Обслуживание аккумулятора автомобиля: измеряем уровень и плотность электролита. Как обслуживать аккумулятор автомобильный


Как обслужить и восстановить аккумулятор автомобиля

Современные машины комплектуются достаточно надежными АКБ со значительными сроками эксплуатации.

Тем не менее регулярное техническое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками позволит существенно повысить его ресурс при минимальных затратах времени и финансов.

Необходимость в проведении регламентных работ такого рода обуславливается следующими факторами:

  • В процессе эксплуатации автомобиля возможны отклонения параметров заряда из-за неисправностей генератора.
  • Продолжительный простой транспортного средства с подключенным аккумулятором приводит к постепенной потере заряда.
  • Отсутствие должного ухода за батареей может вызвать ее неисправность и необратимые процессы, которые сделают невозможным ее дальнейшее использование.

Современные автомобильные аккумуляторы бывают двух видов: обслуживаемые и необслуживаемые (ГОСТ 53165-2008 действующий с 01.07.2009 года).

Видео — как обслужить аккумулятор автомобиля:

Первый тип батарей нуждается в проведении регламентных работ в соответствии с рекомендациями, разработанными производителем. Второй тип аккумуляторов, невзирая на название, также нуждается в периодическом уходе. Разница между ними в этом плане состоит в основном в объеме проводимых операций.

Как обслуживать аккумулятор автомобиля: состав регламентных работ

Свинцово-кислотные батареи хорошего качества известных производителей имеют срок службы не менее пяти лет при условии тщательного и своевременного ухода. Достаточно квалифицированное обслуживание аккумулятора автомобиля возможно организовать и своими силами без привлечения специалистов и обращения на СТО.

Состав регламентных работ для каждого из видов батарей существенно различается.

Уход за необслуживаемой батареей в процессе эксплуатации

АКБ данного типа получают все большее распространение и пользуются в среде автолюбителей популярностью. Уход за необслуживаемым аккумулятором сводится к довольно простым действиям и предусматривает выполнение следующих мероприятий:

  • Осмотр корпуса на предмет выявления течи.
  • Очистка дренажных отверстий других деталей батареи от загрязнений.
  • Своевременное устранение течей электролита и нейтрализация кислоты при помощи соды.
  • При наличии встроенного ареометра производится постоянный контроль плотность жидкости в корпусе.
  • Регулярное смазывание контактов аккумулятора для предохранения от разрушения.
  • Периодические проверки напряжения на клеммах аккумулятора при работающем двигателе.

Последняя процедура позволяет оценить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5 до 14,5 В это означает что агрегат исправен. Отклонения от указанных параметров говорит об износе генератора и необходимо произвести диагностику и устранить неисправность. После ремонта повторить контрольные мероприятия в разных режимах работы, и в том числе при включенных фарах и иных потребителях.

Необслуживаемые батареи не имеют технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита до нужного. В случае критического падения уровня жидкости или снижения плотности аккумулятор подлежит замене исправным. Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то необходимо отключить массу. Данное действие позволит избежать саморазряда.

Видео — как проверить аккумулятор автомобиля:

Аккумулятор, который не используется в течение длительного времени необходимо периодически подзаряжать. Для этих целей используются специальные устройства, которые понижают напряжение до необходимого уровня и после этого переходят в режим зарядки АКБ. Современные зарядные устройства по большей части автоматические и в процессе их применения не требуют контроля со стороны человека.

Уход за обслуживаемой АКБ

Устройства данного типа имеют отверстия для заливки электролита, плотно закрытые пробками. Техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же порядке что и для необслуживаемого, но при этом имеет ряд особенностей.

Периодически необходимо контролировать уровень электролита в банках и определять его плотность с использованием ареометра. В приборе имеется ряд поплавков с разным удельным весом и груша для заполнения корпуса.

Видео — как проверить плотность электролита в аккумуляторе:

Техническое обслуживание аккумулятора автомобиля данного типа включает в себя следующие операции:

  • Проверка надежности крепления батареи,  при необходимости подтяжка гаек или болтов.
  • Удаление окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов, их обработка консистентными смазками для исключения коррозионных процессов.
  • Проверка уровня электролита визуально или с использованием специальной мерной трубки. В случае падения уровня — в банки доливается дистиллированная вода, приобрести которую можно в магазине автозапчастей или в аптеке.
  • Плотность электролита проверяется ареометром и по ней оценивается уровень заряда, уменьшение данного показателя на 0,01 г/см3 говорит о снижении заряда на 6 %.
  • Исправность аккумулятора проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Рабочей батарея считается в том случае, если напряжение не падает в течение минимум 5 секунд.

Доливка электролита в банки допускается только при выявлении явных признаков его утечки. Обычно в магазинах предлагаются уже заряженные аккумуляторы, что позволяет сразу же использовать их на автомобиле.

Видео — обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками:

В случае приобретения сухозаряженной батареи ее необходимо заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см3 до установленного уровня. Не ранее, чем через 20 минут и не позднее двух часов проводится проверка ареометром.

Если падение плотности не превысило 0,03 г/см3 батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. В противном случае необходимо подключить зарядное устройство. Ток заряда не должен превышать 10 % от номинального значения, процедура проводится до появления обильного выделения газов в банках. После этого повторно контролируется плотность и уровень, при необходимости в банки доливается дистиллированная вода.

После этого вновь подключается зарядное устройство на полчаса для равномерного распределения электролита по всему объему банок.

Теперь аккумулятор готов к применению и может быть установлен на автомобиль для эксплуатации.

Особое внимание состоянию батареи уделяется в зимний период. Снижение температуры воздуха приводит к падению плотности электролита и уровню заряда, которого может быть недостаточно для уверенного запуска двигателя.

Как восстановить аккумулятор автомобиля

Автомобильный аккумулятор, который в течение длительного времени не использовался, теряет заряд. В случае если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 В, то этого недостаточно для запуска двигателя и батарею необходимо заряжать.

Восстановление аккумулятора автомобиля осуществляется несколькими способами:

  • Произвести зарядку малым током в течение длительного времени. Если по окончании процесса плотность начинает увеличиваться, то есть надежда на положительный результат. При продолжении заряда возможно его повышение до приемлемого уровня.
  • В случае если пластины аккумулятора в рабочем состоянии, то допускается повышение плотности электролита добавлением серной кислоты с удельным показателем в 1,4 г/см3.
  • Реанимация полностью разряженной батареи может быть выполнена в условиях специализированной мастерской. Здесь используются специальные методики заряда в дистиллированной воде.

Видео — восстановление аккумулятора автомобиля после глубокой разрядки:

Качественное восстановление аккумулятора автомобиля после глубокой разрядки позволит сэкономить не малые средства, равные стоимости покупки новой АКБ. При этом следует помнить, что ресурс такой батареи незначительный и отказ может произойти в любой момент — особенно в процессе зимней эксплуатации. Экстремально низкие температуры при малой плотности электролита могут вызвать его замерзание и разрушение пластин.

Регулярный уход за батареей позволит продлить срок ее эксплуатации и избежать сульфатизации пластин или их механического разрушения. Правильная эксплуатация аккумулятора существенно увеличивает его ресурс, что дает возможность снизить издержки на эксплуатацию автомобиля.

Как производится покраска литых дисков своими руками узнаете, ознакомившись со статьей.

Многим помогают комментарии к запрещающим знакам.

Про датчик положения дроссельной заслонки — http://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/priznaki-neispravnosti-dpdz.html

Видео — как восстановить необслуживаемый автомобильный аккумулятор BOSCH:

Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу

Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу

Работа водителем в Яндекс-такси

Добавить свою рекламу

Поможет в сложных ситуациях

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, выполненное качественно, дает возможность увеличить срок его эксплуатации в 2–2,5 раза, сэкономить средства, время.

Потребность в обслуживании обусловлена такими факторами:

  • Со временем параметры заряда ухудшаются.
  • Простой транспорта с работающим двигателем способствует разрядке автомобильной аккумуляторной батареи.
  • Некачественный, несвоевременный уход приводит к необратимым процессам. Вышедший из строя аккумулятор невозможно обслужить.

От чего зависит срок эксплуатации аккумуляторной батареи

Изучение факторов, влияющих на период использования аккумуляторов, позволяет поддерживать устройство в работоспособном состоянии.

Уровень заряженности

Частая разрядка аккумулятора автомобиля способствует сокращению времени использования. Мастера рекомендуют постоянно заряжать аккумуляторы автомобильные обслуживаемые, восполнять потери заряда. Но при перемещении по городу достичь такого результата сложно. Ведь мотор периодически запускается и выключается. В этом случае допускается использование сетевого зарядника. Заряжать источник питания с его помощью легко.

Температурный режим

Основное влияние температура оказывает на пусковую мощность. Для получения максимальной емкости необходима температура в 15 градусов. Емкость теряется при снижении заданной температуры.

В зимний период обслуживание аккумуляторных батарей выполняется чаще. Ведь при полном, частичном замерзании аккумулятора качество электролита ухудшается.

Посмотрите видео про обслуживание акб в прохладное время.

