Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники. Военная техника автомобильная


Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники » Военное обозрение

На протяжении последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими мобильность войск, являются железные дороги и автомобильный транспорт. При этом в силу некоторых объективных причин второму уделяется гораздо большее внимание. В любой воинской части, вне зависимости от ее принадлежности к тому или иному роду войск, имеется некоторое количество автомобилей различных классов. Так называемая военная автомобильная техника (ВАТ), в том числе и автомобили многоцелевого назначения (АМН), способна выполнять самые разные задачи транспортного характера и поэтому является самым массовым классом машин в вооруженных силах.

По словам начальника Главного автобронетанкового управления министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенанта А. Шевченко, доля АМН в общем количестве военной автомобильной техники вооруженных сил равна 91,5%. Второе место по численности занимают военные гусеничные машины с 7,4%. Специальные колесные тягачи и подобная им техника замыкает список с 1,1 процента. Нетрудно подсчитать примерное количество машин того или иного класса, если учесть общую численность военной автомобильной техники – около 410,2 тысяч единиц.

Стоит отметить, парк автомобильной техники переживает не самые лучшие времена. Количество старой техники пока что очень велико и ей требуется замена. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но их пока нельзя признать достаточными. Чтобы понять имеющиеся тенденции, рассмотрим информацию, опубликованную в февральском выпуске журнала «Грузовик Пресс». В нем приведены интересные данные по состоянию парка ВАТ в 2005 и 2012 году.

В 2005 году в вооруженных силах имелась военная автомобильная техника 41 базовой модели и 60 модификаций общим числом в 410,8 тыс. единиц. 71% этой техники был оснащен бензиновыми двигателями. Таким образом, грузовики и тягачи с дизельными моторами составляли меньшинство. Такое соотношение типов двигателей может быть предметом многих споров. Другой же факт относительно состояния ВАТ в 2005 году выглядит однозначно и малоприятно. Примерно 80% техники имело возраст более 12 лет, т.е. было произведено не позже первой половины девяностых годов прошлого века. Оставшиеся 20 процентов распределились следующим образом. Большая часть (13%) приходилось на технику возрастом от 6 до 12 лет, а оставшиеся семь процентов – на новые машины, не старше шести лет.

ЗиЛ-157

ЗиЛ-131

Урал

ГАЗ-66

КАМАЗ

МТ-ЛБ

Также можно рассмотреть долю техники того или иного модельного ряда. В 2005 году несомненными лидерами в этом аспекте были автомобили Завода имени Лихачева. На долю грузовиков ЗиЛ-157, ЗиЛ-131 и т.д. приходилась треть от общего числа ВАТ в войсках. Второе и третье место по количеству с небольшим разрывом занимали «Уралы» (13%) и ГАЗы (12%). Далее шли грузовики КамАЗ с 10 процентами, а пятое место разделили между собой ульяновские (УАЗ) и кременчугские (КрАЗ) автомобили с долей по шесть процентов. Наконец, около четырех процентов ВАТ представляло собой гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Оставшиеся 16% были разнородным парком машин, произведенных на различных заводах: Минском колесных тягачей, брянском и т.д.

Стоит отметить, указанные цифры касаются лишь общей численности машин. В имеющихся открытых источниках нигде не упоминается количество ВАТ, находящейся на хранении или в эксплуатации. Подобная информация могла бы сделать имеющуюся картину гораздо более подробной, но министерство обороны не спешит ее раскрывать. Также можно обратить внимание на годы выпуска техники и ее долю. Нетрудно догадаться, что в число тех 80-ти процентов автомобилей, которые в 2005 году были старше 12 лет, входит немало техники, сделанной еще до распада Советского Союза. Кроме того, к этой же группе относится некоторое количество машин, собранных в первые годы независимости. Наименьшее же число имевшихся в 2005-м автомобилей было произведено с 1999 по 2005 годы, т.е. в период после дефолта 1998-го. Точных данных такого рода нет, но есть основание полагать, что в первые несколько лет указанного периода темпы производства были гораздо ниже, чем потом.

С тех пор, о которых говорит представленная статистика, прошло почти восемь лет. В течение этого периода финансирование вооруженных сил постоянно увеличивалось. На полученные из бюджета деньги военное ведомство ремонтировало старую технику и приобретало новую, в том числе и военную автомобильную. Благодаря этому ситуация с парком ВАТ начала понемногу меняться, но, тем не менее, в настоящее время она по-прежнему не удовлетворяет нуждам. До требуемых 75-80 процентов еще далеко.

По данным того же журнала «Грузовик Пресс», доля старой техники, чей возраст перевалил за 12 лет, к 2012 году уменьшилась до 57%. Автомобилей, тягачей и т.п., попавших в категорию от 6 до 12 лет, стало немного больше – 14 процентов. Что касается новой техники не старше шести лет, то ее количество возросло в четыре с лишним раза. По состоянию на конец прошлого 2012 года в эту категорию попадает 29% военной автомобильной техники. Это в два раза меньше, чем требуется текущей Госпрограммой перевооружения, но до 2020 года еще пока далеко и для обновления есть время. Общая численность ВАТ, согласно некоторым данным, почти не сократилась, а разница заключается всего в нескольких сотнях машин, на которые при имеющихся масштабах цифр можно попросту не обращать внимание.

