Как правильно пропускать пешеходов на переходе. Нужно ли пропускать пешехода не на пешеходном переходе


Новости дня: Как пропустить пешехода и не попасть на штраф - Свободная Пресса

На днях начала действовать новая редакция ПДД, цель которой — исключить спорные ситуации в отношении водителей и пешеходов. Изменения, на первый взгляд, не слишком масштабные, но дьявол, как обычно, кроется в деталях.

Трамваи и обгоны

Скажем, ну что особенного в том, что в пунктах правил, посвященным пешеходам, почти повсеместно формулировка «при переходе проезжей части» дополнена уточнением «и на трамвайных путях»? Просто отныне пешеходный переход — это не только участок проезжей части, но и трамвайных путей.

А дело в простом недосмотре: раньше трамвайные пути, которые не являются проезжей частью, как бы выпадали из-под действия правил, устанавливающих приоритет пешехода на обозначенном переходе. Грубо говоря, опережая группу машин по попутным трамвайным путям, вы имели формальное право не пропускать пешехода, даже если у него был приоритет. Этот нюанс, например, мог использоваться для смягчения вины водителей, сбивших пешеходов на путях.

Но это казуистика, а с практической точки зрения водителям стоит зазубрить новый п. 11.4. Так, если раньше обгон на пешеходных переходах был разрешен при отсутствии на них людей, то теперь запрещен без всяких условий. Запоминайте: видите «зебру» или знаки «Пешеходный переход» — воздержитесь от обгона.

Хотя многие воспримут этот пункт как очередное затягивание гаек, он, скорее, исключает противоречивые ситуации. Скажем, нередко пешеходный переход обрамляет сплошная осевая линия, запрещающая обгон. Если она плохо различима, водители могут поддаться искушению обогнать на переходе, что в описанной ситуации запрещено. Теперь правила однозначны — на переходах обгоны запрещены, и не важно, есть ли на них разметка и пешеходы.

Уступить — не значит пропустить

Вторая важная порция поправок — это п. 14.1 и 14.2. В первом из них словосочетание «пропустить пешеходов» заменили на «уступить дорогу пешеходам», что, быть может, одинаково с точки зрения обывательской лексики, но меняет юридический смысл предложения. Так, например, раньше особенно ретивые инспекторы штрафовали водителей, которые проезжали через переход на широкой дороге, когда пешеход только начинал движение с противоположной стороны. Но термин «уступить дорогу» означает, что если пешеход не изменил направления или скорости движения, водитель ничего не нарушил. А вот если своим движением вы вынудили пешехода робко замереть на осевой линии, тем более отпрыгнуть от вас — это уже нарушение.

Напомним, что еще ранее, в 2010 году, правила четко оговорили момент, когда пешеход получает преимущество на переходе: когда вступает на проезжую часть (а теперь — и на трамвайные пути). Другими словами, водители не обязаны пропускать тех, кто болтает по телефону, стоя на тротуаре подле перехода, но едва нога пешехода опустилась на проезжую часть, как водитель обязан уступить дорогу.

А пункт 14.2 оговаривает действия водителей, когда в соседней полосе перед переходом тормозит транспортное средство. Раньше нужно было лишь убедиться, что перед ним нет пешеходов, при этом требования замедлиться или остановиться не было. Теперь оно есть: если машина в соседней полосе замедляется — вы замедляетесь тоже. Если она остановилась — вы останавливаетесь. Продолжить движение можно, лишь уступив дорогу пешеходам (кроме случаев, когда другое транспортное средство замедлилось по иным причинам, например, для поворота направо).

Путники в ночи

Но есть определенные ужесточения и для самих пешеходов. Так, с 1 июля 2015 года они обязаны носить светоотражающие элементы, если переходят дорогу или идут вдоль нее вне населенного пункта в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад). При этом пешеход обязан обеспечить видимость этих элементов для водителей. В городе подобная мера носит рекомендательный характер.

Для чего это сделано — понятно. В России полным-полно неосвещенных пешеходных переходов, и на трассах, где скорости движения велики, водители зачастую не в состоянии обнаружить пешехода, собирающегося пересекать дорогу. Не вполне ясно, почему это требование не введено для населенных пунктов, где происходит львиная доля наездов на пешеходов. Видимо, решили начать с малого.

Насколько действенной окажется эта мера? Понятно, что в России вряд ли будет контроль светоотражателей у редких пешеходов, идущих через переходы на федеральных трассах и других загородных дорогах. Дело, скорее, в другом: при расследовании ДТП отсутствие светоотражателей у пешехода с июля 2015 года может быть аргументом в пользу водителя: сбил, потому что не видел. Не видел, потому что не было светоотражающего элемента.