Работоспособность бортовой системы

Состояние аккумуляторных батарей автомобилей зависит от состояния электрической сети. Поэтому генератор и регулятор нужно поддерживать в работоспособном состоянии. В противном случае, эксплуатировать акб будет сложно.

Подача чрезмерно высокого напряжения приводит к закипанию, перезарядке. Уровень электролита постепенно снижается. И для его повышения нужно доливать дистиллированную воду.

Коррозийные процессы

Приостановить коррозийные процессы несложно. Для этого используются добавки, легирующие примеси. Для минимизации вероятности протекания коррозии требуется более качественный электролит. Залейте его при необходимости.

Сульфатация

Ее интенсивность снижается, если зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора выполняется своевременно.

Сульфатация устанавливается при помощи оборудования, исследований.

Частота обслуживания аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание подразделено на периодическое и диагностическое. Большинство процессов реализуются в домашних условиях.

Для того чтобы понимать, как правильно обслуживать акб, необходимо изучить все тонкости.

Обслуживание периодическое

  • Эксплуатация сетевой зарядки. Перед зимой зарядка осуществляется ежеквартально, при отрицательной температуре – ежемесячно. Сетевая зарядка применяется при полной разрядке источника питания.
  • Применение нагрузочной вилки для оценки общего состояния.
  • Установление плотности электролитического состава. От этого зависит эксплуатация акб.
  • Вычисление тока утечки. От данной характеристики зависит работоспособность источника питания, состояние электрических узлов.
  • Процесс десульфатации.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля выполняется по особой схеме.

Диагностика

  • Измерение уровня напряжение после отключения источника от питания.
  • Измерение напряжения при работающем моторе.
  • Оценка состояния аккумуляторной батареи в домашних условиях.

Диагностика, связанная с проверкой характеристик, уровня электролитической жидкости, масла, выполняется регулярно. Такие процессы позволяют поддерживать аккумуляторные батареи в работоспособном состоянии.

Правила обслуживания автомобильной аккумуляторной батареи

Работоспособность автотранспорта зависит от состояния источника питания. Поэтому обслуживание аккумуляторной батареи должно выполняться поэтапно.

Визуальная оценка

Аккумуляторная батарея подвергается осмотру 2–3 раза в месяц, если автотранспорт активно эксплуатируется. С корпуса удаляется соль, масляные пятна и подтеки электролита. Для чистки допускается использование раствора, включающего пищевую соду.

Подтеки электролитического состава способствуют образованию пленки, способствующей проведению тока, быстрому саморазряду. Клеммы, выводы обрабатываются противокоррозионными смесями. Перед обработкой с данных элементов удаляются остатки ржавчины, пыли и загрязнений.

Измерения уровня напряжения

Степень заряженности устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. При размещении клемм нужно соблюдать полярность. Европейские, отечественные устройства отличаются размещением отрицательных, положительных клемм.

Напряжение полностью заряженного акб составляет 12,6 В. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, нельзя. Ведь процесс сульфатации будет протекать стремительнее.

Напряжение измеряется и при включенном двигателе, подключенной печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 В.

Такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Недостаток напряжения способствует стремительному расходу дистиллированной воды. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно протестировать и отремонтировать электрику авто.

Электролит

Оценить уровень электролитического состава можно без демонтажа аккумуляторной батареи. Процедура проводится после того, как устройство полностью зарядится.

  • Обслуживаемая акб. Для определения уровня электролита предварительно открываются отверстия, сосредоточенные на банках. В отверстие опускается пластиковая трубочка до того момента, пока ее край не коснется пластин. Полученный параметр должен составлять не менее 10 мм. При этом очень важно знать, как долить электролитический состав.
  • Необслуживаемая акб. Для проверки электролита в аккумуляторе используются соответствующие метки. Дополнительную информацию о том, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, можно узнать у мастеров.

Дополнительно оценивается и степень плотности электролита. Для измерений используется ареометр. Для корректировки уровня плотности применяется дистиллированная вода, новый электролит. Перед тем как залить состав, измеряется степень плотности.

Ток утечки

Чрезмерно высокий ток утечки препятствует постоянному восстановлению заряда, способствует быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Измерить данный параметр можно с помощью мультиметра. Обслуживание акб после такой проверки упростится.

Зарядка АКБ

Зарядка при постоянном напряжении выполняется ежеквартально. Зимой уход, обслуживание выполняется чаще. Ведь на аккумуляторную батарею воздействует отрицательная температура.

При полной разрядке источника питания требуется внеочередная зарядка. Такие ситуации возникают из-за:

  • Включенных фар.
  • Длительного прослушивания музыки.
  • Продолжительного простоя.

Заряжать аккумуляторную батарею нужно только при постоянном токе.

Оценка состояния АКБ

Для этих целей применяется нагрузочная вилка, с помощью которой имитируется максимальная нагрузка при работающем моторе. Подобные мероприятия легко самостоятельно выполнить.

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Два раза в год возникает потребность в тренировке аккумулятора. Своевременно проведенные тренировочные циклы снижают скорость процесса сульфатации. Но максимальный эффект достигается при минимальных показателях сульфатации. В более запущенных случаях проводятся другие меры.

Правильно проведенная тренировка источника питания позволяет установить реальную емкость.

Как обслуживать необслуживаемые АКБ?

Необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в уходе. Обслуживание такой акб простое.

  1. Осмотр корпуса. В процессе отслеживается общее состояние, выявляются дефекты, повреждения, подтеки электролитической смеси.
  2. Проверка, ремонт дренажных каналов. Их очищают от загрязнений, пыли.
  3. Визуальный осмотр.
  4. Выявление течи электролитического состава.
  5. Нейтрализация кислотной, щелочной среды.
  6. Обработка вводов, контактов смазкой. Такие действия способствуют продлению срока эксплуатации, предотвращению разрушения.
  7. Тестирование работоспособности клемм. От результатов зависит уровень заряда, получаемый от генератора.

В необслуживаемый аккумулятор заливать электролит необязательно.

Особенности ухода за обслуживаемыми аккумуляторными батареями

Техническое обслуживание включает такие процедуры:

  • Оценка степени надежности крепления. В случае необходимости болты, гайки фиксируются.
  • Клеммы, зажимы очищаются от окислов, ржавчины. Для предотвращения образования коррозии детали обрабатываются смазками.
  • Визуальная и инструментальная проверка уровня электролитического состава. Для проверки используются подручные средства, специальные трубки. При снижении уровня электролита банки заполняются дистиллированной водой, подготовленным электролитом. Приобрести их можно в магазинах.
  • Установление плотности электролита. От этого показателя зависит и уровень заряда. Чрезмерно низкие показатели свидетельствуют о плохом заряде.
  • Проверка работоспособности аккумулятора при помощи нагрузочной вилки.

Заливку электролита выполняют только при наличии подтеков. Данная процедура включает ряд процессов. От правильности их выполнения зависит работоспособность бортовой системы, основных узлов и авто.

Меры безопасности

Обслуживание аккумуляторных автомобильных батарей выполняется в соответствии с некоторыми рекомендациями, мерами безопасности:

  • Перед проведением работ подготавливаются очки, перчатки из прочного материала.
  • Все мероприятия проводятся в помещениях, оснащенных вентиляционными системами, коммуникациями.
  • При работе с кислотами, щелочами требуется соблюдение мер.
  • Располагать аккумуляторные батареи нужно на чистую и сухую поверхность.
  • Контакт кожи и электролитического состава нужно исключить.

От работоспособности аккумулятора зависит функционирование всех механизмов, систем автотранспортного средства. Вырабатываемая источником питания энергия используется для запуска мотора, подпитки электронных узлов и бортовой сети.

Исключить стремительный выход из строя акб несложно. Для этого требуется обслуживание источника питания.

Видео на тему обслуживания акб

Рекомендуем статьи на похожие темы

akbzona.ru

состав регламентных работ и рекомендации

Каждый современный автомобиль комплектуется таким устройством, как аккумулятор. Его конструкция очень надежная. При правильной эксплуатации такие устройства могут работать очень долгое время. Однако следует помнить, что иногда аккумулятору требуется специальное техобслуживание.

Такая процедура не занимает много времени и сил владельца автомобиля. Но зато срок эксплуатации устройства значительно продлевается. Как обслуживать аккумулятор, должен знать каждый владелец автомобиля.

Необходимость процедуры

Задаваясь вопросом, как обслужить аккумулятор, необходимо в первую очередь рассмотреть причины, по которым выполняется такая процедура. Каким бы длительным ни был срок эксплуатации современных устройств представленного типа, рано или поздно водителю придется столкнуться с необходимостью проведения его регламентных работ.

На это влияет несколько факторов. Основными причинами, по которым требуется выполнить обслуживание или даже ремонт, являются возможные отклонения показателей заряда. Такую ситуацию вызывают неисправности генератора.

Если владелец автомобиля оставляет свое транспортное средство на длительное время с подключенным аккумулятором, заряд устройства постепенно снижается. Поэтому может возникнуть необходимость ее зарядить.