К сожалению, конкретные цифры по составу техники, подобные данным по состоянию парка ВАТ в 2005 году, отсутствуют. Тем не менее, известны несколько подробностей. Так, общее соотношение техники с дизельными и бензиновыми двигателями почти не поменялось. Автомобили с бензиновыми моторами по-прежнему в большинстве и их количество вдвое превышает численность дизельных «собратьев». Кроме того, доля грузовиков марки ЗиЛ за семь лет снизилась с 33 до 6 процентов. Причины этого – списание устаревших автомобилей, а также отсутствие массовых закупок новых. Сокращение количества автомобилей Завода им. Лихачева при сохранении общей численности автопарка прямо говорит о том, что на место списанных грузовиков пришли другие. Судя по имеющимся данным, потерянные машинами ЗиЛ 23 процента были восполнены техникой КамАЗ и «Урал».

Необходимо отметить, что приведенные цифры относятся только к современному состоянию ВАТ в российских вооруженных силах. В ходе провальных девяностых и неоднозначных двухтысячных годов отечественная автомобильная промышленность находилась в сложном положении и поэтому не могла полноценно заниматься развитием автомобильной техники для армии. В настоящее время вооруженные силы нуждаются сразу в нескольких автомобилях различного назначения, при этом созданных на единой базе. Сейчас эту тематику прорабатывают несколько автозаводов и уже неоднократно демонстрировались прототипы новых машин. К 2015 году армия должна получить первые серийные образцы новых автомобилей. Как после этого изменится количественный и качественный состав парка ВАТ? Узнаем через семь лет, в 2020 году.

КАМАЗ-63968 Тайфун-К

Урал-63099 Тайфун-У

По материалам:http://vpk-news.ru/http://bmpd.livejournal.com/Привалов А. Победитель будет один // Грузовик Пресс. 2013 №2(112). С.52.

Автор: Рябов Кирилл

topwar.ru

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техники

На протяжении последних десятилетий основными факторами, обеспечивающими мобильность войск, являются железные дороги и автомобильный транспорт. При этом в силу некоторых объективных причин второму уделяется гораздо большее внимание. В любой воинской части, вне зависимости от ее принадлежности к тому или иному роду войск, имеется некоторое количество автомобилей различных классов. Так называемая военная автомобильная техника (ВАТ), в том числе и автомобили многоцелевого назначения (АМН), способна выполнять самые разные задачи транспортного характера и поэтому является самым массовым классом машин в вооруженных силах.

По словам начальника Главного автобронетанкового управления министерства обороны (ГАБТУ) генерал-лейтенанта А. Шевченко, доля АМН в общем количестве военной автомобильной техники вооруженных сил равна 91,5%. Второе место по численности занимают военные гусеничные машины с 7,4%. Специальные колесные тягачи и подобная им техника замыкает список с 1,1%. Нетрудно подсчитать примерное количество машин того или иного класса, если учесть общую численность военной автомобильной техники – около 410,2 тысяч единиц.

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиЗиЛ-157

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиЗиЛ-131

Стоит отметить, парк автомобильной техники переживает не самые лучшие времена. Количество старой техники пока что очень велико и ей требуется замена. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но их пока нельзя признать достаточными. Чтобы понять имеющиеся тенденции, рассмотрим информацию, опубликованную в февральском выпуске журнала «Грузовик Пресс». В нем приведены интересные данные по состоянию парка ВАТ в 2005 и 2012 году.

В 2005 году в вооруженных силах имелась военная автомобильная техника 41 базовой модели и 60 модификаций общим числом в 410,8 тыс. единиц. 71% этой техники был оснащен бензиновыми двигателями. Таким образом, грузовики и тягачи с дизельными моторами составляли меньшинство. Такое соотношение типов двигателей может быть предметом многих споров. Другой же факт относительно состояния ВАТ в 2005 году выглядит однозначно и малоприятно. Примерно 80% техники имело возраст более 12 лет, т.е. было произведено не позже первой половины девяностых годов прошлого века. Оставшиеся 20% распределились следующим образом. Большая часть (13%) приходилось на технику возрастом от 6 до 12 лет, а оставшиеся семь процентов – на новые машины, не старше шести лет.

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиУрал

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиГАЗ-66

Также можно рассмотреть долю техники того или иного модельного ряда. В 2005 году несомненными лидерами в этом аспекте были автомобили Завода имени Лихачева. На долю грузовиков ЗиЛ-157, ЗиЛ-131 и т.д. приходилась треть от общего числа ВАТ в войсках. Второе и третье место по количеству с небольшим разрывом занимали «Уралы» (13%) и ГАЗы (12%). Далее шли грузовики КамАЗ с 10 процентами, а пятое место разделили между собой ульяновские (УАЗ) и кременчугские (КрАЗ) автомобили с долей по 6%. Наконец, около 4% ВАТ представляло собой гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Оставшиеся 16% были разнородным парком машин, произведенных на различных заводах: Минском колесных тягачей, Брянском и т.д.

Стоит отметить, указанные цифры касаются лишь общей численности машин. В имеющихся открытых источниках нигде не упоминается количество ВАТ, находящейся на хранении или в эксплуатации. Подобная информация могла бы сделать имеющуюся картину гораздо более подробной, но министерство обороны не спешит ее раскрывать. Также можно обратить внимание на годы выпуска техники и ее долю. Нетрудно догадаться, что в число тех 80-ти процентов автомобилей, которые в 2005 году были старше 12 лет, входит немало техники, сделанной еще до распада Советского Союза.

Кроме того, к этой же группе относится некоторое количество машин, собранных в первые годы независимости. Наименьшее же число имевшихся в 2005-м автомобилей было произведено с 1999 по 2005 годы, т.е. в период после дефолта 1998-го. Точных данных такого рода нет, но есть основание полагать, что в первые несколько лет указанного периода темпы производства были гораздо ниже, чем потом.

