Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля. Система кондиционирования автомобиля устройство


Автомобильный кондиционер - инновации системы охлаждения

Кондиционирование воздуха внутри салона автомобиля теперь уже не исключение из правил. Система охлаждения занимает законное место в одном ряду с другим стандартным оборудованием легкового авто. Традиционно современной холодильной установкой служит система, действующая на фреоне R134A. Установки подобного типа используются широко и уже достаточно долгое время (практически с 1980 года). Поэтому естественным событием видится момент инновации автомобильных кондиционеров на современном этапе развития техники. Рассмотрим, какие тенденции к переменам назрели в этом плане, и какие решение уже частично применяются.

Содержимое публикации

Автомобильные кондиционеры и тенденции к совершенству

Система кондиционирования воздуха обеспечивает климатический комфорт внутри пассажирского салона автомобиля. Кроме того, автомобильный кондиционер – эффективный инструмент против запотевания окон. Следовательно, холодильная система автомобиля увеличивает степень активной безопасности транспортного средства.

Автомобильное оборудование под кондиционирование воздуха заметно отличается от подобных установок бытового назначения. Обусловлены эти отличия условиями эксплуатации зданий и автомобилей, которые значительно различаются во времени и пространстве.

Mercedes-Benz уже применяет установки, которые соответствуют новым требованиям директивы ЕС по системам кондиционирования легковых транспортных средств

Поэтому тенденции совершенства бытовых и автомобильных кондиционеров – это совершенно разные направления.

Среди наиболее выраженных новых тенденций в производстве автомобильных кондиционеров, инновацией отмечается использование альтернативных хладагентов на замену привычного Тетрафторэтана (R-134A). Также приоритетными задачами видятся:

  1. Использование физиологически контролируемого автомобильного кондиционера.
  2. Создание многозонных систем кондиционирования воздуха внутри автомобиля.

Претензии к применению фреона R134A понятны. Слишком весомый вклад этого вещества в дело формирования парникового эффекта. Поэтому более удачным кандидатом для замены R134a в качестве хладагента автомобильных кондиционеров видится Диоксид углерода (CO2), а также фреон R1234YF.

Однако цикл охлаждения, проходящий при использовании диоксида углерода (CO2), является критическим по причине более высоких рабочих давлений холодильной системы. Поэтому некоторые детали автомобильного кондиционера на CO2 требуют специальной конфигурации.

Большая часть полностью автоматических систем кондиционирования воздуха, используемых в автомобилях, регулируется измерениями температуры в области салона непосредственно рядом с водителем.

В плане управления техникой, инновации направлены на так называемое физиологически контролируемое кондиционирование воздуха, когда оптимальный тепловой микроклимат достигается применением широких наборов датчиков.

Датчиками измеряется климатическое состояние внутренней области салона автомобиля. Такая форма регулирования, кроме всего прочего, подключает датчики, измеряющие степень загрязнения окружающей среды, а также системы зонального климата (индивидуально для каждого пассажира).

Новый автомобильный кондиционер и конструктивные требования

Основными компонентами контура хладагента автомобильного кондиционера традиционно остаются:

  • компрессор,
  • конденсатор,
  • предохранительный клапан,
  • фильтр-осушитель,
  • терморегулирующий вентиль,
  • испаритель.

Компрессор автомобильного кондиционера должен обеспечивать циркуляцию хладагента так, чтобы давление и температура поддерживались на требуемых уровнях. Также необходима стабильная циркуляция хладагента в контуре охлаждения автомобильного кондиционера.

Схема автомобильного кондиционера: 1 — холодильный компрессор; 2 — электромагнитная сцепка; 3 — конденсатор; 4 — вентилятор конденсатора; 5 — заправочная ёмкость хладагента; 6 — испаритель; 7 — вентилятор подачи воздуха в салон; 8 — терморегулирующий вентиль

Учитывая, что компрессор автомобильного кондиционера эксплуатируется двигателем транспортного средства, это устройство необходимо  адаптировать под широкий диапазон изменения скорости вращения вала, что сказывается на уровнях производительности.

Современные компрессоры автомобильных кондиционеров, обладающие переменной пропускной способностью, позволяют изменять привод от транспорта в диапазоне 0 — 100%, тем самым удовлетворяя требования по расходу топлива.

Конденсатор автомобильного кондиционера охлаждается либо встречным воздушным потоком, либо воздухом, нагнетаемым вентилятором. Ёмкость с жидким хладагентом служит одновременно уравнительным и резервным блоком.

Объём хладагента, который потребуется в любой момент холодильного цикла, напрямую привязывается к условиям эксплуатации кондиционера автомобиля.

Фильтр-осушитель абсорбирует из хладагента любое количество влаги или примесей, образование которых не исключено в процессе работы автомобильного кондиционера.

Защитным устройством подключается вспомогательный вентилятор конденсатора на случай избыточной температуры хладагента.

Или же вспомогательный вентилятор автомобильного кондиционера отключается при избыточном давлении на выходе (или при падении давления ниже допустимого уровня на входе).

Терморегулирующим вентилем снижается давление жидкого хладагента и ограничивается расход хладагента, обеспечиваются условия для полного испарения жидкости внутри испарителя.

Здесь оптимальный вариант — термостатический регулирующий вентиль (TXV — Thermostatic Expansion Valve) или капиллярная трубка. Для работы TXV необходим сепаратор, отделяющий пары хладагента от жидкости и предотвращающий попадание в систему влаги и грязи.

Схема вентиляции автомобильного кондиционера

Вентиляционная схема предполагает три различных рабочих состояния:

  • полностью открытый внешний контур,
  • полностью закрытый внешний контур,
  • частично открытые внешний и внутренний контуры.

Воздушный клапан управляет регулированием забора свежего воздуха при полностью открытом внешнем контуре. Воздух проходит через воздушный фильтр, поступает на панель испарителя, где охлаждается с одновременной конденсацией влаги.

Схема распределения потоков в салоне: 1 — клапан забора свежего воздуха; 2 — клапан внутренней циркуляции; 3 — заслонка смешения; 4 — вентилятор; 5 — фильтр; 6 — испаритель; 7 — нагреватель; 8 — впускной клапан противообледенителя ветровых стекол; 9 — центральный воздуховод; 10 — выпускной клапан; 11 — передний выпускной клапан; 12 — боковой выпускной клапан

Затем осуществляется подогрев воздуха в теплообменнике до соответствующей (заданной) температуры. Далее подогретый поток выводится через распределительные клапаны и выходы в требуемых местах внутренней части кабины транспортного средства.

