Какая любовь стала роковой для создателя «Роллс-Ройса». Роллс ройс основатель


История бренда: Rolls-Royce | Информационный портал

Сейчас на российских улицах довольно трудно встретить автомобиль Rolls-Royce — он превратился в экзотическую игрушку для очень-очень богатых людей. Но еще в двадцатом веке все было иначе — свои «Роллс Ройсы» были у всех крупных руководителей той эпохи, от Николая Второго до Ленина, на этих машинах передвигались партийные чиновники, а со временем, когда автомобили изнашивались, их передавали «в народ» - начальникам колхозов или совхозов.

История этого бренда — это история удивительно удачного союза двух бизнесменов, Чарльза Роллса и Генри Ройса. Один из них был богатым аристократом, а другой вырос в бедности и всего год отучился в школе, но вместе они создали автомобиль, который стал абсолютным символом успеха.

Рассказываем, как появилась компания Rolls-Royce, как она связана с Россией и что именно помогло бренду пройти через банкротство, но выжить.

Название компании Rolls-Royce состоит из двух фамилий. Это фамилии отцов-основателей компании — Чарльза Роллса и Генри Ройса. История их бренда — это классический случай удачного бизнес-союза инвестора и изобретателя.

Богач и бедняк

Интересный факт: в названии компании встретились фамилии богача и бедняка. Первой стоит фамилия богача — Чарльза Роллса. Он родился в семье потомственных аристократов из Уэльса, получил два высших образования и с самого детства интересовался автомобилями — он даже стал первым студентом Кембриджа, у которого появилось собственное авто. После окончания учебы он открыл собственную фирму, которая занималась импортом автомобилей, она была основана в 1902 году и получила название C.S.Rolls & Co. Но обычного импорта Роллсу казалось недостаточно, он мечтал создать собственный автомобиль.

Вторая фамилия в названии бренда — Ройс — принадлежит Генри Ройзу, основателю и первому инженеру компании. В отличие от Роллса, Ройс родился в бедной, практически нищей семье: с десяти лет он работал разносчиком газет и почтальоном. При этом Ройс понимал, что без образования он не сможет ничего добиться в жизни, поэтому в свободное время он изучал французский и немецкий языки, электротехнику и математику. В 16 лет, несмотря на отсутствие диплома (какой диплом,если он окончил только один класс школы), Ройс устроился в компанию Максима Хайрема на должность инженера. Эта работа помогла ему накопить начальный капитал и основать собственное дело — механическую мастерскую Royce & Co. Но просто мастерской Ройсу недостаточно: как и Роллс, он мечтает о собственном автомобиле.

Основатели компании

Знакомство

В 1904 году Роллс Ройс знакомятся. За год до этого мастерская Ройса выпускает три автомобиля мощностью в 10 лошадиных сил. Никаких особенно новых технических решений в автомобилях не было, зато они хорошо выглядели и отличались прекрасной сборкой и надежными деталями.

Автомобили произвели настоящий фурор в Англии — о них написали все местные газеты, а чуть позже — и мировые. Слава была так велика, что статья про эти машины появилась даже в русском журнале «За рулем». Про эти автомобили услышал и Чарльз Роллс, который в тот момент как раз искал инженера, способного помочь ему в разработке собственного авто. 1 мая 1904 года в ресторане «Мидленд» был подписан договор о сотрудничестве между Роллсом и Ройсом. Этот день считается официальным основанием компании Rolls-Royce.

Особенности бренда и первый автомобиль

Один из первых автомобилей

Отличительными чертами Rolls-Royce с самого начала стала надежность автомобилей. Первая настоящая модель фирмы была показана на международной транспортной выставке в 1906 году — это был автомобиль с очень мощной стальной рамой, 7-литровым мотором и шестью цилиндрами, расположенными в ряд.

При этом мощность не разглашалась, и это породило традицию указывать мощность как «достаточную» (от традиции бренд избавился только в последние несколько десятилетий). Автомобиль назывался Rolls-Royce 40/50 HP и позиционировался как «самый надежный автомобиль во всем мире».

