Где собирают автомобили Toyota? Тойота конвейер


Toyota - секрет её величия. Тойодаизм

Toyota - секрет её величия. ТойодаизмНедавно я обнаружил замечательную статью «Toyota — секрет ее величия» в журнале Авторевю. Более полного повествования и анализа истории семьи Toyoda, компании Toyota,  и производственной системы Тойоты я пока еще не встречал, и поэтому решил опубликовать этот материал здесь — в Блоге о производственном менеджменте. Благодарю редакцию журнала Авторевю и автора статьи Леонида Голованова  за предоставленный материал.

Toyota — монстр. Оборот сравним с бюджетом небольшого государства, прибыль исчисляется десятками миллиардов, автомобили славятся феноменальной надежностью. И если еще 40 лет назад Toyota выпускала лишь полмиллиона машин в год, то теперь объем достиг восьми миллионов: первое место в мире!

Известно, что один из секретов Тойоты — это TPS, легендарная философия бережливого производства Toyota Production System. О ней написаны сотни книг и тысячи монографий, ее изучают во всем мире. Но фирм, на которых слышали про кайзен, андон или генти генбуцу, много. А Toyota — одна. Неужели остается только перефразировать Тютчева:

Умом Тойоту не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать —В Тойоту можно только верить?

Модель сборочного производства по системе TPS в выставочном комплексе для школьников в Тойота-сити: вдоль всей линии тянется шнур сигнальной системы андон, а информация о режиме работы конвейера отражается на огромном световом табло

Модель сборочного производства по системе TPS в выставочном комплексе для школьников в Тойота-сити: вдоль всей линии тянется шнур сигнальной системы андон, а информация о режиме работы конвейера отражается на огромном световом таблоМодель сборочного производства по системе TPS в выставочном комплексе для школьников в Тойота-сити: вдоль всей линии тянется шнур сигнальной системы андон, а информация о режиме работы конвейера отражается на огромном световом табло

Когда в 1887 году двадцатилетний сын ткачей Сакичи Тойода начал мастерить собственный станок, в деревне его сочли чудаком. Но Сакичи только что прочел книгу про изобретателей англичанина Сэмюэла Смайлза Self Help, «Помоги себе сам». Про то, как никто не верил в паровые машины Джеймса Уатта, про то, что успех любого изобретателя — это лишь 5% таланта и 95% усердия… Тойоду не остановить насмешками — он твердо решил прославить своими патентами Японию!

Первый ткацкий станок Сакичи ТойодыТак выглядел первый ткацкий станок, сделанный Сакичи Тойодой в 1890 году: боковые планки сверху при работе баттаном автоматически гоняли челнок влево-вправо.

В Америке в это время уже серийно выпускались ткацкие автоматы. Неудивительно, что первая мини-мануфактура Тойоды с пятью собственными станками прогорела, и ему пришлось вернуться в родную деревню.

Теперь, 120 лет спустя, экскурсия по Мемориальному музею промышленности и технологий Тойоты в Нагое начинается с огромного зала, полностью посвященного ткацкому делу.

Вот реплика того первого станка, который Тойода соорудил в 23-летнем возрасте после того, как две недели кряду провел на Третьей промышленной токийской выставке 1890 года, — простенькая деревянная рама, но с двумя дополнительными планками, гоняющими челнок влево-вправо.

Но в Америке и Европе в это время уже работают огромные мануфактуры с сотнями грохочущих приводных станков. Поэтому за следующие семь лет Тойода пытается тоже создать промышленный станок по образу и подобию заграничных — с металлическими шестернями, с приводом от паровой машины…

Мемориальный музей промышленности и технологий Тойоты Toyota Commemorative Museum of Industry and Technology, Мемориальный музей промышленности и технологий Тойоты обустроен в кирпичных стенах нагойской прядильной фабрики Сакичи Тойоды 1911 года: именно здесь в начале 20-х годов отлаживалась работа ткацких автоматов модели G, а потом, в начале 30-х годов, рождалась Toyota Motor Corporation

На этой фотографии Сакичи Тойоде (1867—1930) уже более пятидесяти лет

На этой фотографии Сакичи Тойоде (1867—1930) уже более пятидесяти лет: бывший самоучка, а ныне успешный промышленник, обладатель 84 патентов и автор 35 конструкций ткацких и прядильных станков, он уже удостоен двух медалей с голубой лентой Императорской академии.

Киичиро Тойода (1894—1952), старший родной сын Сакичи Тойоды

Киичиро Тойода (1894—1952), старший родной сын Сакичи Тойоды от первого брака, после окончания Токийского университета довел отцовскую конструкцию ткацкого автомата до серийного воплощения, а после смерти отца основал автомобильное отделение Toyota Motor Corporation.

За это время Сакичи Тойода успел жениться, обзавелся первенцем Киичиро, лишился первой жены, недовольной вечным отсутствием мужа-изобретателя, нашел вторую спутницу жизни… После нескольких попыток Тойода нашел компаньонов, основал завод Toyoda Loom Works и продавал ткацкие станки, усовершенствуя западные конструкции с учетом местной специфики. А окрестные мануфактурщики охотно их покупали, так как станки Тойоды были как минимум вчетверо дешевле импортных, без проблем работали на китайском сырье — и выдавали узкое полотно для кимоно.

Правда, в 1909 году Тойоде пришлось покинуть собственный завод — акционеры не разделяли его страсть к изобретательству и искренне считали идею Тойоды выпускать свои станки-автоматы блажью: зачем, если есть американские?

