Трезубец, пси, знак мира. Многообразие символа. Трезубец марка


Трезубец, пси, знак мира. Многообразие символа

Миром правят не идеи и мысли, а знаки и символы.

Конфуций

Трезубец – в греческой мифологии скипетр или оружие морского бога Посейдона. Трезубцем и сетью вооружались и некоторые виды гладиаторов (ретиарии). С самого начала трезубец был водным символом и тесно связан с акватическими орнаментами.

Однако этот символ не всегда был связан с положительным отношением. Трезубец – символ очень древний и очень распространенный. Сила, власть, могущество – это основные значения символа. Однако со временем он трансформировался в знак мира, добра и свободной любви, который использует культура хиппи. С чем связана такая трансформация сакрального смысла этой фигуры?

Для начала разберем Трезубец как символ мужества, власти, силы.

– В Древней Индии – бог Агни изображался верхом на баране с трезубцем в руках.

– В Древней Индии Шива имел орудие в виде трезубца (три острия – созидание, существование, разрушение).

– У древних славян – сопровождается крестом, свастикой, изображением молнии. Символ языческого бога Перуна.

– Древняя Греция – символ морской стихии, грома, бури, орудие бога Посейдона.

– Современная Украина и Монголия. Трезубец – символ власти, изображен на гербах. Присутствовал на знаменах Чингисхана и монетах хана Батыя.

– Древний Рим – оружие бога Юпитера. Гладиаторы сражались на трезубцах для развлечения богов. Позже – для императоров, привыкших считать себя наместниками богов.

– Древняя минойская цивилизация – эмблема власти.

– Буддизм – три драгоценности Будды. Символизирует разрушение трех грехов – гнева, желания и лени.

Символ бога бразильской мистической традиции – Эшу-Рэя – многократно повторяющийся трезубец

Символ бога бразильской мистической традиции – Эшу-Рэя – многократно повторяющийся трезубец

Традиционный индийский трезубец – трешула – является религиозным символом в буддизме и индуизме. Помещается на макушках шиваитских храмов. Тришула является одним из основных атрибутов Шивы, означая его тройственную природу: творца, хранителя и разрушителя Вселенной. В ранних изваяниях и нумизматике тришула находится у Вишну. Тришулу также держит в одной из своих рук богиня Дурга. В шактизме считается, что она получила тришулу от Шивы.

Трешула, традиционный индийский трезубец

Существует несколько интерпретаций значения каждого из трех трезубцев тришулы. Согласно наиболее распространенному толкованию, они представляют творение, поддержание и разрушение Вселенной; прошлое, настоящее и будущее; три гуны материальной природы.

В одной из йогических практик три зубца связываются с тремя тонкими каналами: ида, пигала и сушумна, проходящие вдоль позвоночника от его основания до верхней чакры на макушке головы.[27]

В христианстве трезубец рассматривается и как символ Троицы, и как сатанинское оружие, которыми черти мучают грешников. В момент своего зарождения христианство отрицало все, что могла предложить римская власть, и все, что существовало в Риме. Под такую анафему попал и трезубец. В средневековой культуре Западной Европы это атрибут сатаны – инфернальная ипостась креста, символ тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия.

Посейдон, сын Кроноса и Реи

«В клиппотической работе используется трезубец Самаэля и Лилит, которые в своем соитии извиваются вокруг Танинивера, исполняя пророчество антикосмической победы… В Сетианской традиции трезубец связан с нашим господином Сетом, чье экзотерическое число есть 3. Трезубец есть также символ Сета как высшего тройственного бога, властвующего над подземным миром, землей (пустыней) и небесами. Трезубец также связан с Хоронзоном, число которого 333 означает Разверзшуюся Бездну и Стража Врат, ведущих в бездонную глубину ярящегося Хаоса. Хоронзон выступает в качестве антикосмического Посейдона, который, вместо того чтобы своим трезубцем направлять морские волны, направляет дисгармоничные силовые потоки Хаоса. Трезубец также означает эволюцию посредством борьбы, то есть борьбу тезиса и антитезиса как постоянное создание нового синтеза. Поэтому трезубец также символизирует вечный, динамичный и становящийся Хаос. Помимо всего вышеназванного, трезубец также символизирует тройственность Тьмы и использование числа три в эзотерической сатанинской традиции».

Сатанинские символы MLO / http://exsecramentum.com/

Начиная с ранних, христианских времен, трезубец часто упоминается в христианской литературе как один из символов духовной власти князя тьмы. Его также можно увидеть на иконах, в православных храмах разных стран мира. В Почаевской лавре, в Киево-Печерской лавре, на Афоне, в Греции, в церквях на Святой Земле.

Вот что пишет об этом Александр Наговицын в своей книге «Мифология и религия этрусков»:

«Греческий Плутон/Аита имеет атрибутом двузубец (вилы), как обозначение его вторым братом царя богов громовержца Зевса. Его имя означает „безвидный, ужасный“ и соотносится с именем этрусского Аита. Характерно, что вилы у славян связывались с древнейшими представлениями о хтоническом божестве Вие (см. повесть Н.В. Гоголя „Вий“, написанную автором на основе народных преданий. Упоминание о Вие также встречается в фольклоре). В более позднее христианское время вилы стали атрибутом хтонических, адских бесов и чертей. Между греко-римским Аитой/Аидом и славянскими хтоническими персонажами прослеживается еще одна интересная параллель. Аид имеет шлем, делающий его невидимым, наподобие шапки-невидимки русских сказок. Шапка-невидимка интересна тем, что герой русских сказок получает ее от хтонических персонажей, хозяев Хтонического мира: Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Подобные представления и атрибутика имеют древнюю единую основу у ряда народов, в том числе у этрусков и славян».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

ТРЕЗУБЕЦ - ГОСТ Клуб

ЗНАК ИНТУИЦИИ, ТВОРЧЕСТВА И ИЛЛЮЗИЙ

Трезубец – символ Нептуна (бога морей и океанов, планеты Нептун)
Трезубец Нептуна – спутник многих мыслителей и творцов.
Первыми в этом ряду – композиторы и музыканты.
Он – их благословление и проклятие.
Он – концентрированное знаковое воплощение судьбы едва ли не каждого великого музыканта. Впрочем, не только великих.
трезубецБуква Шин
Трезубец Нептуна символизирует три пути познания, три мира, куда уходят космические энергии после того, как они оживили материю.
Символ интуиции, сверхчувствительности, ясновидения.
Символ одержимости, мистического тумана, страхов и галлюцинаций.
Нептун управляет способностью человека воспринимать вибрации дальнего порядка, тонкого мира, выраженные в иррациональных ощущениях, звуках, красках, запахах.
Нептун – планета тайн и иллюзий.

В иврите буква Шин состоит из трех букв Вав, поднимающихся из общей точки, каждая с буквой Йуд на вершине. Форма буквы Шин символизирует симметрию на всех уровнях – миров, душ и Б-жественности. Формой буква Шин напоминает пламя, по фонетическому звучанию – тоже. В книге «Зоар» буква Шин называется «буквой праотцов». Три буквы Вав и буква Шин олицетворяют трех праотцов: Авраам — правая Вав (Хесед), Ицхак – левая Вав(Гвура) и Яаков — средняя (Тиферет).

Знак трезубца на шапк е Сигиберта IЗнак трезубца на шапк е Сигиберта I

Три буквы Вав в букве Шин – это начало трех линий, или столпов, в эманированном Б-гом пространстве мира Ацилут. Они встречаются в одной точке – Йесод и Малхут мира Ацилут. От этой точки-основы Шин отражается в своей Б-жественной симметрии в трех нижних мирах: Сотворении (Бриа), Формировании (Йецира) и Действии (Асия).

Скульптура Мадонна с Иисусом, ВатиканСкульптура Мадонна сИисусом, Ватикан

История этого символа в античной традиции прочно связана с морским богом Посейдоном  (Нептуном). Атрибутом морского Бога стал трезубец, поскольку первоначальное предназначение этого предмета легко увязывается с таким насущным орудием морского промысла как острога – копье с зубцами для морской охоты. У древних шумеров обладательницей трезубца являлась богиня Инанна – центральное женское божество в шумерской мифологии и религии.

