Как заменить рулевые наконечники и тяги своими руками. Рулевая тяга и наконечник


Замена рулевых наконечников и тяг своими руками

Эксплуатация автомобиля по некачественным дорогам приводит к быстрому износу подвески. Полный ремонт всех узлов обойдется на любой машине достаточно дорого, но некоторые операции могут выполняться самостоятельно водителем без помощи работников станции техобслуживания, например, замена рулевой тяги или наконечников.

В любом колесном автомобиле есть руль, который через червячную либо реечную передачу передает усилие для одновременного поворота ведущих колес. Ремонтные комплекты популярных марок авто для этой операции продаются практически в каждом специализированном магазине. Остается лишь подготовить нужный инструмент, и можно приступать.

Неисправности рулевых тяг

Перед тем как заменить рулевую тягу, нужно знать, что наиболее часто выходящими из строя элементами подвески являются шаровые шарниры наконечников рулевых тяг. Выработку можно будет заметить после снятия. Заметные люфты образуются после частичного стирания сферического элемента конструкции.

Когда был дефицит запчастей, то на старых «классических» ВАЗах автовладельцы пытались самостоятельно восстанавливать эти элементы. Однако, это было ненадолго. Сейчас замена наконечников рулевых тяг проходит без таких мучений.

как самому поменять рулевые наконечники

О проблеме с этой частью подвески водителю подскажет явный стук в передней части. Затягивать с ремонтом в такой ситуации не стоит, так как если поломка случится на ходу автомобиля, то аварии будет сложно избежать.

Признаки неисправности

Замена рулевых наконечников обычно начинается с диагностики. Выявить проблему можно по таким признакам:

  • происходит увеличение люфта рулевого колеса;
  • появилось тугое вращение руля;
  • слышны стуки в подкапотном пространстве и рулевом управлении;
  • возникает биение руля;
  • если автомобиль движется прямо без поворота рулевого колеса, то могут возникать спонтанные «виляния» машины в разные стороны.

как быстро заменить рулевую тягу

Достаточно одного из этих признаков, чтобы начинать диагностировать подвеску на предмет работоспособности наконечников рулевых тяг.

Можно сделать самостоятельную проверку этого узла:

  • на боковой регулировочной тяге должен быть плотно затянут хомут;
  • резиновые пыльники должны быть без повреждений, чтобы грязь или пыль не проникали внутрь работающего соединения, не допускается наличие даже небольших проколов или трещин;
  • допустимым считается рабочее смещение вдоль оси пальца на 1-1,5 мм; это можно проверить самостоятельно, когда напарник будет вращать рулевое колесо, а водитель придерживать рукой под машиной контролируемый узел.

как быстро поменять рулевые наконечники

Выявленные недостатки нужно устранить с помощью замены отработавших деталей.

Как поменять рулевые наконечники

Работа по замене наконечников укладывается в несложный алгоритм:

  • Поднимаем одну сторону автомобиля с помощью домкрата и снимаем колесо для дальнейшей работы;
  • Выкрутить корончатую зашплинтованную гайку с пальца;
  • Выбить с помощью съемника и молотка палец из его положения, но при этом не повредить ударом сошку;
  • Снять с муфты наконечник;
  • Удалить резиновый пыльник и разъединить рейку с тягой;
  • Установить новую тягу.

Перед снятием старой тяги желательно замерить расстояние от соединительной муфты до условной оси наконечника. Новую тягу надо выставить по замеренным размерам. Далее проводит всю сборку в порядке, обратном разборке. При закручивании хомута надо быть осторожным и не перетянуть его.

Менять желательно оба наконечника, это сэкономит время и предупредит возможные проблемы с подвеской.

После самостоятельной замены наконечников необходимо отрегулировать в автомобиле развал/схождение. Сделать эту процедуру надо на специальном профессиональном стенде. Без нее может быстро «съесться» резина, что приведет к дополнительным ненужным расходам.

Интересное по теме:

загрузка...

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktonaavto.ru

Замена рулевых наконечников рулевой тяги

Как заменить рулевой наконечник тяги своими руками

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Автомобиль, кроме того, что это очень полезный атрибут для любого человека, является ещё и источником повышенной опасности. Это аксиома. Такое определение установлено законом и основывается на том, что, выходя из-под контроля человека по различным причинам, машина может причинить значительный вред, как людям, так и всему окружающему.

Задача каждого автовладельца, свести к минимуму потенциальную опасность совершения аварий. Для этого следует не только чётко соблюдать правила дорого движения, но ещё и следить за техническим состоянием автотранспортного средства. И это вновь – аксиома.

