ГАЗ-21Т "Волга" – История самого популярного советского такси. Советская волга


ГАЗ-21Т Волга – История самого популярного советского такси

«Волга» ГАЗ-21, легендарный автомобиль эпохи СССР, поступила на службу в такси в 1957 году. «Волги» первого поколения, объединенные цифровым индексом «21», давно стали легендами отечественного автопрома. Водители с любовью относились к ним в период их расцвета, ценили за надежность, неприхотливость и стремительность силуэта, и с годами народная любовь только крепла.

Сегодня сохранившиеся экземпляры первых «Волг» уже стали предметом коллекционирования и почитания. Оглядываясь в прошлое, следует отметить, что большая часть ГАЗ-21 различных модификаций попадала в такси — с момента выпуска первых серийных экземпляров и до 1970 года, когда последняя «21-я» покинула заводской конвейер. В годы наибольшего расцвета тираж таксомоторов порой превышал треть от всех выпущенных «Волг».

Несмотря на такую массовость, до наших дней дошло всего лишь несколько оригинальных экземпляров ГАЗ-М21 в версии такси. Объясняется это просто: работа в таксопарках шла на износ и машины редко служили больше трех-четырех лет до капитального ремонта (иногда капитальному ремонту автомобили подвергались дважды). Повторный ремонт продлевал жизнь машинам еще на год-два. Получалось, что жизненный путь автомобилей-такси в таксопарках крупных городов редко превышал отметку в пять-шесть лет.

Они имели самое что ни на есть утилитарное предназначение — рабочий инструмент для оказания услуг населению. После пробега в 350 тысяч километров (в среднем) машины без угрызений совести отправляли в металлолом, так как после такой интенсивной эксплуатации никакой практической ценности они уже не представляли.

Учитывая, что в наши дни автомобиль «Волга» первого поколения в версии «такси» — абсолютная редкость, вернемся более чем на полвека назад и обратимся к истории.

Первые таксомоторы с кузовом М-21 появились весной 1957 года. На раннем этапе это были машины ГАЗ-М21Б, созданные на базе переходной модели ГАЗ-М21Г с нижнеклапанным форсированным (мощность 65 л.с.) двигателем от «Победы» (ГАЗ-М20). Машины ГАЗ-М21Б, поступившие в Первый московский таксомоторный парк, были черного цвета, позднее их стали окрашивать в различные цвета — единого стандарта окраски для автомобилей такси в то время просто не существовало.

От обычных «Волг» таксомоторы отличались отделкой салона из более дешевых и практичных моющихся материалов (дерматин вместо велюра), а место штатного радиоприемника на панели приборов занял таксометр. Соответственно, у автомобилей такси отсутствовала антенна над ветровым стеклом — обязательный элемент «гражданских» машин.

Отличительными знаками автомобилей-такси в то время стали нанесенные по всему борту «шашечки» и светящийся «зеленый огонек» в верхнем правом углу ветрового стекла (по ходу движения машины). Горящий зеленый сигнал обозначал, что данная машина свободна, и по нему ее легко можно было заметить в плотном потоке автомобилей, а в вечернее время таксомоторы с горящим зеленым огоньком становились заметными издалека.

Параллельно с М21Б (выпускался до конца 1958 года) во все возрастающем количестве с конвейера сходили ГАЗ-М21А. В отличие от предыдущей модели, эти машины уже оснащались новым верхнеклапанным двигателем, обычным сцеплением и механической коробкой, несмотря на то, что Горьковский автозавод в это время пытался освоить базовую версию М-21 с гидротрансформатором и автоматической коробкой передач.

С 1958 по 1962 год в производстве находились автомобили-такси ГA3-21А, выполненные на базе машин ГАЗ-21И, так называемой «второй серии». Таксомоторы лишились выразительной фигурки оленя на капоте — ее заменила бесформенная хромированная «капля», а также (вместе с базовой моделью) получили более простую решетку радиатора без «маршальской» пятиконечной звезды. В 1962 году все модификации «Волги» оснащались мощным 75-сильным мотором, в результате чего машины-такси обзавелись новым индексом — ГАЗ-21Т. В этом же году таксопарки покинули последние «Победы», и «Волга» стала «монопольной» маркой легковых такси. Автомобили «Москвич-407Т» исчезли раньше, а эра «Москвича-408Т» еще не настала.

В 1963 году на автомоблях-такси установили раздельные передние сиденья, с тем расчетом, что пассажирское сиденье можно сложить и при необходимости перевести дополнительный багаж, не поместившийся в багажник. Такое «улучшение» было вызвано тем, что такси целенаправленно вызывали для поездок на вокзалы, в аэропорты и для перевозки вещей, поэтому емкости штатного багажника было явно недостаточно. А автомобили «Волга» с кузовом «универсал» в таксомоторную службу тогда не поставлялись.

Оборотной стороной «улучшения» стало то, что переднее сиденье с тонкой подушкой и спинкой стало откровенно неудобным, в то время как пассажиры без багажа стремились всегда сесть рядом с водителем.

С 1965 года стали выпускаться внешне модернизированные автомобили ГАЗ-21Р. Таксомотор на их базе не изменил своего индекса — ГАЗ-21Т, хотя внешность поменял вместе с базовой машиной. В это время кроме стандартного варианта такси выпускались автомобили-такси ГАЗ-21ТС с улучшенной отделкой кузова на базе ГАЗ-21УС. Такие машины, прежде всего, предназначались для экспорта и в отечественные таксопарки попадали редко.

Таксомоторы на базе ГАЗ-21 «Волга», прошедшие капитальный ремонт на Втором московском авторемонтном заводе (ВАРЗ), отличались от всех остальных крышей, выкрашенной в красный цвет, — это была «фирменная» окраска авторемонтного завода. Поэтому машины, прошедшие ремонт, в народе прозвали «красными шапочками».

К сожалению, качество ремонта на предприятии было далеко от совершенства. Водители к «красным шапочкам» любви не испытывали, так как работать на сильно изношенных и плохо отремонтированных автомобилях было сплошным мучением. Чаще всего их «вверяли» молодым таксистам, только что окончившим водительские курсы. Последние капитально отремонтированные старые «Волги» прошли через ВАРЗ в 1974 году, а в 1975-м навсегда покинули столичные таксопарки.

 

carakoom.com

описание, технические характеристики :: SYL.ru

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны завод ГАЗ начал производство самого известного автомобиля эпохи СССР - ГАЗ-М20 («Победа»). Машина имела на тот момент современный внешний вид и передовую конструкцию кузова. Но уже к началу 50-х годов дизайн стал несовременным, увеличилось отставание по узлам и агрегатам трансмиссии. Осознавая эту проблему, конструкторы ГАЗ начали разработку новой модели, опираясь на наработки НАМИ.

Первые шаги ГАЗ-21 «Волга»

Первые работы по ГАЗ-21 относятся к 1951-1952 годам, а уже в 1953 году были созданы макетные образцы. Первоначально существовало два проекта модели под обозначениями «Звезда» и «Волга». За внешний вид первого проекта отвечал Дж. Вильямс, второго – Л. Еремеев. Проект «Звезда» имел аналогичную М20 концепцию кузова (фастбэк) и в конечном счете не получил развития далее макетных образцов.

Работы над проектом «Волга» продолжились под руководством ведущего конструктора А. Невзорова. И в 1954 году на свет появился первый ходовой прототип, за которым последовало еще несколько. Прототипы прошли большой цикл испытательных пробегов, в том числе и сравнительные испытания с образцами иностранной техники.

Первая серия – «Звезда»

Производство автомобиля под обозначением М21 началось в октябре 1956-го со сборки всего трех серийных образцов. Всего же за 1956 год их собрали пять. Эти автомобили, а также партия машин 1957 года были направлены на проведение испытаний в условиях реальной эксплуатации (например, в качестве такси). Возникавшие нарекания были устранены или сразу, или в ходе плановых модернизаций.

Машины выпуска с 1956 по ноябрь 1958 года относятся к так называемой первой серии. Суммарный выпуск их составил немногим более 30 000 экземпляров.

