|
|
По словам начальника Главного автобронетанкового управления министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенанта А. Шевченко, доля АМН в общем количестве военной автомобильной техники вооруженных сил равна 91,5%. Второе место по численности занимают военные гусеничные машины с 7,4%. Специальные колесные тягачи и подобная им техника замыкает список с 1,1 процента. Нетрудно подсчитать примерное количество машин того или иного класса, если учесть общую численность военной автомобильной техники – около 410,2 тысяч единиц. Стоит отметить, парк автомобильной техники переживает не самые лучшие времена. Количество старой техники пока что очень велико и ей требуется замена. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но их пока нельзя признать достаточными. Чтобы понять имеющиеся тенденции, рассмотрим информацию, опубликованную в февральском выпуске журнала «Грузовик Пресс». В нем приведены интересные данные по состоянию парка ВАТ в 2005 и 2012 году. В 2005 году в вооруженных силах имелась военная автомобильная техника 41 базовой модели и 60 модификаций общим числом в 410,8 тыс. единиц. 71% этой техники был оснащен бензиновыми двигателями. Таким образом, грузовики и тягачи с дизельными моторами составляли меньшинство. Такое соотношение типов двигателей может быть предметом многих споров. Другой же факт относительно состояния ВАТ в 2005 году выглядит однозначно и малоприятно. Примерно 80% техники имело возраст более 12 лет, т.е. было произведено не позже первой половины девяностых годов прошлого века. Оставшиеся 20 процентов распределились следующим образом. Большая часть (13%) приходилось на технику возрастом от 6 до 12 лет, а оставшиеся семь процентов – на новые машины, не старше шести лет. ЗиЛ-157 ЗиЛ-131 Урал ГАЗ-66 КАМАЗ МТ-ЛБ Также можно рассмотреть долю техники того или иного модельного ряда. В 2005 году несомненными лидерами в этом аспекте были автомобили Завода имени Лихачева. На долю грузовиков ЗиЛ-157, ЗиЛ-131 и т.д. приходилась треть от общего числа ВАТ в войсках. Второе и третье место по количеству с небольшим разрывом занимали «Уралы» (13%) и ГАЗы (12%). Далее шли грузовики КамАЗ с 10 процентами, а пятое место разделили между собой ульяновские (УАЗ) и кременчугские (КрАЗ) автомобили с долей по шесть процентов. Наконец, около четырех процентов ВАТ представляло собой гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Оставшиеся 16% были разнородным парком машин, произведенных на различных заводах: Минском колесных тягачей, брянском и т.д. Стоит отметить, указанные цифры касаются лишь общей численности машин. В имеющихся открытых источниках нигде не упоминается количество ВАТ, находящейся на хранении или в эксплуатации. Подобная информация могла бы сделать имеющуюся картину гораздо более подробной, но министерство обороны не спешит ее раскрывать. Также можно обратить внимание на годы выпуска техники и ее долю. Нетрудно догадаться, что в число тех 80-ти процентов автомобилей, которые в 2005 году были старше 12 лет, входит немало техники, сделанной еще до распада Советского Союза. Кроме того, к этой же группе относится некоторое количество машин, собранных в первые годы независимости. Наименьшее же число имевшихся в 2005-м автомобилей было произведено с 1999 по 2005 годы, т.е. в период после дефолта 1998-го. Точных данных такого рода нет, но есть основание полагать, что в первые несколько лет указанного периода темпы производства были гораздо ниже, чем потом. С тех пор, о которых говорит представленная статистика, прошло почти восемь лет. В течение этого периода финансирование вооруженных сил постоянно увеличивалось. На полученные из бюджета деньги военное ведомство ремонтировало старую технику и приобретало новую, в том числе и военную автомобильную. Благодаря этому ситуация с парком ВАТ начала понемногу меняться, но, тем не менее, в настоящее время она по-прежнему не удовлетворяет нуждам. До требуемых 75-80 процентов еще далеко. По данным того же журнала «Грузовик Пресс», доля старой техники, чей возраст перевалил за 12 лет, к 2012 году уменьшилась до 57%. Автомобилей, тягачей и т.п., попавших в категорию от 6 до 12 лет, стало немного больше – 14 процентов. Что касается новой техники не старше шести лет, то ее количество возросло в четыре с лишним раза. По состоянию на конец прошлого 2012 года в эту категорию попадает 29% военной автомобильной техники. Это в два раза меньше, чем требуется текущей Госпрограммой перевооружения, но до 2020 года еще пока далеко и для обновления есть время. Общая численность ВАТ, согласно некоторым данным, почти не сократилась, а разница заключается всего в нескольких сотнях машин, на которые при имеющихся масштабах цифр можно попросту не обращать внимание. К сожалению, конкретные цифры по составу техники, подобные данным по состоянию парка ВАТ в 2005 году, отсутствуют. Тем не менее, известны несколько подробностей. Так, общее соотношение техники с дизельными и бензиновыми двигателями почти не поменялось. Автомобили с бензиновыми моторами по-прежнему в большинстве и их количество вдвое превышает численность дизельных «собратьев». Кроме того, доля грузовиков марки ЗиЛ за семь лет снизилась с 33 до 6 процентов. Причины этого – списание устаревших автомобилей, а также отсутствие массовых закупок новых. Сокращение количества автомобилей Завода им. Лихачева при сохранении общей численности автопарка прямо говорит о том, что на место списанных грузовиков пришли