Часто в статьях о транспортных происшествиях можно встретить фразу «водитель не справился с рулевым управлением». Под такой формулировкой может скрываться банальная неисправность или износ элементов системы рулевого управления, к которым относятся рулевые наконечники, являющиеся связующим звеном между рулевой тягой и поворотным кулаком.

Именно эти, небольшие по размеру, но важные по своему назначению детали, могут подвести в ответственный момент.

Наконечник рулевой тяги – назначение и устройство

Замена рулевых наконечников авто

Система рулевого управления автомобилем может отличаться: устройством рулевого механизма, наличием усилителей разных типов, конструкцией рулевой колонки и другими признаками, но рулевые наконечники присутствуют в любой из них.

Наконечник рулевой тяги выполняет очень важную функцию – он передаёт поступательное движение от одного элемента рулевого механизма к другому, угол между которыми незначительно изменяется. Для этого наконечник выполнен шарнирным элементом, то есть, имеет подвижные элементы. В зависимости от конструкции рулевого управления в одном автомобиле может быть 4 или 6 наконечников рулевых тяг.

Рулевые наконечники имеют простое и надёжное устройство, состоят из 8 основных элементов:

  • корпус с полуосью;
  • шаровый палец с резьбой;
  • тефлоновый вкладыш, обеспечивающий удержание и передвижение шарового пальца;
  • крышка корпуса, закрывающая устройство от повреждений и мусора;
  • неопреновый чехол или пыльник, защищающий корпус и механизм со стороны пальца;
  • эластичное кольцо, удерживающее чехол на пальце;
  • пружина чехла для закрепления его кромки на корпусе;
  • гайка пальца.

Новый наконечник рулевой тяги не имеет люфта, так как шаровый палец очень плотно прижат тефлоновым вкладышем в корпусе. В процессе работы происходит износ вкладыша, палец начинает свободно перемещаться, появляется люфт, который отрицательно влияет на управляемость автомобиля. В случае износа необходима срочная замена рулевых наконечников.

Фотография процесса замены наконечников рулевой тягиКак заменить наконечник рулевой тяги своими руками

Замена наконечника рулевой тяги – технология и порядок действий

Учитывая, что на каждой из деталей системы рулевого управления лежит огромная ответственность, при появлении признаков неисправности, срочно следует приступать к ремонту.

Рулевые наконечники считаются расходным материалом, который при появлении люфта нужно просто заменить. Для некоторых моделей автомашин разработаны наконечники, которые подлежат ремонту. В них необходимо заменить стёршийся вкладыш на новый. Как для замены, так и для ремонта, наконечник необходимо снять.

Снятие рулевого наконечника производится следующим образом:

  • ослабляются болты крепления переднего колеса, автомобиль поднимается и устанавливается на подставку, колесо снимается;
  • откручивается гайка пальца, но не до конца, ведь она будет служить опорой для съёмника;
  • надевается съёмник шаровых шарниров, палец выдавливается из поворотного кулака;
  • далее следует полностью отвинтить гайку и извлечь палец из отверстия;
  • на рулевой тяге ослабляется контргайка и наконечник свинчивается с тяги,
  • при этом важно оставить метку, где он находился и сосчитать количество оборотов корпуса для того, чтобы в последующем установить наконечник точно в такое же положение.
  • установка нового рулевого наконечника производится в обратном порядке.

Вся процедура занимает 15-20 минут, но она сможет гарантировать, что рулевое управление не подведёт в дороге и не станет причиной аварии. Важно помнить о том, что после замены рулевых наконечников, в обязательном порядке рекомендуется провести развал схождение. Хотя, некоторые мастера и не настаивают на этом.

cartore.ru

Наконечник рулевой тяги

В зависимости от конструкции элементы рулевого управления могут иметь вид штоков с резьбовым соединением с двух сторон или штоков с одним или двумя шарнирными соединениями. Тяги с двумя соединениями устанавливаются в системах рулевого управления на основе так называемой рулевой трапеции и редуктора рулевого управления. Такой тип рулевого управления применяется преимущественно во внедорожниках и старых моделях заднеприводных автомобилей.  Рулевые тяги с одним шарнирным соединением используются в системах на основе рулевой рейки. Реечный рулевой механизм используется в подавляющем большинстве переднеприводных автомобилей. Как правило, тяги делают составными, чтобы предусмотреть возможность регулировки. Вне зависимости от конструкции рулевого управления конечные элементы, передающие усилие на колеса, имеют вид коротких штоков с шарниром на конце. Их называют наконечниками рулевой тяги или просто рулевыми наконечниками. Резьба на другом конце наконечника служит для регулировки схождения колес автомобиля.