Вопрос, как обслуживать аккумулятор автомобиля, может возникнуть и по причине отсутствия должного ухода за ним. В этом случае оборудование может прийти в негодность. Причем отремонтировать его не всегда удается. Поэтому своевременные действия и правильная эксплуатация позволят значительно сэкономить средства на приобретение нового устройства.

Основные виды

Современные свинцово-кислотные аккумуляторы характеризуются сроком службы не менее 5 лет. Чтобы продлить срок эксплуатации этого устройства, необходимо учитывать его тип.

В автомобилях могут применяться батареи двух видов, согласно ГОСТ 53165-2008. Согласно нормативной документации различают обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор. Лучше учитывать, к какому классу относится то или иное устройство. Список регламентных работ для каждого из них значительно отличается.

Обслуживаемые аккумуляторы автомобильные требует придерживаться в процессе работы рекомендаций производителя. Они прописаны в инструкции, которая прилагается к устройству. Необслуживаемые аккумуляторы (несмотря на свое название) также потребуют со временем произвести определенные работы по их обслуживанию. Разница заключается в наборе действий, которые необходимо произвести в этом случае. Все работы вполне можно выполнить самостоятельно.

Необслуживаемый аккумулятор

Решая вопрос, как обслужить необслуживаемый аккумулятор, следует уделить внимание инструкции производителя. Многие автолюбители предпочитают именно эту разновидность оборудования, так как ее регламентные работы очень просты.

В этом случае первоначально требуется произвести осмотр корпуса аккумулятора. В нем не должно быть течи. Далее следует осмотреть дренажные отверстия. В случае выявления загрязнений их необходимо очистить. Все прочие детали аккумулятора также требуют выполнения подобных действий.

Если будет обнаружена утечка электролита, требуется своевременно ее устранить, нейтрализовать кислоту. Для этого применяется обычная сода. Если устройство обладает встроенным ареометром, необходимо проверить плотность жидкости внутри корпуса.

Далее выполняется смазывание контактов. Это предохранит их от разрушения. Также периодически требуется проверять напряжение на клеммах устройства в процессе работы двигателя автомобиля.

Особенности необслуживаемого аккумулятора

Разбираясь в вопросе, как обслуживать аккумулятор необслуживаемого типа, следует рассмотреть завершающую процедуру этого процесса. На этой стадии оценивается уровень заряда, обеспечиваемый генератором. Если при проверке было установлено, что напряжение находится на уровне 12,5-14,5 В, значит, оборудование исправно.

Если будут обнаружены несоответствия нормативному значению, генератор износился. Требуется срочная диагностика и устранение проблемы. После проведения ремонта необходимо проверить в разных режимах работу системы.

Этот тип оборудования не имеет специальных отверстий для осуществления контроля электролита и его доливки до требуемого уровня. Поэтому если этот показатель критически опускается, а также снижается плотность жидкости, аккумулятор признается неисправным и не подлежит ремонту. Его меняют на новое устройство.

Особенности обслуживаемого аккумулятора

Чтобы разобраться, какие аккумуляторы обслуживаемые, а какие нет, необходимо обратить внимание на строение прибора. Это сможет сделать даже неопытный водитель. Обслуживаемые аккумуляторы обладают специальными отверстиями, которые закрыты пробками.

Эти технологические проемы предназначены для заливки электролита внутрь емкости. В случае критического падения уровня этого показателя можно самостоятельно открутить пробки и влить внутрь устройства требуемое количество вещества. Если необслуживаемый тип аккумуляторов при такой неисправности ремонту не подлежит, то второй тип устройства позволяет после доливки применять его и дальше. Производится зачистка, как и в необслуживаемых аккумуляторах.

Обслуживание представленной разновидности оборудования выполняется в указанном выше порядке. Но есть и ряд особенностей проведения этого процесса. При помощи ареометра контролируется плотность и уровень электролита. Также в такой технике есть несколько поплавков с разным весом, а также груша. Она предназначена для заполнения корпуса.

Регламентные работы обслуживаемой батареи

Обслуживаемые аккумуляторы автомобильные требуют выполнения определенного набора регламентных работ. Она начинается с проверки креплений, их надежности. При необходимости болты и гайки батареи необходимо подтянуть.

Если между зажимами проводов и клеммами есть окислы, их необходимо обработать консистентной смазкой. Это предотвратит образование коррозии. После этого можно приступать к визуальной проверке уровня электролита. Иногда применяют специальную мерную трубку.

При необходимости внутрь батареи заливается дистиллированная вода (продается в аптеке). Ареометром после проведения процедуры определяется плотность электролита. Это дает возможность определить уровень заряда. Если плотность содержимого емкости упала на 0,01 г/см³, заряд опустился на 6 %.

При помощи нагрузочной вилки проверяется исправность агрегата. Он считается годным, если напряжение не падает минимум 5 сек.

Доливка электролита

Рассматривая, как правильно обслужить аккумулятор, необходимо уделить внимание доливке электролита. Она требуется, если в процессе диагностики была выявлена течь. В продажу поступают батареи с заряженной емкостью. Это позволяет владельцу автомобиля сразу же применять устройство по прямому назначению.

Но иногда встречаются и сухозаряженные аккумуляторы. Их перед применением требуется самостоятельно заправить электролитом. Плотность вещества должна быть 1,27 г/см³. Его заливают до требуемого уровня.

Спустя 20 минут после проведения этой процедуры (не позднее 2 часов) ареометром проверяется плотность внутри батареи. Если этот показатель не снизился более 0,03 г/см³, аккумулятор готов к эксплуатации. Если же падение превысило указанное значение, требуется подключить зарядное устройство. При этом заряд не должен превышать 10 % от номинального значения тока. Действия следует продолжать до тех пор, пока в банках не появится обильное выделение газов.

Какой тип аккумулятора выбрать?

При изучении вопроса о том, как обслужить аккумулятор, многих владельцев автомобилей интересует, какой тип батареи лучше. Мнение экспертов позволит разобраться в этом. В последнее время возрастает популярность именно необслуживаемых аккумуляторов. Это связано с улучшением технологии производства подобных изделий.

Современному водителю проще приобрести необслуживаемый аккумулятор, который после выработки своего ресурса утилизируется. Приобрести новую батарею иногда гораздо проще, чем заправлять старую.

Опытные автолюбители предпочитают все-таки обслуживаемые разновидности. При наличии должного инструмента применение таких батарей позволяет эксплуатировать представленное оборудование более длительный срок. Поэтому для тех людей, которые имеют достаточно свободного времени и знаний для проведения обслуживания таких аккумуляторов, этот вариант предпочтительнее.

Восстановление аккумулятора

Если возникает вопрос, как обслуживать аккумулятор автомобиля, который сильно разрядился, следует рассмотреть инструкцию по восстановлению батареи. Если производить зарядку малым током, по истечении длительного времени плотность способна увеличиться. Так можно реанимировать устройство.

Если аккумулятор имеет рабочие пластины, можно залить внутрь серную кислоту с показателем 1,4 г/см³. Иногда лучше обратиться к специалисту. Он применит особые приемы и методики для восстановления аккумулятора.

Зарядка аккумулятора

Изучая, как обслуживать аккумулятор, необходимо сказать несколько слов о его зарядке. Чтобы батарея не разрядилась при длительном простое, необходимо отключить ее массу. Требуется периодическая зарядка. Для этого применяется особое устройство. Оно сначала понижает напряжение, а затем начинает заряжать аккумулятор. Процесс подзарядки происходит автоматически. Следить за его выполнением не нужно.

Рассмотрев основные правила и поняв, как обслуживать аккумулятор, можно выполнить все действия самостоятельно. Придерживаясь рекомендаций специалистов, можно значительно сэкономить затраты на техобслуживание, а также замену аккумулятора. При регулярном выполнении регламентных работ удастся продлить срок эксплуатации любого типа батареи.

fb.ru

как обслуживать перед зимой и как обслужить новый АКБ (инструкция с видео)

При несвоевременной диагностике батареи авто пользователь столкнется с ее разрядом, из-за чего возникнут сложности в запуске ДВС. Поэтому обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками обязательная процедура, которую нужно выполнять с определенной периодичностью.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Виды АКБ и периодичность их обслуживания

При выполнении процедуры техобслуживания устройства авто надо учесть тип устройства.

Сурьмянистые

Пластины, из которых состоит устройство, включают в себя около 5% сурьмы. Она предназначена для увеличения прочности элементов АКБ, поскольку чистый свинец для этих целей не подходит.

Наличие сурьмы обеспечивает возможность быстрой активизации процедуры электролиза, которая осуществляется при подаче 12-вольтного напряжения. Это способствует выделению кислорода с водородом. К недостаткам такого типа АКБ машины относится быстрое выкипание жидкости из раствора, что становится причиной разрушения пластин.

Малосурьмянистые

Снижение процента сурьмы в составе пластин обусловлено необходимостью уменьшения интенсивности испарения жидкости. Важное достоинство этого типа состоит в меньшей степени саморазряда АКБ при хранении по сравнению с сурьмянистыми батареями.