Разочарованный Тойода ушел — и пустил дивиденды, которые получал как основатель и акционер, на основание собственной мануфактуры Toyoda Boshoku (той самой, что нынче зовется Toyota Boshoku и строит в Шушарах завод (Примечание — статья написана в конце 2007 года), который будет поставлять на конвейер тойотовского завода кресла, обтянутые тканью собственного изготовления). Тойода и до того с переменным успехом участвовал в семейном мануфактурном бизнесе — первые склад и магазин он открыл еще в 1893 году вместе с двумя братьями. Не потому, что хотел быть владельцем мануфактуры, — просто пряжа и ткань были как бы побочным продуктом испытаний его станков. Вот и сейчас Сакичи увлеченно экспериментировал с автоматикой, а мануфактура обеспечивала его семью стабильным доходом. Вдобавок Тойода удачно выдал свою приемную дочь Айко замуж за Ризабуро Кодаму, сына владельца текстильного гиганта Mitsui Ичизо Кодамы.

Любимое детище Сакити Тойоды — круглоткацкий станок 1906 года для автоматической выделки бесшовной ткани

Самое почетное место в фойе музея занимает любимое детище Сакичи Тойоды — круглоткацкий станок 1906 года для автоматической выделки бесшовной ткани, который никогда не выпускался серийно.

На самом деле аналогичные механизмы были придуманы в Европе еще в середине XIX века — например, французом Жаке в 1841 году.

Cтанок Toyoda Type GНад устройством станка Toyoda Type G Сакичи Тойода начал работать с 1904 года, когда в Японию впервые попали американ­ские ткацкие автоматы Northrop и Draper. На снимке серийная модель образца 1927 года: слева сверху установлен магазин для автоматической смены челноков (у американских станков Northrop механизм автозамены был бобинным)

Предтеча андона и дзидока — механизм автоматического останова станкаВот она, предтеча андона и джидока — придуманный Сакичи Тойодой в 1901 году механизм автоматического останова станка: при обрыве нити основы надетая на нее металлическая пластинка опускается вниз и заклинивает предохранитель

К 1918 году у Тойоды с компаньонами было 34 тысячи прялок и более тысячи ткацких станков (в основном английских и американских). А в 1920 году Сакичи открыл вторую мануфактуру в Шанхае — 60 тысяч прялок и 400 станков принадлежали лично ему…

Но Сакичи не бросал изобретательства — в чем ему начал помогать старший сын Киичиро, получивший в 1920 году диплом инженера-механика и тоже влюбленный в технику. Теперь идеей ткацкого автомата занимались оба — и отец, и сын. На совершенствование конструкции, отладку производства и переговоры с поставщиками ушло еще семь лет. И только в 1927 году после нескольких неудач автоматический станок Toyoda Type G пошел в продажу. Сегодня ряды этих станков стоят там же, где они впервые начали работать более 80 лет назад, — в корпусе нагойской мануфактуры Тойоды, ныне превращенной в музей технологий. Пожилой японец-механик по просьбе любого посетителя включит привод — и из станка с грохотом поползет белая лента. Заканчивается нить в челноке? Ба-бах — и из лотка-магазина на место старого встает новый челнок, словно патрон в пулемете. А если оборвется нить основы? Тогда опустится надетая на нее тонкая металлическая пластина, которую заденет специальная планка, — и станок остановится. Автоматически.

Сигнальная система андон впервые была внедрена на моторном производстве в 1950 году

Многие идеи TPS сперва проходили обкатку на линиях сборки двигателей: например, сигнальная система андон впервые была внедрена на моторном производстве в 1950 году

В Америке ткацкие автоматы Northrop и Draper к тому времени делали уже более двадцати лет. Но Сакичи Тойода еще в 1910 году специально съездил за границу и убедился, что американские станки несовершенны, а в Англии автоматику и вовсе никто не применяет. За прошедшие годы ничего не изменилось: когда в 1929 году Сакичи послал сына Киичиро в зарубежный вояж с целью продажи лицензии на Type G, американцы отказались от покупки (мол, своих автоматов хватает), а вот англичане согласились. Крупнейший английский производитель текстильного оборудования Platt Brothers неожиданно решил заплатить Тойодам 100 тысяч фунтов стерлингов за право выпускать и продавать станки типа G на всех рынках западнее Сингапура. При этом люди из Platt Brothers давно негодовали на то, что Тойода копирует их технические решения, и предпринимали попытки купить его компанию. Покупка лицензии не пошла им впрок — англичане так и не смогли наладить у себя производство японской техники. И потом долго торговались с Киичиро Тойодой, чтобы сократить лицензионные выплаты… Деньги от продажи патента Сакичи обещал отдать сыну в качестве премии за то, что тот освоит выпуск автомобилей. Ведь в конце 20-х годов Ford и General Motors открыли свои заводы в Японии и немедленно захватили местный рынок, где самым крупным автопроизводителем был Datsun с его «творчески переработанной» копией английской малолитражки Austin Seven. В 1930 году Сакичи Тойода умер от пневмонии, а Киичиро стал выполнять наказ отца. Сначала группа инженеров изучила конструкцию комплектующих, разбирая автомобили Chevrolet. Потом, в 1934 году, главный литейщик завода Тойоды съездил в Америку, чтобы перенять технологии изготовления блоков, головок, коленвалов и поршней. В 1935 году были построены первые прототипы — легковая Toyota A1 и грузовичок G1. Причем легковой автомобиль уж очень напоминал американскую новинку — De Soto Airflow, а двигатель был копией мотора Chevrolet. Никаких патентов ни у GM, ни у Крайслера куплено не было.

Вплоть до 60-х годов основным бизнесом Тойоты были легкие грузовики

Вплоть до 60-х годов основным бизнесом Тойоты были легкие грузовики: легковые автомобили Toyopet спросом не пользовались. Обратите внимание на то, что сигнальной системы на сборочной линии еще нет — на конвейере завода в Мотомаси андон впервые появится в 1961 году

Кстати, в это же время Datsun начал выпускать лицензионный американский Graham-Paige. А в СССР тогда же Амторгом был куплен на корню фордовский завод со всеми технологиями — нынешний ГАЗ.

