Вождение в сложных условиях, природные и погодные факторы влияющие на безопасность движения. Вождение в сложных условиях спортивная


9.2. Особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях

Движение автомобиля в сложных дорожных условиях (отлич­ных от движения по ровному асфальтобетонному покрытию) обу­словливает дополнительный расход топлива. Например, при езде по гравийному или булыжному шоссе расход топлива повышается на 20...30 %, а при езде по сильно изношенному покрытию — на 50... 60 %. Со значительным перерасходом топлива (в 2,5... 3,5 раза) сопряжены перевозки груза в условиях бездорожья.

Особенно неэкономично движение автомобиля с большой ско­ростью, поскольку сопротивление качению колес возрастает при этом в 2... 3 раза. Переднеприводной автомобиль меньше реагирует на взаимодействие ведущих колес с участками изношенного по­крытия и имеет существенно меньший расход топлива, чем заднеприводной. Кроме того, он лучше сохраняет прямолинейную траекторию движения при торможении даже при разном сцепле­нии левых и правых колес с дорогой.

Перед труднопроходимым участком дороги (грязь, песок, снег) необходимо заранее включить ту передачу, которая позволит его преодолеть без дополнительного переключения передач. Останов­ки при езде в таких условиях вызывают буксование автомобиля, а следовательно, повышенный расход топлива. Следует иметь в виду, что в течение одной минуты расходуется столько топлива, сколь­ко требуется для того, чтобы автомобиль проехал около одного километра по ровной асфальтобетонной дороге.

На скользкой дороге трогать автомобиль с места нужно плавно на высшей передаче при частичном пробуксовывании сцепления и малой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Начавшееся во время движения автомобиля буксование можно прекратить, если, маневрируя педалью сцепления или перейдя на низшую передачу, ограничить высокую частоту вращения буксу­ющих колес без снижения скорости автомобиля. Используя такой прием, можно проехать до участка дороги, покрытие которого имеет лучшие сцепные свойства, и продолжить обычное движение. Од­нако с целью экономии топлива время такого режима движения должно быть ограничено.

Подъемы и спуски

Преодолевать подъем необходимо с учетом его крутизны, за­груженности пути транспортом и наличия других помех, замедля­ющих движение.

Перед подъемом автомобиль следует разогнать. Переключать передачи на подъеме надо быстро и своевременно, пока автомо­биль продолжает движение по инерции. В противном случае включение передачи возможно только после значительного замедления или даже полной остановки автомобиля, вызывающей повышен­ный расход топлива на очередной разгон.

Дополнительный расход топлива на преодоление автомобилем подъема частично может быть компенсирован при его движении накатом на спуске с подтормаживанием двигателем для ограниче­ния скорости.

Крутые спуски следует преодолевать на первой передаче.

Песчаные участки

Особую сложность представляет собой движение автомобиля по песчаным участкам. Сыпучий песок легко подвижен, на нем не образуется накатанной поверхности и глубокой колеи, поэтому для проезда лучше выбирать места с повышенной влажностью и участки, закрепленные растительностью.

Движение по песку с низкой скоростью может привести к бук­сованию колес. Песчаный участок небольшой протяженности сле­дует преодолевать на той передаче, которая была включена при подъезде к нему. Для преодоления протяженного песчаного участ­ка нужно заранее выбрать такую низшую передачу, на которой автомобиль может проехать его с постоянной скоростью без оста­новки. Движение следует продолжить, даже если ведущие колеса немного буксуют.

В случае остановки автомобиля на рыхлом песке трогаться с места надо плавно на первой передаче, не допуская смещения слоев песка под ведущими колесами. Если начать движение вследствие буксования колес невозможно, не следует пытаться осуществить трогание автомобиля с места путем повышения частоты вращения коленчатого вала двигателя, поскольку это приведет только к пе­рерасходу топлива и большему погружению колес в песок. Выта­щить автомобиль из песка можно, прорыв неглубокие колеи перед его ведущими колесами и направив по ним управляемые колеса. Перед началом разгона под вывешенные колеса необходимо под­ложить какие-либо имеющиеся подручные материалы.

При длительной эксплуатации автомобиля на песчаном грунте целесообразно использовать шины с низким давлением воздуха, например арочные или широкопрофильные с комбинированным рисунком протектора. Это позволит уменьшить расход топлива на 25 % и повысить возможность проезда автомобиля по песку.

studfiles.net

16. ВОЖДЕНИЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ. Новейший самоучитель безопасного вождения

16. ВОЖДЕНИЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

16.1. КЛАСС СКОЛЬЖЕНИЯ

Ездить по льду быстро и получать от этого ни с чем не сравнимое удовольствие, можно, лишь обладая соответствующими навыками. В отличие от асфальта, на зимнем покрытии важнейшее из умений – контролировать скольжение. Итак, как правильно скользить? Как вести автомобиль в контролируемом заносе?

Помните, что отработка описанных ниже приемов невозможна без ошибок. Поэтому выберите для тренировок пустой участок дороги, а лучше всего ровную площадку, размеченную вешками или конусами, на которой ваши эксперименты останутся без трагических последствий.

Когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он плохо слушается руля – это факт (рис. 44). Но раллисты отлично справляются со своими стальными конями на любом скользком покрытии, даже на льду. «Мне очень нравится ралли в Швеции из-за ощущения какой-то воздушности машины на „снежных“ шинах, когда в поворотах ты можешь скользить, не теряя драгоценных минут на торможение…» – как-то признался Колин МакРей, чемпион мира по ралли. Красиво сказано! На зимних раллийных шинах с шипами длиной в 4,5 мм, скользить, конечно, приятно, а главное довольно безопасно. Такая езда по ощущениям напоминает больше гравийную. Скользить в контролируемом заносе на серийных зимних шинах значительно сложнее. Зато когда машина подвластна и повинуется каждому вашему желанию – это подлинное удовольствие для настоящего водителя. Кроме того, искусственно ввести автомобиль в занос – часто единственная возможность вписаться в скользкий поворот (рис. 45). Дело в том, что поперечное скольжение автомобиля – отличный тормоз, который, как правило, оказывается эффективнее, чем обычное торможение. К тому же оно дает шанс попасть в поворот, сразу ориентируя автомобиль в ту сторону, куда вы хотите ехать. Правильно перевести автомобиль в скольжение, или «выставить», как говорят спортсмены, можно несколькими способами.

Рис. 44

Когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он плохо слушается руля.

Рис. 45

Искусственно ввести автомобиль в занос – часто единственная возможность вписаться в скользкий поворот.

16.2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

Первый прием – это резкий сброс газа на входе в поворот. Автомобиль с любым типом привода реагирует на резкое закрытие дросселя перераспределением веса. Задняя ось разгружается, снижая сцепление шин с покрытием, и охотно идет в занос. «Ставят» машину под сброс газа обычно на приличной скорости, здесь важно иметь некоторый ее запас и не тормозить перед поворотом. Даже короткое торможение, когда водитель чисто инстинктивно плавно отпустил газ и дотронулся до педали тормоза, может испортить желаемое перераспределение нагрузок на колеса. Прием следует выполнять так: резко повернуть руль в сторону поворота, сбросить газ и сразу повернуть руль в сторону развивающегося заноса в сочетании с прибавлением газа. Автомобиль начнет плавно разворачиваться вокруг своей вертикальной оси, и задача водителя состоит в том, чтобы сначала поймать его газом и рулением, а затем держать, балансировать в скольжении под определенным углом.

Каким? Пожалуй, для каждой ситуации оптимальный угол заноса будет различным. Большой угол позволяет более уверенно контролировать поведение машины. Такая манера, с фонтанами снега из под колес, смотрится очень эффектно, но действительно эффективна она лишь в начальной стадии поворота, когда главное – снизить скорость за счет бокового скольжения, а чтобы ехать быстро в самом повороте, угол заноса должен быть минимальным. К выходу важно совсем свести занос на нет, распрямляя траекторию. На выходе из поворота занос уже вреден, потому что препятствует интенсивному разгону. То же самое относится и к сносу. Здесь передние колеса должны стоять прямо, не создавая лишнего сопротивления. Помните, повернутые колеса – всегда тормоз!

Передние колеса переднеприводного автомобиля в управляемом скольжении должны смотреть в ту сторону, куда должен ехать автомобиль, а не в сторону заноса, как на заднеприводном. Движение рулем в сторону начинающегося заноса в его начальной фазе будет абсолютно оправданным – так и надо поступать! Когда автомобиль сориентирован в сторону поворота, можно решительно прибавлять газ, «вытягивая» машину из скольжения в прямолинейное движение (рис. 46).

Рис. 46

Чтобы прекратить занос или уменьшить его угол, резко поверните руль в сторону заноса и тут же верните в положение прямо.

Если вы хотите прекратить занос или уменьшить его угол, резко поверните руль в сторону заноса и тут же верните в положение прямо. Главное – не дожидаться ответной реакции автомобиля, иначе вы упустите время, и он пойдет враскачку, стремясь развернуться вокруг своей оси (рис. 47). Если одного движения рулем мало, тут же повторите его, но уже с меньшим углом. Зимой особенно актуально правило: чтобы не допустить нежелательное скольжение, необходимы плавные движения рулем, но если оно началось – действия баранкой должны быть решительными.

Рис. 47

Контрсмещение исполняется так: на подходе к повороту водитель, не снижая скорости, делает короткое движение рулем в противоположную повороту сторону, машина «ставится», как говорят автогонщики, поперек дороги, но не в сторону поворота.