Такие устройства менее восприимчивы к скачкам напряжения в бортовой сети, при их появлении конструкция АКБ не будет нарушена. Эксплуатация АКБ актуальна на старых легковых машинах российского производства.

Кальциевые

Использование кальция в составе пластин обеспечило значительное снижение испарения жидкости из электролита. Для снижения величины сопротивления, а также увеличения емкости, изготовители могут добавлять в состав кальциевых устройств серебро. Кальциевые АКБ характеризуются пониженной степенью саморазряда, что позволяет дольше хранить эксплуатационные особенности, когда батарея не используется. Такой тип устройств слишком чувствителен к сильному разряду, а также стабильности показателей электрических свойств электросети машины. При регулярных перепадах напряжения АКБ выйдет из строя.

Аккумуляторщик рассказал об особенностях заряда и обслуживания кальциевых устройств.

Гибридные

В таких АКБ плюсовые решетки электродов выполняются из свинца с сурьмой, а минусовые — из кальция. Этот тип устройств был разработан для увеличения положительных характеристик описанных выше видов АКБ. Они характеризуются сниженным испарением жидкости из электролита, а также обладают высокой устойчивостью по отношению к сильному разряду. Гибридные батареи устойчивы к скачкам напряжения в бортовой сети.

Гелевые

В гелевых изделиях для автомобилей значение плотности выше, что обеспечило снижение величины его текучести и более связанное состояние жидкости. Это предотвращает вероятность утечки раствора из перевернутой батареи. Электролит переводится в гелеобразное состояние посредством добавления кремния в состав раствора. Основным достоинством гелевых изделий является устойчивость к воздействию вибраций, также такие АКБ выдают высокий пусковой ток независимо от степени заряда. При полном разряде потребуется заряд устройства, гелевые батареи позволяют выдерживать до двухсот таких циклов.

Недостатком АКБ считается необходимость выполнения качественного сервисного обслуживания. Перед наступлением зимнего периода или при разряде правильно заряжать АКБ надо меньшим током, для этого потребуется специальный зарядный прибор. Обычные универсальные ЗУ для таких целей не подойдут. Если АКБ будет зимовать в автомобиле, то надо учесть, что на морозе проводимость раствора электролита будет снижаться. Такой тип изделий менее распространен из-за высокой стоимости.

Дмитрий Рудьянов рассказал о гелевых изделиях и их возможностях.

Срок использования гелевых автомобильных аккумуляторов — около 10 лет, но по факту этот показатель будет не более 7 лет.

Щелочные

В таких батареях функцию электролита выполняет щелочной раствор. На легковых авто эти АКБ практически не используются, они нашли применение в спецтехнике. Пластины, из которых состоит конструкция, изготовляются из перфорированной стали. Благодаря тому, что активная составляющая элементов установлена в так называемые конверты, это позволяет обеспечить высокую устойчивость батарей к воздействию вибраций.

Плюсы щелочных устройств:

  1. Такие АКБ проще относятся к перезаряду. При длительном хранении щелочные батареи практически не теряют своих эксплуатационных свойств.
  2. На практике этот тип изделий эффективнее функционирует при низких температурах.
  3. Щелочные устройства характеризуются более низким саморазрядом по сравнению с кислотными батареями.
  4. При работе эти изделия не вызывают вредные испарения.

Минусы:

  1. Щелочной тип изделий характеризуется пониженным сопротивлением по сравнению с кислотно-свинцовыми. Поэтому для достижения необходимого параметра напряжения в батарее надо объединить большее количество банок. Соответственно, это приводит к увеличению габаритов изделия.
  2. Высокая стоимость по сравнению с кислотными изделиями.

Литий-ионные

В качестве носителя тока в батареях используются ионы лития, а сам материал, из которого выполняются электроды, может быть разным. На первых литий-ионных АКБ минусовые электроды изготовлялись из лития, после чего стал использоваться графит. В качестве плюсовых электродов применялись оксиды лития с добавлением кобальта либо марганца. Но позже они стали заменяться сплавами из фосфата и лития в силу сниженной токсичности, упрощенной переработки и более низкой стоимости.

Преимущества:

  • повышенная удельная электроемкость;
  • более высокое значение напряжения по сравнению с кислотными АКБ;
  • пониженная степень саморазряда.

Недостатки:

  • чувствительность к низким температурам, что приводит к снижению тока;
  • ограниченное количество циклов заряда и разряда, составляющее на сегодняшний день около 500;
  • быстрый износ батареи при длительном хранении;
  • повышенная чувствительность к глубокому разряду;
  • низкая мощность для использования в качестве стартерной батареи.

Канал Avto-Blogger подробно рассказал о недостатках и о том, почему литий-ионные батареи не пользуются спросом.

Периодичность обслуживания

Процедура обслуживания аккумулятора автомобиля своими руками разделяется на периодическую проверку и диагностику.

Периодическое обслуживание:

  1. Использование сетевой зарядки. Чтобы правильно обслужить батарею, ее надо подзаряжать каждые три месяца. А перед зимой и при низких температурах процедура выполняется один раз в месяц. Эта процедура осуществляется при полном разряде.
  2. Эксплуатация нагрузочной вилки для диагностики общего состояния АКБ.
  3. Определение величины плотности состава электролита. Значение плотности в любых типах АКБ определяет ресурс эксплуатации изделия.
  4. Определение тока утечки. Контролируется работа источника зарядки и питания, а также состояние всех узлов.
  5. Процедура десульфатации.

Этапы диагностики АКБ:

  • диагностика величины напряжения на клеммах батареи при разомкнутой электроцепи, когда устройство не подключено к бортовой сети машины;
  • диагностика уровня напряжения в электросети машины при заведенном силовом агрегате;
  • техобслуживание в домашних условиях или в рамках сервиса включает в себя диагностику уровня раствора электролита;
  • визуальная проверка состояния батареи на предмет наличия загрязнений либо повреждений.

Канал ВАЗ 2101-2107 рассказал о периодичности обслуживания и прочих нюансах реализации этой задачи.

Инструкция по обслуживанию аккумулятора своими руками

Техническое обслуживание автомобильных батарей включает в себя несколько этапов, каждый из них рассмотрен подробно.

Визуальный осмотр АКБ

Обслуживать аккумулятор надо начинать с визуальной проверки устройства, для этого его нужно снимать с авто. Следует внимательно осмотреть корпус батареи, на нем не должно быть трещин, вмятин и других повреждений. Корпус должен быть очищен, при обслуживании с него удаляются следы моторной жидкости, раствора электролита и загрязнения. Для очистки используйте раствор пищевой соды в пропорции одна чайная ложка на стакан воды. Сода позволяет нейтрализовать действие рабочей жидкости.

Наличие следов рабочего раствора на корпусе приведет к образованию токопроводящей пленки. Это способствует увеличению саморазряда устройства и снижению его ресурса эксплуатации. Осмотрите клеммы, при необходимости выполните их очистку от окислений. Дополнительно зажимы рекомендуется покрывать защитным спреем либо антикоррозийным гелем.

Проверка напряжения АКБ

Диагностика рабочего параметра напряжения выполняется с помощью тестера — вольтметра либо мультиметра. Перед проверкой устройство демонтируется с машины либо от него отключаются клеммы. Тестер устанавливается в режим измерения напряжения, а его контакты подключаются к зажимам батареи. Красный щуп тестера идет к положительной клемме, а черный — к отрицательной.

На нормально работающем аккумуляторе уровень напряжения составит от 12,6 до 12,9 вольт. Если диагностика показала меньшее значение, это свидетельствует о необходимости подзарядки устройства, использовать аккумулятор не следует. Такая эксплуатация приводит к увеличению сульфатации и снижению ресурса службы. Нельзя допускать повышенного разряда, если на авто установлен кальциевый аккумулятор, это станет причиной потери емкости.

Канал AKB-OIL SERVIS в своем видеоуроке рассказал о процессе диагностики машинной батареи.

Проверка напряжения в бортовой сети

Процедура замера выполняется аналогично, только аккумулятор должен быть установлен на машине, а ее силовой агрегат надо завести перед проверкой. Потребителю нужно активировать работу обогрева заднего стекла, отопительной системы, а также автомагнитолы. Это позволит сымитировать реальные условия использования машины, можно дополнительно включить оптику. Рабочий параметр напряжения при проверке должен составить около 13-14,4 вольт.

Когда полученное значение ниже, то при заведенном двигателе батарея не будет подзаряжаться от генераторной установки. Если параметр будет выше, это приведет к повышенному расходу раствора электролита в результате испарения. В любом случае требуется диагностика генераторного устройства, регулятора напряжения и других элементов бортовой сети машины.

Проверка уровня электролита

Для диагностики уровня рабочей жидкости в банках устройство необязательно демонтировать с машины. Если аккумулятор обслуживаемый, то надо открутить пробки, расположенные на верхней части корпуса. Когда батарея оборудована цельной крышкой, она подлежит демонтажу. Процедура проверки выполняется с применением стеклянной трубки, если ее нет, то допускается использование корпуса от обычной шариковой ручки. Трубку надо опустить в каждую банку, пока она не прикоснется к пластине, а затем закрыть пальцем и извлечь.