Логотип и реклама

Изначально основатели компании запустили логотип в виде больших красных букв RR, но довольно скоро цвет сменили на черный, чтобы «подчеркнуть престижность и роскошь». Однако символом бренда стали не буквы RR, а знаменитая фигурка на капоте под названием «Дух экстаза».

Фигурка появилась так: в 1909 лорд сэр Джон Монтегю купил себе один из автомобилей компании. Чтобы сделать свою машину непохожей на другие, он заказал у скульптора Чарльза Сайкса фигурку-талисман. Художник создал скульптуру «Дух Экстаза» — устремленную вперед девушку. Фигурка так понравилась Чарльзу Роллсу, что он добился разрешения использовать ее на всех автомобилях бренда.

Rolls-Royce с самого начала позиционировались как «лучшие во всем мире», самые надежные автомобили. На это делали упор во время рекламных кампаний: сколько бы вы ни использовали автомобиль, вам не удастся его сломать. Известен такой случай: бизнесмен Клод Джонсон, усомнившийся в правдивости рекламы, отправился в пробег на первом автомобиле бренда. Пробег был организован специально для того, чтобы выявить недостатки машины, однако спустя 15 тысяч миль (это примерно 24 тысячи километров) сломалась только одна деталь — топливный кран стоимостью в 2 фунта. При этом большую часть пути бизнесмен ехал со скоростью 120 км/ч.

Успехи и неудачи

Почти 50 лет, до конца 1950-х годов, бренд чувствовал себя крайне уверенно — Rolls-Royce сформировал имидж премиального британского автомобиля, на котором ездили бизнесмены, знаменитости и даже представители монархии. Так, на моделях Phantom четвёртого и пятого поколения передвигалась королевская семья, и это стало отличной рекламой и привело к резкому увеличению продаж в том году.

Тот самый автомобиль, на котором ездили члены королевской семьи

Компания процветала даже во время Великой Депрессии — продажи в 30-х годах шли так хорошо, что фирма даже смогла поглотить компанию Bentley, которая тогда была основным ее конкурентом.

Все изменилось в 1960: в мире бушевал очередной кризис, но Rolls-Royce казался настолько стабильным брендом, что администрация решила не переписывать бизнес-стратегию под экономический спад. Более того, компания начала работу сразу над двумя масштабными проектами — выпуском новой модели автомобиля и созданием реактивного двигателя. Однако менеджеры просчитались: в кризис количество покупателей снизилось, а новые разработки оказались невостребованными. В итоге бренд оформил займы в нескольких банках и впоследствии разорился.

Спасение

В 1971 году компания официально была признана неплатёжеспособной. Однако британская общественность не могла допустить закрытие Rolls-Royce — бренд считали символом страны и национальным достоянием. В итоге государство было вынуждено выплатить 250 миллионов долларов на погашение займов фирмы.

С этого момента начались торги за компанию. Претендентами на покупку стали BMW, Volkswagen и Daimler-Benz. Торги проходили невероятно напряженно, а сделка несколько раз отменялась: сначала из борьбы вышел Daimler-Benz, который решил развивать собственный бренд Maybach. Потом BMW и Volkswagen несколько раз увеличивали сумму сделки, чтобы перебить цену конкурента. Спустя несколько месяцев переговоров был достигнут компромисс: BMW выкупил непосредственно бренд Rolls-Royce, а Volkswagen получил права на компанию Bentley.

Rolls-Royce сейчас

Rolls-Royce сейчас — это один из самых дорогих автомобилей в мире, который покупают не столько из-за надежности, сколько для демонстрации статуса и общественного положения. Тем не менее, усилиями BMW бренд преодолел кризис и снова стал прибыльным. Ежегодно компания продает несколько тысяч автомобилей, а в России в прошлом году продали более ста машин.

«Для преуспевающих предпринимателей в России бренд Rolls-Royce остается абсолютным символом успеха», — считает Джеймс Крайтон, региональный директор бренда.

