четвeртом цилиндре. При нем рeгулируется зазор у выпускного клaпана четвертого цилиндра и впускного клaпана третьего цилиндрa.
2.) У регулировочного болта ослабить контргайку.
3.) Щуп тoлщиной 0.15 мм уместить между кулачкoм распределительного вала и рычагом. Гаечным ключом завертываем или отвертываем болт, пока при зaтянутой контргайке щуп нe будет входить с лeгким натягом.
4.) После регулировки зазоров у выпускного клaпана четвертого цилиндра и впускного клaпана третьего цилиндра, поворачиваем коленчатый вaл на 180 градусов и регулировать зазоры поочередно.
Правила регулировки теплового зазора у переднеприводных автомобилей, норма зазора впускных клапанов = +- 0.2мм., а норма зазора выпускных клапанов = +- 0.3мм:
Для более точной регулировки нам помогут специальный шайбы , что находятся в гнездах толкателей двигателя. Толщину регулировочной шайбой мы подбираем по зазор. Действуем в следующем порядке:
1.) Установить на шпильки крeпления крышки головки цилиндров приспособлeние для утапливания толкатeлей клапанов.
2.)Повернуть коленчатый вал до совмeщения установочных мeток на шкиве и заднeй крышке зубчатого ремня, за потом довернуть его еще на 40 градусов. У первого цилиндра будет фаза сгорания.
3.)Сверить набором щупов зазоры у пeрвого и третьего кулачков распрeделительного вала.
4.)Если отличается от нормы зазор, то толкатель топим и фиксируем его в нижнем положeнии, установив его между краем толкатeля и распределитeльным валом фиксатор.
5.)Удаляем регулировочную шайбу и измеряем ее толщину с помощью микрометра.
6)Находим толщину следующей шайбы, с помощью формулы: Ш = С + (З — Н)
Ш — следующая толщина шайбы;
С — толщина снятой шайбы;
З — замeренный зазор;
Н — номинальный зазор.
7.)Новую шайбу устанавливаeм в толкатель маркировкой в сторону толкателя, убрать фиксатор и еще раз провернуть зазор. Если он отрeгулирован верно, то щуп тoлщиной 0.2 войдет с не сильным защемлением.
8.) Послeдовательно поворачивая колeнчатый вал на пол-оборота , что соoтветствуeт повороту мeтки на шкиве распределительнoго вала на 90 градусов.
Вращать коленчатый вал нужно только, когда регулировочная шайба в гнезде толкателя.
Между кулачком и толкателем можно уменьшить зазор, благодаря самодельной шайбы, толщина которой равна разности между фактическим зазором и его требуемой величины. Это является временной мерой, так как материал менее износостойкий.
При повторном стуке клапанов, виной служат ослабляющее крепление корпуса подшипников распредeлительного вала в связи с вытяжкой старых шпилек.Все не закаленные шпильки и гайки лучше заменять на новые.
Как отрегулировать зазор в клапанах самому: Как отрегулировать зазор в клапанах самому:
Как отрегулировать клапана видео инструкция:
sochi-avto-remont.ru
Эта тема поможет Вам понять для чего это необходимо, последствия несвоевременной регулировки, периодичность и как определить необходимость, самостоятельно выставить тепловые зазоры клапанов. Многие понимают важность этого мероприятия и своевременно проводят регулировку собственными силами или же доверяют эту работу специалистам автосервисов.
В процессе работы двигателя трущиеся детали изнашиваются, установленные зазоры изменяются. В клапанном механизме важную роль имеет тепловой зазор клапанов. Для нормальной работы двигателя, важно соблюдать время открытия, закрытия клапанов и сохранить герметичность в закрытом состоянии.
Когда двигатель еще не прогрет между торцом клапана и коромыслом, или толкателем и распределительным валом должен быть определенный заводом зазор. Рассчитан он исходя из температурного расширения металла, то есть когда двигатель прогрет до рабочей температуры многие детали газораспределительного механизма нагреваются и по закону физики имеют свойство расширяться, удлиняться, увеличиваться в размере. Разные металлы имеют разное тепловое расширение, разная длинна и форма деталей, поэтому на разных двигателях будет различаться рекомендуемые тепловые зазоры.