другие. Судя по имеющимся данным, потерянные машинами ЗиЛ 23 процента были восполнены техникой КамАЗ и «Урал». Необходимо отметить, что приведенные цифры относятся только к современному состоянию ВАТ в российских вооруженных силах. В ходе провальных девяностых и неоднозначных двухтысячных годов отечественная автомобильная промышленность находилась в сложном положении и поэтому не могла полноценно заниматься развитием автомобильной техники для армии. В настоящее время вооруженные силы нуждаются сразу в нескольких автомобилях различного назначения, при этом созданных на единой базе. Сейчас эту тематику прорабатывают несколько автозаводов и уже неоднократно демонстрировались прототипы новых машин. К 2015 году армия должна получить первые серийные образцы новых автомобилей. Как после этого изменится количественный и качественный состав парка ВАТ? Узнаем через семь лет, в 2020 году. КАМАЗ-63968 Тайфун-К Урал-63099 Тайфун-У По материалам:http://vpk-news.ru/http://bmpd.livejournal.com/Привалов А. Победитель будет один // Грузовик Пресс. 2013 №2(112). С.52. Автор: Рябов Кирилл topwar.ru На протяжении последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими мобильность войск, являются железные дороги и автомобильный транспорт. При этом в силу некоторых объективных причин второму уделяется гораздо большее внимание. В любой воинской части, вне зависимости от ее принадлежности к тому или иному роду войск, имеется некоторое количество автомобилей различных классов. Так называемая военная автомобильная техника (ВАТ), в том числе и автомобили многоцелевого назначения (АМН), способна выполнять самые разные задачи транспортного характера и поэтому является самым массовым классом машин в вооруженных силах. По словам начальника Главного автобронетанкового управления министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенанта А. Шевченко, доля АМН в общем количестве военной автомобильной техники вооруженных сил равна 91,5%. Второе место по численности занимают военные гусеничные машины с 7,4%. Специальные колесные тягачи и подобная им техника замыкает список с 1,1%. Нетрудно подсчитать примерное количество машин того или иного класса, если учесть общую численность военной автомобильной техники – около 410,2 тысяч единиц. ЗиЛ-157 ЗиЛ-131 Стоит отметить, парк автомобильной техники переживает не самые лучшие времена. Количество старой техники пока что очень велико и ей требуется замена. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но их пока нельзя признать достаточными. Чтобы понять имеющиеся тенденции, рассмотрим информацию, опубликованную в февральском выпуске журнала «Грузовик Пресс». В нем приведены интересные данные по состоянию парка ВАТ в 2005 и 2012 году. В 2005 году в вооруженных силах имелась военная автомобильная техника 41 базовой модели и 60 модификаций общим числом в 410,8 тыс. единиц. 71% этой техники был оснащен бензиновыми двигателями. Таким образом, грузовики и тягачи с дизельными моторами составляли меньшинство. Такое соотношение типов двигателей может быть предметом многих споров. Другой же факт относительно состояния ВАТ в 2005 году выглядит однозначно и малоприятно. Примерно 80% техники имело возраст более 12 лет, т.е. было произведено не позже первой половины девяностых годов прошлого века. Оставшиеся 20% распределились следующим образом. Большая часть (13%) приходилось на технику возрастом от 6 до 12 лет, а оставшиеся семь процентов – на новые машины, не старше шести лет. Урал ГАЗ-66 Также можно рассмотреть долю техники того или иного модельного ряда. В 2005 году несомненными лидерами в этом аспекте были автомобили Завода имени Лихачева. На долю грузовиков ЗиЛ-157, ЗиЛ-131 и т.д. приходилась треть от общего числа ВАТ в войсках. Второе и третье место по количеству с небольшим разрывом занимали «Уралы» (13%) и ГАЗы (12%). Далее шли грузовики КамАЗ с 10 процентами, а пятое место разделили между собой ульяновские (УАЗ) и кременчугские (КрАЗ) автомобили с долей по 6%. Наконец, около 4% ВАТ представляло собой гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Оставшиеся 16% были разнородным парком машин, произведенных на различных заводах: Минском колесных тягачей, Брянском и т.д. Стоит отметить, указанные цифры касаются лишь общей численности машин. В имеющихся открытых источниках нигде не упоминается количество ВАТ, находящейся на хранении или в эксплуатации. Подобная информация могла бы сделать имеющуюся картину гораздо более подробной, но министерство обороны не спешит ее раскрывать. Также можно обратить внимание на годы выпуска техники и ее долю. Нетрудно догадаться, что в число тех 80-ти процентов автомобилей, которые в 2005 году были старше 12 лет, входит немало техники, сделанной еще до распада Советского Союза. Кроме того, к этой же группе относится некоторое количество машин, собранных в первые годы независимости. Наименьшее же число имевшихся в 2005-м автомобилей было произведено с 1999 по 2005 годы, т.е. в период после дефолта 1998-го. Точных данных такого рода нет, но есть основание полагать, что в первые несколько лет указанного периода темпы производства были гораздо ниже, чем потом. КАМАЗ МТ-ЛБ С тех пор, о которых говорит представленная статистика, прошло почти 8 лет. В течение этого периода финансирование вооруженных сил постоянно увеличивалось. На полученные из бюджета деньги военное ведомство ремонтировало старую технику и приобретало новую, в том числе и военную автомобильную. Благодаря этому ситуация с парком ВАТ начала понемногу меняться, но, тем не менее, в настоящее время она по-прежнему не удовлетворяет нуждам. До требуемых 75-80% еще далеко. По данным того же журнала «Грузовик Пресс», доля старой техники, чей возраст перевалил за 12 лет, к 2012 году уменьшилась до 57%. Автомобилей, тягачей и т.