Конструктивные особенности рулевого наконечника

В зависимости от модели автомобиля рулевые наконечники могут отличаться длиной и формой. Шток наконечника может быть прямым или изогнутым в горизонтальной или вертикальной плоскости. В случае изгиба в горизонтальной плоскости, наконечники, передающие усилие на правый и левый поворотные кулаки, разные. С рулевой тягой наконечники, как правило, соединяются при помощи резьбовой муфты, выполняющей функцию регулировочного звена.

Шарнир наконечника рулевой тяги состоит из подвижного рулевого пальца, пыльника, вкладышей, опорной шайбы и пружины. Корпусом для шарнирного пальца служит сам рулевой наконечник, имеющий на конце утолщение, полученное методом литья. Наконечники бывают как обслуживаемые, так и необслуживаемые. Обслуживаемые наконечники отличаются вмонтированной в опорную крышку тавотницу для периодического шприцевания смазкой.

Наконечник может быть конструктивно выполнен как разборный узел или неразборный  с завальцованной опорной крышкой.

В разборном рулевом наконечнике нижняя крышка корпуса может иметь резьбу по краям или фиксироваться стопорным кольцом. В последние годы разборные наконечники уже практически не встречаются, так как заметно уступают по уровню безопасности неразборным.

Рулевой палец может быть как литой, так и выполненный методом холодной объемной штамповки с применением специальной стали, что многократно повышает его прочность.  Для придания дополнительно прочности после отливки детали проходят специальную термическую обработку, то есть закаливаются.

Рулевые наконечники проходят обязательный выходной контроль качества методом ультразвуковой проверки, исключающей возможные производственные дефекты и трещины пальца или корпуса наконечника.

Шаровая часть пальца тщательно шлифуется для достижения наивысшего класса чистоты. Вкладыш рулевого пальца изготавливается из антифрикционного износостойкого материала, что должно гарантировать длительную эксплуатацию. Соединение может быть выполнено с закладкой смазки на весь срок эксплуатации наконечника, либо без смазки, когда сам вкладыш обладает смазывающими свойствами.

Корпус наконечника изготавливается методом литья под давлением, позволяющим получать детали повышенной прочности. Для сравнения, тем же методом изготавливают такую нагруженную деталь, как распредвал.

Корпус подвергается еще и специальной обработке методом анодирования для придания ему антикоррозионной стойкости.

Особенности эксплуатации наконечников рулевых тяг

Качеству и состоянию рулевого наконечника следует уделять особое внимание, так как при его разрушении теряется связь между рулевым управлением и колесом, что совершенно недопустимо во время движения.

Во время эксплуатации наконечник испытывает постоянную нагрузку. Разнонаправленные силы действуют на него со всех сторон. Поэтому наконечники следует регулярно осматривать.

Краткий список симптомов потенциального износа рулевых наконечников: биение рулевого колеса, увеличение свободного хода руля (так называемый люфт), изменение усилия при повороте рулевого колеса и т.д.

Часто причиной неисправности становится разрыв пыльника и попадание в шарнирное соединение воды и грязи. Смазка постепенно вылетает через прореху в пыльнике и вымывается водой, а грязь, попав в шарнир, начинает действовать как абразив, многократно сокращая ресурс узла.

Защитный кожух может быть изготовлен как из морозоустойчивой резины с хорошей эластичностью, так и из специально разработанных полимерных соединений.

Обнаружив нарушение целостности защитного чехла наконечника, следует немедленно устранить неисправность, заменив пыльник и не дожидаясь износа самой детали.

В случаях снятия рулевого наконечника для  восстановления или замены, после его установки на место необходимо выполнить операцию по проверке заводских параметров схождения и развала колес, так как настройки после разборки и сборки сбиваются.  Восстановление геометрии выполняют в пунктах сход-развала, оснащенных специальным стендом.

blamper.ru

замена тяг

Замена тяг или их рулевых наконечников может потребоваться после определённого пробега любого автомобиля, и чем хуже условия эксплуатации (хуже дороги), тем быстрее изнашиваются шаровые наконечники рулевых тяг. В этой статье, больше рассчитанной на новичков, будет подробно описано устройство, принцип работы и поэтапная последовательность работ по замене изношенных наконечников рулевых тяг.

Прежде чем начать описывать, как определить, что пора менять рулевые наконечники, а также сам процесс замены, для начала стоит немного описать устройство и принцип работы рулевых тяг. Устройство и работу всего рулевого управления (а так же его неисправности и обслуживание) желающие могут почитать перейдя вот по этой ссылке. Ну а здесь будет описано лишь то, что касаемо непосредственно рулевых тяг и их шаровых наконечников.