При работе автомобильного кондиционера в режиме замкнутого внешнего контура, львиная доля воздуха забирается непосредственно из салона транспортного средства.

Если же включен режим частично замкнутого внешнего и открытого внутреннего контуров, соответственно используется смесь внутреннего и наружного воздуха.

Системы управления кондиционером автомобиля

Автомобильная система управления оборудованием кондиционирования воздуха обеспечивает желаемую температуру внутри салона, контролирует количество забора, а также распределение потоков по зонам.

В системах автомобильного кондиционера с ручным управлением, требуемая температура воздуха, распределение потоков и уровень забора устанавливаются при помощи соответствующих ручных органов управления (заслонок, клапанов).

В системах с полуавтоматической регулировкой температуры, установленное значение климата поддерживается автоматически, а распределение воздуха и забор контролируются вручную.

Полностью автоматическое управление автомобильным кондиционером на основе программируемых параметров, независимо обеспечивает желаемую температуру внутреннего воздуха, объём забора и распределения воздуха.

Схема управления: A — свежий поток; B — выход на ветровое стекло; C — верхний выпуск; D — внутренняя циркуляция; E — вывод через байпас; F — нижний выход

Требуемая температура поддерживается либо режимом обработки воздуха, либо режимом обработки воды. Свежий воздух, втягиваемый вентилятором (1), либо охлаждается испарителем (2), либо нагревается нагревателем (4) до желаемой температуры. Затем, в зависимости от положения клапанов, обработанный поток перемещается в отдельные области салона автомобиля (B, C, F).

Электронный блок управления автомобильного кондиционера (8) регистрирует температуру, измеренную датчиками (3, 5, 7), и температуру, параметр которой установлен на селекторе (6). Желаемая температура сравнивается с фактической температурой, а разница преобразуется блоком управления в переменные:

  • регулирования нагрева (4, 11) и охлаждения (2, 10),
  • управления объёмом поступающего воздуха (1)
  • регулирования распределения потока (по положению клапанов B, C, D, D, E, F).

На высоких скоростях движения транспорта динамическое давление воздуха, перемещаемого вентилятором, увеличивается, равно как и объём потока. Поэтому с увеличением скорости работу вентилятора регулирует специальное устройство.

Управление работой вентилятора и другими опциями

Первоначально обороты вентилятора автомобильного кондиционера снижаются, если необходимо до нулевого уровня. Если и этого недостаточно, ограничивается забор воздуха дроссельным клапаном, чтобы поддерживать, таким образом, постоянную скорость потока.

Для защиты стёкол автомобиля от запотевания применяется режим размораживания. Этот режим позволяет за короткий промежуток времени очистить окна салона авто. Как только температура в салоне поднимается выше 0°C, автомобильный кондиционер обеспечивает подачу сухого воздуха.

Большинство полностью автоматических систем кондиционирования воздуха легкового автомобиля функционируют исключительно на основе температуры, измеренной только в зоне присутствия водителя.

Новой тенденцией здесь выступает так называемое физиологически контролируемое кондиционирование воздуха, которым обеспечивается оптимальный микроклимат с использованием дополнительных переменных.

Основная часть такой системы автомобильных кондиционеров оснащена массой датчиков, непрерывно измеряющих температуру, скорость и уровень влажности в процессе езды. Также измеряется тепловой поток, создаваемый солнечной радиацией.

На основе полученной информации система рассчитывает и автоматически выбирает оптимальные настройки температуры салона.

Двухзональный климат контроль системы кондиционирования на примере салона автомобиля Subaru BRZ Interior. Однако это ещё далеко не та инновация, на которую делается ставка

Новая система способна обеспечить идеальную относительную влажность в автомобильном салоне (около 40%). Достигается такой параметр за счет регулирования температуры испарителя, от которой зависит степень осушения атмосферы салона.

Кроме того, физиологически регулируемое кондиционирование воздуха использует внешние датчики загрязнения. Циркуляция переключается от внешней схемы на внутреннюю схему, в зависимости от измеренных концентраций оксида азота и диоксида углерода.

Большая часть современных автоматических систем кондиционирования воздуха являются однозональными. Регулировки поступающего воздушного потока ограничиваются общим распределением по салону.

Инновационные автомобильные кондиционеры позволяют контролировать климат в нескольких зонах (обычно четыре). Настройки температуры для отдельных пассажирских позиций поддерживаются микроконтроллером.

Программируемый микроконтроллер отвечает за регулирование, настройку и регулировку температуры посредством сервомотора, которым организуются и создаются несколько воздушных потоков.

Уникальный микроклимат может быть создан отдельно для каждого человека, находящегося в салоне автомобиля. Оптимальное распределение потока осуществляется в области от головы до ног.

Некоторые модели автомобилей предусматривают организацию четырёх климатических зон путём установки отдельных кондиционеров для пассажиров непосредственно на автомобильных передних и задних сиденьях.

Анализ систем кондиционирования, работающих на CO2 и R134A

Автомобильные кондиционеры старого образца используют хладагент R134A. Под инновационные системы кондиционирования ведутся интенсивные исследования и разработки по альтернативным хладагентам. Одним из таких является диоксид углерода CO2.

Для системы охлаждения, построенной на хладагенте CO2, является характерным высокий уровень давления — 7,38 МПа и выше. Поэтому теплопередача происходит при условии сверхкритических температур, и весь цикл, по сути, является сверхкритическим.

Другими словами, процесс имеет докритическую сторону низкого давления и сверхкритическую сторону высокого давления. При сверхкритических давлениях условия насыщения исключаются, а давление не зависит от температуры.

Сравнение термодинамических циклов диоксида углерода и фреона R134A: 1 — увеличение потерь при дросселировании; 2 — увеличение потерь тепла

При заданной температуре испарения и минимальной температуре отвода тепла на выходе из охладителя, цикл характеризуется высокими термодинамическими потерями по отношению к циклу конденсации.