Переключаться на пониженную передачу нужно заранее, перед поворотом, хотя это необязательно должно быть связано с торможением двигателем. Важно другое – чтобы в любой фазе скольжения был запас тяги на ведущих колесах. Кстати, переключиться на самой дуге поворота (особенно если шины вашего автомобиля обуты в свежие ошипованные шины) также не будет большой ошибкой. Вопреки бытующему мнению, быстро подоткнуть передачу можно в любой фазе поворота. Главное выжимать и отпускать педаль сцепления достаточно плавно, чтобы точно попасть в обороты. Часто переключение в середине поворота даже необходимо, чтобы вытянуть автомобиль из глубокого снега – оно увеличит крутящий момент на ведущих колесах. Если дорога очень скользкая, следует переключаться вниз с небольшой перегазовкой – иначе велик шанс, что торможение двигателем окажется чересчур эффективным и ведущие колеса сорвутся в скольжение.

В случае, когда вход в поворот покрыт льдом, а скорость невелика, машина может и не отреагировать на сброс газа. Тогда перевести машину в управляемое скольжение можно и вторым приемом – рабочим тормозом. В конечной фазе торможения, перед отпусканием тормозной педали, поверните руль в сторону поворота – это спровоцирует занос задней оси.

На небольших скоростях при прохождении крутых поворотов передне– и полноприводной автомобиль можно ввести в занос и торможением левой ногой. Но этот гоночный прием требует довольно высокой подготовки, и не многие используют его в повседневной езде. Наконец, для очень крутых поворотов или разворотов можно просто дернуть ручник. На заднеприводной машине не забудьте при этом выжать педаль сцепления, на переднем и полном приводе этого можно не делать.

Порой утрамбованный снег так хорошо держит машину, обутую в хорошие зимние шины, да если она еще обладает ярко выраженной недостаточной поворачивае-мостью, что сброса газа для провоцирования заноса может быть недостаточно. Если машина неохотно поворачивает или сцепление зимних шин с покрытием дороги хорошее (например, при сочетании: шипы и твердый снежный наст), используют прием называемый контрсмещением (рис. 47).

Он исполняется так: на подходе к повороту водитель, не снижая скорости, делает короткое движение рулем в противоположную повороту сторону, машина «ставится», как говорят автогонщики, поперек дороги, но не в сторону поворота. Со стороны может показаться, что пилот перепутал повороты и думает, что перед ним не правый, а левый поворот, или наоборот. Но буквально через секунду водитель (отпустив тормозную педаль) достаточно резко поворачивает баранку в сторону поворота, сопровождая это действие сбросом газа; используя инерцию кузова для его вращения, ставит машину поперек дороги теперь уже в нужном положении (рис. 48). Благодаря такой раскачке задняя часть машины идет в занос более охотно, как бы по инерции. Далее следует силовой занос, который, как мы уже знаем, поддерживается газом, и автомобиль далее газом (а не рулем) и управляется.

Рис. 48

Водитель достаточно резко поворачивает баранку в сторону поворота, сопровождая это действие сбросом газа; используя инерцию кузова для его вращения, ставит машину поперек дороги в нужном положении.

Самое главное на входе выполнить само контрсмещение чисто и вовремя. Но раллисты часто задерживаются, зависают в заносе, и это выглядит супер! Со стороны такой трюк смотрится более чем впечатляюще и очень любим болельщиками на ралли. Важно в освоении контрсмещения научиться попадать в фазу, чтобы момент возникновения спровоцированного заноса совпадал с началом поворота и не был излишне сильным. Если под колесами очень скользко – от выполнения этого приема следует воздержаться. Дело в том, что сила броска кузова будет слишком сильной и удержать машину в силовом заносе не удастся – ее кузов начнет разворачивать дальше, на 180°. В этот момент остается только выжать педаль сцепления и ждать…

Теперь представим себе: в середине поворота оказался лед, и машина резко изменила траекторию движения – летит с вывернутыми колесами на наружный бруствер (рис. 49). Ничего страшного, хороший снежный вал можно использовать как дополнительную опору в стабилизации автомобиля. Здесь главное – успеть непосредственно перед касанием вала поставить колеса прямо или чуть-чуть повернуть в сторону поворота (рис. 50). В противном случае переднее внешнее колесо «закусит» – оно войдет глубоко в снег и вызовет разворот, а на большой скорости и переворот автомобиля. Перед касанием вала можно выжать сцепление и увеличить обороты двигателя, а в момент касания резко его бросить. Раскрутившиеся таким образом ведущие колеса помогут оттолкнуть машину от бруствера.

Рис. 49

В середине поворота оказался лед, и машина резко изменила траекторию движения – летит с вывернутыми колесами на наружный бруствер.

Рис. 50

Хороший снежный вал можно использовать как дополнительную опору в стабилизации автомобиля. Здесь главное – успеть непосредственно перед касанием вала поставить колеса прямо или чуть-чуть повернуть в сторону поворота.

Если автомобиль вошел в критический занос, то есть колеса вывернуты до упора в сторону заноса, а педаль газа полностью отпущена (или нажата при переднем приводе), но это не помогает вернуться к прямолинейному движению, следует выжать сцепление. Это может дать недостающий импульс к выравниванию и последующей стабилизации. На автомобиле с автоматической коробкой передач в подобной ситуации можно молниеносно переключить селектор в положение «N» – «нейтраль».

16.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРИВОДА

Как известно, заднеприводной автомобиль более склонен к заносу задней оси, чем переднеприводной. Объясняется это тем, что ведущие колеса у него загружены меньше, а следовательно, их сцепление со скользким покрытием небольшое. Тем не менее быстро и уверенно ехать на заднем приводе по скользкой дороге можно почти с таким же успехом, как и на переднеприводном. А по способности быстро стартовать с места заднеприводные машины зачастую даже выигрывают.

Правда, при попадании в повороте на гололед заднеприводной автомобиль может также отреагировать на движение рулем сносом передней оси. В этом случае вписаться в поворот можно только одним способом: перевести снос передней оси в занос задней. На большой скорости это достигается резким сбросом газа при условии, что передние колеса уже направлены в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то держит автомобиль. На небольшой скорости сорвать заднюю ось в занос можно ручным тормозом или кратковременным нажатием на педаль газа, которое вызовет пробуксовку задних колес.

Силовой занос отличается от заноса, вызванного торможением, тем, что он провоцируется пробуксовкой ведущих колес. Понятно, что такой прием годится только для заднеприводного автомобиля. Он под силу только очень опытному водителю, владеющему чувством скольжения автомобиля, так как недостаточное прибавление газа лишь усугубит скольжение передней оси, а чрезмерное немедленно развернет автомобиль на 180°.

Выполняется силовой занос следующим образом. При подходе к повороту, точнее перед самым поворотом, газ надо бросить как можно резче. В момент резкого сброса газа задняя часть машины становится легче – вес перераспределяется вперед. С одной стороны, это загружает передок, и машина лучше реагирует на направленные в сторону поворота передние колеса, а с другой – разгружает задние, их сцепление резко снижается, и начинается занос задней оси. Именно в этот момент гонщик и прибавляет газ, поддерживая заднюю ось в силовом контролируемом заносе. Руль вывернут, разумеется, в сторону заноса, а траектория выстраивается больше работой газом, чем рулем. Рулем делаются небольшие резкие подруливания: туда-сюда, туда-сюда, да и только. Больше газа – больше разворот автомобиля вокруг своей оси, сброс газа – машина пытается выравниваться. Как только показался створ выхода из поворота – гонщик прибавляет газ, а руль возвращает в исходное положение.

Еще один прием, и тоже только для «классики» – включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления (это вызовет кратковременную блокировку задних колес и желанный занос), – также требует большого чувства автомобиля. И уж точно при сносе передней оси опытный водитель не станет тормозить рабочим тормозом, что только ухудшит ситуацию. Это относится к автомобилям с любым типом привода.

Преимущества полного привода очевидны и проявляются в наибольшей мере именно на скользкой дороге. Во-первых, полноприводной автомобиль значительно лучше разгоняется, во-вторых, он обладает отличной проходимостью. В-третьих, он отлично карабкается на ледяную горку, что не под силу его конкурентам.

Все было бы прекрасно, но именно эти преимущества могут сыграть с водителем полноприводной машины злую шутку. Дело в том, что полный привод вне конкуренции только тогда, когда нажата педаль газа. Тормозит и скользит в повороте полноприводная машина ничуть не лучше, чем передне– или заднеприводная.

Как и любой другой автомобиль, полноприводник подвержен как сносу передней оси, так и заносу задней. Что делать, если шины полноприводного автомобиля потеряли сцепление с покрытием и началось скольжение? Ответ один – не бросать педаль газа. Такая машина управляется в повороте только тягой. Это означает, что она цепко держится за дорогу всеми четырьмя колесами только при условии, если на них передается крутящий момент от двигателя. В скользком повороте на резкий сброс газа полноприводная машина, скорее всего, ответит сносом всех четырех колес, разворачиваясь носом в сторону выхода из поворота. В этот момент водителю ничего не остается, как снова нажимать на правую педаль. Если сбрасывать газ плавно, автомобиль будет стремиться уйти вовнутрь поворота, а при добавлении тяги траектория будет распрямляться.

Искусственно «выставить» машину с приводом на все колеса на входе в поворот возможно так же, как с передним – рабочим тормозом. Необходимость в этом может возникнуть на очень скользком покрытии. Подтормаживание выполняется исключительно левой ногой, при этом педаль газа ни в коем случае не отпускается. Руль в сторону поворота поворачивается на минимальный угол, но никогда в сторону заноса. При сильно вывернутых колесах нажатие на педаль газа (при хорошем зацеплении передних колес) может развернуть автомобиль вокруг своей оси или, наоборот (если скользко), вызвать снос передней оси и уход на более широкую траекторию.