И это правда.

www.sostav.ru

история взлета и падения основателя Rolls-Royce

Чарльз Стюарт Роллс был нетипичным представителем аристократической фамилии. В том смысле, что у сына барона должны были быть другие увлечения. Например, охота, лошади, гончие собаки... На худой конец рыбалка. Но нет. Этого энергичного парня тянуло к технике.

Как и подобает человеку его ранга, он пошел учиться в Итонский колледж, где его прозвали «Грязным Роллсом» (Dirty Rolls) за страсть к автомобильным двигателям. Понятно, что в его кругу было немного молодых людей, готовых копаться в покрытых маслом железяках. Поэтому на него, очевидно, смотрели, как на немножко «тютю». Хотя, знаете ли, прогресс такое дело. Может, наоборот, родовитая молодежь завидовала ему черной завистью, страшно переживая, что воспитание и традиции не позволяют им быть таким, как он.

Затем Роллс поступил в Кембридж на отделение механических и прикладных наук. Не думаю, что его родители были в восторге от этого решения. Ведь юноши из благородных семейств обычно изучали античную поэзию или историю. Но молодой Чарльз не хотел зазубривать наизусть пассажи из Гомера и Цицерона, потому что больше всего на свете его интересовало, как устроен…

Автомобиль!

Первым автомобилем Роллса стал приобретенный во Франции в 1896 году Peugeot Phaeton, под капотом которого помещалось аж 3.75 лошадиных сил (Ma foi, c’est inimaginable!) Сокурсники Чарльза были, безусловно, в шоке, потому что в Кембридже такого еще не видели.

Когда наступили каникулы, он отправился на этой машине домой в Монмут, одолев дорогу за рекордные два дня (C'est tout à fait étonnant!) Там он, должно быть, тоже стал сенсацией: говорят, что во всем Уэльсе на тот момент было всего два автомобиля.

В 1900 Роллс сел за руль Panhard (12 лошадиных сил) и выиграл на нем престижные гонки Thousand Mile Trial, сделавшись в одночасье самым знаменитым «водилой» Англии.

Также он участвовал в многочисленных европейских пробегах на большие дистанции. Кроме того, молодой гонщик был членом Self Propelled Traffic Association, в рядах которой он активно выступал за отмену скоростных ограничений.

Историческая справка

В 19 веке британская промышленность не имела себе равных. По крайней мере до поры до времени. Станки, оборудование, паровозы, пароходы - все было на высшем уровне. А вот с автомобилями как-то не заладилось. Отчасти это было связано с «Законом о красном флаге» (The Locomotive Act или Red Flag Act) 1865 года, который ограничивал скорость самодвижущихся экипажей до 4 миль в час (6,4 км/ч), а в черте города – до 2 миль в час (3,2 км/ч). Если же речь шла о дорожном локомотиве с вагонами, то впереди такой монстры должен был еще идти человек с красным флагом, как-бы предупреждая граждан о приближении огнедышащего чудовища. За нарушение налагался солидный штраф в 10 фунтов. К радости любителей быстрой езды, в 1896 году скоростной режим повысили до 14 миль в час (23 км/ч). Не последнюю роль в этом сыграл Чарльз Роллс.

В 1898 году Роллс закончил обучение в Кембридже и задумался о карьере. Проработав пару лет в London and North East Railway, он, в партнерстве с Клодом Джонсоном, создал собственную компанию по продаже авто CJ Rolls and Co. Это был первый автодилер в Великобритании. Поначалу они закупали французские и бельгийские машины, так как английского производства на тот момент фактически не существовало. Но вскоре все изменилось.

Генри Ройс (1863-1933)

А теперь опустимся на много ступенек вниз по социальной лестнице. Генри Ройс был настоящим человеком из народа. Его отец держал мельницу в Питерборо, однако мучной бизнес не пошел, семья разорилась и перебралась в Лондон. Когда папенька умер, мальчику, которому было всего девять, пришлось начать трудовую жизнь. Он продавал на улицах газеты и разносил телеграммы, а в 1878 году вернулся Питерборо, где устроился на обучение в компанию Great Northern Railway: деньгами помогла тетя. Средств надолго не хватило, но технический опыт парень, видно, получил неплохой, потому что три года спустя он снова приехал в столицу и начал работать в электрической фирме Electric Light and Power Company, став в итоге главным инженером. А уже в 1884 году он запустил в Манчестере свое дело (электрика), которое разрослось до солидных размеров.