Тепловой зазор впускных и выпускных клапанов отличается по причине разной температурной загруженности и отличающихся свойств металлов, из которых изготовлены клапаны.
Если зазоры выставлены правильно, после прогрева они уменьшаются до минимальных значений обеспечивая своевременное регулирование фаз газораспределения и продолжительный срок службы деталей. Пока двигатель холодный можно заметить повышенный шум, не следует прогревать двигатель на больших оборотах, чтобы избежать ударных нагрузок на торец клапана.
В процессе работы, клапаны и седла постепенно расклепываются, увеличивается глубина посадки клапана в седле, это приводит к уменьшению теплового зазора. Более подробно о седле клапана на сайте есть статья. Изнашиваются кулачки распределительного вала, коромысла, плоскость толкателей и торцы клапанов, что приводит к увеличению зазора. Мощность двигателя падает из-за нарушения фаз газораспределения, увеличивается износ многих сопутствующих деталей, в результате чего запускается цепная реакция, приходят в негодность целые детали, они в свою очередь влияют на следующие.
Если зазор больше рекомендуемого производителем, постоянная ударная нагрузка на клапаны уменьшает их срок службы, расклепывает, скалывает торец постепенно увеличивая зазор, повышается шумность. Уменьшается мощность из-за нарушения фаз газораспределения, так как ухудшается наполняемость цилиндров топливовоздушной смесью и эффективность сгорания.
Если тепловой зазор меньше, после прогрева, клапаны не герметично закрывают камеру сгорания, уменьшается компрессия, часть поступившей топливовоздушной смеси выбрасывается через щели между клапаном и седлом при такте сжатия. Во время рабочего хода раскалённые отработанные газы так же прорываются и приводят к прогару клапанов. Тарелки клапанов не касаются седел нарушается теплоотдача, отсюда следует нагрев клапана до температур при которых увеличивается износ (окисление, коррозия) вероятность заклинить в направляющей втулке или подвергнуть ее быстрому износу, обрыв тарелки, повышенная нагрузка на ремень ГРМ.
· Впускные клапаны в большей степени охлаждаются свежей поступающей топливовоздушной смесью и имеют лучшее охлаждение.
· Выпускные основную часть тепла передают на седло клапана. В случае зависания или зажатия (отсутствия теплового зазора) высокая температура разрушает клапан и направляющую втулку.
Определить необходимость регулировки в первую очередь следует по графику ТО и ТР установленного производителем, ознакомьтесь с примером ниже. Данную информацию можно получить из мануалов по конкретному автомобилю, двигателю.
Операции технического обслуживания: П = Проверка и исправление. З = Замена.
№ |
Список работ |
10 000 км |
20 000 км |
30 000 км |
40 000 км |
50 000 км |
60 000 км |
70 000 км |
80 000 км |
90 000 км |
100 000 км |
1 |
Проверка клапанного зазора |
П |
|||||||||
2 |
Проверка, регулировка, замена (при необходимости) приводных ремней |
П |
П |
П |
П |
П |
|||||
3 |
И так далее, ниже пойдет список основных работ |
З |
З |
З |
З |
З |
З |
З |
З |
З |
З |
Так же потребуется регулировка при внеплановом ремонте двигателя или при любом удобном случае.
Следует проверить тепловой зазор при наблюдении некоторых характерных симптомов: снизилась мощность, посторонний шум (шелест, звон) низкая компрессия, увеличенный расход топлива, масла, прострелы в глушитель или впускной коллектор, по сигналу Check богатая бедная смесь, по состоянию свечей зажигания. Любая из перечисленных неисправностей как в единичном случае, так и несколько одновременно, может говорить о неисправной работе газораспределительного механизма, возможно и других узлов.
Самостоятельная регулировка теплового зазора клапанов.
Перед началом работы необходимо подготовиться, для этого следует разобраться с типом клапанного механизма, какие потребуются инструменты и приспособления, возможно запасные части.
Подходящий инструмент зависти от необходимости разбирать сам клапанный механизм. Самый главный конечно набор щупов, которым будем проводить замер, могут потребоваться специальные плашки в виде звездочек или шестигранников, головки и отвертки для того, чтобы снять крышку и вообще добраться до механизма газораспределения. На некоторых двигателях снимается впускной коллектор, дроссельная заслонка, интеркуллер и др., при этом возникает необходимость заменить уплотнительные прокладки (после демонтажа часто портятся) сливать охлаждающую жидкость. Настоятельно рекомендую ознакомиться с инструкцией по вашей модели, благо в интернете можно найти.