Вследствие более высокой медианной температуры отвода тепла в охладителе CO2 и больших потерь тепла в канале дросселирования, теоретический цикл работы для CO2 увеличивается по сравнению с обычным хладагентом, подобным R134A.

Между тем использование двухступенчатого сжатия и цикла с переохлаждённым жидким хладагентом во внутреннем теплообменнике, приводит к повышению коэффициента производительности и уменьшению размера деталей кондиционера автомобиля.

Также двухступенчатая система предотвращает попадание влажного пара в дроссельный вентиль. Хладагент переохлаждается парами, выходящими из испарителя, которые таким образом перегреваются, чем предотвращается «влажный ход» компрессора.

Проект системы под работу с диоксидом углерода

Системы на CO2 отличаются тем, что работа компрессора автомобильного кондиционера проходит под высоким средним эффективным давлением, а отношение давления (давление нагнетания к давлению всасывания) относительно невелико.

Соотношение давлений для обеспечения идентичной холодильной мощности составляет  3,1 при использовании CO2 и равно 5 в случае с работой на R134A. Работа холодильного компрессора становится более эффективной при условии тенденции отношения давлений к снижению.

Для сверхкритического цикла холодильный компрессор требует более толстых стенок, но по размерам аппарат получается меньше конструкции, которой обеспечивается равная производительность на R134A.

Для систем охлаждения CO2 разрабатываются поршневые и роторные компрессоры (с ротационными лопастями, качающимися поршнями, прокрутки, спиральные), как одноступенчатые, так и двухступенчатые. Использование двухступенчатых компрессоров улучшает коэффициент производительности до 20%.

Охладитель диоксида углерода обладает улучшенным теплообменом в результате большей конвективной теплопередачи вблизи критической точки и в результате высокого давления, что позволяет обеспечить более высокие скорости потока хладагента.

По причине высоких давлений используется вентилятор с плоскими микроканальными трубками, снабженный радиатором с латунными рёбрами. Внутренний теплообменник, где хладагент, поступающий из охладителя, переохлаждается паром, выходящим из испарителя, повышает эффективность цикла охлаждения на CO2 до 25%.

Пример конфигурации микро-каналов внутреннего теплообменника показан выше. Такая конфигурация, по сравнению с обычными конструкциями концентрических труб, снижает требования к материалу на 50% и повышает эффективность на 10%.

Итак, технология на основе диоксида углерода, по всей видимости, обещает массу преимуществ. Так, если сравнить холодильные системы на CO2 и R134A с теплообменниками одинаковых размеров, установка на диоксиде углерода покажет большую холодопроизводительность. Это позволит оптимизировать температуру в салоне автомобиля, одновременно сокращая потребность в топливе на 25 до 30%.

По материалам: Brno University of Technology

zetsila.ru

Введение

Содержание

Введение 3

1.Техническое описание системы кондиционирования воздуха автомобиля (назначение, функции, устройство и работа) 4

1.1 Принцип работы автомобильного кондиционера 4

1.2 Основные устройства автомобильного кондиционера и организация циркуляции воздушных потоков 7

1.3 Особенности хладагентов, компрессорное масло в системе смазки кондиционирования воздуха 12

1.4 Воздушные системы кондиционирования 14

2.Основные технические данные и характеристики конкретного примера 16

2.1 Система кондиционирования воздуха автомобилей Киа 16

2.2 Технические данные кондиционера 19

3.Обоснование необходимости диагностирования системы кондиционирования воздуха автомобиля 20

4.Оборудование, методы и средства диагностирования системы кондиционирования воздуха автомобиля 21

4.1 Диагностические средства 21

4.2 Диагностирование, техническое обслуживание и ремонт системы кондиционирования воздуха автомобиля 24

5.Обоснование экономической эффективности диагностирования системы кондиционирования воздуха автомобиля 36

6.Предложения по совершенствованию диагностики системы кондиционирования воздуха автомобиля 37

Заключение 38

Список использованных информационных источников 39

Долгое время “кондиционер”, или кондиционирование воздуха в салоне автомобиля, считался предметом роскоши. Теперь же это воспринимается как один из факторов, обеспечивающих уверенное управление автомобилем, и относится к элементам конструкции автомобиля, определяющих степень его безопасности. Еще 10 лет назад только 10 процентов новых автомобилей имели климатические установки, а уже в 1996 году уже четверть новых автомобилей была оснащена этим оборудованием серийно. Среди покупателей постоянно растет стремление оборудовать свой автомобиль климатической установкой. Принципиально устройство климатической установки во всех автомобилях практически одинаково. Отличие состоит в основном только в их конструктивном исполнении. В данном курсовом проекте описаны основные принципы действия и особенности конструкции климатической установки. Приведено устройство основных конструктивных элементов климатических установок, особенности различных хладагентов и основные требования к обслуживанию и ремонту климатических установок. Рассмотренные элементы конструкции имеются во всех климатических установках.

Целью данной курсовой работы является обобщение, систематизация вопросов конструкции, диагностирования и обслуживания современных.систем кондиционирования воздуха автомобиля.

1.Техническое описание системы кондиционирования воздуха автомобиля (назначение, функции, устройство и работа)

1.1 Принцип работы автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен по-другому В основу работы этих устройств положен эффект Джоуля-Томсона – понижение температуры рабочего тела при дросселировании. Дросселированием называется понижение давления рабочего вещества при протекании его через сужение в канале или какое либо местное сопротивление (шайба, капиллярная трубка, терморегулирующий вентиль).

Основная функция кондиционеров – обработка внутреннего воздуха в салоне, поскольку кондиционеры лишь обеспечивают комфортную для человека температуру, а именно охлаждение или обогрев воздуха. Кондиционеры обладают дополнительными функциями:

- режим осушения – неконтролируемое осушение воздуха;

- режим сна;

- режим автоматического размораживания;

- защита от попадания влаги;

- регулирование направления воздушного потока;

- фильтр грубой очистки воздуха – у всех кондиционеров;

- различные фильтры тонкой очистки воздуха – у бытовых настенных моделей;

- ионизация, устранение запахов, микробов и прочие функции, влияющие на качество воздуха.

Дополнительные функции отличаются у разных моделей и разных фирм.