Однако была у Ройса одна страсть: АВ-ТО-МО-БИ-И-ЛЬ. В 1901 году он приобрел малютку De Dion, а через пару лет еще и двухцилиндровый Decauville. Но качество этих аппаратов его категорически не устраивало.

Все вы, наверное, помните сценки их немых фильмов, где человек едет на машине, которая постоянно останавливается и начинает дымить. Думаю, это не преувеличение. Автомобили тех времен работали очень нестабильно, двигались рывками и СТРАШНО тарахтели.

Рассказывают, что, намучившись, Ройс разобрал своих «малышек» до винтика и собрал заново, но в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть автомобиль. В результате получилась очень симпатичная машина со стабильным ходом и сравнительно малошумной работой двигателя. Так он потихоньку начал производить свои авто, слава о которых быстро дошла до Лондона.

Rolls-Royce

Чарльз Роллс сразу заинтересовался деятельностью инженера из Манчестера. Он связался с ним, мол, здравствуйте, Генри, я – сын барона Ллангаттока, приезжайте, потолкуем о современных технологиях. На что Ройс ему ответил, что, вы хоть и баронский сын, а у меня тут по горло дел, так что, если вам надо, сами и приезжайте. Конечно, слова Генри использовал совершенно другие, но смысл был именно такой. И вы представляете, аристократ купил билет на поезд и сам поехал к работяге. Вот уж действительно социальная революция!

Эти славные ребята встретились в манчестерском Midland Hotel и очень продуктивно пообщались. Очевидно, именно там они договорились о том, что Роллс будет продавать машины Ройса под маркой Rolls-Royce. В итоге Чарльз взял один из автомобилей Генри на обкатку и отправился на нем обратно в Лондон. Приехав среди ночи, он тут же пришел к Джонсону. «Клод, я нашел лучшего автомеханика на свете. Одевайся. Мы едем кататься!»

В конце 1904 года на рынке стали появляться первые Rolls-Royce с характерным знаком на радиаторе. А в 1906-м была создана компания Rolls-Royce Ltd. Роли распределились следующим образом: Генри Ройс отвечал за техническую сторону дела, Клод Джонсон выполнял административные функции, а Чарльз Роллс занимался продажами и пиаром.

Курьез

Имя Клода Джонсона не очень известно широкой публике. Но тем не менее он был очень эффективным управляющим директором компании. Некоторые даже шутят, что в сочетании Rolls-Royce Джонсон располагается между двумя именами в виде дефиса.

В 1906 году Чарльз Роллс выиграл на автомобиле своей компании гонку Tourist Trophy Race несмотря на серьезную конкуренцию. Его машина неслась с безумной скоростью – 39 миль в час. Это была очень серьезная заявка.

А некоторое время спустя (в 1906, по некоторым данным в 1907) предприятие изготовило «чудо из чудес» – шестицилиндровую модель с серебристым кузовом The Silver Ghost. Говорят, она двигалась так плавно, что на нее можно было поставить наполненный водой стакан – не проливалось ни капли. Биограф компании Макс Пембертон написали следующее: «Ее длина, ее форма, низкошумность двигателя… автомобильный мир еще не видел ничего подобного».

В последующие два года компания продала очень много автомобилей по всему миру. И сделать это удалось благодаря неукротимой энергии и харизме Чарльза Роллса. Ведь как известно, хороший sales manager - 50% успеха!

Первым делом – самолеты

Однако Чарльзу Роллсу в конце концов наскучило колесить по земным дорогам и его потянуло в небо. Вернее, в небо его тянуло уже давно. Еще в начале века он начал активно осваивать воздушные шары. А достижение братьев Райт привело его в такой восторг, что в 1903 году он стал одним из основателей Royal Aero Club. Примечательно, что Роллс был вторым человеком в Великобритании, получившим лицензию на полеты.