Уровень электролита в трубке АКБ должен составить около 1-1,5 см.

При отсутствии инструментов для диагностики можно периодически следить за уровнем жидкости, чтобы рабочий раствор покрывал все пластины АКБ с запасом. Для подсветки допускается использование фонариков, но не зажигалок или спичек. При подзарядке в изделии собирается водород и если на него попадет искра, это приведет к взрыву устройства.

Если батарея относится к категории необслуживаемых, то контроль уровня рабочей жидкости можно выполнять по меткам, расположенным на корпусе. В идеале уровень жидкости должен быть между отметками MIN и МАХ.

Иван Верещака наглядно показал процесс выполнения замера уровня рабочей жидкости в банках батареи.

Зарядка аккумулятора сетевым ЗУ

При обычных условиях использования подзарядка должна выполняться один раз каждые три месяца, процедура производится так:

  1. Батарея снимается с машины, предварительно от нее отключаются клеммы.
  2. Процедура должна выполняться в теплом месте (дома или в сухом гараже), если на улице минусовая температура.
  3. Щупы зарядного прибора подключаются к зажимам аккумулятора.
  4. Зарядка подключается к бытовой сети, нажимается кнопка для ее активации.
  5. Время подзарядки будет разным в зависимости от степени разряда. На корпусе ЗУ есть амперметр, по его показаниям можно контролировать процедуру зарядки.
  6. После выполнения задачи прибор отключается от сети, а затем отсоединяются его щупы от зажимов АКБ. Устройство устанавливается на место.

Проверка и корректировка плотности электролита в АКБ

Диагностику уровня плотности можно выполнять и на новых аккумуляторах. Проверка производится с помощью специального прибора — денсиметра либо ареометра, температура воздуха должна составить 25 градусов. Если она будет другой, то в показания ареометра вносятся корректировки с учетом данных, приведенных в таблице ниже. Оптимальный уровень изменения величины плотности раствора на новых и рабочих аккумуляторах составляет 0,15-0,16.

Для выполнения проверки наконечник тестера опускается в жидкость, надо заранее открутить крышку банки на корпусе. Часть рабочего раствора нужно засосать внутрь ареометра с помощью резиновой груши. Внутри нее расположен поплавок, он должен всплыть, не прикасаясь к стенкам колбы. Когда денсиметр прекратит колебания, выполняется процедура отсчета значений по шкале вдоль линии раствора.

Таблица оптимальных показателей плотности с учетом климатической зоны Таблица корректировки величины плотности в соответствии с температурой электролита

В батареях, которые используются в среднем полосе, величина плотности раствора должна быть около 1,25-1,27. Диагностику надо выполнять в каждой банке, а разница между значениями должна быть не более 0,01. При пониженной плотности рабочего раствора есть вероятность замерзания жидкости. Если требуется корректировка параметра, надо с помощью ареометра или шприца с трубкой высосать часть жидкости из банки. Затем в нее добавляется электролит или дистиллят.

При пониженной плотности в банки изделия добавляется корректирующий электролит, плотность которого составит 1,4. Если полученная величина оказалась выше, то в устройство доливается дистиллят. Затем на протяжении тридцати минут осуществляется подзарядка аккумулятора, величина тока должна быть номинальной. А затем около двух часов надо подождать и не подключать АКБ к электросети. Это обеспечит оптимальное перемешивание жидкости и выравнивание значения плотности в банках устройства.

Тест аккумулятора нагрузочной вилкой

Вилка представляет собой устройство, предназначенное для создания нагрузки на АКБ. Параметр нагрузки составляет около 100-200 А в зависимости от типа прибора. Ее воздействие на батарею образует процесс имитации нагрузки стартерного устройства. Рабочий параметр напряжения при проверке должен снизиться до определенных показателей. А когда нагрузка прекратится, он должен восстановиться до конца.

Процедура нагрузки выполняется на протяжении пяти секунд, обычно за это время силовой агрегат машины успевает завестись. В соответствии с полученными параметрами можно определить, работает ли АКБ в условиях нагрузки или нет.

Таблица показаний нагрузочной вилки и процента заряда

Проверка тока утечки

Если величина утечки больше нормированной, это приведет к быстрому разрушению АКБ, процедура проверки выполняется так:

  1. Отключается зажигание в машине, ключ извлекается из замка. Затем надо запереть все двери и открыть окна в авто. Процедура замера будет выполняться с активацией и отключением батареи. Если машина оборудована противоугонной системой, она может срабатывать. Окна открываются для получения доступа в салон.
  2. Убедитесь в том, что все потребители энергии выключены. Речь идет о системе отопления, оптических приборах, освещении в салоне, автомагнитоле и т. д.
  3. Откройте моторный отсек и отсоедините от аккумуляторной батареи отрицательный зажим.
  4. Для диагностики потребуется млуьтиметр, его надо заранее настроить на работу в условиях замера тока. Подключение тестера выполняется на участке цепи в разрыв между отрицательной клеммой и минусовым выводом.
  5. Выполняется активация тестера, после чего потребитель должен снять значения утечки тока. Если она составляет от 15 до 70 мА, этот показатель считается нормальным.

Профилактические работы по десульфатации

Для десульфатации могут использоваться специальные ЗУ, при отсутствии такого прибора выполнить задачу можно обычным зарядником:

  1. Перед постановкой на зарядку выполняется визуальная проверка корпуса и диагностика электролита.
  2. Зарядный прибор подключается к батарее. Потребуется такое ЗУ, которое сможет контролировать напряжение и величину тока. Первый параметр выставляется на 13,9-14,3 вольта, а второй — на 0,8-1 ампер. ЗУ активируется, в таком положении батарея должна заряжаться не менее восьми часов.
  3. Затем ЗУ отключается и батарея должна простоять не менее суток.
  4. Зарядный прибор опять подключается к АКБ, только значение тока надо настроить на 2-2,5 ампера. Процедура зарядки выполняется в течение 8 часов. В итоге величина напряжения устройства, а также плотности увеличится. Если это так, то процесс десульфатации начат успешно.
  5. Затем на батарею подается небольшой ток разряда. К АКБ можно подсоединить источник освещения, к примеру, от дальнего света. В таком положении батарея оставляется на 8 часов.
  6. Выполняется подзарядка устройства, величина тока составит от 0,8 до 1 ампера. Затем АКБ оставляется на сутки без нагрузки и повторяется процедура его повторного заряда и разряда. Выполнять эту задачу надо до тех пор, пока значение плотности не будет увеличено до 1,27 г/см3.

Владислав Резанов подробно рассказал обо всех нюансах, которые надо учитывать при выполнении процедуры восстановления и десульфатации пластин.

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Тренировка устройства подразумевает использование методов глубокого разряда малыми либо циклическими токами с последующим восстановлением. Допускается использование сторонних устройств, специально предназначенных для этого. Процедуру тренировки рекомендуется выполнять дважды в год.

Как обслуживать необслуживаемые АКБ?

Нюансы, которые надо учесть при проведении техобслуживания необслуживаемых изделий:

  1. Диагностика состояния корпуса. Надо определить возможные дефекты и повреждения устройства. Не допускается наличие подтеков электролита.
  2. Диагностика и выполнение ремонтных работ дренажных каналов. Надо произвести их очистку от грязи и пыли.
  3. Определение места утечки рабочего раствора.
  4. Удаление остатков и подтеков щелочной кислоты либо других кислотных образований.
  5. Обработка клемм АКБ, их смазывание с помощью смазочных материалов. Это позволит не допустить быстрого разрушения и увеличить ресурс использования.
  6. Проверка состояния клемм АКБ.

Меры безопасности

Меры безопасности, которые надо учитывать при осуществлении действия по техобслуживанию:

  • перед выполнением задачи потребитель должен приготовить защитные очки и перчатки;
  • все процедуры по обслуживанию выполняются в качественно проветриваемых помещениях;
  • все работы с кислотными составами и щелочами выполняются в перчатках из плотного материала;
  • АКБ надо ставить на сухую поверхность, предварительно очищенную от грязи;
  • не допускается попадание рабочего раствора АКБ на кожу потребителя.

Видео «Нюансы обслуживания автомобильных батарей»

Аккумуляторщик рассказал о нюансах технического обслуживания и наглядно показал процедуру диагностики и возобновления параметров батареи.

avtozam.com

Как обслуживать аккумулятор автомобиля - маленькие советы автомобилисту

В современных автомобильных реалиях устоялось мнение, что автомобильный аккумулятор – это вещь которая не нуждается в периодическом обслуживании и профилактике. Это «расходник», непостоянная деталь, которую легче выкинуть и купить новую, чем привести в порядок небольшую неисправность. Но при должном отношении, срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов может превышать средний на несколько раз. Для этого очень важно знать, как обслуживать аккумулятор автомобиля, а также возможные случаи, когда его можно успешно починить. В этом материале мы разберемся о деталях и нюансах ухода за этой важной составляющей стабильной езды.

