Что такое турбокомпрессор. Турбина что это такое в машине


Турбонаддув. Предназначение и принцип работы турбины

Всем известно, что повысить мощность мотора можно несколькими способами. Среди распространенных – американский; основное правило, которого гласит: «Объему нет альтернативы». Однако альтернативы, хоть и сложные, все же есть. К примеру, увеличить частоту вращения коленвала. Правда на высоких скоростях вращения, поршни начинают догонять клапаны, это не критично и «лечится» заменой пружин, имеющих большую жесткость. Но и в этом случае «всплывают какие-то нюансы, к примеру, маленькая тяга и такой же момент на «низах». Время идет, а с ним развивается научно-технический прогрес, который собственно, и породил такую чудо-систему, как VTEC.

Есть еще один, пожалуй, самый эффективный вариант, к примеру, увеличить подачу рабочей смеси, которая поступает в цилиндры. В этом случае тоже не обошлось без «подводных камней», поскольку мощность теперь будет ограничена прочностью мотора. Короче говоря, как не крути любая доработка и усовершенствование, непременно тянет за собой целый ряд проблем – в этом случае это октановое число (для двигателей работающих на бензине), а также требовательность к надувным агрегатам, к качеству обслуживания.

Есть лишь две схемы увеличения количества топливно-воздушной смеси, которая попадает в цилиндры автомобильных двигателей – турбонаддувная и компрессорная.

Что такое компрессор – это агрегат, необходимый для сжатия топливной смеси, который имеет привод от коленвала мотора. Неплохой способ, многие компании уже давно применяют его и получают при этом очень хорошие результаты и характеристики моторов. Речь идет о таких брендах, как Toyota, Mercedes. Последний, до сих пор применяет этот прием, Toyota же почти полностью перешла на турбонаддув.

Когда речь заходит про дизеля, то почти все моторы, мощностью более 80 КВт, оснащаются турбинами. Многочисленные преимущества двигателей с турбокомпрессорами более чем очевидны:

1. прекрасное соотношение вес/мощность;

2. адаптивная кривая крутящего момента, которая меняется к специфике условий эксплуатации;

3. лучшее сгорание топливной смеси;

4. сокращение количества токсичных выхлопов;

5. более стабильная работа, а также уменьшение шума от выхлопа (за счет турбины, которая работает еще и как глушитель).

По мощности дизельные моторы не идут ни в какое сравнение с бензиновыми собратьями, именно по этой причине все дизельные легковушки, как правило, оснащены турбонаддувом. К примеру, YD25DDTi компании Nissan – объем 2,5 л, с мощностью на уровне «нехилых» бензиновых моторов (174 л. с.), а крутящий момент на «низах» и вовсе, можно сказать, визитная карточка дизелей.

Мотор Nissan YD25DDTi

Турбина — это по сути, две крыльчатки, которые имеют одну ось (одна для впуска, одна для выпуска). После запуска мотора, крыльчатка начинает вращаться под воздействием потока выхлопных газов. Также вращается и впускная крыльчатка, которая создает избыточное давление.

Теория гласит: «Чем выше будут обороты мотора, тем объемнее и быстрее будет поток выхлопных газов». Следовательно, давление наддува также будет пропорционально увеличиваться – замкнутый круг, короче говоря. Такая схема способна пустить мотор «вразнос». Для того чтобы не допустить этого, был создан (перепускной) байпасный клапан, при помощи которого происходит стравливание избыточного давления. Производитель производит расчет оптимальной величины, до которой можно «раздувать» двигатель, для сохранения рабочего ресурса и обеспечения максимальной работоспособности.