п., попавших в категорию от 6 до 12 лет, стало немного больше – 14%. Что касается новой техники не старше шести лет, то ее количество возросло в четыре с лишним раза. По состоянию на конец прошлого 2012 года в эту категорию попадает 29% военной автомобильной техники. Это в два раза меньше, чем требуется текущей Госпрограммой перевооружения, но до 2020 года еще пока далеко и для обновления есть время. Общая численность ВАТ, согласно некоторым данным, почти не сократилась, а разница заключается всего в нескольких сотнях машин, на которые при имеющихся масштабах цифр можно попросту не обращать внимание. К сожалению, конкретные цифры по составу техники, подобные данным по состоянию парка ВАТ в 2005 году, отсутствуют. Тем не менее, известны несколько подробностей. Так, общее соотношение техники с дизельными и бензиновыми двигателями почти не поменялось. Автомобили с бензиновыми моторами по-прежнему в большинстве и их количество вдвое превышает численность дизельных «собратьев». Кроме того, доля грузовиков марки ЗиЛ за семь лет снизилась с 33 до 6 процентов. Причины этого – списание устаревших автомобилей, а также отсутствие массовых закупок новых. Сокращение количества автомобилей Завода им. Лихачева при сохранении общей численности автопарка прямо говорит о том, что на место списанных грузовиков пришли другие. Судя по имеющимся данным, потерянные машинами ЗиЛ 23% были восполнены техникой КамАЗ и «Урал». КАМАЗ-63968 «Тайфун-К» Урал-63099 «Тайфун-У» Необходимо отметить, что приведенные цифры относятся только к современному состоянию ВАТ в российских вооруженных силах. В ходе провальных девяностых и неоднозначных двухтысячных годов отечественная автомобильная промышленность находилась в сложном положении и поэтому не могла полноценно заниматься развитием автомобильной техники для армии. В настоящее время вооруженные силы нуждаются сразу в нескольких автомобилях различного назначения, при этом созданных на единой базе. Сейчас эту тематику прорабатывают несколько автозаводов и уже неоднократно демонстрировались прототипы новых машин. К 2015 году армия должна получить первые серийные образцы новых автомобилей. Как после этого изменится количественный и качественный состав парка ВАТ? Узнаем через семь лет, в 2020 году. /Кирилл Рябов, topwar.ru/ army-news.ru Предложения российских автозаводов для Вооруженных Сил М. Шелепенков, фото автора Не секрет, что в Советском Союзе для многих отечественных автозаводов заказы от Министерства обороны (МО) были определяющими чуть ли не для всей продукции. Уникальность заключалась в ее двойном назначении, она могла применяться и в армии, и в народном хозяйстве, при этом армейские требования к технике были главенствующими. Сегодня ситуация другая, и МО уже не основной заказчик техники, но вместе с этим никто не отказывается от поставок техники в ВС РФ. По каким принципам сегодня строятся взаимоотношения между Минобороны и производителями автомобильной техники и какие перспективы у этого сотрудничества? Эти и другие вопросы рассматривались на конференции «Военная автомобильная техника XXI века» в рамках Международной выставки продукции военного назначения Сухопутных Войск (МВСВ). Наиболее интересные материалы этой конференции мы и решили опубликовать. Для Минобороны и предприятий автопрома вопросы дальнейшего технического совершенствования выпускаемых моделей автомобилей, создание новых более эффективных образцов и организация их серийного производства имеют большое значение. Для их решения выработаны основополагающие принципы совместной работы. Во-первых, требуется качественный рост технического уровня создаваемых автомобилей. Министерство обороны будет финансировать только те работы, которые принесут существенное повышение основных показателей ТТХ, и осуществлять закупки только тех образцов, которые в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям и назначению. Заниматься поэтапной модернизацией заводы могут и должны за свой счет в ходе серийного производства. Главенствующим остается принцип создания военной автомобильной техники в составе унифицированных семейств различных классов грузоподъемности и предназначения. Во-вторых, необходимо максимально снизить затраты на разработку и освоение производства новых образцов автомобильной техники за счет реализации принципа «двойного назначения». Существует опасность, что это может привести к «вымыванию» ряда важнейших показателей тактико-технических требований, обязательных для армейских автомобилей: опорная проходимость, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту в войсковых условиях и применение импортных комплектующих. В-третьих, экономический рост предприятий автомобильной отрасли позволяет планировать развитие производства на длительный срок. В связи с этим стороны пытаются найти гармоничное сочетание программ развития конструкций автомобилей разных типов и освоения военной автомобильной техники. Например, сейчас развитие коммерческих автомобилей входит в противоречие с требованиями, предъявляемыми к армейским автомобилям. Это касается широкого применения на отечественных автомобилях