17декабря 1903 года американец Орвилл Райт совершил первый в истории полет на управляемой машине, которую он разработал вместе со своим братом Уилбуром. Аппарат пролетел 30 с небольшим метров на высоте 6 метров. В течение того дня братья поднимали самолет в воздух еще три раза. Заключительная попытка оказалась самой успешной: 279 метров на максимальной высоте около 14 метров.

В 1909 году Чарльз приобрел райтовский биплан, на котором совершил около 200 полетов. Чтобы освободить себе время для своего увлечения, он оставил работу в Rolls-Royce, оформившись в качестве «неисполнительного директора» компании.

А 2 июня 1910 года Роллс стал настоящей мировой знаменитостью, осуществив беспрецедентный «аэровояж» до Франции и обратно! Путешествие длилось 95 минут.

Однако шаткая техника все же подкачала. 12 июля 1910 года во время авиационной выставки в предместьях английского города Борнмута (Bournemouth) у поднявшегося в воздух самолета отвалился хвост. Машина рухнула на землю. Летчик скончался на месте. Чарльзу Роллсу было 32 года.

Источник

www.vestnik.az

Без названия — Основатели роллс ройс. Чарльз Стюарт Роллс и...

Великие предприниматели

В информационном ХХI веке основой успеха становятся технологии, а не производство. В прошлом веке все было по-другому: тогда создавали роскошные вещи, которые можно считать произведениями искусства и эталоном качества. Одним из символов роскоши ХХ века по праву может считаться прекрасный автомобиль “Rolls-Royce”, появившийся на свет благодаря встрече двух совершенно разных людей — Чарльза Стюарта Роллса и Фредерика Генри Ройса.

“Rolls-Royce”… Как говорят англичане, автомобиль миллионеров, королей и покойников (в Великобритании большие черные “Rolls-Royce” нередко используются в качестве катафалков). Говорят, что 6 из 10 когда-либо выпущенных “Rolls-Royce” все еще на ходу — поистине королевское качество. И неудивительно — создатели этой машины вложили в нее всю душу и помыслы.

Бедный гений…

Фредерик Ройс родился 27 марта 1863 года в английском городе Алватор. Отец Ройса Джеймс Ройс некоторое время был мельником, однако вскоре разорился, и в 10 лет Фредерику пришлось искать себе работу. Он занимался самыми разными вещами, от разноски писем и газет до работы на железной дороге.

Ройс понимал, что будущее зависит только от него, поэтому тратил свое нерабочее время на учебу. Он изучал языки, математику и питал особую страсть к основам электротехники. Ройс получил работу в филиале компании Хайрема Максима (создателя пулемета), которая отвечала его интересам. Однако не просто работа инженером была мечтой Фредерика: он мечтал о собственном деле. И шел к своей мечте прямым путем, откладывая деньги с самых первых месяцев работы.

Спустя некоторое время Ройс вместе со своим другом основал в Манчестере компанию “F.H. Royce&Co.”, которая занималась производством бытовой электротехники. Дела у фирмы шли неплохо. В 1903 году Ройс приобрел свой первый автомобиль — французский “Decauville”. Возможно, если бы это авто не появилось в жизни Ройса, мир никогда бы не увидел “Rolls-Royce”. Но, к счастью, эта ужасная машина в жизни Ройса была. И вызывала его негодование своими бесконечными поломками, проблемами и несовершенствами. Перфекционист Ройс хотел, чтобы автомобиль был надежным, бесшумным и имел плавный ход. Бесконечно переделывая “Decauville”, применяя новые подходы к решению инженерных задач, Ройс, по сути, сделал из колымаги принципиально новое авто. Он полностью переделал двухцилиндровый двигатель, уменьшил его объем, заменил вал двигателя с одним коленом на другой, с двумя. Поршни работали в противофазе, и — о, чудо! — двигатель перестал вибрировать! Была даже изобретена новая система зажигания, благодаря которой не «терялась» искра, и множество других технических решений.