На первый взгляд кажется, что доворот баранки поможет входу в поворот, поэтому требует определенной тренировки. Обычно инструктор демонстрирует, что скупые покачивания руля и синхронная работа педалью газа творят настоящие чудеса с полноприводным автомобилем, делая его полностью послушным и заставляя выполнять любую прихоть водителя.

Широкие и эффектные заносы – это и есть знаменитая раллийная техника? Нет и еще раз нет! Мчаться по скользким покрытиям с минимальными скольжениями, все время ловя автомобиль в идеальном балансе – это класс! Другое дело, чтобы свести заносы в повороте к минимуму, надо сначала научиться уверенно ездить боком и скользить, скользить, скользить…

Все это красиво (я имею в виду снежные брызги из-под колес), но не настолько однозначно, как обычно излагается. Дело в том, что общих рекомендаций существовать не может. Полный привод всегда оснащается довольно сложной трансмиссией. Это на первых полноприводных «ауди» все было просто: соотношение крутящего момента между осями 50:50 и никаких компромиссов. К слову, именно такая простота и была причиной крутого норова раллийных «ауди», покорять которые в начале 80-х было ой как не просто. Управление такими машинами требовало совсем иной школы и совершенно других рефлексов.

С тех пор трансмиссии поумнели и стали подыгрывать водителю, перераспределяя крутящий момент с передней оси на заднюю и наоборот, в зависимости от конкретных условий. Именно поэтому у автомобиля каждой фирмы не только свой норов и характер, но и свой ход мыслей в электронном мозге, управляющем трансмиссией.

Возьмем, например, «Mitsubishi Evo VIII» с его знаменитой опцией, перераспределяющей крутящий момент по осям в зависимости от режима установленного водителем: «Снег», «Гравий» и «Асфальт». Один из тестировавших машину журналистов, неплохой водитель, уверял читателей, что никакой разницы в поведении автомобиля в критических ситуациях независимо от выбранного режима он не почувствовал. Другой, не менее опытный водитель уверял, что ему больше всего понравился режим «Асфальт» и особенно на снегу. В режиме «Снег» при глубоких боковых скольжениях машина требовала более отточенных движений рулем и тонкой работы педалью газа. Оно и понятно, машина-то спортивная, и ездить на ней в глубоких скольжениях не пристало.

А как вы посмотрите на рекомендацию ударить по тормозам, если началось скольжение в повороте? Абсурд! Да, но на новом полноприводном автомобиле BMW пятой серии, где тяга «гуляет» между передом и задом под управлением электроники, именно так и следует поступать. Конструкторы предусмотрели в этот момент включение специальной системы, стабилизирующей машину на дороге. А это то, что надо обычному водителю, который как раз и бьет по тормозам от испуга, когда машину понесло.

Короче говоря, внимательно изучите инструкцию своего полноприводника и потренируйтесь на площадке, помня, что в любом случае такая машина не любит сильного поворота руля.

16.4. ТОРМОЖЕНИЕ И РАЗГОН

О том, что на скользкой дороге на автомобилях без АБС следует применять прерывистое (импульсное) торможение, написано во всех книжках и даже в правилах дорожного движения. Но мало кто рассматривает нюансы этого метода. Между тем первое нажатие на тормозную педаль должно быть коротким и резким. Оно позволяет определить надежность сцепления колес с дорогой. Затем, в процессе импульсного торможения, корректируйте положение автомобиля резкими подруливаниями в фазе отпускания педали. Это позволит избежать заноса автомобиля.

Максимальная эффективность как при разгоне, так и при торможении достигается при 10–15-процентном проскальзывании шин, причем вне зависимости от типа покрытия. Удерживать такой уровень проскальзывания постоянно практически невозможно. Поэтому мы добиваемся похожего эффекта, многократно повторяя блокировку колес. А значит, многократно проходя через наиболее эффективный режим сцепления шин с дорогой.

Теперь один очень важный момент! На машине без АБС при экстренном торможении с небольших скоростей по раскатанному льду грамотно будет выжать педаль сцепления. Это не даст мотору заглохнуть, если вы заблокируете колеса немного дольше необходимого. В противном случае с выключившимся двигателем автомобиль станет совсем неуправляемым. Прием особенно актуален для переднеприводного автомобиля: дело в том, что передние тормоза всегда мощнее задних, и вероятность того, что они остановят двигатель, выше, чем у заднеприводной машины. Напомню, речь идет о ситуации, когда скорость невелика. На приличной скорости (без АБС) выжимать сцепление при торможении будет ошибкой.

Прежде чем разгоняться, тронемся с места. На скользкой дороге подчас это не простая задача. Что делать, если вы банально забуксовали в снегу? Прежде всего, убедитесь, что передние колеса стоят прямо. Даже незначительный угол их поворота создает сильное сопротивление движению и провоцирует пробуксовку. Это особенно актуально для машин с задними ведущими колесами – повернутые передние выступают в этом случае для них всегда как тормоз. А для передних ведущих, может быть, и неплохо в некоторых случаях покрутить рулем наоборот, влево-вправо, чтобы шины нашли, за что зацепиться. Проверьте, не нагребли ли колеса перед собой снежные валики или не стоят ли они поперек скрытой под снегом колеи. Самое главное, чтобы первый оборот колеса произошел без пробуксовки. Нужно качнуть автомобиль, придав ему хотя бы минимальное движение вперед или назад, а затем очень плавно и дозированно добавлять газ, не допуская буксования.

На машине с «автоматом» бархатный старт делается так: просто передвиньте селектор из положения «N» в положение «D», не дотрагиваясь при этом до педали газа. Если первый оборот колеса произойдет без пробуксовки, то можно очень плавно прибавлять газ.

На автомобиле, оборудованном штатной антипробуксовочной системой, выключите ее специальной кнопкой, она не даст возможность плавно, но мощно качнуть машину. Если что-то не получилось и ведущие колеса забуксовали, сразу же прекратите газовать и начните все сначала. Держать газ бесполезно: шина быстро разогревает лед, и между ними образуется тонкая прослойка воды, значительно увеличивающая скольжение, а следовательно, и пробуксовку.

На заднеприводной «механике» для хорошего старта на льду можно включить вторую передачу и подтормозить ведущие колеса ручным тормозом в момент отпускания сцепления, как это практикуется у раллистов.

Стартовать, «как на ралли», лучше всего на скользком снежном или ледяном покрытии. Повторю, как правильно это делать: поставьте машину на ручник, прибавьте газ и держите постоянно около 2000 об/мин, затем отпустите сцепление до момента, когда оно начнет брать, и отпустите ручник, не прибавляя газ! Весь вопрос в том, насколько резко или плавно отпускать ручник и когда все-таки прибавлять газ – это дело опыта и практики.

librolife.ru

Управление автомобилем в сложных дорожных условиях

О безопасном вождении автомобиля в гололед, в сильный дождь, в туман и о правилах безопасного вождения.

Многие из начинающих автомобилистов, и даже автомобилисты со стажем, не всегда знают, как правильно и безопасно управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, основными из которых считаются движение на автомобиле в гололед, сильный дождь, туман (условия ограниченной видимости), а также, в снегопад, или на зимней дороге.

Краеугольным камнем безопасного управления автомобилем во всех дорожных условиях, и в особой степени в сложных является хорошее техническое состояние автомобиля, исправная работа стеклоочистителей и световых приборов, а также соответствие типа шин времени года и климатическим особенностям региона.

Туман

При управлении автомобилем в туман, или в условиях ограниченной видимости, в обязательном порядке необходимо снизить скорость движения до уровня, позволяющего совершить экстренное торможение автомобиля перед возможным неожиданным препятствием.

Кроме этого, необходимо включить дополнительные световые приборы, или противотуманные фары, а в качестве дополнительного источника привлечения внимания, включить аварийную сигнализацию, которая привлечет внимание других участников движения и создаст дополнительную зону безопасности.

Категорически не рекомендуется при движении автомобиля в условиях ограниченной видимости, использование дальнего света фар в качестве источника дополнительного освещения, ведь в данном случае, дальний свет, не только ухудшает видимость, но и приводит к повышенной утомляемости зрения водителя автомобиля.

Дождь

Сильный дождь, вносит свои коррективы в любое движение, так, при управлении автомобилем в дождливую погоду, необходимо снизить скорость движения и, увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля.

Следует избегать резких перестроений, ускорений, и торможения, стараясь максимально прямолинейно управлять автомобилем, а при возникновении эффекта аквапланирования вызванного резким ухудшением контакта автомобильных покрышек с дорожным покрытием, необходимо плавно и постепенно отпустить педаль газа, осуществляя таким образом мягкое торможение, и возобновление контакта шин с покрытием.

Неплохим решением, будет включение дополнительных источников света, а в случае очень сильного дождя и аварийной сигнализации.

Гололед

При движении на автомобиле в гололед, и в условиях сильного снегопада, следует учитывать увеличенную тормозную дистанцию, поэтому, расстояние до впереди идущего автомобиля должно быть максимально большим.

Категорически запрещаются резкие ускорения, торможения и перестроения, все эти маневры совершаемые в гололед и в снегопад, даже на ровной дороге, неизбежно приводят к потере сцепления с покрытием, и последующим срывом автомобиля в занос.

Скоростной режим движения необходимо выбирать не только, исходя из общей скорости транспортного потока, но, и с учетом индивидуальных свойств автомобиля, а также, типа установленных автомобильных покрышек.

Необходимо тщательно следить за работой двигателя и режимом движения, при этом, желательно держать обороты двигателя на отметке, близкой к началу уровня максимальной тяги двигателя, - ведь в этом случае, при неожиданном заносе, резким нажатием на педаль газа можно увеличить тягу двигателя до максимальной, и моментально выйти из начинающегося заноса.

avtoved.news

Вождение в сложных условиях

 

Хорошо, это начинает походить на ночной кошмар, но, допустим, Вы едете и Ваши тормоза с АБС отказали. Вы попробовали нажать на педаль несколько раз и убедились, что не перепутали педаль тормоза с педалью газа или сцепления. Что будете делать?  