В отличие от сплит-систем, состоящих из одного внутреннего и одного наружного блоков, что, впрочем, почти идеально подходит для обеспечения комфортных условий в отдельных помещениях, или получивших широкое распространение инвертерных систем кондиционирования с переменной производительностью и свободной комплектацией внутренними блоками различной мощности, система кондиционирования воздуха в автомобиле наиболее близка к мульти-зональным системам с изменяемым расходом хладагента (VRF).

С другой стороны, автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным компрессорным маслом, растворенным в жидком фреоне. Масло необходимо для смазки компрессора и некоторых компонентов системы.

Существуют несколько типов расположения узлов систем автомобильных кондиционеров, но, несмотря на некоторые отличия, их принципиальная схема одинакова. Далее рассмотрим самый распространенный вариант; он представлен на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1- Схема работы автомобильного кондиционера

При включении кондиционера срабатывает электромагнитная муфта компрессора и прижимной диск примагничивается к шкиву компрессора (шкив приводится в движение ремнем от коленчатого вала двигателя и, даже когда кондиционер выключен, постоянно вращается). Теперь начал работать компрессор. Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсатор. Конденсатор часто называют конденсором, радиатором кондиционера. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается. Охладиться фреону помогает вентилятор. При движении автомобиля конденсатор дополнительно охлаждается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь от него отфильтровываются шлаки (продукты износа компрессора, пыль, грязь и прочее).

Часто на ресивере-осушителе есть смотровое окно, которое позволяет визуально оценить заполненность системы фреоном. Если система неполная, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена.

Очистившись в ресивере-осушителе, жидкий фреон подходит к терморегулирующему вентилю (ТРВ). ТРВ представляет собой специальное устройство, регулирующее разницу температур на выходе из испарителя и кипения хладагента – перегрев пара (перегрев), выходящего из испарителя.

ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения, и регулирующий орган ТРВ закрывается.

Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается, охлаждая и испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. И далее процесс повторяется.

За правильной работой системы следят различные датчики. Их количество зависит от типа и модели кондиционера. В нашей схеме на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно, давление в напорной магистрали стремительно растет, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на полную мощность.

Датчик выключает компрессор при значительном повышении давления в напорной магистрали. Датчик выключает компрессор при слишком низкой температуре испарителя.

Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие.

Часть системы от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь холодная.

Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает 1–2 атм.

Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5 атмосфер.

Точные данные по величинам давления и другие характеристики систем кондиционирования автомобилей приведены в специальных справочниках.

В дополнение к описанию принципа работы автомобильного кондиционера на рисунке 1.2 представлена наглядная технологическая схема взаимодействия его основных устройств с указанием направлений циркуляции воздушных потоков.

Рисунок 1.2- Схема взаимодействия основных устройств кондиционера с указанием направлений циркуляции воздушных потоков

studfiles.net

Устройство и ремонт кондиционера автомобиля

Доброго времени суток, уважаемые автомобилисты! Если у вас спросить, - как вы думаете, кто придумал устанавливать кондиционер в автомобиль, вы, естественно, догадаетесь. Без сомнений – да. Кто, как не американцы с их вечным желанием чувствовать себя комфортно всегда и везде.

Идея установки автокондиционеров в авто витала в воздухе ещё в 1933 году. Но, первые кондиционеры стали устанавливать на авто лишь в 1939 году. Это был Packard ручной сборки. Кондиционер того времени являлся очень дорогим и неэффективным удовольствием. При стоимости авто того времени в $800, установка автокондиционера обходилась в $280.

При этом всё оборудование кондиционера, помимо подкапотного пространства и салона, занимало ещё и половину багажника. Но, прогресс не стоит на месте, и современные автомобильные кондиционеры, конечно же, в корне отличаются от своих предков.

Устройство кондиционера автомобиля

Автокондиционеры диагностика, ремонт, заправка

Автомобильный кондиционер – это устройство для обеспечения кондиционирования и очищения воздуха в салоне автомобиля. Как правило, составляет единое целое с системой вентиляции и отопления салона авто. Принцип работы автокондиционера аналогичен принципу работы обычного бытового холодильника.

Особенность автомобильного кондиционера в том, что в качестве питания используется не электричество, а мощность двигателя, которая передается с коленвала посредством приводного ремня. Конструктивно автокондиционер является герметичной системой, которая заполняется хладагеном и специальным маслом, которое необходимо для смазки всей системы, особенно компрессора.

Итак, устройство и принцип работы  кондиционера автомобиля:

  • при включении кондиционера электромагнитная муфта примагничивает прижимной диск к шкиву, который работает постоянно от приводного ремня;
  • компрессор включается и начинает «гнать» хладаген по трубопроводам к конденсору;
  • конденсор (радиатор кондиционера) охлаждает нагретый хладаген. Конденсор располагается в районе радиатора авто, поэтому, во время движения охлаждению помогают и потоки воздуха;
  • вентилятор, который включается одновременно с компрессором, так же участвует в охлаждении хладагена. Охлажденный хладаген, в виде жидкого конденсата выходит, и попадает в ресивер;
  • ресивер – осушитель служит фильтром, убирая из конденсата продукты износа и грязи, и направляя конденсат в терморегулирующий вентиль;
  • терморегулирующий вентиль играет роль автоматического дросселя, подавая конденсат в испаритель уже в газообразном состоянии;
  • испаритель, пропуская через себя ледяной хладаген, охлаждается и вентилятор в это время холод с испарителя подает в салон. Хладаген в это время продолжает свое движение в компрессор. И… следующий круг.

Ремонт кондиционера автомобиля

Автомобильный кондиционер, как и всё на этом свете, ломается. Неисправности автокондиционера возникают либо от естественных факторов, либо при несвоевременном обслуживании, т.е. по вине автовладельца.

Большую часть нагрузки в автомобильном кондиционере выполняет компрессор, соответственно он и является наиболее уязвимой частью системы кондиционирования. Затем на очереди конденсор (радиатор), так как он находиться под постоянным воздействием частиц дорожной пыли, песка и других взвесей.

И, наконец, третьей уязвимой частью автомобильного кондиционера, являются трубопроводы, из-за постоянной работы в режиме перемена температур, они более всего подвержены коррозии. Особенно в местах соединений.

Хотя некоторые работы по ремонту, обслуживанию и заправке кондиционера автомобиля, можно выполнять своими руками, эксперты рекомендуют, всё же доверять ремонт специализированным сервисам.