Отличительной внешней чертой таких машин является облицовка радиатора, в которой присутствовала крупная звезда. Отличием внутри салона является панель приборов, верхняя часть которой окрашена в цвет кузова. Сверху панели по центру расположено место для динамика, однако такое решение было и на первых партиях машин второй серии. Комбинация приборов на самых первых выпусках имела по центру надпись ГАЗ, потом ее сменил олень. Такие варианты оформления были до начала 1957 года, основная часть машин имела комбинацию без надписей и рисунков.

Первая серия комплектовалась двумя типами двигателей. Первые партии машин имели двигатель М21Б. Мотор базировался на «победовском» блоке, с расточенными до 88 мм цилиндрами, что увеличило литраж до 2,42 л. Имея степень сжатия около 7 единиц, двигатель развивал около 65 сил.

Ранние выпуски первой серии имели массу отличий (часто очень мелких, но они были) от остальных машин ГАЗ М21. Описание отличий сводится к следующему: капот имел петли с вертикальными пружинами, на машинах стояла своя передняя балка под точки крепления мотора М21Б и задний мост с неразрезным литым картером, подобный мосту ГАЗ 12. Имелись отличия в рессорах и их креплениях, усилителях на кузове.

Базовая версия машины обозначалась М21Г (тропический вариант М21ГЮ), затем, с лета 1957 года, измененное на М21В. Все машины с нижнеклапанным мотором оснащались исключительно механической коробкой.

Машины первой серии комплектовались системой центральной смазки шасси. К 21 точке на шкворневой подвеске и на рулевых тягах шли тонкие медные трубки и резиновые шланги. По ним при помощи ножного насоса подавалась жидкая смазка. По инструкции после стоянки или через 200 км пробега полагалось обновить смазку в узлах двумя нажатиями на педаль системы. На практике система оказалась ненадежной из-за обрывов трубок, отверстия под подачу смазки ослабляли элементы подвески (в особенности – рулевого управления), лишняя смазка текла на дорогу. Поэтому уже в ходе выпуска машин второй серии от нее отказались в пользу обычных пресс-масленок. Стоит заметить, что такая схема подвески дожила на легковых автомобилях ГАЗ до 2000-х.

Салон ГАЗ-М21

Кузов в базовом исполнении имел неплохое оснащение. В него входил отопитель салона с возможностью направления потока воздуха на лобовое стекло, радиоприёмником, стеклоочистителем и стеклоомывателем с электроприводом. Передний диван регулировался по двум направлениям. Кроме того, для получения спальных мест спинка дивана могла складываться.

Дверные карты ГАЗ М21 ранних выпусков имели комбинированную отделку (тканью и кожзаменителем), на поздних отделку упростили, оставив только кожзаменитель. Цвета обивки салона подбирались в соответствии с окраской кузова.

В отделке салона использовались детали из ацетилцеллюлозного пластика (руль, рукоятки узлов управления и другие детали). Такой пластик недолговечен из-за своего химического состава и со временем рассыхается и начинает крошиться.

Новый мотор

Примерно с лета 1957 года началось производство нового 70-сильного двигателя М21А с верхним расположением клапанов. Новый двигатель ГАЗ М21 получил увеличенный до 2,445 л объём цилиндров. Алюминиевый блок оснащался чугунными легкосъёмными гильзами «мокрого» типа. На ранних версиях мотора стоял однокамерный вертикальный карбюратор К 22И. Подача топлива осуществлялась механическим насосом. Изначально мотор работал на бензине А-70 (допускалось использование А-66 при корректировке угла зажигания). Новый мотор улучшил конкурентоспособность и характеристики ГАЗ М21, однако какое-то время оба типа мотора поставлялись на конвейер параллельно.

Базовая версия с механической коробкой передач получила обозначение М 21В, вариант для такси – М 21А. Впервые для автомобилей СССР первая серия «Волги» могла оснащаться гидроавтоматом – версия М 21. Для поставок на экспорт существовало несколько моделей с разными вариантами коробок передач, отделок и климатических зон (все с двигателем в 80 л. с.).

Коробка передач и задний мост

Сцепление М21 получило гидравлический привод с подвесной педалью. Сама трехскоростная коробка передач по конструкции мало отличалась от «победовской». Вторая и третья передачи имели синхронизаторы. Переключение скоростей осуществлялось рычагом на рулевой колонке. Отдельные партии машин первой и второй серии оснащались автоматической коробкой. По разным данным, число таких машин варьируется от 700 до почти 2000.

Карданная передача имела промежуточную опору. Задний мост с разрезным картером и гипоидным редуктором.

Вторая серия – «Акулья пасть»

Осенью 1958 года автомобиль ГАЗ М21 претерпел первый рестайлинг – в серию пошли машины второй серии. Изменения в основном коснулись экстерьера машины – передние крылья получили увеличенные арки, облицовка радиатора стала плоской с 16 вертикальными прорезями («акулья пасть»). В зависимости от комплектации решетка могла быть крашеной в цвет кузова или хромированной.

Затем поменяли конструкцию задних фонарей (добавились светоотражательные элементы), панель приборов сверху стали покрывать матовым слоем (для исключения бликов на лобовом стекле). Позднее панель стали покрывать кожзаменителем, а динамик перенесли на её лицевую часть. В 1960 году убрали систему смазки узлов шасси с приводом от отдельной педали, а также изменили полярность при подключении аккумуляторной батареи (отрицательный вывод на кузов). Тогда же с капота исчез и олень, признанный травмоопасным элементом. Вместо него появился небольшой хромированный молдинг («капля»). До 1962 года вторая серия разошлась тиражом около 140 тысяч экземпляров.

Третья серия – «Китовый ус»

Несмотря на проведенный рестайлинг, внешность автомобиля стремительно устаревала. Прорабатывавшиеся проекты более глубокой модернизации требовали значительных инвестиций, изыскать денежные средства на которые не удалось. Поэтому уже во второй половине 1962 года машину подвергли очередному рестайлингу – так на свет появились самые массовые машины третьей серии – всего выпустили около 470 тысяч.

Машина получила новую решетку радиатора из 37 вертикальных элементов («китовый ус»). Бамперы лишились клыков и стали состоять из двух частей – верхней хромированной и нижней в цвет кузова. С капота исчез молдинг. Изменились материалы оформления салона автомобиля, которые стали более износостойкими.

До 75 сил выросла мощность двигателя, рычажные амортизаторы в подвеске заменили на современные телескопические. Для увеличения жесткости кузова боковина кузова стала цельноштампованной.

Два варианта исполнения

Все серии ГАЗ М21 покидали завод в двух исполнениях – обычном и улучшенном. Под улучшенным исполнением понималось большее количество хромированных деталей в экстерьере кузова. Эти машины могли поступать как на внешний, так и на внутренний рынок и имели свои индексы.

Следует отметить, что до 1964 года машина обозначалась как М21, а после – просто 21. Для М21 улучшенными были модификации Д, Е и К, для 21 – М, У, С (УС, ТС).

Хром-пакет улучшенной версии первой серии состоял только из молдинга по кругу кузова по нижней кромке стекол. На второй серии его расширили хромированной рамкой лобового и заднего стекол. Иногда к этому добавлялась хромированная облицовка. На третьей серии появились молдинги по верху крыльев (так называемые стрелы на передних и плавники на задних) и надпись «Волга» на передних крыльях.

Экспортные варианты

Автомобиль М21 достаточно массово поставлялся на экспорт во многие страны (в том числе и капиталистические). Как правило, экспортные машины имели улучшенное оформление и более мощные моторы. Мощность мотора повышалась до 75-80 сил (впоследствии на третьей серии – до 85) путем повышения степени сжатия.

На экспортные машины силами фирм-экспортеров ставились дизельные двигатели. Такие машины, востребованные в качестве такси, делала фирма Scaldia на основе готовых машинокомплектов. ГАЗ М21 оснащали дизелями Perkins и Rover. Внешне машины отличались надписью Volga Diesel. Всего таким образом переоснастили порядка 170 автомобилей М21.