   А.  пытаться прокачать тормоза    B.  воспользуетесь стояночным (ручным) тормозом, плавно

   C.  воспользуетесь стояночным (ручным) тормозом, резко

 

 

Правильный ответ: B: нужно воспользоваться стояночным (ручным) тормозом, плавно

Пользуйтесь стояночным тормозом аккуратно. Если сделаете это слишком резко, то отправите свой автомобиль в кювет.

Следующее, переключитесь на одну передачу вниз (механическая трансмиссия), или установите ограниченный скоростной режим (автоматическая) и начинайте подыскивать место для безопасного съезда с дороги.  

- Ситуация 4:

 

Мы не будем разбираться, как это произошло, но Ваш автомобиль упал в реку и начал быстро тонуть вместе с Вами. Вы знаете, что делать в таком случае? У Вас есть молоток для разбивания стекла в воде?  

   А.  нет, нет   B.  нет, есть

   C.  да, нет

   D.  просто скажите мне, что делать …

 

 

После того, как вы упали в воду, отстегните ремень безопасности и попытайтесь выбраться наружу через окно. Будьте готовы к тому, что стеклоподъемник может выйти из строя при контакте с водой. Если это произошло, у Вас есть два выхода…

Выход 1:

Попробуйте открыть дверь. Имейте в виду, что дверь может не открываться до тех пор, пока количество воды в салоне не достигнет уровня, при котором давление внутри автомобиля и снаружи станет примерно одинаковым.

Выход 2:

Если стекло не опускается и у Вас есть тот самый специальный молоток для таких ситуаций… используйте его.  

- Ситуация 5:

 

Если вас ослепил свет фар встречного автомобиля, вам следует:  

   А.  Включить дальний свет фар своего автомобиля и пусть водитель встречного автомобиля «попробует такого же угощения»   B.  Старайтесь не смотреть на фары встречного автомобиля и поверните глаза вниз и вправо или влево от дороги в зависимости от страны, в которой вы находитесь, и в качестве ориентиров используйте дорожную разметку.

   C.  помимо описанного в В, вам следует снизить скорость движения и также предупредить другого водителя кратким переключением дальности света фар.

   D.  и В, и С правильны

 

 

Правильный ответ D: и B, и C правильны.

Если вы не можете видеть дорогу из-за того, что вас ослепил свет фар другого водителя, вам следует перевести взгляд вправо или влево от дороги (в зависимости от страны, в которой вы находитесь) на дорожную разметку. Она поможет вам сориентироваться на дороге. Также вам следует снизить скорость и быть готовым к самому неожиданному. Можно также кратковременным включением дальнего света фар дать встречному водителю понять ситуацию.  

- Ситуация 6:

 

Если у вас проколота или лопнула шина, вам следует:

 

   А.  До упора нажать педаль тормоза и как можно быстрее остановиться   B.  Крепко держать руль, поддерживая движение автомобиля в заданном направлении

   C.  Отъехать в сторону от дороги и остановиться в безопасном месте

   D.  и В, и С правильны

 

 

Правильный ответ D: и B, и C правильны.

Сочетание высокой скорости, низкого атмосферного давления и температуры, а также избыточный груз могут привести к разрыву шины, особенно если она сильно изношена. Разрыв сопровождается громким звуком, и вы почувствуете, как руль ведет в сторону поврежденной шины. В такой ситуации крепко держите руль, стараясь сохранять направление движения прямо, не нажимайте на педаль газа и не делайте резких торможений. Постепенно сбавьте скорость и постарайтесь отъехать в сторону от дороги, включив аварийный сигнал.  

Разрыв шины

 

 

- Ситуация 7:

 

Если разбито ветровое стекло либо открылся капот:

 

Разбитое ветровое стекло, открылся капот

 

Прежде всего соблюдайте спокойствие:

- Поищите боковой ориентир, например, знак дорожной разметки через боковое зеркало или зеркало заднего вида.

- Предупредите других водителей, включив аварийную сигнализацию.

- Отпустите педаль газа.

- Плавно нажимайте на педаль тормоза и двигайтесь по направлению к краю дороги.  

 

ПОМНИТЕ!

Эти ситуации могут возникнуть неожиданно, тем не менее, их также можно избежать! Соблюдение скорости, постоянное внимание и поддержание надлежащего состояния автомобиля, всегда снижают риск возникновения аварийной ситуации.  

 

 

 

 

Раздел: Управление автомобилем в затрудненных состояниях сознания и тела:

 

 

Причиной многих ДТП являются:

 

- Усталость водителя - Потеря бдительности - Плохая работа средств управления автомобиля - Вождение в темное время суток в состоянии усталости - Состояние сонливости - Алкогольное опьянение  

Вождение в темное время суток

 

Вождение в темное время суток

 

 

 

 

Вождение в сонном состоянии:

 

Первый в США закон о вождении в сонном состоянии появился в Нью Джерси. «Закон Мэгги» (названный так после того, как 20-ти летняя девушка погибла по вине водителя в сонном состоянии), утверждает, что водители в сонном состоянии – это безответственные водители и могут быть осуждены за убийство, если в результате столкновения есть жертвы.

Вопрос?

Кто по Вашему мнению хуже прошел тест на вождение?

 

   А.  Водители, принимающие димедрол   B.  Водители в состоянии алкогольного опьянения (содержание в крови выше допустимой нормы)

 

Ответ: A. Димедрол – седативный антигистамин - вызывает сонливость. Исследования показали, что при вождении навыки и реакции людей, принимающих димедрол, намного хуже и замедленнее, чем у водителей с повышенным содержанием алкоголя в крови.  

Вождение в сонном состоянии

 

И наконец самая пугающая часть...

Многие водители в сонном состоянии, принимавшие участие в исследовании, даже не испытывали сонливость.  

Знаете ли вы признаки этого состояния?

Вы слишком вялы и утомлены чтобы вести машину, если:

- Ваши глаза закрываются или вы теряете фокус зрения - Ваша голова «падает» вперед - Вы не перестаете зевать - Вы начинаете пропускать дорожные знаки и сигналы - Вы не помните как проехали последние несколько минут - Вас выносит на другую полосу или вообще с дороги  

 

Некоторые лекарственные препараты вызывают сонливость!!!

 

Вопрос?

Если вы за рулем и испытываете сонливость, чашка кофе поможет вам?  

   А.  Верно   B.  Неверно

 

Ответ B: Неверно.

Кофе – это временное средство. Если после приема лекарств вы испытываете сонливость, даже коффеин не избавит вас от "микро-снов" — коротких, непреднамеренных «провалов» в сон на 4 – 5 секунд. За этот короткий период «микро-сна” ваш автомобиль на скорости 90 км/ч проедет неуправляемым дистанцию длиной в футбольное поле!  

 

Вынужденные остановки для сна:

 

- Останавливайтесь для того, чтобы вздремнуть, в безопасном месте, относительно публичном (не на обочине дороги). Чем больше людей рядом с тем местом, где вы остановились вздремнуть, тем меньше вы будете беспокоиться о возможных происшествиях во время вашего отдыха.- Закройте окна и заблокируйте все двери.- Откиньтесь в своем кресле, закройте глаза и постарайтесь вздремнуть около 15 минут.- Не ждите , что этот короткий сон полностью восстановит ваши силы и избавит от сонливости. Как можно раньше езжайте домой и как следует выспитесь. Помните, что большинству из нас необходимо около 8.5 часов для полноценного сна.  

Парковка для сна

 

 

 

Стрессы и устойчивость к ним:

 

Для начала давайте определим два понятия:

Стресс-фактор – это какое-либо требование, условие, которое мы возлагаем на себя сами или же возлагает на нас наше окружение, среда.

Стресс – это наша физическая, ментальная и эмоциональная реакция на стресс-фактор.  

Вопрос 1:

Какое из следующих событий может быть стресс-фактором и привести к стрессу?

 

   А.  Продвижение по службе   B.  Замужество/женитьба

   C.  Сильная простуда

   D.  Все вышеперечисленное

 

Ответ D: Все вышеперечисленное. В зависимости от вашей реакции стресс-фактором может быть любое событие — позитивное или негативное, радостное или печальное, масштабное или маленькое — которое ведет к:

- Переменам в вашей обычной жизни- Переменам в вашем здоровье- Воображаемым переменам (беспокойство)  

Вопрос 2:

Большинства стресс-факторов можно избежать?

 

   А.  Верно   B.  Неверно

 

Ответ B: Неверно. Стресс – это часть жизни. Вы можете научиться управлять своей реакцией на стресс-факторы, но не на все. Что гораздо важнее, вы можете научиться «отклоняться» от стресса – это и есть стрессоустойчивость.  

 

 

 

Использование мобильных телефонов во время движения:

 

Если во время движения вам нужно использовать мобильный телефон, то обязательно используйте hands-free device. Однако, даже при использовании hands-free device вы обязаны уйти из потока машин и остановить машину для продолжения телефонного разговора, телефонный разговор может отвлечь вас от дороги, что может привести к необратимым последствиям.

 

Использование мобильных телефонов во время движения  

 

 

 

 

Раздел: Управление автомобилем в сложных природных и погодных условиях:

 

 

Состояние дороги и погодные условия:

- Дождь и аквапланирование, мокрая дорога- Снег, лёд- Туман, дым  

 

Скользкая мокрая дорога:

 

Аквапланирование или глиссирование шины.