Этот автомобиль появился в 1904 году и сразу привлек к себе внимание. Даже могучая “Times” не осталась равнодушной, оставив на своих страницах комментарий: «Когда этот двигатель работает, никто его не может ни слышать, ни ощущать». Об этом автомобиле вскоре узнал Чарльз Стюарт Роллс.

…и богатый предприниматель

Чарльз Стюарт Роллс с самого детства имел все. Родившийся в семье лордов-аристократов, он получил блестящее Кембриджское образование, ни в чем не нуждался и имел возможность увлекаться гонками. Ему принадлежал один из первых в Англии “Peugeot Phaeton”, на котором Роллс гонял по университетскому городку. Но, несмотря на «голубую кровь», рассчитывать на большое состояние и титул лорда-отца Роллсу не приходилось: он был четвертым ребенком в семье. В Средние века младшие сыновья титулованных особ отправлялись на поле брани завоевывать деньги и славу, но в ХХ веке выходом был бизнес.

Конечно, Роллса как гонщика интересовали автомобили, поэтому свою нишу он нашел сразу. Какое-то время Роллс продавал французские автомобили в своей “CS Rolls&Co.”, основанной в 1902 году. Но в стране, где бизнес имеет промышленные масштабы и дела ведутся по-крупному, Роллсу не хотелось быть просто продавцом. Если Ройс мечтал о собственном деле, то Роллс хотел владеть своим производством, причем точно знал, что будет производить автомобиль. Самый лучший, самый элегантный, самый роскошный, самый дорогой, стильный английский автомобиль. Но для этого мало было иметь только деньги: нужен был инженерный гений. И вот здесь-то на сцену вышел Ройс со своей новинкой.

Вместе к победе

Роллс решил познакомиться с Ройсом. Их встреча произошла в манчестерском отеле “Midland”. Ройс не стал расписывать новому знакомому преимущества своего автомобиля — он предложил испробовать его. Гонщик, знающий толк в автомобилях, провел за рулем машины несколько часов. Он был настолько впечатлен, что тут же предложил Ройсу сотрудничество, по которому компания Роллса обладала эксклюзивными правами на продукцию Ройса. 1 мая 1904 года словесное предложение было закреплено в договоре. На декабрьском автосалоне 1904 года в Париже Роллс и Ройс представили свои авто публике. Это были автомобили мощностью в 10, 20 и 30 лошадиных сил, с двух- и четырехцилиндровыми моторами.

Окончательно обе фирмы стали одним предприятием перед самым Рождеством, а все автомобили получили имена создателей — “Rolls-Royce”. За два года компания несколько моделей авто — 12PS, 15PS, 20PS, 30PS. Это были небольшие машины с двух-, трех-, четырех-, шестицилиндровыми моторами (два блока — два и четыре цилиндра) и даже восьмицилиндровый «Легалимит». Компаньоны сразу поняли, что будут заниматься только высококлассными автомобилями.

Автомобиль набирал популярность. Отчасти благодаря гонкам. Автомобили, созданные на основе “Royce — Прототип”, ставили рекорды на авторалли в Англии и США (к слову, на ралли «Турист Трофи» в 1906 году, когда “Rolls-Royce” снискал первую славу гоночного авто, за рулем находился сам Чарльз Стюарт Роллс).

«Серебряная» легенда

Но не гонки сделали “Rolls-Royce” тем, чем он стал. В 1906 году основатели фирмы представили первое шасси от “Rolls-Royce” 40/50 HP под заводским номером 60551. Это был первый автомобиль этой марки, ставший безумно популярным и получивший достойное имя — “SilverGhost” («Серебряный призрак»).

“SilverGhost” – легенда автомобилестроения. В период с 1906 по 1922 год компания выпускала только эту модель. К слову, в то время “Rolls-Royce” выпускали только шасси для автомобилей, а кузова изготавливались знаменитыми в те времена кузовными мастерскими. Производство имело маленькие объемы, поэтому компания могла удовлетворить пожелания любого клиента, приняв специальный заказ. Таким образом, двух совершенно одинаковых “Rolls-Royce”ов не существовало, однако общий стиль не менялся: удлиненный капот и решетка радиатора в стиле древнегреческой архитектуры.