В свою очередь, мы рекомендуем пешеходам, особенно в межсезонье, обзавестись одеждой со светоотражающими полосками или купить соответствующую наклейку, нашивку, брелок или браслет. При пустячной стоимости они значительно облегчают идентификацию пешехода на дороге. Для детей наличие таких элементов одежды вообще должно стать нормой, тем более, многие детские комбинезоны, куртки и штаны оснащены «катафотами» с завода.

Фото: Владимир Песня/ РИА Новости

svpressa.ru

Как правильно пропускать пешеходов (с учетом поправок в ПДД 2014 года)

29 ноября 2014 года вступили в силу очередные изменения в ПДД, которые конкретизируют понятие «пешеходный переход», а также более четко регламентируют, как именно должен вести себя водитель, чтобы не нарушить Правила.

Если раньше в ПДД была достаточно спорная формулировка «должен снизить скорость или пропустить», то теперь в пункте 14.1 Правил дорожного движения четко прописано, что водитель, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу обязан «уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

С узкими улицами, имеющими 1–2 полосы движения, все более-менее понятно: пешеход сделал шаг на переход – его необходимо пропустить. А как быть с проезжей частью шириной в 7–8 полос? Должен ли останавливаться автомобиль, если пешеход едва начал движение от противоположного края?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ознакомиться с понятием «уступить дорогу», которое также прописано в ПДД. Итак, согласно действующим Правилам (п 1.2), уступить дорогу (или не создавать помех) – это значит, что «участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Таким образом, если автомобиль и пешеход находятся на достаточном расстоянии друг от друга и машина успеет проехать существенно (!) раньше, чем пешеход дойдет до этого ряда, то останавливаться необязательно.

При этом водитель обязательно должен контролировать поведение пешехода: если человек вдруг начал ускоряться и быстрее приближаться к автомобилю, лучше его пропустить во избежание аварийной ситуации. И вообще, лучше потратить минуту и пропустить пешехода, чем потом пытаться доказать свою правоту после аварии. 

Если же вы понимаете, что предсказать поведение пешехода не сможете, лучше не рискуйте и пропустите его: помните, что в ДТП пешеходы страдают гораздо сильнее, чем водители!

blamper.ru

Типичные ошибки на экзамене в ГИБДД: Пешеходный переход

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пешеходный переход - место сосредоточения запретов и непредсказуемых ситуаций на дороге. Подъезжать к нему следует с особой внимательностью и опаской. Думаю, никому не нужно дополнительно объяснять какие опасности и неприятные моменты могут поджидать невнимательного водителя на пешеходном переходе. В данном посте предлагаю разобрать типичные дорожные ситуации связанные с проездом пешеходного перехода во время сдачи "городской" части экзамена в ГИБДД. Не лишним будет уточнить, что ошибки, связанные с пешеходами и пешеходными переходами, караются строго - начислением 5 штрафных баллов с дальнейшей пересдачей экзамена в ГИБДД.

Классика. Не пропустил пешехода на пешеходном переходе.

В ПДД есть четкое указание на действия водителя, при приближении к пешеходному переходу:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Здесь все очень просто, приближаясь к переходу, а мы увидим его заранее по знакам справа и слева от дороги, начинаем поочередно мониторить противоположные стороны пешеходного перехода на предмет "опасности". Если в шаговой доступности никого нет, то можем спокойно двигаться дальше, если же хотя бы с одной стороны перехода есть живая душа, мы приступаем к снижению скорости.

Пешеход может быть уже на пешеходном переходе, а может еще стоять на тротуаре с намерением выйти на него. В любом случае останавливаемся и пропускаем (стоящему на тротуаре пешеходу требуются доли секунды что бы ступить на проезжую часть). Немного сложнее если пешеход прогуливается вдоль по тротуару, но в шаговой доступности от пешеходного перехода. Мы не можем знать что у него в голове и какие маневры он задумал. В такой ситуации лучше не спешить и, снизив скорость, быть готовым в любой момент остановиться. Останавливаемся непосредственно перед "зеброй", а, в случае ее отсутствия, перед знаком. 

Часто спрашивают: "Обязательно ли ждать пока пешеход перейдет проезжую часть до конца?" - Нет.

В ПДД указано, что водитель обязан пропустить пешехода, но провожать его до дома он не обязан. Единственное, следует помнить что пешеход - существо не предсказуемое. Будьте готовы к тому, что, в самый неожиданный момент, он сменит направление движения на 180 градусов и побежит домой за включенным утюгом или сделает кульбит в воздухе и шмякнется на проезжую часть перед вашим автомобилем. Не стартуйте резко, отпустите пешехода на безопасное для вас и для него расстояние.