Универсал ГАЗ-22

С 1962 года для нужд скорой помощи, такси и торговли выпускался вариант с кузовом универсал, с грузоподъемностью до 400 кг. Изначально при разработке «Волги» такой кузов не предусматривался. Поэтому изготовление машин шло по обходным технологиям – путем врезки в боковину седана новой задней части. Универсалы существовали только на базе машин третьей серии. Точно так же имелись два исполнения машины. В продажу частным лицам машина не поставлялась, кроме единичных случаев (широко известная «Волга»-универсал Юрия Никулина тому пример).

Авторемонтное творчество

Большое количество М21 попадало в таксомоторные парки и в государственные учреждения. Срок жизни машин там был невелик (особенно в такси), но получить новые авто было зачастую невозможно (в пиковые годы производилось всего около 60 тысяч экземпляров). Поэтому широкое распространение получила практика капитального ремонта на авторемонтных заводах (АРЗ).

Помимо ремонта, на некоторых заводах шла постройка, по сути, новых автомобилей из заделов новых деталей. Встречаются экземпляры, датированные концом 1970-х, то есть намного позже окончания производства на ГАЗ. Такие машины, оформленные как прошедшие капитальный ремонт, поступали в таксопарки. Причем ремонт оформлялся с заменой двигателя и кузова при сохранении номера шасси.

Крупные АРЗ самостоятельно изготовляли некоторые запчасти ГАЗ М21. В частности, ВАРЗ (завод в Москве) имел оснастку для штамповки ряда кузовных деталей. Но в целом АРЗ не обладали оборудованием и оснасткой завода-изготовителя, поэтому качество их продукции было невысоким.

Еще одной продукцией АРЗ были развозные пикапы и прочие несерийные вариации М21. Автобусы «Старт» Северодонецкого АРЗ как раз были построены на узлах и агрегатах списанных М21.

Спецсерии

«Волга» широко использовалась органами правопорядка. Машины использовались и как постовые, и как служебные. Не обошел вниманием М21 и КГБ. Помимо стандартных машин для КГБ производилась спецверсия ГАЗ 21 «Волга» – так называемый автомобиль сопровождения ГАЗ 23.

Родные двигатель и КПП ГАЗ М21 заменялись агрегатами от ГАЗ 13 «Чайка». 195-сильная «восьмёрка» и автоматическая КПП позволили кардинально изменить динамику автомобиля. Из-за более тяжелого и мощного силового агрегата подверглись доработкам кузов, тормозная система (усилитель тормозов не применялся) и подвеска с усиленными элементами (более толстый пруток пружины, листы рессор с увеличенной толщиной, иные по параметрам амортизаторы).

Внешне ГАЗ 23 практически не отличался от обычных гражданских машин.

www.syl.ru

Советская легенда — ГАЗ-21

Выбираем лучший вариант

Работа над созданием автомобиля берет свое начало в далеком 1952 году. Работы над дизайном автомобиля, в которых немаловажную роль сыграли разработки концерна «Форд», производили художники в двух независимых проектах параллельно:

  • ГАЗ-21М — Волга, художник Лев Еремеев;
  • ГАЗ-21М — Звезда, художник Джон Вильямс.
Автомобиль ГАЗ-21 — Волга

Автомобиль ГАЗ-21 — Волга

В 1953 году были изготовлены макеты двух автомобилей. Если второй макет выглядел более передовым, первый макет был признан идеально соответствующим требованиям того времени. Также в 1953 году к работе группы присоединился конструктор А. Невзоров, и в первом полугодии 1954 года первые прототипы были изготовлены. Приступили к предварительным испытаниям.

На протяжении всего года работы по доводке и усовершенствованию прототипов шли полным ходом, и 3 мая 1955 года из ворот Горьковского автозавода своим ходом направились на государственную приемку три автомобиля, один из них — с механической коробкой, два — с автоматическими коробками передач. Каждый автомобиль достойно выдержал испытания, в том числе длительный и сложный в то время автопробег по маршруту Москва–Крым–Москва.

Массовое производство

Получив одобрение, группа приступает к изготовлению промышленных чертежей и занимается подготовкой конвейерной сборки. 10 октября 1956 года три промышленных образца с 65-сильными нижнеклапанными «победовскими» двигателями объема 2,432 литра вышли в свет. В декабре 1956 года сборочный конвейер был запущен, и модель получила официальную дату рождения.В 1957 году конвейерная Волга комплектуется как первым, так и новым 70-сильным двигателем с верхним расположением клапанов, с V – 2,445 литра. В соответствии с задачами, первоначально заводом серийно выпускаются автомобиль в двух модификациях:

  • М-21Б — для общего использования;
  • М-21Г — для такси. В них на заводе устанавливали счетчик и зеленый фонарь.
ГАЗ-21 — Волга первой серии

ГАЗ-21 — Волга первой серии

С появлением нового двигателя и установкой заднего моста с гипоидной передачей произошли изменения в индексах, и Волга получила следующие модификации:

  • М-21А — такси;
  • М-21В — общего использования;
  • М-21Д — экспортный вариант с механической коробкой передач.

В 1958 году завод начал выпуск автомобилей с автоматической трансмиссией, и к ряду добавили экспортный вариант М-21Е с автоматической коробкой передач и форсированным 80-сильным двигателем.

Выпустив около 700 машин с автоматической коробкой передач, завод прекратил их производство из-за отсутствия сервисного обслуживания по стране.

Первые значительные внешние и внутренние изменения Волга претерпела в 1959 году. В этот период в автомобиле появились:

  • стеклоомыватель;
  • светоотражающий элемент в задних фонарях;
  • новая облицовка радиатора, передний бампер, подфарники;
  • задние брызговики;
  • новая панель приборов;
  • мягкие поручни на спинках передних сидений и пепельница для пассажиров заднего сиденья.
ГАЗ-21 — Волга второй серии

ГАЗ-21 — Волга второй серии

В соответствии с внесенными изменениями, появились новые модификации:

  • М-21И — для общего использования;
  • М-21К — экспортный вариант с форсированным двигателем и хромированным молдингом по нижнему краю остекления.

Следующие и последние внешние изменения были сделаны в 1962 году:

  • изменение облицовки радиатора, бамперов;
  • добавление подсветки заднего номера, изменение подфарников и задних фонарей;
  • усовершенствование передней подвески;
  • появление буксировочных крюков.
ГАЗ-21 — Волга третьей серии

ГАЗ-21 — Волга третьей серии

Начат выпуск модифицированной Волги со следующими индексами:

  • М-21Л — для общего использования;
  • М-21У — с улучшенной отделкой, названный народом «Люкс»;
  • М-21Т — такси, с 1963 года выпускались с раздельными передними сидениями;
  • М-21М — экспортный вариант с 80 и 85-сильными двигателями, хромированными окантовками стекол, накладками на крыльях и стилизованными надписями на передних крыльях. Выпускался также с правосторонним расположением руля.

Последняя модернизация была проведена в 1964 году, при этом во всех модификациях вместо буквы М появилась аббревиатура ГАЗ. В ходовой части были сделаны изменения и усиления передних лонжеронов, ступицы передних колес стали комплектоваться роликовыми подшипниками. Салон автомобиля получил мощный обогреватель, передние сиденья с регулируемым углом наклона спинки, модернизированные стеклоочистители.

Любители ГАЗ-21 получили возможность приобрести базовую модификацию с индексом Р, а модификация такси стала именоваться ГАЗ-21Т

Секрет успеха

Чем же так интересна модель ГАЗ-21 в наше время? Почему, завидев эту машину, так и тянет сделать несколько фото на ее фоне? Откуда популярная тенденция у молодоженов: в день свадьбы, воспользовавшись автомобилем клуба «Ретромобиль», прокатиться на раритетном автомобиле по городу с помпезностью и ветерком?