Ремонт компрессора кондиционера автомобиля, если его вовремя провести, избавит вас от немалых затрат на приобретение нового компрессора. Значит, нужно вовремя диагностировать неисправность.

В случае, если компрессор зашумел, то причину нужно искать либо в самом компрессоре, либо в в подшипнике муфты. И лучше это делать сразу, и не ждать, пока компрессор не заклинит. Тогда, однозначно, потребуется его замена.

При выходе из строя сальника компрессора, начинается утечка хладагена, которую невозможно не заметить при визуальном осмотре. Требуется снимать компрессор и менять сальник, либо уплотнители.

Конденсор (радиатор кондиционера) следует систематически чистить. В силу своего передового расположения, между ламелями конденсора скапливается грязь, и постепенно он перестает выполнять свою функцию, так как снижается теплоотдача. Со всеми вытекающими последствиями.

Ресивер поскольку играет роль фильтра, нуждается в периодической замене. Рекомендуемый срок – раз в год (весной, перед началом охладительного сезона).

Испаритель кондиционера нуждается в систематической антибактериальной обработке. Иначе вам не миновать водно-болотного запаха в салоне. Сегодня очистка испарителя своими руками, не является проблемой.

Трубопроводы кондиционера очень подвержены коррозии, особенно в местах соединений, либо сварки. Поэтому, не ленитесь и периодически проводите визуальный осмотр проблемных зон трубопроводов. В отличие от испарителя, ремонт трубопроводов нужно проводить в сервисе т.к. для их сварки требуется аргон и квалифицированный сварщик.

Удачи вам при эксплуатации автомобильного кондиционера.

cartore.ru

как работает устройство и система кондиционирования

Поскольку кондиционером сегодня оснащены большая часть автомобилей, использующихся в нашей стране, каждому автовладельцу такого авто рано или поздно предстоит столкнуться с обслуживанием агрегата. Кондер во многом способствует более комфортному управлению транспортным средством, особенно в сильную жару. В чем состоит принцип работы кондиционера, из каких компонентов состоит данный агрегат и что нужно знать о неисправностях — читайте в этой статье.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Основные элементы системы кондиционера

Из каких элементов состоит автомобильный кондиционер в машине, какие расходные материалы нужно использовать для обслуживания системы кондиционирования, какова принципиальная схема агрегата? Для начала давайте разберем, как устроен кондер.

В зависимости от модели агрегата и машины, устройство автомобильного кондиционера может отличаться:

  1. Компрессорное устройство. Этот узел используется для сжатия расходного вещества — газа, а также его дальнейшего распространения по магистралям системы.
  2. Терморегулирующий вентиль или ТРВ. ТРВ кондиционера автомобиля представляет собой устройство, использующееся для регулировки перегрева пара. Если данный элемент по каким-то причинам сломается, это может привести к более серьезным неисправностям в работе системы кондиционирования воздуха.
  3. Конденсатор или радиаторный узел. Представляет собой теплообменник, использующийся для преобразования газа в жидкое состояние. Конденсатор позволяет выделять тепло воздушного потока, которое остается, в окружающую среду. Когда конденсатор обрабатывает воздух, его пары выходят через верхнюю часть устройства. Конденсатор передает их по магистралям системы. Если уровень давления жидкости будет слишком низким, то после того, как она попадает в конденсатор, она будет перемещаться в испаритель. Как правило, по своей конструкции эти устройства относятся к многопроточному или ленточному типу.
  4. Золотник. Используется для направления потока расходного вещества при смещении подвижных компонентов системы. При поломке данного элемента герметичность системы в целом будет нарушена, соответственно, это приведет к ее менее эффективной работе. Золотник, он же ниппель, следует проверять в первую очередь, если обнаруживаются проблемы в работе кондера.
  5.  Муфта. Еще один немаловажный элемент, который включает в себя электросхема. Монтируется она перед компрессорным устройством. Конструкция этого компонента включает в себя катушку, прижимную пластину, а также вал. Принцип действия катушки заключается в образовании магнитного поля, когда на устройство начинает поступать напряжение.
  6. Набор уплотнительных колец. Комплектующие уплотнители, как можно понять из названия, используются для уплотнения и обеспечения герметичности системы в целом. Как правило, данные комплектующие элементы чаще всего выходят из строя, то есть теряют свою эластичность, после зимних холодов. По причине их износа в системе также может произойти утечка. Если это так, то автовладельцу нужно будет приобрести комплект уплотнительных колец для автокондиционеров и произвести их замену.
  7. Ресивер осушитель. Может находиться в зависимости от конструкции, в устройстве агрегата. Ресивер используется для обеспечения защиты работы компрессорного устройства, он способствует более полному испарению газа. Ресивер позволяет предотвратить попадание расходного вещества на компрессор, но нужно учитывать, что авто может быть и не оборудовано этим устройством. При отсутствии устройства функцию испарения жидкости будет выполнять моторный отсек, вернее, его высокая температура (автор видео — Nurlan Temyrbekov).

Откуда берется холод?

Теперь предлагаем узнать, как работает кондиционер в машине. Принцип работы автокондиционера в общем схож с принципом функционирования холодильника, несмотря на разные конструкции агрегатов. Схема кондиционирования в машине в целом представляет герметичную систему, в состав которой входит множество вышеописанных элементов. Принцип работы кондиционера в автомобиле заключается в преобразовании горячего воздушного потока в холодный, в чем агрегату помогают расходные материалы — масло и фреон. Масло используется для смазки компрессорного устройства, а также всей системы в общем.

Что касается фреона, то это специальных расходный материал, который был разработан для эксплуатации в автомобильных кондерах. В отличие от других газов, к примеру, пропана, он безопасен для здоровья человека (автор видео — L0RlC).

