Типы зимних шин: есть контакт! Шины скандинавские


Типы зимних шин: есть контакт! — журнал За рулем

Определиться с выбором типа зимних шин поможет Сергей Мишин.

1

То, что шина должна крепко держать дорогу, сомнений не вызывает. Летом еще ничего, а вот зимой покрытие переменчиво — то снег, то лед, то сухой асфальт… Да еще производители, как назло, загоняют в тупик богатством выбора: кроме шипованных предлагают так называемые фрикционные, к тому же двух типов — скандинавские и европейские. С ума сойти можно!

ПРОСТЫЕ ИСТИНЫ

Речь не о конкретных моделях, их мы сравниваем в традиционных тестах. Текущая задача — выявить недостатки и преимущества каждой из групп зимних покрышек. В наличии плюсов никто не сомневается. Не будь их, худший тип пропал бы с прилавков сам собой — кому охота ездить на барахле, да еще зимой!

Главное — правильно оценить предстоящие условия эксплуатации. К сожалению, более-менее стабильная погода сохраняется лишь на Северном полюсе да на Южном, но там простым автомобилистам делать нечего. А у нас что ни день, то свое время года. Менять колеса при каждом выезде никто, разумеется, не станет — приходится ориентироваться на некое среднее арифметическое.

2

ТОРГОВЫЙ РЯД

Проще всего отличить шины шипованные — по наличию «гвоздиков» в протекторе. Порой на «диких» рынках встречаются покрышки, предназначенные для ошиповки (иногда даже с отверстиями), но без шипов. Некоторые называют их нешипованными, но это заблуждение.

Фрикционные, они же нешипуемые, предназначены для «белых» (заснеженных и обледенелых) дорог. Специалисты называют такие скандинавскими или нордическими, а народ именует «липучками».

Третья группа представляет собой еще один тип фрикционных шин — среднеевропейский, рассчитанный на относительно теплые европейские зимы и ориентированный в первую очередь на «черные» (асфальтовые) дороги, а потому и на более высокие скорости.

Различить два последних типа на глаз не так просто (особенности рисунка протектора и твердость резиновой смеси приведены в первой таблице) — в каждом конкретном случае лучше проконсультироваться у квалифицированных продавцов.

Всесезонные шины — плод множества компромиссов. Как говорится, ни богу свечка, ни черту кочерга. Хотя и у них есть своя сфера использования.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАССМАТРИВАЕМЫХ ТИПОВ ШИН

ПО НАУКЕ

Увы, идеальных покрышек на все случаи жизни пока не придумали. Значит, чем-то жертвовать при покупке придется.

Для начала прикиньте, по каким дорогам (хорошо очищенным, заснеженным, обледенелым и т. д.) вам приходится ездить наиболее часто, либо сориентируйтесь на те условия, которые представляют для вас наибольшую опасность. Будьте готовы поступиться второстепенными характеристиками — «шиповки», например, громко шумят.

Для автомобилей без антиблокировочной системы рекомендуем предпочесть шипованные шины, поскольку при заблокированных колесах (на льду такое случается частенько) шипы цепляются за лед лучше, чем кромки резины мягких «липучек».

Зимние шины, в отличие от летних, лучше выбирать более узкие — естественно, из тех размеров, что рекомендует завод-изготовитель вашего автомобиля. Зимой важно иметь более высокое удельное давление на дорогу в пятне контакта — в таком случае шины наиболее эффективны на укатанном снегу, на льду и — особенно! — на снежной каше и в лужах.

Исключение составляет проходимость в глубоком снегу: здесь предпочтительнее более широкие шины.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ШИН

ПРИМЕРЫ ШИН РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

ТРИ В КОРЕНЬ

Трение в автомобиле — друг или враг? Рассуждают Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.

Источник знаний, как известно, — книга, вот она нам и поможет. Берем увесистую автомобильную энциклопедию и закладываем между ее листами страницы журнала — насколько хватит терпения. А теперь хватаем журнал за корешок… и спокойно поднимаем вместе

www.zr.ru

Извечный вопрос - с шипами или без?

Шиповка без шипов!

Можно ли использовать зимние модели шин предназначенные под ошиповку - без шипов?

Вопрос остается открытым уже на протяжении многих лет. Опытные автолюбители сами принимают  то или иное решение, а водители с небольшим стажем часто теряются в догадках.