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиКАМАЗ

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиМТ-ЛБ

С тех пор, о которых говорит представленная статистика, прошло почти 8 лет. В течение этого периода финансирование вооруженных сил постоянно увеличивалось. На полученные из бюджета деньги военное ведомство ремонтировало старую технику и приобретало новую, в том числе и военную автомобильную. Благодаря этому ситуация с парком ВАТ начала понемногу меняться, но, тем не менее, в настоящее время она по-прежнему не удовлетворяет нуждам. До требуемых 75-80% еще далеко.

По данным того же журнала «Грузовик Пресс», доля старой техники, чей возраст перевалил за 12 лет, к 2012 году уменьшилась до 57%. Автомобилей, тягачей и т.п., попавших в категорию от 6 до 12 лет, стало немного больше – 14%. Что касается новой техники не старше шести лет, то ее количество возросло в четыре с лишним раза. По состоянию на конец прошлого 2012 года в эту категорию попадает 29% военной автомобильной техники. Это в два раза меньше, чем требуется текущей Госпрограммой перевооружения, но до 2020 года еще пока далеко и для обновления есть время. Общая численность ВАТ, согласно некоторым данным, почти не сократилась, а разница заключается всего в нескольких сотнях машин, на которые при имеющихся масштабах цифр можно попросту не обращать внимание.

К сожалению, конкретные цифры по составу техники, подобные данным по состоянию парка ВАТ в 2005 году, отсутствуют. Тем не менее, известны несколько подробностей. Так, общее соотношение техники с дизельными и бензиновыми двигателями почти не поменялось. Автомобили с бензиновыми моторами по-прежнему в большинстве и их количество вдвое превышает численность дизельных «собратьев». Кроме того, доля грузовиков марки ЗиЛ за семь лет снизилась с 33 до 6 процентов. Причины этого – списание устаревших автомобилей, а также отсутствие массовых закупок новых.

Сокращение количества автомобилей Завода им. Лихачева при сохранении общей численности автопарка прямо говорит о том, что на место списанных грузовиков пришли другие. Судя по имеющимся данным, потерянные машинами ЗиЛ 23% были восполнены техникой КамАЗ и «Урал».

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиКАМАЗ-63968 «Тайфун-К»

Коротко о состоянии парка военной автомобильной техникиУрал-63099 «Тайфун-У»

Необходимо отметить, что приведенные цифры относятся только к современному состоянию ВАТ в российских вооруженных силах. В ходе провальных девяностых и неоднозначных двухтысячных годов отечественная автомобильная промышленность находилась в сложном положении и поэтому не могла полноценно заниматься развитием автомобильной техники для армии.

В настоящее время вооруженные силы нуждаются сразу в нескольких автомобилях различного назначения, при этом созданных на единой базе. Сейчас эту тематику прорабатывают несколько автозаводов и уже неоднократно демонстрировались прототипы новых машин. К 2015 году армия должна получить первые серийные образцы новых автомобилей. Как после этого изменится количественный и качественный состав парка ВАТ? Узнаем через семь лет, в 2020 году.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Предложения российских автозаводов для Вооруженных Сил

Предложения российских автозаводов для Вооруженных Сил

М. Шелепенков, фото автора

Не секрет, что в Советском Союзе для многих отечественных автозаводов заказы от Министерства обороны (МО) были определяющими чуть ли не для всей продукции. Уникальность заключалась в ее двойном назначении, она могла применяться и в армии, и в народном хозяйстве, при этом армейские требования к технике были главенствующими. Сегодня ситуация другая, и МО уже не основной заказчик техники, но вместе с этим никто не отказывается от поставок техники в ВС РФ.

По каким принципам сегодня строятся взаимоотношения между Минобороны и производителями автомобильной техники и какие перспективы у этого сотрудничества? Эти и другие вопросы рассматривались на конференции «Военная автомобильная техника XXI века» в рамках Международной выставки продукции военного назначения Сухопутных Войск (МВСВ). Наиболее интересные материалы этой конференции мы и решили опубликовать.

Принципы сотрудничества МО с автозаводами

Для Минобороны и предприятий автопрома вопросы дальнейшего технического совершенствования выпускаемых моделей автомобилей, создание новых более эффективных образцов и организация их серийного производства имеют большое значение. Для их решения выработаны основополагающие принципы совместной работы.

Во-первых, требуется качественный рост технического уровня создаваемых автомобилей. Министерство обороны будет финансировать только те работы, которые принесут существенное повышение основных показателей ТТХ, и осуществлять закупки только тех образцов, которые в большей степени соответствуют предъявляемым требованиям и назначению. Заниматься поэтапной модернизацией заводы могут и должны за свой счет в ходе серийного производства. Главенствующим остается принцип создания военной автомобильной техники в составе унифицированных семейств различных классов грузоподъемности и предназначения.

УАЗ-29661 с дизелем ЗМЗ-5143

Во-вторых, необходимо максимально снизить затраты на разработку и освоение производства новых образцов автомобильной техники за счет реализации принципа «двойного назначения». Существует опасность, что это может привести к «вымыванию» ряда важнейших показателей тактико-технических требований, обязательных для армейских автомобилей: опорная проходимость, приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту в войсковых условиях и применение импортных комплектующих.

В-третьих, экономический рост предприятий автомобильной отрасли позволяет планировать развитие производства на длительный срок. В связи с этим стороны пытаются найти гармоничное сочетание программ развития конструкций автомобилей разных типов и освоения военной автомобильной техники. Например, сейчас развитие коммерческих автомобилей входит в противоречие с требованиями, предъявляемыми к армейским автомобилям. Это касается широкого применения на отечественных автомобилях импортных комплектующих и разрабатываемых узлов, агрегатов и систем автомобилей, которые не могут быть использованы в конструкции армейских автомобилей.