Жезл в виде трезубца принца Уэльского Эдуарда ВудстокаЖезл в видетрезубца принца Уэльского Эдуарда Вудстока

Еще одним обладателем легендарного атрибута трезубца в шумеро–аккадской мифологии выступает Ишкур (Адад) – бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Также ему были подвластны и водные стихии, такие как наводнения и плодородные дожди. Один из эпитетов этого бога – «Господин плотины небес». На изображениях хеттского бога Тешуба его атрибутом также выступает трезубец. (Аналогами Адада и Тешуба в других древневосточных культурах являются Тару/Тархун, Баал-Хаддад, Рамман) У буддистов трезубец уже имеет отвлеченное от природных стихий значение и воплощается как Триратна («Три Драгоценности» Будды). Этот знак встречаетсяв мистике тантрической йоги. Буддисты утверждают, что это монограмма Будды или символ закона (дхармы).

Изображение Одина с трезубцамиИзображение Одина с трезубцами

Одним из примечательных обладателей знака–трезубца является древнее Боспорское царство в Северном Причерноморье. Боспорские цари использовали в качестве знака царской собственности изображение трезубца еще в III веке до н.э. Выбор этого символа в качестве царского знака мотивировался происхождением царей Боспора от Посейдона (Нептуна) (по линии мифического героя Евмолпа, сына Посейдона). Первым обладателем знака трезубца в Боспорском царстве (в виде клейма на черепице) был царь Спарток III. Позднее этот знак встречается на монетах и памятных каменных плитах Боспорского царства как символ законной династии царей.

Морской бог Посейдон(Нептун)Морской бог Посейдон(Нептун)

Одними из носителей знака трезубца являлись династические представители варяжского рода Рюриковичей. Первоначально, как утверждают исследователи, княжеским знаком Рюрика, Игоря и Святослава был двузубец, но по линии Владимира это был уже трезубец.

Еще одними обладателями отличительнго знака в виде трезубца были Чингизиды. Трезубец был личным родовым знаком (тамгой) Чингисхана и этот знак венчал собой священное знамя–сульдэ – штандарт Чингисхана (трезубец над девятью свисающими пучками из хвостовых волос яков). Этот знак трезубца венчает и стелу, установленную на месте рождения Чингисхана.

Знаки трезубца на монетах МеровинговЗнак тризъбец на монета на Меровингите

Знаки и медальоны с трезубцем на территории древней Руси известны историкам давно. В частности, знак трезуба найден на кирпиче Десятинной церкви в Киеве (986 – 996), на плитках Успенской церкви во Владимире Волынском, на кирпиче и камнях других церквей, замков, дворцов, на посуде, оружии, перстнях, медальонах, рукописях.

Двойные «перуны» в руках вавилонского МардукаДвойные «перуны» в рукахвавилонского Мардука

Также родовые тамги в виде трезубца сохранялись и у других родов и племен Евразии. Носителями этого знака являлась также тюркская династия Ильдегизидов в Азербайджане (имеющая кипчакское происхождение), которая изображала на своих монетах трезубец и двузубец. Это и мамлюки Египта, во главе с султаном Бейбарсом, выходцем из рода Бурджоглы (Бурчевичей), когда-то главенствующего в прикаспийских степях. Символика двузубцев и трезубцев прослеживаются в Волжской и Дунайской Болгарии (например, на керамике Биляра – крупнейшего поселения в Волжской Булгарии). Широко представлена традиция трезубца и в средневековой Европе. В частности, символика трезубца в виде атрибутики и знаков на монетах засвидетельствована у франкских, англосаксонских, чешских королей.

Монгольское знамя-сульдэ с трезубцемМонгольское знамя-сульдэ с трезубцем

Встречаем мы эту символику и у скандинавов. Например, на иллюстрации из исландского манускрипта 18-го века изображение легендарного скандинавского Одина обильно сочетается с символикой трезубцев. В том числе, в руке у него специфическое оружие в виде двойного трезубца. Предтечей этого божественного орудия Одина являются двойные молнийные трезубцы, которые можно увидеть на изображениях древних Бого

Подвеска со стилизованным трезубцемПодвеска состилизованнымтрезубцем

Особенно широко, под влиянием религии Индии и индийской культуры, распространен этот важный сакральный символ в Азии. Он носит наименование Ваджра (санскр. vajra, «алмаз», «молния»). Ваджра, представляет собой специфический двойной пучок стрел – именно в таком виде предстает этот атрибут в раннеиндуистских изображениях. Ваджра также сопоставляется и с двойным трезубцем: «Ваджра – в индуизме и буддизме алмазный скипетр, образованный двумя трезубцами творца грома и молний Шивы». В буддизме этот символ стилизован в короткий металлический жезл посредством загибания и соединения молнийных концов.

Знаки трезубца на монетах МеровинговЗнаки трезубца намонетах Меровингов

Есть легенда, что Посейдон, спасая маленькую девочку от преследующего ее сатира, так сильно метнул в него свой трезубец, что его зубцы, пронзив тело сатира, впились в скалу и оттуда заструился чистый родник. Позже на этом месте был построен храм. Трехглавая гора в Адыгее, которая называется – Трезубец. Это три симметричные, огромные скалы, венчающие хребет Ду-Ду-Гуш, который является одним из самых удивительных и красивых мест Адыгеи.

Гора Трезубец в АдыгееГора Трезубец в Адыгее

С этой горой связана легенда, повествующая о древних временах, когда еще горы Адыгеи омывал океан Тетис. В ту пору вышел на берег Царь Морской и был очарован красотой, величием и богатством этих мест. И воткнул он в берег свой трезубец как знак уникальности этого места.

Двойные трезубцы на гербе архипелага Хииттинен (Юго-Западная Финляндия)Двойные трезубцы на гербеархипелага Хииттинен(Юго-Западная Финляндия)

Это местность, где в изобилии представлены мегалитические памятники древности – дольмены. Особо в долине реки Белой выделяется один дольмен у подножия горы Монах. Уникальность этого дольмена состоит в том, что, из более чем тысячи дольменов известных на территории Адыгеи, этот – единственный мегалит корытообразного (выдолбленный из монолита) а не плиточного типа. И именно на этом дольмене, под северной стеной, обнаружена плита-стела с выдолбленным знаком в виде трезубца. Таким образом, символика трезубца имеет древнюю историю, и, не исключено, что многие локальные родовые традиции связаны в единый многовековой исторический узел, с поэтапным развитием этого символа от предметного образа до отвлеченного атрибута и родовых знаков.

gostclub.com

Трезубец Посейдона: история и фото оружия

Трезубец Посейдона является неотъемлемым атрибутом этого древнегреческого бога – повелителя морей. О каком бы его изображении ни шла речь, перед зрителем всегда предстаёт немолодой бородатый атлет, держащий в руках своеобразное оружие, состоящее из древка, увенчанного наконечником с тремя зубцами.

Тату трезубец Посейдона

Рыболовная снасть, ставшая грозным оружием

Его пристрастие к трезубцу вполне объяснимо, ведь изначально тот предназначался исключительно для рыболовства, то есть любимого занятия бога морей, и уж гораздо позже обитатели суши сообразили, что им можно с успехом протыкать не только зазевавшихся сомов, но и животы своих недругов. С этой целью они несколько изменили конструкцию трезубца, удалив крючки, предназначавшиеся для удержания рыбы, поскольку в бою после удачного удара удерживать никого уже не требовалось.

С этих пор достаточно безобидный прежде трезубец Посейдона, фото которого представлены в этой статье, стал грозным и универсальным оружием. Он использовался и для ближнего боя, и как метательное копьё, и для захвата оружия противника.

Жители древнего Рима, отличавшиеся любовью к кровавым зрелищам, вооружали им гладиаторов-ретиариев. Это была особая категория смертников, выходивших на арену с трезубцем и рыболовной сетью, изображая, таким образом, рыбаков, задачей которых было поразить вооружённого мечом и щитом противника, игравшего в этой сцене роль «рыбки».

Путь трезубца в глубину континентов

У исследователей нет общего мнения по поводу того, где впервые появился, ставший впоследствии столь популярным, трезубец Посейдона. Поскольку он начал своё шествие по свету в качестве рыболовной снасти, то вполне логично предположить, что его породила какая-то цивилизация, связанная с водными просторами, причём не обязательно морями – это могли быть участки разливов рек.

Трезубец Посейдона своими руками из бумаги

Принято также считать, что в более поздний период, когда народы начали расселяться вглубь континентов, они стали вооружать трезубцами богов, повелевавших иными стихиями, но так или иначе, связанными с водой – дождями, грозами, наводнениями и так далее.