Так как работает кондиционер в машине:

  1. Когда водитель нажимает на кнопку активации, включается муфта с прижимным шкивом. Вал, который также с ним сопряжен, вступает в работе под воздействием приводного ремешка.
  2. Также происходит активация компрессорного устройства, который сжимает газ и передает его на радиаторный узел, где происходит охлаждение фреона.
  3. Более быстрому охлаждению способствует и вентилирующее устройство. Во время движения транспортного средства происходит обдув устройства нагнетающим воздушным потоком. Из-за охлаждения происходит конденсация вещества, после чего фреон передается на ресивер в жидком состоянии. После этого осуществляется процесс фильтрации фреона, в результате чего жидкость передается в очищенном виде дальше.
  4. Когда газ очистится, он поступает в салон машины, выполняя функцию охлаждения, но при этом он проходит через расширительный клапан. Адаптер монтируется на патрубке, по которому фреон передается на испарительный узел. Когда объем газа достигнет необходимого уровня в испарительном устройстве, клапан автоматически перекроет.

В зависимости от системы, охлаждению воздушного потока могут способствовать и различные регуляторы и прочие запчасти.

Электрическая схема кондиционера

Характерные неисправности устройства и как с ними бороться?

Теперь вкратце расскажем об основных неисправностях, которые могут произойти в работе системы кондиционирования:

    1. Утечка жидкости, то есть фреона. Если работающий кондер больше не охлаждает, вполне возможно, что причина неработоспособности заключается в утечке фреона. В первую очередь проверяются фитинги для автокондиционеров — есть вероятность, что они износились или на них имеются повреждения, способствующие утечке. Также нужно проверить и уплотнители. Как сказано выше, при износе уплотнительные кольца для автокондиционеров теряют свою эластичность, в результате чего герметичность системы может быть нарушена.
    2. Еще одна причина, по которой кондер может не охлаждать воздух, заключается в неработоспособности радиатора. Этот элемент больше остальных подвержен негативному воздействию солей и грязи, а это, в свою очередь, также приводит к разгерметизации кондера.
    3. Компрессорный узел вышел из строя, такая проблема сопровождается появлением шума при активации системы. Необходимо произвести визуальную диагностику корпуса компрессора — если на нем видны следы масляных пятен, причина может заключаться в заклинивании механизма. Как правило, это происходит в результате долгого использования разгерметизированной системы.
    4. Если засорился испаритель, кондер будет работать неэффективно. Такая неисправность сопровождается появлением неприятного запаха в работе кондера.
    5. Выход из строя терморегулирующего вентиля. Для выявления причины следует проверить оба контура системы — передний и задний, по ним перемещается расходный материал. Поломке клапана может способствовать засорение грязью.
    6. В результате засорения конденсаторного устройства, выхода из строя вентилятора или при поломке датчика его активации кондер также будет работать неэффективно. Такие неисправности, как правило, обусловлены высоким давлением в системе (автор видео — канал Чистка кондиционера (Главная дорога НТВ).

Фотогалерея «Неисправности агрегата»

Нюансы обслуживания

Если вовремя проводить техническое обслуживание агрегата, вы можете предотвратить возможные неисправности в его работе:

  1. Регулярно производите чистку теплообменника, поскольку этот элемент подвержен негативному воздействию пыли и грязи. Кроме того, необходимо убедиться в том, что этот элемент надежно зафиксирован, поскольку из-за вибраций, которые происходят во время движения авто, на корпусе теплообменника могут образоваться микротрещины. А трещины, в свою очередь, могут привести к утечке жидкости.
  2. Поддерживайте чистоту в моторном отсеке, это позволит предотвратить выход из строя компрессора. Узел следует очищать от пыли и отложений.
  3. При обслуживании агрегата также нужно проверять герметичность и качество установленных магистралей, ведь по ним перемещается газ. В том случае, если появляется вибрация при работе фитингов, их необходимо надежно зафиксировать.
  4. Регулярно производите заправку агрегата, а также его очистку, в частности, перед наступлением летного сезона. Необходимость очистки можно определить по появлению неприятного запаха в салоне, а заправки — по недостаточно эффективной работе агрегата в целом.
 Загрузка ...

Видео «Инструкция по самостоятельной очистке агрегата»

Как самостоятельно прочистить кондер — наглядная инструкция приведена в ролике ниже (автор видео — канал Romanautoreview).

avtoklema.com

Система отопления, вентиляции и кондиционирования автомобиля.AutoRemka

 

1. Вступление.

2. Система вентиляции.

3. Система отопления салона.

4.Система кондиционирования.

 

Три различных системы объединенных в одну с единой целью — обеспечить комфорт водителя и пассажиров находящихся в автомобиле. Зимой поворачивая рычажок, начинает работать печка и обогревает салон, поднимая температуру в автомобиле выше уличной. Система вентиляции позволяет проветривать автомобиль, не дает запотевать стеклам во время сырой погоды и очищает воздух поступаемый в салон. Кондиционирование же позволяет в жаркую погоду поддерживать микроклимат в салоне автомобиля охлаждая воздух и направляя его в салон.

Вся система кондиционирования, вентиляция и отопления связаны одной магистралью трубопровода и позволяет нажатием клавиши или поворотом рычажка изменять  и поддерживать постоянную температуру в салоне автомобиля не зависимо от окружающих условий.

2. Система вентиляции.

Сама по себе система вентиляции весьма проста. Ее задача забрать воздух из подкапотного пространства, пропустить через фильтр очистив его и передать в салон с той температурой, которой забирался. Передается воздух по системе воздуховодов на необходимые вентиляционные сопла, регулируются потоки воздуха с помощью все тех же пресловутых заслонок. Система вентиляции обеспечивает циркуляцию воздуха в салоне, в дождливую погоду позволяет поддерживать нужную влажность и температуру не позволяя стеклам запотевать

3. Система отопления салона.

Как я уже писал выше, система отопления служит для обогрева салона в зимнее время. Попробую описать, как все это дело происходит под капотом автомобиля.

Как вам известно, тосол или антифриз циркулирует по системе охлаждения и когда необходимо обогреть салон, поворотом рычага открывается  заслонка через которую уже горячая охлаждающая жидкость поступает в радиатор отопителя салона. Хочу отметить, что система работает уже с малым кругом охлаждения. После того, как охлаждающая жидкость нагрела радиатор, а тот в свою очередь начал отдавать тепло остается только включить моторчик который лопастями нагоняет воздух, обдувает радиатор и через воздуховоды передает тепло в салон автомобиля. То есть принцип работы системы отопления охладить радиатор и охлаждающую жидкость, именно поэтому если двигатель в летнее время перегревается, и вентилятор не перестает молотить, чтобы не закипеть — включают печку, которая так же способствует охлаждению двигателя, отводя все тепло в салон.