В свою очередь предприятия-производители должны иметь четкое представление об объемах закупок МО их продукции, чтобы спланировать необходимые инвестиции в НИОКР и развитие производства армейских автомобилей, определить номенклатуру и количество необходимого технологического оборудования, сроки окупаемости вложенных средств и другие показатели. Выделяемые бюджетные ассигнования позволят МО финансировать разработку только новых образцов автомобильной техники, а подготовка производства и организация серийного производства будут осуществляться за счет предприятий-производителей.

Интересно проследить перспективы развития автомобильных предприятий с конкретными предложениями в адрес МО. Начнем с Ульяновского автомобильного завода как с производителя самых маленьких армейских автомобилей.

Макет УАЗ модульной конструкции с возможностью скрытого бронирования

УАЗ

Сегодня модельный ряд Ульяновского автозавода состоит из трех семейств автомобилей: Hanter, Patriot, LCV и MPV (полноприводные коммерческие микроавтобусы и грузовики, другими словами, УАЗ-2206 и УАЗ-3303). Основное развитие автомобилей УАЗ направлено на применение единой агрегатной платформы, на которую будут устанавливаться три различных семейства двигателей: бензиновый ЗМЗ-409.10 (Euro 2), дизельный ЗМЗ-5143.10 (Euro 2) и импортный дизельный двигатель (Euro 3, 4), а также общая механическая 5-ступенчатая коробка передач южнокорейского производства Dymos, раздаточная двухступенчатая коробка УАЗ и неразрезные мосты производства УАЗ. Уже в этом году большинство из задуманного должно быть воплощено на серийных автомобилях, в частности установка на все автомобили КП Dymos. На 2007 год планируется установка импортных дизельных двигателей на семейство Patriot, а в 2008 году – разработка нового экстерьера и интерьера для того же семейства Patriot.

Ульяновский автозавод разработал новый автомобиль УАЗ-2970 с дизель-электрической моторно-трансмиссионной установкой. На автомобиле с дизельным двигателем ЗМЗ-5143 агрегатирован генератор и два тяговых электродвигателя. Совместно с МАМИ создан совершенно новый модульный кузов командирского автомобиля с возможностью скрытого бронирования, который при желании может быть установлен на шасси УАЗ-2970.

Макет УАЗ-2970 с дизель-электрической моторно-трансмиссионной установкой

ГАЗ

На Горьковском автомобильном заводе существует несколько направлений развития военной автомобильной техники. И в первую очередь это развитие семейства автомобилей «Садко». Унаследовав от легендарного ГАЗ-66 наилучшие качества по проходимости, автомобили семейства получили дизельный двигатель ММЗ Д-245. В настоящее время ведутся разработки по установке на автомобили «Садко» дизельного двигателя производства ЯМЗ и увеличению прицепной нагрузки на автомобиль до 3 т.

Концепция создания автомобилей ГАЗ на базе одного шасси

Уже получили широкую известность и автомобили ГАЗ-2330 «Тигр», представляющие еще одно важное направление армейских автомобилей ГАЗ. Эти автомобили, оснащенные мощным двигателем Cummins с механической или автоматической КП, обладают высокими динамическими свойствами. Существует два варианта этих автомобилей: защищенный, с кузовом для экипажа до 10 человек – для МО и других силовых структур, и автомобиль гражданского назначения с различными грузопассажирскими кузовами. В гражданском варианте автомобили выпускаются заводом с 2005 года, а автомобили для МО заканчивают сейчас государственные испытания.

ГАЗ-233036 «Тигр». Небронированный автомобиль для перевозки людей и грузов, установки легкого вооружения, средств разведки и связи

Автомобили ГАЗ-39371 «Водник» были разработаны по заказу МО РФ и положили начало новому поколению военных автомобилей с кузовами модульной конструкции. Такая конструкция автомобилей «Водник» позволяет унифицировать шасси для автомобилей различного назначения, в том числе боевого, хозяйственного или санитарного. В случае необходимости боевой модуль может быть переставлен с вышедшего из строя шасси на шасси автомобиля обеспечения, что повышает выживаемость боевых единиц. В настоящее время автомобили «Водник» выпускаются на арзамасском машиностроительном заводе в двух вариантах: с дизелем ЯМЗ-534.10 (160 л.с.) и ГАЗ-5621 (175 л.с.), а также в двух комплектациях заднего модуля – с боевым модулем БПУ-1 и с модулем для перевозки личного состава.

Автомобили ГАЗ-39371 «Водник» были разработаны по заказу МО РФ и положили начало новому поколению военных автомобилей с кузовами модульной конструкции

У Горьковского автозавода есть и совершенно новое семейство автомобилей с модульной конструкцией кузова, которое может поступать в силовые структуры. Речь идет о семействе автомобилей «Каратель» грузоподъемностью 1…2 и 5 т. Эти автомобили, созданные по заказу МО РФ по принципу «двойного применения», могут быть использованы как в армии, так и в гражданских условиях (соответственно упрощенных). В семейство могут входить легковые (командирские) автомобили и шасси с колесными формулами 4х4 и 6х6 под монтаж вооружения или специального оборудования.