Примером может служить древнеиранский бог Апам-Напат, в силу своего географического положения, лишённый возможности хозяйничать в морях, но зато всецело повелевавший реками. На местных рыбаков и случайных купальщиц он наводил страх, потрясая в воздухе таким же трезубцем, как и тот, что мы видим в руках его греческого коллеги.

Трезубцы древнешумерских богов

Трезубец Посейдона или нечто, очень на него похожее, исследователи обнаружили на изображениях древнешумерской богини Инанны, известной также под её аккадским именем Иштар. Из мифологии известно, что, посвятив себя в юности исключительно любви и плодородию, она со временем переключилась на распри, ссоры и, как следствие, военные конфликты (женскому характеру с годами свойственно портиться). С этих пор на изображениях богини появился трезубец, но, так сказать, в его дамском варианте – больше похожий на цветок тюльпана, чем на боевое оружие.

Совсем иначе трезубец Посейдона выглядел в руках её близкого знакомого – бога Ишкура, также знакомого нам по шумерско-аккадской мифологии. С момента появления на свет он повелевал громом, бурей и ветром, отчего приобрёл вспыльчивый и скандальный нрав. Не исправило положение даже вмешательство его отца – бога неба Ану, поручившего сыну приглядывать за водными стихиями, в число которых входили дожди, столь нужные людям в этих жарких и засушливых землях. В его руках трезубец выглядит безжалостно разящим оружием.

Могучий трезубец этот жезл Посейдона

Грозное оружие хеттского бога Тешуба

Не мог обойтись без трезубца и хеттский бог грозы Тешуб, почитавшийся когда-то во всей Малой Азии. Прочие обитатели местного пантеона воздавали ему особые почести, так как он занимал среди них главенствующее положение. Однажды первенство Тешуба попытался оспорить отец богов Кумарби, натравив на него одного из своих сыновей – гиганта Улликумме, сделанного не из живой плоти, а из чистого нефрита.

Поскольку трезубцем тут было не справиться, Тешуб распилил своего врага священной пилой, той самой, которой когда-то была отделена земля от неба, после чего охотно позировал на его обломках, держа в одной руке молоток, ударами которого он вызывал гром, а в другой, свой могучий трезубец. Этот жезл Посейдона фигурирует в большинстве его изображений, одно из которых можно увидеть в нашей статье.

Индийские божества, неравнодушные к трезубцам

Однако настоящий ажиотаж трезубец вызвал среди богов и богинь Древней Индии. Его пожелали иметь сразу несколько обитателей местного ведического пантеона, главным из которых являлся бог мировых вод Варуна. Когда и где зародился его культ, не знает никто, но со временем на полуострове Индостан он укрепился настолько, что перед ним почтительно расступились все прочие божества.

Всеобщее поклонение и потоки лести настолько притупили бдительность Варуны, что он даже не заметил, как был свергнут коварным Шивой, многоруким богом скотоводческих племён, не связанным с водной стихией, но также поспешившим обзавестись трезубцем. Его почитатели и сегодня носят на лбу знак, называемый трешула и выполненный в виде трёх острых зубцов.

Примеру Шивы последовала также его жена – богиня-воительница Дурги. Но она-то украсилась этим оружием не из пустого тщеславия, а в силу, так сказать, «профессиональной необходимости». С трезубцем в руках был замечен и древнеиндийский бог огня Агни. Морская атрибутика в руках этого поджигателя явилась, по мнению учёных, трансформацией символов, связанных с ливнями, грозами и молниями.

Посейдон Плутон планета трезубец одним словом

Ещё более глубокое осмысление этот атрибут древних богов получил у буддистов, которые придали ему философско-мистическое значение, обозначив его словом "триратна", что означает – «три драгоценности» Будды. Не углубляясь в суть их мудрёного учения, заметим лишь, что изображение трезубца по сей день используется ими в тантрической йоге – системе буддийских и индуистских методов самосовершенствования человека.

Изображения трезубца, ставшие государственными символами

В древнем мире изображение трезубца часто бывало связано не только с отдельными мифическими личностями, но и с культурами целых народов, реально существовавших на земле. Например, его изображения были найдены при раскопках, проводимых на территориях древнейших городов острова Крит – Кносса, Феста и Закроса.

Когда-то они являлись центрами ушедшей в века крито-минойской цивилизации, частью эмблемы которой был трезубец Посейдона. Оружие морского бога неспроста сделалось символом культуры, просуществовавшей на острове с 2700 по 1400 год до нашей эры, то есть в течение тринадцати веков. Древние критяне, являясь безраздельными хозяевами Средиземноморья, своим процветанием были обязаны морской торговле, таким образом, атрибут морского божества имел для них не только символическое, но и сугубо сакральное значение.

В качестве государственного символа трезубец использовало и древнее Беспорское царство, обладавшее некогда обширными землями в Северном Причерноморье. Во время раскопок археологи обнаружили монеты, выпущенные ещё в III веке до нашей эры, на которых портретам царей всегда сопутствовали изображения трезубца. Оказалось, что беспорские монархи считали себя прямыми потомками бога морей Посейдона, и свою родословную вели от его сына – мифического героя Евмолпа.

Посейдон Плутон планета трезубец

Оружие Посейдона в славянских землях

И, наконец, не обошла мода на трезубцы и наши славянские земли. На протяжении многих веков он являлся династическим знаком рода Рюриковичей. Несмотря на то что каждый из его представителей пытался внести в него какие-то собственные изменения, пририсовывая крестики, кружочки, изгибы и линии, в целом сохранилось хоть и стилизованное, но вполне отчётливое изображение, напоминающее Трезубец Посейдона. Фото этого династического знака наших древних правителей предшествует данному абзацу.

Как свидетельствуют результаты археологических раскопок, княжеский, а начиная со времён Ивана Грозного и царский знак трезубец ставился не только на официальных грамотах, но и на самых различных предметах. Например, его можно увидеть на кирпиче, сохранившемся от Десятинной церкви, возведённой в Киеве в 996 году, на плитах, которыми устлан пол Успенской церкви во Владимире-Волынском (XII век), а также на многих кирпичах и камнях, из которых были сложены храмы, замки и дворцы той давней эпохи. В музеях страны экспонируется множество медальонов, перстней, монет, а также образцов оружия, посуды, и всякой домашней утвари украшенных изображением трезубца. В наши дни трезубец украсил собой герб Украины.

Трезубец на знамени Чингисхана

Обладателем отличительного знака, выполненного в виде трезубца, был также знаменитый Чингисхан, возглавивший в начале XIII века несметные орды степных кочевников, хлынувших на Русь. Его священное знамя – сульдэ - представляло собой вознесённый на древко трезубец, под которым укреплены девять свисающих вниз кистей, сделанных из шерсти яков. Сегодня в долине Делюн-Болдок (Монголия), на том месте, где, по свидетельству историков, родился завоеватель, установлена памятная стела, увенчанная его родовым знаком – трезубцем. После смерти Чингисхана этот символ перешёл к его прямым наследникам. В частности, он встречается на монетах, отчеканенных в период правления хана Батыя.

Европейская символика, включившая в себя трезубец

В эпоху Средневековья изображение трезубца широко использовалось в символике Западной Европы. В частности, его можно встретить на франкских, англосаксонских и чешских монетах. Древние пруссы ещё в языческий период им украшали мемориальные камни и культовые комплексы урочищ.

Трезубец Посейдона своими руками

Не обошлись без трезубцев и скандинавы. Известен, например, исландский манускрипт XVIII века, посвящённый подвигам героя национального эпоса Одина. На его страницах многократно встречаются символические изображения трезубца, а главный персонаж представлен держащим в руках это оружие. Кстати, у него оно двустороннее, то есть разящие врага зубцы, расположены на обоих концах древка, что придаёт ему ещё более воинственный вид.

Трезубец Посейдона нашёл своё место и в христианской символике, причём порой в самых противоположных друг другу значениях. Наряду с использованием в качестве символа Святой Троицы, на многих иконах его можно увидеть в руках чертей, мучащих нераскаявшихся грешников. Таким образом, трезубец в христианстве может одновременно играть роль как символа святости, так и сатанинского знака.