АКВАпланирование – это прогрессирующая потеря контакта шины с поверхностью дороги в результате образования пленки воды (толщиной > 0,5 мм) между шиной (шинами) и дорогой.  

Основные факторы, приводящие к подобному состоянию: - Скопление дождевой воды и плохой дренаж полотна дороги. - Глубина и тип жидкости (в основном воды). - Глубина и рисунок протектора шины. - Скорость.

Два показателя того, что ваш автомобиль в состоянии аквапланирования:    1. У вас может появиться ощущение, что задняя часть вашего транспортного средства движется в сторону.    2. Руление может чувствоваться ослабленным, или немного «легче» чем обычно.

Действия при аквапланировании: - Уберите ногу с педали газа. - Не тормозите и не разгоняйтесь. - Не делайте резких движений рулем. - Дождитесь, когда шины вновь восстановят контакт с поверхностью дороги.  

В случае полного динамического аквапланирования (все четыре шины), ни одно из действий, выполняемых водителем, не передается на поверхность трассы. Тем не менее, при частичном аквапланировании, шина или шины, все еще находящиеся в контакте с дорогой, выполнят команду (торможение, управление или ускорение), создавая таким образом искаженную и неконтролируемую реакцию автомобиля.  

Занос (Избыточная поворачиваемость) - представляет собой боковое скольжение машины при одновременном продолжающемся поступательном движении. В практике заносу наиболее подвержены колеса задней оси.  

Основные действия при заносе: - поворачиваем руль в сторону заноса - плавно увеличиваем подачу газа  

Снос (Недостаточная поворачиваемость) - представляет собой скольжение или смещение передней оси автомобиля с траектории движения .  

Основные действия при сносе: - применить торможение двигателем и повернуть руль в обратную сторону, пока сцепление не восстановится. После этого плавно затормозить и вписаться в поворот.  

Управление автомобилем в условиях тумана и дыма:

Туман состоит из маленьких капель воды, висящих в воздухе. Это связано с определенными погодными условиями: влажностью, пониженной температурой и отсутствием ветра. В общем, туман – это облако, которое появляется у поверхности земли в результате конденсации влажности воздуха в капли воды.  

- Включите аварийную сигнализацию если нужно и если это не запрещено местными законами в данных обстоятельствах - Включите передние и задние противотуманные фары (если таковые имеются на вашей машине). - Включите ближний свет - НЕ использовать дальний свет. Дальний свет фар направляет лучи прямо в туман, чем затрудняет условия видимости.  

Управляя автомобилем в неблагоприятных погодных условиях (туман и/или дым), используйте в качестве ориентира правый край дороги (линия между краем дороги и обочиной), а не центральную полосу. Это поможет вам избежать столкновения со встречным транспортом и не отвлечься на свет фар встречных машин.  

Ваш запасной «путь отхода» должен быть всегда по правой стороне от вас.  

autokrot.ru

Управление автомобилем в сложных условиях — Знай ПДД!

  1. Действия на спусках, подъемах и крутых поворотах.
  2. Управление автомобилем в транспортном потоке.
  3. Управление автомобилем на перекрестках и пешеходных переходах.
  4. Проезд пешеходных переходов и мест отстановки маршрутных ТС.
  5. Особые условия и безопасность движения.
  6. Движение по дороге при наличии не ней колеи.
  7. Проезд луж и грязных участков дорог.
  8. Движение по песчаным участкам.
  9. Управление автомобилем при проезде ЖД переездов, мостов, туннелей.
  10. Особенности проезда мостов, путепроводов.
  11. Буксировка и эксплуатация транспортных средств.
  12. Движение в колонне.
  13. Короткие советы

Действия на спусках, подъемах и крутых поворотах

Любой крутой поворот дороги, подъем или спуск повышают опасность движения автомобиля и усложняют управление им. Перед крутыми поворотами, как правило, обзорность дороги ограничена.

При оценке крутизны поворота легко допустить ошибку, даже в случае, когда дорога просматривается на большом протяжении.На горных дорогах следует двигаться на невысоких скоростях с соблюдением предельной осторожности.

На затяжных спусках, перед спуском следует снижать скорость и включать низшую передачу. При остановках на спусках нужно упереть колеса в бордюр, камень или другое препятствие, включить заднюю передачу и стояночный тормоз.

Для проверки технического состояния автомобиля и устранения появившейся неисправности в горных условиях сооружают эстакады в специально отведенном месте.

  • с уклоном не менее 23o -для легковых автомобилей и автобусов;
  • с уклоном 31o для грузовых автомобилей и автопоездов.

Необходимо помнить, что при съезде с эстакады преждевременный поворот рулевого колеса может привести к падению автомобиля с эстакады.

Управление автомобилем в транспортном потоке

На дороге, свободной от транспортных средств, водитель выбирает скорость движения автомобиля в зависимости от дорожных обстоятельств (ширины и числа полос, профиля, качества и состояния дорожного покрытия), условий видимости и установленных ПДД ограничений.

В каждом отдельном случае скорость должна сочетаться с окружающей обстановкой, опытом водителя, интенсивностью движения и дорожных условий. Чем выше скорость, тем труднее водителю, так как меньше времени остается для принятия решения.

В транспортном потоке часть транспортных средств движутся друг за другом с ограниченной дистанцией, причем условия для маневрирования бывают крайне стесненными. В этой ситуации водитель лишен возможности выбирать скорость движения.

Скорость устанавливается под влиянием скоростного режима всего потока и, прежде всего головного автомобиля — лидера. Такой режим движения характерен для многих дорог вне населенных пунктов и в городах.Действия водителя в плотных транспортных потоках отличаются большой напряженностью. Двигаясь в стесненных условиях, некоторые водители теряют выдержку, идут на лишний риск, пытаясь опередить поток транспортных средств, что нередко приводит к возникновению опасных и аварийных ситуаций.В плотных транспортных потоках водитель должен уметь сохранять на длительное время благоразумие и выдержку.

Для таких потоков наиболее характерны ДТП с попутными столкновениями, которые бывают при торможении лидера, особенно на мокрых и скользких дорогах. Чаще всего столкновения происходят из-за ошибок водителей в выборе дистанции, невнимательности, а также из-за неумелых действий водителя — лидера или его эгоистических наклонностях. Водитель — лидер должен быть предупредительным в отношении следующих за ним водителей и заблаговременно предупреждать их о каждом своем намерении.

Выбор дистанции в транспортном потоке является важной задачей. Часто это сопряжено с риском, особенно при совместном движении в потоке транспортных средств с разными габаритами, тяговой и тормозной динамичностью. Безопасная дистанция зависит от скорости транспортного потока, размера транспортного средства — лидера, разницы характеристик тормозных систем и загрузки транспортных средств, а также от типа и состояния дорожного покрытия.

С учетом перечисленных факторов дистанцию безопасности выбирают равной остановочному пути в зависимости от скорости движения.В насаленных пунктах — она должна быть примерно равной (в метрах) скорости автомобиля, выраженной в м/с. Например, при скорости 60 км/час (17 м/с) необходимо поддерживать дистанцию, равную 17 м.

За пределами населенных пунктов — она должна быть примерно равной (в метрах) скорости (км/час). Например: при движении со скоростью 50 км/час безопасная дистанция должна быть 50 метров; при скорости  70 км/час — 70 метров и т.д.

На мокрой, грязной дороге безопасная дистанция также должна быть увеличена, иначе брызги грязной воды могут попасть на лобовое стекло и ухудшить видимость.

В плотных транспортных потоках, особенно в городах, часто приходится двигаться на расстоянии до лидера меньшем, чем дистанция безопасности. В этих случаях водитель должен быть готов к мгновенному торможению.Определить повышенную опасность при закрытом обзоре можно по разным признакам, например перекрестки — по поведению других участников движения, расположению дорожных знаков, а также судить о намерениях водителя, движущегося впереди по таким признакам: 

  • Снижение скорости и перемещение вправо или влево с включенными указателями поворота (свидетельствуют — остановка, поворот, разворот).
  • Увеличение скорости при включенных указателях поворота и смещение автомобиля — опережение или обгон.
  • Перемещение вправо без снижения скорости — о встречном разъезде.
  • Перемещение влево без увеличения скорости и включенных сигналах поворота — об объезде.
  • Снижение скорости и перемещение к правому краю проезжей части или даже на обочину при включенном левом указателе поворота — о развороте.

Если дистанция до лидера увеличена, этим могут воспользоваться водители других автомобилей меньшей длины, с лучшей тяговой динамичностью и маневренностью, выстраиваясь за лидером. На это нужно реагировать спокойно.

Водитель должен хладнокровно реагировать и на непонятные или неправильные действия лидера и других участников движения.

На многополосных дорогах в плотных транспортных потоках перестроение сопряжено с определенными трудностями, особенно для больших грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов. Легче перестроиться на полосу, по которой транспортные средства движутся медленнее. В этом случае достаточно, чтобы расстояние от заднего конца автомобиля до передней части опережаемого транспортного средства было в два — три раза больше длины вашего автомобиля.

Для перестроения на полосу, по которой транспортные средства движутся быстрее, указанное расстояние должно быть в три — четыре раза больше длины автомобиля.

Перестроение должно быть четким и в строгом с ПДД.

Управление автомобилем на перекрестках и пешеходных переходах

Известно, что самое большое число ДТП происходит на перекрестках. А поскольку пересечения, особенно в населенных пунктах, встречаются часто и их проезд довольно сложный, необходимо очень тщательно отработать безопасные приемы маневрирования на перекрестках, доводя их до автоматизма.Большое значение для удобства и безопасного проезда перекрестка имеют условия обзорности.