ГАЗ-3121 «Тигр-2». Автомобиль гражданского назначения для перевозки людей и грузов по бездорожью и труднопроходимой местности ГАЗ-29651 «Каратель». Бронированный автомобиль для перевозки людей и грузов, установки легкого вооружения, средств разведки и связи ... и единное шасси для них

Отдельное направление работы ГАЗа – создание и производство гусеничных машин. В настоящее время основной гусеничной машиной является выпускаемый Заволжским заводом гусеничных тягачей плавающий снегоболотоход ГАЗ-34039 с дизельным двигателем Д-254.12. В 2007 году предусматривается выпуск ГАЗ-34039 с более мощным двигателем Д-245.7.

С 2005 года налажен серийный выпуск малогабаритного гусеничного снегоболотохода в грузовой версии ГАЗ-34091 «Бобр» и заканчивается подготовка к производству пассажирской модификации «Бобра» – ГАЗ-3409. Опытно-промышленная партия «Бобров» уже хорошо себя зарекомендовала в летних и зимних пробегах по пересеченной местности на Крайнем Севере, в средней полосе и горной местности.

Модернизированный многоцелевой бронированный транспортер-тягач ГАЗ-3402Д с дизельным двигателем Д-245.9

На смену своим предшественникам с бензиновыми двигателями с 2003 года проходит испытания модернизированный многоцелевой бронированный транспортер-тягач ГАЗ-3402Д со 136-сильным дизелем Д-245.9. Из перспективных разработок ЗЗГТ в области гусеничных тягачей можно отметить плавающий двухзвенный транспортер двойного назначения ГАЗ-3340 особо легкой весовой категории грузоподъемностью 2 т. Есть все предпосылки создания в дальнейшем на его базе целого семейства транспортеров военного и народно-хозяйственного назначения.

Пассажирская модификация «Бобра» – ГАЗ-3409

«УРАЛ»

С середины 1990х годов УралАЗ поставляет для армии автомобили унифицированного семейства «Мотовоз-1», которое включает в себя базовые автомобили 4х4, 6х6 и 8х8 грузоподъемностью от 4 до 15 т, и это семейство с учетом современных разработок постоянно пополняется новыми модификациями. С 2005 года совместно с московским ОАО «НИИ Стали» организовано серийное производство автомобиля «Урал-4320071031» со скрытым бронированием. А с новыми радиальными шинами появилась возможность с 2006 года наладить серийный выпуск автомобиля «Урал-432043» с повышенной до 7,5 т грузоподъемностью и соответственно увеличенными монтажными возможностями. В ближайшее время на автомобилях «Урал», возможно, начнут применять новую кабину повышенной комфортности, модульные аккумуляторные батареи и конденсаторы системы пуска. В перспективе – применение мультиплексной электропроводки, встроенной бортовой системы диагностики, гидромеханической или механической трансмиссии с автоматизированным управлением, тормозной системы с АБС и ПБС.

Чтобы увеличить грузоподъемность до 24 т, на заводе создали шасси «Урал-632361» с колесной формулой 10х10

Расширить диапазон грузоподъемности автомобилей «Урал» до 24 т на заводе решили путем создания автомобильных шасси «Урал-632361» с колесной формулой 10х10, с максимальным использованием уже освоенных в производстве узлов и агрегатов.

Перспективное направление, в котором работает автозавод, – разработка и освоение семейства автомобилей нового поколения, созданного по принципу модульного конструирования с применением унифицированных узлов и агрегатов. Новое семейство должно заменить собой все типы внедорожных автомобилей, выпускаемых в Миассе: с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и 10х10. Для этого семейства разрабатывается новая панельно-каркасная кабина, унифицированная для всего нового семейства, и может быть применена на автомобилях как капотной, так и бескапотной компоновки. Эта кабина создана с расчетом установки как скрытого, так и навесного бронирования.

Первенец совершенно нового семейства уральских автомобилей – «Урал-6320» с кабиной модульной конструкции и двигателем ЯМЗ-7511.10

КАМАЗ

В настоящее время камский автогигант для МО выпускает две группы автомобилей армейского назначения. К первой группе относятся машины (семейство КамАЗ-43114), которые скоро должны покинуть конвейер. Ко второй – автомобили многоцелевого назначения семейства «Мустанг». Это семейство освоено в производстве, и технический уровень «Мустангов» позволяет в течение ближайших 10 лет проводить последовательную модернизацию автомобилей семейства в целях наиболее полного удовлетворения потребностей МО. В инициативном порядке ОАО «КАМАЗ» продолжает постоянно расширять это семейство. В частности, это касается создания автомобилей с открытым и скрытым бронированием кабины. Из последних разработок челнинцев можно отметить несколько новых автомобилей. Среди них специальный четырехосный артиллерийский тягач на базе КамАЗ-6350 для буксировки орудий. Кабина, отсек расчета, днище силового агрегата, бензобаки и аккумуляторный отсек со скрытым бронированием – по V классу защиты. В оборудование входят манипулятор для погрузки и разгрузки боеприпасов и бортовая платформа. Для замены в десантных войсках снятых с производства автомобилей ГАЗ-66 подготовлен авиадесантируемый автомобиль КамАЗ-43501. Для перевозки составных частей понтонного парка предназначен КамАЗ-53501, который способен заменить используемые ранее в понтонном парке автомобили КрАЗ украинского производства.