На видео — история автомобиля ГАЗ-21:

Ответ прост. В 50-е годы прошлого века конструкторам удалось сделать прорыв в создании идеальной формы автомобиля, которая притягивает взор и в наши дни. С 1956 по 1970 год заводом было выпущено 638 798 автомобилей отличного качества, простоты и надежности в эксплуатации. Не стоит говорить о том, что отлично известно, — о прочности кузова. Применяя при производстве стандартный металл, при помощи точных просчетов силовых элементов конструкторы добились такой прочности, что миф о «специальном толстом металле» жив и сейчас.

365cars.ru

ГАЗ-21 «Волга»: советский феномен

ГАЗ-21 «Волга»

Появление первой «Волги» на дорогах СССР – веха в его истории, ведь она, по сути, стала первым советским полноразмерным седаном, сочетающим в себе почти все нужные советскому гражданину качества (до конца им соответствовал, пожалуй, универсал на её базе – ГАЗ-22, правда, недоступный частникам). Примером этой обширной популярности можно назвать также создание целого семейства на базе ГАЗ-21, переродившегося позже в другое семейство под таким же названием, потомки которого сумели дожить вплоть до начала века. Помимо хороших эксплуатационных характеристик машина получилась довольно динамичной для своего времени (максимальная скорость – 130 км/ч) и практичной, благодаря чему при нужном уходе и обслуживании некоторые экземпляры доживают и до наших дней. К тому же дизайнерам удалось создать красивый, неповторимый силуэт, который сложно перепутать с чем-либо. Поэтому первая «Волга», как и шесть десятков лет назад, до сих пор привлекает широкую аудиторию автолюбителей, оставаясь востребованной и сегодня.

 ГАЗ-21 «Волга» вид с боку

Первые экземпляры этого авто начали сходить с конвейера ещё в 1956 году, и появились они как замена морально устаревшей к тому времени «Победе» ГАЗ-20. 

Для своего времени ГАЗ-21 был достаточно современным, а в чём-то даже прогрессивным, автомобилем, что в основном обеспечивалось набирающим тогда в Европе популярность кузовом седан, стремительным образом, плавниками на задних крыльях и полностью алюминиевым блоком цилиндров двигателя. Во многих других технических областях «Волга», по мировым меркам, была консервативным, а в чём-то даже устаревшим автомобилем. Например, в начале производства в конструкции авто присутствовали такие устаревшие элементы, как гидравлические амортизаторы передней подвески и чуть расточенный двигатель «Победы», не обеспечивавший тяжеловесную машину необходимой динамикой. Однако конструкторы не были слепы к современным веяниям автомобилестроения, поэтому по возможности старались исправлять недостатки уже в процессе производства. Так, в 1962 гидравлические амортизаторы были заменены на телескопические, в 1957 старый двигатель заменили на более мощный от экспериментальной «полуторки» ГАЗ-56 и т.д. Но вместе с этим целый ряд архаичных элементов так и остался на машине вплоть до снятия с производства в 1970. Среди них присутствовали рычаг коробки передач, расположенный на рулевой колонке, цельный передний диван (раздельные сидения применялись лишь на одной модификации – ГАЗ-21Т, использовавшейся в такси), трёхступенчатая КПП с синхронизаторами на второй и третьей передачах. Существовала попытка оснастить впервые в истории отечественного автопрома машину трёхступенчатым гидротрансформатором, но из-за отсутствия надлежащего сервиса все владельцы злополучных «автоматов» потребовали замены более традиционной «механикой».

 приборная панель ГАЗ-21 «Волга»

В плане экстерьера периоды выпуска «Волги» в отечественной историографии принято делить на три серии. 

Первая серия выпускалась с самого начала производства по 1958 год и имела следующие особенности: массивные бампера с хромированными клыками, не доходящие до заднего крыла водостоки и хромированную решётку радиатора с двумя нижними брусьями и медальон со звездой, расположенный по центру. С этой решёткой, являющейся главным отличием этой серии, связана одна история. Она гласит, что на показе предсерийных образцов высшему руководству, маршалу Жукову (или председателю Совмина СССР Булганину) исходный вариант не понравился, поэтому облицовке радиатора и придали такую «коммунистическую» окраску. Ещё одним отличием был скачущий олень на капоте, который в целях безопасности на последующих машинах был убран, однако некоторые владельцы впоследствии сами ставили оленя, что для некоторых стало прибыльным бизнесом. Салон также отличался полностью металлической и глянцевой приборной панелью, «низкой» облицовкой радиоприёмника и некоторыми другими отличиями. Первая серия обозначалась как М-21, и на данный момент она является самой редкой и желанной среди автолюбителей.

 В салоне ГАЗ-21 «Волга»

Вторая серия ГАЗ-21И производилась с 1959 по 1962 годы и существенно отличалась от первой. Так, она получила новую облицовку радиатора («акулья пасть») с шестнадцатью прорезями и другой замок капота. Позже появляется матовое покрытие верхней части приборной панели, новое оформление решётки радиоприёмника, омыватель лобового стекла, изменённые электропроводка и задние фонари с другими катафотами, иное освещение номерного знака и другие.

 

 ГАЗ-21И

Самая часто встречаемая третья серия ГАЗ-21Р выпускалась в период с 1962 до самого окончания выпуска в 1970 годы. Помимо некоторых изменений технической части главными отличиями стали новая решётка радиатора «китовый ус», более элегантные бампера, с капота исчез молдинг и олень, новые водостоки, появились габариты, соединённые с решёткой радиатора и т.д. В отделке салона стали применяться новые синтетические материалы (в их числе кожзаменитель). Из них стали выполняться обивка потолка, сидений и появившаяся впервые дерматиновая накладка на приборной панели. Помимо этого были произведены многочисленные изменения технического и технологического характера, улучшившие эксплуатацию автомобиля. 

 

 ГАЗ-21 вид сзади сбоку

Таким образом, ГАЗ-21 «Волга» во всех своих вариациях производилась четырнадцать лет – с 1956 по 1970. Суммируя всё вышесказанное, можно сказать, что этот автомобиль был неким компромиссом между прогрессивными чертами и традиционной для советских машин простотой конструкции, представляя собой лишь обобщённый образ современного автомобиля. Но вместе с этим ГАЗ-21 получился настолько удачным, что многие его узлы и агрегаты использовались на многих современных ему автомобилях, а его популярность с годами только увеличивается.

 

sovietime.ru

Легенды советского автопрома. «Волга» и «Победа» — ClassicAutoClub.ru

Одними из наиболее удачных отечественных легковых автомобилей, идеально подходящих для эксплуатации в условиях нашей страны стали именно эти модели завода ГАЗ.

Немного найдется в отечественной автомобильной истории моделей, которые не только не уступали зарубежным, но и превосходили их, а иногда и открывали новое направление в проектировании автомобилей.

«Победа»

Мировой известности ГАЗ-М20 «Победа» добилась, прежде всего, благодаря весьма оригинальной форме кузова, который создавал очень малое аэродинамическое сопротивление (коэффициент около 0,31). Кроме этого, впервые в истории советский автомобиль стал законодателем мод в мировом автомобилестроении: кузов, где передние и задние крылья слиты в общую форму и исключены подножки, вслед за «Победой» нашел применение на английском Standart Vanguard (1948 год) и чехословацком Tatraplan 600 (1947 год). Конечно, придирчиво изучив историю мирового автомобилестроения, можно найти более ранние примеры «бескрылого» кузова: Hanomag Kommissbrot (1928 год), Alfa Romeo 6C (1940 год). Но эти модели были единичными и не получили широкого распространения. Таким образом, автомобиль ГАЗ-20 был пионером, и в этом большая заслуга не только главного конструктора ГАЗа тех лет (А. Липгарт), но и дизайнера (В. Самойлов), и ведущего конструктора по кузову (Ю. Сорочкин).

«Победа» ознаменовала новое направление в конструировании отечественных легковых автомобилей. Независимая подвеска передних колес, гидравлический привод тормозов, несущий кузов, навеска дверей на передних петлях, высокий уровень комфорта (например, отопитель и радиоприемник), синхронизаторы в трехступенчатой коробке передач, понтонная форма кузова, капот аллигаторного типа, V-образное лобовое стекло – вот особенности этой модели.