Забегая вперед, отвечу: МОЖНО, но есть нюансы...в чем?

Попытаемся разобраться вместе.

Начну с того, что зимние шины изначально делятся на несколько типов. Каждый из которых силен в своей климатической зоне.Универсальных шин на все случаи жизни не существует. Да, есть всесезонные модели шин, но и с ними не все так просто при эксплуатации в нашем климате.Итак, по-порядку:

Фрикционные зимние шины скандинавского типа без ошиповки, так называемые "липучки" (т.е. в них нет шипов и нет отверстий под оных). Модели шин расcчитанные на эксплуатацию в самых неблагоприятных зимних условиях. Лучшие показатели показывают прежде всего на заснеженных и обледенелых поверхностях. Чуть хуже ведут себя на сухом и мокром асфальте. Состав резиновой смеси мягкий и эластичный, сохраняет свои физические свойства даже при значительном перепаде температур.Обычно имеют максимально допустимую скорость эксплуатации от Q-160км/ч до S-180 км/ч.Пример таких моделей шин: Bridgestone REVO 2, REVO GZ, DM-V1, Kumho KW31, KW21, Nokian HKPL R, Hankook W605 и другие.Ошипованые зимние шины скандинавского типа - "шиповки". Эти модели шин могут быть сразу ошипованы с завода или поставляться в не ошипованном виде. Предназначены для самых суровых климатических условий эксплуатации. Лучше всего проявят себя на льду, особенно гладком полированном при около нулевых температурах (0 - минус 5 и вполоть до 10 градусов мороза). На снегу не уступают "липучкам", на льду до -10 градусов мороза легко превосходят их. После -15 мороза постепенно теряют свое лидерство на льду.  На асфальте собранные, не проигрывают в своем поведении "липучкам", даже часто превосходят их по тормозному пути и скорости выполнения маневра, правда, незначительно.Индекс максимальной скорости таких шин в большинстве своем Т-190км/ч. Примеры моделей: Bridgestone Ice Cruiser 7000, Kumho KW22, Kumho 749P и др.

Фрикционные зимние шины среднескандинавского типа, т.е. не для самых суровых зим, но и не для совсем уже мягкого европейского климата. По своим характеристикам находятся между  европейками, описанными ниже и липучками.Часто индекс максимальной  скорости зафиксирован на отметке Т-190км/ч. Могут неплохо подойти для эксплуатации в крупных городах, где иногда бывают и снег и лед и много каши, но все это в пределах основных температур от минус десяти до +5. По управляемости тоже займут середину между европейками и липучками. Если зима мягкая и малоснежная, то этот тип шин может быть наиболее правильным выбором. Однако, наш климат непредсказуем, поэтому вне крупных городов есть смысл перестраховаться и обратить свое внимание на шиповки или липучки.Пример данных моделей шин: Continental ContiWinterContact TS 830, Nokian WR d3

Зимние шины европейского типа для мягкого климата - так называемые "европейки". Данные модели шин имеют более жесткий состав резиновой смеси лучше работающий при положительных температурах до 10-15 тепла и при легких отрицательных - примерно до -5 -10. Подвижность ламелей у этих шин ниже, поэтому сцепные свойства на льду и снегу у них тоже заметно ниже, чем у липучек и шиповок. Европейки отлично подходят для эксплуатации по относительно чистым городским дорогам, на которых чаще бывает вода и снежная шуга, нежели чистый лед, который они категорически не любят. Т.е. на снегу и льду их сцепные  характеристики неважные, зато на асфальте, как мокром, так и сухом, они показывают себя с лучшей стороны, обыгрывая и шиповки и липучки. Обычно данные модели шин ыпускаются с индексом скорости от Т-190км/ч и вплоть до V-240 км/ч (а иногда и более скоростные для суперкаров)

Пример моделей европейского типа: Nokian WR A3, Kumho KW17, Bridgestone LM-25, LM-35.

Последний тип зимних шин очень интересен, т.к. к нему можно отнести очень много моделей разных производителей:

Шиповка без шипов.