Уран, Посейдон, Плутон (планета) – трезубец в звёздном небе

Упоминание греческого бога, обладателя грозного трезубца, можно встретить и на карте звёздного неба. Правда, здесь он выступает под своим вторым именем – Нептун. В 1905 году, американский астроном Персиваль Лоуэлл, обнаружив отклонения орбиты этой планеты, а также её ближайшего соседа Урана, пришёл к выводу, что на них влияет какое-то, невидимое с Земли, и неизвестное доселе космическое тело. Им оказалась открытая в 1930 году планета Уран. С тех пор оружие морского царя вписалось в космические карты, ведь нетрудно заметить, что Уран, Посейдон, Плутон (планета) – трезубец. Одним словом, греческие и римские божества в наши дни прочно завоевали звёздное небо. С развитием цивилизации многие планеты получили их имена – например, Марс, Венера, Юпитер и так далее.

Как сделать трезубец Посейдона своими руками

Морской бог древних греков уже в советский период истории нашей страны стал непременным персонажем морских праздников и связанных с ними костюмированных представлений. Для этой цели весьма несложно было изготовить трезубец Посейдона своими руками из бумаги, картона или фанеры. Аккуратно вырезали или выпиливали его контур, и затем оклеивали фольгой. В качестве древка использовалась тонкая палка или даже простая ручка от швабры. Люди старшего поколения, проводившие когда-то летние каникулы в пионерских лагерях, наверняка помнят эту нехитрую технологию.

Мода на татуировки, изображающие трезубец

В наши дни символика, включающая в себя изображение трезубца, используется представителями целого ряда молодёжных субкультур. Нередко можно встретить молодых людей, украсивших себя нанесённой на тело тату «трезубец Посейдона». Если большинство из них реализует таким путём свои эстетические потребности, то определённая часть молодёжи вкладывает в изображение конкретный смысл. Для них трезубец – это символ власти и силы. Он, по их мнению, может являться одним из элементов самоутверждения.

Экскурсия Трезубец Посейдона

В последние десятилетия, когда миллионы россиян получили возможность свободно выезжать за границу, достаточно прочно вошла в обиход символика, изображающая трезубец Посейдона. Греция находится в числе наиболее частых маршрутов российских туристов, и этим во многом объясняется интерес к её истории и мифологии. Ежегодно её посещают тысячи наших соотечественников.

Одной из туристических компаний даже организована экскурсия «Трезубец Посейдона», участники которой получают возможность увидеть те места, где разворачивались события, героями которых были бессмертные обитатели Олимпа.

fb.ru

Исторические фальшивки: трезубец и тамга не национальные символы, а клейма для скота

Предлагаю Вашему вниманию крайне актуальный, по моему мнению, материал крымского историка Евгения Попова о реальных корнях символика украинских неонацистов и татарских радикалов, которые нам сегодня навязывают как "национальные символы народов".

Меня всегда восхищала, если так можно выразить это чувство в отношении нахальства, наглости и обмана, методика создания национальных символов на пустом месте; я имею в виду татарскую тамгу на голубом фоне и трезубец на «жовто – блакытном». Обе эмблемы лживы и антиисторичны. Поскольку обе имеют общее происхождение от знака собственности на имущество, собственность и скота, то и рассматривать будем вместе.

Чтобы не вступать в многословную и поэтому пустую полемику с оппонентами, определимся с терминологией.

ГЕРБ — символическое изображение, присвоенное какому-либо государству, городу или роду.

Первым документально зафиксированным гербом в Европе считается упоминаемый в 1127 знак на щите графа Анжуйского Жоффрея. При высоком уровне неграмотности средневекового населения гербы использовались в качестве печатей, заменяющих подпись.

Самая ранняя геральдическая печать датируется 1136. Первой купеческой корпорацией в Англии, получившей официальный герб, стала в 1439 Мануфактурная компания. В 1538 городу Глочестеру был присвоен первый гражданский герб.

Герб – символ дворянской (позднее и других сословий) семьи, города, территории, не имеющий, чаще всего, ничего общего с личной эмблемой конкретного суверена. Так гербом России был двуглавый орёл, дворянский герб Романовых был грифон со щитом.

Для читателей рад сообщить, что гербом Восточно - Римской (Византийской) империи двуглавый орёл никогда не был, это был личный герб последней династии Палеологов, правящих в Византии.

ТАМГА - слово монгольского происхождения (слово "тамга" по-монгольски, "дамга" на тюркских языках) и имело несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать».В качестве прототипа для тамги выступали простейшие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, угол и др.), сакральные пиктограммы, птицы и животные, бытовые предметы, орудия труда, оружие и конская сбруя.

При этом пиктограммы подвергались определенной стилизации, неизбежной при нанесении знака на выбранную поверхность тяжелым инструментом (зубило, нож, тесло).

Основные требования, предъявляемые к тамгообразному знаку — это графическая выразительность и лаконизм, а также наличие потенциальной возможности варьирования в рамках существующей изобразительной схемы. Так, вероятно, учитывалось, что постоянное использование знака путем нанесения его на разные поверхности (камень, кожа, дерево и др.) будет тем легче, чем проще будет начертание самого знака.Будучи родовыми символами, тамга перешли в геральдику ряда этнических групп.

ФЛАГ (национальный флаг) — один из символов государства; представляет собой одноцветное или многоцветное полотнище различной формы с определенным соотношением сторон, прикрепленное с одной стороны к древку (или шнуру). На государственном флаге обычно изображаются: герб, его отдельные элементы, или различные символические эмблемы, объясняемые (весьма условно) историческими событиями, государственным строем, географическим положением, экономикой страны, административным делением, преданиями, религиозными верованиями, традициями. Хорошо известно, что флаги, стяги, знамёна, хоругви – широко использовались в Древней Руси и в России, как на государственном, церковном, так и военном уровне. В летописях обязательно видны их рисунки. В отношении татар и будущей территории Украины столь однозначного мнения нет. Как малороссийские казаки так и татары пользовались бунчуками.

Бунчук — турецкое слово — бисер, бусы, раковинки, разноцветные стеклышки, привешиваемые на шею лошади, как украшение и т. п. В указанном значении термин Б. уже упоминается в 1608 г. в росписи захваченного в Москве, по убиении первого самозванца, в которой, между прочей сбруей, показан и Б. У турок Б., как знак власти и сана пашей, был в употреблении до введения строевых войск и обозначался словом туг, или кутас. Он представлял конский или тибетского быка хвост, насаженный на украшенное древко (длиною 3 аршина и более), оканчивавшееся вызолоченной медной или костяной маковицей. По числу навешенных хвостов паши получали названия "двухбунчужный", "трехбунчужный".

Бунчуки носились при въезде губернаторов и начальствующих войсками, а перед султаном носили Б. с 7-ю хвостами. В последнем значении Б. издавна употреблялись малороссийскими гетманами, в числе своих регалий имевшими Б., пожалованный в 1576 г. польским королем Стефаном Баторием, который, как видно из грамоты: "Бунчук пожаловал гетману: на знак звытяжства его з войском своим над народом Азиатским, от кого Клейнот сей добут працею гетманскою и кровию казацкою".

Малороссийские бунчуки красились в красную краску; головка сплеталась из ниспадавших тонких волосяных веревок, белых и черных. Запорожские бунчуки были из белых волос с красными веревками. Гетман, избранный с согласия запорожских и украинских казаков, имел белые, черные и красные бунчуки. Богдан Хмельницкий давал наказным гетманам и малые бунчуки (2 аршина длиною), употреблявшиеся в обыкновенных случаях. Сверх того, при бунчуках подвешивались на серебряных шнурках 2 довольно большие серебряные кисти. [1]

Теперь перейдём к татарам Тавриды, Чтобы меня не обвинили в какой – то предвзятости, процитирую отрывок без купюр:

«Исторически Крымская орда не имела знамен. Во время набегов и торжеств ханы династии Гиреев поднимали бунчуки из конских хвостов. Ханской эмблемой был знак-тамга, отдаленно напоминающий перевернутую букву «Ш». Идея создать собственный флаг пришла татарским националистам на первом Курултае 1917 года. Хотя очень скоро мусульманские кадры Крыма перешли под кумач большевиков. Голубой флаг с тамгой Гиреев реанимировал самый известный татарский коллаборационист Эдиге Кырымал. В начале Второй мировой войны он прибыл из Турции в Берлин, где заявил о лояльности нацистской Германии и личной верности Адольфу Гитлеру. Из Берлина его отправили в оккупированный Симферополь для создания мусульманского национального центра. Третий рейх считал Эдиге Кырымала единственным официальным представителем крымских татар. Сформированные здесь отряды национальной полиции активно уничтожали мирное население, отличились жестокостью в концлагерях, успешно ликвидировали базы советских партизан. С тех пор флаг с ханской тамгой четко ассоциировался у славянского населения Крыма с самыми кровавыми акциями фашистских пособников.» [2]

Перейдём от знамён, которых просто не было, к тризубу и тарак-тамге (тат. taraq tamğa) — родового знака правившей Крымским Юртом монгольской династии Гиреев, используемый сегодня татарами Тавриды в качестве национального символа.