импортных комплектующих и разрабатываемых узлов, агрегатов и систем автомобилей, которые не могут быть использованы в конструкции армейских автомобилей. В свою очередь предприятия-производители должны иметь четкое представление об объемах закупок МО их продукции, чтобы спланировать необходимые инвестиции в НИОКР и развитие производства армейских автомобилей, определить номенклатуру и количество необходимого технологического оборудования, сроки окупаемости вложенных средств и другие показатели. Выделяемые бюджетные ассигнования позволят МО финансировать разработку только новых образцов автомобильной техники, а подготовка производства и организация серийного производства будут осуществляться за счет предприятий-производителей. Интересно проследить перспективы развития автомобильных предприятий с конкретными предложениями в адрес МО. Начнем с Ульяновского автомобильного завода как с производителя самых маленьких армейских автомобилей. Сегодня модельный ряд Ульяновского автозавода состоит из трех семейств автомобилей: Hanter, Patriot, LCV и MPV (полноприводные коммерческие микроавтобусы и грузовики, другими словами, УАЗ-2206 и УАЗ-3303). Основное развитие автомобилей УАЗ направлено на применение единой агрегатной платформы, на которую будут устанавливаться три различных семейства двигателей: бензиновый ЗМЗ-409.10 (Euro 2), дизельный ЗМЗ-5143.10 (Euro 2) и импортный дизельный двигатель (Euro 3, 4), а также общая механическая 5-ступенчатая коробка передач южнокорейского производства Dymos, раздаточная двухступенчатая коробка УАЗ и неразрезные мосты производства УАЗ. Уже в этом году большинство из задуманного должно быть воплощено на серийных автомобилях, в частности установка на все автомобили КП Dymos. На 2007 год планируется установка импортных дизельных двигателей на семейство Patriot, а в 2008 году – разработка нового экстерьера и интерьера для того же семейства Patriot. Ульяновский автозавод разработал новый автомобиль УАЗ-2970 с дизель-электрической моторно-трансмиссионной установкой. На автомобиле с дизельным двигателем ЗМЗ-5143 агрегатирован генератор и два тяговых электродвигателя. Совместно с МАМИ создан совершенно новый модульный кузов командирского автомобиля с возможностью скрытого бронирования, который при желании может быть установлен на шасси УАЗ-2970. На Горьковском автомобильном заводе существует несколько направлений развития военной автомобильной техники. И в первую очередь это развитие семейства автомобилей «Садко». Унаследовав от легендарного ГАЗ-66 наилучшие качества по проходимости, автомобили семейства получили дизельный двигатель ММЗ Д-245. В настоящее время ведутся разработки по установке на автомобили «Садко» дизельного двигателя производства ЯМЗ и увеличению прицепной нагрузки на автомобиль до 3 т. Уже получили широкую известность и автомобили ГАЗ-2330 «Тигр», представляющие еще одно важное направление армейских автомобилей ГАЗ. Эти автомобили, оснащенные мощным двигателем Cummins с механической или автоматической КП, обладают высокими динамическими свойствами. Существует два варианта этих автомобилей: защищенный, с кузовом для экипажа до 10 человек – для МО и других силовых структур, и автомобиль гражданского назначения с различными грузопассажирскими кузовами. В гражданском варианте автомобили выпускаются заводом с 2005 года, а автомобили для МО заканчивают сейчас государственные испытания. Автомобили ГАЗ-39371 «Водник» были разработаны по заказу МО РФ и положили начало новому поколению военных автомобилей с кузовами модульной конструкции. Такая конструкция автомобилей «Водник» позволяет унифицировать шасси для автомобилей различного назначения, в том числе боевого, хозяйственного или санитарного. В случае необходимости боевой модуль может быть переставлен с вышедшего из строя шасси на шасси автомобиля обеспечения, что повышает выживаемость боевых единиц. В настоящее время автомобили «Водник» выпускаются на арзамасском машиностроительном заводе в двух вариантах: с дизелем ЯМЗ-534.10 (160 л.с.) и ГАЗ-5621 (175 л.с.), а также в двух комплектациях заднего модуля – с боевым модулем БПУ-1 и с модулем для перевозки личного состава. У Горьковского автозавода есть и совершенно новое семейство автомобилей с модульной конструкцией кузова, которое может поступать в силовые структуры. Речь идет о семействе автомобилей «Каратель» грузоподъемностью 1…2 и 5 т. Эти автомобили, созданные по заказу МО РФ по принципу «двойного применения», могут быть использованы как в армии, так и в гражданских условиях (соответственно упрощенных). В семейство могут входить легковые (командирские) автомобили и шасси с колесными формулами 4х4 и 6х6 под монтаж вооружения или специального оборудования. Отдельное направление работы ГАЗа – создание и производство гусеничных машин. В настоящее время основной гусеничной машиной является выпускаемый Заволжским заводом гусеничных тягачей плавающий снегоболотоход ГАЗ-34039 с дизельным двигателем Д-254.12. В 2007 году предусматривается выпуск ГАЗ-34039 с более мощным двигателем Д-245.7. С 2005 года налажен серийный выпуск малогабаритного гусеничного снегоболотохода в грузовой версии ГАЗ-34091 «Бобр» и заканчивается подготовка к производству пассажирской модификации «Бобра» – ГАЗ-3409. Опытно-промышленная партия «Бобров» уже хорошо себя зарекомендовала в летних и зимних пробегах по пересеченной местности на Крайнем Севере, в средней полосе и горной местности. На смену своим предшественникам