Однако Тойода просчитался в выборе «оригинала»: если уж Airflow в Америке «не пошел», то чего было ожидать от его «улучшенной» японской копии? Вновь созданную фирму Toyota Motor выручил грузовичок, который покупала армия.

Первый прототип Toyota A1. За основу был взят новейший Chrysler/De Soto Airflow, который только-только появился в 1934 году, — самый «продвинутый» американский автомобиль

Первый прототип Toyota A1

Торжественный момент: в 1935 году японцы полупоклоном встречают первый прототип Toyota A1. За основу был взят новейший Chrysler/De Soto Airflow, который только-только появился в 1934 году, — самый «продвинутый» американский автомобиль того времени: жесткая рама новой конструкции, просторный салон благодаря смещенному вперед двигателю, обтекаемый кузов. Серийная Toyota AA отличалась от De Soto: например, лобовое стекло было плоским, задние арки — открытыми, приборы располагались в центре панели. Интересно, что Toyota выпускалась дольше Airflow, который был снят с производства в 1937 году из-за низкого спроса.

Таичи Оно (1912—1990) считается отцом TPS

Таичи Оно (1912—1990)

Таичи Оно (1912—1990) считается отцом TPS: с 1932 года он работал на мануфактуре Toyoda Boshoku, а в 1943 году перешел на завод Toyota Motor и занялся совершенствованием процесса производства автомобилей. Один из принципов, сформулированных Оно — это генти генбуцу: обязательно увидеть суть проблемы своими глазами. Известен так называемый «круг Оно»: Таичи приходил на завод ранним утром, очерчивал мелом линию вокруг себя и стоял внутри до вечера, наблюдая и анализируя происходящее вокруг. Но, поскольку все невозможно увидеть самому, часть аналитических наблюдений можно и нужно препоручать подчиненным — это уже принцип хоренсо.

Поэтому уже в 1947 году, сразу после войны (завод в Коромо избежал бомбежек), Тойода, учтя ошибку, начинает выпуск новой модели поменьше — Toyopet SA. Но и она не пользуется спросом. Завод на грани разорения, рабочие бастуют… Наверное, ничего удивительного в этом нет. Ведь Тойоды не были специалистами по автомобилям…

В 1950 году Киичиро публично ушел в отставку, чтобы своим примером сподвигнуть рабочих уволиться и спасти компанию. Он так и не оправился от этого удара — и спустя два года умер от кровоизлияния в мозг. Но Toyota выжила — за счет доходов от мануфактурного бизнеса. Если бы не текстиль, Тойоты просто не было бы!

Дело Киичиро продолжили его сын Соичиро и кузен Эйджи Тойода, сын Ризабуро. Они решили реформировать фирму: Эйджи Тойода вместе с управляющим из Toyoda Boshoku Таичи Оно съездил в США, посетил заводы Ford…

И появилась Toyota Production System — TPS.

На дворе — 1952 год. Послевоенная Япония поднимается из руин, объемы сборки Тойот — мизерные. Тем не менее за последующие десять лет все преображается, словно по мановению волшебной палочки. Выпуск автомобилей Toyopet постоянно растет, начинается экспорт — сначала в маленькие страны вроде Эль-Сальвадора (1953 год), потом — в Саудовскую Аравию, Гондурас, Коста-Рику, Панаму… В 1958 году на первые седаны Toyopet Crown, выгруженные из трюмов в портах Америки, смотрели, как сейчас средний класс россиян — на китайские машины: с недоумением и легкой брезгливостью. Однако Тойоты становились все лучше и лучше, продажи росли, в Японии открывались новые заводы. За десять лет произошло чудо — из гадкого неэффективного утенка Toyota выросла в прекрасного лебедя!

Срок переналадки станков на тойотовских заводах сократился с нескольких часов до нескольких минут. Были ликвидированы промежуточные склады. Введена система «точно вовремя» — детали поставляются на конвейер по мере надобности с помощью системы карточек канбан по образу и подобию системы в американских супермаркетах.

А главное — Toyota работала по совершенно новому принципу.

Принцип «человекоавтоматизации» дзидокаПринцип «человекоавтоматизации» джидока требует обученного персонала, к чему Toyota подходит крайне обстоятельно. В Тойота-сити в цехах одного из бывших заводов создан Глобальный центр производственного обучения GPC (Global Production Center). Тренинг начинается с азов: на специальных стендах с секундомерами и лаптопами будущие инструкторы на время надевают шайбы на штыри, заворачивают болты и саморезы, учатся одной рукой вслепую доставать из ящика ровно пять гаек или даже контролировать момент затяжки гайковерта на слух! Побывали здесь и россияне с завода в Шушарах. На стенде с росписями учеников обнаружилась интригующая фраза: «Если будете мало платить — вам … !»

Помните, как в романе «Колеса» Артура Хейли, написанном в 1971 году, чернокожий рабочий Ролли Найт бросил болт в цепь конвейера детройтского автозавода, чтобы наконец получить передышку? Остановка конвейера была чрезвычайным происшествием! Однако еще в начале 60-х каждый рабочий сборочного конвейера завода Toyota в Мотомаси знал, что остановить конвейер — его святая обязанность. Для этого тойотовцы придумали сигнальную систему андон — шнур, за который сборщик должен дернуть, если видит что-то неладное. Не успел закрутить гайку — дерни шнур, заиграет мелодия, конвейер остановится. И никто не будет тебя ругать, как мастер Паркленд разносил Ролли Найта в «Колесах», — наоборот, похвалят.