Классика. Пешеходный переход и ограниченная видимость.

Остановка и стоянка транспортных средств разрешается не ближе пяти метров перед пешеходным переходом. Но, многие "товарищи" плохо владеют глазомером и бросают автомобили непосредственно перед пешеходным переходом, как на картинке.

Когда хотя бы один край пешеходного перехода скрыт от ваших глаз, в дело вступает древнее водительское правило: "Лучше перебдеть, чем недобдеть". Не можете увидеть пешехода за каким-либо объектом, считайте что он притаился и ждет когда вы подъедете поближе. Снижайте скорость и медленно подкрадывайтесь к пешеходному переходу, до тех пор, пока не убедитесь в безопасности проезда.

Все эти действия могут показаться избыточными и странными ( никто же из водителей на дороге так не делает!). Но у вас для этого есть очень веские причины! Не пропустить пешехода на пешеходном переходе считается грубой ошибкой и карается ПЯТЬЮ штрафными баллами и записью НЕ СДАЛ в ученической карточке. Стоит ли рисковать?

Пешеходы при завершении маневра.

Есть еще один распространенный способ завалиться на экзамене - не пропустить пешехода при завершении какого-либо маневра, поворота налево например. Все начинающие водители побаиваются левого поворота, при его выполнении, необходимо пропускать встречные транспортные средства, остановившись посередине регулируемого перекрестка. Очень нервозное состояние для неокрепшего организма ученика. Стоишь, ждешь удобного момента для выполнения маневра, а встречный поток всё не кончается. Светофор уже скоро переключится - встречные всё едут и едут. Смотрит начинающий водитель в этот момент на встречный поток и на светофор, но совсем не смотрит на пешеходов, притаившихся слева (как на схеме).

Наступает долгожданный момент, встречные заканчиваются, ученик начинает поворачивать налево и ....

...в этот трагический момент на пешеходный переход выходят пешеходы! Начинающему водителю уже не до них, он продолжает в панике убегать с перекрестка и, естественно, не пропускает бедных несчастных пешеходов. Итог: ПЯТЬ штрафных баллов и дальнейшая пересдача экзамена. 

Это касается и регулируемых и нерегулируемых перекрестков, поворачивая налево не забывайте про пешеходов. Та же самое с разворотами. При завершении маневра, не убегайте с перекрестка, спокойно и внимательно завершайте начатый маневр.

Разворот на пешеходном переходе.

Следующий способ благополучно не сдать экзамен - это разворот на пешеходном переходе. Естественно, каждый кто изучал правила дорожного движения помнит, что разворот на пешеходном переходе запрещен. Мало того, здравомыслящему человеку врятли придет в голову идея на нем развернуться. Но на экзамене возникает следующая ситуация: При развороте на небольшом перекрестке, начинающие водители берут слишком широкий радиус разворота и наезжают на боковой пешеходный переход.

На этом экзамен заканчивается... Что делать?

Всегда разворачивайтесь на первой передаче (медленно) и активней закручивайте руль при выполнении маневра. Не разворачивайтесь в первом попавшемся месте, ищите удобные места для разворота.

Остановка на пешеходном переходе.

Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя останавливаться на пешеходном переходе. Это аксиома! Не важно при каких обстоятельствах произошла эта остановка, в пробке или при выезде с второстепенной дороги, уступая транспортным средствам имеющим преимущественное право проезда, итогом всегда будет оценка НЕ СДАЛ. Даже если вы вынуждены остановиться на пешеходном переходе, когда кто-то вас грубо подрезал, инспектор всегда отправляет на пересдачу экзамена.

Пешеходы без перехода.

Есть у нас национальная забава - переходить, перебегать и переползать дорогу в неположенном месте, ну лень идти до пешеходного перехода. Правила дорожного движения конечно-же запрещают и осуждают такие пешие маневры, но не все граждане слышали про "эти ПДД". Так-что бодрый пешеход, посреди проезжей части, в нашем климате дело обыденное. Пропускать мы его в общем то не должны, но и ездить по пешеходам правила нам не позволяют. 

Подумайте сами, мало ли что у этого "дурочка" в голове. Нарушает он, а отвечать вам. Остановитесь и пропустите, заработайте плюсик в карму.

Вывод

Как видите, существует множество разнообразных способов завалить экзамен в гаи с помощью пешеходного перехода. Главное правило коим следует руководствоваться при подъезде к пешеходному переходу - не спешите, чем медленнее вы едете, тем больше у вас времени на анализ ситуации и принятие правильных решений. Будьте внимательны к пешеходам.

Удачи на экзаменах и на дорогах.

provozhd.ru