История знаменитой во всем мире машины началась в 1943 году, когда Горьковский автозавод имени Молотова получил правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля, который предстояло выпускать после войны. Первый опытный образец ГАЗ-20 был готов уже 6 ноября 1944 года, к 27-ой годовщине Октябрьской революции. Из ворот завода его вывел на первые испытания сам главный конструктор завода Липгарт.

Относительно силового агрегата для новой модели мнения разделились: главный инженер ГАЗа Кучумов считал, что как на базовой легковой, так и на базовой грузовой послевоенных моделях должен быть унифицированный шестицилиндровый двигатель, развитый из конструкции ГАЗ-11. Липгарт предложил четырехцилиндровую модификацию двигателя ГАЗ-11, которая различалась с ним блоком и головкой цилиндров, коленчатым и распределительным валами. Спор конструкторов разрешил сам Сталин. На состоявшемся в Кремле 19 июня 1945 года осмотре послевоенных моделей, он отметил, что автомобиль с шестицилиндровым двигателем недостаточно экономичен. Присутствовавший на осмотре Липгарт указал, что завод предусмотрел вариант автомобиля с четырехцилиндровым мотором. По всей видимости, такое объяснение несколько смягчило критическое отношение Сталина к машине. И когда директор ГАЗа Лоскутов обратился к нему с просьбой закрепить за новой моделью наименование «Победа», то услышал такой ответ: «Невелика победа, но пусть будет «Победа».

Первую партию новых машин завод собрал к 28 июня 1946 года. Их характерной чертой стало «трехэтажное» расположение горизонтальных декоративных брусьев на облицовке радиатора. Эксплуатация этих автомобилей выявила много недоработок как конструкторских, так и технологических. Среди них были рывки сцепления, низкая эффективность глушителя и стояночного тормоза. Машина плохо разгонялась, расходовала много топлива. В салоне оказалось недостаточным расстояние от подушки заднего сиденья до потолка, что вызвало резкое недовольство военных, потому что офицерам в папахах, которым полагалась служебная «Победа», было неудобно садиться в автомобиль и выходить из него. Кроме того, довольно быстро «садились» задние рессоры, кузов оказался непрочным, и в него проникала пыль. Бесспорно, у вышеперечисленных недостатков имелись объективные причины – конструкторам были заданы очень жесткие сроки запуска новой модели: выезд первого опытного образца и начало выпуска первой промышленной партии «Побед» разделяли лишь 20 месяцев. Подготовка производства проходила в обстановке жесточайшего дефицита времени на доводку конструкции и технологическую проработку. Внимание к новой машине высшего руководства страны и стремление отраслевой и заводской администрации любой ценой выполнить, как было принято тогда говорить, «почетное и ответственное задание» косвенно стали причинами неудач.

Стало понятно, что в таком виде автомобиль не может быть запущен в серийное производство, и конструкторам пришлось в спешном порядке «работать над ошибками». Была увеличена высота салона над задними сиденьями, усилен кузов, задние рессоры получили листы параболического сечения. Эти и другие усовершенствования позволили избавиться от основных недостатков. Модернизированная модель получила «двухэтажную» облицовку радиатора, глушитель располагался не позади бензобака, а под полом в средней части машины, рычаг коробки передач располагался на рулевой колонке. Серийное производство «Победы» возобновилось 1 ноября 1949 года, а уже в начале 1950-х годов начались экспортные поставки в страны Западной Европы. Английский журнал «Мотор», оценивая в 1952 году «Победу», отмечал: «Этот автомобиль исключительно русский... Самая сильная сторона «Победы» – способность работать на любых дорогах... На «Победе» не надо бояться быстрой езды по плохим дорогам, даже когда машина полностью нагружена». Высокие потребительские качества «Победы» способствовали ее успеху на экспортных рынках, прежде всего в странах с тяжелыми дорожными условиями. За создание «Победы» Липгарт, Мозохин и Хламов были удостоены Государственной премии.

Такси и кабриолет

Одновременно с началом производства базовой модели завод освоил две модификации: такси и кабриолет. Первая оснащалась таксометром с зеленым огоньком и моющейся обшивкой сидений. Для такси было введено внешнее отличие от других легковых автомобилей – шахматная полоса по бортам кузова (заканчивавшаяся примерно над концом проема заднего колеса) и световой сигнал в виде зеленого огонька. Эти атрибуты такси впервые появились именно на «Победах».

Московские такси имели двухцветную окраску: капот и крыша молочно-белые, остальная часть кузова – темно-серая. «Победа» наилучшим образом зарекомендовала себя в сложнейших условиях работы такси. Например, в московском таксопарке №5 одна из таких машин за три года (октябрь 1949 года–август 1952 года) прошла без капитального ремонта 228 тысяч километров.

Модификация с кузовом «кабриолет» выпускалась с 1949 по 1953 год. Съемная крыша изготавливалась из сдвоенной прорезиненной непромокаемой хлопчатобумажной ткани. Тент натягивался на пять дуг: три первые дуги – съемные, они вставлялись в гнезда верхней рейки, а две задние укреплялись на шарнирах. В задней части тента было окно со стеклом.

Несмотря на тканевую крышу, кабриолет оказался на 35 килограмм тяжелее седана. Кроме того, из-за брезентового верха ухудшилась обтекаемость, что привело к снижению максимальной скорости до 100 км/ч и увеличению расхода топлива до 11,5 литров на 100 километров пути.

Следующий этап модернизации наступил в 1955 году. Автомобиль получил новую облицовку радиатора, рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала, радиоприемник в качестве серийного оборудования, улучшенную обивку кузова, чуть измененные по форме передние крылья и измененный индекс – ГАЗ-20В.

ГАЗ-М72

Одновременно с модернизированной базовой моделью Горьковский автозавод начал выпуск первого в мире комфортабельного легкового автомобиля повышенной проходимости с несущим кузовом ГАЗ-М72. От «Победы» для этого автомобиля были фактически взяты лишь наружные кузовные панели и салон. Для компенсации отсутствующих силовых элементов, а также увеличения жесткости кузова в целом в его конструкцию было введено 14 дополнительных усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от «Победы», у ГАЗ-М72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста. Вопреки распространенному мнению, от ГАЗ-69 заимствовали только раздаточную коробку и модернизированный передний мост. Коробка передач устанавливалась стандартная, от ГАЗ-М20, а задний мост был разработан специально для этой модели. Для увеличения дорожного просвета рессоры устанавливались на балках мостов, в то время как у «Победы» задние рессоры крепились под балкой, а передняя подвеска была пружинная.

Оборудование кузова ГАЗ-М72 было таким же, как у «Победы»: мягкая обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприемник. Но с учетом необходимости работы на грязных проселках на М-72 был впервые применен омыватель ветрового стекла, действующий от педали. В 1956 году три столичных журналиста совершили путешествие из Москвы во Владивосток и обратно на ГАЗ-М72, который зарекомендовал себя наилучшим образом. К сожалению, эта весьма удачная модель выпускалась недолго – до 1958 года, за это время удалось изготовить 4677 экземпляров.

Нельзя не упомянуть и о грузовых модификациях ГАЗ-М20 с кузовом «пикап». Их изготавливали на многих ремонтных заводах из автомобилей, выработавших свой ресурс. Многие пикапы окрашивались в коричнево-шоколадный цвет, чтобы скрыть ржавчину, практически всегда проявлявшуюся на изношенных кузовах.

На гоночных автомобилях «Победа-Спорт» были выиграны три чемпионата СССР по кольцевым гонкам – в 1950, 1955 и 1956 годах. В 1956 году на гоночные трассы вышел вариант этой машины с открытым кузовом и верхнеклапанным двигателем.

Используя кузов «Победы», в 1950-х годах конструкторское бюро имени Камова разработало аэросани «Север», широко использовавшиеся для доставки почты в условиях Крайнего Севера.