В основе андона — тот самый станок Тойоды типа G с механизмом останова при обрыве нити. Только там роль автоматического стопора играли сотни надетых на нитки тонких пластинок, а в системе TPS эта роль отведена людям. Недаром основной термин системы TPS — это джидока. Jido, «джи до», означает «автомат» (завод Тойоды 1927 года, основанный для выпуска станков типа G, носил название Toyoda Jido Shokki Seisakusho), окончание «ка» — аналог русского «зация». Получается «автоматизация». Но у японцев все хитрее: в три иероглифа слова «джидока» они встраивают еще один, который означает «человек». И выходит, что джидока по-тойотовски — это «человекоавтоматизация». Каждый на своем месте должен стать пластинкой, готовой в любой момент заклинить предохранительный стопор и не пропустить брак дальше по цепочке!

Выставочный центр Toyota в Тойота-сити. Школьникам наглядно показывают, что такое Toyota Production System. "Кукольный" участок сборочного конвейера. Выставочный центр Toyota в Тойота-сити

Выставочный центр Toyota в Тойота-сити всегда полон школьников — им наглядно показывают, что такое Toyota Production System. Например, с помощью «кукольного» участка сборочного конвейера, на котором показаны и джидока, и андон, и система карточек-ярлыков канбан

"Кукольный" участок сборочного конвейера. Выставочный центр Toyota в Тойота-сити. "Кукольный" участок сборочного конвейера, система карточек-ярлыков канбан. Выставочный центр Toyota в Тойота-сити.

Это очень важно. Фордовская система Ford Production System, которая легла в основу всего американского и европейского автопрома, подразумевает контроль качества только на конечных этапах. А в TPS контроль встроен в каждое рабочее место.

Но андон работает еще лучше, если вместе с ним применять хансей и кайзен.

Хансей — это постоянный анализ. Рабочий дернул за шнур андона: не успел закрутить гайку. Почему он ее не закрутил? Может, ему неудобно и он устает? Сигнал андона должен стать началом анализа, который поможет докопаться до истины — и исключить причину появления брака.

А кайзен — это постоянное совершенствование, рационализация. Пусть сам рабочий предложит, как облегчить его труд. Может, он придумает табуретку на длинной шарнирной «руке», на которой он будет восседать во время работы внутри салона?

К середине 60-х годов новая производственная система TPS была внедрена на всех заводах и отделениях Toyota, а к середине 70-х — еще и у поставщиков комплектующих. Это — еще один из принципов TPS: уважать партнеров и помогать им развиваться. Еще Сакичи Тойода в самом начале века за свой счет посылал нанятого им за бешеные деньги американского инженера Чарльза Франсиса учить литейщиков сторонних фирм, которые никак не могли сделать для станков Тойоды нормальные приводные шестерни.

Турецкий завод Toyota Motor Manufacturing TurkeyТурецкий завод TMMT (Toyota Motor Manufacturing Turkey) в местечке Адапазари под Стамбулом работает с 1994 года. Сейчас на производстве полного цикла (со штамповкой, сваркой и окраской) занято 3600 человек, на обучение которых Toyota потратила рекордные для Турции $10 млн. Система TPS работает тут по полной программе: например, в Адапазари придуманы дисплеи системы андон для сварочного комплекса

TMMT (Toyota Motor Manufacturing Turkey). Эта девушка складывает на тележки трубки и крепеж — и отправляет их рабочим на сборочной линии.

Эта девушка складывает на тележки трубки и крепеж — и отправляет их рабочим на сборочной линии.

Работает безостановочно, словно робот…

Система индикации. Турецкий завод Toyota Motor Manufacturing Turkey

…а система индикации помогает ей не совершать ошибок: на дисплее и напротив нужного ящика загорается порядковый номер машины, а забирая деталь из ящика, работница нажимает на кнопку и гасит лампочку. Такие встроенные системы, предотвращающие ошибки человека, в TPS носят название пока-йоке

В 1965 году Toyota получила за свою систему TPS приз Эдварда Деминга — американца, который профессионально занимался контролем качества и особо отметил успехи японцев. Ведь Toyota развивалась гораздо быстрее американских компаний. Конечно, делу способствовали и нефтяные кризисы 70-х, и падение курса йены… Но разница в эффективности производственных культур была налицо. В 1989 году концерн General Motors выпускал 5,5 млн автомобилей силами 775 тысяч работников, а Toyota — 3,3 млн машин силами чуть более 90 тысяч человек. Сравните соотношение объема выпуска и численности персонала: Toyota — 36,3 автомобиля на одного работника, Honda — 22,5, Nissan — 19,5, PSA Peugeot Citroen — 14,6, Ford — 11,1… А GM — всего 7,1. Разброс по эффективности — более чем пятикратный!

Мир начал осознавать, что Toyota владеет совершенным оружием — идеальной методикой организации рабочего процесса. Что сделаете вы, завладев таким оружием? Правильно — будете хранить его в строжайшей тайне от конкурентов! Но Toyota поступила наоборот — японцы начали пропагандировать TPS, оказывая консалтинговые услуги всем желающим. А в 1984 году случилось и вовсе невероятное: в Америке открылся совместный завод NUMMI, New United Motor Manufacturing Inc, который на паях создали Toyota и General Motors. Причем инициатива принадлежала японцам — Toyota по собственной воле открывала для GM этакий технологический полигон для отработки всех секретов TPS «изнутри»!

Toyota Motor Manufacturing Turkey. Тележка-робот автоматически подвозит подсобранную заднюю подвеску к конвейеру

Тележка-робот автоматически подвозит подсобранную заднюю подвеску к конвейеру — это тоже джидока. Тележки придумали и построили работники турецкого завода — это уже кайзен

Делиться самым сокровенным с самым опасным конкурентом? Для чего?