Необходимо запомнить последовательность действий при проезде нерегулируемого перекрестка:

  • Определить характер перекрестка (пересечение равнозначных или неравнозначных дорог).
  • Своевременно занять необходимую полосу движения, выверить свое положение на дороге.
  • Снизить скорость движения до безопасной по фактическим условиям движения.
  • Осуществить проезд перекрестка в соответствии с правилами проезда нерегулируемых перекрестков.
  • Быть готовым к предотвращению ДТП.
  • Быть готовым к экстренному торможению.
  • При маневре на перекрестке необходимо:
  • Посмотреть в зеркало заднего вида, убедиться в безопасности маневра и подать сигнал указателем поворота.
  • Через 2-3 сек после подачи сигнала указателем поворота еще раз проконтролировать обстановку в зеркало заднего вида и начать перестроение.
  • На нерегулируемых пересечениях встречаются следующие типичные опасные ситуации, возникающие:
  • При нарушении правил дорожного движения. Водитель не пропустил транспортное средство, имеющее преимущественное право на движение.
  • При ограниченной обзорности из-за поворачивающегося транспортного средства.
  • При сочетании ограниченной обзорности с отвлечением внимания на автобус или другое транспортное средство.
  • При нежелании пропустить пешеходов на пешеходном переходе, совершая, правый или левый повороты.
  • При повороте (автопоезда) не из крайнего правого ряда направо из-за больших габаритов.
  • При сочетании нарушений ПДД с невнимательностью.

Техника выполнения поворотов и разворотов на регулируемом перекрестке аналогична технике выполнения этих маневров на нерегулируемых перекрестках. Только эти маневры выполняются при соответствующих сигналах светофора или регулировщика.

При проезде регулируемых пересечений возникают следующие типичные опасные ситуации:

Столкновение при разрешающем сигнале светофора с не успевшим закончить проезд перекрестка в поперечном направлении транспортным средством, пытающимся <проскочить> пересечение.

Столкновение перед перекрестком при смене сигнала светофора из-за невнимательности и несогласованности действий водителей при резком торможении на зеленый мигающий сигнал.

Наезд на пешехода, заканчивающего переход проезжей части при включенном для него запрещающем сигнале светофора.

Проезд на большой скорости (сходу) на разрешающий сигнал в условиях недостаточной видимости или ограниченной обзорности дороги при совершении поворотов.

Проезд пешеходных переходов и мест отстановки маршрутных транспортных средств

Эти места характеризуются повышенной опасностью из-за частого внезапного появления пешеходов.

При приближении к пешеходному переходу следует заранее снизить скорость, повысить внимание, оценить условия видимости, обзорности на нем. Причем, чем ниже или хуже обзорность, тем больше должна быть снижена скорость.

Особое внимание следует уделять поведению пешеходов в ненастную погоду, в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (поднятый зонтик и воротник, головной убор) и т.д., спешка при переходе, из-за чего не замечается опасность.

Основная ошибка водителя — отсутствие прогноза и неумение вовремя обнаружить появление пешехода.

Признаком опасности является скопление пешеходов на переходе в ожидании безопасного для окончания перехода проезжей части промежутка между автомобилями, движущимися с нарушением ПДД. В этой ситуации часто находится нетерпеливый пешеход, внезапно перебегающий проезжую часть.

Характерной особенностью опасных ситуаций является наличие мест скопления людей, автобусная остановка (маршрутных транспортных средств). В этих зонах пешеходы из-за отвлечения внимания недостаточно собраны, склонны перебегать дорогу перед близко идущими транспортными средствами. Водителю необходимо заранее учитывать эти факторы проезжая остановки маршрутных транспортных средств.

Выход на проезжую часть в неустановленном месте достаточно характерен для детей. Важнейшим признаком опасности является ограниченная обзорность ближайшего придорожного пространства. Заборы, густые зеленые насаждения в непосредственной близости от проезжей части всегда значительно повышают вероятность внезапного появления пешеходов, особенно детей.

Необходимо заранее снизить скорость, повысить внимание, увеличить интервал до насаждения и быть готовым к экстренному торможению.

Типичные опасные ситуации на трамвайных остановках:

  • Водитель пропускает ранний признак опасности — трамвайную остановку.
  • Не прогнозирует возможное внезапное появление пешеходов.
  • Не принимает предварительных мер для безопасного проезда трамвайной остановки.

Особые условия (ТВС, УНВ)  и безопасность движения

Работа водителя при управлении автомобилем протекает в различных дорожных условиях и что не менее важно, климатических условиях. От того, как он подготовил свое рабочее место, зависит утомляемость и производительность труда.

Возникают трудности у водителя особенно при управлении автомобилем в темное время суток и УНВ.

В темное время суток условия работы водителя ухудшаются, — сокращается обзорность дороги и окружающих предметов. Возникает возможность ослепления светом фар встречных транспортных средств. Водитель, работающий в более напряженной обстановке устает быстрее.

При наступлении темноты, когда обзорность дороги уменьшается на расстояние 150 м необходимо включить дальний свет фар. Необходимо учитывать, что освещенность дороги фарами даже при включенном дальнем свете не обеспечивает хорошей просматриваемости окружающей обстановки, поэтому водители должны снижать скорость движения. При встречных разъездах водитель должен заблаговременно на расстоянии не менее 150 м переключить фары на ближний свет.

В городских условиях — на освещенных улицах или дорогах, когда свет фонарей обеспечивает хорошую просматриваемость дороги и окружающей обстановки, включают ближний свет или подфарники. Большое значение во время движения в такое время имеет состояние фар и их регулировка. Дорога в непосредственной близости от автомобиля лучше освещается ближним светом фар, поэтому при небольшой скорости лучше включать ближний свет фар.Чем выше скорость движения автомобиля, тем на большее расстояние должна просматриваться дорога. Так при скорости 30 км/час видимость должна быть 30 м, при скорости 60 км/час — 90 м, при скорости 90 км/час — 180 м не менее.

При остановке, стоянке в местах с УНВ необходимо включать аварийную сигнализацию, при неисправности аварийной сигнализации установить позади автомобиля знак аварийной остановки не ближе 20 м в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов.

Движение во время дождя опасно тем, что поверхность дороги увлажняется вместе с имеющейся на ней пылью, которая делает дорогу скользкой. Во время дождя резко ухудшается видимость дороги, в этом случае необходимо снизить скорость движения.

При разъезде со встречными транспортными средствами и обгоне ветровое стекло забрызгивается. Поэтому пользование стеклоочистителем, где отсутствует жидкость для обмывания стекла, ухудшает видимость. Образовавшиеся лужи заполняют выбоины дороги, поэтому необходимо снизить скорость, чтобы не попасть в яму. В дождь намокают колодки тормозов в связи с чем значительно снижается эффективность торможения. Необходимо чаще производить сушку тормозных колодок, для чего, на короткой дистанции пробега несколькими резкими нажатиями на тормозную педаль просушить тормоза

Движение при тумане опасно тем, что видимость дороги резко ухудшается. Если туман плотный, то лучше его переждать, съехав с проезжей части дороги. Объекты в тумане всегда кажутся более отдаленными, чем в действительности. При движении в тумане в темное время суток необходимо включить ближний свет фар, противотуманные фары, а днем подфарники.Ориентиром во время движения служат деревья, столбы и другие предметы у края дороги. Дальний свет включать не следует, так как он рассеивается и только ослепляет встречных водителей. Туман всегда находится на некотором расстоянии от поверхности дороги, поэтому свет противотуманных фар более эффективен.

Вождение на загородной дороге имеет ряд особенностей, которые водитель должен учитывать. Отсутствие интенсивного движения, меньшее количество перекрестков, лучшая видимость дороги — все это ослабляет внимание водителя, это успокаивает его, и он не сразу оценивает осложнение ситуации и не может своевременно принять меры предосторожности. Однообразный ландшафт действует на водителя усыпляюще, а если водитель устал и долго находится в движении, то он может уснуть. Для того чтобы избежать  этого необходимо остановиться, отдохнуть, размяться, сделать несколько резких движений, а если разминка не помогает, необходимо автомобиль отвести  в сторону на обочину дороги и отдохнуть.

Статистика показывает, что на темное время суток приходится почти половина всех ДТП с наиболее тяжелыми последствиями.Снижение интенсивности движения порождает у многих водителей уверенность в том, что можно двигаться с более высокой скоростью и более свободно маневрировать, чем днем, а ослабление контроля порождает чувство безнаказанности.

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем днем. К работе на автомобиле в темное время суток надо тщательно готовиться. Скорость движения в темное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости днем.

Сближаясь со встречным транспортным средством, водитель должен быстро определить, движется оно или стоит на месте. Переключать фары на ближний свет необходимо тогда, когда водитель испытывает ощущение неудобства  или когда переключил свет водитель встречного автомобиля, но не ближе 250 м до встречного транспортного средства. После переключения установить (снизить) скорость в связи с уменьшением расстояния видимости и наблюдать за правым краем проезжей части.

Если водитель встречного транспортного средства не выключает дальний свет, необходимо повторить переключение света фар. В случае, когда он продолжает нарушать ПДД, необходимо снизить скорость, принять вправо и остановиться на своей полосе.

Движение по дороге при наличии не ней колеи.

Колея, образованная гужевыми повозками, не очень глубокая и значительной глубины. Ширина колеи гужевой повозки меньше автомобильной и если она неглубокая, то можно пустить одно колесо автомобиля по колее. Если колея глубокая, то лучше от нее отказаться.

Когда нужно пересечь колею, то следует направлять автомобиль наискосок к колее под углом 45 град. если колея глубокая, то лучше в месте пересечения предварительно обрушить ее края.