Авиадесантируемый КамАЗ-43501 для замены автомобилей ГАЗ-66 в десантных войсках Специальный четырехосный артиллерийский тягач на базе КамАЗ-6350 со скрытым бронированием КамАЗ-6560 с системой сменных кузовов типа «Мультилифт» КамАЗ-53501 для перевозки составных частей понтонного парка

Большие надежды ОАО «КАМАЗ» возлагает на совместную с МГТУ им. Баумана разработку – бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел». Он предназначен для сопровождения колонн, патрулирования в зонах вооруженных конфликтов, перевозки личного состава или даже для монтажа некоторых образцов вооружения. Основное преимущество «Выстрела» перед БТР – меньшая стоимость и намного больший ресурс агрегатов. В настоящее время «Выстрел» проходит государственные испытания, по итогам которых будет принято решение о возможности применения такого типа бронеавтомобилей в Вооруженных cилах. В дальнейшем камские автостроители планируют расширить семейство «Выстрелов» путем создания трех и четырехосных бронеавтомобилей этого типа, а также создать совершенно новое единое унифицированное семейство армейских многоцелевых автомобилей грузоподъемностью от 4 до 15 т.

КамАЗ-43269 «Выстрел» (4х4), разработанный совместно с МГТУ им. Баумана [b]Семейство бронированных автомобилей КамАЗ[/b] <br />КамАЗ-53509 (6х6) и удлиненный вариант КамАЗ-63509 (8х8)

БАЗ

В настоящее время на Брянском автомобильном заводе серийно выпускаются автомобили семейства «Вощина-1». В это семейство входит пять автомобилей, удовлетворяющих ТТЗ МО. На базе узлов и агрегатов армейских автомобилей были разработаны различные шасси и тягачи для народного хозяйства. Но сегодня уже стало ясно, что для военных потребителей брянских автомобилей требуются машины с более высокими ТТЗ, чем те, которые имеются у армейских модификаций семейства «Вощина-1», поэтому завод в 2005 году начал работу по повышению технических характеристик и расширению модельного ряда шасси и тягачей, поставляемых МО РФ.

В качестве базовых для этих работ были взяты шасси и тягачи, используемые в народном хозяйстве. Уже проведены испытания шасси БЗКТ-69096 (10х8) грузоподъемностью 30 т на предмет возможности монтажа на этом шасси комплекса С 300. К этому и другому шасси БЗКТ-6909 грузоподъемностью 22 т уже проявили интерес производители и других видов вооружения. В 2005 году завершились государственные испытания войсковой версии 50-тонного крана КС-6973БМ на шасси Брянского автозавода.

Состав семейства СКШ и КТ ОКР «Вощина-2»

В ближайших планах БАЗа – повышение технических характеристик автомобилей в рамках нового семейства автомобилей «Вощина-2», выпуск которых могут начать в 2007 году. Новое семейство будет расширено за счет освоения шасси с колесной формулой 10х10 и 12х12, которые отсутствовали в армейском семействе «Вощина-1». Верхний предел грузоподъемности шасси будет повышен до 40 т. Отдельное внимание при разработке нового семейства будет уделено бортовой информационно-управляющей системе и разработке типоразмерного ряда гидромеханических коробок передач. Эти работы были запланированы для семейства «Вощина-1», но не были выполнены в полном объеме из-за проблем с финансированием.

В рамках журнальной публикации невозможно подробно рассказать о планах всех автомобилестроительных предприятий, сотрудничающих с Министерством обороны России, поэтому мы выбрали российские заводы, активно работающие сегодня в сфере производства армейских автомобилей.

Редакция благодарит 21 НИИИ МО РФ (г. Бронницы) за предоставленную информацию о перспективном развитии военной автомобильной техники.

Балластный тягач БАЗ-6306У – представитель семейства «Вощина-1»

www.gruzovikpress.ru

Автомобильная техника военного назначения - это... Что такое Автомобильная техника военного назначения?

  • Автомобильная светотехника — Автомобильная светотехника  комплекс световой техники, использующийся для сигнализации и освещения. Автомобильное освещение монтируется в передней, в задней, а также в боковых частях транспортного средства в виде фар или фонарей. Установка… …   Википедия

  • Автотракторная техника — Средний артиллерийский тягач «Коминтерн» …   Википедия

  • Военная техника — Военная техника  техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, обучения войск (сил) и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению. В военном деле России применяется аббревиатура… …   Википедия

  • Боевая техника — Военная техника  техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… …   Википедия

  • Самоходная техника — Военная техника  техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… …   Википедия

  • День военного автомобилиста в России — 29 мая в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста, учрежденный по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года. Как отмечено в приказе, 29 мая 1910 года в Санкт Петербурге была образована первая Учебная… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Урал-5323 — Урал 5323 …   Википедия

  • АТ-П — Классификация бронированный артиллерийский тягач Боевая масса, т 5,53 Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 6 История Производитель …   Википедия

  • ГМ (серия) — У этого термина существуют и другие значения, см. ГМ. ЗРК «Тор» на шасси ГМ 5955 …   Википедия

  • ГАЗ-66 — ГАЗ 66 …   Википедия

  • dal.academic.ru

    УСТРОЙСТВО ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

    Учебное пособие по автомобильной подготовке

     

     

     

     

    Череповец-2011

     

    Настоящее учебное пособие имеет цель оказать помощь курсантам в подготовке к групповым занятиям раздела «Устройство и эксплуатация военной автомобильной техники», а также личному составу автомобильной службы филиала для правильной организации ремонта и эксплуатации автомобилей УРАЛ-4320, ЗИЛ-131. В материале пособия подробно рассмотрено общее устройство и принцип действия основных элементов автомобиля УРАЛ-4320 и основные положения устройства системы питания и системы зажигания автомобиля ЗИЛ-131.

     

    Учебное пособие подготовлено на кафедре автомобильной подготовки и электротехники преподавателями кафедры майором Толстиковым Александром Николаевичем и подполковником Богдановым Владимиром Николаевичем.

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Практически все самодвижущиеся объекты вооружения и военной техники являются восстанавливаемыми гусеничными или колесными машинами многоразового использования и многофункционального назначения, без которых ведение современных боевых действий невозможно.