Серийное производство «Победы» прекратилось в 1958 году. За двенадцать с половиной лет с конвейера сошло 235 999 «Побед», в том числе 184 285 седанов, 14 222 кабриолета и 37 492 такси.

Варшава-М20

По советской лицензии ГАЗ-M20 с 1951 года выпускал завод ФСО в Варшаве. Первая Варшава-М20 сошла с конвейера в варшавском пригороде Жерань. Она была полностью аналогична советскому прототипу, только на эмблеме вместо ГАЗ было указано ФСО. До конца 1951 года собрали 75 машин. В 1953 году двигатели для «Варшавы» стали полностью собирать в Польше, а с 1956 года она выпускалась целиком из польских узлов и деталей. Первым вариантом стал санитарный М20С (1956 год), а через год появились еще две модификации – пикап и фургон.

В мае 1957 года началось производство Варшавы-200 с новой облицовкой радиатора и повышенной до 52 л.с. мощностью мотора. Через 3 года на Варшаве-201 установили переднюю подвеску с телескопическими гидроамортизаторами. Все эти годы на ФСО под руководством инженера Кароля Пионера велись работы по замене нижнеклапанного мотора на верхнеклапанный. Вариант S-21 появился в 1957 году и имел тот же рабочий объем, но достигал 70 л.с. С 1962 года его начали устанавливать на Варшаве-202, оснастив ее также четырехступенчатой коробкой передач. При сотрудничестве с итальянской фирмой Гиа был создан новый кузов с выступающим задним багажником. Необходимо отметить, что подобный вариант кузова для «Победы» специалисты НАМИ предложили еще в 1949 году, однако на серийной модели эти нововведения внедрены не были.

Варшава-203

Впервые обновленная Варшава-203 появилась на Познаньской ярмарке 1964 года. Кроме нового кузова она отличалась измененной облицовкой радиатора, возросшей на 7,5 сантиметра длиной и увеличенной на 25 км/ч максимальной скоростью. С незначительными изменениями автомобиль пошел в серийное производство под маркой Варшава-223. Помимо седана выпускались пятидверный универсал 223К, санитарный 223А, такси с внутренней перегородкой 223Т. Параллельно выпускалась Варшава-224 со старым нижнеклапанным мотором мощностью 57 л.с., а также ее модификации – такси и пикап.

Если советская «Победа» выпускалась в течение 12-ти лет, то польская «Варшава» продержалась в производстве 22 года. За это время выпустили 9 базовых вариантов и десятки их модификаций. Всего в Польше было изготовлено 255 тысяч автомобилей. На базе агрегатов «Варшавы» автомобильные заводы в Люблине и Нысе выпускали малотоннажные грузовики, фургоны и микроавтобусы «Жук» и «Ныса». Эти автомобили в больших количествах поставлялись в СССР и страны Восточной Европы, где составляли основу автомобильного парка легких грузовиков и фургонов.

«Волга»

Добившись успеха с «Победой», конструкторы Горьковского автозавода начали работу над новой моделью среднего класса. Ведущим конструктором был назначен А. Невзоров, а за дизайн кузова отвечал Л. Еремеев. «Волга» получила свою собственную неповторимую внешность и была легко узнаваема.

Опытные образцы ГАЗ-21, представленные в 1955 году на государственные испытания, оснащались верхнеклапанным двигателем, который показал себя не слишком экономичным и развивал недостаточный крутящий момент на низких оборотах, поэтому его решено было заменить. Специально для «Волги» разработали две трехступенчатые коробки передач – гидродинамическую (автоматическую) и механическую. Полностью новой была независимая передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, а заднюю подвеску сделали зависимой, на продольных полуэллиптических рессорах.

Для отечественного автомобилестроения «Волга» стала шагом вперед во многих отношениях. При одинаковой с «Победой» колесной базе была более рационально использована длина салона: передние и задние диваны сидений удалось заметно продвинуть вперед, что повысило комфорт и уменьшило тряску пассажиров на заднем сиденье. Важным новшеством были гнутые лобовое и заднее стекла, дверные замки роторного типа, подвесные педали, гидравлический привод сцепления. При этом масса почти не увеличилась, а по прочности и долговечности автомобиль превзошел «Победу», чему в немалой степени способствовало высокое качество сборки. Испытания трех опытных образцов начались 3 мая 1955 года. Два опытных образца комплектовались автоматическими коробками передач. Автоматическая трансмиссия создавала дополнительные удобства в управлении, но требовала квалифицированного обслуживания. Это обстоятельство, а также отсутствие качественного масла привели к тому, что «Волг» с автоматической трансмиссией было выпущено всего 700 штук, и сегодня такой автомобиль является желанным приобретением для любителей автораритетов.

Первое поколение

Серийное производство «Волги» началось 10 октября 1956 года в подарок XX съезду КПСС. Во время обязательного показа в Кремле маршалу Жукову не понравилось оформление решетки радиатора, и он распорядился заменить ее массивным горизонтальным хромированным брусом с эмблемой в виде пятиконечной звезды. Нарушить «высочайшее повеление» было невозможно, в результате чего «Волга» лишилась крайне необходимых приборов головного освещения – передних указателей поворота, на месте которых теперь крепился массивный горизонтальный брус передней облицовки. Забегая вперед, отметим, что после того, как в 1958 году маршал попал в немилость к Хрущеву, на «Волге» вернулось первоначальное оформление облицовки радиатора.

Автомобили первых выпусков (завод присвоил им индекс ГАЗ-21Б) комплектовались нижнеклапанным двигателем от «Победы» ГАЗ-20В с увеличенной до 65 л.с. мощностью. Наряду с ГАЗ-21Б выпускалась модификация такси ГАЗ-21Г, отличавшаяся наличием таксометра, опознавательного фонаря на крыше, моющейся обивкой салона и раздельными передними сиденьями. «Волга» превосходно зарекомендовала себя и за короткое время стала основным автомобилем в таксопарках Советского Союза. Именно работая на «Волге», написал свой знаменитый репортаж «Семь дней в такси» столичный журналист Анатолий Гудимов.

Второе поколение

К открытию Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года началось производство «Волги» с полностью новым двигателем – верхнеклапанным, с полноопорным литым коленчатым валом и блоком цилиндров из алюминиевого сплава. Увеличенная мощность – 70 л.с. сочеталась с высоким крутящим моментом – 170 Нм при 2200 об/мин. Трогаться с места можно было на второй передаче и постоянно – и при разгонах, и при торможениях – двигаться на третьей. Оснащенная таким двигателем «Волга» получила индекс ГАЗ-21В, а модификация такси – ГАЗ-21А. Их максимальная скорость возросла со 120 до 130 км/ч, время разгона до 100 км/ч составляло 34 секунды.

Третье поколение

Следующий этап модернизации наступил в конце 1958 года, «Волга» получила облицовку радиатора в виде хромированной решетки с десятью вертикальными отверстиями, получившей прозвище «акулья пасть», омыватель лобового стекла, подфарники и бескамерные шины. Появились хромированные молдинги, игравшие роль разграничителей при двухцветной окраске кузова, очень популярной в то время. Модернизированная «Волга» ГАЗ-21И вместе с «Чайкой» ГАЗ-13 демонстрировалась на Брюссельской выставке 1958 года, где была удостоена Гран-при. Автомобили имели все шансы завоевать титул «Автомобиль года», но этот конкурс начал проводиться только в начале 1960-х. Однако этот успех позволил начать экспорт «Волг». Специально для поставок за границу Горьковский автозавод выпускал модификации ГАЗ-21Д и ГАЗ-21К, получившие хромированные рамки лобового и заднего стекол, улучшенный салон, а ГАЗ-21К еще и форсированный до 80 л.с. двигатель. Для экспорта в страны с левосторонним движением было изготовлено 100 автомобилей ГАЗ-21П, большая часть которых была отправлена в Индонезию, а 15 штук продали в Великобританию, где «Волга» даже попала в кадр одного из фильмов о Джеймсе Бонде – «Шаровая молния».