“SilverGhost” стал «лицом» фирмы. Помимо того, что «Серебряный призрак» воплощал собой надежный, роскошный, бесшумный, плавный – в общем, безупречный автомобиль (о выпуске именно такого авто и мечтали создатели), он стал первым среди «серебряных» моделей. После “SilverGhost” еще несколько моделей получили название с прилагательным «серебряный»: “SilverSpirit” («Серебряный дух»), “SilverShadow” («Серебряная тень»), “SilverSeraph” («Серебряный серафим»), “SilverSpur” («Серебряная шпора»), “SilverCloud” («Серебряное облако»). Но первой моделью после «Призрака» стал не «серебряный» последователь, а “Rolls-Royce Phantom I”, появившийся в 1925 году. Этот автомобиль был очень дорогим и величественным, но обладал старомодным дизайном и недостаточно хорошей управляемостью, из-за чего любовью публики обласкан не был. Спустя всего 4 года на смену этой модели пришел “Rolls-Royce Phantom II”, ставший более популярным, чем его предшественник.

Беды и победы

В 1910 году компанию настиг удар. Роллс, увлекшийся авиацией и получивший лицензию на управление летательным аппаратом, разбился на аэроплане. Он поставил рекорд по перелету через Ла-Манш и обратно и стал первым в списке британцев – жертв авиакатастроф. Ему было 33 года. Он успел сделать для компании очень важную вещь: наладить выпуск авиамоторов. Это спасло “Rolls-Royce” от разорения во времена Первой мировой войны, когда роскошные автомобили не пользовались спросом.

Управление компанией легло на плечи Ройса. Он справился со своей задачей блестяще: автомобили “Rolls-Royce” имелись даже в гараже царя Николая II, не говоря уже об актерах кино, политиках и президентах. Двумя автомобилями этой марки владел Ленин, несмотря на то, что английское авто было очень далеко от коммунизма, олицетворяя полный капитализм. Этот автомобиль стал статусной вещью, демонстрирующей высокое положение владельца.

Дела у компании шли лучше, чем у многих. В 1931 году “Rolls-Royce” приобрел своего конкурента, находившегося на грани банкротства – компанию “Bentley”, производителя дорогих надежных спортивных машин и лимузинов. А спустя 2 года, в 1933 году, не стало Фредерика Ройса. После его смерти фон эмблемы “Rolls-Royce”, которая впервые появилась в 1905 году, сменился с красного на черный.

Король, оставшийся в прошлом

Можно бесконечно долго перечислять «хитрости», к которым прибегали создатели “Rolls-Royce”, чтобы создать этот монументальный автомобиль, вошедший в анналы автомобилестроения: 12 слоев нитрокраски, дающей глубину цвета, абсолютно бесшумный двигатель и плавный ход, тщательнейшая выделка салона… “Rolls-Royce” неустанно подтверждали звание «лучшего автомобиля». Однако времена меняются, а вместе с ними меняется отношение к вещам. Истинный английский джентльмен предпочел рваные джинсы фраку, а “Rolls-Royce” – спортивному автомобилю. И так произошло во всем мире.

В 1971 году компания была объявлена банкротом. Тогда ее спасло британское правительство, посчитав “Rolls-Royce” национальным достоянием. Повторный кризис потряс компанию в 1982-84 годах. “Rolls-Royce” снова выстоял. Но былое величие бренда, к сожалению, осталось позади. Сегодня компания принадлежит концерну BMW.

Смотрите историю Роллс-Ройс, часть первая:

nothaveryint.tumblr.com

Какая любовь стала роковой для создателя «Роллс-Ройса»

27 августа исполняется 140 лет со дня рождения Чарльза Роллса, английского джентльмена и спортсмена, прожившего короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Именно его имя увековечено в легендарном бренде «Роллс-Ройс».

Самый быстрый гонщик

В престижном Итонском колледже Чарльз «удостоился» необычной для аристократа и богача клички «грязный Роллс» – этот студенческий каламбур, подчеркивавший любовь Чарли к промасленным железякам, можно перевести и как «грязные ролики, цилиндры» – то есть, собственно, необходимые составляющие любого автомобиля.