с бензиновыми двигателями с 2003 года проходит испытания модернизированный многоцелевой бронированный транспортер-тягач ГАЗ-3402Д со 136-сильным дизелем Д-245.9. Из перспективных разработок ЗЗГТ в области гусеничных тягачей можно отметить плавающий двухзвенный транспортер двойного назначения ГАЗ-3340 особо легкой весовой категории грузоподъемностью 2 т. Есть все предпосылки создания в дальнейшем на его базе целого семейства транспортеров военного и народно-хозяйственного назначения. С середины 1990х годов УралАЗ поставляет для армии автомобили унифицированного семейства «Мотовоз-1», которое включает в себя базовые автомобили 4х4, 6х6 и 8х8 грузоподъемностью от 4 до 15 т, и это семейство с учетом современных разработок постоянно пополняется новыми модификациями. С 2005 года совместно с московским ОАО «НИИ Стали» организовано серийное производство автомобиля «Урал-4320071031» со скрытым бронированием. А с новыми радиальными шинами появилась возможность с 2006 года наладить серийный выпуск автомобиля «Урал-432043» с повышенной до 7,5 т грузоподъемностью и соответственно увеличенными монтажными возможностями. В ближайшее время на автомобилях «Урал», возможно, начнут применять новую кабину повышенной комфортности, модульные аккумуляторные батареи и конденсаторы системы пуска. В перспективе – применение мультиплексной электропроводки, встроенной бортовой системы диагностики, гидромеханической или механической трансмиссии с автоматизированным управлением, тормозной системы с АБС и ПБС. Расширить диапазон грузоподъемности автомобилей «Урал» до 24 т на заводе решили путем создания автомобильных шасси «Урал-632361» с колесной формулой 10х10, с максимальным использованием уже освоенных в производстве узлов и агрегатов. Перспективное направление, в котором работает автозавод, – разработка и освоение семейства автомобилей нового поколения, созданного по принципу модульного конструирования с применением унифицированных узлов и агрегатов. Новое семейство должно заменить собой все типы внедорожных автомобилей, выпускаемых в Миассе: с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и 10х10. Для этого семейства разрабатывается новая панельно-каркасная кабина, унифицированная для всего нового семейства, и может быть применена на автомобилях как капотной, так и бескапотной компоновки. Эта кабина создана с расчетом установки как скрытого, так и навесного бронирования. В настоящее время камский автогигант для МО выпускает две группы автомобилей армейского назначения. К первой группе относятся машины (семейство КамАЗ-43114), которые скоро должны покинуть конвейер. Ко второй – автомобили многоцелевого назначения семейства «Мустанг». Это семейство освоено в производстве, и технический уровень «Мустангов» позволяет в течение ближайших 10 лет проводить последовательную модернизацию автомобилей семейства в целях наиболее полного удовлетворения потребностей МО. В инициативном порядке ОАО «КАМАЗ» продолжает постоянно расширять это семейство. В частности, это касается создания автомобилей с открытым и скрытым бронированием кабины. Из последних разработок челнинцев можно отметить несколько новых автомобилей. Среди них специальный четырехосный артиллерийский тягач на базе КамАЗ-6350 для буксировки орудий. Кабина, отсек расчета, днище силового агрегата, бензобаки и аккумуляторный отсек со скрытым бронированием – по V классу защиты. В оборудование входят манипулятор для погрузки и разгрузки боеприпасов и бортовая платформа. Для замены в десантных войсках снятых с производства автомобилей ГАЗ-66 подготовлен авиадесантируемый автомобиль КамАЗ-43501. Для перевозки составных частей понтонного парка предназначен КамАЗ-53501, который способен заменить используемые ранее в понтонном парке автомобили КрАЗ украинского производства. Большие надежды ОАО «КАМАЗ» возлагает на совместную с МГТУ им. Баумана разработку – бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел». Он предназначен для сопровождения колонн, патрулирования в зонах вооруженных конфликтов, перевозки личного состава или даже для монтажа некоторых образцов вооружения. Основное преимущество «Выстрела» перед БТР – меньшая стоимость и намного больший ресурс агрегатов. В настоящее время «Выстрел» проходит государственные испытания, по итогам которых будет принято решение о возможности применения такого типа бронеавтомобилей в Вооруженных cилах. В дальнейшем камские автостроители планируют расширить семейство «Выстрелов» путем создания трех и четырехосных бронеавтомобилей этого типа, а также создать совершенно новое единое унифицированное семейство армейских многоцелевых автомобилей грузоподъемностью от 4 до 15 т. В настоящее время на Брянском автомобильном заводе серийно выпускаются автомобили семейства «Вощина-1». В это семейство входит пять автомобилей, удовлетворяющих ТТЗ МО. На базе узлов и агрегатов армейских автомобилей были разработаны различные шасси и тягачи для народного хозяйства. Но сегодня уже стало ясно, что для военных потребителей брянских автомобилей требуются машины с более высокими ТТЗ, чем те, которые имеются у армейских модификаций семейства «Вощина-1», поэтому завод в 2005 году начал работу по повышению технических характеристик и расширению модельного ряда шасси и тягачей, поставляемых МО РФ. В качестве базовых для этих работ были взяты шасси и тягачи, используемые в народном хозяйстве. Уже проведены испытания шасси БЗКТ-69096 (10х8) грузоподъемностью 30 