Первым этот символ начал использовать основатель Крымского Юрта Хаджи - Гирей. В Крымском Юрте тарак-тамга являлась символом ханской власти конкретного представителя Гиреев. Изображение тарак-тамги чеканилось на монетах, она изображалась на фасадах общественных зданий (до наших дней сохранились фрески и рельефы в бахчисарайском ханском дворце).

Название тарак-тамга означает в дословном переводе с татарского «гребень-тамга» (тат. taraq — гребень, расчёска; tamğa — тамга, клеймо). Существуют различные интерпретации этого символа - гребень, весы в состоянии равновесия и др.

Гиреи были далеко не первые Чингизиды, пытавшиеся создать своё государство в Тавриде. У них были не столь удачливые предшественники.

На найденных экспедицией летом 1925 года в Старом Крыму древних монетах золотоордынского периода встречаются следующие тамги:

Так что оставим на совести «изобретателей» национального символа эту эмблему, а не какую – либо из предыдущих, ведь получается, что распад Золотой Орды был спровоцирован не «сепаратистами» - русскими, а самими татарами Тавриды.Чтобы быть беспристрастными, рассмотрим эмблему трезубца. Начнём с его потери в исторической памяти русских князей и летописцев. Снова цитирую не своё, может быть предвзятое мнение, а других авторов:

«Киев, придя в запустение уже в 12 веке, когда центр русской жизни перемещается на север вместе с населением Руси, убегающим от кочевой степи за леса, начинается новый процесс этногенеза на территории южной Руси, остатки полян и северян перемешиваются с многочисленными тюркскими уже полуоседлыми племенами - остатками печенегов, половцами, торками, берендеями. Позже в этот плавильный котел добавляются татары, ногаи. Возникает смешанный славянско-тюрский этнос, называвшийся «татарскими людьми», а позже названный украинцами».

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

М.С. Грушевский. Очерк истории украинского народа. Киев «Либiдь»1991г.

«…Территории вокруг Киева опустели в 12-13 вв, слишком часто разоряемые кочевниками, и были заселены в значительной степени тюркскими военными колонистами…» стр.67

«Киев и Киевская земля вообще в продолжение 12 века быстро приходят в упадок. Много причин способствовало этому. Тюркская миграция подорвала благосостояние Полянской земли; за исключением северного уголочка она несколько раз превращалась в полную пустыню; население отливало на север…» стр 62.

«Утвердившись в Галичине, Данило несомненно имел в виду расширить свое влияние на восточную Украину, взяв в свои руки Киев. Но на дороге этих планов стояли татары и движение «татарских людей», о котором упоминалось выше, оно охватило широкою полосою границы Волыни, а по всей вероятности и в ближайших к Киеву местностях… Данило начинает ряд походов на территорию «людей татарских», стремясь террором и опустошениями подавить опасные тенденции… Орда присылает силы под предводительством Бурундая… Это произвело страшное, подавляющее впечатление, Данило убедился в невозможности борьбы с татарами в Украине. Земли восточнее были замкнутыми для него рядом татарских общин расположенных у восточных и южных границ Волыни». стр.74

Украинцы имеют к Киевской Руси такое же отношение как турки к Византии. Ибо территориальный перехлест - это единственное, что их связывает. Украинцев вообще вплоть до 18 века называли черкесами.» [3]

Поскольку русские князья исчезли после разгрома этой территории, рассмотрим предысторию. Тризуб историками назван зна́ком Рю́риковичей — геральдическим знаком, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб». [4]

Как видите, абсолютно аналогично татарскому тавру для скота.

Снова цитирую мнение профессионального историка: «Изображения тамгообразных знаков в форме двузубца или трезубца давно определены в качестве лично-родовых знаков князей-Рюриковичей Х-ХШ вв. Круг памятников с изображением знаков Рюриковичей весьма широк: подвесные печати и пломбы, прикладные печати и перстни-печатки, предметы вооружения и снаряжения воина, произведения прикладного искусства и орудия труда ювелира, памятники монументальной и станковой живописи, бытовая и строительная керамика.

К сожалению, большинство знаков Рюриковичей (особенно ХН-ХШ вв.) не имеет до настоящего времени убедительным образом аргументированных персонификаций. Но благодаря фундаментальным исследованиям А.В.Орешникова, Н.П.Лихачева, Б.А.Рыбакова, В.Л.Янина и А.А.Молчанова установлено, что в основе разветвленной системы русских княжеских знаков лежит простейший двузубец; показано, что генезис знака основан на принципе появления или исчезновения "отпятнышей", придававших знаку индивидуальные черты; с XII в. зафиксировано разделение единой семьи знаков на несколько отдельных ветвей, соответствующих выделившимся среди князей Рюрикова дома отдельным княжеским родам.»[5]

«Таким образом, изучение известных изображений тамги Рюриковичей дает основание утверждать, что лично-родовые знаки русских князей X-XI вв. наследовались по определенным, достаточно строгим правилам.

Об использовании русскими князьями тамги в форме двузубца во времена Рюрика (ср.: Мельникова 1994) достоверных данных, как будто бы, пока нет: уверенно о "двузубце Рюриковичей" можно говорить только со времен правления сына Рюрика, Игоря. Начиная с Игоря Рюриковича и вплоть до Ярополка Святославича происходило прямое наследование родового двузубца. Объясняется это, прежде всего, тем, что власть в государстве наследовалась единственным либо старшим сыном.

Не случайно Владимир Святославич уже при жизни отца пользовался не родовым двузубцем (на который он, бастард, по всей видимости, не имел права), а трезубцем…. Тамга Рюриковичей начинает претерпевать изменения с поколения внуков Святослава. Святополк Ярополчич, являясь единственным сыном старшего из сыновей Святослава, имел право на родовой двузубец, однако он пользовался измененной формой тамги: сохранив в качестве основы двузубец он меняет форму левого зубца. Вероятно, это вызвано либо нарушением в результате междуусобицы Святославичей порядка престолонаследия, либо требованиями этикета, согласно которому племянник-вассал не мог иметь тамгу "старшего типа" по сравнению с тамгой "младшего типа", которой располагал дядя-сюзерен, узурпировавший власть.

Старший сын Владимира Святославича Вышеслав наследует отцовский трезубец, усложняя исходную треугольную форму ножки крестом, а его младшие братья Изяслав, Ярослав и Мстислав сохраняют без изменений форму ножки отцовского трезубца, но увенчивают центральный зубец трезубца, соответственно, крестом, кругом и ромбом. Принцип наследования тамги, при котором старший сын меняет форму ножки отцовского трезубца, прослежен для поколения внуков и правнуков Владимира Святого».

«Существует несколько версий генеалогии знаков Рюриковичей, различающихся между собой. Тамгообразные знаки в форме двузубца или трезубца впервые привлекли внимание по изображениям на древнейших русских монетах. А.В. Орешников, а вслед за ним и Б. А. Рыбаков полагали, что монеты чеканили князья-Рюриковичи по крайней мере трех поколений; исследователи связывали известные монеты с деятельностью Ярослава Мудрого, Изяслава Ярославича, Ярополка и Святополка Изяславичей, а также Владимира Мономаха. После выхода Корпуса древнейших монет России стало очевидным, что все известные монеты чеканились только тремя князьями: Владимиром Святославичем, Ярославом Владимировичем и Святополком Ярополчичем. Именно благодаря монетным изображениям и были персонифицированы знаки перечисленных князей — двузубец Святополка и трезубцы Владимира и Ярослава.» [6]

Я не навязываю своё мнение и выводы, каждый вправе сделать или иметь свою версию из вышеизложенного. Просто, если быть непредвзятым, то получается, что и флаг и эмблема на вышеуказанных государственных и национальных символах есть вещь фальшивая и мнимоисторическая для окружающих. Компетентные лидеры просто обязаны заменить их на реально – исторические.