Это — самое интересное, потому что в игру вступает… мораль.

Toyota обязана Америке многим. Принцип конвейера Тойоды позаимствовали у Генри Форда, идею карточек канбан — в американских супермаркетах, технологии — у консультантов вроде Чарльза Франсиса. Что уж говорить про автомобильные технологии и «творчески переработанные» двигатель Chevrolet и кузов De Soto Airflow?

Кстати, в 60-е годы Эйджи Тойода неоднократно предлагал Эдселу Форду создать в Японии совместное производство — они даже ездили в СССР на ГАЗ. Тогда Форд отказался. А в 80-е ситуация была уже другой. Любой топ-менеджер Тойоты вам подтвердит — создавая NUMMI, японцы отдавали Америке долг. Вопреки законам бизнеса и конкуренции. И что — проиграли? Ничего подобного. Да, уроки NUMMI чему-то научили GM и весь остальной мир. Да, о принципах TPS написаны сотни книг и тысячи монографий. Но Toyota по-прежнему впереди всей планеты — просто потому, что начала практиковать TPS полвека назад.

Ролевые игры. Ролевые игры. Пример нерационального производства, где игроки собирают специально сделанные модельки внедорожников Toyota Land Cruiser Prado в цехах (столах), расположенных далеко друг от другаРолевые игры. Пример компактного производства с оптимизированными функциями персонала: все умещается на одном столе

Для обучения основам TPS тойотовцы широко используют ролевые игры. Слева — пример нерационального производства, где игрокам предлагается собирать специально сделанные модельки внедорожников Toyota Land Cruiser Prado в цехах (столах), расположенных далеко друг от друга. А справа — пример компактного производства с оптимизированными функциями персонала: все умещается на одном столе

Тойота-сити (Toyotacity)Toyota — воистине градообразующая компания. Бывший поселок Коромо в префектуре Аичи, где в 1938 году Ризабуро и Киичиро Тойода построили автозавод, в 1951 году благодаря Тойоте разросся в настоящий город, а в 1959 году сменил название на Тойота-сити и тут же объявил городом-побратимом… Детройт. Тогда это казалось американцам смешным, теперь — нет. Сейчас в Тойота-сити с 400-тысячным населением расположены головной офис, технический центр и семь заводов Toyota, на которых работают около 20 тысяч человек

Слово «практиковать» — очень верное. Так говорят о людях, занимающихся восточными гимнастиками тайдзи-цюань или цигун, которые представляют собой больше философию, нежели набор упражнений. Так и Toyota Production System — это не просто 14 принципов. Это философия. Это мировоззрение. Не зря книга американца Джеффри Лайкера, посвященная анализу TPS, в русском переводе носит название «Дао Toyota». Дао (или, по-японски, до) — это больше, чем просто «дорога». Это понятие духовное: путь всей жизни. Мудрость. Судьба. В Америке уже родился термин «тойодаизм»…

Если Генри Форд создал конвейер, то Toyota довела его до совершенства. Еще полвека назад Эйджи Тойода говорил, что для Тойоты гораздо важнее то, как сделан автомобиль, нежели как он сконструирован. И жизнь подтвердила эти слова — достаточно посмотреть, сколько Тойот на дорогах мира…

А главное, что Toyota распространила конвейерные законы на всю жизнь огромной корпорации — тойодаизм стал корпоративной производственной религией. И людям это нравится: верующим всегда живется легче, чем атеистам. Когда ты чувствуешь себя не просто работником, а членом одной огромной семьи (или, если хотите, прихожанином всемирной церкви), когда ты знаешь, что в конце концов все будет хорошо — просто потому, что иначе быть не может… Потому что правильный процесс рано или поздно автоматически приведет к правильному результату.

Надо только верить.

На этих графиках хорошо прослеживается вся история Тойоты

На этих графиках хорошо прослеживается вся история Тойоты. До 60-х годов это маленькая фирма по выпуску легких грузовиков, но уже в 1965 году начинает работать TPS, и объем производства легковушек достигает полумиллиона, а спустя пять лет превышает полтора миллиона машин. С начала 80-х рост обеспечивает постоянно растущий экспорт (прежде всего в США), а с 90-х — и зарубежное производство.

14 принципов TPS

1.Философия долгосрочной перспективы: можно пойти на убытки для достижения отдаленной цели.2. Производственный поток должен быть непрерывным.3. Канбан: производство по системе «точно вовремя» без промежуточных запасов.4. Хейдзунка: равномерное распределение нагрузки на всех этапах технологического процесса.5. Андон и джидока: автоматическая остановка производства с целью решения проблем.6. Формализация накопленных знаний: достигнутое нужно делать новым стандартом.7. Визуальный контроль: иногда простая лампочка эффективнее компьютерного монитора.8. Внедрять только проверенные технологии.9. Воспитывать собственных лидеров, искренне исповедующих философию компании.10. Формировать и воспитывать рабочие команды, в которых каждый искренне исповедует философию компании.11. Уважать и развивать партнеров-поставщиков.12. Генти генбуцу: перед тем как начать разбираться в ситуации, увидеть все своими глазами.13. Немаваси: принимать коллективные решения только после согласия большинства, но внедрять — немедленно.14. Хансей и кайзен: любой процесс можно постоянно анализировать и совершенствовать.

Тойота-сити (Toyota City)

Источник:  Журнал «Авторевю»

Рекомендую:

Япония – страна здравого смысла Ежедневно и с полной отдачей! Дефицит ЛИН-мнений
Павел Рабунец
Руководитель и главный редактор Leaninfo.ru. В Институте комплексных стратегических исследований отвечает за развитие издательского направления - книги по бережливому производству. Преподает "бережливое производство" в Томском политехническом университете.