т на предмет возможности монтажа на этом шасси комплекса С 300. К этому и другому шасси БЗКТ-6909 грузоподъемностью 22 т уже проявили интерес производители и других видов вооружения. В 2005 году завершились государственные испытания войсковой версии 50-тонного крана КС-6973БМ на шасси Брянского автозавода. В ближайших планах БАЗа – повышение технических характеристик автомобилей в рамках нового семейства автомобилей «Вощина-2», выпуск которых могут начать в 2007 году. Новое семейство будет расширено за счет освоения шасси с колесной формулой 10х10 и 12х12, которые отсутствовали в армейском семействе «Вощина-1». Верхний предел грузоподъемности шасси будет повышен до 40 т. Отдельное внимание при разработке нового семейства будет уделено бортовой информационно-управляющей системе и разработке типоразмерного ряда гидромеханических коробок передач. Эти работы были запланированы для семейства «Вощина-1», но не были выполнены в полном объеме из-за проблем с финансированием. В рамках журнальной публикации невозможно подробно рассказать о планах всех автомобилестроительных предприятий, сотрудничающих с Министерством обороны России, поэтому мы выбрали российские заводы, активно работающие сегодня в сфере производства армейских автомобилей. Редакция благодарит 21 НИИИ МО РФ (г. Бронницы) за предоставленную информацию о перспективном развитии военной автомобильной техники. www.gruzovikpress.ru Автомобильная светотехника — Автомобильная светотехника комплекс световой техники, использующийся для сигнализации и освещения. Автомобильное освещение монтируется в передней, в задней, а также в боковых частях транспортного средства в виде фар или фонарей. Установка… … Википедия Автотракторная техника — Средний артиллерийский тягач «Коминтерн» … Википедия Военная техника — Военная техника техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, обучения войск (сил) и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению. В военном деле России применяется аббревиатура… … Википедия Боевая техника — Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия Самоходная техника — Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия День военного автомобилиста в России — 29 мая в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста, учрежденный по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года. Как отмечено в приказе, 29 мая 1910 года в Санкт Петербурге была образована первая Учебная… … Энциклопедия ньюсмейкеров Урал-5323 — Урал 5323 … Википедия АТ-П — Классификация бронированный артиллерийский тягач Боевая масса, т 5,53 Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 6 История Производитель … Википедия ГМ (серия) — У этого термина существуют и другие значения, см. ГМ. ЗРК «Тор» на шасси ГМ 5955 … Википедия ГАЗ-66 — ГАЗ 66 … Википедия dal.academic.ru Учебное пособие по автомобильной подготовке Череповец-2011 Настоящее учебное пособие имеет цель оказать помощь курсантам в подготовке к групповым занятиям раздела «Устройство и эксплуатация военной автомобильной техники», а также личному составу автомобильной службы филиала для правильной организации ремонта и эксплуатации автомобилей УРАЛ-4320, ЗИЛ-131. В материале пособия подробно рассмотрено общее устройство и принцип действия основных элементов автомобиля УРАЛ-4320 и основные положения устройства системы питания и системы зажигания автомобиля ЗИЛ-131. Учебное пособие подготовлено на кафедре автомобильной подготовки и электротехники преподавателями кафедры майором Толстиковым Александром Николаевичем и подполковником Богдановым Владимиром Николаевичем. ВВЕДЕНИЕ Практически все самодвижущиеся объекты вооружения и военной техники являются восстанавливаемыми гусеничными или колесными машинами многоразового использования и многофункционального назначения, без которых ведение современных боевых действий невозможно. Военная автомобильная техника является основным средством подвижности и маневренности войск, решающим образом влияющим на обеспечение их боевой готовности и боеспособности, а танковые войска и объекты бронетанкового вооружения и техники главной ударной силой Сухопутных войск. До 90-х годов прошлого века Советская армия была самой мощной механизированной и моторизированной армией мира. И сейчас автомобильный парк Вооруженных сил России составляет, соответственно, десятки и сотни тысяч единиц боевой и вспомогательной техники. В настоящее время автомобиль является самым массовым транспортным и тяговым средством, как в экономическом комплексе, так и в вооруженных силах всех стран. Достаточно сказать, что в 2010 году численность мирового парка автомобилей составила более 500 млн. единиц. Уроки Великой отечественной войны показали, что автомобиль из средства подвоза начал уверенно превращаться в самое массовое средство под монтаж подвижных наземных систем вооружения. В современном парке армейских автомобилей для этих целей применяются более 70% автомобилей от его общей численности. За последние годы создано три поколения новой военной автомобильной техники. Автомобили четвертого поколения, создаваемые для армии сегодня, находятся на уровне лучших зарубежных аналогов, а по ряду показателей и превосходят их. Ведущая роль военной автомобильной техники, в деле обеспечения подвижности современных средств ведения боевых действий, и войск в перспективе не только сохранится, но и возрастет, как впрочем, и во всех армиях развитых зарубежных стран. Это обусловлено тем, что