Рулевая тяга — устройство и принцип работы.

наконечники рулевых тягСами боковые рулевые тяги (правая и левая), связанные через шаровый шарнир как с правым поворотным рычагом (кулаком), так и с левым, по сути представляет из себя стальной прут (или трубу), на конце которого нарезана резьба, для подсоединения к корпусу шарового рулевого шарнира (в котором имеется ответная резьба), который со временем изнашивается.

Причём боковые рулевые тяги, как правая, так и левая, имеют резьбу для крепления шарового шарнира только с одного наружного конца. Причём резьба служит не только для крепления шаровых наконечников к самим рулевым тягам (например при их замене), но ещё и для регулировки углов схождения колёс.

А более длинная средняя тяга 3 (её ещё называют поперечной), имеет на каждом конце резьбу, для крепления шарового шарнира (пальца). Всё это видно на рисунке чуть ниже (чтобы увеличить рисунок, нужно кликнуть на него два раза и более крупный рисунок откроется в отдельной вкладке) и из рисунка понятно, что основное назначение рулевых тяг — это передача усилия на колёса (для их поворачивания) от вращения рулевого колеса. На некоторых автомобилях конструкция тяг (например средней тяги) может немного отличаться, но отличия не существенные и принцип устройства практически одинаковый на большинстве машин.

рулевое управление классических ЖигулейИсходя из выше описанного становится понятно даже новичку, что при износе шаровых шарниров наконечников рулевых тяг, появляется люфт в наконечниках и как следствие — нечёткость управления, которое передаётся на рулевой вал и хорошо чувствуется на рулевом колесе, а колёса в движении начинают рыскать и «жить своей жизнью».

Разумеется ездить с такой неисправностью не рекомендуется и изношенные наконечники рулевых тяг следует менять, а как это грамотно сделать, не прибегая к услугам автосервиса, об этом будет написано чуть позже.

Следует отметить, что само словосочетание замена рулевых тяг по сути не верно, так как сами рулевые тяги как правило не меняются — их нет смысла менять, ну лишь в редких случаях, например когда машина наезжает на дорожное препятствие (например камень) и рулевая тяга гнётся от удара и нормальное схождение колёс теряется.

А в основном меняются лишь наконечники рулевых тяг, которые устроены как и все шаровые шарниры и шаровый палец в них постепенно изнашивается и начинает люфтить в своём сферическом посадочном гнезде. Обнаружить эту неисправность совсем не сложно даже новичку.

Что подтверждает износ шаровых шарниров в наконечниках рулевых тяг?

  • Стук при проезде неровностей дороги.
  • Стук при резком вращении рулевого колеса (при сильном износе).
  • Вибрации баранки при переезде неровностей или на скорости.
  • Повышенный люфт рулевого колеса.
  • Небольшое отклонение траектории движения машины по прямой.
  • Неравномерный износ шин (при долгом откладывании ремонта).

Но более точно определить износ наконечников можно если подвесить одно из передних колёс с помощью домкрата (точнее подвесить машину). Причём вначале следует обратить внимание на резиновые чехлы наконечников и если они имеют повреждения (порваны) то скорей всего наконечники пора менять. Так как при порванных чехлах сразу начинает попадать грязь, вода и песок и всё это действует как абразив, увеличивающий износ узла. И от этого жить шаровым шарнирам остаётся всего несколько часов.

Вывесив колесо машины, начинаем пробовать расшатать руками колесо машины, в плоскости поворачивания колеса (дёргаем колесо туда-сюда). При этом, если шаровые шарниры наконечников изношены, то хорошо чувствуется люфт при дёргании колеса.

Причём на одном из колёс (в шаровом наконечнике) люфт может чувствоваться, а на другом нет. Но это не значит, что только изношенный наконечник следует заменить, а второй нет. Менять следует оба, так как в любом случае второму осталось жить совсем не долго. Да и продаются рулевые наконечники как правило в паре. Ремонту рулевые наконечники не подлежат и просто следует приобрести новые, взамен изношенных. А вот как их поменять и будет подробно описано ниже.

Замена тяг, точнее наконечников рулевых тяг.

Убедившись в том, что наконечники изношены (имеют люфты) и их пора менять, следует приобрести новые. Покупать для замены только лишь наконечники или покупать их вместе с рулевыми тягами каждый решает сам, но как было сказано выше, сами тяги не изнашиваются, а только лишь шаровые шарниры рулевых наконечников и чаще всего (и на большинстве машин) меняют только наконечники рулевых тяг — так и дешевле и проще.