Однако не все так просто как кажется. На малых оборотах создается небольшое давление выхлопных газов, а турбина в свою очередь — вещь довольно тяжелая, а для раскрутки крыльчаток необходимо какое-то время. Более того, степень сжатия в сравнение с атмосферными двигателями, снижена. Что мы получаем в итоге? Мы получаем провал мощности на малых оборотах, его еще называют «турбояма». При высоких оборотах, происходит примерно обратное, когда турбина достаточно раскрутилась, можно почувствовать ощутимый рывок, или «турбоподхват», как его еще называют. Отсюда новая проблема – обе крыльчатки нагреваются, и на впуск подается горячий воздух, в то время как двигателю для хорошей работы нужен холодный. Учитывая это, было создано специальное охлаждение потока поступаемого воздуха, при помощи интеркулера – это своего рода промежуточный охладитель. Перед попаданием в цилиндры, воздух проходит через интеркулер.

Турбояма для обычных авто довольно вредное явление. Рваный городской режим позволяет в полной мере ощутить недостаток мощности на «низах». Опытным спортсменам это не грозит, поскольку они в любом случае поддерживают обороты не ниже максимального момента. В силу этого, машины, претендующие на экстрим и спорт, оснащены лишь одной турбиной высокой производительности, позволяющей поднять мощность по максимуму. Что до рядовых моделей, к ним применяют всяческие ухищрения. К примеру, устанавливают турбины небольшого диаметра, с меньшей инерционностью, а для того, чтобы не терять мощность, используют сразу несколько таких наддувов.

 

sanekua.ru

Объясните мне (девушке! ) доступными словами, что такое турбина в машине и для чего она нужна

Настя, что такое турбина тут уже достаточно подробно описали, а теперь попробуем разобраться нужна ли она Вам ) Скажите, как часто Вы разгоняетесь, утопив педаль в пол? Не часто? Так вот, это значит, что Вы даже имеющуюся в вашем распоряжении мощность в полном объеме не используете. Тогда внимание вопрос - нафига Вам дополнительная мощность?

то, что помогает нагнетать воздух в камеры сгорания, для увеличения мощьности и экологичности ну и ещё по мелочи.

Турбина (турбокомпрессор) ---приспособление для увеличения мощности мотора.

Вещь хорошая. Особенно на Х6 5.0, турбобензин

Вентилятор, нагнетающий воздух под давлением!

Тоже самое, что фен для сушки волос, только металлический.

Увеличивает рабочий заряд в цилиндрах, следовательно мощность двигателя поднимается.

для того что бы подумать себя пилотом)))

Чтобы под давлением "загнать" больше смеси бензина с воздухом в цилиндры - увеличить мощность

нужна для повышения мощности при высоких оборотах двигателя .работает как вентилятор за счёт выхлопных газов. грубо говоря два вентилятора на одном валу один крутится за счёт газов из двигателя и раскручивает вал и второй вентилятор который нагнетает воздух в двигатель. больше воздуха значит больше кислорода значит больше сгорит топлива и соответственно выше мощность двигателя.

Для того же что и в самолете - летать!

touch.otvet.mail.ru

Что такое турбокомпрессор — YourcmcWiki

Внимание: Статья написана довольно простым языком и не очень качественна.

Что же такое Турбина/турбокомпрессор?

Когда люди говорят о гоночных машинах или мощных спортивных авто, рано или поздо всплывает тема турбин (турбокомпрессоры также устанавливают на больших дизельных моторах). Турбина может существенно увеличить мощность двигателя без значительного увеличения его размеров/веса, что является основным преимуществом которое сделало турбины столь популярными.

В данной главе вы узнаете о том как турбокомпрессор увеличивает отдачу двигателя, работая в экстремальных условиях. Также вы узнаете как вестгейты, керамические крыльчатки турбин и шарикоподшипники помогают турбокомпрессорам выполнять свою работу еще лучше. Турбокомпрессоры - тип усиленной впускной системы. Они сжимают воздух во впускном тракте. Преимущество сжатия воздуха в том что двигатель получает возможность «запихнуть» в камеру сгорания больший объем воздуха, а большему кол-ву воздуха нужен больший объем топлива. Таким образом мы получаем больше мощности от каждого взрыва в каждом циллиндре. Турбированный двигатель производит больше мощности по сравнению с таким же НЕ турбированным двигателем. Турбина может значительно улучшить соотношение мощность/вес для вашего двигателя.