Перед выездом из колеи после остановки необходимо повернуть рулевое колесо сначала в сторону, противоположную стороне выезда, а затем в сторону выезда. Выезжать необходимо на низшей передаче, без рывков, плавно повернув управляемые колеса так, чтобы они не препятствовали выезду из колеи. В движении выезжать из колеи надо с небольшим разгоном, на низшей передаче.

Проезд луж и грязных участков дорог.

Такие участки необходимо преодолевать очень осторожно. Прежде чем въезжать в них, надо предварительно их разведать — под водой могут находиться топкие, грязные участки. Ехать через лужу лучше по имеющейся колее — там грунт плотнее и меньше шансов застрять.

Заранее следует переключиться на пониженную передачу, двигаться через лужу равномерно, не замедляя и не ускоряя движение автомобиля.

Движение по песчаным участкам.

Преодолевая песчаные участки, следует заранее выбрать наиболее безопасное направление движения.

  • На вязком песке или песчаном участке большой протяженности заранее спустить воздух в шинах до половины давления Р = 1,8 — 2,0.
  • Включить пониженную передачу и не менять ее во время движения.
  • Стараться двигаться прямо, так как повороты могут вызвать остановку автомобиля или его пробуксовку.
  • По сырому песку надо ехать быстрее, так как малая скорость приводит к заплыванию  колес.

Неглубокие и узкие канавы, рвы следует преодолевать под прямым углом на пониженной передаче.

Для преодоления водной преграды необходимо:

  • Въезжать в воду без разгона, на первой передаче, под небольшим углом к берегу и вниз по течению.
  • Въезжать плавно, увеличивая обороты двигателя после преодоления брода, на ровном участке просушить тормоза.
  • Для обеспечения безопасности при ледовой переправе необходимо:
  • Разведать наиболее пологие съезды на лед и выезды на берег, определить толщину льда и его состояние,
  • При замере толщины льда учитывается только чистый, сплошной, стекловидный слой льда.
  • Если между льдом и поверхностью воды имеется воздушная прослойка, то следует отказаться от переправы по такому льду.
  • Двигаться по льду постоянно со скоростью 10 — 15 км/час.
  • Перед началом переправы высадить пассажиров, открыть дверь салона и не закрывать ее на протяжении всей переправы.

Вождение  автомобиля на ледовых переправах и дорогах, покрытых льдом, не прощает ошибок и неточностей в вождении. Чаще всего это бывает занос. Причиной заноса может быть резкое ускорение движения автомобиля и резкое торможение.

Боковой занос возникает от воздействия центробежной (на повороте), или поперечной инерционной силы.

Причинами бокового заноса могут быть:

  • неодновременное и неравномерное торможение колес вследствие неправильной их регулировки, замасливания или износа фрикционных накладок колодок;
  • неодинаковое давление воздуха в шинах или большой износ рисунка протектора; прокол шины;
  • слишком большая скорость на поворо-тах;
  • резкое ускорение движения на скользких дорогах; резкое торможение и особенно на влажных, грязных, заснеженных и  покрытых льдом участках дороги;
  • резкий поворот рулевого колеса на большой скорости движения.

Таким образом, главным фак-тором здесь является скорость движения, поэтому водитель дол-жен уделять большое внимание выбору правильной скорости применительно к конкретной обстановке.

Занос, как правило, бывает задней оси и реже — передней. Одним из способов прекращения заноса задней оси является поворот передних колес в сторону заноса. При этом рулевое колесо следует поворачивать плавно на небольшой угол. Резкий и большой поворот рулевого колеса может вызвать занос в противоположную сторону. В начальный момент заноса не ре рекомендуется сразу отпускать педаль управления дроссельными заслонками, выключать сцепление и производить резкое торможе-ние, что может только усилить занос.

Управление автомобилем при проезде железнодорожных переездов, мостов, туннелей. Буксировка транспортных средств.

Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути, только на железнодорожных переездах. Начиная движение после остановки перед ЖДП, водитель должен убедиться в том, что не приближается поезд или другое рельсовое средство.

Руководствоваться шлагбаумом, световой и звуковой сигнализацией, дорожными знаками, дорожной разметкой и указаниями и сигналами дежурного по переезду. Останавливаться водитель должен у разметки 1.12 <стоп-линия> или перед дорожным  знаком 2.2, светофором или шлагбаумом так, чтобы видеть сигналы. Если их нет — не ближе 10 м от ближайшего рельса до транспортного средства.

Движение через ЖДП запрещается в следующих случаях:

  • Дежурный по ЖДП подает сигнал запрещения движения.
  • Шлагбаум опущен или начал опускаться.
  • Включен запрещающий сигнал светофора, (независимо от положения шлагбаума).
  • За  переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде.
  • Если вы видите, что приближается локомотив.

 Сельскохозяйственным, дорожным, строительным и другим машинам и механизмам движение через ЖДП разрешается только в транспортном положении.

В случае вынужденной остановки транспортного средства на переезде немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда транспортным средством. Послать в обе стороны людей на расстояние не менее чем 1000 м для подачи сигнала и остановки поезда. Оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы тревоги, принимать все меры для освобождения транспортным средством переезда. При появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки круговым движением руки днем и фонарем или  фонариком — ночью.

Особенности проезда мостов, путепроводов.

При проезде узких мостов, эстакад, путепроводов нужно помнить, что отсутствие на них обочин создает у водителя ложное впечатление значительного сужения дороги, и поэтому они стремятся ехать как можно ближе к осевой линии, что затрудняет встречный разъезд. Во многих случаях при въездах на мосты, путепроводы обзорность ухудшается так же, как  и состояние дорожного покрытия, поэтому скорость движения надо снизить заблаговременно до безопасных пределов.

С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя на дорогах ее может и не быть. Это объясняется тем, что пролетные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению способствует также повышенная влажность воздуха от испарения воды.

На автомобильных дорогах грузоподъемность мостов определяется дорожными знаками. Если на пути движения имеется деревянный мост, грузоподъемность которого не определена дорожным знаком и возможность проезда по нему вызывает сомнение, то лучше объехать его по другому маршруту. Определять грузоподъемность моста <на глаз> не стоит.

Буксировка и эксплуатация транспортных средств.

Буксировка производится:

  • На жесткой сцепке (не более 4 м) у буксируемого транспортного средства должно быть исправным рулевое управление.
  • На гибкой сцепке (от 4 м до 6 м) — у буксируемого ТС должны быть исправны тормозная система и рулевое управление.
  • С частичной погрузкой на платформу или специальную автомашину.

Допускается отсутствие водителя за рулем буксируемого ТС, если жесткая сцепка обеспечивает буксируемому ТС повторение траектории движения.

Перед началом буксировки водители согласовывают подачу сигналов.Перевозить людей при буксировке в кузове буксирующего автомобиля, а также  в кабине и кузове буксируемого грузового автомобиля запрещаетсяРазрешается перевозить людей в легковом автомобиле и в кабине буксирующего грузового автомобиля.

Обозначение при буксировке у буксирующего транспортного средства — ближний свет, у  буксируемого — аварийная сигнализация. Если аварийная сигнализация неисправна, закрепить сзади ЗАО. Гибкая сцепка обозначается сигнальными флажками через каждый метр.

Движение в колонне.

На каждом автомобиле должен быть включен ближний свет.Вождение автомобиля в колонне значительно сложнее управления одиночным автомобилем и требует от водителя предельной собранности и внимательности. Двигаясь в колонне, водитель лишен необходимой обзорности. Он должен вести автомобиль строго вслед за движущимися впереди транспортными средствами. Поэтому многие препятствия возникают перед водителем неожиданно. Это требует постоянной готовности к немедленным действиям.

В начале колонны должны двигаться тяжеловесные и тихоходные транспортные средства, что позволит избежать их остановки  и сильного увеличения дистанции.

В начале основной автомобиль начинает движение со скоростью 15-20 км/час, а затем плавно увеличивается скорость, (на грунтовых дорогах 30-40 км/час, на дорогах с твердым покрытием 40-50 км/час).На каждом ТС устанавливают знак <К>. Движение колонны более 5 автомобилей в ней согласуется с ГАИ.

Короткие советы

На грунтовых дорогах сопротивление движению автомобиля значительно больше, чем на дорогах с твердым покрытием. Поэтому при трогании с места необходимо давать больше разгон и быстрее переключать передачи.

При съезде на труднопроходимую дорогу переключение на низшую передачу необходимо делать быстрее, чем мягче грунт, тем менее правильным и точным будет поворот автомобиля. Он может проехать по большой дуге поворота.

При сильном торможении колеса вдавливаются в мягкий грунт, и рулевое колесо может вырваться из рук и потребуется больше усилий для удержания автомобиля в заданном направлении. При движении на крутых спусках грунтовых дорог нужно включить низшую передачу и тормозить в основном двигателем.

Особенно опасно сочетание крутого скользкого поворота со спуском. Здесь нельзя одновременно тормозить и поворачивать рулевое колесо. Автомобиль не может среагировать на поворот и движется прямо. В этом случае тормоз необходимо отпустить и пробовать притормозить стояночным тормозом.

В случае подъема при влажном, скользком грунте, лучше всего заблаговременно надеть цепи противоскольжения.

Вождение по лесным дорогам несет за собой много неожиданностей из-за ограниченной обзорности и, следовательно, трудностей в ориентации водителя при движении по ней. Во всех случаях, когда требуется двигаться по лесной дороге без хорошей накатанной на ней колеи, следует разведать путь, поискать, нет ли возможности объехать такой участок.