    Военная автомобильная техника является основным средством подвижности и маневренности войск, решающим образом влияющим на обеспечение их боевой готовности и боеспособности, а танковые войска и объекты бронетанкового вооружения и техники главной ударной силой Сухопутных войск.

    До 90-х годов прошлого века Советская армия была самой мощной механизированной и моторизированной армией мира. И сейчас автомобильный парк Вооруженных сил России составляет, соответственно, десятки и сотни тысяч единиц боевой и вспомогательной техники.

    В настоящее время автомобиль является самым массовым транспортным и тяговым средством, как в экономическом комплексе, так и в вооруженных силах всех стран. Достаточно сказать, что в 2010 году численность мирового парка автомобилей составила более 500 млн. единиц.

    Уроки Великой отечественной войны показали, что автомобиль из средства подвоза начал уверенно превращаться в самое массовое средство под монтаж подвижных наземных систем вооружения. В современном парке армейских автомобилей для этих целей применяются более 70% автомобилей от его общей численности. За последние годы создано три поколения новой военной автомобильной техники. Автомобили четвертого поколения, создаваемые для армии сегодня, находятся на уровне лучших зарубежных аналогов, а по ряду показателей и превосходят их. Ведущая роль военной автомобильной техники, в деле обеспечения подвижности современных средств ведения боевых действий, и войск в перспективе не только сохранится, но и возрастет, как впрочем, и во всех армиях развитых зарубежных стран. Это обусловлено тем, что автомобили стали сегодня неотъемлемой составной частью комплексов вооружения и военной техники.

    Современные образцы колесных и гусеничных машин являются большими и сложными эргатическими (человеко-машинными) системами. Эффективность их функционирования (применения по целевому назначению в условиях повседневной и боевой деятельности войск) определяется не только их боевой и технической характеристиками, но и выучкой личного состава, эксплуатирующего и восстанавливающего это ВВТ, то есть степенью освоения и овладения операторами (водителями, механиками, экипажами, расчетами, другими специалистами) конкретных объектов ВАТ.

    Любой объект ВВТ, потенциально обладающий высокими боевыми техническими свойствами, может оказаться мало эффективной машиной, если эти свойства в процессе ее эксплуатации не будут полностью реализовываться или будут быстро изменяться (ухудшаться), приводя к преждевременному ее моральному и физическому старению. Поэтому надо, опираясь на опыт ведения современных локальных войн, научно обосновывать требования не только к боевым и техническим, но и эксплуатационным свойствам ВВТ и поддержанию требуемого их уровня во всех ситуациях деятельности войск. Это особенно важно сегодня, когда у государства стоят задачи строительства ВС России, отвечающие требованиям XXI века.

    РАЗДЕЛ I

    ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ

     

    ГЛАВА 1

    Технические характеристики основных образцов военной автомобильной техники

    Общие положения

    Автомобиль многоцелевого назначения Урал-4320-02 (базовая модель- рис. 1) предназначен для перевозки грузов, лю­дей и буксирования прицепов по всем видам дорог и местности.

    Рис.1. Автомобиль УРАЛ-4320-02

     

    Автомобиль-тягач КамАЗ-4310 (рис. 2) предназначен для перевозки различных грузов и людей и буксирования прицепов по дорогам, допускающим осевую нагрузку 6 тонн, а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности.

    Рис.2. Автомобиль КАМАЗ-4310

     

    Трехосный автомобиль ЗИЛ-131 высокой проходимости (рис.3) предназначен для перевозки грузов и для буксировки прицепов по бездорожью. Платформа автомобиля приспособлена также для перевозки людей.

    Рис.3. Автомобиль ЗИЛ-131

     

    Основные характеристики современных образцов военной автомобильной техники представлены в таблице 1.

     

    Таблица 1

    

    infopedia.su

    Минобороны РФ закупит наиболее перспективные образцы автомобильной техники

    Военные автомобили28 мая 2013 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу посетил полигон Научно-исследовательского испытательного центра 3-го ЦНИИ Министерства обороны, где состоялся практический показ перспективных образцов отечественной автомобильной техники военного и специального назначения в канун Дня военного автомобилиста. Сергей Шойгу на церемонии награждения сотрудников 3-го ЦНИИ Минобороны сказал: "Нам нужна самая мобильная и современная автомобильная техника для транспортировки войск и грузов, а также ведения боевых действий. Мы приняли решение начать серийные закупки ряда наиболее перспективных ее образцов".

    Как сообщает пресс-служба МО РФ, в показе военной техники принимали участие водители Центра контраварийной подготовки Министерства обороны, который был создан в 2011 году.

    Видео [2 мин 18 сек.]:

    Предприятия оборонного комплекса во время показа военной и специальной автомобильной техники представили более 30 опытных образцов, среди которых:

    • защищенные автомобили "Тайфун-У", "Тайфун-К", "Булава", "Булат",
    • автомобили многоцелевого назначения "Волк-1" и "Волк-2",
    • бронеавтомобили "Рысь" и "Тигр-М",
    • двухзвенные седельные гусеничные тягачи,
    • технику для подразделений, предназначенных для действий в сложных климатических условиях.

    День автомобилиста

    Машины испытывались на пределе своих технических возможностей, они двигались по специальным сооружениям и препятствиям, которые имитировали лесную дорогу с элементами инженерных заграждений, брод глубиной 1,7 м, уличные завалы, дамбу. Гусеничный двухдверный транспортер "Витязь" привлек всеобщее внимание, машина сначала преодолела водную преграду, после чего поднялась на горку с наклоном более 30 градусов.