Для раскрутки/буста турбина использует поток выхлопных газов которые вращают крыльчатку турбины, которая в свою очередь соединена(находится на том же валу) с крыльчаткой аэро компрессора. Скорость вращения турбины может достигать 150000 об./мин что почти в 30 раз быстрее скорости вращения самого двигателя. Естественно что при таких условиях работы, температура турбины тоже очень высока.

Основы

Одним из верных способов увеличения мощности двигателя является увеличение объема газо-бензиновой смеси которое он может сжечь. Этого можно достичь увеличив кол-во циллиндров, или сделать имеющиеся циллиндры больше. Иногда подобные изменения могут не дать должного эффекта, в отличие от турбины, которая является более простым, компактным решением для увеличения мощности, особенно если речь идет о производителях тюнинговых решений.

Турбины позволяют двигателю сжигать большее кол-во газо-топливной смеси путем большего нагнетания ее в имеющуюся камеру сгорания. По сравнению с обычным двигателем, турбина может нагнетать до 50% больше газотопливной смеси в камеру сгорания. Установкой турбины можно достичь 40-го % прироста мощности двигателя. Справедливо ожидать 50-ти процентного прироста мощности, но все не так замечательно, и вот почему. Установка турбины накладывает определенные ограничения на выпускную систему, тк выхлопные газы проходят через крыльчатку турбины, тем самым увеличивается сопростивление потоку выхлопных газов, что в свою очередь отнимает часть КПД от взрывов в циллиндрах которые происходят одновременно.

Турбокомпрессор и двигатель

Турбокомпрессор устанавливается на выпускном коллекторе. Выхлопные газы раскручивают крыльчатку турбины которая работает по принципу газотурбинных двигателей. Вал турбины соединен с валом воздушного компрессора который схематически находится между воздушным фильтром и впускным коллектором. Компрессор нагнетает воздух в камеру сгорания двигателя.

Поток выхлопных газов проходящих сквозь крыльчатку турбины, разгоняет ее. Чем больше давление выхлопных газов оказываемое на крыльчатку турбины, тем быстрее она раскручивается.

На другом конце вала турбины установлен воздушный компрессор который нагнетает воздух в камеру сгорания. Компрессор работает по принципу центрифуги — он раскручивает воздух от центра к краям крыльчатки по ходу вращения.

Т.к. вал турбины раскручивается до огромных скоростей (150тыс об./мин.), необходимо обеспечить его надежную поддержку/закрепление. Большая часть подшипников взорвалась бы на таких скоростях, по этому в большей части турбокомпрессоров используется жидкий подшипник (маслянный клин). Данный тип подшипника поддерживает вал на тонком слое масла которое подается под давлением вокруг него (между валом и стенкой подшипника).

Это делается по 2-м причинам:

  • Масло охлаждает вал и прилегающие части турбокомпрессора.
  • Этот метод позволяет избежать большой силы трения между валом и стенками подшипника турбокомпрессора.

Конструкция турбокомпрессора

Одной из главных проблем, связанных с использованием турбокомпрессоров является то, что они не могут моментально обеспечить рабочее давление наддува (буст, boost), когда вы нажимаете на педаль акселератора. Проходит определенное время до того, как турбина разгонится и "выйдет на буст". Это явление называется лаг (задержка, lag), то есть мы ощущаем лаг когда давим на педаль акселератора, затем спустя определенное время (лаг) машина выстреливает вперед.

Для уменьшения турболага необходимо уменьшить силу инерции вращающихся частей, главным образом путем уменьшения их веса. Это позволит турбине и компрессору разгоняться быстрее, и раньше опеспечивать рабочее давление наддува. Одним из верных способов уменьшения силы инерции турбины и компрессора является уменьшение размера самого турбокомпрессора. Небольшой турбокомпрессор обеспечит рабочее давление наддува на низких оборотах двигателя значительно быстрее, но не сможет обеспечить нормальное давление наддува на высоких оборотах, когда двигателю необходим значительно больший объем воздуха. Также для небольших турбокомпрессоров существует опасность слишком быстрого вращения на высоких оборотах двигателя, когда слишком большой объем выхлопных газов проходит сквозь турбину.