4. Система кондиционирования.

Наиболее сложная и одновременно интересная система из всех трех перечисленных. Служит система кондиционирования для подачи охлажденного воздуха в салон автомобиля, что значительно увеличивает комфорт в жаркую погоду.

Состоит система кондиционирования из: дополнительного радиатора, компрессора, осушителя, ресивера осушителя, вентилятора и терморегулирующего вентиля.

Работает все это дело так. Нажатием кнопки включения кондиционера прижимной диск примагничивается к шкиву генератора и раскручивает компрессор, который под давлением заставляет газ фреон сжиматься и перекачивает в радиатор кондиционера. В радиаторе кондиционера, также называемом конденсатором фреон охлаждается обдуваемым воздухом, охладившись фреон конденсируется в сжиженное состояние и перетекает в осушитель который очищает сжиженный фреон от грязи и продуктов износа компрессора.

Последним этапом становится прохождение сжиженного фреона через терморегулирующий вентиль и испаритель. Проходя через вентиль фреон начинает кипеть и испаряться, благодаря этому сильно охлаждается казалось бы абсурд — и кипит и охлаждает, но нет. Охлажденный фреон замораживает испаритель, который выполняет функцию радиатора и чтобы передать холод в салон, достаточно включить вентилятор, который сдувает с испарителя холод и по системе воздуховодов передает охлажденный воздух в салон автомобиля.

autoremka.ru

Принцип работы автомобильного кондиционера

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому. Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

Теоретически, заполнить кондиционер можно было бы и обычным пропаном, если бы не его взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые, кроме безопасности, обладают еще и набором нужных характеристик.

Несмотря на некоторые отличия между кондиционерами на автомобилях разных производителей, принципиальная их схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант. Итак, вы нажали на кнопку включения кондиционера. Сработала электромагнитная муфта, стальной прижимной диск <3>, издав характерный щелчок, примагнитился к шкиву <2>. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор <1>. Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор <4>. В народе этот самый конденсор часто называют “радиатором кондиционера”. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

Охладиться ему помогает вентилятор <5>, который включился на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет – еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель <6>. Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.

Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок <9>. Через него на жидкий фреон можно полюбоваться воочию. Вообще-то, ничего интересного, выглядит как газ в зажигалке. Впрочем, глазок сделан не для удовлетворения любопытства. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. Если часть фреона утекла в атмосферу, то при работе компрессора в глазке будет видна молочно-белая пена. К сожалению, глазки есть далеко не на всех автомобилях.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основное предназначение. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через ТРВ <10>. ТРВ, он же терморегулирующий вентиль, представляет собой специальное устройство, регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. (Перегрев – разница температур на выходе из испарителя и кипения хладагента). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель <12> – это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор <13> сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор.

Круг замыкается. Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7-ми до 15-ти атмосфер (в аварийных случаях и до 30-ти), то в обратной магистрали давление не превышает 3.5 атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5-ти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе <6> стоит датчик <7> включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора <4> недостаточно (вы стоите в пробке, например), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор <5> на полную мощность. Датчик <8> выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик <11> выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой. Узнайте больше!

Читайте далее:

www.freezer.ru

Система кондиционирования автомобиля

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Самарский государственный аэрокосмический университет

им. академика С.П.Королёва

Кафедра «Теплотехника и тепловые двигатели»

Пояснительная записка к курсовой работе по газогидродинамике на тему:

Студенты: А.А.Катин, Д.В.Афонасьев гр.233

Руководитель работы: В.В.Бирюк

1998

ВВЕДЕНИЕ

Под термином кондиционирование воздуха подразумевается создание и автоматическое поддерживание необходимых кондиций воздушной среды в помещении или сооружении. В общем случае понятие кондиция воздуха включает в себя следующие его параметры: температуру, влажность, скорость движения, чистоту, содержание запахов, давление, газовый состав и ионный состав. В зависимости от назначения обслуживаемого обьекта выбирают требуемые кондиции воздушной среды, наиболее важные для конкретных условий применения. Как правило, для обычных обьектов промышленного и гражданского строительства требуемые кондиции воздушной среды ограничиваются только частью перечисленных параметров.

Кондиционирование воздуха обеспечивается применением специальных систем. Под термином системы кондиционирования воздуха (СКВ) подразумевается комплекс устройств, предназначенных для создания и автоматического поддержания в обслуживаемых помещениях заданных величин параметров воздушной среды. Указанный комплекс может включать в себя следующие шесть составных частей: 1) установку кондиционирования воздуха (УКВ), обеспечивающую необходимые кондиции воздушной среды по тепловлажностным качествам, чистоте, газовому составу и наличию запахов; 2) средства автоматического регулирования и контроля за приготовлением воздуха нужных кондиций в УКВ, а также поддержания в обслуживаемом помещении или сооружении постоянства заданных величин параметров воздуха; 3) устройств для транспортирования и распределения кондиционированного воздуха; 4) устройств для транспортирования и удаления избытков внутреннего воздуха; 5) устройств для глушения шума, вызываемого работой элементов СКВ; 6) устройства для приготовления и транспортирования источников энергии (электрического тока, холодной и теплой сред), необходимых для работы аппаратов в СКВ. В зависимости от конкретных условий некоторые составные части СКВ могут отсутствовать.

Классификацию СКВ можно провести по следующим пяти признакам: назначению, характеру связи с обслуживаемым помещением, способу снабжения холодом, схеме обработки воздуха в УКВ и величине давления, развиваемого вентиляторами.

По назначению СКВ можно подразделить на три вида: технологические, технологически-комфортные и комфортные.

Автомобильные СКВ являются комфортными, они должны обеспечить наиболее благоприятные условия для водителя. Работоспособность и самочувствие человека в значительной мере определяются тепловым балансом его организма и наиболее оптимальны в условиях окружающей воздушной среды на уровне теплового комфорта.

РОЛЬ КЛИМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

Автомобиль — это дом на колесах. Многие из нас проводят здесь немалую часть жизни. Свежий чистый воздух, тепло или прохлада — необходимые элементы комфорта, безкоторых любая поездка превратится в мучение.