    На статической стоянке были представлены новейшие разработки российского военно-промышленного комплекса - автомобили проекта "Тайфун" марки КамАЗ, которые по полигону не ездили. Машины находятся в стадии опытно-конструкторской разработки. "Тайфун" буквально напичкан электроникой, увешан панелями керамической брони, имеет повышенный уровень защиты. По информации разработчиков, первые 30 опытно-конструкторских КамАЗов проекта "Тайфун" соберут уже в 2013 году.

    Военная техника

    День военного автомобилиста

    Военная автомобильная техника есть у всех видов Вооруженных сил, родов войск, специальных войск и служб и является важнейшим составным звеном в системе вооружения и военной техники, а также остается самым распространенным средством для монтажа, буксировки, транспортировки военной техники и перевозки воинских грузов.

    В Санкт-Петербурге 29 мая 1910 года была образована первая в России учебная автомобильная рота, которая впоследствии стала первым испытательным, исследовательским и учебным автомобильным центром, прообразом организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооруженных сил. Автомобильная техника широко использовалась в годы Великой Отечественной войны, являясь основным видом транспорта практически во всех оперативных звеньях.

    Красная Армия к началу войны насчитывала около 27 тысяч автомобилей, в основном это были ГАЗ-АА и ЗИС-5, а к 1944 году их число увеличилось до 100 тысяч. В то время только в составе фронтов было задействовано 35 автомобильных полков, 173 отдельных автомобильных батальона и более 30 отдельных автомобильных рот. Невозможно переоценить роль автомобильного транспорта, который доставлял боеприпасы, горючее, продовольствие непосредственно на поле боя в сложной боевой обстановке, в любое время суток и в любую погоду. Массовый героизм и мужество проявляли воины-автомобилисты. Говоря про автомобильные войска, нужно помнить Дорогу Жизни, которая связывала блокадный Ленинград с Большой землей с сентября 1941 года по март 1943 года, когда военные автомобилисты ценой неимоверных усилий доставляли жителям продовольствие.

    77 автомобильных соединений и частей были награждены орденами. За героические подвиги и самоотверженный труд тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, четырнадцати из них присвоено звание Героя Советского Союза.

    Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу в канун Дня военного автомобилиста издал приказ и поздравил с профессиональным праздником военных автомобилистов, ветеранов и создателей военной автомобильной военной техники.

    Спойлер: Приказ министра обороны
    Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 мая 2013 г. № 350

    Дата начала публикации 29.05.2013 9:46:16

    Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики, мичманы, офицеры и генералы! Уважаемые ветераны, рабочие и техники, инженеры и конструкторы автомобильной промышленности!

    29 мая в Вооруженных Силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста. Воины-автомобилисты всегда проявляли героизм, отвагу и преданность Родине. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. они самоотверженно днем и ночью выполняли оперативные и снабженческие перевозки, доставляли на поля сражений боеприпасы, горючее, продовольствие, обеспечивали эвакуацию техники, транспортировку раненых и больных. Автомобильные войска оказали неоценимую помощь в спасении жителей блокадного Ленинграда, внесли весомый вклад в подготовку и проведение решающих для Отечества битв под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, а также в ходе Берлинской операции и разгрома Квантунской армии. Боевые традиции ветеранов-фронтовиков были достойно продолжены военными автомобилистами в Афганистане, Таджикистане и на Северном Кавказе.

    В наши дни военной автомобильной техникой оснащены все виды, рода войск и специальные войска Вооруженных Сил Российской Федерации. Она остается самым распространенным средством для перевозки грузов, монтажа, буксировки и транспортировки вооружения. Сегодня личный состав автомобильных войск успешно овладевает современной военной техникой, совершенствует свою профессиональную подготовку и боевую выучку, эффективно решает задачи по укреплению обороноспособности государства.

    Дорогие ветераны, воины-автомобилисты, создатели военной автомобильной техники, поздравляю вас с праздником! Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия, успехов в военной службе и труде!

    МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгенерал армииС.ШОЙГУ

    Спойлер: Приказ министра обороны

    Источник: Управление пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации

    Читайте также:

    < Назад Вперед >
     

    pro-tank.ru

    Автомобильная техника военного назначения - это... Что такое Автомобильная техника военного назначения?

  • Автомобильная светотехника — Автомобильная светотехника  комплекс световой техники, использующийся для сигнализации и освещения. Автомобильное освещение монтируется в передней, в задней, а также в боковых частях транспортного средства в виде фар или фонарей. Установка… …   Википедия

  • Автотракторная техника — Средний артиллерийский тягач «Коминтерн» …   Википедия

  • Военная техника — Военная техника  техника, предназначенная для ведения и обеспечения боевых действий, обучения войск (сил) и обеспечения заданного уровня готовности этой техники к использованию по назначению. В военном деле России применяется аббревиатура… …   Википедия

  • Боевая техника — Военная техника  техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… …   Википедия

  • Самоходная техника — Военная техника  техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… …   Википедия

  • День военного автомобилиста в России — 29 мая в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста, учрежденный по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года. Как отмечено в приказе, 29 мая 1910 года в Санкт Петербурге была образована первая Учебная… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Урал-5323 — Урал 5323 …   Википедия

  • АТ-П — Классификация бронированный артиллерийский тягач Боевая масса, т 5,53 Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 6 История Производитель …   Википедия

  • ГМ (серия) — У этого термина существуют и другие значения, см. ГМ. ЗРК «Тор» на шасси ГМ 5955 …   Википедия

  • ГАЗ-66 — ГАЗ 66 …   Википедия

  • dik.academic.ru