Большие турбокомпрессоры могут обеспечить достаточное давление наддува на высоких оборотах двигателя, но им присущь больший турбо лаг тк их турбина и компрессор имеют больший вес и как следствие разгоняются дольше. К счастью, есть несколько способов побороть эту проблему. У большинства автомобильных турбокомпрессоров есть вестгейт, который позволяет использовать небольшие турбокомпрессоры для уменьшения лага, а также предотвращает их слишком быстрое вращение на высоких оборотах двигателя. Вестгейт (перепускной клапан, wastegate) — это клапан который позволяет проходить потоку выхлопных газов в обход крыльчатки турбины. Вестгейт распознает давление наддува. Если давление слишком высоко это может означать что турбина вращается слишком быстро, в этом случае вестгейт отводит(открывает клапан) часть потока выхлопных газов от крыльчатки турбины, что позволяет снизить скорость вращения турбины.

В строении некоторых турбокомпрессоров вместо жидких подшипников (масляного клина) используются шарикоподшипники. Но это не обычные подшипники — это супер точные подшипники созданные с использованием передовых технологий/материалов призванных допустить их использование на таких скоростях и температурах присущих турбокомпрессорам. Такие подшипники позволяют валу турбины вращаться с меньшим трением, чем в обычных жидких подшипниках. Также шарикоподшипники позволяют использовать меньший и более легкий основной вал, что тоже положительно сказывается скорости раскручивания вала, и уменьшении турбо лага.

Керамическая крыльчатка легче стальной, используемой в большинстве турбокомпрессоров. Это тоже позволяет турбине раскручиваться быстрее, что в свою очередь помогает уменьшить турбо лаг.

Компоненты турбокомпрессора

В строении некоторых турбосистем используются два турбокомпрессора. Меньший турбокомпрессор раскручивается до рабочего давления наддува значительно быстрее, уменьшает лаг, пока больший турбокомпрессор раскручивается и срабатывает на высоких оборотах обеспечивая большее давление наддува.

Когда воздух сжимается — он подогревается и расширяется. Собственно часть от общего увеличения давления турбокомпрессором — результат нагрева воздуха до его попадания в камеру сгорания. Для того чтобы увеличить мощность двигателя необходимо «впихнуть» в камеру сгорания как можно больше молекул воздуха, а не просто воздух под большим давлением.

Интеркулер способствует увеличению мощности двигателя путем охлаждения сжатого воздуха который поступает из компрессора, перед его попаданием в камеру сгорания. Это означает что турбокомпрессор способен обеспечить определенное давление наддува, а та же система с интеркулером способна обеспечить то же давление наддува, но уже охлажденного сжатого воздуха(в котором больше молекул чем в НЕ охлажденном воздухе).

Порог наддува (Boost threshold) — минимальные обороты двигателя при которых создается положительное давление наддува во впускном коллекторе, при максимальной нагрузке на двигатель.

Турболаг — время между «тапкавпол» и моментом, когда турбокомпрессор опеспечивает рабочее давление наддува.

Какая турбина САМАЯ лучшая?

Нет лучшей турбины. Как правило все тюнинговые турбины делятся на несколько классов:

  • Турбины позволяющие немного увеличить мощность двигателя.
  • Турбины позволяющие значительно увеличить мощность двигателя.
  • Быстро раскручивающиеся турбины.

Что необходимо заменить для установки тюнинговой турбины? Как правило, для установки тюнинговой турбины необходимо заменить топливный насос, форсунки, и программу управления двигателем.(отсебятина: и, как мне кажется — выхлопную систему)

Существует ли какой-нить метод доработки турбины, который не потребует других доработок?

Существует. К стоковой турбине можно применить процедуру port&polish(шлифовка и полировка внутренней поверхности улиток турбокомпрессора). Также на короткое время можно установить бустконтроллер, но по большому счет установка бустконтроллера - глупая затея.