Зимние шины скандинавского типа предназначенные под ошиповку, но эксплуатирующиеся без шипов! Часто именно этот тип шин интересует многих покупателей. Почему? Дело в том, что ценовая категория таких шин в неошипованном виде достаточно гуманна к покупателю. Очень часто модели шины под шип имеют красивый направленный рисунок протектора - что тоже является дополнительным фактором, влияющим на покупку.Состав резиновой смеси этих моделей шин достаточно эластичный и по-настоящему зимний. Протектор насыщен глубокими ламелями, часто уже в 3D исполнении, т.е. с внутренними трехмерными ступеньками, уходящими вниз. Вот так так это выглядит в разрезе ("За рулем")

Т.к. в части блоков протектора расположены отверстия под шип, то именно эти блоки имеют более высокую жесткость и целостность. Благодаря этому такой блок противостоит большим нагрузкам на сдвиг без подламыванния на сухом и мокром асфальте, повышая четкость рулевого управления, скорость совершения маневра, сокращая тормозной путь автомобиля и улучшая динамические показатели шины в целом. На укатанном снегу в полной мере проявляют себя ламели, тут повышенная жесткость части блоков с отверстиями под шип "играет им наруку", ограничивая их черезмерное раскрытие, тем самым оптимизируя угол атаки кромки ламели обледенелой поверхности укатанного снега. На этом типе покрытия шип не нужен, т.к. будет легко взрывать мягкий слой снега, не повышая сцепления. Т.е. пока нешипованная шина (под шип) никак не ухудшает свои характерситики относительно липучек на снегу и асфальте.Но тут появляется лед.  Вот тут она сразу немного проиграет липучкам, т.к. площадь кромок в пятне контакта у нее меньше. Что имеем в сухом остатке."Скандинавка" без шипов в реальных городских условиях будет вести себя на снегу, как "липучка"На сухом и мокром асфальте, поведет себя как "европейка",  благодаря высокой жесткости блоков с отверстиями под шип.На голом льду в зависимости от насыщенности ламелями жесткости состава резиновой смеси займет место ближе к "европейкам" или к среднескандинавскому типу шин. Если у вас в регионе льда немного, то выбор может стать очевидным.

Почему же производители часто не рекомендуют использовать данные шины без ошиповки, пугая покупателей страшилками о значительном ухудшении сцепных характеристик шины?

Мы видим, что реально ухудшается только поведение таких шин на льду относительно самих себя с  шипами или в сравнении с липучками.Ответ вполне логичен: зачем производителю плодить себе собственного конкурента, ведь у всех брендов в  зимней линейке моделей шин есть и "липучки" и "скандинавки" под шип и "европейки" и среднескандинавские модели. Шиповка без шипов автоматически начинает конкурировать с европейскими и среднескандинавскими моделями шин, а это плохо для производителя, т.к. нарушается позиционирование моделей.

Вывод: если Вы опытный водитель, в большей степени эксплуатируете свой автомобиль  по относительно чистым дорогам, на которых редко бывает лед (именно лед, самое страшное препятствие для любого типа шин), то выбор шин под шип и эксплуатация их без оных, может быть полностью оправдана. Вы будете уверенно управлять своим автомобилем на любом типе покрытий, уделяя лишь большее внимание безопасности скоростного режима на чистом льду. Например, в Киеве - использование таких шин изначально полностью оправдано, конечно, если у вас нет перед домом затяжного обледенелого подъема и частых поездок в Карпаты по обледенелым горным дорогам.

Нужно понимать, что для частых вне городских выездов, длительных марш-бросков по зимним незнакомым  дорогам в ночное время лучше выбрать "липучку", а еще лучше хорошую "шиповку". Чуть меньший уровень комфорта из-за фонового шума шипов полностью коменсируется надежным сцепление на льду, которое не бывает лишним на относительно высоких внегородских скоростях.

Для примера привожу результаты тестов разных моделей шин скандинавского типа в список которых включили одну модель европейского типа для мягких зим. Заполярный полигон Test World с температурой воздуха за бортом ниже -15 ... Европейская зима Michelin Primacy Alpin

Скандинавская шиповка, пусть будет Kumho KW22

Упражнение: тормозной путь на снегу. Европейка Michelin Primacy Alpin проигрывает скандинавской шиповке  KW22 (сейчас шип не работает, т.к. это мягкий укатанный снег)без малого 7 метров!

Но на асфальте, даже мокром, шиповка Kumho KW22 практически не уступает европейскому Primacy Alpin.Разница всего в 2,5 метра в пользу Мишлена. Обращаю ваше внимание, что чистая липучка Nokian HKPL R останавливается дальше KW22 еще на 1,4 метра.