Поделиться с друзьями:

Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях: Facebook или ВКонтакте.Или следите за новостями бережливого производства по email.

Смотрите также:

www.leaninfo.ru

Где собирают автомобили Toyota?

Цуцуми - ещё один из крупнейших сборочных цехов Тойот. И именно здесь проходят стажировку сотрудники, трудящиеся на заводе под Петербургом. Кроме того, завод Цуцуми также известен самым широким производством автомобилей Prius для различных рынков.
  • Завод Тахара в Японии
  • Завод Бёрнастон в Англии
  • Завод Валенсьенн, Франция
  • Завод Сакарья, Турция

Итак, где же собираются конкретные модели автомобилей Toyota?

Где собирают Toyota Corolla?

До недавнего времени эту самую продаваемую модель в нашей стране собирали исключительно в Японии - на заводе Такаока. Однако, всё изменилось с приходом "Короллы" 11 поколения в середине 2013 года, когда модель для России начали собирать в городе Сакарья в Турции и поставлять в Россию через город Новороссийск. Итого, на сегодняшний день новую Toyota Corolla можно купить, собранную исключительно в Турции, а с пробегом - собранную только в Японии.

Что касается качества сборки, то в целом, согласно отзывам, оно практически не пострадало - турецкий завод перед началом сборки был несколько улучшен в оборудовании, здесь был увеличен штат работников и влиты дополнительные инвестиции.

Впрочем, сборка автомобилей Тойота в Турции - это, скорее, хорошо забытое старое, нежели новое - в период с 1994 по 2006 гг. здесь уже производились "Короллы" для России, а также ряда других стран.

Где собирают Toyota Camry?

Вплоть до конца 2007 года автомобили Toyota Camry собирались также в Японии на заводе Цуцуми, но всё изменилось в декабре 2007 года, когда первый автомобиль этой модели отечественной сборки сошёл со сборочного конвейера завода в Шушарах в России. С тех пор все "Камри" производятся на данном заводе.

Где собирают Toyota RAV4?

Самый популярный кроссовер марки является как раз тем самым "чистокровным" японцем Тойоты - на сегодняшний день Тойоту РАВ4 для России собирают исключительно в Японии на заводах Тахара и Такаока. Тем не менее, к 2016 году ситуация может измениться, так как в планах Toyota наладить сборку Toyota RAV4 в питерском заводе в России - это произойдёт по планам автоконцерна не ранее 2016 года.

В Россию поставляются модели Хайлэндер, собранные в США и несколько адаптированные под российские условия езды.

Где собирают Toyota Land Cruiser Prado/100/200?

Самые интересные модели Тойоты, интересные любителям больших внедорожников, также производятся исключительно в Японии и, таким образом, считаются "чистокровными" японцами бренда. Все три модели собираются на заводе Тахара (там же, где собирается и RAV4).

Где собирают Toyota Avensis?

А вот Авенсис - это та модель, которая, несмотря на свою принадлежность японской марке, в Японии и не собирается и вовсе не предназначена для японского рынка. В Россию же поставляются "Авенсисы", собранные в Англии на заводе Бёрнастон.

Где собирают Toyota Auris?

Одна из самых продаваемых моделей Тойоты и одна из самых продаваемых хэтчбеков в мире, Тойота Аурис собирается, как и Avensis, на том же заводе Бёрнастон в Англии. Тем не менее, предыдущие версии Auris поставлялись в Россию из Японии (завод Такаока) и потому, покупая автомобиль Toyota Auris с пробегом, можно найти "чистокровного" японца.

Где собирают Toyota Corolla Verso?

Равно как и младшего брата, Тойоту Короллу, Версу собирают в той же Турции.

Где собирают Toyota Yaris?

Самая компактная модель Тойоты, Ярис, известная на родном для себя японском рынке как Toyota Vitz, для российского рынка собирается на заводе Валенсьенн во Франции.

Где собирают Toyota Hilux?

А вот пикап Хайлюкс японского производителя - настоящий эксклюзив по странам сборки для нашей страны - на сегодняшний день Toyota Hilux собираются для России в ЮАР и Таиланде (для других страна ещё и в Индонезии и Аргентине).

Где собирают Toyota FJ Cruiser?

Кроссовер с необычным дизайном, Toyota FJ Cruiser - это истинный японец - модель для России собирается только в Японии.

Где собирают Toyota Prius?

Легендарная модель Тойоты, в первую очередь, за счёт производства гибридной её версии, которая с каждым годом набирает всё большую популярность в нашей стране (вместе с удорожанием бензина), Тойота Приус, также является "чистокровным" японцем и производится на мощностях завода Цуцуми в Японии.

Где собирают Toyota Venza?

Тойота Венза - это менее популярный в нашей стране кроссовер Тойоты, который, также как и Highlander, собирается на заводе с Соединённых Штатах.

У концерна Toyota есть ещё огромное множество заводов, где собираются многочисленные модели бренда, наиболее известные и объёмные из которых находятся в Китае, Эмиратах, Австралии, странах Южной Америки, однако, в Россию автомобили, собранные на таких заводах, не поставляются.

Между тем, информацию о том, где собрана модель Тойоты, принадлежащая конкретно Вам либо которую Вы хотите приобрести, может дать расшифровка VIN-кода этой модели. Для этого изучите, как расшифровать ВИН-код.

howcarworks.ru

Конвейер Toyota видео | Toyota

Япония Завод Toyota! 2005 проект Андрея Гришакова Автомобилестроение

Конвейер Toyota

Производство Toyota!

Этапы производства автомобилей Toyota

Toyota Camry Production

Репортаж с завода Toyota в Петербурге // АвтоВести 202

Процесс производства и сборки новой Toyota Corolla e160 2014

Завод Нисан. Япония.