Какая турбина лучше всего подходит для небольшого увеличения мощности двигателя? Наиболее широко применяемые турбины для этих целей: VF30/VF34 и 16G.

Какая турбина лучшая в классе «быстрораскручивающихся» турбин? Наиболее широко применяемые турбины для этих целей: стоковые турбины с отшлифованными и полированными внутренними поверхностями улиток.

Выбираем турбину

Для того чтобы сделать правильный выбор, сначала необходимо определить какой именно ТИП турбин больше всего подходит для ваших нужд. По этому мы обсудим самые распространенные типы турбин. Собственно, здесь представлена базовая информация, не стоит использовать ее как ОСНОВНОЙ источник информации для выбора турбины, т.к. существует еще куча факторов влияющих на подобный выбор. Для более верного выбора проконсультируйтесь с продавцом турбин, или мастерами тюнинга (в таких конторах как Плеяда, или Альпина).

Обычная турбина

Обычная турбина - в сущности насос, который «запихивает» воздух под давлением во впускную систему двигателя, в результате наддув сжатого воздуха поздоляет увеличить мощность двигателя, к чему, как правило мы и стремимся. Но не стоит забывать что больше мощности даст больше тепла, и внутренние компоненты двигателя должны соответствовать уровню тюнинга. Замена стоковой турбины на большую — самый простой, быстрый, дешевый и правильный метод. Обычно для подобных замен на турбовых версиях субар используют следующие турбины: VF-30/34/22 и 16/18/20G. Подобный тюнинг еще называют Bolt-on.

Твинскрольная турбина

Твинскролловая турбина может быть установлена только с равнодлинным выпускным коллектором. Это обусловлено внутренним устройством данной турбины, а также требованием чтобы давление потока выхлопных газов на крыльчатку турбины было всегда одинаковым, что позволит твинскролловой турбине раскручиваться быстрее по сравнению с обычной турбиной такого же размера. Данное требование(установка равнодлинного выпускного коллектора) является обязательным к исполнению, не позволяйте сбить вас столку недобросовестной рекламой твинскролловых турбин. Если сравнить твинскролловую турбину в характеристике которой указано 500 CFM(Кубических футов в минуту — это характеристика воздушного потока прогоняемого в единиху времени конкретным воздушным компрессором), и обычную турбину в характеристике которой указаны те же 500CFM, твинскролловая турбина раньше обеспечит рабочее давление наддува. Ну и собственно если вы выбрали 2-е подходящие по размерам турбины, одна из которых твинскролловая, другая обычная — твинскролл будет лучшим выбором если вы готовы смириться со значительными затратами на выхлопную систему, и предпочитаете турбину которая раскручивается быстрее обычной.

В отличие от установки обычной более производительной/большей турбины - твинскролл требует больше затрат. В основном из-за необходимости использования равнодлинного выпускного коллектора, ап-пайпа другой конструкции, и возможно другого картера(тк в равнодлинном коллекторе трубы идущие от правой половины двигателя - длиннее, и если оставить стандартный картер - коллектор просто не встанет) и маслоуловителя. Куирт Крафорд из «Crawford Performance» недавно провел эксперимент, на Легасе с твинскролловой турбиной GT32. Он заменил равнодлинный коллектор на обычный, а также доработанный ап-пайп на стоковый, и замерил результаты. По ошушениям и на основе полученных результатов он обнаружил ухудшение отклика турбины на 750 об/мин, то есть увеличился лаг. Это должно послужить уроком для всех, кто считает, что установка твинскролловой турбины возможна и без лишних затрат на выпускную систему.

Еще одной важной особенностью установки твинскролловых турбин (и, соответственно, равнодлинного коллектора) является изменение звука выхлопа. Равнодлинный коллектор сильно меняет звук выхлопа, убирая столь популярное урчание оппозитного двигателя. Для яростных поклонников родного звука субаровского мотора — только это может сыграть не в пользу установки твинскролла.

Источник

yourcmc.ru