Автомобильная аккумуляторная батарея

Что влияет на срок службы аккумулятора автомобиля

Такой сложный механизм и составляющая автомобиля по своему принципу имеет несколько важных факторов, от которых зависит общая работоспособность отдельно взятой батареи. Чтобы понять, как обслуживать аккумулятор, нужно разобрать каждый пункт по отдельности:

  • уровень заряда. Важный фактор, от которого напрямую зависит долгосрочность работы. Чтобы его повысить, старайтесь держать степень заряженности на высоком делении как можно больше. Следите за уровнем заряда. Не брезгуйте сетевой зарядкой.
  • температура работы. От её уровня напрямую зависит пусковая способность батареи. При воздействии холодных температур на разряженный аккумулятор, электролиты в нем могут просто замерзнуть. В летнее время, это чревато испарением жидкости из электролита. В будущих статьях мы расскажем о том, как долить электролит в аккумулятор.
  • электроника автомобиля. Это, наверное, наиболее важный пункт. Неисправный генератор подающий слишком высокое напряжение разрушит батарею, в результате «перекипания» последней. Излишняя зарядка также разрушает структуру электродов внутри аккумулятора.
  • коррозия и сульфатация. От подобных процессов не застрахован никто. Проявляется она в результате постоянной работы и является следствием эксплуатации. Уберечь себя от коррозийного проявления можно дополнительным уходом и использованием добавки дистиллированной воды при обслуживании батареи. Десульфатация аккумулятора может проводиться даже в домашних условиях, что безусловно увеличит сроки хранения и использования АКБ.
Устройство автомобильного аккумулятора

Маленькие советы автомобилисту по обслуживанию аккумулятора

Любой процесс по обслуживанию того или иного приспособления (в том числе автомобильного аккумулятора) начинается с диагностических манипуляций, и продолжается (в зависимости от получаемых результатов) соответствующими действиями. О подобных действиях, а также о способах выявления проблемы мы подробнее опишем по порядку.

Визуальный осмотр аккумуляторной батареи

АКБ, как и любую другую составляющую автомобиля, необходимо держать в чистоте. Поэтому при осмотре следует обращать внимания на наличие повреждений разного уровня и характера. В процессе осмотра приучите себя к профилактической очистке батареи. Помимо удаления грязи и пыли, рекомендуется протирать поверхность смесью пищевой соды и воды (в расчёте 1 ч. ложка на 200 мл). Такой содовый раствор идеально справляется с процессами нейтрализации кислоты на корпусе аккумулятора.

О целостных нарушениях поверхности корпуса будут сигнализировать подтёки электролита, в виде токопроводящей пленки на самой поверхности аккумулятора. Подобные излияния также могут являются причиной быстрой саморазрядки АКБ, такая батарея требует ремонта или замены.

Обслуживание аккумулятора автомобиля должно быть регулярным

Проверка уровня заряда автомобильного аккумулятора

Как правило с этим пунктом у водителей трудностей не возникает. Простая методика проверки заключается в проверке уровня заряда специальными приспособлениями: вольтметром и мультиметром. Для этого, клеммы автомобиля отсоединяются от батареи, а вместо них накидывают щупы от приспособлений.

Стандартом для значения напряжения принято считать 12.6 – 12.9 В. При более низких значениях необходимо установить такой аккумулятор на дозарядку от сети. При экспуатации подобной батареи есть высокий риск ускорить сульфатацию и снизить эксплуатационный срок.

Проверка уровня и плотности электролита в аккумуляторе

Удобность этой проверки заключается в её возможности, не снимая при этом батарею с машины. После снятия крышки аккумулятора, вооружившись корпусом от обычной шариковой ручки (прозрачной), окунаете корпус до соприкосновения с электролитом, таким образом, чтобы один конец был закрыт. В норме, высота следа от электролита должна быть более 10 мм. Некоторые аккумуляторы размещают на корпусах информационные панели, показывающие состояние плотности.

Проверка плотности электролита осуществляется с помощью приспособления под названием денсиметр. Температура при этом должна быть не ниже 25 градусов тепла за Цельсием. Ничего тяжелого в измерении нет. Необходимо просто окунуть корпус денсиметра (наконечником вниз) в заливное отверстие. Важно чтобы ареометр при замерах не касался стенок батареи. Далее производиться предварительные замеры. За норму, в зависимости от климатической зоны принято брать значение в 0,15-0,16 (при полном заряде батареи).

Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее

Проверка тока утечки аккумулятора автомобиля

Манипуляция схожа с проверкой уровня заряда, однако имеет различия. Повторить всю операцию нужно при установленной батареи на авто, и со включенным двигателем. Совет: используйте все те мультимедийные операции, к которым вы обычно прибегаете во время езды (радио, кондиционер, дворники). Значения уровня напряжения должно соответствовать 13 - 14.4 В.

Зарядка аккумулятора сетевым зарядным устройством(ЗУ)

Специалисты рекомендуют прибегать к зарядке от сетевого устройства хотя бы 1 раз в 3 месяца. Для сохранения целостности электролитов лучше подзаряжать батарею используя переходимый генератор. Проводить зарядку можно в авто режиме, лучше всего при бесперебойном напряжении.

Десульфатация аккумулятора

Существуют несколько действенных методов, среди которых основными являются: химический и электрический способ десульфатации. В первом случае применяют раствор Трилона Б. Его заливают в батарею и оставляют на некоторое время. В основе электрического метода используют активное возбуждение электродов внутри АКБ импульсным током с высокой амлитудой, или же с помощью многоразовой зарядки.

Как продлить срок службы аккумулятора

Учитывая особенности АКБ, которые были описаны чуть выше, вы можете активно применять накопленные знания в процессе профилактики и ухода за собственным автомобильным аккумулятором. Почти все описанные методы воздействия на АКБ (кроме стимуляции импульсным током) можно провести в домашних условиях. Осмотр и диагностика проводится даже в далеких от «родного» гаража местах (при необходимости). Такие нехитрые методы как десульфатация и проверка тока и уровня плотности, не требуют особых знаний или многолетнего опыта.

Держите уровень заряда как можно выше, не подвергайте АКБ (и авто в целом) воздействиям экстремальных температур, очищайте и ухаживайте за поверхностью и наполнением аккумулятора, а также следите за постоянным переменным напряжением, исходящим из автомобиля. Следование этим простым правилам способствует долголетию вашего АКБ и исправной службы.

automotolife.com

измерение уровня и плотности электролита

Основная масса транспортных средств не зависимо от модели, года выпуска и производителя комплектуется такой необходимой деталью как аккумуляторная батарея. Это одна из разновидностей обычного электрического аккумулятора. Главная функция этого устройства является обеспечение электрическим током всех систем и механизмов машины или мотоцикла при неработающем бортовом генераторе.

Аккумулятор используется в следующих случаях:

  • подача электропитания для системы зажигания при первом запуске двигателя;
  • снабжение электрическим током бортовых систем автомобиля или мотоцикла при неработающем силовом агрегате;
  • обеспечение дополнительного электропитания для автомобильных устройств при запущенном генераторе.

Содержание статьи

Принцип работы аккумулятора в автомобиле

Основным принципом работы аккумулятора, по законам физики, является процесс создания напряжения между контактными пластинами, помещенными в специальный раствор. Изначально контакты в аккумулятора изготавливались из меди и цинка, однако они были недолговечны и быстро разлагались в процессе работы.

Честь создания этой схемы, которая в несколько видоизмененном виде дошла и до наших дней, принадлежит французу по фамилии Плант Он впервые продемонстрировал работающий прототип еще в 1859 году.Современная аккумуляторная батарея для питания электрической сети автомобиля состоит из множества различных элементов, помещенных в высокопрочный корпус, изготовляемый из полипропилена. Внутри корпус разделен на несколько ячеек, заполняемых электролитом.

В каждую из ячеек аккумулятора помещают пластины из свинца, имеющие различную полярность, которые покрываются специальным химическим реагентом, необходимым для возникновения электрического тока. С целью предотвращения короткого замыкания пластины должны быть изолированы друг от друга специальным материалом.

В целях удобства использования и обслуживания, в базовую конструкцию батареи могут вноситься отдельные незначительные изменения и усовершенствования.

Виды аккумуляторных батарей

Есть следующие типы автомобильных аккумуляторов:

  1. обслуживаемые;
  2. мало обслуживаемые;
  3. гибридные;
  4. не обслуживаемые.
  • Обслуживаемые. Данный тип аккумуляторной батареи для автомобиля практически вышел из эксплуатации и чрезвычайно редко встречается в розничной продаже. Обычно, это модели отечественных производителей. От других разновидностей аккумуляторов (особенно иностранного производства) их отличает большое количество недостатков, сказывающихся на удобстве эксплуатации.

К недостаткам обслуживаемых аккумуляторов можно отнести хрупкий незащищенный корпус (чаще всего производился из эбонита), который для изоляции покрывался специальным веществом, теряющим свои свойства при резких колебаниях температуры окружающего воздуха. Это причина резкого падения заряда батареи в зимний период. Это же являлось причиной падения уровня жидкости в емкостях, что требовало ее постоянного восполнения.