На льду, безусловно, лидеры шипы. А с учетом того, что тесты проводились не при минус 5-10 мороза, а при температуре от минус 15, то победу закономерно выгрызает себе королева финских ледяных трасс HKPL 7 с шестигранным шипом. Зато в это время европейка Primacy Alpin скользит дальше всех по льду, занимая последнее место. Безусловно, примерно так бы остановилась любая шиповка, если лишить ее "зубов"

При более плюсовом холоде, около -10, ошипованная Kumho KW22 уже четко выступает на уровне основных лидеров теста (За Рулем)

В заключение несколько фото с комментариями.Вот  так выглядят сферические 3D ламели у зимних шин Dunlop, Fulda.А это GoodYear UltraGrip 8

Bridgestone Ice Cruiser 7000  - 3D ламели.

3D ламели KUMHO KW31 крупные с дополнительными перемычками внутри, чтобы при резких стартах и торможениях блок сохранял высокую жесткость.

С уважением, Master_Tyre.

rezina.biz.ua

Зимние нешипованные шины

Назначение

Все зимние шины предназначены для использования при температуре ниже +7 градусов. Их резина имеет ряд специфических свойств: при низких температурах она не теряет свою эластичность, между тем как летняя «деревенеет».  У фрикционных шин обычно извилистый, волнообразный рисунок поверхности (протектора). Вместо шипов на протекторе этих шин имеется множество специальных насечек - ламелей. Поэтому их иногда называют ламелизированными или фрикционными. Свойства резины и рисунок протектора обеспечивают легкую управляемость и эффективное торможение автомобиля.

Типы

Нешипованные шины могут быть мягкими (скандинавский тип) и жесткими (европейский тип). Одной из главных рабочих  характеристик шины является скоростной индекс. Он обозначается латинскими буквами на боковой части покрышки. Чем ниже скоростной индекс, тем мягче резина и тем длиннее тормозной путь.

Шины скандинавского типа имеют мягкую резину и большее количество ламелей, что обеспечивает отличное сцепление на льду и снегу. Иногда в  состав резины шин скандинавского типа добавляют кремниевую крошку, чтобы улучшить сцепление с ледяной поверхностью. У этих шин более низкие скоростные индексы (Q=160км/ч, R=170км/ч  или Т=190км/ч). Данный тип покрышек предназначен для регионов, для которых характерны  суровые снежные зимы.

Шины европейского типа имеют более жесткую резину и меньшее (примерно в 2-3 раза) количество ламелей. Рисунок протектора этих шин состоит из крупных шашек или «ребер», что значительно улучшает показатели на асфальтированной дороге. Это шины высоких скоростей. Их индексы Н=210 км/ч и V=240км/ч.  Европейские шины используют в регионах с теплыми зимами. Преимущество этого типа покрышек в том, что на них можно ездить по асфальту не только зимой, но и в осеннее-весенний период.

История появления

Первые разработки зимних шин появились в 1934 году в Финляндии.  Климатические особенности этого региона заставили финнов задуматься об изготовлении специальных шин «для зимы». Именно тогда предприятие Suomen Gummitehtas (в последствии, эта компания стала известнейшим производителем Nokian) выпускать первые покрышки для заснеженных дорог. Так появились шипованная резина. Покрышки были громоздкими и неудобными, и лишь отдаленно напоминали современные.

В 1960-е годы появилась первая модель «зимней шины» с летним рисунком протектора и установленными на нем металлическими элементами. Состав резины был тем же, который использовался для изготовления летних шин, поэтому неудивительно, что резина трескалась на морозе. Тогда, после серии опытов,  промышленный гигант Metzeler предложил добавлять в состав резины  кремнекислоту. Именно этот элемент позволил резине не терять свою эластичность и сделал ее менее восприимчивой к низким температурам. Вскоре  выяснилось, что шипованные шины  приводят в непригодность асфальт. В некоторых странах ( в Японии, в США и др.) тут же запретили использовать такие шины.  Производители задумались над созданием зимних шин, в которых главным элементом сцепления окажутся не шипы, а сама структура протектора. В 1982 японская компания Bridgestone одной из первых стала выпускать зимние нешипованные шины. Через несколько лет изобретением этой компании стала микропористая резина.