Евгений Попов

Использованные источники:[1] - http://be.sci-lib.com/article016453.html[2] - http://svpressa.ru/society/article/27114/[3] - http://h.ua/story/115526/[4] - ru.wikipedia.org[5] - С.В.Белецкий О лично-родовых знаках князей-Рюриковичей X-XI вв.[6] - С.В. Белецкий, Тамги — лично-родовые знаки князей-Рюриковичей

drakonit.livejournal.com

значение для парней и девушек, история, описание, фото

Значение тату с украинским трезубцем

Одним из ярких изображений трезубца, является герб Украины. Существует два герба Украины, а именно малый и большой герб.

Малый герб Украины (официально утверждён) – представляет собой синий щит с золотым трезубцем (знак князя Владимира).

Большой герб Украины (существует в виде законопроекта) – стилистически показывается как изображение малого герба с двумя щитодержателями: справа казак в золотом мундире, с золотым мушкетом и саблей (герб Войска Запорожского), слева золотой лев с короной (герб Галицко-Волынского княжества). Над щитом изображён княжеский венец, под щитом – сине-золотая лента, переплетенная с красной калиной и пшеничными колосьями.

Изображение трезубца на славянских землях появилось задолго до Крещения Руси, однако, этот знак закрепился именно во времена Крещения.

Существует две теории исторического происхождения:

  1. Трезубец князя Владимира — фамильный знак Рюриковичей. По теории трезубец являлся изображением падающего на добычу сокола-Рарога (огненный дух, изображающийся в образе хищной птицы или дракона).
  2. Образ ворона на боевом знамени – являлся тотемным символом знатных викингов, во время походов. Среди используемых этот знак были и Рюриковичи.

Со временем трезубец начал переходить на изображение печати, а также стал использоваться в дипломатических и торговых отношениях, выступая в роли доверительной грамоты.

Тату c украинским трезубцем значит волю, свободу, «злагоду» и добро. Этот символ впитал в себя украинскую историческую традицию. Это, как бы, иллюстрированная история государства, та история, которую должен помнить каждый гражданин.

Татуировка с изображением трезубца Украины подходит как для мужчин, так и для женщин. Места для нанесения могут быть самыми разнообразными, в зависимости от эскиза тату. Мастера советуют наносить изображение в цветной форме, дабы передать всю сущность этого символа.

vsetattoo.com.ua

древний символ на службе государства

Изображения этого символа в Украине можно встретить повсеместно. Начиная с того, что главный трезубец Украины – это малый герб, утвержденный законодательно и конституционно Верховной Радой (1992). Он, наряду с гимном и флагом, является символом государственности и состоит из английского щита синего цвета с золотистой каймой и золотого символа. Большой герб Украины трезубец также включает, однако его изображение еще не утверждено окончательно. Оно существует пока лишь в качестве проекта.

История трезубца Украины

история трезубца украиныСам символ – один из древнейших, известных человечеству. Считается, что это – атрибут силы и власти. В античные времена он символизировал могущественного Посейдона. Именно с трезубцем до нас дошли многие известные изображения данного божества. В Индии – это оружие Шивы, многорукого бога. Зачастую Шива изображался с этим оружием в руках. В буддийской традиции – атрибут высшей власти.

В культуре древних славян - знак, символизирующий триединство мира: Явь, Навь, Правь. А в эпоху Киевской Руси – герб князя Владимира, считающегося одним из величайших правителей в мире, основоположника православной Руси. Тогда же символ становится и государственным знаком. Его повсеместно можно было увидеть на монетах и печатях.

Различные версии

Самая вероятная из теорий происхождения трезубца – изображение сокола, падающего на свою добычу. Это был и фамильный знак Рюриковичей, означающий независимость, свободу, силу.

Другие исследователи видят в нем условное изображение якоря, бывшего символом народов, проживающих возле Черного, а также Азовского морей. Тема Рюриковичей представляется наиболее актуальной. Подтверждение тому – находки археологов: изображения времен первых Рюриковичей, где видим того же сокола. Подобные символы видим и на некоторых английских монетах той эпохи (10 век). Еще одна версия – происхождение от хазарского двузубца. Например, печать Святослава, умершего в 972. На ней также был изображен двузубец.трезубец украины

Что означает трезубец Украины?

При образовании Украинской Народной Республики (1917) вопрос с флагом и его цветами был решен относительно быстро. А вот с гербом дело застопорилось. Предлагалось несколько вариантов. Желтый лев на голубом фоне. Лев и Архангел Михаил. Казак с мушкетом. Золотой одноглавый орел, и другие варианты. Грушевский, председатель Рады, отмечая, что страна не имела постоянного герба, выделил трезубец Украины, как основной проект. А с конца 1917, когда был утвержден образец первого кредитного билета, на нем находились отпечатки символа. Трезубец Украины в 1918 располагался и на военно-морском флаге (в верхней части). В том же году принимается решение о принятии герба Украинской Народной Республики, где центральное место также занимал данный символ. Он же установлен в качестве центральной части государственной печати УНР.что означает трезубец украины

В 1918 герб государства Украинского содержал в себе изображение трезубца в верхней части, над казаком с мушкетом.

Кстати, в Советской Украине прекратили использование данного символа, и он возрождается только с обретением государственной независимости в 1992.

Современные трактовки символа

Современный трезубец Украины – неотъемлемый символ независимости и государственности. Он также является символом боевого духа украинцев в борьбе против всевозможных оккупантов на протяжении многих веков. Нельзя забывать, что Украина во все времена (практически до последнего столетия) находилась под гнетом различных государств. И только лишь в последние десятилетия обрела, наконец, подлинный суверенитет.

Христианская трактовка символа

С появлением и распространением христианства трезубец приобретает более религиозное значение и ассоциируется с символом Святой Троицы, представляя единство Отца, Сына, Святого Духа. Такая трактовка наиболее актуальна у православных христиан и католиков, которые проживают на территории Украины. Для науки представляется сомнительной данная позиция. А смысл, вложенный в первоначальный древний символ – заимствованным. Что не умаляет достоинств самой православной и католической веры.

Зашифрованное слово

В период становления Украины как независимого государства важную роль играло придание уже существующим символам некоего нового, мистического смысла. Так произошло и с трезубцем в Украине. Некоторые стали считать, что в самом символе зашифровано слово «Воля», то есть – свобода (по-украински). Данная трактовка помогала осознавать себя причастным к определенной общенародной и национальной идее борьбы за светлое будущее украинского народа.герб украины трезубец

Как бы там ни было, трезубец был и остается магическим символом, одним из самых древнейших, своеобразным оберегом от злых сил для его носителя, своеобразным охранным амулетом, предназначенным оберегать человека, социум, страну в целом от посягательств на их свободу и независимость.

fb.ru

Украинский трезуб. История трезубца.: moyaukraine

Украинский трезуб. История трезубца. 

Знак трезубец (или Тридента, троесущности) известен в мире с ней памятных времен Его знают в Европе, Азии, Индии С трезубцем изображались Божества: греческий Посейдон, этрусский (а позже римский) Нептун, индийские III и ва и Вишну, скифский Тагимасад, славянские Перун и водяногоик.

В начале 1990-х годов среди историков велись дискуссии о правомерности использования трезубца как государственного герба Противники трезубца утверждали, что это был знак династии Рюрикович и в и никакого отнош ния ко всему украинскому народу он не Украинскому же добыли этот герб из глубины тысячелетий, вернув его из небытия, из беспамятства ли это? кем Таинством украинской души \"*"*4.

Древнейшие письменные упоминания о золотой трезубец и голубое платье царей Атланте иди находим в работе Платона \"Тимен\", которая была написана в 360-355 гг до н ч Легенда, описанная Платоном, по словам многих х историков разных времен, имеет вполне исторические особенности: ис метрических ее также называли и сам Платон, который обозначал жанр каждого своего произведения, будь то миф, или сказка, или историческая рабоаця.

Продолжение">

Со времени гибели Атлантиды прошло одиннадцать с половиной тысяч лет Предполагают, что не все потомки Посейдона погибли украинские земли никогда полностью не были затоплены морями и потопами, поэтому вполне м вероятно, что древнюю символику трезубца и желто-голубой краски наши предки вынесли из Атлантидыди.