  • Малообслуживаемые. Наиболее часто встречается в современных автомобилях. Обычно такие аккумуляторы характеризуются весьма прочным корпусом из различных видов пластика. В процессе эксплуатации требуют контроля уровня электролитической жидкости и ее восполнения примерно один раз на 30 тыс. километров пробега. К плюсам можно отнести их довольно умеренную стоимость.
  • Гибридные. Гибридные автомобильные аккумуляторы являются одной из модификаций предыдущего вида батарей. Но имеют существенное отличие: контактные группы в ячейках состоят из разных металлов, что позволяет достичь определенных преимуществ, а именно:
    1. высокий уровень тока в процессе пуска двигателя;
    2. малый расход жидкости в батарее;
    3. долгий срок жизни и неприхотливость.

Гибридные автомобильные батареи являются редкостью и не пользуются большим спросом из-за высокой цены.

  • Необслуживаемые. Конструкция таких батарей не предусматривает контроля и восстановления уровня воды в ячейках, в связи с чем на корпусе отсутствуют необходимые отверстия. Однако для правильного использования необслуживаемых автомобильных аккумуляторов необходимо следить за иными узлами и механизмами автомобиля, которые являются частью электрической системы. Важно регулярно контролировать состояние ремней, следить за исправностью генератора и всей электропроводки машины. Сочетание удобства и дешевизны делает их идеальным выбором для автовладельца, если он уверен в техническом состоянии своего железного коня.

Обслуживание автомобильных аккумуляторов

Долгая и качественная работа автомобиля зависит от технической исправности всех его частей, узлов и механизмов. Это же относится и к аккумуляторной батарее. Аккумулятор требует внимательного к себе отношения и своевременного проведения обслуживающих мероприятий.

Измерение уровня электролита

Если в вашем автомобиле установлен аккумулятор требующий обслуживания,то для продления срока службы нужно регулярно замерять уровень электролитической жидкости в отсеках батареи.

Для этого достаточно сверится с отметками на корпусе, отмечающими максимальный и минимальный уровень жидкости.

В случае их отсутствия можно воспользоваться специальной стеклянной трубкой нужного размера. Для этого:

  • откройте пробку ячейки батареи;
  • погрузите трубку в соответствующее отверстие;
  • закройте верхний срез трубки пальцем и извлеките ее наружу;
  • установите уровень жидкости в трубке.

Уровень жидкости в трубке должен находится не ниже 12 мм и не превышать 15 мм. В случае необходимости можно восстановить необходимое количество путем добавления дистиллированной воды.

Измерение плотности электролита

Для правильного течения химических процессов по выработке электрического тока в батарее важно контролировать плотность электролита в аккумуляторе. Она должна соответствовать величине, указанной в технических характеристиках аккумулятора.

Для этой цели применяется специальный прибор — ареометр. Он представляет из себя стеклянную колбу с резиновой грушей на конце, внутрь которой помещен поплавок.

Для определения плотности раствора нужно провести следующую последовательность действий:

  1. открыть пробки аккумуляторной ячейки;
  2. выпустить воздух из колбы, сжав грушу на ее конце;
  3. погрузив кончик колбы в отверстие на аккумуляторе отпустить грушу, в результате чего ареометр заполнится электролитом;
  4. получить значение плотности жидкости в аккумуляторе, которое указано на делениях поплавка
  5. сверить получившуюся величину с указанной в документации батареи.

Плотность электролита в аккумуляторе зависит от модели и производителя, но обычно составляет 1,24 кг/л. При эксплуатации устройства в суровых климатических условиях плотность может быть несколько повышена.

Если цифры, полученные в результате ваших измерений ниже, чем необходимо, следует долить требуемое количество дистиллированной воды и поставить аккумулятор на зарядку.

Напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора должно составлять 12,6 Вольт. Это свидетельствует о правильной работе аккумуляторной батареи и ее готовности выполнять предусмотренные функции по питанию бортовой системы автомобиля.

Меры безопасности при обслуживании

Работа с аккумуляторными батареями довольно опасная процедура и требует соблюдения определенных мер безопасности:

  1. использование защитных перчаток и очков;
  2. работа в хорошо вентилируемых комнатах;
  3. соблюдение строгой процедуры работы с кислотами и щелочами;
  4. соблюдение мер пожарной безопасности.

Долгая и качественная работа аккумулятора — гарантия исправной работы всех систем и механизмов автомобиля. Электроэнергия, вырабатываемая батареей, необходима для запуска двигателя, питания электронных компонентов и множества других целей.

Пользуясь советами, приведенным выше, любой автолюбитель сможет самостоятельно провести работы по обслуживанию аккумуляторной батареи, что гарантирует ее безотказную службу на протяжении длительного времени.

Делитесь своей информацией и советами в комментариях, а также можете поделиться этой интересной статьей со своими друзьями в социальных сетях!

Рекомендуемые статьи:

enjoy-cars.ru

Как обслуживать аккумулятор автомобиля

Чтобы обеспечить АКБ «долгую и счастливую жизнь»

Опытные водители за долгие годы работы выработали несколько основных правил ухода за автомобильными аккумуляторными батареями. Если регулярно выполнять эти несложные правила, то можно быть уверенным в стабильной работе АКБ и в продлении срока её службы. Какие типы аккумуляторов используются на современных автомобилях и как их правильно обслуживать? Подробности далее.

Аккумулятор автомобиля: об устройстве

АКБ (Аккумуляторная кислотная батарея) – это вид аккумулятора электроэнергии, который используется на транспортных средствах. На электротранспорте АКБ являются основным источником энергии и называются поэтому «тяговыми». А на обычных транспортных средствах это вспомогательный источник энергии.

Аккумуляторная батарея автомобиля предназначается для выполнения нескольких ключевых и целого ряда дополнительных функций. В первую очередь, АКБ – это источник питания для запуска стартера двигателя, для автомобильной светотехники (фар, указателей поворота, стоп-сигналов). Аккумулятор обеспечивает бесперебойным питанием все электроприборы в автомобиле: лампы освещения салона и багажника, электростеклоподъёмники, магнитолу, систему сигнализации и т.д. Также АКБ поддерживает генератор при повышенных нагрузках.

В современных транспортных средствах используются аккумуляторы свинцово-кислотного типа. Это контейнер, который состоит из шести отдельных секций (в простонародье – банок), последовательно объединённых в одну батарею. Каждая из секций – это отдельный источник питания, вырабатывающий порядка 2,1…2,2V. Внутри каждой банки находятся залитые электролитом свинцовые пластины, положительные и отрицательные, отделённые друг от друга.

Электролит – это смесь дистиллированной воды и серной кислоты, имеющая плотность в пределах 1,23-1,31 г/см³. Чем выше плотность электролита, тем более морозостойким является аккумулятор. Разработаны также новые автомобильные АКБ, сделанные по прогрессивной AGM-технологии. В них электролит абсорбирован в стекловолокне. Есть также гелевые аккумуляторы, в которых электролит сгущается до гелеобразной консистенции силикагелем.

Вольтаж. Стандарты. Обслуживаемые и необслуживаемые АКБ

До конца 40-х годов все серийные автомобили в мире оснащались шестивольтовыми аккумуляторами. Сейчас такие можно встретить только на лёгкой мототехнике. На всех современных машинах и мотоциклах с бензиновыми двигателями и лёгкой дизельной технике используются аккумуляторы 12V, а на тяжёлых дизельных транспортных средствах – 24-х вольтовые (либо две последовательно соединённые 12-ти вольтовые АКБ).

В наше время в розничной продаже не встретишь стандартных автомобильных аккумуляторов, какими они были в Советском Союзе. Тогда все АКБ для автомашин изготавливались по одному стандарту и их можно было обслужить полностью; разобрать, в буквальном смысле, по частям. Банки, наполняемые электролитом, помещались в крепкий эбонитовый корпус чёрного цвета и заливались мастикой. Сейчас на рынке просто нереально большое количество производителей АКБ, и автомобильные аккумуляторы не делаются по какому-либо определённому стандарту. Хотя ГОСТ соответствующий и имеется: ГОСТ 53165-2008 действующий с 01.07.2009 года.

Обслуживать современные аккумуляторы нужно, будучи в курсе по поводу их некоторых особенностей, в которых нет ничего сложного. К примеру: если в батарее нет возможности доливки дистиллированной воды, то следует периодически применять зарядные устройства, которые будут поддерживать нужный уровень напряжения. Такое профилактическое обслуживание делается для того, чтобы, аккумуляторная батарея служила как можно дольше и не «села» раньше времени.

Современные автомашины комплектуются  надёжными аккумуляторы с долгим рабочим ресурсом и, соответственно со значительными сроками эксплуатации. Новый аккумулятор служит порядка пяти лет (разумеется, при условии, что автомобиль используется регулярно, без длительных простоев). Если же обеспечить АКБ своего автомобиля должный уход, то она прослужит ещё дольше. В то время как полное отсутствие обслуживания аккумулятора вполне может вызвать его неисправность и необратимые процессы, которые сделают невозможным его дальнейшее использование: сколько не заряжай – толку не будет.