Столкнувшись с необходимостью улучшения протектора, производители  предлагали весьма не стандартные решения. Например, использовать на шинах присоски. Но постепенно закрепилась технология наносить на блоки зимних протекторов большое количество насечек.

Сегодня многие  производители для повышения эластичности вместо кремнекислоты добавляют в состав резины натуральные масла, стремясь сделать производство шин экологически чистым. Именно с этим связаны следующие поколения инноваций.

Крупнейшие компании, выпускающие фрикционные шины: Continental (Германия ), Nokian (Финляндия ),  Gislaved (Швеция ), Michelin (Франция ), Vredestein (Нидерланды ).

Принцип работы

Для улучшения управляемости автомобиля на льду рабочий слой фрикционных шин изготавливают из микропористой резины. Поры такой резины в пятне контакта шины с дорогой прилипают ко льду, как миниатюрные присоски. Тем самым обеспечивается короткий тормозной путь и стабильное управление автомобилем на ледяной поверхности.  Для  еще большей эффективности шашечки (блоки) протектора разделены на ламели, не выходящие за пределы шашечки. Под тяжестью автомобиля ламели раскрываются, и шина прилипает ко льду. За пределами пятна контакта шины с дорогой, нагрузка снимается, и ламели снова сходятся. Именно из-за подобного эффекта шины этого типа получили название «липучки».

В последнее время в состав резины фрикционных шин добавляются волокна стекла. Эти волокна царапают поверхность льда, благодаря чему улучшается сцепление шины с дорогой.

Протектор фрикционных шин бывает направленным, ненаправленным, симметричным и ассиметричным.

Первый и наиболее распространенный тип рисунка протектора – это ненаправленный. Он называется «ненаправленным», так как свойства протектора сохраняются вне зависимости от направления вращения колеса. Другими словами, сцепление с дорожным полотном будет одинаковым как при движении вперед, так и при движении задним ходом. Это универсальный рисунок, и чаще всего такие покрышки изготавливают на заводе автопроизводителя.

Ненаправленный рисунок бывает симметричным и ассиметричным. Если условно провести черту по всей окружности покрышки точно посередине, то рисунок справа от черты буде точно повторять рисунок слева. Это протектор с симметричным рисунком. Протектор с ассиметричным рисунком, как следует из названия, будто состоит из двух разных частей. Это сделано с той целью, чтобы повысить универсальность покрышки: одна часть (внешняя, с маркировкой «outside») предназначена для влажного покрытия и борется с водой. Вторая же, внутренняя («inside») – для сухого покрытия.

Второй тип рисунков протектора – это направленный. Покрышки с таким протектором особенно хороши для мокрого дорожного покрытия, так как вода выходит по специальным «канавкам». Тут есть особенность: важно правильно установить покрышку, иначе она будет работать некорректно. Определить правильное расположение покрышки можно по стрелке, которая указывает направление вращения. Обычно производители сопровождают стрелку надписью «rotation» - «вращение». Если направление «каналов» правильное, то вода выходит наружу от пятна контакта, если же нет – то влага, наоборот, будет собираться от краев колеса к пятну контакта. Второй случай может спровоцировать такое явление, как аквапланирование. То есть, вода оказывается между дорогой и пятном контакта и автомобиль в буквальном смысле «всплывает» и становится неуправляемым, что может привести к ДТП.

Покрышки этого типа также могут иметь симметричный или ассиметричный рисунок протектора.

Плюсы и минусы

Установив нешипованные покрышки, можно не переживать из-за меняющихся дорожных  условий в межсезонье.  Нешипованные шины практически не наносят вреда дорожному покрытию. На асфальтированной дороге у этих шин улучшенное сцепление. Кроме  того, они значительно тише шипованной резины.

Несомненным преимуществом является то, что по мере износа протектора фрикционной шины на его поверхности открываются новые поры. Это позволяет сохранять эффективность протектора при долгосрочной эксплуатации.

Тем не менее, нешипованные шины проигрывают резине с шипами при гололеде и на укатанном снегу.

Вопросы эксплуатации

При пробеге первых 200-500 км происходит заточка ламелей по направлению движения. При последующих установках этого комплекта шин, нужно соблюдать первоначальное направление вращения.  

blamper.ru