Производство автомобилей Mitsubishi - Япония

Фантастический трицикл Toyota на батарейках уже на конвейере!

Также смотрите:

  • Механический нагнетатель Toyota Mark 2
  • Тойота венза панель управления
  • Корона для Toyota Crown
  • Автозапчасти из америки Toyota
  • Тойота Королла 150 кузов схема заднего лонжерона
  • Сколько заливается масло двигатель Тойота Королла 5аф
  • Как разобрать дверь на Toyota harrier
  • Toyota Auris россия
  • Коврик багажника Toyota Corolla e120
  • Тойота ист размер шин
  • Резонатор Toyota RAV4
  • Замена фар на Toyota Авенсис
  • Какой антифриз заливать в Toyota Camry v30
  • Диски на Тойота Королла 2011 года
  • Toyota Yaris honda jazz сравнение
Главная » Выбор » Конвейер Toyota видео

www.77toyota.ru

Конвейер автомобиля Toyota | Автомобиль Toyota

Как собирают Тойота в Японии. Обзор линии сборки и установка агрегатов.

Конвейер Toyota

Этапы производства автомобилей Toyota

Репортаж с завода Toyota в Петербурге // АвтоВести 202

Япония Завод Toyota! 2005 проект Андрея Гришакова Автомобилестроение

Новое поколение Toyota Camry встало на конвейер

Немецкий Завод конвейер по сборке BMW X5, X6

Как делают Toyota Camry.

Процесс производства и сборки новой Toyota Corolla e160 2014

Япония. Тойота и ее прелестные авто

Также смотрите:

  • Коврики для Toyota auris 2013
  • Тойота Королла 2015 отзывы владельцев механика
  • Инжектор в тайоте
  • Toyota will cypha лобовое стекло
  • Toyota Corolla e90 универсал
  • Клапан печки Toyota
  • Toyota Corolla ceres фара
  • Toyota hiace на больших колесах
  • Замена шаровой опоры Toyota passo
  • Концепция компании Toyota
  • Hyundai sonata или Toyota Camry
  • Авто Тойота ипсум
  • Prodrive на Toyota
  • Регулировка торсионов Toyota land cruiser 100
  • Toyota rav4 2002 дизель отзывы
Главная » Клипы » Конвейер автомобиля Toyota

toyota-nims.ru

Toyota история конвейер | Автомобиль Toyota

Япония Завод Toyota! 2005 проект Андрея Гришакова Автомобилестроение

Корпорации монстров. Toyota

История конвейера. Кто придумал конвейер

Этапы производства автомобилей Toyota

Производство автомобилей Mitsubishi - Япония

Toyota Camry Production

Японские заводы mazda

Сборка автомобилей Volkswagen и Skoda на заводе в Калуге

Toyota Aqua. Японская сборка автомобилей. Завод в Ивата

Сборка A Class 2013 на заводе Mercedes в Раштатт, Германии 2013

Также смотрите:

  • Toyota fortuner клуб
  • Коврики для Toyota vista sv30
  • Тойота спринтер разборка
  • Круиз контроль Тойота Королла 2012
  • Самодиагностика климат контроля Toyota avensis
  • Brembo для Toyota celica
  • Toyota отдел запчастей
  • Ремонт и эксплуатация автомобиля Toyota land cruiser 100
  • Полноприводные акпп Toyota
  • Коврики резиновые Toyota yaris
  • Toyota land cruiser prado на газу отзывы
  • Цапфа задняя Toyota rav4
  • Toyota Corolla 2014 цвет
  • Разборка Toyota cresta x90
  • Кулак поворотный Toyota Camry
Главная » Хиты » Toyota история конвейер

toyota-nims.ru

Бренды каких производителей поставляют свою продукцию на конвейер Toyota / Lexus / Scion

Как известно, компания Toyota не производит запасные части и узлы самостоятельно.

Этим занимаются фирмы изготовители, каждый из которых специализируется на каком-то конкретном узле автомобиля.

Так для концерна Toyota/Lexus работают такие производители как:

DENSO - электрика.

TOKICO и KAYABA поставляют амортизаторы.

KOYO производит подшипники для узлов и агрегатов автомобиля, также можно встретить подшипники NSK.

NISSHINBO, SUMIMOTO, AKEBONO - производят и поставляют комплектующие для тормозной системы.

AISIN - специализируется на производстве сцепления и его комплектующих, также можно встретить деталь данного производителя на помпах охлаждения.

Также в комплектации участвует производитель BEHR HELLA, которая занимается производство комплектующих для системы охлаждения, вентиляции и отопления.

KOITO - производит оптику для данного концерна и, соответственно, идет в оригинале. Также могу отметить, что KOITO входит в корпорацию TOYOTA GROUP. Также она выпускает и предохранители. Но ставятся они в меньшей степени, чем DENSO.

Рассмотрим структуру "Toyota Group", где Toyota Motor Corporation является основным членом Toyota Group. Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков, отсюда и эмблема марки - игольное ушко с обвитой нитью.

В нее входят:

- Toyota Tsusho Corporation

- Kyoho kai group - куда входит 211 компаний производителей автозапчастей (Toyota Boshoku-компоненты двигателей, салона и кузова, Toyoda Gosei - системы безопасности, аэрбеги,LED освещение, пластик)

- Kyouei kai group - логистика

- Denso Комплектующие для автомобиля.

 

К чему я все это написал)

К тому что не обязательно покупать Оригинальные запчасти Toyota/Lexus в Оригинальной упаковке.

Достаточно знать, какие фирмы производят основное количество продукции для конвейера Toyota - тем самым снизить затраты на обслуживании Авто, при этом, устанавливая такую же запчасть, которая была ранее установлена на конвейере, то есть Оригинал.