автомобили стали сегодня неотъемлемой составной частью комплексов вооружения и военной техники. Современные образцы колесных и гусеничных машин являются большими и сложными эргатическими (человеко-машинными) системами. Эффективность их функционирования (применения по целевому назначению в условиях повседневной и боевой деятельности войск) определяется не только их боевой и технической характеристиками, но и выучкой личного состава, эксплуатирующего и восстанавливающего это ВВТ, то есть степенью освоения и овладения операторами (водителями, механиками, экипажами, расчетами, другими специалистами) конкретных объектов ВАТ. Любой объект ВВТ, потенциально обладающий высокими боевыми техническими свойствами, может оказаться мало эффективной машиной, если эти свойства в процессе ее эксплуатации не будут полностью реализовываться или будут быстро изменяться (ухудшаться), приводя к преждевременному ее моральному и физическому старению. Поэтому надо, опираясь на опыт ведения современных локальных войн, научно обосновывать требования не только к боевым и техническим, но и эксплуатационным свойствам ВВТ и поддержанию требуемого их уровня во всех ситуациях деятельности войск. Это особенно важно сегодня, когда у государства стоят задачи строительства ВС России, отвечающие требованиям XXI века. РАЗДЕЛ I ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ГЛАВА 1 Технические характеристики основных образцов военной автомобильной техники Общие положения Автомобиль многоцелевого назначения Урал-4320-02 (базовая модель- рис. 1) предназначен для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по всем видам дорог и местности. Рис.1. Автомобиль УРАЛ-4320-02 Автомобиль-тягач КамАЗ-4310 (рис. 2) предназначен для перевозки различных грузов и людей и буксирования прицепов по дорогам, допускающим осевую нагрузку 6 тонн, а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Рис.2. Автомобиль КАМАЗ-4310 Трехосный автомобиль ЗИЛ-131 высокой проходимости (рис.3) предназначен для перевозки грузов и для буксировки прицепов по бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей. Рис.3. Автомобиль ЗИЛ-131 Основные характеристики современных образцов военной автомобильной техники представлены в таблице 1. Таблица 1 infopedia.su 28 мая 2013 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу посетил полигон Научно-исследовательского испытательного центра 3-го ЦНИИ Министерства обороны, где состоялся практический показ перспективных образцов отечественной автомобильной техники военного и специального назначения в канун Дня военного автомобилиста. Сергей Шойгу на церемонии награждения сотрудников 3-го ЦНИИ Минобороны сказал: "Нам нужна самая мобильная и современная автомобильная техника для транспортировки войск и грузов, а также ведения боевых действий. Мы приняли решение начать серийные закупки ряда наиболее перспективных ее образцов". Как сообщает пресс-служба МО РФ, в показе военной техники принимали участие водители Центра контраварийной подготовки Министерства обороны, который был создан в 2011 году. Видео [2 мин 18 сек.]: Предприятия оборонного комплекса во время показа военной и специальной автомобильной техники представили более 30 опытных образцов, среди которых: Машины испытывались на пределе своих технических возможностей, они двигались по специальным сооружениям и препятствиям, которые имитировали лесную дорогу с элементами инженерных заграждений, брод глубиной 1,7 м, уличные завалы, дамбу. Гусеничный двухдверный транспортер "Витязь" привлек всеобщее внимание, машина сначала преодолела водную преграду, после чего поднялась на горку с наклоном более 30 градусов. На статической стоянке были представлены новейшие разработки российского военно-промышленного комплекса - автомобили проекта "Тайфун" марки КамАЗ, которые по полигону не ездили. Машины находятся в стадии опытно-конструкторской разработки. "Тайфун" буквально напичкан электроникой, увешан панелями керамической брони, имеет повышенный уровень защиты. По информации разработчиков, первые 30 опытно-конструкторских КамАЗов проекта "Тайфун" соберут уже в 2013 году. Военная автомобильная техника есть у всех видов Вооруженных сил, родов войск, специальных войск и служб и является важнейшим составным звеном в системе вооружения и военной техники, а также остается самым распространенным средством для монтажа, буксировки, транспортировки военной техники и перевозки воинских грузов. В Санкт-Петербурге 29 мая 1910 года была образована первая в России учебная автомобильная рота, которая впоследствии стала первым испытательным, исследовательским и учебным автомобильным центром, прообразом организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных сил. Автомобильная техника широко использовалась в годы Великой Отечественной войны, являясь основным видом транспорта практически во всех оперативных звеньях. Красная Армия к началу войны насчитывала около 27 тысяч автомобилей, в основном это были ГАЗ-АА и ЗИС-5, а к 1944 году их число увеличилось до 100 тысяч. В то время только в составе фронтов было задействовано 35 автомобильных полков, 173 отдельных автомобильных батальона и более 30 отдельных автомобильных рот. Невозможно переоценить роль автомобильного транспорта, который доставлял боеприпасы, горючее, продовольствие непосредственно на поле боя в сложной боевой обстановке, в любое время суток и в любую погоду. Массовый героизм и мужество проявляли воины-автомобилисты. Говоря про автомобильные войска, нужно помнить Дорогу Жизни, которая связывала блокадный Ленинград с Большой землей с сентября 1941 года по март 1943 года, когда военные автомобилисты ценой неимоверных усилий доставляли жителям продовольствие. 