ГАЗ-22

В 1962 году началось серийное производство грузопассажирской модификации ГАЗ-22 с пятидверным кузовом универсал, рассчитанным на пять человек, а при сложенных задних сиденьях – на двух человек и 400 кг груза. Справедливости ради отметим, что чаще всего ГАЗ-22 использовался именно в таком качестве: основными его покупателями стали предприятия сферы обслуживания, в свободную продажу он практически не поступал, потому что считался средством для получения нетрудовых доходов.

Одновременно с появлением универсала «Волга» получила более мощный мотор с открытой вентиляцией картера, время разгона до 100 км/ч сократилось до 26 секунд. Рычажные амортизаторы уступили место телескопическим, полностью изменилась задняя светотехника. Эти новшества сопровождались изменениями внешнего вида: фигурка скачущего оленя на капоте уступила место плоской эмблеме, бамперы лишились клыков, а вдоль верхней кромки передних крыльев появились хромированные молдинги. Главным внешним отличием обновленной «Волги» стала облицовка радиатора с тонкими перемычками, окрашенными в цвет кузова.

На базе универсала выпускался санитарный автомобиль ГАЗ-22Б, пришедший на смену санитарному ЗИМу ГАЗ-12Б. Передние сиденья отделялись от остального салона стеклянной перегородкой. В кузове размещались носилки на одного больного и располагалось два сидячих места. «Скорая помощь» оснащалась фарой с красным крестом на крыше и специальным звуковым сигналом типа «сирена».

Последняя модернизация «Волги» наступила в 1965 году. Внешне автомобили не изменились, но получили усиленные лонжероны, роликовые подшипники в ступицах передних колес и новые передние сиденья. Базовая модель стала называться ГАЗ-21Р, модификация такси – ГАЗ-21ТС, экспортные версии – ГАЗ-21С и ГАЗ-21УС, универсал – ГАЗ-22В, экспортная версия универсала – ГАЗ-22Г и «скорая помощь» – ГАЗ-22Д. Всего до 1970 года было выпущено 638 875 машин ГАЗ-21 «Волга» в 28 модификациях. Последний автомобиль ГАЗ-21УС «Волга» сошел с конвейера 15 июля 1970 года и был установлен в заводском музее.

Автомобиль практически не поступал в свободную продажу, однако его можно было получить в качестве награды за различные достижения. Так, каждый космонавт получал новенькую «Волгу» для поездок в Звездный городок. Одна из таких «Волг» попала в неприятную историю. Однажды Герман Титов, возвращаясь из Звездного городка в Москву, увидел на обочине симпатичную девушку и не смог устоять пред соблазном подвезти ее. Девушка, когда увидела, что за рулем машины сидит космонавт №2, была вне себя от счастья и сразу же начала расспрашивать водителя о его службе. Увлекшись разговором, водитель развил слишком высокую скорость и не смог объехать ремонтируемый участок дороги, и «Волга», сломав ограждение, врезалась в дорожный каток. Последствия аварии были трагическими: сидевшая на переднем сиденье пассажирка погибла. После этого командование запретило космонавтам садиться за руль и обязало их ездить в Звездный городок и обратно на служебном автобусе. Однако теперь взбунтовались уже сами космонавты. В качестве компромиссного решения командование предоставило каждому космонавту водителя из числа солдат срочной службы.

Секретная модификация

Рассказ о ГАЗ-21 был бы неполным без упоминания о «секретной модификации» ГАЗ-23, выпускавшейся с 1962 по 1970 год исключительно для Комитета государственной безопасности. Это была «Волга» ГАЗ-21Р специальной комплектации, оснащенная V-образным 8-цилиндровым двигателем объемом 5526 кубических сантиметров с мощностью 195 л.с. от «Чайки» ГАЗ-13, автоматической коробкой передач и гидроусилителем руля. Несмотря на то, что автомобиль стал тяжелее на 300 кг, он разгонялся с места до 100 км/ч всего за 16 секунд и развивал максимальную скорость свыше 160 км/ч, за что среди работников КГБ получил прозвище «догонялка». Всего было изготовлено 603 машины ГАЗ-23.

Подводя итог, можно сказать, что «Победа» и «Волга», благодаря прогрессивному дизайну, высокому уровню комфорта и надежности обрели успех не только в Советском Союзе, но и на внешнем рынке. Остается лишь сожалеть, что впоследствии заводу не удалось развить достигнутый успех и выпустить новые, технически совершенные модели.

Текст: Владимир Вараксин

classicautoclub.ru

ГАЗ-21 Волга — лучший автомобиль СССР... (24 фото)

Что-бы не говорили о современном российском автопроме, а все таки в России умели делать хорошие автомобили и есть тому подтверждение — ГАЗ-21 Волга. Волга всегда занимала особое место в сердцах советского народа, она была мечтой миллионов.

Ford Mainline, который, вероятно, служил источником вдохновения для инженеров ГАЗ выглядит очень элегантно.

Это одна из первых моделей ГАЗ-21. Инженеры должны были изменить внешний вид радиаторной решетки, так как Г. Жукову не понравился ее изначальный вид. Итогом стала эта решетка со звездой.

Инженер А. Невзоров.

Если сравнивать с «Победой», то Волга была совершенно новым автомобилем, который был оснащен современными технологиями, был более просторным, мощным и экономичным. Волга была, пожалуй, самым удобным и технически совершенным автомобилем в стране. В качестве опций ГАЗ-21 имел радиоприемник, обогреватель и автоматическую коробку передач (которую перестали устанавливать через некоторое время).

Дизайнер Л. Еремеев (слева).

Судя по этой картинке, видно, что Волга не имела ничего революционного в своей конструкции. В 1954 году ГАЗ приобрел Ford Mainline, чтобы изучить его автоматическую коробку передач.

С 1956 по 1958 год  было произведено 30000 ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач.

С 1959 по 1962 год было произведено 140 000 автомобилей с измененной декоративной решеткой.

И наконец третья серия Волги в 1962 году. Было выпущено более 450 000 автомобилей.

Знаменитый олень который украшал капот Волги 1-ой и 2-й серии не был использован в 3-й серии (в качестве меры безопасности). Оленей часто воровали, наверняка в качестве сувенира…

Рекламный плакат Волги второго поколения. Кстати, Волги, в двухцветной окраске стоили гораздо дороже.

Волга имела просторный салон с удобным диваном и красивой приборной панелью. ГАЗ перестал устанавливать на Волгу автоматическую коробку передач, так как требовалось специальное качественное масло и сервис, которого в стране не было.

ГАЗ-22 универсал был выпущен в 1962 году. Он был оснащен 2.5 л двигателем 70 л.с., который был на 15 л.с. сильнее, чем в Победа.

Эта фотография была сделана в Кабуле в 2001 г.

Редкая Волга ГАЗ-23. Она была предназначена для специальных служб и имела 8-ми цилиндровый двигатель, объемом 5,5 л (195 л.с.). Максимальная скорость составляла 160 км/ч, это были впечатляющие характеристики для того времени.

Однажды Волга участвовала в международном ралли…

Советский космонавт Юрий Гагарин был одним из самых известных владельцев ГАЗ-21.

А вот небольшие изменения которые внесла итальянская студия Ghia.

Реклама Волги в Бельгии. Несмотря на свои достоинства, Волга была не так популярна за рубежом. Одной из причин этого стала звезда, красовавшаяся на декоративной решетке, которая явно указывала на происхождение автомобиля из Советского Союза. В то время СССР считался страной, угрожающей миру неудержимым коммунизмом.

Волга с правым рулем…

Последний ГАЗ-21 был изготовлен в 1970 году. Вверху его преемник, новый ГАЗ-24…

В настоящее время, ГАЗ-21 является одним из самых популярных ретро-автомобилей в России.

pulson.ru

"Волга" (машина): история, модели, технические характеристики

«Волга» – автомобиль, который производился на Горьковском автомобильном заводе, за счет чего модели носят одноименное название ГАЗ. Первая машина увидела свет в 1956 г., последняя была выпущена в 2010 г. Модели «Волги» использовались обычными гражданами, в службах такси, в качестве служебных автомобилей в государственных заведениях, некоторые изготавливались специально по заказу таких организаций, как КГБ.