  1. Был еще такой брэнд у «Toyota Motor Corporation» - Scion. Марка была основана в 2002 году и позиционировалась как молодёжная. Бренд просуществовал до сентября 2016г. После чего модели FR-S, IA, IM стали производится вновь, под брэндом Toyota (86, Yaris iA и Corolla iM ).
#Nimita  #Toyota #Lexus #KOYO #KOITO #NISSHINBO #SUMIMOTO #AKEBONO #AISIN #TOKICO #KAYABA #DENSO

www.nimita.ru

Страны где производится Toyota Land Cruiser - Статьи - Общая информация - Каталог статей

Страны и заводы где выпускался Toyota Land Cruiser не считая головного завода в Японии в Тахаре и Хоньше.

  1. Бразилия (Porto Feliz, São Paulo) - Toyota do Brasil Ltda. (TDB) 1959 год.
  2. Малайзия (Селангор) - Assembly Services Sdn. Bhd. (ASSB), с февраля 1968 года.
  3. Кения (Момбаса) - Associated Vehicle Assemblers Ltd. (AVA), с сентября 1977 года.
  4. Венесуэла (Каракас) - Toyota de Venezuela Compania Anonima(TDV), с 1963 года по 2009 год.*
  5. Бангладеш (Дхака)  - Aftab Automobiles Ltd., с июня 1982 года.
  6. Колумбия (Костадо) - Sociedad de Fabricacion de Automotores S.A., с марта 1992 года.
  7. Вьетнам (Путанг)  - Toyota Motor Vietnam Co., Ltd. (TMV), с августа 1998 года.
  8. Китай (Танжинь) - Tianjin FAW Toyota Motor Co.,Ltd (TFTM), с ноября 2002 года.
  9. Китай (Чэнду, провинция Сычуань) - Sichuan Toyota Motor Co.,Ltd (SFTM) совместно с FAW-Toyota, с мая 2006 года.

* В начале 2010 года Toyote пришлось закрыть завод в Каракасе и свернуть производство, где производились четыре модели это Land Cruiser 80, 70, Toyota Hilux и Toyota Corolla.

Lexus LX выпускается только на заводе в Японии в Хоньше и Тахаре, префектура Айти.

О заводе в Тахаре я вам сейчас и расскажу.

Расположен завод в городе Yoshiwara. Занимается этим "Toyota Auto Body Co., LTD." (ранее именовалась как "Araco") Создана 31 августа 1945 года. Площадь участка составляет 2103300 м². В 2007-м году компания "Gifu Auto Body Co, Ltd." становится дочерней компанией "Toyota Auto Body Co, Ltd."

Штаб квартира.

Непосредственный комплекс по сборке Land Cruiser и Coaster - модели собирали рядом (Honsha Plant).

Некоторые предполагают, что все Land Cruiser были собраны на заводе "Auto Arakawa Ltd" (сейчас Toyota Auto Body Co, Ltd), но на самом деле в 60-х годах версии с длинной колесной базой, таких как FJ35V и FJ45V были сделаны на заводе "Gifu Auto Body Co, Ltd." Т.е собирали их на заводе грузовых автомобилей, потому что в то время был большой спрос на автомобили типа Wagon.

Стоянка шасси. Собирают шасси с двигателем отдельно по 580 единиц. На заднем плане шасси от Lexus LX. Далее погрузчик несёт раму на сборочную линию.

С барабана отматывается нужный по длине лист металла.

Далее специальный пресс придает заготовке форму.

Потом кузов сваривается и красится.

Но перед покраской кузов нужно оцинковать, для этого его погружают с специальную ванну.

Далее рама попадает на конвейер где происходит свадьба с кузовом.

Непосредственно сама свадьба.

Линия сборки Land Cruiser 40 70-е года.

Далее идет установка сидений и других комплектующих салона. Сидения производятся отдельно.

Линия сборки внедорожников Land Cruiser.

Финальная стадия. Окончательная линия сборки, машины проходят контроль качества, далее их отправляют на склад. На одном конвейере собираются как Land Cruiser 70-й серии так и серии 200/LX570.

Готовые машины на складе ожидают отправки к дилерам...

...либо отгружаются на корабли.

После окончательной сборки некоторые машины проходят всевозможные исследования и испытания. Это помогает улучшить качество и надежность автомобилей Toyota.

Более подробный процесс производства и сборки можно посмотреть на видео.

Head Office.

Fujimatsu Plant 100 Kanayama Ichiriyama-cho,Kariya,Aichi 448-8666TEL(0566)36-2121Inabe Plant 10 Ichinohara,Inabe-cho,Inabe,Mie 511-0201TEL(0594)74-5250Yoshiwara Plant 25 Kamihujiike Yoshiwara-cho,Toyota,Aichi 473-8512TEL(0565)51-2104Kariya Plant 2-1 Showa-cho,Kariya,Aichi 448-0029TEL(0566)22-5311Kotobuki New Development Center 1-36-1 Kotobuki-cho,Toyota,Aichi 471-0834TEL(0565)29-0003

Благодарю сайты за помощь в подготовке материала.

  • http://news.drom.ru/Toyota-14640.html
  • http://pt.wikipedia.org/wiki/Toyota_Bandeirante
  • http://www.toyota-body.co.jp/english/corporate/history.html
  • http://infotrans.info/index.php/toyota/694-toyota-fabrique.html
  • http://forum.ih8mud.com/chit-chat/137633-toyota-auto-body-factory-tour-4.html

Автор статьи: Александр Киселёв (Sasha)

Фото: Toyota Motor

При перепечатке информации указывайте ссылку на данный материал.

tlc.ucoz.ae