Если его нет, то:

  • если дорога узкая, следует двигаться с малой скоростью, дающей возможность экстренного торможения;
  • если слышен звук приближающегося транспортного средства, лучше всего принять вправо в более широком месте и остановиться, пропустить транспортное средство;
  • если есть участки с мокрым грунтом, то лучше их объехать или устлать ветками и проехать на более высокой скорости, но не поломать рессоры;
  • если встречаются участки с глубокой грязью, то преодолевайте их на 2-й скорости с разгона;
  • если участок покрыт водой, то автомобиль необходимо вести осторожно, чтобы не попасть в яму или не наехать на скрытые под водой пни и камни, а в случае сомнений проверить глубину ямы;
  • если предстоит проезд по колейной дороге необходимо одной стороной ехать по сухому, не заезженному участку.

Движение по накатанной снежной дороге не представляет трудностей. Следует лишь помнить, что на ней сцепление колес автомобиля с дорогой небольшое, поэтому:

  • нельзя резко поворачивать рулевое колесо и тормозить перед поворотом; необходимо заблаговременно снизить скорость автомобиля;
  • небольшие снежные заносы и сугробы следует преодолевать с разгона без переключения передачи и поворотов руля;
  • если длинный участок автомобиль не прошел и начинает буксовать, то, не допуская его полного застревания, следует остановиться и начать движение назад по старому следу, затем разогнать автомобиль и преодолеть оставшийся участок.

Участки с глубоким снегом лучше всего преодолевать, используя цепи противоскольжения. Дорогу, покрытую рыхлым и мокрым снегом преодолевать на небольшой скорости, плавно и осторожно.

На участках дороги с вязким грунтом следует быть  внимательным и выбирать путь, наиболее удобный и безопасный.

Участки, покрытые водой или жидкой грязью, необходимо предпочитать местам с густой грязью, потому что там сопротивление качению колес меньше.

Не раскатанная колея, оставленная ранее прошедшим автомобилем пригодна для проезда. Наличие воды в колеях свидетельствует о том, что на их дне находится плотный грунт. Если колея вдруг расширилась, это означает, что она в этом месте имеет большую глубину.

Для того чтобы проехать участок дороги с вязким грунтом необходимо остановить автомобиль на расстоянии возможного разгона, включить низшую передачу и поддерживать непрерывное движение автомобиля, плавно, без рывков и резких торможений, не переключая передач и не останавливаясь. При остановке автомобиля применять метод раскачки.

znaypdd.ru

Новейший самоучитель безопасного вождения. Содержание - 16. ВОЖДЕНИЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

Никогда не обгоняйте автомобиль на перекрестке,так как он может внезапно повернуть налево. Если во время обгона внезапно появился встречный автомобиль, а вы не успеваете его завершить, благоразумно сразу отказаться от обгона. Молниеносно применяйте экстренное торможение, и, как только тормозная педаль будет отпущена, вы получите шанс спрятаться за автомобилем, который вы собирались обогнать.

Этот маневр требует достаточного хладнокровия и высокой техники исполнения. Представим себе ситуацию, когда вы не успеваете вернуться обратно, а на вас мчится встречный автомобиль. Самое главное – избежать лобового удара. Здесь оправдано практически все. Авария происходит в считаные доли секунды, и времени на размышления нет. Постарайтесь запрограммировать правильные действия постоянным прокручиванием подобных ситуаций в уме. Единственный выход – добровольный «улет» с дороги или же боковые, скользящие удары о любые препятствия, но только не лобовой удар. Суммируйте приблизительную скорость встречного автомобиля и вашу собственную – и вы поймете, какой страшной силы будет лобовое столкновение. Его надо избежать любой ценой.

Не устраивайте гонки на дорогах. Если вы видите, что ваш «соперник» не дает себя обгонять, сразу капитулируйте – это очень опасная игра. В Германии за подобные гонки предусмотрен огромный денежный штраф и лишение водительских прав на длительный срок. Помните, что гонку выигрывает не тот, кто рискует на обгонах, а кто благополучно добирается до финиша.

«...На трассе в Монако расстояние между поворотами настолько мало, что нигде не удается получить запас скорости, необходимый для обгона. Любой обгон на этой трассе происходит по причине дефекта лидирующего автомобиля, или из-за явной ошибки гонщика в езде, или по воле Божьей» – это слова Ники Лауды. Напрашивается простая параллель: на дорогах, изобилующих крутыми поворотами, от обгона лучше отказаться. Ничего страшного, что вы прибудете к месту назначения на несколько минут позже опасного водителя. Это проверено на практике очень много раз.

Перед началом обгона обязательно посмотрите в зеркало заднего вида. Не исключено, что кто-то уже обгоняет вас. Тогда от обгона следует отказаться. Или такая ситуация: вы уже пошли на обгон, а автомобиль перед вами резко берет влево, также для обгона. Остается только экстренно тормозить и возвращаться в правый ряд! Опасных ситуаций во время обгона может возникать множество. Совет один: внимание и еще раз внимание.

Обгон требует точной оценки целого комплекса различных параметров, в него входят:

• видимость и погодные условия, состояние проезжей части,

• динамичность автомобиля,

• расстояние до встречного и обгоняемого транспорта,

• скорость сближения с обгоняемым автомобилем,

• скорость встречного автомобиля,

• уверенность в том, что обгон в этом месте не запрещен.

И еще несколько очень важных нюансов!

• Следует отказаться от обгона, если впереди вас находится подъем, поворот дороги с ограниченной видимостью, перекресток, мост, тоннель, железнодорожный переезд или пешеходы на проезжей части.

• Следует отказаться от обгона, если водитель движущегося впереди вас автомобиля включил указатель левого поворота или притормаживает.

• Следует помнить, что водители обычно недооценивают расстояние до встречного автомобиля, а также его скорость.

• Обгоняя колонну, удостоверьтесь в том, что есть «окно», чтобы при необходимости раньше уйти вправо.

• При выполнении обгона в ночное время нужно предупредить обгоняемого водителя переключением света фар.

• Если у вас возникли хотя бы малейшие сомнения – откажитесь от обгона: не уверен – не обгоняй!

16. ВОЖДЕНИЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

16.1. КЛАСС СКОЛЬЖЕНИЯ

Ездить по льду быстро и получать от этого ни с чем не сравнимое удовольствие, можно, лишь обладая соответствующими навыками. В отличие от асфальта, на зимнем покрытии важнейшее из умений – контролировать скольжение. Итак, как правильно скользить? Как вести автомобиль в контролируемом заносе?

Помните, что отработка описанных ниже приемов невозможна без ошибок. Поэтому выберите для тренировок пустой участок дороги, а лучше всего ровную площадку, размеченную вешками или конусами, на которой ваши эксперименты останутся без трагических последствий.

Когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он плохо слушается руля – это факт (рис. 44). Но раллисты отлично справляются со своими стальными конями на любом скользком покрытии, даже на льду. «Мне очень нравится ралли в Швеции из-за ощущения какой-то воздушности машины на „снежных“ шинах, когда в поворотах ты можешь скользить, не теряя драгоценных минут на торможение…» – как-то признался Колин МакРей, чемпион мира по ралли. Красиво сказано! На зимних раллийных шинах с шипами длиной в 4,5 мм, скользить, конечно, приятно, а главное довольно безопасно. Такая езда по ощущениям напоминает больше гравийную. Скользить в контролируемом заносе на серийных зимних шинах значительно сложнее. Зато когда машина подвластна и повинуется каждому вашему желанию – это подлинное удовольствие для настоящего водителя. Кроме того, искусственно ввести автомобиль в занос – часто единственная возможность вписаться в скользкий поворот (рис. 45). Дело в том, что поперечное скольжение автомобиля – отличный тормоз, который, как правило, оказывается эффективнее, чем обычное торможение. К тому же оно дает шанс попасть в поворот, сразу ориентируя автомобиль в ту сторону, куда вы хотите ехать. Правильно перевести автомобиль в скольжение, или «выставить», как говорят спортсмены, можно несколькими способами.

Новейший самоучитель безопасного вождения - _44.png

Рис. 44

Когда под колесами автомобиля скользкое покрытие, он плохо слушается руля.

Новейший самоучитель безопасного вождения - _45.png

Рис. 45

Искусственно ввести автомобиль в занос – часто единственная возможность вписаться в скользкий поворот.

16.2. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ

Первый прием – это резкий сброс газа на входе в поворот. Автомобиль с любым типом привода реагирует на резкое закрытие дросселя перераспределением веса. Задняя ось разгружается, снижая сцепление шин с покрытием, и охотно идет в занос. «Ставят» машину под сброс газа обычно на приличной скорости, здесь важно иметь некоторый ее запас и не тормозить перед поворотом. Даже короткое торможение, когда водитель чисто инстинктивно плавно отпустил газ и дотронулся до педали тормоза, может испортить желаемое перераспределение нагрузок на колеса. Прием следует выполнять так: резко повернуть руль в сторону поворота, сбросить газ и сразу повернуть руль в сторону развивающегося заноса в сочетании с прибавлением газа. Автомобиль начнет плавно разворачиваться вокруг своей вертикальной оси, и задача водителя состоит в том, чтобы сначала поймать его газом и рулением, а затем держать, балансировать в скольжении под определенным углом.

Каким? Пожалуй, для каждой ситуации оптимальный угол заноса будет различным. Большой угол позволяет более уверенно контролировать поведение машины. Такая манера, с фонтанами снега из под колес, смотрится очень эффектно, но действительно эффективна она лишь в начальной стадии поворота, когда главное – снизить скорость за счет бокового скольжения, а чтобы ехать быстро в самом повороте, угол заноса должен быть минимальным. К выходу важно совсем свести занос на нет, распрямляя траекторию. На выходе из поворота занос уже вреден, потому что препятствует интенсивному разгону. То же самое относится и к сносу. Здесь передние колеса должны стоять прямо, не создавая лишнего сопротивления. Помните, повернутые колеса – всегда тормоз!

www.booklot.ru