волга машина

Создание автомобиля

Первая «Волга» – автомобиль ГАЗ-21, который впервые сошел с конвейера в 1956 году. Уже тогда он стал постоянно использовать в кинематографе, и по сей день его можно встретить в современных лентах. Со временем многие международные фестивали и выставки отдавали заслуженные награды именно автомобилям этой марки. В то время машина принадлежала к премиум-классу, но имела среднюю стоимость, что позволяло приобрести ее даже не очень зажиточным гражданам Советского Союза.

Со временем стало понятно, что наиболее культовым и одновременно незаурядным автомобилем является «Волга».

волга газ 24

С чего начиналась история «Волги»?

Автомобиль «Волга» (салон даже у первых моделей был весьма удобным и комфортным) после долгого периода разработки перед потенциальными покупателями предстал в относительно обновленном виде. На тот момент дизайн и технические характеристики предшественницы – «Победы», полностью соответствовали запросам современников. Однако к 50-м годам ее оформление устарело, да и вопрос с двигателем оставался нерешенным – он значительно отставал по своим характеристикам от мировых ведущих агрегатов. В результате началась разработка новой машины (это произошло в 1953 году). Уже через год с конвейера сошел первый образец «Волги». Для него были разработаны два вида коробки передач – автомат и механика.

волга автомобиль

Технические новинки того времени

Рассматривая технические характеристики автомобиля «Волга» (обзор машины больше ориентирован на ее общие изменения), можно заметить, что среди интересных нюансов имеется ЦСС. Благодаря системе смазки, при нажатии на определенную педаль масло направляется в маслопроводы. Дело в том, что, находясь в сельском местности, где в основном одно сплошное бездорожье, водитель часто обрывал некоторые элементы подвески. ЦСС помогала предотвратить подобные неприятные моменты. Однако одним из существенных минусов системы было то, что она протекала, оставляя на асфальте следы масла. Со временем от использования ЦСС отказались.

ГАЗ-23

Так исторически сложилось, что практически все власти государства СССР ездили именно на «Волгах». Некоторые технические характеристики не соответствовали их требованиям. Поэтому производитель учел каждое замечание, в результате чего выпускаемые модели «Волги» пережили сильные изменения. К 1962 году на новых машинах был установлен 160-сильный агрегат, взятый из «Чайки». Автоматическая коробка передач и гидроусилитель были поставлены в специальную модель ГАЗ-23, которая обычному жителю страны была недоступна. Связано это с тем, что заказчиком данной модели стал КГБ. Весил автомобиль на 100 кг больше, чем базовый вариант. Его максимальная скорость – 160 км/ч. До 100 км/ч машина разгонялась буквально за 16 секунд. Изменений в тормозной системе не было.

модели волги

ГАЗ-21: первая серия

«Волга», машина модели ГАЗ-21 первой серии, выпускалась на протяжении двух лет. В 1956 г. с конвейера сошли три первых образца автомобиля. До конца того же года всего было выпущено 5 экземпляров. Лишь с 1957 г. началось масштабное производство.

Количество моделей марки «Волга», автомобилей первой серии, за все годы выпуска достигало 30 тыс. экземпляров. До наших дней «Волга со звездой» в первоначальной комплектации не дошла, большая часть сохранившихся машин уже второй или третьей серии. Это объясняет востребованность и высокий гонорар за такой раритет.

Наиболее заметная особенность этой серии заключается в том, что панель приборов оборудована несколько необычно – ее не отделали напылением или каким-либо материалом. В таком состоянии она прибывала вплоть до 1958 года. Некоторые модели имели не однотонную окраску, однако эта комплектация стоила несколько дороже.

характеристика волги

ГАЗ-21: вторая серия

Автомобили, которые выпускались с 1958 до 1959 гг., в народе называются «переходными», а появившиеся на свет в 1959–1962 гг. – «второй серией». Модели «Волги» следующего поколения имели больше внешних изменений, нежели внутренних. Крылья приобрели другую форму из-за увеличения габаритов колесных арок. В принципе, если приглядеться, можно заметить, что дизайн ГАЗ-21 стал напоминать прототип 55-го года. Нельзя сказать, что модернизация автомобиля была полностью прекращена, но изменения были незначительными и несерьезными – технические характеристики не изменялись, внешний вид салона остался прежним.

Катафоты, обновленная панель приборов и другие нововведения появились лишь ближе к 1959 году. Если пересчитать все модели, которые были выпущены (и все комплектации), то можно сказать точно, что с конвейера сошло более 140 тыс. экземпляров.

ГАЗ-21: третья серия

Проводить рестайлинг первого поколения производитель не считал рациональным решением, поэтому машина предстала перед зрителем в слегка преображенном варианте. Характеристика «Волги» практически не поменялась – измененными стали лишь бампера, кузов, добавлены были некоторые отделочные элементы.

Со временем внешность машины подверглась значительным изменениям. Модели, именуемые «третьей серией», стали сходить с конвейера после 1962 года, и они уже мало чем напоминали изначальный вариант.

Внешний вид машины постоянно модернизировался, но и о технической стороне производитель не забывал. Постепенно агрегат стал более мощным, банальные рычажные амортизаторы были заменены на телескопические, а версия с АКПП снята с производства.

ГАЗ-24: первая серия

Особенностью первой серии автомобиля «Волга» ГАЗ-24 стали бампера, которые имели хромированную таблицу номера, кузова, фонари с катафотами сзади, диванные сидения, состоящие из 3 частей, двери, а точнее их панели, с рисунком в вертикальном положении, панель приборов в черном цвете, обтянутую кожаным заменителем.

Производитель постоянно подвергал машину каким-то мелким изменениям, например, к 1975 году автомобиль лишился муфты в автоматическом режиме для активизации вентилятора (из-за нестабильной работы). Чуть позже заднее зеркало стало несколько иной формы, багажник оборудовали более надежным и комфортным замком, ленточный спидометр был заменен на стандартный стрелочный.

волга обзор

ГАЗ-24: вторая серия

Автомобиль «Волга» ГАЗ-24 подвергался серьезным изменениям в течение 1976–1978 гг. Выпуск машины с этими модификациями можно назвать выходом второй серии.

Бамперы нового поколения получили «клыки», фары, подходящие для вождения в туманных местах, фонари с катафотами. В салоне также произошли изменения. Металлические элементы, которые так или иначе представляли угрозу для здоровья пассажиров, были прикрыты защитной пластиковой накладкой, на дверях появился рисунок в горизонтальной ориентации. Производитель добавил статические ремни, вследствие чего пришлось удалить подлокотники. Сидения получили новую (улучшенную) обивку в моделях ГАЗ-24. «Волга», машина второго поколения, выпускалась несколько лет – до 1985 года.

волга салон

ГАЗ-24: третья серия

Выход третьей серии ознаменовался новыми модернизациями, которые были более радикальными и существенными. Следующее поколение автомобиля – ГАЗ-24-10 – появилось на рынке в середине 1980-х.

На этот раз производитель счел нужным постепенно вводить новинки. Процесс полного изменения происходил с 1970-х г., когда была изменена решетка радиатора, до 1987 г. К последнему году уже выпускался обновленный седан, который совместил в себе сразу несколько оформлений предыдущих версий автомобилей марки «Волга». Машина приобрела название (неофициальное) ГАЗ-24М.

Третья серия включала в себя не только вышеописанную модель, но еще и ГАЗ-2410. Этот вариант был использован для того, чтобы обсуживать государственные учреждения: больницы, школы и др. Разрабатывался он практически с 1976 г., в то время как реализован был лишь к 1982 г. По сути, через некоторое время стало понятно, что эта модель станет родоначальником новых автомобилей под именем «Волга». Машина выпускалась до 1992 года и затем была заменена практически аналогичной сборкой, но под именем ГАЗ-31029. Разница между ними заключалась лишь в типе агрегата и форме кузова.

fb.ru