Купив новые детали и вернувшись в гараж, следует приподнять переднюю часть машины с помощью домкрата и упоров (стоек), если конечно у вас нет подъёмника. Надеюсь передняя часть вашей машины была поднята заранее, для проверки состояния рулевых наконечников, как было описано выше.

И разумеется многие знают, что прежде чем приподнимать переднюю часть машины от пола для снятия колёс, следует установить её на ручник (или на первую передачу) и отжать колёсные гайки (или болты). Далее, приподняв передок автомобиля, можно уже полностью откручивать гайки колёс (или болты) и снимать колёса, так как даже при наличии смотровой ямы или подъёмника, работать всё же буде удобнее без передних колёс.

Перед работой следует сразу опрыскать проникающей жидкостью (например всем известной вэдэшкой — WD-40) резьбу наконечников, особенно резьбу самого шарового пальца и его гайки. А пока вы будете подготавливать необходимый инструмент, резьбовые соединения наконечников и тяг, покрытые грязью и окислами, откиснут и в дальнейшем откручивать будет намного легче.

Если уж детали покрыты толстым слоем засохшей грязи, или слишком окислены, то тогда желательно очистить резьбу с помощью металлической щётки, и только после этого опрыскивать резьбу проникающей жидкостью. После этого можно приступать к работе.

Для работы понадобятся не хитрый инструмент: гаечные ключи, молоток (лучше из латуни, бронзы, меди), и в некоторых случаях может потребоваться специальный съёмник (несколько вариантов таких съёмников описаны и показаны вот здесь), позволяющий выдавить конусную часть шарового пальца наконечника из своего гнезда.

замена тяги

1 — контргайка наконечника, 2 — рулевая тяга, 3 — рулевой наконечник.

Однако в большинстве случаев достаточно немного открутить гайку шарового пальца, которая указана на рисунке чуть выше красной стрелкой (а на рисунке ниже эта гайка помечена буквой Д), открутить так, чтобы она закрыла резьбу, и ударить по ней молотком (не забудьте только перед откручиванием вынуть шплинт).

Гайка, по которой вы будете наносить удары, во первых не позволит испортить резьбу, а во вторых не даст резко упасть рулевой тяге, когда конусная часть шарового пальца отделится от своего конусного посадочного места.

Выбив (или выдавив съёмником) шаровый палец рулевого наконечника из своего конусного гнезда, теперь полностью откручиваем гайку и вынув шаровый наконечник из поворотного рычага, теперь можно откручивать контргайку и после этого выкручивать изношенный наконечник с рулевой тяги.

Только здесь не следует спешить — отжав контргайку от наконечника, которая обозначена буквой Б на рисунке чуть ниже, советую тут же вернуть её на своё место, прижав её по резьбе усилием руки к наконечнику. Это позволит в дальнейшем накрутить новый наконечник в точности как стоял старый и избавит вас от регулировки схождения колёс.

замена рулевых тяг Для верности ещё можно скручивая старый наконечник рулевой тяги посчитать количество оборотов (витков резьбы) и тогда накручивая новый наконечник на резьбу рулевой тяги, вы точно не ошибётесь.

Кстати, на некоторых машинах, в том числе и наших Вазах последних моделей, наконечники рулевых тяг контрятся не с помощью контргайки, а с помощью зажимного винта, который стягивает хомут наконечника на резьбе рулевой тяги и таким образом надёжно предотвращает откручивание наконечника от рулевой тяги. И пример такой конструкции показан на фото в самом начале этой статьи.

Накрутив новые наконечники с таким же количеством оборотов, с каким были выкручены изношенные наконечники рулевых тяг, теперь остаётся вставить конусную часть шарового пальца в конусное гнездо поворотного кулака, и накрутить гайку Д, затем хорошо зажать её и вставить шплинт Е, предотвращающий её откручивание.

Кстати, советую конусную часть шарового пальца (или конусное отверстие в поворотном кулаке) смазать консистентной смазкой, например графитовой. Это не даст конусной части шарового пальца рулевого наконечника прикипеть со временем к ответному конусному отверстию поворотного кулака. И если вам понадобится когда нибудь повторить ремонт и опять заменить наконечники новыми, старые легко извлекутся, так как были предусмотрительно смазаны.

И последним пунктом при замене рулевых наконечников, будет фиксация наконечника контргайкой Б, или зажимом винта, который стягивает хомут на резьбе рулевой тяги (разумеется если на вашей машине такая конструкция). После этого советую смазать чем нибудь резьбу, чтобы предотвратить её коррозию (лучше Мовилем).

Ну а далее остаётся вернуть на место колёса машины, и замену тяг, точнее замену наконечников рулевых тяг можно считать законченной, успехов всем.

suvorov-castom.ru