Позаботьтесь о запасных частях заранее, прокладки, уплотнительные резинки, герметик могут вам пригодятся, когда придет время собирать все обратно. Незабываем обезжиривать места нанесения герметика, ацетон лучшее средство. Старые прокладки удаляйте правильно, без повреждения поверхности рекомендую использовать средство для удаления прокладок экономит ваше время и терпение, перед покупкой не забываем читать инструкцию на баллончике.
Процесс регулировки производится на холодном двигателе 20-30 градусов и начинается с выставления распределительных валов по меткам и положения поршня в верхней мертвой точке такта сжатия. В таком случае на проверяемых цилиндрах клапаны будут полностью закрыты и с помощью щупа, располагаемого между кулачком и толкателем или в ином случае коромыслом и торцом клапана, определяется размер. Записываем все показания на бумагу, удобно схематично изобразить головку и расположение клапанов, под каждым записать значение измерений. Это поможет наглядно увидеть всю картину и оценить общее состояние, определиться с расчетом регулировочных шайб если таковые применяются. После завершения измерений приступайте к регулировке, подкручиванием винтов или заменой шайб.
Оцените состояние деталей механизма, размер кулачков, задиры и сколы на распределительных валах недопустимы. По возможности измерьте усилие клапанных пружин. Черный нагар на внутренней стороне клапанной крышке в районе расположения клапанов говорит о плохом состоянии маслосъемных колпачков.
В случае, когда зазор совсем маленький или вообще нет и в механизме предусмотрены регулировочные шайбы, некоторые идут другим путем, не подбирая подходящие шайбы. Для этого шлифуется торец клапана под необходимый размер. Никому не рекомендую делать это самостоятельно, тем более без специального оборудования способного отшлифовать правильную плоскость. Не стоит забывать о технологии производства клапанов, что иногда подразумевает, как нанесение специальных покрытий, так и создания особой структуры в металле, которые можно нарушить.
Еще небольшой совет, если вы проводите полный ремонт головки, проточили фаски седел клапанов или выполнили притирку, сделайте тепловые зазоры максимально большими по допуску. Это позволит избежать поджатия клапанов после приработки, так как клапан и седло немного расклепаются и размер изменится в меньшую сторону.
Дефектовка клапанов, основные требования
enginepower.pro
Зазоры между толкателями клапанов и кулачками распредвала, в зависимости от температуры, приведены в таблице.
Таблица
Состояние двигателя | Клапан | Зазор в мм (А) |
Холодный | Впускной | 0,15-+0,02 |
Выпускной | 0,20-+0,02 | |
Горячий | Впускной | 0,25-+0,02 |
Выпускной | 0,30-+0,02 |
Рекомендуется проводить регулировку на холодном двигателе, но можно и на горячем. В этом случае следует нагреть двигатель до такой температуры, при которой включается электродвигатель вентилятора, затем выключить зажигание и к регулировке преступить через 20 — 30 минут.
Последовательность действий при регулировке зазоров следующая:
Таблица. Очередность регулировки зазоров клапанов
Положение коленвала | Клапан | Цилиндр | ||
1 | 2 | 3 | ||
Конец такта сжатия в цилиндре 1 | Впускной | + | + | |
Выпускной | + | + | ||
Конец такта выхлопа в цилиндре 1 | Впускной | + | ||
Выпускной | + |
Рис. Измерение измерителем зазоров величины зазора клапана
Рис. Газораспределительное устройство: 1 — распредвал, 2 — толкатель, 3 — ось толкателя, 4 — впускной клапан, 5 — выпускной клапан.
Рис. Механизм передачи распределительного устройства: 1 — ведуийе зубчатый шкив, 2 — механизм натяжения зубчатого ремня, 3 — пружина механизма натяжения, 4 — зубчатый ремень, 5 — зубчатый шкив распредвала, 6 — насос охлаждающей жидкости.
Рис. Регулировка зазора клапана: 1 — контргайка, 2 — регулирующий винт, 3 — клапан, А — зазор клапана
ustroistvo-avtomobilya.ru