77 автомобильных соединений и частей были награждены орденами. За героические подвиги и самоотверженный труд тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, четырнадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза. Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу в канун Дня военного автомобилиста издал приказ и поздравил с профессиональным праздником военных автомобилистов, ветеранов и создателей военной автомобильной военной техники. Дата начала публикации 29.05.2013 9:46:16 Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, мичманы, офицеры и генералы! Уважаемые ветераны, рабочие и техники, инженеры и конструкторы автомобильной промышленности! 29 мая в Вооруженных Силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста. Воины-автомобилисты всегда проявляли героизм, отвагу и преданность Родине. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. они самоотверженно днем и ночью выполняли оперативные и снабженческие перевозки, доставляли на поля сражений боеприпасы, горючее, продовольствие, обеспечивали эвакуацию техники, транспортировку раненых и больных. Автомобильные войска оказали неоценимую помощь в спасении жителей блокадного Ленинграда, внесли весомый вклад в подготовку и проведение решающих для Отечества битв под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, а также в ходе Берлинской операции и разгрома Квантунской армии. Боевые традиции ветеранов-фронтовиков были достойно продолжены военными автомобилистами в Афганистане, Таджикистане и на Северном Кавказе. В наши дни военной автомобильной техникой оснащены все виды, рода войск и специальные войска Вооруженных Сил Российской Федерации. Она остается самым распространенным средством для перевозки грузов, монтажа, буксировки и транспортировки вооружения. Сегодня личный состав автомобильных войск успешно овладевает современной военной техникой, совершенствует свою профессиональную подготовку и боевую выучку, эффективно решает задачи по укреплению обороноспособности государства. Дорогие ветераны, воины-автомобилисты, создатели военной автомобильной техники, поздравляю вас с праздником! Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, успехов в военной службе и труде! МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгенерал армииС.ШОЙГУ Источник: Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации Читайте также: pro-tank.ru Автомобильная светотехника — Автомобильная светотехника комплекс световой техники, использующийся для сигнализации и освещения. Автомобильное освещение монтируется в передней, в задней, а также в боковых частях транспортного средства в виде фар или фонарей. Установка… … Википедия Автотракторная техника — Средний артиллерийский тягач «Коминтерн» … Википедия Военная техника — Военная техника техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, обучения войск (сил) и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению. В военном деле России применяется аббревиатура… … Википедия Боевая техника — Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия Самоходная техника — Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия День военного автомобилиста в России — 29 мая в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста, учрежденный по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года. Как отмечено в приказе, 29 мая 1910 года в Санкт Петербурге была образована первая Учебная… … Энциклопедия ньюсмейкеров Урал-5323 — Урал 5323 … Википедия АТ-П — Классификация бронированный артиллерийский тягач Боевая масса, т 5,53 Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 6 История Производитель … Википедия ГМ (серия) — У этого термина существуют и другие значения, см. ГМ. ЗРК «Тор» на шасси ГМ 5955 … Википедия ГАЗ-66 — ГАЗ 66 … Википедия dik.academic.ruКоротко о состоянии парка военной автомобильной техники. Военная техника автомобильная
Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники » Военное обозрение
На протяжении последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими мобильность войск, являются железные дороги и автомобильный транспорт. При этом в силу некоторых объективных причин второму уделяется гораздо большее внимание. В любой воинской части, вне зависимости от ее принадлежности к тому или иному роду войск, имеется некоторое количество автомобилей различных классов. Так называемая военная автомобильная техника (ВАТ), в том числе и автомобили многоцелевого назначения (АМН), способна выполнять самые разные задачи транспортного характера и поэтому является самым массовым классом машин в вооруженных силах.Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники
Предложения российских автозаводов для Вооруженных Сил
Принципы сотрудничества МО с автозаводами
УАЗ
ГАЗ
«УРАЛ»
КАМАЗ
БАЗ
Автомобильная техника военного назначения - это... Что такое Автомобильная техника военного назначения?
УСТРОЙСТВО ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Минобороны РФ закупит наиболее перспективные образцы автомобильной техники
День военного автомобилиста
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 350
< Назад Вперед > Автомобильная техника военного назначения - это... Что такое Автомобильная техника военного назначения?