О том, что трезубец является одним из древнейших знаков нашей земли, можно судить по наскальных рисунков, гончарных изделий, монет, украшений Так, на Подолье найдены наскальные рельефы с трезубцем, которые сделаны в в IV-III тыс. до н ч, в Ольвии - трезубцы первого тысячелетия до н ч, на монетах Босфорского царства чеканились трезубцы с V в до н ч и были унаследованы царскими скифами, считавших себя потомками а тлантив Тризубом был увенчан шлем урартского царя в VII в до н ч Известно также, что сарматы используемые тамги-трезубцы Там ги сохранились и до сих пор у крымских татар Знак, подобный трезубца, имеют также литовцыь також литовці.

По Княжеской эпохи трезубец начал приобретать современной графической формы, хотя существовало много различных вариантов рисунка в разных князей

На время, а именно: от Монг-татарского нашествия до казацких времен, трезубец исчез из активного употребления, витиснився христианскими крестами, иудейскими шестиугольными звездами и масонскими символами Фор РМИ крестов иногда у подножия имели завитки с двух сторон, которые поднимались вверх и вместе с крестом образовывали трезубец Было много изображений якорей, напоминающие трезубцы и входили в состав родовых гер лий гетманов Войска Запорожского, в частности Богдана Хмельницкого, Ивана Мазепы и иін.

На некоторых церквях сохранились еще кресты, по форме напоминающие трезубцы, т.е. у подножия имеют фигуру, похожую на омегу (при этом трезубец бы уменьшено в пропорции к кресту) Такой крест имеет ИИ Володи-м мирской собор, сочетание креста с трезубцем есть на макушке Золотых ворот в Киеве Хотя часто объясняют эти завитки как месяц и связывают этот символ с \"победой христианства над мусульманствомом".

Теперь остановимся на символическом значении трезубца, поскольку по этому поводу высказываются различные, порой даиеки от истины, мысли

Простейшие из них - это расшифровка трезубца как монограммы \"Владимир\", \"Василевс\" или \"воля\" 21 Признать эти утверждения означало бы отказаться от давности этого символа

Мы уже знаем, что трезубец имел различные формы вплоть до простейшей IV тыс. до н ч, которая отнюдь не была монограммой Вероятно, такой трезубец, напоминает упрощенно дерево с тремя ветвями вверх, - один из найдавн ных рунических знаков (кстати, такие трезубцы и двозубии были изображены на арийских печатях Могенджо-Даро в Индии) В славянской руници этот знак имел свою отрицательную пару - перевернутую ветвями вниз О бидва знаки, как плюс и минус, обозначали Белобога и Чернобоганобога.

Итак, главная идея трезубца - это число три сочетание трех основ бытия, тройственность (трехмерность) жизненного пространства Это связь трех сфер, такой же, как и в Дереве Жизни: миров Прави, Яви и На-ва Но существует еще раньше, индоарийская философское наполнение этого символолу.

Основой мироздания является полная уравновешенность всех энергий, т.е. Абсолют Нарушение этого равновесия пробуждает два противоположных полюса: положительный и отрицательный, мужское и женское, родительское и материнское начало Сочетание этих противоположных сил порождает третью, сыновнюю силу Следовательно, недопустимо на \"сыну\" ставить крест, как это иногда делают слишком \"набожные\" христиане Владимир Шаян дает такое значение трьо х идей Тризуба: \"1 Отец - Бог 2 Мать - Хорошо 3 Сын - Правда\" *Правда"*1.

Тризуб является выражением древнейших, архаичных культов многих народов Это прежде культ Великой Праматери-Родоначаль-нице, культ Огня (который является животворной силой), культ мудрого Змея (а в некоторых н народов - Дракона) Все эти символы находим в древней арийской мифологии Арии на своем пути из Поднепровья в Индию оставили многим народам этот животворный знак - трезубец В индийском приветствовать Джамму далеко в горах и сейчас существует Храм Великой Богини Матери Интересно, что размещен он в недрах трехглавой горы, которая называется чисто украинским словом Три угла Огромная бронзовая скульптура богини с поднятым трезубцем в правой руке всегда охраняется жерцями20 Благоговейное отношение индийцев к трезубца свидетельствует о том, что этот знак отнюдь не случаен Его давность не требует доказательств Показательно и то, что сами индейцы осознают, что этот знак не местного происхождения, а принесенный древними ариями в Индиии в Індію.

Тризуб является одним из найстародавнишнх украинских оберегов Об этом писал Владимир Сичинськпй: \"народный обычай не связывает эти знаки с христианскими эмблемами и христианской догматикой, только трактует я как талисман, который связан со старыми мифологическими понятиями \"** В глубинную же тайну Тризуба поистине проник украинский мыслитель Владимир Шаян, который считал, что именно с Тризубом украинских достигнут п еремогы Эта победа должна прийти через тройную самопожертвование: \"Жертва - это не самоуничтожение, как нам подсказывает ограничена эгоистическая мысль; жертва - это радостное победа над жизнью и смертью и поэтому с понадсв итньою уверенностью победы носили знак Тризуба вдохновленные индийские жрецы, победившие смерть еще при жизни Тройное самоотвержением и Жертва означает жертву Мысли, чувств и физической Энергии (Жизнь и Тела) в службе Перуну - Богу Космической Творчества Благословенна будь нация, избравшая своим символом Тризуб - Символ Тройной Жертвы и Тройной Власти Тризуб является той Космической Силой, уничтожает мира старые и создает новые и лучшие Тризуб - это высокий религиозный символ Великой Божественной тройственности, Вечного Источники Бытие и Существование \"28 Эта вдохновенный труд В Ша-яна написана 2 августа 1953 в день его рождения на чужбине, где он вынужден был жить, скрываясь от НКВД Вера в возвращение Тризуба никогда не оставляла этого великого украинского теософаїнського теософа.

Большинство символов возникло еще на заре истории человечества Символ - это идея, которая отражает глубинные знания наших Предков Именно древность этих знаний и является высшей ценностью для потомков Это то таинственный код, идущий прочитать, чтобы почувствовать себя наследниками великого и мудрого народа, чтобы выйти на путь правильного жизненноття.

источник 

Киевская Русь

История трезубца - фамильного знака князя Владимира, насчитывает свыше 1000 лет и уходит своими корнями еще в дохристианский период, когда Киевская Русь объединяла сложившиеся союзы славянских племен.

Печать Святослава Игоревича. Киев, до 972 г.

Первыми дошедшими до нас знаками-печатями явились родовые знаки Рюриковичей. Со временем знак, представляющий владельца, перешел на изображение печати, стал употребляться в дипломатической и торговой практике, выступая своего рода аналогом верительной грамоты. Древнейшей из таких печатей можно считать печать (на ней изображен двузубец) Святослава Игоревича (умер в 972 году).

Трезубец на сребренике Владимира Святославича.

На многих монетах, перстнях и пломбах Владимира Святославовича и его потомков изображался трезубец.

Существует несколько версий, объясняющих смысл знака, но ни одна из версий пока не получила точного научного подтверждения. Однако, видимо, наиболее верным следует считать предположение, что трезубец - символ сокола или другого тотема княжеского рода.

Св. Георгий на сребренике Ярослава Мудрого.

В XI веке возникает новая гербовая традиция, для которой характерно использование изображений святых, покровителей князей. Так, со времен Ярослава Мудрого покровителем Киевской Руси считался Георгий Победоносец, или Змееборец (драконоборец).

Архангел Михаил на печати Святополка Изяславича.

Средние века: между Польшей и Россией.

Герб Галицко-Волынской Руси - всадник, поражающий дракона, держит щит с изобра- жением льва. С печати Юрия Львовича. Нач. XIV в.

С распадом Киевской Руси и образованием большого числа самостоятельных княжеств начинается следующий этап в развитии государственной символики. На смену прежним родовым знакам приходят территориально-династические гербы. 

В гербе наследников Даниила Романовича Галицкого (1201- 1264 гг.), много сделавшего для восстановления единства Галицко-Волынской Руси, утвердилось изображение льва, взбирающегося на скалу. Свидетельство тому - печать 1316 года галицко-владимирских князей Андрея и Льва II. По мнению некоторых исследователей печать эта от Льва Данииловича, именем которого назвали построенный при его отце город Львов. Изображение Льва стало территориально-династическим знаком Галицко-Волынского княжества. Центр этого княжества находился во Львове. На печати другого сильного князя Юрия Львовича "короля Руси и князя Владимирского" изображен всадник (знаменосец - герб Волыни), поражающий дракона (драконоборец - герб Владимира-Волынского) со щитом, на котором "вздыбленый" лев (герб Галиции).