Чарльз Роллс. Фото: «Британника»Чарльз Роллс. Фото: «Британника»

За своей первой машиной Роллс поехал аж во Францию – и купил там Peugeot Phaeton в 3,75 лошадиных силы, на котором доехал потом из Кембриджа (где он продолжал образование на факультете механических и прикладных наук) домой в Уэльс всего за два дня.

Это был только третий автомобиль, который когда-либо видели в Уэльсе. Разобравшись с устройством «Пежо», студент понял, что способен самостоятельно собрать авто. Но просто механиком он стать не мог – кипучая натура не позволяла. Возясь по ночам в переделанной под гараж конюшне, днем он выигрывал одну гонку за другой.

Победив в 1900 году на престижнейшем тысячемильном марафоне на 12-сильном Panhard, 22-летний Роллс стал самым знаменитым гонщиком Великобритании. На одном из этапов ему удалось развить скорость в 37,63 миль (60 км) в час – на восемь миль больше, чем ближайший соперник. Ограничение скорости в населенных пунктах составляло тогда лишь 14 миль в час.

Автомобили и их экипажи перед стартом гонки на тысячу миль, 1900 год Автомобили и их экипажи перед стартом гонки на тысячу миль, 1900 год

Рождение бренда

На волне этого успеха Роллс основал свою первую компанию – CJ Rolls and Co. Это был крупный дилер, поставлявший в Великобританию бельгийские и французские автомобили – ни одной английской машины в природе еще не существовало. Первый такой автомобиль соберет из французских запчастей 40-летний выходец из низов, сын мельника, будущий рыцарь Британской империи и миллионер Фредрик Генри Ройс.

Генри РойсГенри Ройс

Он и стал напарником Роллса, добавив к энтузиазму и деньгам своего молодого партнера обширные связи и деловую хватку. Познакомились они в мае 1904 года, в декабре собрали свою первую совместную машину, а уже в 1906 году начали серийное производство высококачественных автомобилей под маркой компании Rolls-Royce Ltd. На одном из них Роллс во время соревнований достиг скорости в 39 миль в час – естественно, выиграв гонку.

Роли в компании были распределены предсказуемым образом: трудяга Ройс отвечал за инженерную часть, а звезда Роллс испытывал автомобили, указывал на недостатки, а также отвечал за паблисити – и лучшей рекламы было не придумать. Постоянные победы Роллса, его личное обаяние, его связи в богатых аристократических кругах стали залогом коммерческого успеха новой компании.

Троянский подарок

Но всего этого Чарльзу было мало, почивать на лаврах молодой человек решительно не умел. Уже в 1903 году, за год до встречи с Ройсом, он стал сооснователем английского Royal Aero Club и стал вторым в истории страны человеком, получившим лицензию на полеты. Сперва Роллс освоил воздушные шары, но они не давали столь любимого им ощущения скорости – и появление самолетов братьев Райт стало для него подарком судьбы. Троянским, конечно, подарком.

К концу первого десятилетия XX века Роллс окончательно охладел к автомобилям – удобные и безопасные «Роллс-Ройсы» не выдерживали сравнения с ненадежными, примитивными, но такими упоительными бипланами. Чарльз свалил всю работу на Генри Ройса, оставив себе лишь формальный пост в совместной компании, и, так сказать, с головой ушел в небо. Купив самолет в 1909 году, он совершил на нем более 200 полетов всего за год, в том числе невероятный перелет во Францию и обратно за 95 минут.

Все закончилось более чем предсказуемо: в те времена катастрофой заканчивалось более 1% полетов (в большинстве случаев, правда, на крайне малой высоте), так что Роллс еще долго продержался. 10 июля 1910 года он внес технические изменения в свой биплан (установил новые горизонтальные рули), и через день этот самолет развалился в воздухе. Падение с шести метров на высокой скорости оказалось для Чарльза роковым – он стал первым в истории Великобритании человеком, погибшим в авиакатастрофе.

www.eg.ru