Когда у большинства автомобилей были открытые кузова, водитель просто «купался» в свежем воздухе. Тем более, что воздушная среда вдоль дорог оставалась сравнительно чистой.

Когда пришло время закрытых кузовов, то летом в жестяной коробке становилось невыносимо душно. Свежий воздух поступал через лючок перед ветровым стеклом, а выходил — через окна с опущенными стеклами. Сквозняки, неизбежные при такой системе вентиляции, удалось изжить с помощью поворотных форточек в передних дверях.

Отапливать салон долгое время считалось роскошью. На медицинских автомобилях ГАЗ-55 довоенных лет отсек для перевозки больных обогревался теплым воздухом, поступавшим из специальной рубашки вокруг выхлопной трубы. Примитивную конструкцию, не позволявшую регулировать поток тепла, быстро забыли. Лучшим решением оказался водяной отопитель (представлявший собой небольшой

Более развитая система потоков («Хонда -Аккорд»). Водитель и пассажиры обеспечены самостоятельными воздуховодами с независимой регулировкой температуры.

радиатор с вентилятором), подключенный параллельно системе жидкостного охлаждения двигателя. Интенсивность обогрева регулировалась краном подачи горячей воды и воздухозаборным лючком перед ветровым стеклом. Постепенно водяные отопители вошли в широкий обиход. Эти печки не только обогревали ноги водителя и сидевшего рядом пассажира, но и служили «дефростером» (размораживателем) ветрового стекла. (Но иногда отопители использовались с прямо противоположной целью. В свое время — в 50-60-е годы у нас в стране были очень популярны шоссейные гонки на легковых автомобилях. Трассой, как правило, служили прямые участки дорог длиной 100-200 километров. Повышенный тепловой режим форсированных моторов заставлял гонщиков искать дополнительные способы охлаждения. И когда в середине дистанции температура воды начинала «ползти за сотню», приходилось включать печку — работающий «на полную катушку» отопитель помогал спасти радиатор от закипания.)

Блок-связка водяной отопитель — вентилятор многие десятилетия выступала в роли основной климатической установки в автомобиле. Постепенно совершенствовались системы регулирования температуры, смешивания и распределения горячего и холодного воздуха. Появились автомобили, где тепло подавалось в зону под задними сидениями, приятно согревая ноги пассажиров. Дальнейшие технические усовершенствования позволили горячий воздух направлять понизу салона (к ногам), теплый — примерно посередине (на уровень пояса и груди ), а холодный — наверх (к лицу). Трехслойное — по высоте — распределение теплого воздуха привело к значительному усложнению приборов управления отопителя. Запросы потребителей с каждым годом становились все разнообразнее и изощреннее. Поэтому сейчас во многих новых моделях водитель и пассажиры могут независимо, каждый по своему вкусу, регулировать температуру потока воздуха и некоторые другие характеристики.

С приходом минивэнов, у которых, как известно, возможны и трехрядные сидения, пришлось создавать еще более сложные системы отопления и вентиляции. На некоторых моделях минивэнов теплый (или холодный) воздух поступает к заднему ряду кресел. На отдельных моделях среднего и высшего класса предусмотрена подача подогретого воздуха на стекла передних дверей через воздуховоды с резиновыми гармошками — такой обогрев стал необходимостью: в холодное время через запотевшие окна передних дверей не видны наружные зеркала заднего вида.

Подвод воздуха от климатической установки («Хонда - Одиссей») ко всем сиденьям в двух плоскостях через воздуховоды.

Да и сами отопители стали мощней — их вентиляторы уже стали оснащать трех-, пяти- и многоступенчатыми регуляторами скорости. А сам вентилятор год от года делался все более производительным. В жаркое время, особенно если в машине кроме водителя есть и пассажиры, необходим интенсивный обмен воздуха. Если в 50-е годы вентилятор в лучшем случае (и только на таких дорогих автомобилях, как «Роллс-Ройс» или «Ягуар») «прогонял» через салон 150-180 кубометров воздуха в час, то сейчас этот показатель вырос в 2,5-3 раза!

Но вот беда — в зоне магистралей, поскольку транспортный поток стал намного интенсивней, резко возросла загазованность вредными выбросами, копотью, резиновой пылью и, в результате, потребовалась фильтрация поступающего в салон воздуха. Такой фильтр, улавливающий почти 100 % взвешенных в воздухе частиц размером не менее пяти микрон и задерживающий даже некоторые газообразные примеси, размещается после воздухоприемной решетки у основания ветрового стекла. Фильтрующий вкладыш надо менять примерно раз в год или после пробега в 15 тыс. км.

Иногда есть смысл полностью изолировать салон автомобиля от наружной атмосферы (в дорожных пробках, туннелях, при движении за дизельным автопоездом и т.д.). Поскольку поворотных форточек в дверях уже давно никто не делает, дверные уплотнители очень надежны, а щелей и сквозных отверстий в кузове практически нет, то добиться герметичности салона вполне реально. Вентилятор будет «гонять» в закрытом внутреннем пространстве машины один и тот же объем воздуха — рециркулировать его. Конечно, долгое время сохранять такой режим не удастся — кислород из воздуха постепенно «выдышат». Но как временный выход из положения рециркуляция нужна и полезна.

Фильтр на входе в систему вентиляции и отопления («Фольксваген-Голф»). Очищает воздух от твердых частиц размером не менее 5 микрон и пыльцы.

Хорошую климатическую установку, то есть эффективный отопитель и вентилятор, все чаще оснащают управляющей автоматикой: компьютер, ориентируясь на заданную водителем температуру в салоне, будет считывать показания датчиков вне кузова и внутри и отдавать команды кранам, электромоторам, заслонкам и другим устройствам, и, тем самым, постоянно поддерживать необходимый температурный режим. На сегодняшний день автоматическим климат-контролем оборудованы многие модели, включая и малолитражные.

Но климат-контроль должен уметь не только повышать, но, если нужно, и понижать температуру в автомобиле. Установить же в салоне более прохладную и менее влажную «погоду», чем за окном, можно только с помощью кондиционера. Этим сложным агрегатом машины, как правило, комплектуются на заводе-изготовителе по заказу покупателя, причем за дополнительную плату. Монтаж непосредственно у дилера обойдется в 1,5 — 2 раза дороже, чем на конвейере.

mirznanii.com