По принципу необходимости обслуживания автомобильные аккумуляторы делятся на обслуживаемые (иногда в качестве подкатегории здесь обозначаются ещё «малообслуживаемые») и необслуживаемые (в тексте ГОСТа названные «безуходными»). Необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи, в отличие от обслуживаемых, не имеют специальных технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита. В случае критического падения уровня жидкости или критического же снижения плотности такой аккумулятор просто подлежит замене исправным. Что и предлагают многочисленные (в любом крупном городе) конторы, которые по одному звонку приедут к вам с новым аккумулятором, «с доставкой на дом». И продадут его вам, с учётом скидки за старый, который они заберут на восстановление.

Уход за обслуживаемыми аккумуляторами

Обслуживаемые аккумуляторы нуждаются в регулярном контроле состояния электролита и регулярно проводимой подзарядке при помощи стационарного зарядного устройства. Периодически необходимо контролировать уровень электролита в каждом из шести отсеков и определять его плотность с использованием ареометра. В данном приборе для этого предусмотрен ряд поплавков с разным удельным весом, и груша для заполнения корпуса.

Итак, АКБ обслуживаемого типа имеют специальные технологические отверстия для заливки электролита, плотно закрытые пробками. У необслуживаемых автоаккумуляторов таких технологических отверстий нет.

Проверка уровня электролита производится визуально, либо с использованием специальной мерной трубки. В случае падения уровня – в банки-секции доливается дистиллированная вода, которая продаётся в любом магазине автозапчастей или в аптеке. Плотность электролита замеряется ареометром и по ней оценивается уровень заряда. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 свидетельствует о снижении заряда на 6 процентов. Исправность аккумулятора проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Рабочей батарея считается в том случае, если напряжение не падает в течение минимум пяти секунд.

В особенно жаркое время года снизить быстрое испарение воды в аккумуляторе можно, если капнуть в каждую его секцию по паре капель автола. Единственное предупреждение: при этом надо чётко контролировать уровень электролита, чтоб он не опускался до того уровня, когда оголятся верхушки свинцовых пластин.

Уход за необслуживаемыми АКБ

Cовременные необслуживаемые «кальциевые» аккумуляторы обладают низким саморазрядом, не требуют особенного ухода. В то же время, они не терпят глубоких разрядов (к примеру, при коротких поездках в зимние морозы, или же при длительной стоянке автомобиля).

А вот для обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ, которые сейчас практически не производятся, глубокий разряд не является столь губительным. Но такие типы аккумуляторов требуют доливки новых порций дистиллированной воды (при исправном электрооборудовании и среднем пробеге это нужно делать примерно 1 раз в 4-7 месяцев).

 

Необслуживаемые автомобильные АКБ – это вовсе не значит, что такой аккумулятор совершенно не требует никакого ухода. Чаще всего, в современных необслуживаемых автоаккумуляторах имеется встроенный ареометр (прибор для замера уровня электролита), в виде индикатора, по цвету которого можно узнать плотность электролита. Зелёный поясок свидетельствует о нормальной плотности, красный или белый – о низкой (батарея подлежит замене). Также и в необслуживаемых аккумуляторах нужно периодически контролировать уровень электролита по меткам на их корпусах.

Общие (для всех типов аккумуляторов) правила ухода за ними

На всех без исключения автомобильных АКБ кислотой необходимо регулярно осуществлять контроль за герметичностью их корпуса и заливных пробок; содержать в чистоте специальные дренажные отверстия. В случаях появления признаков подтекания электролита нужно устранить течь. И не забыть тщательно промыть корпус и аккумуляторный отсек автомобиля нейтрализующим щелочным составом (содой, проще говоря). Нельзя опускать недозаряда аккумулятора при поездках (для этого нужно следить за работой генератора). Без промедления обращаться к автоэлектрику, если обнаруживаются какие-либо отклонения в работе любого электрического оборудования из того «арсенала», что имеется «на борту» автомобиля.

Также необходимо периодически качественно очищать и немного смазывать клеммы (литиевой смазкой). Тем самым достигается удаление постепенно нарастающих окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов и защита клемм от электрокорозийного разрушения. Нужно проверять также, не ослабло ли крепление клемм.

Раз в полгода надо подзаряжать автомобильную аккумуляторную батарею при помощи стационарного зарядного устройства от сети (это в особенности важно для возрастных аккумуляторов). Если зима морозная, то не помешает и ежемесячная подзарядка АКБ сетевым устройством. Постоянно нужно следить за внешним видом аккумулятора, обтирать его корпус ветошью, смоченной в содовом растворе, удалять возникающие загрязнения.

Периодически нужно практиковать проверки напряжения на клеммах АКБ при работающем на холостом ходу двигателе. Данная процедура позволяет определить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5V до 14,5V, то это означает, что агрегат исправен и работает в штатном режиме. Отклонения от указанных параметров говорят об износе генератора и необходимости его диагностики для устранения неисправности. И после ремонта нужно тоже повторить контрольные мероприятия, в разных режимах работы. В том числе и при включенных фарах и иных потребителях электрической энергии.

В случаях, если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 V, то это уже то значение, которого будет недостаточно для запуска двигателя. Такую аккумуляторную батарею необходимо заряжать.

Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то обязательно нужно отключить массу. Данное простое действие позволит избежать естественного саморазряда аккумуляторной батареи.

Имеет немалое значение и проверка надёжности крепления батареи, своевременная, при необходимости, подтяжка гаек или болтов. Разболтанные крепления и «пляшущий» в ходе поездки аккумулятор создают условия для повреждения корпуса и (или) подтекания электролита.

Факторы, влияющие неблагоприятно на АКБ

Необходимость в проведении описанных выше регламентных работ по уходу за АКБ обуславливается следующими факторами. Они неизбежно возникают в процессе эксплуатации автомобиля. Так, всегда возможны:

  • отклонения параметров заряда из-за неисправностей генератора;
  • потеря заряда из-за длительного простоя транспортного средства с неотключенным аккумулятором;
  • низкие температуры воздуха на улице приводят к падению плотности электролита и уровня заряда, до значения, при котором невозможен запуск двигателя стартером.

Обслуживание сухозаряженного аккумулятора. Восстановление АКБ

В случае приобретения сухозаряженной АКБ её потребуется заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см3 до установленного уровня. Не ранее, чем через двадцать минут и не позднее, чем через два часа, проводится проверка ареометром.

Если падение плотности не превышает 0,03 г/см3, то аккумулятор можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. В противном случае необходимо ещё подключить зарядное устройство. Ток электрозаряда при этом не должен превышать 10-ти процентов от номинального значения. Процедура проводится вплоть до появления обильного выделения газов в банках. После этого повторно контролируется плотность и уровень, при необходимости в банки ещё доливается дистиллированной воды.

После чего вновь подключается зарядное устройство (на полчаса), для равномерного распределения электролита по всему объёму секций-банок. После этого автоаккумулятор уже точно готов к применению и может быть установлен на машину для длительной эксплуатации.

Восстановление автоаккумулятора осуществляется её зарядкой малым током в течение длительного времени. Если по прошествии долгого времени плотность электролита начинает увеличиваться, то это признак положительного результата восстановления. При продолжении заряда вполне возможно его повышение до необходимого для нормальной работы уровня.

В случаях, когда пластины АКБ находятся в рабочем состоянии, то можно произвести повышение плотности электролита добавлением серной кислоты с удельным показателем в 1,4 г/см3. Реанимировать полностью разряженную аккумулятроную батареи легко в специализированной мастерской. Для этого используют специальную методику зарядки в дистиллированной воде.

Итоги и резюме

Итак, текущее обслуживание аккумулятора автомобиля должно, в любом случае, проводиться регулярно. Его периодичность определяется с учётом интенсивности эксплуатации машины и тех условий, в которых она работает. Так, состояние АКБ следует контролировать как можно чаще в том случае, если машина эксплуатируется в экстремальных погодных и (или) дорожных условиях.

В любом случае, если автомобиль эксплуатируется регулярно, то пару раз в месяц нужно производить визуальный осмотр автоаккумулятора. После которого удалять с его корпуса солевые, масляные и иные загрязнения содовым раствором. Подтёки электролитического состава образуют плёнку, которая способствует проведению электротока и быстрому саморазряду. Вот почему их необходимо удалять.

Раз в несколько месяцев следует замерять степень заряженности аккумулятора. Этот показатель устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. Напряжение полностью заряженного автоаккумулятора составляет 12,6 V. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, не сто́ит. Ведь процесс сульфатации тем самым будет лишь развиваться по нарастающей.

Напряжение измеряется и при заведённом моторе, а также задействованных печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 V. Как уже отмечалось выше, такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит и зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Порой на аккумуляторе написано, что он необслуживаемый, но при этом, как ни странно, доступ к внутренней полости секций всё же есть. В данном случае фальш-крышки при их откручивании оказываются самыми настоящими, и в банки можно аккуратно доливать, при необходимости, дистилированную воду.

Выполняя описанные здесь простые правила обслуживания автоаккумулятора, можно потратить на это совсем немного времени, а срок службы АКБ продлить в 1,5-2 раза.

tractorreview.ru