Герб Галиции. Прорисовка с печати Владимира Опольского. 1370-е гг.

Дальнейшее становление украинской символики приходится на XVI-XVII века - время консолидации украинских земель и освободительной войны против шляхетской Польши. В ходе ее в XVI веке образовался своеобразный политический центр со своей военной структурой - Запорожская Сечь.

Герб Львовского воеводства. XVI век.

"Летопись Григория Грабянки", автор которой - украинский "казацкий летописец" - рассказывает, что в 1575 году польский король Стефан Баторий в числе различных клейнодов - войсковых знаков отличия в казачьих войсках - прислал казакам особую печать в знак признания мужества казаков, проявленного, в частности, в сражениях с татарами. На этой печати был изображен казак с мушкетом, вошедший в историю под названием "рыцарь-казак с самопалом". Наиболее известная из древнейших печатей-клейнодов относится к 1595 году и принадлежит гетману Лободе. Начиная со времени Гаврила Крутневича (1603 года) казак на ней изображался идущим, в полупрофиль, с саблею на боку и с мушкетом. Этот символ в 1622 году в поэтических строках на смерть гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного впервые назван "гербом низового Войска Запорожского".

Печать-клейдон. 1595 г.

На гетманских печатях Богдана Хмельницкого - предводителя освободительной войны украинского народа в 1648-1654 годах - также изображался казак с мушкетом. На какое-то время символ становится отличительным знаком Украины. С 1758 года его именуют "национальным гербом". На изданных тогда картах Украины помещался именно "казак с мушкетом".

Символ войска Запорожского в нач. XVII века. Гравюра из книги "Верше".

Правда, в этот же период существовали и другие символы. Сохранились печати Киевского магистрата XVI века, на которых изображен арбалет или лук со стрелой.

После воссоединения Украины с Россией - под влиянием последней - украинская символика постепенно унифицируется. Исчезает казак с мушкетом. Официальным гербом Украины как части Российского государства вскоре становится двуглавый орел.

Печать войска Запорожского 1620-х годов.Но в этот период не вся Украина входила в состав России. Ее западная часть - Галиция и Закарпатье - в результате трех разделов Речи Посполитой оказалась в Австрийской империи, которая проводила политику онемечивания украинского населения. 

Созданная во Львове в мае 1848 года Головна руска рада провозгласила общегосударственным национальным гербом старинный герб Галицко-Волынской Руси - изображение золотого льва на голубом поле. Но этому символу не суждено было стать общеукраинским, из-за сохранившегося разделения украинских земель.

Печать киевского магистрата. Первая половина XVII века.

Самостоятельное государство. УНР.

После февральской революции в России, вопрос о цветах флага был решен довольно быстро. С гербом дело обстояло сложнее. В двух крупных массовых манифестациях, состоявшихся в марте 1917 года в Киеве, можно было видеть несколько гербов, которые участники шествий пытались представить в качестве символа Украины: желтый лев на голубом фоне, комбинированный герб со львом и архангелом, казак с мушкетом, золотой одноглавый орел на синем фоне и даже турецкий полумесяц со звездами и крестом над ним.

Проект герба, предложенный М. Грушевским.

В связи с этим председатель Центральной рады, крупнейший украинский историк М. С. Грушевский выступил 16 сентября 1917 года со специальной статьей в газете "Народная воля". Он отметил прежде всего, что постоянного герба Украина никогда не имела. К числу символов, способных выступить в этой роли, наиболее подходящими он выделял трезубец времен Киевской Руси, лук или арбалет, известный по киевским печатям XVII-XVIII века, и казака с мушкетом.

Малый герб УНР. Утвержден Малой радой 22 марта 1918 года.

В следующий раз этот же вопрос подняли после провозглашения Украинской народной республики (УНР). В ноябре 1917 года была создана геральдико-флаговая комиссия. В ходе работы выявились два подхода. Сторонники первого - исторического - настаивали на том, чтобы утвердить в качестве герба один из известных в прошлом символов. Представители второго направления считали, что новая государственная система должна выражаться и новым символом.

Большой герб УНР. Утвержден Малой радой 22 марта 1918 года.

М. С. Грушевский предложил компромиссное решение. По его замыслу в центре герба помещалось изображение золотого плуга на синем фоне, а вокруг располагались трезубец, лев, казак с мушкетом, арбалет, вооруженный всадник на коне. Венчать эти расположенные на гербовом щите символы должен был голубь с оливковой веткой в клюве - вестник национального согласия и покоя. С двух сторон герба должны были стоять "щитодержатели" - крестьянка и рабочий. Комиссия так и не пришла к окончательному выводу.

Большая государственная печать УНР.

Между тем в декабре 1917 года утверждается образец первого государственного кредитного билета. В его официальном описании сказано: "сетка передней части билета... состоит из волнистых линий; и в ней находятся белые отпечатки Владимирского знака". Так, де факто, изображение трезубца впервые вошло в официальные документы Украинской республики.

Проект среднего государственного герба, выполненный М. Битинским. 1920 год.

А 18 января 1918 года был принят проект военно-морского флага Украины, на синей полосе которого помещался золотого цвета трезубец с крестом, расположенным на верхней средней его части. Так трезубец, не будучи утвержден как государственный герб, вторично появился как официальный символ, что и решило все. После этого, 12 февраля 1918 года Совет Министров принял решение внести в Раду закон об утверждении государственным гербом Украины "принятого Морским флотом герба Владимира Великого (без креста)", И 1 марта того же года в городе Коростене Рада утвердила этот герб. (В Коростене, так как в Киеве была установлена Советская власть.)

Эскизы герба поручили выполнить президенту Украинской Академии искусств В. Кричевскому, который подготовил проекты большого и малого гербов УНР и соответствующих печатей. В обоих гербах вокруг трезубцев размещены оливковые ветви - символы национального согласия в самом государстве и мира с соседями. Проекты гербов и печатей утвердили 22 марта 1918 года.

В апреле 1918 года власть переходит в руки австро-германского ставленника - гетмана П. П. Скоропадского, который всячески демонстрирует стремление к возрождению старых казацких традиций. Этому как нельзя лучше отвечал казак с мушкетом. Но пришедшая к власти администрация не могла отказаться и от герба УНР. Поэтому на государственной печати оба символа были соединены. Над казаком с мушкетом размещается трезубец. Тогда же трезубец впервые стал атрибутом военной формы. Его изображают на голубой эмали кокарды.

После революционных событий осенью 1918 года в Австро-Венгрии и Германии и аннулирования Брестского договора на Украине укрепляется движение буржуазно-националистических партий, в результате которого устанавливается правление так называемой Директории, которая сохранила трезубец в качестве герба. Трезубец без креста остается на военно-морском флаге; в разных вариантах исполнения он занимает центральную часть кокард как в Приднепровской, так и в Западноукраинских армиях.

Советский период.

Герб Украинской Советской Социалистической Республики. 1949 г.

10 марта 1919 года третий Всеукраинский съезд Советов принял первую Конституцию УССР, и герб, на геральдическом щите которого в лучах восходящего солнца изображались серп и молот, а над ними аббревиатура "У.С.С.Р.". На красной ленте под щитом на украинском и русском языках помещался призыв: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Щит обрамлял венок из колосьев пшеницы. В 1949 году над гербовым щитом появляются изображение пятиконечной красной звезды и надпись на срединной части ленты: "Украiнська РСР". Такое уточнение потребовалось, видимо, потому, что герб мало чем отличался от гербов других союзных республик.

Современный период.

Малый герб Украины

Малый герб Украины представляет собой синий щит с золотистым знаком княжества Владимира (трезубец).

С самых далеких времен трезубец почитается как магический знак, своего рода оберег. Его изображение археологи встречали во многих памятках культуры, датированных первыми столетьями нашей эры. Первое упоминание в летописях о таких знаках принадлежит Х веку. 

Во времена Киевской Руси трезубец становится великокняжеским знаком. Послы киевского князя Игоря (912-945 гг.) при составлении договора с византийцами имели свои печати с трезубцами. Киевский князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) чеканил трезубец на монетах, где с одной стороны изображался портрет правителя, а с другой - трезубец.

Дата принятия: 19.02.1992 г.

Большой герб Украины

Источники:1. "Наука и жизнь", №5, 1994 г.;2. М.Грушевский "Иллюстрированная история Украины", Киев, 19973. Официальное Интернет-представительство Президента Украины

от куда взяла

moyaukraine.livejournal.com